Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Десятое Тевета (клип)

Десятое Тевета

Отрывки из уроков 24.12.2019, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока к празднику "Ханука"

Война между хасмонеями и греками – это внутренняя война в человеке, обнаруживающем, что он состоит из двух противоположных сил, которые нужно постоянно удерживать друг против друга.

Проблема в том, что мы сдаемся перед негативными силами, перед своим эгоизмом, ведь нам удобнее угождать ему, чем все время воевать с ним.

В итоге человек понимает, что выхода нет, и надо обращаться к Творцу, чтобы воевал за него, ведь сам он не способен воевать со своим злым началом, которое тоже исходит из Творца. Именно обращение к Творцу – это действие против эгоистических сил, при котором человек ведет войну против греков и со своим эгоизмом до полной победы.

Эта война не заканчивается, пока человек не победит и не сможет достичь света. Пусть это пока небольшой свет в сосуде Бины, но это уже начало раскрытия души.

Прежде всего мы должны раскрыть, что находимся в опасности и не можем выйти из-под власти своего эгоизма, который не дает нам обратиться к Творцу. Вся эта война идет только за обращение к Творцу, у которого мы просим силы для объединения. Только в этом состоит успех этой войны. И так мы продвигаемся, пока не победим. 

* * *

Эгоизм не дает нам обратиться к Творцу через десятку, но не мешает нам обращаться к Нему от себя лично. Весь мир так взывает к Творцу, ведь это клипа, противоположная духовности. Творец может раскрыться только через десятку, а если обращение идет не через десятку, то оно не к Творцу.

Сила обращения к Творцу – это сила Маккавеев, сила десятки. Прежде всего мы должны соединиться и создать одну общую силу, пусть небольшую, но точную, и тогда она принесет успех.

Героем можно стать благодаря количеству и благодаря качеству. Те, кто разобщены, сильны своим количеством. А те, кто объединены словно один человек, обладают качественной силой.

Главное ‒ получить возможность обратиться к Творцу, ведь вся эта война идет за то, чтобы раскрыть Того, Кто стоит перед нами, и достичь подобия Ему. Объединение – это не самоцель, а средство раскрытия высшей силы, которая когда-то создала это единство, а потом разбила.

* * *

В ханукальной песне "Твердыня, оплот моего спасения" поется: "Греки напали на нас в дни хасмонеев, и пробили стену башни…" Это значит, что мы уже должны достичь некоторого соединения, построить башню. И тогда мы почувствуем, как "греки" нападают на нас, прорываясь за стены нашей крепости, то есть эгоизм идет в атаку, стараясь прорваться в наши мысли, желания и разбить нас.

* * *

Если мы хотим, чтобы в нашей десятке величие Творца вошло во все наше естество, впечатлив нас так, будто мы на самом деле видим Его и чувствуем, то притягиваем свет, возвращающий к источнику, который строит в нас это ощущение.

Значит, мы уже находимся за крепостной стеной. И тут появляются греки, желающие прорваться за стены нашей башни, то есть всевозможные посторонние мысли со всех направлений, стремящиеся пробить нашу веру выше знания.

Вера выше знания – потому, что внутри своего знания я ничего не вижу и не чувствую. Я получил подсветку свыше, которая удерживает меня в воздухе, как магнит держит кусок металла. Благодаря этому я нахожусь в башне за стеной. Эта башня и стена построены для меня высшим светом, поэтому я завишу от него.

И для того, чтобы я еще больше зависел от высшего света и еще сильнее просил, Творец раскрывает во мне неисправности, которые называются "греки". А я должен просить Его и требовать, чтобы снова сделал чудо и дал мне выстоять против них. У меня самого конечно же нет сил, и если Творец не сотворит чудо, то я непременно упаду. Поэтому мне не на что надеяться, кроме Творца.

Все работает по одной системе: Творец делает что-то плохое, а я прошу Его исправить это зло, и Он делает добро. И так на каждой ступени, каждый раз та же самая история. Нам надо наконец понять, как это происходит, и что нужно делать сегодня: как обращаться к Творцу, прося силу веры выше знания, чтобы с ней продвинуться.

Творец строит стену, и Он же посылает греков ее разрушить. Со всех сторон действует Творец, а мы – посередине этого поля боя, между силой зла и силой добра, чтобы включить в себя их обеих. И тогда мы как творения, созданные с силой, обратной Творцу, и получившие форму, подобную Творцу, достигаем слияния с Ним.  

