Записи в разделе 'Свобода воли'
Мировая война – ради одного щелчка в сознании

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если все этапы моего пути предопределены, то могу ли я изменить как-то события своей жизни посредством свободного выбора? Чем будет отличаться моя жизнь с каббалой от жизни без каббалы?

Ответ: Различие кардинально.

Допустим, я не хочу учиться в школе. Как следствие, я получаю от родителей "по полной программе". Так и здесь: я ломаю ногу, страна вступает в войну, происходят катаклизмы – то же самое "родительское воздействие", только более существенное. И посредством этих бед, либо после них я все равно выполню то, что требуется. Причем, если в школе мне иногда удавалось ускользать от наказания, то здесь поблажек нет, деться мне некуда.

Я нахожусь между путем Торы и путем страданий, и этот выбор меняет всю мою жизнь. По сути, речь идет о разнице между жизнью и смертью, хотя для нас это выражается в тех или иных страданиях. Кто-то хотел выиграть в лото миллион, а выиграл только сто тысяч. Ну а кто-то пятнадцать лет был прикован к кровати. И то, и другое – страдания.

Вопрос: И все-таки, обязательно ли мне, скажем, ломать ногу?

Ответ: Если лишь это изменит твое отношение к цели творения, то да. Однако ты можешь пойти путем ускорения, исправить свое отношение, и тогда тебе не потребуется ломать ногу. Ведь ты поднимаешь страдания с животного уровня на человеческий.

Светá и сосуды должны противостоять друг другу. На животном уровне это выразится, скажем, в переломе ноги, или в потере зарплаты, или в пожаре, или в тяжелой болезни и т.д. Но если ты поднимаешь страдания на человеческую ступень, то переживаешь и сожалеешь о том, что неспособен на отдачу. Теперь это – твоя беда, от этого ты страдаешь. Свет, возвращающий к Источнику, придает тебе такое ощущение, и тебе больше не нужны материальные несчастья. 

При этом материальных бед требуется во много крат больше, чем духовных. К примеру, проболеть тысячу лет, не вставая с кровати – все равно что испытать одно мгновение страданий любви: "Почему я не люблю Творца?" Такова разница между ступенями. Что может сделать маленький ребенок, по сравнению с взрослым, если в доме гаснет свет? Это несравнимо.

Взгляни, как распространяется кризис: от него никто не защищен и не застрахован. Миру грозят ужасные страдания, призванные сломить человека, чтобы всего-навсего переключить маленький рычажок в его логике. И тогда, после Третьей мировой войны, он обнаружит, что находится под воздействием Природы. Затем Четвертая мировая война переключит еще один рычажок: "Ага, я должен пребывать в равновесии с Природой". Пятая мировая покажет ему необходимость отдачи ближнему, для того чтобы прийти к гармонии с Природой. И так далее.

Чудовищные катастрофы, годы бедствий – помогут всего-навсего переключить то, что свет переключил бы за несколько месяцев. А при грамотном обучении человек за месяц понял бы, что у него нет другого выхода. И потому мы должны как можно быстрее донести до мира наше послание.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 15.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откликнуться на зов Творца

Беды второгодников

Мировая война или мировое поручительство

Точка выражения свободы воли

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Семинар №1

Почему состояние единства, любви, взаимопомощи должно быть важно для нас? Потому что мы таким образом пропагандируем его себе, друг другу, играем в то, чтобы возвысить такое состояние раньше, чем нас к нему будут подгонять страдания сзади.

Мы специально рисуем перед собой такую выдуманную радужную, хорошую картину. Мы этой картины не видим, но можем сделать так, чтобы группа могла подействовать на каждого таким образом, что он будет этого желать. С помощью зависти, ревности, поражения в гордости, человека можно заставить двигаться вперед раньше, чем меня будет подталкивать сзади. И я хочу, чтобы меня заставили!

Ведь если страдания подталкивают меня сзади – это плохо, я хочу двигаться вперед сознательно. Я строю группу, в которой все выражают мнение, что слияние – это хорошо, что единство – это хорошо, и мы таким образом приближаемся к Творцу, мы сами сознательно идем вперед.

Вопрос: Так где же здесь свобода воли? Ведь даже если мы убегаем от ударов сзади, устремляясь сознательно вперед и желая быть связанными с Творцом, мы всё равно действуем, исходя из нашей животной эгоистической природы. Каким образом можно действительно оторваться от нее, чтобы поступать не как эгоисты, а подняться на уровень Творца независимо от своего эгоизма? Где здесь мое возвышение над своей животной природой?

В чем заключается наше добровольное участие? Как мы можем сделать так, чтобы мы не были подталкиваемы страданиями или притягиваемы наслаждениями, а чтобы были выше этого? Потому что понукание кнутом или пряником – это животное состояние, животный уровень развития. Как нам подняться выше животного уровня развития, стать сознательно развивающимися? 

Ответ: Здесь мы, наконец, осознаём, что Творец приготовил нам такое прекрасное условие как группа, – не просто способ перехода от любви к товарищам к любви к Творцу, а именно место реализации нашей свободы воли, когда ты, вроде бы, не чувствуешь никакой зависимости от товарищей. Ведь к Творцу у тебя может быть особенное отношение, ты зависишь от Него и не можешь никуда от этого деться, – а от товарищей ты не зависишь. Здесь и возникает возможность идти вперед на правильном отношении к единению с товарищами так, чтобы ничего не получать взамен!  

Здесь мы и начинаем, наконец-то, постигать особое условие, когда Творец разбил одно единственное творение на множество частей и дал им возможность соединяться между собой, и именно в этом соединении, не испытывая никаких побуждений: ни хороших, ни плохих, – они и могут выразить свою свободу воли. И тогда у них есть возможность приподняться над своей природой. Именно тогда!

