Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Проверь себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как проверить себя: прикладываешь ты достаточно усилий или нет?

Ответ: Усилия обычно прикладываются выше знания, выше разума. Хотя человеку кажется, что все это необычайно трудно и невозможно, и все ему надоело. Он уже не верит ни в учителя, со всеми его "капризами", ни в Творца, который скрыт и непонятно, чего он от меня хочет. И к группе у него множество претензий – к каждому по отдельности и ко всем вместе.

Но при всем этом, нужно сказать, что это картина, которую я вижу согласно собственным порокам, в своем эгоизме! А в действительности, я пребываю в мире Бесконечности. И группа – это те души,  с которыми я нахожусь в полном соединении!  А учитель – это та часть, которая находится выше нас и ведет нас к соединению с остальными, уже исправленными душами, чтобы мы вместе с ними исправили те души, которые пока не исправлены. А Творец раскроется между нами и только пока скрыт, ради нашей же пользы.

Если человек представит это состояние правильно и поймет, что этот мир – воображаемый, и нужно сквозь него, через эту иллюзорную картину докопаться вглубь, до более внутренней формы, чтобы там раскрыть связующие ниточки, как на изнанке вышивки – тогда он сможет все расставить по своим местам и потребовать своего изменения.

Он раскроет совершенство – в том, что находится в гармонии вместе со всеми желаниями, то есть с группой, и с Творцом – свойством отдачи. Он почувствует, что этим достиг совершенства, и больше этого ничего нет, и не нужно, и он не хочет, ведь для него это самое совершенное состояние!

Из урока по статье из книги "Шамати", 24.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрытие совершенства и даже его отсутствия

Скорая помощь для раненого в пути

Проверь, что не тратишь усилия без пользы

За простотой спрятана мудрость

каббалист Михаэль ЛайтманВся наша душа построена из скрытия – из того, что мы скрываем свое желание насладиться всевозможным образом. Первое скрытие – это простое сокращение. Но потом я начинаю исследовать, что я сокращаю, в каком желании делаю себя скромным и чего хочу от себя.

Все мое получение может быть только ради отдачи, то есть я строю 4 уровня скрытия: скрытие на скрытие на скрытие… - и так постигаю все большее величие Творца.

Но Его истинную высоту мы так никогда и не сможем понять (может быть когда-то в новой реальности после конца исправления). Ведь пока она вся складывается из того, сколько мы способны воспринять внутри построенных нами сокрытий.

Мы не можем оценить ничего, что нам явно открывается – только скрывая его от себя. Когда человек нам раскрывается, и мы начинаем открыто получать от него, то перестаем его возвеличивать, ведь все, что у него есть, теперь есть у меня. Он открылся и относится ко мне просто – и я тоже отношусь к нему просто.

Вся ценность рождается из скрытия. Но в духовном, мы не играем в "политические игры", а раскрываем себя. И именно другие, должны сделать на себя скрытие, чтобы постичь нас.

Например, учитель относительно ученика, открывает себя и приближается к нему. А ученик сам должен сделать на него скрытие и только в таком виде что-то сможет от него получить. Иначе, учитель будет казаться ему простым, и он не сможет впитать его мудрость.

Поэтому каббалисты всегда держали себя очень просто, а обязанность ученика – сделать на это скрытие.

Из урока по статье из книги "Шамати", 21.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Без скрытия не достичь совершенства

Из чего строится образ Творца

Мир, вырастающий из скрытия

Искусство самоотмены

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как проверить, насколько отменяешь себя?

Ответ: Самоотмена может быть внутренней и внешней. И мне надо проверить себя, могу ли я отменить свой эгоизм только внешне: то есть быть готовым услужить другому, помочь, сделать то, что он говорит – несмотря на то, что я бы сделал по-другому.

Это называется внешней самоотменой, когда я останавливаю и сдерживаю свое внутреннее желание, свой собственный разум и видение ситуации, и делаю то, что говорит другой. Словно хороший слуга, выполняющий желание хозяина. Хотя он сам сделал бы это по-другому, и может быть даже в сто раз лучше – но отменяет свое желание перед желанием хозяина. Однако, эта самоотмена касается только самого действия – он просто выполняет приказ, как в армии.

Но есть еще более высокая ступень, когда ты отменяешь себя также и внутренне - в разуме, и принимаешь чужой разум выше своего. То есть ты считаешь его мысли и решения лучше и правильнее своих собственных.

И это после того, как ты проверил их и сравнил свои расчеты с его, и видишь, что он не прав и гораздо хуже тебя в своих расчетах и замыслах. Но ты принимаешь его решения, потому что для тебя они самые важные. Ты ценишь его больше себя, и потому сознательно выбираешь его решения.