* * *

Мы должны просить веру выше знания, ведь это стена, за которой мы можем спрятаться. А башня – это величие Творца, построенное внутри стены – веры выше знания, выше нашего разума и чувства, то есть только за счет просьбы к Творцу и Его действий. Нам нужно лишь закричать всем вместе. Если мы просим вместе, то обязательно преуспеем.

Поэтому нам надо сблизить наши знания, просьбы, стремления, желания, чтобы понять, чего именно мы хотим. Каждый должен максимально отделиться от своего "Я" и позаботиться о башне и стене, то есть о величии Творца, которое находится внутри веры выше знания.

Из утреннего урока 24.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 24.12.2019, ч.1

Отрывки из уроков 23.12.2019

Отрывки из уроков 22.12.2019

Духовные праздники, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманОт Судного Дня до Хануки

Вопрос: В Йом Кипур (Судный День) человек делает сокращение на все свои желания, потому что хочет стать похожим на Творца, ничего не получать. После этого он исправляет все свои семь видов желаний и на восьмой день получает Тору – свет. А дальше наступает Ханука. Что символизирует этот праздник?

Ответ: Ханука символизирует исправление человека до состояния, когда он достигает свойства Бины – свойства полной отдачи. От Малхут он поднимается к сфире Бина, где полностью находится в отдаче, и ему не надо ничего получать.

Вопрос: То есть в Суккот он уже исправил семь первых сфирот, а сейчас поднялся в Бину?

Ответ: Нет. Это всё условные, частные исправления, не на полную мощность. После всех праздников, именно получая Тору/высший свет, он начинает себя исправлять.

До окончания Суккот, до Шмини Ацерет, он еще не исправляется по-настоящему. Он сделал все подготовительные работы, чтобы привлекать на себя высший свет.

Начиная с окончания праздника Суккот, со "Шмини Ацерет" и до Хануки он исправляет себя в свойстве Бины – в свойстве отдачи. 

Вопрос: Ханука олицетворяет историческое событие, которое происходило во II-ом веке до нашей эры: идеологическое столкновение между Маккавеями и греками. Согласно каббале, греки олицетворяют наши эгоистические желания, а Маккавеи – альтруистические.

И самое интересное – это чудо, которое произошло в Хануку. В чем оно заключается?

Ответ: Маккавеи нашли маленький кувшинчик с печатью главного коэна, в котором было масло, используемое обычно в Храме. От этого масла они зажгли светильник, и он горел все семь дней Хануки.

Это считается чудом Хануки и олицетворяет собой то, что если человек снизу правильно подготавливает себя, и готов быть и маслом, и свечой, то тогда Творец полностью исправляет его, и он достигает своего полного исправления в высшем свете Бины – поднимается на уровень полной отдачи.

Вопрос: То есть свеча, фитиль, масло символизируют определенные действия, которые каббалист делает со своими желаниями?

Ответ: Да. А сама Ханука – это "Хану-кан", остановка, когда человек заканчивает исправлять себя в свойстве отдачи и переходит на следующий уровень к исправлению в свойстве получения ради отдачи.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.5

Духовные праздники, ч.4

Духовные праздники, ч.3

Ханука. Серия "Духовные состояния"

Праздник Ханука, как и все еврейские праздники, связан с духовными состояниями, которые проходит человек, изучая каббалу.

Отрывки из уроков 22.12.2019

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по статье Бааль Сулама "Любовь к Творцу и любовь к творениям"

В итоге исправления товарищ и Творец сливаются для меня в один образ. Я не отличаю их друг от друга, потому что мой эгоизм совершенно исправлен и не может видеть в них различия. Все различия, которые я вижу вокруг себя сейчас, рисуются внутри моего неисправленного эгоизма.

* * *

Сказано, что "От любви к творениям приходят к любви к Творцу". Но мы не меняем одну цель на другую, они просто сами тянут друг друга за собой: от любви к творениям рождается любовь к Творцу, а любовь к Творцу обязывает любить творения. И так они поочередно сменяются на каждой ступени, пока мы не перестанем различать, где творения, а где Творец, и все станет одним целым.

* * *

Человек хочет знать, почему он находится в этом мире, с какой целью. Он хочет раскрыть высшую силу, которая устроила ему всю жизнь со всеми ее проблемами. Но раскрыть Творца можно лишь при условии, что сам изменишься и станешь подобным Ему. Поменяй часть своего эгоизма на отдачу, и в этой обратной части почувствуешь действия Творца.