Из 1-го семинара конгресса в Грузии, 05.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный треугольник

Вариации на тему о свободе воли

Как слепцам найти правильную дорогу?

Вариации на тему о свободе воли

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №3

Вопрос: Известно, что у животных нет свободы воли. Мы тоже пока находимся на животном уровне. Но как же возвышаться над собой, если у меня нет свободы воли?

Ответ: Если человек заранее говорит, что у него нет свободы воли, то он сразу же становится животным, и у него нет никакой возможности действовать.

Допустим, я нахожусь в полностью замкнутой системе, которая на меня воздействует: мысли не мои, слова не мои, желания не мои, движения не мои, все, что я делаю, – это не я. И вообще я – не я, а какой-то включенный механизм. И что от него требовать? Тогда я просто буду сидеть и ничего не делать. Если надо, то меня выгонят на работу, если надо, так меня заставят действовать. А пока не заставляют, я ничего не буду делать. Это и называется состоянием неживой природы, ведь пока на камень ничего не воздействует, он будет находиться на одном и том же месте.

Растительный уровень уже предполагает свою свободу воли – в каком-то внутреннем движении. Животный уровень – еще больше. Но все они не свободны, а полностью управляемы инстинктами, то есть ими полностью управляет природа.

Человеком природа тоже управляет, но дает ему постоянное возвышение за счет растущего земного эгоизма. Этот земной эгоизм уже управляется не напрямую, как животным. То есть даже обычный человек в нашем мире все равно получает возможность каким-то образом действовать: или хорошо, или плохо. У животных этих возможностей нет, они действуют строго согласно инстинкту. У человека же есть возможность быть добрым, злым, поступать так или иначе. Но это не та свобода воли, о которой говорится в каббале. Это обычная житейская свобода воли, а не свобода воли относительно Творца, которая есть у каббалистов. 

Когда мы приходим в группу, у нас возникает еще одна свобода воли – принимать на себя методику, развиваться или нет. Если я принимаю методику – это тоже свобода воли, ведь я могу ее и не принять. Но это все еще обычная, так называемая земная свобода. 

Затем, начиная заниматься в группе, я должен играть перед своими товарищами. Я стою перед выбором, разыгрывать ли мне перед ними театр, что мы, якобы, любим друг друга, что мы объединяемся, желаем достичь цели, ведь мне надо показывать товарищам, что я их люблю, что я вместе с ними готов идти вперед. Это все уже серьезная свобода воли, здесь я выбираю свой путь, свою цель. Здесь я уже должен отдавать себе отчет: "Для чего я это делаю? Кому это надо? Мне лично? Имею я от этого какой-либо выигрыш или нет?". То есть здесь уже у человека возникает очень серьезная проблема с самим собой.

Далее, чем больше мы продвигаемся, тем больше начинаем ощущать себя в различных стесненных обстоятельствах: стоит ли мне это делать – вызвать на себя Высший свет?  Ведь во время учебы мне надо думать о том, что я хочу сейчас вызвать на себя Высший свет. Он будет на меня излучаться, он будет меня менять, я буду становиться добрее, лучше, уподобляться Творцу, находиться в свойстве отдачи. Мне это надо или нет? Это уже серьезные вопросы. Я должен вложить в это, может быть, всю свою жизнь.

О чем говорит каббала? – Ты должен заниматься, ты должен работать, ты должен быть женатым, иметь детей, вести хозяйство и прочее, прочее. Но это все – только в мере необходимости. А все остальное должно быть направлено только на то, чтобы соединиться с другими и раскрыть в этом объединении Творца. Именно в этом и заключается серьезная свобода воли. У меня есть возможность зарабатывать, развиваться, гулять. А здесь я кардинально меняю всю свою жизнь!

Посмотрите на наши группы, или хотя бы на центральную израильскую группу. Разве они  видят что-то, кроме работы и группы? В два часа ночи встают на занятия, после этого – на работу, вечером после работы опять приходят в центр, заниматься распространением, и сразу же домой спать, чтобы снова встать на занятия. И так каждый день.

Единственный выходной день у них тоже полностью занят. Остается, может быть, всего два часа отоспаться днем за неделю и всё.

То есть человек должен решать – на что он идет. А если еще его "пилят" жена,  родители и все общество вокруг, то это непростой выбор. Но это пока ступеньки обывательской, обычной, гражданской свободы воли.

А дальше появляется другая свобода воли, когда человек должен подниматься над собой, когда он идет не вопреки чужому эгоизму (дети, жена) или даже своему, но на бытовом уровне (в отпуск не пойду, не буду гулять, не буду слишком много зарабатывать, достаточно мне этого), а когда он уже начинает работать с группой и с Творцом.

Вот здесь надо вообще отказываться от своего эгоизма. Не то, что мне много не надо, и не то, что я хотел бы существовать без тела (этого многие бы хотели), а я должен отказываться от своего "я", что меня как бы нет, а все, что я могу, на 100% вкладывать в других. 

А зачем? – Нет вопроса "зачем?". Просто делать это потому, что таково желание Творца.

И что же дальше? – Ничего. Он о тебе ничего не узнает, никто вообще не будет даже знать, что ты делаешь, никто не скажет спасибо. Ты будешь все свое время и всей своей силой работать только на отдачу.

Для чего? Ни для чего. Потому что "для чего" – это уже получение, а не отдача. "Для чего" – это уже значит, что мне стоит таким образом поступать, поскольку я за это получаю либо будущий мир, либо наполнение славой и знаниями.

Поэтому здесь уже вопрос о свободе воли стоит очень серьезно. Но к этому приходят постепенно.

