Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Что помогает выстроить понятийный аппарат?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чтение книг "Введение в науку каббала" ("Птиха") и "Учение Десяти Сфирот" больше помогают выстроить понятийный аппарат?

Ответ: Нет. "Птиха" и "Учение Десяти Сфирот" – вспомогательные книги для развития души по сравнению со статьями и письмами Бааль Сулама и Рабаша. Нет большего влияния на душу, чем статьи "Шамати" ("Услышанное").

Вопрос: В чем особенность писем Бааль Сулама по сравнению с "Шамати"?

Ответ: В каждой статье "Шамати" Бааль Сулам берет определенную тему и четко объясняет, о чем речь.

А в письмах он писал, что называется, на злобу дня, взяв, допустим, статью из недельной главы Торы или что-то еще. В общем, это не систематическое изложение материала. Но в них действительно есть такие части, которые мы просто проглатываем и не можем отпустить.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Выстроить конструкцию души

"Шамати" – гид по духовным состояниям

Последние в плеяде больших каббалистов

Одна страница текста (клип)

Одна страница текста

Об изучении "Шамати" (клип)

Об изучении "Шамати"

Выстроить конструкцию души

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Когда Бааль Сулам нашел у своего учителя, ребе из Пурсова, книгу Ари "Древо Жизни", он очень обрадовался и был полон надежд: "Наконец я нашел!". Но как рассказывал ваш учитель Рабаш, он не знал, что только через 20 лет сможет понять, что же он нашел и начнет постигать это.

Человеку не просто слышать, что все это начнет проникать в него через 15-20 лет.

Ответ: Нет, это не проблема. Это естественное и необходимое условие постижения Высшего мира, потому что вы должны выстроить в себе элементы его ощущения, его осознания, постижения.

Это непросто, поскольку рождается и собирается в нас по маленьким частичкам. Так работает наш чувственный и понятийный аппарат, то есть и сердце, которое чувствует, и разум, который вызывает определения, понятия. Поэтому такое сочетание двух систем – чувственной и мыслящей – нам непонятно. В нашем мире этого нет.

В музыке, в искусстве, в чем бы то ни было в нашем мире, нет четкой связи понятийного ощущения с чувственным, как одно зависит от другого. Сопряжение между ними возникает именно в каббале. Потому это берет столько времени. 

Но это не важно. Важно, что вы строите в себе это правильное сопряжение между ощущением и пониманием, чтобы из ощущения влиять на понимание и из понимания на ощущение. Это и есть конструкция души, и ее вам надо в себе выстроить.

Постепенно в вас это создается, только это берет немного времени. И что? Вы все, в основном, молодые. И даже если среди нас есть пожилые люди, я уверяю, что и они успеют в этой жизни выйти на уровень Высшего мира, вечности, совершенства.

Никому не дано просто так соприкоснуться с каббалой и на этом остановиться. Если человек пришел к каббале, если он услышал, то значит, у него в этой жизни этот шанс реализуем. Все зависит только от его усилий.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгий путь каббалиста

Сколько лет занимает путь до входа в духовное?

Сколько нужно лет, чтобы стать каббалистом?

Научный Язык Бааль Сулама (клип)

Научный Язык Бааль Сулама

Неделя книги и народ Книги

каббалист Михаэль ЛайтманВ Израиле проходит неделя книги. Показательно, что за последний год резко выросли выпуск и продажа книг. Несмотря на огромную популярность смартфонов, все же выясняется, что было написано и напечатано много новых книг. Все больше и больше людей покупают и читают книги.

Книга никогда не умрет. Разумеется, очень удобно работать на компьютере, подготавливая и исправляя тексты и чертежи. Но для того, чтобы получить настоящее впечатление от художественного произведения, оно должно быть напечатано. У книги есть духовный корень, в котором соединяются "книга, писатель, рассказ" (сэфер-софер-сипур).

Книга – это не обязательно печатный том. Она может быть свитком или выбита на камне, но она не может быть на экране, потому что такой текст не создан человеческими руками. Книга написана человеком, вложившим усилия в ее листы, в печать. Когда я держу книгу в руках и читаю, то чувствую, что она моя, и лично связываюсь с этим материалом.

