Записи в разделе 'Духовная работа'
Пещера Патриархов. Серия "Духовные состояния"

Мой собеседник: Михаил Санилевич, преподаватель Международной академии каббалы.

Пещера Махпела – место духовной жизни.

Творец и сознание

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы называем высшую силу Творцом, мы как бы персонифицируем ее. Если духовное пространство – это поле сознания, то можно ли говорить о субъекте, которому это сознание принадлежит?

Ответ: Нет. Субъекта нет.

Вопрос: Как сознание может быть без субъекта, без "я"?

Ответ: Духовное пространство растекается повсюду, заполняет и включает в себя всё. Кроме него ничего нет. И мы – в нем. А понятие "субъект" подразумевает, что вы должны ограничить его какими-то свойствами.

Свойство отдачи, наоборот, означает, что всё – вне, ничего ограниченного нет. Только отдача. И всё, что есть, кроме Него, создано Им для того, чтобы это созданное Им постигло Его.

Вопрос: И как в духовном происходит процесс осознания? Или там такого нет?

Ответ: У Творца?! Нет.

Там нет ничего, кроме свойства отдачи. И поэтому сознание на таком уровне не существует. Сознание всегда вытекает из того, что чего-то не хватает. 

Реплика: Если мы говорим о поле информации – это нам как бы более понятно…

Ответ: Так это относительно нас! Мы же это поле ощущаем относительно нас, а о нем самом по себе мы не можем ничего сказать: кто, что и как. Только каким образом мы Его воспринимаем в своих ощущениях, как Он проявляется относительно нас.

Реплика: В религии – понятно, там всё перепутано. Но каббалистические источники тоже как бы персонифицируют Творца.

Ответ: Надо же определить это понятие какими-то словами: Он чувствует, Он думает, гневается, радуется. Все говорится только относительно человека, чтобы завязать его на Творца. Так же как вы можете говорить про какую-то машину, прибор или оборудование, накладывая на этот объект свои чувства.

Вопрос: Но когда мы поднимаемся духовно, эта персонификация исчезает?

Ответ: Абсолютно. Не остается ничего кроме поле отдачи. Причем оно бесконечно, не имеет никакой градации! И только лишь мы производим в нем духовные действия.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

В поле высшего света

Есть ли разум у Творца?

Не бейте компьютер – он неживой!

Народ Израиля до и после получения Торы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается народ до и после получения Торы на горе Синай?

Ответ: До получения Торы народ считается просто сборищем людей.

Вопрос: Но почему? Ведь они уже в Египте назывались "израильтяне"?

Ответ: Они назывались так по своему природному устремлению. Но что это значит, они не знали и не понимали. Поэтому тут нельзя ничего сказать об их духовном состоянии, оно было просто минимальным.

Они частично стали чувствовать себя в эгоистическом рабстве во второй половине своего пребывания в Египте, а далее – в попытках выйти из него. 

Но когда они приблизились к горе Синай, то есть перед ними встала необходимость принять Тору, высшую силу, свойство отдачи и любви, и начать с помощью этого свойства исправлять себя, то им постепенно раскрылся смысл света Торы. 

Свет должен переделать природу человека во всех его 620 эгоистических свойствах с "получения ради себя", самонаслаждения, на свойство отдачи, для того чтобы насладить и наполнить других.

Таким образом, изначально Авраам собрал вокруг себя людей, которые просто стремились к свойству отдачи. Поэтому они назывались "Исраэль" (Яшар-Эль) – прямо к Творцу.

Затем они стали исследовать себя, свой эгоизм, т.е. "вошли в Египет". И только по выходу из Египта началось исправление их эгоизма и была дана Тора – инструкция для его исправления. В этом отличие народа до и после получения Торы.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 09.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

От выхода из Египта до получения Торы

Подготовка к "Дарованию Торы"

Великое собрание перед горой

Обнаружить болезнь вместе с лекарством

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как из самого низкого, самого тяжелого, самого болезненного состояния можно понять, что существует нечто противоположное?

