Записи в разделе 'Изучение каббалы'
История каббалы, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар и лурианская каббала

Вопрос: После написания Торы на протяжении полторы тысячи лет происходило очень много событий. Но самое важное из них – появление Книги Зоар во II веке нашей эры. Возможно, в этот период что-то и писалось, но до нас не дошло?

Ответ: Дело в том, что на протяжении всех этих столетий, от получения Торы и до написания Книги Зоар, эгоизм развивался, но не побеждал народ. А во II веке нашей эры все-таки победил.

То есть народ достиг такого состояния, когда он разрушил связь между собой, – это называется разрушением Второго Храма, – и таким образом упал в такой эгоизм, в котором никогда не был.

Все столетия от получения Торы по выходу из Египта и до разрушения Второго Храма он работал над собой и был способен каким-то образом преодолевать растущий эгоизм. А когда уже не смог и произошло разрушение Второго Храма, т.е. связи между людьми, то потребовалась новая методика, которая была изложена в Книге Зоар. Однако саму Книгу скрыли на много лет.

В принципе, она была скрыта до XVI века, т.е. до времени Ари. Только Ари смог постичь ее смысл и постепенно раскрывать ее человечеству. 

Вопрос: Что особенного в Книге Зоар, чего нет в Торе?

Ответ: Книга Зоар вызывает высший свет – силу, скрытую в нашем мире, которая воздействует на людей и помогает нам развить в себе антиэгоистические свойства, способные связать нас над эгоизмом.

Вопрос: Значит, самой Торы было уже недостаточно? Должна была появиться особая книга, комментарий на Тору?

Ответ: Должно было появиться особенное ее выражение. Тора включает в себя всю силу для исправления эгоизма, но ее изложение не соответствовало такому большому эгоизму, который возник в состоянии разрушения Второго Храма.

Вопрос: В 16 веке великий каббалист Ари развил дальше эту методику, которая стала называться "лурианская каббала". В чем заключалась работа Ари?

Ответ: Ари описал в своих трудах, о чем говорит Книга Зоар. Вернее, он диктовал, а его ученики, в основном Хаим Виталь, записывали за ним.

Все это передалось от Ари далее через его учеников, которые потом тоже скрыли эти записи, поскольку человечество еще не было готово к их изучению. В нем еще не проявился такой эгоизм, чтобы люди понимали, что это им необходимо. Так продолжалось до начала XX века.

Вопрос: Насколько я понимаю, у Ари был научный подход к каббале? Ведь он жил в тот период, когда развивались все науки.

Ответ: Да, это был период средневековья, когда все начинало пробуждаться. А потом, в 17 веке, наступил расцвет хасидизма. Самым ярким его представителем был великий каббалист Бааль Шем Тов, который взял методику Ари, чувственно раскрыл ее в себе и стал учить других.

Он создал своеобразную маленькую академию, в которой обучил основам каббалы 30-40 молодых людей, а потом разослал их во все стороны, чтобы они обучали остальных.

Это была уже практическая каббала, т.к. Бааль Шем Тов объяснял, что надо собираться в группы, в десятки, и таким образом заниматься. Поэтому то, что мы сегодня делаем, – это практически его методика.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.1

Книга Зоар – это наше Древо Жизни

Свойство каббалистических книг

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как научно объяснить, без мистики, без религиозного чуда, что чтение книг каббалистов помогает исправлять намерение и изменять внутреннее состояние?

Ответ: При чем тут мистика и религиозность? Ни того, ни другого в каббале нет.

Чтение каббалистических книг помогает вам внутренне настроиться на цель, потому что они говорят о том, каким образом ваша душа должна быть направлена на нее. Как мы настраиваем музыкальный инструмент, так и вы, читая каббалистические книги, настраиваете себя.

Этот камертон звучит через книги. Попробуйте читать их, и вы ощутите это. И никоим образом не надо оглушать его никакими религиозными предписаниями, обязательствами или всевозможными мистическими потрясениями.

