Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Духовное не выражается словами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если нужно отменить себя перед мнением учителя, то значит правильно, когда некоторые говорят, что готовы выполнять указания только самого учителя и никакого другого руководства?

Ответ: Учитель не должен становиться начальником над каждым. Ему не нужно объяснять каждому, чего он хочет. Он может быть скрыт почти так же, как Творец, и ничего не говорить. Тот, кто захочет, сам должен отменить себя и раскрыть мнение учителя.

Это видно по поведению каббалистов прошлого – на примере Коцка или Бааль Сулама, который давал урок ученикам раз в неделю или даже раз в месяц. Учитель немного приоткрывает свое мнение, а все остальное – это работа ученика.

Если ученик понимает, что нужно искать, как раскрыть мнение учителя, чтобы согласно нему направить себя к цели, то он это сделает. А нет, так нет.

Духовное не выражается словами – разве можно объяснить, как устремить сердце к цели?

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Как начать слышать, что говорит учитель

Нет обходного пути наверх

"Исходящее из сердца входит в сердце"

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Шамати": "Исходящее из сердца входит в сердце". Когда человек слышит слова своего Рава, он немедленно соглашается с ним и принимает на себя обязательство выполнять всем сердцем и душой.

Но затем, когда попадает в другое окружение, смешивается с желаниями и мыслями большинства, занимающегося глупостями. И тогда его мысли, желания и сердце подчиняются большинству, и он становится как "стадо, ведомое на бойню".

И нет у него никакого выбора - он обязан думать, желать и требовать то же, что требует большинство. В таком случае, есть для него один совет - привязаться к своему Раву и книгам на внутреннем уровне, что называется, "питаясь от книг и их авторов".

Человек, который рождается и живет в этом материальном мире, развиваясь в окружении, далеком от духовного, разумеется, не может ничего понимать в духовном пути. Даже если у него есть стремление к духовному, то эта точка погружена в его эгоистическое желание, окруженное эгоистическим обществом, и у нее нет никаких шансов развиться правильно.

Только тот удостаивается духовного развития, кто попадает в правильное окружение, где есть учитель и группа, выполняющая его советы. А кроме того, эта группа естественно должна заниматься по подлинным каббалистическим первоисточникам, но это уже следует из того, как они принимают руководство своего учителя.

Поэтому, в конечном счете, развитие группы зависит от учителя, Рава ("рав" означает "большой"). Насколько ученики способны отменить свое мнение перед его мнением, так они и будут развиваться. Ведь духовная среда основывается на  мнении, мысли, методике, признании авторитета учителя.

Необходимое условие для ученика - постоянно проверять, чем и кем определяется его мнение. Ведь он находится под влиянием двух сил и все время должен решать, что мнение учителя имеет большую силу, чем мнение ученика. А если он не чувствует тут никакой борьбы и противостояния, то значит, вообще не делает такую проверку, а думает, что все и так хорошо. 

Иногда ученик идет против мнения учителя и ему кажется, будто он лучше понимает, как нужно поступить, с точки зрения своей логики и разума. То есть он не отменяет себя. А отмена себя означает, что он идет против своего желания, против всей своей логики.

Если он выстаивает в этом противостоянии, значит, он выбирает духовный путь и идет им. А если тут нет никакого противостояния, внутренней борьбы, то  возникает вопрос: а может быть, он вообще не понимает, что все время следует своему мнению, при этом думая, что правильно продвигается?

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

Как начать слышать, что говорит учитель

Нет обходного пути наверх

Как начать слышать, что говорит учитель

каббалист Михаэль ЛайтманНевозможно правильно продвигаться, если ты руководствуешься собственным мнением, ведь ты всецело находишься в этом мире.

Ты сможешь вырасти, только если откроешь существование двух четких мнений: услышишь свое собственное мнение и мнение учителя, поймешь разницу между ними, будешь сопоставлять их друг с другом, чтобы затем всегда идти верой выше своего знания и принять мнение учителя.

Так нужно все время выбирать и продвигаться, предпочитая своему мнению мнение учителя, несмотря на свой эгоизм, вырастающий все больше и больше, и все свои внутренние сомнения и споры. Несмотря на будто бы очевидные факты и здравую логику, которая говорит тебе, что ты идешь не своим умом, а ниже или выше своего разума.

