Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Условие правильного продвижения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Может ли человек много лет находиться в нечистых желаниях (клипе) и ошибочно думать, что он продвигается, он исправлен и только его путь верен? Как в этом случае помочь себе или товарищу?

Ответ: Если вы занимаетесь в группе, обучающейся только по истинным каббалистическим источникам, к которым относятся Книга Зоар, книги Ари, Бааль Сулама, Рабаша, включая даже мои, поскольку они написаны по трудам Бааль Сулама и Рабаша, то вы действительно занимаетесь каббалой.

Двигаясь с группой по этим источникам, вы правильно, последовательно идете вперед и наверняка достигнете цели.

Из урока на русском языке, 26.01.2020

Сон или подготовка к уроку?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Стоит ли лишать себя наслаждения сытного ужина, если ты знаешь, что после этого проспишь дольше, и, как следствие, у тебя будет меньше времени на изучение каббалы, на общение в группе и тому подобное?

Ответ: Я бы этого не советовал.

Я, например, заранее планирую, что могу сделать, чтобы в обязательном порядке встать на урок. Причем перед уроком я должен, минимум, за час-полтора готовиться к нему: читать, проникаться материалом, подготавливать себя к определенным ощущениям. А иначе как я смогу быть ответственным перед товарищами?

Выходя к ученикам, я считаю их не учениками, а своими товарищами, через которых хочу получать какие-то ощущения. Я ведь тоже еще не нахожусь в абсолютном состоянии.

Поэтому я постоянно готовлюсь к уроку: заранее знакомлюсь с темой урока и читаю отрывки по этой теме. Я настраиваю себя, как настраивают перед игрой музыкальный инструмент.

А у вас речь не только не идет о настройке, а наоборот, о том, что вы можете не прийти к уроку. Такое вообще неприемлемо.

Из урока на русском языке, 12.01.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что требовать от урока?

Урок – соприкосновение с вечностью

Состояния каббалиста

Обучение в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Десятка – это мини-модель общества. Вместо того чтобы мне работать со всем человечеством, что, в принципе, пока невозможно, каббалисты взяли, как в голограмме, самую минимальную ячейку, в которой можно реализовать методику?

Ответ: Абсолютно верно.

Реплика: Каббалисты говорят, что два человека – это тоже минимальное общество.

Ответ: В принципе, за неимением ничего другого, может быть и двое. Ведь тогда человек начинает ощущать разницу между собой и другим: кто "я" и кто "он". Но на самом деле достичь альтруистического свойства отдачи быстро и правильно можно, только если ты находишься в десятке.

Вопрос: О десятках очень много написано в первоисточниках. Каббалисты так всегда обучались. Значит, обучения двоих практически не существовало?

Ответ: Такое было в начале зарождения и развития каббалы. Но в те времена существовали особые души и особые условия. 

Вопрос: А сегодня нельзя, чтобы учитель-каббалист обучал кого-то одного? Частным образом мы не обучаем?

Ответ: Могут быть и частные учителя. Когда я вместе с моим товарищем пришел к Рабашу, он нам выделил в учителя своего ученика, человека преклонных лет, и мы вдвоем полгода занимались у него.

Вопрос: Но тогда не было и людей, желающих изучать каббалу. А сегодня такое возможно?

Ответ: Нет. Не думаю, что это даже полезно. Лучше всего группа. В каббале все настолько завязано на объединении между товарищами, что другое обучение неэффективно.

Вопрос: А на начальном этапе, чтобы хотя бы просто понять, о чем идет речь?

Ответ: Это можно. Тут могут быть и частные уроки. Но это не движение к цели, а наполнение знаниями.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему каббале учатся вместе?

Минимальная ячейка духовной реальности

А может быть, поделим работу на двоих?

Интерпретация каббалистических текстов

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: После того, как Авраам постиг единую силу природы, он захотел поделиться своим открытием со всеми. Естественно, у него возник конфликт с царем Вавилона Нимродом, который, наблюдая рост эгоизма, говорил, что вавилонянам надо разойтись.

А Авраам считал, что это не поможет, необходимо найти методику подъема над разобщенностью и все уравновесить.

