Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Первоисточники и их комментарии

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Одним из факторов духовного развития человека являются первоисточники. На протяжении истории за последние 5500 лет было написано множество каббалистических книг. Но кроме того, есть еще и комментарии к ним.

Ответ: Я не советую пользоваться какими-либо комментариями, кроме очень особых.

Дело в том, что есть первоисточники, написанные 2000-3000 лет назад, на которые через 1000 лет и более были сделаны серьезные комментарии, прошедшие затем проверку временем. А есть такие, которые пишутся в наше время всевозможными самозваными каббалистами.

Все каббалистические книги можно уложить в несколько источников. Это "Книга Создания" ("Сефер Ецира"), Танах, Вавилонский Талмуд, Мишна, Зоар и некоторые книги, написанные еще в период двух израильских царств.

После этого идут книги Ари, комментарии Бааль Сулама на труды Ари и дополнения Рабаша о духовной работе к трудам Бааль Сулама. 

Практически для нас актуален только Бааль Сулам с его комментариями на труды Ари и Книгу Зоар, а также Рабаш с его письмами и статьями, рассказывающими о духовной работе.

Вопрос: Что такое сам комментарий? Он как бы упрощает и больше раскрывает предыдущие труды?

Ответ: Естественно, и раскрывает, и поясняет. Ничего другого там нет.

Рабаш практически описал всю работу в группе. Он брал маленькие отрывки из Торы и из других источников, но только для того, чтобы на них показать, каким образом надо выполнять духовную работу.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великие каббалисты и их труды

Первоисточник – носитель внутренней информации

Зачем нужны комментарии на первоисточники?

Чему уделять свободное время

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сколько часов в день человек должен изучать каббалу?

Ответ: Все свободное время. А для чего еще нам дана жизнь?

Реплика: Цель творения – наслаждаться. Но я бы не сказал, что учеба такое уж большое наслаждение.

Ответ: Имеется в виду наслаждаться величием Творца и тем, что он создал как необходимую систему, благодаря которой мы достигаем Его уровня.

Вопрос: Человек сам должен определить, сколько времени уделять этому учению? Может быть, есть какое-то минимальное количество часов?

Ответ: Нет. Просто говорится о том, что самое главное – определить свое свободное время. Я обязан спать сколько-то часов, работать определенное количество времени (каббала обязывает работать), питаться, ухаживать за собой, приводить себя в порядок и так далее.

А что же делать с оставшимся временем? На него у меня существует очень четкий расчет: уделять его только постижению Творца.

Творец создал меня животным, поэтому я должен существовать в земных рамках: работать, питаться, заботиться о семье и прочее. Одновременно с этим Он сделал меня человеком. Поэтому все свободное время я занимаюсь "человеком" в себе.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не убегать от мира

На что стоит тратить жизнь?

Чтобы времени хватало на все

Сила каббалистических текстов

каббалист Михаэль ЛайтманВсе статьи книги "Шамати" ("Услышанное") могут читаться очень легко, вроде бы довольно понятны, их можно разобрать аналитически. Для мыслящего человека это не проблема.

Но дело в том, что для нас важно понять не изложение статьи, а ее внутренний смысл, то есть почувствовать, увидеть, услышать, понять, ощутить те силы, те свойства, о которых в ней говорится. К этому мы должны стремиться.

Человек, который вглядывается в эти статьи более глубоко, видит, что практически очень далек от того, о чем в них говорится. Ведь он не ощущает самого материала, не испытывает этих свойств, не наблюдает вокруг себя эти силы. В том пространстве, в котором мы существуем, этого нет.

Вопрос: Тогда какой смысл человеку пропускать через себя эти статьи?

Ответ: Читая их, у нас возникает понимание, что существует нечто выше нас, и каким образом оно может быть связано с нами.

Стремление к внутреннему смыслу каббалистических текстов влечет нас дальше к духовным объектам. Оно вызывает на нас определенные духовные силы, которые постепенно меняют нас и образуют в нас новые свойства, в которых мы уже начинаем ощущать то, о чем говорит статья.

