Записи в разделе 'Воспитание, дети'
Семья и брак, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманВремя и любовь к детям

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что природа инстинктивно заложила в нас любовь к детям только для того, чтобы мы научились так же относиться к другим людям?

Ответ: И да, и нет. Со временем любовь к детям будет меняться. Она уже меняется. Сегодня люди относятся к детям иначе, чем раньше.

На протяжении всех поколений существует тяга, забота, любовь к детям, но все это видоизменяется.

Поскольку меняется наше желание, понимание мира, методика общения с окружающим миром, то, естественно, меняется и отношение к детям, как к части мира.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 01.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Семья и брак, ч.5

Семья и брак, ч.4

Семья и брак, ч.3

Постижение Высшего мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы не в состоянии выразить словами или буквами нашего мира понятия Высшего мира, поскольку весь наш словарь отображает ощущения пяти органов чувств.

Трудность усугубляется тем, что мы должны выразить словами и обнародовать для обсуждения некое знание, как это принято в научных исследованиях. Поэтому каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с двойной трудностью.

С одной стороны, каббала – это наука о постижении природы, но постижении внутренней части, внутреннего слоя природы, которого мы не ощущаем нашими пятью органами чувств или изобретаемыми нами приборами. Изначально в нас или в приборах, которые мы можем сделать, нет никакой возможности ощутить этот пласт внутренний природы, называемый "Высший мир", о котором говорит каббала. 

Там происходят особые действия, связанные между собой по особым законам – законам получения, отдачи, подъема, нисхождения. В общем, существуют какие-то силы, совершаемые ими действия и их следствия. Но мы, к сожалению, ничего этого не можем видеть нашими земными органами чувств, которые их не достают.

Так же, как в нашем мире мы можем говорить об атомах, о молекулах, но если все эти микро-, макро- и прочие процессы не улавливаются нашими органами чувств, то ничего не сделаешь. Пока мы не изобретаем какие-то приборы, мы их не ощущаем. 

А в каббале мы можем изобрести этот прибор только в себе. Никакими внешними устройствами невозможно обнаружить Высший мир, парцуфим, сфирот, миры и так далее. Это все находится только лишь на уровне нашего личного внутреннего постижения.

Поэтому для того чтобы начать ощущать Высший мир, его законы, свойства, действия, нам надо привести себя к более чуткому состоянию, поднять нашу чувствительность, наши свойства до такого уровня, чтобы мы могли уже ощущать происходящее в подложке нашего мира, в его основе. Это первое.

Во-вторых, мы не можем выразить того, что ощущаем. Поэтому каббалисты должны были выдумать особый язык, который отражал бы наши пять особых органов чувств. Их мы называем какими-то непонятными именами: "кли"/"сосуд", "ор"/"свет", "масах"/"экран", "ор хозэр"/"отраженный свет" и т.д. То есть каббалисты принимают для себя какие-то определения, а простому человеку непонятно, откуда они это взяли.

Но по мере изучения каббалы мы начинаем ощущать, что за этими наименованиями стоят определенные четкие действия. Мы начинаем чувствовать, что действительно здесь происходят тонкие измерения наших усилий, и мы можем задавать какой-то уровень наших действий. То есть все это постепенно включается в наш словарь и затем в наши чувственные постижения.  

Это изучение и наше постепенное внутреннее развитие приводят нас к постепенному пониманию языка, которым написаны каббалистические книги. Он называется языком ветвей.

Иными словами, в Высшем мире существуют корни, а в нашем мире – ветви этих корней, которые мы можем ощущать и изучать. Таким образом по их названиям, по их действиям и свойствам мы можем определять их корни.

Из урока на русском языке, 06.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – реальность или иллюзия? Ч.9

Как передать познание духовного мира?

Разночтения исключены

Каббала и здоровье, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманВсе начинается с воспитания

Вопрос: С точки зрения каббалы, каким образом можно выйти на уровень человеческого, общественного, государственного и мирового равновесия?

Ответ: Это проблема, которая, в первую очередь, сталкивается с вопросом перевоспитания.

Нам надо воспитывать людей. В течение тысячелетий эгоистической жизни они только лишь пытались пожирать, убивать друг друга, властвовать друг над другом.

Для того чтобы привести общество к равновесию, нам надо развить в человечестве и в каждом из нас противоположное свойство – свойство отдачи и любви, которое бы уравновешивало свойство эгоизма, свойство получения, но не уничтожало его.

Это возможно, потому что в природе существует вторая сила – положительная, добрая. Просто мы ею не пользуемся. От природы мы наделены только одной отрицательной силой, а взять от природы положительную силу и начинать развивать себя в соответствии с ней – уже наша задача. Это то, что дано человеку в нашем мире.

Об этом говорит наука каббала. Практически, все сводится к обучению, к воспитанию, с которого надо все начинать.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 27.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала и здоровье, ч.4

Каббала и здоровье, ч.3

Каббала и здоровье, ч.2

Несовершенство – не помеха

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Практически каждый из нас хочет быть хорошим, стремится всегда быть лучшим. А ученые говорят, что нужно набраться смелости быть несовершенным.

Ответ: Все время следить: а не плохой ли ты, не хуже ли ты других и т.д. – это несчастный человек. Он не радуется себе, а смотрит на все только по сравнению с другими. Ничего хорошего из этого не получится, потому что все мы разные.

Сравнивать можно, только если все мои параметры совпадают со всеми параметрами другого человека, и все-таки у него получается лучше, чем у меня. А если мы разные, то что сравнивать?  

Допустим, у меня параметры в чем-то хуже, у него в чем-то лучше, или наоборот. Естественно, будут различия. Ну и что? В таком случае говорится: "Иди к Творцу, который тебя создал". Это не зависит от тебя.

Реплика: Ученые говорят, что за стремлением быть хорошим стоит забота о собственном престиже.

Ответ: Естественно. 

