Записи в разделе 'Учитель и ученик'
В ожидании света исправления

каббалист Михаэль ЛайтманНам всегда очень трудно дается изучение всего, что связано с парцуфом Адам Ришон ("первого человека"), который состоит из двух частей Адам и Хава, мужская и женская (захар и нуква).

Это могут быть самые простые вещи, но поскольку мы с ним устроены по-разному: он имеет духовное строение, а мы – материальное, то у нас 1+1=2, а у него 1+1=3… (Как сказано, "Муж и жена – Творец, Шхина между ними"). А мы не можем этого понять.

Нам не нужны все эти бесконечные детали, которые описаны в "Учении Десяти Сфирот" – мы изучаем их для того, чтобы притянуть к себе свет, возвращающий к источнику. И внутри всего материала, который мы разбираем, присутствует наше намерение – ожидание света! Только об этом идет речь.

Но нужно помнить, что речь идет обо мне, о моем строении души, о всевозможных состояниях, которые она проходит. Я их пока не ощущаю, но все они даются с одной целью – чтобы я их раскрыл, каждое состояние – от начала и до конца. Мне не избежать ни одного описанного в книге состояния.

И каждый из нас проходит одни и те же состояния на этом пути. Поэтому обязанность ученика – прилепиться к высшему, к учителю. Ведь высший уже прошел через эти состояния, и, прилепившись к нему, ты пройдешь их вслед за ним.

Мы притягиваем к себе свет именно тем, что изучаем написанное, о своей душе.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 13.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрытие - только от света

Почетное родство с Адамом

Прилепиться к учителю и идти за ним

Учитель Лайтмана (клип)

Родным языком вашего учителя Рабаша был идиш. Как получилось, что вы находили с ним контакт без общего родного языка?

Как построить тоннель в духовный мир

каббалист Михаэль ЛайтманМы пытаемся приблизить каббалу к людям и объяснить, что эта наука, объясняющая нам нашу жизнь, помогающая решить проблемы с воспитанием, здоровьем и всем остальным. Но все это только внешнее.

На самом деле, каббала говорит только о духовном мире и обрывается на уровне Бины дэ-Малхут дэ-Малхут мира Асия. Между этой Биной и нашим состоянием в этом мире, Малхут дэ-Малхут дэ-Малхут мира Асия, существует разрыв.

Мы не можем перешагнуть через эту пропасть, сократить разрыв или чем-то его заполнить. Всегда, пока ты не прыгнул выше этого разрыва, каббала будет казаться тебе абстрактной наукой, философией или мистикой – то есть чем-то нереальным. Ведь реальным ты воспринимаешь только то, что можешь сейчас увидеть и взять в руки – а что можно тебе дать, если не продавать красные нитки и "святую воду"?

Этот разрыв между нашим сегодняшним состоянием и самой ближайшей Биной преодолевается только усиленной работой внутри своего материала – эгоистического желания насладиться. Я пытаюсь это делать с помощью окружения, которое и само пока тоже эгоистическое, учебы, которая ради себя самого – но я всеми силами, словно маленький ребенок, пытаюсь вырасти и подняться над собой.

Каббала никогда не сможет облачиться непосредственно в материал нашего мира – всегда тебе придется запрыгивать к ней наверх! Ты ничего не сможешь сделать с этим самым последним АХА"Пом (нижней частью высшего духовного объекта) – у тебя нет Гальгальты вэ-Эйнаим, которыми ты бы мог на него облачиться.

Так построены все миры, вся духовная лестница: Г"Э низшего одевается на АХА"П высшего и тогда может от него получать. Неважно, пусть в АХА"Пе высшего царит полная темнота, но я своими Г"Э готов принять эту тьму, согласиться с ней, чтобы ухватиться за высшего. Я готов предпочесть эту тьму  тому свету, который сейчас имею в своих Г"Э. 

2011-01-26_rav_bs-mahut-hochmat-kabbala_lesson_n4_pic02

Но у меня нет Г"Э для этого, самого последнего АХА"Па между Биной и Малхут дэ-Малхут дэ-Малхут дэ-Асия! Ведь я нахожусь ниже этого АХА"Па со своим эгоизмом – мне нечем облачиться на высшего. Я ничего не могу сделать, и потому каббала для меня пока остается абстрактным знанием.

