Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.26

Все только начинается

Страхи мои были напрасны. После больницы все только началось. Начались наши совместные прогулки по парку, поездки в лес Бен Шемен, разговоры, молчание вдвоем, – жизнь началась.

После больницы он был очень слабый. В него вкачали такое количество антибиотиков, что, когда мы приезжали в лес или в парк, я старался подвезти его поближе к скамейке.

2019-03-24_kniga-vsegda-so-mnoy_rabash_w

Он выходил из машины, делал несколько десятков шагов и говорил: "Я ложусь".

Я быстро подкладывал поролоновый матрац, и он, ослабленный, как ребенок ложился и засыпал на час-полтора.

А я стерег его сон. Курил невдалеке и читал тексты, которые дали РАБАШу на проверку. Это были статьи Бааль Сулама, они потом вошли в первый том книги "Плоды мудрости"[1].

Когда РАБАШ вставал, я ему давал горячего чая из термоса или кофе. Он немножко сидел, мы разговаривали, но очень мало, я не хотел его утомлять, и он начинал, не торопясь, проверять тексты.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

[1] Сборник статей Бааль Сулама.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.25

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.24

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.25

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Мои страхи

Вот так и бросал он меня то в огонь, то в полымя. То понимаю, то нет. То ощущаю, то нет. То он велик, то мне надо бороться за его величие.

В этой постоянной борьбе я и закалялся. И вдруг осознал, что езжу в больницу уже месяц, и что РАБАШа вот-вот выпишут. Я ужаснулся. Что же будет со мной тогда? Нет, это не может прекратиться!

Я не могу никому отдать эти наши ночные уроки вместе, я не могу представить, что не буду готовить ему кофе, как он любит, по-иерусалимски, ложечку без горочки и кипяток без сахара, что не будет этой тишины, когда мы сидим один на один, он закрывает глаза, молчит и думает, а я буквально чувствую, с Кем он говорит… и так боюсь помешать ему, боюсь шевельнуться, вздохнуть…

А когда он начинает читать своим высоким гортанным голосом, мне хочется, чтобы это продолжалось вечно! И я ловлю себя на мысли, как же он похож на моего деда! Какой же он родной мне! Как же я не могу без него жить!

Мое сближение с ним началось именно с этой "нашей" больницы. Я пишу "нашей", пишу, "мы там лежали" – это потому, что такое ощущение и было все время. И у меня, и у него.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.24

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Приду и буду обучать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как "слепые" ученики смогут работать без "зрячего" учителя, если они не успеют обрести духовное зрение при его жизни?

Ответ: Это неважно. Об этом очень интересно пишет Ари. Когда он умирал, то один из учеников спросил его: "Что же будет с нами?" Ари ответил: "Вы должны продолжать учиться, и тогда я приду и буду вас обучать".

– Как же ты будешь нас обучать, если сейчас умрешь?

– Это не твое дело, ты в этом ничего не понимаешь". И умер.

Поэтому я могу сказать, что это не ваше дело. Не волнуйтесь. Приду и буду учить.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ученик и учитель: связь через миры

Духовная связь не нуждается в физическом контакте

Идти за тем, кто видит путь

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.24

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Держаться руками и зубами

Именно в больнице у нас возник тот контакт, который потом превратился в настоящую, неразрывную связь.

Я помню, не выдержал и с болью спросил его: "Ну, как понять это, как?!" Как бы ощущением – "Ну, что ты меня мучаешь?! И он вдруг ответил мне так просто, так понятно, он почувствовал мое состояние. Мы говорили о том, что написано в Талмуде: двое держатся за талит, и один утверждает "Это все мое", а другой отвечает – "Нет, мое".

– Ну, о чем здесь речь? – спросил я его. – Зачем они разрывают талит, эти двое?!

И он вдруг сказал:

– Талит[1], – это человек.

Я, помню, замер. Я поразился. Это переворачивало мозги.

А он продолжил:

– Двое, которые его разрывают, – это две силы, которые держат человека: злое начало и доброе, желание насладиться и желание отдачи. 

Это было так просто и, в то же время, так глубоко.

– А сам человек должен видеть себя нейтральным, находящимся между ними, – сказал РАБАШ. – И быть ответственным за то, кто из них двоих будет говорить в нем. А теперь спроси, что Творец хочет от тебя. Это же Он так действует на тебя с двух сторон, Он!

Я вдруг так ясно ощутил, какая же неимоверная глубина заложена в нем. И что мне надо руками и зубами держаться за него из последних сил. И благодарить Творца, что дал мне этот шанс в жизни. Но вот проходит время, буквально несколько минут.

