Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Бааль Сулам – канал нашей связи с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня особый день – годовщина ухода из этого мира Бааль Сулама, нашего учителя. Это душа, связывающая нас с Творцом, человек, открывший врата мудрости каббалы для последнего поколения, в котором мы живем.

Без его учения мы не смогли бы удостоиться того, что уже получили и еще можем получить в будущем. Знание, весь подход и методика, этапы постижения – все это подготовлено для нас Бааль Суламом. Разумеется, все приходит к нам от Творца, но посредством этой великой души.

Одна из причин, что наука каббала (получение) имеет такое название, в том, что она передается из поколения в поколение. Каждый ученик обязан иметь учителя. Только исключительные личности могут при особой помощи свыше сами напрямую достичь постижения Творца. Поэтому мы всегда должны быть связаны с мудрецами, постигшими духовное, великими каббалистами, и так можем продвигаться поколения за поколением.

Здесь все зависит от того, насколько человек способен идти за учителем. У каждого есть в этом свои трудности, и это естественно, ведь так устроены ступени сверху вниз. Низшим трудно преодолеть свой эгоизм и связаться с высшим.

В нашем мире, на животном уровне, нет такой проблемы, ведь природа обязывает ребенка быть зависимым от взрослых. Но на человеческой ступени, на которой надо изучать науку каббала, это уже не просто сделать. Там нам нужно склониться и максимально возвысить величие учителя, чтобы учиться от него. 

Разумеется, это не для того, чтобы оказать почет учителю, а только ради пользы ученика. Если ученик чувствует себя меньше учителя, то сможет больше преклонить себя и тогда получить от учителя. В науках этого мира это требование не такое категоричное, ведь там ученик должен критически относиться к учителю и проверить его.

Но в науке каббала человек не может ничего постичь, если не преклонился перед Творцом. И поэтому насколько он склоняется перед тем, что получает от учителя, который обучает его по первоисточникам, пришедшим от учителей всех поколений, настолько он получает постижение. Только в такой форме маленький способен получить от большого.

Поэтому нам надо понять, насколько исключительным и великим человеком был Бааль Сулам. Мы обязаны принять все его произведения, все наследие без всякой критики, и тогда можем надеяться, что начнем связываться с его душой и получать через него высшую силу от Творца.

Из урока к дню памяти Бааль Сулама, 10.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дань благодарности Бааль Суламу

Отрывки из утреннего урока 20.09.2018

Великий дар Бааль Сулама будущим поколениям

Что внес в духовную систему Бааль Сулам

каббалист Михаэль Лайтман 0-а-жестыБааль Сулам, "Одна заповедь": Мои предшественники избрали для себя индивидуальный путь, а я выбрал путь общий, так как он, по моему мнению, более подходит для того, чтобы облачить Божественное в сочетания вечных букв, которые никогда не претерпят изменений.

Я решил до мельчайших подробностей прояснить все духовные детали и их сочетания, единственная основа и источник которых – принцип чистоты получения. Поскольку я проясняю духовные детали, не облачая их в материальные сочетания, это будет очень полезно для дальнейшего постижения. И наука эта называется истинной мудростью.

Человек, идущий путем истины, лишь спустя множество перипетий и раскрытий на этом пути начинает сознавать, какие изменения внес в него Бааль Сулам. Нам кажется, что он просто написал новые тексты, а на самом деле речь идет об изменениях в самой системе.

Вообще, каждый каббалист производит в системе перемены своими исправлениями, своими добавками. Это и значит – "прояснить" систему в целом или в деталях, в той или иной форме. Суть вовсе не в том, чтобы описать духовный мир такими-то словами или в таком-то стиле. Нет, Бааль Сулам упорядочил систему и добавил в нее такие компоненты, чтобы человек, продвигающийся по пути, мог использовать их, постоянно получая поддержку, помощь, ускорение и так двигаясь дальше.

При этом анализ, прояснение ведется как в частных деталях, так и в целом, и принимает более отчетливые формы, необходимые, чтобы продвигаться к цели творения более высокими темпами, в сравнении с теми, какие обеспечивала система ранее, до того как Бааль Сулам внес в нее свои усилия, свои изменения.

Каждый каббалист добавляет что-то, каждый производит системные сдвиги, и это не имеет отношения к простому книгописанию. В "Предисловии к ТЭС" Бааль Сулам говорит о мудрецах Талмуда, осуществивших такие исправления в системе, чтобы, вместо аскетизма, мы могли продвигаться с помощью усилий и учебы. Вот и сам он произвел такое исправление, благодаря которому мы можем, вместо учебы, всё больше заниматься действиями между нами: распространением и объединением.

