Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Песах с точки зрения современных реалий, ч.12

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В Пасхальном Сказании упоминаются четыре сына: один любит задавать вопросы, другой – злодей, третий – наивный, простак, и так далее. Что они олицетворяют в нас, в обществе?

Ответ: Они есть в каждом человеке. Когда человек начинает искать свой духовный путь, в нем проявляются эти четыре сына: один – умный, один – глупый. Но самое главное – это тот, который не умеет задавать вопросы.

У всех остальных есть какие-то вопросы из этого мира, они могут их сформулировать, а этот не может ничего сказать. Ему что-то хочется, но он не знает, что именно. И поэтому его распирает вопрос, без ответа. О нем-то и сказано: "А ему ты должен открыть". Что открыть? Не сказано. Сказано: "Ты ему раскрой".

Вопрос: Что раскрыть?

Ответ: Если есть вопрос, тогда уже можно говорить.

Вопрос: Что бы вы пожелали всему народу и вообще всем людям?

Ответ: Раскрытия этого вопроса. Во-первых, красиво, хорошо, правильно его задать, чтобы он болел, чтобы нам очень хотелось выйти из нашей природы, которая дурманит нас в течение нашей короткой и несчастной жизни. 

И чтобы мы смогли с помощью этого внутреннего свойства в нас, что мы хотим чего-то, а чего точно, не можем сказать, – чтобы мы на это получили ответ, и чтобы нам открылось. Не открылся ответ, а открылся путь. Так и сказано: "Ты открой ему". Не ответь, а открой.

Вопрос: И что он увидит?

Ответ: Это только если зададите правильный вопрос. Когда он возникнет изнутри в полной мере, тогда это же давление изнутри и откроет путь.

Вопрос: И это будет началом выхода из Египта?

Ответ: Да. Это настоящий выход из Египта. Поэтому в Пасхальном Сказании говорится именно про того, кто не может даже спросить.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Песах с точки зрения современных реалий, ч.10

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда еврейский народ подходит к Конечному (Красному) морю, вдруг это море расступается. Сзади войско фараона, впереди море, и оно расступается. Что должно произойти, что человек вдруг увидел, что морская или водная глыба спасительна для него?

Ответ: Морская пучина может сделать только одно: полностью умертвить меня. И я согласен на это состояние – умереть духовно, физически, неважно как, только лишь не оставаться в плену своего эгоизма. Эгоистическое рабство хуже, чем любое другое состояние, поэтому я бросаюсь в воду.

Вопрос: Здесь не имеются в виду суициды и самоубийства, которые происходят в наше время?

Ответ: Нет! При чем тут это? Разве в наше время есть какие-то движения к этому? Разве это исходит из той же причины? Нет! В наше время это всё от скуки.

Вопрос: Есть мнение, что из Египта вышли не все евреи. В колесницах фараона, которые гнались за евреями, были в том числе и евреи? 

Ответ: Это так называемые "эрев рав". Это те евреи, для которых нахождение в Египте было благом. Они хотят остаться в своем эгоизме и считают, что они правы. И Творец у них есть в этом эгоизме, не надо к Нему приближаться исправлением себя на любовь к другим, и через любовь к другим к любви к Творцу.

Ничего этого не надо: "Мы можем и здесь жить, спокойно, хорошо. Не нужна нам земля Израиля, и вообще не надо туда идти: когда Творец захочет, Он туда нас сам приведет, а пока мы будем здесь сидеть и ждать".

Вопрос: В истории выхода из Египта мы видим, что колесницы гибнут, хотя кто-то и спасается. Говорят, что к евреям примкнули какие-то непонятные люди и потом преследовали их по пустыне. Как это происходит? Все равно эти люди, которые не согласны следовать предначертанному пути, этой цели, будут уничтожены?

Ответ: Это "эрев рав", "особый сброд". Их очень много, они окружают еврейский народ со всех сторон. По своему происхождению они евреи, но только не ощущают, что должны идти к Творцу своими мыслями, своими побуждениями, в "возлюби ближнего как себя", в объединении между собой.

На протяжении всей еврейской истории и сегодня тоже они видят свою миссию только в том, чтобы не допустить движение еврейского народа к строительству Храма, т.е. к созданию такой связи между собой, в которой бы проявлялся Творец.

Вопрос: Кто в итоге победит?

Ответ: В итоге, естественно, победят не они. Но глядя на то, что происходит сегодня в еврейском народе, мы видим, какая у них сила.

Вопрос: Как в каждый момент времени человеку, находясь в окружении, которое у него есть, правильно различать "эрев рав" и евреев, которые идут к цели?

Ответ: Человек, который стремится к связи с другими, к любви к другим и от любви к другим к любви к Творцу – он является евреем, он является действительно идущим к Творцу.

Самое главное – это связь, потому что в ней постепенно уничтожается эгоизм, и человек поднимается над своей эгоистической природой в свойство отдачи, к свойству любви к ближнему.

А по людям, которые считают, что могут существовать без связи с другими, сразу видно, что они, в общем-то, единоличники, одиночки. Они изобретают для себя совершенно другой стиль жизни. Каждый, кто выполняет какие-то определенные правила, считает, что для него в этом уже есть и смысл жизни, и уготовленный ему райский сад, и т.д.

