Записи в разделе 'Израиль сегодня'
Немцы Моисеева закона, ч.8

каббалист Михаэль ЛайтманНе надо надеяться на историю

Реплика: Сегодня разобщенность в Израиле более сильна, чем 100 лет назад. Я вижу, что никто ничему не учится из истории.

Ответ: Не надо надеяться на историю. Нам нужно просто объяснять всё в своем поколении. Я надеюсь, что наше поколение все-таки начнет нас слушать.

Я обязан это делать. С этим нет никаких проблем. Глядя на историю, я не думаю, что меня ждет разочарование и все мои труды пропадут зря. Ничего не пропадает. Надо все равно выполнять свое предназначение.

Если ты можешь спасти хотя бы одного человека, не говоря уже про огромные массы людей и вообще про все человечество, которое сегодня ищет и не знает, куда идти, а ты можешь каким-то образом указать ему путь, то надо действовать, чтобы общее движение было направлено к более высокой цели, к более мягкому общему движению народов.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 12.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Немцы Моисеева закона, ч.7

Немцы Моисеева закона, ч.6

Немцы Моисеева закона, ч.5

Ссоры и споры

каббалист Михаэль ЛайтманНастоящую истину не надо доказывать. До нее надо дозреть вместе.

Спустя полгода борьбы с коронавирусом мы начинаем осознавать его поразительный урок: проблема не в нем – проблема в нас. Вообще, все плохое, что с нами происходит, коренится в нас самих.

Мы бы уже справились с эпидемией, если бы действительно заботились друг о друге. Мы бы уже перестроили экономику, если бы думали о стране и людях, а не о бизнесе и кошельках. Мы бы уже предоставили каждому настоящее дело и настоящий досуг, если бы были вместе.

Но мы разделены. У нас нет общего взгляда, общих ориентиров, общих ценностей, общей тяги к единству над противоречиями. И потому вирус медленно съедает нас изнутри – равнодушием, рознью, враждой.

То же самое касается и политических баталий. Но здесь чувства полностью подчиняют разум и раскалывают нас на непримиримые лагеря. Когда же до нас дойдет: политикой этот кризис не разрулить? Политика только отвлекает от сути, от того, что внутри, в нас, между нами. 

Общество на глазах погрязает в собственной моральной неполноценности, в кризисе доверия, взаимопонимания, взаимопомощи. И хотя, в принципе, мы это понимаем, но еще не готовы признаться самим себе: "Да, мы виновны. Виновны непротивлением эгоизму. Из-за него мы становится преступниками – преступаем базовые границы сопереживания, социального согласия, здравого смысла. Сама мысль о том, чтобы договориться по-хорошему, вызывает у нас рвоту".

Мы все в ответе за это. Все без исключения. Хотя себе лично я порой кажусь безгрешным, но разве есть в столь эгоистичном обществе место ангелочкам? Разве можно не замараться, пропитываясь негативом каждый день!?

И что же нам с этим делать?

Все прегрешения покрывает любовь

"Все прегрешения покрывает любовь", – сказал царь Соломон. Сказал не ради красного словца. Он тоже варился в этом котле и отлично понимал, с чем имеет дело. Его совет – не назидательная абстракция. Надо только понять смысл терминов.

Для начала, что такое "прегрешения"? Нервы? Склоки? Оскорбления? Ненависть? Презрение? Безучастие? Гордыня? Насаждение своей правды любыми средствами?

Не совсем. Все это симптомы, а подлинная проблема возникает, когда мы видим их – и ничего не делаем. Вот это настоящее преступление – против самих себя, против нашего будущего и будущего наших детей. Видеть в себе все это, погружаться в губительный раздор и ничего не предпринимать – значит быть преступниками.

Но почему нашу упрямую натуру нужно не сломить, а "покрыть любовью"? И что значит покрыть? Первое более-менее понятно: мы не можем уничтожить в себе эгоизм. Розовые мечты о всеобщем прекрасном политкорректном рае – всего лишь инфантильные фантазии, высосанные из пальца убеждения, желающие силой подмять мир.

Мы родились с эгоистическим естеством не для того, чтобы убить его в себе, а для того, чтобы вырасти над ним, вырасти благодаря ему. Мы станем лучше, если поймем, кто мы есть, если взглянем в лицо собственному себялюбию и возненавидим его, а не друг друга. Эгоизм, в конечном итоге, выталкивает нас наверх, над собой. И тогда, поняв, наконец, задачу, мы "покрываем" его любовью. Изваяние из своих прегрешений покрываем тонкой позолотой взаимоотдачи – и все меняется. Намерение решает все.

Но постойте, ведь настоящей любви еще нет! Верно, но теперь мы ясно видим, что она нам необходима. Только она. Без нее никуда. Все остальное станет ее производным.

"Как хорошо и приятно сидеть братьям вместе. Это – товарищи, когда они сидят вместе и неразлучны. Поначалу кажется, что они воюют между собой и готовы погубить друг друга. Но затем возвращаются к братской любви". (Книга Зоар)

Царь Соломон знал, о чем говорит. Подлинное братство познается из ненависти, из противоположности. Ведь мы все воспринимаем на контрасте. Когда есть два полюса, тогда возникает общее поле любви.

Вот почему в наших спорах никогда не будет победителя. Истину никогда не найти на одном из полюсов. Наши мудрецы знали это, и потому их споры всегда созидательны, а наши – всегда разрушительны.

Давайте же перестанем пропитываться ядом новостей. Они нас убивают. Да и не новости это вовсе, мы проходили это уже многократно. В чаду политики, секторальности, денег и власти нет правды. Там только амбиции, свары и полный крах впереди.

Эгоисты присваивают право на правду и ссорятся с чужими правдами. Мудрецы спорят, чтобы вместе прийти к истине. Эгоисты рубятся за свою правоту. Мудрецы занимают различные позиции, чтобы с разных сторон бросить свет на тьму и разглядеть истину.

Всем известен спор между школами Шамая и Гилеля, в котором истина на самом деле не за Гилелем, а за единством, которого они достигли, правильно работая над противоречиями. Тогда еврейский народ еще умел это делать. Сегодня нам придется научиться этому заново, овладев каббалистической методикой.

