Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
"И застонали сыны Израиля от работы"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано: "И застонали сыны Израиля от работы, и возопили, и поднялся их крик Творцу". Откуда приходит этот крик?

Ответ: От чувства бессилия, что люди хотят объединиться, чтобы преуспеть и получить наполнение Творца посредством своих усилий, но видят, что не в состоянии это сделать.

Отсюда и исходит их крик, как у утопающего, который ничего не может сделать в море, кроме как взывать о помощи.

Из урока по статье Рабаша, 24.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

К последнему крику

Сдаться, чтобы победить

И застонали сыновья Израиля от работы

Почему не едят квасное в Песах (клип)

Почему мы не едим квасное в Песах?

Песах - больше, чем праздник (клип)

Песах - это не просто праздник в ознаменование некого исторического события, произошедшего с нашими предками. Песах - это гораздо больше, чем просто праздник, который мы отмечаем в честь выхода народа Израиля из Египта.

Бегство из Египта в спешке

каббалист Михаэль ЛайтманСказано, что выход из Египта происходит внезапно, "в спешке". Это значит, что мы должны почувствовать все вместе, в нашем общем желании, насколько мы жаждем этого освобождения.

Мы стремимся почувствовать, что нам просто необходимо выйти из Египта и прийти в землю Израиля, то есть к желанию, которое направлено прямо к Творцу (яшар эль). Мы выходим из одного желания и входим в другое.

Из Египта (эгоизма) можно выйти только в спешке, иначе невозможно. Мы ждем знака от Творца, который скажет нам, что пора выходить, и спешим сбежать.

Долгие годы длится изгнание, и вдруг происходит это бегство в спешке. Ведь во время изгнания мы не знали, насколько близко находимся к освобождению. А теперь, получив от Творца разрешение выйти, мы сбегаем.

Творец дает это разрешение в тот миг, когда мы готовы выходить в темноте, то есть не требуем ничего, кроме возможности сбежать из египетского рабства. А вся разница между Египтом и землей Израиля – в приближении к Творцу. Человек бежит во тьме к Творцу, и в тех желаниях, которые у него пока есть, он ощущает темноту. Так происходит исход из Египта. 

Невозможно выйти из рабства на свободу, если не ощущаешь темноту, давление и страх. Это необходимые условия для побега. Требуется ощутить острую потребность к свободе и несогласие оставаться под властью фараона.

Фараон обязывал нас работать на него, но давал за это большое эгоистическое наполнение. Как будто мы жили в этом мире в полном достатке и вдруг поняли, что пора бежать от такой жизни. Мы готовимся к этому побегу постепенно – тем, что соглашаемся заплатить все больше за возможность выйти из Египта и прийти к отдаче.

Заплатить можно своей готовностью прилепиться к Творцу, поверх всех условий. И тогда мы получаем силы для побега и разрешение выйти из Египта. Творец дает нам знак к выходу: приходит кромешная тьма, но мы раскрываем, что Творец идет впереди нас словно с факелом, указывая нам путь.

Из урока по статье Бааль Сулама "О Егуде", 22.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

В любой момент будь готов к бегству

Единственное и самое сложное условие

Будь готов к побегу

К чему ведет нас история?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Выход из Египта – это последний материальный рубеж эгоистического мира. За ним находится условная линия, пройдя которую человек начинает ощущать любовь, отдачу Творца. Что это за трансформация, проходимая нами?

Ответ: Это последнее исправление, которое называется Полным Исправлением (Гмар Тикун).

Оно произошло, когда группа каббалистов под началом Моше вышла из Египта, соединилась с Творцом, получила Тору на горе Синай, и этим обрела свое окончательное исправление.  

То есть все это уже было. Сегодня нам ни в коем случае не нужно ехать к горе Синай и карабкаться на нее. Единственное, что мы должны сделать – внутренне, духовно быть готовыми к объединению в движении от сердца к сердцу.

Тогда мы ощутим состояние, которое называется один народ, одно сердце. К этому нас ведет история. Все, что происходит в мире, необходимо только для того, чтобы мы ее закончили. Я думаю, что мы живем в самое счастливое время.

Из урока по запискам Рабаша, 21.04.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – праздник начала исправления

Выйти из Египта, не сходя с места

Выход из Египта

Песах – всемирный праздник свободы (клип)

Песах – праздник не только евреев. Это всемирный праздник освобождения от чужой, навязанной нам воли.

