Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Последние в плеяде больших каббалистов

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: На наших занятиях мы в основном изучаем труды Бааль Сулама и его старшего сына Рабаша. То есть, образно говоря, мы ограничили ими всю цепочку больших каббалистов.

Ответ: Дело в том, что труды остальных каббалистов сконцентрированы в них двоих. Поэтому, изучая Бааль Сулама и Рабаша, мы ничего не упускаем.

Во-первых, они самые последние, самые близкие к нам.

Во-вторых, они действительно современные каббалисты XX века.

В-третьих, все предыдущие каббалисты многих веков каким-то образом собраны, сконцентрированы в их трудах, и потому при этом мы ничего не теряем.

В своих работах Бааль Сулам и Рабаш постоянно ссылаются на более древние каббалистические первоисточники, например, Книгу Зоар, "Книгу Создания" и так далее. А есть такие статьи, которые они написали сами. Их нам еще легче читать и изучать.

В принципе, нам не надо ничего более этого. Даже не выходя за рамки их трудов, мы можем полностью освоить науку каббала и реализовать ее в том виде, в котором она необходима для нашего исправления. 

Реплика: Труды Бааль Сулама и Рабаша как линза, которая собирает солнечные лучи.  

Ответ: Да, Бааль Сулам собрал для нас все, что было до него. Он сделал комментарий на Книгу Зоар и книги Ари. Нет ни одной важной темы в каббале – науке об управлении нашим миром высшей системой управления, – которую бы он не разобрал.

Бааль Сулам все объяснил, приблизил к нам и изложил на понятном нам языке. Если мы не будем изучать его работы, то практически не сможем ничего понять в мире, в его управлении, в его цели.

Из урока на русском языке, 10.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великие каббалисты нашего поколения

Учение света для всего мира

"Питаться" от учения Бааль Сулама и Рабаша

Не премудрость, а практическая работа

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Было бы очень интересно пройти двенадцатую, тринадцатую и четырнадцатую части "Учения Десяти Сфирот".

Ответ: Не знаю, успею ли я это. Я хочу сделать другое.

Эти части вы все равно пройдете на себе, на своих "костях". А для меня главное – преподнести вам методику личного возвышения, а не премудрости, как что-то происходит со светом, между хохма и бина. Какая тебе разница, что будет между ними?! Главное – где ты будешь.

А для этого мне надо каждый день преподавать моим ученикам методику духовного возвышения, которая подняла бы их, а не просто дала им какую-то мудрость в разуме. Ведь это просто знания, которые, откровенно говоря, не могут особо помочь.

Что было у людей, когда еще не было шести томов "Учения Десяти Сфирот"? Этому учебнику меньше 100 лет. Что же до этого делали каббалисты? Разве они не смогли постичь высший мир?! Ведь и Бааль Сулам сначала постиг его и только потом написал свои труды. Поэтому в книгах ты многого не найдешь.

Самое главное – это практическая работа между людьми. Ты должен обнаружить всю эту систему в своей связи с товарищами. Не в книге и не в голове. Так что, я желаю вам удачи совсем в другом виде.

Из урока на русском языке, 10.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учеба – толчок к объединению

Чтобы разум не обгонял действия

От теории к практике

История каббалы, ч.6

каббалист Михаэль ЛайтманОсновные принципы каббалы

Реплика: Каббалистическая методика сама по себе не меняется. Всегда должен быть учитель, т.е. инструктор, который уже постиг духовное; первоисточники и единомышленники – группа людей, с которыми ты непосредственно находишься в коммуникации, изучая их и свою природу.

Ответ: Обязательно! Это и есть наука каббала.

Вопрос: В чем всё-таки отличие между тем, что было раньше и сейчас?

Ответ: В принципе, внешней разницы нет. Люди всегда собирались по десять человек и занимались. Об этом сказано еще в первых каббалистических книгах, написанных три тысячи лет назад.

Мы должны уподобиться системе Высшего мира, а это значит десятке.

Мы должны создать между собой правильные духовные взаимоотношения, а это значит взаимопомощь, поддержку, любовь.

Мы должны изучать природу Высшего мира и этим вызывать на себя его эманацию – определенное духовное излучение, силу, которая изменяет нас. 

Мы должны вести особый образ жизни, уделяя этому постижению все свои устремления.

