Записи в разделе 'Заповеди'
Желания, не стремящиеся к исправлению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какова разница между "египтянами" и "большим сбродом"? Что хотят "египтяне" в нас? Это тоже эгоистические желания?

Ответ: Египтяне хотят просто хорошей жизни без всякой связи с Творцом. Это обычное потребительское отношение к нашему миру, как у большинства людей.

А есть люди, которые говорят: "Нет, мы будем выполнять то, чего желает от нас Творец", т.е. всевозможные заповеди. Желания Творца называются заповедями.

"Мы будем выполнять эти заповеди, но не для того, чтобы быть подобными Творцу, не ради свойства отдачи и любви (ведь все заповеди сводятся к "возлюби ближнего как себя"), а для того чтобы самим заработать будущий мир".

Вопрос: Когда происходило исчисление 12 колен, то большой сброд туда не вошел. Получается, что они вообще не относятся к исправлению? 

Ответ: Нет, большой сброд – это те желания, которые мы не хотим брать с собой из Египта, поднимать их оттуда. Мы не можем провести их через Конечное море. И хотя они гонятся за нами и пытаются нас силой возвратить в Египет, но мы идем дальше, а они или тонут в Конечном море, или возвращаются в Египет.

Вопрос: В "Большом комментарии" ("Мидраш Раба") написано, что "большой сброд" дал коней для колесниц фараона, чтобы догнать израильтян. Что это означает в духовной работе?

Ответ: Это значит, что они отдают всё любым эгоистическим силам, чтобы остановить тех людей, которые хотят выйти из Египта.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Разница между желаниями "египтяне" и "большой сброд"

Три вида желаний внутри человека

"Богобоязненные" египтяне

Заповедь: "Не убий"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Шестая заповедь: Не убий.

Высшая сила, Бог говорит: "Не убий". С другой стороны, когда народ заходил в землю Израиля, Он сказал: "Уничтожь всех, кто живет там, от стариков до детей и животных, всех-всех ты должен уничтожить".

Ответ: Заповедь "Не убий" подразумевает "не убить человека в себе". А всего остального она не касается. Даже самый великий царь Израиля Давид воевал 40 лет и принимал непосредственное участие в битвах, в которых ежедневно погибали десятки тысяч людей.

Поэтому нам надо понимать, что значит "Не убий". В нашем мире тот же Творец создал такие условия, что без "убий" невозможно обойтись. Мир практически стоит на убийствах. Ты убиваешь животных. Ты убиваешь людей. Ты убиваешь себя. Ты всё убиваешь. Так что, "не убий" – это красивые слова, которыми мы можем крутить, как угодно.  

В Торе имеется в виду "не убий человека в себе". А все остальные проблемы, которые есть между нами в нашей жизни, мы должны исправлять постепенно. Нет абсолютного закона "не убий". Даже существует закон, когда за определенное преступление человека приговаривают к смертной казни.

Согласно Торе, есть четыре вида смерти: побиение камнями, повешенье, удушение и сожжение.

Любой закон в нашем мире исходит не от Творца, а от людей. К нему всегда есть еще толстенное приложение, которое объясняет букву закона. 

Вопрос: Но существует, например, закон притяжения. Разве эти законы физики имеют еще какие-то приложения?

Ответ: Нет. Ты говоришь о физическом проявлении, которое мы называем законом природы. Он не зависит от нас и выполняется непосредственно, хотим мы этого или нет.

А заповедь – это закон, который дан человеку для выполнения, чтобы соответствовать Высшей природе, которую ты явно не видишь, но в которой эти законы проявляются так же, как закон тяготения в нашем мире.

Духовные законы – это законы существования и функционирования исправленной души. То есть, ты раскрываешь эти законы в себе.

Вопрос: Можно ли сформулировать хотя бы один центральный закон?

