Записи в разделе 'Изучение каббалы'
От учителя к ученикам: на общей волне

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: У вас с учениками есть какой-то особый язык?

Ответ: Нет. Мы вместе изучаем труды каббалистов, и через то, как мы контактируем между собой во время их изучения, мы вызываем общий свет, который учит каждого из нас.

Никто не получает воздействие непосредственно от учителя или от другого ученика. Никак и никогда! Все происходит только через общую систему, даже если мы это не воспринимаем.

Вопрос: Что именно вы контролируете и для чего?

Ответ: Я контролирую только дозу той духовной информации, которую могу передать ученикам для их правильного, оптимального ее восприятия и ощущения.

Вопрос: Вы определяете глубину и остроту или только скорость изменения состояний?

Ответ: Я определяю состояние и в соответствии с этим даю. То есть изучаемый материал может не меняться, его заранее заказывают мои ученики, а не я. Для меня это не имеет значения. Ученики читают материал, но когда я его объясняю, то в моем объяснении уже есть соответствующие изменения и соответствующая настройка на ту волну, на которой находятся ученики.

Из урока на русском языке, 01.04.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики

Контакт в силовом поле

Каббалист и его ученики

Учитель и ученики

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем вы, как каббалист, подстраиваете себя под учеников и группу? Как вы взаимно включаетесь, отменяете себя?

Ответ: А как мы подстраиваемся под детей, под новорожденных, когда они растут и становятся все более взрослыми? Не они подстраиваются под нас, а мы все время подстраиваемся под них. Говорят, маленький ребенок – это глава семьи, потому что семья существует ради него.

Для чего нужна группа: чтобы обслуживать меня или чтобы я обслуживал их? Я же должен поднять учеников до следующего уровня.

Вопрос: Вы, как учитель, четко видите, правильно ли вас воспринимает группа, ученики?

Ответ: Я держу учеников в себе, как "наседка на яйцах". Я их наполняю, контролирую, все время держу "на коротком поводке", вызываю на себя определенные реакции, определенные воздействия, слежу за их реакцией, и в соответствии с этим меняю себя, а не их. В каббале учитель должен подстраиваться под ученика больше, чем ученик под учителя. 

Вопрос: Когда вы держите учеников в себе, вы держите с ними связь через Творца или они внутри вашего духовного парцуфа, как ребенок в утробе матери?

Ответ: А это и значит в Творце, поскольку система, называемая "матка", в которой я ношу своих учеников, это и есть Творец во мне. Только в Нем рождаются следующие души.

Из урока на русском языке, 01.04.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Общение каббалистов

Связь учителя с учеником

Учиться от всех своих учеников

Язык Рамхаля

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Зачем Рамхаль написал книгу "Логика и риторика", если ни то, ни другое не имеет отношение к духовному?

Ответ: Рамхаль был великим каббалистом XVIII века. В те времена философия была очень сильна, и поэтому он выражался таким языком. Ведь и сегодня, когда мы пишем книги для наших учеников, мы тоже используем не чисто каббалистический, а общепринятый разговорный язык. Так и Рамхаль. Это первое. 

Во-вторых, таков был его стиль. Хотя он был большим каббалистом, он любил писать в разных художественных стилях. Многие из его книг переведены на другие языки. Их действительно интересно читать. Мой учитель Рабаш очень ценил и любил Рамхаля. И сам я несколько лет подряд занимался только по его трудам.

Из урока на русском языке, 18.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

По тропе великих каббалистов

Язык каббалистов: с ним трудно, без него невозможно

Этика (мусар) и Каббала противоположны!

Суть методики изучения каббалы (клип)

Суть методики изучения каббалы

Изучение каббалы – без ограничений

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Для кого предназначена каббала?

Ответ: Для всех без исключения, потому что все рожденные на Земле могут постичь свое вечное состояние, остаться в нем, пользуясь той возможностью, которая дана им в этой материальной жизни.

Вопрос: Какая потребность может быть у большинства людей в занятиях этой возвышенной наукой?

Ответ: Потребность в том, чтобы понять смысл жизни и достичь его, выйдя на следующий уровень существования еще до смерти в этом мире.

Из урока на русском языке, 18.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для кого предназначена наука каббала?

Каббала "для общего использования"

Для кого предназначена каббала?