Из 3-го урока конгресса в Грузии, 06.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна нашей свободы

Точка свободы - начало души

Полюса моего выбора

Тайна нашей свободы

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек (Адам) – это новое действие, новое творение, развивающееся согласно внутренней программе, которая была заложена еще в изначальной "капле семени". К этой программе, т.е. к форме, данной отцом, добавляется материал от матери. Тогда программа начинает реализовывать, проявлять себя, и материал принимает форму Человека.

Человек рождается от матери, подобно животному. Однако мы говорим о нашем внутреннем строении, о том, как мы духовно рождаем себя. И здесь перед нами стоит особое условие: мы сами должны составить свою форму.

Вопрос: Но разве животное на это способно?

Ответ: Животное остается животным. Оно не может стать Человеком. Оно – та основа, над которой он формируется. В целом, неживая, растительная и животная природа – это платформа, над которой мы выстраиваем форму Человека.

Вопрос: Кто же ее выстраивает?

Ответ: Та "капля семени", которая лежит над животной ступенью. В ней есть всё, кроме материала. Но когда ей добавляют материал, нужная форма не возникает автоматически, как в животном мире, – мы должны сами найти ее. В духовном мире человек порождает себя с помощью Творца.

Изначально я не знаю своей будущей, духовной формы. Я должен желать ее, искать, пробовать, идти к ней верой выше знания – насколько это в моих силах. Я действую, устремляясь к тому, что представляется мне отдачей, и эти усилия внезапно приводят меня к "находке" – к новой форме. Да, я помышлял о ней всё это время, но все-таки не мог представить себе, какова она на самом деле. Теперь же, когда форма отдачи облачается в меня, я позна́ю ее.

Как же я получил ее, не зная в точности, куда идти? Потому-то она и называется "находкой" – для меня это сюрприз, а не ожидаемый результат. 

Вопрос: В чем же состоит мой свободный выбор?

Ответ: В том, чтобы искать эту форму с помощью окружения, посредством всех возможных средств. Именно окружение выстраивает мое будущее состояние, отчеканивая его форму по принципу патрицы и матрицы, которые прессуют с двух сторон жестяную болванку, придавая ей нужную форму. Я и есть эта болванка, исходный материал, лежащий между двух частей пресса: с одной стороны – группа, а с другой – учитель и учеба.

 2012-11-11_rav_bs-akdama-pri-hacham_lesson_02

И суть в том, что я сам помещаю себя под давление этого пресса. Я готов принимать различные формы и хочу лишь отменять себя, подобно жестянке, которой можно придать любые очертания. Так я и обретаю форму Человека.

Вопрос: Где же здесь свобода?

Ответ: Невозможно быть просто свободным – если ты свободен, то от чего-то. И на деле ты можешь быть независимым только от злого начала. Поэтому Творец изначально создал именно злое начало: гордыню, самомнение и прочие эгоистические свойства, относительно которых можно поверять себя: насколько ты способен отменять их, поступаться ими, чтобы принимать любую форму, которой требуют от тебя учитель, учеба и группа? Если ты принимаешь их "прессинг", Творец наполняет эту новую форму духом жизни. А если нет – то нет…

Когда ты хотел бы уйти из группы, но все-таки решаешь остаться, тогда ты идешь к свободному выбору. Ведь выбор состоит в том, чтобы приподняться над злым началом. И тогда ты действительно почувствуешь себя свободным.

А сейчас время еще не настало: разве можно предоставить выбор малышу, который едва научился ходить? Ведь он разобьется. Невозможно сразу создать реальность свободы – когда ты обладаешь всеми противостоящими Творцу свойствами и имеешь возможность соглашаться или не соглашаться с Ним.

Однако сегодня это от тебя и не требуется. Постепенно ты осознáешь, что пока еще лишен выбора, находясь под властью одного лишь эгоистического желания. Только оно действует в тебе, и больше ничего в тебе нет – никакой другой силы, в чем-то сопротивляющейся эгоизму, а в чем-то мирящейся с ним. Тебе еще надо идти вперед, учиться и вызывать много света, возвращающего к Источнику, чтобы обрести вторую силу.

А в итоге, оказавшись между двумя силами, ты обретешь целый мир, совершенно новые ценности, новое миропонимание. Вот тогда-то мы и поговорим о свободном выборе.

Неслучайно избирательное право у нас предоставляют с 18 лет, и не ранее. Представь себе, если бы голосовать могли десятилетние дети. Тогда баллотирующиеся политики кричали бы с экранов без всякого стеснения: "Я раздам всем сладости! Я обеспечу всю молодежь до 18 лет смартфонами последнего поколения!"

В целом, мы видим, что обычная жизнь не предоставляет человеку свободы. Да и желания такого нет. Сегодня тебе не кажется, что ты нуждаешься в выборе. Ведь по ощущениям, ты свободен. Ты не чувствуешь, что Творец полностью управляет тобой.

И потому Он обучает тебя: сначала дает эгоистическое желание, а затем ставит препятствие на пути его реализации, как будто кто-то тебе мешает. Ты еще не понимаешь, что всё идет из одного Источника, – и именно этому тебя учат.

Вопрос: Как же ускорить этот процесс?

Ответ: Посредством игры с правильным окружением, с группой. Смени расплывчатые взаимоотношения с Творцом реальными взаимоотношениями с группой. На это ты способен. Если ты хочешь с помощью окружения изменить то, как Творец обращается с тобой, – у тебя есть такая возможность. Вместо Творца, прими группу за фактор воздействия – и тебе удастся свободно управлять своей жизнью.

