Учитель и ученик. Совместная работа
Учитель и ученик. Совместная работа
Вопрос: Было ли в истории каббалы, чтобы у учителя-каббалиста было столько учеников, как у вас?
По-моему, не было.
Ответ: Я тоже думаю, что не было, но это ничего не значит.
Вопрос: Мы думаем, это значит, что вы самый великий, и благодарим Творца за такого учителя.
Ответ: Если я велик в ваших глазах, то попытайтесь выполнять то, что я вам даю как домашнее задание.
Из урока по запискам Рабаша, 18.11.2024
Вопрос: Как оценить в полной мере все, что вы нам даете? Это самое лучшее окружение, которое только может быть!
Ответ: Вот и надо соединяться между собой и поднимать наше объединение так, чтобы оно стало мировым. Я думаю, мы еще обнаружим себя связанными вместе в одном общем желании, с одним Творцом на всех. Это будет состоянием высшего объединения.
Реплика: Дорогой Учитель, будьте с нами всегда!
Ответ: Я буду, не волнуйтесь. Между нами такая связь, которая со временем не разорвется.
Из урока по запискам Рабаша, 17.11.2024
Реплика: Иногда у меня возникает ненависть к учителю. И это совершенно необъяснимо.
Ответ: Ненависть к учителю – это абсолютно естественное состояние, можете не скрывать. И я вам скажу почему. А кто же делает вам все проблемы в жизни?
Вопрос: Но дело даже доходило до того, что мне казалось: лучше вообще уйти, зато чувствовать себя хорошо. Было такое. Что делать с этим ощущением? Как тогда не оставить группу?
Ответ: Но ведь ты не ушел.
Вопрос: Да, но это может повториться. Я боюсь уйти.
Ответ: Это и есть залог того, что ты останешься. Надо бояться, иначе ты опустишься на уровень животного.
Ты видишь, к чему идет мир. Что толку от того, что люди живут, какой бы хорошей ни была их жизнь. А перед нами четкий путь, и уже начинают раскрываться первые духовные ступени. Я счастлив, что в моих учениках начинают просыпаться ощущения духовного пути, духовных шагов и духовного подъема.
Но самое главное для нас – это владеть двумя силами, положительной и отрицательной, и на двух ногах идти вперед. То есть раскрывать отрицательную силу и покрывать ее положительной: левой-правой, левой-правой.
Почему вначале левой? Потому что мы созданы в желании насладиться – в эгоизме. Если бы его не было, то у нас не было бы никакой возможности и никакой надобности связаться с Творцом. Поэтому всегда начинается все слева: "И будет вечер, и будет утро – день один".
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопрос: Что делать с ощущением неустойчивости картинки мира? Раскрывается огромная внутренняя неудовлетворенность, неуверенность, и появляется потребность в успокаивающем голосе и объяснениях учителя. Это признак включения в десятку?
Ответ: Нет, учитель не имеет никакого отношения к десяткам. Я не могу вмешиваться в их работу.
Вы должны сами разбираться и включаться в нее, чтобы, пользуясь тем, что слышите от меня, реализовать это в десятке и получить раскрытие Творца.
Из урока на тему "Вопросы и ответы"
Вопрос: Учитель может быть другом? Когда учитель становится другом и становится ли?
Ответ: Это зависит больше от ученика – может ли ученик понять, что учитель его – это его друг. Это непросто.
Вопрос: То есть от себя учитель как бы готов быть другом?
Ответ: Да.
Вопрос: Это усилие ученика?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда вторая часть вопроса: кем был для вас ваш учитель?
Ответ: Сегодня я, конечно, могу сказать, что он был для меня самым близким человеком, другом, учителем, неважно как сказать. Но с его стороны это так.
Вопрос: Какую жизненную мудрость вы считаете самой главной, по которой надо жить?
Ответ: В общем-то, жизненная мудрость, согласно моему убеждению, заключается в том, что человек желает раскрытия Творца и согласен принять Его так, как Он ему раскроется.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 28.10.2024
Сегодня особый день – годовщина ухода из этого мира Бааль Сулама, нашего учителя. Это душа, связывающая нас с Творцом, человек, открывший врата мудрости каббалы для последнего поколения, в котором мы живем.
Без его учения мы не смогли бы удостоиться того, что уже получили и еще можем получить в будущем. Знание, весь подход и методика, этапы постижения – все это подготовлено для нас Бааль Суламом. Разумеется, все приходит к нам от Творца, но посредством этой великой души.
