Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Как побеждать в любых ситуациях (клип)

Что лучше: уметь побеждать врагов или избегать их?

Профессия или призвание?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Пишет молодая девушка: "Я умею хорошо рисовать, играю на музыкальном инструменте. Я бы очень хотела изменить мир, что-то дать ему. Но что толку, если я пойду учиться на музыканта или художника, если миру это уже не нужно. Куда мне деть свои навыки, желания сделать что-то для других?"

Ответ: Во-первых, есть разница между профессией и призванием. Профессию нам навязывает окружающее общество, исходя из того, в чем оно нуждается. Поэтому, если когда-то в почете были художники, музыканты, поэты, – сегодня не то время. Может быть, скоро оно придет вновь, но любой период может затянуться и на двести лет.

Вопрос: То есть ей нужно искать призвание?

Ответ: Да. Если она, допустим, рисует, пусть будет учителем рисования. Но главное, как она реализует себя внутренне, помимо того, что зарабатывает. Она желает сделать из своей профессии еще и хобби. Это получается не у многих людей. Так что, возможно, надо смириться с этим.

Кроме того, она женщина, у нее будут и семья, и дети. Все это немного затмит ее благородные порывы.

Реплика: Вы сейчас коснулись профессии и призвания. Общество толкает нас к тому, чтобы зарабатывать большие деньги. Поэтому у людей с призванием, не приносящим больших доходов, происходит внутренний разрыв. Человек не знает, как ему бороться с желанием заработать, стать большим, поменять что-то на глобальном уровне. 

Ответ: Во-первых, заработать – это одно. Поменять что-то на глобальном уровне – это другое. Сделать это своей профессией? Сделать это своим хобби? Человек еще не решил. Поэтому тут трудно дать конкретный совет.

Я бы советовал ему, прежде всего, определиться. Ему необходимы хорошие, умные, взрослые люди, даже, может быть, психолог, который постепенно объяснил бы ему, что для него лучше. Вместе они "проговорили" бы его внутренний мир.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 13.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

К чему у меня призвание?

Любимая работа – призвание или предназначение?

Предназначение человека

Как из ребенка вырастить настоящего лидера

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Один из ваших роликов был про то, как из детей готовят звезд, лидеров. Как их приводят на сцену, чтобы они стали лучшими в песне, в танце. Вы говорили там о любви, сближении, о том, какой на самом деле должна быть соревновательность.

И вам пришло письмо: "Здоровые соревнования ведут к успеху, к лидерству и лучшему. Быть размазней во все времена не лучшая идея. Любовь, сближение, сочувствие – это псевдорассуждения. Хочу быть лучше и буду, хочу быть успешней и буду. Победа дает уверенность в себе, в жизни ведет к дальнейшим успехам.

Сомневаюсь, был бы господин Лайтман таким, если бы не обладал качествами лидера, победителя. Перестаньте лукавить! Только сорняк растет сам собой. Надо вырастить урожай и победить сорняк. Только лидерство, только победа! Выживает сильнейший".

Ответ: Правильно говорит. Но это все хорошо среди сорняков. А человек, в итоге, должен выйти победителем с собой, а не по сравнению с другими. Он должен видеть себя внутри, и таким, как он должен быть против этого снаружи. Я о таких примерах говорю, а не о людях, как сорняках.

Реплика: А соревновательность у детей в том, у кого лучше голос, кто лучше танцует?

Ответ: Ничего хорошего из этого нет в итоге. Ничего! Ты приучаешь ребенка быть лучше, выше, сильнее, побеждать, наслаждаться победой. В итоге ты видишь, что не это в жизни побеждает. 

Реплика: То есть из них лидер не вырастает?

Ответ: Нет. Только лишь индивидуальная победа себя над собой – в этом побеждай.

Вопрос: То есть современный мир, который на этом стоит, – вы его не принимаете?