Мы слышим это, но еще не чувствуем. Ничего, скоро придет и осознание…

Из урока по Предисловию к книге "Плод мудрости", 11.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложить в себе Человека

В поисках себя

Система с одной степенью свободы

Свободный разум

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №1

Вопрос: Может ли каждый конкретный человек, в том числе и я, перейти на Высший уровень, апеллируя к своей натуре? Могу ли я сознательно перейти на этот уровень или только исходя из собственных чувств? Если речь идет о сознании, то различает ли каббала такие вещи как рассудок и разум?  

Ответ: Каббала говорит о том, что человеческая суть состоит из желания и мысли. Главное – это желание, ведь оно - настоящая материя мира. Желание крутит электронами и молекулами, вызывает соединение и разъединение элементов, желание – это все.

Но на неживом, растительном и животном уровнях желание выполняется инстинктивно, вынужденно. Так действуют все, в том числе и люди, которые тоже относятся к животному уровню.

Человек, начинающий заниматься каббалой, пытается подняться на следующий уровень желания, т.е. перейти со свойства получения на свойство отдачи. И тогда он начинает использовать разум, но не тот, который существует рядом с нашим эгоизмом, чтобы побольше выиграть в каждом движении, в каждом деле. Такой разум существует и у животных, и у любого растения, и у камня, пытающегося все время занять наилучшую позицию относительно силы притяжения или сохранить свою структуру. Речь идет о действительно свободном разуме. 

Свобода воли появляется только тогда, когда у человека возникают две противоположные силы – получения и отдачи. И между ними возникает новый, настоящий разум. То есть не такой, который прилагается к желанию и помогает ему побольше выиграть, просчитывая свои действия, а разум, который возникает на противоположности двух желаний и вызывает в человеке создание средней структуры, состоящей из обеих сил, из получения и отдачи, так называемой средней линии. Человек, который состоит из этих двух сил, строит себя из них, и является на самом деле свободным и разумным.

Из 1-го урока конгресса в Грузии, 05.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы становления разума. От ощущения к пониманию

Высший разум - в отдаче

Чтобы ум советовал, как лучше отдавать

Стоит ли ждать 150 лет?

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №1

Вопрос: Допустим, через 100-150 лет каббала распространится как духовная наука и у нее будет много последователей. Но вдруг окажется, что часть масс не согласна с каббалой и сопротивляется ей. Смогут ли те, кто занимается каббалой, заполнить тот небесный сосуд, который должен заполниться? И если все люди не будут восполнять этот сосуд, можно ли тогда считать, что идея каббалы состоялась?

Ответ: Мы не говорим ни о каком духовном, небесном сосуде, ни о 150-ти годах распространения. Мы говорим о том, что человек сегодня нарушает законы природы и чувствует на себе удары: его бьют со всех сторон. Мы находимся в кризисе.

Каббала объясняет, как выйти из кризиса, но не через 150 лет. О каких 150 годах может идти речь, если есть опасность не просуществовать даже год? В газетах пишут об угрозе ураганов, подобных прошедшему в Северной Америке, по всей Земле; о том, что в любом месте мира могут быть цунами; о том, что на следующий год уже нет урожая и т.д.

У нас нет времени ждать. Это не теоретическая, а абсолютно практическая наука, которую мы должны использовать, если хотим выжить. 

Когда тебе раскрывается что-то из физики, из химии, или, допустим, из медицины, и вдруг тебе говорят, что это нельзя, это вредно, иначе будет то-то и то-то – ты будешь ждать 150 лет? То же самое и здесь.

Каббала предназначена не для того, чтобы ты в нее поверил и даже не для того, чтобы ты ее использовал. Она предлагает: "Хочешь двигаться хорошо: добрым, легким путем осознания?" Умный человек видит проблему заранее, издали, и пытается ее обойти – в этом ему помогает каббала. А глупый будет ждать, пока его начнут бить: "Не верю, не хочу", – как маленький ребенок, который получает наказание, и всё равно потом выполняет то, что требуется, – куда денешься? 

Каббала не указывает, что ты должен в нее верить, что ты должен ее изучать и наполнять какой-то сосуд. Ты должен здесь, сейчас, в этом мире менять себя под законы природы, чтобы выполнять гомеостаз. Будешь соответствовать условиям гомеостазиса с природой – тебе будет хорошо, потому что закон равновесия – это самое главное.

Если организм человека выходит из равновесия: скачет давление, сахар и другие показатели – это называется болезнь. Сегодня весь наш организм, все человечество находится в дисбалансе с природой – оно  больно. Тебе говорят о том, как надо себя исправить, прийти чисто практически к равновесию - сегодня, сейчас, а не через 150 лет.

Если сейчас ты не начнешь себя исправлять, то на следующий год тебе грозит засуха, неурожай, ураганы, не говоря уже о финансовом и экономическом кризисе, о кризисе семьи и всего прочего. То есть тебе предлагается просто более легкий вариант решения проблемы – не учиться из-под палки, а учиться, открывая книгу.

Любой человек может сказать: "Я не хочу изучать физику – мне неважно, я проживу и так". А теперь представь человека, который не знает, как устроены законы природы в физике. Как он сможет сделать какой-то механизм, или взаимодействовать с чем-то? А так мы все просчитываем, строим всевозможные системы.

То есть здесь у нас есть полная свобода воли: хотите действовать? – действуйте; не хотите? – нет. Вот и все. Каббала никого не тянет к себе. Мы распространяем ее в интернете абсолютно свободно, для всех, никто не должен заявлять о себе, кто он, и что он. Познакомься, для своего же блага! Это поможет тебе уравновесить себя с миром, понять, почему с тобой происходят такие проблемы. При этом ты не должен быть адептом какого-либо учения, это не религия.