Ведь все плохое, что случается с нами, – это плохое в нас. И мы можем это исправить, вместе удерживая равновесие между двумя полюсами. Тогда наши прегрешения становятся углями в горниле общей любви, и она водворяет мир между противоположностями.

Негатив таит в себе оттиск позитива. И если мы сталкиваемся сегодня со своей природой в разных ее проявлениях, надо понимать: проявляя эгоизм, мы раскрываем нехватку в любви. Ненависть – это еще не дозревший плод любви, к которой мы придем завтра. Если, конечно, захотим ее по-настоящему.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Одержимость

Экзамен на самостоятельность

"Все преступления покроет любовь"

Одержимость

каббалист Михаэль ЛайтманПредставьте себе: мы сидим семьей. Нет плохих и хороших, далеких и близких, важных и неважных. Все хороши, все близки, все важны. Не ангелы, не паиньки – просто родные люди. Родные души. Это растраченное, забытое многими чувство – наше единственное будущее.

Плакаты, лозунги, поверженные статуи, черные флаги, подстрекательство, нападения на демонстрантов, абсолютно лживые СМИ, сеющие раскол. Можно было бы сказать, что нас натравливают друг на друга, – но нет, мы сами рады травить друг друга, рады хотя бы мысленно рвать на части инакомыслящих, рады ненавидеть. Человеку подсовывают идеологию, и он поднимает стяг против ближних, чувствуя, что в этом наконец-то нашел себя.

Только это не он. Это его эгоистическая природа, которой "всего-то" нужно подмять, унизить остальных во что бы то ни стало. Подчиняясь ей, мы впадаем в праведность, в фанатизм, в слепые догмы и не желаем видеть истину. А истина в том, что противоположности – это неотъемлемые части целого. Части единства.

В каждом из нас живет "здоровое" стремление одержать в чем-то верх, выделиться, преуспеть, почувствовать себя если не лучше, то хотя бы выше других. И потому все наши победы – пирровы. Всё в итоге обращается против нас. Ведь другие – это не фон моей жизни, а ее суть и смысл. Только вместе с ними, благодаря им я обрету подлинную высоту.

Что нас губит

Правые и левые, партии, лагеря, сектора… Мы бьемся в схватках без победителя. Наши конфликты изначально не решаемы на уровне их возникновения. Ведь в условиях развитого эгоизма противоположным становится всё, что отлично от меня, от моего мнения. Поляризация обостряется до предела, мы отходим всё дальше от точки равновесия, и в какой-то момент поддерживать баланс уже невозможно. 

Именно так и происходит сегодня по всему миру. Чем воинственнее идеология, тем дальше в крайности – и вот уже, незаметно для себя, она обращается в собственную противоположность. Ведь те, кого она считала идейными врагами, в действительности служили ей противовесом. Она была сильна, пока оставалась частью общего равновесия. А теперь, расшатывая конструкцию, она превращается в очаг разгорающегося хаоса.

Проблема не в разных мнениях. Проблема в отчуждении и одержимости. Нас губит ненависть, застилающая глаза и сердца.

В семье тоже все разные, но это не мешает – напротив, внутренне обогащает, делает нас сильнее. В заботе друг о друге мы поднимаемся над эгоизмом, обретаем спокойствие и уверенность. Над всем, что разнит и разделяет нас, есть "место", где мы крепко держимся за руки – и пока держимся, любые вызовы только закаляют, укрепляют наше единство. Потому что мы семья.

Круговорот идей

На самом деле всё базируется на борьбе и единстве противоположностей. Эта диалектика лежит в основе мироздания. И если ненависть раздирает мир, то лишь затем, чтобы подвести нас к единственному решению, к подъему над ней.

"При виде человека, взгляды которого диаметрально противоположны твоим, или двух абсолютно антагонистичных друг другу людей, не думай, что примирить их невозможно. Напротив, в этом и кроется совершенство примирения – постараться водворить мир между двумя противоположностями" (Бааль Сулам).

Как же смириться с инакомыслием, с чужим, неправильным мнением, с ложью, которая осмеливается бросать тень на мою правду? Наш эгоизм не терпит уступок, не приемлет компромиссов.

И все-таки мы не обязаны идти у него на поводу. Ведь он ведет в бездну.

Место есть всем. Моя правда и чужая ложь – как две грани целого, как тезис и антитезис, которые порождают синтез. Он-то и есть истина.

Мало ли какие еще течения возникнут в человечестве – не суть важно. Все они призваны вместе поддерживать системное равновесие, правильную взаимосвязь между нами, так чтобы над рознью мы создавали нашу общую, единую, "семейную" истину, в которой всё находит себе верное выражение и применение.

А значит, нам надо соглашаться – нет, не с чужими мнениями, а с тем, что они допустимы и даже необходимы. Верно, это тоже уступки, но если они взаимны, то не опускают каждого, а наоборот, поднимают всех к подлинному миру.

По большому счету, это просто: то, что нас объединяет, важнее того, что разделяет. Без оговорок и исключений. В таком случае любые расхождения и разногласия не покажутся нам лишними, не разведут нас по разные стороны баррикад.

"В мире вообще нет плохих идей, и лишь несозревшая идея считается плохой. Действительно, плохая идея – это дефект, и она еще не годится в пищу, однако в итоге расцветет и разовьется" (Бааль Сулам).

Всё относительно. Нет ничего хорошего и ничего плохого – есть несозревшее, перезревшее и то, что сейчас между ними. И в какой бы части шкалы я ни находился, главное – понимать этот механизм мироздания. Тогда мне становится ясно: отказываясь от непримиримой борьбы за свою личную правду, я поступаюсь не собой – только своим эгоизмом. А взамен обретаю истину совсем иных масштабов. Если же я не готов предоставить место другим, то и мне самому не будет места.

Что же касается нашей незатухающей ненависти, надо последовательно обращать ее на собственный эгоизм, на этого вредителя, который изнутри провоцирует, подстрекает, манипулирует и льет реки крови за идеи, выдающие себя непогрешимыми. Они грешны уже тем, что разделяют нас.

Примирение

Помня об этом, мы увидим нынешнее состояние мира в совсем ином свете. Бесконечное множество суждений, взглядов, мировоззрений лишь показывает нам путь – наверх, в место нашего единения. Оттуда, с более высокой ступени разрешатся наши противоречия, и над ними водворится мир.

