Записи в разделе 'Каббала и другие науки'
На берегу океана истины

Умер Стивен Хокинг. Знаменитый ученый, не боявшийся глобально мыслить, признавать свои ошибки и популяризировать сложнейшие научные понятия.

2018-03-16_stephen-hawking1

Не у всякого здорового человека нашлись бы силы на то, что Хокинг сделал, сидя в инвалидной коляске и будучи почти полностью парализованным с далекого 1985 года.

Его уход в какой-то степени символичен. Ведь вместе с ним умирает сама наука, а точнее тот подход, который она применяла со времен Платона и Аристотеля. Впереди у нас как будто радужные перспективы, но если приглядеться – они нарисованы на стене. Поговорим об этом.

Хокинг относится к плеяде настоящих исследователей. Она еще жива, но век ее на исходе. В отличие от прикладных исследований, чистая наука превратилась в систему распределения грантов. Ученые оцениваются по лояльности и количеству опубликованных ими статей. 

Исследования на должном уровне требуют огромных денег, которые все сложнее добывать. При этом шансы на реальный прорыв ничтожно малы. Если бы не гонка вооружений, правительства ужа давно перестали бы уважать академическое сообщество.

Есть и другая сторона: по самым скромным подсчетам, реальная Вселенная в 250 раз больше той сферы, которая доступна нашему наблюдению. Обычное вещество, очевидно, составляет в ней лишь 4,9%. Остальное приходится на долю неведомой темной материи и столь же неведомой темной энергии.

По большому счету, мы не знаем ничего. Об этом писал еще Ньютон:

"Себе самому я кажусь лишь ребенком, который играет на морском берегу и развлекает себя, находя время от времени камешек поглаже или раковину попестрее, чем прочие, в то время как великий океан истины расстилается предо мной неисследованным".

Так идет ли вперед, развивается ли современная наука? Вопрос этот обсуждают сегодня открыто и порой достаточно честно.

Я бы сказал, что в познании окружающего мира наука подошла к стене еще в шестидесятых годах и с тех пор топчется на месте. В итоге Природа раскрывает нам все те же убогие 4,9%. И знаете что – нас это вполне устраивает.

Ведь мы превратились в отъявленных эгоистов, а науку превратили в индустрию технологий и статусов. Расширение горизонтов познания, тайны Вселенной – последнее, что нас интересует. Исчерпаны желания, устремленные к знаниям. Завершилась эпоха подлинных исследователей. Мы уже чувствуем, догадываемся, что во всей Вселенной не найдем того, что принесет нам покой и счастье. И зачем нам такая Вселенная?

Долгое время наука представлялась чем-то абсолютно объективным. Но нет, наука – это результат отношения человека к миру. Несколько тысяч лет, пока мы развивались эгоистически, она обслуживала наши интересы. Теперь же, когда эгоизм достиг пределов роста, выясняется, что все его детища, включая науку, чахнут вместе с ним.

Общее печальное положение спасают пока что только спорт и шоу-бизнес. Но и это – никакие не достижения. В наши дни любые технологии, от дигитальных до социальных, призваны запутывать людей и извлекать из них прибыль. А главное – отвлекать от размышлений о том, что же такое подлинное развитие и подлинный прогресс.

Понятно, что на этот вопрос не ответят даже величайшие из физиков-теоретиков. Здесь нужен более широкий взгляд, более глубокое понимание законов мира. Здесь нужна наука каббала, "физика духа".

Каббала всегда уважала научный подход. Собственно, она и заложила его в древние времена. И сегодня она говорит: новый этап в развитии науки наступит тогда, когда человек начнет менять себя, а не окружающий мир.

Ведь нас окружает не просто природа, а Природа. Колоссальная многоуровневая система, пронизанная интегральной взаимосвязью. И чтобы понять ее по-настоящему, надо, настроиться на ее волну, уподобиться ей.

До сих пор мы все изучали в призме своих эгоистических желаний. Сколько бы ученые ни расширяли это восприятие всевозможными приборами, суть не менялась, себялюбие все равно ограничивало наши возможности и мы видели лишь жалкие крохи, кусочки общей картины. Одним словом, сидели на берегу океана.

Пришло время изменить подход. Ведь Природа – это отдача, взаимодействие, динамическое равновесие, гомеостаз. В ней нет ничего случайного и ничего эгоистичного, кроме нас. И она открывается отдающим.

Человек может изучать лишь то, чему соответствуют его свойства. Если мы перестроимся под стать фундаментальным законам Природы, переориентируемся с получения на отдачу, то обнаружим качественно новые формулы, новую логику, выход их тупика. В правильной взаимосвязи между нами раскроется потенциал бескрайнего развития и познания реальности.

"Конец науки" – это, собственно, ее начало. Она изменится вслед за изменением человека, и тогда ее открытия действительно пойдут на благо миру.

Предыдущие сообщения на эту тему:

О Хокинге, Марсе и Земле

Ошибка Хокинга

Что заводит мир в тупик?

Мои мысли в Twitter, 16.03.18

каббалист Михаэль Лайтман Твиттер"Европа - центр мира" закончилась. Взаимозависимость еврогосударств - их слабость. Транснац. корпорации делят мир. Политика опирается на силу. Оцифровка жизни ведет к изменению сознания. Единый мир м.б. основан на единстве выше эгоизма. Это сможет только каббала.

 

Именно на условии "Да возгордится сердце на путях Творца" человек не может преодолеть свой эгоизм и уходит из каббалы. Не может принизить его, поднять себя в отдаче выше получения (вера выше знания), дать пример объединения, отдачи и любви товарищам и уходит.

 

Сказано: "Да возгордится сердце на путях Творца". Именно "на путях Творца", против своей гордыни, величие духовной работы против этой жизни, гордыня духовная над гордыней материальной. Постоянно стремиться увеличить важность цели - в единении раскрыть Творца.

