Записи в разделе 'Духовная работа'
Бег с психологическими барьерами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как можно попросить помощи в преодолении скрытия, если в это время человек не чувствует никаких желаний, будто мертвый?

Ответ: Скрытие дается для того, чтобы из него просить. И в этом скрытии "праведники пройдут путями Творца, а грешники падут на них". А кроме скрытия могут приходить добавочные проблемы, еще хуже.

Скрытие - это бессилие и плохое настроение, когда не видишь к кому обратиться за помощью, не чувствуешь никаких мыслей и желаний в правильном направлении. Словно попал в полную тьму и наткнулся на стену.

Но нужно понять, что именно это и есть место настоящей работы. И если ты хоть как-то вспоминаешь, что находишься в скрытии, то уже можешь из него подняться. Так открывается точка для внутреннего разбиения. Тут имеется лишь психологический барьер, который ты мог бы преодолеть, но якобы не находишь в себе сил.

На самом деле, ты можешь это сделать. Если переломишь себя, преодолеешь этот чисто психологический барьер и возьмешь в руки книгу, то обнаружишь, что Творец нарочно приготовил тебе такое состояние. И из этой точки ты достигнешь нового понимания и сделаешь еще один шаг вперед. Из таких точек и складывается наше продвижение, прямая линия.

Из урока по статье из книги "Шамати", 05.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Под властью скрытия

Защитная броня скрытия

Скрытие сделало из обезьяны человека

Пусть будет поменьше штрафных кругов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Важно ли понять, чего именно Творец хочет от меня, или главное просто продолжать изо всех сил?

Ответ: Творец хочет от тебя одного: чтобы ты не оставлял Его.

В мире нет ни одной мысли, желания или действия, не ведущего к раскрытию Творца - напрямую или косвенно. Кроме этого ничего больше нет.

Мы бы раскрыли Его напрямую, но это практически невозможно сделать. И поскольку мы не способны пройти из точки "А" в точку "Б" по кратчайшей прямой, то возникает множество косвенных причин, которые направляют нас и заставляют идти.

Эти события могут всячески запутывать человека, ставя перед ним препятствия и заставляя крутиться вокруг них долгие годы, пока он не сделает один шаг вперед. Хотя казалось бы, он мог пройти напрямую и не петлять.

Но во всем происходящем в мире и во всей истории человечества нет ничего, кроме движения к раскрытию Творца. А для чего еще происходить всем событиям, если все определяется противостоянием света и сосуда, и раскрывающимися информационными генами, решимот? Все направлено только на то, чтобы выяснить их и исправить.

Либо мы напрямую выполняем над ними свою работу, либо природа, вследствие разбиения, вынудит нас путем страданий прийти к тому же самому итогу. Но тогда это займет долгое время, ведь силы эгоизма (клипот) растягивают его словно резину, превращая каждую точку в долгий период, и таким образом лишая нас сил и запутывая. Как сказано: "Творец создал человека прямым, но люди придумали себе множество расчетов".

Из урока по статье из книги "Шамати", 05.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Под властью скрытия

Что значит "идти путем Творца"

Творец создал человека прямым

Погоня за миражом

каббалист Михаэль ЛайтманВ начале "Предисловия к Книге Зоар" Бааль Сулам перечисляет пять вопросов:

1. В чем наша суть?

2. Какова наша роль в длинной цепочке действительности, малыми звеньями которой мы являемся?

3. Мы чувствуем себя низкими и испорченными, но разве от Творца, который нас создал, не должны исходить совершенные действия?

4. Как мог Творец обречь Свои творения на такие страдания?

5. Как от Вечного, не имеющего начала и конца, могли произойти творения преходящие, тленные и ущербные?

Многие размышляли об этом на протяжении веков, с тех пор как человечество осознало себя. Вот и перед нашим поколением стоят всё те же вопросительные знаки. Мы так и не пришли к пониманию, а между тем речь идет о фундаментальных вопросах, затрагивающих саму суть нашего бытия: для чего мы живем? В чем смысл жизни? Какова ее причина? Какой процесс в ней заложен? Обладаем ли мы свободой воли? Какая цель перед нами стоит? Слепа ли природа или действует по программе? Можно ли ее изменить?

