Записи в разделе 'Строение мироздания'
Дать жизнь общей душе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как связаны частное и общее? Если какая-то бактерия, которая выделяла молекулы кислорода, не зная об этом, так повлияла на нашу жизнь, то как каждый из нас может повлиять на всю природу?

Ответ: Насчет молекул кислорода ничего сказать не могу. Я знаю лишь, что абсолютно вся природа исходит из одного источника и продолжает свое развитие. Поэтому, какие бы новые формы ни появлялись в природе, они проявляются в полнейшей взаимной связи между собой.  

Хотя мы этого не ощущаем и не можем пока раскрыть и исследовать, но вся природа абсолютно интегральная, и нет ни одной ее частички, которая вдруг начала бы сама развиваться.

Вопрос: Благодаря какой-то бактерии, которая жила, допустим, две недели и выделяла кислород, сегодня живут тысячи людей. Можно ли предположить, что смысл существования каждого из нас – дать жизнь какому-то сверх-существу? Или все-таки важна жизнь каждого?

Ответ: Важна жизнь каждого из нас, потому что мы являемся частичками этого сверх-существа, которое называется "душа". Она на всех одна.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 30.04.2020

Отрывки из уроков 12.06.2020

каббалист Михаэль ЛайтманОткуда у нас берется такое огромное желание насладиться? Творец создал лишь точечное желание, одну маленькую точку. А все остальное, от чего желание насладиться растет и разбухает – это от того, что Творец раскрывает нам себя, и наше желание насладиться жаждет Творца. Мы просто не чувствуем, что так происходит.

Наше желание растет все больше и больше. Творец облачается во все творение, в разные объекты, и мы все это желаем получить, пока не доходим до того, что готовы проглотить все мироздание. Но по ходу мы получаем исправления и начинаем понемногу отказываться от наслаждений, пока не приводим себя в соответствие Творцу.

Таким образом, мы постепенно получаем от Творца огромное желание насладиться, и вместе с тем постепенно обретаем желание отдавать. А имея два таких желания мы можем уподобиться Творцу, используя желание насладиться ради отдачи.

Все это приходит к нам сверху, а у нас изначально есть лишь одна точка – точка нашего отрыва от Творца. Это единственное, что нам нужно. Если есть такая точка отрыва, то все остальное придет от самого Творца.

Желание насладиться мы получаем от Творца, и желание отдавать – тоже получаем от Него. Все приходит от Творца, кроме единственной точки нашего отрыва от Него, являющейся нашей основой. Эта точка не находится в Творце, и потому из этой крохотной песчинки строится все творение.

И поэтому Он называется Творцом ("приди и увидь"), ведь сотворил нечто, не существовавшее прежде. Однако все остальное добавляется из Него: и свет, и темнота, как сказано: "Создавший свет и сотворивший тьму".

Из урока на тему "Замысел творения", 12.06.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 10.06.2020

Отрывки из уроков 09.06.2020

Отрывки из уроков 07.06.2020

Две силы, вытекающие из одной

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В природе существуют две силы. Одна из них – это сила отдачи, которая нас развивает, строит интегральные системы. Другая – сила отторжения, которая все дифференцирует, и благодаря ей есть разнообразие в природе. Это сила получения, впитывания в себя.

Но в каббале говорится, что есть только одна сила, о которой сказано: "нет никого кроме Него". Как эти две силы сочетаются с ней?

Ответ: В мироздании существует одна единая сила, которая устремляет всю природу к единству, являющемуся целью ее развития. Но приход к этому единству состоит из многих всевозможных движений, подчас противоположных между собой, когда нам кажется, что все они направлены не к единению, дополнению, а в совершенно противоположные стороны. Так происходит потому, что мы не видим общую картину природы.

Реплика: Тем не менее, эти две силы проявляются в нашем мире. Например, в китайской философии – это инь и янь. В аврамических религиях – это силы добра и силы зла, что проявляется уже на уровне социума. А в коэволюции – это естественный отбор. То есть они присутствуют везде.