Если человек способен справиться со всеми этими проблемами, то сможет продвигаться. А если нет – то у него нет никаких шансов на успех. И потому, только единицы достигают духовного мира.

Ведь для того, чтобы выстоять в такой внутренней борьбе и все время идти против своей логики, нам необходима поддержка группы, которая всегда укрепляет авторитет учителя. То есть необходимо склонить себя перед группой, чтобы получить от нее силы победить свое собственное мнение и принять мнение учителя.

Здесь в работе уже участвуют трое: человек, учитель и группа. А все это нужно лишь для того, чтобы достичь раскрытия Творца (который может раскрыться и с обратной стороны), чтобы мнение учителя и мнение Творца объединились в одно мнение. И тогда человек сможет продвигаться, поняв, что группа и учитель – это представители Творца по отношению к нему. И значит, ему нужно выяснять все свои понятия, оценки и выбор – только относительно них.

Если выпала тебе удача – то ты сделаешь это и будешь идти вперед. А если нет, то ты даже не почувствуешь, что не делаешь правильный выбор и не идешь в нужном направлении. У тебя не будет никакой шкалы, относительно которой ты мог бы это измерить.

Когда же "слова, исходящие из сердца, входят в сердце"? Если ты правильно установишь свое мнение по отношению к мнению учителя, то начнешь слышать, что говорит учитель.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Нет обходного пути наверх

Нет обходного пути наверх

каббалист Михаэль ЛайтманУченик сам должен искать, как прилепиться к учителю. И конечно, речь не идет о поклонении и почитании личности – а о принятии его мнения. Это совершенно другое, и относится к духовному.

Но тут есть опасность, что тебе будет казаться, что ты слушаешь учителя, а на самом деле, ты слушаешься своего эго. Поэтому тебе надо прочувствовать в себе – где твое мнение, а где мнение учителя, и как ты устанавливаешь их друг против друга и взвешиваешь одно против другого.

И тогда ты четко выясняешь, с чем ты согласен, а с чем – нет. И там, где тебе ясно, что ты никак не можешь согласиться с его мнением – ты с радостью берешь это свое несогласие и начинаешь реализовывать его в своей жизни. Это и называется, принять мнение учителя.

Но если против этого не было твоего собственного мнения, которое тебе пришлось подавить, то это не называется решением. Тебе должно быть ясно, с чем ты не согласен, и что ты бы сделал это по-другому!

Если нет двух вариантов, когда ты бы хотел сделать одним путем, а вынужден сделать наоборот – то нет веры выше знания. Только если ты точно знаешь, как бы учитель хотел, чтобы ты поступил, а сам желаешь сделать наоборот – тогда у тебя уже есть возможность пойти выше своего разума.

Ведь для того, чтобы достичь подобия свойств – ты должен знать, что означает их противоположность. Только тогда ты сможешь точно узнать, каким должно быть подобие. Ведь подобие – всегда обратно моей форме, против моего мнения. А я как бы стою на своем мнении и поверх него, против него, противостою сам себе и строю в себе новый, более высокий разум.

Нечего делать – таков закон природы. Высший находится на своей позиции, а низший – на своей, и чтобы подняться на высшую ступень, ты обязан принять верой выше знания мнение высшего. И конечно, тебе кажется, что он ведет себя как-то странно, и не все понимает. Но разве это важно для твоего духовного продвижения, насколько ты понимаешь его действия?

У тебя нет никакого другого шанса подняться на следующую ступень – только с помощью учителя, высшего, которого Творец поставил напротив тебя. Здесь не возможны никакие компромиссы или обходные пути.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Как начать слышать, что говорит учитель

Самоотмена по законам любви

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы всегда говорите, что хотели бы видеть учеников более самостоятельными. Как самостоятельность сочетается с самоотменой перед мнением учителя?

Ответ: Самостоятельность – это способность самому принимать правильные решения и правильно себя вести, чувствуя и понимая, как бы я это сделал на твоем месте.

