Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Не фантазии, а действительность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обычно вы читаете какой-то абзац из первоисточников, а затем его комментируете. Чем это отличается от простого объяснения?

Ответ: Я проживаю это состояние, и в той мере, в которой могу его понять, пережить, я могу о нем говорить.

При этом я возбуждаю в учениках желание дойти до ощущения. И тогда от чтения книги или статьи в них будут возникать желания почувствовать, раскрыть – не понять, а ощутить, пребывать в этом. Как ребенок, который читает книгу о приключениях на необитаемом острове, и ему это кажется захватывающим, интересным.

Представь, что ты становишься таким же мальчишкой в духовном. Вот так ты должен ощутить то, о чем говорит тебе духовная книга, но не в мальчишеской фантазии, а на самом деле. Это захватывает тебя всего.

Эти состояния непреходящи, они ежесекундно меняются, и ты все время находишься в таких метаморфозах, спектрах чувств, звуков, даже запахов. Мы же можем вспомнить то, что было тридцать лет назад по запаху или звуку, и то, что будет через миллионы лет вперед. Это все в нас есть. Мы же держим все это не в своей "коробочке", а подключены к огромному миру Бесконечности.

Мы должны его полностью раскрыть, вобрать в себя, существовать в этом объеме вне времени и пространства, которые просто аннулируются для нас.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №20

Исходя из ощущений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Может быть так, что те, кто в нашем мире были моими врагами, в духовном раскрываются как мои друзья?

Ответ: Конечно, это не имеет отношения к духовному. На земле нас специально путают, сталкивают, делают врагами.

Вопрос: Значит, нужна какая-то сила, которая бы говорила: "Так тебя путают, давай-ка разберись в этой путанице, имей в виду, с тобой играют". Здесь что-то глубже? Должна же быть какая-то система?

Ответ: Система есть, очень простая, очень ясная. Только она раскрывается не умственно, чтобы ты мог заранее передать ее другому, а чувственно. Другому ты можешь лишь подсказать, каким образом себя изменить, чтобы эта система облачилась в него, и тогда она станет ему понятной, ясной, станет его миром.

Когда я веду уроки, я же не говорю по книге. Для меня книга является объектом, темой, а затем я начинаю это все раскрывать, дополнять, объяснять. Ведь все исходит не из книги, а из того, что ощущаешь.

И в этом нет никакой сложности, мне не надо ничего помнить. Я прихожу на урок, не готовясь заранее, как это обычно делает профессор, который должен знать, о чем сейчас говорить перед студентами. В каббале этого нет. В каббале – если ты существуешь на этом уровне, ты о нем говоришь, не существуешь – молчишь.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №20

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что передает учитель каббалы?

Учитель – проводник высшего света

Человек экспромтов

Бааль Сулам – канал нашей связи с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня особый день – годовщина ухода из этого мира Бааль Сулама, нашего учителя. Это душа, связывающая нас с Творцом, человек, открывший врата мудрости каббалы для последнего поколения, в котором мы живем.

Без его учения мы не смогли бы удостоиться того, что уже получили и еще можем получить в будущем. Знание, весь подход и методика, этапы постижения – все это подготовлено для нас Бааль Суламом. Разумеется, все приходит к нам от Творца, но посредством этой великой души.

Одна из причин, что наука каббала (получение) имеет такое название, в том, что она передается из поколения в поколение. Каждый ученик обязан иметь учителя. Только исключительные личности могут при особой помощи свыше сами напрямую достичь постижения Творца. Поэтому мы всегда должны быть связаны с мудрецами, постигшими духовное, великими каббалистами, и так можем продвигаться поколения за поколением.

Здесь все зависит от того, насколько человек способен идти за учителем. У каждого есть в этом свои трудности, и это естественно, ведь так устроены ступени сверху вниз. Низшим трудно преодолеть свой эгоизм и связаться с высшим.

В нашем мире, на животном уровне, нет такой проблемы, ведь природа обязывает ребенка быть зависимым от взрослых. Но на человеческой ступени, на которой надо изучать науку каббала, это уже не просто сделать. Там нам нужно склониться и максимально возвысить величие учителя, чтобы учиться от него. 

