Израильское общество. Эффективный альтруизм
Израильское общество. Эффективный альтруизм
Вопрос: В израильском обществе есть две противоположности. С одной стороны, мы жестоковыйный народ, с жесткими стенками, разделяющими нас. С другой стороны, мы чувствуем, что мы один народ, и это сохранилось на протяжении тысячелетий. Чувство общности сильно проявляется в периоды опасностей, трагедий.
Какой вид альтруизма, максимально истинной взаимопомощи, необходим для израильского общества? К чему нужно стремиться, чтобы направить часть своей жизни к альтруизму?
Ответ: На протяжении тысяч лет мы прошли столько поворотов в нашей истории, что самое главное для нас – это просто быть готовыми к тому, чтобы жертвовать собой во имя общей связи всего общества, всего народа. К этому призывает каббала. И я считаю, что это верно.
Из ТВ программы "Каббала экспресс", 30.06.2024
Шавуот - это событие, символизирующее получение в наши руки, в нашем мире Высшей силы, ее раскрытие, возможность использовать ее для нашего блага, для духовного подъема. Мы берем на вооружение эту Высшую силу, Высший свет для того, чтобы привести весь мир к совершенству.
Как почувствовать настоящий Иерусалим?
Вопрос: Когда я слышу то, что говорят каббалисты, внутри меня что-то восстает: "Но это же какая-то утопия! Это невозможно! Как такое может быть?"
Ответ: Естественно, ведь если сравнивать требование единства и любви с эгоистическими законами нашей природы, то, конечно, нам это кажется абсолютно невероятным. Но, с другой стороны, мы видим, что иного пути у человечества нет. Оно или погубит себя в какой-то ужасной войне, или постарается подняться над своей природой и начать лучшую жизнь.
То есть тут надо смотреть на все не эгоистическими глазами, а брать в расчет, что существует высшая сила и у нее есть цель, к которой она все-таки приведет нас.
Вопрос: Воспитательный процесс очень длительный. Должен ли человек на первом этапе видеть конечную цель или достаточно только сосредоточиться: "Давай осознаем, что эгоизм – это плохо, и попытаемся как-то его ограничить"?
Ответ: Человек должен изучать все этапы, понимая, что сейчас самое важное для него – начать ощущать свою близость к другим. И так он придет к полному видению всего процесса, который постепенно станет реализовываться.
Вопрос: То есть даже если я сейчас делаю какой-то продукт, который, как пишет Бааль Сулам, явно покажет человеку, что, находясь в мире атомных бомб, человек не может существовать, и пора уже каким-то образом осознавать это зло, – все равно он должен видеть конечный этап развития, чтобы прийти к цели творения?
Ответ: Естественно.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Вопрос: Согласно каббалистическим источникам на полное исправление мира отведено 6000 лет. Сейчас по еврейскому календарю 5785 год. То есть где-то в 2240-м году этап исправления должен закончиться.
Это четкая дата или исправление может закончиться раньше, или это может занять еще десятки тысяч лет?
Ответ: Нет, не обязательно должна быть точная дата. Но по всем признакам мы находимся, что называется, в конце дней.
Вопрос: Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы перейти хотя бы к первому этапу духовного развития – осознанию зла?
Ответ: Изучать и обучать.
Вопрос: То есть проводить воспитательный процесс?
Ответ: Только! Ничего другого не надо! Как только мы убедимся, что наша самая главная задача – принять на себя законы абсолютно правильного отношения друг другу, то сразу же начнем включаться в новую систему взаимоотношений, и таким образом ускорим свое развитие.
Бааль Сулам в статье "Последнее поколение" описал, как будут выглядеть структуры государства, когда какая-то часть людей будет находиться на этапе осознания зла, другая – на этапе "не вредить другим", а кто-то уже в любви к ближнему.
Он конкретно описывает, как будут выглядеть социальные структуры общества, суды и всё, что существует в государстве.
В первоисточниках сказано, что прежде всего это должно произойти в государстве Израиль с иудеями, потому что это народ, избранный для цели единства и любви к ближнему еще в Древнем Вавилоне тысячи лет назад. И это относится не к национальности, а к стремлению души.
То есть последний этап духовного развития – это существование государства Израиль для всего мира. Когда мы сможем создать здесь такую структуру государства и такие чувственные взаимоотношения между людьми, тогда у нас появятся какие-то инструменты, и мы сможем показать пример другим.
И тогда весь мир станет замкнутой системой, существующей на правиле "возлюби ближнего как самого себя".
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Первый этап духовного развития
После осознания своей эгоистической природы люди приходят ко второму этапу: "не делай другому того, что ненавистно тебе". Это уже качественное изменение человека, когда он понимает, что, вредя другому, он вредит самому себе.
Реплика: Мы видим, что люди, находящиеся в экстремальных ситуациях, например, на войне, могут даже отдать жизнь за другого, не то что не вредить.
Ответ: Да, но это пока еще первые этапы выхода из эгоизма.
