Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Включиться в общую мелодию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно мы с товарищем обсуждали порядок изучения первоисточников науки каббала и коснулись книги "Древо Жизни". Проводя аналогию с примером нотной грамоты, мы пришли к выводу, что эту книгу Бааль Сулам преподносит как некую симфонию.

Причем он абсолютно уверен, что ее читает человек, который прекрасно разбирается в музыке, и для него здесь нет секретов. А для людей, которые не совсем понимают в этом, он написал нотную грамоту попроще и назвал ее "Учение Десяти Сфирот".

Говорит ли это о том, что в Бней Барух уже сложилась такая группа, где есть и внутренняя часть из тех людей, которые понимают в "си бемолях", и внешняя часть?

Ответ: Мы должны идти все вместе, и ни в коем случае не разделять себя на классы, на группы, на уровни. Все мы являемся одной гомогенной структурой.

Мы будем изучать то, что изучаем, и вы станете чувствовать материал. Вы правильно сказали насчет симфонии, насчет того, что мы включаемся в общую мелодию, как инструмент, на котором играет Творец. Мы все время настраиваем этот инструмент на все более близкую тональность к Творцу, а Творец играет на нем.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому есть место в общей системе "Адам"

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Читая каббалистический текст

И чувства, и механика

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас мы в очередной раз подошли к изучению "Введения в науку каббала" (Птихи), но на новом уровне, через чувство. И это так интересно, так глубоко, что мы опять пропускаем механику.

Когда мы начинаем задавать какие-то механические вопросы, то это уводит от чувственного ощущения, в которое мы входим, сбивает нас…

Ответ: Но это только поначалу. К примеру, когда люди обучаются игре на каком-то музыкальном инструменте, то сначала отрабатывается техника. Они играют гаммы, привыкают к инструменту.

А затем, когда уже владеют им, они словно соединяются с ним, и инструмент выражает их чувства – те, которые они от себя не в состоянии выразить. Я беру скрипку в руки, и она поет так, как сам я не могу. Но через ее пение, через ее тоску, через ее звуки я могу выразить себя.

То же самое здесь. Мы должны изучить сначала инструмент. Наш инструмент – это чувства. Чувства, не более того, потому что мы всего-навсего – желание наслаждаться. Это то, что создал в нас Творец

Чтобы выразить свои чувства к Творцу, мы должны пропустить их над своим эгоизмом, т.е. через желание – к товарищам. Это огромная, особенная, замечательная возможность провести свои чувства через них, потому что иначе я в Творца не попаду! 

Группа для меня является инструментом, на котором я играю. Если бы у меня ее не было, я не смог бы ничего передать Творцу. Поэтому разбиение общего желания на огромное количество желаний дает мне возможность перебирать, как по клавишам, всевозможные мелодии объединения. И из них я собираю симфонию, песнь любви к Творцу. Это чувства. Но они работают над математикой, над желаниями. 

Я не раз вспоминал на уроках своего товарища, который реставрировал в Домском соборе орган. Он рассказывал, какое это сложное устройство. У него были книги и статьи по устройству органа со сложнейшими математическими формулами, включающими диаметры, давление, тональность и прочее.

Возникает вопрос: что мы будем изучать – механику или как с ее помощью можно вызывать чувства? – Творцу нужно и то, и другое.

Почему? – Чтобы мы полностью стали владельцами желания, которое Он создал, и с помощью него могли выразить всё так, как и Он, – наше свойство отдачи относительно Его свойства отдачи. Чтобы мы могли соединиться, слиться с Ним. 

Поэтому мы не уходим в чувства в отрыве от механики. Сейчас мы не уделяем чувству больше внимания, поскольку, натыкаясь на это, не понимаем, чего от нас требуют. Мы должны развить в себе чувственное восприятие, а затем будем играть.

Мы будем смотреть на разные чертежи и плакать или смеяться – кто как. Вы не представляете, сколько есть чертежей – тысячи. Так что, о механике можете не заботиться. Будет у вас механика, какую только захотите.

Таким образом мы к этому придем. Тогда все уравновесится: и чувства, и механика. Вы сможете прекрасно играть на инструменте и выражать при этом свои чувства, чтобы и вы, и Творец были действительно в общем понимании и наслаждении.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как взращивать духовные чувства

Как прийти к пониманию в чувствах?

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Статья на все времена

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно строить процесс рассуждения? Сначала надо расслабиться и отдаться потоку того, что несет Творец? Чем должно начинаться мое рассуждение и чем заканчиваться?

