Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Не расширяйте норку, чтобы не залезла кошка

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нашла мышка клад и расширила вход в свою норку, чтобы клад вошел. А вместе с ним вошла туда и голодная кошка.

Вот такая история произошла с мышкой. Скажите, пожалуйста, получается, мы должны довольствоваться сыром и норкой и клады особенно не искать? Можно сделать из этого такой вывод?

Ответ: Вывод простой: то, что у тебя есть, этого достаточно, не надо тебе ничего большего.

Реплика: Но тут даже говорится об опасности, что если ты расширяешь вход, засовываешь туда клад, то туда, может быть, даже обязательно, заходит голодная кошка.

Ответ: Да.

Вопрос: То есть нам даже опасно накопительством заниматься, больше хотеть?

Ответ: Накопительством – точно вредно.

Реплика: А вот больше, больше, больше, чем мне достаточно… Мне было хорошо с сыром, и вдруг я клад нашел.

Ответ: Если тебе достаточно того, что у тебя есть на сегодня, то на завтра у тебя еще будет, не волнуйся. 

Вопрос: То есть вы даже это как правило вводите? Если у меня есть сегодня кусочек сыра, завтра он тоже будет?

Ответ: Да.

Вопрос: И не надо искать ничего сверх и так далее?

Ответ: Ничего.

Вопрос: Можно так успокоить человечество? Оно же находится все время в поиске разных дополнительных "сыров".

Ответ: Тут мне нечего сказать, таков человек. А в принципе, не надо.

Вопрос: А мы можем все-таки найти клад, но кошку голодную не впустить?

Ответ: А что мы будем с ним делать?

Реплика: Я не знаю: положить в банк, чтобы были какие-то доходы.

Ответ: Нет, ты должен будешь заниматься тем, чтобы сохранять его, охранять его, чтобы не испортился и так далее.

Вопрос: То есть большие деньги требуют заботы и ухода за ними?

Ответ: Конечно.

Вопрос: И тут на это и жизнь укладывается?

Ответ: Да.

Вопрос: Это довольно каббалистическая притча, о растущих желаниях, которые требуют наполнения. Это же природа человека. Как человек ограничивает эти желания? Они же растут.

Ответ: Надо убеждать себя в том, что от этого ты никогда не станешь богаче, ты никогда не станешь увереннее, спокойнее. Наоборот, твоя жизнь будет превращаться в нескончаемую погоню за всем.

Вопрос: То есть я должен чувствовать какую-то опасность от этого?

Ответ: Да, надо пытаться как-то отдалиться, оградиться от этого.

Вопрос: И убедить себя, что достаточно того, что есть?

Ответ: Да.

Вопрос: И высший закон такой же, если мы говорим о духовном?

Ответ: Спокойствие. Главное – успокоиться насчет всех материальных приобретений.

Вопрос: Тогда в этом "спокойно" я ничего не хочу, или я все-таки что-то хочу?

Ответ: Нет, я хочу только то, что у меня есть на сегодня, что мне необходимо. И всё.

Вопрос: И вы считаете, что если я приду к этой мысли, то мне будет и завтра?

Ответ: Да.

Вопрос: Так мы вообще можем всё успокоить, все революции, войны и так далее?

Ответ: Да.

Вопрос: Человек может прийти к этому или это просто фантастика – вот так с природой своей отработать?

Ответ: Человек может к этому прийти.

Реплика: То есть правильный вывод такой: заносить в дом только то, что входит в норку. Не расширять норки.

Ответ: Да.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.01.2024

Предыдущие сообщения на эту тему:

К разумному равновесию

Необходимое и излишнее

От больших денег беги

Не проще ли уйти в деревню? (клип)

Спрашивали? Отвечаю!

Не проще ли уйти в деревню и спокойно там жить?

Творить добро, не думая о себе

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Потом был отлив, и они остались погибать на песке. Мальчик стал бросать звезды в море, чтобы они выжили.

К нему подошел человек и сказал: "Это глупо. Здесь миллион морских звезд, твои попытки ничего не изменят". Мальчик поднял следующую морскую звезду и сказал: "Нет, мои попытки изменят очень много для этой звезды".

Вопрос такой. Сегодня много людей страдает, как известно. Попытка избавить от этих страданий или уменьшить их для одного человека – это правильно так относиться?

Ответ: В общем, да. Смотря каким расчетом ты пользуешься. Или ты имеешь дело с Творцом, или со страданиями этого маленького человека, или с собой и так далее.

Вопрос: То есть если я имею дело с Творцом, то как бы эти страдания…?

Ответ: От Творца.

Вопрос: И даны этому человеку, чтобы он их прошел?

Ответ: Да. 

Вопрос: И я, по большому счету, даже не имею права вмешиваться?

Ответ: Это тоже принимается во внимание Творцом, так что неважно, можешь делать. Ты хочешь избавить других от страданий для того, чтобы тебе было лучше. Эгоизм никуда не делся.

Вопрос: А все-таки вы допускаете такую возможность, что я хочу избавить человека от страданий?

Ответ: Нет, ты не можешь быть в его шкуре.

Вопрос: А что тогда такое сопереживание другому?

Ответ: А это потому, что ты сопереживаешь. То есть ты представляешь, что это все происходит как бы с тобой, и поэтому ты должен сделать ему лучше.

Вопрос: И все равно ты думаешь о себе?

Ответ: И никак иначе!

Вопрос: Как же выйти из этого тупика?

Ответ: Никак не выйти. Никак!

Реплика: То есть все люди, которые занимаются благотворительностью…

Ответ: Это всё, конечно, только для себя!

Вопрос: То есть выход только один – если обращаться к Источнику всех страданий?

Ответ: Если к Творцу, и если Творец тебя поставит в очень особое состояние, когда уберет твой эгоизм, твои желания наслаждаться, тогда ты сможешь делать что-то ради других и не ради себя. Но это всё исключительные случаи.

Вопрос: Возьмем этот идеальный случай. Что значит сделать ради другого? Дал Творец такую возможность. Что это значит?

Ответ: Представь, что ты должен отключить себя от всякой связи с другим. Себя отключить от другого и делать ему добро.

Вопрос: Вообще не думая о себе?

Ответ: Никак! Это и называется, что я себя отключаю от другого.

Вопрос: То есть это и есть помощь Творца, если Он дает такую возможность человеку?

Ответ: Да.

Вопрос: А так человек не способен на такое?

Ответ: Не способен, это не наша природа.

Вопрос: Как же так все это вуалируется, прикрывается, что у нас ощущение, что мы действительно делаем добро?

Ответ: Это мы делаем в этой жизни, ничего с нами не сделаешь, такие мы уроды.

Вопрос: Тогда коронный вопрос: все-таки делать добро или не делать добро другим? Пытаться это делать или нет?