Ответ: "Возлюби ближнего как себя" – это общий закон природы. Он находится на уровне выше того, что мы можем наблюдать своими земными свойствами.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №11

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не убивай"

Не дай убить себя!

"Не убивай"

"Отец твой – Солнце, а мать твоя – Луна"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Пятая заповедь: "Оказывай почтение отцу своему и матери своей". Этой заповеди соответствует Акт Творения: "Да будут светила на своде небесном. И эти светила: отец твой – Солнце, а мать твоя – Луна".

Ответ: АБА вэ-ИМА – это верхние отец и мать. Они символизируют Солнце и Луну, которые воздействуют на Землю, крутят ее, заставляют развиваться, порождать растительный, животный и человеческий мир.

В итоге эти два великих светила: Солнце – свет Хохма, Луна – свет Хасадим, как наши отец и мать, развивают нас до уровня, когда мы с помощью света Луны (Хасадим) вбираем в себя весь свет Солнца (Хохма).

Вопрос: А кровных папу и маму надо уважать?

Ответ: Их надо уважать в наших земных рамках. Возможно, эта заповедь звучит как какая-то этика и не более того. Мы видим в нашем мире, как животные очень быстро отделяются от своих родителей через несколько месяцев или, может быть, полгода-год, и всё.

А у человека существует чисто эгоистическая привязанность между детьми и родителями. Дети эксплуатируют родителей, и получается такая взаимосвязь. Нам кажется, что это хорошее, доброе свойство. На самом деле это явный эгоизм с обеих сторон. 

Реплика: Сказано в Книге Зоар: "Отец твой – Солнце, мать твоя – Луна". Это наши настоящие родители?

Ответ: Да, ведь именно от них, наших духовных отца и матери, нисходит на нас высшее управление, с помощью которого мы становимся людьми.

Мы впитываем в себя всю силу, весь свет, все их свойства и доходим до их уровня, то есть поднимаемся до уровня Хохмы и Бины, полного взаимодействия между ними, и становимся равным Творцу.

В итоге мы сами начинаем управлять и луной, и солнцем, этими двумя источниками жизни относительно нашей души.

Впитав в себя все свойства Хохмы и Бины, мы становимся равными Кетэр – наивысшей стадии Творца.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Чти отца своего и мать свою"

"Чти отца своего и мать свою"

Два великих светила

Взрастить из себя Адама

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Заповеди "Помни день субботний, чтобы освятить его" соответствует Акт Творения "Да произрастит земля поросль и траву".

Ответ: "Земля" ("адама") происходит от слова "домэм" – нечто неживое, абсолютно мертвое, прах. С другой стороны, здесь имеется в виду "Адам": земля, из которой возрастает Адам – подобный Творцу.

Когда ты думаешь о субботнем дне, к которому тебе надо прийти, как к завершению всей эпопеи существования в этом мире, ты начинаешь расти. Тогда в тебе появляется духовный росток, который постепенно увеличивается и становится деревом.

Человек называется деревом, подобным Творцу. То есть растение олицетворяет собой нечто изменяющееся.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Помни день субботний"

Суббота - символ полного исправления

Да произрастит земля зелень

"Помни день субботний"

каббалист Михаэль ЛайтманПомни день субботний, чтобы освятить его. (Книга Зар)

Суббота – это шаббат от слова "лишбот" ("отдыхать", "прекращать работу"). Это не забастовка, а резкое прекращение всякой деятельности, которая подразумевает под собой действия по исправлению души.

Состояние достижения полного исправления души называется "шаббат". В течение долгой истории существования мира мы идем к тому, чтобы исправлять свою душу. Сейчас этим начинает заниматься первое поколение, поэтому каббала раскрывается для всех.

Сегодня в мире возникает отрешенность, проявляется его глобальность, и всё только для того, чтобы привести человека к полному разочарованию, к необходимости раскрыть свою душу и начать ее развивать.