Ответ: Возьмите книгу "Услышанное" ("Шамати"). Это перевод тетради моего учителя, которую он записал со слов своего великого отца Бааль Сулама.

Я рекомендую вам прочитать первую статью этой книги, которая называется "Нет никого кроме Него", и постоянно перечитывать ее. В ней, практически, заложена вся основа правильного взгляда на существование, на мироздание. Этим надо заниматься.

А далее вы добавите к этой статье еще несколько подобных статей, которые стоит вам изучать, и таким образом пойдете вперед.

Из урока на русском языке, 27.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все сущее – явление Творца человеку

Изучайте труды Рабаша

Статья номер Один – с которой начинается все

Правильное отношение к первоисточникам

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что правильно желать во время включения в первоисточники, в буквы, и как чувственно включаться в них?

Ответ: Все, что нам дано, необходимо, чтобы независимо от того, знает человек или не знает, понимает или нет, владеет ивритом или не имеет к нему никакого отношения, связать его с Творцом. Это относится к любому человеку, не важно, что он знает и понимает.

Поэтому при любом чтении или на занятиях, какую бы часть каббалы вы ни изучали, вы должны думать только об этом: "Как я могу достичь минимальной связи с Творцом?" – без всяких мудрствований. Вы увидите, что именно такое простое, я бы даже сказал, наивное отношение к тексту, работает.

Речь идет о том, какими дополнительными инструментами мы можем пользоваться, чтобы уцепиться за высший источник и начинать направлять его на себя со всех сторон.

Из урока на русском языке, 06.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Надо ли вникать в смысл текста?

Как читать первоисточники?

Главное правило для чтения каббалистических книг

Почему каббалу нельзя изучать одному?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе обучения каббале необходимы три фактора: учитель, каббалистические книги и коллектив единомышленников. То есть должна быть группа. Получается, что невозможно изучать каббалу одному?

Ответ: Очень трудно. Более того, этого недостаточно для цели, потому что ты должен развить в себе свойство, выходящее за рамки твоего эгоизма. А это можно сделать, только тренируясь в группе.

В процессе тренировки на ваших взаимных ощущениях, на раскрытии сил, связей, отношений, ты развиваешь в себе свойство отдачи, вплоть до свойства любви к другим. Так ты постепенно сближаешься с Творцом и начинаешь ощущать Его в мере подобия твоих свойств Его свойству. А Его свойство – это отдача и наполнение.

Вопрос: Значит, если нет интеракции с другими людьми, невозможно выявить в себе эгоизм? Но каждый человек находится в кругу своей семьи, на работе…

Ответ: Этого недостаточно. Здесь должны быть люди, которые вместе с тобой идут к той же цели, чтобы вы помогали друг другу.

Группа учеников – это люди, которые понимают, для чего они находятся вместе и отрабатывают между собой особую систему взаимодействий, которая в итоге проявляется в них как Творец.

А потом мы будем обязаны перенести это на все человечество.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Практические основы методики. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (21:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:

– три средства духовного продвижения;

– правила каббалистической группы;

– правила каббалистического семинара;

– работа против природы и противоречия;

– личная ответственность;

– как решать проблемы;

– как стать каббалистом.

Как прийти к пониманию в чувствах?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы все время говорите, что "Введение в науку каббала" (Птиху) нужно изучать больше чувствами. Я постоянно размышляю над этим. Что значит чувствами?

Ответ: Как прийти к пониманию чувствами? Это очень сложно, требует много времени – годы.

Сегодня, может быть, меньше – все-таки у нас большая группа, многие уже находятся в более-менее переходном процессе, в состоянии, которое вводит их в духовные отношения. Но вход происходит тогда, когда десятка начинает внутри себя пытаться реализовывать духовные действия.

Как этому помочь? Еще и еще раз слушать то, что мы говорим, и постоянно пытаться искать это внутри себя. Представляете, какую огромную работу делает ребенок, когда он растет? Он не понимает, чего от него хотят. Он должен догадываться, о чем говорят взрослые.

А разве у него есть интуиция, чувства, разве в нем что-то развито? Ничего! И вот он смотрит на одного, на другого и начинает думать, чего они хотят. Он открывает рот, дергает руками, ногами. И так всем своим существом он хочет ощутить, о чем говорят взрослые, почему они смотрят на него, а он не понимает. 