В результате несколько десятков тысяч человек пошли за Авраамом, а остальные разбрелись по всей земле. Те, кто пошли за Авраамом, стали называть себя "Исраэль" ("яшар к-Эль"), т.е. "стремящиеся к Творцу". Отсюда и возникло название "Израиль".

Получается, что Израиль или Исраэль – это не этническая принадлежность, а направленность желания, которое возникало в людях.

Ответ: Это направление существования человека. Если он стремится в своей жизни к постижению высшей силы, знакомству с ней, сближению с ней, тогда он называется "Исра-эль". 

Реплика: Рамбам в книге "Мишней Тора" пишет: "Начал Авраам громогласно призывать всех людей, рассказывая им, что во всем мире есть один Бог. Он шел, созывая, собирая народ от города к городу, от царства к царству, пока не пришел в страну Ханаан".

Ответ: Что значит "шел"? Надо несколько глубже понимать эти описания. Например, Авраам и его отец Терах: отец – это предыдущее состояние Авраама; Авраам – следующее состояние за Терахом.

А его сыновья Ицхак, Яаков – это следующие ступени. Ведь речь идет об одной душе, об одной силе, которая развивается, разбивая всевозможных прошлых идолов. Так надо интерпретировать эти тексты.

Вопрос: Далее Рамбам пишет: "А когда люди сходились к нему и спрашивали о его словах, он рассказывал каждому в своей особенности, пока не возвращал его на путь истинный, пока не собрались вокруг него тысячи и десятки тысяч, и они называются домом Авраама. И посеял он в сердцах их этот великий принцип и написал о нем книги".

Что значит "великий принцип"?

Ответ: Это значит, что надо стремиться раскрыть единую высшую силу, а не путаться между многими маленькими силами, которые, в принципе, ничего не дают. Познавая высшую силу, ты растешь вместе с ней.

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 24.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача духовных знаний во времена Авраама

Что постиг Авраам?

Короткие истории. Духовный отец человечества

Передача духовных знаний во времена Авраама

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как Авраам обучал десятки тысяч людей, которые собрались вокруг него, если еще не было Пятикнижия, в котором были изложены заповеди?

Ответ: В то время люди были на таком уровне, когда они понимали это изнутри себя.

Реплика: Авраам написал несколько книг, из которых только одна "Книга Создания" ("Сефер Ецира") дошла до нас. Я насколько раз читал ее, но в ней нет ни слова об объединении.

Ответ: Авраам писал там о высшей силе, которая действует на людей. Он написал эту книгу для того, чтобы мы могли постичь высшую силу, познать ее, понять ее так, как он ее описал.

Для этого у нас должен быть соответствующий инструмент. Этим инструментом является объединение с другими людьми, в связи между которыми раскрываются высшие законы. 

Вопрос: Но как раз о связях тогда еще не было нигде написано. Это было им понятно само собой?

Ответ: Да. Это называется "устная Тора", т.е. то, что Авраам объяснял своим последователям.

Вопрос: Рамбам писал: "Посеял Авраам в сердца их этот великий принцип и написал о нем книги". Но в этих книгах описано то, что человек ощущает при взаимосвязи с Творцом, с высшей силой природы. Получается, что коммуникация между людьми передавалась из уст в уста?

Ответ: Это практическая наука, которую Авраам передал своим ученикам Ицхаку и Яакову.

Вопрос: Разве они не были его детьми?

Ответ: Можете называть их "дети", не имеет значения. Но в каббале имеются в виду ученики, через которых методика исправления человеческого эгоизма передавалась всему народу, всей группе людей, собравшейся вокруг Авраама еще в Вавилоне.

Все это описывается в Торе в одном лице. Сначала то, что происходило с Авраамом, потом с Лотом и т.д. А где остальные десятки тысяч собравшихся вокруг него?

Дело в том, что при описании не принималось во внимание количество людей, о которых говорил Рамбам, а только их духовный уровень. А духовный уровень – это уже 70, 50, 10 человек и т.д. – неважно, ведь в духовном счет идет не по головам, а по мощи их связи между собой.

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 24.06.2019

Время ускоренного осознания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы узнали все то, о чем говорите?

Ответ: Вы тоже это узнаете. Я вас уверяю, в течение ближайших полутора-двух лет вы будете знать практически то же самое, что и я.