Допустим, я исправил в себе 1/1000 часть желания. Тогда я уже начну ощущать, что Творец существует и действует с определенной целью, отличной от моей. Я уже буду состоять из двух частей: из части Творца в 0.1% моего желания и во всех остальных 99.9% из желания насладиться. Я уже смогу выбирать из них двух, кто больше, а кто меньше: мой эгоизм или Творец во мне.

С помощью света, возвращающего к источнику, я все время добавляю силу к исправленной части за счет испорченной. И все это только при условии связи с правильным окружением, позволяющей мне продвигаться. 

* * *

Мы сохраняем ненависть, а над ней строим покрытие любви. Нам необходимы они обе, как сказано: "Все преступления покроет любовь". Именно "покроет", а не уничтожит ненависть и не превратит ее в нечто другое. Разница между ненавистью и любовью обязана остаться, и тогда она будет поддерживать их обеих, словно масло, фитиль и огонь.

* * *

Наши разногласия с товарищем должны сохраниться – каждый остается при своем. Но при этом главное для нас – это достичь соединения, и мы радуемся, что нам это удалось и что Творец дал нам возможность быть вместе. Между нами двумя мы ищем свойство Творца, включающего в себя нас обоих: две противоположности в одном целом.   

 

Из урока к празднику "Ханука"

Многие думают, что главное – это отказаться от эгоизма и не касаться его, быть таким святым, который мухи не обидит, словно ангел, порхающий в воздухе. Но это большая ошибка считать, что таким образом мы делаем исправление. Мы только отделяемся от зла, но не исправляем его, а значит, не реализуем цель творения.

А потому Ханука – это только середина пути: "остановились здесь" (хану-ко). Еще предстоит война, большая и особая, но сейчас, достигнув отдающих желаний, мы получаем передышку.

Этот перерыв означает, что мы меняем методику на продолжение войны. Сначала шла война за завоевание желаний отдачи, веру выше знания. А потом мы уже начинаем работать с получающими желаниями ради отдачи. Это совершенно другая форма.

Поэтому не надо думать, что простой отрыв от эгоизма – это уже конец исправления. На самом деле это лишь подготовка к исправлению, которое еще даже не начиналось.

* * *

Почему после Хануки нельзя продолжать по-старому, а нужны новые силы? Потому что приходит совершенно другой свет. До Хануки мы растем в отдающих желаниях, в малом состоянии, гальгальта-эйнаим. Мы еще не воюем со своим эгоизмом, а просто поднимаемся над ним. Мы не превращаем злое начало в доброе, не используем эгоизм для того, чтобы превратить его в святость.

Превращая потом ангела смерти в святого ангела, мы этим строим образ Творца. Все зло, которое Творец вложил в нас, мы обращаем в Его образ.

Из утреннего урока 22.12.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из уроков 19.12.2019

Отрывки из уроков 17.12.2019

Отрывки из уроков 16.12.2019

Духовные праздники, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Суккот и его символы

Через пять дней после Судного Дня (Йом Кипур) наступает праздник Суккот, т.е. человек получает пять высших светов НАРАНХАЙ и приходит к состоянию, когда находится под воздействием окружающего высшего света.

Для того чтобы получить окружающий свет, он должен произвести над собой действие, называемое строительством шатра, Сукки. Это ограничение, которое как бы закрывает доступ высшего света к нему, поскольку он не желает его получать ради своего наполнения, а хочет получить только для самоисправления. То есть он продолжает ту же линию: от Нового Года через Йом Кипур к Суккот.

Таким образом, человек строит экран, так называемый "схах", "кровлю" - символ того, что через эту кровлю проникает очень маленький свет. Он сидит в тени шатра семь дней, которые олицетворяют исправление всех его семи эгоистических частей разбитой души: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.

Лишь затем он выходит из Сукки исправленным, и на восьмой день, Шмини Ацерет, празднует Дарование Торы, т.е. начинает получать высший свет уже в стиле отдачи.

Вопрос: Кровля, то есть "схах" или "экран" делается из отходов?

Ответ: Да, из веток различных деревьев и стеблей всевозможных злаков. 

Вопрос: Отходы символизируют вещи, которые неважны нам, и мы их поднимаем, чтобы они стали важными. Что именно для нас важно?

Ответ: То, что мы раньше считали неважным для себя, пренебрегали отдачей, любовью, приближением к другим людям, "возлюби ближнего как себя" – теми свойствами, которые нам надо развивать, – сейчас, наоборот, мы поднимаем выше своей головы. То есть во что бы то ни стало желаем их реализовать.