Ответ: Я бы тебе сказал: на всякий случай делай. 🙂 Какой эгоистический ответ, да?

Вопрос: Тебе это зачтется как бы, да?

Ответ: Да. Ты бы говорил, что вот я когда-то что-то сделал, там-то и там-то…

Реплика: То есть так или иначе вы говорите, что эти очки я набираю для себя.

Ответ: Ты их не набираешь.

Вопрос: И в результате я их не набираю. И все-таки пытаться делать то, что я считаю добром для других, или нет?

Ответ: Делай. Но одновременно с мыслью о том, что этим ты себе не делаешь ничего. Тогда это будет на самом деле более-менее чисто.

Вопрос: То есть я с этого ничего не получаю как бы?

Ответ: Нет. Не получаю, не получу и не хочу получать.

Вопрос: А если мне от этого будет очень больно, что я никак не могу выйти из этой природы?

Ответ: Тогда ты хороший эгоист. Хороший эгоист – это означает, что я хотел бы подняться над своим эгоизмом, но не могу. И поэтому страдаю.

Вопрос: Это хорошее состояние, по большому счету?

Ответ: Нет. Это такое, жалкое состояние. 🙂

Вопрос: Это состояние можно назвать молитвой или нет?

Ответ: Молитвой можно назвать любое состояние.

Вопрос: Какая молитва правильная, которая, на ваш взгляд, верная?

Ответ: Правильная молитва – когда я смотрю на лежащий на земле бумажник и представляю, что в нем есть банковский билет на миллион долларов. 🙂

Вопрос: 🙂 И прошу, чтобы так и было? То есть все-таки, так или иначе, для меня?

Ответ: Да.

Реплика: А если мне плохо от этого, вот я хочу избавиться от этого?

Ответ: Нет, когда ты поймешь, что это твоя природа, тогда тебе не будет плохо.

Вопрос: То есть прийти к тому, что это моя природа, точно понять сердцем и разумом – это практически точка отсчета?

Ответ: Да. С этого можно начинать уже двигаться.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 18.12.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

День доброты

Поле доброты

Добро с точки зрения каббалы

Путь к счастью лежит через Содом

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Очень красивая цитата Сомерсета Моэма: "Когда вы станете старше, вы поймете, что в мире можно хоть как-нибудь жить только при одном непременном условии: надо понять, что эгоизм – это естественное свойство человека.

Когда вы примиритесь с мыслью, что каждый живет только для себя, вы будете куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать ваши надежды, и вы начнете относиться к ним милосерднее. Люди стремятся в жизни только к одному – к наслаждению".

Вопрос такой: получается, надо смириться с этой мыслью, что каждый – эгоист, каждый так живет, и от этого всё успокоится?

Ответ: Конечно, если все примут такое условие.

Вопрос: Если мы поймем, что каждый живет в своем эгоизме, и я тоже, то все успокоится?

Ответ: Да, конечно.

Вопрос: Это всё-таки закон "твоё – твоё, моё – моё", правильно?

Ответ: Это первый закон на пути к настоящему миру – что я принимаю все слабости других, это называется "твоё – твоё, и моё – моё", и мы не лезем друг к другу, уважаем друг друга. 

Это еще не говорится о сближении, о слиянии, "возлюби ближнего как себя", но это говорится о понимании нашего общего закона природы.

Вопрос: То есть вы считаете этот закон справедливым, этот закон нашего мира?

Ответ: На каком-то этапе – да.

Реплика: Но ведь Содом был построен именно на этом принципе.

Ответ: А почему ты думаешь, что Содом – это очень плохо? Я думаю, что если бы нам сегодня предложили вместо нашего состояния Содом, то мы, разобравшись в этом, с удовольствием бы его приняли. Мы были бы довольны. Не было бы ни одной войны, не было бы никаких злодеяний. Мы бы просто мирно сосуществовали.

Вопрос: Что же тогда не понравилось Творцу, что Он этот Содом перевернул?

Ответ: Это не конец творения, это не цель творения. Цель творения – чтобы все жили в заботе друг о друге.

Реплика: Понятно. А тут наказывались те, которые жили бы в заботе друг о друге. Но вы говорите, что в любом случае для первого шага это было бы хорошо.

Ответ: Я не говорю, что надо идти именно такими шагами. Но Тора нам приводит пример, что такое общество все равно будет уничтожено.

Вопрос: То есть у такого общества нет будущего?

Ответ: Нет. Но как промежуточное оно существует. Вот нам и дается пример.

Вопрос: Я предположу, что мы еще не дошли даже до этого первого полушага?

Ответ: Нам еще очень далеко до Содома.

Вопрос: До "моё – моё, твоё – твоё"?

Ответ: Да. Видите, что происходит между соседями, между государствами, между странами и вообще везде.

Реплика: То есть "твоё – моё" – это сегодня главный принцип.

Ответ: Мы находимся на самой низкой стадии развития эгоизма.

Реплика: Все время кажется, что это уже прошло, что мы уже куда-то…

Ответ: Какое?! Посмотрите, что делается! Как люди относятся друг к другу, какие у них мысли!

Вопрос: Скажите тогда, пожалуйста, если, допустим, мы приходим к этому шагу "моё – моё, твоё – твоё", следующий шаг – это "я не делаю плохо другому"?

Ответ: Да, ни в коем случае я не делаю плохо другому.

Реплика: Не делай другому того, чего ты не хочешь себе.

Ответ: Да, но это тоже еще нехорошо.

Вопрос: Это второй как бы шаг. А третий?

Ответ: А третий шаг – что я представляю себя на месте другого и делаю ему хорошо, как я представляю, что сделали бы мне. Это называется "возлюби ближнего как самого себя".

Вопрос: То есть у нас есть три шага: первый – Содом, как вы говорите, "моё – моё, твоё – твоё"; второй – "не делай другому того, чего не хочешь себе; третий – "возлюби ближнего как самого себя". И к чему мы приходим тогда, если мы делаем эти три шага?

Ответ: К тому, что все будем находиться в одном желании – творить только хорошее друг для друга.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 04.12.2023

Нас ждет заговор машин?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Илон Маск говорит так: "Искусственный интеллект когда-то перестанет быть дружелюбным и может привести к вымиранию человечества". Он требует ввести протоколы безопасности, полностью обезопасить. Как вы к этому относитесь?

Ответ: Он с этим имеет дело. Очевидно, нам стоит, по крайней мере, прислушаться к нему.

Вопрос: Вы считаете, что это возможно, когда машина вдруг разворачивается против человека?

Ответ: Конечно. Мы даже можем это и не ощущать, но это будет направлено, может быть, и против нас.

Вопрос: То есть может быть такой заговор машин, вы считаете?