"Все преступления покрывает любовь", – сказал царь Соломон. Сказал именно об этом, о подъеме к единству над всеми различиями. Заострять или затушевывать их одинаково бессмысленно и губительно. Их надо использовать для дела – для создания общества, в котором каждый честно, по доброй воле заботится о других.

Другие – не значит враги. Мы разные, и это хорошо. Мы конфликтуем, и это нормально. Оглядываясь вокруг, я вижу людей, с которыми не согласен в чем-то, не согласен во всем. И мы не спорим, не переубеждаем друг друга, не враждуем за "правое дело".

Всем есть место. Мы семья. Большая, многообразная, разноликая, именно такая, какой она и должна быть, чтобы расцветать на уникальности каждого и на способности покрывать все раздоры любовью. Настоящая близость требует бездны различий, преодолевая которую, человек отдает себя другим и в этом обретает новую жизнь.

А потому социальные трещины будут только углубляться. Страсти в мире не успокоятся, огонь не утихнет. Воинствующая одержимость уже вырвалась на свободу, и она испепелит всё, если мы не возьмемся за дело – за наши отношения, за нашу общую семью. Только в ней наше будущее. Сражаться надо за нее.

Круг, где есть место для всех

каббалист Михаэль ЛайтманНадо стремиться к тому, чтобы наше обращение к Творцу было как можно дальше от нашего эгоизма, и мы хотели объединиться в центральной точке между всеми. Это значит, что я отменяю себя и отношусь ко всем на равных, и для меня нет среди них хороших и плохих, близких и далеких, а все абсолютно равны.

Я все время забочусь о том, чтобы не думать о собственной выгоде, о своих чувствах, понимании, наполнении, а все делаю лишь для того, чтобы построить кли, объединение, единство – место раскрытия Творца, Его величия.

Творец называется "место", и нам надо думать о том, в чем особенность, свойство этого места, области, которую мы строим между собой. И тогда согласно этим свойствам, сути этого места мы удостаиваемся раскрытия Творца. Мы создаем это место собственной самоотменой, стремлением вместе на равных построить его.

И тогда у Творца действительно появится место, где Он может раскрыться. Это место уже существует, но в эгоистической форме. А мы отменяем свой эгоизм и позволяем всем быть в этом месте. Получается, что это место выше нашего эгоизма, выше знания, и мы построили область, где может раскрыться Творец. Мы сами создаем Творца.

Если мы создаем такое место для раскрытия Творца, тогда действительно получается, что "нет никого кроме Него". Ведь отменяя свои желания насладиться и желая связаться поверх них все вместе, мы строим нечто новое, не существовавшее прежде. Об этом сказано: "Вы создали Меня". 

И из этого становится понятно правильное решение проблемы, которая есть у нас в этом материальном мире, где все больше разгораются конфликты: левые против правых, одни партии и течения против других. Не видно конца этой вражде, и волнения грозят перерасти в гражданскую войну.

Надо понять, что все эти споры ни к чему нас не приведут, и есть лишь одно решение, чтобы каждый уступил ради другого и признал право на существование всех других мнений. Творец не позволит нам ни пренебречь своим мнением, ни уничтожить других. Эгоизм вечен и только поверх него мы можем построить место для раскрытия Творца.

Поэтому есть только одно решение для всех конфликтов в мире, между всеми странами. И они будут все больше разрастаться, чтобы привести нас к этому единственному решению: в итоге все прегрешения покроет любовь – каждый немного потеснится и даст место всем остальным.

Неважно, левый он или правый, любое самое непривычное мнение имеет право на существование, потому что только в правильной связи между ними, когда каждый чем-то поступается ради другого, мы строим круглую область. В этом круге есть место для всех, ведь он построен на взаимных уступках ради общего существования.

Поэтому должна быть не ненависть правых против левых или левых против правых, одних против других, а признание того, что любому течению есть место, и я ненавижу только свой эгоизм, желающий отменить всех остальных. Но и его я ненавижу только за то, что он мешает мне соединиться с другими, и не более.

Ведь именно над эгоизмом я могу построить связь с другими, если немного его сокращу. Так я в итоге строю то место, которое назовется "Творец". Творец раскроется, и мир будет существовать как место раскрытия Творца.

Ни один не должен думать о своей ненависти к другим и их отмене, а дать каждому место, чтобы нашими взаимными уступками построить место для обитания Творца. А если против меня не будет оппозиционных мнений, других партий, движений, людей, противников, то я не смогу построить место для раскрытия Творца. Творец существует только в месте наших взаимных уступок.

Поэтому мы еще увидим, как растет ненависть и противостояние. Не надо надеяться, что волнения утихнут. Наоборот, будет становиться все хуже и хуже. Но своим правильным подходом мы можем подать пример остальным: прежде всего надо предоставить место другому, а также научить его тоже давать место остальным.

Так мы сбалансируем систему наших отношений, уравновесим противоборствующие силы, и будем сохранять между нами место, построенное на уступках каждого относительно всех, куда включаются все.

Если нам удастся построить такую область, то этим мы дадим миру методику раскрытия Творца.

Из утреннего урока 03.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый дом, где есть место для всех

Круг и эгоизм – две формы несовместимые

Вместо иерархии – круг

Первый шаг для создания Творца

каббалист Михаэль ЛайтманЯ не отменяю свое мнение, но хочу построить такую область, где могут существовать все желания, все намерения, принадлежащие всем. Я никого не отменяю, все они пришли сверху. Творец хочет всех, от фашистов до социалистов и коммунистов, все созданные Творцом типы людей, характеры, стили поведения.

Я не отменяю никого из них, а также самого себя, и только ищу, как мы можем соединиться. Ведь в нашем соединении мы достигаем общего высшего корня.

В себе надо отменить только ненависть ко всем, развить понимание и ощущение других, и стремление их признать и дать им место рядом с собой, поскольку нашим правильным объединением мы указываем на наш высший корень: один, единый и единственный.

Этот корень один для всех. И он единый и единственный, потому что именно из этой точки выходит так много разных свойств.  

Согласно своему эгоизму я желал бы отменить всех. Но я понимаю, что это не правильно. Эгоизм называется "помощником против себя самого", то есть он помогает мне понять, что я должен пойти против него. В своем эгоизме я ненавижу других за то, что они не такие, как я, но должен понять, что это стремление ненавидеть ближнего рождает во мне желание отдачи. 