А кроме того, есть вопросы, связанные с Писанием: если Творец добр, то где же Его благо? В некоем будущем мире? Но кто его видел?

Короче говоря, помимо животной ступени, на которой мы должны обеспечивать свои насущные потребности, вопросы эти охватывают всю реальность.

Вопрос: Мало кто задается такими вопросами…

Ответ: Это отдельная проблема – люди не умеют задумываться о главном. Однако подсознательно эти темы, без сомнения, беспокоят их. Причем сегодня – в особенности. 

Да и вообще, разве был в истории человек, который не спрашивал себя:

– Почему я страдаю?

А между тем, чему тут удивляться:

– Ты страдаешь потому, что тебе плохо.

– Но почему мне плохо?

– А почему тебе должно быть хорошо? Ты полагаешь, что "хорошо" – это нормальное состояние, а всё, что хуже, – ненормальное? Но с чего ты это взял? Может быть, ты веришь в Творца? Хотя откуда тебе знать, что Он есть и что Он добр? На каком же основании ты удивляешься, когда тебе плохо? Возможно, "плохо" – это естественное состояние мира.

Таким образом, в любом вопросе, которым задается человек, поднимаясь над заботами о хлебе насущном, непременно кроются все эти базовые, принципиальные затруднения, пускай и в завуалированном виде. Давайте немного приоткроем их.

1. Разумеется, человек не спрашивает: "В чем наша суть?" Для него это формулируется иначе: "Кто я? Для чего и почему?" Дети задумываются об этом, а потом забывают. Однако вопросы остаются: какова наша роль? Куда ведет нас исторический процесс развития? Есть ли у него цель? Подчинена ли эволюция случайности или следует некоему плану?

2. Мы обнаруживаем, что все части природы тесно взаимосвязаны – причем не спонтанно, а разумно, и разум этот превышает наше разумение. А ведь в конечном счете, мы есть следствия природы и с трудом постигаем лишь жалкий фрагмент ее общей картины.

И потому человек задается вопросами: если мы наблюдаем последовательный процесс, подчиненный глубокой мудрости природы и, очевидно, ведущий к некоей цели, – то кто я и что я? Куда я иду? Куда должен идти? Откуда произошла моя жизнь? С другой планеты? А там – откуда? Некоторые переживают о том, что спустя миллиарды лет солнце потухнет, или о том, что с Землей может столкнуться какое-нибудь небесное тело. "Пускай это случится не со мной, но что будет с человечеством?" Не стоит смеяться над подобными тревогами.

3. Мы чрезвычайно ограничены и все-таки хотим всё знать. А с другой стороны, глядя на себя, мы видим собственную ущербность. И это верно, если проводить сравнение с величием Природы, с ее мощью, красотой и совершенством, с чудесными ландшафтами, еще не испорченными человеком, со звездным шатром над нами. Вглядись в великолепие Вселенной, проникни мысленным взором в структуру ДНК или атома – и ты поразишься увиденному. Мы – маленькие, чересчур возомнившие о себе глупыши. Всё, чем мы живем, это лишь крупица, соскобленная с великого полотна.

Оглядываясь, мы повсюду видим необъятную мудрость и нераздельную взаимосвязь. Удивительно, как все части природы поддерживают друг друга, в то время как мы лишь приводим к их вымиранию, даже не понимая, что тем самым уничтожаем себя. Ведь как бы горделиво мы ни задирали нос, в действительности нас питает и снабжает природа. Ничто не возникает из воздуха. Еда, вода, одежда – всё это мы получаем от нее, откликаясь на добро разрушением. Это свидетельствует лишь о нашей глупости.

Вот и выходит, что всё в мире совершенно, и только мы испорчены. Но как же может быть, что из всех элементов природы именно нас постиг такой изъян? Мы не просто разрушаем мир – мы рушим свое ближайшее будущее, и не желаем задуматься об этом. Даже зная, что завтра умрет, человек не остановится, не удержит себя и пройдет оставшийся путь до неизбежного эшафота.