Разумеется, это не для того, чтобы оказать почет учителю, а только ради пользы ученика. Если ученик чувствует себя меньше учителя, то сможет больше преклонить себя и тогда получить от учителя. В науках этого мира это требование не такое категоричное, ведь там ученик должен критически относиться к учителю и проверить его.

Но в науке каббала человек не может ничего постичь, если не преклонился перед Творцом. И поэтому насколько он склоняется перед тем, что получает от учителя, который обучает его по первоисточникам, пришедшим от учителей всех поколений, настолько он получает постижение. Только в такой форме маленький способен получить от большого.

Поэтому нам надо понять, насколько исключительным и великим человеком был Бааль Сулам. Мы обязаны принять все его произведения, все наследие без всякой критики, и тогда можем надеяться, что начнем связываться с его душой и получать через него высшую силу от Творца.

Из урока к дню памяти Бааль Сулама, 10.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дань благодарности Бааль Суламу

Отрывки из утреннего урока 20.09.2018

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Посланник Творца

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы отмечаем день памяти моего учителя Рава Баруха Ашлага (Рабаша). Были тысячи каббалистов, живших до него, и миллионы людей, мечтавших раскрыть духовное.

Но сейчас вся эта работа сконцентрировалась на нас, и нам надо постараться привести себя к форме так называемого "последнего поколения", чтобы выйти на духовный уровень верой выше знания, к первому знакомству с духовным миром, с его силами и возможностями.

Все человечество начинает чувствовать свою зависимость друг от друга, и в плохом смысле, и в хорошем: зависимость от террористических групп, жаждущих войны, и от людей, стремящихся к объединению.

Мы все – части одного человечества, и все более осознаем свою связь друг с другом. Пока эта зависимость выражается в неприятной форме: как эпидемия. Но с другой стороны, мы все больше продвигаемся, ведь видим, что наша связь приходит сверху как необходимое условие движения вперед.  

Два великих каббалиста: Бааль Сулам и его старший сын, Рабаш, создали для нас методику, предназначенную для "последнего поколения". Поэтому мы чрезмерно благодарны этим двум каббалистам и Творцу, который послал нам их. Рабаш пишет, что если собирается вместе группа людей, объединенных общей целью, готовых отменить личные интересы ради соединения, то такая группа способна достичь возвышенной цели еще здесь в этом мире. 

Чем выше человек ценит группу, учителя и Творца, тем больше он приближается к силе отдачи и достигает веры выше знания. Тут действует один главный принцип, который называется "Исраэль, Тора и Творец – едины". Человек стремится включиться в десятку, которую организует так, чтобы она стала местом для раскрытия в ней Творца.

Мы должны действовать в этом мире как посланники Творца, исполняя желание свыше и помогая ему реализоваться в человечестве. Ведь нет такой связи между Творцом и человечеством, которая позволила бы людям почувствовать намерение Творца. Поэтому нам надо осуществить эту связь: подняться на духовную ступень веры выше знания и в то же время находиться в знании, то есть служить переходом между Творцом, силой Бины, и Малхут, всем человечеством.

Так мы сможем передать все силы и намерения человечеству, которое присоединится к нам и поднимется с нами вместе как поддерживающая нас сила, АХАП духовной ступени.

Разумеется, нет ничего нового под луной, и понятие веры выше знания было известно каббалистам еще до Рабаша. Но оно не было так детально выяснено и разъяснено, как это сделали Бааль Сулам и Рабаш с целью довести эту методику до практической реализации в широких массах.

Рабаш детально разъяснил методику Бааль Сулама и расширил ее своими статьями. В сущности, он взял весь духовный путь, которым должен пройти человек, и досконально объяснил его. Все его статьи – это словно один увлекательный роман, рассказывающий о духовном развитии человека, о подъеме с животного уровня на человеческую ступень.