Одна из причин, что наука каббала (получение) имеет такое название, в том, что она передается из поколения в поколение. Каждый ученик обязан иметь учителя. Только исключительные личности могут при особой помощи свыше сами напрямую достичь постижения Творца. Поэтому мы всегда должны быть связаны с мудрецами, постигшими духовное, великими каббалистами, и так можем продвигаться поколения за поколением.
Здесь все зависит от того, насколько человек способен идти за учителем. У каждого есть в этом свои трудности, и это естественно, ведь так устроены ступени сверху вниз. Низшим трудно преодолеть свой эгоизм и связаться с высшим.
В нашем мире, на животном уровне, нет такой проблемы, ведь природа обязывает ребенка быть зависимым от взрослых. Но на человеческой ступени, на которой надо изучать науку каббала, это уже не просто сделать. Там нам нужно склониться и максимально возвысить величие учителя, чтобы учиться от него.
Разумеется, это не для того, чтобы оказать почет учителю, а только ради пользы ученика. Если ученик чувствует себя меньше учителя, то сможет больше преклонить себя и тогда получить от учителя. В науках этого мира это требование не такое категоричное, ведь там ученик должен критически относиться к учителю и проверить его.
Но в науке каббала человек не может ничего постичь, если не преклонился перед Творцом. И поэтому насколько он склоняется перед тем, что получает от учителя, который обучает его по первоисточникам, пришедшим от учителей всех поколений, настолько он получает постижение. Только в такой форме маленький способен получить от большого.
Поэтому нам надо понять, насколько исключительным и великим человеком был Бааль Сулам. Мы обязаны принять все его произведения, все наследие без всякой критики, и тогда можем надеяться, что начнем связываться с его душой и получать через него высшую силу от Творца.
Из урока к дню памяти Бааль Сулама
Дань благодарности Бааль Суламу
Вопрос: Что такое кли радости?
Ответ: Кли радости – это те желания, которые наполняются от того, что я связываюсь со своими учениками, товарищами.
Это кли развивается как любое желание. Чем больше ты о нем думаешь, чем больше используешь, тем сильнее ты его развиваешь.
Вопрос: Если наше кли радости находится в товарищах, то как правильно принимать келим товарища, чтобы наполнять их этой радостью?
Ответ: Если ты желаешь радоваться вместе с ними, тогда ты естественным путем объединяешься с ними и доставляешь им радость.
Из урока по запискам Рабаша, 08.10.2024
Уход из этого мира великого мудреца, учителя, духовного наставника – это особый день. Ведь он поднимается еще на ступень выше, показывая нам, что мы должны следовать за ним.
Мы видим, что каждый из больших каббалистов сделал шаг вперед, в своей особой форме приблизив к людям науку каббала, раскрытие Творца, методику, понимание, ощущение, слияние с Творцом, соединение.
Я думаю, что Рабаш сделал последний шаг после всех. Он стоит на плечах всех каббалистов, живших до него, начиная от Рабби Акива и далее, до Ари, Рамхаля, Бааль Шем Това. Рабаш подвел итог всего открытого ими для человечества, и передал нам эту методику в готовой, упорядоченной форме, которую мы можем использовать и реализовать.
Нам нужно держаться за оставленные им инструкции по духовной работе, изложенные в его статьях. Рабаш не хотел выходить в своих объяснениях за рамки внутренней работы человека. Он не пускается в философские или исторические выяснения, не обсуждает общее развитие человечества. Он очень остерегался того, чтобы представляться великим каббалистом, подобно Бааль Суламу, Ари, Рамхалю, и старался скромно держаться в тени. И так продолжалось в течение всей его жизни.
Нам еще предстоит раскрыть суть его вклада, его истинную высоту, и увидеть, кем на самом деле был наш Учитель.
В этой книге не просто мои воспоминания об Учителе. В ней – изложение практического духовного пути и одновременно интимный рассказ о великом каббалисте, о том, как выстраивались отношения и совместная учеба (а значит и вся жизнь) Учителя и ученика.
Приобрести книгу можно на сайте.
Вопрос: Сейчас особое время – праздники, и перед нами открывается возможность сделать шаг вперед. Как нам быть ответственными перед Творцом за свои действия?