Реплика: Тот, кого действительно волнуют окружающие, не станет тратить драгоценное время и выяснять, хороший он или плохой. Ему это просто не интересно.

Ответ: Абсолютно верно. Он делает это для блага других или нет?

Реплика: Здесь утверждается, что он делает для своего блага.

Ответ: Значит, это все порочно, и ничего хорошего в итоге не выйдет. Ты должен развиваться только лишь в направлении большего блага для других.

Вопрос: А что человек выигрывает от этого?

Ответ: То, что он раскрывает людям Творца. Потому что другого блага для людей нет. Только лишь раскрыть людям Творца.

Что это такое? Показать им, что есть цель, которую надо достичь, и помогать им в этом. И всё, больше ничего. А о себе не думать. Очень комфортно, спокойно, хорошо.

Только когда ты думаешь о других. Очень хорошая жизнь. И это самое надежное, и самое хорошее, и самое благое, что может делать человек – помогать остальным достичь Творца.

Это и есть самое наилучшее состояние, когда неважно, что с тобой происходит. Главное – что ты отдаешься этому ремеслу.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 25.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как достичь совершенства?

Несовершенства нет!

Почему человек создан несовершенным?

Несовершенство – не помеха (клип)

Сегодня ученые говорят, что не нужно бояться быть несовершенным. А на самом деле нам просто не нужно сравнивать себя с другими.

Как управлять толпой?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Ученые все время изучают законы толпы, особенно в последнее время, когда на улицу выплеснулось очень много людей, и вместе они двигаются к чему-то.

Говорится, что у толпы есть своя любопытная и очень опасная особенность. Дело в том, что в толпе человек начинает терять контроль над собой, и это сборище людей в какой-то момент превращается в своеобразный единый суперорганизм, действующий по своим законам.

Каждый обладает индивидуальностью, в мире нет двух одинаковых людей. Однако оказывается, что свое "я" очень легко потерять, смешавшись с возбужденной толпой всего на несколько минут. И это не зависит от образования.

Ответ: В обязательном порядке потеряешь! Я это специально испытывал на себе.

Ты идешь с толпой – и начинаешь кричать, допустим: "Да здравствует 1 мая!". Потому что все кричат, и ты чувствуешь, что в тебе это вырывается, толпа действует через тебя. 

Реплика: Человек все время думает, что он более образован, более интеллигентен, он не свяжется с толпой…

Ответ: Ничего не помогает! Абсолютно!

Я помню, это было на день смерти Эренбурга, в Ленинграде. Я был в это время в районе Дворцовой площади. Мне было в то время 21-22 года. Я точно не кричал бы: да здравствует что-то.

Но рот открывается, и ты кричишь. Это от тебя не зависит, мозги отключены. Просто толпа в это время в тебе открывает рот, дает тебе какой-то воздух, устремление, и ты кричишь.

Вопрос: Что ж такое в человеке, что он так поддается толпе?

Ответ: Стадо! Гуси, звери… Стадо – это великая сила.

Вопрос: Но я же разумный человек! Какие гуси, звери?!

Ответ: О чем ты говоришь?! У нас разума меньше, чем у животных. Ни в коем случае мы не разумные люди. Хомо сапиенс – это не про нас! Абсолютно нет. Хомо сапиенс – это тот, кто может разумно жить в стаде.

Понимая, что должен жить в стаде, он делает стадо под себя, управляет законами стада, для того чтобы оно подействовало на каждого из членов стада, и чтобы всем было правильно и хорошо.

Когда ты становишься руководителем тех законов, которые могут тобой управлять, поднимаешься над собой – это и есть хомо сапиенс, человек разумный.

Вопрос: А иначе мы даже хуже животных? Получается, что нами двигают инстинкты.

Ответ: Конечно. Как ты не согласишься, если видишь, что это так? Некоторые кабинетные ученые говорят: "Это не совсем так. Это не так". Вытащи их на улицу, и давай посмотрим.

Реплика: Но мне все время кажется, что я не пойду за толпой, если не разделяю этих взглядов.

Ответ: Я тебе говорю об экспериментах, которые я проводил на себе.

Вопрос: То есть, не разделяя эти взгляды, я все равно иду за толпой?

Ответ: Да. Потому что это закон природы. Толпа находится на уровень выше, чем ты сам. Толпа всегда выше тебя. Потому что в этот момент – это общность. Я не говорю о толпе, которая на улице или где-то сидит, выпивает за углом.

Я говорю о толпе, которая идет со своей идеей. Даже если эта идея липовая, она все равно овладевает массами и заставляет каждого из них верить, что он принадлежит этой идее. Заставляет его! И поэтому тут пропадают все твои умные измышления, всё это кончается.

Вопрос: Что делать?

Ответ: Ничего не можешь сделать. Ничего!

Надо воспитывать толпу так, чтобы она воспитывала себя. То есть заранее знать, как ее направлять, и использовать ее силу, массу, для того чтобы она воспитывала каждого индивидуума.

Идеологи это понимают. Есть люди, которые управляют толпой. Сколько было таких!

Вопрос: То есть они заранее знают, куда они поведут толпу, к чему приведут?

Ответ: Да, конечно. И как привести ее к этому, и где закричать, и где сплотить, и где что-то вызвать. Это всё идеология.

Вопрос: Как человеку стать свободным?

Я так понимаю, что это не свобода, когда ты с толпой, в толпе. Здесь никакой свободы быть не может, о ней даже нет речи. Вы тем самым говорите, что человек абсолютно несвободен. И все-таки, что такое свобода и как ему стать свободным?

Ответ: Свободным человек становится, когда он находится внутри группы, можно сказать толпы, которая ведет его к подъему над своим животным естеством.

Реплика: То есть, когда толпа сама понимает, что она должна подняться над собой?

Ответ: Ею руководят. И тогда она поднимает своих членов.

Вопрос: Это и называется "толпа учит сама себя"?

Ответ: Да.

Вопрос: Но ею все-таки руководят?