Свет, возвращающий к Источнику, больше зависит от дел, называющихся "изучением Торы". А "изучать Тору" – значит учиться действиям по отдаче, учиться совершать их таким образом, чтобы свет хохма облачался в свет хасадим и они становились "буквами" жизни. Так человек пишет книгу Торы на скрижалях своего сердца и идет по пути.

Мы учимся по "Книге жизни" – живем ею, переживаем ее на деле и проявляем ее буквы в виде состояний, прокатывающихся по нашим сосудам-желаниям. И Бааль Сулам устроил всё так, что, проходя через свои частные действия, мы обретаем знания о системе в целом. Мы словно смотрим на большой экран с общей картиной, в углу которого есть маленький фрагмент с какой-то ее частью. Так же хирург видит общие данные по состоянию пациента и в то же время на малом мониторе – конкретное место текущей операции.

Таким образом, продвигаясь лично, индивидуально, мы проникаемся так же впечатлениями и от общего процесса.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек, открывший путь к освобождению

Наследие каббалистов: не только книги

Методика из первых рук

Мир – реальность или иллюзия? Ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманРасширить границы познания

Поэтому все названия и термины, встречающиеся в каббалистических книгах, реальны, несмотря на то, что мы не постигаем их сути.

У исследователей Высшего мира возникает совершенное удовлетворение от исчерпывающего знания, хотя они постигают лишь реакции человека на его взаимодействие с Высшей управляющей силой. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Дело в том, что есть граница нашего познания. Наука каббала говорит, что ты постоянно постигаешь вглубь, вширь, входишь во все векторные пространства и полностью раскрываешь их. Но все равно ты постигаешь только лишь эту реальность, которая наполняет тебя. А ту реальность, которая не наполняет тебя, ты не постигаешь и даже не знаешь, существует она или нет.

И тут возникает вопрос: откуда каббалисты знают, что есть еще какая-то реальность? Разве они ее сами постигли? Если да, то почему не говорят о ней как о еще одном уровне постижения реальности?

Получается, что они ставят перед нами загадки или хотят как-то заинтересовать нас, дескать: "Есть здесь что-то такое, а я тебе не скажу". Однако это не их подход к делу.

Мы должны достичь свойства отдачи, свойства Творца. Творец позиционирует себя относительно нас как отдающий, любящий, объединяющий, поднимающийся над нами вопреки нашему эгоизму. И мы, поднимаясь над своим эго, можем при этом исследовать Его, ощутить, стать подобными Ему. 

А как нам сделать так, чтобы не просто ощутить Творца из подобия Ему, а ощутить Его, не исходя из своих келим/сосудов, свойств? Это проблема.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 15.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – реальность или иллюзия? Ч.4

Мир – реальность или иллюзия? Ч.3

Мир – реальность или иллюзия? Ч.2

Мир – реальность или иллюзия? Ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманВыйти на новый уровень постижения

Это дает нам полное удовлетворение, несмотря на то, что нет у нас никакого представления о сути природных явлений. Нам не дано постичь также собственную суть. Все, что нам известно о себе, это лишь порожденный ею процесс. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Получается, что мне хватает того, что есть. Если я ощущаю какое-то явление, и оно полностью наполняет мои желания, удовлетворяет мои вопросы, то я при этом не стремлюсь ни к чему большему.

А можно ли все-таки заразиться следующими вопросами? Наверное, где-то как-то это возможно, если мы будет приближаться к Творцу и захотим обрести Его природу. Может быть, там мы сможем выйти в такие возможности постижения, которые будут выше нас нынешних. Но это совсем иной уровень мироздания, иной уровень постижения.

На неживом, растительном, животном уровнях природы существуют все, включая всех людей в нашем мире. Если человек, занимающийся каббалой, поднимается выше животного уровня, возвышается до уровня Творца и начинает постигать эту систему, то ощущает не только ее, но и причины всех явлений.