Ответ: Это уж точно! Я думаю, все, кто меня слышат, читают, понимают, что современный мир – я его принимаю в том виде, в каком он есть, для того чтобы его изменить.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.01.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Трагедия юных талантов

Как воспитать уверенного в себе ребенка

Восемь принципов успешных родителей

Адаптироваться к программе Природы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Молодые люди выходят из школы, входят в новый мир, и то, что им дают, они не хотят, а другого им не предлагают.

Ответ: Наш мир – это мир эгоизма. Люди находятся в эгоистической власти друг над другом, а такая власть предпочитает оперировать силой. Тут ничего не сделаешь. Сила не спрашивает, это хорошо или плохо, можно или нельзя. Если она может победить, то тут же реализует себя.

Конечно, я понимаю разносторонние направления молодежи в желании видеть мир другим. Но они должны осознать, что, в первую очередь, это зависит от того, насколько они смогут подготовить себя к этому.

Ведь для того чтобы, допустим, изменить жизнь в Иране, или написать хорошую книгу для китайцев, или сделать еще что-то в любой стране мира, они должны понять, что является основным законом природы, к чему ведет нас природа, поскольку мы не можем действовать против нее.

Мы видим, как на протяжении тысяч-тысяч лет человечество пыталось идти путем, который оно придумывало для себя, считая, что это якобы хороший, верный путь. А на самом деле оно постоянно ошибалось. Выбирало новый путь – и ошибалось, новый путь – ошибалось. Как группа меленьких людей в огромном лесу. В таких условиях мы находимся по сей день. 

Но сейчас нам раскрывается наука каббала, которая объясняет законы развития мира, его программу и цель развития. Поэтому мы должны сначала все это изучить, а затем, чтобы понять больше эту программу, адаптировать себя к ней. Не ее к себе, а себя к ней! Потому что это программа природы, а природу мы не можем сломать. Она ломает нас, если нужно.

После того как мы освоим эту программу и поймем ее, нам надо как-то адаптироваться к ней, чтобы мы могли жить в ней, развиваться относительно нее. Тогда мы приблизимся к природе и действительно увидим, почувствуем, в каком ее течении мы находимся, как она желает нас изменять.

Действовать в том же направлении, как природа воздействует на нас – это и будет нашим самым комфортным, правильным состоянием. Этому надо обучать.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 13.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потребность поколения

Эпоха "разочарованного поколения"

Взгляд на растущее поколение, ч.4

Природа человека: подражать другим

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть такое понятие "челлендж" – особый жанр видео, где его создатель. демонстрирует что-то и дает задание другим повторить. Например, облился холодной водой и говорит: "Повторите за мной". Это могут быть умные и глупые, сложные и простые вещи.

Причем такое происходит каждый день, и сотни миллионов людей по всему миру повторяют это. Почему люди любят повторять за другими? 

Ответ: Я не знаю, любят ли они повторять, но это наша природа. Мы учимся от других.

Это наша обезьянья природа от тех приматов, от которых мы развились. И вообще человеку свойственно повторять за другими, поскольку он общественное животное. Ничего нового в этом нет.

В итоге это нас обобщает, сближает. В чем-то мы начинаем больше понимать друг друга. Это неплохо. Смотря чему подражать.

Реплика: Есть такой тренд: сделай доброе дело и выложи его в интернет, покажи, как ты его сделал. Помоги кому-то.

Ответ: Это другое дело. Тогда я – за.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Природа человека: подглядывать и подслушивать

Природа человека: тяга к приобретению

Как научить ребенка быть добрым?

Будет ли хороший конец у сказки нашей жизни?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть то, что объединяет все народы – сказки. Это часть жизни всех. Мы входим в жизнь, слушая сказки. Нам через них хотят передать какую-то мораль, чтобы было доступно ребенку. Потом мы взрослеем, продолжаем рассказывать сказки, но называем это историями, баснями и так далее. Мудрецы тоже пишут иносказательно, через сказку многое рассказывают.

Что есть в сказке?