Из 1-го урока конгресса в Грузии, 05.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и оккультные учения

Выход из лабиринта страданий

Человечество управляется законами природы

Пройти через вопрос, на который нет ответа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему нам даны именно "заповеди", т.е. повеления, если всё должно осуществляться по желанию и свободному выбору?

Ответ: Действительно, человек принимает заповедь как веление. Ведь и желание тоже "велят" нам поступать определенным образом. И выполняем мы заповеди именно в желаниях.

Если я обращаюсь к кому-то с повелением, он может выполнить его из страха, либо за вознаграждение в этом мире или в будущем – либо потому, что так ему заповедано. Таким образом "заповедь" – это веление, которое соблюдается не из страха и не ради оплаты.

Если же я боюсь чего-то или рассчитываю на прибыль, то выполняю договор, а не заповедь. Мне открылась возможность проиграть или выиграть по воле хозяина, который лишает меня выбора, выдвигая жесткие условия: "Сделаешь так – заработаешь, сделаешь иначе – потеряешь". И я вижу, что третьего пути нет, что сбежать не получится. Возможно, так меня воспитали, а может быть, таковы обстоятельства.

С другой стороны, "заповедь" означает, что я совершенно свободен. Творец полностью скрыт от меня, я могу делать что угодно – и все-таки я ищу возможность осуществить Его желание. Почему? На этот вопрос нет ответа.

Вот и ищи себе причину. Страх – это уже принуждение, вознаграждение – это уже подкуп, а значит, ничего духовного тут нет. Так зачем же мне выполнять заповедь? Незачем. Но ведь только сумасшедший или малый ребенок может действовать без всякой пользы, не желая избежать зла или достичь добра. Что же делать?

Искать силы для действия. Ведь я – машина, которую нужно заправлять бензином. И я ищу этот бензин, не имея ответа на вопрос: "Для чего?" 

Когда человек действительно приходит к вере выше знания, ему не для чего выполнять заповедь. Сказано об этом: "Подвесил землю в пустоте". А человек лишь ищет горючее – только этого просит, только этого требует.

А затем он еще прикрывает себя, чтобы ему не показали трепет или вознаграждение. Иными словами, он делает на себя сокращение, не желая видеть Творца, избегая всего, что способно помешать ему в свободном выборе веры выше знания.

Здесь мы подходим к точке, для которой в нашем мире нет никакого расчета, никаких возможностей для замера. Ведь в своих желаниях мы всегда выбираем то, что сулит больше выгоды.

С этой срединной точки и далее начинается свободный выбор. Перед нами встает вопрос: "Ради чего действовать?" И те, кто старается протолкнуть себя через него, приходят к духовным условиям, которые лежат выше этого вопроса.

Ну а в нашем мире выполнять заповедь не для чего – это не сулит никакой выгоды с точки зрения наших нынешних понятий, желаний и ценностей.

Из урока по статье "Дарование Торы", 04.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между Творцом и Фараоном

Оплата будет по справедливости

Что такое "повеление" в духовном?

Мир, лишенный содержания

каббалист Михаэль ЛайтманВ человеке разбалансированы механизмы мышления и желания, и он не знает, как установить между ними равновесие. В этом, по сути, и должно помочь людям интегральное воспитание, которое необходимо нам сегодня.

Раньше мы не испытывали особых проблем в данной области. Еще несколько десятков лет назад не было даже ощущения подступающей беды. Наши мысли и желания складывались в простые комбинации и ладили между собой. Однако со временем мы становились всё ближе к интегральной взаимосвязи – и начался разлад.

Сегодня мы перенимаем друг у друга море мыслей и желаний. Мир смешался: все влияют на меня, а я – на всех. И как следствие, я неспособен прокладывать курс, держать направление, уравновешивать себя собственными силами. Мой потенциал мал, в то время как окружающий мир излучает на меня целые потоки "флюидов". Чужие мысли и желания оказывают постоянный нажим, захлестывают меня волнами разных диапазонов и непрестанно промывают мое сознание.

В результате человека захватывает вихрь, и он не знает, как ему быть. Это очень серьезная проблема. Отсюда проистекает тяга к наркотикам, к отрыву от мира, с которым невозможно сжиться. По безвыходности люди вырабатывают защитные шаблоны поведения, пытаются отгородиться от окружающих стеной безразличия, лицемерия, презрения…

Мы видим это по молодежи и по многим другим секторам. Происходит своего рода бегство от мира в некую нишу. Я не могу поддерживать правильную, благожелательную, гармоничную взаимосвязь с окружением, не могу воспринимать все внешние воздействия, уравновешивать их в себе и приводить к доброму, комфортному ощущению. Наоборот, они выбивают меня из колеи и лишают сил. И потому я ничего не предпринимаю – просто включаю сериал или футбол по телевизору и смотрю на экран, потягивая пиво. Мне достаточно.

Таким образом, неспособность обуздать воздействие широкого окружения приводит меня к замкнутости, заставляет быть проще, примитивнее, ограничивает мое развитие и не позволяет наслаждаться жизнью. Я даже не хочу жениться и заводить детей. Только ищу какой-нибудь угол, в который можно забиться: "Это – мое, и больше мне ничего не надо". Мои друзья – в интернете, и я не встречаюсь с ними, чтобы хорошо провести время. А если уж я выхожу куда-нибудь, то без них.

Сегодня даже парные танцы партнеры исполняют в метре друг от друга, без объятий и шепота на ухо… Танцоры старательно держат дистанцию – вот тебе и пришли потанцевать вместе.

Человек больше не хочет выбираться из себя. Внутри ему надежнее. Не дай бог соприкоснуться с кем-то. Ему трудно постоянно противостоять этой проблеме – сортировать свои желания и мысли, работать с внешним воздействием. Он на такое неспособен.