Природа безраздельно властвует над неживым, растительным и животным уровнем, но над нами ее власть не абсолютна, она предоставила нам свободу воли. Почему же мы используем эту свободу на то, чтобы испортить себя еще сильнее? Вместо того чтобы воспользоваться своей независимостью во благо, стать Человеком с большой буквы, прекрасным и благодетельным для себя и других, я, наоборот, разрушаю всё, что только можно. Зачем мне такая свобода?

4. Почему мы страдаем, если совершенная Природа уготовила нам прекрасную цель?

5. Наконец, как от совершенного Творца могли произойти преходящие, тленные и ущербные создания, рождающиеся в муках, живущие в страданиях и мучительно умирающие? Вся жизнь человека проходит в погоне за наслаждениями, которые никогда не даются в руки. Ведь не успев ухватиться за что-нибудь, он сразу же переходит к заботе о том, чем будет наслаждаться в следующее мгновение. Никогда мы не насыщаемся полностью, и даже если довольствуемся малым, то не навечно. За каждым наслаждением наступает пустота, и мы все время бежим за миражом…

Таким образом, вопросы, перечисленные Бааль Суламом, в той или иной степени тревожат каждого, и нам придется найти на них ответы.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 14.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не суди о том, что еще не поспело

Духовный поиск

Жизнь как побег от вопроса о ее смысле

Не суди о том, что еще не поспело

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.4: Единственное средство – смотреть в конец действия, т.е. в цель творения. Ведь ничего невозможно понять по ходу процесса – но только из его конца.

Пока что наши вопросы остаются вопросами. В начале работы мы еще не понимаем ее, не видим, откуда она проистекает. Необходимо сперва объять творение в полном объеме, а главное – увидеть конец. Тогда-то мы и поймем начальный этап.

Ведь мы не определяем работу, а выполняем ее и являемся ее следствиями. А значит, только из конца ее мы познаем начало.

В отличие от нас, Творец не нуждается в процессе, ведущем из отправной точки в конечную. Для Него начало, путь и конец составляют единую реальность. Мы же должны пройти этапы своего развития, и потому, только завершив работу, сможем понять пройденный путь и первоначальную причину происшедшего.

Вот почему Бааль Сулам пишет, что мы должны изучить весь процесс до конца. Ведь в пути желанный плод всегда кажется незрелым, ущербным, испорченным – как всякая вещь, еще не достигшая своего окончательного состояния.

Настоящий ответ на свои вопросы мы получим, только достигнув цели, конца исправления. Каждый наш вопрос – это пустота, сосуд, в который мы должны получить наполнение, в сущности, и являющееся ответом. А потому вопросы о смысле и сути нашего бытия наполнятся ответами лишь по достижении финальной цели.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 14.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Погоня за миражом

Люди, кто мы такие?

Тайна жизни

Оплата будет по справедливости

каббалист Михаэль ЛайтманИзвестно, что "Все приходит свыше" и "Нет никого кроме Него". Но это дает человеку возможность работать и несмотря на то, что он мог бы все получить без всякого труда - тем не менее, прикладывать усилия. И хотя Творцу ничего от него не нужно: никаких благодеяний и отдачи, никакой работы, никаких страданий, но человек готов через все это пройти.

Ведь только тогда он сможет почувствовать, что это правда. А он хочет со своей стороны всем сердцем и душой быть прилепленным к Творцу - и к Его общему управлению, и к тому, как Творец управляет им лично.

Когда человеку раскрывают мироздание на духовных ступенях, он видит, что "Нет никого кроме Творца", а творения ничего не достигают своими силами в этом совершенстве, заполняющем все и властвующем во всем. Но даже видя, что Творцу не нужны никакие его действия, он вместе с тем, явно чувствует, что обязан действовать только из-за того, что хочет всеми своими силами прилепиться к Творцу. И тогда истина и вера в нем соединяются в одно целое.

В связи с этим, он начинает видеть правильную картину мироздания, потому что приближаясь к слиянию и связи с человечеством, с людьми - через них  приходит к любви к Творцу. Происходящее в разные времена и с разными людьми соединяется для него в одно, ведь вся реальность поднимается выше времени, перемещения и пространства, и собирается в одном месте, в одном желании, все части которого подобны друг другу.

