Записи в разделе 'Духовная работа'
Мудрости царя Соломона: кто хранит уста свои

каббалист Михаэль ЛайтманКто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот, тому беда. Царь Соломон

Вопрос: О чем идет речь?

Ответ: О том, что надо понимать, с кем ты имеешь дело, и поступать только в той мере, в которой ты можешь действовать на мир хорошо, добром. Вести его своими нравоучениями, своими воздействиями к правильным поступкам.

Береги то, что ты выдаешь миру, чтобы это было всем понятно, и чтобы они могли этим воспользоваться для своей пользы.

Вопрос: А что такое польза для мира?

Ответ: Польза для мира – это только его объединение.

Вопрос: То есть все, что ты можешь сделать, и все, о чем ты можешь сказать, - это только в сторону объединения. И это называется "беречь свои уста"?

Ответ: Да. 

Вопрос: А что значит "широко раскрывать рот"?

Ответ: Это когда ты не контролируешь свои воздействия на мир и можешь этим очень навредить миру.

Вопрос: Человек может не поджигать мир?

Ответ: Нет. Наша природа такова, что мы поневоле действуем якобы на пользу себе, а значит, во вред миру.

Реплика: Но вы сами себе противоречите. Человек не может не поджигать мир, каждое слово…

Ответ: Нет, мы говорим о человеке обычном, а не о каббалисте. Каббалист четко контролирует, ощущает, какие воздействия он выдает в мир, каков его посыл, и как мир это воспримет. Даже если самому каббалисту будет от этого не очень хорошо, но в итоге он научит мир. Не сегодня, так завтра мир поймет, что он должен двигаться другим путем.

Вопрос: А каббалист может выдавать только добрую информацию для мира?

Ответ: Каббалист может выдавать в мир только добрую информацию, потому что он ощущает внутреннюю силу природы, и оттуда черпает методику своего выхода в мир, то есть обращения в мир.

Вреда от него быть не может. Мир, может быть, не понимает этого, но вреда от каббалиста быть не может. Хотя обычно его выход в мир кажется очень неприятным, резким, несвоевременным.

Вопрос: Но это каббалиста не останавливает?

Ответ: Потому что он видит, какую пользу все-таки он может привнести в мир, насколько он может двинуть мир вперед в правильном направлении, и поэтому он не делает с собой большого расчета. Хотя потом страдает.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.12.2019

Роль игры в развитии человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается важность игры в духовном продвижении человека?

Ответ: Сказано: "Вся жизнь – игра". И это на самом деле верно. Ведь игра развивает людей.

Поэтому Творец развивает нас с помощью игры, подставляя нам всевозможные проблемы и препятствия. А мы учимся их преодолевать, и таким образом растим себя.

В повседневной жизни мы обучаемся в школе, в университете, учимся чему-то дома, где бы то ни было. Мы все время преодолеваем какие-то препятствия, и таким образом проходим школу жизни.

А в каббале нам даются особые помехи, чтобы привести к состоянию, которое называется "полное исправление" человека, когда он становится подобным Творцу. Эти препятствия уже заранее заданы для каждого человека, т.е. для каждого типа души, и мы должны раз за разом преодолевать их.

При этом наша душа меняется и постепенно достигает подобия Творцу. В мере нашего преодоления препятствий Творец раскрывается, вплоть до того, что мы объединяемся с Ним.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 25.03.2019

Задача ближайших 200 лет

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Зачем Творцу нужно, чтобы мы постигли Его?

Ответ: Чтобы сделать человека равным Себе, поднять до Своего уровня. Причем всех. Не одновременно, но всех, постепенно. Эта задача должна решиться в ближайшие 200 лет.

Вопрос: То есть мы должны совпасть с Творцом "по образу и подобию"?

Ответ: По образу и подобию – это значит, в таком же виде отдачи, любви, связи с другими, как высшее свойство природы, называемое "Творец".

Вопрос: Находясь в физическом теле, мы должны прийти к этому уровню развития?

Ответ: Да. Это, конечно, непростая, высшая задача, но к ней мы должны стремиться.