Реплика: Интересно, что внешне это никак не выглядит. Есть просто учеба. Нет медитаций, не заметна какая-то особая помощь друг другу.

Ответ: Что значит "нет медитаций"? Если во время учебы и вообще в течение дня я думаю о том, как мне приблизиться к свойствам Высшего мира, к тому, чтобы объединиться с другими людьми и вместе с ними в добрых взаимоотношениях начинать постигать Высший мир, – это не медитация? Речь идет о моих внутренних устремлениях.

Если я что-то изучаю, читаю первоисточники и при этом хочу все это ощутить, войти в общие связи, то это тоже медитация. Устремление сердца человека к тому, что он хочет постичь, – это и есть медитация.

Реплика: В принципе, каббала не рассказывает об истории нашего мира, поскольку она говорит о состоянии, которое находится выше пространства, времени, скорости. И поэтому, говоря "история", мы подразумевали именно историю развития эгоизма.

Ответ: История нашего мира не может быть в отрыве от сущности каббалы. Потому что каббала сама пишет историю, она описывает развитие мира.

Ведь, в принципе, что такое история? Это наука о развитии природы, включая человека.

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.5

История каббалы, ч.4

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.5

каббалист Михаэль ЛайтманМетодика каббалы неизменна

Вопрос: Несколько тысяч лет назад, когда эгоизм был очень маленький, можно было просто ограничить его. А сейчас эгоизм развился до такой степени, что необходимо систематически заниматься по методике Рабаша.

Вы говорите, что методика не меняется. Но раньше люди всего лишь несколько раз в году приходили в Храм, делали жертвоприношения, проводили семинары, обучались, и этого было достаточно. Значит, все-таки есть разница между методиками?

Ответ: Нет, так аллегорически говорится о том, что они должны были делать. Жертвоприношение означает покорение своего эгоизма, они приносили его в жертву.

Конечно, они собирались и обучались в Храме, но таких систематических, серьезных занятий, как сейчас, у них не было. Их эгоизм был невелик, поэтому достаточно было уделить ему совсем немного внимания, чтобы подняться над ним и начинать с ним работать.

Я помню, еще 40-45 лет назад, когда я встречался с каббалистами, – как правило, это было каббалисты из восточных стран, – они говорили: "Это же очень просто: перестань думать о себе. Думай о том, как ты кому-то что-то отдаешь, что ты добр со всеми. И этого достаточно". 

Глядя на них, я думал, что они наивные люди. Они говорили: "Подумай немного об этом и начнешь ощущать, что в мире происходит что-то другое". А я этого не ощущал. У меня был нормальный, здоровый эгоизм, я хотел поглотить весь мир – как в наше время, в принципе, любой человек. И поэтому их методика была для меня совершенно недостаточна.

Вопрос: То есть просто быть хорошим человеком, каким-то образом ограничивать себя от плохих действий – это сегодня не работает?

Ответ: Нет, не работает.

Я жил тогда в Реховоте, и у меня был товарищ – рав Махлоф, каббалист в постижении. Но его методика была для меня неприемлема. Я приходил к нему, мы немного занимались, и он говорил:

– Пробуй думать о том, как ты отдаешь другим.

– Что отдаешь?! Как отдаешь? Зачем?! Что я получаю вместо этого?

– А ты не думай о том, что получаешь.

– Я не могу не думать.

То есть переход от маленького эгоизма, существовавшего еще несколько десятков лет назад, на уровень нынешнего огромного эгоизма произошел на наших глазах.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.4

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.4

каббалист Михаэль ЛайтманКаббала: современный период

Реплика: Великий каббалист Бааль Сулам был первым, кто стал преподавать каббалу людям, не находящимся в духовном постижении. А до него все первоисточники ориентировались на тех, кто находился в духовном.

Ответ: Естественно. Они не вводили человека в духовное постижение. А Бааль Сулам изложил все буквально с нуля. Его труды предназначались для всех людей, даже совершенно неверующих. Он писал книги, чтобы начинать исправлять человека с любого состояния.

Вопрос: Причем видно, что сам он изучал философию и разные науки, чтобы подобрать специальный язык, понятный для светских людей. В чем еще его заслуга в развитии этой методики? Или это та же методика, только рассчитанная уже на более высокий эгоизм?