И потому воцаряется "уличная танц-культура", замешанная на "дворовых" нравах, бульварных шутках и площадных лозунгах. В этом городе мы просто прохожие – мы проходим друг мимо друга, не желая знаться. К тому же и правительства вынуждены потакать в этом обществу, чтобы получать поддержку на выборах. В итоге бессодержательные отношения становятся общим уделом и разносятся повсюду средствами массовой информации.

Такова болезнь нашего века, и ей подвержены все – ведь мы связаны между собой. Этот общий недуг вызван крайне болезнетворной атмосферой в социуме, и потому невозможно вылечить кого-то в отдельности, выстроить его мысли, научить его тому, как постоянно уравновешивать себя. Максимум, что мы можем сделать для отдельного человека, это "поставить его на ноги", немного оградить от внешних влияний, обычно отрицательных.

Ну а в целом, современное окружение воздействует на человека так, что нам необходимо позаботиться о равновесии всего общества. Другого решения нет.

Ведь сегодня наиболее "здоров" тот, кто опускает себя на "животную" ступень. Я смотрю телевизор, говорю по телефону, гуляю в интернете, смеюсь и плачу, мечусь от одного к другому – а рядом со мной спит кот, и ему ни до чего нет дела. Только ухо подрагивает, когда вокруг становится слишком шумно. Так вот, если я хочу выздороветь, но не забочусь о правильном воздействии окружения, то мне остается лишь одно – быть таким же, как этот кот…

Из 88-й беседы о новой жизни, 24.10.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мысль – менеджер желаний

Объединенные ненавистью

Корень всех болезней

Корень всех болезней

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему природа устроила так, что мы заражаемся болезнями друг от друга?

Ответ: Мы заражаемся не только болезнями, а многими вещами. Таково материальное выражение неупорядоченной связи между нами. Мы передаем друг другу "духовные вирусы" – плохие мысли, неправильные воздействия – и, как следствие, сталкиваемся с вирусами материальными. Я не читаю мораль – действительно, всё проистекает из высших систем. Ну а в низших системах нет свободы воли и возможности осуществлять что-то самостоятельно – они просто задействуются свыше.

Следовательно, мы должны подняться туда, где у нас появляется свобода выбора, и сделать этот уровень отправной точкой, чтобы с него устремляться наверх, а не вниз. Ведь вниз процессы "стекают" сами, согласно нашему выбору – на благо или на беду, в зависимости от успеха или неудачи.

Если мы неверно действуем на уровне системы, которая предоставляет нам возможность свободного выбора для объединения друг с другом и с Природой, тогда изъян обязательно проникает во все системы, лежащие ниже. И не все ли равно, как это проявится: в эпидемиях, в сердечно-сосудистых заболеваниях, в цунами или как-то еще? Можно, конечно, изучить эти механизмы в попытке спрогнозировать последующие события. Но меня сейчас интересует совсем другое – как предотвратить проблемы? А предотвратить их можно только с уровня принятия решений, где я обретаю способность влиять на события, а также с более высоких ступеней. По меньшей мере, мне надо подняться на "пороговую" высоту, чтобы обрести свободу воли. 

Вот и выходит, что в наши интегральные, глобальные времена, когда все мы зависим друг от друга и погружаемся в мировой кризис, нет смысла заниматься частными следствиями перед лицом всеобщей беды.

Разумеется, люди озабочены своими недугами – поскольку не понимают, где лежит ключ к исцелению. Каждый задается вопросами: "Как мне вылечиться? Как защититься от инфекций?" И ответ таков: "Вы не можете обеспечить свою безопасность, уберечься от болезней, избавиться от них или предотвратить их, если не находитесь на том уровне, откуда они проистекают".

Да, у нас есть медицина, но она лишь пытается "заклеивать дыры заплатками". Это не решение, потому что нам постоянно требуются новые заплатки, да и старые держат всё хуже. А между тем, проблему можно и нужно предотвратить в ее источнике.

Человек не хочет слышать об этом, он выкладывает всё больше денег на лечение, сидит на больничных, мается в больницах, доставляет страдания себе и близким… Зачем нам и дальше развивать этот чудовищный медицинский "маховик", если мы видим, что, несмотря на все усилия, болезней становится всё больше? К тому же они словно "модернизируются" – для того чтобы страдания в итоге побудили нас позаботиться о главной системе, в которой мы ошибаемся, вызывая зло и вред.

Наши болезни – суть неизбежные, "автоматические" следствия этой проблемы. И потому нам не стоит заниматься ими в отрыве от истинной причины. Пора подняться на ту ступень, где мы "вырвем их с корнем".

Из 81-й беседы о новой жизни, 10.10.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зачем нужны микробы?

Интегральность лечит

Можно жить, не болея?

Будущее, строящее из тебя человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Философы утверждают, что человек влеком будущим и строится из будущего…

Ответ: Абсолютно точно. Наша совершенная будущая картина, свойство, вид, общество, заранее существует в природе. В природе нет понятия времени. Время – это развертка только относительно нашего сознания. Поэтому вся будущая картина изначально существует в природе, и мы должны к ней прийти, а как прийти – это зависит от нашего выбора.

Реплика: Выбор возможных путей развития появляется у человека только тогда, когда есть неустойчивость сложной системы. Когда она устойчива – свободы выбора нет, она не движется.

Ответ: Нет. Возможность выбора у человека есть только тогда, когда он выбирает, идти ли ему в том направлении, которое указывает ему общая, интегральная природа, или идти так, как подсказывает ему его индивидуальная эгоистическая природа. Между этими двумя направлениями он и выбирает, а цель – одна, и все равно он к ней придет. Что им будет двигать в пути: либо его эгоизм отрицательными давлениями, либо его устремление к интегральности положительными привлечениями.