Можно сказать, что сейчас мы находимся в канун Субботы. То есть от первого проявления Творца Адаму, который жил 5781 год назад, и до завершения всей программы, длиною в 6000 лет, остается всего лишь 219 лет. Но можно и раньше достичь состояния "Суббота". 

В таком состоянии весь мир поднимается на следующий уровень, в ощущение вечности, бесконечности, совершенства. 

Мы можем достичь этого критического перехода очень легким, красивым путем, если объясним всем, что позволяет нам сделать наука каббала, и как это легко и просто реализовать.

Если же не пожелаем идти легким путем, мы все равно будем обязаны достичь Шестого дня – состояния вечности, совершенства, восхождения душ – только путем очень сильных, резких, драматических событий, включая, возможно, и мировые войны.

"Помни день субботний" – имеется в виду: помни, что здесь мы находимся во временном состоянии и должны произвести все исправления в течение нашей жизни, чтобы достичь вечного и совершенного состояния. Поэтому "помни" означает "реализуй". Ты должен каждое мгновение реализовывать эту идею и двигаться к ней.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Субботнее исправление

Духовная суббота

Суббота - символ полного исправления

Малхут – место свидания с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Заповеди "Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе" соответствует Акт Творения "Да стекутся воды под небесами в одно место".

Ответ: Небеса – это свойство Бины, откуда нисходит весь высший свет, и эти потоки (всего их 32) потихоньку спускаются в одну общую душу, которую мы вместе должны собрать из себя. 

Мы, как правило, собираем все свои деяния, мысли, чувства в одно и устремляем к Творцу. А здесь говорится о том, что Он устремляет все свои потоки вод к нам, к Малхут.

Малхут – это то духовное место, где собираются все души, желающие войти в контакт с Ним. Там место свидания с Творцом. К нему устремляемся и мы, и потоки вод от Творца. 

Высшие воды – это Высший свет, свет Хасадим (свет милосердия).

По сути, все Заповеди, которые повторяются двояким образом, соотносясь с Актом Творения, сначала говорят о движении снизу-вверх – от душ к месту встречи с Творцом, а потом – от Творца к этому же месту встречи с душами, поясняя, как мы должны прийти к нашему общему месту свидания.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

"Да будет Мое имя на вас"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему нельзя произносить четырехбуквенное имя Творца "Йуд Кей Вав Кей"?

Ответ: "Нельзя" в каббале означает "невозможно".

Нельзя произносить, потому что оно не имеет реализации в языке, и реализуется только внутри духовного желания. Есть десяток других имен Творца: Элоким, Адни, Шадай и т.д.

Имя Творца – вообще не значит, что это Его имя. Это я Его так называю из своих свойств, потому что во мне, внутри меня, душа состоит из четырех частей: Йуд, Кей, Вав, Кей. И когда я получаю в них свет, то у меня возникает комбинация из моих желаний и света. Это и называется во мне ощущением Творца или Его именем.

Я Его называю по своему ощущению. И потому в этом имени нет ничего особого, высокого, чтобы Его бояться. Наоборот, тебе надо Его достичь, войти в Него, чтобы оно стало именно твоим, как сказано: "Да будет Мое имя на вас".

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не произноси имя Творца всуе"

Четырехбуквенное имя Творца

"Когда имя Бога произносить буду…"

"Не произноси имя Творца всуе"

каббалист Михаэль ЛайтманНе произноси имени Господа, Бога твоего, всуе. (Книга Зоар)

Речь идет о полном и абсолютном направлении только на Творца. Не связывать Его ни в коем случае ни с какими другими действиями. Никак!

Наоборот, все действия, мысли, свойства, намерения должны быть устремлены к Нему! Неважно, какие они.

"Всуе" – имеется в виду: не растаскивай Его по частям для своей жизни. Направляй все только к Нему и на Его уровень. Тогда ты сам, вследствие своей работы увидишь, насколько этот мир создан для тебя, чтобы поднять тебя к Творцу.