Как приблизиться к Учителю?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: До того как человек встретит Учителя, через что или через кого он получает направление и исправляющий свет? Или человек от рождения уже связан со своим будущим Учителем и неосознанно движется навстречу ему, ведомый свыше, как это было у вас?

Ответ: Так происходит у всех. Ничего нельзя изменить! Нет никаких случайностей! Это судьба, которая так направляет и приводит людей друг к другу.

Вопрос: Учитель лишь правильно направляет своих учеников или также наполняет их духовные желания?

Ответ: Учитель делает все, потому что относительно вас он – высший парцуф. Он поддерживает вас, вдохновляет, помогает подняться. Через него на вас приходит исправляющий свет, наполнение и т.д.

Вопрос: Как ученик может приблизиться к учителю, ведь у вас так много учеников?

Ответ: Приблизиться – значит попытаться выполнять то, что советует учитель. Ты можешь быть в любой точке планеты, а можешь сидеть здесь рядом со мной, – это не имеет значения. Все зависит только от твоей готовности выполнять то, что желает учитель. А это – работа в группе, учеба, распространение.

Из урока на русском языке, 11.03.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученик

Связь учителя с учеником

Роль учителя в развитии души

Книга Небес

каббалист Михаэль ЛайтманПамять – это не зона памяти в нашем мозгу. Мы подключаемся к общему мозгу, который находится в общем желании. Тот, кто подключен к нему, получает оттуда необходимую информацию. Отключается – забывает. И так вновь и вновь.

Поэтому нет никакого вопроса о том, как каббалисты прошлых веков могли написать свои книги. В те времена было запрещено записывать, все учили устно. Учитель говорил, ученики воспринимали это и запоминали. Не было такого понятия "записывать".

Ты слушаешь, воспринимаешь, изменяешься согласно этому материалу, он усваивается в тебе, ты подсоединяешься к мозгу, находящемуся в общей системе, и в той мере, в которой связан с ней и подобен ей, получаешь из него духовную информацию.

Это и есть Книга – Книга Небес. Учитель только дает тебе несколько точек связи с этой Книгой Небес, а ты должен дальше своей работой подключаться к общему мозгу, к общей памяти, и это то, что у тебя есть.

Ведь в любом случае в нашем мозгу ничего не хранится. Наш мозг – это не память, он только управляет телом. А все, что мы запоминаем, все, что изучаем, особенно в духовном, хранится не в нашем мозгу, а вне нас. 

Вопрос: Марху (Хаим Виталь) писал в книгах сказанное Ари или подключался к общему мозгу, к этой базе данных и оттуда получал информацию?

Ответ: Марху изучал у Ари все, чему тот учил. Но это не значит, что он запоминал весь материал. Он получил от Ари подход – как подключиться к общему мозгу. Согласно этому он смог впоследствии выразить все эти знания письменно.

И мы – точно так же. Если ты достигаешь духовного, то начинаешь получать сведения, исходящие не из знаний в разуме, а из постижения. Постижение происходит не в нашем обычном разуме, а исходит из подключения к общему мозгу.

Из урока на тему "День памяти Ари", 16.07.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Записывать на сердце своем

Не доверяй бумаге того, что предназначено для сердца

Когда-то ты вспомнишь каждое слово

Отчего возникает страх перед каббалой?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Отчего возникает непреодолимый страх, когда хочешь заниматься каббалой?

Ответ: Страх возникает от незнания, что такое каббала.

Нет ничего более доброго, более практического, более необходимого, чем исправление своей души. Это то, что существовало до вашего физического рождения в нашем мире; это то, что останется у вас после смерти тела; это ваша вечная частичка.

И развить ее надо так, чтобы вы еще в этом мире почувствовали Высший мир через вашу душу и начали ассоциировать себя с ней, а не с этим телом. К этому надо прийти. В этом нет ничего пугающего.

Вопрос: Можно ли спастись от страхов, получить "подушку безопасности" через вхождение в особую внутреннюю связь с другими, изучающими каббалу?

Ответ: Может быть, сейчас вас именно через это ведут вперед. Но, в принципе, люди изучают каббалу для того, чтобы постичь свое предназначение. Однако и это хорошо. Бывает, что люди приходят в каббалу и от страхов, и от тревог, чтобы как-то укрепиться в этом мире, в этой жизни.

Из урока на русском языке, 18.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что заставляет людей бояться каббалы?