А еще проще работать согласно этому принципу в большом обществе. Ведь для его управления необходима большая система. И если каждый сделает максимум возможного для того, чтобы соответствовать мнению духовного лидера, а потом будет искать, какой может внести вклад в общее дело – нам обеспечен успех.

Невозможно из одного мозгового центра управлять каждой клеткой тела, это было бы слишком сложно. В интегральной системе каждый управляет всеми в своей работе. И каждый должен проверить, насколько его мнение соответствует мнению остальных, принять мнение общества вместо своего и согласно нему действовать.

Это называется: "возлюбить ближнего как самого себя". Я не делаю так, как кажется лучше мне – а так, как хорошо другому. Я работаю согласно его желанию. В этом вся суть слияния, единства.

Не может быть один человек с одним сердцем, если мы не принимаем общее мнение выше личного. А это для многих очень большая проблема, особенно для людей, обладающих организаторскими способностями. Им кажется, что у них есть понимание, как нужно организовать это общество и управлять им, и они руководствуются своим умом.

И тут есть большая опасность, как будут продвигаться они сами и все общество в целом. Ведь можно уйти в направлении, противоположном духовному. И внешне будет казаться, что им сопутствует материальный успех – но духовного продвижения не будет.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

Держим окружение на высоте

С головой высшего на плечах

Испорченные ученики Лайтмана… (клип)

У вас бывают такие ученики, которые подавляют под себя других. Они навязывают им свою ментальность, свое понимание. Как обезопасить людей от этого вируса?

Чтобы не жалеть об упущенном…

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вчера товарищ прислал мне отрывок, от которого я очень впечатлился. В нем говорилось о том, что человек, после того, как его Рав покинул этот мир, вдруг понял, насколько ему было легко при жизни Рава, и это было самое лучшее время для прорыва в духовный мир, - но он не использовал его…

А теперь, когда Рав ушел из этого мира, человек видит, что ему стало гораздо тяжелее и практически невозможно достичь духовного…

Ответ: Верно. Так на самом деле случается. Мы видим также на примерах из истории каббалистических групп, что если Рав оставляет этот мир, то вместе с ним исчезает сила группы, поддерживающая учеников. Так случилось в группе Ари, группе Бааль Сулама и многих других.

После ухода Рава его ученики проходят другие, трудные состояния. Высшая сила уже не властвует над ними, Учитель в чем-то удалился от них. И хотя одно не связано с другим - духовная связь не определяется физической близостью, но для учеников, еще не достигших духовного, это взаимосвязано.

Сам Учитель не удалялся от них, он находится в них, но они не могут использовать его как раньше, поскольку были связаны лишь с его внешним облачением, с телом парцуфа, с физическим присутствием. И если физического присутствия нет, - Учителя будто не существует. И тогда они ослабевают.

Если бы они понимали и старались удержаться в ощущении, что он присутствует среди них еще больше, чем прежде, ведь теперь он находится на более высшей ступени и может еще больше помочь им… Но соответственно этой ступени они должны еще больше укрепиться в связи между собой и с ним. Если бы они удержались в ощущении, что он присутствует в них даже больше, чем раньше, - они бы продвигались. Но это очень трудно…  Ничего не поделаешь. Так растут.

Из урока по  Книге Зоар, 13.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель связывает меня с жизнью

Держим окружение на высоте

Учитель – это проводник в пути

Учитель 2… (клип)

Когда вы стали учиться у Рабаша, вы еще находились в обычном восприятии этого мира. Вам не казалось странным то, что он рассказывал о духовном мире?

"Раскрывая малое, скрывай вдвое больше"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На протяжении всей истории каббалисты, с одной стороны, передавали науку каббала из поколения в поколение. С другой стороны, они создали особое скрытие на эту науку, чтобы она не распространялась по всему миру…

Ответ: Каббалисты свои постижения "раскрывают в скрытии". Поэтому сказано: "Раскрывая одну меру, скрывай две". Это раскрытие в человеке необходимого желания, в котором затем он ощутит высший мир.

Наша природа – желание и только в желании, если оно есть, мы ощущаем мир. Чем больше желание, тем больше в нем ощущается. Только величиной желания отличаются все объекты друг от друга в нашем мире. Желание уровня 1 –неживое, 2 – растительное, 3 – животное, 4 – человек. Если желание намерено насладиться само, - оно находится в нашем мире. Если желание насладить другого, оно находится в высшем мире.