Ответ: Да. Но, дополняя друг друга, они всё-таки приводят всё к единой интегральной системе. 

Природа постоянно стремится к равновесию этих сил. Но дело в том, что в человеке обе силы, проявляющиеся как свойство отдачи и свойство получения, абсолютно неравноценны. Свойство получать нам близко, знакомо, желаемо, а к свойству отдавать мы совершенно бесчувственны. Ведь для того чтобы отдавать, каждый должен ощущать ближнего, а мы его не чувствуем.

Поэтому природа, создав в нас ощущение только себя, своего "я", как бы оторвала от нас вторую половину: заботу о том, что вне меня. И поэтому я не могу прийти к равновесию, используя свои естественные природные качества. Наоборот, чем больше я развиваюсь эгоистически, только с одной силой – получать, приобретать, захватывать, тем более ущербно мое участие в природе.

Вопрос: Единство природы заключается в единстве противоположностей?

Ответ: Да. Мы должны будем прийти к состоянию, когда четко осознаем, что состоим из двух противоположных свойств, и их надо уравновесить в так называемой средней линии нашего поведения.

Из ТВ программы "Эпоха посткоронавируса", 16.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Две силы, исходящие от Творца

Две противоположные силы мироздания

Соединить в себе две силы природы

Чтобы воплотился замысел творения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Возможно, все души – это единый организм. Но как можно сказать обо всем человечестве, что это единый организм? Что это за организм? Чем он соединен?

Ответ: Речь идет не о физических телах. Мы говорим о внутреннем смысле творения, о том, к чему оно идет, какой целью пронизано, какие действуют в нем побуждения, а они существуют на всех уровнях. 

Неживой, растительный, животный, человеческий уровни природы имеют свою внутреннюю силу, свой вектор. Все зависит от того, к чему этот вектор направлен, даже если мы не понимаем, что он есть и у мельчайшей песчинки, и у огромной, удаленной от нас части Вселенной.

Неживая, растительная и животная части природы подчиняются уровню человека. Если бы мы правильно направляли себя друг на друга, то вдруг обнаружили бы, что вся природа, весь космос меняются, их объекты становится более дружелюбны друг к другу.

Мы увидели бы, что там нет никаких взрывов, происходящих просто так, нет разделений и удалений. Мы увидели бы смысл всего, что происходит в нас, внутри нас, снаружи, в космосе, в черных дырах – во всем. 

Вся природа представляет собой не просто материю, а мысль. И эта мысль на разных уровнях стремится к своему совершенству, к своему воплощению. Это и есть то, что в каббале называется замыслом творения.

Нам надо постараться, чтобы этот замысел творения исполнился, чтобы он достиг своей единой, окончательной сути, вида, воплощения.

Из урока на русском языке, 19.04.2020

Предыдущие сообщения на эту тему:

Восстановить разбитую систему

Стать единой системой

Обратно к единой душе

Каббалистические термины: "мир Бесконечности", "свет", "сфира"

каббалист Михаэль ЛайтманПод миром Бесконечности имеется в виду состояние, когда творение, постигая его, видит в нем абсолютную безграничность. Мы всегда говорим относительно творения. В мире Бесконечности оно ни в чем не ограничено и ощущает свои безграничные возможности.

Реплика: В каббале так же часто используется понятие "свет".

Ответ: Свет – это то, что просвещает нас, служит нам, ухаживает за нами. Все, что делается положительного в любом нашем состоянии, заканчивая самым последним, осуществляется светом.

Свет – это сила отдачи и любви Творца.

Вопрос: А все плохое – это не свет?

Ответ: Все плохое – это обратная сторона света, его исчезновение, отдаление.

Вопрос: То есть отдаление от свойства отдачи и любви, от Творца, называется тьма, а приближение называется свет?

Ответ: Да. Свет – это сила, которая сближает нас.