Ведь ты понимаешь, что свои расчеты ты делал в своем эгоизме. И потому после этого ты решаешь, что он важнее, и берешь его решения верой выше знания. Отныне и далее, его желания, расчеты и действия – служат тебе образцом, и ты присоединяешься к ним всем сердцем и душой.

У тебя нет никаких доказательств этому, никакой поддержки ниоткуда, но ты делаешь так, потому что, прилепившись таким образом к группе, товарищу, учителю, ты приобретаешь желание,  над которым сможешь работать ради отдачи. У тебя уже будет и желание ради отдачи, и действие, и мысль.

Но все это не относится к нашей работе по распространению – нужно совершенно отделить ее от работы в группе раз и навсегда. Распространение – это как работа на предприятии и не относится к внутренней работе.

Когда я был рядом со своим учителем, Рабашем, я часто советовал ему, как лучше сделать в том, что касалось обычной жизни: куда нам поехать и как. И тогда мы разговариваем, как два обычных человека, обсуждающих какое-то простое, бытовое действие. Когда же речь идет о самоотмене – имеется в виду положение на духовных ступенях и отношение к нему.

Из урока по статье Рабаша, 17.07.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ссора ради примирения

Критерии самоотмены

Сделай себе сам счастливую судьбу

Рабаш не настоящий?! (клип)

Рабаш не настоящий?!

Любимчики Лайтмана… (клип)

Работая с учениками, вы наверняка вкладываете в тех из них, в ком вы видите потенциал, и не вкладываете в того, у кого его вообще нет?

Мир глазами Рабаша… (клип)

Мир глазами Рабаша…

Реверс во времени

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Может ли время повернуть назад? Могу я вернуться к состояниям, где уже был?

Ответ: Конечно! Ведь время определяется цепочкой информационных генов (решимот), и ты можешь путешествовать по ней от начала и до конца и идти куда захочешь. Если ты обладаешь анти-эгоистическим экраном, то есть способностью находиться в любом состоянии, то можешь выбирать любое решимо и реализовать его.

Разумеется, никто из продвинутого состояния не желает спускаться назад. В этом нет никакого смысла, если только ты не обязан опуститься на какое-то время для помощи другим. Для того, чтобы установить связь с ними, мне приходится вернуться назад.

Но этот "реверс" я выполняю через особый парцуф, который называется "волосы" (сэарот). Сам я остаюсь в продвинутом состоянии, но делаю с себя еще одну "уменьшенную" копию, через которую общаюсь с теми, кто ниже меня.

А просто так нельзя спуститься – это противоречит цели творения, и как же  духовная личность может сделать такое?

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 20.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Время механическое или живое?

Время – это интенсивность действий

Буря вокруг Творца

Кто ближе к Учителю?

каббалист Михаэль ЛайтманУтренний урок из Москвы

Вопрос: Что такое близость к Раву, а также учеба из уст в уста?

Ответ: Близость к Раву не означает, что человек физически близок к нему, - это не имеет никакого значения. Близость к Раву - это когда человек ощущает, что учитель может ему передать все, что  у него есть, и желает ему передать все, что есть, но в той мере, в которой человек раскрывает себя для этого. Ведь в контакте, в коммуникации необходимо сопряжение между передающим и получающим.

Значит, первое: вера  в то, что Рав постоянно передает и есть что  от него взять, – это зависит от ученика. И второе: ученик должен понимать, что только в мере его чувствительности к тому, что исходит от Рава, он может получить.

В общем, конечно, все зависит от ученика. Только от ученика! От учителя практически ничего не зависит. С другой стороны ученик должен полностью настроить себя на получение. Что значит на получение? На сопряжение. То есть у него должны быть мысли, чувства, направления в чем-то подобными учителю, хоть на один процент. Он должен желать от него воспринять, он должен быть настроен на ту же  струю. И тогда  у него это получится.

Учеба состоит из двух уровней:

1. "Из уст в уши" – вербальное общение, когда я говорю ртом, а ученик воспринимает ухом.

2. "Из уст в уста" – под устами имеется в виду общий экран, который стоит во рту духовного парцуфа.

Так вот, когда мы общаемся так, что ученик не желает или еще не может быть на одном уровне с учителем, - тогда он слышит. Он может слышать, не желая, не особенно прилагая усилия, он может быть даже против учителя – и в чем-то все равно его услышит.

