Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
Учение о душе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Психология в переводе с греческого – это учение о душе. На иврите это звучит как "торат а-нэфеш". А каббала уже изучает понятие "нэшама" (душа). Все-таки есть разница между нешама и нэфеш. Хотелось бы узнать, в чем она заключается?

Ответ: Нэшама – это общая душа, совокупность всех наших желаний, поднимающих человека на уровень, противоположный природе нашего мира – уровень отдачи, любви, объединения. Каббала занимается тем, что противоположно изначально созданному эгоистическому свойству человека.

Вопрос: Можно сказать, что нэфеш – это что-то мое индивидуальное, а нэшама – нечто общее?

Ответ: Если не брать в расчет, что в каббале есть уровни нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида, а взять просто ощущение человека в рамках нашего мира, то это можно назвать природой нэфеш (души), но эгоистической души любого человека в нашем мире.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Три этапа духовного развития

Состояния, ведущие к духовному рождению

Нэфеш-Руах-Нэшама

Разница между каббалой и психологией

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек рождается маленьким существом, органы чувств которого постепенно развиваются вместе с умственной деятельностью. Он ощущает окружающий мир, исследует его, и через этот мир исследует себя: как он реагирует на окружающую обстановку, как она зависит от него, и как он зависит от нее.

Это и является предметом психологии, то есть изучение реакции человека на раскрытие ему действительности в тех свойствах, качествах, чувствах и разуме, в которых он может развиваться в рамках нашего мира.

Иными словами, психологию можно определить как совокупность знаний человека о том мире, в котором он родился и развился. В соответствии с этим "бытие определяет сознание".

Отличие каббалы от психологии в том, что каббала настраивает человека на ощущения выше нашего мира. Наш мир находится в эгоистическом свойстве получения, – так мы его познаём и ощущаем. Если мы не выходим из этого свойства, как это обычно и происходит с людьми, то постигаем его через свойства эгоизма и таким образом оцениваем окружающую действительность.  

Если же мы изучаем сверхпсихологию или, вообще не принимая во внимание психологию, занимаемся каббалой, то здесь у нас возникает совершенно иная область постижения нашего мира. 

Каббала настраивает человека на то, чтобы он развил себя до свойства, противоположного материальному миру. Если наш мир воспринимается нами в эгоистическом свойстве получения, с которым мы родились и развиваемся, то это психология. А если мы поднимаемся из эгоизма в свойство отдачи, любви, выхода из своего "я", выхода из того, что мы называем человеком в нашем мире, то это называется каббалой.

И тогда в этом новом свойстве мы раскрываем совершенно другие взаимосвязи между собой и силами природы. Мы начинаем постигать то, что называется "душа", то есть отношение человека к высшей силе, которая его развивает.

Поэтому можно сказать так: эгоистическое свойство нашего мира, в котором мы родились и развиваемся, дает нам постижение этого мира и себя. И это мы называем психологией. А обретение человеком свойства выше нашего мира – свойства отдачи, свойства, направленного от себя к окружающему миру, которое выводит человека на духовный уровень, называется наукой каббала.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.10.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чем методика каббалы отличается от психологических методик?

Отличие науки каббала от психологии

Различие между каббалой и психологией

Искусственный интеллект и решение проблем

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Люди, занимающиеся управлением, но неспособные найти решение, предлагают создать искусственный интеллект и передать ему эту задачу.

Ответ: Искусственный интеллект не решит проблему управления. Ведь управление – это не просто способность руководить и подчиняться. Это возможность согласовывать между собой различные психологические и ментальные вопросы, все миры каждого человека с остальными людьми. Менеджмент – это высшая психология.

Дело в том, что в эгоистическом отношении можно создать машину, поскольку искусственный интеллект – это примитивная штука. Он только выбирает, где можно больше выиграть и меньше потерять, с какой степенью надежности и так далее.