Ответ: Всё! Всё абсолютно. Есть дровосек, принцесса, король, кот в сапогах, тыква на колесах, всё, что хочешь. Лошади, нервно перебирающие копытами, и все такое прочее. Несчастный принц, который ищет свою принцессу. Или она как лягушка, или она где-то в башне заточена наверху. Всё, что хочешь, можно. Сказка может все! И притом проявляется в очень как бы открытом, обнаженном виде.

То есть они любят, хотят быть вместе. Кто-то не помогает, кто-то против…

Все открыто. Сказка тем и хороша. В нашем мире очень много взрослых людей с удовольствием смотрят настоящие сказки. Хотя они знают, что это сказки.

Вопрос: Почему? Уйти от реальности?

Ответ: Это реальней, чем наша жизнь. На самом деле.

Вопрос: А в чем реальность сказки?

Ответ: В том, что справедливость вознаграждается, верность вознаграждается. Но это все должно пройти через очень многие перипетии, всякие закоулки, лабиринты нашего эгоизма. 

Вопрос: То есть сказка на самом деле рассказывает о том, что действительно будет? Что добро восторжествует над злом?

Ответ: Обязательно. Иначе ничего бы не начиналось. У всех сказок обязан быть хороший конец, потому что он уже задан изначально.

Вопрос: А сказки с плохим концом – что с ними?

Ответ: Нет такого. Значит, они недосказанные.

Сказку пишут именно с конца. Но конец хороший должен быть в том, чтобы существовала завязка, развязка, кульминация. В общем, всё-всё и обязательно хороший конец. Он задуман уже изначально.

Мой вывод такой: сказка должна начинаться с завязки. Затем должен следовать какой-то показательный процесс. Воспитательный, обвинительный и так далее. Герои должны расходиться и быть недовольны тем, что происходит: этот хотел убить и не получается, этот хотел удрать – не получается, эти хотели пожениться – не получается и так далее.

То есть они не могут во всей этой завязке между собой найти: а кто же ту сказку пишет? Творец! Вот когда они постепенно-постепенно отчаиваются в решениях, каждый по-своему: "Что же делать?", тогда они начинают понимать, что они находятся под высшей волей, и тогда у них начинает все получаться, сближаться. И оказывается, что эта высшая воля, высшая сила – она и приводит их к правильному решению, к хорошему концу. И торжествует добро.

Вопрос: Вы сейчас на самом деле говорили о нашем времени?

Ответ: Именно в наше время начинает проявляться эта высшая сила в разных состояниях, когда у человечества нет другого ответа на вопросы, кроме как сказать, что это высшая сила.

Реплика: И эта недобрая сказка, как кажется человечеству, начинает двигаться…

Ответ: И тогда она будет доброй! Потому что она указывает тебе на наивысшее решение – на Того, кто это зачал, начал развивать и делать, и сейчас должен закончить.

Вопрос: И нас подводят к любви, к счастью?

Ответ: Да!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.01.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пришел вирус и остановил Голливуд

Когда сказка станет былью

Сказки для детей

Потребность поколения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С одной стороны, у молодого поколения есть цель, потому что они развиваются в каком-то глобальном направлении. Когда студентам дали задание рассказать, в чем смысл выбранной ими профессии, 99% сказали, что желают помогать людям.

При этом они хотят создать другой мир. Они погружаются в виртуальную реальность и говорят: "Этот мир мне неинтересен, он жестокий, грязный. А тут у меня – свой мир, и я в нем не один".

Как же им выполнять эту цель, если у них такое отношение?

Ответ: Ничего не сделаете. Все специально так устроено, чтобы они разочаровались в нашем мире и поняли, что он действительно должен быть другим.

Он должен быть основан не на каких-то вещественных объектах и земных отношениях, а на более глубоких, внутренних ощущениях и отношениях. Это потребность нынешнего поколения.