Ответ: На протяжении всей истории методика вообще не менялась и не меняется, поскольку каббала – это наука о состоянии мира, о силах, которые действуют в мироздании, а они неизменны. Все зависит от того, на каком уровне мы их изучаем: или как ребенок в первом классе, или в десятом, или в университете, или при написании научной работы – в этом вся разница.

Но все это, в общем-то, относится к описанию, а сама методика, ее основа – одна и та же: исправление эгоизма в человеке и в обществе, и постижение через исправленный эгоизм системы, которая находится вокруг нас и управляет нами. Поэтому Бааль Сулам описал это с научной точки зрения, изложив книгу Ари "Древо Жизни" в своем труде "Учение Десяти Сфирот" более приемлемым для нас языком. 

Однако эти книги, в основном, используют люди, уже находящиеся в духовном мире. А для того чтобы начать ощущать его, требуется работа над собой. Этой теме Бааль Сулам посвятил множество статей, выпустил даже газету, издавал брошюры.

Впоследствии эту работу продолжил его старший сын Барух Ашлаг (Рабаш) – мой учитель, который описал в своих статьях практическую каббалу.

Книги Бааль Сулама и Рабаша являются теми источниками, которые сегодня использует человечество, чтобы продвигаться вперед.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.3

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.1

История каббалы, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар и лурианская каббала

Вопрос: После написания Торы на протяжении полторы тысячи лет происходило очень много событий. Но самое важное из них – появление Книги Зоар во II веке нашей эры. Возможно, в этот период что-то и писалось, но до нас не дошло?

Ответ: Дело в том, что на протяжении всех этих столетий, от получения Торы и до написания Книги Зоар, эгоизм развивался, но не побеждал народ. А во II веке нашей эры все-таки победил.

То есть народ достиг такого состояния, когда он разрушил связь между собой, – это называется разрушением Второго Храма, – и таким образом упал в такой эгоизм, в котором никогда не был.

Все столетия от получения Торы по выходу из Египта и до разрушения Второго Храма он работал над собой и был способен каким-то образом преодолевать растущий эгоизм. А когда уже не смог и произошло разрушение Второго Храма, т.е. связи между людьми, то потребовалась новая методика, которая была изложена в Книге Зоар. Однако саму Книгу скрыли на много лет.

В принципе, она была скрыта до XVI века, т.е. до времени Ари. Только Ари смог постичь ее смысл и постепенно раскрывать ее человечеству. 

Вопрос: Что особенного в Книге Зоар, чего нет в Торе?

Ответ: Книга Зоар вызывает высший свет – силу, скрытую в нашем мире, которая воздействует на людей и помогает нам развить в себе антиэгоистические свойства, способные связать нас над эгоизмом.

Вопрос: Значит, самой Торы было уже недостаточно? Должна была появиться особая книга, комментарий на Тору?

Ответ: Должно было появиться особенное ее выражение. Тора включает в себя всю силу для исправления эгоизма, но ее изложение не соответствовало такому большому эгоизму, который возник в состоянии разрушения Второго Храма.

Вопрос: В 16 веке великий каббалист Ари развил дальше эту методику, которая стала называться "лурианская каббала". В чем заключалась работа Ари?

Ответ: Ари описал в своих трудах, о чем говорит Книга Зоар. Вернее, он диктовал, а его ученики, в основном Хаим Виталь, записывали за ним.

Все это передалось от Ари далее через его учеников, которые потом тоже скрыли эти записи, поскольку человечество еще не было готово к их изучению. В нем еще не проявился такой эгоизм, чтобы люди понимали, что это им необходимо. Так продолжалось до начала XX века.

Вопрос: Насколько я понимаю, у Ари был научный подход к каббале? Ведь он жил в тот период, когда развивались все науки.

Ответ: Да, это был период средневековья, когда все начинало пробуждаться. А потом, в 17 веке, наступил расцвет хасидизма. Самым ярким его представителем был великий каббалист Бааль Шем Тов, который взял методику Ари, чувственно раскрыл ее в себе и стал учить других.

Он создал своеобразную маленькую академию, в которой обучил основам каббалы 30-40 молодых людей, а потом разослал их во все стороны, чтобы они обучали остальных.

Это была уже практическая каббала, т.к. Бааль Шем Тов объяснял, что надо собираться в группы, в десятки, и таким образом заниматься. Поэтому то, что мы сегодня делаем, – это практически его методика.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.2

История каббалы, ч.1

Книга Зоар – это наше Древо Жизни

Свойство каббалистических книг

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как научно объяснить, без мистики, без религиозного чуда, что чтение книг каббалистов помогает исправлять намерение и изменять внутреннее состояние?