Это довольно простые уравнения, но они не подходят для интегрального общества и перестают работать, желаем мы того или нет. Тут менеджмент должен накладываться на то, что раскрывается в нас природой.

Если человечество находится, допустим, в пост-капиталистическом или каком-то другом состоянии, но будет действовать, исходя из средневековых пониманий, то ничего не получится. 

Должно быть взаимное понимание людей, в какую систему новой организации производства, управления, общества они входят. Мы видим, что поневоле нам придется это делать, поскольку все системы нарушаются.

Поэтому любой руководить должен знать, какие внутренние законы проявляются в обществе, в коллективах, везде. Только через них он сможет действовать.

Реплика: Но цель обычного предприятия или фирмы – это максимум прибыли при минимальных издержках.

Ответ: И здесь то же самое. Мы придерживаемся всех законов природы. Их знание позволит нам правильно получить максимальную прибыль при минимуме издержек, включая минимум нарушений в природе и обществе. Это и является оптимизацией управления.

Из беседы о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый подход к менеджменту

Вопреки теории абсурда

Учитывать интересы природы

Что видит каббалист?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что человек может прийти к раскрытию Высшего мира только при помощи каббалы. А как относиться к другим методикам, которые утверждают, что они достигли раскрытия человеческого сознания?

Ответ: Так же, как ко мне – не верьте никому. С какой стати вы должны верить мне или кому-то другому? У одного будет больше борода, другой будет более красиво говорить, третий манипулировать еще чем-то. Вы должны все проверить. 

Причем сначала нужно убедиться, правильно ли вы проверяете. То есть откалибровать свои органы ощущений, свои мысли, свой аппарат, с помощью которого вы производите проверку, как всякий ученый.

А как же еще? Допустим, вы сейчас начнете кому-то верить. Так пройдет вся жизнь, и, в итоге, в конце вы убедитесь, что верили не в то. В следующий раз, оказавшись в нашем мире, вы поверите и последуете за другим с закрытыми глазами.

Каббала говорит: "Нет, сначала надо проверить, с помощью чего мы вообще удостоверяемся, что является опытом, правильной его постановкой, анализом, и только после этого правильно подходить к этой системе". 

Когда я пришел в каббалу в качестве начинающего ученого, я только так относился к ней. Я даже не представлял себе, что могу во что-то верить. Во что? В то, что мне говорят о существовании Бога? Я не хочу верить! Я хочу знать!

Каббала занимается тем, что раскрывает для тебя знание. Ты постигаешь Высший мир, то есть дополнительную систему, которая стоит за нашим миром и им управляет. Ты входишь в нее, начинаешь ее видеть. Она проступает сквозь эту материю. Ты видишь, как эта материя работает, как все ее части связаны между собой. Все методики лишь говорят об этом, а каббалист это видит. Он этим оперирует.

Каждый человек, который задается вопросом о смысле жизни, должен это все пройти на себе. Никто ничего не может сделать за него.

А если он находит успокоение в какой-то другой методике, то пусть там и остается. Каббала ни в коем случае не тянет к себе и никого не агитирует. Многие тысячелетия она была скрыта, потому что человечество в ней не нуждалось, в людях не появлялся настоятельный вопрос о смысле жизни. Но тогда человечество не было настолько взаимосвязанным между собой, как сейчас.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Проверка опытным путем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему каббала в нашем мире считается частью философии? Ее даже в университетах изучают как часть философии.

Ответ: В нашем мире считается, что все духовные науки относятся к философии.

Надо сказать, что из философии возникла вообще вся наука. Поскольку я доктор философии, то моя ученая степень обозначается PhD. Но если бы я был доктором физических наук, то у меня все равно было бы написано PhD, поскольку когда-то все науки относились к философии. Философия, в переводе – "любовь к знаниям". Но сегодня это нечто совершенно обратное знанию.

Вопрос: Но почему очень многие не считают каббалу наукой? Они говорят: то, что утверждает каббала, невозможно проверить опытным путем.