Это поколение очень особенное и в чем-то вызывает у меня восхищение. Они готовы к тому, чтобы им преподали методику духовного возвышения, но она еще, может быть, для них не готова. Требуется какое-то время для их адаптации к ней и ее к ним. Поэтому им надо об этом говорить, показывать, подсказывать. Я надеюсь, что эта встреча скоро произойдет.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 13.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как почувствовать себя нужным?

Эпоха "разочарованного поколения"

Взгляд на растущее поколение, ч.4

Ода зависти

каббалист Михаэль ЛайтманПоскольку все мы – существа социальные, чувство зависти знакомо каждому не понаслышке. Но способны ли мы оценить зависть по достоинству? Не ту детскую досаду, что обременяет сердце бесплодным грузом, а мощный источник энергии, которую надо лишь направить на пользу дела?

– Посмотри на этих ребят, – говорила мне мама. – Они молодцы, у них хорошо получается. И ты можешь не хуже.

С детства нам нужны примеры, побуждающие достичь чего-то большего. Человек развивается, завидуя окружающим – порой осознано, порой безотчетно. Чтобы двигаться вперед, нужно каждый раз проникаться впечатлением о следующем состоянии и устремляться к нему. Новая ступенька начинается с того, что я представляю ее себе, хочу ее, завидую тем, у кого она есть. Можно завидовать даже себе самому – завтрашнему. Но все же без ярких иллюстраций сегодня мне не обойтись.

Зависть дурна, когда требует опустить "зарвавшихся" окружающих или самому опуститься на уровень дурного окружения. Но если я хочу стать как лучшие вокруг меня, то зависть – это полезное и незаменимое средство, подстегивающее к подъему.

Помню, родители покупали журналы о науке и технике, о медицине. Дом был полон пластинок, потом началась эра телевидения. Мне открывался мир, влекущий неисчислимыми возможностями и разжигающий желания. Космонавтам я завидовал до слез: "Как такое может происходить без меня?" Зависть толкала вперед, туго натягивая паруса надежд. 

Забери у ребенка зависть – и что останется? Растение. Хотя даже растение – от слова расти, оно изначально пропитано образом своей будущей зрелости.

Любое достижение, любой шаг начинается с потенциала, который раскрывается человеку, играет на его внутренних струнах и вызывает зависть. Отсюда все наши детские игры, в которых мы чувствуем себя сильнее, умнее, взрослее – чем-то лучше. Отсюда наши стремления и чаяния.

Но человеческий эгоизм не дремлет и присваивает этот порыв, седлает эту волну, заставляя соперничать, тянуть одеяло на себя, подминать других, ходить по головам, воевать, уничтожать друг друга. То, что могло бы сослужить добрую службу, опошлено и извращено. В соединении с эгоизмом зависть становится разрушительной.

Природа дала нам сокровище, а мы испохабили его – впрочем, как и другие ее дары. Животные едят друг друга инстинктивно, из насущной необходимости, без злорадства, без доминирования, без желания унизить кого-то, доказать что-то, нанести кому-то ущерб. Человек из зависти готов искромсать, изничтожить весь мир, лишь бы поставить других "на место".

"Пускай не я буду завидовать, пускай завидуют мне", – вот жалкое мерило наших успехов. Тысячелетиями эгоизм растет в людях, взрываясь войнами, доводя до гибели целые цивилизации. Иногда, нахлебавшись страданий, мы притормаживаем, успокаиваемся. Но ненадолго. Новая бойня – всего лишь вопрос времени.

В потемках

"Душа человека – свеча Творца". Мишлэй

Плохая зависть – когда, увидев чужие свечи, мы усердно гасим их.

А хорошая зависть – это когда мы воспламеняемся друг от друга.

Казалось бы, зачем мучиться? Пускай всем будет хорошо. Пускай все будут внутренне развиты, терпимы, благожелательны, хотя бы на элементарном уровне, чтобы вместе жить в мире, грамотно пользуясь его ресурсами и поддерживая друг друга.

