Записи в разделе 'Бааль Сулам'
К годовщине ухода Ари

каббалист Михаэль ЛайтманМы удостоились иметь такого учителя, Бааль Сулама, который является очередным воплощением души великого Ари. А об Ари сказано, что он был Машиахом бен Йосеф, то есть связал для нас всю предыдущую каббалу с текущим состоянием конца исправления, с поколением эпохи Машиаха.

Поэтому как только раскрылась каббала Ари, каббалисты оставили все остальные течения каббалы и приняли его методику. И это не из-за того, что методика Ари была более понятной, или что он поднялся в своем постижении выше других, а из-за связи его души с концом исправления.

Душа Ари напрямую связана с концом исправления, и потому через него и его учение мы тоже можем установить связь с окончательно исправленным состоянием и правильно реализовать себя, все вместе и каждый из нас. 

Бааль Сулам пишет в Предисловии к книге "Паним Меирот у-Масбирот": "Нет поколения, в котором не было бы Авраама, Ицхака и Якова. Однако этот человек Творца - Рав Ицхак Лурия, трудился и передал нам знания, умножив их, и превзошел своих предшественников. И если бы умел я говорить, то прославлял бы тот день, когда открылась мудрость его, почти как день дарования Торы Израилю".

И действительно, мы не в состоянии оценить высоту Ари, как младенец не может оценить поступки взрослых людей. Но все, что мы имеем сегодня – пришло от Ари, и через его душу мы получаем все высшее воздействие и исправления. А за Ари в этой цепочке стоит Бааль Сулам и Рабаш. 

Сам Ари не написал ни одной книги – все они написаны его учениками. Часть записей была спрятана в его могиле, а часть тайно хранилась в каком-то сундуке, и так они дошли до нашего времени. Разумеется, во всем этом действовала высшая сила и высший замысел.

Иначе как возможно, чтобы в каком-то купце, каким был Ари, путешествующем между Египтом, Израилем и Дамаском, и занятым торговлей, вдруг проснулось высшее стремление, заставившее его поселиться в Израиле и посвятить себя каббале.

Все сведения об Ари очень неточные: в Цфате есть две синагоги, названные его именем, и непонятно, к какой же именно он относится. Все очень туманно, как будто речь идет не о человеке. Нет никаких сведений о его семье, жене, детях, остались ли у него потомки. Ничего не ясно. Разумеется, ни у кого нет свободы выбора, и все случившееся с Ари было продиктовано свыше, Творцом.

До Ари каббалой лишь тайно занимались отдельные избранные личности. А после него каббала вышла из скрытия. Жизнь Ари в Цфате была не простой из-за многих противников каббалы. Ведь он начал раскрывать каббалу, организовывать группы.

Ему помогло то, что за него заступился Рамак, Раби Моше Кордоверо, обладавший в Цфате большим авторитетом, который понял, что методика Ари исходит из истинного, глубокого постижения.

Ари уникален тем, что раскрыл нам науку каббала совершенно по-новому. Это он ввел такие понятия, как десять сфирот, прямой и отраженный свет, Малхут, экран, точно определил структуру миров и парцуфим. Все это описано в книге "Древо жизни", записанной Хаимом Виталем со слов учителя.

Хаим Виталь учился у Ари всего полтора года вплоть до смерти учителя. И за эти полтора года он сумел получить знание, которого хватило на двадцать книг. Понадобилось еще три поколения на то, чтобы собрать и напечатать эти книги. Очевидно, что за всем этим стоит какая-то высшая, нечеловеческая сила.

После Ари каббала раскрылась, потому что он принес миру особую внутреннюю, духовную силу. А кроме того, начало понемногу распространяться его учение. Неважно, что он обучал только в небольшом городе, в Цфате, но во всем мире начала ощущаться эта духовная сила, которую он приблизил к нашему миру через свою душу. 

Благодаря этому в России затем появился такой каббалист, как Бааль Шем Тов, который продолжил дело Ари и начал говорить о таких же понятиях: мирах, сфирот, парцуфим. В хасидизме это принято называть учением Бааль Шем Това, но в сущности, основа была заложена учением Ари.

Бааль Сулам писал о том, что он был очередным воплощением души Ари, то есть обладал с ним прямой связью, и смог напрямую постичь все постигнутое Ари. Очередное перевоплощение души – это словно наследование всего духовного постижения отца, переходящее к сыну.  

Бааль Сулам, Предисловие к книге "Паним Меирот у-Масбирот": "Нет слов выразить важность его духовной работы для нас, потому как были двери постижения заперты на крепкие замки, а он пришел и открыл их для нас..."