Вопрос: В праздник Суккот мы используем атрибуты четырех видов растений – это верба, мирт, пальмовая ветвь и цитрус. Что они символизируют?

Ответ: Они олицетворяют четыре стадии нашего эгоизма, которые мы исправляем, соединяемся вместе, и тогда можем притянуть на себя высший свет.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.4

Духовные праздники, ч.3

Духовные праздники, ч.2

Мои мысли в Twitter, 22.12.19

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерБолезнь раздора свирепствует в теле народа Израиля, а исцеление находится в противоположном состоянии – в нашем единстве. Исцеление в построении отношений, основанных на великом правиле: "Возлюби ближнего как себя".

 

Сущность евреев – в их мировом предназначении – достичь примера единства над расколом. Пока не объединимся, не приведем человечество к позитивной связи, народы мира будут ненавидеть нас. Нет более разобщенного народа, чем еврейский. Именно он должен дать всем народам пример единения.

 

Ханука – праздник огней, происходит в 2019 г. в смутные времена, антисемитизм вновь обрушивается на евреев во всем мире. Наше существование – чудо после всех преследований на протяжении всей истории. Кипящий антисемитизм не утихнет, а ненависть к евреям будет все сильнее.

 

Вертолетные деньги – означают, что даже перед угрозой коллапса мировой эгоистической системы мы готовы на все, кроме излечения от эгоизма. В такой ситуации видно, что только распространение каббалы изменит мир.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 17.12.19

Мои мысли в Twitter, 13.12.19

Мои мысли в Twitter, 12.12.19

Духовные праздники, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманЗапреты Судного Дня

Вопрос: Какие ограничения (сокращения) выполняются в Йом Кипур (Судный День)?

Ответ: В Йом Кипур человек "закрывается", не хочет использовать свой эгоизм. Получается, что все пять эгоистических уровней, из которых состоит его душа, замыкаются. Он их закрывает, не пользуется ими.

Поэтому в Йом Кипур мы не пьем, не едим, не носим одежду и обувь из кожи, не умащаемся ароматическими веществами, не стрижемся, не причесываемся.

Вопрос: Откуда каббалисты взяли эти символы? К примеру, что символизирует запрет одевать одежду и обувь из кожи?

Ответ: Раньше все одежды изготавливались практически только из кожи или шерсти. Когда каббалисты раскрывают духовное, они видят, что могут пользоваться только своим малым духовным состоянием, т.е. использовать такие инструменты, которые называются нэфеш, руах, нэшама. 

А ступени хая и йехида, которые символизируют кожа и шерсть, использовать нельзя. Поэтому и существует такой обычай. Особенно он распространяется на обувь, потому что обувь считается самой последней, самой низшей ступенью нашего духовного тела.

То есть каббалист из своего постижения видит аналогии связи корня и ветви, в частности, что определенный вид желания, называемый "кожа" – это вид коммуникации с Творцом, который он не может использовать в этом мире.

Вопрос: Так, в принципе, произошли все обычаи наших праздников?

Ответ: Да. Все, что мы обнаруживаем в духовном мире, мы стараемся выполнить в каких-то символах нашего мира.

Вопрос: Я всегда думал, какая разница Творцу, что я ем или какую обувь ношу?

Ответ: Нет никакой разницы. Поэтому сказано, что заповеди даны только для того, чтобы исправить человека, а Творцу абсолютно безразлично, что ты делаешь физически руками и ногами.

Каббалисты говорят, что самое главное для нас – исправление нашего эгоизма. Именно это создано, и это нам надо исправить.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.3

Духовные праздники, ч.2

Духовные праздники, ч.1

Духовные праздники, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманЙом Кипур – суд над самим собой

Через 10 дней после Рош аШана наступает Йом Кипур.

В Новый Год (Рош аШана) человек пробуждается, хочет стать таким, как Творец, приобрести свойство отдачи. Устремляясь к подобию Творцу, он все больше и больше ощущает себя, и на десятый день приходит к состоянию, когда видит, что он абсолютный эгоист, полностью противоположный Творцу.

Йом Кипур или Судный День – это раскрытие зла нашей природы, день, в который человек судит сам себя.

Человек начинает правильно воспринимать себя, что он эгоист, находится под властью воздействующих на него сил и не в состоянии с ними справиться. Но это, в принципе, даже не его вина, а данность, которая есть у него. И поэтому он должен себя таким образом позиционировать.