Песах. Выход в совершенный мир (клип)

Песах символизирует наш постоянный выход из зла в добро, из рабства на свободу. Выход из Египта называется рождением в духовном. Но мы должны еще многое внутренне постичь. Человек должен желать выйти из ощущения этого мира, должен желать возвыситься над этой природой, жить полной, совершенной, вечной жизнью.

Песах – всемирный праздник свободы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Праздник Песах. Рассказывается о том, как еврейский народ вышел из египетского рабства. На самом деле, для каббалистов он звучит по-другому: есть наш эгоизм – наша природа, и здесь рассказывается о том, как мы выходим из этого эгоизма.

У меня сейчас такое ощущение, что это не еврейский праздник, а праздник мировой. Особенно в свете тех событий, которые произошли с миром.

Что значит праздник Песах для мира? Как вы это ощущаете?

Ответ: Мир ощущает, что ему плохо. А в чем причина, он не знает. И каково лекарство от того, что он чувствует себя плохо, тоже не знает. Как ребенок: плохо ему и всё. Нет осознания зла, то есть в чем причина страданий.

А причина страданий – в большом, резком росте эгоизма, который, бывает, замирает немножко и вдруг рывком растет.

Вопрос: То есть нельзя сейчас сказать, что мир как бы ощущает, что находится внутри египетского рабства, под рабством эгоизма?

Ответ: Это зависит только от того, как ощущают люди. А они ощущают просто, что им "плохо". 

Вопрос: То есть праздник Песах еще не дошел до человечества?

Ответ: Я думаю, называть это праздником не совсем верно. Мир не ощущает, что его эгоизм является причиной всех его страданий.

А это необходимо! Если мы начнем присматриваться к нашей эгоистической природе, к тому, как мы относимся друг к другу, то тогда сможем прийти к заключению, что весь наш мир злой, потому что мы – такие эгоисты, потому что мы желаем зла друг другу, находимся в противоположности, в противоречии, в противоборстве друг с другом: внутреннем, внешнем и так далее. Мы находимся в рабстве этой эгоистической силы, которая нами руководит, крутит, сталкивает.

Осознать зло нашей природы – это самое важное. Потому что после этого мы уже можем прийти к пониманию, как от этого избавиться.

Вопрос: Если мы допустим, что человек начинает это ощущать, какие у него мысли? Как избавиться от этого? Кроме внутреннего крика: "Я хочу избавиться! Я не хочу быть эгоистом!" – что еще надо?

Ответ: Ничего! Только лишь потребовать у природы, чтобы она изменила нас. Ничего другого. Нам не надо делать никаких сверхусилий, потому что на самом деле мы ничего не можем сделать. Если мы находимся внутри эгоизма, то любые наши попытки, действия все равно будут эгоистическими, и этим мы будем только себя обманывать.

А вот что мы можем сделать – это собраться между собой, обсудить наше состояние, прийти к выводу, что оно просто ужасное, и нет никакой возможности нам самим от него избавиться, если только лишь не убедить нашу природу, чтобы она оставила нас в покое, что мы не желаем быть под властью эгоизма. Убери от нас эту чужую волю, эту высшую силу, чтобы она не командовала каждым из нас и не сталкивала бы друг с другом!

Вопрос: И тогда у человека возникнет ощущение, что он под властью Фараона?

Ответ: Да. В рабстве злой силы природы. И тогда он начнет правильно понимать эту историю. Он начнет к ней правильно относиться – что на самом деле, эта злая природа создана такой специально. Кем? Положительной силой – Творцом. Чтобы мы обратились к Нему лично, для того чтобы Он эту злую природу от нас убрал.

Если мы убедим Творца изъять из нас эту злую эгоистическую силу, которая нас сталкивает друг с другом и не дает покоя, то тогда это станет действительно мировым праздником, в котором все взаимосвязаны, в котором все начинают правильно относиться друг к другу – с любовью, со знанием, с пониманием того, что мы являемся одной единой системой.

Вопрос: И что тогда называется "выход народа из рабства"? Народ – это весь мир?

Ответ: Абсолютно весь мир.

Вопрос: А руководитель, который ведет их? В Торе написано "Моше" или "Моисей", – что это такое?

Ответ: Это от слова "мошех" – "вытаскивающий". Это сила, которая вытаскивает людей из их эгоизма.