Бояться в каббале нечего

Нечего бояться

Что поможет продвигаться?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мы не изучаем десять египетских казней во всех деталях, пытаясь понять, может мы уже получили какие-то из них?  

Ответ: Мы не знаем, как изучать Тору, поскольку в нас еще нет четких внутренних определений, соответствующих написанному в ней.

Вопрос: Я не говорю обо всей Торе, но десять казней происходят до махсома, перед выходом из Египта, именно там, где мы сейчас находимся. Полезно ли было бы изучать это?

Ответ: Возможно, да. Но Рабаш в своих статьях говорит об этом, поясняет эти рассказы с точки зрения духовной работы.

Вопрос: Почему мы не изучаем десять заповедей? Надо ли знать их каббалистическое толкование? Поможет ли это нам?

Ответ: Все поможет, если мы будем работать. А если нет, то эти детали нас только запутают. В этом все дело.

Из беседы в Исландии, 23.05.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книги о вечном

Тайны святых книг

Тора как двигатель перемен

Духовная драматургия

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: За долгие годы занятий каббалой мы много раз проходили статьи Бааль Сулама и Рабаша. Самое интересное, что помня почти каждую строчку наизусть, ты понимаешь, что в результате ничего не знаешь. С одной стороны, это поражает, а с другой, пугает.

Ответ: Так происходит, потому что меняются наши возможности анализировать текст, включать его в себя. Поэтому каждый раз все кажется кардинально новым, на новом уровне. Это свойство каббалистических текстов  и тех, кто их читает.

Реплика: Рабаш не оканчивал литературный институт, не изучал правила написания статей, но изложил все очень четко, по правилам жанра.

Ответ: Для меня это не удивительно, поскольку человек, который ощущает внутренний смысл природы, ее законы и их течение, пишет в соответствии с этим. В нем уже существуют все законы логики, все точки переворота.

Точно так же драматургам кажется, что они выводят правила написания литературных произведений, а на самом деле они тоже действуют из своих внутренних желаний, может быть, еще не исправленных, но в чем-то все-таки уже развитых.

Постепенно мы поймем, что настоящая драматургия – в духовном. Именно постижение духовных свойств выведет литературу и любые выражения человеческих отношений на истинный уровень.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 02.01.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

О статьях Рабаша

Для кого предназначены статьи Рабаша

Читая каббалистический текст

По закону подобия свойств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меня тревожит крайняя необычность терминов каббалы: Высший мир, окружающий свет и т.д. Как мне правильно воспринимать их?

Ответ: В этих терминах нет ничего необычного.

Высший мир – это антиэгоистическое состояние, свойство отдачи и любви.

Окружающий свет – это то, что когда-то было в нас и исчезло, потому что мы не соответствуем ему по основному закону мироздания – закону подобия свойств.

Так же, как в нашем мире любой потребитель может получить в себя только то, что соответствует его свойствам, так и мы не можем получать высший свет в своем настоящем состоянии, поскольку у нас нет подобных ему свойств.

Мы находимся в поле высшего света, но не чувствуем его в силу противоположности ему. Значит, надо каким-то образом изменить свои свойства и в этой мере начать ощущать его. 

Реплика: В принципе, такой подход существует во всех науках. Даже в музыке, ноты – странные значки, за которыми кто-то слышит музыку, а кто-то вообще не понимает, что это такое.

Ответ: В каббале все абсолютно четко построено на физических законах. Только в материальном мире мы говорим о физических законах на уровне эгоистической материи, а в духовном мире имеем дело с другой материей – альтруистической. Однако законы сами по себе зеркальные.

Из урока на русском языке, 18.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

По формуле подобия

Закон подобия свойств

Основной закон духовного мира

Святой язык

каббалист Михаэль ЛайтманЧтобы понять уровень человека, мы приведем здесь изречение мудрецов о строфе "Послушаем всему заключение: пред Творцом трепещи и заповеди Его соблюдай, потому что в этом весь человек", весь мир сотворен лишь ради трепета пред Творцом.

И следует понять, что это такое "трепет пред Творцом". [Рабаш, "Шлавей Сулам", "Цель группы (1.1)"]

Вопрос: Почему Рабаш начинает именно с трепета? Почему это самое главное? Ведь для того, чтобы ощутить трепет перед Творцом, должно быть постепенное раскрытие Творца?

Ответ: Дело в том, что в лексиконе Рабаша, в его подходе и методике не было никакой постепенности. Ни в чем!