Известно, что наслаждение можно ощутить только в мере желания к нему. Иными словами, свет можно получить только при наличии сосуда.

Скрыть две меры – означает, что каббалист-учитель должен создать в ученике скрытие-желание одной меры - потребность к раскрытию, и скрытие еще одной меры - чтобы это желание раскрыть было ради отдачи. Тогда в таком случае ученик удостоится раскрытия в этом исправленном желании.

Из урока по  Книге Зоар, 09.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайное раскрытие Зоар

Рабби Шимон – человек-невидимка

Зоар - это раскрытие

Учитель… (клип)

Вы – личность с определенным характером. Как отличить, где в вас духовное, а где просто каприз вашего материального характера?

Кто со мной?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Находясь с Вами в качестве учеников, как мы должны приобщаться к Вашему разуму?

Ответ: Что значит "со мной"? Ты со мной, если аннулируешь себя, склоняешь свое желание перед моим желанием. Посещать уроки – это еще не значит быть со мной, это еще не учеба в ее истинном понимании.

Ведь единение должно быть внутренним, дело тут не в словах, которые ты слышишь. Мы объединяемся желаниями, целями, общими действиями. Учится тот, кто приводит в действие свойство отдачи – в таком случае ты действительно обучаешься мудрости. Тебе не получить от меня мудрость, свет хохма, если ты не активируешь свет хасадим в качестве сосуда. А хасадим – это самоотречение, единство, когда ты готов к этому.

В своем сердце ты высвобождаешь место для каждой души, и тогда все дýши наполняют этот объем, вся реальность возвращается к тебе. Но возвращается именно посредством того, что ты аннулируешь себя.

Из урока по статье "Созидающий разум", 28.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какой ученик, такой у него и учитель

Услышать учителя

Учеба "из уст в уста"

Какой ученик, такой у него и учитель

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама: "Если ученик выходит в изгнание, вместе с ним изгоняется и его учитель". Но как могут эгоистические претензии настолько овладеть учеником в его учебе и работе, чтобы сошел с духовного пути, даже несмотря на свою связь с истинным учителем-каббалистом?

А все потому, что во время падения, ученику кажется, что и его Учитель также в падении. И действительно, ведь может получить от Учителя помощь, лишь в той мере, насколько ценит его величие.

А потому сейчас учитель его низок и слаб – согласно тому, как ученик оценивает его, и это значит, что Учитель падает вместе с учеником.

Начало египетского изгнания начинается с того, что "встает новый царь над Египтом, который не знал Йосефа" - новая власть в уме каждого, упавшего со своей прежней ступени (а вместе с ними и учитель).

И потому они "не знают Йосефа (праведника)", представляя его, подобным себе. А с этого начинается период рабства, ведь иначе,  праведник защитил бы их от рабства и изгнания.

Речь идет не об исторических событиях – а о человеке, который сейчас переживает свою "духовную историю". С того момента, как он начинает искать смысл жизни, его приводят в такое место, где он может духовно расти и достичь цели жизни, раскрыть ее тайну – то есть он находит каббалистическую группу и учителя.

А дальше все зависит от того, насколько он ценит то, что получил: группу, книги, учителя. И его "египетское рабство", изгнание, раскрытие своего эго, начинается с того, что он пренебрегает учителем.

Ведь учитель показывает ему путь – а иначе, человек этого мира никогда бы не смог достичь правды, которая от нас скрывается, и нет никакой возможности прийти к ней самостоятельно. Все души построены по цепочке: в Г"Э низшего опускается АХА"П высшего, и только держась за него мы можем продвигаться.

Поэтому египетское изгнание начинается с того, что человек пренебрегает учителем – и это естественное развитие, которое он обязан пройти. Сначала он вообще не чувствует, что это случилось, и что он отклоняется с пути. Ему кажется, что он в полном порядке: продвигается, все больше понимает и чувствует, может сам принимать решения и судить, зная, какие проходит шаги. 