Ответ: Обязательно. Ты должен постоянно подбрасывать в нее какие-то новые и новые ценности.

Вопрос: А что такое светлый руководитель?

Ответ: Это, конечно, высоко. Человек, который понимает, как родитель по отношению к детям, как он должен ими манипулировать, чтобы делать из них действительно серьезные личности.

Вопрос: Какие у него должны быть цели? Вы сейчас сказали, что он должен относиться, как к своим детям. Это мне понятно. Что еще должно быть?

Ответ: Он должен видеть их будущие состояния. Он должен находиться в этом будущем состоянии. Не вместе с ними идти, а опережать их и опережать на приличное количество ступеней. И тогда он сможет руководить ими так, чтобы довести до правильного состояния.

Вопрос: Какое состояние правильное?

Ответ: Когда они объединены уже именно своей доброй волей с пониманием, что их объединение приводит их к доброму состоянию, когда они заботятся друг о друге и в их совместной заботе создают новые отношения, новую силу, новую общность, которая называется "народ Творца".

Вопрос: Каковы свойства этого народа?

Ответ: Свойство взаимной отдачи и любви. Ничего больше не надо. Все остальное они раскрывают в нем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 20.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обязанность следовать за поводырем

Передача интегрального посыла

Почему мы следуем за толпой?

Почему дети принимают наркотики?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Берлине уже 11-летние девочки принимают экстази. Там зафиксирован рост числа подростков и детей, злоупотребляющих наркотиками. Это вызывает беспокойство и у политиков, и у ученых.

Принимая данные препараты, люди становятся общительными, чувствуют себя влюбленными, более открытыми окружающим. Однако когда действие проходит, возникает раздражительность, депрессивный настрой, упадок сил, нарушение концентрации. Такое "похмелье" после приема таблеток может длиться несколько дней.

При этом в Берлине растет среда, связанная с наркотиками. Можно прийти в место, где вы можете протестировать наркотики на их чистоту, очистить их, принять, чтобы избежать летального исхода.

Дети. 11 лет. Это четвертый класс, начало средней школы. Откуда в детях такая тяга к наркотикам как к чему-то, что вызывает такие положительные эмоции? Это же детство…

Ответ: Маленький человек хочет чувствовать себя хорошо, интересно. Мир становится вокруг него добрым – то, чего ему очень не хватает. Мир становится веселым – то, чего нет в этом мире. Мир становится дружелюбным – чего уж вообще нет никак и никогда. Он строит свой мир с помощью этой таблетки. 

Им очень тяжело в себе, они не могут! Если когда-то люди были в строю, и это их удовлетворяло, они работали тяжело, и это их ставило на место, то молодое поколение – не такое, оно этого не желает. Оно желает чувствовать себя хорошо, в таком виде. Поколения проходят, меняется немецкий дух.

Причем в Германии, Франции и Великобритании 15% переселенцев. А это значит, что там с бешеной скоростью меняется общественная атмосфера. И молодое поколение немецких детей должно как-то подстраиваться под это. Их учат, говорят им, да они и сами видят, что должны как-то воспринимать мир, который сделали для них взрослые. Это уже не та Европа, которая была раньше.

Вопрос: Вы сказали, что дети ищут выход из себя, чтобы выйти из замкнутого мира, в котором они находятся. Как это можно сделать? Что говорит об этом наука каббала?

Ответ: Наука каббала говорит о том, что мы должны сделать для них счастливое детство. Но для этого взрослым надо очень хорошо постараться. И надо знать, как это сделать. А они этого не делают никак.

Вопрос: И как это сделать?

Ответ: Быть связанными добрыми узами между собой, а затем уже, исходя из этого, создать такую атмосферу для детей, чтобы детям было хорошо. Чтобы в 11 лет они захотели играть между собой, а не окунаться в свой призрачный мир.

Люди должны строить общество, а они этого не делают. Они подчиняются мультикультурности, либеральности. В итоге получается, что они просто теряют себя и следующее поколение.

Взаимодействия между людьми – это то, чего им не хватает, и поэтому они убегают в таблетки.

Мы присутствуем сейчас при перерождении поколения. Было поколение компьютеров, потом поколение телефонов, а сейчас это уже идет на следующий уровень.

Вопрос: Ученые говорят, что мы живем во время, которое молниеносно. В одну секунду люди отправляют шестьдесят миллионов сообщений в соцсетях. Если раньше, смотря кинофильм, мы воспринимали несколько кадров за минуту, то сейчас воспринимаем несколько десятков. То есть мы становимся абсолютно нетерпеливыми.

Дети, видимо, тоже хотят здесь и сейчас того результата, к которому они, может быть, подсознательно стремятся. Как преодолеть это нетерпение? И вообще нетерпение как-то помогает в наш быстротечный век?

Ответ: Я не верю во все это, потому что человеку в итоге надо испытать наполнение своих желаний, ощущений. Он думает, что наполнится количеством кадров в секунду. Этого не будет. Он думает, что наполнит себя тем, что будет разъезжать по всему свету, забываться, на все засматриваться, – это тоже закончится.

Все это постепенно заканчивается. Кроме того, кризис не позволит нам таким образом крутиться по свету и делать, что захочется. Приближается огромный кризис, и я надеюсь, что он поставит всех нас на место.

Вопрос: Как таблетку экстази заменить на духовную "таблетку" – "таблетку" выхода из себя?

Ответ: Заменить на духовную "таблетку", конечно, было бы неплохо, но для этого нам с вами придется очень хорошо поработать. Нам придется распространить эти знания, возможность выхода из себя в намного более высшие сферы, чем экстази, чем телефоны, компьютеры и так далее.

Человек практически не ограничен в своем постижении, в своем развитии, ощущении вечности, совершенства природы. Надо показать ему, что это возможно. Надо развивать в нем возможность ощутить Высший мир буквально в детском возрасте. Я надеюсь, что мы до этого доживем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 14.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как избавить мир от наркотиков?