Глядя на другого и ненавидя его, я понимаю, что если немного потеснюсь и дам ему место для существования в своем сердце, то этим совершу действие, подобное Творцу. Так Творец отодвинулся, скрыл себя и предоставил нам место для существования.

Отмена своего эгоизма – это первый шаг для создания Творца. Я отменяю часть самого себя, чтобы дать место другим, своим противникам, противоположным мнениям, и этим освобождаю место во мне. Сначала я хочу захватить весь мир и сам властвовать. Но потом делаю сокращение и даю место другим. Мы совершаем взаимные уступки, я и они.

Только в такой форме я могу построить что-то истинное, правильное. Ведь все мнения "за" и "против" приходят из высшего корня, и, освобождая для них место, я предоставляю место для раскрытия Творца.

Из утреннего урока 03.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 09.07.2018

Место в сердце для товарищей

Распахни сердце для мира

Беседы о новой жизни, ч.1272

Беседа на тему "Израиль. Предотвратить гражданскую войну"

Ведущие программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите, Таль Мандельбаум Бен Моше, консультант по организационным вопросам.

2020-07-06_laitman_oren

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1271

Беседы о новой жизни, ч.1270

Беседы о новой жизни, ч.1269

Черное и белое, и все, что между ними

каббалист Михаэль ЛайтманКто такой мой противник? Разве не Творец создал его, разве его сила не приходит сверху? Признавая его право на существование, я этим признаю Творца. Вся моя работа в том, чтобы раскрыть Творца через слияния с Ним. Но Творец – это собрание всех стремлений, желаний, свойств, которые я правильно организую, собирая в этой мозаике образ Творца.

У Творца нет образа и формы, кроме того, что я соберу из всех деталей, которые Он создал и предоставил мне. Поэтому просто так уничтожать любое явление в мире – это самое большое преступление.

Давайте отвлечемся от своих эмоций и оценим объективно: как все силы в мире, которые, разумеется, приходят от Творца, соединить в одну систему, называющуюся Адам, человек?

Разумеется, что в эту систему должны включиться все силы, от самой негативной до самой позитивной, от левого течения до правого, от черного цвета до белого, все минусы и плюсы, и все, что между ними, как в нашем теле. 

Если не поддаваться эмоциям и подумать разумно, то станет понятно, что есть место всему. Это ответ на вопрос, как решить сегодняшнюю проблему в мире, где одни ненавидят других. Ведь мы видим, какие волнения идут в Америке и Израиле, где противостоящие стороны хотят уничтожить друг друга, стереть из этого мира, не оставив даже воспоминаний. 

И это очень нехорошо. Надо заботиться о том, чтобы всем было место. Без такого плюрализма не смогут существовать ни одни, ни другие. Если отстрелять волков, то овцы тоже погибнут от болезней. Если уничтожить мух, то погибнет урожай. Нельзя это делать. Природа организована так, что хотя разные ее силы противостоят друг другу, но своим правильным сочетанием они создают место для совершенства.

Совершенство – это результат правильного соединения между всеми. Нет добра без зла, и зло существует лишь для того, чтобы раскрыть добро. И нам нужно построить такие же отношения между людьми в человеческом обществе.

Высшая сила поручает нам объяснить это всему миру, поэтому она и привела нас в эту организацию, поддерживает и дает силы. Нам надо лишь постараться понять ее все лучше с каждым днем, чтобы все больше соответствовать этому процессу и высшей программе.

Из утреннего урока 03.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Минус на минус дает плюс

Право на существование

Кого мы исправляем

Отрывки из урока 03.08.2020

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли я точно выясню, к чему хочу прийти, то увижу, что для этой цели есть все необходимые силы и условия.

Прежде всего надо представить себе конечное состояние, в котором я хочу увидеть мир: что в нем есть все партии, все народы, все устремления, все формы желания насладиться вплоть до самого большого, какое только раскрылось за всю историю. Этот эгоизм огромен и ужасен, но он включается внутрь такой мысли, порядка и связи, где каждому есть место.

Именно за счет того, что мы соединяем вместе все противоречивые стремления, желания и мысли, мы этим создаем место для раскрытия Творца. Иначе невозможно Его раскрыть. Ведь это Он сотворил все эти стремления и желания. Сказано: "Обращайся к Мастеру, создавшему меня", потому что собирая вместе все эти стремления, мы образуем место, на котором можем раскрыть Его на фоне всех противоположных мыслей и желаний, между плюсом и минусом.

Творец – источник всего, но порядок Его раскрытия мы устанавливаем сами.

* * *

К слиянию приходят именно соединением вместе плюса и минуса. Невозможно прийти к слиянию без ненависти, иначе на основе чего строить соединение, если не на базе отторжения? Нужно чтобы произошла адгезия: мои молекулы вошли между твоими молекулами и спаяли нас друг с другом. 

* * *

Есть лишь одна сила в природе, пробуждающая в каждом из нас разные мысли и желания. И если мы даем место каждому мнению, то раскрываем этот один источник. Человечество пытается выразить этот подход через парламентскую систему, но сейчас речь идет о правильных отношениях между людьми.

Иначе мы приходим к таким беспорядкам, которые сейчас происходят в Америке и в Израиле, а скоро распространятся по всему миру. Ведь эгоизм все время растет, и есть только одно решение – покрыть все преступления любовью.

Я не должен отказываться от своего мнения ни в чем, поскольку получил его от Творца. Мне только надо признать, что другое, противоположное мнение тоже имеет право на существование около меня. Ведь благодаря тому, что мы можем дать место друг другу – не вместо себя, а рядом с собой, мы этим создаем Творца.

Местом называется желание, и Творец тоже называется "место". Творец создал желание и разделил его на множество противоположных друг другу частей.

И если мы умеем совмещать эти противоположные части, находящиеся во все большем антагонизме, и умеем направлять их на один источник, на Творца, то на фоне множества противоположных форм начнем раскрывать Его. Мы поймем и почувствуем Его внутри созданного Им творения, узнаем Его. Творение может раскрыть Творца только в такой форме.