 

Сказано "Вы немногочисленны из народов". Имеется в виду, что точка в сердце, стремление к раскрытию Творца имеется у малого количества людей в мире. "Тысячи входят, но единицы раскрывают свет". Обижаетесь? - На Творца! Ведь причина ухода - в малом желании...

 

Духовный голод среди полного материального изобилия. Желание качественно выросло и требует наполнений высшего мира, а не "горшки с мясом". Творец портит жизнь. Кто учит каббалу, ускоряет падение и уходит, если не начнет опираться на товарищей! 

 

Если бы Творец не сменил доброго Фараона на злого, т.е. не поменял бы наше сознание, видеть бесцельность сытой жизни, мы бы не вышли из Египта, этого мира. Но эгоизм развивается и запрашивает новые ценности "Смысл жизни", возникает "голод в Египте".

 

Постоянно требуется поручительство, ведь каждый в группе получает отягощение сердца, а остальные используют это для общего подъема. Высшее управление создает помехи в помощь объединению. Никто не сможет выйти из падения сам, а только группа спасает из тюрьмы.

 

Группа оценивается только по усилиям объединиться. В мере усилий она вызывает на себя силу исправления ОМ. С началом объединения в ней ощущается Творец в виде ОП, НаРаНХаЙ, в зависимости от единения по 125 ступеням подобия Творцу до полного единения АДАМ.

 

В разуме человека существует знание текущей ступени. Но вместе с тем он должен предчувствовать следующую ступень, представлять ее, как стоящую выше его настоящего знания, как "веру выше знания", как следующую ступень его знания. Шагать от веры к знанию!

 

Можно сказать, что основной закон природы – закон всеобщего баланса. В природе все взаимосвязано и сбалансировано. Надо осознать этот закон, наше ему несоответствие, привести себя к его выполнению. Это и будет выполнение заповеди "Возлюби ближнего как себя".

 

Работая эгоистически в объединении в группе в начале пути (Египет), мы процветаем, желание наслаждается! Но работой в группе и учебой вызываем свет ОМ. Появляется разобщенность, цель работы, вознаграждение, представление о мире, люди слабеют и уходят...

 

Рост эгоизма (Египет), его одобрения и отторжение - первый этап развития подобия Творцу, происходит поневоле: сыновья Якова не желают объединяться, Творец вынуждает их голодом (кризисом). Мы входим в Египет, чтобы объединением преуспеть в эгоизме.

 

Стивен Хокинг: Спасти человечество может только мировое правительство.

Каббала: Мировое правительство обязано быть единым, воспитывать и объединять по определению, воспитывать человечество к объединению выше его эгоистической природы.

 

Стивен Хокинг: Надо дать человечеству дело, высший смысл, чтобы оно "не варилось в собственном соку".

Каббала: Спасение – воспитание Человека, создание общества, в котором мы ценим и обогащаем друг друга, в котором различия и противоположности расцветают, служа единству.

 

Стивен Хокинг: Все, что существует - это то, что может понять наш разум, и если человек не может понять понятие Бог, тогда его не существует.

Каббала: Бог абстрактное понятие. Человек должен исследовать любое явление, следуя принципу "Нет у судьи больше, чем видят его глаза".

 

Стивен Хокинг: Бога не существует, все происходящие в природе процессы можно объяснить с научной точки зрения. Бог – это совокупность законов природы.

Каббала: Бог в каббале - общая сила природы, кроме нее ничего не существует.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 15.03.18, ч.2

Мои мысли в Twitter, 15.03.18, ч.1

Мои мысли в Twitter, 14.03.18

Беседы о новой жизни, ч.975

Беседа на тему "Достижения в генетике", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.974

Беседы о новой жизни, ч.973

Беседы о новой жизни, ч.972

Как познать Творца?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано: "Из действий Твоих познаю Тебя". Что это означает?

Ответ: "Из действий Твоих познаю Тебя" – это один из каббалистических принципов.

Творца можно изучить так же, как и в любой практической науке. Проделывая всевозможные опыты при определенных условиях, мы изучаем характер сил, которые реализуются в нашем материале.

Человек сам является опытным материалом – желанием насладиться, получить, наполниться. А Творец – это сила, которая наполняет, управляет им, меняет его. Таким образом, варьируя между своими свойствами, мы изучаем свойства Творца, как Он меняется и как меняется Его проявление в нас. Из этого мы составляем целую схему Его воздействия на нас и нас на Него.

Вопрос: Можно ли привести пример действия Творца, и как из этого действия можно расшифровать, что это Он и что Он хочет от меня? Это возможно? 

Ответ: Нет. Это происходит при раскрытии Творца человеку. А мы сейчас занимаемся состояниями, которые только ведут к этому раскрытию. Поэтому мы еще не можем ставить такие опыты. Ведь речь идет об исследованиях, когда мы явно видим следствие наших изменений, как Творец меняется в воздействии на нас.

Здесь учитываются два объекта – я и Творец. Как я влияю на Него, и как при этом Он влияет на нас? Каким образом я ввожу какие-то параметры в свои воздействия на Него, как меняется Он в своих откликах на меня? Для этого надо войти с Ним в ощутимый взаимный контакт, который я могу не только почувствовать, но и измерить, взвесить, определить. К этому и подводит нас наука каббала.

Из урока на русском языке, 19.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрыть поле Творца

Где обнаружить Творца?

"Из действий Твоих я познаю Тебя"

История приближается к развязке

каббалист Михаэль ЛайтманВсе науки, кроме каббалы, действуют за счет небольшого свечения, которое можно получить в получающие желания без исправления. Так существует весь наш мир – без намерения ради отдачи.

Но это очень ограниченное свечение, еле тлеющая искра жизни, позволяющая желаниям существовать, чтобы только дождаться времени исправления.

В наше время свет уже почти наполнил все желания, и поэтому наука находится в кризисе, в тупике. Нет больше прорывов вперед в науке, все затухает. Мы только выясняем связи между разными явлениями. Это позволено раскрыть человечеству, потому что приводит к пониманию того, что наш мир замкнутый, круглый, глобальный и интегральный.