Ответ: Только страданиями. Но страдания могут быть физическими, а могут быть моральными, когда ты осознаешь безысходность и не знаешь, что с этим делать.

Реплика: Но человек в этот момент как бы оглушен, он хочет избавиться от боли.

Ответ: Я понимаю, что он оглушен. Но именно страдания толкают его вперед, потому что наш материал – это желание насладиться, это все наше естество. Получается, что мы никуда не можем деться, мы должны страдать.

Однако это могут быть не физические страдания или жизненные переживания, которые тянутся годами, а осознание того, в чем я нахожусь. Если я привлеку к себе свет мудрости, тогда увижу свое настоящее состояние. 

Вопрос: Как попасть в это состояние?

Ответ: В моей жизни может быть все хорошо. И вдруг, просто сидя в кресле, я могу достичь осознания, что нахожусь в обратном состоянии относительно совершенства. Мне будет больно, но больно в осознании, а не физически. Такого состояния мы все равно должны достичь.

Вопрос: Как сделать так, чтобы это было понятно человеку?

Ответ: Для этого дана наука каббала. Занимаясь ею, ты притягиваешь высший свет, приближаешь к себе высшую систему. Ты как бы притягиваешь к нашему миру Высший мир и начинаешь понимать, насколько он совершенней, гармоничней, выше тебя, несколько ты – не он.

И тогда одновременно с разочарованием в своем собственном состоянии в тебе возникнут силы устремления. Ты начинаешь понимать, что этого можно достичь, т.е. как бы обнаруживаешь болезнь вместе с лекарством.

Это и позволяет сделать каббала. Поэтому мы распространяем ее любыми методами, чтобы можно было показать миру эту возможность, чтобы мир вновь не входил в состояния войн. Ведь перед нами маячит очень неприятная возможность третьей мировой войны, и даже четвертой. Так сказано в каббале.

Мы должны предотвратить это и достичь осознания необходимости духовного подъема не палкой, а как сказано: умный видит издали, заранее. Хотелось бы, чтобы человечество именно так прошло свое возвышение.

Вопрос: Получается, что каббала – это лекарство, которое излечивает внутреннюю болезнь. Вы говорили, что болезнь в итоге как бы очищает нас?

Ответ: Любая болезнь сама по себе – это очищение, это лекарство. Ведь она изначально является проявлением каких-то неполадок в организме на любом уровне: физическом или ментальном, моральном или духовном. И поэтому ее течение надо воспринимать как очищение.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12

Предыдущие сообщения на эту тему:

Страдания по свету

Веревка, за которую можно схватиться

Закалка желания: огнем и холодом

Как рождаться заново каждое мгновение

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Однажды на лекции Эйнштейна спросили: "Как делаются великие открытия?" Он ответил: "Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие".

Ответ: Это верно. Не надо делать из себя невежду, надо быть наивным.

Вопрос: А как вы стираете знания, которые существуют в вас, в человеке? Есть знания, а я как-то должен их взять в этот момент и убрать, как будто я не знаю…

Ответ: Я же ничего и не знаю. На самом деле! Я говорю это абсолютно откровенно. Я каждую минуту чувствую себя заново опустошенным.

Вопрос: Почему? Вы 40 лет занимаетесь наукой каббала.

Ответ: Это такая наука, что она сама себя отрицает. Она вычеркивает все, что ты знал до этого, чтобы ты смог сделать следующий шаг. Но следующий шаг – он не за предыдущим, а вместо предыдущего. Они не складываются вместе. В духовном все построено на отрицании. 

Вопрос: То есть я шел-шел, я на какой-то ступени нахожусь, и вдруг она абсолютно исчезает?

Ответ: Я начинаю все заново. Это прекрасно! На самом деле это самое правильное. Я как заново родившийся. Разве ребенок не раскрывает еще шире глаза?