Из урока на русском языке, 20.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Действие каббалистических текстов

Как каббалистическая книга воздействует на человека?

Чудесная книга

История каббалы, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманОтличие методики Моисея от учения Авраама

Вопрос: История каббалы – это история развития эгоистических желаний человека, других у нас нет. Но зачастую это путает человека, потому что даже вы иногда говорите, что эти события происходили на материальном уровне.

Так были они или не были? Есть какая-то связь между историей развития желаний и историческими событиями?

Ответ: Несомненно, эти связи были. Если говорить на уровне обиходного языка, то группа Авраама действительно вышла физически из Древнего Вавилона, прошла через землю Израиля и ушла в Египет.

Вопрос: И все-таки, что особенного было в методике Моисея по сравнению с методикой, изложенной в "Книге Создания" Авраама. Она была недостаточна для исправления?

Ответ: Недостаточна. Потому что Авраам преподавал методику объединения, базирующуюся на маленьком эгоизме, в котором находились жители Древнего Вавилона. 

А Моисей, убежав вместе со своим народом от фараона, преподавал им методику уже на другом эгоистическом уровне. Иными словами, между людьми, вышедшими из Египта (из эгоизма), находился "фараон" – огромный растущий эгоизм, но они смогли над ним приподняться, что означает "выйти из Египта".

Они не могли никуда деться от этого эго, которое раздирало их и разделяло между собой, но смогли над ним подняться и идти выше его. В этом заключалась методика Моисея.  

Вопрос: Значит, на каждом уровне человеческого эгоизма существует определенная методика, которая дана для его исправления. А в чем все-таки отличие?

Ответ: Отличие в реализации. Имея больший эгоизм, ты должен производить соответственно большие действия. Ты должен создавать как бы новое общество, которое в состоянии совладать с эгоистическими побуждениями каждого, чтобы оно не раздиралось изнутри эгоизмом, а поднималось и соединялось над эго.

Потому эта методика намного сложнее и сильнее. В принципе, она действует до сих пор. То, что получил Моисей в своем постижении Высшего мира и его правильной реализации в человеке, то и находится в нас до сегодняшнего дня. Мы ею пользуемся, хотя находимся в несколько иных условиях, в иных отношениях между собой и между нами и природой. Но, в общем, это та же методика.

Реплика: Действительно так. Мы видим, что практически все каббалисты, включая Бааль Сулама и Рабаша, во всех своих статьях опираются на Тору.

Ответ: Существует методика, говорящая о том, как справляться с эгоизмом, как строить доброе взаимное общество до распространения власти фараона, то есть до возникновения настоящего эгоизма, который раскрылся в обществе. Это методика Авраама.

А есть методика, объясняющая, как работать с эгоистическим обществом, в котором возобладало эго и покорило его. Это уже методика Моисея. Именно со второй методикой, методикой Моисея, мы уже можем работать.

Дело в том, что духовный парцуф (душа) разделяется на две части: на относительно начальную слабую часть "катнут" (малое состояние эгоизма в обществе и в человеке) и большое состояние "гадлут".

Для малого состояния годилась методика Авраама. А для большого состояния, когда происходит полный расцвет эгоизма в обществе, и люди должны объединяться над своим эго, чтобы достичь связи и любви, необходима уже методика Моисея.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.1

Раскрытие каббалы из поколения в поколение

Короткие истории. Каббалистические школы

Мысли: добрые и злые

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой параметр в мысли определяет силу ее воздействия?

Ответ: Есть мысли положительные, направленные на связь и добро для других. Есть отрицательные, направленные на разделение, на подчинение других себе. Все они градируются по уровням.

В духовных мирах существует 125 ступеней добрых или злых мыслей, т.е. наряду с положительными мыслями есть большая система темных сил, дурных мыслей, которая описана в Книге Зоар. Но как систему мы ее не изучаем.

Каббалисты увидели, что когда изучаешь систему неправильных, злых мыслей, то при этом ты возбуждаешь ее, и она нехорошо действует на нас и на весь мир. Поэтому мы ее не изучаем. Она описана каббалистами, но мы не включаем ее в наш курс.