Вернуться в лоно матери

Цель жизни - вместо наркотика

Древние мудрости Китая

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Древняя китайская мудрость гласит: "Всегда смотри на вещи со светлой стороны. А если таковых нет, натирай темные, пока не заблестят".

Ответ: Потому что за всем в мире стоит высший свет. И там, где тебе кажется, что это тьма, ты должен "натирать" себя, пока это явление не заблестит. Потому что в любом явлении, внутри него, есть высший свет.

Вопрос: Получается, что я натираю себя для того, чтобы увидеть, что это не тьма, а свет?

Ответ: Да. Стирай с себя свой эгоизм, и ты увидишь, что в окружающем тебя мире есть только простой высший свет.

Реплика: "Хитрость жизни в том, чтобы умереть молодым, но как можно позже".

Ответ: Да. Потому что молодой – это всегда стремящийся вперед. 

Молодость – это не годы. Ты можешь жить 200 лет и оставаться молодым. А можешь уже в 20 лет быть "стариком" – потухшим.

Все зависит от стремления! Если у тебя есть стремление к постижению смысла жизни, тогда ты всегда молодой. Это самое главное. Это зависит от тебя и от общества, в котором ты находишься, от окружения. Но, ни в коем случае, не давать себя погасить. Это очень важно.

Вопрос: Вашего Учителя называли "бегущим". Он действительно был для вас молодым?

Ответ: Рядом с ним я был стариком. Между нами было сорок лет разницы. Он 1906 года рождения, это я – 1946. Он был очень крепкий, очень сильный, очень энергичный, постоянно устремлялся вперед, и в этом был молодой.

Реплика: "Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы".

Ответ: Да, это всегда так. Когда человек уже вроде бы достигает цели, тут у него, как ни странно, возникает слабость: "А зачем? А для чего? Надоело. Никак. Ничего".

Тут он должен понять, что его испытывают на стремление к цели. Для того чтобы ее достичь, необходимо добавить новое, еще большее устремление. Впрыснуть еще больше напор, увлечение, оценку ценностей, важность цели. И тогда он ее достигнет.

Вопрос: То есть он, практически, приблизился, а перед ним гора, на которую подняться невозможно?

Ответ: Да. Поэтому сейчас он должен добавить важность цели, для того чтобы взобраться, взбежать на эту гору.

Вопрос: И как это происходит?

Ответ: Это мобилизация сил от важности цели.

Вопрос: Но согласно логике, при приближении у человека больше и больше сил?

Ответ: Нет. Это как у бегуна. На последнем этапе у него как бы пропадают силы. Здесь он должен включить новый резерв, второе дыхание. Человек обучается этому. И тогда достигает.

Реплика: "Друга без изъяна не бывает. Если будешь искать изъян, останешься без друга".

Ответ: Конечно. Надо понимать это, и любить друга с изъянами. И даже если эти изъяны в друге, то это твои.

Вопрос: То есть глядя на друга, ты на самом деле смотришь на себя?

Ответ: Да. Ты должен понимать, что это изъяны в тебе.

Реплика: А мы все делаем наоборот. Мы, в принципе, критикуем мир вокруг.

Ответ: Так это мы критикуем. Но на самом деле надо воспринимать это все в себе. Очень трудно!

Реплика: В основном бизнесы, которые накрываются, – это бизнесы, созданные друзьями. А потом они просто ненавидят друг друга.

Ответ: Их не обучают. В этом вся проблема, что человечество не обучается правильным взаимодействиям между собой. И мы ничего с этим сделать не можем.

Каждый – такой эгоист! Его таким воспитывают и дальше. И чем больше в тебе эгоизм, тем у тебя больше якобы возможность преуспеть над другими. Мы не понимаем, что в итоге преуспеть – это значит быть в правильном соотношении с другими.

Мы уже подошли к состоянию, когда мир выгорает от эгоизма. Он уже не может эгоистически двигаться вперед. Все наши великие мечты и все прочее пропадает.

И остается только одно – как нам дальше существовать? А это возможно, только если мы будем ценить связь между нами. В ней мы обнаружим цели, пространства, совсем иной мир.

Вопрос: Вы можете дать самый главный совет, как сохранить дружбу до конца?

Ответ: Надо понимать, что плохое, которое я вижу в других, – это всё во мне. Ничего плохого вокруг меня нет, только я сам.

Надо пытаться исправлять себя до тех пор, пока не увидишь во всем окружающем прекрасный мир. Вот и окажешься в духовном мире, в райском саду. Возьми измени в себе ад на рай, и ты увидишь, что ты в раю.

А если ты не меняешь свой ад внутри себя, то тебе кажется, что ты находишься в аду.

Если ты видишь ад в другом, то это в тебе. Поменяй в себе и увидишь, что ты находишься в прекрасном мире.

Реплика: "Когда говорят о моих достоинствах, меня обкрадывают. Когда говорят о моих недостатках, меня учат".

Ответ: Да. Это верно. Так сказано в каббале, что друг – тот, в связи с которым ты обнаружишь свои недостатки. Потому что таким образом он помогает тебе продвигаться вперед.

А те, кто тебя хвалят, ослабляют тебе дорогу, заполняют совершенно ненужным ощущением превосходства, совершенства и т.д. Так что ничем не помогают.

Те, рядом с которыми ты ощущаешь свои отрицательные свойства, среди них ты и развиваешься.

То есть друг – это не тот, с кем ты чувствуешь себя комфортно: мне хорошо с тобой, мне приятно и так далее. Нет, наоборот. Друзья – это те, кто тебя якобы отталкивают, и ты чувствуешь, что обязан делать усилия, приближаться к ним. То есть все, кто тебя мобилизуют на подъем над собой – это твои настоящие друзья.

Реплика: "Невидимой красной нитью соединены те, кому суждено встретиться, несмотря на время, место и обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется".