Мы даже не понимаем, какая бесконечная глубина скрывается в статьях Рабаша. Только уже поднявшись по духовной лестнице до конечного исправления, мы сможем тогда оценить, как этот человек подготовил для нас весь путь, и какие высочайшие ступени он описывает в своих статьях.

Из урока на тему "День памяти Рабаша", 12.09.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Быть достойными звания "Сыновья Баруха"

Рабаш открывает нам путь

Честь называться "Сыновья Баруха"

Обретение экрана – духовное рождение человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли какая-то связь между процессом зарождения души и процессом приобретения экрана?

Ответ: Конечно. В зависимости от развития экрана над эгоизмом, человек начинает чувствовать Высший мир. И этот объем, который он ощущает, называется его душой. 

А до этого, когда он находится в процессе зарождения (ибур), у него нет ни экрана, ни души. Рождение человека в духовном и появление экрана происходит одновременно.

Вопрос: Можно ли передать экран от учителя к ученику?

Ответ: Нет. Никак. Иногда это можно достичь на какое-то время совместной учебой, совместными действиями. Но, в общем, это не в пользу ученика. Ученик должен работать и сам обрести экран.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 20.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача знаний из "уст в уста"

Экран – духовный орган чувств

Как работает духовный экран?

Найди себе Учителя (клип)

Как человеку правильно найти учителя?

Золотая медаль для тренера

каббалист Михаэль ЛайтманНа только что закончившейся олимпиаде в Токио был очень трогательный момент, когда израильская спортсменка Линой Ашрам, завоевавшее первое место в соревнованиях по художественной гимнастике, сняла с себя полученную золотую медаль и повесила ее на шею своего тренера.

И на самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь тренер для спортсмена – словно отец или мать, от тренера зависит всё. Без него спортсмен – это только сырой материал в руках ваятеля. Тренер делает их него чемпиона, и, разумеется, медаль по праву принадлежит тренеру.

Спортсмен чувствует, что это тренер занял первое место. А тренер чувствует, что спортсмен пожертвовал собой, чтобы преданно выполнить указания тренера, и это их совместный успех. Между тренером и спортсменом обычно существует очень тесная, теплая связь, и не может быть иначе.

Сказано, что "человек не завидует своему сыну или ученику". Ведь настоящий учитель вкладывает в ученика все, что у него есть, и достижения ученика свидетельствуют о мастерстве учителя. Медаль вручают не тренеру, а спортсмену, но это не важно. Ведь награда учителя заключается не в медали, а во внутреннем ощущении, в достижении новой ступени.

Если я когда-то достигну высоких достижений в духовном, то только благодаря своему учителю. Я и сейчас чувствую, как он ведет меня. 

Я очень надеюсь, что мои ученики, которых я "тренирую" для духовного подъема, достигнут таких высоких ступеней, что в каждом из них раскроется Творец, и они тоже превратятся в больших учителей для всего человечества.

Я вижу в учениках продолжение пути. Ученик становится руками учителя, его умом. Все, чего я хотел достичь в жизни, я вношу в своих учеников, и они продолжают прокладывать путь.

Из программы "Взгляд изнутри", 09.08.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любить – значит радоваться успехам другого

Боль и чаяния Учителя

Как отменить себя?

Чтобы зерно упало в подготовленную почву

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мне кажется, что из урока в урок вы немного другой. Ваша связь с Рабашем работает здесь?

Ответ: Она работает и с Рабашем, и с Бааль Суламом, и со всеми великими каббалистами прошлого.

Я чувствую, что нахожусь на кончике всей этой цепочки и передаю вам ее знания. Поэтому я ощущаю свою ответственность и всегда чувствую, насколько могу открыться, а насколько нет.

Бааль Сулам пишет об этом: "Раскрытие меры и скрытие двух мер". И это я ощущаю. Поэтому естественно, с одной стороны, я каждый раз немного другой – как бы немного раскрываю себя, разыгрываю следующую каббалистическую карту. Но с другой стороны, держу что-то про запас, потому что все это должно быть очень строго, ступенчато дозировано.