Ответ: При чем тут мистика и религиозность? Ни того, ни другого в каббале нет.

Чтение каббалистических книг помогает вам внутренне настроиться на цель, потому что они говорят о том, каким образом ваша душа должна быть направлена на нее. Как мы настраиваем музыкальный инструмент, так и вы, читая каббалистические книги, настраиваете себя.

Этот камертон звучит через книги. Попробуйте читать их, и вы ощутите это. И никоим образом не надо оглушать его никакими религиозными предписаниями, обязательствами или всевозможными мистическими потрясениями.

Из урока на русском языке, 20.01.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Действие каббалистических текстов

Как каббалистическая книга воздействует на человека?

Чудесная книга

История каббалы, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманОтличие методики Моисея от учения Авраама

Вопрос: История каббалы – это история развития эгоистических желаний человека, других у нас нет. Но зачастую это путает человека, потому что даже вы иногда говорите, что эти события происходили на материальном уровне.

Так были они или не были? Есть какая-то связь между историей развития желаний и историческими событиями?

Ответ: Несомненно, эти связи были. Если говорить на уровне обиходного языка, то группа Авраама действительно вышла физически из Древнего Вавилона, прошла через землю Израиля и ушла в Египет.

Вопрос: И все-таки, что особенного было в методике Моисея по сравнению с методикой, изложенной в "Книге Создания" Авраама. Она была недостаточна для исправления?

Ответ: Недостаточна. Потому что Авраам преподавал методику объединения, базирующуюся на маленьком эгоизме, в котором находились жители Древнего Вавилона. 

А Моисей, убежав вместе со своим народом от фараона, преподавал им методику уже на другом эгоистическом уровне. Иными словами, между людьми, вышедшими из Египта (из эгоизма), находился "фараон" – огромный растущий эгоизм, но они смогли над ним приподняться, что означает "выйти из Египта".

Они не могли никуда деться от этого эго, которое раздирало их и разделяло между собой, но смогли над ним подняться и идти выше его. В этом заключалась методика Моисея.  

Вопрос: Значит, на каждом уровне человеческого эгоизма существует определенная методика, которая дана для его исправления. А в чем все-таки отличие?

Ответ: Отличие в реализации. Имея больший эгоизм, ты должен производить соответственно большие действия. Ты должен создавать как бы новое общество, которое в состоянии совладать с эгоистическими побуждениями каждого, чтобы оно не раздиралось изнутри эгоизмом, а поднималось и соединялось над эго.

Потому эта методика намного сложнее и сильнее. В принципе, она действует до сих пор. То, что получил Моисей в своем постижении Высшего мира и его правильной реализации в человеке, то и находится в нас до сегодняшнего дня. Мы ею пользуемся, хотя находимся в несколько иных условиях, в иных отношениях между собой и между нами и природой. Но, в общем, это та же методика.

Реплика: Действительно так. Мы видим, что практически все каббалисты, включая Бааль Сулама и Рабаша, во всех своих статьях опираются на Тору.

Ответ: Существует методика, говорящая о том, как справляться с эгоизмом, как строить доброе взаимное общество до распространения власти фараона, то есть до возникновения настоящего эгоизма, который раскрылся в обществе. Это методика Авраама.

А есть методика, объясняющая, как работать с эгоистическим обществом, в котором возобладало эго и покорило его. Это уже методика Моисея. Именно со второй методикой, методикой Моисея, мы уже можем работать.

Дело в том, что духовный парцуф (душа) разделяется на две части: на относительно начальную слабую часть "катнут" (малое состояние эгоизма в обществе и в человеке) и большое состояние "гадлут".

Для малого состояния годилась методика Авраама. А для большого состояния, когда происходит полный расцвет эгоизма в обществе, и люди должны объединяться над своим эго, чтобы достичь связи и любви, необходима уже методика Моисея.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

История каббалы, ч.1

Раскрытие каббалы из поколения в поколение

Короткие истории. Каббалистические школы

Мысли: добрые и злые

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой параметр в мысли определяет силу ее воздействия?

Ответ: Есть мысли положительные, направленные на связь и добро для других. Есть отрицательные, направленные на разделение, на подчинение других себе. Все они градируются по уровням.

