Записи в разделе 'Заповеди'
Нельзя = невозможно

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть такая заповедь: не произносить имя Творца попусту. Почему?

Ответ: В каббале "не делать" равносильно "невозможно". Ты не можешь воспроизвести имя Творца, потому что для этого ты должен правильно настроить себя и сделать из себя подобие Творца.

То есть "нельзя" – это просто невозможно. Невозможно раскрыть Творца, если ты не объединяешься с другими людьми, иначе Он просто не проявляется.

Вопрос: Где проявляется Творец? Где его искать?

Ответ: Между людьми.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 07.06.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десятка и имена Творца

Четырехбуквенное имя Творца

Не произноси имя Творца попусту

Убить или покрыть любовью (клип)

Из письма: "С одной стороны, вы призываете покрыть зло любовью. С другой, вспоминаете слова из Библии: "Если пришли убить тебя, убей его первым".

Смысл указаний Творца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В этом мире вокруг меня огромное количество людей. Какие-то из них талантливые, богатые, счастливые, а какие-то наоборот, бедные, несчастные, больные. Так хочется сказать, что этих людей Творец наградил, а тех наказал. Правильно ли так рассуждать?

Ответ: Но это твои суждения. Откуда ты знаешь, в чем заключается вознаграждение и наказание? Откуда ты знаешь абсолютное значение отношения Творца к человеку?

Даже в Торе сказано: "Тот, кто не бьет своего сына, тот его ненавидит". То есть имеются в виду не побои, а то, что ты все-таки должен давить на него, чтобы сделать из животного человека.

Вопрос: Значит, если человек не видит всю программу творения, он не может на определенном этапе своего развития и всего человечества сделать выводы о вознаграждении и наказании?

Ответ: Нет, никак! Но для этого нам даны списки указаний, на которые мы можем ориентироваться. Хотя мы еще не постигли их истины, но можем все-таки сконцентрироваться на них.

Реплика: Проблема в том, что каждый понимает их по-своему.

Ответ: Это действительно зависит от того, насколько развит человек. Но именно в этом-то и смысл этих списков, что человек ошибается в той мере, в которой он не сливается с ними, насколько он не воспринимает указания.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 31.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методом проб и ошибок

Заслуженное и незаслуженное наказание

Как мы определяем вознаграждение и наказание

Переводить знания в чувства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое десять заповедей?

Ответ: После того, как ты выходишь из египетского рабства, т.е. из-под власти эгоизма, ты начинаешь принимать на себя другие формы связи между собой и Творцом, между собой и другими. Действие выше своего эгоизма называется заповедью.

Вопрос: То есть структура из десяти сфирот получает десять ударов, и после этого я выполняю десять действий, чтобы связаться с Творцом?

Ответ: Допустим. Да.

Реплика: Сложно всё, непросто. Вообще мир, конечно, сложная система.

Ответ: Не думаю. Просто мы не желаем перевести это в чувства. Тогда все было бы очень просто. Самое главное – не оставлять это в голове, в каких-то расчетах, а переводить в ощущения.

Вопрос: Но что значит "не желаем"? Все желали бы почувствовать Творца. Не получается.

Ответ: Ты можешь это почувствовать только в том случае, если пожелаешь подняться над своим эгоизмом, действовать вопреки ему. И это движение ты должен будешь культивировать в себе, может быть, много лет. 

Вопрос: Почему у человека все равно есть ощущение, что существует он и Творец? Почему у нас нет естественного осознания: для того чтобы раскрыть высшую силу должно быть, как минимум, десять человек. В обществе нет такого. Наоборот, если хочешь раскрыть Творца, надо уединиться, и вообще считается, что это нечто внутреннее, скрытое. При чем тут еще какие-то люди? Почему я должен делить с ними Творца?

