Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Возраст и мотивация

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как мотивировать смешанные по возрасту коллективы? Например, у нас на курсе интегрального образования будут учиться люди разных возрастов: молодежь и пожилые люди. У молодежи, естественно, проблема с мотивацией. Есть ли какие-то общие принципы ее повышения, ведь каждый находится на своем уровне желаний?

Ответ: У нас с этим проблем, может быть, меньше, чем у других, поскольку мы можем объяснить всем людям независимо от возраста, пола, развития, зачем надо объединяться, для чего нужна наука каббала, что она может дать человеку, насколько нам это крайне необходимо в наше время.

Поэтому люди очень разные по возрасту, по уровню, по образовательному цензу и т.д. смогут понять друг друга и работать вместе.

Из ТВ программы "Навыки управления", 28.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Возраст и гендерные различия

Группы "золотого возраста"

Возраст обучению – не помеха

Возраст и гендерные различия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На интегральных курсах на первых этапах мужчины и женщины учатся вместе. Некоторые исследования говорят, что в производственном коллективе, где есть женщины, многие решения принимаются намного качественней и быстрее. А когда мы занимаемся духовным развитием, то на каком-то этапе должно быть разделение. Почему?

Ответ: Гендерное разделение обязано быть, потому что в каббале мы работаем с очень глубокими внутренними свойствами человека, и наличие смешанных групп сильно мешает.

На начальном этапе мужчины и женщины могут заниматься несколько месяцев вместе, не более полугода, а потом их быстро надо разделять.

Вопрос: Нужно ли делить их по возрасту?

Ответ: Возраст не имеет особого значения. Я считаю, что даже лучше их смешивать, чтобы, как в нашей повседневной жизни, старые помогали молодым, а молодые старикам. В этом нет противоречия. 

Природа не разделила нас резко по возрасту. Наоборот, поколения помогают, поддерживают друг друга. А вот совместное мужское и женское обучение может очень навредить тем, что станет выбивать людей из намерений отдачи и любви на уровень гормонов.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 21.08.2020

Блиц-ответы каббалиста об искусстве слушать, 14.08.2020

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каким слушателем вы считаете себя: идеальным, выше среднего уровня, нуждающимся в дополнительном обучении, неважным?

Ответ: Я даже не знаю. Я мало кого слушаю. Своего учителя я пытался слушать, просто открыв все каналы.

Вопрос: Вы слушаете своих учеников?

Ответ: Я слушаю их вопросы, потому что очень заинтересован ответить им правильно.

Вопрос: Вы хороший слушатель?

Ответ: Нет.

Вопрос: Кого вы готовы слушать беспрерывно? Есть такой человек на Земле?

Ответ: Нет, сегодня в мире нет таких людей.

Вопрос: Вы были хорошим слушателем, когда обучались у вашего учителя?

Ответ: Я надеюсь! Хотя не очень, но все-таки лучше, чем во всех других случаях жизни. 

Вопрос: Какой фактор, по вашему мнению, больше всего влияет на умение слушать?

Ответ: Во-первых, должно быть желание. Ты должен понимать, что то, что ты слышишь, больше никогда нигде не найдешь, ведь ты получаешь самую нужную тебе информацию.

Вопрос: Кто, с вашей точки зрения, умеет лучше слушать: мужчина или женщина?

Ответ: Я думаю, что мужчина. Женщина больше настроена на то, чтобы разговаривать, обмениваться информацией. Мужчина – на то, чтобы молчать и слушать.

Вопрос: Если бы вы не могли слышать или говорить в течение 24-х часов, чем бы вы пожертвовали – слышать или говорить?

Ответ: Тем, чтобы говорить. Слушать – это важнее. А говорил бы я с собой.

Вопрос: Вы любите слушать советы других людей?

Ответ: В общем, да.

Вопрос: Вы любите слушать музыку?

Ответ: Да.

Вопрос: Вы считаете, можно научиться слушать? Или это дар?

Ответ: Нет, это зависит от ваших потребностей. Когда ты точно настроен на то, что тебе нужно, ты ищешь этот канал, этот источник.

Вопрос: Существует ли связь между желанием людей объединиться и навыком слушать?