Ответ: Конечно. Потому что изначально мы все связаны друг с другом. Каждый уже находится в своем состоянии. И если в результате исправления общей души нам каким-то образом необходимо встретиться друг с другом, это уже предопределено исходя из наших духовных генов. Поэтому нет ничего случайного в том, что мы встречаемся, отдаляемся друг от друга. Так что не волнуйтесь.

Главное – на каждом этапе своего развития, когда вы встречаетесь с другими, быть максимум доброжелательным, приветливым и притягивающим к себе всех остальных. Тогда вы, в конечном итоге, не ошибетесь и всегда будете в направлении исправления своей души.

Но ничего случайного нет. Все наши встречи предопределены. Это судьба!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 23.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Китайские мудрости

Японские мудрости, ч.1

Японские мудрости, ч.2

Пять видов любви

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Люди по-разному воспринимают отношение к себе других. Гэри Чепмен, консультант по взаимоотношениям и автор книги "Пять видов любви", которая разошлась пятью миллионами экземпляров, описал различные подходы и восприятия каждого типа людей, как они воспринимают любовь.

Он говорит, что существует пять видов любви.

Первая – когда люди любят слова. Чтобы любовь выражалась словами ободрения, поддержки, похвалой.

Ответ: Обычно это любят женщины и маленькие дети.

Реплика: Другой тип любви – это "время". Здесь, наоборот, слова не нужны. Необходимо, чтобы с человеком провели время, уделили ему внимание – побыли с ним, посидели…

Ответ: И время само все укладывает между ними. Время действует на всех. Как говорится, "время – великий лекарь. Со временем все меняется.

Реплика: Есть тип любви, который называется "прикосновение". То есть люди любят тактильные ощущения, когда их обнимают, гладят, и от этого они испытывают положительные эмоции.

Ответ: Это все любят: дети, женщины, животные и даже мужчины. 

Реплика: Следующий тип любви – это "подарки". Имеет значение любая мелочь: безделушка, лакомство, записка, какой-то сюрприз, какая-то неожиданность.

И пятый тип любви – это "помощь". Делай что-то для другого, выражай свою заботу в действии: поглаженная рубашка, чистые полы, готовый ужин, просто помощь в чем-то.

Ученые говорят, что конфликты в парах возникают из-за недопонимания. Если я хочу слышать приятные, добрые слова, а человек хочет поглаженную рубашку или посидеть вместе, то у нас конфликт, мы просто не понимаем друг друга. То есть конфликты возникают именно из-за недопонимания.

Ответ: Это зависит, как говорится, от потребителя – к кому я обращаюсь.

Я не могу ребенку дать поглаженные подгузники и этим заслужить его любовь, он этого не поймет. И даже какую-нибудь вкусную и хорошую пищу. Ему нужно особое тепло, особое отношение, уверенность.

Если я общаюсь с животным, то я должен обращаться соответственно на его уровне, чтобы оно почувствовало, что может на меня положиться, что я его хозяин, я его защищаю, кормлю, пою, ухаживаю за ним. То есть я его старший товарищ и друг.

Если это говорится о товарищеской любви между мужчинами, то, в первую очередь, это поддержка, понимание друг друга.

А если это любовь между мужчиной и женщиной, то тут уже в ход идет всё: то, что нравится мужчине, и то, что нравится женщине. Причем одному нравится не то, что другому. Но если они понимают, что нравится другому, значит они могут так себя построить, что будут наслаждаться даже тем, что они сами никогда бы и не придумали, и не подумали, но из-за другого наслаждаются этим.

Женщине нравятся подарки, знаки любви, расположения и т.п. А мужчине, в первую очередь, его обслуживание, пища, – "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок". Это на самом деле так, потому что мужчины более примитивные, чем женщины, относительно общения и особенно любви. Если женщина может как-то напомнить его маму, ее отношение к нему, то всё. Он уже идет за ней, как маленький утенок за уткой.

Реплика: Мы видим, что на протяжении лет отношения в парах развиваются. Сначала идет романтический период, а потом это трансформируется в более сложные отношения, и через какое-то количество лет вдруг обнаруживается, что они не понимают друг друга, и все эти годы не понимали друг друга.

Ответ: Это, в принципе, поддается воспитанию. Но если такого воспитания нет, или если у этих пар еще молодость в голове, нет никакого опыта, если они не умеют беречь свои отношения, не умеют прощать, идти на внутренний компромисс, не говоря даже об этом, не обсуждая ничего, то тогда, конечно, это очень сложно.

Этому надо обучать. Это коллектив! Мужчина и женщина, или в любом другом сочетании: мужчина, женщина, ребенок, двое мужчин, двое женщин. Несколько человек – это коллектив, и это требует совершенно другого подхода, чем к одному человеку. И здесь надо обучать. Это непросто.

Мы видим, что не проводим такую работу. Даже сегодня в школе обучают сексу и не учат, как относиться к другому как к человеку, а не как к объекту сексуального насыщения. Насколько это однобоко, грубо, по-животному! То есть воспитания совсем нет.

Я помню, когда я еще жил в Ленинграде и учился на факультете медицинской кибернетики, мы приходили во Второй ленинградский роддом. Там было 400 рожениц! И я тогда спрашивал у врача: "А какую психологическую подготовку вы с ними проводите?" Он отвечал: "К сожалению, таких специалистов у нас нет".

Реплика: Мы видим, что на протяжении всей истории человечества любовь ценится больше всего. Ее воспевают поэты, литераторы. Люди стремятся как будто за несбыточной мечтой…

Ответ: Они хотят продать эту несбыточную мечту. J

Вопрос: Зачем человечеству любовь?

Ответ: Любовь необходима человечеству, потому что без нее ни на животном уровне, ни на нашем уровне, жизни быть не может.

Мы даже в сексе видим какую-то потребность в восполнении чего-то большего, хотя он чисто механический, животный, ради получения удовольствия в тот момент и далее никуда.

Если бы в сексе было только это, тогда у нас были бы лишь "случки", как у животных. Но у нас есть необходимость в тепле, в заботе, во взаимной поддержке – то, что мы называем любовью.