Ответ: Не в таком грубом виде – "заговор машин". Трудно указать на что-то, что бы мы изобрели и это было только положительным.

Вопрос: Потому что это мы изобрели?

Ответ: Мы. И мы всегда обращаем это и в отрицательную сторону. 

Реплика:  Много положительного вы в человеке не находите.

Ответ: Человек – это эгоист. Я в нем вообще ничего положительного не нахожу. Мы видим по себе, насколько мы неуправляемы. И искусственный интеллект тоже будет в итоге неуправляем. Что бы человек ни изобретал, это все равно для его вреда.

Вопрос: Что сделать и как можно сделать, чтобы человек изобретал что-то для пользы? Чтобы из нас что-то положительное выдавить, что надо сделать?

Ответ: Всегда будет против этого и отрицательное. Всегда. Посмотри, что человечество делает с собой.

Реплика: Да. Оно так тихо-тихо идет…

Ответ: К самоуничтожению.

Вопрос: Но не дойдет, правда же? Не дойдет?

Ответ: Я не знаю, не дойдет ли оно. Мне кажется, что вероятность этого есть, и большая, когда мы можем начинать самоуничтожаться.

Вопрос: Да, но мы можем понадеяться на Высшую силу, что она как-то нас немножко образумит? Вы же все время говорите все-таки об управлении.

Ответ: Высшая сила – это в итоге не высший разум, который мы подразумеваем. Высшая сила – это то, что может находиться выше нашего эгоизма, а с этим мы не контачим совершенно. У нас нет никаких связей с тем, что выше нашего эгоизма.

Вопрос: А перед этой пропастью, прямо перед ней мы можем вдруг затормозить и понять, что надо подниматься над эгоизмом, что это он привел нас к этому?

Ответ: Откуда мы можем это знать?

Реплика: Сверху придет как-то. По-другому же никак, вы говорите.

Ответ: Я не представляю.

Реплика: Вы не хотите дать нам маленький шанс.

Ответ: Человеку давать шанс я бы не стал.

Реплика: Все-таки создание Божье.

Ответ: Нет-нет, мы не Божьи твари, и мы не можем надеяться на то, что Творец всегда нас защитит и всегда нас как-то разведет. Я лично на это не надеюсь.

Конечно, Он в итоге Добрый и Творящий добро. Но, может быть, это добро мы достигаем через огромные-огромные провалы, страдания, войны.

Реплика: Мы видим, что это действительно так.

Ответ: Но это еще не всё. То, что сказано в Библии и так далее может быть намного хуже.

Вопрос: Но разум, что может быть хуже, может быть, все-таки как-то войдет в нас?

Ответ: Нет, мы видим, что это не успокаивает человека.

Вопрос: Я все время пытаюсь взять из вас какой-нибудь выход из этого положения. А вы говорите, что все равно человек – отрицательная система?

Ответ: Да, конечно. Человек – отрицательная система, и он все время движется к самоуничтожению, и перед этим его практически ничто не остановит.

Вопрос: Положительное мы можем притянуть? Мы можем в какой-то момент, всё-таки?

Ответ: Надеемся.

Реплика: Вторая идея Илона Маска. Он заявил, что искусственный интеллект приведет к тому, что человечеству не придется работать. И тогда главным вопросом станет поиск смысла жизни. То есть Маск вот так раскручивает: к смыслу жизни мы придем от скуки, от того, что у нас не будет работы.

Ответ: А сейчас смысл жизни в том, чтобы работать? 🙂

Реплика: Да. 🙂 Похоже на это, правильно.

Ответ: Непонятно: сейчас смысл жизни в том, чтобы работать, а потом смысл жизни будет в том, чтобы не работать.

Вопрос: То есть вы эту логическую связку не принимаете?

Ответ: Нет.

Вопрос: Вы говорите, что смысл жизни сейчас надо искать?

Ответ: Мы должны развиваться так, чтобы понимать, что работа сама по себе – это тоже смысл. И нам обязательно надо сделать нашу работу как можно более высшей. То есть такой, которая поднимала бы человека, обращала бы его в человека благоразумного. Это – да.

Реплика: То есть, в принципе, работа для заработка, работа для поддержания семьи…

Ответ: Нет-нет. Это все скоро уйдет.

Вопрос: А если, допустим, закончится работа, в которой у меня был смысл жизни. Как я, заканчивая эту работу, не теряю смысл жизни?

Ответ: Именно когда ты ощутишь, что тебе не надо работать, для того чтобы жить, тогда у тебя появляется возможность другой цели, для того чтобы жить.

Вопрос: То есть, если я ухватываюсь за цель, то всякие изменения, происходящие внизу, – это уже неважно. Не работаю, работаю – неважно. Главное – ухватиться за цель. В чем она?

Ответ: Я думаю, что эта работа будет в том, чтобы мы все время возвышались, сближались с Творцом в нашем единении.

Это будет нашей работой: насколько каждый из нас каждый день будет облагораживать себя, поднимаясь над собой.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 09.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Искусственный интеллект хуже ядерной бомбы

Мы станем рабами искусственного интеллекта?

Заменит ли искусственный интеллект человека?

Десять шагов к Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Сегодня такое состояние в мире, что Творец, Создатель, создавший все это мироздание, все больше нуждается в адвокате: почему Он создал, почему Он так сделал. Я разделил всю историю человеческих отношений на десять этапов и очень просил бы вас выступить в роли адвоката. Или в роли Творца: почему вы это создали, как все это произошло.

Глава первая - первобытный мир

Вопрос: Начнем с первобытного мира. Нам интересно разбирать уже возникшие отношения. Все жили одной семьей. Забил мамонта, принес к костру, все покушали, всё очень хорошо. Есть простые отношения, есть простая забота. Жили – сколько жили. Не заморачивались высокой философией. То есть человек и природа, – что может быть лучше?

Скажите, пожалуйста, как появились народы со своими характерами, со своей территорией, границами? Каков был замысел Творца?

Ответ: Замысел Творца был – довести человечество до состояния, когда оно состоит из многих противоположных народов, отдаленных друг от друга внутренне и внешне, и чтобы они начали осознавать постепенно, в мере своего развития, что им необходимо преодолевать свою животную природу.

Вопрос: Вам удобнее, может быть, говорить от Создателя?

Ответ: От Создателя могу говорить. Мне надо поднять творение до уровня Творца. 

Вопрос: Это мысль ваша, Создателя?

Ответ: Это моя мысль. И делать это постепенно для того, чтобы люди начали осознавать себя и свою противоположность правильной природе, сосуществованию друг с другом.

Вопрос: То есть вы создали этих хороших "детей", которые сидели вокруг костра, и все было у них хорошо. Более-менее нормально – человек и природа. И вы захотели их рассорить, правильно?