Но я не могу связаться с экраном компьютера, он не имеет духовного корня. В природе не существует компьютера, экрана, планшета, а существует книга. Книга создана человеком из природного материала для того, чтобы сохранить свои знания и записать их в природе.

Я не могу ощущать такую же связь с экраном компьютера, как с книгой, ведь он выключается и все пропадает. Ощущение связано с духовным корнем, который есть у книги. Между духовным корнем человека и духовным корнем книги существует связь, соединяющая нас. 

А с компьютером меня ничего не связывает. Если сравнить впечатление, полученное от того же произведения, напечатанного в книге или высвеченного на экране компьютера, то конечно печатный текст волнует гораздо сильнее.

Духовный корень книги связан с корнем души, и мы это чувствуем. Когда я читаю книгу, моя душа соединяется с духовным корнем книги и получает наполнение. От компьютера невозможно получить наполнение в такой форме. Современному человеку это непонятно, ведь он давно забыл про печатные книги и живет в искусственном мире. Компьютер из пластмассы, пластмассовое знание, и пластмассовые сердца.

Человек не отпечатывает текст на экране компьютера, ведь через секунду этот экран покажет что-то другое. Текст как появляется, так и исчезает – его нет. Но если я беру книгу, то в ней отпечатаны навечно мысли и желания ее автора.

Книгу надо держать в руках и читать буква за буквой, так как это выражение духовного корня. Поэтому технология может развиваться и дальше, но книга останется навечно, ведь она имеет духовный корень. Чтение книги приносит особое удовольствие, какого нет при чтении с экрана. Читая текст с экрана компьютера, мы получаем знание, а из книги – ощущение.

В книге соединяются "книга-писатель-рассказ". Есть писатель и его история, передаваемая нам через книгу. Читатель получает знания от автора и становится частью его самого.  Посредством рассказа автор, находящийся внутри книги, передает свою историю, корни своей души читателю. Нет другой возможности передать внутренние впечатления от человека человеку.

Научные знания, таблицы, информацию можно передать и через компьютер. Но чувственную книгу, пробуждающую в душе человека любовь, чувство единения, невозможно сравнить с компьютером.

Народ Израиля назван народом книги, потому что именно он дал миру главную книгу, говорящую о цели этого мира, о строении всей системы мироздания. Есть лишь одна Книга, а все остальные – лишь следствия из нее, ее маленькие ветви. Книга Торы объясняет существование всей мировой системы и миссию каждого из нас в ней.

Если я сейчас читаю каббалистическую книгу, то воздействую на ее автора, хотя он умер две тысяч лет назад, ведь пользуюсь результатами его труда. И через наше соединение, сердечную, душевную связь, мое желание повлиять на автора, я оказываю на него воздействие, поднимая его душу. А он поднимает меня. Поэтому покупайте больше книг!

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.06.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Народ книги с программой творения

Книга – проводник

Программа-проводник

"Шамати" – гид по духовным состояниям

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как чтение книги "Шамати" ("Услышанное") может помочь мне переварить и осознать новые духовные состояния, которые я стал ощущать, изучая науку каббала?

Ответ: Дело в том, что "Шамати" постигается постепенно. Допустим, если сегодня тебе двадцать лет, то занимаясь и проходя вместе с нами материал, примерно через 10 лет ты поймешь, о чем говорит эта книга, ее глубину. Ты начнешь находить в себе адекватные состояния.

Книга станет для тебя гидом по твоим духовным состояниям, по твоей душе. Читая ее, внутри тебя будет все переворачиваться, но не психологически, как в каком-то романе, а раскрываться в тебе в разных состояниях, ракурсах. Ты будешь ощущать Высший мир. Так она будет работать – постепенно, все больше и больше.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда-то ты вспомнишь каждое слово

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.31

Беседа о книге "Шамати"

Каббалистические источники (клип)

Каббалистические источники

Бааль Сулам – ученый-революционер

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Бааль Сулам был революционером, совершившим переворот в каббалистической области. Для кого-то он был очень ненавистен, для кого-то – очень сильно любим. Но среднего отношения к нему не было.