Это еще не один экран, не одно устремление, не какая-то совместная связь, когда они связаны вместе хоть на 1%. Если они связаны вместе, тогда в мере этой связи он получает информацию из уст в уста, то есть в мере этого общего экрана, общего устремления. К этому надо стремиться. Это не простая работа над своим эгоизмом, но она возможна, и тогда все, что есть в учителе, перетекает в ученика. 

Вопрос: У Вас есть возможность выбирать, кто Вам будет близок, и кто нет?

Ответ: От учителя не зависит, кто будет ближе к нему, а кто нет. Тот, кто ставит себя на уровень ученика, - тот и ученик. Иногда учитель очень хочет, чтобы учениками были какие-то конкретные люди, потому что у них есть особые предрасположенности и через них, может быть, можно быстрее и ярче передать человечеству идею, а эти люди не способны, пренебрегают возможностью - и упускают шанс.

Из урока по статье Рабаша, 16.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учеба из "уст в уста"

Учитель – это проводник в пути

Передача мудрости – из уст в уста

Не ждите от каббалиста чудес!

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс в Москве, урок №3

Вопрос: Вы говорили неоднократно, что люди, которые много лет занимаются каббалой, внешне совершенно неотличимы от других и их никак не распознаешь.

В то же время, люди с исправленным желанием меняют реальность вокруг себя, обладают совсем другой силой притяжения. По каким внешним признакам можно узнать каббалиста?

Ответ: Я еще застал в живых нескольких учеников Бааль Сулама, и находился рядом с ними. Мне было 35 лет, а им - 75. Я чувствовал себя младенцем у них на руках. Но я не видел от них никогда никаких проявлений чудес, не слышал особых разговоров. Они все пытались и на самом деле были очень обычными людьми.

Каббалист не распространяет вокруг себя никаких волн. Человек, который начинают слушать каббалиста, понимать его, правильно адаптировать в себе его слова, его мысли, реализовать внутри себя его советы, - начинает ощущать себя и мир по-другому. Не потому, что каббалист на него действует, – каббалист не воздействует на другого человека. Нельзя! Этим я убил бы свободу воли другого человека.

Как мы обучаем ребенка? Мы все время подставляем ему упражнения, говорим ему, как надо сделать, но делать он должен сам – иначе он не вырастет.

Поэтому каббалист никогда вокруг себя ничего не меняет и не может ничего менять. Вот в чем дело! Нет здесь никаких фокусов. Ничего нельзя изменить, если человек не изменится.

У меня много родных, близких, друзей и любимых учеников – и я никак не могу им помочь, кроме как еще раз объяснить, еще каким-то образом рассказать. Никак по-другому! А если человек отворачивается от меня, то я никак не могу повернуть его обратно. Я тоже оставляю его - и все. Хотя и больно, но ничего не сделаешь.

Не думайте, что каббалист способен на что-то сверхъестественное, на что обычный человек не способен. Нет. Конечно, в мере исправления своего желания он раскрывает для себя этот мир шире. Но только лишь для себя! На протяжении всей истории было очень много каббалистов, которые не умели преподавать. 

Они постигали, делали исправления в Высшем мире, в сети душ между нами, подготавливали всю эту систему для того, чтобы она была ближе к человечеству, но не более того. Так же, как мы подготавливаем сегодняшний мир для наших детей и внуков, но никак не иначе.

Не ищите в каббале никаких фокусов. Чудес нет. Это огромная, тяжелая работа каждого из нас по собственному исправлению против нашей природы. И именно это всему человечеству предстоит в наше время реализовать.

Из 3-го урока конгресса в Москве, 11.06.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

По каким признакам отличить подлинного каббалиста

Как узнать каббалиста?

Каббалисты – души, оживляющие поколение

Беседа о работе с окружением, 07.06.11

Беседа о работе с окружением

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 

Вырасти и учиться у Мудреца

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем отличается работа по отмене себя человека, изучающего каббалу, от преклонения религиозного человека перед своим Ребе?

Ответ: В каббале, отмена себя перед учителем ("Рав" – означает "большой"), группой и Творцом – это обязательное условие. Иначе, наше эгоистическое желание не сможет воспринять никакую науку, ведь низший получает от высшего. А как же еще можно учиться?

Каждого товарища я должен воспринимать верой выше знания как великого человека поколения, Творца – как доброго и творящего благо, и учителя – как их неотъемную часть. Только тогда я смогу продвигаться.

И понятно, что это выше моего эгоистического разума и чувства. Разве мой эгоизм позволит мне увидеть их всех великими? Я всегда буду казаться себе больше всех и желать властвовать.