Духовное заканчивается в последней Бине, на этой красной отметке. АХА"П высшего для меня кромешная тьма. Но если я вношу в этот промежуток "группу, книгиучителя" и начинаю с ними работать, то у меня есть возможность связаться с этой Биной.

И это даже не значит, что сама эта группа должна находиться в духовном. Но эти средства (группа, книги, учитель) обладают таким чудесным свойством (сгула), что если я представляю, будто они находятся выше меня и хочу включиться в них, преклоняя перед ними свое эго, то извлекаю из них их духовную составляющую. Из Г"Э высшего, через них, ко мне доходит свет.

Я, со своей стороны, вкладываю желание (эгоистическое!), а в ответ ко мне приходит свет, и мы с ним встречаемся в этой области, которая называется "учитель, книги, группа". Это качественное понятие, а не физические люди или книги – то самое место, где я раскрываю АХА"П высшего, духовный мир.

Поэтому я должен представлять, что они высокие, великие, и внутри них находится Творец. Только в такой форме я могу представить АХА"П высшего – более высокую ступень, и за нее уцепиться. Ведь у меня нет Г"Э, нет никакой другой возможности.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 26.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы большого пути

Сделай себе сам счастливую судьбу

Как вырасти в духовном

Руководство к духовному возвышению

каббалист Михаэль ЛайтманКогда человек, на самом деле, духовно продвигается, он видит, что ничего не зависит от его разума. Разум необходим ему для того, чтобы понять, что разума у него нет. Все, что у нас есть, - это эгоистическое желание наполнить себя и разум, который вырос рядом с этим желанием, для него.

Поэтому быстрее продвигается тот, кто отключает свой разум и прислушивается к советам каббалистов. Ведь пока он обретет способность, действительно, правильно мыслить, - уйдут годы.

Представь себе, что я должен сейчас двигаться к махсому, руководствуясь своим разумом. Ведь это все равно, что человек, скажем, живший миллион лет назад, начнет сейчас проходить весь процесс эволюции, который продолжался в течение все этих лет!

Это называется, что я иду путем страданий. Так продвигается человек, который не способен отменить свой разум. И этот процесс занимает у него очень много времени, по меньшей мере, - десятки лет!

Если ты хочешь продвигаться оптимально, то должен отключить свой разум и, словно малый ребенок, расти под руководством мудрецов, которые уже набрались опыта и достигли высоких духовных ступеней. И тогда, используя их разум, ты хоть и будешь походить на только что родившегося ребенка, но этот ребенок родился в 21 веке, а не миллион лет назад.

И это колоссальнейшая разница!

Из урока по статье из книги "Шамати", 31.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы большого пути

О пользе подражания

Довериться старшему

Этапы большого пути

каббалист Михаэль ЛайтманКогда мы продвигаемся духовно, то все время испытываем различные давления, проходим всевозможные изменения.

Поэтому этот процесс называется "убар" (зародыш) от слова "овер" – проходить, - ведь мы постоянно переходим из одного состояния в другое. И этот переход происходит таким образом: Высший опускает свой АХАП, нижний прилепляется к нему и поднимается на более высокую ступень.

Там он переходит из его АХАПА к ГЭ – к его отдающим келим для того, чтобы ухватиться за АХАП высшего, который теперь, на этой ступени, находится в нем. И так взбирается по духовным ступеням, все время цепляясь своей "головой" за "ноги" высшего.

Но при этом нижний должен отменить свой разум, чтобы взять разум высшего – столько, сколько способен воспринять. Только так он может духовно возвышаться. Высший – это группа, учитель, автор каббалистических книг – все это вместе.

Духовный рост – это всегда отмена своей ступени и предпочтение ступени высшего, потому что она - большая. В чем большая? Это мне пока еще неизвестно. В своих нынешних свойствах я не могу это определить. Но способность оценить эту ступень я получил от окружения. Ведь со своим разумом я не смогу подняться даже на миллиметр! И потому мне нужно его отменить.