Ответ: И они правы. Ведь сначала надо развить в себе дополнительный орган чувств, ощутить то, о чем говорит каббала, и тогда убедиться: то, что она говорит, существует в природе и подлежит проверке, исследованию. Это и подтверждает, что каббала – наука. 

Мы исследуем природу через наши пять органов чувств. А каббала говорит о том, что есть еще возможность исследовать природу через шестой орган чувств, который работает не на получение, а на отдачу. Она объясняет, как его развить.

В человеке существует зачаток этого органа чувств, называемый душой. Каббала развивает его, и затем, когда человек начинает ощущать Высший мир, объясняет ему, что же он ощущает.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заблуждения философии

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

Отличие каббалы от философии

Заблуждения философии

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы говорите, что каббале примерно четыре с половиной тысячи лет. А историки и философы говорят, что намного меньше.

Ответ: Дело в том, что у философии нет ничего, что можно было бы поставить на проверку опытом. И поэтому каждое поколение переписывает новую философию, а то, что было, складывается в ящик. Никто в итоге этим не пользуется.

Я встречался со многими специалистами, в частности с профессором Даниэлем Мэттом, который перевел на английский Книгу Зоар специальным, академическим языком. Он преподавал в Университете Беркли, в Калифорнии.

Мы вместе давали лекции. А до этого много беседовали, и я его спросил: "Почему Вы утверждаете, что "Зоар" написан в одиннадцатом веке Моше дэ-Леоном?". Он ответил: "Из описаний в "Книге Зоар" нам кажется, что речь в ней идет о природе северной Испании: эти луга, эти холмы…".

– А разве в Израиле, в Галилее нет таких лугов и холмов?

– Ну, так нам кажется. 

И это несмотря на то, что в самой Книге Зоар неоднократно описывается, как рабби Шимон бар Йохай сидел со своими учениками и писал эту книгу, как один ученик задавал вопрос, потом второй, третий и т.д. В ней нет ни одной страницы, где бы не упоминалось, как ученики рабби Шимона обсуждали между собой все эти вопросы и тут же записывали ответы на них. Из этого и сложилась книга.

А профессор Мэтт считал, что рабби Моше дэ-Лион специально так написал, чтобы скрыть свое авторство. Непонятно, зачем.

Я думаю, что у философии есть несколько задетая гордость, ведь по сравнению с каббалой она действительно ничего не стоит, потому что оперирует чисто фантастическими, недоказуемыми, не имеющими под собой никакого основания категориями.

Но ничего не сделаешь, и этому есть место в нашем человечестве.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Единство, идущее из глубины веков

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Одной из очень распространенных методик является так называемая "методика Ошо". Она, так же как и каббала, говорит о единстве и об отношении к мирозданию как к единому целому.

Ответ: О единстве говорят очень многие. В наше время физики и даже экономисты говорят о том, что все взаимосвязано. Академик Вернадский, будучи геологом, разработал теорию ноосферы. В принципе, единство – это очень древнее утверждение, которое существовало и до каббалы.

Каббале всего четыре с половиной тысячи лет. Она возникла в Древнем Вавилоне. Но еще до этого люди считали, что в природе всё взаимосвязано. С одной стороны, они поклонялись солнцу, луне, звездам, разным силам природы, а с другой стороны, все-таки считали, что есть нечто объединяющее их.

Известный ученый Рамбам писал, что поначалу все люди верили в существование одной единой силы. Но затем они увидели, что в природе происходят всевозможные явления как будто от воздействия разных сил: луны, солнца, ветра, воды и т.д. Они поняли, что скрытая от них одна единая сила проявляет себя через различные частные силы, и стали поклоняться им, потому что видели явный образ. Так возникло многобожие. 

А изначально превалировало единобожие – одна единственная Высшая сила. Но даже затем, когда люди стали поклоняться разным ее проявлениям, они понимали, что поклоняются как бы ангелам, то есть представителям одной Высшей силы.