То есть я не просто ощущаю Творца, а раскрываю Его суть, следующий уровень мироздания. Этим занимается наука каббала. Только это уже особый пилотаж.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 15.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – реальность или иллюзия? Ч.3

Мир – реальность или иллюзия? Ч.2

Мир – реальность или иллюзия? Ч.1

Мир – реальность или иллюзия? Ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек – реакция на воздействия природы

И названия природных явлений так же реальны и близки нам, будто мы действительно ощущаем их. И даже маленьким детям название "электричество" знакомо так же хорошо, как название "хлеб" или "сахар". (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Вроде бы нам все понятно, а на самом деле ничего не понятно. Мы умеем как-то работать с электричеством, ведь всё вокруг нас является реализацией этой силы. А что это за сила? Мы не знаем.

Более того, как не дано нам постичь суть высшей управляющей силы, точно в такой же степени не дано нам постичь суть созданных ею творений. Все материальные явления мы постигаем только из реакций наших органов ощущений на их воздействие.

Дело в том, что мы постигаем не суть любых явлений природы, таких как электричество, притяжение, магнетизм и т.д., а только их следствие в нас. Меня притягивает что-то: "А… Значит, есть сила притяжения, и я могу ее измерить". А что это за сила на самом деле – я не знаю".

Наука каббала говорит, что в таком же виде мы можем постичь и Творца. Мы постигаем Его из Его действий. Так и сказано: "Из действий Твоих во мне я постигаю Тебя". 

Это является очень серьезным ограничением для нас. Постигнем ли мы вообще когда-нибудь суть явлений? Никогда! Даже если будем к этому стремиться.

На самом деле мы, в общем-то, к этому и не стремимся. У нас существуют какие-то движения, порывы, но мы не страдаем от того, что в нас этого нет, и поэтому нам не в чем раскрыть суть природных явлений. Мы видим только их следствие, потому что сами являемся следствием.

Но можно ли все-таки подняться над этим к абсолютному постижению? Там, далеко-далеко за полным постижением Творца мы начнем контактировать с точкой, из которой все исходит. Наверное, там есть возможность выбраться из наших следственных ощущений и подобраться к сути, к истине.

Где-то глубоко внутри нам хочется этого, хотя откуда в нас может быть такое ощущение, такая нехватка? Является ли ощущение истины, корня, основы, источника всего происходящего таким уж необходимым нам?

Здесь есть очень много нюансов, и я хотел бы немного раздразнить вас, вызвать в вас такое беспокойство, чтобы вы пожелали раскрыть это.

Иными словами, все материальные явления мы постигаем только из реакции наших органов ощущений на их воздействие. То есть мы являемся следствиями, реакциями на какие-то воздействия.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 15.09.2019

Мир – реальность или иллюзия? Ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманПостигаем ли мы суть природных явлений?

В материальной действительности, предстающей в наших ощущениях, существуют реальные явления, суть которых нам не дано постичь даже в воображении. Например, электричество и магнетизм, но мы не сомневаемся в их реальности.

Наши знания, их проявления нас полностью удовлетворяют, и нам совершенно не важно, что мы не имеем ни малейшего представления об их сути. (Бааль Сулам, "Суть науки каббала")

Действительно, мы не понимаем, что такое электричество, или суть любого другого физического явления. Мы наблюдаем только лишь их следствия.

Например, мы знаем, как работать с электричеством, с электромагнетизмом, прекрасно используем их в нашей жизни, в повседневном обиходе. Но мы не знаем на самом деле, что это такое. Однако нам это абсолютно не мешает. Мы продолжаем эксплуатировать эти природные явления, совершенно не представляя их сути. И мы понимаем, что не знаем это.

А разве мы знаем, что такое тяготение, хотя каждый чувствует его на себе? Попробуйте подскочить, и вы увидите, что это такое. Мы измеряем эту силу, учимся, как ее преодолевать. Но что это за сила? В чем она заключается? Откуда она идет? Мы не знаем. Так же и со всеми природными явлениями. 

Бааль Сулам пишет, что наши знания об их проявлениях нас полностью удовлетворяют. А нам и не надо больше, чтобы их применять.

Главное для нас – использовать эти явления. А их внутреннюю суть мы не постигаем, потому что природа создала нас такими. Мы постигаем только их следствия в наших ощущениях и не более того.