Вопрос: Но если я не могу использовать свой разум, - как же я буду делать выяснения?

Ответ: С помощью Высшего света. Если ты что-то выясняешь, используя свой разум, то ты – животное, то есть не растешь к своей следующей ступени. И в этом нет ничего унизительного, - это просто показывает, чем ты руководствуешься в своей работе.

Если ты анализируешь все, что с тобой происходит, используя голову высшего, - значит, ты развиваешься от состояния к состоянию. И тогда уже называешься "человеком" – Адамом, поскольку стремишься стать подобным (ивр. адамэ) Творцу.

Из урока по статье из книги "Шамати", 31.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Руководство к духовному возвышению

С головой высшего на плечах

Как вырасти в духовном

Ежедневный урок на весь день

каббалист Михаэль ЛайтманНадо понять, что наша ежедневная учеба – это не получение знания, а развитие. Каждый урок, на котором ты присутствовал – сегодня, вчера, позавчера – это этапы твоего развития.

Это не изучение какой-то статьи или части Учения Десяти Сфирот. Изучая этот материал, ты выясняешь, по каким ступеням тебе развиваться. И потому очень важно потом в течение дня оставаться в том, что учил на уроке.

Весь день должен крутиться вокруг этих часов, когда мы встречаемся на уроке. Нужно работать над уроком, обрабатывать, стараться не потерять, читать мой блог – заниматься этим материалом, как можно больше. Ведь этим мы уже объединяемся мыслями и оказываемся на нашем общем определенном этапе развития. Это очень важно, уже получается одна общая мысль.

Я видел, что даже Рабаш делал ту же работу и возвращался в течение дня к тому материалу, который мы изучали утром. И он говорил о нем – теми же самыми словами, вспоминая прочитанную статью.

Это хорошо, это значит, что человек проживает это, переносит из головы в сердце.

Каждый день мы выезжали с Рабашем на прогулку, и если я приходил чуть раньше, то заставал его сидящим и читающим или пишущим что-то, относящееся к утреннему уроку. И потом, когда мы ехали в машине, мы говорили только о статье, которую изучали на уроке, или о части ТЭС.

А если ему нужно было поехать на прием к врачу, то он брал с собой страницы со статьей или том ТЭСа, и мы сидели там в очереди и говорили об этом, учили. И обычно это был тот материал, который мы только что изучали утром.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 07.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему я встаю на урок?

Весь день – ради одного часа

Подготовка – залог успешной учебы

Сделай себе Учителя и Группу!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли разница в том, когда ученик изучает каббалу вместе с учителем каббалистом, один на один, и тем, как учимся мы - в группе?

Ответ: Мы тоже на уроке учимся вместе. Конечно, это отличается от урока один на один, но я не думаю, что сегодня возможно передать эту науку кому-то индивидуально.

В наше время, это возможно, только при учебе в группе и через интернет в самой широкой форме, когда нет разницы, где находится ученик. Тогда он будет продвигаться, а прежний индивидуальный метод уже не будет работать.

Не нужно сожалеть о том, что не дано – надо использовать все, что у тебя есть. Над каждым есть управление свыше, и Творец управляет всем процессом. Там, где у тебя есть свобода выбора – реализуй ее, и все.

Для меня нет более близких и более далеких учеников – сам ученик каждый раз устанавливает, насколько он близок, и так продвигается. Близкий ученик или далекий – определяется только тем, насколько он хочет воспринять мой внутренний посыл и усвоить его, реализовать.

И это не зависит от того, находится ли человек непосредственно в классе или он живет далеко и учится по интернету, мужчина это или женщина. Все зависит только от ученика, от того, как он использует то, что дается всем.

А кроме того, очень важно не забывать, что не может такого быть, чтобы ученик почитал учителя и пренебрегал группой. Ведь учитель – это самая внутренняя часть группы, посыл, который находится внутри нее. И потому не может быть, чтобы человек, пренебрегая группой, почитал учителя – ее внутренний заряд.