В духовных мирах существует 125 ступеней добрых или злых мыслей, т.е. наряду с положительными мыслями есть большая система темных сил, дурных мыслей, которая описана в Книге Зоар. Но как систему мы ее не изучаем.

Каббалисты увидели, что когда изучаешь систему неправильных, злых мыслей, то при этом ты возбуждаешь ее, и она нехорошо действует на нас и на весь мир. Поэтому мы ее не изучаем. Она описана каббалистами, но мы не включаем ее в наш курс.

Если мы станем настолько большими, что сможем применять эту систему только для нашей пользы, тогда будем ее изучать.

Из урока на русском языке, 03.02.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мысль – это высшая сила

Мысль – самая большая сила

Сила мысли и развитие разума

История каббалы, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманРазвитие каббалы от Адама до Авраама

Реплика: Тема "История каббалы", с одной стороны, очень простая, но, с другой стороны, довольно сухая.

Ответ: Смотря, как ее преподают. Можно излагать просто сухие факты, которые тебе надо запомнить. А если рассказывать о причинах, почему произошло то или иное событие, то история становится не просто историей, а огромной наукой о том, как все действия, связи, явления перетекают одно в другое.

Реплика: Каббала согласна с тем, что после Большого взрыва, примерно 14 миллиардов лет назад, появилась материя, время, пространство. Атомы стали собираться в молекулы, потом в более крупные организмы и так далее. Все это Бааль Сулам описывает в газете "Народ".

Ответ: Только есть одна маленькая поправка: все это – относительно человека, который появился через 13 с половиной миллиардов лет после Большого взрыва. Развиваясь, он стал изнутри себя раскрывать, что относительно него якобы существуют звезды и все, что он видит.

А если бы не человек, нельзя сказать, было это или нет. Тогда вообще не было бы ни времени, ни пространства, никакой истории. 

Реплика: Говорят, что 70 тысяч лет назад произошла когнитивная революция, и современные люди произошли от homo sapiens.

Наука каббала утверждает, что первым человеком, который постиг не только следствия, но и причины материальных процессов, был Адам Ришон.

Ответ: Поэтому Адама называют "Ришон" (первый). Ведь он первым из людей постиг Высший мир, т.е. дополнительную реальность, кроме нашей.

А до него люди существовали десятки тысяч лет. И каббала это не отрицает, потому что Адам – не первый человек на Земле, а первый постигший Высший мир. Ведь дополнительно к пяти материальным органам ощущений у него развились еще пять внутренних, более глубоких органов чувств, не связанных с нашим миром, через которые он ощутил следующее, более высшее состояние природы.

В Торе сказано, что от Адама до Ноаха и от Ноаха до Авраама прошло по 10 поколений – то есть 20 поколений каббалистических школ. Но широкое распространение каббалы произошло в Древнем Вавилоне, где она раскрылась уже не единицам, не маленькой группе людей, а Аврааму и его соратникам. Именно через Авраама каббала стала бурно распространяться в массах.

Вопрос: Можно ли считать Авраама основателем методики каббалы?

Ответ: Да. Поэтому он и зовется "Авраам" – "отец народов". Учение, которое он раскрыл, – это методика развития в человеке дополнительных органов чувств, когда он начинает ощущать кроме нашего мира, т.е. того объема, который мы ощущаем, родившись естественным образом, еще дополнительный духовный объем. Он выше нашего мира, определяет все события на Земле, и поэтому нам необходим.

Поначалу Авраам не был каббалистом. Он был жрецом вавилонского царя Нимрода. Но постепенно, видя, что происходит с вавилонянами, которые из дружелюбного, добросердечного народа стали превращаться в противоречивых, злых по отношению друг к другу людей, он начал исследовать, почему это происходит. Будучи жрецом, он должен был как-то это все урегулировать.

Авраам увидел, что это – естественное развитие человеческой природы, которое происходит для того, чтобы подогнать человека к подъему над этим злом, которым он управлял бы добрым развитием.

Он раскрыл, как развить человеческое общество к доброму отношению, которое покрыло бы злое отношение, изучил это, описал и начал преподавать. В этом, в принципе, и заключается его методика, его теория и практика.

Вопрос: Является ли учение, которое развил Авраам, методикой для единиц, а учение Моисея, написавшего Тору, методикой для большого народа, поскольку из Египта вышло три миллиона человек, и нужна была другая методика?