Сегодня мы говорим о том, о чем не говорили полгода назад. И это проявляется, потому что зерно падает в подготовленную почву. Но каждый раз надо готовить почву заново, а потом ронять туда зерно. 

Вопрос: А зритель, который смотрит и слушает наши программы, помогает подготовить эту почву?

Ответ: Да. Может быть, как-то опосредованно, но он участвует вместе с нами. В этом и его заслуга, и его вознаграждение. Он еще увидит, как такое вроде бы пассивное участие привлекает и подтягивает его к духовному уровню.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №21

Нужно лишь сильно пожелать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: 150-200 лет назад единственным способом серьезно научиться чему-то было выполнение того же, что делает твой учитель или мастер. Сегодня существуют совершенно разные формы обучения. Сотни миллионов людей учатся самым разным вещам в различных формах.

Как среди этого многообразия правильно найти, чему учиться и у кого учиться? Как не запутаться?

Ответ: В каббале существуют очень четкие понятия, кто такой учитель-каббалист, каким должен быть ученик, чему он хочет научиться у учителя.

Но это совсем не подходит для современной молодежи и для современных людей. Тот, кто захочет, придет, поинтересуется и узнает. А остальным это все равно будет неинтересно.

Человеку достаточно сильно пожелать найти, и тогда желание приведет его к учителю. Оно не даст ему бездействовать, обязательно подтолкнет к достижению цели.

Вопрос: Как можно увеличить желание?

Ответ: С помощью правильного общества. Если человек находит такое общество, то ему дается возможность реализовать свое желание.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 13.06.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зов души

Как выбрать учителя-каббалиста?

Как найти учителя?

Контакт с великими каббалистами

каббалист Михаэль ЛайтманНа протяжении истории развития человечества одни и те же души нисходит в наш мир и распространяют методику каббалы. Душа великого каббалиста Бааль Сулама была, как он сам говорил, следствием души Ари. А душа Ари – следствием души РАШБИ.

Последователями Бааль Сулама были его ученики, в частности, его старший сын, Барух Ашлаг (Рабаш). А я, как ученик Рабаша, продолжаю это дело.

Вопрос: Вы ощущаете вашего учителя, Бааль Сулама?

Ответ: Бааль Сулама - в определенной степени, а своего учителя Рабаша ощущаю очень близко, нахожусь с ним в контакте. 

Я не говорю о физическом ощущении, т.е. о том, что помню его запах, голос, привычки, общение с ним часами, годами. Хотя это тоже ощущения, которые остаются и очень живы, поскольку они еще одновременно проходят и подкрепляются стремлением быть с ним, чувствовать его внутренний мир. Такой постоянный контакт на духовном уровне также иногда провоцирует чисто земные воспоминания.

Я могу хранить миллионы земных воспоминаний, но они мне не нужны. У меня с Рабашем есть более внутренний контакт, поэтому нет смысла в каких-то земных ощущениях и воспоминаниях. Нельзя сказать, что я скучаю по его словам или образу, ведь существует внутренняя информация, которая перетекает между нами.

А о Бааль Суламе я бы этого не сказал. У меня есть ощущение, есть понимание его на внутреннем уровне. Но это больше относится к пониманию души, а не к слиянию с ней – контакт больше на уровне разума, чем чувств. А со своим учителем – больше на уровне чувств.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №21

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общение каббалистов

Учитель, который всегда с тобой

Моя незримая группа

Мои дорогие подписчики!

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: У вас более двух миллионов подписчиков в Фейсбуке, более 260 тысяч подписчиков в Ютюбе. Они просто как человечество перед нами – русскоязычное, но разбросанное по всему миру. Даже в Монголии есть около двух тысяч подписчиков. есть в Эмиратах. И так далее.

Это люди разных религий, возрастов, разных национальностей. И они собраны здесь, смотрят и слушают.

Особенно когда происходят такие события, как последняя война в Израиле, сталкиваются мнения. Есть ваше мнение, есть масса комментариев евреев, мусульман, христиан.

Что бы вы сказали всем нашим подписчикам, тем, кто нас смотрит? Вы бы разделяли то, что бы вы сказали евреям, мусульманам, христианам?