Никто его, естественно, не судит, включая Творца, который все это подстроил ему. Это осознание человеком своего духовного состояния.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.2

Духовные праздники, ч.1

Особая тишина Судного дня

Духовные праздники, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманСимволы Рош аШана

В Новый Год (Рош аШана) мы возвеличиваем Творца, ведь самая первая и самая главная задача человека духовного – раскрыть Творца и соединиться с Ним.

Поэтому возвеличивание Творца, раскрытие Его как самой важной силы, которая влияет на все существующее – это и есть Новый Год. А всевозможные обычаи этого праздника вытекают из различных частных его проявлений.

Мы едим яблоко, потому что оно олицетворяет яблоко райского сада, и окунаем его в мед, чтобы показать, что мы желаем исправить это прегрешение.

Другим символом Нового Года является гранат, т.к. его зерна символизируют части нашей души. Она состоит из 613 частей, которые мы желаем исправить, что называется, выполнить заповеди.

В Новый Год едят рыбную голову. Это означает, что мы хотим быть головой, а не телом, чтобы самим управлять своим исправлением и при этом привносить добро, любовь, добрую связь во все части мироздания. 

Вопрос: Можно ли сказать, что каждый раз, когда я пробуждаюсь к Творцу, я ощущаю Новый Год?

Ответ: Да. Когда человек начинает свою связь с Творцом – это у него называется Новый Год. Более того, это может происходить каждый день. И все еврейские праздники символизируют прохождение человеком духовных состояний.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовные праздники, ч.1

Отрывки из утреннего урока 21.08.2018

Что означают символы праздника Рош а-Шана?

Духовные праздники, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманПраздники – повторяющиеся состояния

Вопрос: Особые даты, которые отмечают каббалисты, можно называть "праздники" или "традиции", но все они несут особую духовную информацию. Часть из них существуют как исторические события, часть просто описаны в первоисточниках.

Само слово "праздник" на иврите "хаг". Что это означает?

Ответ: "Хаг" – от слова "мехуга" (возвращающаяся стрелка). То есть это повторяющиеся события, которые олицетворяют духовные состояния любого человека, желающего продвинуться в духовном.

Духовное пространство находится выше нашего мира и существует само по себе. Те люди, которые постигают духовные свойства и силы, включаются в это пространство и ощущают себя в тех или иных духовных состояниях.

Эти духовные состояния и называются "хаг", "мехуга", то есть возвращающиеся, повторяющиеся состояния. Они изначально исходят из строения системы Высшего мира и по мере его нисхождения проявились в нашем мире.

Первое состояние – Рош аШана (Новый Год). Эта дата олицетворяет сотворение человека, поэтому мы отмечаем ее. А мир создан за пять дней до этого, но мы это не празднуем. Нас интересует именно Новый Год, когда была создана система "Адам". 

Это не человек в нашем мире, а духовная система, которая управляет нами. До нее сформировалась система, управляющая неживой, растительной и животной природой. А на шестой день творения, т.е. на шестой ступени, возникла система, называемая "Адам".

Вопрос: То есть Адам – это программа, которая управляет всей нашей действительностью?

Ответ: Существует программа, которая управляет нами, и в ней есть подпрограммы. Одна из них, причем самая центральная, называется "Адам" (Человек).

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 29.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник с точки зрения каббалы

Праздники – ступени духовного восхождения

Каббалистические праздники

Духовные праздники. Цикл лекций "Основы каббалы", 2019 г.

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы. Цикл лекций транслируется каждое воскресение в 21:00 изр. на моей странице в фэйсбуке.

Праздники как состояния духовного продвижения.

В праздничном круговороте

каббалист Михаэль ЛайтманНовый год - это только начало длинной цепочки внутренних исправлений, по которой мы начали шагать. Потом мы начинаем понимать свою миссию в этой цепочке, приходим к Судному дню (Йом Кипур) и производим еще более строгий суд над самими собой.

Мы решаем, что надо сделать, чтобы достичь той силы, которую поставили перед собой как цель. Эта сила едина, и нам тоже нужно стать одним человеком, объединив все человечество.

В это объединение входит уже не только маленькая группа, когда-то сбежавшая из Древнего Вавилона, и не только народ Израиля – к этому единству с общей системой природы должно прийти все человечество. Так мы понимаем мощь и уникальность Судного Дня.

Кульминационная точка Судного Дня – это чтение рассказа о пророке Йона, посланного Творцом в Нинве с предупреждением, что если его жители не раскаются, город будет разрушен. История рассказывает, что Йона хотел сбежать от своей миссии привести к исправлению все человечество, которое олицетворял город Нинве. Но события развивались так, что он понял, что убежать не удастся, и он обязан выполнить данное ему поручение. 