Ответ: Да. Обязательно. Общие разговоры, общие идеи и темы объединяют людей.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста, 27.09.2020

Блиц-ответы каббалиста, 02.07.2020

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.2

Слышат ли вас ученики?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Процесс восприятия информации очень трудоемок. А если вас слушают еще и в переводе, как например, ваши ученики, насколько реально вас услышать? Ведь эта информация проходит еще через переводчика. Вы считаете, что вас слышат?

Ответ: Я надеюсь, что в общем-то слышат. А остальное зависит не от того, насколько слышат, а насколько выполняют методические рекомендации.

В каббале ты можешь мало слышать и даже вообще не понимать язык. Главное – чтобы ты очень хотел постичь высшую цель, о которой идет речь. И тогда это желание открывает тебе канал связи с высшей силой, и ты начнешь слышать.

Все зависит только от твоего желания.

Вопрос: Значит, слышать – это вообще не то, что мы понимаем в наших материальных органах ощущений?

Ответ: Конечно!

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Передача информации в каббале

Слушать и быть услышанным

Отмениться перед учителем

Чтобы люди не уходили с лекций

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы реагируете на то, что через десять минут после начала лекции пара человек может встать и уйти, а через двадцать минут – еще пара?

Ответ: Меня это совершенно не смущает. Я знаю, что людей, желающих слушать о каббале, немного. Это требует особого развития, подъема над своими привычками.

Человек должен быть внутренне свободным.  А если он скован внутри своих узких рамок, привязанностей, воспитания, то тогда, конечно, он уходит. В частности, я это знаю даже по своим родным.

Вопрос: И все-таки, какой совет вы дали бы преподавателю, если люди будут уходить с его лекции? 

Ответ: В самом начале занятия можно сказать: "Если вам будет непонятно, неприятно, вы можете спокойно уйти, я вам разрешаю". Этим ты, наоборот, развяжешь обстановку. И они почувствуют себя близкими, понимающими тебя.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что делать лектору, если его перебивают?

Взаимодействие лектора с аудиторией

Согласно желанию публики

Передача информации в каббале

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Многие книги, несущие духовную информацию, написаны учениками, которые слушали учителя и потом записывали за ним.

Согласно современным исследованиям, такой способ передачи информации ведет к ее искажению, ведь мы слышим лишь 25% от того, что говорит человек. Разве такая передача может быть достоверной?

Ответ: В каббале передача информации происходит по-другому, нежели в материальном мире, потому что ученик не просто слушает учителя, а поднимаясь над своим эгоизмом, в какой-то мере постигает его и записывает то, что постиг. И ходя это все равно проходит через него, но здесь имеет место совершенно другая передача информации, совершенно другой канал, который исходит из совпадения учителя и ученика по свойствам.

Поэтому ученик может "услышать" даже те вещи, которые учитель не говорит, но которые находятся на этом уровне.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отмениться перед учителем

Преимущества устной передачи информации

Что передает учитель каббалы?

Слышать и видеть

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует несколько видов восприятия информации. Если человек слушает преподавателя в университете с целью получения знаний – это одно. Если он слушает товарища, рассказывающего о драматической ситуации в семье, и сопереживает ему – это другое. И третье – человек слушает своего единомышленника по группе, чтобы объединиться с ним и раскрыть замысел природы.

Есть ли между этими ситуациями какая-то разница?

Ответ: Разница огромная. Особенно, когда товарищи пытаются достичь высшую цель природы, потому что это их объединяет. Каждый работает против себя, чтобы соединиться с другими.

Здесь уже имеет место четкая классическая коммуникация, выше своего эгоизма, когда ты должен обязательно подняться над собой, чтобы соединиться с другим и вместе с ним почувствовать, как ты вникаешь в третье – в саму схему мироздания.

Вопрос: Что означает в духовном "видеть" и "слышать"? Это особый уровень коммуникации?

Ответ: Слышать – это работа на отдачу. Видеть – переход от отдачи к получению ради отдачи.

Реплика: Даже в первоисточниках сказано: "Слышат голос Творца".

Ответ: Да. Есть те, кто слышат, т.е. работают в свете Хасадим. А есть люди, которые даже видят – работают в свете Хохма.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Условия восприятия информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько способов для улучшения навыков слушания. Во-первых, рекомендуется избегать отвлекающих факторов, особенно сейчас, при виртуальном обучении. Дело доходит до того, что очень многие просто отключают свои экраны. Что здесь можно посоветовать?