Я себя не чувствую уставшим. Я готов каждый день, каждый урок, каждое утро начинать все заново, заново рождаться.

Вопрос: А когда человек себя чувствует уставшим?

Ответ: Если у него нет возбуждения новых желаний, новых вопросов, то тогда, конечно, он уже не может раскрыть в себе ребенка, тогда он уже старик.

Вопрос: Это уже движение к смерти?

Ответ: Да.

Реплика: То есть, когда вы говорите, что возможна вечная жизнь, вы говорите про эти постоянные обновления?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда возможно постоянное обновление, в каком случае?

Ответ: Всегда. Оно не зависит от тела. Это ведь желание, оно не зависит от тела.

Вопрос: То есть постоянно надо начинать снова? Постоянно обновляться?

Ответ: Да. И это прекрасно!

Вопрос: А что бы вы сказали обычному человеку, не изучающему каббалу?

Ответ: Ничего. Найди себе хобби и продолжай.

Вопрос: И все время радуйся новым открытиям?

Ответ: Да. Так же, как мой учитель говорил про стадион, что это место надо уважать, оно дает наслаждение многим людям.

Он ни разу там не был, ни разу не видел, но он знал, что это игра, которую смотрят одновременно сотня или две сотни тысяч человек и радуются жизни. А радость исходит от Творца, поэтому он радуется за них, что они получают наслаждение от Творца. Они в это время не проклинают Его. Поэтому это место надо уважать.

Реплика: Эйнштейн говорил, что "невежда, который этого не знает, он-то и делает открытие".

Ответ: Человек, который ощущает в любом состоянии, что это состояние вопроса, он не останавливается на этом, ищет на него свой ответ. И он делает открытие.

Все только из этого и состоит – из вопросов и ответов.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 15.03.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слушать надо только себя

Жизнь – это движение вперед

Не бойся начинать заново

Вся история – это подготовка к сегодняшнему дню

каббалист Михаэль ЛайтманИстория человечества делится на две части. Вся история до нашего времени – это только подготовка. А от нас и до конца исправления – это история настоящего исправления.

Получается, что в сущности только мы находимся в процессе подлинного исправления. А все, что было до нас, поскольку это было до начала распространения науки каббала всему человечеству, считается лишь подготовительным периодом и только.

Только мы живем в такое время, которое называется этапом практического исправления души, эпохой исправления мира.

Поэтому и вся работа человека тоже делится на две части. Первое – это период подготовки, когда мы готовим себя, группы, десятки к духовной работе. А настоящая духовная работа начинается тогда, когда мы выходим исправлять внешние желания в широкий мир.

Подготовка к широкому распространению – это работа с келим Гальгальта Эйнаим, отдача ради отдачи. А когда мы выходим к широкой публике, распространяя знание о методике исправления, и таким образом проникаемся желаниями внешних людей, включая их в себя, то можем получить сверху в эти келим раскрытие Творца, свечение Хохма. Таков истинный итог широкого распространения в мире.

Из урока на тему "Важность распространения каббалы", 26.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переход от узкого круга в широкий мир

Цель пребывания в этом мире

Время подготовки

Зарождение сознания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: При отрыве от своего "я" и включении в группу, "мы" – это как бы моя новая самоидентификация или все-таки остается расширенное "я"?

Ответ: "Мы" – это "я", только на следующем уровне. А когда вы подниметесь еще на следующий уровень, то это "мы", становясь "я", превращается в еще большее "мы". И так все время.

Вопрос: Значит, каббала является наукой о расширении. В таком случае, можно ли проследить по основному учебнику, скажем, "Учению Десяти Сфирот" этапы планирования и создания самого сознания? Если можно, перечислите их.

Ответ: Во-первых, мы изучаем, как создавалось окружение, как из этого окружения выделилась внутренняя структура, из которой появилось сознание.