Поэтому мы обязаны быть связаны между собой и со всей природой. Только в эту сторону развивается наука и раскрывает нам нашу общую взаимосвязь. Но кроме этого, не будет никакого развития в науке. Только техника и технологии пока будут развиваться, но не фундаментальные науки. Об этом уже много лет говорят ученые.

Мы уже полностью исчерпали свое желание насладиться, в котором можем существовать. Теперь возможны только его извращенные формы. Когда-то, в девятнадцатом, начале двадцатого века, до Великой депрессии в Америке, мы использовали такие стимулы как деньги, силу, власть, ради которых стоило продвигаться, наращивать капитал. 

Но потом это закончилось. Сегодня уже просто зарабатывают абстрактные цифры на счету, деньги тоже теряют свою ценность. История приближается к концу, то есть к осознанию необходимости исправления.

Но материального развития за счет того, что еще больше света Хохма входит в желания этого мира, уже не будет. Поэтому наступает разочарование, депрессия, глобальный кризис во всех областях человеческой деятельности.

Из урока по статье из книги "Шамати", 28.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конец эпохи эгоизма

Куда пойдет мир?

Кризис человечества - его новая ступень

Мои мысли в Twitter, 01.03.18

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерЛюбая наука изучает связи между частями реальности, каждая на своем уровне реальности: физио, психо, био, физико и пр.. Так возникают и развиваются науки. Наука каббала занимается базисным уровнем - видом желания в каждом творении. Поэтому считается основой наук.

 

Свиток Эстер: вначале надо увеличить желание получать "ради себя" Аман. Затем, убедившись в невозможности достичь в нем цели творения, заменить его Мордехаем, намерением отдавать. В полученное большое желание с намерением "ради Творца" получить весь свет бесконечности!

 

Если получать от Творца наслаждение "ради Него", это расширит желание и его можно безгранично наполнять, наслаждаясь взаимной отдачей. Поэтому творение разбивается и, учась взаимно отдавать, учится отдавать Творцу, по правилу "От любви к творениям к любви к Творцу".

 

Творец создал желание насладиться, чтобы безгранично насладить его. Но желание насладиться, наполняясь, уменьшается, как во время еды. Решение: творение также должно быть отдающим, как Творец. Тогда смогут бесконечно наполнять друг друга. Этому обучает каббала.

 

В основе творения лежит простая формула:

желание отдавать Творца = желание получать творения.

Но в это равенство включен коэффициент, уравнивающий получающее и отдающее желания:

желание отдавать Творца = С*желание получать творения.

Мы - именно этот коэффициент!

 

Пурим. Цель Творца - наслаждение творения (наполнение желания светом хохма). Но наполняясь эгоистически, ради себя, желание исчезает, как при еде. Вечное наполнение возможно только наполняя других, Творца (с намерением отдачи, в свете хасадим). Наслаждаться - это наука каббала - получение. 

 

Во времена 2-го Храма выполняли все заповеди, кроме заповеди "Возлюби ближнего как себя". И сказано, что Храм разрушился от беспричинной ненависти. Поэтому основное наше исправление в ее преодолении. И каждый день невостановленного Храма подобен разрушенному!

 

Единственная задача человека в этой жизни - раскрыть Творца. Это является, по определению Бааль Сулама, предметом каббалы. Значит, всё, имеющее отношение к раскрытию Творца, имеет вечное значение, ценность, а все прочее - имеет важность только до твоей смерти!

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 28.02.18

Мои мысли в Twitter, 27.02.18

Мои мысли в Twitter, 26.02.18

Что заслоняет от нас мир истины

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Нейроны, из которых состоит наш мозг, по своей функциональности представляют собой логические элементы. Они приспособились отображать ту логику, которая есть в природе, и воспроизводить ее в мозге, в нервной системе.

Поэтому они чувствуют, когда информация, поступающая на них, не соответствует этой логике.

Мне кажется, что если человеку предоставлять какую-то ложную информацию, то на уровне нейронов он начинает это чувствовать. И если его постоянно кормить ложной информацией, то он может заболеть.

В нашей истории есть примеры, когда многолетнее скармливание людям ложной информации приводило к неким социальным последствиям, к массовым негативным явлениям.

То есть в природе существует некоторая объективная истина, которая отображена в самих нейронах, и они способны чувствовать ложь.

Ответ: Дело в том, что внутри сознания человека находятся два уровня природы: высший уровень, представляющий собой идеальную связь между всеми частями природы, и низший уровень – абсолютно разорванная, эгоистическая связь. 

Сегодня мы работаем на эгоистическом уровне, в отторжении друг от друга. Но природа устроена так, что в итоге всевозможных проявлений в нас положительных и отрицательных чувств, сопоставления между разумом и чувствами, она все равно постепенно ведет нас к анализу, что же на самом деле является правдой.

Мы поневоле должны будем принять систему полной взаимосвязи, и станем чувствовать всю эту систему, существовать ради ее глобальности и интегральности. Она есть в каждом человеке.

Поэтому, вероятно, нейроны понимают, что в нашей природе есть ощущение правды. В принципе, мы устроены правильно, только сверху все это покрыто огромным эгоизмом, который заслоняет от нас цельную замкнутую добрую систему.

Из ТВ программы "Вместе о главном. Александр Жданов", 08.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правда и ложь с точки зрения каббалы

Где кроется свобода воли

Мы в действительности сформированы нейронами

Отличие каббалы от философии

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем отличие каббалы от философии?

Ответ: Философия – это развлечение ума. В наше время слово "философ" стало даже бранным словом, поскольку каждый считает, что все его умозаключения имеют право на существование и распространение без всяких научных оснований. Поэтому мир наполняется различными необоснованными измышлениями.

Каббала кажется похожей на философию, поскольку каббалист, постигая Высший мир, ощущает то, что никто не понимает и не знает. Однако он говорит из своего постижения, а философ – выдумывает из умозаключений.