Но наше естество устроено иначе: оно фокусируется на том, что есть у других, и сравнивает это с собственным достоянием. Чужое колет глаза. Не может быть так, чтобы всем было хорошо, – ведь мы этого не хотим. Если все удовлетворены – никто не удовлетворен. Хотя бы в чем-то я должен выделиться, чтобы другие свечи померкли на фоне моей. А еще лучше – потухли. Пускай в окружающих горит зависть, а не свет.

Так, задувая чужие свечи, мы гасим свою…

В этом замкнутом круге, в этих потемках эгоизма человечество бродит с незапамятных времен. Неважно, чтó мне на самом деле надо. Важно то, что возвысит меня над другими. Моя цель не в том, чтобы стать лучше, а в том, чтобы стать лучше других. И это портит всё.

При таких отношениях невозможно выстраивать нормальную жизнь. Даже в теории. К примеру, нам с соседом выдают по новенькому Кадиллаку. Я ищу отличия и не нахожу. Совершенно одинаковые модели. Всё точь-в-точь. Но хоть чем-то его Кадиллак должен быть хуже. Хотя бы царапиной. Вот этой. И откуда же она взялась?..

Или, скажем, все получают миллион на счет, без налогов и без условий. Миллион – это, конечно, здорово. Но, глядя на других, я всё больше убеждаюсь, что потратил его не так, не на то. Глупо получилось. Уж лучше бы дали тысячу, но только мне…

Можно сколько угодно воевать со своей природой, но она сильнее, хитрее, изворотливее. "Я не хочу ни перед кем красоваться, не хочу ничем кичиться, не желаю испытывать зависть и быть ее объектом…" Постой, а что это у тебя за фото в Фэйсбуке? А зачем тебе новый флагманский смартфон? Уверен ли ты, что всегда критикуешь других принципиально, а не потому, что им, в отличие от тебя, удалось поживиться без последствий? И даже если ты весь белый и пушистый, неужели ты и глазком не смотришь, как там у окружающих, что там у них? Неужели не сравниваешь их успехи со своими в поисках приятных различий?

Зависть не порок

"Немногие из нас способны вынести счастье. Я имею в виду – счастье ближнего".

Марк Твен

Зависть может тлеть или полыхать, но, в любом случае, мы редко применяем ее правильно. И проблема не в ней – проблема в нас. Наши убогие критерии лишены здравого смысла, не говоря уже о подлинной человечности. Наш узкий "перископный" обзор не позволяет видеть единый мир. Эгоистическое восприятие расчленяет его на фрагменты, разобщая и загоняя людей в бесконечную гонку за "личным успехом".

Этот "успех" есть не что иное, как наш общий провал. Весь современный мир слеплен из узких интересов. Он стоит на борьбе за власть и статус, на антагонизме, на зависти, которая требует подниматься не над собой, а над остальными.

И спасение от этого лишь одно – единство.

Когда люди сплочены, они не завидуют друг другу "по-черному". Наоборот, они стремятся обеспечить друг другу всё необходимое, видя во взаимоотдаче залог общего и личного успеха. Единство не просто смягчает нас, оно меняет шкалу приоритетов, высвечивает качественно иные ценности и ориентиры, направляет человека к развитию. И очень облегчает жизнь – ведь в общей заботе о других каждый чувствует себя защищенным, каждый уверен в сегодняшнем и завтрашнем дне, у каждого есть дело, отрада, цель.

Благодаря единству всё преображается, предстает в другом свете. Совсем другая жизнь: я по-настоящему нужен и этим ценен, и рад этому. Совсем другие критерии: мы не ищем самовлюбленного превосходства, не судим по себе, дорожим доброй связью. Совсем другое общество: мы завидуем успехам других в отдаче и стремимся повторить их, превзойти их.

Я могу завидовать ученым, артистам, художникам, плотникам, спортсменам – и это не пойдет никому во вред. Ведь в конечном итоге, мы гордимся не тем, что есть у нас, а тем, что даем другим. И это примиряет, окрыляет, возвышает всех.