Вопрос: В каббале есть еще термин "сфира". Что это такое?

Ответ: Сфира от слова "сапир", "светящийся" – это желание, которое уподобилось Творцу, т.е. свойству отдачи, и поэтому оно может аккумулировать в себе свет, и начинает светиться.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный мир бесконечно прекрасен

Свет – разумная энергия

Что такое сфирот

Каббалистические термины: "три линии"

каббалист Михаэль ЛайтманТри линии – это особая суть работы Малхут, желания, которое строит из себя подобие Творцу. Правая линия – отдача, левая линия – получение, а средняя линия – это их объединение в подобии Творцу.

Вопрос: Можно сказать, что левая линия – это мои естественные желания. Правая – это сила, которая находится вне меня, и я должен вызвать ее на себя. А когда они сливаются между собой, то получается третья линия?

Ответ: Есть много разных видов средней линии. Но это один из них.

Реплика: В каббале есть еще термин "12 колен". Говоря о 12-ти коленах, каждый начинает представлять каких-то людей, разделенных на племена. А с каббалистической точки зрения речь идет о трех линиях, умноженных на четырехбуквенное АВАЯ, что в итоге дает 12.

Ответ: Да. Самая полная АВАЯ, четыре стадии, в каждой из которых три линии – это и есть 12 колен или особый вид работы творения.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Каббалистические термины: "зивуг"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Рассуждая на глубоко философские темы, вы вдруг употребляете слова "любовь", "отдача".

Ответ: Не только. В науке каббала часто используются такие термины как "зивуг" – "слияние", "совокупление".

Дело в том, что все происходящее в нашем мире в телах, вне тел, между телами и т.д., естественно, происходит и в духовных силах, которые управляют нашими телами и нашими душами. Поэтому мы должны конкретно называть все эти действия и состояния. Мы берем слова, выражающие действия нашего мира, и называем ими духовные действия.

Таким образом, соединение двух желаний мы называем "зивуг", то есть соитие, слияние. В духовном мире есть зарождение, беременность, роды и прочее. В общем, все, что существует в нашем мире, является следствием Высшего мира, и поэтому термины у них одинаковые. Но в духовном это все происходит не в телах, не в материи, а в желаниях.

Вопрос: То есть как атомы объединяются между собой и получается молекула, так и желания тоже объединяются между собой?

Ответ: Да. И получаются следующие желания, более собранные, более интегральные.

Желания, которые собираются в определенную систему АВАЯ, называются "сфирот", "парцуф", а затем "мир".

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Соитие в духовном мире

Ударное соединение со светом

Зивуг дэ-акаа

Каббалистические термины: "Гмар тикун"

каббалист Михаэль ЛайтманКонечное исправление (Гмар тикун) – это полное, окончательное исправление эгоизма на отдачу и любовь, когда мы обращаем эго в противоположное свойство.

Тут нам приходит на помощь наука каббала. С помощью ее методики высший свет воздействует на эгоистическое желание, постепенно поднимая его к новым желаниям – к отдаче, любви, соединению с другими. Это серьезное изменение нашей сути на противоположную ей.

Вопрос: Можно сказать, что это изменение от эгоцентрического восприятия мира к целостному восприятию мира?

Ответ: Конечно.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конечное исправление

Конец творения

Когда наступит Конец Исправления?

Есть ли в духовном мире материальные образы?

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В духовном мире существуют только объекты с самостоятельным, осознанным желанием. Например, карандаш там не существует, потому что у него нет своего желания.

Ответ: Как у всей неживой материи, у него общее с ней желание: сохранять свою форму.

В духовном мире нет неживой, растительной и животной природы, потому что все желания этих уровней направлены только на то, чтобы сохранить себя.

И обычный человек тоже там не существует. Это все – мнимая природа, поскольку она не эманирует, ничего не производит от себя. Она занята только тем, чтобы поддерживать свое существование в максимально комфортном виде и не более того.