Эта сила приходит свыше. Сила осознания зла, в котором мы находились, и добра, в котором мы можем находиться.

Вопрос: Вы считаете, что человечество должно докричаться до этой силы?

Ответ: Каждый должен почувствовать из себя, что он кричит, что он этого хочет. Ничего больше не надо. Не надо идти ни за какими людьми, предводителями, избавителями, "мошиахами" и так далее. Не надо ничего.

Вопрос: И что такое тогда свобода? Ведь это праздник выхода на свободу.

Ответ: Свобода от эгоизма, свобода от того, что ты находишься все время под воздействием зла и тебя это твое внутреннее зло толкает быть злым к другим. Это все и есть праздник освобождения. Это и есть праздник весны.

Только эгоизм – причина наших страданий. Ничего другого нет. В мире есть только две силы: положительная и отрицательная.

Вопрос: Почему же мы не бьем только в эту точку?

Ответ: Мы не желаем, мы упираемся руками и ногами, только чтобы не приближаться к этому, потому что все мы – эгоисты. Только в эгоизме я ощущаю себя и весь мир. Я не представляю себе, как ощущать мир вне этого свойства.

Вопрос: В принципе, наука каббала говорит только об этом – как ощутить, кто ты такой, свою природу, и как из нее выйти?

Ответ: Да.

Вопрос: Как сделать, чтобы люди начали ею заниматься?

Ответ: Если мы не захотим, так нас заставят. Но будет хорошо.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Все начинается с Песаха

Песах: стать Человеком

В изгнании – все человечество

Что такое "Песах"?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "Песах"?

Ответ: "Песах" – от слова "пасах", "посэах", "перешагивающий". Это означает перешагивать от мира, в котором действует эгоизм, к миру, в котором действует альтруизм.

Вопрос: В кануне Песаха задают четыре вопроса. Какие это вопросы?

Ответ: Эти четыре вопроса относятся к четырем уровням эгоизма, которые есть в каждом человеке. Они символизируют наше желание выйти из-под власти общего эгоизма, делящегося на четыре уровня.

Поэтому младший в семье, то есть самый маленький, начинающий расти, задает вопросы о своем духовном росте. Это такая аллегория.

Из ТВ программы "Духовные состояния"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах

Песах для всего мира

Песах с точки зрения современных реалий, ч.12

Песах: Начало создания человека (клип)

Праздник Песах: Начало создания человека

Что думают о празднике Песах каббалисты? (клип)

Праздник Песах. От слова "Пе-сах" ‒ "Пасах", то есть "выход"…

Песах для всего мира

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Песах – это большой праздник выхода из египетского рабства. Его празднует практически вся страна и все евреи в мире.

Это, конечно, и семейный праздник, то есть все встречаются на праздничной трапезе и все это ждут.

Для тех, кто занимается каббалой, Песах – это понимание человека, что он находится в рабстве, в своем эгоизме, и он бежит из него.

Ответ: Бежит из него – тоже не очень-то бежит, потому что в Египте было все!

Все, что ты можешь представить себе как коммунизм в этом мире – это было там. В принципе, они были на всем готовом, и лучшие земли были, и всё, что ты только хочешь. А впереди – мертвая пустыня, мертвое море, все мертвое, все полно неизвестности. Ничего хорошего! Так что, где египетский плен и куда мы стремимся? В этом вопрос.

Вся работа в Египте – для того, чтобы нарисовать перед собой, что вся пустыня – это рай. А все, что в Египте, – все хорошо, абсолютно всё, чего только ни пожелаешь – это ад. Египет – это эгоистическое наполнение, причем, всего того, что хочешь. 

Речь идет о каждом из нас. Это наш Египет. В нем все хорошо, есть всё. Все наслаждения этого мира во всех их подробностях, во всех их вариациях – пожалуйста.

Никто не хочет вырваться оттуда. Всем, в общем-то, хорошо. Единственное, кому плохо, – это один непохожий на них, который хочет оттуда вытащить народ.

А кто хочет вытащить? Моше. Так что он сделал хорошего? На все века после этого нам только плохо. Нет ничего лучше Египта!

Реплика: Но ведь сказано, что мы были рабами в Египте…

Ответ: Рабами – это то, что мы находились в нашем эгоизме, но мы полностью получали все, что захотели бы.

Вопрос: Так почему же человек вдруг желает выйти из этой сказки?