Окружение – это пять так называемых миров, пять фильтров. В центре этого окружения происходит проявление сознания, которое рождается само. Мы называем его "Адам". Это сознание вбирает в себя все окружение, соединяется с ним свойством отдачи природно, инстинктивно. Это называется "Адам до своего разбиения".

Затем происходит разбиение структуры "Адам". При этом все свойства высшей природы, свойства отдачи, в обратном, эгоистическом виде входят в каждую частичку общего желания, разбившегося на множество частей. Так получается основа для развития эгоистического желания и его преобразования в обратное – в альтруистическое.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

Слияние с Бесконечностью

"Я" – исконная точка в системе "Адам"

К единому полю сознания

Вознаграждение за духовную работу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек выполняет действия ради Творца без всякого вкуса в своей работе, то есть его эгоизм не получает вознаграждение, то он начинает сомневаться в том, что делает. Это называется "ирурим" ("сомнения") от слова "ар", "гора".

Он подходит к этой горе сомнений: "Правильно ли я делаю? На правильном ли я пути? Зачем это мне?" И начинает ненавидеть это состояние, это свойство, Творца. Это и называется "подход к горе Синай"?

Ответ: Да. Все противоречия, раскрывающиеся от природного эгоистического свойства человека, не позволяют ему идти дальше в сторону отдачи, любви, объединения. И тогда он начинает ненавидеть эти свойства, свою эгоистическую природу, и воевать с собой.

Вопрос: Получается кошмарное состояние, когда человек годами делает действие против своей природы и не получает за это никакого награждения?

Ответ: Его вознаграждение в том, что он способен делать действия именно против своей природы. Сама работа становится для него вознаграждением.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 09.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное вознаграждение

Вознаграждение за духовный труд

Вознаграждение на месте, здесь и сейчас

"Время собирать камни"

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Если читать "Коэлет" – "Экклезиаст", то, в принципе, там нет ничего запредельного: время собирать камни, разбрасывать камни…

Ответ: Нет! "Коэлет" нельзя трактовать в земных свойствах. 

Камень ("лев а-эвен", "каменное сердце") – это наш эгоизм, который мы не можем сдвинуть с места. Это наше самое тяжелое желание, с которым мы не можем совладать, и "Коэлет" рассказывает, как его можно использовать.

Вообще "Коэлет" – это работа с левой линией в нашей душе. Душа состоит из трех линий: эгоистическая – левая, альтруистическая – правая, и на их правильном соединении мы строим третью линию – свое духовное возвышение.

Как плюс-минус, правая-левая нога, притяжение-отталкивание – все в природе состоит из двух противоположностей, которые мы, правильно соединяя, приводим в действие механизм своего движения. Любое проявление жизни построено на сопоставлении двух противоположностей над каким-то материалом. 

Здесь, в основном, имеется в виду работа с левой линией – с эгоизмом, который все время проявляется со стороны левой линии души. Поэтому "Коэлет" говорит о том, как работать с камнями – "время собирать камни, время разбрасывать камни". 

Вопрос: Такая пессимистическая книжечка?

Ответ: Ни в коем случае! Это радость, огромная радость, когда читаешь эту книгу, потому что она говорит о состояниях, в которых человек может использовать все свои отрицательные свойства, специально созданные в нем Творцом, для того чтобы создать "эвель", отдачу.

Эту так называемую "суету", это свойство отдачи нужно выразить из себя, т.е. именно эти камни – самые низкие, огрубевшие, самые неживые желания преобразовать в свойство отдачи, связи с другими.

И таким образом ощутить все мироздание в этих исправленных свойствах до его самого последнего, самого тонкого проявления. Потому что чем тяжелее свойство, которое ты должен исправить, тем выше поднимается свойство отдачи.

Из ТВ программы "Сила Книги Зоар" №12

Предыдущие сообщения на эту тему:

На чем держится мир

Суета или отдача?