Так и мы, как новорожденные, входим в духовный мир, таким образом постепенно выражая себя. Это очень непросто. Намного сложнее, чем у ребенка, потому что у него с родителями существует общность чувств, общность мыслей, а у нас – нет. У нас, даже если получится какое-либо маленькое подобие, то следующее подобие будет постигаться с еще большим трудом.

Перед нами стоит очень серьезная задача адаптации к духовному миру. И поэтому надо следовать тому, что говорят каббалисты.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Главное правило для чтения каббалистических книг

Раскрытие – в чувствах

Постигать информацию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек изучает какую-то дисциплину, он сначала постигает общую картину, затем производит анализ разных деталей, а потом уже соединяет эти знания. Так и в каббале? Или не имеет значения, что изучать и как?

Ответ: Каббала изучается по той системе, которую нам оставили наши учителя, написавшие основные источники. Люди, приходящие заниматься, должны освоить "Введение в науку каббала", т.е. строение системы мироздания, и параллельно изучать, как постигается это мироздание.

В свою очередь, эта часть изучения тоже состоит из двух частей: из статей о человеке, о свободе воли, человеческом обществе, развитии человечества и т.д., а с другой стороны – о личном постижении человека.

Но два основных потока – это физика и ощущение/постижение, которые в свою очередь состоят из подчастей.

Изучение каббалы, как пишут сами каббалисты, заключается не в накоплении знаний, потому что оно ничего не дает, даже наоборот. В течение многих поколений настоящие каббалисты не только не пытались что-то запомнить – они старались забыть, чтобы каждый день по-новому охватывать знания, по-новому их воспринимать, ощущать в новых чувствах, мыслях. 

Поэтому никто не должен стремиться к тому, чтобы эти знания и чувства остались в нем. Они будут только запирать, ограничивать человека. Настоящие каббалисты стремились все забыть и молились об этом.

Реплика: Но с другой стороны, каббала – это действительно научный подход, как у Бааль Сулама. Он говорит, что необходимо заучивать на память все определения.

Ответ: Каждый день вновь заучивать, и снова понимать их по-разному. И все это лишь для того, чтобы не накапливать в себе информацию, а постигать. Мы должны подготовить себя к восприятию как можно более высшего в наших ощущениях материала.

Вопрос: Получается, что ученик воспринимает себя как лабораторию, как объект исследования?

Ответ: Да, как сенсор, который должен почувствовать духовное пространство и Творца. Человек исследует, насколько он к этому двигается, меняется, подходит для того, чтобы раскрыть это постижение.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два потока информации

Что такое постижение в каббале?

Образование и постижение в каббале

Два потока информации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для чего Бааль Сулам написал свой основной труд "Учение Десяти Сфирот", ведь есть книги Ари, есть Книга Зоар?

Ответ: "Учение Десяти Сфирот" является базовой книгой для изучения духовного пространства.

Дело в том, что каббала состоит из двух частей: из описания системы мироздания и методики ее раскрытия, постижения.

Описание системы мироздания представляет собой основу таких книг, как "Древо Жизни", "Учение Десяти Сфирот", "Введение в науку каббала". А информация, как постичь мироздание, дается во всевозможных записях, в письмах, в статьях типа "Услышанное" и т.д. Это два абсолютно разных потока информации: духовной и научной, физической.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кому предназначены труды каббалистов?

Чем особенно "Учение Десяти Сфирот"?

Что делать, если ничего не понятно?

Кому предназначены труды каббалистов?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Немаловажный фактор в процессе обучения – это каббалистические книги. Великий каббалист Бааль Сулам оставил после себя большое наследие: статьи для широкой публики, письма для своих учеников, такие труды как "Учение Десяти Сфирот", всевозможные Предисловия и т.д. В чем суть этих статей, писем?

Ответ: Каббалист пишет на разных уровнях, в зависимости от той цели, которую он видит перед собой.

В наше время становится актуальным раскрытие каббалы массам. В принципе, необходимость в этом возникла еще в начале XX столетия. Мы видим, как Бааль Сулам популяризировал каббалу, как излагал ее для широких масс.

Вопрос: Писал ли кто-то статьи до него?

Ответ: Нет. До него писали только очень серьезные книги и только для определенного круга читателей. А он писал буквально для всех.

Вопрос: Кому предназначались его письма?

Ответ: Письма своим ученикам писали все каббалисты и всегда. Они предназначались для очень ограниченного числа людей, которые были привязаны к учителю. 