Группа – это наше общее место с учителем – место нашей встречи. Этого не было в прежние времена, когда ученик работал с учителем лицом к лицу. И когда мы встречаемся внутри группы, каждый ученик сам для себя определяет, соединяется он с учителем "пэ эль-пэ" (через общий экран) или "ми-пэ ле-озен" ("из уст в ухо" – как при обучении обычной науке).

А в конце концов, мы встречаемся с Творцом – ведь все соединено до мира Бесконечности.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 07.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сделай себе сам счастливую судьбу

Как узнать каббалиста?

Учеба "из уст в уста"

Определяет – поколение

каббалист Михаэль ЛайтманВремя распространения науки каббала не зависит от каббалиста. Он получает знак свыше как раскрытие: отталкивание от мира в некотором виде и побуждение реализовать свою миссию.

Эти знаки абсолютно ясные, и он их понимает, т.к. пребывает в духовном постижении. Поскольку он связан с высшей силой в духовной системе, то видит, как она рождает ему эти условия.

Методику он не выбирает - нет нескольких методик. Методика одна, но в каждом поколении проявляются новые потребности, а потому он способен объяснить больше, чем требовалось раньше.

Каббалисты и в прошлых поколениях знали всю методику – разве она была неизвестна Моше или РАШБИ! - но не могли выразить ее открыто, а потому писали зашифровано.

В нашем поколении, как пишет Бааль Сулам, у каббалиста есть не только возможность, но и обязанность раскрытия. Пришло поколение, которое требует духовного развития, и поэтому каббалисты его раскрывают.

Вид и уровень раскрытия определяет поколение, а не каббалист, ведь главным является потребность поколения. Например, если на уроке передо мной не будет учеников, если я не приму их желание, то мне нечего сказать: постижение находится во мне, но без раскрытия и обновления.

Поэтому наедине с камерой я могу выразить лишь стандартные вещи, но не раскрыть нечто новое, как мы делаем на наших ежедневных уроках. Это происходит потому, что каждый день в мире пробуждается новое желание, и через учеников, которые разбросаны по всему миру, я чувствую общую потребность.

В нее включены все вопросы и желания: отсутствие совершенства, стремление раскрыть экраны, свойство отдачи, связь между собой. Ощущения тысяч моих учеников, присутствующих на уроке, собираются во мне, и я принимаю их словно мать, которая чувствует потребность накормить своих детей. И тогда в процессе нашей учебы я вижу в текстах и моих ощущениях нечто новое, чего не было раньше.

Так происходит каждый день, даже если не все это замечают. Не зря сказано: "от всех своих учеников я учился". Почему? Потому что получаю желание от учеников и могу глубже копнуть материал творения.

Из программы "Каббала для начинающих", 01.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как узнать каббалиста?

Разрешение свыше

Миссия великой души

Довериться старшему

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Рабаш пишет, что человек "должен верить". Что это означает?

Ответ: Прежде всего, есть понятие: "вера мудрецов". Речь идет о каббалистах, которые прошли путь и оставили нам методику.

Они объясняют ее очень логично и по существу, но все-таки мы должны пока что верить их словам. Правда, у нас есть точка в сердце, и мы соглашаемся с ними – и тем не менее, здесь есть место для веры: я доверяю себя разумению высшего, который уже обрел опыт.

После реального, практического анализа у меня все равно остается "слабина", нечто неочевидное – и я просто следую за высшим. Я словно беру за руку старшего и иду подле него. Бааль Сулам объясняет, что нужно найти себе учителя и "прилепиться" к нему, чтобы по действиям, которые он рекомендует, постараться узнать его внутри.

Эта вера необходима. Так ребенок верит взрослому. Причем на веру ты принимаешь только рекомендованное им действие – и благодаря этому маленькому, короткому шагу видишь, что он прав.

Это не слепая вера – ты каждый раз склоняешь голову, чтобы воспользоваться его головой, подняться немного и сразу же убедиться в его правоте. Вообще, это не столько вера, сколько учеба, упражнения, которые поддаются немедленной проверке.

А в целом, понятие "вера" в каббале означает силу отдачи, тогда как "знание" – это сила получения. С помощью двух этих сил мы и продвигаемся вперед.