Если мы станем настолько большими, что сможем применять эту систему только для нашей пользы, тогда будем ее изучать.

Из урока на русском языке, 03.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мысль – это высшая сила

Мысль – самая большая сила

Сила мысли и развитие разума

История каббалы, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманРазвитие каббалы от Адама до Авраама

Реплика: Тема "История каббалы", с одной стороны, очень простая, но, с другой стороны, довольно сухая.

Ответ: Смотря, как ее преподают. Можно излагать просто сухие факты, которые тебе надо запомнить. А если рассказывать о причинах, почему произошло то или иное событие, то история становится не просто историей, а огромной наукой о том, как все действия, связи, явления перетекают одно в другое.

Реплика: Каббала согласна с тем, что после Большого взрыва, примерно 14 миллиардов лет назад, появилась материя, время, пространство. Атомы стали собираться в молекулы, потом в более крупные организмы и так далее. Все это Бааль Сулам описывает в газете "Народ".

Ответ: Только есть одна маленькая поправка: все это – относительно человека, который появился через 13 с половиной миллиардов лет после Большого взрыва. Развиваясь, он стал изнутри себя раскрывать, что относительно него якобы существуют звезды и все, что он видит.

А если бы не человек, нельзя сказать, было это или нет. Тогда вообще не было бы ни времени, ни пространства, никакой истории. 

Реплика: Говорят, что 70 тысяч лет назад произошла когнитивная революция, и современные люди произошли от homo sapiens.

Наука каббала утверждает, что первым человеком, который постиг не только следствия, но и причины материальных процессов, был Адам Ришон.

Ответ: Поэтому Адама называют "Ришон" (первый). Ведь он первым из людей постиг Высший мир, т.е. дополнительную реальность, кроме нашей.

А до него люди существовали десятки тысяч лет. И каббала это не отрицает, потому что Адам – не первый человек на Земле, а первый постигший Высший мир. Ведь дополнительно к пяти материальным органам ощущений у него развились еще пять внутренних, более глубоких органов чувств, не связанных с нашим миром, через которые он ощутил следующее, более высшее состояние природы.

В Торе сказано, что от Адама до Ноаха и от Ноаха до Авраама прошло по 10 поколений – то есть 20 поколений каббалистических школ. Но широкое распространение каббалы произошло в Древнем Вавилоне, где она раскрылась уже не единицам, не маленькой группе людей, а Аврааму и его соратникам. Именно через Авраама каббала стала бурно распространяться в массах.

Вопрос: Можно ли считать Авраама основателем методики каббалы?

Ответ: Да. Поэтому он и зовется "Авраам" – "отец народов". Учение, которое он раскрыл, – это методика развития в человеке дополнительных органов чувств, когда он начинает ощущать кроме нашего мира, т.е. того объема, который мы ощущаем, родившись естественным образом, еще дополнительный духовный объем. Он выше нашего мира, определяет все события на Земле, и поэтому нам необходим.

Поначалу Авраам не был каббалистом. Он был жрецом вавилонского царя Нимрода. Но постепенно, видя, что происходит с вавилонянами, которые из дружелюбного, добросердечного народа стали превращаться в противоречивых, злых по отношению друг к другу людей, он начал исследовать, почему это происходит. Будучи жрецом, он должен был как-то это все урегулировать.

Авраам увидел, что это – естественное развитие человеческой природы, которое происходит для того, чтобы подогнать человека к подъему над этим злом, которым он управлял бы добрым развитием.

Он раскрыл, как развить человеческое общество к доброму отношению, которое покрыло бы злое отношение, изучил это, описал и начал преподавать. В этом, в принципе, и заключается его методика, его теория и практика.

Вопрос: Является ли учение, которое развил Авраам, методикой для единиц, а учение Моисея, написавшего Тору, методикой для большого народа, поскольку из Египта вышло три миллиона человек, и нужна была другая методика?