Находясь в физическом отдалении от учеников, Бааль Сулам писал им письма, в которых излагал свои мысли, давал особые рекомендации, формы, методы сближения между учениками и между учениками и Творцом

Кроме того, каббалисты всегда очень много писали для себя. В наше время – гораздо меньше, т.к. сегодня есть возможность сохранять записи в различных видах, в различных стилях для всех и вся.

Поэтому сегодня каббалисту нет причины писать какие-то особые письма или обращения. Его записи выкладываются в виртуальном пространстве в виде книг, лекций или даже фильмов. Сегодня запись информации настолько богата, проста и доступна для любого каббалиста, что ему не надо это все записывать и куда-то складывать.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Действие каббалистических текстов

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Великие каббалисты нашего поколения

Интеракция учителя и ученика

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе изучения науки каббала очень важна роль преподавателя.

Кто такой преподаватель каббалы?

Ответ: Во-первых, это тот, кто получил знания от признанного каббалиста. Во-вторых, обучает по оригинальным источникам. В-третьих, не привлекает внимание к своей личности. И в-четвертых, направляет всех на раскрытие Творца.

Вопрос: Какова интеракция ученика с учителем?

Ответ: Интеракция зависит от ученика, а не от учителя. Учитель может во всем помогать ученику для его же пользы. Однако он полностью отрывает себя от вмешательства во внутренний мир ученика, тем самым воспитывая его, чтобы тот стал самостоятельно постигающим.

С одной стороны, здесь есть постоянная забота о развитии ученика и уход за ним. Но с другой стороны, учитель всегда держится на определенном расстоянии от ученика, чтобы дать ему ощущение свободы воли, свободы действий, свободы решений и т.д., ведь никто не может заменить ученику его самостоятельного движения вперед.

Вопрос: В чем отличие учителя каббалы от учителя других дисциплин?

Ответ: Учитель каббалы не столько обучает, сколько дает ученику советы, каким образом, изменяя себя, он может раскрыть то, что ему надо постичь. И то, что тот постигает, постигает именно он, а не учитель.

Он идет по определенному пути, постоянно развивая свои внутренние свойства, свою душу, постигает в ней все большее и большее раскрытие Творца. И это постижение – сугубо его личное. Поэтому учитель здесь всего лишь внешний, помогающий источник.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как проверить учителя?

Учитель и ученики

Инструменты духовного учителя

Как перевести каббалистические термины в ощущения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как начинать чувствовать термины, изучаемые во "Введении в науку каббала" (Птихе)?

Ответ: Переводить в ощущения термины, изучаемые во "Введении в науку каббала" – это непростая процедура.

В студенческие годы у меня был товарищ, специалист по металловедению. Иногда он рассказывал мне, что происходит с металлами в разных условиях, при разных соединениях. Он говорил об этом, как о какой-то симфонии, в которой есть все: и любовь, и расторжение, и драма. Если его послушать, так в этом куске металла бушуют чувства, как у Ромео и Джульетты.

А что там есть на самом деле? Плюс и минус, электроны и позитроны. Всё находится в соединении между двумя силами, но когда кусок металла при нагревании, давлении, при каких-то других условиях ощущает их в себе, то это просто сказка. Можно было писать роман о том, что происходит с ним.

То есть все зависит от того, как мы вживаемся в это. К примеру, есть люди, которые любят животных или работают с ними. Они рассказывают о животных такие вещи, что вы поразитесь: у самого чувственного человека нет таких ощущений, как у какого-то зверька. Или я знал садовника, который разговаривал с растениями. У них был свой язык общения. 

Поэтому нам надо достичь между собой такого языка общения, чтобы мы чувствовали себя внутренне взаимно понимающими друг друга, как одно единое целое. Причем этого не требуется от нас на житейском уровне, где у каждого свои передряги. Достаточно только на духовном.  

Главное – связь между нами и с Творцом, чтобы получить от Него положительную силу.

Читая каббалистические книги, нам нужно проигрывать их внутри себя, как музыкант – ноты. Он смотрит на них и внутренне чувствует их, поет, глядя на эти значки.

К этому мы должны прийти. А иначе как мы будем общаться с духовным миром? Подняться выше эгоизма можно только вместе в группе, когда каждый отменяет себя относительно других, и потом вся группа буквально начинает петь эти "музыкальные знаки".

Иными словами, когда нам говорят, что экран (масах) поднимается-опускается, происходит то-то и так-то, мы все это переживаем вместе. Ведь если в книгах пишется, что экран поднялся с одного уровня на другой и производит ударное соединение (зивуг де-акаа) со светом, то нам надо это проделать. А проделать это можно только между собой.  