Ответ: Да. Чтобы они противостояли своей природе, противодействовали ей.

Вопрос: Какая у них природа?

Ответ: Эгоистическая природа.

Вопрос: Вот у этих, сидящих у костра?

Ответ: Да. Постепенно-постепенно они старались преодолевать друг друга, противодействовать, воевать. Моё – моё, твоё – твоё.

Вопрос: Все это вы ввели? Вы, Создатель? Умышленно?

Ответ: Да.

Глава вторая – войны

Вопрос: Появились народы, границы, характер, одежда, музыка, отличия. В общем, все это появилось. И войны.

Опять же, вы, Создатель, зачем вы столкнули народы между собой? Нельзя было жить в своих границах? Мы уже разделили их. Для чего нужно было сталкивать народы, страны?

Ответ: Это все началось не с народов. Это началось еще с диких зверей, со всевозможных букашек, таракашек, всего.

Вопрос: Вы им тоже вложили эти войны?

Ответ: Конечно! Во все живое! Каждое живое должно бороться за свою жизнь.

Вопрос: Почему вы решили, что так должно быть?

Ответ: Эгоизм растет. Это мое – мое, твое – твое. А затем мое – мое и твое – мое. И таким образом продолжается развитие. Возникают войны, государства, стены, укрепления. Я у тебя все забираю себе. И отсюда продолжает развиваться эгоизм уже в других рамках.

Вопрос: Каков был ваш замысел? Вот так сталкивать народы, рушить границы и так далее? 

Ответ: Чтобы они сознательно убедились, что нельзя быть друг против друга. Чтобы они пришли к тому, что они должны сосуществовать в мире, объединяться между собой. И к этому надо идти через возрастающий эгоизм.

Вопрос: Нельзя было сразу определить эту точку?

Ответ: Нет, нельзя, иначе у тебя не получится равновесной системы. Тебе нужны одна и другая, две противоположные силы. И человек между этими двумя силами должен был бы ими управлять.

Реплика: То есть вы, как Создатель, поставили человека как йо-йо. Игрушка такая, которая двигается вверх-вниз.

Ответ: Нет, не йо-йо! Человек должен всегда выбирать для себя наивысшую ступень, которая является преодолением альтруизма над эгоизмом.

Глава третья – странный народ

Вопрос: Начались войны, разборки, смерти. Дело пошло, история полетела.

И в этот момент 4000 лет назад Творец, то есть вы, решаете, что в мире должен появиться еще один народ. Еще один народ, судьба которого определена изначально. Впоследствии этот народ назовется евреями, израильтянами, иудеями.

Расскажите об этом вашем замысле, замысле Творца: почему вдруг появляется необходимость в этом народе?

Ответ: Должна появиться группа, которая бы понимала, что надо обязательно предпочесть мир войне.

Вопрос: Но можно было взять какой-то народ, ведь уже существовали народы в то время. Можно было этот народ взять и определить?

Ответ: Они все существовали в непрерывных войнах. Надо было найти какой-то народ, который бы осознал, что возможны другие принципы человеческого существования. Без войн, в борьбе над ненавистью в себе и к другим.

Вопрос: То есть ненависть к другим есть?

Ответ: Есть, она естественная. И в таком случае, поднимаясь над этой ненавистью, народы бы развивались – глядя на этот народ. Поэтому появляется такой народ, который должен был быть примером.

Вопрос: Значит, есть народы, которые возникли на территориях, благодаря языку, географии и так далее. А вы сейчас говорите о народе, который возник на идее?

Ответ: Да, идее подъема над ненавистью. Это и есть евреи.

Вопрос: В него вошли и другие народы? Он такой, скомпонованный?

Ответ: Да, постепенно собралось такое собрание людей, которые назвали себя "еудим", от слова "ехуд", "связь". И затем назвали себя "Исраэль", от направления движения к Творцу – "исра Эль". "Исра" – "прямо", "Эль" – к Творцу. То есть "прямо к Творцу". И таким образом вокруг них начала развиваться вся история.

Четвертая глава – И пошел народ…

Вопрос: Итак, появились евреи. Как известно, они появились в Вавилоне, пошли за Авраамом. Это была его идея.

Вошли в мир, пошли к Земле Израиля, куда указал идти Творец. По ходу они должны были прочувствовать, что такое рабство, выйти из этого рабства, получить Тору.

Расскажите, пожалуйста, об этих этапах: движение в "эрец Исраэль", рабство, получение Торы. Для чего вам, Творцу, нужно было провести этот народ через все эти ощущения, состояния?

Ответ: Для того, чтобы привести их к полному осознанию, знакомству с Творцом.

Рабство дает зависимость человека от человека. А они должны при этом прийти к состоянию только лишь их зависимости от Творца.

Вопрос: То есть, если я раб, я завишу от господина. И евреям надо было прочувствовать, что это такое? Именно этому народу?

Ответ: Да. Поэтому они и были в Египте, чтобы почувствовать, что зависят от других и выходят на связь с Высшим, с Творцом.

Вопрос: Дальше они выходят из Египта и получают Тору. Для чего?

Ответ: Они получают четкий список указаний, какими должны быть люди, для того чтобы еще больше подняться к Творцу.

Вопрос: То есть это такой список законов, инструкция. Они потребовали его? Им нужно было этот список получить?

Ответ: Они догадывались о том, что существует какой-то, если не список, написанный, высеченный на чем-то, то, по крайней мере, свод законов.

Вопрос: Они знали, что есть свод законов?

Ответ: Да, конечно. Это естественное поведение человека в обществе.

Вопрос: Что значит, что Тора была дана им?

Ответ: Через нескольких людей было получено такое знание, что надо жить именно по такому коду, принципу. И они это приняли и двинулись к Земле Израиля.

Глава пятаяХрамы встают и падают 

Реплика: Евреи входят в Землю Израиля, в которой уже живут семь народов. Они захватывают эту землю, строят страну, столицу ее Иерусалим, царь Давид, царь Соломон… Всё это известные истории.

Ответ: Столица, в принципе, была. Иерусалим был.

Вопрос: Да. То есть они завоевывают Иерусалим и делают своей столицей. Возводят Храмы – Первый, Второй храм. Говорится, что время Храмов – самое счастливое время и для евреев, и для мира, кстати. Но Храмы разрушаются.

В чем была задумка Творца? Все-таки построены Храмы и говорят, на высоте любви к ближнему, на высоте всей этой идеи.

Ответ: В непрерывной борьбе с собой. Таким образом они все-таки развивались, двигались вперед.

Вопрос: Дать завоевать землю, дать им столицу, построить Храмы и вдруг начинать их разрушать! Для чего?