Ответ: Да, у нас есть особая возможность объединиться, раскрыть Творца в связи между нами, уцепиться за Него и сделать шаг в Его чертоги. Я вас к этому приглашаю.
Вопрос: Но как не упустить эту возможность, чтобы ничто не увлекло нас в другую сторону, только вперед?
Ответ: Держитесь за меня.
Вопрос: Как держаться за Вас? Поддерживая Вас и отдавая Вам?
Ответ: Только тем, что вы держитесь друг за друга и за Творца, и желаете все время быть вместе, чтобы в центре десятки был Творец.
Вопрос: Вы говорили, что не могли успокоиться и все время искали что-то. Вы понимали, что вы ищете? Это к вам личный вопрос.
Ответ: Не совсем. Смысл жизни. Что происходит со мной? Каким образом я должен действовать, чтобы найти ответы на вопросы? Такого типа.
Вопрос: Значит, вас что-то не устраивало?
Ответ: Конечно. Не устраивала бессмысленность.
Реплика: Бессмысленно научной работой занимаетесь, бессмысленно…
Ответ: Конечно, это всё…
Вопрос: Какое-то предчувствие было, что это где-то есть, что обязан искать?
Ответ: В общем, где-то есть. Потому что природа сама по себе не терпит этой пустоты. Она сама прямо вопиет, кричит о том, что есть цель и есть правда, и она для всех, хотя для каждого может быть своя, но человек может ее найти.
Вопрос: И вот этот внутренний крик вы чувствовали?
Ответ: Да, конечно.
Вопрос: Был ли у вас такой момент, когда вы почувствовали, что если не достигнете цели, то незачем жить?
Ответ: Это конечно. Это было на протяжении многих лет – бессмысленность.
Вопрос: И как вы выходили из этих состояний?
Ответ: Это непросто, но много людей, я думаю, все-таки находятся в таком состоянии.
Самое главное – понять, что это не зависит от тебя, это дано тебе свыше, что это подарок природы. И ты должен продолжать искать ответы на вопрос о своей судьбе.
Реплика: То есть тут есть такая положительность: вы все равно двигаетесь, вы не останавливаетесь.
Ответ: Обязательно, да.
Вопрос: Сколько длятся эти состояния, когда "если не найду, лучше не жить"? Вот такие фразы, внутренние?
Ответ: У меня было десятки лет.
Вопрос: Какой момент в вашей жизни вы считаете самым главным?
Ответ: Самый главный момент – когда я нашел своего учителя. Я осознал, что сейчас на меня свалилось огромное счастье.
Вопрос: Неужели за все время, что вы занимаетесь каббалой, вы ни разу не пожалели об этом?
Ответ: Нет. А что бы могло быть?
Реплика: Наверное, человек, который спрашивает, может быть в каких-то сомнениях.
Ответ: Сомнения – это забыться и уснуть?
Реплика: Не знаю, может быть, что-то еще есть.
Ответ: Я ни от чего не скрываюсь и ни на что не закрываю глаза, просто другого ничего нет.
Вопрос: Вы занимаетесь уже долго, больше сорока лет, под пятьдесят. Не было никакого момента сомнения? Вы ни разу не пожалели об этом? Или сомнения были какие-то – там ли вы находитесь?
Ответ: Нет. Раскрывается пред тобой такая глубина и такие горизонты, что тебе нечего больше искать. Или ты это бросаешь, или остаешься в этом.
Вопрос: То есть у вас не было никогда сомнений, и вы в этом шли. Но разные состояния все-таки были, правильно?
Ответ: Конечно.
Вопрос: А для чего эти состояния даются по дороге?
Ответ: Чтобы проверять себя.
Вопрос: То есть вопрос вы себе задавали?
Ответ: Да. "Надо ли тебе это?".
Вопрос: "А там ли я нахожусь?", – этот вопрос был у вас?
Ответ: "Там ли я нахожусь?" – не совсем. Правильные ли источники, правильная ли методика, так ли я должен себя вести – это все было.
Вопрос: И как вы отвечали на эти вопросы?
Ответ: Я отвечал тем, что я не верю ни во что и поэтому – проверять.
Вопрос: Есть ли что-то в жизни, о чем вы жалеете больше всего и хотели бы вернуться обратно и сделать это по-другому?
Ответ: Да. Я бы хотел вернуть и переделать абсолютно все, кроме моего выбора в жизни. То есть сам выбор – он правильный, а реализация его могла быть более интенсивной.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.09.2024