Ответ: Ты должен это делать для того, чтобы не обманывать себя, чтобы четко видеть, приходишь ли ты к свойству отдачи и любви или нет. Если ты можешь это сделать относительно других людей, то достигнув этого свойства, ты будешь так же относиться к Творцу.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 10.05.2022

Предыдущие сообщения на эту тему:

Удары по эгоизму

Десять Заповедей и Акт Творения

Заповеди – законы мироздания

ТВ программа "Мир. Благословения"

Ведущая программы – Норма Ливне, тележурналист.

2020-11-17_laitman_livne

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

ТВ программа "Мир. Наследие АРИ"

ТВ программа "Мир. Духовное лидерство"

ТВ программа "Мир. Древо жизни"

Тайны вечной книги. Ложное свидетельство (клип)

Ложное свидетельство

"Слушай жену свою", но "не множь разговоры с женой" (клип)

С одной стороны говорится: "Слушай жену свою"; с другой стороны: "Не множь разговоры с женой". Как это совместить? Речь идет о женском желании получать, с которым нужно как можно меньше контактировать. Бери от него только то, что поможет тебе в желании отдавать. Поэтому здесь нет никакого противоречия.

Намеки на духовные свойства и действия

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Пурим по традиции едят сладкие пирожки, форма которых напоминает карманы Амана. Это такой символ?

Ответ: В нашем мире существует связь корня с ветвью. Поэтому мы должны всё это каким-то образом отобразить в ветвях. Народ должен быть привязан к таким вещам.

Вопрос: Разве не примитивно, что мы в XXI веке выполняем эти традиции?

Ответ: Я считаю, что наш век самый примитивный из всех предыдущих веков. Чем больше мы развиваемся, тем больше растет наш эгоизм. Поэтому мы вдруг начинаем чувствовать себя какими-то большими, критикуем предыдущие века, ученых и всех прочих. А ведь они гораздо лучше нас разбирались в структуре миров, сил творения.

Они знали эти корни, видели их, угадывали, понимали, с чем имеют дело. И не для того, чтобы сделать из этого какой-то исторический рассказ, а чтобы включить в систему исправления, чтобы каждое поколение делало свою корректировку и постепенно мы пришли бы к полному исправлению, которое называется "Пурим". 

Вопрос: Поэтому они ввели в народ традицию есть сладости в виде "карманов Амана"?

Ответ: Конечно. Это всё сделали великие каббалисты. В этом есть несчетное количество всевозможных намеков на духовные свойства и действия, которые мы должны совершить.

Вопрос: В Пурим принято дарить подарки. В честь чего? В честь радости?

Ответ: Да, ведь когда мы соединяемся между собой, мы наполняем друг друга: я тебя, ты меня. А каждый отдельно не может наполнить самого себя.

Праздник Пурим – это конечное исправление. Творец создал эгоизм, злое начало, которое полностью исправляется.

Из ТВ программы "Духовные состояния. Пурим – внутренний смысл праздника"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свойство "Аман"

Когда добро и зло сливаются воедино

Под маской скрытия

Почему так трудно понять Тору

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Если мы говорим, что в Торе все написано аллегорически, но вместе с тем признаем, что был такой народ, был выход из Египта, Земля Израиля, и сегодня мы претендуем на нее, то получается, что когда выгодно, люди говорят "аллегория", а когда нет – что так было на самом деле.

Ответ: Эти люди не имеют отношения к каббале, поэтому мне с ними не о чем говорить. Какая аллегория? Каббала говорит о законах природы, о ее истинных законах.

Я смотрю не на то, что пишут историки, а на то, что передается нам из поколения в поколение. И это всегда подтверждается.

Меня не интересует, что с этим не согласны университетские ученые. Хотя я сам, защитив докторат по каббале, в некоторой степени, отношусь к ним, но меня не интересуют их выводы, поскольку они опираются на то, что им выгодно, чтобы подтасовать какие-то факты, сказать якобы что-то новое. Я встречался и с американскими учеными, и с российскими, и с израильскими, и вижу, как они работают.