Из урока на русском языке, 08.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свойство каббалистических книг

Действие каббалистических текстов

Эффект каббалистических книг

Зачем нужны комментарии на первоисточники?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Обычно мы читаем все первоисточники лишь с одной целью – вызвать их воздействие на наш эгоизм, на нашу исконную природу, чтобы изменить ее. Тогда зачем писать на них комментарии? Мы и так ничего не понимаем в этом.

Ответ: Для того чтобы нам было более понятно, как надо действовать.

Реплика: Однако сказано, что человек меняет себя не знаниями. То есть понимает он или нет – это не важно.

Ответ: Нет. Есть вещи, которые нам надо привести в житейский порядок, в правильные связи между нами. Здесь имеются в виду группа, учеба и все прочее, что относится к ним.

Вопрос: Допустим, человек читает Книгу Зоар или комментарий к ней Бааль Сулама. Он все равно ничего не понимает ни там, ни там. Какая разница?

Ответ: Дело в том, что Бааль Сулам в своих комментариях к Книге Зоар приблизил ее к человеку. Ведь ранее на нее не было никаких пояснений. 

Вопрос: Вероятно, это уже для более продвинутых учеников? Ведь для начинающего вообще нет никакой разницы: что Книга Зоар, что комментарий на нее. Все равно человек ничего не понимает, пока не достигает первой духовной ступени, чтобы как-то что-то ощутить.

Ответ: Мы должны понимать, что каббала – это не обычная наука и не какие-то научные статьи.

Дело в том, что комментировать, допустим, Книгу Зоар может только человек, который находится на ее уровне, ощущает ее, то есть раскрывает мироздание, систему сил, управляющих нами. Он не дополняет Зоар какими-то своими рассказами, а вкладывает в свои тексты дополнительную силу, приближающую нас к постижению сил, о которых она пишет.

Это не просто дать тебе еще несколько предложений, которые ты бы понял, а привлечь к тебе силы, находящиеся на уровне Книги Зоар, чтобы они больше действовали на тебя.

Бааль Сулам взял эту Книгу и немного переложил ее, для того чтобы она воздействовала на нас в том состоянии, в котором мы находимся в своем поколении.

Вопрос: То есть он вложил туда свои силы, которые я пока не ощущаю, но они более близки нашему поколению по свойствам?

Ответ: Именно силы, а не понимание самой книги.

Вопрос: Есть ли какая-то сила в самих буквах?

Ответ: Естественно. Но пока мы далеки от этого. Только после того, как ты постигаешь высшие силы и их сочетание между собой, ты начинаешь видеть их азбуку, их правильные сочетания в виде цифр, букв, всевозможных рисунков, которые конкретно пересказывают тебе взаимодействие сил. Таким образом ты начинаешь понимать духовный язык.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какой Зоар читать?

Связной между двумя полюсами

Что делать, если ничего не понятно?

Цепочка "учитель-ученик"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Допустим, я выбрал учителя и через два-три года вижу, что мне уже нечему учиться у него или я знаю даже больше него. Такое случается в нашем мире в музыке, в спорте и т.д. А в каббале это бывает?

Ответ: Да, и тут бывает то же самое. Вполне возможно, что стоит поменять учителя. Но здесь надо понимать, кого на кого ты меняешь. Или ты меняешь его, потому что не хочешь прилагать больше усилий, или потому, что в этом действительно возникла настоятельная необходимость, поскольку с прежним учителем ты не можешь продвигаться вперед.

Вопрос: Есть ли какая-то определенная связь между учителем и учеником?

Ответ: Учитель является проводником на ученика высшей энергии, высшего света, высшего знания. И поэтому нам так важно, чтобы ученик был соединен со своим учителем, потому что это цепочка никуда не исчезает.

Реплика: Но раньше группы были очень маленькими, и поэтому там действительно существовала тесная связь между учителем и учеником. А сегодня у вас миллионы учеников, и естественно, вы знаете только малую часть из них.

Ответ: Не важно, кого я знаю, важно – кто из них считает себя моим учеником, их отношение ко мне. В этой мере он устремляется своим внутренним движением ко мне, и это дает ему контакт через меня с высшей силой.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Первые каббалистические книги для начинающих (клип)

Первые каббалистические книги для начинающих

Положиться на интуицию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Одним из критериев правильного обучения являются первоисточники. Учитель должен преподавать по первоисточникам, а не от себя. Это важно?