Любовь – это взаимная поддержка. Любовь – это ощущение, что тебя любят, о тебе позаботятся, что тебя любят таким, какой ты есть. Это очень серьезные чувства, и их нет у животных. Даже относительно своих детенышей у животных возникают чувства только на короткое время, чтобы выкормить их, чтобы те не умерли с голоду, а затем они расстаются и больше друг друга практически не замечают и не узнаю́т.

Реплика: В любви всегда есть такой момент, когда два человека вроде бы любят друг друга, но один представляет себе любовь одним образом, другой – другим.

Ответ: Потому что мы не воспитываемся! Любовь – это человеческое взаимоотношение, потребность, отношение к другому. И поэтому ее надо изучать, ей надо обучать. Это не секс, а именно возможность наполнить внутренние потребности другого человека. К сексу это может не иметь никакого отношения.

Вопрос: Что изучается в любви? Как наполнить, как изменить свои привычки, чтобы относиться к другому так, чтобы ему было приятно?

Ответ: Для этого надо чувствовать, что он за человек. Для этого необходима серьезная взаимная работа друг с другом. И не стесняться. "Мне нравится, когда ты меня поглаживаешь". "А мне нравится, когда ты улыбаешься". И так далее. Объяснять. Все очень просто.

"Нет, я хочу, чтобы он сам догадался!". Откуда он может догадаться?!

Надо понимать и открыто говорить об этом, обсуждать. Хотя молодые этого очень не любят, им кажется, что все должно быть спонтанно, просто и сразу. Человек – это очень сложное, составное животное.

Вопрос: Какой бы вы дали людям ключ к закону любви, который помогал бы им во взаимоотношениях в любой ситуации?

Ответ: В любой ситуации самое первое, как говорил мой учитель, – это уступка. Любовь – это животное, которое рядом с вами, и которое вы должны кормить взаимными уступками.

В характере женщины – приспосабливаться к мужчине. Я нисколько не умаляю ее за это, а наоборот. Она более мудрая. Ведь она рожает. Она должна создать определенную среду, для того чтобы вырастить детей и так далее. То есть природа ей дала такие возможности.

А мужчина – он очень примитивный. Ему надо немножко больше напоминать то, что он получал от своей мамы, и он будет бегать за тобой как маленький ребенок за мамой. Вот и всё.

Я советую всем женщинам: подойдите к его маме и начните расспрашивать, что он любит из пищи, из обслуживания и всего, что вокруг него. Мама будет очень довольна! И она поймет, что это действительно та женщина, которая может ее заменить.

Это очень простая, примитивная система отношений: думать только о том, чтобы сделать другому приятное. Хоть как-то, чуть-чуть. Но для этого уже необходимы, конечно, мудрость, опыт, понимание психологии человека.

Удачи в любви!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 19.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что же такое любовь?

Мастерство любви

Это сладкое чувство - любовь…

Почему дети принимают наркотики? (клип)

В Берлине зафиксирован рост числа подростков и детей, злоупотребляющих наркотиками. Это вызывает беспокойство и у политиков, и у ученых.

Кто судьи?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Британии вводятся новые правила работы тюремных заведений. Предполагается, что руководители тюрем получат право решать, кто из заключенных сможет свободно готовить себе еду, проводить время с посетителями, в тренажерном зале.

В документе также содержится призыв к тюремному персоналу постоянно использовать словесные формы одобрения: "молодец", "хорошо", давать заключенному ключи от камеры, чтобы он выходил, гулял по коридорам, готовил еду.

Как вы относитесь к такой системе заключения?

Ответ: В принципе, Тора и особенно каббала считает, что заключение не является исправлением. Мы видим, что оно ничего не исправляет. Люди выходят из тюрьмы, наоборот, только более обозленные, с огромным злым эгоизмом, который затем начинают снова применять в обычной жизни среди людей. 

Тюрьма – это не воспитание. Воспитание должно строиться другим образом.

В прошлые времена, несколько тысяч лет назад, были такие города-укрытия, куда ссылались люди, и за ними присматривали. Они должны были находиться внутри города и не имели права выходить за его пределы. 

Когда те, кто должны были следить за ними (воспитатели и т.д.), видели, что человек уже действительно нормально функционирует, то его можно было постепенно выводить за пределы этой системы.

Реплика: В Торе еще говорится, что провинившихся туда отправляли, чтобы другие не могли им мстить?

Ответ: Да. Это все было построено очень серьезно и обоюдовыгодно и им, и внешнему обществу. А потом они возвращались.

Я бы советовал делать таким образом. Они должны чувствовать себя свободными и постепенно изменяться.

Реплика: Но все-таки мысль у тех, кто обвиняет и сажает, другая: "Я должен его унизить, я должен его закрыть".

Ответ: Это естественно. Потому что у нас нет системы воспитания, есть только система принуждения и наказания.

Вопрос: То есть система наказания не работает?

Ответ: Мы видим, что не работает. Более того, все остальное общество заражается такими же мыслями. То, что система наказания не работает, мы видим на тех, кто выходит на улицы, все разрушает, бьет витрины, устраивает баррикады и так далее.

Вопрос: По-вашему, самого последнего преступника можно перевоспитать?

Ответ: Я думаю, что можно перевоспитать и дать им возможность самоуправления в таких городах. Они могут навести такой порядок, что будут завидовать все остальные, потому что между ними существует понятие чести. Надо понимать, что это серьезные люди, которые могут навести порядок.

Вопрос: Что должно перевернуться в мышлении правоохранительных органов, в мышлении обвиняющих?

Ответ: Я думаю, что они должны посидеть вместо этих преступников. 🙂 И тогда у них изменится мышление. Невозможно быть по одну сторону и думать за другую. Я, конечно, сказал это в шутку, но в ней есть доля правды.

Реплика: Вы всегда говорили, что в свое время система судей была абсолютно другая. Судьями становились те, кто просто не мог взять взятку.