Ответ: Нет. Никому! Они должны это видеть из того, как я отношусь к своим ученикам, как я говорю, что я делаю. Ничего подобного!

Для меня человечество не разделено на народы, на национальности, на какие-то еще фрагменты, на религии и так далее. Для меня человечество разделено на две части: 99,9999999... – это те люди, которые просто живут, и неважно какие они и что они, и 0,0000000... какая-то доля процента – это та часть людей, "могучая кучка", которая может в своем объединении влиять на Творца и через Него на весь мир. 

Вот это я могу сказать. Для меня таким образом делится человечество.

Вопрос: А тем, кто вас слушает, читает?

Ответ: Это и есть мои ученики.

Я бы им сказал, что для меня нет никаких отличий между религиями, национальностями – только желание раскрыть высшую управляющую силу, для того чтобы изменить нас и наш мир. А больше ничего и не надо.

Вопрос: А когда есть несогласие? В комментариях очень много несогласия, столкновений.

Ответ: Так это же по дороге. Они пока еще все время хотят себя каким-то образом всё-таки проявить, и нервы тут еще не срабатывают, ведь живем в непростое время. Но я их понимаю.

Я бы, конечно, очень хотел, чтобы мир постепенно начал понимать, насколько наука оторвана от всех наших условностей: национальных, религиозных.

Мы обращаемся ко всем людям на Земле. Мы находимся в таком состоянии, когда нам необходимо раскрыть высшую управляющую силу!

Вы можете заниматься любыми религиями, любыми работами, чем угодно вообще, – неважно. Но эта высшая управляющая сила находится над нами над всеми, не относится ни к кому из нас особенно.

Если вы захотите, чтобы она отнеслась к вам особенно, вы должны приблизиться к ней. Об этом и говорит наука каббала: давайте узнаем, как мы можем приближаться к этой силе. Это возможно. Вот таких людей я пытаюсь собрать и обучить, как это можно сделать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.05.2021

К завершению конгресса

каббалист Михаэль ЛайтманМеждународный каббалистический конгресс "От десятки к единому". Урок №6

Я думаю, что прошедший конгресс был очень успешным, гораздо более качественным, чем все предыдущие. Давайте так продвигаться, шаг за шагом, от конгресса к конгрессу, все больше усиливая свое объединение, чтобы в нем раскрылся Творец.

Уроки конгресса были посвящены самым основным темам, которые служат путеводными вехами для нашего продвижения. Кроме того, мы привыкли быть вместе, вместе учиться, узнали друг друга, начали вживаться в духовные понятия. Мы можем гордиться своими успехами, ведь уже изучаем такие темы, которые не понятны обычному человеку.

Наша группа очень продвинулась за последний год, и я очень рад этому и горжусь своими ученикам. Я только прошу вас не разбрасываться в стороны, а держаться точного направления и все глубже выяснять темы, разбираемые на уроках.

Я очень благодарен всем участникам конгресса – вы для меня не просто ученики, вы мои товарищи на духовном пути, частицы моего сердца. Благодаря вам я имею возможность объяснить науку каббала всему миру, донести ее до каждого человека и вместе с вами порадовать Творца. Низкий вам поклон и благодарность!

Желаю всем вам здоровья, счастья, успеха в работе и в семье, и особенно успеха в нашем соединении и между нами с Творцом. Спасибо вам!

Из 6 урока Международного каббалистического конгресса, 06.06.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

От десяти к одному

Конгресс – движение к Творцу

Отрывки из урока 14.08.2020

С радостью уступлю свое место любому

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: "Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял зачем", – сказал Марк Твен.

Ответ: В общем-то, да. Первый день – это естественно, иначе не к кому обращаться. И второй день – это когда из тебя рождается человек.

Вопрос: А когда вы поняли – зачем?

Ответ: Я думаю, что это было через несколько лет после того, как я пришел к Рабашу. Это непросто.

Если мы говорим об осознанном понимании того, для чего создан человек, не о том, что ему кажется, а именно четко обозначенная цель, то это, конечно, через много лет. Лет через пять-шесть.