Из утреннего урока 03.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из урока 30.07.2020

Отрывки из урока 27.07.2020

Отрывки из урока 24.07.2020

Жизнь – это баланс добра и зла

каббалист Михаэль ЛайтманОппозиционные партии и течения желают уничтожить противников, но не понимают, что не могут существовать друг без друга. Надо не разрушать другого, а правильно соединяться, чтобы взаимными уступками создать место для третьей, общей для обоих силы – для Творца.

Своей готовностью потесниться, чтобы дать место другому, я вынуждаю Творца раскрыться.

Только в такой форме можно прийти к плюрализму. Это не просто красивые слова, а должно исходить из понимания, что так устроена природа, и иначе нам не выжить. Каждый обязан не поневоле, а из осознания, что так построен мир, дать место другим противоположным течениям, уважая чужое мнение.

У нас никогда не получится уничтожить противоположную точку зрения, ведь разрушая противника, мы бумерангом разрушаем самих себя. Я должен заботиться о том, чтобы противник существовал, ведь в такой форме он помогает мне выявить мое мнение.

Вся природа существует на противоположности плюса и минуса, создавая жизнь во всевозможных формах. Поэтому я должен быть готов признать всех, от самых левых, до самых правых, от противников до союзников, потому что это следствие развития человеческого общества. Мне надо лишь знать, как из всех этих форм построить правильную мозаику, чтобы увидеть в ней истинное человечество. 

В таком виде оно приходит со стороны природы, создающей в нес всевозможные свойства, из которых мы можем познать творение и узнать, как существовать хорошо и счастливо. Иначе мы будем непрерывно драться, как маленькие дети. Мы не живем, а заняты только тем, как навредить друг другу.

Я не имею права думать о том, чтобы уничтожить какое-то течение, ведь я не Творец. Такое желание – это признак неисправности, несогласия с программой Творца.

Есть место для всех, но при условии, что мы не разрушаем друг друга. Это значит, что даже ангел смерти превращается в святого ангела. Он не прекращает быть ангелом смерти, но с его помощью поднимается святой ангел и оба они существуют друг против друга.

Если одно течение уничтожает другое, то у него самого не остается основы для существования.  Поэтому оно должно позаботиться о том, чтобы существовали противники. Одно не может быть без другого.

Мир основан на балансе добра и зла, и хорошие люди существуют потому, что есть плохие. Иначе не может быть. Оба существуют для того, чтобы создать место для раскрытия Творца – источника их обоих.

Если мы опустимся с человеческого уровня на биологический, то увидим, что в нашем теле есть много систем, предназначенных для уничтожения клеток и очистки организма, ведь без этого тело не может существовать. Жизнь – это переплетение добра и зла. Организм – это динамическая система, все время поддерживающая баланс, и это называется жизнь. Как только баланс нарушается, организм умирает.  

* * *

Любая вещь в мире существует для того, чтобы поддерживать свою противоположность. Изначально не может существовать только одна сторона, но одна может быть больше заметна. Все системы уже существуют, и всему есть место, только одни могут раскрываться нам больше, а другие меньше, согласно нашей природе. А наша задача сбалансировать все эти системы, и их окончательное равновесие будет означать конец исправления.

В конце исправления раскрывается все зло и все добро, и мы видим, что казавшееся нам злом на самом деле было добром. И тогда мы достигаем совершенства.

* * *

Коронавирус и другие ожидающие нас проблемы приведут к такому взрыву ненависти, что человечество начнет уничтожать себя. Поэтому нужно донести до людей, что в нашем обществе, в окружении, в системе Адама Ришон, в которой мы существуем, нет ничего лишнего, что можно уничтожить и убрать из мира.  Надо только организовать правильную взаимную связь между всеми противоположными частями.

За счет этого каждый становится мудрее. Он понимает другое, противоположное мнение, и осознает, что невозможно без него, ведь они поддерживают друг друга.

Представьте, что все полторы сотни государств, существующих в мире, вдруг поняли, что нуждаются друг в друге: всем нужны Россия, Америка, Китай, Япония, Европа, Африка. Как тогда изменился бы мир, сколько он сэкономил бы средств, денег, затрат на вооружение и армию.

Скоро мы убедимся, что без выполнения этого принципа мир просто катится в пропасть. Мы будем обнаруживать все большую зависимость друг от друга, но не сможем объединиться.

* * *

Каждый должен понимать, что любому явлению есть место в мире. Все противоположные движения и силы нуждаются друг в друге и должны хорошо относиться один к другому, ведь к этому обязывает нас высшая природа.

Поэтому надо не разрушать и уничтожать противника, а существовать вместе один против другого. Но именно в правильном противостоянии нам раскрывается возможность существовать на более высокой ступени. В сущности, для этого и раскрываются противоположные силы, чтобы обязать нас подняться на следующую ступень.

А там снова раскроются противоборствующие силы, которые при правильном к ним отношении поднимут нас еще на ступень выше – к их причине. И так мы будем подниматься, пока не откроем, что причина всех – это Творец, у которого добро и зло взаимно поддерживают друг друга, и не бывает добра без зла, а зла без добра. И вообще исчезает добро и зло, а все сливается в Творце.

Мы все имеем различные мнения, и не меняем свое мнение на чужое, как двое, сидящие в одной машине и спорящие, в какую сторону ехать. Так нам не найти решения. Решение только в том, чтобы за счет взаимных уступок раскрыть Творца, который укажет нам дальнейшее направление. И это направление не в ту сторону, куда указывал один из нас или другой, а обобщающее все наши мнения.

Потому Творец и называется обобщением. И Он поведет нас в свою сторону, где все наши противоположности объединяются в одно целое, где нет противостояния, а все равны, все хорошие и пребывают в любви и единении.

Из утреннего урока 03.08.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к исправлению не близкий, но он зависит от нас

Уравновешивая себя, мы уравновешиваем мир

Сила добра и сила зла, ч.2

Разобщенность общин, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманИдея, покрывающая все противоречия

Вопрос: Какова высшая идея, которая может оставить при своем мнении и коммуниста, и ультраортодокса, и реформиста, и в то же время объединить их?

Ответ: Мы должны понять, что в нас есть абсолютно разные корни, т.к. по происхождению мы являемся выходцами из 70 народов Древнего Вавилона, которые стали основой народов современности.