Ответ: Нет, методика, в принципе, не меняется. У нее одна цель – поднять человека до уровня "возлюби ближнего как себя", как провозгласил в свое время Авраам. Практически, это было известно и до него, со времен Адама. Но все зависело от того, в каких условиях применялась эта методика.

Одно дело, когда ее применял Авраам с маленькими группами людей, которые он начал собирать из древних вавилонян и впоследствии ушел с ними из Вавилона. Он обучал их все большему объединению, т.к. между ними появились своего рода трения.

А затем уже в них возникло очень серьезное эго, т.е. внутренне они опустились в такой глубокий эгоизм, в такие трения между собой, которые называются нахождением у фараона или египетским изгнанием. Эгоизм (фараон) стал безраздельно властвовать над ними.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откуда берет начало история каббалы

Методика любви: от Адама до наших дней, ч.2

Развитие методики от Адама до наших дней

Соединяться сердцами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы изучаем "Введение в науку каббала", нужно ли впечатляться от материала или достаточно сухо работать с ним?

Ответ: Вы должны впечатляться и пытаться реализовывать это в чувствах. Чувствовать!

Ведь речь идет о соединении между собой и соединении с Творцом. А как соединяться, чем?

Соединяться можно только сердцами. А сердце – это чувство. При этом голова, разум нужны только для того, чтобы знать, как лучше достичь объединения. Они используются как вспомогательные инструменты.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как из техники каббалы прийти к чувствам?

Как взращивать духовные чувства

Уровни духовной работы

Закон гор – закон каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня у нас был особый, интересный урок. Есть только одно "но", – мы заслушиваемся. Скажу на своем опыте, что в этом случае очень трудно оставаться в намерении как, например, при чтении Книги Зоар.

Как воспитать в себе такое чувство, чтобы во время урока постоянно находиться в намерении, независимо от того, изучаем ли мы "Введение в науку каббала" (Птиху), или Книгу Зоар, или еще что-то?

Ответ: Когда человек думает за себя, он никогда не будет в правильном намерении. Но если он знает, что зависит от других, то именно эта его забота стережет его. Только таким образом.

Если ты в жизни будешь думать только о себе, то, безусловно, проиграешь, а думая обо всех, чтобы поддержать их, выиграешь. Как альпинисты, которые покоряют вершину, – если друг друга не держать, то ничего не поможет. Это закон гор.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как развиваться во время учебы?

Как взращивать духовные чувства

Как читать первоисточники?

Учеба – толчок к объединению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда во время учебы и не только во время учебы у меня появляется тот или иной вопрос. Начиная углубляться в него, вдруг приходит ответ. Но когда я дальше углубляюсь в вопрос, ответ может поменяться. Можно ли понять, что пришедший ответ правильный?

Ответ: Откровенно говоря, не имеет значения, правильные ответы или неправильные. На духовном пути они всегда будут такими: правильный ответ в следующий момент обязан казаться неполным или даже неправильным, и вы захотите найти другой ответ. Это не имеет значения, мы все время реконструируем разбитую душу, возрождаем, восстанавливаем ее.

Все эти вопросы-ответы нужны лишь для того, чтобы сформировать еще большее желание к связи между собой и к отдаче. А все премудрости, которые вы сейчас изучаете: прямой свет (ор яшар), отраженный свет (ор хозер), четыре стадии и т.д. – это все не важно.

Когда вы начнете это ощущать, вы увидите, что все совсем не так, как сегодня в ваших эгоистических мозгах. Абсолютно не так. Но это уже не имеет значения, главное, что мы к этому идем.

Поэтому здесь двоякий подход. С одной стороны, надо серьезно и как можно больше вкладывать в учебу. А еще больше вкладывать в объединение. Учеба забывается/не забывается – не имеет значения. Поняли/не поняли – тоже не имеет никакого значения. Значение имеет лишь одно: подтолкнула ли вас учеба к необходимости объединения. Только в этом проблема. Только это надо принимать в расчет. 