Поэтому то единство, о котором говорит Ошо или другие методики, – это очень древние постулаты.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Каббала и философия: вопрос о смысле жизни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Задавались ли философы прошлого вопросом о смысле жизни?

Ответ: Да, но они относились к этому вопросу точно так же, как многие относятся сегодня – чисто умозрительно. Они не понимают, что надо войти в Высший мир, почувствовать, раскрыть его для себя и существовать одновременно в двух мирах: через наш мир видеть следующий – духовный. Они не представляют, что это такое же постижение, как нашего мира, и поэтому работают чисто разумом.

Реплика: Вы неоднократно говорили, что все духовные методики и религии взяли свое начало из каббалы, от Авраама.

Ответ: Да, они так и называются аврамическими.

Вопрос: В том поколении преобладали души, очень близкие к природе, и человеку было достаточно задаться вопросом: в чем смысл моей жизни? Почему тогда многие стали философами?

Ответ: Неважно, задавался человек этим вопросом или нет. Все равно у него должна была быть точка в сердце, все равно он должен был чувствовать, что его влечет раскрытие Высшего мира, что ему надо обязательно это ощутить, узнать на собственном опыте, а не думать, основываясь на каких-то умственных или физических упражнениях, что он уже находится в высшей сфере.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

Краеугольное отличие каббалы от философии

В чем отличие каббалы от философии

Почему одни становятся каббалистами, а другие философами?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: О том, что древние философы Аристотель, Платон, а позднее Спенсер взяли очень многое из каббалы, свидетельствует упоминание в их теориях, что человеческое сообщество – это живой организм, в котором все взаимосвязано.

Почему так получилось, что одни стали каббалистами и постигли Высший мир, а другие остались философами?

Ответ: Если у человека изначально есть точка в сердце, то она тянет его чувственно войти в Высший мир. А если у него эта точка еще не пробудилась, значит, у него пока еще нет зародыша, проявляющегося изнутри – этого духовного инструмента, этого органа ощущения Высшего мира. И поэтому он развивает отношение к Высшему миру через понимание. 

Так возникла философия, которая строится только на абстрактных построениях каких-то форм, всевозможных рассуждений, но, ни в коем случае, не на явном, чувственном, познавательном проникновении в эту материю, потому что с ней у них нет никакой связи.

Люди, у которых появляется точка в сердце – стремление к ощущению Высшего мира – проходят очень серьезные стадии собственного исправления, потому что им надо уподобиться Высшему миру в своих свойствах: перейти от свойства получения к свойству отдачи, от свойства ненависти к свойству любви. 

Это очень сложная внутренняя трагедия, которую переживает человек, чтобы достичь такого состояния в течение многих лет серьезной, упорной работы над собой. Причем не такой работы, как в философии или в других методиках, где преобладает самоограничение. Здесь осуществляется привлечение особой Высшей силы, называемой высшим светом, который нас исправляет.

Тот, кто это делает, становится каббалистом. Он ощущает, видит, явно познает Высший мир, управляющую нами высшую систему. А тот, кто не может развить в себе эти свойства, поскольку в нем еще не проявились их зачатки, которые, возможно, проявятся в следующем кругообороте или через несколько кругооборотов, становится философом. Так развивается человечество.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Источник появления философии

Отход философии от каббалы

Краеугольное отличие каббалы от философии

Источник появления философии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам в книге "Плоды мудрости" пишет, что в свое время философия заняла место каббалы. Но только каббала может говорить о тех вопросах, которые философия взяла за основу своего предмета. С чем связано это его утверждение?

Ответ: Если взять философию в ее основе, – причем сейчас я говорю не с точки зрения каббалиста, а с точки зрения философа – то средневековые немецкие каббалисты, в частности, философ и гуманист Иоганн Рейхлин пишет в своем труде "De arte cabbalistica", что основатель философии Пифагор перевел слово "каббала" на греческий язык термином "философия", и все основы философии взял из каббалы.