Ответ: Судья – это была самая высокая должность. В принципе, и по сей день считается, что судья должен получать хорошую зарплату, должен быть охраняемым, независимым. Но какая сегодня может быть независимость, если все судьи подчиняются правительствам, все находится в сговоре одно с другим, "рука руку моет" и т.д.?

Реплика: Раньше судье не надо было много платить…

Ответ: Дело не в этом. Они действительно были независимыми.

Вопрос: А как это получалось? Что это за идеальный образ судьи?

Ответ: Судья очень дорожил своим местом. Он дорожил общественным мнением, которое все время настраивалось так, что судья находится выше всех, даже выше короля или царя. Судья – наравне с Творцом. Это можно видеть в Торе, в "Книге Судей". Это высшая должность в государстве.

Вопрос: Можно воспитать таких людей в нашем эгоистическом мире?

Ответ: Для этого надо воспитывать. Нужна система воспитания – не тюремная и не эта общественная, разболтанная. Но это можно.

Вопрос: Вы считаете, то, что хотят сделать в Британии, – это шаг к воспитанию?

Ответ: Пускай пробуют. Но для того чтобы строить правильную систему, ее должны строить правильные люди. Я никак не надеюсь на то, что у них это получится. Создавать такую систему должны люди с другим мышлением.

Вопрос: То есть все-таки тупик?

Ответ: Да. Пока не обратятся к каббалистам, им ничего не поможет.

Удачи, господа англичане!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 16.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Насильника исправит не тюрьма

Города-убежища

Приговор судьи – это рецепт для исправления

WhatsApp-образование не работает!

Обречены ли подростки на спиртное, наркотики и "сексуальное раскрепощение" уже в восьмом классе?

2019-09-13_whatsapp

Вовсе нет. Просто мы, родители, отказываемся понять, что методами WhatsApp растить детей невозможно. Прежде чем нас разбудит беда, пора проснуться самим и поставить во главу угла просвещение. Их и наше.

Израильская пресса последних недель изобилует материалами о "ситуации с молодежью". Национальный штаб по борьбе с алкоголизмом и наркоманией поставил страну перед новыми фактами: подростки 7-11 классов участвуют в вечеринках, где спиртное течет рекой, а секс переходит все границы.

Вот что говорит об этом д-р Йоси Арэль-Фиш, специалист по опасному подростковому поведению: "Очень опасно сочетание алкоголя, гормонов, полового созревания и отсутствия взрослых, отвечающих за происходящее. Если раньше молодежь немного выпивала во время развлечений, то сегодня выпивка – и есть цель развлечения". 

Компании собираются в циммерах с джакузи, в роскошных лофтах или на природе, в "неокультуренных" лесах. Заканчивается "детское время", опустошаются бутылки, летит на пол одежда, и атмосфера электризуется.

Родители, как правило, не знают о "мероприятии", или не желают знать. Иногда спокойнее себя чувствуешь, не задавая лишних вопросов…

Взрослые привычно называют молодежь "равнодушной", "холодной", "отчужденной". Один из модных нынче эпитетов – "поверхностная". "Поколение экранов" – классика жанра. За этим неприглядным фасадом кроется еще более неприглядное содержание – по сути своей, бомба замедленного действия. Исследования Мичиганского университета указывают на 80-процентное снижение эмпатии, способности сопереживать друг другу.

"Наши дети менее человечны, а мы этого даже не замечаем", – заявил недавно антрополог Тамир Леон.

Он прав, но только во второй части. Мы действительно не видим того, что происходит с подрастающим поколением.

Проблема не в них

Именно так. Проблема в нас, родителях.

Ничто не происходит просто так. Не бывает "хорошей молодежи" и "плохой молодежи". Каждое поколение есть результат полученного им воспитания. Каждое испорчено в меру того, насколько его "недоглядели". Вот и выходит, что мы сами навлекаем на себя беду.

Ведь мы могли бы создать совсем другой мир. Но увлеклись погоней за комфортом, за карьерой, за "самореализацией", за статусом, за социально "прописанными" материальными ценностями… И по пути проморгали детей, они утекли как вода сквозь пальцы.

Каждый по отдельности может на это возразить, но все вместе, коллективно, мы не отыщем веских оправданий. Где мы были, когда они ушли из дворов, забросили футбол по вечерам, отказались от "древних" безмоторных велосипедов, распрощались навсегда с природой – и погрузились в трехмерные проекции HD, в двумерные отношения с алкогольно-наркотическим душком? Где мы были, когда экраны отучали их соприкасаться, понимать друг друга, думать, чувствовать?

Вместо того чтобы готовить им счастливую жизнь, мы сдавали их в школу, и они получали там знания. Но знания не о мире как единой, интегральной системе, а о том, чего хотеть в рамках потребительского общества, как в нём устраиваться, зарабатывать, преуспевать. Это, конечно, нелишнее, но для подлинной жизни, для развития детям нужно было нечто совсем иное.

Мы создали вокруг них искаженную реальность, в которой есть всё, кроме главного. Бесчисленные нити между человеком и гаджетами – и ни одной нити между человеком и человеком, от сердца к сердцу. Наоборот, школа в наши дни стала рассадником большинства тех "вирусов", которые портят детей.

В результате всё больше подростков видят в окружении только конкурентов, либо не видят никого в упор. Они достаточно умны, чтобы отделять наши красивые слова от наших дел – от реальных примеров, которые подаются им ежесекундно на улице, по телевизору, в интернете, в новостях. Они чётко улавливают главный посыл взрослых – вечную грызню, сдобренную соусом лицемерных поучений. И, разумеется, они хотят победить в этой грызне.

От образования к просвещению

Как вы думаете, чтó случится через поколение? Через десять, двадцать лет? Что случится, когда не они будут жить в нашем мире, а мы – в их? И стоит ли дожидаться этого "светлого будущего"? Или уже сейчас стоит заняться настоящим воспитанием, просвещением, формированием личностей, умеющих выстраивать человеческие отношения.