Духовный мир начинается с проявления в нас свойства отдачи. Это происходит, только если мы объединяемся между собой и работаем вместе на высшую силу. Тогда у нас с ней начинается взаимодействие: от десятки – к ней, и от нее – к десятке. Так мы и работаем. Поэтому десятка относительно высшей силы считается как одно целое, одна единица.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Действие каббалистических текстов

По закону подобия свойств

Услышать мелодию духовного

Что изучает каббала?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что изучает наука каббала?

Ответ: Каббала изучает источник нашего существования – Творца. Это высшая сила природы, которая через остальные второстепенные, третьестепенные силы влияет на нас и строит в нас ощущение реальности. Эта высшая сила природы и является единственным предметом изучения.

Вопрос: Но мы изучаем ее не абстрактно, а именно на собственном опыте?

Ответ: Только на собственном опыте, и никак иначе. Мы не можем изучать что-то абстрактное. В нашем мире нам только кажется, что это возможно.

В каббале, в первую очередь, мы раскрываем, что изучаем то, что Творец строит, создает в нас – наше постижение, наше раскрытие, наше ощущение мира. В процессе занятий каббалой Творец развивает нас так, чтобы мы раскрыли Его.

Вопрос: На каких данных основана каббала?

Ответ: На тех данных, которые человек раскрыл в мире.

Вопрос: Получается, что у каждого свой Творец?

Ответ: Можно сказать, что так. Но Они все одинаковые, все работают по одному закону. 

Мы находимся в одной природе, которая одинаково воздействует на нас. Она вызывает в нас плюс-минус аналогичные ощущения. То же самое и с Творцом, и с каббалой.

Хотя я ощущаю эти воздействия индивидуально, но они имеют свою законность применения, свои формулы. Мы всё это изучаем и пытаемся как-то использовать, как физику в нашем мире.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предмет изучения науки каббала

Наука исследования Творца

Каббала – наука о высшей системе управления

Круг ответственности и суть нашей связи. Цикл лекций "Основы каббалы", 2018-2019

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. (21:00 мск.) на моей странице в фэйсбуке.

Содержание лекции:

– Как человек стал человеком?

– Как построить связь и сохранить свободу?

– Как построить духовное общество?

– Каким будет последнее поколение?

– Закон поручительства для человеческой системы.

Действие каббалистических текстов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какова цель изучения науки каббала?

Ответ: Бааль Сулам дает чисто каббалистическое определение цели науки каббалы: раскрытие Творца человеку в нашем мире.

Цель каждого урока зависит от изучаемого материала. Сам материал настраивает человека приблизиться к раскрытию Творца, направить себя к достижению цели. Как перед игрой настраивают музыкальный инструмент, так и человек должен настроить себя на постижение Творца.

Вопрос: Это больше зависит от самого человека или от того, о чем говорится в той или иной книге? Есть ли в каббалистических книгах какая-то чудодейственная сила?

Ответ: Есть чудодейственная сила, но не в самих книгах, между страничками или между буквами, а в воздействии текста на человека.

Дело в том, что каббалисты, писавшие книги, выражали при этом свои внутренние постижения. Речь идет о людях, которые находились в ощущении Высшего мира/Творца, и все, что они излагали на бумаге, связано с их духовным постижением. 

Поэтому, когда мы читаем их тексты, желаем мы того или нет, они влияют на нас. Точнее, на нас нисходит воздействие света, и он постепенно меняет нас.

Реплика: Но когда я читаю какой-то драматический рассказ, он тоже воздействует на меня. Я могу плакать или смеяться.

Ответ: Да. Но он воздействует на тебя чисто психологически. А здесь ты можешь читать, ничего не понимая, но этот текст все-таки влияет на тебя, и ты начинаешь постепенно ощущать, что в тебе что-то происходит.

Ты чувствуешь, что в этом тексте и в тебе существуют какие-то внутренние силы, внутренние "подводные течения", которые влекут тебя куда-то, настраивают особым образом твои мысли и чувства. Ты вдруг становишься немного другим, может быть, более разносторонним, более целеустремленным. Именно так проявляется воздействие каббалистических источников на человека.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 20.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как каббалистическая книга воздействует на человека?

Главное правило для чтения каббалистических книг

Эффект каббалистических книг

Страница 2 из 8212345...Последняя »