И снова передо мной прежний, "сухой" РАБАШ, который раскрывает "Учение десяти сфирот" и начинает монотонно читать прямо с того места, на котором раскрыл. Без всяких объяснений, без эмоций, читает, не обращая внимания, что я снова ничего не понимаю, ничего не ощущаю, что я снова потерян и пуст.

Сегодня я уже понимаю, что он видел меня насквозь. Знал наперед, что я останусь с ним, что кроме этого, все остальное ничего для меня не стоит, что я никуда не уйду, знал вообще все, что будет со мной. И готовил меня к этой будущей жизни.

[1] Талит – (ивр. ‏טַלִּית‏‎) – особая прямоугольная накидка. В талит облачаются во время утренней молитвы.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.23

РАБАШ руководит

Прошла неделя, и я увидел, что РАБАШ "потеплел" ко мне.

Я приходил к нему в больницу каждое утро, проводил с ним целый день, я готовился к этому, решил все будничные дела, чтобы меня ничто не отвлекало. Я очень старался не пропустить ни слова им сказанного. Это требовало большого напряжения.

2019-03-18_kniga-vsegda-so-mnoy-rabash-laitman_02_w

Находиться с каббалистом такого уровня один на один – не просто. Были состояния, когда я вдруг с удивлением обнаруживал, что у меня нет вопросов. И вроде были, и я ведь заготовил их массу, думал – обязательно спрошу. И вдруг сижу напротив РАБАША и немею.

РАБАШ как бы "глушил" меня. Я не мог рта открыть, а он словно не обращал на меня внимания. Как часто потом я ощущал, что он руководит всей моей жизнью, что он все про меня знает наперед. Так оно и было.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Связь с учителем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как понять, что у нас есть связь с учителем?

Ответ: Если вы присутствуете на наших уроках и все время следуете моим советам, то у вас уже есть со мной двойная связь. Ведь вы получаете от меня методику, пытаетесь реализовать ее между собой и обращаетесь ко мне с вопросами.

В принципе, это и есть связь с учителем. Через эту внешнюю связь проходит уже внутренняя связь, и вы начнете ее ощущать.

Вопрос: Могут ли люди, не имеющие отношения к каббале, открыть мне новые горизонты в понимании каббалы и в познании самого себя?

Ответ: Ни в коем случае. Они станут углубляться в психологию или в философию, в какие-то учения восточного типа и т.п., но не в каббалу.

Как пишет Бааль Сулам, каббалу можно постичь только через учителя-каббалиста.

Когда-то в Англии я встречался с мудрецом-суфистом. Суфизм – это восточная каббала, переданная Авраамом через его первого сына Ишмаэля.

Во время моей встречи с этим ученым он тоже сказал мне: "Если ты хочешь у меня учиться, ты должен меня любить". То есть и в суфизме все построено на связи между учителем и учеником.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Привязанность к учителю

Как приблизиться к Учителю?

Ученик и учитель: связь через Творца

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.22

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Состояния

Но, вот что поразительно, даже понимая это, я не был защищен от сомнений.

Когда решаешься и говоришь себе: это моя жизнь, это мой путь, это мой Учитель, – вот тогда-то и поднимаются внутри тебя вопросы, именно, когда ты так уверен, – "А тот ли это путь? И тот ли это учитель? Да и цель надо бы проверить…" И начинаешь сражаться с ними, делаешь массу ошибок. Не можешь не делать их. Ты же еще ребенок.

Однажды, будучи в таком состоянии, я подошел к РАБАШу и прямо сказал ему: "Мне 34 года, я намереваюсь посвятить каббале всю жизнь. Меня волнует только один вопрос: тот ли ты Учитель, который доведет меня до цели?"

Я думал, что он меня успокоит, так ответит, чтобы я почувствовал, что мне не надо волноваться, что получу от него уверенность, силу, безопасность, а вышло совсем наоборот.

РАБАШ сказал:

– Не знаю. Ты должен сам это почувствовать.

– Как?! – спросил я, почти вскрикнул.

– Сердцем, – ответил он. – Больше никак.

Он всех отправлял к Творцу.

Никогда и никого не замыкал на себе.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Учитель каббалы и широкое общество

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какое значение имеет признание учителя каббалы широким обществом? Что общество понимает в этом?

Ответ: Действительно, в наше время это не имеет никакого значения. Но 2000 лет назад, когда было довольно много каббалистов и среди них когорта, которая могла признать или не признать кого-то каббалистом, это имело значение.

Как пишет Бааль Сулам, для того чтобы царь Соломон был признан мудрецом, он должен был предстать перед учеными Великого Собрания. Ведь другие люди не могли подтвердить этого, поскольку не находились на таком высоком уровне.