Ответ: Нужно постоянно затевать дискуссии, вопросы и ответы, проводить ролевые игры – в общем все, что можно, чтобы сделать обучающихся участниками своего мероприятия.

Реплика: Во-вторых, советуют уточнять услышанное. То есть лектор должен все время задавать какие-то вопросы.

Ответ: Да, на этом основывается проведение семинаров.

Вопрос: Причем вопросы надо задавать открыто, чтобы обеспечить понимание остальных. Обычно вы требуете от учеников сконцентрироваться на вопросах других товарищей. С какой целью вы это делаете?

Ответ: Если ученик говорит по делу, то не имеет значения, как он формулирует вопрос, т.к. ответ на него все равно актуален для всех. Поэтому нет глупых, простых, ненужных или посторонних вопросов, если люди спрашивают по делу. 

Иногда я им резко отвечаю. Например, сегодня на уроке один ученик спросил меня то, что мы проходим на первом-втором занятии по каббале. А вокруг сидят люди, которые занимаются по 20 лет. Поэтому я ему резко ответил, что надо читать первоисточники.

Вопрос: Еще считается, что информация передается слушателю через позу говорящего. Как вы думаете, это важно – смотреть в лицо человеку и кивать головой?

Ответ: Сегодня, когда мы имеем дело с дистанционным обучением, не думаю, что это настолько важно. Ну что я могу передать своим телом? Я три часа сижу в одной позе и передаю информацию. Практически, это вещающая голова.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать и быть услышанным

Информация – это посыл

Примеры и восприятие информации

Взаимодействие лектора с аудиторией

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Предположим, люди страдают от одиночества, и вас пригласили дать лекцию, как выйти из этого состояния. Должны ли вы знать все, что касается этой темы, прежде чем говорить о ней?

Ответ: Я расскажу им, что человек существует один на один со своей душой, со своими запросами. Он приходит в этот мир и уходит из него один. И то, что он может обрести в этом мире, он не получит больше нигде. Поэтому наш мир так важен.

А одиночество дается нам для того, чтобы мы больше поняли себя, почувствовали через него этот мир и т.д. То есть я бы превозносил качество одиночества и объяснял, как его правильно использовать.

Вопрос: К выступлению лучше готовиться одному или в коллективе?

Ответ: Лучше, конечно, в коллективе. Ведь ты идешь выступать перед большой аудиторией, и здесь желательны советы многих.

Вопрос: Вы считаете, обязательно репетировать свое выступление?

Ответ: Нет. Но зачастую я предварительно набрасывал себе несколько предложений, две-три строчки. 

Вопрос: Как можно расположить к себе аудиторию?

Ответ: Показывать им, что они тебе очень важны, небезразличны, что ты хочешь рассказать им что-то полезное для них, проявить немного тепла.

Вопрос: Чем лучше закончить выступление?

Ответ: Тем, что впереди их ждет только хорошее. Человеку это очень важно.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Согласно желанию публики

Передать аудитории свой посыл

Таблетка от одиночества

Искусство слушать. Серия лекций "Коммуникативные навыки"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Как правильно слушать и слышать…

Контакт сердец

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слушать другого можно с целью получения информации, а можно – с целью сопереживания, понимания собеседника. Что значит "слышать" с точки зрения каббалы?

Ответ: С точки зрения каббалы – это контакт сердец, когда я желаю ощутить то, что чувствует мой товарищ.

Слушать и чувствовать – это разные вещи. Когда я чувствую другого, мне не нужны его слова, я просто "пью" все, что в нем есть, и это входит в меня и наполняет. А слушать – это просто слушать, как радио.

Если я слушаю товарища как каббалист, то делаю это с определенной целью: чтобы мое внимание помогло мне сейчас соединиться с товарищем и между нами возникли бы общие чувства, мысли, желания, стремления. Тогда мы будем сообща работать над одной общей целью, к которой стремимся, – к раскрытию Творца.

Вопрос: На курсах интегрального воспитания мы, как правило, сидим в кругу и обсуждаем заданную тему. При этом каждый высказывает свое мнение, а остальные слушают. Как мне услышать другого?