Не нужно никаких нравоучений и аскетизма. Завидуйте на здоровье, завидуйте больше, завидуйте сильнее. Ведь это белая зависть, наполненная общим подъемом, общим смыслом, светом. Она не толкает во все тяжкие, а зовет навстречу друг другу, навстречу замечательной, полноценной жизни. Надо только держаться вместе, несмотря на все различия, над ними. Если мы правильно относимся друг к другу, то и завидуем правильно.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Завидуйте!

Зависть как ускоритель продвижения

Разница между белой и черной завистью

Как почувствовать себя нужным?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Очень часто молодые люди спрашивают: "Почему я никому не нужен"? При этом у них есть и родители, и школа, и деньги, и они неплохо воспитаны, хорошо учатся, но испытывают абсолютное ощущение пустоты, и никому до них нет дела.

Ответ: Это не ложное восприятие. Действительно, мы находимся в вакууме. И хотя вокруг нас миллиарды людей, но мы не можем сказать, что ощущаем на себе их положительное влияние.

Все флюиды, которые мы получаем от окружающего мира, – либо отрицательные, либо дышат откровенной бездушностью, безразличием.

Вопрос: И что делать? Люди чувствуют себя совершенно ненужными, несмотря на то, что вроде бы окружены достаточно большим вниманием, заботой. Что они могут сделать, чтобы ощутить себя востребованными?

Ответ: Но у них ведь есть какая-то цель в жизни, если они уже говорят о смысле жизни. Они должны чувствовать, что идут прямо к ней: еще маленький шаг, еще шаг, – и таким образом двигаться.

А иначе эти вопросы будут возникать, и люди станут сами себя ненавидеть. Но если перед человеком поставлена четкая цель, он желает ее достичь и каждый день приближается к ней, то тогда он воодушевлен своей жизнью, своим движением, и рад, что существует.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 13.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему я себя ненавижу?

Как объяснить одиночество?

Одиночество в миллиардной толпе, ч.2

Природа человека: тяга к приобретению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Исследователи утверждают, что такое понятие как "вещизм", который свойственен и богатым, и бедным, означает пристрастие людей к вещам.

Создаваемый этим пристрастием социальный образ и система ценностей разрушительны как для общества, так и для отдельного человека. Кто этому поддается, тот лишается радости жизни, душевного спокойствия, несет тревогу, депрессию, крах отношений.

Тем не менее, в прошедший год "короны" люди стали меньше демонстрировать вещизм. Но, с другой стороны, сейчас уже видно, что это обратная сторона одной и той же медали. Почему люди так любят вещи?

Ответ: Человек – эгоист. Он любит приобретать и ощущать, что это его: "Мое, мое, мое!" Мы видим это на примере маленьких детей, когда они хватают игрушку и не отдают другому. Даже если ты его убеждаешь, что так нельзя, ребенок не понимает. Он все время хочет, чтобы это было в его руках. Таким он рождается.

Поэтому мы не можем осуждать людей за то, что у них есть такая тяга к приобретению всего, что им нравится: "Я хочу, чтобы это было моим". Или даже то, что ему не нравится, но нравится другому – очевидно, это хорошо, он тоже хочет, чтобы это было у него.

Более того, он желает, чтобы было именно у него, а не у другого, а если не у него, так ни у кого. То есть это абсолютный эгоизм – детский, мелкий, сопровождающий нас все годы жизни. От него никуда не денешься.

Как его можно уравновесить? Только с помощью правильного воспитания. Но для этого необходимо выстроить систему, которая будет так работать над людьми и так воспитывать их, чтобы они удовлетворялись тем, что у них есть даже в сравнении с остальными. В общем, это должна быть особая система воспитания, иначе мы никогда не избавимся от вещизма.

Вопрос: По сути, вещизм – это украшение себя. Человек украшает себя чем-то дополнительным. Что должно прийти на смену вещизму или он со временем уйдет?

Ответ: Я думаю, уйдет. Вместо этого станет превалировать более внутреннее украшение: отношение человека к другим, отношение других к нему, но не замена одних вещей другими.