Реплика: Есть такие, конечно. Но я привожу в пример простые факты. Написано: "В шесть дней создана вся Земля и вся вселенная". Мы понимаем, что этого не может быть. Или сказано: змей стоял на двух ногах. Понятно, что это аллегория.

Ответ: Абсолютная. 

Вопрос: Объясните, когда это аллегория, а когда нет? Разве десять египетских казней – это закон природы? Это какая-то непонятная мистика. Что там происходит?

Ответ: Тора говорит только о том, что происходит внутри человека.

Реплика: Но ведь мы, основываясь на всех исторических фактах, претендуем на государство Израиль. Вся история построена на том, что существует такой народ.

Ответ: Потому что эти события на самом деле происходили здесь. Это доказывают и раскопки, и все прочее.

Вопрос: Так что же все-таки было, а чего не было? Что аллегория, а что нет? Что внутри человека, а что нет? Как это правильно понять?

Ответ: Народ Израиля какое-то время жил в Египте, вышел оттуда и основал свое государство. Он существовал в течение более тысячи лет, а потом рассыпался по всему миру.

Вопрос: Действительно, мы видим, что был Храм, сохранились его остатки и т.д.  Так значит, это не аллегория, это существовало?

Ответ: Да.

Вопрос: Значит, можно сказать, что Тора – это исторический рассказ?

Ответ: Нет. Тора не говорит об истории. В ней рассказывается всего лишь о сорокалетнем периоде в жизни народа, и о том, что было до этого. Она заканчивается на входе в Землю Израиля, когда умирает Моше. А переход народа Израиля через Иордан, вход в Землю Израиля и ее освоение – это уже не Тора, а "Пророки" и "Святые писания".

Они описывают исторические периоды. Этим книгам надо верить, несмотря на то, что они кажутся нам, может быть, неточными или какими-то нереальными. Хотя бы к их описаниям надо относиться серьезно и не придумывать под них какие-то свои объяснения.

Проблема в другом: люди вообще не понимают, о чем говорится в Торе. Они считают, что она указывает, как выполнять заповеди в нашем мире: убой скота, поддержка различных условий в Храме и т.д.

Надо понимать, почему и для чего так написано. Здесь говорится только о внутреннем состоянии человека, о том, как он должен себя исправить, чтобы самому стать Храмом, чтобы все его неживые, растительные, животные и другие "ингредиенты", если можно так сказать, разум и сердце, мысль и желание, пришли в правильное состояние с целью соединения с ближними и достижения состояния абсолютной любви.

Вопрос: Получается, что все животные и растения, описанные в Торе – это уровни желания?

Ответ: Только лишь.

Вопрос: Допустим, приносить жертву – это значит взять какое-то свое животное эгоистическое желание, принести в жертву и подняться на уровень "человек". Так это надо понимать?

Ответ: Только. Очень трудно понять, что такое Тора. Если в ней говорится, что "возлюби ближнего как себя" – это самый главный закон Торы, а все остальное, как сказал Гилель, только лишь его объяснение, – где ты видишь, чтобы это выполнялось?

Отсюда нам понятно другое: мы вообще не придерживаемся Торы, не выполняем ее, не понимаем ее внутреннего смысла – его в нас нет.

Вопрос: Что значит "возлюби ближнего как себя", если речь идет только обо мне одном?

Ответ: То, что ты должен привести себя в такое состояние.

Вопрос: А кто во мне этот ближний?

Ответ: Все твои внутренние состояния, которые, как тебе кажется, существуют снаружи.

Вопрос: Я должен возлюбить свои внутренние состояния?

Ответ: Да. И через них Творца. Потому что от любви к ближнему надо прийти к любви к Творцу.

Вопрос: А тех людей, которых я вижу вне себя, я тоже должен возлюбить?