Ответ: Строить и разрушать – это вообще единственный принцип движения вперед. Невозможно продвигаться вперед, не разрушая старое. Мы можем это видеть и со времени первого царя – царя Давида, который 40 лет воевал.

Вопрос: Построена такая жемчужина. Пускай в борьбе, но построена. Построены Храмы. Для чего нужно их разрушать? Пускай, как вы сказали, все начинают быть подобны этому, все начинают строить храмы у себя. Ведь уже сделано то, что вы хотели.

Ответ: Да, но принципы существования людей в этом государстве были построены, в общем-то, на "возлюби ближнего". А в других народах это было на условиях царствования какой-то семьи.

Реплика: Понятно. Наоборот, на других условиях – я властвую над другими. Ну вот и хорошо, пускай начинают быть подобными.

Вы сказали, что этот народ включил в себя идею любви, и все народы должны были потихонечку стать подобными ему. Почему не установить…?

Ответ: А как они могут воспринять эту идею?

Реплика: То есть они не могут воспринять эту идею? Они не могут смотреть и воспринимать: "О, мы хотим так жить". Не могут?

Ответ: Нет, это все очень непросто.

Глава шестая – Изгнание. Зачем?

Вопрос: Происходит то, что происходит: разрушение Второго Храма, Римская империя начинает властвовать, расчищает это место, евреев отправляют в изгнание на две тысячи лет. Мир в это время языческий, варварский, можно сказать. Войны и то же самое – ненависть. 

Для чего было задумано Высшей силой рассеять евреев, провести евреев через мир? Они имели свое государство, а сейчас их проводят через мир.

Ответ: Для абсорбции этой идеи единобожия, "возлюби ближнего как себя" и так далее – чтобы это все постепенно-постепенно смогло приблизиться, войти и укорениться во всем человечестве.

Вопрос: То есть вы говорите, когда были Храмы, и человечество смотрело, что там есть Храмы, оно не могло это воспринять. И нужно было разрушить Храмы, чтобы пропустить всю массу народа, евреев, через человечество? Чтобы они принесли эту идею туда?

Ответ: Да.

Вопрос: Как они несли ее? В них есть запись, что были Храмы, есть такой закон в евреях? Как они это проносят?

Ответ: При смешивании народов друг с другом образуются всё-таки какие-то связи. А евреи начинают создавать Библию и свои книги. И эти книги, это учение постепенно проникают в другие народы и приобретают в них всевозможные другие формы. Такие, которые, в принципе, далеки, может быть, от идеалов.

Вопрос: Вы сейчас намекаете на возникновение религий, духовных течений? 

Ответ: Да, конечно. Именно поэтому. 

В принципе, другие народы пропускают через себя эту инструкцию, Тору и постепенно становятся более близкими к идеалам человеческой любви, связи, сближения и так далее.

Вопрос: Но все равно эти религии соответствуют характерам народа?

Ответ: Конечно, мы же видим.

Реплика: Но источник – это инструкция, Тора. Заповеди – это источник.

Ответ: Но они не отрицают, это же естественно.

Вопрос: Нет, никто не отрицает, все ссылаются на этот источник. И это была затея Творца?

Ответ: Конечно. На сегодняшний день весь мир переиначил, конечно, под себя все условности Торы, но он как-то все-таки более-менее ориентируется по ним.

Глава седьмая – Ненависть и изгнание евреев

Вопрос: Евреи входят в какую-то страну, начинают осваиваться там, живут своей общиной, даже пытаются ассимилироваться, или не пытаются. Наиболее известный период – Средневековье, это Испания. В более позднее время – Польша, Германия.

Для чего Творцу надо было провести евреев через народы, чтобы их не любили, чтобы их выгоняли, чтобы это все происходило? Берите лучшее от этого народа, допустим. Но почему все время его куда-то гонят?

Ответ: Да, это вопрос очень серьезный.

Потому что согласно человеческому восприятию, человеческой природе, ненависть воспринимается быстрее и ближе, чем добрые отношения. Выходит, если ты хочешь, чтобы какие-то твои принципы, правила усвоились, они должны пройти через отторжение, ненависть.

Вопрос: Вы считаете, что первым является сопротивление и ненависть? Даже какая бы высокая и хорошая идея ни была, сначала я ее ненавижу? Почему я не чувствую, что для меня это было бы хорошо?

Ответ: Потому что все исходит из эгоизма. Так что ничего не сделаешь. То есть человеческий эгоизм начал сопротивляться этой идее. А поскольку носителями этой идеи были евреи, то они и страдали от этого.

Вопрос: Как же они оправдывали Творца, можно вас спросить? Сжигаемые на площадях, убиваемые сотнями тысяч, как они держались?!

Ответ: А что им было делать?

Реплика: Они ведь оставались людьми, которые верили и у которых была Тора.

Ответ: Тут-то и понятно, как Творец их держал. С одной стороны, ненависть, с другой стороны, укрепление веры.

Реплика: Мне понятна связка, когда тебя бьют, и ты перестаешь верить. Это связка прямая. А здесь наоборот, тебя бьют, тебя сжигают, тебя убивают, а ты веришь, веришь и несешь это знамя.

Ответ: Это всё Творец.

Глава восьмая - Катастрофа. Создание своего государства

Вопрос: Так потихонечку мы подошли ко Второй мировой войне. Это глава восьмая – Катастрофа европейского еврейства. С одной стороны, это огромная трагедия, естественно. С другой стороны, толчок к созданию государства Израиль.

Известно, что великие каббалисты, Бааль Сулам, рав Кук приняли это государство. Что это означало для мира – создание вот этой маленькой точки, еле видной на карте – государства Израиль?

Ответ: Неважно, что это маленькая точка. Главное – что это было вновь указание в мире на то, что это духовный центр мира.

Вопрос: То есть мир это почувствовал?

Ответ: Да.

Вопрос: И это странное голосование в ООН, и вообще всё это было чувством мира, что надо создать эту точку?

Ответ: Подняли руки и создали. Я думаю, что это было инстинктивно сделано свыше.

Вопрос: Но миру необходимо было это место? И оно снова стало местом борьбы, столкновения.

Ответ: Естественно.

Глава девятая – Центральная проблема мира

Вопрос: Практически сразу с созданием государства начинаются войны, на следующий день. И войны эти – за существование государства. То есть евреи воюют за то, чтобы у них было государство Израиль.

Почему Творцу не дать евреям этот клочок земли, и пусть живут? Почему это место становится практически центральной проблемой мира?

Ответ: Согласно своему состоянию на то время, противодействия между евреями были такие, что естественно они создали ненависть окружающих народов к Израилю.

Сами евреи, сталкиваясь между собой, вызвали на себя ненависть от внешних народов.