При устремлении к интегральности меня влечет вперед видение, исследование будущего состояния, исходя из того, что я уже сегодня постигаю. Если я двигаюсь к интегральному сообществу, то у меня уже постепенно накапливаются знания, ощущения, понимание того, к чему я должен прийти. И я уже могу прогнозировать свои следующие шаги.

Из передачи "Интегральный мир. Формула интегрального общества", 01.07.2012

Разум коллективный и духовный

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Если муравьям приходится иметь дело с большим объемом информации, решение принимает колония в целом, поскольку отдельно взятая особь в этом случае непременно ошибется.

Чтобы проверить это, ученые создали несколько искусственных гнезд, в которых муравьи могли бы поселиться. Выбор предоставляли либо отдельным особям, либо колонии в целом. При восьми потенциальных местах для колонизации на насекомых обрушивалась лавина данных.

Если решение зависело от колонии, то и при множестве вариантов насекомые останавливались на оптимальном. Иными словами, муравьи будто бы осознают ограниченность индивидуальных умственных способностей, и при информационной перегрузке решение оставляют за всей колонией. Разрозненные данные каким-то образом распределяются и анализируются внутри сообщества, хотя как именно это происходит, еще предстоит выяснить.

Реплика: В природе предпочтение отдается только группе, а не индивидууму, поскольку там нет свободы воли. А в духовном пути наоборот, выбор за индивидуумом. Так и в человеческом обществе, все решения должны достигаться вместе, усредненным результатом, но направление духовного движения обязан указывать видящий этот путь, уже прошедший его, т.е. духовный путь диктуется ведущим (Моисей).

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему мы следуем за толпой?

Не интеллект индивидуума, а группа – залог успеха

Тайны коллективного разума

От кого все беды?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Разные детали общего механизма могут вызывать разный ущерб, когда функционируют неправильно. Какие части имеют критическое значение для общества?

Ответ: Подход прост: критической частью являюсь я. Ведь все остальные стопроцентно исправлены. Тут и думать не о чем – только при таком взгляде ты видишь правильную картину.

Общая система действует, в ней имеется всё необходимое, и она продвигается в верном направлении. Однако "каждый отрицает по своему изъяну", и как следствие, я вижу неисправленный мир. Причем вижу не просто по телевизору, а в своих ощущениях: зарплаты не хватает, в банке овердрафт, здоровье ухудшается, отношения с людьми портятся, техника в доме ломается… Короче говоря, я чувствую себя в разбитом мире.

И я должен сказать себе: "Всё это потому, что я неправильно "кручусь", неправильно взаимодействую с остальными "шестеренками". Дело не в политиках и не в магнатах, а исключительно во мне". Нет никакого смысла заниматься поисками других неполадок в системе, пытаться исправить чужие желания и свойства. Всё вокруг идеально. Проблема – я сам.

Из урока по статье "Мир в мире", 10.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Магнаты под ударом

Винтик, из-за которого сломался мир

Совершенство, в котором не хватает меня

Рационализация потребления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как человек соотносится с неживой, растительной и животной природой. Какая работа от нас требуется в этом смысле?

Ответ: Если человек высоко держит голову, если поднимает глаза над материальными запросами, тогда своему "животному" он выделяет ровно столько, сколько нужно ему на пищевые, сексуальные и семейные потребности.

Дай телу необходимое, чтобы оно позволяло тебе устремляться мыслями и сердцем к цели творения. Таков правильный подход, благодаря которому мы придем к рациональному потреблению, когда каждый берет столько, сколько ему требуется.

И пускай у всех свои привычки и обыкновения – не вдавайся в это, веди свой расчет с духовным. Сегодня по анализам крови и другим проверкам можно вычислить пищевые пристрастия человека, его качества и предпочтения. Так вот, оставь всё это – такими мы рождаемся, и исправлять здесь ничего не нужно. Наша животная природа может быть разной – аналогично этому специалисты различают "характеры" животных, рыб и даже растений. И потому мы говорим о насущном потреблении – о том, что человек использует для обеспечения своих нужд, головой оставаясь "в небесах".

Условие лишь одно – устремляться к цели творения. А телу оставь то, что ему требуется.

Вопрос: А как этот вопрос решается в масштабах всего человечества?

Ответ: Так же. Постепенно оно выйдет на этот уровень. В ближайшее время по всему миру начнутся банкротства предприятий, выпускающих ненужную продукцию, и тогда потребуется предпринять осмысленные шаги по правильному регулированию. Отпадет всё то, чего не требуется для нормальной жизни, всё, что мы разработали сверх меры, с одной лишь целью – заработать. Чрезмерное потребление сойдет на нет. 

К примеру, огромная часть медикаментов вредна либо бесполезна – их создали исключительно ради наживы. И так – во всем. Естественно, подобные вещи и исчезнут из мира.

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Один закон": "Первый и единственный закон, который надежнее ведет к намерению ради отдачи, – это принятие на себя обязанности не работать ради собственных нужд, а удовлетворять их лишь в мере необходимости, точно соблюдая норму, необходимую для поддержки своего существования. А в остальное время человек будет работать ради общества, избавляя угнетенных, и ради каждого творения в мире, нуждающегося в избавлении и благодеянии".

Кроме того, Бааль Сулам пишет в газете "Народ": "Закон эгоизма обязан сохранять всю свою действенность лишь в мере того, что касается обеспечения минимальных потребностей, а от всего излишка сверх этой меры дано право отказаться на пользу ближнего".