Я могу конечно говорить, что это не так и что я склоняюсь перед товарищами, показывая всем, как я принижаю себя, делая просто нулем. Но весь вопрос в том, ради чего я это делаю -  не для того ли, чтобы погордиться собой, чтобы все увидели, как низко я склоняюсь.

Разница в отмене себя "выше знания" и "ниже знания" в том, что "выше знания" -  человек исследует, проверяет, а потом отменяет себя. А "ниже знания" – он заранее отменяет себя, ничего не проверяя. И обычно, отмена себя ниже знания – это религиозное отношение, которому обучают человека с детства. То есть он сам не думает, а с любым вопросом обращается к своему Ребе.

И на самом деле, любой человек неосознанно перед кем-то преклоняется – перед каким-нибудь футболистом или известным артистом. А кого же он выберет себе в авторитеты: каббалиста, религиозного Рава или популярную певицу – это уже зависит от корня его души.

Разумеется, было бы лучше, если бы все люди преклонялись перед мудрецами, а не перед Мадонной. Но когда человек растет, он уже не может оставаться в прежних рамках и начинает искать – как Бааль Сулам, который однажды пришел домой и сказал, что ему нечему больше учиться у своего Ребе из Пурсова, и он обязан уехать в Израиль. То есть он почувствовал, что учитель не был на достаточной высоте, которая бы позволила дальше с ним продвигаться – хотя он и был каббалистом. 

Если человек чувствует, что вырос настолько, что не может удовлетвориться прошлым авторитетом, то он выходит из-под его власти и начинает искать что-то более высокое. Или он уже вырастает настолько, что его учителем становится Творец.

Из урока по статье из книги "Шамати", 29.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не ставь препятствия перед слепым

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Что значит, вера ниже знания

В духовном ошибок не бывает

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Книга Зоар полна притчей и земных образов. Почему они так важны, если только запутывают нас и сбивают с правильного намерения?

Ответ: Все, что говорит человек, пребывающий в святости, т.е. в желании отдавать, исходит из его постижения, ощущения, пребывания в желании отдавать, а не приходит ему в голову само по себе.

Поскольку его желание наслаждаться "освятилось", т.е. обрело свойство отдачи, находится в нем, - это свойство он и ощущает. Поэтому он ощущает некое выражение в себе Творца и передает его в такой форме. Ведь он не рождает сам эти образы, они не возникают просто так в его воображении, а та форма Творца, которая в нем сейчас раскрылась, вызывает в нем такой образ, такую картину, которую он передает нам.

Поэтому мы должны использовать все эти притчи и соединиться с ними. И если мы сейчас не понимаем их, то я вам обещаю, что придет время – и вы в конце концов поймете их. А кроме того, вы достигнете той же ступени – и у вас возникнет тот же сюжет, та же картина, тот же образ и выражение.

Поэтому каббалисты понимают друг друга. Это мы не понимаем их. Но по мере того, как ты соединяешься с тем, что они говорят, ты начинаешь больше их понимать.

Не просто так принято в хасидуте, что если в записке ребе встречаются  ошибки, - ты благословляешь их, ведь если он так написал – для тебя это признак святости.

Это проистекает из того, что человек, пребывающий в святости, не может ошибиться. Тебе кажется, что он сделал ошибку, поскольку ты неисправлен. Это называется "вера выше знания".

Из урока по  Книге Зоар, 30.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зачем нужен язык ветвей

Духовные цветы под духовным солнцем

Как дорасти до Зоар

Духовное не выражается словами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если нужно отменить себя перед мнением учителя, то значит правильно, когда некоторые говорят, что готовы выполнять указания только самого учителя и никакого другого руководства?

Ответ: Учитель не должен становиться начальником над каждым. Ему не нужно объяснять каждому, чего он хочет. Он может быть скрыт почти так же, как Творец, и ничего не говорить. Тот, кто захочет, сам должен отменить себя и раскрыть мнение учителя.

Это видно по поведению каббалистов прошлого – на примере Коцка или Бааль Сулама, который давал урок ученикам раз в неделю или даже раз в месяц. Учитель немного приоткрывает свое мнение, а все остальное – это работа ученика.

Если ученик понимает, что нужно искать, как раскрыть мнение учителя, чтобы согласно нему направить себя к цели, то он это сделает. А нет, так нет.

Духовное не выражается словами – разве можно объяснить, как устремить сердце к цели?

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Как начать слышать, что говорит учитель

Нет обходного пути наверх

"Исходящее из сердца входит в сердце"

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Шамати": "Исходящее из сердца входит в сердце". Когда человек слышит слова своего Рава, он немедленно соглашается с ним и принимает на себя обязательство выполнять всем сердцем и душой.