Действительно, еще во времена пророков, в восьмом-девятом столетии до нашей эры древние греки учились у каббалистов. Каббалисты обучали тех, кто этого хотел, потому что каббала предназначена для всех без исключения.

Если у человека было желание заниматься своим усовершенствованием, духовным подобием Высшей силе, то каждый мог прийти и изучать эту методику. На это не было никаких ограничений.

Впоследствии древние греки, учившиеся у пророков, организовали свою школу. Они оторвали материю от ее формы и начали заниматься отвлеченной формой. Из этого и возникла философия.

Из ТВ программы "Крупным планом. Ищущие"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отход философии от каббалы

Почему боятся каббалы, ч.4

От Вавилона до Рима, ч.6

Узнать все о себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что человек должен изменить, чтобы быть счастливым?

Ответ: Видеть тот мир, в котором он находится.

Вопрос: Для этого он должен изменить какие-то внешние условия?

Ответ: Нет, ни в коем случае! Раскрыть книгу или подключиться к нашему сайту в интернете. Оттуда он получит все.

Реплика: Но звучит несколько нереально, что мое счастье зависит от прочтения книги или прослушивания какого-то канала.

Ответ: Так устроена каббала. Это особая наука, которая раскрывается именно таким образом.

С другой стороны, я бы сказал, что ничего особенного здесь нет. Разве, когда я изучаю другие науки, со мной происходит не то же самое? Допустим, когда я изучаю психологию. 

Реплика: Но я не меняюсь. Изучая какую-то науку, я просто накапливаю знания.

Ответ: Смотря какую науку. Если вы изучаете науку о себе, то вы меняетесь. Я ведь сказал "психологию", а не ветеринарию или геологию.

Это непросто. Я меняюсь, потому что меня меняет наука обо мне, о том, как мне обнаружить Высший мир. Сказано, что каббала – это наука о раскрытии Творца человеку в этом мире, в этой жизни. Под Творцом имеется в виду вся природа – истинная, глобальная, от которой сегодня мы ощущаем только один процент, и поэтому не знаем, как себя держать в этом мире, и не только в нем. А что с нами происходит после того, как мы умираем?

Реплика: Этого никто не знает.

Ответ: Так я могу это узнать. Почему я должен жить в этом мире, не зная, что со мной произойдет дальше? Тогда и эта жизнь не имеет смысла. А так нам открывается все панно, которое разворачивается перед нами – все, где мы существуем.

Из ТВ программы "Крупным планом. Надежда на мир"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть истину природы

Самопознание и счастье

Познать самого себя

Ощутить внутренний пульс природы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Известный ученый Илья Мечников писал: "Для изменения человеческой природы прежде всего надо отдать себе отчет в идеале, к которому следует стремиться, и затем употребить все средства, предоставляемые наукой для его осуществления.

Если мыслим идеал, способный соединить людей в некоторого рода религию будущего, то он не может быть обоснован иначе, как на научных данных. И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания".

Ответ: Конечно, мы должны стремиться к настоящей вере, которая является абсолютным знанием, когда человек изменяет себя так, что становится ближе к природе. Тогда в нем происходит трансформация, и он начинает ощущать внутренний пульс природы, ее движение и себя в ней, как одно гармоничное общее целое.

Вопрос: Если то, чем он занимается, приближает его хоть на капельку к природе, значит, это правильно направление, а если отдаляет, то неправильное?

Ответ: Да. И еще по девизу "в здоровом теле – здоровый дух" Чем здоровее вы становитесь, тем ближе к природе, потому что вы – ее составляющая часть.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.07.2021

В каббале нет места случайности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В физике есть такое явление, когда человек прикладывает какие-то усилия в одном месте, а раскрывает совсем другое. В каббале тоже есть такое?

Ответ: Нет. В каббале этой как бы "случайности" нет. Человек знает, что он должен делать. Он все время идет вперед, все больше и больше вызывает в себе развитие свойств отдачи, любви, выхода из себя, подъема над собой. Это его движение, его направление.