Мы, конечно, можем озадачиться тем, как хорошо было бы узнать, откуда следует магнетизм, электричество, притяжение и любые другие явления природы. Но все они абсолютно скрыты от нас. Мы являемся только лишь инструментами, в которых эти явления проявляются, и их проявления мы ощущаем.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 15.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир – реальность или иллюзия? Ч.1

Названия с подтекстом

Суть науки каббала, ч.7

Рабаш открывает нам путь

каббалист Михаэль ЛайтманПойми, насколько мы должны быть благодарны нашим учителям, передающим нам свои духовные света и души для наслаждения наших душ, стоящих на распутье между путём тяжких страданий и путём Торы, спасая нас от ада, который страшнее смерти. (Бааль Сулам, Предисловие к книге "Паним Меирот у Масбирот")

В день памяти великого каббалиста, нашего учителя, Рабаша, мы не предаемся воспоминаниям и не скорбим о его уходе, как принято в материальном мире, далеком от истины.

Мы воспринимаем этот день как возможность еще сильнее связаться, прилепиться, приблизиться к своему корню. Ведь Рабаш – это раскрытие относительно нас Творца в определенной форме и с определенной силой.

Мы хотим поблагодарить Творца за то, что направил нам такого посланника, через которого открыл нам возможность приблизиться к высшей силе, исправить себя, приведя в подобие Творцу. Через Рабаша мы привязываем себя к Творцу, поскольку это промежуточная ступень между нами и Творцом, благодаря которой мы существуем, получая через нее все необходимое для духовного подъема.

Рабаш раскрывается нам в качестве системы, соединяющей нас с Творцом, за счет которой мы можем реализовать себя, приблизившись к истине. Поэтому мы вспоминаем не о внешнем образе человека и его земных привычках, а прежде всего рассматриваем его как особое раскрытие Творца по отношению к нам, проявившего Себя в такой форме. 

Чем больше мы почитаем Рабаша, тем больше приближаемся к Творцу, дорожа тем особым раскрытием, которое сделал через него Творец. Так высшая сила, называющаяся "Рабаш", становится для нас важной, связывающей нас с Творцом и приближающей к Нему.

В какой-то мере это раскрытие Творца проявилось во внешней форме, а затем исчезло. Мы же должны несмотря на это внешнее исчезновение, осветление, так же осветлить себя и достичь связи с Рабашем, с этим духовным корнем, как своей высшей ступенью, чтобы через нее связаться с Творцом.

* * *

Есть особые души, через которых Творец воздействует на определенное число более низких душ. Словно мозг посылает приказ какому-то важному органу, чтобы тот разослал сигналы разным клеткам тела, находящимся в его ведении, руководя их поведением. Рабаш, который был продолжателем Бааль Сулама в нашем поколении, стал для нас поворотной точкой, источником современной, практической методики духовного восхождения.

Поэтому нам нужно понимать, какого подарка мы удостоились, получив возможность связаться с ним, впитать от него методику, пригодную для наших дней, и реализовать ее. 

Насколько мы должны быть благодарны нашему учителю, Рабашу, душа которого, эта часть реальности, была настолько велика, что смогла сформировать и передать нам всю методику исправления. Без него нам было бы необычайно трудно, а может и вообще невозможно достичь духовного мира.

* * *

Высшая сила распространяется в системе Адама Ришон, раскрываясь сверху вниз тем, что оживляет все больше частей души. И когда свет должен распространиться в более нижние слои системы, чтобы оживить следующие в цепочке органы тела Адама Ришон, то возникает потребность, чтобы в эту работу включились высшие, специальные части системы.

Развитие идет сверху вниз, и поэтому, когда развивается какая-та нижняя ступень, она вызывает изменения во всех высших ступенях. Любое исправление предназначено только для пробуждения все более низких душ, называющихся "Последнее поколение", чтобы тоже привести их к подобию Творцу.

Рабаш символизирует для нас огромную, глобальную силу, действующую на все наше поколение. Нам осталось лишь реализовать методику Бааль Сулама, переданную нам и разъясненную Рабашем. Поэтому мы изучаем статьи Рабаша, чтобы представить мир как общую систему и правильно ее реализовать, к чему нас ведет Рабаш в самой практической форме.

* * *

Бааль Сулам раскрывается нам не как проводник, а как ученый, знающий все творение от края до края и еще выше за его пределами. А Рабаш берет нас за руку, как взрослый ребенка, и проводит по этому пути до самого конца исправления. Он открывает нам путь и идет рядом с нами.

Тяжелые, грубые души, раскрывающиеся в нашем поколении, были бы не способны достичь слияния с Творцом без методики, открытой нам Рабашем. Ведь он объясняет, как достичь тех состояний, о которых пишет Бааль Сулам.