Вопрос: Получается, что весь духовный мир у нас в мозгах?

Ответ: Конечно. А где же еще? Ведь никакого пространства на самом деле нет. Под пространством понимается духовное желание. 

Вопрос: Но корни всех материальных предметов и явлений существуют?

Ответ: Обязательно. Они находятся в нашем желании и поэтому воспроизводятся в нем.

Вопрос: Вы можете рассказать, что такое, например, стол в духовном? Что с ним делают, как его используют?

Ответ: Это определенная сила или, как мы ее называем, решимо (информационная запись), которая рисует в нас этот стол.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 10.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир корней и мир следствий

Закон корня и ветви, ч.1

Где место духовного мира

Каббалистические термины: "Высший мир", "духовное постижение"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему духовный мир называется высшим?

Ответ: Мы называем его высшим, потому что он находится выше наших свойств. Наши свойства – это свойства получения, и поэтому мы очень зависим от своих эгоистических желаний и их наполнения.

А Высший мир – это свойства, которые состоят из желания отдавать, наполнять, любить, насыщать других. И поскольку они по качеству независимые, свободные, то называются высшими.

Кроме того, они по своим свойствам ближе к Творцу. Он – абсолютная отдача и любовь. И поэтому всё, что ближе к Нему, мы определяем, как "выше нас", т.е. ближе к первопричине.

Вопрос: Говоря о Высшем мире, мы часто называем его духовным. Что означает слово "духовный"?

Ответ: Высший мир называется духовным, потому что он не материальный. 

Вопрос: Есть ли разница между терминами "духовный мир" и "Высший мир"?

Ответ: Нет, это общие, неуточненные названия.

Вопрос: Что такое духовное постижение?

Ответ: Постижение природы в свойстве отдачи, равном Творцу, называется духовным.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Попробуйте и убедитесь, как прекрасен Высший мир

Что такое духовное постижение?

Несколько штрихов от картины духовного мира

Почему мы любим покой

каббалист Михаэль ЛайтманИзвестно, что каждая ветвь подобна корню, поэтому все, что заложено в корне, находит оправдание в ветви, любимо и желаемо ею. А то, чего нет в корне, от того и ветвь отдаляется, не терпит и ненавидит это.

Все, что заключено в Творце, и тянется к нам прямо от Него, приятно нам. То есть мы любим покой, потому что в нашем корне не заложено движение. (Бааль Сулам, "Учение Десяти Сфирот")

Мы любим покой, потому что наш корень, Творец, находится в состоянии покоя.

Сами того не осознавая, мы ощущаем отсутствие внутреннего покоя, потому что не совпадаем с Ним по свойствам, и это вызывает в нас движение. Если бы мы понимали, в какую сторону двигаться, мы быстро нашли бы состояние покоя.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 10.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что такое абсолютный покой?

Стремление к покою

Стремление к покою - это закон природы

Каббалистические термины: "еш ми аин"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В каббале есть термин "еш ми аин", который переводится как "сущее из ничего".

Ответ: Я бы вообще не стал переводить этот термин. Лучше так и оставить "еш ми аин".

Здесь имеется в виду, что всё, что существует, исходит из нуля – из того, что как-то, где-то, когда-то в области высшей духовной природы, высшего разума, возник замысел о сотворении. И все, что вытекает из него, нисходит и развивается от этой мысли.

Поэтому "еш ми аин" ‒ это то, что существует сейчас, но когда-то этого не было.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как появилось то, что никогда не существовало?

Мы есть или нас нет?

Мы - существующие из ничего

АВАЯ – структура наших желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое АВАЯ?

Ответ: АВАЯ – это четырехбуквенное имя Творца (йуд-кей-вав-кей), включающее в себя все творение. Все, что создано и существует в мире, входит под четыре стадии распространения света, которые называются "АВАЯ" или именами Творца.