На самом деле все это происходит абсолютно не так. "Мир свой постигни еще в этой жизни", – вот к чему призывает Тора, наука каббала. И поэтому все их попытки – большая ошибка и разочарование.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.9

Песах с точки зрения современных реалий, ч.8

Песах с точки зрения современных реалий, ч.7

Песах с точки зрения современных реалий, ч.9

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас мы видим, что американские евреи – абсолютно левые и абсолютно против Израиля, но пока еще чувствуют себя евреями. В самом Израиле – многообразие мнений и отношений. Как такому многочисленному и разному народу почувствовать, что на самом деле мы находимся в Египте, и выбрать эту дорогу?

Ответ: Народ немногочисленный, просто каждого еврея слишком много. Каждый из них представляет собой огромное количество внутренних людей, которые в нем. Поэтому нам кажется, что их много и они везде. Иногда, кажется, что кроме евреев в этом мире никого нет.

Это особое свойство, которое таким образом проявляется в человечестве. Я надеюсь, что человечество очень быстро осознает это в добром смысле слова, и поймет, что с этим делать.

Что делать евреям? Есть только единственный выход – объединяться добрым путем. А если нет, то тогда вместо доброго фараона, который был в течение семи их первых лет в Египте, будет злой фараон – в течение семи их вторых лет.

Семь лет – это не годы, а период правления – хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Это высшая система управления, которая нисходит и управляет добрым путем; а если нет, то она же оборачивается и начинает управлять злым путем. Если ты не понимаешь по-хорошему, будет по-плохому. 

В итоге у евреев получилось, что они вышли из Египта немного раньше. Это сделано специально.

Хотя было предсказано, что они будут в Египте 400 лет, поскольку должны быть пройдены полностью все четыре стадии осознания эгоизма и выхода из него (по имени Творца – йуд-кей-вав-кей – кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут), но они пробыли там всего 210 лет, потому что так называемые "годы" приходятся на весь остальной период до нашего времени. Но и в наше время мы еще находимся в изгнании.

Под изгнанием имеется в виду духовное изгнание, а не физическое. То, что мы оказались здесь или кто-то оказался в Америке, и человек говорит: "Я не в изгнании, я на святой земле", – это всё неверно. Мы пока еще в изгнании.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.8

Песах с точки зрения современных реалий, ч.7

Песах с точки зрения современных реалий, ч.6

Имидж Фараона

каббалист Михаэль ЛайтманНакануне дня рождения Израиль снова задумался о своей репутации. Возможно, на этот раз ее удастся подправить?

Разъезжая по миру, израильтяне мало заботятся о том, как он относится к ним и к их стране. Тем более что приятные новости по этой теме приходят редко.

Однако весной 2021-го, когда Израиль стал несомненным лидером в мировой схватке с коронавирусом, это навело некоторых на мысль о ребрендинге еврейского государства.

Оптимисты видят в рекордной вакцинации наш шанс на признание, редкую возможность улучшить имидж страны. Есть даже позитивная статистика свежего опроса нескольких тысяч европейских респондентов. Правда, негатив там по-прежнему доминирует, но уже в меньшей степени.

Зауважает ли нас мир по итогам пандемии и недавно подписанных мирных соглашений? Стоит ли рассчитывать на долгосрочную тенденцию?

Я не вижу для этого никаких реальных оснований. Любой спад, если это не свободное падение, представляет прерывистую кривую, ведущую вниз. Каждый раз, когда она загибается в противоположную сторону, хочется верить, что тренд переменился. Но вера – ненадежная опора. Нас не полюбят за то, что мы делаем для себя. Нас не ценят даже за то, что мы даем другим. 

Успешной кампанией вакцинации евреи просто колют народам глаза. В очередной раз демонстрируют свою предприимчивость. Подлинная причина нашего векового конфликта с миром не устранена, и потому всё "хорошее", что мы видим сегодня, завтра развеется без следа.

Симптом триумфаторов

Я не пессимист. Я не собираюсь портить вам настроение. Наоборот, я хочу вселить в вас надежду. Но надежду, базирующуюся на твердой основе, а не на мифах и сказаниях, которыми потчуют нас политики и СМИ. Именно эти иллюзии доведут нас до беды, если мы не отбросим их и не взглянем правде в глаза. В хорошее не надо верить, его надо создавать. И уж точно не вакцинами.

Главное, что мы можем дать человечеству в современную эпоху, – это методика умиротворения. Она заложена в еврейском народе, но мы вот уже две тысячи лет игнорируем ее, предпочитая снова и снова окунаться в ненависть мира. Некоторые из нас уповают на Бога, другие – на гуманизм, третьи, вообще, не задумываются о том, что кажется им "абстракциями". Людям, народам отчаянно требуется внутреннее сближение, добрая взаимосвязь, человечность – а мы даем им что угодно, кроме этого, или предлагаем полюбоваться на нашу победу над "короной".

Всё это ложь, обман. Конфликты обостряются, глобальные вызовы не получают ответа, мир с годами становится хуже, и надеяться ему особо уже не на что. Его безотчетная и единственная надежда – это мы, народ, способный показать пример созидания, единения, взаимопонимания, союза сердец. Но мы упорно отвергаем "нелепые претензии" человечества – и становимся занозой в его сердце. Нас ненавидят за то, что мы не позволяем любить.

Пока мы не поймем этого, нас не оставят в покое. Будут коситься, клеветать, обвинять, бить, убивать. Будут видеть в нас корень всех бед. Мы ждем уважения – нас уважут поклепами и судами. Мы ждем признания – нас признают преступниками без права на апелляцию. Мы ничего не ждем – нас будут гнобить, не затрудняясь объяснениями. Мы считаем, что никому ничего не должны, – нас запишут в вечные должники.