Бааль Сулам пишет о высших ступенях и высших состояниях как ученый исследователь. А Рабаш больше говорит не о самих ступенях, а о внутренней работе человека, которую надо проделать для их достижения, то есть о средствах: окружении, объединении, самоотмене.

Бааль Сулам описывает в своих книгах всю высшую систему, но это не учебники, с помощью которых можно подняться. Он словно композитор, написавший симфонию. Но нам необходимо сначала обучиться нотной грамоте и технике игры на гаммах, пока мы сможем прочесть эту партитуру и сыграть ее. Для этого нам нужен другой человек, учитель, и таким учителем стал для нас Рабаш, проводящий нас по всему пути.

Без его объяснений мы могли бы запутаться в учении Бааль Сулама и начать трактовать его неправильно, в меру своей фантазии. Но если мы реализуем указания Рабаша, позволяющие достичь такого постижения, тогда начнем понимать, о чем пишет Бааль Сулам.

Из урока к дню памяти Рабаша, 03.10.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

К дню памяти Рабаша

Честь называться "Сыновья Баруха"

Беседа о Рабаше

Учеба с Рабашем (клип)

Учеба с Рабашем

Мир – реальность или иллюзия? Ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманНет границы познанию

Реплика: Статью "Суть науки каббала" можно проходить вечно. Я возвращаюсь к ней в течение 20 лет и все равно каждый раз нахожу в ней что-то новое.

Ответ: Из конца больше чувствуется потребность в начале. Любая настоящая наука развивает человека так, что ему необходимо изучать ее снова и снова.

Реплика: Допустим, в "Учении Десяти Сфирот" рассматривается физика духовных миров, и каждый раз ты будто открываешь ее заново. А "Суть науки каббала" – казалось бы, обычная статья, к которой можно относиться легко. И вдруг ты находишь в ней такие глубины…

Ответ: Дело не в статье, а в том, что она расширяет границы твоего познания, отношения к миру. Первые четыре темы в этой статье: "Закон общего и частного", "Множественность духовных тел, сфирот, миров", "Два пути: сверху вниз и снизу вверх", "Абстрактные названия" в науке каббала. В них говорится о многих понятиях, причем очень сложных, составных, серьезных.

Когда ты доходишь до пятого, шестого понятия, ты начинаешь понимать, что первые ты, в общем-то, так и не понял. Ты прочитал, согласился с ними и пошел дальше. А теперь ты видишь, насколько они внутренне емкие, и ты снова обращаешься к ним. Тут уже никуда не денешься, надо что-то с этим делать. Вот и получается, что ты изучаешь их заново. 

А сколько раз мы проходим все статьи Бааль Сулама? Те, кто сегодня первый раз читают "Суть науки каббала", даже не представляют, что они еще увидят в ней, пройдя по второму, третьему разу, через год, через 10 лет.

К примеру, я изучаю науку каббала в течение 40 лет и не могу даже сравнить то, что представлял себе раньше в этих понятиях и сегодня. Я нынешний и тот человек, который 40 лет назад открывал эту статью, совершенно разные люди.

Вопрос: То есть в каббале нет такого понятия, как в нашем мире: "Да это я уже читал"?

Ответ: Этого в каббале нет. Ни в чем! Ты влезаешь в эту науку и погрязаешь в ней без возможности что-то как-то закончить.

Она говорит о таком круглом, взаимосвязанном мире, что ты можешь дернуть за одну ниточку, и у тебя изменится все мироздание. Каждое новое определение, каждое новое ощущение, новое постижение меняет все, потому что существует всего лишь десять сфирот, но каждая из них состоит из десяти, и еще из десяти, и получается, что нет границы познанию.

Мир бесконечен, хотя он состоит всего лишь из десяти частей, эманаций.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 15.09.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Войти в чувства каббалиста

Читая каббалистический текст

Суть науки Каббала

Инструмент для раскрытия высшего мира

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если нет более мудрого, чем опытный, то чем мне поможет текст книги, где описывается строение и взаимосвязь духовных тел?

Ответ: Каббалистический текст предназначен не для того, чтобы вы были более умным. Ни в коем случае!

Текст написан великим каббалистом, который прошел этот путь. Хотим мы того или нет, но и я, и вы, и все мы должны пройти этот путь или в этой, или в следующих жизнях.

Читая то, что написал каббалист, мы вызываем на себя высшую энергию, высший свет, доброе начало, которое связывает и сближает нас.