Ответ: Ты должен включиться в этого человека, ощутить, что у тебя с ним какие-то общие жизненные, духовные цели. Тогда это получится.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Увидеть внутренний мир ближнего

Научиться слушать друг друга

Контакт на чувственном уровне

Цель передачи информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть разные формы подачи информации. Сообщения обычно занимают до десяти минут. Доклад может идти от десяти минут до трех часов. Лекции в среднем длятся полтора часа. 

Из вашего опыта выступлений, какая наиболее эффективная форма передачи информации для развития человека, объединения между людьми, приобретения коммуникативных навыков? Или это все зависит от цели?

Ответ: Конечно, это зависит от цели.

Информация может быть любой: звуковой, зрительной и т.д., а также духовной. В нашем мире она передается речью, текстом, музыкой, картинками. Все это раскрывает внутренний мир человека.

Информация должна заполнить все, что в человеке готово воспринять ее. А человек должен уже побеспокоиться о том, чтобы правильно ее воспринять, подготовиться к приему определенного объема информации. Это самое главное.

Передача информации – это возбуждение в человеке определенных внутренних схем, которые нужно реализовывать.

Он должен пробуждать в себе конкретные формы связи, замыкающие в его сознании определенные цепи в чувственном, зрительном и, в основном, духовном восприятии, чтобы создать в себе такие формы, которых нет в нашем мире, и таким образом правильно воспринять картину, которую я желаю ему передать.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Информация – это посыл

Невербальная передача информации

Вербальная передача информации

Информация – это посыл

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Публичным выступлением можно считать любую речь, адресованную нескольким слушателям.

Они могут быть информирующими, развлекательными и агитирующими. К какому виду можно отнести ваши ежедневные уроки? Ведь вы не просто передаете информацию, как в университете.  

Ответ: С одной стороны, мои уроки – это публичные выступления, потому что к ним подключаются представители всех народов, профессий и уровней из разных стран, со всех материков.

С другой стороны, это лекционные выступления, поскольку в процессе урока идет разбор материала с вопросами и ответами. Обычно лекция проводится на определенную тему, которая разбивается на несколько небольших тем, представляющих интерес для изучающих каббалу.

Любая информация проходит через желания человека и поэтому формирует, изменяет его. Моя задача заключается именно в том, чтобы человек, работая над собой, стал меняться. 

Вопрос: Но вы заинтересованы, чтобы он знал этот предмет?

Ответ: Конечно. Это самое главное. Я обучаю не приобретению большого количества знаний, а качеству восприятия. Результат зависит от человека. А я должен выдать все, что могу, в самом близком для правильного восприятия виде.

Вопрос: Есть ли разница, слушать ваши лекции вживую или в записи?

Ответ: Все зависит от воспринимающего. Читая книги или просматривая фильмы в записи, мы можем плакать, смеяться, переживать. Они на нас влияют даже, может быть, больше, чем сцены из реальной жизни.

Вопрос: Действительно, кто-то написал книгу несколько сот лет назад, а человек сейчас читает и переживает, плачет. Значит, в книге заложена какая-то энергия?

Ответ: Это информация, это энергия, это посыл!

Вопрос: Но когда это происходит онлайн, неужели ничего не меняется? Допустим, сейчас мы разговариваем, а кто-то прослушает нашу беседу через неделю. Это по воздействию то же самое?

Ответ: Не имеет значения. Эта информация находится в эфире, и тот, кто к ней подключается, воспринимает ее так, как будто мы говорим с ним сегодня.

Из ТВ программы "Коммуникативные навыки", 14.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учиться каждый день

Посредник между душами и Творцом

Взаимосвязь учителя и ученика

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что вам пригодилось в жизни из того, что вы учили в школе, в институте?

Ответ: Пригодились какие-то знания, для того чтобы можно было понять, объяснять. Но, в общем-то, очень мало.

Вопрос: Чему вас научила жизнь?

Ответ: Что я ничего не знаю, ничего не понимаю. И вообще, я – ничто.

Вопрос: Чему вы научились у своего учителя?

Ответ: Не надо переживать о том, что я – ничто.

Вопрос: Вы учитесь у своих учеников? Поделитесь, как и чему?

Ответ: Я смотрю на них и понимаю, что их путь тот же, которым прошел я. И меня это радует.