Ответ: Да. Но тут ты можешь столкнуться с разными учителями, обучающими по разным первоисточникам, по разным методикам.

После того, как ты все прошел и завершил поиск, все-таки самое главное для тебя учиться у того, кто был непосредственным учеником великого каббалиста предыдущего поколения.

Вопрос: Допустим, я проверил, что они преподают по первоисточникам, выбрал из двадцати учителей двоих, учившихся у признанного каббалиста. Могу ли я доверять своему сердцу, которое тянет меня к одному из них? Можно ли полагаться на свою интуицию?

Ответ: Да. Если ты проверил все остальное, то тогда можешь положиться на свое сердце, подсказывающее, чье изложение, чей стиль и язык тебе ближе. 

Реплика: Так это же мой эгоизм!

Ответ: Да, но ты ведь уже все проверил, все сверил, и тут остаются только такие детали.

Вопрос: Разве моя внутренняя природа не может меня подвести, и я не могу ошибиться?

Ответ: Нет, здесь имеется в виду не эгоистическая природа, а общий стиль, общий язык, близость, понимание и т.д. Здесь может быть еще много нюансов.

Вопрос: То есть можно доверять своему внутреннему чувству?

Ответ: В чем-то да.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как выбрать учителя-каббалиста?

Как найти правильного учителя?

Как проверить учителя?

Как выбрать учителя-каббалиста?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть несколько критериев выбора учителя в каббале. Например, учитель обязательно должен получить свои знания от всеми признанного каббалиста. Поэтому, прежде всего, нужно узнать, у кого он учился?

Ответ: Конечно. Передача информации обязана быть четкой. Иначе, что же ты от него получишь? Ты должен проверить, откуда он пришел, у кого учился.

Вопрос: Как выбрать учителя?

Ответ: Во-первых, ученик ищет учителя по своим запросам. Я же не пойду изучать географию к тому, кто обучает музыке. Это разные вещи. Поэтому я выбираю учителя по своей цели.

Главное – это цель: мне надо обязательно найти каббалиста, потому что в каббале изучается наука о постижении высшей силы, высшего управления, схема и система управления Природы мной, человечеством и всей вселенной. Именно это интересует меня. Значит, я ищу учителя по этому критерию.

Но я могу найти миллион так называемых учителей. Поэтому мне надо выбирать того, кто возможно (тут могут быть всякие ошибки) получил свои знания от великого человека, и тогда я ориентируюсь именно на это. Я ведь "слепой". Передо мной есть 20-30 кандидатов в учителя, но меня должно интересовать, у кого каждый из них учился.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель – проводник высшего света

Как проверить учителя?

Обязанность учиться у настоящего мудреца-каббалиста

Учитель – проводник высшего света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Существует три фактора духовного развития. Первый – это учитель как инструктор для духовного развития, второй – группа единомышленников, и третий – первоисточники.

В нашем мире учитель – это человек, дающий знания, пример для подражания, воспитатель. А что такое учитель в каббале? И почему так важно, чтобы был учитель? Разве недостаточно первоисточников?

Ответ: Первоисточники, в принципе, можно читать и без учителя, но, как правило, этого недостаточно.

Учитель в каббале – это тот, кто находится с тобой в одном мире, причем на ступень выше, т.е. одновременно в Высшем мире, в постижении того, чему он тебя обучает. Ты получаешь от него знания в виде печатного текста и устной речи, но сам он находится в ощущении этих знаний.

Наука каббала изучает то, что в нашем мире не видится, не слышится, не ощущается, в общем, совершенно не воспринимается никакими органами чувств. А у учителя-каббалиста есть дополнительный орган чувств – духовный. И он преподает то, что постигает. 

Ученик воспринимает от учителя только лишь то, что может ощутить своими земными органами чувств, но постепенно происходит его сближение с теми скрытыми духовными понятиями, силами, о которых учитель говорит ему.