Мы этого не понимаем и даже иногда ощущаем, что такое воздействие отталкивает нас друг от друга. Но это временное стартстопное действие "туда-обратно, сюда-обратно", которое выводит нас из сонного состояния, чтобы мы действительно стали приближаться друг к другу и к Творцу.

Поэтому чтение книг является инструментом для привлечения высшей энергии, высшего света, который объединит нас, и в нашем объединении мы начинаем постигать Высший мир, видеть его, как мы смотрим фильм, только более четко, чувственно, в своих внутренних свойствах. Представляете! Этот фильм проигрывается внутри вас, и вы в нем принимаете непосредственное участие.

Так происходит раскрытие каббалистических текстов.

Из урока на русском языке, 18.08.2019

Смысл каббалистических книг, ч.9

каббалист Михаэль ЛайтманПять правил изучения Книги Зоар

Реплика: Чтобы правильно подходить к изучению Книги Зоар, можно выделить несколько постулатов.

Первое правило называется "сердце понимает" ("а-лев мевин"). То есть Книгу Зоар изучают сердцем.

Ответ: Желанием. Ты должен менять свои желания. Вместо желания получать стремиться к желанию отдавать, вместо желания отдаляться, отталкивать – к желанию привлекать и любить.

Реплика: Второе правило: "человек – маленький мир". То есть Книга Зоар включает в себя множество понятий, знакомых нам из материального мира, хотя на самом деле так же, как и в Торе, там говорится о внутренних состояниях, проходимых человеком.

Ответ: Да, в ней описывается Высший мир, но словами и действиями нашего мира. 

Вопрос: Поэтому каббалисты говорят, что во время чтения Книги Зоар необходимо интерпретировать слова, написанные в ней, как выражение всевозможных внутренних действий?

Ответ: Как действие высших сил – того, что происходит не в нашем мире. В принципе, надо просто сделать наоборот: воспринимать все, что описывает Книга Зоар, в свойстве отдачи и любви, в выходе из себя, а не в свойстве получения, эгоистической любви.

Реплика: Третье правило: "свет возвращает к Источнику". Человек, приходящий на урок, должен понимать, что есть в Книге Зоар особое воздействие, особая сила, которую мы можем притягивать оттуда.

Ответ: Книгу Зоар изучают с намерением привлечь на себя силу, способную изменить человека, сделать из эгоиста альтруиста.

Вопрос: Значит я, приходя на урок, должен знать, что я хочу в себе изменить?

Ответ: Для этого ты и приходишь на урок. В этом заключается сама идея, сила, свойство, цель Книги Зоар.

Вопрос: Правило четвертое: прежде чем приступить к учебе, должно быть осознание зла и молитва. О чем речь?

Ответ: Осознание зла своей эгоистической природы приобретается постепенно.

Молитва – просьба о силе, которая могла бы меня изменить, каким-то образом поднять над собой, сделать из меня полезное, доброе, угодное Творцу существо. Это, в общем-то, подготовка к правильному чтению Книги Зоар.

Вопрос: Пятое правило: "как один человек с одним сердцем". Каббалисты говорят, что невозможно изучать Книгу Зоар одному, обязательно в группе людей. Почему?

Ответ: Поскольку Книга Зоар была написана в десятке, то и изучать ее нужно в десятке. Потому что под ее влиянием человек сближается с остальными, и только в правильной связи с ними начинает понимать, о чем она говорит.

Вопрос: То есть я не могу читать ее дома один, я обязательно должен позвать кого-то?

Ответ: Можешь читать один, но при этом не извлечешь из нее никакой пользы.

Вопрос: А что дает то, что я это делаю в окружении еще десяти человек? Я же с ними не общаюсь, мы просто вместе сидим и читаем?

Ответ: Ты должен подразумевать, что ты с ними общаешься, что вы соединяетесь сердцами. Допустим, как ты чистишь картошку, так ты должен очистить свое сердце от внешней оболочки, и все остальные тоже, и соединить свои сердца в одно большое сердце.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 18.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смысл каббалистических книг, ч.8

Смысл каббалистических книг, ч.7

Смысл каббалистических книг, ч.6

Смысл каббалистических книг, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманТри ограничения в изучении каббалы

Реплика: Бааль Сулам пишет, что для того чтобы начать изучать его комментарий к Книге Зоар или саму Книгу Зоар, необходимо сначала познакомиться с четырьмя предисловиями, написанными им: "Введение в науку каббала", "Введение в комментарий "Сулам", "Введение в Книгу Зоар" и "Предисловие к Книге Зоар".