Из урока на русском языке, 26.01.2020

Как идти к невозможному?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Слушая урок, приходишь к выводу, что впереди нас ждут такие отторгающие состояния, когда нужно делать то, что неприятно, чего совсем не хочется.

Ответ: Конечно, не хочется. Нет ничего более отвратного, чем идти против нашего эгоизма. Это просто невозможно!

Вопрос: Так откуда же мне взять силы идти к невозможному, к тому, что мне неприятно? Кто даст мне желание, силы?

Ответ: А ты спроси, почему Творец поставил тебя в такие условия? Для того чтобы ты Его просил. И таким образом ты придешь к связи с Ним.

Из урока на русском языке, 12.01.2020

Духовное движение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно выстроить взаимодействие с обществом и свое личное духовное пространство?

Ответ: Просто быть внутри группы и жить ее духовной жизнью. Кроме этого у тебя может быть и семья, и работа, но твоя духовная жизнь находится в группе, и вместе с ней ты движешься вперед. Так это выстраивается все время.

Самое главное – чувствовать, что мы постоянно находимся в правильном обществе: отдаем ему – получаем от него, отдаем ему – получаем от него. Такими последовательными действиями с окружением мы можем двигаться вперед.

А потом мы увидим, что это общество, за которым стоит высшая сила. Мы отдаем-получаем, отдаем-получаем, и так взаимодействуем с ней. Как колесо велосипеда, которое крутится вперед-назад, вперед-назад, но зато велосипед движется вперед. Так мы должны представлять себе наше духовное движение.

Из урока на русском языке, 02.02.2020

Какая мне выгода от каббалы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я обычный человек и хочу понять, какая мне будет выгода от каббалы?

Ответ: Живя в этом бренном мире, вы просуществуете в нем еще энное количество лет, а затем покинете его, ничего в нем практически не оставив, кроме толики мусора, как каждый из нас в своей земной жизни.

Каббала говорит, что при этой жизни, в этом мире, в наше время, вы можете постичь духовный мир. Будто вы уже находитесь выше нашего мира, совершенно не покидая его, не умирая.

Вы просто нейтрализуете свой эгоизм, который рисует вам этот мир, и вместо него начинаете видеть мир сил, свойств, который называется духовным миром.

Раскрыв его, вы можете уже сегодня существовать в нем, управлять оттуда нашим земным миром, и таким образом пребывать одновременно в обоих мирах. 

В таком случае, смерть вашего тела не будет для вас чем-то трагическим, неожиданным или особенным, потому что вы уже при жизни, в этом мире, находите контакт со своей вечной частью – с душой.

А далее вы будете подниматься в ваших постижениях, в раскрытии души все выше и выше. Поэтому желательно хоть немного, хоть как-то найти сопряжение со своей вечной частью.

Из урока на русском языке, 26.01.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что можно получить от каббалы?

Какие наслаждения обещает нам каббала?

Посмотреть за горизонт

Собрать духовное тело (клип)

Собрать духовное тело

Почему мы не любим учиться?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В этом мире все любят поучать, но учиться никто не любит. Какой духовный корень этого явления?

Ответ: Это эгоизм, который любит поучать, поскольку он таким образом властвует над другими. Надо пытаться избавляться от этого.      

Вопрос: А когда я учусь, я немного отменяю себя?    

Ответ: Когда ты учишься, ты должен отмениться, принизить себя, чтобы научиться чему-то.

Из урока на русском языке, 12.01.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как отменить себя?

Склониться перед учителем

Отмена ученика перед учителем

Подпитка духовной энергией

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: После нескольких лет изучения каббалы кто-то становятся веселее, у него лучше идет работа, а кто-то, наоборот, грустнее, его ничего не радует из материального. Это больше зависит от характера человека? Либо это какая-то ступень его развития, и он потом изменится?

Ответ: Человек проходит очень много различных состояний, так что я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Каждый из нас постоянно меняется.

Все зависит от общества, в котором мы находимся. Мы проходим подъемы и падения, все время вверх-вниз, вверх-вниз.