Ответ: И вне себя – обязательно! Исправляя себя, ты должен исправить свое воззрение на мир так, чтобы оказалось, что ты любишь всех.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тора – инструкция, как прийти к любви

Важно понять, о чем говорит Тора

О чем повествует Тора?

Тора – инструкция, как прийти к любви

каббалист Михаэль ЛайтманГоре тому человеку, который говорит, что Тора дана для того, чтобы просто рассказывать истории о событиях житейских – о Эсаве, Лаване и так далее.

В таком случае даже в наше время мы можем написать Тору о свершающихся событиях, даже более привлекательных, чем те. Если Тора призвана рассказать о происходящем в мире, то взять даже правящих в мире, – случаются между ними вещи более примечательные.

Если так, давайте проследим за ними и сделаем из них Тору сообразно этой. Но все события в Торе – это высшие тайны.  (Книга Зоар, Глава Бэаалотха, п. 58)

Проблема в том, что люди не понимают Тору, не понимают, что она описывает законы природы, которые мы должны выполнять, чтобы существовать в правильном соотношении, в правильном объединении с природой.

Самый главный ее закон – это "возлюби ближнего". Так и сказано: "Возлюби ближнего как себя" – основной закон Торы". Для человека, стремящегося его выполнять, этот закон включает в себя все остальные законы Торы. 

Реплика: Это очень странно, потому что в Торе пишется, в основном, об убийствах, а о любви вообще ничего не говорится.

Ответ: В ней говорится о том, как трудно "возлюбить ближнего как себя". Об этом и написана вся Тора.

Вопрос: Значит, Тора – это инструкция как прийти к любви к ближнему?

Ответ: Только лишь!

Вопрос: А что такое Десять Заповедей?

Ответ: Для того чтобы выполнить закон "возлюби ближнего", существует 613 (тарьяг) всевозможных под-законов. Они включены в десять заповедей, а те – в один основной закон.

Вопрос: Если взять хотя бы одну заповедь, допустим, "не укради", – о чем идет речь?

Ответ: "Не укради" – это естественно. Разве можно выполнять закон "возлюби ближнего" и красть? В этом законе есть более внутренние, более высокие, хотя и кажущиеся нам иррациональными правила. Но, в принципе, он начинается с чисто человеческих отношений.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 03.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовная карта, отпечатанная на сердце

Важно понять, о чем говорит Тора

Тора – это руководство к любви

Заповедь "Не возжелай жены ближнего"

каббалист Михаэль ЛайтманДесятая Заповедь гласит: "Не возжелай жены ближнего своего". Это значит, что ты обязан достичь такого состояния, когда изначально эгоистическое желание переделываешь на альтруистическое, полностью достигаешь свойства отдачи, называемое "получение ради отдачи", и все это огромное бесконечное желание становится "твоей женой".

А желать "жену ближнего" означает получать ради себя. Если ты направлен на Творца, то любые желания, которые направлены не на Него, являются запретными для тебя.

Этой заповеди соответствует Акт Творения: "Нехорошо человеку быть одному". Если ты хочешь достичь Творца, ты не можешь быть один. Ты должен подключить к себе, к свойству "Адам", всё огромное желание, которое называется женским. И только совместив экран с желанием, ты полностью уподобляешься Творцу.

Об этом и сказано: "Муж и жена, и Творец между ними", т.е. состояние, когда совмещаются эти два противоположных свойства, и Творец наполняет сосуд души.

Что касается нашего мира, то надо оставить любые надежды, что в нем произойдет что-то правильное, если мы не начнем духовно меняться. Тогда свыше поступят другие сигналы на наш мир, и он станет лучше. Но только как следствие духовного исправления! Никак иначе! 

Мы видим, как на протяжении тысяч лет мы пытаемся сделать здесь что-то хорошее, а в итоге просто разрушаем мир. Человечество находится в таком состоянии непонимания, отрешенности, растерянности и настолько устало, что не знает, что делать.