Ответ: Да. Так и есть. Те люди, которые его понимали, любили его. Кто не понимал, естественно, ненавидели, причем действительно очень сильно. Даже были такие люди, которые после его похорон приходили на кладбище и топтали его могилу.

Вопрос: Был ли Бааль Сулам революционером для вас?

Ответ: Когда я начал читать тексты Бааль Сулама, у меня открылись глаза. До него я читал очень многое, в том числе Рамхаля, Рамака, Гаона из Вильно и других серьезных каббалистов, пользовавшихся популярностью. Они действительно были большими каббалистами.

Но я не видел, что оттуда что-то получаю. Я не входил в эту струю, не понимал их языка. Они мне ни о чем не говорили. Хотя вроде я слышал, читал книги, но это не та система изложения, которая бы ложилась на меня.

А когда я открыл Бааль Сулама!.. Не могу сказать, что все стало понятно, но мне импонировало его изложение текста, его система, его раскрытие, как он тебя ведет: "Посмотри сюда, посмотри туда. Теперь ты видишь разницу: или так, или так?". Получалось, что учитель занимается с тобой, играет, спрашивает и отвечает. 

У Бааль Сулама все построено на вопросах и ответах. Сначала в своих статьях он задает вопросы, а потом отвечает на них. Это методически верно.

Вопрос: Все-таки вы искали не мистическое, не эмоциональное, а именно научное изложение?

Ответ: Да, конечно. Только научное. Все остальное было для меня неверным, неправильным, ненужным, совершенно неважным.

Вопрос: В чем проявлялась научность, современность языка Бааль Сулама?

Ответ: Хотя бы в том, что он говорил: "В этой статье я хочу выяснить такие-то вопросы", – и перечислял, допустим, 20 вопросов. А потом постепенно один за другим выяснял их и приводил к четкому результату, делая резюме: "В итоге получаем то-то и то-то".

Поэтому такой подход для меня, выпускника университета, начинающего научного сотрудника, естественно, был наиболее близким и понятным. Я понимал, что передо мной серьезный человек, а не какой-то верующий, которому что-то кажется, и он хочет навязать мне это, тем самым запутывая меня.

Бааль Сулам как методист четко выстраивает логическую цепочку и научный подход.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последние в плеяде больших каббалистов

Великие каббалисты нашего поколения

Профессор Элиэзер Швейд о Бааль Суламе

Держите рядом эту книгу (клип)

Держите рядом эту книгу

Последние в плеяде больших каббалистов

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: На наших занятиях мы в основном изучаем труды Бааль Сулама и его старшего сына Рабаша. То есть, образно говоря, мы ограничили ими всю цепочку больших каббалистов.

Ответ: Дело в том, что труды остальных каббалистов сконцентрированы в них двоих. Поэтому, изучая Бааль Сулама и Рабаша, мы ничего не упускаем.

Во-первых, они самые последние, самые близкие к нам.

Во-вторых, они действительно современные каббалисты XX века.

В-третьих, все предыдущие каббалисты многих веков каким-то образом собраны, сконцентрированы в их трудах, и потому при этом мы ничего не теряем.

В своих работах Бааль Сулам и Рабаш постоянно ссылаются на более древние каббалистические первоисточники, например, Книгу Зоар, "Книгу Создания" и так далее. А есть такие статьи, которые они написали сами. Их нам еще легче читать и изучать.

В принципе, нам не надо ничего более этого. Даже не выходя за рамки их трудов, мы можем полностью освоить науку каббала и реализовать ее в том виде, в котором она необходима для нашего исправления. 

Реплика: Труды Бааль Сулама и Рабаша как линза, которая собирает солнечные лучи.  

Ответ: Да, Бааль Сулам собрал для нас все, что было до него. Он сделал комментарий на Книгу Зоар и книги Ари. Нет ни одной важной темы в каббале – науке об управлении нашим миром высшей системой управления, – которую бы он не разобрал.