И всё потому, что мы пропитаны ложью – делаем вид, что мы как все. Нет, мы не как все. Мы для всех. Таков системный расклад. И выход один – принять это. Тогда в нашем правильном соединении мир увидит истину и перестанет нас ненавидеть.

В тени пирамид

Государству Израиль исполняется 73 года. За это время мы превратились в региональную державу, сколотили крепкую экономику, которой нипочем даже пандемия и бесконечные выборы. Мы вышли в космос, почти дотянулись до Луны…

Но есть одно недоразумение: чем лучше у нас дела с технологиями, тем хуже с людьми. Наше общество окончательно фрагментировалось на разрозненные сектора, а отношения между нами неумолимо перетекают на тот конец шкалы, что лежит между безразличием и враждой.

Грустный получается итог: мозги сработали, техника не подвела – люди подкачали. А вообще-то, не грустный – правдивый. По-своему даже радостный. Ведь это шаг вперед: пускай не сразу, но мы все же начинаем понимать, что при строительстве страны упустили главное – себя самих, свои истоки, свои корни, без которых евреи не народ, а несуразное собрание чужих друг другу изгнанников. Этот порок нивелирует любые преимущества в технологиях. Наши ракеты надежны, но за ними прячется разношерстное и жалкое, горделивое и растерянное, смышленое и оболваненное, принципиальное и дезориентированное скопление мировоззрений, догматов, амбиций, взаимных претензий и противоречий.

И вот в этом состоянии, раздробленные, полностью зависимые от собственного эгоизма, плененные им, мы празднуем День независимости. Факелы, речи, флаги, мангалы… Праздник, который весь – лицемерие.

Зато теперь эгоизм докипел до того, что это можно увидеть невооруженным взглядом. Оказывается, все его "идеалы" – фикция. Когда наши политики поднимают новый лозунг: "Отложить эго в сторону" – мы отлично видим, чего стоит их "благородный" порыв. Разве можно отодвинуть в сторону Фараона, оставаясь под его властью? Разве может человек, раздутый самомнением и честолюбием, проткнуть дырочку в своих притязаниях? От него же тогда ничего не останется!

Кто из наших лидеров способен по-настоящему приподняться над собой? Кто готов поставить единство народа выше своих притязаний на власть? Кто отложит эго в сторону, чтобы не допустить междоусобицу и раздор в стране? Ответ очевиден. Они живут раздором, пестуют его. А кто не готов обвинять оппонентов во всех смертных грехах и разжигать огонь братской вражды, тот считается "слабым", "недостойным"…

Не стоит обманываться: если общество растит и выдвигает наверх таких лидеров, значит общество больно. Не они портят нас – мы уже испорчены, а они наглядно демонстрируют нам это.

Вопрос: как долго мы будем с этим мириться? Как долго будем праздновать торжество Фараона весной на лужайках? Сколько времени осталось у нас в запасе, прежде чем наша "независимость" проявится во всей красе? Готовы ли мы на настоящий ребрендинг, на реабилитацию единства в своих глазах?

Здоровое общество зиждется на здоровых отношениях между людьми, на общем ощущении близости, сопричастности, несмотря на все различия. Это уже не "имидж" – это качество, существо страны и народа, его дух, его внутренний стержень. И его гарантия успеха в современном мире.

Дадим это человечеству – и оно поймет нас, примет нас, примет наш пример с благодарностью.

Не дадим – останемся во власти Фараона и его пирамид.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к свободе

Братство, которого нет

Народ Израиля должен заново родиться

Песах с точки зрения современных реалий, ч.8

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Перед тем, как выходить из Египта, Творец дает указ: принести в жертву ягненка, держать его 14 дней у себя дома, привязать к кровати…

Ответ: Все проблемы, которые мы видим в тексте, надо понимать правильно. Речь идет о человеке, о его внутренних свойствах. Ягненок олицетворяет свойство Бины, которое развивается в нас. Травы, земля, вино, горящий куст и т.д. символизируют все, что происходит внутри человека.

Человек – это маленький мир, в нем находятся абсолютно все свойства нашего мира. А то, что мир кажется нам существующим вне нас, на самом деле отражение того, что есть внутри нас.

То есть я вижу перед собой стол, поскольку такое его состояние находится внутри меня, и поэтому мне кажется, что он существует. И существуют мои руки, лежащие сейчас на этом столе. На самом деле нет ни рук, ни стола, ничего. Это только лишь мои внутренние свойства, которые так рисуют мне действительность.

И то же самое Египет, и то же самое фараон со всеми огромными пирамидами – все это существует только внутри нас. 

Реплика: Если взять последнее жертвоприношение, то агнец в древнеегипетской мифологии – это божество.

Ответ: А евреи разводили их, убивали и ели.

Реплика: И проносили в жертву. Причем Творец говорил: "Зарежьте их определенным образом…"

Ответ: Именно потому евреи убивали и употребляли этих агнцев, что для эгоизма, то есть для египтян, которые в нас, – это святое, а для свойства подъема к Творцу – наоборот, это возможность приподняться над эгоизмом.

Вопрос: Невзирая на возмущение самого эгоизма?

Ответ: Конечно. А как еще можно подняться над ним, если он не возмущается?

Вопрос: Сказано, что сыны Израиля довольно продолжительное время были рабами.

Ответ: Пока не смогли выйти из эгоизма, оторваться от него.