Два уровня трактовки Торы

Дорогу осилит идущий (клип)

Христофор Колумб однажды сказал: "Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду".

Слияние с Бесконечностью

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли различие между понятиями "я" и "мое сознание"?

Ответ: Это зависит от вас: с чем вы себя отождествляете.

Отождествляете ли вы себя с частью высшего сознания или только лишь с тем, как вы чувствуете себя в своем бренном теле? Отождествляете ли вы себя существующим в каком-то "организме", например, в группе? Все зависит от вашего определения себя.

А как еще? Кто вам даст такое универсальное определение? Даже если каббала говорит об этом, все равно это ничего не значит. Главное – как вы сами определяете себя.

На самом деле вы – это высшее сознание. Даже более того, вы не просто частичка в этом сознании, т.к. раскрывая ее, вы через нее достигаете слияния со всем сознанием – назовите его Творцом. Это и есть ваше высшее постижение, слияние с ним, но исходя из индивидуальной точки, которая является вашим "я".

Вопрос: А в чем индивидуальность?

Ответ: В том, что при этом вы представляете собой то, что называется "Адам". С одной стороны, вы постигаете вершину возможного раскрытия, больше которой вообще нет в природе. С другой стороны, только вы это постигаете, исходя из своей индивидуальной точки. 

Вопрос: Выходит, что "я" – это нечто, что включает в себя абсолютно всё, и вместе с тем нечто очень индивидуальное, чего нет ни у кого?

Ответ: Ваша индивидуальность никуда не пропадает. Это ваши исконные данные из общей системы.

Но благодаря тому, что вы связываетесь со всей системой на свойстве отдачи, желаете в нее войти, вы как бы обретаете всю систему. Она становится вашей в индивидуальном получении относительно вашей точки. И получается, что ваша очень точечная, узкая, грубая индивидуальность, по сути точка, сливается со всей системой, которая представляет собой бесконечность.

Из ТВ программы "Встречи с каббалой", 29.03.2019

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Я" – исконная точка в системе "Адам"

Высшее постижение всегда индивидуально

Что такое сознание

Как правильно использовать свои свойства?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно использовать эмоции человека? Как с их помощью продвигаться и заниматься саморазвитием?

Ответ: Мы можем управлять собой и своими эмоциями только лишь с помощью воздействия правильного окружения.

Это люди, которые более устремлены к истинному раскрытию мира. Находясь между ними, ты можешь тоже правильно сориентировать себя, и таким образом все твои ощущения и эмоции придут в относительный порядок.

Вопрос: Это какая-то сила, которая приходит от окружения и позволяет мне более эффективно управлять собой?

Ответ: Да. Это сила отдачи и любви, доброй связи. Ее можно почувствовать от окружающих. 

Вопрос: А отрицательные качества, такие как лень, зависть, ревность, высокомерие, тоже можно каким-то образом использовать на благо другим и себе, для своего саморазвития?

Ответ: Конечно. Они даны нам для того, чтобы мы сделали из них инверсную реализацию, переходя от эгоизма к альтруизму, к отдаче и любви.

Вопрос: Как представить себе зависть в инверсном виде?

Ответ: Если я завидую другим, что они обладают более четкими чертами отдачи, любви, связи с остальными, доброй взаимопомощи и так далее, то эта зависть играет огромную положительную роль, и мне надо ее развивать.

Если я нахожусь в компании хороших людей и не завидую им, то я не использую данную мне возможность набраться от них самого лучшего.

Вопрос: А если взять более сложное качество, такое как высокомерие?

Ответ: Это тоже хорошее свойство. Любое свойство можно использовать и в хорошую, и в плохую сторону. Если у меня нет высокомерия, то я буду набираться от всех того, что в них есть. А если я высокомерен, т.е. ценю себя, свою возможность сделать из себя особого человека, то буду смотреть только на хорошие стороны окружающих.