Бааль Сулам все объяснил, приблизил к нам и изложил на понятном нам языке. Если мы не будем изучать его работы, то практически не сможем ничего понять в мире, в его управлении, в его цели.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великие каббалисты нашего поколения

Учение света для всего мира

"Питаться" от учения Бааль Сулама и Рабаша

Не премудрость, а практическая работа

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Было бы очень интересно пройти двенадцатую, тринадцатую и четырнадцатую части "Учения Десяти Сфирот".

Ответ: Не знаю, успею ли я это. Я хочу сделать другое.

Эти части вы все равно пройдете на себе, на своих "костях". А для меня главное – преподнести вам методику личного возвышения, а не премудрости, как что-то происходит со светом, между хохма и бина. Какая тебе разница, что будет между ними?! Главное – где ты будешь.

А для этого мне надо каждый день преподавать моим ученикам методику духовного возвышения, которая подняла бы их, а не просто дала им какую-то мудрость в разуме. Ведь это просто знания, которые, откровенно говоря, не могут особо помочь.

Что было у людей, когда еще не было шести томов "Учения Десяти Сфирот"? Этому учебнику меньше 100 лет. Что же до этого делали каббалисты? Разве они не смогли постичь высший мир?! Ведь и Бааль Сулам сначала постиг его и только потом написал свои труды. Поэтому в книгах ты многого не найдешь.

Самое главное – это практическая работа между людьми. Ты должен обнаружить всю эту систему в своей связи с товарищами. Не в книге и не в голове. Так что, я желаю вам удачи совсем в другом виде.

Из урока на русском языке, 10.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учеба – толчок к объединению

Чтобы разум не обгонял действия

От теории к практике

История каббалы, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманОсновные принципы каббалы

Реплика: Каббалистическая методика сама по себе не меняется. Всегда должен быть учитель, т.е. инструктор, который уже постиг духовное; первоисточники и единомышленники – группа людей, с которыми ты непосредственно находишься в коммуникации, изучая их и свою природу.

Ответ: Обязательно! Это и есть наука каббала.

Вопрос: В чем всё-таки отличие между тем, что было раньше и сейчас?

Ответ: В принципе, внешней разницы нет. Люди всегда собирались по десять человек и занимались. Об этом сказано еще в первых каббалистических книгах, написанных три тысячи лет назад.

Мы должны уподобиться системе Высшего мира, а это значит десятке.

Мы должны создать между собой правильные духовные взаимоотношения, а это значит взаимопомощь, поддержку, любовь.

Мы должны изучать природу Высшего мира и этим вызывать на себя его эманацию – определенное духовное излучение, силу, которая изменяет нас. 

Мы должны вести особый образ жизни, уделяя этому постижению все свои устремления.

Реплика: Интересно, что внешне это никак не выглядит. Есть просто учеба. Нет медитаций, не заметна какая-то особая помощь друг другу.

Ответ: Что значит "нет медитаций"? Если во время учебы и вообще в течение дня я думаю о том, как мне приблизиться к свойствам Высшего мира, к тому, чтобы объединиться с другими людьми и вместе с ними в добрых взаимоотношениях начинать постигать Высший мир, – это не медитация? Речь идет о моих внутренних устремлениях.

Если я что-то изучаю, читаю первоисточники и при этом хочу все это ощутить, войти в общие связи, то это тоже медитация. Устремление сердца человека к тому, что он хочет постичь, – это и есть медитация.

Реплика: В принципе, каббала не рассказывает об истории нашего мира, поскольку она говорит о состоянии, которое находится выше пространства, времени, скорости. И поэтому, говоря "история", мы подразумевали именно историю развития эгоизма.

Ответ: История нашего мира не может быть в отрыве от сущности каббалы. Потому что каббала сама пишет историю, она описывает развитие мира.

Ведь, в принципе, что такое история? Это наука о развитии природы, включая человека.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.5

История каббалы, ч.4

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманМетодика каббалы неизменна

Вопрос: Несколько тысяч лет назад, когда эгоизм был очень маленький, можно было просто ограничить его. А сейчас эгоизм развился до такой степени, что необходимо систематически заниматься по методике Рабаша.