Причем, если мы четко стережем себя и знаем, что должны проходить стартстопные состояния подъемов и падений, то тогда нам надо организовать правильное общество, которое протягивало бы нам руку, когда мы в падении, и серьезно поддерживало бы нас вплоть до того, чтобы вытянуть в состояние подъема. То есть все зависит от окружения.

Вопрос: Получается, что человек может радоваться даже в состоянии падения, зная, какое будущее его ждет? 

Ответ: Конечно. Если ты понимаешь, что падение дано ради будущего подъема, то нет никаких проблем радоваться ему.

Дело в том, что система работает как в конденсаторе или в любом другом накопителе. Вы действуете в определенном духовном режиме, накапливаете что-то, а потом это все уходит. Тогда вы должны подключаться к окружению и питаться от него.

Когда этот период пройдет, вы снова станете подниматься к новым постижениям и накоплениям. И так далее. То есть в зависимости от периодов, вы должны раскрывать и отдавать окружению духовную энергию, или окружение будет выдавать ее вам. Из таких последовательных периодов, по синусоиде, вы и будете двигаться вперед.

Из урока на русском языке, 02.02.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Падений нет, есть подъем в левой линии

Нет праведника на земле, который бы не ошибался

Духовная синусоида

Мои мысли в Twitter, 21.02.20

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерНеобходимо постичь ненависть и отторжение, чтобы постичь притяжение и любовь.

А главное – есть постижение единства между противоположностями!

 

Обрести желание отдавать можно только обратившись с просьбой к Творцу – чтобы дал мне то, что я, в общем-то, не желаю, но прошу желать.

Это стремление к свойству отдачи – и есть то, чего мне не хватает.

А далее – моя просьба, чтобы Творец дал свой свет в это желание отдавать.

 

Постижение Творца исходит из постижения отличия черного свойства нашей природы получать, эгоизма, от белого свойства отдачи Творца, альтруизма. Но чтобы постичь всего Творца, в нас эгоизм должен раскрываться все больше – а в мере его покорности, сможем ощущать свойство Творца.

 

Как в белом свете мы не можем различить ничего, только если будем писать по нему черными буквами свои ощущения – так и в духовном нам необходимо обращать внимание на черные буквы нашего эгоизма на белом фоне света Творца. Только в противоположности Ему мы постигаем Его.

 

Вся созданная Творцом природа находится в двух противоположных свойствах в каждом изучаемом объекте – и так организовались все связи между всеми частями и всеми свойствами мира. И это основа всего творения. (Бааль Сулам) 

 

Только из постижения противоречий и противоположностей, в стремлении связать их в единую систему, мы строим в себе Творца. В раскрытии противоречий Управления появляется возможность радоваться усилиям в сближении противоположностей, за единство всех сил природы-Творца.

 

В мере отдаления среди устремленных к Творцу увеличится их сближение. А в мере ненависти между ними – проявится любовь. И так попеременно между отторжением и сближением, в левой и правой линиях, двинутся к Творцу в средней линии.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 20.02.20

Мои мысли в Twitter, 19.02.20

Мои мысли в Twitter, 18.02.20

Мои мысли в Twitter, 20.02.20

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерСредняя линия – Человек, ИсраЭль (яшар-кель = прямо к Творцу), направляющая меня на Творца. Встреча с Творцом – в средней линии, где нет ненависти и любви, а есть выше них ощущение слияния. Любовь строится над ненавистью, но слияние средняя линия, их сумма.

 

Я должен заботиться о балансе двух противоположностей, не принижать ненависть или любовь. Я отношу обе силы к Творцу. Я благодарен Ему за них в равной степени. Я включаю оба эти свойства. Я чувствую, что независим от них. Я строю точку связи с Творцом – в средней линии.

 

Средняя линия – мера слияния творения с Творцом. Ни любовь, ни ненависть – это не я. Я выстраиваю себя, когда понимаю, что существуют две силы и предпочитаю одну другой, ведь ценю свойства Творца выше, чем свойства творения. Соединяя две линии, из обеих я строю себя.