Когда я привел к нему 40 новых учеников, он через пару дней сказал мне: "Иди и объясни им, что они должны платить десятину за учебу". Но многие из них не работали и не были женаты, на что он бескомпромиссно заявил: "Должны работать! Если они не работают и не женаты, я их не приму, пусть уходят". Он был очень категоричен. 

Я должен был стоять намертво, убеждая его, что надо поступить иначе: это новое поколение, новые люди, у них другая ментальность, нерелигиозная среда, они в этом ничего не понимают. Для них жениться – все равно, что войти в тюрьму, работать – все равно, что пойти на каторгу. Такой переход будет для них невыносим. Они уйдут учиться в другое место. Поэтому надо подождать, дать им время на адаптацию.

И постепенно Рабаш согласился. Я горжусь тем, что мне удалось их отстоять. Все-таки они очень хотели продвигаться духовно и были готовы на все. Не прошло и двух месяцев, как все они переженились и устроились на работу.  

Таким образом, становится понятно, почему первая статья Рабаша имеет такое же резкое начало, как и его требования по отношению к своим ученикам.

Вопрос: Бааль Сулам в своих трудах еще больше расширяет внутреннюю работу человека. Он впервые адаптирует ее для широкой публики, вне зависимости от ментальности. Но наряду с этим использует различные термины и цитаты из Торы. Как ученики проникали через них?

Ответ: Проблема в том, что каббалисты не считаются с общепринятыми ассоциациями. Они полагают, что все понимают смысл употребляемых ими терминов. Тора для них – средство исправления души. Под любовью имеется в виду любовь к ближнему, что совершенно не соответствует лексикону обычного человека, выросшего на художественной литературе. Можете представить, как было тяжело ученикам Рабаша.

Я знаю это по себе! В принципе, я пришел в каббалу с небольшим знанием иврита, но, тем не менее, у меня все это путалось.

Вопрос: То есть Рабаш не хотел менять стиль языка? Например, сейчас мы стараемся передать каббалу на языке, понятном для простого среднего человека.

Ответ: Невозможно вместо устоявшихся терминов выдумать другие. Тора – это методика исправления человека, и подразумевает под применяемыми в ней словами  именно каббалистический смысл. А то, что сейчас люди стали употреблять их для своих цивильных объяснений, романов из светской жизни, ‒ этого раньше никогда не было.

Иврит назывался святым языком – "лашон а-кодеш". На нем говорили только о духовной работе: как изменяться человеку в подобие Творцу. Даже в Древней Иудее в обиходе употреблялся арамейский или древнегреческий язык, но не иврит.

В средние века, в изгнании, евреи стали говорить на ладино, идише, арабском и других языках. То есть иврит употреблялся только лишь для выяснения духовной работы.

Поэтому под всеми словами, которые мы используем в иврите, например, "трепет", "любовь", "приближение", "отторжение", имелись в виду духовные параметры, а не физические действия. Точно так же, как в мире музыки мы употребляем итальянские названия, или латинские наименования – в медицине.

Все термины иврита четко ассоциировались с духовными понятиями.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 26.12.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Для кого предназначены статьи Рабаша

К дню памяти Рабаша

Определение терминов – ключ к изучению каббалы

Как каббалистическая книга воздействует на человека?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как каббалистическая книга воздействует на человека? Если, например, я открываю кулинарную книгу и читаю, как приготовить пищу, то у меня начинается слюноотделение.

Ответ: На тебя влияет не книга, а то, как ты ощущаешь в себе рецепты приготовления пищи, и это воздействует на твои вкусовые рецепторы.

Если у тебя в душе будет такое же желание к постижению Творца, как ты испытываешь в желудке к вкусной, здоровой пище, тогда каббалистическая книга вызовет в тебе соответствующие ощущения. Ты почувствуешь, что тебе это надо, этим ты должен наполнить себя.

Но если работая с поваренной книгой, ты не насыщаешься, то каббалист, работая с текстами, наполняется, принимая в себя духовные вкусы. В этом и заключается разница.

Вопрос: Почему на уроках вы по несколько раз читаете тексты? Как ускорить понимание книги?

Ответ: Сказано, что для того, чтобы правильно понять текст, его необходимо прочитать минимум два раза. 

Если в книге дается оригинальный текст с комментариями каббалиста, то оригинальный текст читается два раза, а комментарий – один раз. А если хочешь повторить, пожалуйста, повторяй.