Сегодня методика может быть преподнесена в ускоренном виде, ведь люди сейчас совершенно другие. Они могут абсорбировать в себе огромное количество информации, правильно ее понять. Я уверен, что все это вы осознаете очень быстро.

Из урока на русском языке, 15.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как менялась методика уроков каббалы

Постичь высший мир никогда не поздно!

Вы все успеете!

Каббалистические тексты (клип)

Каббалистические тексты

Цель каббалистической группы, ч.12

каббалист Михаэль ЛайтманИз множества методик выбрать одну

Вопрос: Согласно каббалистическому принципу, в группе рекомендуется говорить о духовных терминах из первоисточников. Например, если мы читаем "Учение Десяти Сфирот" или Книгу Зоар, то можем общаться друг с другом терминами из этих текстов?

Ответ: Да, это не запрещено.

Реплика: Есть еще такой принцип, что важно на время изучения каббалы абстрагироваться от других духовных практик и методик.

Ответ: Естественно. Ведь для того, чтобы постичь определенную методику, ты должен углубиться в нее. Нельзя делать салат из всевозможных методик и подходов. А их очень много.

Есть восточные учения и западные, есть научные и психологические, есть по Бааль Суламу и по раву Куку. Издавна известна методика Агра и методика Бааль Шем Това, и так далее. То есть существует очень много всевозможных путей к Творцу. И поэтому, для того чтобы преуспеть, надо заниматься какой-то одной ветвью.

Поскольку я нашел своего Учителя и был учеником и помощником Рабаша в течение последних 12 лет его жизни, то иду по этому принципу и стараюсь придерживаться его. 

Рабаш – старший сын Бааль Сулама, поэтому мы изучаем все материалы Бааль Сулама и пытаемся, насколько можно, их реализовать. Бааль Сулам писал, что мы находимся в таком поколении, когда каббала должна выйти в мир и обратиться не только к народу Израиля, но и к народам мира. Таким образом мы и действуем.

Вопрос: А для кого ваш Учитель писал статьи о принципах работы в группе?

Ответ: Он писал их для своих учеников и для тех, кто придут за ними в следующем поколении.

Бааль Сулам и Рабаш сделали то, что в свое время Ари и Бааль Шем Тов. Ари развил мудрость каббалы, а Бааль Шем Тов – практическую каббалу.

То же самое сделал Бааль Сулам, уделив, в основном, внимание мудрости каббалы и описав ее по Ари. А Рабаш продолжил развивать практическую каббалу. Я не представляю, что еще можно сделать после них, где в каббале есть место, куда можно войти и что-то дополнить.

Множество написанных книг лишь разбавляют мудрость каббалы. Я не думаю, что это нужно. Нам осталось, может быть, адаптировать их труды для начинающих, переводить на другие языки и приближать методику исправления мира к народам.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 06.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Цель каббалистической группы, ч.11

Цель каббалистической группы, ч.10

Цель каббалистической группы, ч.9

Нужно ли заучивать каббалистические термины?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам составил словарь, где дал определения каббалистическим терминам. Нужно ли их заучивать? Ведь любой начинающий, читая каббалистические источники, овеществляет все, что написано в них.

Ответ: Не думаю, что нужно просто заучивать слова, ведь мы не лингвисты. В каббале заучивать термины – это значит понимать и постигать их внутренний смысл, о чем они говорят.

Меня должно интересовать, что данное слово означает в духовном мире, на каком уровне, как его постичь. Потому что само слово, даже буква, говорит о сочетании многих сил, которые я должен вобрать в себя, создать в себе, соединить в определенном порядке между собой. И тогда я постигаю букву, еще одну букву и еще.

Переходя от одного состояния к другому, то есть от одной буквы к другой, я начинаю как бы читать, понимая смысл развития этих состояний, к чему они ведут. В итоге они преобразовываются в слово. Слово – это уже серьезный информационный пакет.

Вопрос: Значит, не нужно просто заучивать слова, как допустим, изучая английский язык? 

Но когда я читаю каббалистический текст, и мне, к примеру, встречается слово "экран", то желательно все-таки знать, что этот термин означает какое-то антиэгоистическое свойство. То есть стоит иногда обращаться к словарю?