Вопрос: И вот они совершают на глазах у разъяренных египтян и фараона жертвоприношение, как будто делают очень решительный внутренний шаг и выбирают сторону Творца, чтобы идти за Ним вместо фараона. Для этого должна быть большая внутренняя готовность, осознанность в человеке. Откуда она накапливается, за счет чего?

Ответ: Это осознанная внутренняя необходимость, которая постепенно проявляется в человеке, естественно, с помощью Творца, с помощью света. Сама по себе она зарождается и развивается не в самом человеке.

Ведь все эти люди, которые назывались иудеями, евреями, пришли в Египет для того, чтобы развить свое альтруистическое направление в связи между собой и с Творцом, и поэтому в них проявляется свойство Творца. Своими действиями между собой они притягивают к себе свойство Творца.

Вопрос: Зреет ли в наше время в еврейском народе эта готовность или нет? Должна ли быть какая-то накопительная мера? Как дойти до этой меры, чтобы человек на самом деле выбрал сторону Творца и шел, выполняя свою роль?

Ответ: Для этого надо быть 400 лет в Египте или хотя бы 210 лет, как это было на самом деле.

Вопрос: И они ощущают, что это Египет?

Ответ: Конечно! Даже Авраам был в Египте и выходил из него обратно. Это не проблема. Быть "в Египте" – значит ощутить себя в рабстве эгоизма. Когда эгоизм, с одной стороны, дает тебе все, что хочешь в этом мире: бери, наслаждайся чем угодно, – а ты все это отбрасываешь и предпочитаешь выйти из него.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.7

Песах с точки зрения современных реалий, ч.6

Песах с точки зрения современных реалий, ч.5

Песах с точки зрения современных реалий, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему фараон после каждой казни говорит: "Хорошо, идите, вознесите жертвы вашему богу и возвращайтесь", – а потом добавляет: "Нет! Никуда вы не пойдете!"?

Ответ: Это природа человека говорит ему: "Да, ты можешь оторваться от эгоизма, ты можешь идти вперед, потому что видишь, что эти удары тебе помогают". Но на самом деле они не помогают выйти из Египта.

Они только помогают идти выше них, когда ты предпочитаешь быть с Творцом вместо того, чтобы находиться в Египте вопреки всем своим эгоистическим вознаграждениям. А иначе ты никак не выйдешь из Египта! Только лишь без всяких эгоистических выгод.

Только закрыв глаза и всё: темной ночью, впопыхах, практически ничего не собрав, удирать от своего эгоизма. Только так ты можешь от него оторваться.

Вопрос: Творец каждый раз повторяет: "Я поражу народ египетский, Я поражу страну", – но не говорится, что евреи будут поражены, что это касается евреев. Как будто египтянам все это сваливается на голову, а евреи стоят особняком. Почему это происходит?

Ответ: Потому что все устремления человека к Творцу, которые называются "Израиль" в нем или "евреи" в нем, остаются в целости и сохранности, т.к. ведут человека к этой цели. А всё, что не ведет к ней, а находится в самом эгоизме, постепенно отмирает по мере борьбы с ним. И человек должен пройти десять ударов, чтобы полностью оторваться от эгоизма и начать уже свой новый путь.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.6

Песах с точки зрения современных реалий, ч.5

Песах с точки зрения современных реалий, ч.4

Переход на новую основу существования

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Конечное море рассекается силой веры человека, когда Моше поднимает жезл. Жезл на иврите "матэ" от слова "мата" – "ниже".

Ответ: Человек опускает свой эгоизм и таким образом проходит через все препятствия. Он руководствуется не разумом и логикой, а тем, что желает отдавать.

Но это совершенно нереально для него, ведь отдача, любовь, связь с другими, превыше свойства получения, собственной выгоды, личного спасения. Это и олицетворяет прыжок Нахшона в могучие волны Конечного моря.

Вопрос: Почему в море прыгает именно Нахшон (такое свойство в человеке), а не Моше? Обычно лидер идет впереди.

Ответ: Дело в том, что Моше выше свойства "Нахшон". Моше – это свойство Бины, и поэтому для него совсем не проблема быть в свойстве отдачи и любви. Это все, чем он руководствуется, когда ведет сынов Израиля (желания), постепенно освобождая их от эгоизма и приводя к любви между собой. 

Вопрос: В чем заключается чудо, что человеку вдруг дают такую возможность думать и заботиться о других больше, чем о себе? Ведь, в принципе, это противоестественно и не приносит никакого вознаграждения.

Ответ: Это переход на совершенно иную основу существования, когда отдача, любовь, хорошее отношение к другим выше, чем отношение к себе. Человек входит в это состояние практически навсегда. Если раньше он жил в своем обычном эгоизме, только "ради себя", то перейдя эту границу, он начинает жить только "ради других".

Вопрос: То есть мировоззрение человека, его подход к жизни меняются?

Ответ: Абсолютно во всем. За границей Египта полностью меняется наше отношение к миру. Там уже нет расчета с самим собой. Ты постоянно делаешь расчет с другими, считаешься с ними. Ты точно знаешь: то, что в тебе возникает, надо инверсно обратить в отдачу и любовь.

Вопрос: Но что мотивирует человека? Почему он так поступает?

Ответ: Потому что это свойство Творца. А он желает быть ближе к Нему.

Вопрос: А если бы это не было свойством Творца, то он бы не делал такие действия?