Ответ: Нет, методика, в принципе, не меняется. У нее одна цель – поднять человека до уровня "возлюби ближнего как себя", как провозгласил в свое время Авраам. Практически, это было известно и до него, со времен Адама. Но все зависело от того, в каких условиях применялась эта методика.

Одно дело, когда ее применял Авраам с маленькими группами людей, которые он начал собирать из древних вавилонян и впоследствии ушел с ними из Вавилона. Он обучал их все большему объединению, т.к. между ними появились своего рода трения.

А затем уже в них возникло очень серьезное эго, т.е. внутренне они опустились в такой глубокий эгоизм, в такие трения между собой, которые называются нахождением у фараона или египетским изгнанием. Эгоизм (фараон) стал безраздельно властвовать над ними.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Основы каббалы", 22.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откуда берет начало история каббалы

Методика любви: от Адама до наших дней, ч.2

Развитие методики от Адама до наших дней

Соединяться сердцами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы изучаем "Введение в науку каббала", нужно ли впечатляться от материала или достаточно сухо работать с ним?

Ответ: Вы должны впечатляться и пытаться реализовывать это в чувствах. Чувствовать!

Ведь речь идет о соединении между собой и соединении с Творцом. А как соединяться, чем?

Соединяться можно только сердцами. А сердце – это чувство. При этом голова, разум нужны только для того, чтобы знать, как лучше достичь объединения. Они используются как вспомогательные инструменты.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как из техники каббалы прийти к чувствам?

Как взращивать духовные чувства

Уровни духовной работы

Закон гор – закон каббалы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня у нас был особый, интересный урок. Есть только одно "но", – мы заслушиваемся. Скажу на своем опыте, что в этом случае очень трудно оставаться в намерении как, например, при чтении Книги Зоар.

Как воспитать в себе такое чувство, чтобы во время урока постоянно находиться в намерении, независимо от того, изучаем ли мы "Введение в науку каббала" (Птиху), или Книгу Зоар, или еще что-то?

Ответ: Когда человек думает за себя, он никогда не будет в правильном намерении. Но если он знает, что зависит от других, то именно эта его забота стережет его. Только таким образом.

Если ты в жизни будешь думать только о себе, то, безусловно, проиграешь, а думая обо всех, чтобы поддержать их, выиграешь. Как альпинисты, которые покоряют вершину, – если друг друга не держать, то ничего не поможет. Это закон гор.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как развиваться во время учебы?

Как взращивать духовные чувства

Как читать первоисточники?

Учеба – толчок к объединению

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Иногда во время учебы и не только во время учебы у меня появляется тот или иной вопрос. Начиная углубляться в него, вдруг приходит ответ. Но когда я дальше углубляюсь в вопрос, ответ может поменяться. Можно ли понять, что пришедший ответ правильный?

Ответ: Откровенно говоря, не имеет значения, правильные ответы или неправильные. На духовном пути они всегда будут такими: правильный ответ в следующий момент обязан казаться неполным или даже неправильным, и вы захотите найти другой ответ. Это не имеет значения, мы все время реконструируем разбитую душу, возрождаем, восстанавливаем ее.

Все эти вопросы-ответы нужны лишь для того, чтобы сформировать еще большее желание к связи между собой и к отдаче. А все премудрости, которые вы сейчас изучаете: прямой свет (ор яшар), отраженный свет (ор хозер), четыре стадии и т.д. – это все не важно.

Когда вы начнете это ощущать, вы увидите, что все совсем не так, как сегодня в ваших эгоистических мозгах. Абсолютно не так. Но это уже не имеет значения, главное, что мы к этому идем.

Поэтому здесь двоякий подход. С одной стороны, надо серьезно и как можно больше вкладывать в учебу. А еще больше вкладывать в объединение. Учеба забывается/не забывается – не имеет значения. Поняли/не поняли – тоже не имеет никакого значения. Значение имеет лишь одно: подтолкнула ли вас учеба к необходимости объединения. Только в этом проблема. Только это надо принимать в расчет. 

Реплика: Я как раз имел в виду вопросы не по "Птихе", а именно о духовном развитии, о чувственных взаимоотношениях с Творцом, с группой.