Реплика: То есть вы говорите: "Спокойно жить не получится, пока мы ненавидим друг друга".

Ответ: Да. Мы создаем сами такую ненависть между нами. И этим вызываем на себя соответствующие внешние силы.

Вопрос: То есть, вы считаете, что невозможно было, чтобы здесь спокойно жили евреи?

Ответ: Нет! Они не могут между собой спокойно жить! Между собой ругались все время. Это твоя синагога, это моя! Это левые, это правые, это марокканцы, а это йеменцы. И так далее.

Реплика: Но ведь вы же сами сказали, что это народ, в котором живет идея. Этот народ идет с этой идеей.

Ответ: Это народ, который еще не готов для этой идеи. Он не готов возвыситься над собой, над всеобщим эгоизмом.

Глава десятая – Все не просто

Вопрос: Эта война, которая началась 7 октября 2023 года, это убийство евреев, варварское, страшное – скажите, пожалуйста, может ли она стать каким-то поворотным пунктом в жизни Израиля, мира?

Ответ: Я не знаю. Это все зависит от того, как захочет Творец.

Скажу откровенно. Я не вижу в самом Израиле сил, которые могут его изменить. Мы ненавидим друг друга, мы находимся в постоянных спорах внутри общества.

Вопрос: То есть мы это должны понять? Вот это должно в нас войти?

Ответ: Да. Эта проблема еще остается. Смотрите, что было до войны. Куда делся весь генералитет?! Куда делись все пограничники, которые освободили проход всем арабским толпам?! И так далее. Что же это такое?! Это говорится об общей деморализации общества.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, всё-таки мы ведь начали с того, что 4000 лет назад был создан народ, который пошел за идеей. Прошел через время, прошел через страны, пришел сюда, как вы говорите, продолжает ненавидеть, ненавидит друг друга и так далее.

Когда же эта точка сработает, что вот это идея, за которой пошел этот народ? Все-таки, она же есть где-то! Как за нее ухватиться, за эту точку?

Ответ: Пока неизвестно. Я не пессимистичный. Я просто смотрю вперед и не вижу этой точки.

Вопрос: То есть то, что говорил великий каббалист Бааль Сулам, что возможна третья, четвертая мировые ядерные войны, – вы вдруг ощущаете, что это возможно?

Ответ: Я с этим согласен, да.

Вопрос: Если да, то для чего все это?

Ответ: Чтобы, в конце концов, евреи и все человечество в целом осознали необходимость полного исправления от эгоизма, подъема над этой ненавистью.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 02.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

На финишной прямой истории

Народ – первопроходец

История еврейского народа>

Нам придется вылезать из "песочницы"

каббалист Михаэль ЛайтманНа протяжении тысяч лет природа все время была отдающей, а мы развивались как эгоисты, которые постоянно получают. Но это нормально, так как в соответствии с программой природы мы должны были быть такими и развиваться эгоистически.

Как растущий ребенок, которого ты кормишь, даешь ему все, а он, эгоист, развивается, и ты доволен этим. А потом он вырастает, и вдруг ты ему говоришь: "Все! А теперь иди, работай, плати за себя, сам все делай для себя, отвечай за себя. Смотри, если что-то сделаешь не так, тебя будут наказывать".

Так и мы сегодня: развивались-развивались как маленькие дети, достигли совершеннолетия, мир схлопнулся, стал глобальным, интегральным и заставляет нас быть взрослыми. "Взрослыми" – это значит быть в правильной связи между собой.

Как взрослый человек в 20-25 лет начинает работать, строить себя, свой дом и уже связываться с миром как творящий, созидающий, так и человечество сегодня достигло такого возраста, когда стало взрослым. Нам показывают сейчас наше место работы – мы должны соединиться между собой, выстроить новое общество, не такое, как было раньше.

Раньше мы эгоистически росли в течение тысяч лет, а сейчас мы должны соединяться между собой по закону взаимного поручительства, взаимной ответственности, уступок. Не хочешь – будешь получать удары природы, потому что ты ей не соответствуешь. Вот где мы оказались – стали взрослыми. 

Я понимаю, что мы этого не хотим. А кто хочет? Когда я ребенок, то ко мне нет претензий. Напроказил, разбил, пошалил – отношение как к ребенку. А когда становишься взрослым, это тебя обязывает. Но мы этого еще не осознаем.

Мы играем в какие-то игрушки, не хотим, упираемся. Я смотрю на этих якобы сильных, великих, мудрых мира сего – дети в песочнице, не хотят оттуда вылезать, уже переросли свой возраст – не хотят.

Когда ты им это говоришь, они обижаются, считают, что ты нереальный человек: "Посмотри, какой мир! В него можно играть, сколько хочешь. Биржа, деньги, машины, вино, кино! А ты что тут предлагаешь? – Это совсем не то, мы не хотим! Быть ответственными за что-то – зачем это нам? Нам достаточно маленьких игрушек вокруг себя – больше ничего".

Это большая проблема. Но все равно нам придется вылезать из "песочницы".

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Причины рака и СПИДа"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь, устраивающая человечество

Наши игрушки, но не наша игра

Жизнь – это бегство от ее конца

Исправление мира – в наших руках

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Игорь задает вопросы по статье Бааль Сулама "Свобода": "Как-то не вяжется эта цитата с тем, что вы говорите. Написано в статье: "В мире нет никакого эгоизма, потому что тут нет ни одной свободной личности, которая распоряжалась бы собой". Как это нет эгоизма? Вы же говорите, мы все эгоисты".

Ответ: Но это эгоизм не наш, это не наш выбор. Это наша природа, которая навязана нам. И конечно мы должны искать способы, как от нее избавиться, как ее исправить.

Для этого и существует наука каббала. И если мы постепенно-постепенно будем исправлять нашу природу, то увидим, что есть путь подняться над эгоизмом и жить по другим законам.

Вопрос: То есть когда говорится, что в мире нет никакого эгоизма, потому что тут нет ни одной свободной личности, это значит, что мы должны захотеть приблизиться к свободе. А так, в принципе, если ты остановишь человека на улице, как вы все время говорили, и скажешь: "Ты эгоист", - он скажет: "Какой я эгоист?" То есть у него нет осознания зла.

Когда приходит это осознание?

Ответ: Для этого надо начинать учить каббалу. И постепенно, в течение буквально нескольких месяцев человек начинает понимать, что эгоизм руководит им и никуда ему от него не деться, он подневолен, и поэтому можно обвинять только Творца. 

Вопрос: Не себя, а Творца?

Ответ: Да! А кто же создал эго?! Так и сказано: "Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления". Так что единственное, что у нас есть, – это раскрыть нашу природу как эгоистическую и раскрыть метод исправления нашей природы как Тору.