Вопрос: Но хотя он говорит, что желает обрести свойство Творца, отдачу, на самом деле он ведь не хочет этого?

Ответ: На самом деле – нет. Однако во время занятий к нему приходит определенная высшая энергия, так называемый окружающий свет, который помогает ему стать другим.

Здесь нет места случайности. Со стороны света внешнее воздействие обязательно возникает, и к нему мы, в принципе, стремимся. Если в науке мы не стремимся к чему-то вдруг раскрывающемуся нам, то здесь мы желаем именно этого.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.07.2021

Познакомиться с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В любых науках ученые сначала выдвигают какую-то гипотезу, а потом уже выполняют действия и что-то раскрывают. А как это происходит в каббале? Как раскрыть, что на меня воздействует Творец?

Ответ: Я нахожусь в каком-то поле, под каким-то внешним воздействием, – это мне ясно. Но как я могу войти в обоюдный контакт с этим воздействием, мне непонятно, это я хотел бы знать.

Дело в том, что мы пытаемся определить в наших земных свойствах и возможностях, какие силы на нас влияют и какие реакции в нас вызывают. Но всё это осуществляется обычными земными средствами.  

А если мы, согласно каббалистической методике, развиваем себя, то стараемся так повлиять на силовое поле, в котором существуем, чтобы понять его, войти с ним в контакт и выяснить, какие мои воздействия на него вызывают определенные, адекватные реакции от него на меня. Та взаимность, которую я создаю своим влиянием на внешнее поле и этим вызываю изменение его воздействия на себя, и является предметом изучения науки каббала.

Каббала называет это внешнее поле, существующее вокруг нас, Творцом, поскольку раскрывает, что это и есть самая высокая, единственная сила, которая все создает и держит в себе. А нас, людей (кроме неживой, растительной и животной природы), называет творениями, и призывает к тому, чтобы мы развили чувство к восприятию Творца, смогли выйти из себя, начать ощущать и исследовать Его. Этим и занимается наука каббала, и это мы можем постичь. 

Вопрос: По какому принципу из действий Творца, т.е. воздействий на меня высшего поля, я смогу Его узнать?

Ответ: По закону подобия свойств. Если я смогу менять себя, свои реакции, свои воздействия на Творца, то таким образом почувствую, как при этом Он влияет на меня. Каббала в этом отношении – та же наука, ничего другого тут нет.

Поэтому, изменяя себя, свои воздействия на внешнее поле, я в течение истории накопил достаточно реакций от него на себя. У меня уже есть какие-то данные, я их собираю, обрабатываю и могу вынести какое-то суждение о природе этого поля, о его поведении, о том, каким образом оно воздействует на меня, как я могу влиять на него. В этом и заключается вся наука.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.07.2021

Самая большая мотивация человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое мотивация в духовном менеджменте? Ведь без мотивации человек не может работать.

Ответ: Мотивация очень простая – максимальное слияние с высшей природой, со свойством отдачи и любви.

Под любовью подразумевается объединение всех частей природы в одну единую систему.

Именно такой должна быть мотивация – максимальное объединение с высшей природой, когда человек выходит в своем понимании и ощущении на уровень вечности, совершенства, понимания абсолютных законов.

Абсолютные законы – это законы коммутации, коммуникации всех частей природы, когда мы постигаем ее как одно единое целое. Нет разницы между физикой, химией, биологией, зоологией, включая даже искусство и все прочее. Это всё является постижением природы, это всё есть в природе. 

Раскрыть полностью природу в ее естественном, наивысшем открытом виде – и есть самая большая мотивация для человека.

Причем имеется в виду не только отдельный человек, а общая система, все человечество, которое постепенно объединяется в один единый организм и в этой мере постигает общую природу.

Из видеоконференции о науке управления

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мотивация – побуждение к действию

Связь между развитием желаний и мотивацией

Каббалистические методы подъема мотивации

Страница 1 из 6912345...Последняя »