 

Каждую секунду во мне новые мысли, отношение к ближнему – в этом я чувствую, как Творец относится ко мне, что хочет сказать. Тем, что я хочу привести все отношения к объединению и любви – этим я отвечаю Творцу, разговариваю с Ним. Так начинается диалог, связь с Творцом...

 

Не приписывай себе ненависть или любовь – это ты получаешь свыше. Но всегда относи себя к средней линии, уравновешивая ненависть и любовь, чтобы они действовали как одно целое. Ведь одно не может существовать без другого. Я как творение существую между противоположностями... 

 

Когда снова и снова проявляется отторжение от группы, надо понять, что это переход на новую ступень, которая всегда начинается с разбиения. Только так можно продвигаться и подниматься все выше по ступеням объединения и любви.

 

Надо радоваться раскрывающемуся в себе злу: нераскрывшийся грех невозможно исправить! В своем духовном развитии человек должен пройти все стадии от ненависти до любви. Невозможно любить, если не прошел через ненависть. Работа наша – превратить зло, ненависть в добро, любовь.

 

Эгоизм в человеке исходит из его противоположности Творцу, силе отдачи, любви и объединения. Поэтому все эгоистичные свойства, чувства, мысли, желания, возникающие в человеке, изначально даны ему для того, чтобы он мог существовать именно напротив Творца.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 19.02.20

Мои мысли в Twitter, 18.02.20

Мои мысли в Twitter, 17.02.20

Мудрости царя Соломона: не хватайте пса за уши

каббалист Михаэль ЛайтманХватает пса за уши тот, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору. Царь Соломон

Вопрос: То есть человек теребит свою судьбу?

Ответ: Конечно! Если ты вмешиваешься в чужую ссору, ты вызываешь к себе в другом человеке озлобленность на уровне пса.

Мы знаем, что лучше всего не вмешиваться. Самое лучшее – дать человеку разобраться в том, в чем он находится, без всяких мудростей и советов, иначе ты станешь врагом для обоих.

Вопрос: Допустим, происходит ссора. Что делает человек?

Ответ: Внешний – ничего. Оставляет их и отходит в сторону.

Полиция или что-то другое, что обязано сгладить ситуацию, – это их дело. Но отдельный человек не имеет права вмешиваться.

Вопрос: Потому что он не знает, кто прав, кто виноват?

Ответ: Вообще не имеет права вмешиваться. Иначе эти состояния не найдут своего решения. 

Вопрос: Царь Соломон говорил, что ссора – внутри меня. Какая ссора существует внутри человека?

Ответ: Постоянная, потому что человек создан из двух желаний: эгоистического и альтруистического. Но по-настоящему человек тот, в котором постоянно существует внутренняя борьба между добром и злом, который специально настраивает свое добро на зло.

Зло постоянно поднимается, желает всё себе и всё прочее. А человек, если он хочет себя самовоспитать, все время развивает в себе добро и постоянно находится в этой внутренней борьбе.

Поэтому все эти притчи построены на раскрытии зла в человеке, но в той мере, в которой он пытается раскрыть в себе добро.

Вопрос: То есть зло во мне, эгоизм есть все время, это моя природа?

Ответ: Да. А ты просишь Творца, чтобы Он дал тебе еще и добрую природу – для того чтобы эти две природы ты мог уравновесить! Ты можешь сказать: "Прошу Творца, чтобы вычеркнул из меня эту злую природу". Нет! Это неразумно.

Чтобы дал мне добрую природу, и чтобы эти две природы существовали во мне в равновесии. Не одна больше другой, и чтобы положительная не была выше отрицательной.

Средняя линия между ними – это изумительное состояние! И я все время нахожусь на этом равновесии. На двух ногах стою над ними. Только тогда я могу абсолютно полностью ощущать и минус, и плюс, и вся природа подо мной.

Вопрос: Значит, человек, включающий в себя свою природу и природу Творца – это гармоничный человек?

Ответ: Конечно! Тогда он называется "Адам" – подобный Творцу, потому что все его внутреннее свойство, противоположное Творцу, тоже становится подобным Творцу.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мудрости царя Соломона: нет человека праведного на земле

Мудрости царя Соломона: кто устоит против ревности?