Так и народ Израиля, подобно пророку Йона, зная о своей миссии и обладая силами для ее выполнения, обязан вывести за собой весь мир, весь "город Нинве".

А затем приходит праздник Суккот, когда мы садимся в тени специального шалаша, сукки, то есть покрываем себя экраном. Четыре символа праздника Суккот: лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветки мирты), аравот (ветки речной ивы), этрог (цитрусовый плод) – символизируют полную АВАЯ, то есть четыре этапа раскрытия высшей силы в своем исправленном желании насладиться.

В нашем эгоистическом желании есть четыре слоя, которые нам нужно исправить. Эгоизм – это то, что стоит между нами и мешает нам объединиться. А если мы можем сомкнуть все формы эгоизма вместе (взять в руки все четыре символа Суккота) и направить прямо к силе единства, это значит, что мы совершаем благословение "арба миним".

После Суккота наступает праздник "Симхат Тора" (Радость Торы). Мы радуемся той высшей силе, которая все время приходила к нам и помогала произвести исправления, пройти все их этапы.

Затем мы приходим к празднику Ханука. Это состояние, когда мы ничего не хотим – только смотрим на праздничные свечи, но не используем. Ханука – это духовный праздник, ведь мы только радуемся свету, тому, как в нас воцаряется высшая сила и отделяет нас от нашего эгоизма, от зла в нас. А мы все вместе хотим присоединиться к этой высшей силе.

Следующий праздник – Пурим, стоящий напротив Йом Кипура (Ки-пурим - "Словно Пурим"). В Йом Кипур соблюдается полный пост, а в Пурим, наоборот, много едят, пьют, веселятся. Есть заповедь напиться в Пурим до такого состояния, когда не можешь отличить Амана от Мордехая, грешника от праведника.

Ведь мы уже не такие эфемерные, как в Хануку, лишенные всякого эгоизма – а наоборот, исправляем свое зло. Мы исправляем весь прежний эгоизм и злые порывы против соединения. А потому этот праздник является обратным Судному Дню, Йом Кипуру, который "Словно Пурим". В Йом Кипур только раскрываются неисправленные желания, а в Пурим они уже исправляются.

Теперь уже можно соединить все желания и стремления в одно целое. Каждый может дарить другим подарки, демонстрируя свою любовь. Так мы и приходим к состоянию: "не отличить грешника от праведника", ведь все исправлено. Разрешено делать все, что угодно, и это будет хорошо! Нет никакой разницы между людьми. Все наши порывы, желания, мысли – правильные.

А следующий праздник, Песах, символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Мы выходим  из своего эгоизма, "переступаем" (пасах) через него, освобождаемся от рабства, от власти своего эгоистического желания, которое правит нами, и поднимаемся над ним.

Затем начинается отсчет дней Омера, когда мы подсчитываем исправления своих желаний, пока не приходим к празднику Шавуот – Дарования Торы. Мы выясняем, что обязаны получить высшую силу, которая исправит нас, потому что в нас есть только злое начало. Ведь в придачу к злому началу, создано также средство для его исправления – Тора, свет, возвращающий к источнику.

Праздник Шавуот, получения Торы, означает, что мы обязаны получить силу свыше для своего исправления. С помощью этой силы мы строим себя, но не можем удержаться в этом состоянии и разбиваемся. Это крушение олицетворяет день 9-е Ава. Так замыкается весь круг.

Именно за счет того, что мы построили себя и разбились, мы понимаем причины своего падения и всю глубину зла. Прежде это зло было скрыто и не проявлялось в достаточной мере, но теперь мы понимаем, что нуждаемся в еще большем его исправлении. Исправляя это зло, мы достигаем конца исправления.

Это все равно, что дать себе обещание не есть сладкого, и вдруг попасть в кондитерский магазин, где столько вкусных пирожных, что совершенно забываешь о своем обещании, о том, что сахар для тебя - яд. Наслаждение берет тебя в плен, и ты оказываешься в его власти.

Такая же ситуация складывается и 9-го Ава, только в огромных масштабах. Но на этом крушении мы изучаем, на какую глубину нам требуется исправить себя, чтобы выстоять против того огромного "кондитерского магазина", который нас запутывает. Ведь нужно исправить себя не по отношению к какой-то маленькой конфетке, а относительно всего огромного эгоизма.

Так мы достигаем полного исправления – приходим к единству и этим уподобляемся всей природе. Но и этого не достаточно. История пророка Йоны напоминает нам, что мы обязаны позаботиться обо всем остальном человечестве. И тогда народ Израиля, исправивший себя, передает эту методику всему человечеству – приходит к нему словно в город Нинве, чтобы его исправить.