Вопрос: После того, как вы пришли к своему учителю?

Ответ: Да.

Вопрос: А что вы поняли?

Ответ: Я понял, что я должен реализовать себя абсолютно полностью, потому что этого ждет он. 

Вопрос: А вы тогда понимали, что будет сейчас – такое количество учеников, такое количество зрителей будет слушать, будут к вам обращаться?

Ответ: Я и сейчас этого не понимаю, потому что я не принимаю это во внимание. Даже если весь мир сейчас соберется и включит средства связи, и будет внимать нашему уроку. Что я могу им еще сказать, кроме этого? Только методика сближения между людьми к Творцу.

Реплика: И в вас даже не екнет: "Смотри, весь мир слушает, я к этому так долго шел! И мой учитель так этого хотел!"

Ответ: Нет.

Вопрос: Какое у вас отношение к этим людям, которые вас слышат, видят, хотят слушать вас?

Ответ: Болит сердце за то, чтобы они преуспели.

Вот это важно. И каждому я уступил бы свое место, если оно ближе к Творцу, чем его. Абсолютно! Вот просто сразу бы все отдал!

Вопрос: Когда нас было 10 человек, у вас было ощущение, что придет много людей?

Ответ: Да. Но тогда мы ставили перед собой эту задачу и хотели, чтобы было много.

Сегодня у меня нет стремления к тому, чтобы было много. Сегодня у меня есть стремление больше к качеству нашей связи. Чтобы все ученики связались между собой в одну систему, и в ней начал бы раскрываться Творец все больше и больше. А остальные уже подтянутся. Сегодня работа – над качеством центральной группы.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 08.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дорогу осилит идущий

Мой путь

Счастливы ли вы в своей жизни?

Жизнь в поиске

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос о смысле жизни

Вопрос: Когда вам впервые пришел вопрос о смысле жизни?

Ответ: Я с ним родился. Он преследовал меня буквально с детских лет. Я все время искал, но не знал, где найти ответ. Думал, что найду его в науке или еще где-то, но очень быстро оказывалось, что только попробуешь – видишь: это не твое.

Были годы, когда я не знал, что именно я ищу. Я просто ощущал: "Пусто, скучно. Для чего? Что может являться целью в жизни?"

Вопрос: Как вы пытались заполнить эту пустоту?

Ответ: Во-первых, я пытался выбрать профессию. В то время в России не было особо много возможностей. Родители заставили меня пойти в мединститут, я поступил, но сразу же бросил. Буквально в течение нескольких месяцев я понял, что это не мое, поскольку не дает решения наболевшего вопроса.

Но если бы я окончил этот институт, то стал бы хирургом, потому что ты видишь явный результат своей работы. Пациент находится в тяжелом состоянии, ему может помочь только жесткое вмешательство, ты вмешиваешься и видишь результат. Тем не менее, это все равно было не то. 

Я поступил на факультет автоматики, вычислительной техники в Институт Ульянова-Ленина в Ленинграде. Потом перевелся в Политехнический институт на кафедру профессора Ахутина, биологическая медицинская кибернетика. Постоянно искал-искал. Одновременно с этим последние годы немного работал в Институте переливания крови, в Военно-медицинской академии и даже в СКБ, где делали альфа-пояса для космонавтов. Но я не видел в этом успеха.

Быть ученым? Ну, будешь доцентом.  А дальше? Меня это как-то очень быстро разочаровало.

Вопрос: Есть какая-то граница, ты доходишь до нее, и дальше нет развития. И Вас это изначально останавливало?

Ответ: Да. Это меня постоянно преследовало. В чем-то я был несчастен. Но несчастье, что называется, помогло и вывело меня к каббале, уже через много лет. Я понял, что мне нечего делать в науке, нечего делать вообще в России. В то время началась репатриация. Я несколько лет запутывал следы, пока через мой родной Витебск, через Литву, через маленькое местечко Побраде, после двух лет отказов получил разрешение и уехал. В 1974 году я прибыл в Израиль. 