Если мы поймем, что все мы разные и корни народов мира из нас не убрать, поскольку они являются естественной жизненной силой каждого и находятся где-то внутри нас, то нам останется только то, что говорит наука каббала: подняться над этими корнями в общем устремлении к новой базисной основе, где мы будем пребывать в созданной нами связи, любви, взаимном уважении друг к другу. При этом восстанавливаемая между нами связь должна превалировать над нашей разобщенностью.

То есть, с одной стороны, мы всегда будем в противоречии и в естественном отдалении друг от друга, исходящем из наших животных корней, как у выходцев из 70 народов Древнего Вавилона.

С другой стороны, мы должны своими усилиями объединяться над этими противоречиями, чтобы выстроить новую базу. И тогда оба уровня станут сосуществовать одновременно: один – естественный, животный, второй – искусственно созданный нами, духовный. Одно будет накрывать другое, как сказано: "Все прегрешения покроет любовь".

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 12.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разобщенность общин, ч.5

Разобщенность общин, ч.4

Разобщенность общин, ч.3

На исходе вечности

каббалист Михаэль ЛайтманСколько же раз мы проходили этот путь до конца, до пропасти, до лютой ненависти друг к другу и полного краха. За тысячи лет мы все уже перепробовали. Остается только одно – отчаяться.

Девятое Ава – день всеобщей скорби – не напоминает о прошлом, а предостерегает от него. В этот день мы ясно видим, что скорбеть надо не только о том, что было, но и о том, что есть.

Раскол в народе опускает нас все ниже. Людей натравливают друг на друга. Идеология становится идолом, требующим поклонения, пропаганды, миссионерства, жертв. Морально, как народ, мы скатываемся. Победа любого лагеря на выборах только глубже ввергает нас в пучину внутренней борьбы. И конца этому не видно.

"Большие сообщества будут дробиться на малые, а малые – на миниатюрные, и поведут торговлю между собой, как принято в наше время. Однако переговоры эти раз за разом обязательно будут принимать все более острую форму в прямом соответствии с уровнем развития идей, бескомпромиссных навеки. И это будет продолжаться вечно". Бааль Сулам

Вечно, пока мы, наконец, не отчаемся.

Нет ничего нового под солнцем: сегодня мы погрязаем в тех же конфликтах, которые уже заставляли нас убивать друг друга в древности. Современный их рецидив начался вместе с возвращением в Эрец Исраэль. 

Такова война эгоизма, который не готов уступить место ничему иному, пока его ничтожество не проявится во всей своей наготе и не заставит нас прийти в отчаяние. Оно-то и станет дном, от которого мы оттолкнемся наверх.

Противоречия обостряются, радикализируются, социальное напряжение растет – в Израиле и повсюду. И мира не будет, пока мы не начнем понимать корень проблемы, пока не увидим, что сражаться надо не друг с другом, а с тем, что нас разделяет.

Никто не прав. Никто не знает, как лучше, и никто не в силах присвоить истину. Пытаясь самоутвердиться за счет других, мы просто идем на поводу у эгоизма – вместо того чтобы воспользоваться им для подъема.

Истинный подъем не в том, чтобы доказать и возвысить себя, свое мнение. Человек поднимается над собой – и только так растет.

Вот для чего бушуют страсти и зашкаливают амбиции – чтобы мы смогли подняться над ними к новой ступени единства.

И мы способны на это. Для того и существует еврейский народ, чтобы, возвышаясь над собой, стать маяком для всех. Люди грызутся в соцсетях, выходят на улицы, тонут в новостном водовороте и ненавидят все сильнее – потому что никак не доберутся до настоящего дела, до того призвания, которое объединит всех.

Здесь-то и требуется то свойство в человечестве, которое называется "Исраэль". Оно всегда устремлено наверх, к следующей ступени, где мы едины.

Другого пути нет. Ненависть, торжествующая среди нас, никого не успокоит и никому не принесет успеха. Политики не помогут, армия не спасет. От этого нет средства, кроме подъема к единству – именно над ненавистью, благодаря ей.

"Исцеляет сокрушенных сердцем и перевязывает их раны". (Псалмы)

Нам всем сейчас нужна общая цель, высокая, и задающая направление, как Полярная звезда. Цель, к которой можно и нужно прийти только вместе. В первую очередь это относится к Израилю, но на деле необходимо всему миру. Запутанный и озлобленный, этого он ждет и только в этом найдет успокоение.

Настало время перемен, время перелома. Это не просто перезагрузка, не обновление до новой версии, а снос старой системы и установка новой. Условно говоря, мы меняем "окна" на "двери". Через окна мы могли только смотреть друг на друга – через двери сможем впускать друг друга прямо в сердце. Сможем взаимодействовать поверх эгоизма, во взаимном подъеме над собой.

Тогда правые и левые, черные и белые, прогрессивные и консервативные – все найдут свое место в общем целом, в единстве, которое примирит разных высотой полета их сердец, подлинным сближением.

Все меняется на глазах. Даже вечность не вечна. Кризис постепенно выжимает, выкручивает человечество, выпивает из него соки, чтобы, отчаявшись в старом, оно обратило взор вперед и разглядело грядущий подъем. Когда люди поймут, чтó дальше, когда впереди забрезжит свет – то, что казалось агонией, станет рождением.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто виноват в разрушении Храма?

Ynet: Тонкая грань между ненавистью и любовью

Ynet: Побег из теснин

Полярная звезда

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть опасение, что бурные демонстрации протеста в Израиле закончатся насилием и перерастут в гражданскую войну. Но в сущности, эта война уже идет еще с того момента, как мы начали возвращаться на землю Израиля. Ведь мы не исправлены, а потому все наши действия очень эгоистичные. В них настолько ярко проявляется наш эгоизм, что они получаются хуже, чем у всех народов мира.

В неисправленном состоянии мы являемся квинтэссенцией всего зла в мире, а в исправленном состоянии станем наоборот – квинтэссенцией всего добра. И потому написано, что, поднимаясь, Исраэль возносится выше остальных, а опускаясь, падает ниже всех. Ведь мы являемся экстрактом самого большого желания насладиться из всех народов мира. Поэтому Исраэль так выделяется из всех других народов.