А в наше время, когда науку каббалу не знают, и тем более презирают, сказать о ком-то, что он каббалист, люди могут только согласно своим умозаключениям, исходя из того, кого они сами хотят возвысить. Так что это не имеет никакого значения.

Все определяется тем, чему вас учит учитель. Если он учит вас быть привязанным не к себе, а к первоисточникам и через группу к Творцу, чтобы вы видели смысл только в этом, тогда его учение верное.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель каббалиста

Распространение – отдача в мир

Кто хочет меня слышать – пусть слушает

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.21

Система РАБАШа

РАБАШ этой своей внешней сухостью как бы спрашивал меня: "Но где же тогда твои постижения, если ты получаешь готовые ответы? Эти ответы не строят тебя как исследователя, они только наполняют тебя. При этом ты не развиваешь в себе пустоты для постижения Творца. Не возьмешь ты каббалу разумом, и не пытайся. Только "сердце понимает"".

2019-03-18_kniga-vsegda-so-mnoy-rabash-laitman

Насколько же они разные были две эти системы – Гилеля и РАБАШа. И это, несмотря на то, что оба они были учениками Бааль Сулама.

Система Гилеля была – "Мы все способны понять, узнать".

Система РАБАШа – "Мы ничего не знаем, не понимаем".

РАБАШ настраивал тебя только на постижение. Если постижения нет, все твои знания ничего не стоят. И это было так тяжело – выходить с урока РАБАШа пустым абсолютно. И при этом видеть, как выходят другие с урока Гилеля. Радостные, окрыленные, они говорили нам: "Что вам тут не понятно? Это так просто объясняется…" И объясняли! 

Однажды РАБАШ, увидев, как я стою потерянный и не понимаю, что же лучше – радость или уныние после урока, подошел ко мне и сказал:

– Если после урока ты не чувствуешь себя более пустым, чем до урока – это не урок!

Ты должен выйти с ощущением, что у тебя ничего нет. Ты должен закричать: "Что же делать?". Значит – урок удался!

К счастью я услышал РАБАШа, вовремя раскрыл, Кто передо мной, и что надо идти за ним след в след, не раздумывая.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.20

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Между Гилелем и РАБАШем

В три тридцать утра я был у входа в больницу. Меня не пустили, и я перелез через забор, порвал брюки в спешке и волнении. Поднялся к РАБАШу по пожарной лестнице, он меня уже ждал. Мы закурили, тогда можно было курить в любом месте.

На этот раз он раскрыл не "Предисловие…", а "Учение десяти сфирот" (ТЭС). И начал читать.

Я так надеялся, вдруг что-то пойму, надеялся, что меня пробьет. Ведь язык, которым написан ТЭС, напоминает язык физики. Или, может быть, вот так, наедине с Учителем, мне вдруг сам собою раскроется смысл написанного? Или РАБАШ изменится по отношению ко мне и объяснит все? Но, нет. Было еще хуже.

Он ничего мне не рассказывал. Просто читал и все. А я ничего не понимал. Когда пытался задавать вопросы, он чесал в затылке и говорил:

– Ну, это так, как-то…

– Как? – спрашивал я.

– Вот так, – отвечал он.

Я был в отчаянии, что ничего не воспринимаю. Меня даже несколько раз порывало сорваться вечером к Гилелю на урок, получить готовые правильные ответы на все вопросы, и я знал, что я получу их… Но я понял, что не сделаю этого.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.19

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Случайностей не бывает

Итак, я продолжаю ходить и на утренние уроки к РАБАШу, и на вечерние к Гилелю тоже.

Пока РАБАШ не проявляет ко мне никакого особого интереса. Очередной ученик, сколько выдержу, столько выдержу, во всяком случае, мне так тогда казалось.

Не знаю, что было бы дальше, если бы однажды утром меня не спросили: "Ты можешь отвезти РАБАШа к врачу?" Я сказал: "Да, могу".

Какое счастье, что я оказался в это время рядом, какое счастье, что все были заняты чем-то, и что у меня была машина. Потому что с этого момента начинается другое исчисление в моей жизни.

Я отвез РАБАШа к врачу, у него началось воспаление уха. Лечащий врач направил в больницу. В больнице врач сказал мне: "У меня подозрение, что у вашего учителя – рак". У меня сердце остановилось – "Что делать?" Врач ответил: "Срочно ложиться в госпиталь!" 