То есть он обо всем судит "здраво" и "разумно", забывая, что все это хорошо и верно только относительно его личного эгоизма, а не по отношению к "учителю, книгам, группе", где всегда следует идти "верой выше знания".

Сказано, что они перестали ощущать Йосефа (праведника в себе) – то есть человек перестает чувствовать свою точку, которая как-то связывала его с продвижением, духовным путем, отдачей. И он совершенно отрывается от духовного продвижения, ведь ему не на что больше опереться, если исчез учитель, указывающий ему путь.

Человеку кажется, что он продолжает развиваться, но это развитие только все глубже загоняет его в рабство, которое ему потом предстоит осознать. Ничего не поделаешь, это необходимые этапы, которые надо пройти.

Из урока по письму Бааль Сулама, 20.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что значит, вера ниже знания

Подняться с помощью Фараона

Держим окружение на высоте

Что значит, вера ниже знания

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается вера выше и ниже знания?

Ответ: Если ты отменяешь себя перед учителем, потому что решаешь в своем разуме, что это выгодно сделать, чтобы достичь духовного – то это называется верой ниже знания. Ведь твой разум поддерживает такую самоотмену – ты думаешь: учитель большой и я могу с его помощью выиграть.

Человек должен прочувствовать всю мощь своего эгоизма, всего Фараона, находящегося внутри него. Он должен ощутить две эти точки: Фараона и Творца – насколько он сам хочет находиться внутри своего эгоизма, в критике по отношению к товарищам и самому себе, всему своему окружению, во всевозможных расчетах со всей силой и логикой своего рационального, острого разума.

И тогда он может решить: стоит ли ему, несмотря ни на что, склонить себя, ведь разум видит, что иначе он не достигнет духовного – это называется верой ниже знания. Или же он идет верой выше знания. Но что это за подход, как я могу пойти против своего разума, какой расчет мне нужно сделать, чтобы он заставил меня подняться над разумом?

И это касается не только отношения к учителю - но и к товарищам, и к Творцу. Ведь я обращаюсь к чему-то, находящемуся вне меня - только учитель задает мне направление, а с товарищами я отменяю себя, чтобы соединиться с ними как шестеренки, где я завишу от всех, а они от меня. Если внутри группы я выполняю то, что говорит учитель, то достигну раскрытия Творца – общего свойства отдачи.

Относительно учителя ты отменяешь себя, чтобы принять его советы. Относительно группы ты отменяешь себя, чтобы внутри нее практически реализовать эти советы учителя – ради того, чтобы вместе со всеми и внутри них раскрыть Творца.

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подняться с помощью Фараона

Пусть осёл работает на человека

Что у тебя в руках - посох или змей?

Подняться с помощью Фараона

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как бы я ни пытался подняться выше своего разума, где гарантия, что все, что я сделаю, в итоге не окажется внутри знания? Как я могу проверить, что поднялся выше его, и что мне поможет подняться?

Ответ: Разум – всегда стремится к знанию и получению. А выше разума – вера и отдача. И теперь мне нужно выяснить: иду ли я к отдаче, потому что меня обязывает разум или меня обязывает вера?

Если я нахожусь только в одной из двух точек, в зависимости от своего состояния – то я безусловно буду действовать внутри или ниже своего разума, то есть работать для своего эгоизма. Всегда необходимы одновременно две точки.

Представь, что ты ненавидишь учителя, весь кипишь против него, думая, что он неправ – и вместе с тем, строишь с ним отношения любви, отдачи, тотальной отмены самого себя и прилепляешься к нему. Именно между двух этих точек, на их различии и развивается твое новое желание, благодаря тому, что ты удерживается в одном, в противоположность другому.

А иначе, какая польза от Фараона, если ты не построишь над ним свою любовь – над всей этой ненавистью и уверенностью в собственной правоте, чтобы, несмотря на все свое знание, мнение и разум – принять мнение учителя?

Но если ты потеряешь одну из этих двух точек – то уже не поднимешься. Обычно в таком случае опускаются ниже знания.

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что значит, вера ниже знания

Пусть осёл работает на человека

Храбрая профессия - ловец змей

Получить от учителя… (клип)

Можно получать от учителя, отдавая ему?

Страница 54 из 67« Первая...5253545556...Последняя »