Пока люди не узнают, что им на самом деле надо делать, их будет невозможно успокоить. Необходимо дать им в руки методику исправления, чтобы они поняли, что надо исправлять и в чем наша миссия, назначенная нам свыше.

Если не дать этого людям, то они начнут убивать друг друга. Внутреннее пламя разгорится настолько, что они каждый день будут выходить, чтобы побить или даже убить друг друга, как уже было во времена Храма.

Главные войны шли не с греками и римлянами, а между самими евреями. И в сегодняшних беспорядках нет ничего нового, это снова раскрывается то, что было две и три тысячи лет назад: война эгоизма, не желающего уступать никому дорогу. Пока он не раскроет свою ничтожность и не попросит исправления. 

Погасить раздражение и злость можно только раскрыв истинную причину. Иным путем невозможно ослабить напряжение, ненависть, противоборство сил. Можно притушить их на неделю-другую, но по сути ничего не изменится, если не раскрыть все карты. И хорошо, что внутри людей горит такое пламя, надо лишь направить его и правильно оформить.       

Беспорядки и волнения, которые мы видим сегодня на улицах Израиля, вызваны отсутствием средней линии, отсутствием методики, программы, идеологии, которая соединила бы разные полюса: желание получать творения, находящееся в противоречии с желанием отдавать Творца.

Две противоположности должны прийти к взаимной работе, к равновесию, соединению, объятию и любви. Но нет сегодня в народе понимания того, что нам необходимы две эти силы и надо только правильно их соединить. А правильное соединение возможно, если перед нами есть цель, путеводная полярная звезда, к которой мы должны прийти именно вместе.

Давайте же вместе продвигаться к этой цели. Две эти противоположные силы должны найти, что между ними есть общее. Это значит, что и те, и другие должны подняться над своим эгоизмом и там найти то, что их объединяет – только в такой форме. И так должно быть не только в Израиле, но вообще во всем мире. В Америке уже идут волнения, а потом они перекинутся на все континенты.

"Полярная звезда" – это соединение всех сил природы вместе для того, чтобы проявить одну силу, раскрывающуюся в связи между нами, если мы можем объединиться поверх всех различий. Эта сила, раскрываясь в нас, дает нам ощущение истинной реальности, вместо этого материального мира. И тогда мы начинаем жить в высшем мире, называющемся так согласно нашим ощущениям, в мире, который вечен.

Удары, полученные от коронавируса, в конце концов заставят все человечество склониться, успокоиться и притихнуть, поняв, что тут действует высшая сила, которая не позволит нам делать то, что нам хочется: ни правым, ни левым. Придется подчиниться воздействию третьей силы с более высокой ступени.

Из утреннего урока 30.07.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто виноват в разрушении Храма?

Историческая миссия Израиля

Вечно спорящий сам с собой

Пандемия: не пережить, а победить

каббалист Михаэль ЛайтманМы пытаемся порознь пережить общую напасть. Это даже не расчет – это бегство от реальности. Поодиночке мы проиграем. Вместе – победим.

Иллюзорная победа над первой волной вскружила нам головы, но на поверку оказалась ловушкой. Добившись "успеха", мы возомнили о себе слишком много – и тут же начали скатываться. Это больно признать, но ведь без честного самоотчета нам не выкарабкаться. Можно сколько угодно обвинять друг друга или правительство – решения не будет, пока мы не приподнимемся над этим театром собственного абсурда.

Теперь уже ясно: карантинных мер, самих по себе, недостаточно – нам надо реально заботиться друг о друге. Без этой заботы вирус не остановить. Ведь мы столкнулись с чем-то бóльшим, чем эпидемия, – с самой Природой.

Это еще что такое?

Природа – не абстракция, а универсальная система, которая нас породила и в которой мы живем. Прямо сейчас.

Есть такая коротенькая притча классика современной американской литературы Дэвида Фостера Уоллеса: плывут две юные рыбки, встречается им рыбка постарше, кивает и говорит:

– Привет, ребята. Ну, как водичка?

Юные рыбки плывут дальше, а через некоторое время одна смотрит на другую и выдает:

– Что еще за водичка? 

Так вот, юность закончилась. Водичка вдруг помутнела, взбаламутилась, но зато теперь ее можно разглядеть. Оглянитесь вокруг: мы барахтаемся не в волнах пандемии, а в кризисе собственных отношений. Мы ни о чем не можем договориться по-хорошему и не готовы измениться, хотя это в наших же интересах. В зеркале пандемии мы видим себя.

Вот почему нам не удастся просто пережить этот кризис. У него изначально нет традиционного, привычного решения. Ведь причины происходящего лежат между нами, а мы уже не дети, уже можем это понять, и Природа автоматически поднимает планку ответственности. "Дело не в вирусе – дело в вас", – говорит она.

Не стоит доверять тем, кто собирается разрулить ситуацию политическими, организационными и даже медицинскими средствами. Все они не решают проблему в корне, не учитывают законы и требования Природы. Мы пристально следим за ее указкой, вместо того чтобы проследить взглядом, на что она указывает. А указывает она на нашу общую нравственную и социальную несостоятельность.

Пришло время открыть глаза и сердца, снять внутренние шоры, разумом и чувством осознать, чтó с нами происходит. Это вызов не каждому в отдельности, а народу в целом.

О правоте и правде

Коронакризис вполне доходчиво напоминает о смысле существования еврейского народа. Буквально носом тыкает нас в это белое пятно, которое мы с таким упорством вытесняли из сознания. Не помогло: все, что мы забыли, утопили на дне памяти, всплывает на поверхность.

Поглядите на эту грызню. Во времена Храмов мы занимались ровно тем же самым – вели междоусобицы даже под угрозой уничтожения. В этом весь народ Израиля – основанный на высоком единстве и терзаемый непримиримой рознью. Народ, подлинная мудрость которого пленена упрямством, расколом, амбициями и самомнением.

В этом наша беда, наш настоящий недуг, перед которым равно бессильны политики и фармакологи. Политика разделяла нас всегда, а сегодня нас разделяет даже здравоохранение.

Вот на что указывает вирус. И он не отступит, пока мы не начнем хотя бы понимать его роль, его посыл. "Вы все погрязли в изгнании, во внутреннем отчуждении, – говорит он. – У вас никто не прав, потому что каждый клонит к раздору, к справедливости на свой лад, к равенству за счет других. И я заставлю вас измениться".