Но как можно доказать, что один из них – ученый-каббалист, который раскрывает Высший мир, систему управления, и поэтому описывает ее в формулах, в графиках, таблицах, а другой философствует на пустом месте? Обычный человек не увидит между ними разницы. Поэтому каббалу приписывают к философии и изучают ее на философских факультетах.

Таким образом, никто не может сказать, что это – каббала, а это – философия, так как каббала скрыта от глаз. А философии нечего скрывать – то, что выдумывает человек, то он и представляет. Поэтому философия меняется от года к году, а каббала неизменна. 

В принципе, каббала окончательно развилась еще в XV веке во времена Ари. В начале XX века другой великий каббалист Бааль Сулам добавил к его трудам комментарии, полностью изложив эту теорию, а мы только реализуем ее. У нас нет никаких возможностей добавить что-то еще, потому что система Высшего мира, будучи неизменной, целиком описана, раскрыта.

Из урока на русском языке, 29.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему вы критикуете философов?

Каббала и философия: за кем решающее слово?

Почему боятся каббалы, ч.4

Каббала и социальная психология

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я психолог и вижу много общего в каббале с социальной психологией, например, правила семинара. Вы взяли это из психологии или в каббале есть такие методы?

Ответ: Психология возникла немногим более 100 лет назад, с конца девятнадцатого века.

Каббала появилась 5778 лет назад. Так что не каббала взяла что-то из психологии, а психология и особенно философия, как пишет Бааль Сулам, очень многое заимствовали из каббалы, Поэтому психологам кажется, что каббала перенимает какие-то методы у них.

Всё происходит с точностью наоборот, потому что каббалистические книги написаны две, три, четыре тысячи лет назад. Более того, если вы вникнете в то, что пишет каббала якобы похожего на социальную психологию, вы обнаружите, что это совершенно не та система.

Ведь каббалистическая методика приводит человека к исправлению под воздействием высшей силы, высшего света. Для этого и предназначены все наши упражнения, учеба, трапезы и все прочее.

А в психологии – нет. Она использует обычные внутренние эгоистические силы человека. Поэтому мы видим, что как она быстро возникла, так же быстро стала затухать.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отличие науки каббала от психологии

Различие цели каббалы и психологии

Каббала и материалистическая психология

Правда и ложь с точки зрения каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Люди, принимая свои решения, полагаются на некую модель мира, которая сложена у них в голове. Всякая модель в какой-то степени ложна, потому что отражает только некоторые свойства действительности. 

Хотелось бы узнать, в какой части эта модель ложна, а в какой – истинна, хотя бы в процентном отношении. Что значит истина и ложь по отношению к природе, к модели, в которой мы ее отражаем?

Ответ: Каббала рассматривает две системы: высшую (духовную) и низшую (материальную).

В высшей системе все мы интегрально взаимосвязаны друг с другом, поэтому в ней не может быть никаких независимых состояний. Это идеальный уровень, так называемый мир Бесконечности, совершенства, на котором все объекты нашего мира, находясь на духовной ступени, ощущают свою полную взаимосвязь и судьбу, постигают ее и потому правильно взаимодействуют между собой.

Эта идеальная система, в которой все ее части находятся в очень четкой взаимной слаженной связи, описана в каббале. 

Наука каббала говорит о том, что в результате материальной эволюции мы должны прийти к этой системе. Именно это ждет нас впереди. Или мы сами пожелаем ускорить путь к ее раскрытию в нас – в чувственном и умственном виде. Или нас этому научат удары судьбы, – то, что мы видим сейчас. Так человечество продвигается.

Под слаженной, идеальной высшей системой находится наш мир, который образовался в результате постепенной деградации этой системы и ее нисхождения по 125 ступеням до самого низкого уровня – того, где сегодня мы ощущаем себя живущими.

В этом мире мы чувствуем себя абсолютно не связанными друг с другом добрыми узами, а если нас что-то и связывает, то только наш эгоизм. Все наши ощущения направлены лишь на то, чтобы использовать всё и вся ради своего личного интереса.

Естественно, что истиной мы можем назвать лишь то, что существует на высшем уровне. А то, что существует на нашем уровне – абсолютная ложь, потому что все, что нами движет сегодня, – это частный эгоизм каждого творения, который ослепляет нас, отдаляет друг от друга, заставляет использовать друг друга, насколько возможно.

Это и есть "правда и ложь" в представлении каббалы.

В нашем мире вообще нет правды. Она может быть только у людей, постигающих полную взаимосвязь природы, т.е. высшую систему, которую они пытаются раскрыть в себе. И тогда они относятся ко всем окружающим совсем с другими порывами: дружбы, любви, сотрудничества, взаимосвязи.

Об этом, в принципе, и говорится в Торе в первоначальном виде, хотя, к сожалению, никто это серьезно не воспринимает, кроме как на словах. В этом отличие правды от лжи.

Правда и ложь – это не субъективные утверждения человека, которому кажется что-то истиной, а что-то ложью.

Когда полностью слаженная, объединенная система всех видов творений: неживой, растительной, животной природы и человека, – находится в гармоничной взаимосвязи между собой, - это называется правдой, а абсолютно противоположное ему состояние – ложью. А между ними есть всевозможные ступени – чуть больше правды, чуть больше лжи.

Из ТВ программы "Вместе о главном. Александр Жданов", 08.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ложь и правда, ч.1

Ложь и правда, ч.5

Калибровка разума на истину-ложь

Наука о законах Высшего мира

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы утверждаете, что каббала не говорит об этом мире. Тогда что значит, что она реализуется в обществе?

Ответ: Каббала не говорит о нашем мире, не исследует его законы, а просто рассказывает о них,  как о данных. Главное, что она изучает, – как подняться к следующему уровню законов, основанных на свойстве отдачи.