Ответ: Так он устроен, человек.

Вопрос: Почему он вдруг слышит Моше? Вместо того, чтобы слушать, например, фараона, который говорит: "Оставайся, я тебя всем обеспечу, все будет хорошо". А Моше говорит: "Мы пойдем в неизвестность, в пустыню. Идите за мной". Почему они пошли за ним?

Ответ: Видимо, Моше наговорил Творцу, что надо что-то с ними сделать, чтобы они захотели уйти. Моше договорился с фараоном и с Творцом, чтобы были египетские казни, которые прошлись бы по евреям, от которых они захотели бы убежать. Но если бы их не было, этих казней, то они бы никуда не побежали. А если бы они не захотели убежать, то казней бы не было.

Вопрос: То есть все-таки первым было яйцо? Сначала они все-таки захотели убежать каким-то образом?

Ответ: Я думаю, что это Моше договорился с Творцом: "Давай так устроим, чтобы они все-таки захотели за мной пойти".

Вопрос: Но все-таки вы сказали, что плохо там было от десяти этих казней евреям. Там и египтянам было несладко. Написано, что египтяне страдали больше всего.

Что это в вашем понимании – египтяне, которые страдали от десяти египетских казней?

Ответ: Это эгоизм человека, который желает выйти на свободу. То есть быть непонятно кому и как подчиненным. Но главное – вырваться из этого коммунизма, в котором есть все. То есть просто все в избытке.

Вопрос: И египтяне – это вот этот коммунизм, который внутри нас существует, вот этот эгоизм? Они хотят нас держать и спрашивают: "Для чего ты бежишь оттуда? Тебе так здесь хорошо". Получается так?

Ответ: Да.

Вопрос: Что этот праздник Песах для мира? Пускай даже материально евреи его празднуют, Израиль его празднует. Но что этот праздник для мира?

Ответ: Это освобождение от египетского плена, это освобождение от эгоизма, это освобождение человека от себя. Я хочу, чтобы мной управляло не эгоистическое свойство, которое желает все прибрать, всем наполниться, и только об этом думает. А чтобы мною управляло альтруистическое свойство, когда я хочу соединяться с другими, наполнять других, а не себя. Вот это желание возникает. Это и есть Моше в нас.

А евреями мы становимся, когда мы слышим Моше, когда Моше находится в нас. А если нет, то мы те же египтяне.

Вопрос: То есть можно сказать, что в мире есть только два народа. В духовном мире есть два народа?

Ответ: Да. Или ты египтянин, или ты израильтянин. И посередине нет ничего.

Израильтянин – это направленный к Творцу, "Исра-Эль" – "прямо к Творцу". А египтянин – это направленный к себе.

Вопрос: Когда вы говорите, что этот праздник для мира, мир должен решить, кто он сегодня?

Ответ: Да.

Реплика: И сегодня такой критический момент, что действительно надо бы это решить.

Ответ: Мы еще даже этого не осознаем. И мир не осознает, куда его ведут. Не осознает совершенно!

Вопрос: Но можно сказать, что сейчас по миру проходятся египетские казни?

Ответ: Да! Очень серьезно. Идет такая волна по всему миру.

Вопрос: Но, может быть, все-таки мир войдет в понимание, что надо бы выходить?

Ответ: Это все зависит от нас, как мы покажем миру этот путь, путь развития, путь объединения – что впереди должно быть, к чему стремиться. Сможем ли мы это сделать?

Реплика: А мы должны это показать, чтобы это было человеку как-то приятно, сладко, счастливо?

Ответ: И сладко, и приятно, и необходимо! То есть это не должно его притягивать, потому что это сладко. И в Египте никто не видит, что там сладко.

Но там сладость от свободы от эгоизма. То есть ощущение рабства в Египте противопоставлено свободе от эгоизма вне Египта. И человек должен настолько вырасти в себе, чтобы эта разница между двумя состояниями просто тянула его вперед.

Вопрос: То есть сегодня мир как никогда должен услышать, что из эгоизма, из Египта надо выходить?

Ответ: Да. Мы застряли!

Вопрос: Получается, мы немножко задержались в этом Египте. И такое творится сейчас, что выталкивает нас. Неужели мы не почувствуем, что надо выходить из него?

Ответ: Но мы должны дать курс, мы должны понять, мы должны устремиться, мы должны потянуть за собой всех.