Реплика: Я как раз имел в виду вопросы не по "Птихе", а именно о духовном развитии, о чувственных взаимоотношениях с Творцом, с группой.

Ответ: И те вопросы тоже. Не имеет значения, сколько их задавать и сколько получать на них ответов. Имеет значение, толкают ли они тебя к объединению с группой. Конечно, я понимаю, что должен ответить на 1000 вопросов, чтобы ты хоть на миллиметр придвинулся к объединению. И еще 1000 вопросов, чтобы еще кто-то придвинулся на миллиметр. Так мы и двигаемся, что же сделаешь.

Но в расчет принимается только чувственное движение между нами, потому что Творец может войти именно в связь между нами. Только этим мы доставляем Ему радость. Больше никак.

Я рад, что вы понимаете, какую каббалу мы сейчас начали изучать, – более чувственную, внутреннюю, близкую нам, которая нуждается в реализации в группе. Это всё очень хорошо. Меня очень радует то, что вы понимаете эти состояния.

Не переживайте за то, что вы, может быть, не понимаете чертежей, не знаете то, что мы изучаем. Это неважно. Главное – ваше внутреннее ощущение. Через связь в группе – к связи с Творцом. Ничего больше нет.

Из урока на русском языке, 07.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потребность задавать вопросы

Ответ – это свет

Уроки каббалы, ч.2

Как из техники каббалы прийти к чувствам?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как из техники "Введения в науку каббала" ("Птихи") прийти к чувствам? В голове постоянно возникают чертежи. А как это перевести в чувства, я не понимаю.

Ответ: Это постепенно придет. Продолжай пытаться почувствовать их. Ты должен перейти от чертежа к чувствам.

Возьми любой чертеж и начинай смотреть, что в тебе означает эта линия, которая идет вверх или вниз. Вверх – отдача, вниз – получение, вверх – радость, вниз – печаль, вверх – бо́льшая связь с товарищами, вниз – меньшая связь с товарищами. Начинай ощущать это в себе.

Расширяй свой сосуд (кли). Пока он у тебя всего лишь точка. Начинай раздувать ее, чтобы она превратился в какой-то объем. И в этом объеме ты будешь ощущать различные явления. Ничего другого я посоветовать не могу.

Вопрос: А где здесь десятка?

Ответ: Сначала начни это делать в себе, а потом уже с десяткой. Прежде всего ты должен понять, что значат все каббалистические определения: сокращение (цимцум), экран (масах), отраженный свет (ор хозэр), я с товарищами, я без товарищей, я отделяюсь от себя и вхожу в товарищей, все товарищи отделяются от себя и мы вместе образуем какое-то общее новое, которое становится одной духовной единицей и т.д. Пытайся это ощутить. 

Вопрос: Когда мы читаем, или вы объясняете что-то, я сразу же рисую в своей тетради чертеж. Нужно ли это продолжать?

Ответ: Продолжай. Это не мешает. Но потом попытайся, глядя на этот чертеж, выяснить его в чувствах. Как музыкант, который глядя на ноты, может петь. Нам необходима духовная грамота, которая поставит слова каббалистов в адекватное состояние с нашими ощущениями.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переводить слова в чувства

И чувства, и механика

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Каббала – это язык чувств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как работать с нежеланием изучать "Введение в науку каббала" ("Птиху")?

Ответ: Так же как в нашем мире есть физики и лирики, гуманитарии и технари, так и в каббале. Есть люди чувственные по своей природе.

Они приходят к науке каббала, и для них связь с Творцом проявляется через более чувственные тексты, выражения, может быть, песни, танцы, какие-то ощущения. А есть люди, которые подходят к миру технически. Для них важен чертеж: ты им нарисуй, и они поймут. Или они хотят, чтобы все было строго систематизировано и т.д. 

Поэтому нам очень важно учить и то, и другое. А дальше уже человек станет сам специализироваться. В каждой группе будут попадаться и более чувственные, и более практические, но мы должны идти по общему пути.