Но затем, когда попадает в другое окружение, смешивается с желаниями и мыслями большинства, занимающегося глупостями. И тогда его мысли, желания и сердце подчиняются большинству, и он становится как "стадо, ведомое на бойню".

И нет у него никакого выбора - он обязан думать, желать и требовать то же, что требует большинство. В таком случае, есть для него один совет - привязаться к своему Раву и книгам на внутреннем уровне, что называется, "питаясь от книг и их авторов".

Человек, который рождается и живет в этом материальном мире, развиваясь в окружении, далеком от духовного, разумеется, не может ничего понимать в духовном пути. Даже если у него есть стремление к духовному, то эта точка погружена в его эгоистическое желание, окруженное эгоистическим обществом, и у нее нет никаких шансов развиться правильно.

Только тот удостаивается духовного развития, кто попадает в правильное окружение, где есть учитель и группа, выполняющая его советы. А кроме того, эта группа естественно должна заниматься по подлинным каббалистическим первоисточникам, но это уже следует из того, как они принимают руководство своего учителя.

Поэтому, в конечном счете, развитие группы зависит от учителя, Рава ("рав" означает "большой"). Насколько ученики способны отменить свое мнение перед его мнением, так они и будут развиваться. Ведь духовная среда основывается на  мнении, мысли, методике, признании авторитета учителя.

Необходимое условие для ученика - постоянно проверять, чем и кем определяется его мнение. Ведь он находится под влиянием двух сил и все время должен решать, что мнение учителя имеет большую силу, чем мнение ученика. А если он не чувствует тут никакой борьбы и противостояния, то значит, вообще не делает такую проверку, а думает, что все и так хорошо. 

Иногда ученик идет против мнения учителя и ему кажется, будто он лучше понимает, как нужно поступить, с точки зрения своей логики и разума. То есть он не отменяет себя. А отмена себя означает, что он идет против своего желания, против всей своей логики.

Если он выстаивает в этом противостоянии, значит, он выбирает духовный путь и идет им. А если тут нет никакого противостояния, внутренней борьбы, то  возникает вопрос: а может быть, он вообще не понимает, что все время следует своему мнению, при этом думая, что правильно продвигается?

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

Как начать слышать, что говорит учитель

Нет обходного пути наверх

Как начать слышать, что говорит учитель

каббалист Михаэль ЛайтманНевозможно правильно продвигаться, если ты руководствуешься собственным мнением, ведь ты всецело находишься в этом мире.

Ты сможешь вырасти, только если откроешь существование двух четких мнений: услышишь свое собственное мнение и мнение учителя, поймешь разницу между ними, будешь сопоставлять их друг с другом, чтобы затем всегда идти верой выше своего знания и принять мнение учителя.

Так нужно все время выбирать и продвигаться, предпочитая своему мнению мнение учителя, несмотря на свой эгоизм, вырастающий все больше и больше, и все свои внутренние сомнения и споры. Несмотря на будто бы очевидные факты и здравую логику, которая говорит тебе, что ты идешь не своим умом, а ниже или выше своего разума.

Если человек способен справиться со всеми этими проблемами, то сможет продвигаться. А если нет – то у него нет никаких шансов на успех. И потому, только единицы достигают духовного мира.

Ведь для того, чтобы выстоять в такой внутренней борьбе и все время идти против своей логики, нам необходима поддержка группы, которая всегда укрепляет авторитет учителя. То есть необходимо склонить себя перед группой, чтобы получить от нее силы победить свое собственное мнение и принять мнение учителя.

Здесь в работе уже участвуют трое: человек, учитель и группа. А все это нужно лишь для того, чтобы достичь раскрытия Творца (который может раскрыться и с обратной стороны), чтобы мнение учителя и мнение Творца объединились в одно мнение. И тогда человек сможет продвигаться, поняв, что группа и учитель – это представители Творца по отношению к нему. И значит, ему нужно выяснять все свои понятия, оценки и выбор – только относительно них.

Если выпала тебе удача – то ты сделаешь это и будешь идти вперед. А если нет, то ты даже не почувствуешь, что не делаешь правильный выбор и не идешь в нужном направлении. У тебя не будет никакой шкалы, относительно которой ты мог бы это измерить.

Когда же "слова, исходящие из сердца, входят в сердце"? Если ты правильно установишь свое мнение по отношению к мнению учителя, то начнешь слышать, что говорит учитель.

Из урока по статье из книги "Шамати", 25.05.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовное не выражается словами

"Исходящее из сердца входит в сердце"

Нет обходного пути наверх

Страница 53 из 66« Первая...5152535455...Последняя »