Когда принуждают взрослеть, это больно. Лучше все-таки взрослеть самим. А для этого, в первую очередь, нужно понимать: правда – только в единстве народа, и единство это лежит выше любой частной правоты, какой бы убедительной и непреложной она ни была. Без единства все ведет к развалу – прямо сейчас.

Здесь нет ничего высокопарного, ничего надуманного. Я говорю о реальных вещах, о нашем будущем, о будущем наших детей, о жизни и смерти. Пришло время действовать. Действовать сообща, вне политики и стереотипов, навязанных двумя тысячами лет забытья.

В конечном счете, здесь всего лишь собрались чужие люди. Всех нас связывает одно общее обстоятельство – бегство из горького изгнания. Однако это лишь внешнее объединение. Для исполинских усилий на изобилующем препятствиями пути, который пред нами лежит, от всех без исключения частей народа требуется единство, нерушимое и крепкое как сталь. (Бааль Сулам, 1940).

Спустя восемьдесят лет мы видим это воочию. Так неужели мы снова отмахнемся от очевидного и заплатим тяжелую цену? Нельзя отдавать судьбу народа на откуп интересантам всех сортов. Нам требуется нечто намного большее, чем страна чужаков. Израиль не устоит без заботы и участия каждого. А каждый – значит Я.

Моя свобода

Неслучайно вирус внешне разделяет, дистанцирует нас друг от друга. Благодаря этому мы видим, насколько же мы разрознены внутренне, насколько разъедены собственной грызней. И хорошо, что видим. Ведь иначе, не признав болезнь, невозможно избавиться от нее.

Карантинные ограничения, кажущиеся покушением на нашу свободу, в действительности освобождают нас от жесткой хватки потребительских отношений. Именно теперь, в неразберихе коронакризиса, у нас появилась возможность самим выстроить между нами что-то правильное, настоящее, нерушимое. Именно теперь мы свободны для стоящего дела.

"Реальный мир – мир людей, денег и власти – радостно напевает себе под нос, барахтаясь в омуте страха, злости, разочарования, стяжательства и себялюбия, – сказал Дэвид Фостер Уоллес. – Та свобода, которая в самом деле важна, связана с чуткостью, сознательностью, обучением, с умением действительно проявлять заботу о других людях и отдавать".

Как же реализовать эту свободу?

Посредством методики объединения, которой еврейский народ владеет испокон веков. Каббалистической методики, заложенной Авраамом и составляющей саму нашу суть. Да, мы можем воплотить ее в жизнь, если только захотим. И если станем, наконец, реалистами.

Ведь так или иначе будущее человечества – в единстве над всеми различиями и противоречиями, в общности интересов, в равновесии. Включившись в этот мейнстрим, мы спасем себя и потянем за собой весь мир. А если будем медлить, скатывание продолжится, и никто нас не пожалеет. Наоборот, мир почувствует, что нас можно добить, и истерзанный кризисом объединится в этом.

Давайте же дадим людям доброе объединение, давайте станем нацией духовного стартапа, несущего всем облегчение и подъем. Сейчас, когда старый мир трещит по швам, необходимо перекинуть мост к новому. И кто это сделает, если не мы?

Бурный поток увлекает человечество вперед. Возврата не будет. И все зависит от нас, от народа, зовущегося "Исраэль". Но зависит не от наших мозгов, способностей, технологий, изобретений, а от сближения сердец и доброй взаимосвязи.

Без этой основы мы пропадем. У нас нет в запасе еще пары тысяч лет жуткого прозябания в тисках галута. Мы исчерпали все авансы и кредиты. Пора вернуть долг. Только в отдаче другим мы сохраним и укрепим себя. И если мы не видим впереди просвета, то потому лишь, что еще не согласились с этим внутренне, еще надеемся просто "сбить температуру", не заморачиваясь ее причинами.

В Природе не бывает чудесных исцелений. Она прописала нам курс лечения, и вопрос не в том, примем ли мы его, а в том, когда примем. Чем позже, тем болезненнее он будет. А в итоге наше поляризованное, атомизированное общество все равно станет полноценной общностью, и отдельное знание каждого вольется в общее сознание, в общее течение, на равных со всеми правах. И это окажется не диктатом, а освобождением, не бременем, а прорывом.

Возможно, нам недостает веры в себя. Возможно, доверия к Природе. Только на самом деле это лишь отговорки. У нас есть все, что нужно, и мы можем использовать кризис, как мощный импульс к единению. Все зависит от нас.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как вернуть контроль над жизнью

Нарисованный тупик

Близорукость нас погубит

Историческая миссия Израиля

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой вы видите судьбу Израиля? Она не может вас не волновать, так же, как и всех людей в мире, поскольку, несмотря на небольшую территорию, Израиль во многом стоит в центре многих конфликтов, многих процессов.

Сейчас все с замиранием сердца следят за тем, как будет объявлена следующая фаза продвижения юрисдикции Израиля на другие территории, и чем это может закончиться.

Ответ: Да, я понимаю, что проблема с территориями, в общем-то, совершенно не к месту и не к делу. И вообще для чего это нужно? Все абсолютно искусственно. Наши исконные территории все равно намного больше. Они простираются от Нила до Евфрата. Это все описано в древних книгах. Мы ведь не будем гоняться за древними границами.

Но дело в том, что у Израиля есть своя историческая миссия, которую он должен выполнить – встать во главе духовной перестройки человечества. Я надеюсь, что это начнется в нашем веке, в наше время.

От этого его роль нисколько не уменьшится, наоборот, станет более показательной, вечной. Израиль – это Израиль, тут уж никуда не денешься. Это духовное создание, которому надо жить и отсюда надо вещать. Люди это поймут, примут и согласятся.

Из ТВ программы "Беседы. Леонид Макарон и д-р Михаэль Лайтман о международном положении", 18.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лучшая самозащита евреев

70 лет подготовки закончились – пора действовать

Миссия евреев

Беседы о новой жизни, ч.1268

Беседа на тему "Социальные проблемы в Израиле".

Ведущие программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите.

2020-07-06_laitman_oren

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1267

Беседы о новой жизни, ч.1266

Беседы о новой жизни, ч.1265

Страница 1 из 10212345...Последняя »