"Сокращение, экран, отраженный свет" – Ари описывает не только как свет распространяется сверху вниз, а конкретное развитие желания, его ступени огрубления, связь этого процесса с силой экрана. Поэтому он относится к поколению исправления и считается Машиахом Бен Йосеф, после которого  начинается исправление самой Малхут, эпоха Машиаха Бен Давид.

Возможно каббалисты и до Ари достигали тех же высот, но не получали явного постижения в виде связи светов, келим и экранов. Их постижение приходило как раскрытие сверху, а не изнутри собственных келим, позволяющих строить мир своим постижением. Поэтому после Ари и далее, каждый может изучать каббалу и постепенно постигать раскрытое им.

Без объяснения работы желания с экраном и отраженным светом невозможно реализовать исправление. Поэтому каббалисты до Ари производили лишь подготовку к исправлению, а Ари раскрыл работу снизу вверх и открыл нам методику исправления, практическую каббалу. 

* * *

День ухода каббалиста – это день его поднятия. А потому мы хотим в этот день быть связаны с Ари, с его душой и его методикой особым образом, еще больше прежнего, и отмечаем день его памяти. На самом деле это радостный день, ведь его душа реализовала себя и поднялась на более высокую ступень. Поэтому каббалисты никогда не скорбят по ушедшим.

Из утреннего урока 04.08.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ари – поворотная точка от темноты к свету

День памяти Ари

Высокая душа АРИ, ч.1

Труды Бааль Сулама и Рабаша (клип)

В чем принципиальное отличие трудов Бааль Сулама и Рабаша?

Скачок в распространении (клип)

Великий каббалист прошлого века Бааль Сулам пытался распространять каббалу любыми путями, какие только были возможны. Он вел широкую общественную деятельность, писал статьи, которые до него не писал никто. Рабаш был более ограничен в своей деятельности, но, несмотря на это, он был не меньшим революционером и произвел огромный скачок вперед.

Почему каббалисты сжигали рукописи? (клип)

Почему каббалисты сжигали рукописи?

Нелегкий путь распространения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам очень сильно вышел за рамки общепризнанного каббалиста, развивая широкую общественную деятельность. Он встречался с общественными деятелями, писал статьи, которых никто до него не писал.

Ответ: Бааль Сулам пытался рекламировать, пропагандировать, распространять каббалу любыми путями. Он встречался со многими другими каббалистами, учеными, государственными деятелями, с простыми людьми.

Во время первомайских демонстраций он ездил в Польшу, чтобы каким-то образом использовать воодушевление, царившее у польских рабочих, рассказать им, что на самом деле можно привнести в наш мир, как изменить их жизнь с помощью каббалы. В общем, он всеми силами пытался распространять каббалу.

Рабаш был намного скромнее, намного ниже. Он жил уже в тот период, когда вокруг него была очень серьезная противодействующая сила, и поэтому, грубо говоря, особо не дергался. Я вырос рядом с ним и видел, насколько он ограничен в своих действиях.

И что можно было сделать? Ничего. Когда его не стало, я продолжил его путь, поставив перед собой цель максимально разбросать знания каббалы на всех языках по всему миру, в интернете, где только можно, не обращая ни на кого внимания. Пусть меня проклинает весь мир, а я буду это делать. Так, назло миру, я по сей день и существую. 

Реплика: Но с другой стороны, Рабаш все-таки был не меньшим революционером, чем его отец. Он принял в ученики 40 абсолютно светских людей.

Ответ: Да. Но он делал это довольно мягко, не так резко. Однако это был серьезный скачок вперед.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бааль Сулам – ученый-революционер

История каббалы, ч.4

Великие каббалисты нашего поколения

Бааль Сулам – музыкант и композитор

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть много видеоклипов с музыкой Бааль Сулама. Он был музыкантом или композитором? Или это форма выражения его ощущений?

Ответ: Любой каббалист в какой-то период своей духовной творческой жизни писал тексты песен или музыку. То же самое сделал Бааль Сулам.

У него есть музыка на тексты Псалмов царя Давида, написанные почти 3000 лет назад, и на тексты периода Первого и Второго Храма, написанные более 2000 лет назад.

Но мы не знаем эту музыку. Она практически не записывалась. В каббалистических текстах есть знаки, указывающие, с какими интонациями их читать, поскольку это тоже имеет значение. Но самих нотных знаков нет, им не придавали значения, потому что человек должен был выговаривать это от себя.

У Бааль Сулама был период, правда, очень краткий, когда он написал много мелодий. Но как он их передал? Он напевал их своим ученикам, те подхватывали и таким образом записали потом на магнитофон. Я еще помню старые магнитофоны даже не с кассетами, а с огромными катушками. А сегодня нет ни кассет, ни магнитофонов.