Законы нашего мира базируются на получении, законы Высшего мира – на отдаче. Это два противоположных мира. Поэтому мы не можем, находясь в нашем мире, с материальными органами чувств, ощущать Высший мир, высшую плоскость, ведь она ощущается свойством отдачи.

В нас пока еще нет этого свойства. Его возникновение называется "душа". То есть в нашем мире мы живем в теле, а в духовном мире мы живем в душе.

Но, в принципе, это две системы управления: или ради себя – в нашем мире, или ради отдачи – в Высшем мире. Поэтому, когда ты постигаешь Высший мир, у тебя пропадает ощущение времени, поскольку ты выходишь "из себя" на внешние отношения.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Социальная направленность науки каббала

Каббала – общественная наука

Каббала – наука о высшей реальности

Каббала – общественная наука

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Великие каббалисты уделяли много внимания обществу. Бааль Сулам посвятил этому статьи "Мир", "Мир в мире" и др., хотя кажется, что каббала - очень внутренняя вещь.

Ответ: Каббала – это не мистика и не оторванная от жизни наука. Она реализуется именно в обществе, и только в обществе. В этом самое главное непонимание каббалы.

Некоторые люди думают, что они придут, будут сидеть в отдельной нише, заниматься медитациями, вокруг будет тихо, пусто, мертво, и так потихоньку станут въезжать в Высший мир.

А оказывается, нет. Они видят вокруг себя шумное общество людей, которые учатся, обсуждают, перебивают друг друга, выясняют различные вопросы, – т.е. серьезную группу исследователей.

В каббале сам процесс, как в обычной науке, является исследовательским: спокойным, с взаимным вежливым участием, с предупредительностью. Он совсем не похож на мистические действия людей, сидящих по нишам или живущих в отдаленных монастырях. 

Все находятся внутри группы и только в ней – в тесной, напряженной связи между людьми, в поиске и в очень большом сопряжении между собой. Они достигают такого состояния напряжения, когда действительно раскрывается вход в следующее состояние, в следующий мир.

Поэтому многие не понимают, чем занимается наука каббала. Самое главное в этой науке – общественная составляющая.

Вопрос: Вы считаете, что недаром у Бааль Сулама после великих трудов, которые очень трудно понять, вдруг рождается статья "Последнее поколение"?

Ответ: И до Бааль Сулама, даже во времена пророков три тысячи лет назад, люди писали об организации общества. К примеру, что такое Храм? Это центральное место организации общества, где все люди должны были совершать действия по объединению. Об этом рассказывается в первоисточниках.

Тора говорит только об этом. Ведь что сделал Моше после того, как вывел народ в пустыню? Он указал, что для того чтобы создать нормальное общество, правильно воспитывать детей, всем надо организоваться в десятки.

Он сделал это по совету своего тестя Итро, который был царем Мидьяна. Именно он посоветовал Моше разделить людей по десяткам, сотням, тысячам, и дать им определенные законы и правила взаимного поведения.

Его советы были приняты, поскольку основывались на высших духовных законах единения, т.к. именно в связи между собой люди начинают ощущать Высший мир. На этом базируется вся наука каббала.

Что может быть ближе к устройству общества и к самой его сердцевине, чем главная заповедь Торы "возлюби ближнего как себя"? Но до этого надо дойти. Это очень непростой путь.

Поэтому мы говорим не о приложении каббалы к общественному устройству, а о том, что она реализуется в правильном общественном устройстве. И тогда внутри своих новых общественных отношений люди смогут почувствовать Высший мир.

Из урока на русском языке, 08.10.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука о правильной взаимосвязи всего человечества

Каббала – методика объединения

Ответ на все проблемы общества

Пришла пора открыть правду

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "Служанка, наследующая своей госпоже": Мудрецы каждого поколения использовали все возможности, чтобы увести людей от желания даже просто нащупать скрытую науку – из страха, как бы не попала эта мудрость в руки тех, кто занимается идолопоклонством.

Понятно, каким воодушевлением преисполняется человек, когда находит смысл и своего рода мудрость в теологии, вся основа которой есть не что иное, как собрание знаний, украденных из нашей тайной мудрости и приправленных литературными украшениями.

Есть множество вопросов: как раскрывать науку каббала, насколько и на каком уровне, кому раскрывать ее и кому нет? Есть ли какие-то ограничения на ее раскрытие? Действительно есть некоторая опасность, что "Служанка может унаследовать своей госпоже".

По мере раскрытия каббалистических знаний, мир, существующий в своем эгоистическом желании, трансформирует их в понятия удобные, приятные и понятные для его эгоизма. Так из науки каббала создали религии, верования, всевозможные мистические учения, философию. Можно сказать, что все вышло из науки каббала. Ведь это наука об общей природе, и потому люди могли играть ею как угодно.

При большем раскрытии каббалы, у людей было бы больше возможностей сотворить из нее мистику, религии и верования, утверждая, что в них истина. И некому будет открыть правду, ведь для того, чтобы проверить каббалиста,  необходимо находиться на его духовной высоте. 

Хорошо, что когда-то существовал Санедрин и мудрецы, которые проверили и сказали, что перед ними не обманщик Шмадай, а великий каббалист Шломо, и стоит прислушаться к его словам.

Однако в наше время нет таких каббалистов, которые понимали бы в этой науке и могли сказать, находится ли человек в раскрытии Творца. И потому "каждый судит в меру своей испорченности" и эгоизм выворачивает все наизнанку, изобретая множество аргументов против каббалы. Это и называется властью фараона, который властвует над разумом и сердцем.

А кроме того, народы мира властвуют над Исраэль, над теми, кто должен стремиться "прямо к Творцу.

Теологи позаимствовали из науки каббала ее термины для обозначения духовных свойств: "духи", "нечистая сила", "добрая сила" и т.п. и сделали из этого новую науку внутри эгоистической сети – не выше эгоизма, а внутри него.