 

Поиск в Израиле

Приехав в Израиль, я продолжал искать ответ на вопрос о смысле жизни. Специально обосновался рядом с институтом Вейцмана. Думал, может быть, я там найду что-то такое. Тоже ничего. Была возможность заняться разработкой медицинской аппаратуры, что ближе всего к моей специальности. Но это тоже меня не интересовало. Отдавать этому всю свою жизнь я не хотел. Тогда уж лучше пойти на какую-то автоматическую работу и быть свободным душой и сердцем.

Поэтому я пошел работать в армию, на обслуживание самолетов. А в свободное от работы время продолжал искать: как же все-таки найти, ради чего стоит жить. Этот вопрос, эта страсть, это стремление, пустота подгоняли меня, хотя к этому времени у меня уже были жена и ребенок, и я был счастлив в семейной жизни. Я и по сей день счастлив, что живу с этой женщиной столько лет.

Тем не менее, что-то не давало мне покоя. Мне предложили поискать в религии. Я начал ходить на какие-то курсы, ездил на выходные в "Ярхей Кала". Вроде бы что-то говорят, а толку никакого. И я все время старался понять: "Ну а дальше, дальше что?" А дальше у них самих не было никаких вопросов.

Я пытался стать таким, как они. Мне нравилось, что они говорят о вечности, о Творце, о душе, о связи с вечным. Но где эта связь? Они отвечали: "Мы читаем и учим, и в этом связь". А где эта связь на самом деле? Где тот коннектор, с которым ты подключаешься к этой связи? Где ты ощущаешь ее явно? Ты сам в этом участвуешь? "Нет, вот в книгах написано". Этого им было достаточно.

Но я все равно искал, пока рав Фишер из Голландии не сказал моим попечителям, которые хотели сделать из меня простого верующего еврея: "Наверное, его надо познакомить с каббалистами – с теми, кто глубже занимается этим. Есть такие люди, которые в этом нуждаются".

И они познакомили меня с равом Зильберманом. Через него я понял, что есть каббала, есть книги, которые на самом деле серьезно говорят об этом. Он стал потихоньку заниматься со мной на арамейском языке. Ведь каббала в первоисточниках изложена на арамите. Она идет из Вавилона, где арамейский был разговорным языком.

Но меня не устраивал и его подход. Верующие просто изучают книги, и он точно так же изучал каббалу. А где контакт, где связь? Их тоже не было. Он считал, что читать, для того чтобы больше узнать, вполне достаточно.

При чем тут "узнать"? Я хочу в этом быть! Что мне делать, чтобы узнать саму суть жизни, все, что вокруг происходит, видеть творение от его начала и до конца? Почему, как, для чего? Какова конечная цель?

На это рав Зильберман сказал: "Вопрос, конечно, хороший. Это разбирается тут и там в каббале. Насколько мы понимаем каббалистов, настолько понимаем". И я его оставил.

 

У Берга

Как-то раз в поисках учителя по каббале я зашел на одну из лекций в институт Берга, но увидел, что все это, конечно, несерьезно. Тогда я попросил познакомить меня с Бергом и сказал ему прямо: "Я готов платить, сколько хотите, только мне нужны частные уроки". С финансовой точки зрения я был состоятельным человеком и действительно много им пожертвовал. Но я требовал частные уроки.

Так я стал ездить к нему домой практически каждый день, к пяти часам утра. Через несколько недель я понял, что нам с ним дальше делать нечего.

Тем не менее, от него я узнал немного больше, чем от остальных, потому что в свое время он учился у рава Брандвейна, ученика Бааль Сулама. Берг немного рассказал мне о Бааль Суламе, о раве Брандвейне, как он у него занимался, будучи еще очень молодым. Он поведал, что существуют еще другие книги – книги Бааль Сулама, и ими можно пользоваться. В принципе, это я узнал от него.

Но через две-три недели, увидев, что больше мне нечего от него почерпнуть, я прекратил занятия. А где искать дальше? Кого? Я не знал.