Ответ: Да. Невозможно правильно подойти к чтению Книги Зоар без серьезного изучения этих четырех предисловий.

Вопрос: Кроме того, Бааль Сулам пишет, что прежде чем приступать к изучению Книги Зоар, нужно уяснить для се6я три ограничения, которые нельзя нарушать.

В духовном познании существует четыре категории, которые называются: материя, форма материи, абстрактная форма и суть. Причем Книга Зоар совершенно не занимается такими понятиями, как "суть" и "абстрактная форма". Что это за ограничение?

Ответ: Невозможно вообще заниматься сутью, поскольку это выше нашей природы.

А абстрактной формой мы не можем заниматься, потому что это не наука. Мы занимаемся только материей, приобретающей какую-то форму. 

К примеру, мы изучаем эгоизм, который может приобрести определенные эгоистические или анти-эгоистические, альтруистические формы. Мы можем облачиться в эти формы, исследовать их, т.к. сами представляем собой ту материю, которая приобретает эти формы.

Невозможно исследовать что-то вне себя, в частности, такую субстанцию, как Творец. Только если Он облачается в человека и проявляется в виде какого-то свойства: любви, отдачи.

Вопрос: Второе ограничение. Бааль Сулам говорит, что Книга Зоар рассматривает только миры Брия, Ецира, Асия, то есть скрытие высшей силы от творения. Почему?

Ответ: Мы можем исследовать только то, что проявляется в материи, а то, что выше нее – абстрактные формы, абстрактные силы, не облаченные в материю, – о них мы не можем говорить, потому что это абсолютно недоказуемо, нереально.

Реплика: То есть существует пять миров, а Бааль Сулам говорит только про три мира.

Ответ: Да. Он говорит только о тех мирах, где мы существуем: Брия, Ецира, Асия.

Вопрос: Третье ограничение. В каждом из миров БЕА существуют три категории: десять сфирот, души людей, остальная действительность. В Книге Зоар объясняются явления, связанные только с людьми. О чем речь?

Ответ: О том, что нас должно интересовать только то, что касается нас, облачается в нас, и мы можем исследовать это из нашего практического постижения.

Мы должны очень четко видеть ограничения. Шаг влево, шаг вправо за пределы нашего желания, приобретающего различные формы, превращает нас в философов, психологов, но не в ученых. А каббала – это чисто практическая наука.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 18.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смысл каббалистических книг, ч.6

Смысл каббалистических книг, ч.5

Смысл каббалистических книг, ч.4

Смысл каббалистических книг, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманПричины появления Книги Зоар

Вопрос: Книга Зоар представляет собой комментарий на Тору. А зачем ее надо было писать?

Ответ: Потому что изменились обстоятельства.

Были этапы, когда группы каббалистов, находившиеся в состоянии постижения, то есть постепенного подъема от начала сотворения эгоизма и до его относительно полного развития, как в период Второго Храма, потом падали.

Книга Зоар написана во II веке нашей эры в состоянии, когда уже произошло падение, не было групп, не было народа, не было ничего, что называется святостью, т.е. ощущением хотя бы относительного единства. Все было разрушено, раздроблено, расколото.

Поэтому нужна была методика, венчающая этот темный период страданий, называемый "изгнание", который должен закончиться исправлением.

Книга Зоар предназначена для периода, разделенного от ее написания до нашего времени двухтысячелетним изгнанием, чтобы мы, начиная с нашего времени и далее, начали воплощать в жизнь то, о чем сказано в ней, т.е. исправлять себя. 

В нашем поколении мы удостоились комментария "Сулам" на Книгу Зоар. И поэтому мы можем раскрывать каббалу и начинать понимать, что говорили великие каббалисты, рабби Шимон и его ученики, две тысячи лет назад.

Вопрос: То есть без комментария, который написал последний каббалист XX века Бааль Сулам (Йегуда Ашлаг), невозможно понять Зоар?

Ответ: Невозможно. Поэтому он и появился.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 18.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смысл каббалистических книг, ч.5

Смысл каббалистических книг, ч.4

Смысл каббалистических книг, ч.3

Смысл каббалистических книг, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманТора – план творения и его реализации

Вопрос: Философ Пауль Риций (15-16 в.) пишет: "Дословный смысл Танаха подчиняется условиям времени и пространства. Каббалистический смысл остается на века, без временных и пространственных ограничений". Что это значит?