Реплика: В принципе, эта фраза сама по себе звучит как суеверие.

Ответ: Нет! "Не произноси имя Творца всуе" означает: не дергай Его для себя по мелочам. Наоборот, все мелочи жизни устреми к Нему.

Все свои действия, мысли, чувства, чаяния, планы человек должен сопоставить с тем, что Творец – один, единственный, и к Нему необходимо прийти.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Не произноси имя Господа попусту"

Не произноси имя Творца попусту

Что просить у Творца?

"Да будет небосвод посреди вод"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Заповеди "Да не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим" соответствует Акт Творения "Да будет небосвод посреди вод".

Ответ: "Да будет небосвод посреди вод" означает, что должно быть четкое разделение на тех, кто увлекает тебя в другую сторону от Творца, и на тех, кто помогает тебе. Ты должен определить, кто помогает, а кто – нет, и даже сделать своих якобы врагов помощниками в этом движении к Нему.

В итоге "небосвод" должен стать границей, через которую ты постоянно переводишь к Нему все, что у тебя есть в этом мире, все, что есть в тебе и в окружающих. Ты все относишь к Нему!

Вопрос: А потом и небосвод не потребуется?

Ответ: Да. Он опускается на уровень нашей земли, и все становится одним небом.

С точки зрения каббалы имеется в виду Цимцум Бэт (Второе Сокращение), влияние Малхут, Бины, и их соединение между собой.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь: "Да не будет у тебя божеств чужих"

Заповедь: "Я Господь Бог твой"

Десять Заповедей и Акт Творения

Заповедь: "Да не будет у тебя божеств чужих"

каббалист Михаэль ЛайтманДа не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим. (Книга Зоар)

Здесь имеется в виду: не будет у тебя никакого другого указателя в мире, который направлял бы тебя к цели твоей жизни, к цели творения. Не будет пред тобой никакого иного свойства, кроме свойства отдачи и любви, являющегося символом Творца, которому ты будешь поклоняться.

Что значит "поклоняться"? – Видеть в этом наивысшую ценность, наивысшую важность!

Реплика: Но жизнь функционирует так, что меня, наоборот, раздирает миллион желаний: и моих, и чужих.

Ответ: Поэтому и заповедано тебе сделать так, чтобы все твои желания и движения, в какую бы то ни было сторону, были завязаны на достижение Творца. Он должен быть твоей единственной целью во всем, что бы ты ни делал! 

Вопрос: Что нужно для этого сделать?

Ответ: В первую очередь, желать, чтобы это произошло. А потом смотреть, как таким образом можно обустроить свою жизнь.

В итоге жизни ты должен прийти к тому, что Творец будет находиться перед тобой как твой близкий партнер, друг, управляющий, управляемый. Ты должен войти с Ним в такой контакт взаимной любви, взаимного слияния, чтобы не было "никого, кроме Него". Он займет весь твой мир, включая жену, детей и начальника.

Реплика: Но к этому нужно прийти.

Ответ: Конечно. Для этого дана жизнь!

Вопрос: И что же делать?

Ответ: Реализовать заповедь "Да не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим".

В принципе, она реализуется в группе, изучением каббалы, когда человек постепенно начинает понимать, как ее воплотить. В общем, вся наука каббала предназначена для реализации этой заповеди.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь: "Я Господь Бог твой"

Самая неуловимая заповедь

Заповеди – законы мироздания

Заповедь: "Я Господь Бог твой"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Первая заповедь гласит: "Я Господь Бог твой". Кто такой Бог? Что это такое?

Ответ: Это наивысшая, разумная, всесильная, вечная, совершенная сила Природы.

Мы приписываем ее только природе нашего мира, поскольку не видим большего. На самом деле она заполняет собой все, включает в себя всю программу творения – начало, его цель, реализацию и конец.

Все это вместе называется Творцом, и только относительно нас.