Вы говорите, что методика не меняется. Но раньше люди всего лишь несколько раз в году приходили в Храм, делали жертвоприношения, проводили семинары, обучались, и этого было достаточно. Значит, все-таки есть разница между методиками?

Ответ: Нет, так аллегорически говорится о том, что они должны были делать. Жертвоприношение означает покорение своего эгоизма, они приносили его в жертву.

Конечно, они собирались и обучались в Храме, но таких систематических, серьезных занятий, как сейчас, у них не было. Их эгоизм был невелик, поэтому достаточно было уделить ему совсем немного внимания, чтобы подняться над ним и начинать с ним работать.

Я помню, еще 40-45 лет назад, когда я встречался с каббалистами, – как правило, это было каббалисты из восточных стран, – они говорили: "Это же очень просто: перестань думать о себе. Думай о том, как ты кому-то что-то отдаешь, что ты добр со всеми. И этого достаточно". 

Глядя на них, я думал, что они наивные люди. Они говорили: "Подумай немного об этом и начнешь ощущать, что в мире происходит что-то другое". А я этого не ощущал. У меня был нормальный, здоровый эгоизм, я хотел поглотить весь мир – как в наше время, в принципе, любой человек. И поэтому их методика была для меня совершенно недостаточна.

Вопрос: То есть просто быть хорошим человеком, каким-то образом ограничивать себя от плохих действий – это сегодня не работает?

Ответ: Нет, не работает.

Я жил тогда в Реховоте, и у меня был товарищ – рав Махлоф, каббалист в постижении. Но его методика была для меня неприемлема. Я приходил к нему, мы немного занимались, и он говорил:

– Пробуй думать о том, как ты отдаешь другим.

– Что отдаешь?! Как отдаешь? Зачем?! Что я получаю вместо этого?

– А ты не думай о том, что получаешь.

– Я не могу не думать.

То есть переход от маленького эгоизма, существовавшего еще несколько десятков лет назад, на уровень нынешнего огромного эгоизма произошел на наших глазах.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.4

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманКаббала: современный период

Реплика: Великий каббалист Бааль Сулам был первым, кто стал преподавать каббалу людям, не находящимся в духовном постижении. А до него все первоисточники ориентировались на тех, кто находился в духовном.

Ответ: Естественно. Они не вводили человека в духовное постижение. А Бааль Сулам изложил все буквально с нуля. Его труды предназначались для всех людей, даже совершенно неверующих. Он писал книги, чтобы начинать исправлять человека с любого состояния.

Вопрос: Причем видно, что сам он изучал философию и разные науки, чтобы подобрать специальный язык, понятный для светских людей. В чем еще его заслуга в развитии этой методики? Или это та же методика, только рассчитанная уже на более высокий эгоизм?

Ответ: На протяжении всей истории методика вообще не менялась и не меняется, поскольку каббала – это наука о состоянии мира, о силах, которые действуют в мироздании, а они неизменны. Все зависит от того, на каком уровне мы их изучаем: или как ребенок в первом классе, или в десятом, или в университете, или при написании научной работы – в этом вся разница.

Но все это, в общем-то, относится к описанию, а сама методика, ее основа – одна и та же: исправление эгоизма в человеке и в обществе, и постижение через исправленный эгоизм системы, которая находится вокруг нас и управляет нами. Поэтому Бааль Сулам описал это с научной точки зрения, изложив книгу Ари "Древо Жизни" в своем труде "Учение Десяти Сфирот" более приемлемым для нас языком. 

Однако эти книги, в основном, используют люди, уже находящиеся в духовном мире. А для того чтобы начать ощущать его, требуется работа над собой. Этой теме Бааль Сулам посвятил множество статей, выпустил даже газету, издавал брошюры.

Впоследствии эту работу продолжил его старший сын Барух Ашлаг (Рабаш) – мой учитель, который описал в своих статьях практическую каббалу.

Книги Бааль Сулама и Рабаша являются теми источниками, которые сегодня использует человечество, чтобы продвигаться вперед.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.1

Страница 4 из 85« Первая...23456...Последняя »