Дело в том, что пока текст не прочтешь два раза, его невозможно осмыслить. Это мы изучаем и с точки зрения каббалы: первый раз свет, входя в кли (сосуд), строит его, а второй раз – он уже соединяется с кли.

Из урока на русском языке, 04.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чудесная книга

Читая каббалистическую книгу

Эффект каббалистических книг

Не убегать от мира

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с Facebook: Вы действительно считаете, что все должны оставить свой бизнес и работу, все продать, как сделали вы, и только учить каббалу? А кто этого не сделает, тот второй сорт?

Ответ: Ни в коем случае! У меня не было другого выхода. Мне никто это не указывал, просто во мне говорил внутренний голос, и я не мог поступить иначе. Это рок, который ведет тебя вперед.

Вопрос: То есть, когда вы рассказываете об этом, то это не пример?

Ответ: Конечно, не пример! Я и сам не знаю, сделал бы я это еще раз или нет. Так само произошло.

Вопрос: Значит, человек не должен оставлять свою работу, свой бизнес, для того чтобы заниматься каббалой?

Ответ: Наоборот! Каббала призывает заниматься всем этим.

Я не бросил свою работу, а поменял ее на другую, чтобы мог учиться и ничем не быть обремененным, не думать, как я буду платить налоги, что-то организовывать, нести ответственность за бизнес. Я хотел заботиться только о себе, немного работать, чтобы содержать семью, а все остальное время уделять учебе. 

Вопрос: Каков ваш совет тому, кто изучает каббалу: как ему жить в этом мире – с работой, с семьей и так далее?

Ответ: Человек ни в коем случае не должен убегать от этого мира. Ему кажется, что он делает какой-то огромный альтруистический, жертвенный поступок, а на самом деле это совершенно не так. Он должен оставаться на своей работе и все делать так, как раньше.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.05.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное и материальное

Духовные заботы не исключают материальные

Работа и духовное продвижение

Как менялась методика уроков каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что представляет собой методика проведения уроков каббалы?

Ответ: На протяжении лет методика проведения уроков постоянно менялась.

Когда у меня появилась первая группа учеников, то, глядя на них, я понял, что должен больше давать им науку каббала. Поэтому мы, в основном, занимались "Введением в науку каббала", изучая миры, парцуфим, сфирот и прочие элементы духовного состояния. Это мы осваивали несколько лет, приобщая еще и "Учение Десяти Сфирот".

И лишь потом мы стали постепенно вводить изучение элементов работы в группе между товарищами.

Но сейчас обучение может идти по-другому. Сегодня новенькие сразу же попадают в десятки. Непонятно, как они там выживают, но – выживают, как современные дети рядом с мобильными телефонами и прочими "игрушками". 

Вопрос: Значит, сам процесс обучения менялся на протяжении истории?

Ответ: Да, потому что наше развитие идет настолько стремительно и бурно, что сегодня мир не может ждать, пока мы изучим строение миров, переходя со странички на страничку и перечитывая каждую из них по несколько раз, как это было раньше.

Сейчас мир все ближе подходит к тому, что ему необходимо достичь объединения и равновесия. Он ощущает себя глобальным и в то же время разорванным. Поэтому мы должны подходить к учебе с другой точки зрения.

Раньше мы больше изучали каббалу теоретически, пока отчетливо не проявлялась точка в сердце, и потом уже подходили к ней.

А сегодня запрос к тому, чтобы мы изменили себя и общество, проявляется намного ярче, более выпукло. Поэтому люди через месяц-два после начала занятий включаются в группу и изучают, как практически войти в ощущение Высшего мира.

Вопрос: Сколько часов в неделю человек должен заниматься?

Ответ: Человек должен постепенно привести себя к состоянию, когда он в этом живет. Ведь он подготавливает себя к входу в Высший мир. Это не отменяет наш мир, но тогда он будет выглядеть как следствие Высшего мира. 

Поэтому человек должен думать об этом бесконечно, все время.

Вопрос: Это внутренняя работа. А сколько времени он должен отдавать учебе и группе?

Ответ: Я думаю, что минимум два часа в день. Очень важно заниматься каждый день, потому что душа обновляется каждые сутки.

Из урока на русском языке, 04.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала: теория и практика любви

Чувственное познание

Разум должен опираться на чувство

Страница 4 из 77« Первая...23456...Последняя »