Ответ: Каббалистический смысл Танаха не зависит ни от времени, ни от обстоятельств нашего мира.

Этот смысл совершенно не касается самой Торы. Ведь каббалист, который обрел особые духовные свойства, читает ее в своем духовном ключе.

Вопрос: Книга Зоар, которая комментирует Тору, говорит, что все события в Торе – это высшие тайны. О каких тайнах идет речь? Что от нас скрыто?

Ответ: Ничего. Просто для того чтобы понять внутренние взаимодействия между всеми элементами творения, надо быть на уровне этих взаимодействий. Их свойства – это взаимная отдача, взаимное объединение, любовь, сопряжение, т.е. всё обратное нашему миру. Поэтому человек должен обрести эти обратные свойства, и в этой мере, на этом уровне, он сможет правильно понять Тору. 

Вопрос: Но что все-таки скрыто от нас?

Ответ: Скрыта вся методика, вся история преображения мироздания от его начального до конечного состояния.

Вопрос: То есть можно сказать, что Тора – это методика?

Ответ: Тора – это методика, Тора – это план творения и его реализация в каждом и во всех вместе, последовательность этого плана, его воплощение.

Вопрос: В каббалистических книгах, в частности у Бааль Сулама и Рабаша пишется, что Тора по определению – это "свет, возвращающий к Источнику".

Ответ: Это уже совсем другое использование Торы, когда мы применяем ее для того, чтобы она вызвала в нас определенные изменения.

Поскольку мы изучаем высшие процессы, которые основаны на свойствах отдачи, любви, сопряжения, помощи, включения друг в друга, т.е. в обратной антиэгоистической природе, то в процессе изучения мы привлекаем на себя свет, определенную силу, которая нас меняет. В этом и заключается благое влияние Торы на человека.

Вопрос: То есть можно сказать, что есть книга "Тора", есть методика "Тора" и есть сила, которая заложена в этой книге?

Ответ: Да. Тора – это план всего мироздания, каким образом оно проходит все свои этапы развития.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 18.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смысл каббалистических книг, ч.2

Смысл каббалистических книг, ч.1

Тора – программа раскрытия ее Создателя

Смысл каббалистических книг, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманТора – секретный код

С точки зрения каббалы Тора представляет собой абсолютно секретный код. Причем она засекречена таким образом, что каждый человек в мере своего исправления или испорченности может понимать ее так или иначе.

Вопрос: То есть секрет не в том, что я должен понять какое-то слово, его смысл?

Ответ: Нет. Ты не можешь выпытать у кого-то ее код, открыть эту книгу каким-то особым ключом, посмотреть, что находится между страниц. Это невозможно. 

Но если ты обладаешь определенным свойством – отдачи, любви, выхода из себя, т.е. свойством Высшего мира, – то читая Тору, начинаешь видеть, что книга описывает не наш, а совершенно другой, обратный, Высший мир.

Если человек может приобрести такие свойства, противоположные его нынешним качествам, тогда он правильно читает эту книгу – так, как она написана ее автором. А если у него этих свойств нет, тогда он читает ее, как и все в этом мире. 

Реплика: Говорят, что если, читая Тору, выделять какую-то букву через каждые десять слов, то таким образом можно выявить какую-то информацию.

Ответ: Нет. Читай ее как угодно: спереди назад, сзади наперед, через каждые десять или двадцать слов – ничего не поможет.

Вопрос: Можно ли предсказать по этой книге будущее? Говорят, в ней заложена вся информация.

Ответ: В ней заложена информация обо всем! Не только о нашем мире – обо всех мирах, обо всем существующем, о каждом из нас и о всех вместе, независимо от времени и любых состояний. Но дело в том, что раскрыть это нельзя.

Вопрос: Неужели там можно найти информацию о каком-то человеке, который родится, допустим, через 20 лет, и что с ним произойдет через 50 лет?

Ответ: До мельчайших подробностей. Причем там описаны все его внешние и внутренние свойства, всё, что будет происходить с ним в каждое мгновение, со всеми миллиардами людей, животных, растений, каждой песчинки, всех миров, и их взаимными отображениями друг с другом.

Вопрос: И каббалисты могут это расшифровывать?

Ответ: Да, в мере своего развития. Они читают это так, как мы читаем открытый текст.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 18.12.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Смысл каббалистических книг, ч.1

Доступ к программе мира, ч.2

Секрет чтения Торы

Страница 4 из 88« Первая...23456...Последняя »