Вопрос: Разве недостаточно осознать зло своей природы? Надо еще понять, что должна быть какая-то более высокая цель, более высокие ценности? Какими они могут быть? Ведь всегда должны быть две точки.
Ответ: Высшая ценность заключается в абсолютном выходе из эгоизма, когда все, что делает человек, он делает ради других, а не ради себя. Это одна ступень.
Вторая ступень – его желание уподобиться Творцу. Творец – это абсолютно антиэгоистическая система, к которой человек должен подняться, примкнуть, влиться в нее, и таким образом достичь своей цели: слияния с Творцом.
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что сегодня в мире, где существуют атомные бомбы, нет другого способа выжить, как просто начинать считаться друг с другом. И ты не можешь уже в открытую использовать других. Этого понимания нам недостаточно?
Ответ: Нет. Для этого необходимо согласие и перекройка каждого человека и всех вместе, чтобы все мы начали переходить от абсолютно эгоистической системы нашего мира, общества, к абсолютно альтруистической системе.
Для того чтобы человек стал бороться не с себе подобными, а со своим эгоизмом, в нем должна произойти большая трансформация.
Вопрос: Разве нам недостаточно понимания, что эгоизм ни к чему нас не ведет?
Ответ: Нет, это ничего не даст. Человеку нужно осознать зло своей природы настолько, чтобы перестать им пользоваться. Эгоизм должен раскрыться в нем до такой степени, чтобы он увидел, что взять что-то у другого – смерти подобно, подумать плохо о другом – все равно что убить себя.
Реплика: Но я так понимаю, что сама природа или высший разум не может дать нам такую систему, иначе у нас не будет свободы выбора и мы будем просто как роботы.
Ответ: Конечно. Потому это всегда будет находиться в скрытии.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Как осознать свою исконную природу?
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что примитивный человек использует свою эгоистическую натуру, не стыдясь ничего. Более развитый человек уже ощущает какой-то стыд и пытается завуалировано использовать других.
Но постепенно он начинает осознавать и стыдиться своей природы. Он ищет, где можно как-то исправить ее, пока в нем не проявляются искры альтруизма.
Вы считаете, что в нашей стране, в Израиле, мы уже находимся на этапе, когда люди осознаю́т зло своей природы, понимают, что она разделяет нас?
Ответ: Ни в коем случае! К этому осознанию можно прийти только посредством изучения каббалистических первоисточников, с помощью которых человек может подставить себя под влияние высшего света, находящегося в них, т.е. под влияние особого свойства – свойства отдачи, любви, связи со всем человечеством.
Если человек работает, для того чтобы постичь эти изменения в себе, то они в нем происходят. Тогда он начинает видеть, что не может переносить свою настоящую природу и готов устремиться в будущее.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Первый этап духовного развития
Вопрос: Духовное развитие государства Израиль и связь страны Израиль со всем миром можно условно разбить на пять этапов.
Один из них – осознание зла нашей эгоистической природы. Считаете ли вы, что это является первым этапом для дальнейшего развития?
Ответ: Да, эгоизм – это наша исконная природа, из которой сами мы выйти не можем. Единственное, мы можем осознать ее порочность, гибельность для нас, но не более того.
Вопрос: Бааль Сулам пишет, что наш природный эгоизм является сутью каждого человека и дает нам ощущение своего "я". Каждый в мере развития своих способностей готов поработить другого, захватить весь мир, управлять им. Для чего Творец создал человека таким?
Ответ: Творец специально создал человека таким, чтобы в итоге мы выявили нашу эгоистическую сущность, захотели ее изменить и начали осознанно развиваться от эгоизма к альтруизму.
Поэтому наша эгоистическая суть является той основой, с которой мы начинаем расти. Благодаря ей мы видим, кто мы такие, что мы делаем всё только ради себя в своем узком животном эгоизме. С этой точки мы и начинаем подниматься.
Существует несколько средств, с помощью которых мы можем немного приподняться над эгоизмом, исследовать его и затем изменять.
Нам дали специально самую плохую основу, самое плохое состояние, и мы должны подняться до противоположного.
Из ТВ программы "Эпоха Последнего поколения", 09.05.2024
Реплика: "Уважаемый Михаил Лайтман, мне 92 года. Живу в Израиле уже 34 года. Люблю эту страну, люблю мой народ. Мои дети, внуки, правнуки, все здесь, никто не уехал.
Скажите мне, мы уже 76 лет празднуем в Израиле День Независимости. Мы отстояли Израиль в шести войнах. Сегодня у нас снова идет война, и я вижу, что против нас звери. ХАМАС – это звери. На севере террористы "Хезболлы". Иран не оставит нас в покое. А какой антисемитизм во всем мире! Еврею страшно ходить по улицам. Так много людей хотят, чтобы не было нашей страны, и мне очень тревожно от этого.
Михаэль, скажите, сможем ли мы отпраздновать свою независимость через год или через десять лет? Я думаю не о себе, когда задаю вам этот вопрос".