Но все это происходило перед праздником Шавуот. Я заволновался, что Ребе не согласится, что придется его уговаривать. Подошел к нему, сказал, мол так и так, врачи настаивают. РАБАШ послушал меня и спокойно ответил: "Ложимся". И мы легли.

И это было для меня уроком. Я понял, что у РАБАШа есть явное понимание, что он должен быть физически абсолютно здоров для того, чтобы преподавать. Он не мог себе позволить пренебрежительно отнестись к телу, тут цель определяла все. И поэтому тело должно находиться все время в рабочем состоянии. Указания врачей РАБАШ принимал, как приказ свыше.

Далее все развивалось на удивление гладко. Нам дали отдельную палату. Я спросил РАБАШа, когда мне лучше приезжать? Думал, скажет, днем, или в приемные часы, он всегда был законопослушен. Но он ответил: "Приезжай утром, будем заниматься".

И я задрожал. Я помню, как сейчас, тот трепет, который испытал – "РАБАШ будет заниматься со мной, наедине?!" Я не мог и мечтать об этом!

Я робко спросил:

– Во сколько приезжать?

– В четыре часа, – ответил он.

Домой я не ехал – летел, как на крыльях! Надо было приготовиться.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.18

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"К сердцу

Прошло время, и я понял, почему РАБАШ был против любых записей. Понял, почему он относился к этому с легким презрением. Однажды даже бросил мне: "Какая разница, сказал я тебе о чем-то, или нет…"

Потому что он требовал изменений в тебе самом. Не на бумагу, а в себя нужно было внести услышанное. Чтобы оно просочилось сквозь решетку памяти внутрь, к самому сердцу и отозвалось там.

Он всей своей жизнью показал мне, что это такое – каждый день быть новым, каждый день начинать с чистого листа, без всякой примеси вчерашнего, понимая, что Творец требует перемен в сердце, а не отчетов о заученном материале.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Многогранная работа учителя-каббалиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что делает учитель, чтобы ученик научился правильно ощущать духовное и правильно реагировать?

Ответ: Это ученику не важно знать. Он видит, что учитель каждый день дает уроки, пробуждает учеников своими вопросами, пытается настроить их на цель творения, на взаимосвязь между собой, на выполнение того, что сказано в каббалистических первоисточниках.

Учитель обучает их работать с первоисточниками, вытаскивать оттуда вопросы и ответы. Он так формирует учеников, что они могут работать самостоятельно. Поэтому работа учителя над учениками многогранна, но это воспитание.

Из урока на русском языке, 02.12.2018

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.17

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"Уговорил!

Я поехал в Тель-Авив и купил особый магнитофон.

Сел напротив РАБАШа и показал ему все его возможности: "Вот эта кнопка – это пауза, можно останавливать запись; вот это – перемотка, можно найти каждое слово, любое предложение; а вот этой кнопкой можно все стереть, если захотите…"

Он слушал внимательно, сам попробовал несколько раз, трогал все кнопки, нажимал, отжимал. А я тем временем добавлял ему от себя, что такие мы, новое поколение, что мы студенты, мы привыкли все записывать, конспектировать, – если я не пишу, то я и не слышу. Мы же внешние, пустые, нас надо заполнить…

И он понял. Понял, что придут вот такие новые ученики, и им надо будет с чего-то начать. Им понадобятся записи. Он согласился. Потому что он во всем был революционером. Но согласился только при одном условии. Что магнитофон будет стоять рядом с ним, и он сам будет определять, что он записывает, а что – нет.

Вот так он и управлял магнитофоном все эти годы, так и собралось более 2000 часов записи уроков. Да еще немало рисунков.

Дело в том, что я сидел рядом с ним и все записывал и зарисовывал. И он иногда подправлял мой рисунок или перерисовывал совсем.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.15

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.14

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.16

Книга "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ"РАБАШ испуган

На первый же утренний урок я принес магнитофон. Я сразу понял, что не хочу упустить ни слова, я столько шел к этому дню, я все запишу!

Поставил магнитофон на стол и вдруг увидел, что РАБАШ испуган.

Он оглядывал магнитофон, не знал, как это воспринимать, молчал и не начинал урок.

Дело в том, что не было принято ни у него, ни на уроках его отца, чтобы кто-то записывал то, о чем говорится, ни карандашом, ни ручкой, ни, тем более, на магнитофон. И вдруг все будет записано, каждое слово.

Он сказал мне: "Нет, ты не включаешь его". И сколько я ни уговаривал его, он не согласился. Я понял, если я сейчас не придумаю что-нибудь, я буду проклинать себя всю жизнь.

Продолжение следует…

Приобрести книгу можно на сайте.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.15

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.14

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.13

Страница 1 из 4212345...Последняя »