 

Вот он – истинный учитель!

Как-то, буквально случайно, приехав в Бней Брак, я решил поехать поискать учителя. Это было зимой, в Иерусалим в это время года ездить было тяжело, и я подумал, почему бы не поискать в Бней Браке. На одном из перекрестков, высунувшись из машины, спросил: "Где тут занимаются каббалой?" Религиозный человек, стоявший там, ответил: "Поверни налево, поезжай до рощицы, там ты найдешь место, где занимаются каббалой". Вот так, как ангел с неба.

Приехав туда, я увидел стариков, занимающихся каббалой. Я обратился к ним, и они дали мне учителя. Так я начал там заниматься. Оказалось, что их руководитель – старший сын Бааль Сулама. Раньше об этом мне никто не говорил.

Таким образом я оказался у человека, который являлся самым главным, я бы сказал, единственным каббалистом в то время. К тому же, он был старшим сыном Бааль Сулама и получил от него все. И действительно, когда он начал со мной заниматься, я понял, что неделей-двумя здесь не обойтись.

Я почувствовал это по тому, как мои вопросы не летели куда-то в пустоту, а сразу же попадали на правильную почву. Я получал ответы прямо в лоб. Причем не ускользающие ответы, мол, удовлетворись верой и какими-то заповедями, или подождем, увидим потом. А абсолютно четкие, серьезные, спокойные ответы, причем с формулами, с графиками, с логическими объяснениями, без всяких уступок.

 

Таким я создан

Вопрос: Ваши родители знали о вашем поиске смысла жизни?

Ответ: Они всегда знали, что я ищу. Все происходило на их глазах на протяжении многих лет. Естественно, они понимали, что я не уступлю никак и ни в чем, ведь я не мог без этого, тогда не стоит жить. Поэтому они меня не останавливали.

В то же время я был серьезным, здравым, очень реалистичным человеком, не витал в облаках. Я презираю мистику и очень далек от религии, от веры. Я очень реальный, знаю, что мне надо обеспечивать семью, детей, стою твердо двумя ногами на земле, не поддаюсь никаким дурным влияниям. Все это они прекрасно знали. Они видели, что у меня есть очень серьезная цель, таким я создан и так иду вперед.

Из ТВ программы "Крупным планом. Поколение"

Каббала – гибкая наука

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В каббале сложилась определенная традиция обучения, которая строится на том, что есть контент-содержание, а вот форму, методы и комментарий к нему определяет сам преподаватель. В этом случае мы слишком зависим от его личностных факторов.

А есть другой подход, когда четко прописываются формы и методы работы, и задача преподавателя – ни на шаг не отходить от того, что ему предложено.

Что правильно: ориентироваться на личностные факторы человека или на утвержденную технологию?

Ответ: Я не думаю, что можно оторвать одно от другого.

Но поскольку каббала – это древняя наука, которая оформлялась в течение многих тысяч лет, то естественно, мы должны привязываться к тем великим личностям, которые заложили эту структуру.

В каббале выработалось несколько течений, оформившихся за последние 500 лет в Западной Европе, в Прибалтике, на Среднем и Ближнем Востоке. Каждое из этих направлений включает в себя различные под-направления. Они описаны в разных источниках, поэтому по всем разветвляющимся направлениям есть много материалов. Это то, что касается объяснения от источника к потребителю. 

А если здесь проявляется еще харизматическая личность преподавателя, то, естественно, он может кое-что менять, сопоставлять, применять. Я не думаю, что наука каббала – это очень жесткая наука, которую нельзя менять и как-то приспосабливать к аудитории, к преподавателю, тем более в наше время. Главное – донести ее суть, т.е. раскрытие Творца любому человеку в нашем мире. Это является предметом ее изучения.

Каббалистическая методика меняется и будет меняться, и мы должны смотреть на нее очень прагматически и не уходить в какую-то косность.

Из беседы с участниками проекта "Интегральный курс", 19.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Время ускоренного осознания

Как менялась методика уроков каббалы

Согласно желанию публики

Страница 1 из 5412345...Последняя »