Вопрос: То есть в том, что мне плохо, и я понимаю, что это от моего эгоизма, в этом я обвиняю Творца, а не себя?

Ответ: Ты можешь обвинять Творца. Но, в принципе, Творец никуда не убегает от этой ответственности. Он говорит: "Я дал вам Тору, для того чтобы вы себя исправили". А для чего Я сделал вас эгоистами, и чтобы вы себя исправили – это вы должны сами изучить и согласиться с тем, что именно такое отношение к миру, как ко злу и возможности исправить мир, находится в ваших руках.

Вопрос: Почему человечеству требуются тысячелетия, чтобы прийти к этой форме?

Ответ: Не желает оно этого. Не желает смотреть в эту сторону.

Вопрос: Оно не желает смотреть в себя? И нужны тысячелетия войн, страданий, крови, всего-всего?

Ответ: Это всё входит в процесс исправления. Это мы считаем всё на дни, часы, недели и так далее, а у Творца есть время.

Вопрос: То есть вы говорите, что нет истории как таковой? Истории не существует?

Ответ: Есть, но всё это все равно потом подключается к общему исправлению.

Вопрос: Значит, это сила, которая накапливается? И именно только для этого одного решения: зло во мне и я должен его исправить?

Ответ: Конечно, а кроме него ничего не надо.

Вопрос: Это потрясающе, конечно! Все историки, археологи занимаются историей, археологией, науки раскапывают, как мы появились. Большой взрыв… А, в принципе, оказывается, что всё складывается в одну точку.

Нужны все эти науки, как вы считаете?

Ответ: Нет. Если бы мы сразу занялись тем, чем надо, исправлением себя и объединением, то нам всего этого не надо было бы.

Вопрос: То есть все знания нам особенно не нужны?

Ответ: Нет. Мы всё узнали бы от самой Природы.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.11.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зло уничтожать нельзя

Творец испортил, а мы исправим

"Я создал зло"

Мы страдаем из-за Вавилонской башни

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Аркадий пишет: "Уважаемый Михаэль Лайтман! Как я понимаю, Вавилонская башня – основа всех бед. Был народ один, строили они Башню, а Творец взял и разбил ее, и смешал языки. Зачем? Всё, что сегодня происходит ужасного, всё оттуда.

Поясните, пожалуйста, эти действия Творца. Вы же все время говорите, что Он добрый. Зачем Он сломал башню, смешал языки и рассорил всех? Зачем? Все начиналось так мирно".

Сказано в Торе (Тора, Берешит, Ноах): И сказали они: Давайте построим себе город и башню, и вершина ее в небесах, и создадим себе имя; чтобы нам не быть рассеянными по всей земле!

Так все начиналось. Что тут плохого, скажите, пожалуйста?

Ответ: Ничего плохого нет. Творцу не хотелось, чтобы было так.

Вопрос: Дальше это видно, что Ему не хотелось, чтобы было так. Но в чем они прегрешили? Они хотели построить башню.

Ответ: Они хотели быть все вместе, строить и жить, быть одной коммуной, уважать и любить друг друга, и так далее. Но Творец хотел, чтобы это было по Его условиям, а не по их. И поэтому Он все это расстроил. 

Вопрос: Что такое Вавилонская башня в духовном смысле?

Ответ: Это эгоистическое возвышение земной жизни, которую возводят к состоянию любви к ближнему на основе эгоизма.

Вопрос: И вот здесь, вы говорите, и есть главная ошибка?

Ответ: Конечно! Им не нужен Творец, им не нужен никто, "ни Бог, ни царь и ни герой". Мы сами, простой народ.

Вопрос: То есть, в принципе, в основе коммунизма, революций, "мир хижинам, война дворцам", то есть "мы сумеем", лежало, по большому счету, вот это строительство Вавилонской башни?

Ответ: Да.

Вопрос: А когда человек возводит это внутри себя? Он строит себе карьеру, он зарабатывает деньги – это является тем, что он потихоньку строит Вавилонскую башню?

Ответ: Да, но это в малой степени. Это не является высшей целью. Потому что в Вавилонской башне они строили себе это навечно. А здесь человек, хоть и строит карьеру и все прочее, но знает, что он умрет.

Реплика: А там – если мы это сумеем, то мы, как говорится, достигнем небес.

Ответ: До неба, да. Вот это "до неба" является большой проблемой, основной. То есть ты можешь строить башню, но не трогай Творца. Ты Его не достигнешь.

Вопрос: Аркадий дальше спрашивает: "Что тут Творцу не нравится?"

И сказал Господь: вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать. Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого. И рассеял Господь их оттуда по всей земле, и перестали они строить город. (Тора, Берешит, Ноах, 11:6-11:8)

То есть Аркадий считает, что с этого начались все проблемы.

Ответ: Да. То есть к общему эгоистическому результату они прийти не смогут. Этим результатом должно быть: мы все вместе и поэтому всем нам хорошо.

Реплика: Когда мы произносим фразу: "Единый народ, мы вместе, и мы всех победим. Один народ непобедим"…

Ответ: Нет, этого недостаточно для победы над эгоизмом. Тут нужен еще Творец. Это желание Творца.

Вопрос: Тогда на какой базе можно построить башню, чтобы она не разрушилась?

Ответ: Отдача и любовь друг к другу и к Творцу.

Реплика: Когда вы говорите "и к Творцу", это сложность. Человек не видит, не чувствует Его.

Ответ: Нет, к Творцу – не имеется в виду какой-то боженька, где-то там, высоко, что его не видно. К Творцу – имеется в виду такая связь между нами, которую мы поднимаем выше себя.

Выше себя, то есть "возлюби ближнего как себя". И тогда над всем этим ты поднимаешь идеал Творца, который создал все это выше нашего эгоизма.

Вопрос: То есть моя природа "я, и всё мне", а тут я хочу, наоборот, над этим подняться, чтобы всё другому, всё ближнему. И это называется строительством настоящей башни?

Ответ: Конечно. И тогда она будет стоять вечно.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мы все время строим башни? Ведь она разрушилась давно, если исторически сказать, а мы продолжаем и продолжаем строить эти башни.

Ответ: Человечеству необходимо. Башни, пирамиды, мавзолеи – все это необходимо, человеку это надо.

Вопрос: Хоть они все разваливаются и однозначно развалятся?

Ответ: Да, а мы пока строим.

Вопрос: Почему в нас это?

Ответ: Нам нужен этот символ. Мы строим дом для нашего эгоизма.

Вопрос: То есть нам нужен символ, на который все время можно молиться. Вот это и называется "молиться другим богам"?

Ответ: Да. Это могут быть храмы, это могут быть пирамиды, неважно в каком виде.

Вопрос: В каком случае мы перестанем их строить?