Ответ: Нет. Тогда не было бы никаких причин. Это единственная причина.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Перед бушующим морем

Свойство, перед которым отступает море

Прыжок в Конечное море

Песах с точки зрения современных реалий, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Сначала Моше – еврейский мальчик, потом приемный сын фараона. А затем, покинув Египет, он стал пастухом у своего тестя. И вдруг ему раскрывается Творец, и говорит: "Моше, возвращайся в Египет. Я вспомнил Свой договор с Авраамом, Ицхаком и Яковом, что спасу их народ. Ты должен сказать им, что ты – Мой посланник, и благодаря тебе Я это совершу".

Ответ: Моше – единоличник, воспитанный у фараона. Он сбежал от своей миссии в другую страну, за Нил, и попал в общество своего будущего тестя Итро. Там он женился на его дочери и прожил спокойно определенное количество лет. А потом он почувствовал, что должен вернуться к своему народу, потому что его дальнейшая миссия не давала ему покоя. Он оставил тестя, жену, детей, и ушел.

Вопрос: Что он олицетворяет в нашем мире?

Ответ: Моше – это свойство в человеке, которое движет его к Творцу.

Вопрос: И оно не пробуждается в человеке по собственной воле?

Ответ: Если в человеке этого нет, то какая здесь может быть воля?

Реплика: В этой истории есть такой сюжет, когда раскрылся горящий куст и Творец долго уговаривал Моше пойти в Египет: "Пойди в Египет, скажи, что ты Мой посланник". Моше отвечал: "Кто я такой? Как они признают?" 

Между ними шел долгий разговор, как будто высшая сила уговаривала Моше спуститься к своему народу, чтобы спасти его. 

Ответ: Моше ощущает, что если он должен претворить в жизнь свою миссию, то ему нужно возвратиться в Египет, помочь. Он-то сам вышел из Египта, он-то сам достиг определенной духовной ступени. А этого недостаточно, теперь он должен вернуться в Египет к своим братьям и вызволить их оттуда.

Вопрос: Как этот "Моше" проявляется сейчас в еврейском народе?

Ответ: Трудно сказать. Мы пытаемся это сделать в нашей организации и указать путь к выходу из Египта (из эгоизма) посредством нашего объединения между собой. И мы чувствуем, что мы – в Египте.

Вопрос: Моше спускается в Египет, рассказывает всё старейшинам и фараону, показывая с помощью своего посоха все чудеса и ужасы проявления Творца. А с другой стороны, чародеи фараона показывают то же самое. Что это означает?

Ответ: Что, в принципе, с помощью чудес ничего не сделаешь. Никак не уговоришь эгоизм. Эгоизм делает все, для того чтобы оставить тебя в себе. И у него есть на это все силы и все право, потому что он является природой человека.

Человек должен идти вперед не потому, что он видит чудеса, а потому, что он закрывает глаза и просто идет вперед. Он должен признать выход из эгоизма особенным, поскольку это высшая ступень существования. Он должен оценить Творца как самое наивысшее, ради чего он готов поступиться всем.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.5

Песах с точки зрения современных реалий, ч.4

Песах с точки зрения современных реалий, ч.3

Воды добрые и воды злые

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему море, которое переходят сыны Израиля, называют Конечным? И что олицетворяет собой вода?

Ответ: Вода олицетворяет собой жизнь. Это свойство Бины – свойство отдачи и любви. В воде рождается человек, в воде зарождается всё, это основа жизни.

Но есть воды добрые и воды злые. Когда вода не освобождена от эгоизма, то это злая вода, злые волны – например, Мертвое море или море, поглощающее тех, кто оказывается в нем.

Море, которое переходят сыны Израиля, называется Конечным, потому что там они полностью выходят из эгоизма и переходят границу между свойством получения и свойством отдачи.

Вопрос: Эту границу символизирует махсом – условная перегородка между эгоизмом и альтруизмом?

Ответ: Совершенно верно.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Песах с точки зрения современных реалий, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если сделать корреляцию на настоящее время, на каком этапе находятся евреи?

Ответ: Сегодня мы находимся в состоянии, когда евреи собрались со всего мира физически, но еще не собрались между собой внутренне.

Поэтому мы должны организовать народ, живущий сейчас в Израиле, в такое объединение, чтобы "возлюби ближнего как себя" было нашим кредо, основным законом народа. И тогда появится возможность подняться над эгоизмом, над нашим внутренним Египтом.

И мы это делаем: объединяемся в десятки и пытаемся изолировать себя от внешнего мира нашим внутренним общением. Таким образом мы действуем.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Перед бушующим морем

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Получив разрешение фараона покинуть Египет, сыны Израиля в спешке ушли оттуда. Но Фараон стал раскаиваться, что отпустил народ, и послал в погоню за ними свое войско.

Что значит во внутренней работе человека, что фараон раскаялся и почему?

Ответ: Дело в том, что человек, убегая от своего эгоизма, должен выйти из него раз и навсегда. Ощущение той границы, которую он проходит, и есть состояние прохода через Конечное море.

Сыны Израиля чувствуют в этот момент самый сильный всплеск эгоизма, заставляющий их как бы повернуть обратно и вернуться в Египет, в эгоистическое рабство и, как прежде, подчиняться своему эго. 

Они не знают, что делать. С одной стороны, они рвутся туда, с другой стороны – рвутся сюда. В таком состоянии они стоят перед так называемым бушующим морем, ведь все это происходит внутри человека. 

Вопрос: Внутри одного человека или в группе людей?