Мы не можем говорить о Творце, о Боге, о Высшей силе, что Он всесильный, предвечный, давать Ему какие угодно эпитеты. Их надо обыгрывать, обговаривать, почему они именно такие, а не другие, почему их так много.

Поэтому, не обращая внимания на эти наименования, мы можем говорить о Нем, но только относительно себя – таким, как познали Его великие души, каббалисты, и рассказывают нам о Нем. 

Вопрос: Как следствие заповеди "Я Господь Бог твой" происходит Акт Творения "Да будет свет, и был свет". Какова связь между ними?

Ответ: Проявление Творца сверху вниз относительно нас в Акте Творения – это проявление света из мира Бесконечности, который строит под себя сосуд. Этот сосуд и называется первоначальным творением.

Он еще далек от того творения, которое в итоге должно сформироваться, потому что оно как капля семени, и не ясно, разовьется из нее что-то или нет. Но в ней практически есть все, кроме материи. Поэтому ее надо, так сказать, напихать всем необходимым.

Но вся информация, абсолютно все Его свойства, всё, что называется "Он лично", находится в этом сосуде.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять Заповедей и Акт Творения

Заповеди – законы мироздания

Кто такой Творец и что такое творение?

Окунуться в духовный эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Торе сначала идут Акты Творения, а потом, через две с половиной тысячи лет были выведены Десять Заповедей для народа.

Ответ: Заповеди в человеке возникают только после его долгого развития. Очень непросто понять, откуда они идут.

Человек должен окунуться в неземной, духовный эгоизм, который называется Египтом. Это и случилось с еврейским народом, согласно исторической эпопее, когда он прошел Египет, окунулся во все эгоистические свойства, увидел их и осознал, что противоположен Творцу.

С другой стороны, он понял, что не в состоянии сам выйти из них, и все его свойства стоят перед ним как гора Синай – гора ненависти, противоположности Творцу.

И все это благодаря тому, что среди этих свойств есть точка "Моше", называемая контактом с Творцом, потянув за которую, как за маленькую ниточку, человек может вытянуть себя из этой противоположности в подобие Творцу.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять Заповедей и Акт Творения

Человечество в египетском рабстве

Вход в Египет

Десять Заповедей и Акт Творения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Книге Зоар сказано, что Десять Заповедей соответствуют десяти Актам Творения.

Ответ: Десять Заповедей – это десять основных критериев, по которым нужно выстроить модель нашего внутреннего образа, называющегося "Адам" от слова "домэ" – "подобный Творцу".

Поэтому нам надо понять, что же такое Десять Заповедей. Или это "не укради" где-то на улице? Или "не убий" в подворотне? Или не заигрывай с женой соседа? Или речь идет о каких-то особых, внутренних изменениях человека, в результате которых он действительно становится равным Творцу?

Заповедью называется исправленное эгоистическое духовное свойство человека. Иными словами, мы должны постепенно обнаружить в себе противоположный Творцу образ, который называется нечистым (клипа), обратным Ему, и изменить его на подобный Творцу. 

Это изменение наших свойств и называется выполнением заповеди.

Таких свойств у нас 613. Поэтому мы должны совершить 613 исправлений. Но пока в человеке нашего мира ты не увидишь ни одного свойства, противоположного Творцу – в нем просто ничего нет. 

613 заповедей делятся на десять. т.е. как бы группируются в десять групп.

Что касается Акта Творения, то он завязан на заповеди, поскольку Творец создал человека, как восковую печать, отбив Себя в противоположном виде: то, что в печати выпукло, стало вогнутым.

Так Творец отштамповал Себя в материале творения, сделав из Себя противоположное свойство. В Творце есть 613 положительных свойств, направленных на отдачу, любовь, эманацию. А в нас это все проявляется в противоположном виде: в получении, насыщении, презрении ко всем, использовании всех и вся, в гордости, соревновании и т.д.