Вопрос: Чему бы вы хотели еще научиться?

Ответ: Быть человеком.

Вопрос: А какие навыки нужны для этого?

Ответ: Любить и отдавать. 

Вопрос: Вы только обучаете или есть время, когда вы сами обучаетесь?

Ответ: Я обучаюсь самостоятельно, когда остаюсь наедине с собой. Для этого мне не нужны книги. Иногда я подсматриваю что-то из того, что записано в компьютере. Но, в общем, обучение – это внутренний процесс.

Вопрос: То есть у вас нет такого, что вы сидите и читаете какую-то книгу, чтобы приобрести знания, навыки?

Ответ: Конечно же, есть такие книги из сочинений Рабаша и Бааль Сулама, и я их читаю.

Вопрос: На какой вопрос вы не знаете ответа?

Ответ: "Кто я?"

Вопрос: Какой вопрос вы хотели бы задать мудрецу?

Ответ: Никакой. У меня были такие возможности. Я знаю, что мудрые люди просто сидят, молчат и этого им достаточно.

Вопрос: Как вы сдерживаете себя, чтобы не дать лишнюю информацию ученикам?

Ответ: Я люблю их.

Вопрос: Что вы можете посоветовать ученикам, которые видят постоянные противоречия в ваших ответах?

Ответ: Подождать.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.1

Блиц-ответы каббалиста, 30.07.2020

Блиц-ответы каббалиста, 16.07.2020

Блиц-ответы каббалиста 24.07.2020. ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для того чтобы лучше усвоить информацию, необходима практическая работа с текстом: определить основную тему, составить резюме, упростить статью, попытаться объяснить ее своими словами. Всю эту работу лучше делать одному или вместе с товарищами?

Ответ: Это зависит от человека. Предпочтение отдается работе вместе, но только в том случае, если они на это способны.

Вопрос: Вы обучаете своих учеников по первоисточникам. А на курсах интегрального воспитания мы не пользуемся ими. Возникает проблема: вокруг чего объединяться?

Ответ: Вы объединяетесь не вокруг первоисточников, а вокруг идеи, вокруг высшей силы, которая сейчас направляется к вам и соединяет вас. Только так.

Вопрос: Существует ли связь между развитием желаний и умственным развитием?

Ответ: Никаких связей нет. Для того чтобы быть мудрецом, не нужно много ума. 

Вопрос: Кто такой мудрец?

Ответ: Мудрец – это тот, кто приобрел огромное количество знаний о связях всех явлений в мире.

Вопрос: Как развить коллективный интеллект? Можно ли развивать коллективные чувства или это природное явление?

Ответ: Нет, это не дано от природы. Над этим надо много и тяжело работать. Все зависит только от раскрытия сердец, чтобы достичь одного единого желания. В нем все и выяснится.

Вопрос: Появятся ли в будущем социальные профессии, для которых понимание при обучении будет не важно?

Ответ: В моем понимании, мы уже находимся в этом будущем. Нам надо просто закончить свое исправление.

Вопрос: Чем меньше человек знает, тем уверенней он в своих знаниях и их безграничности. В чем причина такого явления?

Ответ: В том, что он мало знает. Ему не в чем путаться.

Вопрос: Сегодня образование делят на три области: знания, навыки и ценности. Что необходимо человеку из этого арсенала, чтобы выжить и развиваться в новом мире?

Ответ: Я бы не советовал ни одного, ни второго, ни третьего. Чтобы выжить в сегодняшнем мире, нужна правильная среда. Только она.

Вопрос: Понимание – это чувственный процесс. Оно состоит из разума и чувств. Сказано мудрецами: "Сердце понимает". Что это значит?

Ответ: Сердце понимает в той мере, в которой может чувствовать, а за чувствами идет разум.

Вопрос: Должен ли учебный процесс быть построен на ускорении осознания зла нашего эгоизма и быстрого его изменения?

Ответ: Да. Но это нельзя сделать искусственно. Это придет само.

Вопрос: Где хранятся знания: в разуме, желаниях или намерениях?

Ответ: Нигде. Знания хранятся вокруг нас, в воздухе. Это поле, в котором они находятся. К нему надо подключаться и черпать оттуда знания.

Из ТВ программы "Навыки управления", 24.06.2020

Страница 1 из 9012345...Последняя »