Высший свет, проходящий эти четыре стадии и строящий все мироздание, высвечивает суть Творца, отношение Творца к творению.

Вопрос: Если взять материю нашего мира, например, стол или человека, неважно что, то структура любого желания – это АВАЯ?

Ответ: Да. Просто мы этого не видим, не замечаем, не ощущаем. Что бы то ни было в мире – большое, маленькое, макро, микро – как бы мы его ни рассматривали, в нем всегда можно увидеть АВАЯ.

Реплика: Еще в каббале постоянно встречается термин "Адам Ришон".

Ответ: Дело в том, что все созданное в мироздании, с одной стороны, называется "АВАЯ", а с другой стороны, рассматривается как структура, называемая "Адам". 

Под Адамом имеется в виду не человек в нашем мире, а система, которая включает в себя все. Творец создал творение таким образом, чтобы оно в конечном итоге постигло Его – Творца. Поэтому творение проходит стадии развития, пока не достигает ступени "Адам" от слова "эдоме", "доме" – подобный Творцу. И потому все созданное может называться "Адам".

Кроме того, Адам Ришон – это творение в первоначальном виде, которое затем проходит всевозможные трансформации и приходит к своему окончательному результату.

Вопрос: В чем отличие между АВАЯ и Адам Ришон?

Ответ: Адам Ришон состоит из АВАЯ. Но когда мы говорим об АВАЯ, каким образом эта структура реагирует на Творца, желая уподобиться Творцу, тогда мы называем ее "Адам".

Вопрос: То есть все эти вещи как бы находятся в потенциале, и человек их раскрывает своими чувствами? Как в нашем мире в ДНК заложена вся информация о развитии тела человека, свойств его характера и т.д.?

Ответ: Да. А затем это раскрывается.

Вопрос: А что такое "десять сфирот".

Ответ: Десять сфирот – это десять частей, из которых состоит любое законченное, правильное желание отдачи.

Вопрос: В чем разница между АВАЯ и десять сфирот?

Ответ: Это одно и то же. Хотя АВАЯ состоит из пяти букв: четырех и еще кончика буквы йуд ("куцо шель йуд"), но все равно это десять частей.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 17.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

АВАЯ – система всех частей мироздания

Адам – это человек или духовная ступень?

Десять сфирот – основа мироздания

Мир корней и мир следствий

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Форма материальной действительности подобна духовной, разница лишь в качестве материала. Нет частности в нашей реальности, у которой не было бы корня в Высшем мире.

Иными словами, наш мир – это мир следствий, а духовный мир или мир сил – это мир корней, т.е. первопричины.

Ответ: Все очень просто. Есть причины, и есть следствия. Причина – это Высший мир, а следствие – это наш мир. В зависимости от этого мы можем их так определять.

Вопрос: Вы говорили, что в духовных мирах есть такие явления, которые не имеют следствий в нашем мире. Значит, там спектр всевозможных ощущений намного больше, и не все они материализуются в нашем мире?

Ответ: Да. Что значит духовный мир и наш мир? Духовный мир – это то, что ощущается в наших желаниях, исправленных на отдачу, на любовь к другим. А наш мир – это то, что ощущается в наших неисправленных, эгоистических желаниях.

Естественно, что есть разница в ощущениях, ведь оба мира, их границы, градуировка и все прочее определяются только относительно человека. Поэтому мы можем говорить либо о том, что ощущается обычным человеком нашего мира, не исправленным в своем эгоизме, либо человеком, который уже поднялся выше своего эгоизма и ощущает происходящее в намерении отдачи или в любви к ближнему.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 10.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Из нашего мира постичь Высший

Миры, похожие, как две капли воды

Ветвь – возможность постичь высший корень

Сравнение духовного и материального миров. Цикл лекций "Основы каббалы"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы. Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. на моей странице в фэйсбуке.

Какова связь между духовным и материальным миром? Есть ли разница между ними и обоюдное влияние?

Страница 1 из 1612345...Последняя »