Так весь мир достигает состояния благоденствия, и этим замыкается весь круг, который символизируют нам еврейские праздники.

Из 434-й беседы о новой жизни, 14.09.2014

Симхат Тора: день, когда мы сделаем первый шаг

На исходе праздника кущей, на излете великого осеннего церемониала не упустить то, чем он действительно важен.

2017-10-12_simhat-tora

Еврейский календарь – лукавая вещь. Казалось бы, все расписано наперед, и красные даты "высечены" навеки. Но в действительности это обман, иллюзия, за которой живет календарь сердца. И если сегодня у нас все так же, как вчера, – взгляд на мир и на себя в нем – значит, мы застряли, стоим на месте, несмотря на смену дат. 

Застывший циферблат

Осенние праздники – одна из ключевых вех внутренней жизни человека и народа. Они символизируют переход со старой ступени на новую, когда мы подводим итоги, оцениваем себя без прикрас и переворачиваем очередную страницу книги жизни. Покаяние, пожелания доброй записи, пост – таковы этапы внутреннего восхождения, с которыми сопряжены соответствующие внешние традиции.

Но календарь зовет все выше, отрывает от обыденного, вырывает из обихода. И наступает Суккот.

Символическое переселение в шатры означает резкую смену предпочтений. Мы отказываемся от привычной, "железобетонной" шкалы ценностей и словно переходим в другую систему координат. Кровля шатра суть изначальный принцип отдачи и любви к ближнему, который мы возвышаем над всеми прочими ценностями.

Только возвышаем ли?

"В шатрах живите семь дней…" Мы честно строим шалаши, строго по инструкциям, с чувством глубокого удовлетворения. Украшаем, подсвечиваем, выставляем напоказ… И забываем о главном, о внутреннем.

Ведь ничего не делается ради галочки. И пока сердце не дрогнуло, не переменилось, наши духовные часы стоят на месте. Можно хоть год просидеть в шатрах – день Симхат Тора так и не придет.

Среди декора в забытьи

Еврейский календарь – это календарь света. Иными словами, той позитивной, созидательной силы, которую мы генерируем совместными усилиями. Без нее мы не прошли бы через тысячелетия, не пережили бы всего того, что довелось пережить нашим предкам.

Симхат Тора – это особый свет, радость подъема после долгой работы, слияние творения с Творцом. Намерение, устремление к единству, покрывавшее наше временное жилище, утвердилось в нас – и теперь мы свободны.

Вот чему мы радуемся, отчего ликуем. Став единым целым, единым народом, мы можем передать эту силу, этот свет другим, можем поднимать весь мир из хаоса, ненависти и розни к сочувствию, эмпатии, к ответственности друг за друга. Это ли не счастье…

В идеале – да. Но свет не приходит к тем, кому он не нужен, кому достаточно "отметиться" в шатре, для кого Симхат Тора – дата, а не движение души. Если мы не требуем единства, если не понимаем, что, только поднявшись над своим эго, сможем соединиться по-настоящему, если не генерируем вместе ту самую силу света – то свет и не приходит. Не к кому.

Свету нужен сосуд, желание. Иначе никак.

И тогда остается просто календарь, формальная смена дня и ночи, декорированное традициями забытье.

Все мы – зовущие себя избранными, или отрицающие это – одинаково забыли, что суть еврейского народа кроется в его способности нести свет, добрую взаимосвязь, в способности объединяться и объединять мир. Сегодня наши шатры – форма без содержания.

Первый шаг

Чтобы "сработали" праздники, чтобы пришла "радость Торы", надо подставить сердца свету. А если проще – открыть их друг другу. Все плохое произрастает в сердце, замкнутом на замок эгоизма. Все хорошее рождается между нами.

Верно, мы не можем просто так взять и перестать видеть вокруг чужаков, перестать рассматривать других как помехи или средства достижения своих целей. Но первый шаг все-таки за нами.

Не согласиться с эгоизмом. Поставить отдачу выше его "идеалов". Представить себе, хотя бы в первом приближении, общество, где ценят за участие, за помощь, где процветание – не синоним потребительства, где действовать за счет других, в ущерб другим – это плохой тон, вызывающий сочувствие и жалость окружающих.

Если затормозить на вопросе о том, "возможно ли такое", если глубокомысленно покачать головой или презрительно покрутить пальцем у виска – так и будем жить по своему фальшивому календарю, погрязая в непримиримых противоречиях.