Ответ: Я понимаю вас и очень тронут вашими словами. Я думаю, что мы еще отпразднуем действительно День Независимости Израиля в таком виде, что это будет праздник для всего мира. Для всего мира! Мы достигнем того, что идея, которая изложена в Торе, станет основной идеей существования человечества – это "возлюби ближнего как себя" в первую очередь.
Вопрос: То есть, вы говорите, что если страна существует по этому закону, то эти праздники мы будем праздновать все время?
Ответ: Обязательно.
Реплика: Но скажите, возможен ли такой вариант, что нас могут отсюда изгнать силой?
Ответ: Я не думаю, что нас отсюда могут изгнать. Я не думаю, что вообще впереди какие-то тяжелые времена. Сейчас нам надо думать не только о себе, но и о мире: что мы миру говорим, что мы ему должны показать, к чему мы его должны привести.
Этим мы отстоим свою независимость.
Вопрос: А военным путем мы должны ее отстаивать сегодня?
Ответ: Конечно! Конечно, обязаны.
Вопрос: То есть тут у вас нет сомнений?
Ответ: Нет. Мир для Израиля является средством распространения в человечестве, в основном, этой идеи "возлюби ближнего как себя". И мы должны об этом не забывать и везде вести себя только в соответствии с этим условием.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.05.2024
Независимость нужно праздновать
День Независимости Израиля: единство – самое сильное в мире оружие
Реплика: Марк пишет: "Я хочу спросить о Дне Независимости Израиля. Сегодня столько всего отрицательного говорится об Израиле, и в стране столько пессимизма, сомнений, горечи, трагедий. Михаэль, дорогой, скажите что-то ободряющее, что-то высокое в День нашей независимости. Вас послушают, ведь вас многие слушают".
Ответ: Я надеюсь, что те, кто меня слушают и слышат, слышат одобрение тому, что мы празднуем День Независимости. Неважно, как он установлен, хотя тут есть очень много вопросов.
Я считаю, что это необходимый праздник. Никто его не может отменить. И есть многие, которые его не приветствуют, потому что это не религиозный праздник.
Реплика: Но известно, что ваш учитель Бааль Сулам, Учитель учителей, великий каббалист, праздновал этот День. Он даже в шаббат поднял "святой" нож, которым режется субботняя хала, и на нем было написано: "Мединат Исраэль", то есть "государство Израиль".
Это вообще был вызов для ортодоксальных евреев. Он это сделал. То есть он признавал и полностью поддерживал этот праздник?
Ответ: Да.
Вопрос: Как его хранить?
Ответ: Нам не надо его хранить. Нам надо просто его постоянно восстанавливать. Потому что пока мы существуем, мы обязаны бороться за то, чтобы этот день праздновался раз в году, и именно поскольку народ решил, что это его независимость и она должна быть отмечена.
Вопрос: Вы сказали слово "бороться". То есть мы должны бороться за это? Не может быть такого, что мы наконец-то уже этот день…?
Ответ: Нет, такого не может быть.
Вопрос: Всегда в борьбе будет?
Ответ: До тех пор, пока наш мир будет противопоставлен духовному миру.
Вопрос: Как по-вашему, что такое для мира День Независимости Израиля? Для нас – это как бы наша безопасность, свобода. А для мира что это такое?
Ответ: Для мира независимость Израиля является основной датой перерождения мира из мира древнего в мир современный, и из мира, где евреи существовали как народ порабощенный, гонимый, давимый, в мир, где мы сможем существовать гордо в своей стране.
Вопрос: Вы сейчас сказали, что это как бы для евреев. Или вы все-таки сказали, что и для мира это праздник?
Ответ: Для мира это тоже много значит, потому что именно благодаря евреям, благодаря Израилю, благодаря тому что мы независимы, мы сможем продолжить наше существование в мире так, чтобы мир существовал.
Вопрос: То есть мы что-то даем миру?
Ответ: Мы не то, что даем, мы держим мир на себе.
Вопрос: То есть вот эта маленькая точка, едва видная, как дырочка от булавочки, держит мир на себе и является центром мира?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему вы так уверенно это говорите?
Ответ: Потому что она олицетворяет тот кусочек мира, который стремится укрепить этот мир, сделать всех равными, достойными.
Вопрос: И это Израиль?
Ответ: Это Израиль, конечно. То есть его цель сделать мир для всех.
Вопрос: Существование Израиля предназначено именно для мира?
Ответ: Да.
Вопрос: И тогда это принимается миром?
Ответ: И тогда мир это примет.
Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.05.2024
Слово "независимость" звучит сегодня со всех сторон.
Парадокс заключается в том, что в состоянии нашей полнейшей зависимости друг от друга, от себя и от остальных, когда влияние окружения определяет наше поведение, мы обретаем ощущение независимости каждого от самого себя. Отдаваясь полностью окружению, мы определяю свою независимость.