Творец просто взял все свои свойства и отпечатал их в нас в обратном виде.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №10

Все преступники мира – в одном человеке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что означают определения "не кради", "не прелюбодействуй", "не убий"? О чем или о ком идет речь?

Ответ: О каждом из нас, ведь мы ежесекундно убиваем, крадем, прелюбодействуем.

Дело в том, что мы находимся в наших эгоистических, неисправленных состояниях, и это означает, что я произвожу эти действия. Если я не исправил свое свойство "не убий" или "не укради", значит, я в нем нахожусь.

Неважно, реализую я это или нет. Духовный суд оценивает человека по его потенциалу. Значит, если в тебе существует свойство, что ты в каком-то состоянии все-таки убьешь, значит ты сейчас убиваешь, значит ты не потенциально убийца.

В духовном нам не надо специально приводить человека к этому состоянию. Так что, ты и убийца, и насильник, и вор, и все остальное. 

Сейчас тебя это особо не беспокоит. Но придет время, когда все потенциальные, нереализованные свойства ты начнешь ощущать, как реализуемые в тебе: вот сейчас я убиваю, сейчас – насилую, сейчас – граблю, сейчас – обманываю. Тогда у тебя появляется ощущение, что ты виновен во всех страданиях мира. И этого ты вынести уже не можешь.

В соответствии с тем, как свет, воздействуя на человека, показывает, кто он на самом деле, и в то же время показывает ему, из какого источника исходит свет, то эта разница между тем, откуда исходит свет – от Творца, и тем, что в потенциале ты находишься во всех своих ужасных свойствах, ощущается в тебе ужасным внутренним состоянием стыда. 

Этот стыд, сжигающий тебя, называется адом. И на самом деле это ад. Поэтому человек готов от него избавиться. Но избавиться не так-то просто.

В аду находятся одиннадцать месяцев – духовные ступени, в течение которых человек проходит состояние своей противоположности Творцу, сгорая внутри от ужасных ощущений его отличия от Творца настолько, что после этих одиннадцати месяцев он исправляет свое состояние на подобие Творцу и приходит к состоянию, называемому "рай".

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №9

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь "Не убивай"

Заповедь "Не прелюбодействуй"

Заповедь "Не кради"

Две заповеди: получение и отдача

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы посмотрим в целом, то в обществе на нас возложено выполнение только двух заповедей, которые можно определить как "каббала" – получение и "ашпаа" – отдача.

То есть каждый член общества обязывается природой получать все необходимое ему от общества, но также обязывается и отдавать обществу, работая на его благо. И если не выполнит хотя бы одну из этих двух заповедей, будет немилосердно наказан. (Бааль Сулам, статья "Мир")

Вопрос: Если Бааль Сулам считает, что существует всего лишь две заповеди, то куда отнести Десять Заповедей? То есть эти две делятся на 10, 613…?

Ответ: Это всё мы раскладываем в зависимости от наших состояний, отношений и т.д. Но на самом деле, что еще есть в природе, кроме получения и отдачи? Ничего.

Вопрос: Допустим, это можно сравнить с тем, что в году 365 дней, столько-то часов, столько-то секунд? То есть две основные заповеди делятся на вспомогательные? 

Ответ: Да. В природе нет ничего, кроме плюса и минуса. Но когда ты начинаешь вводить их в отношения между людьми, раскладываешь людей, их взаимоотношения и каждого человека относительно себя и других, то у тебя получается огромное количество условий – получать и отдавать. И ты это должен каким-то образом свести в одну систему. Это, в принципе, и описано в Торе.

Реплика: Рабби Акива пошел еще дальше, сказав, что есть одна заповедь – "возлюби ближнего, как самого себя".

Ответ: Она превалирует над этими двумя: чтобы и получение, и отдача были только ради другого.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 26.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Седьмая заповедь Ноаха

Ты в мире не хозяин

"Не произноси ложного свидетельства"

Страница 1 из 2312345...Последняя »