В итоге человек должен прийти к пониманию, что самое большое его приобретение – его отношение к другим как к себе, и даже, может быть, лучше, чем к себе. Это уже совсем другое возвышение человека над своей маленькой эгоистической природой. 

Я надеюсь, что под воздействием правильного воспитания одно постепенно отменит другое.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 16.02.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Черная пятница, ч.1

Черная пятница, ч.2

Хищные вещи века

Беседы о новой жизни, ч.1299

Беседа на тему "Как справляться с неудачами"

Ведущие программы – Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите, Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

2020-07-06_laitman_oren

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1298

Беседы о новой жизни, ч.1297

Беседы о новой жизни, ч.1296

Танец покоряет души

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Инстаграмме вам задают вопрос: "Добрый день, Михаил Семенович! Я танцор, мне 31 год. Я работаю тренером с детьми и в ходе своей работы пришел к выводу, что главный принцип для меня – это не навредить и не сломать ребенка. Да и танцевальный спорт – он не про танцы, а про то, чему я могу научить ребят для будущей жизни. Так я думаю.

Вопрос мой: как мне направлять, как помочь им найти себя в будущем? Как не сломать и не убить у них ту уникальность, с которой они приходят ко мне? Как определить свою задачу именно с этим ребенком? И как понять, зачем я ему нужен, если он попал ко мне?

Ведь приходят и невероятно талантливые для танцев дети, и те, кому и заниматься-то не стоит. Но ведь попались мы друг другу не просто так. Хотя, возможно, я заблуждаюсь. Помогите, пожалуйста, разобраться. С большим уважением, Егор".

Ответ: Ответ такой: во-первых, все, кто к тебе приходят, их к тебе приводят. Приводит высшая сила, нет никаких случайностей в мире. Поэтому ты должен оценивать ребенка не только по тому, что он в чем-то особенно подходящий для танцев, а в том, что его привели к тебе.

И поэтому твой следующий шаг очень важен. Может быть, он от тебя уйдет сейчас и больше не придет, но вот этот приход его к тебе и уход от тебя тоже сыграют в его жизни определенную, возможно, большую роль. 

Ты уже становишься участником его судьбы. Поэтому ты должен сделать так, чтобы его представление о тебе, о танцах, о твоем искусстве все равно осталось положительным, даже хотя и мимолетным. Это первое.

Второе: попытайся создать в нем впечатление, что танец формирует человека. Потому что человек хочет выразить себя через танец.

Танец – это, можно сказать, самое древнее и самое устойчивое природное выражение себя. Посмотрите, , как танцуют примитивные народы около костра друг с другом. Голубки кружатся друг с другом и так далее. Это всё в танце. Это не речь наша, которая потом создавалась, а танцы.

То есть танец – это внутреннее выражение порывов души, стремление. Поэтому это очень серьезный язык природы, очень глубокий, самый естественный.

Балет может выразить абсолютно любые чаяния, желания, переживания, сопереживания – всё. И не надо ничего говорить. Если это настоящее действие, то буквально любое движение мизинца или поворот головы – это всё!

Это целая наука. Мы же знаем, что существует наука о мимике, о движениях. И все это связано с природой человека, с его местом проживания и так далее. Это очень глубокий разговор, это очень далеко от нас сегодня. Мы сегодня вообще заблокированы от всего этого.

Танец – это выражение души. Этим можно человека поразить, заразить, привязать к себе, утянуть, покорить.

Вопрос: Это красиво! А вы танцем занимались когда-нибудь?

Ответ: Нет. Я просто понимаю это. У меня есть какая-то внутренняя тоска, что люди этим не владеют, в том числе и я.

Об этом можно говорить очень много, потому что здесь не наслоение всевозможных школ, периодов истории. Это на самом деле язык души.

Реплика: Егор еще спрашивает: "Как сохранить уникальность каждого ребенка, который приходит?"