Ответ: Только когда нам раскроется Творец.

Реплика: В то же время мы не знаем, когда Он раскроется.

Ответ: Мы не знаем, но только в этом случае. Раскрытие полностью покроет наши мечты, планы, будущее, всё! То есть, когда Он раскроется нам, тогда мы поймем, что все это была полная ерунда, и зря мы все это строили.

Вопрос: Вы сказали, что Творец – это милосердие, все время добро, любовь и так далее. Почему это такое жесткое милосердие, что это долго длится, что веками проливается кровь? Веками идут войны, а Он все не раскрывается и не раскрывается. Почему?

Ответ: Он раскрывается на определенных условиях! Что ты хочешь от Него?! Он должен раскрыться в состоянии Его абсолютного единения с людьми. А этого нет. И пока еще нет к этому никаких сближений.  

Вопрос: Единения Творца с людьми? В каком случае?

Ответ: В случае – если мы будем по свойствам подобны Ему. То есть, если мы будем такими же, как Он, Он раскроется.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 30.10.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

И построили они город (Вавилон) и башню до небес

Вавилонская башня – подъем эгоизма

Вавилонская башня как суть отношений между людьми

Десять шагов к Творцу (клип)

Глядя на сегодняшнее состояние мира, понимаешь, что Творец, создавший все мироздание, все больше нуждается в адвокате.

Положительный эгоизм (клип)

Спрашивали? Отвечаю!

Существует ли положительная эгоистическая сила?

Мы страдаем из-за Вавилонской башни (клип)

Из письма: "Как я понимаю, Вавилонская башня – основа всех бед. Все, что сегодня происходит ужасного, все оттуда. Зачем Творец сломал Башню, смешал языки, рассорил всех?"

Почему сначала нужно быть гадким утенком?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нередко бывает, что чем выше результат, тем на стадиях роста он не предвещает ничего хорошего.

Самый кислый фрукт становится самым вкусным, а ты уже хотел срубить дерево. Гений был в школе неуспевающим, его хотели выгнать из школы, а он стал Эйнштейном. Прекрасный лебедь был когда-то гадким утенком. Эту историю мы знаем. Вопрос такой: почему это так? Почему обязательно нужно сначала быть гадким утенком?

Ответ: Потому что таков путь развития противоположностей, что ничего не может развиться по прямому пути, а только как сказано: "нечто и его противоположность". То есть прямое явление, но предварительно ему происходят его обратные следствия.

Нам надо уважать человека в любых его состояниях, потому что все они ни о чем не говорят. Сколько у нас было таких примеров в истории, когда совершенно никудышные, ненужные дети вырастали гениями и наоборот.

Вопрос: Тогда такой вопрос: как распознать?

Ответ: Никак! Никак не распознать. Просто надо давать всем возможность развития. 

Вопрос: Откуда взять терпение человеку? Вот он видит, что ничего не вырастет из этого. Из этого сорняка ничего не вырастет. Откуда взять терпение?

Ответ: А откуда он знает, что не вырастет?

Реплика: Но вы же сами говорите, что мы не можем знать.

Ответ: Значит, он должен себя остановить. Потому что ничего не создано зря, и у каждого объекта в нашем мире есть свое предназначение. И не тебе решать, каким он должен быть сейчас, каким он должен быть в будущем. Поэтому останови себя.

Вопрос: А если мы дадим такую возможность? Допустим, мы сдержим себя и дадим возможность всему развиваться.

Ответ: Каждому дай возможность правильно развиваться. И пускай он разовьет в себе все те качества, которые в нем заложены Творцом, и увидишь.

Вопрос: Тем самым, получается, что я изменяюсь, который хочет все это уничтожить. Это и есть мой подъем над моей природой?

Ответ: Абсолютно верно.

Вопрос: То есть это самое главное, по большому счету?

Ответ: Да.

Вопрос: Теперь такой вопрос: наш мир сегодня похож на гадкого утенка. И очень у многих есть такое состояние. Интернет забит этими фразами: "Да чтобы он сгорел! Да чтобы этого мира не было! Да нас всех надо уже заново начать!" И так далее. К чему развивается этот гадкий утенок?

Ответ: К тому, чтобы мы осознали зло, свое зло, до чего мы довели мир, и дали ему возможность правильного развития своим новым отношением к нему.

Вопрос: Для этого мы и видим таким испорченным этот мир?

Ответ: Да.

Вопрос: Так вы говорите, что это я испорчен?

Ответ: Конечно.

Вопрос: К этому каждый должен прийти?

Ответ: Каждый – я не знаю. Но в основном такая мысль, такое отношение должно быть довлеющим.

Реплика: Но я вижу, что к этому не приходят. Наоборот.

Ответ: Придут.

Реплика: Вот здесь вы оптимист – что мы придем к этому.

Ответ: То, что мы придем – это обязательно. Только какими ударами – это вопрос.

Я считаю, что нам надо понять, что мир готов для самого лучшего состояния. И нам надо все-таки подумать о том, почему мы не даем ему быть таким.

А то, что мы видим его сегодня таким кислым и плохим – это результат нашего отношения к миру.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 21.09.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не нужно выпалывать сорняки

Неадекватные люди

Что делать, если не согласен с этим миром?

Отсутствие гармонии в материальном мире

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы смотрим на природу нашего мира, мы видим, что на неживом, растительном и животном уровне все-таки есть гармония. Проявление эгоизма наблюдается в основном на уровне человеческой природы, на уровне общества?

Ответ: Нет, эгоизм воздействует на все низшие стадии тоже. Разве животные не эгоистичны? Растения не эгоистичны?

У них есть эгоистическое намерение действовать только ради своей пользы, просто оно не такое сложносоставное, как у нас.

Вопрос: То есть в нашей земной природе вообще нет гармонии, на всех уровнях?

Ответ: Нет. Ни в чем.

Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 10.10.2023

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равновесие с природой с точки зрения каббалы

Почему мы не можем уравновесить себя?

Учиться у природы интегральному развитию

Проявление разбиения в нашем мире

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как разбиение единой системы "Адам Ришон" проявляется сегодня в нашем мире?

Ответ: Оно проявляется в том, что вся природа эгоистична, построена на так называемых материалистических законах, и мы живем в ней по тем же законам.

Но постепенно раскрывается наука каббала, объясняющая, что есть совершенно иная природа, которую в нашем мире мы не наблюдаем – альтруистическая, основанная на свойствах отдачи, доброй взаимности.

Сейчас мы подходим к такому состоянию, когда у нас нет иного выхода, как начать освоение второй природы – природы отдачи и любви, а иначе мы не сможем существовать.

Из ТВ программы "Введение в науку каббала", 10.10.2023

Страница 1 из 9412345...Последняя »