А общий путь тот, который нам дали Ари и Бааль Сулам: ты смотришь на чертежи и видишь в них не графическое изображение, а изображение чувств. Я могу нарисовать какую-то заковырку, и вместо того, чтобы говорить о ней 10 минут, ты посмотришь на нее, и тебе станет ясно, о чем она, так же как мы передаем свои чувства словами.

В принципе, вся каббала – это язык чувств, потому что основа творения – это желание.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

И чувства, и механика

Каббала – сочетание лирики и прагматики

Раскрытие – в чувствах

От чего зависит желание изучать каббалу?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: От чего зависит желание к изучению науки каббала?

Ответ: Стремление к Творцу зависит от решимо (духовная информационная запись), которое раскрывается в человеке. Это не просто вопросы о смысле жизни и о ее никчемности, ведь ответы на них могут быть чисто земные.

В человеке возникает настоятельный вопрос о сути существования выше того, чтобы наполнять себя. Мне не важно, как я буду жить, каким образом наполняться, что у меня будет, и как я закончу свою жизнь. Мне важно понять ее внутренний смысл! Откуда она, зачем мне дана? Что это за феномен – жизнь? Что он собой представляет?

Когда в человеке появляется этот вопрос, тогда ему действительно необходимо раскрыть замысел творения. То есть сам Творец – это непонятно что. Но если замысел, мысль, с которой все создано: "Зачем? Почему? Для чего? Как? Кем?" – тянет человека, тогда он приходит к изучению каббалы и остается в ней.

А если его случайно завлекло в каббалу другими вопросами, менее целенаправленными к внутреннему смыслу жизни, тогда он уходит. Поэтому сказано, что тысяча входит в темную комнату и лишь один остается, идет дальше к свету.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

От чего зависит предрасположенность к науке каббала

Какие люди приходят в науку каббала?

Кто предрасположен к науке каббала?

Мир требует поторопиться

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как при чтении "Введения в науку каббала" (Птихи) или "Учения Десяти Сфирот" (ТЭС) Рабаш учил вас ощущать и чувствовать материал строения Высших миров?

Ответ: Никак. Он просто терпеливо обучал меня до тех пор, пока я не начал что-то ощущать. Никак по-другому! Он не толкал меня вперед.

А я вас толкаю. И у меня для этого есть основание: мир развивается угрожающе быстро и вынуждает нас соответствовать тем неправильным, искаженным формам, которые он принимает. Если бы не это, я бы не спешил.

Вы правы, что мы немного гоним материал, и вы не понимаете, что от вас требуется. Но вы преодолеете. Раз мир сегодня стал таким, значит – вы сможете.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уровни духовной работы

Как прийти к пониманию в чувствах?

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Переводить слова в чувства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек изучает музыку, он сначала проходит нотную грамоту и только потом, после продолжительных упражнений на инструменте, приобретает способность, пробегая глазами по нотам, ощущать мелодию. Но у нас, мне кажется, происходит немного по-другому.

Когда мы изучаем "Введение в науку каббала" (Птиху), мы занимаемся намерением, и эта "нотная грамота", которая должна все равно оставаться в мозгах, почему-то утекает от нас. Столько лет мы изучаем и до сих пор не можем запомнить динамику, которая происходит с духовными объектами.

Необходима ли сначала какая-то базисная система знаний Птихи (ее динамика, взаимодействие между собой духовных объектов, их переход из одного состояния в другое), прежде чем начать переводить это в чувства?

Ответ: Нет. В этом нет никакой необходимости.

Попытайтесь представить себе, что значит сокращение (цимцум), затем исторжение света из вас, ощущение стыда и решение принимать свет только ради Творца. Это самое начало "нотной грамоты", без которой невозможно научиться играть, т.е. получать свет, исторгать его, принимать свет в новых облачениях и т.д. Что же может быть элементарней?

Мы уже стоим на пороге входа в духовное и должны начинать ощущать это, должны начинать играть. Теоретически мы проигрывали это уже много раз, только не совмещали наши чувства со словами, не придавали словам чувства, и поэтому не входили в Высший мир, не трогали свою душу. А сейчас нам необходимо это делать, надо пытаться каким-то образом вызывать это в себе. 