Я смотрю на людей, руководящих миром. Они хотят чего-то достичь, все время играют в какие-то закулисные игры, а на самом деле растерянны, как маленькие дети, которые стоят, не зная, где оказались, и начинают плакать. Вот такие мы сегодня в этом мире.

Поэтому сейчас распространяется наука каббала. Если мы раскроем для себя Десять Заповедей, то обнаружим себя вечными, совершенными, равными Творцу, и тогда увидим: всё, что мы прошли, было нам на пользу.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №11

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не желай жены ближнего"

"Не желай жены ближнего своего"

Прелюбодейство в духовном

Создать из себя подобие Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Заповеди "Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством" соответствует Акт Творения "И сказал Бог: "Создадим человека по образу нашему"".

Ответ: Здесь мы вплотную подходим к явлению Творца человеку. Ты должен точно исследовать и проанализировать, что же на самом деле является Творцом, что это за сила.

Это осознание зла собственной природы, вознесение человека над собой, чтобы его страдания и наслаждения не превалировали в нем над правдой и ложью. Чтобы правда всегда была выше, чем даже самые большие страдания. Это и есть ложь или истина.

Когда я могу проверить, что держусь за истину? Ведь в сердце я могу чувствовать наслаждение или страдание, а разумом воспринимаю всё как правду и ложь. 

Самое главное – чтобы правда, то есть движение к Творцу, к истине, к свету, к бесконечности, была выше, чем ложь, страдания и наслаждения. Меня ничем нельзя вывести из этих трех состояний относительно правды. Вот тогда все измеряется правильно. Тогда "не свидетельствуй ложно". Тогда ты точно знаешь, что ты себя правильно проверяешь, что ты сам себе судья, сам себе свидетель. 

Вопрос: То есть ложное свидетельство возможно в ощущениях? А на самом деле, на уровне правды и лжи может быть все наоборот?

Ответ: Да. А затем эта Заповедь разбивается на множество других свойств: создай себе суды, поставь себе стражников во всех своих воротах, чтобы не выскочить из направления на правильную цель.

Вопрос: Это контроль, который я устанавливаю внутри себя?

Ответ: Да. Поэтому мы говорим, что Десять Заповедей разбиваются на огромное количество, как любой закон.

Реплика: А почему в Акте Творения сказано: "Создадим человека по образу нашему"?

Ответ: Только таким образом ты и создаешь из себя подобие Творцу, когда из всех своих свойств ты по крупинкам собираешь правильные свойства относительно ненависти и любви, правды и лжи, наслаждения и страдания. Главное – чтобы была правда, и из этих частиц правды ты создаешь из себя образ Творца.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №11

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять Заповедей и Акт Творения

Общий образ: человек и Творец

Создадим Человека

Заповедь "Не укради"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Заповеди "Не укради" соответствует Акт Творения "Вот дал я вам всякую траву семяносную. То, что дал Я вам, и то, что поручил Я вам, вашим будет. И даже самой малости не украдите у другого".

Что это за трава семяносная?

Ответ: Люди должны расти, все время используя свои данные, точно так же, как появляется из земли растение.

Мы должны перевернуть землю, перепахать ее, т.е. обернуть свойство эгоизма на свойство альтруизма, добавив воду – свойство отдачи, свойство любви. Только тогда из семян, наших зародышей, получится следующий уровень. 

Земля представляет собой правильное окружение для растущего зерна.

Вопрос: А какая здесь связь с "не укради"?

Ответ: "Не укради" подразумевает "не действуй". Сделай так, чтобы из тебя что-то произросло в духовном, а не укради из духовного для себя. Чтобы у тебя было намерение на отдачу, и ты всегда рос вверх, а не ухватывал духовное для действий с намерением получать.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №11

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не укради

"Не кради"

Заповедь "Не кради"

Желания, не стремящиеся к исправлению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какова разница между "египтянами" и "большим сбродом"? Что хотят "египтяне" в нас? Это тоже эгоистические желания?