Я слышал эти записи. Они, конечно, были уже очень старые, плохие, но мы их освежили. Вы можете познакомиться с этой музыкой в нашем архиве, на нашем сайте.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мелодии Бааль Сулама

Простота величия

Приблизьтесь ко Мне

Революционер Бааль Сулам (клип)

Революционер Бааль Сулам

Отличие трудов Бааль Сулама и Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем принципиальное отличие трудов Бааль Сулама и Рабаша?

Ответ: Бааль Сулам – университетский человек, с очень четким умом ученого-исследователя, систематизатора, аналитика. Таким был его подход к жизни, к кабале.

А его старший сын Рабаш более чувственен, ближе к людям, практик. Он взял труды своего отца и опустил до уровня популяризации каббалы для всех.

Вопрос: Можно сказать, что Бааль Сулам спустил ступени сверху вниз, а Рабаш взял нас за руку и потихоньку начал по ним поднимать?

Ответ: Можно и так сказать. Но, в общем, они оба дополняют друг друга. Рабаш на уровне нашего мира очень четко описал вхождение в систему Высшего мира, его ощущение, как начать постигать Творца и действие высших сил на себе, как, взаимодействуя с ними, подниматься по этим ощущениям.

Бааль Сулам писал об этом более высоким слогом, я бы даже сказал, высокопарно. Настолько они разные.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Статьи Рабаша

"Питаться" от учения Бааль Сулама и Рабаша

Между двух великих светил

Рукописи не горят

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Бааль Сулам сжег около 50 своих статей типа "Последнее поколение", "Мир в мире". Что мы потеряли?

Ответ: Не могу сказать, что мы потеряли. Бо́льшую часть этих статей он просто не дописал, потому что ему запретили выпускать их.

Есть много противников каббалы. И в наши дни мы видим в интернете, сколько у нас недоброжелателей. Но нам это не мешает распространять.

А в то время распространение было невозможно. Была подана заявка английскому мандату, хозяйничавшему тогда в стране, и Бааль Суламу запретили издавать статьи. Поэтому он сказал: "Это верный признак того, что мне не надо писать".

Очень жаль, конечно, потому что мы лишились огромного количества уникального материала. Но, наверное, так и надо. Иначе для нас было бы слишком много материала, и мы бы не знали, что делать. 

Вопрос: Почему вы часто говорите, что сожжение рукописей тоже является раскрытием?

Ответ: Дело в том, что когда каббалист пишет, а потом сжигает, значит в нашем мире это уже записано, уже прозвучало, прочитано, прошло через ощущение человека. То есть Высшая сила реализовала себя в этом человеке. А если это уже реализовалось в ком-то, ощутилось им, то будет достижимо другими. После этого он может все сжигать, это уже неважно.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чтобы высшая энергия вышла в мир

Для кого предназначены статьи Бааль Сулама?

Великие рукописи не сгорают

Период Бааль Сулама (клип)

Во времена Бааль Сулама произошел резкий скачок в развитии мира. Мир начал стремительно меняться, он стал более эгоистичным и требовательным. Возникло совершенно другое человечество. В XX веке произошли такие изменения, которые не происходили за все прошлые века, и поэтому раскрылась наука каббала.

Научный Язык Бааль Сулама (клип)

Научный Язык Бааль Сулама

Музыка Бааль Сулама (клип)

Музыка Бааль Сулама

Бааль Сулам – ученый-революционер

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам был революционером, совершившим переворот в каббалистической области. Для кого-то он был очень ненавистен, для кого-то – очень сильно любим. Но среднего отношения к нему не было.

Ответ: Да. Так и есть. Те люди, которые его понимали, любили его. Кто не понимал, естественно, ненавидели, причем действительно очень сильно. Даже были такие люди, которые после его похорон приходили на кладбище и топтали его могилу.

Вопрос: Был ли Бааль Сулам революционером для вас?

Ответ: Когда я начал читать тексты Бааль Сулама, у меня открылись глаза. До него я читал очень многое, в том числе Рамхаля, Рамака, Гаона из Вильно и других серьезных каббалистов, пользовавшихся популярностью. Они действительно были большими каббалистами.

Но я не видел, что оттуда что-то получаю. Я не входил в эту струю, не понимал их языка. Они мне ни о чем не говорили. Хотя вроде я слышал, читал книги, но это не та система изложения, которая бы ложилась на меня.

А когда я открыл Бааль Сулама!.. Не могу сказать, что все стало понятно, но мне импонировало его изложение текста, его система, его раскрытие, как он тебя ведет: "Посмотри сюда, посмотри туда. Теперь ты видишь разницу: или так, или так?". Получалось, что учитель занимается с тобой, играет, спрашивает и отвечает. 

У Бааль Сулама все построено на вопросах и ответах. Сначала в своих статьях он задает вопросы, а потом отвечает на них. Это методически верно.

Вопрос: Все-таки вы искали не мистическое, не эмоциональное, а именно научное изложение?