И тогда вы станете ощущать, насколько вы "в деле" или нет, будете переживать за это, работать более действенно. Возможно, часть из вас оставит это, потому как не почувствует в этом необходимости. Может быть, кто-то не будет воспринимать это чувственно, а продолжит заниматься чисто механически еще несколько лет, и только потом присоединится к группе в ее чувственном движении.

Поэтому не надо никого ни выгонять, ни заставлять, ни понукать. Но я буду двигаться вперед. Я ориентирую себя на самую продвинутую часть мировой группы. И мне кажется, что в каждой группе в мире есть люди, которые уже в состоянии начинать думать чувственно, а не просто словами, действиями, объектами нашего мира. Именно высшими духовными чувствами.

Вопрос: Когда мы проходим состояния пустоты или чувствуем, что опускаемся, как сохранить равновесие между подъемом и падением, между опустошением и наполнением?

Ответ: Только лишь внутри группы. Потому что в таком состоянии, когда вы находитесь внутри группы, у вас все это компенсируется. Вы можете проходить любые состояния, но они никогда не будут во вред вам, не будут вас выбрасывать, задерживать. Одни ноты станут добавляться к другим, и всегда будет гармония.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

И чувства, и механика

Как взращивать духовные чувства

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Потребность задавать вопросы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ученики, у которых в течение многих лет не возникает потребности задавать вопросы. Это нормально или нет? Тормозит ли это их продвижение?

Ответ: Это зависит от природы ученика. Передо мной каждый день сидят примерно 400 человек. Из них постоянно задают вопросы всего лишь человек 20. Я их уже знаю на память. Эти люди не могут иначе, они должны учиться в диалоге с учителем. Им надо обязательно задать вопрос и услышать ответ именно для себя. А иначе они не слышат.

Слышат ли они то, что говорят другие, – это большой вопрос. Поэтому, с одной стороны, у меня к ним есть претензии. С другой стороны, я понимаю, что им надо точно слышать ответ на свой вопрос. Включение в другие вопросы для них проблема.

К счастью, таких немного. Вы их тоже уже знаете. Но ничего не сделаешь. Без них не было бы вопросов. А если нет вопросов, то все-таки чего-то не хватает. Так что, пусть будут.

Это все зависит от характера, структуры человека. Поэтому не переживайте, что вы учитесь молча, не задавая вопросов. Ничего страшного. Главное, присутствуйте.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вопрос – это стремление к наполнению

Что такое "вопрос" в духовном?

Калейдоскоп вопросов и ответов

Включиться в общую мелодию

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно мы с товарищем обсуждали порядок изучения первоисточников науки каббала и коснулись книги "Древо Жизни". Проводя аналогию с примером нотной грамоты, мы пришли к выводу, что эту книгу Бааль Сулам преподносит как некую симфонию.

Причем он абсолютно уверен, что ее читает человек, который прекрасно разбирается в музыке, и для него здесь нет секретов. А для людей, которые не совсем понимают в этом, он написал нотную грамоту попроще и назвал ее "Учение Десяти Сфирот".

Говорит ли это о том, что в Бней Барух уже сложилась такая группа, где есть и внутренняя часть из тех людей, которые понимают в "си бемолях", и внешняя часть?

Ответ: Мы должны идти все вместе, и ни в коем случае не разделять себя на классы, на группы, на уровни. Все мы являемся одной гомогенной структурой.

Мы будем изучать то, что изучаем, и вы станете чувствовать материал. Вы правильно сказали насчет симфонии, насчет того, что мы включаемся в общую мелодию, как инструмент, на котором играет Творец. Мы все время настраиваем этот инструмент на все более близкую тональность к Творцу, а Творец играет на нем.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому есть место в общей системе "Адам"

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Читая каббалистический текст

Страница 5 из 85« Первая...34567...Последняя »