Ответ: Внутри каждого человека в группе людей, пытающихся подняться над своим эгоизмом, чтобы объединиться и в связи межу собой пройти эгоистическую преграду.

Вопрос: Итак, как аллегорически рассказывается в Торе: перед ними море, сзади колесницы фараона, и Творец говорит Моше: "Подними свой жезл". Моше поднимает жезл, море расступается, воды рассекаются на две части. Что это означает?

Ответ: Это тот же прием, когда человек продвигается с помощью посоха.

Посох означает "идти верой выше знания". Посох на иврите "матэ" ("ниже"), т.е. ниже, чем свое мнение, свое знание, свой эгоизм. Ты должен понизить свой эгоизм настолько, чтобы пренебречь тем, что он тебе говорит и идти выше него. Этот прием помогает человеку пройти через Конечное море.

Как только сыны Израиля перешли на другой берег, море вернулось в обычное состояние и поглотило всех египтян. Это значит, что те, кто не желает двигаться верой выше знания, в свойстве отдачи, связи, выше своего эгоизма, – тех это условие умертвляет. То есть у тебя не будет никакого духовного постижения, никакого прохода через Конечное море. Ты не сможешь его пересечь и обрести внешнее свойство, выше своего эгоизма. Поэтому все наши эгоистические желания тонут в море.

Рассечение моря символизирует разделение между эгоистическими и альтруистическими желаниями. Часть из них, альтруистические желания, выходят из моря, а часть, "египтяне", погибают.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рассечение Конечного моря

Переход Конечного моря (Ям Суф), ч.1

Прыжок в Конечное море

Песах с точки зрения современных реалий, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В Торе описывается история, когда встал злой фараон, и египтяне испугались власти евреев. Решено было уничтожать еврейских мальчиков и всё сильнее порабощать еврейский народ: работы, подати и т.д.

Ответ: "Иначе он поработит нас", – так говорили египтяне. И они были правы.

Вопрос: Почему еврейский народ, такая огромная сила, не восстал против них? Устроили бы восстание, переговоры…

Ответ: Никогда такого не было! Евреи воюют только между собой. Ни с одним народом они в жизни не воевали, потому что борьба должна быть внутренняя, а не внешняя.

Наша проблема в том, что мы должны воевать сами с собой. Мы должны поднять себя до уровня отдачи, любви, объединения, до уровня раскрытия Творца. В этом наша победа, а не в том, чтобы покорять других. Нет такого. Какой смысл? 

Египтяне сопротивлялись евреям, чтобы те их не переубеждали, не покоряли. Рабство в Египте – это рабство в эгоизме.

Евреи жили очень хорошо, зажиточно, у них было абсолютно всё. Они не были рабами в том, чтобы "грызть землю". Никогда в истории евреи так хорошо не жили, как в Египте.

Единственное, что когда Моше стал им рассказывать, чего они должны достичь, они задумались: "А нам это надо?"

Вопрос: Что означает, что евреи застонали от тяжелой работы?

Ответ: Это духовная работа, чтобы, будучи в эгоизме, начать работать над развитием в себе альтруистических действий.

Вопрос: То есть по мере своего внутреннего взросления они достигали того сорокалетия, о котором вы говорили прежде?

Ответ: Они должны были этого достичь. И тут они поняли, что, находясь среди внешних и внутренних египтян, они не смогут это сделать. Они должны выйти из Египта физически и тогда смогут выйти из него внутренне, морально. В итоге это и произошло.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.3

Песах с точки зрения современных реалий, ч.2

Песах с точки зрения современных реалий, ч.1

Непонятый Холокост

каббалист Михаэль ЛайтманПомнить о нем необходимо, но память, сама по себе, ни от чего нас не защитит. Суть не в том, чтобы помнить. Суть в том, чтобы понимать.

Я вырос в тени Катастрофы, прокатившейся по моей семье, по близким и далеким, по городу, по народу. Мне не нужно оживлять в памяти и сердце ее трагичность и бесконечную боль, во мне с раннего детства отпечатан ее след.

Но время бежит, связь с прошлым ослабевает, и для новых поколений остаются лишь слова, лишь цифры, лишь дата в году. Неслучайно 77% израильтян признали недавно, что память о Холокосте угасает.

Иначе и быть не могло. Когда нет реального чувства, реальной причастности, когда ужас становится историей, бессмысленно укорять людей или систему образования. Сколько было таких ужасов на пути еврейского народа – но щемит ли у нас сердце по-настоящему? Перехватывает ли дыхание от того, что это может случиться с нами, с нашими детьми?

Невозможно переживать по указке. А потом, когда это повторяется, свежая рана заново напоминает выжившим о чем-то, чего они так и не поняли. 

Несмотря на воссоздание государства, внутренне народ Израиля по-прежнему рассеян, и наша коллективная память – тоже жертва этой рассеянности. Мы способны забыть что угодно. Прошлое только мешает нам. Мы набираем из него удобные детали, а остальную громаду игнорируем, не замечаем.

Холокост – не исключение. Мы взяли от него то, что годится для "дежурной скорби", а остальное отбросили, вытеснили из сознания. Почему люди, народы приняли установку на уничтожение евреев и реализовали ее? Почему с таким рвением, с такой лютой ненавистью, без вопросов и колебаний? Почему это происходит снова и снова? Почему мы до сих пор не желаем задуматься об этом по настоящему, так чтобы найти причину и решение? Сколько еще нам ходить по заколдованному кругу, сколько еще крови придется пролить, сколько слез выплакать, сколько жизней потерять?