Ответ: Обязательно. Таким образом надо одновременно изучать и простой, и внутренний смысл слов.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

О каббалистической терминологии

Знание каббалистических терминов

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Первоисточники и их комментарии

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Одним из факторов духовного развития человека являются первоисточники. На протяжении истории за последние 5500 лет было написано множество каббалистических книг. Но кроме того, есть еще и комментарии к ним.

Ответ: Я не советую пользоваться какими-либо комментариями, кроме очень особых.

Дело в том, что есть первоисточники, написанные 2000-3000 лет назад, на которые через 1000 лет и более были сделаны серьезные комментарии, прошедшие затем проверку временем. А есть такие, которые пишутся в наше время всевозможными самозваными каббалистами.

Все каббалистические книги можно уложить в несколько источников. Это "Книга Создания" ("Сефер Ецира"), Танах, Вавилонский Талмуд, Мишна, Зоар и некоторые книги, написанные еще в период двух израильских царств.

После этого идут книги Ари, комментарии Бааль Сулама на труды Ари и дополнения Рабаша о духовной работе к трудам Бааль Сулама. 

Практически для нас актуален только Бааль Сулам с его комментариями на труды Ари и Книгу Зоар, а также Рабаш с его письмами и статьями, рассказывающими о духовной работе.

Вопрос: Что такое сам комментарий? Он как бы упрощает и больше раскрывает предыдущие труды?

Ответ: Естественно, и раскрывает, и поясняет. Ничего другого там нет.

Рабаш практически описал всю работу в группе. Он брал маленькие отрывки из Торы и из других источников, но только для того, чтобы на них показать, каким образом надо выполнять духовную работу.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великие каббалисты и их труды

Первоисточник – носитель внутренней информации

Зачем нужны комментарии на первоисточники?

Чему уделять свободное время

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сколько часов в день человек должен изучать каббалу?

Ответ: Все свободное время. А для чего еще нам дана жизнь?

Реплика: Цель творения – наслаждаться. Но я бы не сказал, что учеба такое уж большое наслаждение.

Ответ: Имеется в виду наслаждаться величием Творца и тем, что он создал как необходимую систему, благодаря которой мы достигаем Его уровня.

Вопрос: Человек сам должен определить, сколько времени уделять этому учению? Может быть, есть какое-то минимальное количество часов?

Ответ: Нет. Просто говорится о том, что самое главное – определить свое свободное время. Я обязан спать сколько-то часов, работать определенное количество времени (каббала обязывает работать), питаться, ухаживать за собой, приводить себя в порядок и так далее.

А что же делать с оставшимся временем? На него у меня существует очень четкий расчет: уделять его только постижению Творца.

Творец создал меня животным, поэтому я должен существовать в земных рамках: работать, питаться, заботиться о семье и прочее. Одновременно с этим Он сделал меня человеком. Поэтому все свободное время я занимаюсь "человеком" в себе.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не убегать от мира

На что стоит тратить жизнь?

Чтобы времени хватало на все

Сила каббалистических текстов

каббалист Михаэль ЛайтманВсе статьи книги "Шамати" ("Услышанное") могут читаться очень легко, вроде бы довольно понятны, их можно разобрать аналитически. Для мыслящего человека это не проблема.

Но дело в том, что для нас важно понять не изложение статьи, а ее внутренний смысл, то есть почувствовать, увидеть, услышать, понять, ощутить те силы, те свойства, о которых в ней говорится. К этому мы должны стремиться.

Человек, который вглядывается в эти статьи более глубоко, видит, что практически очень далек от того, о чем в них говорится. Ведь он не ощущает самого материала, не испытывает этих свойств, не наблюдает вокруг себя эти силы. В том пространстве, в котором мы существуем, этого нет.

Вопрос: Тогда какой смысл человеку пропускать через себя эти статьи?

Ответ: Читая их, у нас возникает понимание, что существует нечто выше нас, и каким образом оно может быть связано с нами.

Стремление к внутреннему смыслу каббалистических текстов влечет нас дальше к духовным объектам. Оно вызывает на нас определенные духовные силы, которые постепенно меняют нас и образуют в нас новые свойства, в которых мы уже начинаем ощущать то, о чем говорит статья.