Мудрости царя Соломона: ненависть и любовь

Как простить обидчика? (клип)

Как простить обидчика?

Пока не созреет желание

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как уживаются два противоположных желания в человеке, когда в нем появляется "точка в сердце"? Это ведь нечто совершенно иное по сравнению с тем, что он ощущал раньше, фактически не связанное с этим миром?

Ответ: Никак не связанное. Это чувство появляется совсем неожиданно, так же как незаметно проявляются любые духовные ступени.

И вот ты уже находишься в каком-то постижении, в какой-то связи, даже в каких-то более-менее осознанных взаимоотношениях с Творцом и ощущаешь что-то новое. Причем каждое последующее постижение выплывает так, как будто возникает в первый раз.

Вопрос: Почему одно не следует за другим? Почему обязательно должно быть падение?

Ответ: Потому что это не происходит как в кино, когда ты сидишь и смотришь мелькающие кадры. Ты должен под каждый кадр привнести свое желание, свою подготовку. А пока желание созреет, ты проходишь всевозможные состояния.

Из урока на русском языке, 02.02.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит предрасположенность к науке каббала

Падение – подъем

Как появляется духовная искра

Отрывки из уроков 20.02.2020

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока на тему "От ненависти к любви"

Наш путь идет от ненависти к любви. Ведь мы – творения, а значит, прежде всего противоположны Творцу, а потому состоим из эгоизма, иначе не могли бы существовать. Если бы мы не имели злого эгоистичного желания, то не были бы творениями.

Творением называется тот, у кого есть злое начало. А не имеющий эгоизма не считается творением, и поэтому неживая материя, растения и животные не относятся к подлинному творению, так как не противоположны Творцу. У них нет свободы выбора, чувства ненависти, отторжения – они просто инстинктивно выполняют законы природы.

Ненависть, которая есть в человеке, исходит из его противоположности Творцу, силе отдачи, любви и объединения. Поэтому все эгоистичные свойства, чувства, мысли, желания, возникающие в человеке, изначально даны ему для того, чтобы он мог существовать напротив Творца.

Зло – это только то, что противоположно Творцу. Все наши свойства разделяются на подобные Творцу или обратные Ему. Все, что идет против отдачи, любви, соединения – это зло. Но с другой стороны, это огромная радость раскрыть в себе свойства, обратные Творцу, ведь именно они дают мне право существовать как творение и быть человеком, а не животным.

В животных нет злого начала. И хотя они убивают и пожирают друг друга, но только для того, чтобы выжить. Животные не желают повредить друг другу, на такое способен лишь человек. 

И поэтому всякий раз, когда во мне пробуждаются недобрые желания по отношению к ближнему, я должен понять, что это как раз человеческие качества, то есть во мне пробуждается человек, пусть и разбитый, неисправленный, грешный. Но без этого я не смогу отделить себя от Творца.

Поэтому надо радоваться всему раскрывающемуся злу, всем грешникам. Ведь не раскрывшийся грех невозможно исправить. А исправление эгоизма превращается в духовные действия и высокие духовные постижения.

Поэтому наш путь идет от ненависти к любви. Невозможно полюбить, если прежде не прошел через все стадии ненависти. А равнодушный не ощущает ни ненависти, ни любви, поскольку работа человека – превратить ненависть в любовь.

Чем выше поднимается человек, тем больше в нем раскрывается ненависти, левой линии, и тем сильнее надо работать, чтобы привести себя к любви, к правой линии. Так мы всегда существуем между ненавистью и любовью.

Когда снова и снова проявляется отторжение от группы, надо понять, что это переход на новую ступень, которая всегда начинается с разбиения. Только так можно продвигаться и подниматься все выше по ступеням объединения и любви.

* * *

Творение всегда начинает с левой линии, с раскрытия зла, ненависти, разбиения, подготовленного Творцом изначально. Он создал совершенную систему, а потом разбил ее. И потому вместо совершенства нам раскрывается ненависть и отторжение, и якобы исправляя созданное Творцом, мы таким образом растем, умнеем. Мы всегда сохраняем обе линии и идем в средней линии, между ненавистью и любовью.  