Чтобы понять это, нам надо понять себя. Понять основу народа Израиля, его место, его роль. Антисемитизм – не национальная, а мировая проблема. Предъявляя евреям претензии, сводя с ними счеты, народы в действительности, сами того не понимая, конфликтуют с особым свойством, с особым вектором развития, название которого – Исраэль.

Борьба начал

Изначально "Исраэль" (ישראל) означает устремление "прямо наверх" (ישר-אל), к качественно новой ступени, к единству и отдаче, к тому, что объединит мир в единое гармоничное целое. Это направление противоположно человеческой природе. Отсюда вечный конфликт мира с евреями, вечное неприятие и отторжение этого чужеродного элемента. Эгоизм не терпит подлинно альтруистических побуждений.

Более того, в самих евреях тоже не прекращается борьба двух начал, раскалывающая народ на кусочки и в то же время каким-то неимоверным образом сохраняющая его от полной и окончательной ассимиляции или ликвидации. Вся наша судьба, вся наша история – следствие борьбы свойств "Исраэля" и "народов мира".

В итоге, ненависть к нам закономерна. И ненавидят нас совсем не за то, что вменяют в вину. Исраэль – это не гены, не традиции, не умные головы. Это фундаментальная категория, заложенная в природу, в человечество и сопровождающая его испокон веков. Она создает разность потенциалов, диалектическое противоречие – и тем самым развивает мир, пока он не придет к равновесию, к внутренней зрелости, к подлинному единству.

Таковы законы Природы, таково строение мира, в котором мы живем. Он зиждется на противостоянии двух сил – притяжения и отталкивания, соединения и раздора, – и нам надо научиться тому, как сочетать их, создавая общее поле взаимодействия между их полюсами.

В этом вся суть свойства Исраэль: оно связует минус и плюс, ненависть и любовь, поднимает отдачу над эгоизмом и примиряет их ступенью выше. Вот что значит "прямо наверх" – единство противоположностей в подъеме над ними.

Без этого народу Израиля нет в места в мире – что и доказывают наши вековые хождения по мукам. Отрицая эту задачу, уклоняясь от фактов, не желая разобраться в себе самих, в своей истории, мы горим на ее огне. И никогда народы не простят нам этого. Ведь мы лишаем их счастья. Так они чувствуют, а всё остальное вторично. Это закон Природы: если мы идем против нее, народы сводят с нами счеты – ее счеты, отражающие неизбежный отклик на усиливающийся дисбаланс.

Сердце короля

Сегодня нам кажется, что собственное государство обеспечит нам безопасность или хотя бы выживание. Тщетные надежды. Современный Израиль – это еще одна попытка к бегству, а не выход из изгнания. Да, Израиль должен быть прибежищем, но не бункером, который так легко превратить в газовую камеру. И уж тем более, не ареной наших склок. С такими темпами, еще раньше, чем за нас возьмутся снаружи, мы сами растерзаем здесь друг друга.

Не верите? Зря, такое с нами уже бывало, с катастрофическими последствиями. Порой мы понимали, что виноваты сами, но за последние две тысячи лет свято уверовали в свою праведность и перестали задумываться над неудобными вопросами. Нам кажется, что в наших несчастьях виноват кто угодно, кроме нас самих.

Это чистейшей воды иллюзия. У еврейского народа есть возможность самому решать, как пройти свой путь. Всё хорошее и всё плохое, что с нами происходит, – плод нашего отношения друг к другу, к миру, нашей готовности или неготовности меняться, сближаться сердцами. И хотя уничтожают нас другие народы, причину всегда следует искать между нами. Только так мы придем к истине и избежим новых страданий. Только так мы сможем помочь себе и всем. Собственно, в этом и заключается наша "избранность" – в способности помочь всем по своему выбору.

Кстати, народы отчасти тоже понимают, что за их ненавистью стоят законы Природы и это она предъявляет нам требования. В 1492 году, накануне изгнания евреев из Испании, королева Изабелла сказала их представителям: "Неужели вы верите в то, что это исходит от нас? Господь вложил это в сердце короля". Королеве не нужно было оправдываться, она говорила то, что думала.

Если сегодня, оглядываясь на Холокост, мы считаем немцев источником кошмара и главными виновниками резни, то мы ничего не поняли. Мы чувствуем, что мир то и дело берет нас за горло, но не отдаем себе отчета в том, что и сами держим за горло всё человечество, не желая реализовывать методику соединения противоположностей, не желая поднять себя и мир к общему доброму процветанию.

Вместо единства, мы заняты междоусобицами, грыземся за "ценности" и за бюджет, относимся к своим хуже, чем к чужим. Непримиримость – вот наше кредо. Моральное превосходство над собратьями – вот наш "драйв". К настоящему времени мы разругались и догрызлись до того, что уже не можем сформировать правительство, не можем элементарно отыскать точки соприкосновения, чтобы обеспечить будущее страны. Наши представления об этом будущем настолько разошлись, что вместе мы можем только забивать гвозди в его гроб. В свой гроб.

Почему?

Потому что мы не хотим помнить и понимать. Грандиозный мемориал "Яд ва-шем" не несет живого, актуального послания, он безнадежно застрял в прошлом, ему не переубедить антисемитов ни в народах мира, ни в еврейском народе. Школьные поездки в Польшу ничего не меняют, ничему не учат. Разобщение в народе растет, и страшное прошлое, само по себе, не в силах заставить нас очнуться.