Ответ: Для этого надо быть очень серьезным преподавателем, брать к себе, может быть, парочку учеников и не больше, как это делали древние мудрецы. Они не принимали огромные школы. Бывало, конечно, такое, как у рабби Акивы, но обычно это были два-три человека, с которыми мудрец занимался и всё.

Танец – это на самом деле язык. Я не говорю о современном балете. Я говорю о том, что можно выразить через движения.

Вопрос: То есть, преподавая танец, можно вырастить на самом деле мудреца?

Ответ: Конечно! Это не танец, ты преподаешь ему язык общения с другими людьми. А кроме общения, в принципе, нам ничего не надо. В этом и заключается исправление мира. Так что, на самом деле танец, как о нем говорит наука каббала, – это просто высший пилотаж.

Это сближение чувственное, причем без слов, даже без музыки. Это выражение, в котором нет ничего наносного, хотя и слова, и музыка всё это могут дополнить. Но при правильном выражении движение тела – оно достаточно. Мы видим, что у животных в этом заключается всё. Одно животное видит другое, и они понимают друг друга, взаимодействуют.

Вопрос: А какая цель должна быть у учителя, который преподает этот язык общения – танцы?

Ответ: Язык – он тоже очень специфический. Здесь невозможно навязывать человеку язык, потому что каждый язык – это ограничение, это насилие. Ты его заставляешь именно таким образом выражать себя. А в движении, в танце если человек полностью расслабляется, то тогда он может выразить себя, и остальные его поймут именно из-за того, что он выражает себя самого и только.

Вопрос: То есть задача учителя, по большому счету, – чтобы его ученик был самим собой в танце?

Ответ: Конечно. Именно в том, чтобы освободить его от любых внешних ограничений.

Вопрос: Как же это? Это невозможно преподавать!

Ответ: Преподаешь ты только то, как можно освободиться от своих внутренних ограничений. А затем ты уже поёшь свое, выражаешь себя. И здесь нет ничего! Остальные просто должны как можно больше отменить себя, войти в тебя, в твое понимание какого-то внутреннего переживания, и тогда они поймут, что ты танцуешь.

И без музыки, без слов, без ничего – одни движения.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.01.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что обезопасит наших детей

Школы быть не должно

Духовный корень танцев

Почему я себя ненавижу?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Я преподаватель высших учебных заведений. Моя методика полностью построена на идеологии интегрального воспитания. Очень часто после занятий ко мне приходит студент или студентка и начинают изливать свою душу, излагать все проблемы. Самый острый вопрос для них: "Почему я себя ненавижу?"   

Ответ: Этот вопрос возникает, когда наши желания не совпадают с нашими возможностями: я хочу чего-то очень большого, намного большего, чем могу достичь, и за это я себя ненавижу. Как правило, это, в первую очередь, касается молодых людей.

Если говорить о людях старшего возраста, то такой вопрос может появиться у них, когда они начинают копаться в прошлом: как я кого-то обидел, как относился к родителям, как несправедливо что-то кому-то сказал, поругался, накричал. От этого тоже возникает определенная ненависть к себе, к своим слабостям, которые человек не в состоянии преодолеть. Все вместе дает такой осадок и всегда выливается в самокритику.

Не знаю, насколько она оправдана. Согласно каббале – нет. Потому что все, что нисходит свыше, идет от Творца. Что произошло до сегодняшнего момента, снизошло свыше, и по-другому я поступить не мог. А вот то, что будет происходить с этого момента и далее, зависит от меня. Поэтому здесь нет места для ненависти.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 13.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Страдания любви

Возлюби себя

Как полюбить себя?

Как из ребенка вырастить настоящего лидера (клип)

Что нужно воспитывать в ребенке, для того чтобы он стал лидером: любовь и сочувствие к ближним, или стремление добиваться победы над ними?

Будет ли хороший конец у сказки нашей жизни? (клип)

У всех сказок обязан быть хороший конец, потому что он уже задан изначально.

Страница 1 из 37112345...Последняя »