Ответ: Да, конечно. Только научное. Все остальное было для меня неверным, неправильным, ненужным, совершенно неважным.

Вопрос: В чем проявлялась научность, современность языка Бааль Сулама?

Ответ: Хотя бы в том, что он говорил: "В этой статье я хочу выяснить такие-то вопросы", – и перечислял, допустим, 20 вопросов. А потом постепенно один за другим выяснял их и приводил к четкому результату, делая резюме: "В итоге получаем то-то и то-то".

Поэтому такой подход для меня, выпускника университета, начинающего научного сотрудника, естественно, был наиболее близким и понятным. Я понимал, что передо мной серьезный человек, а не какой-то верующий, которому что-то кажется, и он хочет навязать мне это, тем самым запутывая меня.

Бааль Сулам как методист четко выстраивает логическую цепочку и научный подход.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последние в плеяде больших каббалистов

Великие каббалисты нашего поколения

Профессор Элиэзер Швейд о Бааль Суламе

Последние в плеяде больших каббалистов

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: На наших занятиях мы в основном изучаем труды Бааль Сулама и его старшего сына Рабаша. То есть, образно говоря, мы ограничили ими всю цепочку больших каббалистов.

Ответ: Дело в том, что труды остальных каббалистов сконцентрированы в них двоих. Поэтому, изучая Бааль Сулама и Рабаша, мы ничего не упускаем.

Во-первых, они самые последние, самые близкие к нам.

Во-вторых, они действительно современные каббалисты XX века.

В-третьих, все предыдущие каббалисты многих веков каким-то образом собраны, сконцентрированы в их трудах, и потому при этом мы ничего не теряем.

В своих работах Бааль Сулам и Рабаш постоянно ссылаются на более древние каббалистические первоисточники, например, Книгу Зоар, "Книгу Создания" и так далее. А есть такие статьи, которые они написали сами. Их нам еще легче читать и изучать.

В принципе, нам не надо ничего более этого. Даже не выходя за рамки их трудов, мы можем полностью освоить науку каббала и реализовать ее в том виде, в котором она необходима для нашего исправления. 

Реплика: Труды Бааль Сулама и Рабаша как линза, которая собирает солнечные лучи.  

Ответ: Да, Бааль Сулам собрал для нас все, что было до него. Он сделал комментарий на Книгу Зоар и книги Ари. Нет ни одной важной темы в каббале – науке об управлении нашим миром высшей системой управления, – которую бы он не разобрал.

Бааль Сулам все объяснил, приблизил к нам и изложил на понятном нам языке. Если мы не будем изучать его работы, то практически не сможем ничего понять в мире, в его управлении, в его цели.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великие каббалисты нашего поколения

Учение света для всего мира

"Питаться" от учения Бааль Сулама и Рабаша

Как приблизиться к Рабашу?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Суламу и вам я верю; а к Рабашу никак не могу приблизиться. Как это сделать?

Ответ: Бааль Сулам – великий каббалист, который постиг, обобщил и систематизировал науку каббала. Но мы занимаемся каббалой для того, чтобы освоить ее не в виде науки, а в виде методики духовного постижения. А это две разные вещи, хотя и взаимосвязанные.

Когда человек хочет сам войти в духовный мир, то Бааль Сулам для него – теоретик. Он не может вести человека вперед. А Рабаш ведет нас вперед, объясняя на каждом шагу, где мы находимся, что делать, как действовать, что такое взаимодействие в группе, с собой, с Творцом.

Я хорошо помню, как он написал свою первую статью, сидя рядом со мной на скамейке в парке. Я дал ему алюминиевую обертку из-под сигарет, и на обратной ее стороне он написал маленькую статью – первую из будущего трехтомника. 

Сначала я задавал ему вопросы, и он давал на них письменные ответы. Так появились его первые статьи. А потом он уже писал сам. 

Без этих статей мы не могли бы продвигаться. На каждом утреннем уроке полтора-два часа мы посвящаем статьям Рабаша, и только полчаса "Учению Десяти Сфирот" и еще полчаса статьям Бааль Сулама.

Даже непонятно, как до Рабаша люди могли осваивать духовное пространство, ощущать его в себе, проходить на другие ступени. Именно этому он учит нас, поскольку в наше время в мир нисходят души, которые нуждаются в этом.

Рабаш – это практикум по каббале, а Бааль Сулам больше теоретик каббалы.

Для того чтобы приблизиться к Рабашу, надо читать его статьи и слушать наши уроки по ним. Все они есть в архиве, вы можете бесплатно ими пользоваться, доступ свободен. Вперед, дерзайте!

Из урока на русском языке, 23.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для кого предназначены статьи Рабаша

К дню памяти Рабаша

Статьи Рабаша

Страница 1 из 3012345...Последняя »