Из урока по статье Рабаша, 12.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

С головой высшего на плечах

О пользе подражания

Радость веры в Учителя

Урок на тему "Величие Рава", 07.01.11

Урок на тему "Величие Рава"

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

От чего страдает каббалист

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалист страдает оттого, что видит отставание мира в движении к раскрытию Творца, единению, достижению совершенной жизни.

Мы способны это сделать, у нас есть для этого все условия, а мы пренебрегаем этой возможностью и не выполняем. Тем самым мы вызываем на себя различные проблемы и доставляем страдания Творцу.

Именно потому, что каббалист достиг раскрытия Творца, он страдает больше всех. Ведь относительно всего мира он словно мать относительно детей. Весь мир – это его келим, части его души. Пока они не исправлены, каббалист страдает за них больше, чем они сами.

Каждый человек чувствует свой личный эгоизм и страдает оттого, что его кли пустое. А каббалист включает в себя всех, хочет относиться ко всем с любовью и наполнить абсолютным добром. Но люди этого не хотят - не согласны объединиться и хоть немного отменить свой эгоизм, чтобы создать одно большое желание/кли, которое можно наполнить светом Бесконечности.

Каббалист не может исправить мир – только страдать за него и ждать, пока люди проявят минимальную готовность продвинуться.

Конечно, больше всего он переживает за своих учеников, ведь их страдания целенаправленные. Он не может их продвинуть искусственно - это им навредит, помешает развитию. Поэтому он говорит с ними на том уровне, которому они соответствуют.

Мы занимаемся по первоисточникам, и наша связь с ними определяет, сколько мы все вместе можем от них получить. Именно это я раскрываю, а не то, что понимаю в своем желании. Я работаю с общей потребностью, которая возникает, чтобы раскрыться всем.

Из программы "Каббала для начинающих", 01.12.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Экспедиция спасения

Буря вокруг Творца

Сколько душ – столько миров

Увидеть духовное!!! (клип)

Вопрос: Как происходит обучение у каббалиста? Как подсоединиться к нему?

Горе быть умным ослом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему человеку не удается прилепиться к высшему и видеть в нем причину всего происходящего, чтобы продвинуться?

Ответ: Это называется "горе от ума" - есть у нас в голове такой "блок", который страшно нам мешает. Из-за него мы ничего не можем сделать. Каждый уверен, что он сам все понимает и может сделать своим умом. Человек не способен отменить свой земной разум, свое "Я".

Закон роста и подъема со ступени на ступень требует отменить предыдущую ступень, чтобы обрести следующую. Даже растения развиваются точно так же из семян. Любая клетка, переходящая из одного состояния в другое, проходит такие же изменения. Только нам нужно сделать их осознанно, с пониманием, по собственному требованию!

В природе это происходит автоматически, инстинктивно - так растет зародыш в матери и любой ребенок. А если я хочу получить специальность и чему-то научиться, то знаю, что для этого мне нужно отменить свой разум перед преподавателем. Я хочу, чтобы он рассказал и показал мне, как делать, и повторяю за ним.

Я так повторил за ним раз, другой – и уловил принцип, внутреннюю основу. Из-за того, что я сам это несколько раз сделал – теперь я понимаю, почему это устроено так, а не иначе. Если наше эгоистическое желание это поддерживает, то нет никакой проблемы отменить свой разум – и я учусь.

А тут эгоистическое желание против такой отмены – и потому ты ничему не можешь научиться! Ты стоишь на своем, как упрямый осел (осел/хамор созвучно со словом материал/хомер), и не двигаешься с места, хоть убейте!

И нас на самом деле убивают! Мы заканчиваем свою жизнь, не достигнув постижения. И действительно, чем человек умнее – тем для него проблематичнее.

Из урока по статье "Каббала и философия", 03.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сделай себе сам счастливую судьбу

Чтобы ум советовал, как лучше отдавать

Самоуверенный ничему не научится

Сделай себе сам счастливую судьбу

каббалист Михаэль ЛайтманЕдинственное, что нам поможет – это самоотмена перед группой, учителем и Творцом. Это означает, соединиться с окружением и впитывать от него все, что только возможно.