Ответ: И те вопросы тоже. Не имеет значения, сколько их задавать и сколько получать на них ответов. Имеет значение, толкают ли они тебя к объединению с группой. Конечно, я понимаю, что должен ответить на 1000 вопросов, чтобы ты хоть на миллиметр придвинулся к объединению. И еще 1000 вопросов, чтобы еще кто-то придвинулся на миллиметр. Так мы и двигаемся, что же сделаешь.

Но в расчет принимается только чувственное движение между нами, потому что Творец может войти именно в связь между нами. Только этим мы доставляем Ему радость. Больше никак.

Я рад, что вы понимаете, какую каббалу мы сейчас начали изучать, – более чувственную, внутреннюю, близкую нам, которая нуждается в реализации в группе. Это всё очень хорошо. Меня очень радует то, что вы понимаете эти состояния.

Не переживайте за то, что вы, может быть, не понимаете чертежей, не знаете то, что мы изучаем. Это неважно. Главное – ваше внутреннее ощущение. Через связь в группе – к связи с Творцом. Ничего больше нет.

Из урока на русском языке, 07.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потребность задавать вопросы

Ответ – это свет

Уроки каббалы, ч.2

Как из техники каббалы прийти к чувствам?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как из техники "Введения в науку каббала" ("Птихи") прийти к чувствам? В голове постоянно возникают чертежи. А как это перевести в чувства, я не понимаю.

Ответ: Это постепенно придет. Продолжай пытаться почувствовать их. Ты должен перейти от чертежа к чувствам.

Возьми любой чертеж и начинай смотреть, что в тебе означает эта линия, которая идет вверх или вниз. Вверх – отдача, вниз – получение, вверх – радость, вниз – печаль, вверх – бо́льшая связь с товарищами, вниз – меньшая связь с товарищами. Начинай ощущать это в себе.

Расширяй свой сосуд (кли). Пока он у тебя всего лишь точка. Начинай раздувать ее, чтобы она превратился в какой-то объем. И в этом объеме ты будешь ощущать различные явления. Ничего другого я посоветовать не могу.

Вопрос: А где здесь десятка?

Ответ: Сначала начни это делать в себе, а потом уже с десяткой. Прежде всего ты должен понять, что значат все каббалистические определения: сокращение (цимцум), экран (масах), отраженный свет (ор хозэр), я с товарищами, я без товарищей, я отделяюсь от себя и вхожу в товарищей, все товарищи отделяются от себя и мы вместе образуем какое-то общее новое, которое становится одной духовной единицей и т.д. Пытайся это ощутить. 

Вопрос: Когда мы читаем, или вы объясняете что-то, я сразу же рисую в своей тетради чертеж. Нужно ли это продолжать?

Ответ: Продолжай. Это не мешает. Но потом попытайся, глядя на этот чертеж, выяснить его в чувствах. Как музыкант, который глядя на ноты, может петь. Нам необходима духовная грамота, которая поставит слова каббалистов в адекватное состояние с нашими ощущениями.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переводить слова в чувства

И чувства, и механика

Как перевести каббалистические термины в ощущения

Каббала – это язык чувств

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как работать с нежеланием изучать "Введение в науку каббала" ("Птиху")?

Ответ: Так же как в нашем мире есть физики и лирики, гуманитарии и технари, так и в каббале. Есть люди чувственные по своей природе.

Они приходят к науке каббала, и для них связь с Творцом проявляется через более чувственные тексты, выражения, может быть, песни, танцы, какие-то ощущения. А есть люди, которые подходят к миру технически. Для них важен чертеж: ты им нарисуй, и они поймут. Или они хотят, чтобы все было строго систематизировано и т.д. 

Поэтому нам очень важно учить и то, и другое. А дальше уже человек станет сам специализироваться. В каждой группе будут попадаться и более чувственные, и более практические, но мы должны идти по общему пути.

А общий путь тот, который нам дали Ари и Бааль Сулам: ты смотришь на чертежи и видишь в них не графическое изображение, а изображение чувств. Я могу нарисовать какую-то заковырку, и вместо того, чтобы говорить о ней 10 минут, ты посмотришь на нее, и тебе станет ясно, о чем она, так же как мы передаем свои чувства словами.

В принципе, вся каббала – это язык чувств, потому что основа творения – это желание.

Из урока на русском языке, 04.04.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

И чувства, и механика

Каббала – сочетание лирики и прагматики

Раскрытие – в чувствах

Страница 7 из 88« Первая...56789...Последняя »