Подростки в беде. Они умеют говорить, но часто не умеют общаться. Они растут, но часто не развиваются. Они живут в обществе, но видят его раздробленным, не связанным воедино. В семимиллиардном мире они не знают, как создавать для себя крепкое, надёжное окружение.

Исследования показывают, что дети и подростки неспособны даже просто поговорить между собой по душам. Это одна из причин, которые толкают их к сигаретам и спиртному. Алкоголь заглушает боль, заливает пустоту внутри.

Им надо научиться контактировать, "контачить". Кстати, это отвечает одной из современных задач, которая требует умения работать в команде. Да и вообще, в глобальном мире люди должны уметь вместе трудиться, вместе выстраивать достойные отношения, закладывая в их основу доверие, взаимодействие, взаимопонимание.

Так почему же наша образовательная система по уши занята экзаменами, тестами PISA, конвейером производства "математиков", "химиков" и прочих адептов технократии?

На конвейере Человека не соберешь – тут нужна ручная сборка.

Раскрыть себе себя

Человеку, вступающему в жизнь, надо научиться понимать себя и окружающих. Ему необходимы инструменты, чтобы справляться с порывами, вспыхивающими в нём и в других. Он не догадается сам, как выстраивать отношения с партнёром, как создавать здоровую семью, как поддерживать теплые отношения в обществе.

И потому уже ребенком человек должен видеть и чувствовать, как школа обучает его науке жизни, мудрости социального согласия, как она готовит его к сложным реалиям 21-го столетия.

Школе нужна атмосфера позитивной социальной динамики, базирующаяся на семинарах, играх и других пунктах учебной программы. Такой подход позволит ребенку стать, своего рода, "психологом самому себе", изучить собственную природу, раскрыться и познакомиться с собой. Это знакомство обеспечит ему впоследствии успешные шаги по жизни.

Сегодня молодежь считывает со своих экранов извращенную картину реальности, дурные поведенческие шаблоны, искусственные стандарты красоты. Подростки безотчетно ожидают, что увиденные ими сцены и ситуации будут воплощаться в жизнь. Либо сами безотчетно воплощают увиденное, думая, что они самостоятельны.

Здесь требуются не экзамены и не формалистика, а наставничество. Школа должна стать посредником, понимающим, какие гормональные бури бушуют в ученике, и помогающим ему постигать внутренний мир двух полов в духе взаимного уважения, чуткости и деликатности. Ведь на поверку, большинство проблем проистекают из того, что мы элементарно не понимаем друг друга.

Подростку необходимо твердое ощущение, что ему есть с кем поговорить, что к нему прислушаются, что он не одинок, что другие проходят через аналогичные этапы взросления и потому нет никаких причин стыдиться, замыкаться, бравировать, срываться в гнев или в отрицание…

Тут нужны настоящие наставники, профессионалы. А иначе подросток остаётся перед стеной: школа показательно игнорирует его внутренний мир – и ему непонятно, чтó он здесь делает. В результате фрустрация у многих накапливается день ото дня. А часы тикают.

Планета одиночного заключения

Мы их недооцениваем. Именно в таком, казалось бы, безучастном поколении с притупленной эмпатией зреют и вскрываются ключевые вопросы о смысле жизни. Вопросы, готовые распахнуть подросткам окно в мир, намного более глубокий, чем тот, к которому мы привыкли.

Но для этого, вместо того чтобы корить их и предъявлять им ветхие требования, надо их любить – такими, какие они есть. Надо объяснять им, чтó с ними происходит, какие прекрасные плоды принесет им это развитие и почему сейчас они ещё не в силах найти себе настоящее применение и удовлетворение.

А значит, нам самим тоже надо наверстать упущенное, восполнить пробелы в знаниях о жизни и её задачах.

Если же взглянуть шире, за вырванными из контекста явлениями мы разглядим закономерность. То, что происходит между подростками и между нами, суть части естественного процесса, этапы роста. Человеческое эго растет, меняется и, как следствие, ширятся пропасти внутри поколений и между ними. Именно эгоизм ослабляет нашу восприимчивость друг к другу, зомбирует технологиями, изолирует, разводит всех по углам, по пузырям, по раковинам, по камерам…

Но это только промежуточный этап, полустанок на внутреннем пути. Ведь мы пришли в мир не для того, чтобы перестукиваться через стены, а для того, чтобы преодолевать их, подниматься над всем, что нас разделяет, и протягивать связь от сердца к сердцу. Но протягивать её через другое измерение разума и чувства, лежащее вне материальной реальности и именно поэтому всегда доступное, без всяких логинов и паролей.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ynet: Кому нужно воспитание?

Ynet: Как остановить эпидемию одиночества наших детей

Взгляд на растущее поколение, ч.4

Беседы о новой жизни, ч.1158

Беседа на тему "Движение и развитие", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1157

Беседы о новой жизни, ч.1156

Беседы о новой жизни, ч.1155

Беседы о новой жизни, ч.1157

Беседа на тему "Познать себя", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.1156

Беседы о новой жизни, ч.1155

Беседы о новой жизни, ч.1154

Воспитать человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как исправить человека, который намерен убивать, грабить, совершать разные преступления?

Ответ: Человека, который желает убивать, грабить и т.д. надо поместить в общество, которое будет показывать ему, как правильно взаимодействовать с социумом, и тогда все придет в норму. Все зависит от окружения, ни от чего другого.

Естественно, что это окружение должно иметь и кнут, и пряник. Таким образом можно, в принципе, воспитать любого человека. Но не изолировать его от общества, т.к. этим вы лишаете его возможности измениться.

Если такой человек вышел из общества, значит, общество обязано его исправить.

Из урока на русском языке, 07.07.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как исправлять мир?

В чем заключается наше исправление?

Правильное воспитание человека

Страница 1 из 35412345...Последняя »