Таким образом учитель становится не просто выдающим ему определенную толику знаний, а в некотором роде проводником к нему высшей энергии со следующего более высшего уровня, который мы называем Творцом. То есть здесь учитель играет дополнительную роль, – это не просто "говорящая голова", как в нашем мире, а именно "проводник высшего света".

Вопрос: Можно сказать, что учитель является примером для ученика?

Ответ: В нашем мире учитель-каббалист не может быть примером, потому что мы не связываем этот мир с Высшим миром. Учитель является для ученика примером только лишь в его преданности науке каббала.

Вопрос: То есть он не может быть примером в повседневной жизни, в семье?

Ответ: Нет. Это совершенно разные вещи. Сегодня люди находятся в различных обстоятельствах. Это не имеет значения. Ты можешь оценить человека только по его преданности делу, цели.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель-путеводитель

Средства духовного продвижения

Роль учителя в развитии души

Правильное отношение к учителю (клип)

Правильное отношение к учителю

Книги, меняющие судьбу (клип)

Только в постижении духовного мира, всего мироздания, можно ясно увидеть причины происходящего с нами, следствия всех наших поступков, активно управлять своей судьбой...

Что требовать от урока?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что является центральной точкой в занятиях человека, изучающего каббалу?

Ответ: Центральная точка – это урок, который направлен на то, чтобы сделать еще один шаг к высшей цели, к слиянию с Творцом.

Вопрос: Но с другой стороны, урок – это следствие подготовки в течение дня. То есть я должен приходить на урок с желанием исправиться, понимая, что я должен исправить, какую меру исправления я требую?

Ответ: Естественно.

Вопрос: В течение дня можно читать отрывки из первоисточников, прослушивать предыдущий урок. И все это называется "подготовка". А какая еще интеракция должна быть с другими членами группы, для того чтобы подготовиться?

Ответ: Желательно, чтобы они хотя бы время от времени были в контакте между собой: перезванивались, переговаривались, встречались, может быть, вечером после работы и за 15-30 минут до урока для подготовки к нему. 

Вопрос: С чем человек должен приходить на урок, с каким требованием? Он должен требовать исправления, свойства отдачи? А если человек приходит на урок и у него пусто внутри?

Ответ: Это значит, он не подготовился, заранее не включился в группу. Неважно, что он был пустым. Это даже правильно, ведь опустошение происходит с нами постоянно. Но дело в том, готов ли он наполнить эти пустоты величием группы, величием товарищей и через них – величием Творца?

Реплика: То есть правильный подход к учебе – это прагматичный подход, когда я на уроке требую исправления, чтобы высший свет, высшая энергия, которую мы вызываем, занимаясь вместе, изменяла меня под стать Творцу.

Ответ: Через включение в группу я требую, я жду, я стремлюсь к тому, чтобы на меня подействовал окружающий свет.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Урок – свидание с Творцом

На урок с просьбой о жизни

Утренний заряд духовной энергии на весь день

Урок – свидание с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Согласно каббале, существует три фактора духовного развития человека: учитель, группа и первоисточники. Что такое "подготовка к уроку" и что она дает?

Ответ: Урок – это свидание с Творцом, когда вместе собирается вся группа, оптимальное количество которой десять человек, и занимается под руководством учителя-инструктора, четко направляющего ее на цель по определенному плану.

План занятий зависит от состояния группы, от ее развития, но одновременно с этим определяется еще и состоянием мира, окружающего пространства: где находится группа, в какой стране и так далее.

Ведь люди, занимающиеся каббалой, изучают практическое применение сил природы, чтобы вызвать собственный подъем и повлечь за собой все человечество до уровня Творца. Поэтому они должны принимать во внимание все, что происходит и с ними, и с окружающим миром.

Это все осуществляет инструктор, учитель, а ученики, может быть, этого не понимают, но должны следовать тому, что он делает. Он может с ними советоваться, объяснять им, как и что, но, в принципе, он отвечает за учебный процесс.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 04.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный корень утреннего урока

Урок – соприкосновение с вечностью

О важности ежедневного урока

Как понять учителя? (клип)

Как понять учителя?

Ученик каббалиста (клип)

Ученик каббалиста

Страница 2 из 8812345...Последняя »