Реплика: Таким образом, инверсно можно оценивать и пытаться использовать каждое свойство. Предположим, злость, – это то, что побуждает меня действовать. Я могу злиться на себя, что не стал лучше, чем я есть.

Ответ: Конечно. В природе нет ничего злого. Все свойства даны нам для того, чтобы их правильно использовать. Они все должны быть хорошими, все зависит от их применения человеком.

Вопрос: То есть само определение "плохие свойства" в корне неверно?

Ответ: Да. Это наш эгоизм так подталкивает нас их использовать.

Вопрос: А хорошие свойства могут быть плохими?

Ответ: Это зависит от человека. Свойство не может быть само по себе плохим.

Из ТВ программы "Каббала экспресс", 12.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Надо ли изменять черты характера?

В природе нет ничего плохого

Как согласовать эмоции и разум?

Десятка - светопровод

каббалист Михаэль ЛайтманЧто превращает десятку в канал для передачи света? Если десятка соединяется согласно пониманию источника и согласно пониманию цели, присоединяясь с одной стороны к Творцу, а с другой стороны – к внешним желаниям, то она превращается к светопровод.

В статье "Поручительство" написано, что народ Израиля служит каналом для передачи высшего света всему человечеству.

Из урока на тему "Важность распространения каббалы", 25.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переход от узкого круга в широкий мир

Между миром и Творцом

Проводник со сверхпроводимостью любви

Заключить союз с Творцом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит заключить союз с Творцом? О каком союзе идет речь?

Ответ: Союз означает, что у нас уже существуют обоюдные условия, говорящие о том, что я в своем устремлении обязуюсь сделать ради Творца, и прошу Творца помочь мне суметь реализовать свои свойства, свои чаяния отдачи и любви, объединения с Ним.

Вопрос: Можно сказать, что человек при этом делает какие-то действия по объединению в группе? Сначала это, конечно, происходит без каких-то чувств, а затем, когда человек получает свойство отдачи, он начинает уже ощущать духовное – это называется "услышим" – и входит в состояние совпадения свойств с Творцом. И это уже называется "союз" на каком-то минимальном уровне?

Ответ: Да. Но сначала он просто выполняет действия с "закрытыми глазами", без всяких обязательств, и достигает состояния, когда действия ради Творца становятся смыслом его существования.

Вопрос: Независимо от того, чувствует он при этом себя хорошо или нет?

Ответ: Не имеет значения, что он чувствует, что предполагает, и что у него будет в будущем. То есть нет времени, пространства, ничего! Только максимально доброе воздействие от него Творцу через людей, – не прямо Творцу, а через людей, – это то, что он желает реализовать.

Из ТВ программы "Духовные состояния", 09.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Реализовать свойство отдачи и любви

Как заключить договор с Творцом?

Союз с Творцом

Не прошу чуда

каббалист Михаэль ЛайтманПочему каббалисты должны убеждать людей, вместо того, чтобы подействовать на них каким-нибудь чудесным образом и привлечь к исправлению? Дело в том, что чудо – это не исправление, а действие свыше, подобно тому, как действовал Творец, создавая весь мир. Все это были чудеса.

Но наша работа должна быть такой, чтобы мы не нуждались в чудесах и не просили о них. И даже если у нас появится возможность попросить о чуде, мы этого не сделаем, поскольку это украдет у нас возможность приложить усилия и проявить свою преданность и верность Творцу, желание стать похожим на Него.

Творец не считает, что совершает чудеса, Он просто действует выше материала, выше желания насладиться. Но в нашем желании насладиться, не готовом к таким исправлениям, это воспринимается как чудо: выше материи, выше знания, выше времени, движения и пространства. А для духовного мира в этом нет ничего чудесного, это самое обычное действие.

Из урока на тему "Важность распространения каббалы", 25.04.2021

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовный мир? – Это просто!

Что посеешь, то пожнешь

Духовный мир – как есть, без всяких чудес

Страница 4 из 1 350« Первая...23456...Последняя »