Из этого вышла теология – корень всех религий. Они не могли слышать как наука каббала говорит о возвышении над природой человека, а опустили все происходящее внутрь природы, в ясной форме для эгоизма, сделав понятным каждому. И потому такие учения могли распространиться в массах.

Но в наше время мир достиг критического состояния, когда все в нем от начала и до конца устроено на эгоистическом обмане. Теперь в людях должна раскрыться потребность к истинному изменению.

Поэтому в наше время уже нет запрета на скрытие каббалы. Состояние изгнания полностью созрело и некуда добавить еще больше теорий, методик, мистик, верований. Все возможные вымыслы уже были придуманы, осталось только открыть правду.

А с раскрытием правды ничего нельзя сделать, ведь эгоистическая сила (клипа) полностью проявилась, создав все возможные формы против науки каббала. Поэтому пришло время исправить это состояние, постепенно раскрыв человечеству правильный путь спасения от катастрофы. Вот почему в наше время не только нет запрета, но и есть обязанность распространять каббалу. 

Методика каббалы дает возможность избавиться от всех проблем. Дело лишь в том, что человек не согласен с лекарством, которое заключается в объединении, с тем, что любовь к ближнему как к самому себе – это главное правило Торы, принцип всех исправлений. Излечение возможно только за счет соединения между людьми – так мы приводим в порядок свой мир и общий мир для всех.

Из урока по статье "Служанка, наследующая своей госпоже", 08.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наука из "ниоткуда"

Противодействие науке каббала, ч.2

Для кого предназначена мудрость каббалы

Отрывки из утреннего урока 10.01.2018

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока "Строим Творца в десятке"

Моше описывает в Торе всю духовную реальность в виде образов материального мира, существующего только в нашем воображении как проекция желаний.

Мы представляем реальность как неживой мир, растения, животных, людей, но благодаря своей работе должны перевести это в желания, кроме которых ничего не существует. Ведь Творец создал только эгоизм.

За счет особой работы, которую мы проделываем с помощью силы света (Торы), мы достигаем подобия Творцу. Желание остается противоположным Творцу и все больше растет, то есть противоположность только увеличивается. А исправление состоит в том, чтобы намерением все больше походить на Творца, то есть формой использования желания. Об этом и говорит Тора.    

* * *

Тора – это методика работы с желанием, созданным Творцом, с помощью высшей силы, называемой светом. Для этого надо использовать неживой, растительный, животный мир и силу Творца для исправления человека – высшую и главную ступень творения. В этом заключается работа всех творений.

* * *

Десятка – это обязательное строение, которое существует изначально еще в первородной АВАЯ, в четырех стадиях прямого света, в мире Бесконечности. В этой форме свет строит из точки, "созданной из ничего" – первое творение Малхут. 

А затем эта Малхут развивается внутри, чтобы реализовать свое желание уподобиться свету, и так возникает вся лестница миров, парцуфим, сфирот, разбиения и исправления.

После всех выяснений, Малхут строит в себе с помощью света обратную АВАЯ: вместо четырех стадий прямого света – четыре стадии отраженного света, восполняя все до совершенства. Творение отвечает Творцу так же, как обращается к нему Творец: с той же любовью, преданностью, готовностью к слиянию.

Таким образом цель творения реализуется в этой десятке: в АВАЯ, созданной Творцом навстречу творению и в построенной творением обратно навстречу Творцу.  

Десятка, в которой мы хотим выразить свое отношение к Творцу – это обязательное, естественное строение. Человеческое общество, все миры и души – все построено на основе десятки, которая совершенствуется, пока не принимает форму отдачи.

Поэтому сказано: "От любви к творениям – к любви к Творцу". Все, что мы хотим реализовать по отношению к Творцу, мы прежде должны реализовать в десятке по отношению к товарищам.

* * *

Нам нужно раскрыть, что Творец наполняет всю реальность, и в ней властвует лишь одна эта сила. Нет ненавистников и врагов, нет друзей – есть только Творец, облачающийся во все и действующий.

Нет ничего кроме Него. Но Он скрывает себя для того, чтобы мы по свободному выбору, из темноты, из мира, где якобы действует множество разных сил, поднялись к силе веры. Вера означает, что я силой устанавливаю Творца властвовать над всеми его сокрытиями. В то место, где Он исчезает, я насильно возвращаю Его.

* * *

Скрытие – Выбор – Вера. Поскольку Творец скрыт, мы имеем возможность свободы выбора работать в вере, как будто Творец присутствует и наполняет все. Человек делает выбор: действуя, относясь к товарищам и живя так, будто во всем присутствует Творец. И тогда Творец раскрывает себя человеку и действительно наполняет весь его мир.     

* * *

В конце исправления все десятки сливаются в одну, но сейчас не нужно об этом заботиться. Это произойдет естественным образом, само собой. Когда каждая десятка обретет силу отдачи, между ними начнется духовное движение, сближение согласно сходности свойств, взаимопонимание.

Словно в документальных фильмах клетки сливаются друг с другом, соединяются в один организм, так и десятки в мере подобия свойств будут сближаться и соединяться в духовные образования. Они будут превращаться в парцуфим, части миров и так все выше и выше, пока все не соединятся в Малхут мира Бесконечности. (Разумеется, тут говорится не о материальных перемещениях, а только о внутреннем соответствии).

* * *

Свобода воли человека в том, чтобы выбрать работу Творца. И что же тут можно выбрать, если работает и выбирает Творец? Но я должен построить подобие Творца (как сказано: "Вы создали Меня") из правильных связей между разбитыми желаниями. Соединение товарищей должно принять форму Творца – абсолютной отдачи, то есть быть выше эгоизма.

* * *

Нам недостает только почувствовать, что все проблемы, бушующий вокруг нас  шторм устроен Творцом. Это Он пугает нас бурей и нарушает связи между нами, чтобы вынудить нас обратиться к Нему.