Нам дано множество таких примеров из истории. Например, Иешуа Бин Нун, который удостоился стать преемником Моше. Это внутренняя сила в нас, которая вводит человека на последний этап исправления – любовью, приближает его к Концу исправления (Гмар тикун) после силы Моше.

Это высочайшая ступень получения ради отдачи! И как он ее удостоился? Тем, что помогал Моше, когда тот обучал народ: убирал в классе, "расставлял скамейки".

То есть он прилепился к действиям учителя и хотел стать его неразрывной частью – а потому получил от Моше всю мудрость. Именно он, а не те ученики, которые учились! А он даже не учился, он получил духовное "пэ-эль-пэ" ("из уст в уста", через общий экран), прилепившись к учителю.

А те, кто учился, получили это каждый на своей ступени (они тоже все были большими каббалистами) – но не такой высоты, как Иешуа Бин Нун.

Разве они не знали об этом принципе?! Знали – но не смогли этого сделать!

Все зависит от того, насколько человек старается отменить себя перед учителем и перед группой. Я бы еще добавил, что тут влияет "счастливая судьба" – то есть дополнительные условия в помощь, которых мы не знаем, спускающиеся, "сочащиеся" свыше (удача/мазаль от слова сочится/нозель). Это очень зависит от корня души – от ее предназначения.

Но какой смысл говорить о том, что от нас не зависит. Надо выполнить то, что зависит от нас – а это самоотмена.

Об этом везде написано, ни для кого это не новость. Но что делать, если не получается – я по себе знаю, как это трудно сделать. И обычно человек спотыкается на самых простых препятствиях – как будто невозможно не выполнить, а он не может… И он даже понимает, что это полезно во всех смыслах, даже в материальном – а что-то внутри его останавливает.

Из урока по статье "Каббала и философия", 03.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Горе быть умным ослом

Чтобы ум советовал, как лучше отдавать

Как получить высший разум

С головой высшего на плечах

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, "Шлавей Сулам". Статья 7, 1988/89 г. "Кто не трудился в вечер субботы…": Основные усилия прикладываются в работе против знания, когда человек не знает, для чего он должен работать. Это очень тяжело.

Вопрос: Почему это так тяжело?

Ответ: Потому что полностью противоречит всему, что я есть. На самом деле, это не просто очень тяжело, а невозможно. Здесь мне не добиться успеха своими силами. Ведь у меня нет никаких средств, чтобы совершить в разуме или чувстве какое-либо действие выше знания.

Я всегда действую, исходя из собственных мыслей и желаний. Разве может быть иначе? Что еще есть у человека?

А между тем, чтобы осуществить правильное действие, надо вооружиться разумом Творца, а не творения. Значит, мне нужна Его голова вместо своей. Как же этого добиться?

Вот почему каббалисты дают нам советы. Когда человек хочет послужить кому-то великому, группе, товарищам, он старается отключить свой разум и свое чувство, приняв вместо них разум и чувство ближнего. С помощью этих упражнений мы выстраиваем затем такое же отношение к Творцу.

Ведь малому всегда недостает "головы", разумения. Сам он не знает, как уподобиться высшему, не понимает его. А потому он должен получить, принять часть разума высшего. Работа с разумом высшего, вместо собственного, – это и есть вера выше знания.

Почему именно "вера"? Разве нельзя было так и сказать: "разум высшего". Дело в том, что низший обретает голову высшего, отрешаясь от собственного разума, в свойстве хафэц хэсэд, в свойстве отдачи. Иначе он не сможет этого сделать, не сможет увидеть действия высшего и уподобиться ему.

Самое эффективное средство, позволяющее обрести мудрость и величие новой ступени, – постараться нейтрализовать в себе разум и чувство, чтобы принять разум и чувство ближнего, более высокого, чем я. Иначе я расту лишь в своем животном – количественно, но не качественно.

Из урока по статье Рабаша, 03.01.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самоуверенный ничему не научится

Единственный способ подняться

Высший не ошибается

Страница 56 из 67« Первая...5455565758...Последняя »