Или мы придем к этому осмысленно и осознанно, по собственному желанию, во взаимной работе и поддержке, получая свыше свет, возвращающий к Источнику, или мы будем получать удары, большие страдания, которые силой очистят нас от всех излишков и обяжут, по безвыходности, удовлетворяться малым.

Если смотреть вниз – рациональная норма кажется малой, а если смотреть наверх – ее вполне достаточно. Всё дело в отношении к жизни.

Из урока по статье "Мир в мире", 10.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный человек – на земном носителе

И снова о насущном

Как собака на поводке

Винтик, из-за которого сломался мир

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": Каждый индивидуум в обществе подобен шестеренке, скрепленной с другими шестеренками, которые составляют единый механизм.

Одна шестеренка сама по себе не обладает свободой движения, а вовлечена в совокупное движение шестеренок, устремленное в заданном направлении для того, чтобы механизм мог выполнять общую задачу. Если же шестеренка сломается, ее поломка рассматривается и оценивается не по отношению к ней самой, а сообразно с ее функцией и значением для механизма в целом.

Допустим, ты являешься винтиком в двигателе, и ты сломался. Тогда вместе с тобой сломался и весь двигатель. Как следствие, машина вместе с пассажирами стоит на месте, да еще и перегораживает дорогу другим машинам, где тоже есть пассажиры. И всё это – из-за маленького винтика.

Был такой случай в английской армии, когда король проиграл битву из-за сломанной подковы. Его лошадь начала хромать, это внесло замешательство в ряды войск и определило исход сражения. Потом выяснилось, что один сломанный гвоздь стал причиной разгрома и гибели тысяч людей.

Какова же цена отельного винтика? Он стоит всего того ущерба, который может причинить своей поломкой или неправильной работой. Вот и выходит, что ты по своей ценности равен всему миру, – ведь из-за тебя все мы и страдаем. И наоборот, если ты будешь выполнять свою задачу, все мы достигнем конца исправления. А значит, ты дорог нам безмерно, поскольку от тебя зависит всё.

Иными словами, каждый стоит целого мира – как по своей пользе, так и по вреду, который может нанести.

Из урока по статье "Мир в мире", 10.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пределы эгоистической интеграции

Включен по собственному желанию

Шестеренка – это вовсе не "шестерка"

Включен по собственному желанию

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Мир в мире": В целом присутствует лишь то, что есть в частном, и общее благо – это благо каждого. Кто вредит обществу, тот вредит и себе самому. А кто несет благо обществу, тот несет благо и себе. Ведь индивидуумы являются частями общества, и ценность общества не превышает сумму составляющих его индивидуумов.

Это надо принимать как действующие законы. А проявляются они или нет – это зависит от развития человека.

Мы все – части общего механизма. Каждый, подобно шестеренке, вращается сообразно с другими, и его не спрашивают, хочет он того или нет. Машина уже собрана и функционирует. Ну а если ты чувствуешь себя свободным и независимым, то потому лишь, что оторван от реальности. Ты просто не знаешь, как тобою "крутят".

Однако на каком-то этапе тебе показывают, что отныне ты должен крутиться осмысленно и осознанно. И если ты не делаешь этого, то испытываешь плохие ощущения.

Давайте отобразим это на чертеже. Итак, существует механизм, все колесики которого крутятся идеально. К ним подключен маленький двигатель (M), и он вращает их всех.

А затем каждому из колесиков дают понять, что в какой-то части своей работы (обозначим ее красным) оно должен вращаться уже не инстинктивно, а по собственному желанию, из единения с другими, из ответственности перед ними, из любви к ним.

Человек чувствует, что все они зависят от него, и тогда в его "красной зоне" раскрываются две силы: зла и добра. Он знает, что должен действовать по-доброму, но ничего не может с собой поделать и хочет действовать плохо. На этом перепаде (∆)у него и появляется свободный выбор

2012-09-10_rav_bs-shalom-ba-olam_lesson_01

Итак, машина работает, и ты крутишься. В итоге, как сказано, никто не будет отвергнут от Творца, и все вернутся к своему корню. Так или иначе, все мы – Его работники. Однако если ты обладаешь точкой в сердце, хочешь раскрыть истину и производишь для этого особые действия, то внезапно раскрываешь реальность, и она проявляется перед тобой в двух ликах. Тогда у тебя появляется возможность включиться в нее, раскрыть и понять ее "движитель" – Творца, а также цель творения и всю его систему. Вливаясь в процесс, соразмеряя себя с этой "машиной", ты начинаешь понимать, чтó она собой представляет, для чего предназначена и т.д.

При этом ты оказываешься меж двух противоположностей. С одной стороны, эгоизм тянет прочь: "Зачем тебе это? Что есть, тем и живи. Что будет, то и будет". А с другой стороны, тебя влечет к большему.

И здесь тебе необходимо сменить движущую силу. Вместо того чтобы воодушевляться тягой к новым открытиям, начни продвигаться по-настоящему – включаться в общий механизм и действовать в нем.

А возможно это лишь при условии, если ты вливаешься, чтобы помочь другим. Не потому, что тебе хочется понять и почувствовать что-то новое, поучаствовать в чем-то великом, а затем, чтобы направить свои силы на помощь общему механизму, на помощь другим. Ты должен сменить причину своего участия. Сейчас тебя пробуждают страданиями – а ты должен поменять их на страдания любви.

Что же касается "машины", она будет работать как обычно. Наш мир просто "крутится", но тебе дают приоткрыть глаза на то, что зовется "высшим миром", – на ту сферу, где делаются расчеты и принимаются решения…

Из урока по статье "Мир в мире", 10.09.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Винтик, из-за которого сломался мир

Пределы эгоистической интеграции

Куда крутиться моему колесу?

Страница 49 из 76« Первая...4748495051...Последняя »