Ответ: Египтяне хотят просто хорошей жизни без всякой связи с Творцом. Это обычное потребительское отношение к нашему миру, как у большинства людей.

А есть люди, которые говорят: "Нет, мы будем выполнять то, чего желает от нас Творец", т.е. всевозможные заповеди. Желания Творца называются заповедями.

"Мы будем выполнять эти заповеди, но не для того, чтобы быть подобными Творцу, не ради свойства отдачи и любви (ведь все заповеди сводятся к "возлюби ближнего как себя"), а для того чтобы самим заработать будущий мир".

Вопрос: Когда происходило исчисление 12 колен, то большой сброд туда не вошел. Получается, что они вообще не относятся к исправлению? 

Ответ: Нет, большой сброд – это те желания, которые мы не хотим брать с собой из Египта, поднимать их оттуда. Мы не можем провести их через Конечное море. И хотя они гонятся за нами и пытаются нас силой возвратить в Египет, но мы идем дальше, а они или тонут в Конечном море, или возвращаются в Египет.

Вопрос: В "Большом комментарии" ("Мидраш Раба") написано, что "большой сброд" дал коней для колесниц фараона, чтобы догнать израильтян. Что это означает в духовной работе?

Ответ: Это значит, что они отдают всё любым эгоистическим силам, чтобы остановить тех людей, которые хотят выйти из Египта.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разница между желаниями "египтяне" и "большой сброд"

Три вида желаний внутри человека

"Богобоязненные" египтяне

Заповедь: "Не убий"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Шестая заповедь: Не убий.

Высшая сила, Бог говорит: "Не убий". С другой стороны, когда народ заходил в землю Израиля, Он сказал: "Уничтожь всех, кто живет там, от стариков до детей и животных, всех-всех ты должен уничтожить".

Ответ: Заповедь "Не убий" подразумевает "не убить человека в себе". А всего остального она не касается. Даже самый великий царь Израиля Давид воевал 40 лет и принимал непосредственное участие в битвах, в которых ежедневно погибали десятки тысяч людей.

Поэтому нам надо понимать, что значит "Не убий". В нашем мире тот же Творец создал такие условия, что без "убий" невозможно обойтись. Мир практически стоит на убийствах. Ты убиваешь животных. Ты убиваешь людей. Ты убиваешь себя. Ты всё убиваешь. Так что, "не убий" – это красивые слова, которыми мы можем крутить, как угодно.  

В Торе имеется в виду "не убий человека в себе". А все остальные проблемы, которые есть между нами в нашей жизни, мы должны исправлять постепенно. Нет абсолютного закона "не убий". Даже существует закон, когда за определенное преступление человека приговаривают к смертной казни.

Согласно Торе, есть четыре вида смерти: побиение камнями, повешенье, удушение и сожжение.

Любой закон в нашем мире исходит не от Творца, а от людей. К нему всегда есть еще толстенное приложение, которое объясняет букву закона. 

Вопрос: Но существует, например, закон притяжения. Разве эти законы физики имеют еще какие-то приложения?

Ответ: Нет. Ты говоришь о физическом проявлении, которое мы называем законом природы. Он не зависит от нас и выполняется непосредственно, хотим мы этого или нет.

А заповедь – это закон, который дан человеку для выполнения, чтобы соответствовать Высшей природе, которую ты явно не видишь, но в которой эти законы проявляются так же, как закон тяготения в нашем мире.

Духовные законы – это законы существования и функционирования исправленной души. То есть, ты раскрываешь эти законы в себе.

Вопрос: Можно ли сформулировать хотя бы один центральный закон?

Ответ: "Возлюби ближнего как себя" – это общий закон природы. Он находится на уровне выше того, что мы можем наблюдать своими земными свойствами.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №11

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не убивай"

Не дай убить себя!

"Не убивай"

Страница 1 из 2312345...Последняя »