Вопрос: Когда вы говорите "мы", кого вы имеете в виду?

Ответ: Я имею в виду в первую очередь тех людей, которые могут это понять и осознать, которые устремлены вперед, "яшар кель" – Исраэль. И все остальные пойдут за ними.

Вопрос: Это необязательно евреи – "прямо к Творцу"?

Ответ: Основная масса, начальная масса – это евреи, то есть те, которые уже пережили в прошлом, в своих корнях, состояние выхода из эгоизма. А остальные пойдут и присоединятся к "Исраэль". В этом нет совершенно никакого вопроса. Весь вопрос в том, чтобы евреев поднять.

Вопрос: Какова ваша молитва сегодня?

Ответ: Моя молитва сегодня – это выполнить роль Моше. Вытащить эту головную часть всего человечества, которая называется "Исраэль", "устремленная к Творцу", которая в потенциале может устремиться к Творцу. Вытащить ее из такого сомнамбулического, я бы сказал, состояния, и начать возбуждать их так, чтобы они сами хоть как-то приложили усилия захотеть, потревожиться и подняться вперед, к выходу.

Вопрос: Чтобы хотя бы мысль возникла, что надо выходить из эгоизма? Но прежде всего, вы всегда говорите, что эгоизм – это плохо. Или нет?

Ответ: Эгоизм – это плохо, смотря как ты его измеряешь, взвешиваешь, смотришь на него, чувствуешь, нюхаешь, пробуешь на вкус. А на самом деле эгоизм – это все, что дает тебе вкусы, жизнь.

А альтруизм, свобода – в чем она? Выходишь в поле, и не знаешь – что, для чего, зачем.

Моше – это, в принципе, не один человек, это целая группа людей, которые понимают, что будущее в этом – в выходе из эгоизма. Как нам из него выйти? Это надо изучить и начать между собой применять. И каждый раз, когда мы делаем каждый шаг, это делается снова из тьмы, когда мы не видим в эгоизме вроде бы никакого притяжения, начинаем пытаться выйти из него и обнаруживаем, что он держит нас за все чувства, за всё! И нельзя от него никуда избавиться.

И тогда только вместе держаться и кричать.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – всемирный праздник свободы

Все начинается с Песаха

Песах означает конец власти Фараона

Что празднуют в Песах (клип)

Египтяне и израильтяне – как все персонажи пасхальной истории могут ужиться в одном человеке?

Конечное море – окончательный отрыв от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда народ Израиля выходил из Египта, то перед ними расступилось море. Что это означает?

Ответ: Это еще одно, окончательное свойство. Поэтому оно называется "Ям Суф" - Конечное море, после которого уже нет возвращения в Египет. Это окончательный отрыв от эгоизма. Назад пути нет.

А до этого есть всякие сомнения, проблемы. И потом в пустыне будут сомнения и проблемы, но они уже другого вида.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 15.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переход Конечного моря (Ям Суф), ч.3

Конечное море - Ям Суф

Свойство, перед которым отступает море

Песах: стать Человеком

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Песах символизирует выход каждого из нас из животного состояния. Но все начинается с обещания Творцом Аврааму о наследовании земли Израиля. Земля Израиля – это Эрец Исраэль, желание к Творцу. Выходит, что природой изначально предусмотрено, что каждый человек достигнет этого свойства?

Ответ: В общем, да. В итоге нашего развития абсолютно все люди на Земле должны достичь свойства "Человек", то есть подобия Творцу.

Вопрос: Что с точки зрения каббалы означает "стать человеком"? Что это за уровень?

Ответ: Человек – на иврите "Адам", от слова "домэ́", что означает "подобный Творцу" или "по Божьему подобию".

Что значит "по Божьему подобию"? Поскольку все свойства Творца, Его отношение ко всему, что Он создал, – это любовь, отдача, добрые чувства, то и человек, обретая эти свойства, становится подобным Творцу и называется Человеком. А до их обретения он считается животным.

Иными словами, если человек находится в своих естественных эгоистических свойствах и заботится только о себе, то это называется "животное состояние", а если он заботится о других, и в нем находится альтруистическое свойство Творца, то это состояние называется "Человек".

Из ТВ программы "Духовные состояния"

Предыдущие сообщения на эту тему:

"По образу и подобию создан человек"

Вырасти Человеком

Потребность стать человеком

Страница 1 из 7112345...Последняя »