Для начала этого нужно захотеть. Ведь желание – сосуд для света, помните? Сначала желание – потом свет. Так устроен механизм развития, хотим мы того или нет.

Главное здесь – взять направление, пускай неточное, требующее множества коррекций и поправок, но в сторону отдачи.

Мы уже делали это, и у нас получалось. Еще у горы Синай, под нависающей тенью взаимной ненависти (синá) мы сказали: "Сделаем и услышим". В нас это есть. Но нужен первый шаг, начальная подвижка, решение.

Тогда мы поймем, какая судьба нам уготовлена, поймем, что такое настоящая "радость Торы". И отпразднуем этот день в сердце.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Шатер под звездами

Ynet: Тайна праздника Симхат Тора

Симхат Тора (Радость Торы) 2017 (клип)

Суккот – приближение к Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Суккот позволяет лучше понять духовную работу, то есть пути приближения человека к Творцу. За счет нашего объединения и сокращения своего эгоизма мы создаем для Творца место, куда Он может облачиться и раскрыться между нами.

Характер этой работы меняется в зависимости от глубины желания и его состояния на разных ступенях приближения к Творцу. Поэтому есть разные времена, отличающиеся своей работой: особые дни, праздники, дни и ночи, недели и т.д.

Сейчас мы выясняем особый вид, специальную форму приближения к Творцу, который называется "Суккот". В сущности, эта работа всегда включает в себя одни и те же компоненты: желание насладиться, сокращение, экран, отраженный свет, но с разными видами связи между исправленным желанием и высшей силой, источником света.

Именно поэтому мы и изучаем праздничные традиции – не как народные обычаи, а как методику особого приближения к Творцу. Ведь существует связь ветви с корнем и поэтому в нашем мире отражается состояние духовных корней. В то время, когда есть особый окружающий свет, приносящий в этот мир материальный праздник Суккот, нам стоит изучать высшие духовные корни этого праздника.

Из высших корней в наш мир спускаются разные состояния, отражающие в нашем мире праздники, особые традиции. 

* * *

Мы находимся в реальности своего желания насладиться, которое рисует для нас весь этот мир. А чтобы увидеть истинный мир, надо подняться выше этой эгоистической картины. И для этого необходимо сделать покрытие (схах), то есть поднять важность понятий, в которых нет никакой пользы со здравой, эгоистичной точки зрения: веры, отдачи, объединения, любви.

Никто не ценит такие вещи в нашем мире. Как правило, самые эгоистичные люди, стремящиеся к власти, деньгам,  славе, любят поговорить о любви к людям. Но мы понимаем, что это только для того, чтобы запутать других и взять над ними власть.

Суккот – это переворот, происходящий после того, как человек решает начать "Новый год", новый период. Все, что прежде было для него ничтожным "мусором", отторгаемым эгоистическим желанием, он теперь собирает и поднимает выше своей головы.

Эти вещи не могут быть на высоте головы, потому что в них нет никакого рационального смысла. Но их нужно поднять выше знания, против своей логики оценив выше всего, что есть в этом мире. Мне становится важнее всего соединение, любовь, отдача – все, относящееся к исправлению желания.

Если человек думает так, это значит, что он строит Сукку и освящает ее, сидя в ее тени и наслаждаясь. Только в такой форме он может достичь "ушпизин", удостоиться почетных гостей, каждый день все больше приближаясь к Творцу. Семь дней Суккота находятся против семи сфирот, раскрывающихся в нашем исправленном духовном сосуде (кли).

* * *

Из письма Рабаша № 36: Сукка – это "тень веры", и со стороны суда должно быть "тени больше, чем солнца". Если человек не добавляет сам свойство тени, то свыше проявляют к нему милосердие, и закрывают от него солнце. И тогда он злится, ведь ему хочется как можно больше солнца, а ему добавляют тени.

Но если человек превозмогает тень, то ему дают свойство солнца, и тогда он должен добавить тени. А если он не добавляет, то ему добавляют свойство тени сверху, и так повторяется. Пока не удостоится вечного слияния.

Это называется "танец". Творец играет с человеком, давая ему то больше, то меньше, и проверяя его реакцию. А человек должен все время сохранять тень, чтобы его экран покрывал все его знания, то есть всегда оставаться в отдаче.

Из урока на тему "Суккот", 15.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Суккот: к слиянию в единое "объятие"

Теплые волны Суккота

Под сенью временного жилища

Страница 1 из 4912345...Последняя »