Источник любви и ненависти – в Творце. Любовь – это свойство Творца, выходящее из Него напрямую, а ненависть – обратное Ему свойство, исходящее из Него как "созданное из ничего". Две эти основы, правая и левая линии, "сущее из сущего" и "созданное из ничего", любовь и ненависть – обе выходят из Творца. Так и надо к ним относиться.

Не надо приписывать себе ни ненависть, ни любовь – ведь я получаю их сверху. А я должен всегда относить себя к средней линии, уравновешивая ненависть и любовь, чтобы действовали как одно целое. Одно не может существовать без другого. Я как творение не могу существовать в одной мысли, в одном желании – а всегда на сочетании противоположностей, между ними обоими.

* * *

Нужно видеть перед собой простую систему: группа, и внутри нее – Творец. Если мы достигаем первого соединения между товарищами, то Творец раскрывается внутри этого объединения как его  следствие. Достигнем более мощного объединения – Творец еще больше раскроется и т.д.

Каждый раз, раскрывая следующую ступень единства, мы раскрываем новые свойства Творца через их противоположность. Я обнаруживаю в себе ненависть и отторжение, и преодолевая их, достигаю объединения, раскрывая свойства Творца. И в такой форме я начинаю говорить с Ним.

Каждую секунду во мне сменяются мысли, желания, отношение к ближнему, и таким образом я чувствую, как Творец относится ко мне, что хочет мне сказать.  Тем, что я хочу привести все отношения к объединению и любви, этим я отвечаю Творцу, разговариваю с Ним. Так начинается наш диалог с Творцом, связь с Ним – все через десятку, группу, через соединение с товарищами.

Поэтому Творец находится внутри общества, внутри группы или всего человечества – в зависимости от уровня связи, которой я достиг с Ним. И так я все больше приближаюсь к слиянию с Творцом.

* * *

Творец не создал ничего, кроме любви и ненависти. А что же такое средняя линия? Если нет ни ощущения любви, ни ненависти, то человек будто мертвый, нет творения.

Средней линией называется мера слияния творения с Творцом. Ни любовь, ни ненависть – это еще не я. Я выстраиваю себя, когда понимаю, что существуют две силы и предпочитаю одну другой, ведь ценю свойства Творца выше, чем свойства творения. Соединяя две линии вместе, из них обеих я строю себя.

И поэтому я должен заботиться о балансе двух противоположностей, не пытаясь стереть или принизить ни ненависть, ни любовь, а используя их уравновешенно. Я отношу обе эти силы к Творцу и благодарен Ему и за ту, и за эту на равных. Я включаю оба эти свойства и потому чувствую, что независим от них, а могу построить точку связи с Творцом в средней линии, между ненавистью и любовью.

Ведь обе они приходят от Творца. А что же приходит от меня: способность соединить два этих чувства вместе и отнести к Творцу. Из этого строится средняя линия. Она не существует изначально, это мы, люди, строим ее своим отношением к Творцу.

Мы получаем от Творца две силы: силу добра и зла. Сила зла разделяет нас с Творцом, а сила добра позволяет соединить нас вместе. При таком отношении к творению мы ощущаем, что есть особое место, называемое "средняя линия", и так присоединяемся ко всей реальности.

Средняя линия – это и есть человек, Исраэль (яшар-кель), что означает "прямо к Творцу", ведь как стрела направляет меня прямо на Творца.

Правая и левая линии – это только чувства, ощущения, условия, законы, согласно которым я организую себя в подобии Творцу. Но наша встреча с Творцом происходит в средней линии, где нет ненависти и любви, а есть третий компонент, который выше них обоих и называется "слияние".

Любовь строится только поверх ненависти и потому неотделима от нее. Но слияние, средняя линия существует сама по себе, независимо от ненависти и любви.

Из утреннего урока 20.02.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 17.02.2020

Отрывки из беседы 14.02.2020

Отрывки из уроков 12.02.2020

Страница 1 из 1 27512345...Последняя »