Тем временем, мир уже готов воспламениться новой-старой ненавистью к евреям. В народах живет пускай необъяснимое, но четкое ощущение: "Они всему виной. Покончим с ними – покончим со всеми бедами". Этого не изжить, это подсказывает им сама природа, в которой обостряются дисбалансы. Полюса расходятся всё дальше, а евреи спят. Мы даже не понимаем, что ни один из этих полюсов на самом деле не является ни добром, ни злом. Они неотъемлемые части целого, и создать, сформировать это целое можем только мы. Без нас антагонизмы разрушат систему.

Процессы развертываются в нас на глазах. Вторая Катастрофа возможна, мы уже видим это воочию. И потому нам сейчас нужно разобраться в причинах, нужно докопаться до своих истоков и нащупать в них зерно истины: всё это не случайно, всё это закономерно, всё это требует от нас, в первую очередь, работы над собой, над своими ошибками, над своей исконной сутью, которая называется "Исраэль".

Тогда, правильно сочетая в себе противоположности, взаимовосполняя друг друга, мы покажем миру тот пример, которого он подсознательно от нас ждет. И пример этот станет началом общего подъема.

Только так можно разорвать порочный круг и гарантировать, что Катастрофа больше не повторится. Церемонии, речи, скорбь – всё это лишь убаюкивает нас, лишь подкармливает химеру, в которую мы превратили Холокост, оторвав его от корней. Он не отдельное явление, а звено в цепи. Он требует не монументов, а честного анализа. Его урок не в том, чтобы защищаться от врагов в своей стране до последней капли крови, а в том, чтобы водворить мир между людьми.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Катастрофа – не история, а актуальная мировая проблема

К Международному дню памяти жертв Холокоста

Отзвуки грядущей Катастрофы

Рассечение Конечного моря

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Рассечение Конечного моря – это одно из чудес, такое сверхъестественное явление, о котором на протяжении уже более трех тысяч лет ведутся споры: происходило ли это на самом деле. Как бы вы это прокомментировали?

Ответ: Я бы сказал так, что любое явление, которое духовно может происходить с любым человеком во время его особого духовного развития, должно произойти один раз и в нашем материальном мире в своем физическом воплощении.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 02.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конечное море – окончательный отрыв от эгоизма

Свойство, перед которым отступает море

Чтобы расступились воды моря...

Песах с точки зрения современных реалий, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В истории выхода из Египта есть несколько героинь, которые, так или иначе, способствовали освобождению народа. Одна из них – Батья, египтянка, дочь фараона.

Когда было объявлено, что нужно уничтожать всех мальчиков, мать Моше спустила его по реке. Батья знала, что это еврейский мальчик, но все равно его пожалела. Что происходит в человеке или между людьми, когда тому, что запрещено, и понятно, что за этим последует наказание, вдруг дается тоненький коридор спасения?

Ответ: Это всегда так. Если полностью отчаиваешься в предыдущих состояниях и уже не видишь в них никакого прорыва вперед, никакой возможности продолжить свой духовный путь, то появляется новая сила – свыше. Именно свыше, потому что это идет от фараона.

Фараон – огромное эгоистическое желание человека управлять, насладиться, обогащаться.

Но у него, кроме того, есть еще и дочь – Батья. Батья в переводе означает "дочь Творца" (бат-юд-кей). И поэтому через нее происходит очень интересное продолжение духовного развития человечества: она спасает этого младенца, плывущего по реке, и выкармливает его. 

Причем выкармливает с помощью матери самого Моше, потому что та предложила себя как кормилицу. До недавнего времени было принято, чтобы чужая женщина выкармливала ребенка.

Моше вырос в царском дворце, в царской семье и получил высочайшее по тому времени образование и воспитание. Его называли приемным сыном фараона. Он сидел на коленях у фараона, играл с его бородой. Жрецы фараона предсказывали, что это нехорошо, что он и унаследует трон. Но приемный дедушка любил его. И Батья, конечно, была очень довольна. Так вырос Моисей.

Вопрос: Что с точки зрения нашего времени означает, что этот мальчик играет со своим противником, и тому нравится это?

Ответ: Фараон пока не противник. Моше еще молодой, и поэтому растет за счет фараона.

Наше альтруистическое свойство поначалу развивается именно за счет эгоизма. Оно играет с эгоизмом, эгоизм взращивает его, а потом уже оно становится противником эгоизма.

Поначалу все наши добрые, альтруистические действия, которые потом проявятся в нас, зарождаются в маленьком эгоистическом человечке. Маленьком не по возрасту, а по своему развитию. И продолжают развиваться до определенного периода – до сорокалетия.

40 лет – это уровень Бины. Поэтому до сорока лет Моше жил и воспитывался во дворце фараона. И только затем он начал понимать, что дальше так действовать нельзя, он должен вырваться оттуда. Возненавидев египтян за то, что они покоряют его народ, он вдруг обнаружил свою связь с народом. И не просто с народом, а с той миссией, которую должен нести народ. 

Евреи собраны из всех народов мира, для того чтобы привести их к раскрытию Творца – к свойству отдачи, любви. И Моше это почувствовал.

Начиная с его сорокалетия и далее, мы уже не слышим про его приемную мать Батью. И к фараону он начинает уже относиться по-другому – третировать своего приемного деда.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах с точки зрения современных реалий, ч.2

Песах с точки зрения современных реалий, ч.1

Моше

Страница 1 из 5812345...Последняя »