Нам придется поместить Творца между нами, иначе мы не сможем схватиться друг за друга, не удержимся на плоту и утонем в бушующем море эгоизма. Мы должны притянуть Творца в свою жизнь, то есть решить, что Он определяет все наше существование, все разобщение и все скрытие, а от нас требуется только почувствовать в Нем необходимость.

 

Из урока по статье Бааль Сулама  "Шофар Машиаха"

Хотим мы или не хотим, но мы существуем внутри законов природы, и нам никуда не вырваться из этой сети, как бы наш эгоизм ни пытался это сделать. Правительства и разные комитеты то и дело принимают постановления, издают законы: "за" и "против".

Но в конце концов, после многолетних выяснений мы поймем, что какие бы постановления ни принимал человек, он находится в сети, которая определяет все, что с ним будет: его желания, мысли, намерения, результат всех его действий и происходящее в мире.

Поэтому необходимо изучить сеть сил, в которой мы живем, исследовать словно в научной лаборатории, как изучают законы этого мира. Наука каббала помогает нам понять сеть сил с более высокого уровня. А если мы отвергаем эту возможность, это возвращается к нам бумерангом, вызывая большие страдания.

И все это из-за нашего пренебрежения наукой каббала, которая говорит о связи между нами, о законе поручительства, союза, упомянутого в Торе. Каббала объясняет, как исполнить этот закон и избежать страданий.

Природа давит на нас, потому что мы сами вызываем эти злые, враждебные силы. Но пока мы ведем себя, как маленькие упрямые дети, не желающие слушать, что говорят им родители (каббалисты), и потому страдаем.

* * *

Первое достижение науки каббала после ее выхода из двухтысячелетнего скрытия – это "собрание изгнанников" на земле Израиля. И под этим не подразумевается взять билет и прилететь в Израиль.

"Собрание изгнанников" означает, что они получают желание вернуться к истине, к "земле Израиля": земля (эрэц) – это желание, "Исра-эль" – "прямо к Творцу" (яшар-кель). То есть все начинают понимать, что нужно раскрыть высшую силу – единственную силу, действующую во всем мироздании.

* * *

Человек, в котором уже назревает интерес к каббале, обычно тянется к науке, потому что она дает хотя бы частичный ответ на закономерности в природе. Наука не раскрывает общий закон природы (АВАЯ), связывающий все части реальности, но описывает законы хотя бы частично, на неживом, растительном и животном уровне.

Биология, зоология, ботаника, физика – это раскрытие АВАЯ на низких уровнях (неживом, растительном и животном) и в ограниченной, узкой форме, а не в общей. А кроме того, наука почти не раскрывает связи между уровнями.

Только сегодня появляется стремление связать вместе физику, химию, биологию, но это все равно не выводит их из ограничений. Люди тянутся к науке, потому что это АВАЯ в очень частичной, сжатой форме, не выходящей за пределы материи. И все же она дает какое-то наслаждение и частичное наполнение от постижения гармонии хотя бы некой ограниченной области природы.

Из утреннего урока 10.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 09.01.2018

Статья "Каббала как наука"

Авторы статьи: Эфраим Элиав, Израиль, доктор физико-математических наук, профессор по квантовой химии,

Ирина Слепухина, Россия, руководитель IT-подразделения, магистр психологии

Каббала как наука

Какие ассоциации возникают у вас при слове "каббала" - религия, мистика, красная нить, тайнопись, тайные знания? Между тем, каббала не имеет ничего общего с вышеперечисленным. Она не без оснований позиционирует себя как науку, со всеми следствиями этого статуса, включая также и "практическую пользу" для человечества, которую она несет в себе, равно (а часто и вопреки) любым другим наукам на земле.

Трудно переоценимая практическая польза науки каббала заключается в раскрытии общих законов действия в мироздании Единой управляющей силы (силы Природы), предопределяющей эволюцию человечества и мироздания в целом.

Понимание этих законов позволит правильно подойти к решению проблем уже ясно ощущаемого глобального кризиса и выбрать наиболее оптимальный путь развития, в полной гармонии взаимоотношения человечества как с самим собой, так и с Природой, без кажущихся сейчас неизбежными мировых войн и катастроф планетарного уровня, ставящих под сомнение вопрос существования самого человечества.

Как научная система, каббала была впервые изложена великим ученым - каббалистом АРИ (XVI век). Хотя из исторических источников известно, что первая (дошедшая до нас!) книга по каббале была написана более 5700 лет назад - написана человеком, впервые в истории осознавшим наличие Единой управляющей силы Природы. Важно отметить, что в то время у человечества еще не было системы знаний, которую сейчас принято называть "научной". 

Понятие научности является основополагающим в сравнении науки в традиционном (современном) понимании этого слова и науки каббала. Критерии научности в наиболее последовательном виде были сформулированы в середине ХХ в. австрийско – британским философом и социологом Карлом Раймундом Поппером, известным своими трудами по философии науки. Сегодня эти критерии носят его имя и состоят (в расширенном виде) в следующем:

  • Принцип чистоты, провозглашающий, в частности, высшей целью науки постижение Истины. К сожалению, современная наука все чаще не соответствует этому принципу, в частности из-за коммерциализации отрасли, а также благодаря размытию морально-нравственных основ современного общества. Все более ужесточающаяся гонка за престижными грантами, призами и высокооплачиваемыми академическими должностями приводит нередко к подмене высшей цели: место провозглашенной Истины занимает корыстная выгода. Следствия этой подмены – весьма разрушительны для науки. Ими являются, например, публикации скороспелых, недобросовестных, невоспроизводимых другими исследователями результатов, "псевдо-научные войны", политизация науки и прочие негативные явления, ведущие к перманентному экзистенциональному кризису науки. Каббалистические же знания получены от ученых-каббалистов, принципиально не заинтересованных в материальных поощрениях или компенсациях, и поэтому ставивших бескорыстное постижение Истины своей главной целью. Немаловажным фактом является высокая моральная планка, предъявляемая ученым-каббалистам – в аутентичной каббале "гений и злодейство" несовместимы!
  • Принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл, если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или - если оно само не может иметь такой формы - то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия. В настоящее время прекращают соответствовать приведенному критерию целые отрасли знаний, некогда считавшиеся абсолютно научными. Например, некоторые разделы теоретической физики (теория струн, параллельные вселенные и пр.), существующие уже десятки лет и концентрирующие на себе огромные человеческие и финансовые ресурсы, не могут быть верифицируемы вследствие принципиальной ограниченности физических измерительных приборов в микро-мире (Планковские ограничения) и астро-мире (размеры видимой Вселенной). В статье "Каббала как современное учение" М. Лайтман пишет: "Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими… Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист" [6]. Важной особенностью принципа верификации, действующего в каббале, является принципиальная установка на экспериментальную проверку ЛЮБОГО положения КАЖДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ПЕРСОНАЛЬНО, что является гораздо более строгим требованием, чем аналогичная научная верификация.
  • Принцип фальсификации (от лат. falsificatio - подделка, выдаваемая за настоящую вещь), выделяемый Поппером как особенно важный, означает принципиальную невозможность создания "окончательно верной" теории, обязательную ограниченность, неполноту, а возможно и противоречивость любой истинно научной дисциплины. В строгих науках принято обозначать область (или условия) применимости, хотя есть множество примеров, когда это делается постфактум, то есть уже после развития более общей теории или принципа (например, квантовая и классическая физики, теория относительности и Ньютоновская механика). В каббале выделяется как минимум 125 иерархических уровней познания реальности. Каждый последующий уровень в общей иерархии, хотя и вытекает из предыдущего, полностью ему "противоречит" и одновременно дополняет, корректирует в направлении большей объективности, истинности. Принцип фальсификации Поппера, таким образом, как будто специально "сшит" для каббалы.
  • Принцип простоты ("бритва Оккама": "Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem"), что означает: "Не нужно множить сущности без необходимости"; это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые, а также требование к хорошей теории, предоставляющей максимум выводов из минимума предположений и аксиом. В каббале вместо многочисленных аксиоматических постулатов, принятых в науках, используется только два (коллективно проверяемых!) допущения – существование высшего света (единого разумного природного начала, универсальной творческой силы, "желания отдачи") и сосуда (различных форм бытия, основанных на "желании получать", универсального творения). Все остальное – выводимые следствия.
  • Принцип причинности, базирующийся на использовании адекватного понятийного и логико-математического аппарата. Многие каббалистические методы исследования (анализ и синтез: использование "гибкой" (или "квантовой") логики, основанной на принципе "дополнительности", "гематрическая" математика и пр.) на тысячелетия обогнали их применение в земных науках.
  • Принцип преемственности, включающий в себя, в частности, научные школы и системный учебный процесс. Самым долголетним современным научным методам, школам и направлениям не более 400 лет. Каббала же насчитывает почти 6000 лет непрерывной исследовательской деятельности многочисленных поколений гениальных исследователей, передающих свое постижение последующим поколениям тщательно отобранных выдающихся учеников с использованием уникальных по интенсивности и результативности "интегрально-круговых" методик обучения, основанных не на индивидуальном (эгоистическом), а на коллективном (альтруистическом) восприятии реальности.

Итак, приведенный анализ показывает, что каббала полностью соответствует принципам Поппера. Это позволяет назвать ее наукой в современном понимании этого слова – причем, наиболее фундаментальной из существующих, потому что она позволяет исследовать часть мироздания, в которой находятся корни и причины всего, существующего в нашем мире, познавать глубинные законы, управляющие нашим миром.

Присутствие этой скрытой части мироздания (верхнего, управляющего нами уровня) ощущается, в той или иной степени, и учеными, и обычными людьми (отсюда множество религий), но его исследование недоступно традиционным инструментам современной науки (наблюдение с использованием приборов и оборудования).

Необычность каббалы (и ее отличие от современных наук) в том, что для исследования этой скрытой от наших обычных органов чувств части мироздания не используются никакие физические приборы и никакое самое современное оборудование, которые на самом деле являются лишь "продолжениями", "усилителями" пяти наших органов чувств.

Здесь требуется особая подготовка исследователя, заключающаяся в постепенном развитии у него свойств, основанных на интегральном коллективно-сетевом восприятии реальности. У незнакомого с методиками каббалы человека может возникнуть подозрение в субъективности, "фантазиях", философствовании исследователя.

Однако объективность вырисовывающейся картины мира подтверждается повторяемостью результатов, полученных учеными – каббалистами на протяжении нескольких тысяч лет (принцип верификации).

Правомерность такого подхода подтверждается уже известными современной науке фактами о влиянии наблюдателя на эксперимент (например, в широко известном опытом с "двух-щелевой" дифракцией электронов, когда последние ведут себя то как частицы, то как волны, в зависимости от присутствия или отсутствия разумного наблюдателя вида Homo Sapience).

Именно в силу того, что каббала занимается исследованием Природы на самом глубоком уровне, она обладает огромной объяснительной и предсказательной способностями для всех современных наук. Каббала является наиболее общей научной дисциплиной, восходящей к Единому природному источнику всего сущего, поэтому она включает в себя все частные науки, которые люди развили из своего небольшого опыта взаимодействия с материалом нашего мира, являющимся лишь "тонкой оболочкой" всего мироздания.

Прогресс всех наук, в том числе и наук о состоянии и развитии общества, об управлении, состоит в их совмещении с каббалой, как изначально включающей их в себя. В течение нескольких тысячелетий каббала оказывала влияние на рациональное научное знание. Исторически науки "выросли" из каббалы и сегодня, преодолевая современный экзистенциальный кризис, имеют перспективу своего развития только в слиянии с каббалой на основании универсальной интегрально-каббалистической методологии.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Связь Каббалы и Науки

Наука нового поколения

Каббала – на стыке наук или ещё раз о магии мозга

Страница 5 из 62« Первая...34567...Последняя »