Из урока на русском языке, 08.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свойство каббалистических книг

Действие каббалистических текстов

Эффект каббалистических книг

Зачем нужны комментарии на первоисточники?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обычно мы читаем все первоисточники лишь с одной целью – вызвать их воздействие на наш эгоизм, на нашу исконную природу, чтобы изменить ее. Тогда зачем писать на них комментарии? Мы и так ничего не понимаем в этом.

Ответ: Для того чтобы нам было более понятно, как надо действовать.

Реплика: Однако сказано, что человек меняет себя не знаниями. То есть понимает он или нет – это не важно.

Ответ: Нет. Есть вещи, которые нам надо привести в житейский порядок, в правильные связи между нами. Здесь имеются в виду группа, учеба и все прочее, что относится к ним.

Вопрос: Допустим, человек читает Книгу Зоар или комментарий к ней Бааль Сулама. Он все равно ничего не понимает ни там, ни там. Какая разница?

Ответ: Дело в том, что Бааль Сулам в своих комментариях к Книге Зоар приблизил ее к человеку. Ведь ранее на нее не было никаких пояснений. 

Вопрос: Вероятно, это уже для более продвинутых учеников? Ведь для начинающего вообще нет никакой разницы: что Книга Зоар, что комментарий на нее. Все равно человек ничего не понимает, пока не достигает первой духовной ступени, чтобы как-то что-то ощутить.

Ответ: Мы должны понимать, что каббала – это не обычная наука и не какие-то научные статьи.

Дело в том, что комментировать, допустим, Книгу Зоар может только человек, который находится на ее уровне, ощущает ее, то есть раскрывает мироздание, систему сил, управляющих нами. Он не дополняет Зоар какими-то своими рассказами, а вкладывает в свои тексты дополнительную силу, приближающую нас к постижению сил, о которых она пишет.

Это не просто дать тебе еще несколько предложений, которые ты бы понял, а привлечь к тебе силы, находящиеся на уровне Книги Зоар, чтобы они больше действовали на тебя.

Бааль Сулам взял эту Книгу и немного переложил ее, для того чтобы она воздействовала на нас в том состоянии, в котором мы находимся в своем поколении.

Вопрос: То есть он вложил туда свои силы, которые я пока не ощущаю, но они более близки нашему поколению по свойствам?

Ответ: Именно силы, а не понимание самой книги.

Вопрос: Есть ли какая-то сила в самих буквах?

Ответ: Естественно. Но пока мы далеки от этого. Только после того, как ты постигаешь высшие силы и их сочетание между собой, ты начинаешь видеть их азбуку, их правильные сочетания в виде цифр, букв, всевозможных рисунков, которые конкретно пересказывают тебе взаимодействие сил. Таким образом ты начинаешь понимать духовный язык.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какой Зоар читать?

Связной между двумя полюсами

Что делать, если ничего не понятно?

Цепочка "учитель-ученик"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, я выбрал учителя и через два-три года вижу, что мне уже нечему учиться у него или я знаю даже больше него. Такое случается в нашем мире в музыке, в спорте и т.д. А в каббале это бывает?

Ответ: Да, и тут бывает то же самое. Вполне возможно, что стоит поменять учителя. Но здесь надо понимать, кого на кого ты меняешь. Или ты меняешь его, потому что не хочешь прилагать больше усилий, или потому, что в этом действительно возникла настоятельная необходимость, поскольку с прежним учителем ты не можешь продвигаться вперед.

Вопрос: Есть ли какая-то определенная связь между учителем и учеником?

Ответ: Учитель является проводником на ученика высшей энергии, высшего света, высшего знания. И поэтому нам так важно, чтобы ученик был соединен со своим учителем, потому что это цепочка никуда не исчезает.

Реплика: Но раньше группы были очень маленькими, и поэтому там действительно существовала тесная связь между учителем и учеником. А сегодня у вас миллионы учеников, и естественно, вы знаете только малую часть из них.

Ответ: Не важно, кого я знаю, важно – кто из них считает себя моим учеником, их отношение ко мне. В этой мере он устремляется своим внутренним движением ко мне, и это дает ему контакт через меня с высшей силой.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Первые каббалистические книги для начинающих (клип)

Первые каббалистические книги для начинающих

Страница 1 из 8812345...Последняя »