Поэтому, хотя нам и кажется, что в нашем мире есть люди, которые очень тяжело трудятся, а другие как будто пожинают плоды чужих усилий, но в итоге мы видим, что все это происходит в одном сосуде, в одном желании. Здесь нет никакого беспорядка или несправедливости, поскольку все эти проявления соединяются воедино, в одном месте, и могут относиться к прямому или отраженному свету, к общему управлению или личному в одном и том же процессе. 

В материальном мире люди думают, что награда за заповеди ждет их в будущем мире, как сказано: "Сегодня работаешь, а завтра получить награду". Но будущий мир - это следующая ступень, которую человек раскрывает здесь и сейчас. Правильный взгляд, вознаграждение человека в том, что он соединяется с остальными и тогда для него нет разницы, в каком месте работать, а награду возможно получать совсем в другом месте. Ведь для него все это объединяется в одном месте, становясь одним желанием. Благодаря исправлениям все уравнивается.

Но во время подготовки действует скрытие, пока человек еще не достиг одного желания. Скрытие необходимо, чтобы дать ему возможность приложить усилия. Ведь пока он еще не действует ради отдачи, при которой даже если бы Творец раскрыл ему, что все уже исправлено и нечего больше делать, он все равно захотел бы работать.

Пока он этого не достиг, ему раскрывают неисправности, чтобы дать ему эгоистический стимул к работе, "ло лишма". Когда же он достигнет отдачи, "лишма", то начнет ценить саму работу как награду, и несмотря на то, что видит совершенство, найдет себе место для приложения усилий.

Из урока по статье из книги "Шамати", 14.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Самая справедливая награда

Наградой – любовь

Творец в награду

Точка переворота сознания

каббалист Михаэль ЛайтманНам нужно достичь такой высоты, чтобы работать выше своего эгоизма, и чтобы он нам не мешал. Мы поднимаемся над ним и становимся совершенно свободными от него. И тогда у человека не остается никаких ограничений.

А пока мой эгоизм мешает мне, это "помощь от противного", ведь помогает мне раскрывать новые желания, проблемы, всякие пороки во мне. Это побуждает меня работать и действовать, пробуждает во мне разнообразные ощущения, изменение состояний.

Если бы ничего этого не было, наше состояние было бы совершенно безнадежным. Поэтому сказано, что "чем больше человек, тем больше его эгоизм". Но по мере продвижения человек раскрывает желание насладиться не большего объема - а внутри того же желания раскрывает все больше деталей, более тонких нюансов, вызывающих в нем более сильные впечатления. Это и называется большим желанием насладиться.

Прийти к большему эгоизму, это значит стать придирчивым и нетерпимым в самых мелких вещах, на которые я прежде даже не обращал внимания. И это побуждает меня к новым, все более тонким исправлениям, в итоге приводя к очень точной работе против моей эгоистичной природы.

Творец создал желание насладиться - нечто чуждое Ему и нам тоже. Но это дает нам ощутить одно понятие: свою оторванность от Творца, как "нечто из ничего" (еш миаин). Кроме этого в желании насладиться больше ничего нет - лишь одно это свойство, ни грамма какого-то желания. Творец создал лишь одну эту характерную точку, возникшую "из ничего", нечто совершенно отдельное.

И из этой отдельной точки начинает затем развиваться желание насладиться, словно раскручивается спираль. Все, что есть в этом желании, выходящем из точки "нечто из ничего" - развивается от Творца, но только в обратной форме, словно антимир.

Творец создал за своими границами некую точку, существующую из ничего, и внес внутрь нее Себя. Получилось, что есть Творец и творение, стоящие друг против друга. И творение использует все, что у него есть из этого "ничего", ради того, чтобы установить себя в таком же статусе, как Творец.

Ведь на самом деле, все остальное, кроме одной этой точки "нечто из ничего" - это Творец. А "нечто из ничего" - это точка переворота в нашем разуме и чувствах, которую мы все время должны исправлять.

Из урока по статье из книги "Шамати", 14.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Ничто"-жный грамм желания

Не торопитесь стать ангелом

Перехватываем инициативу у света

Поручиться за всех

каббалист Михаэль ЛайтманВ статье "Дарование Торы" Бааль Сулам объясняет нам, на каких условиях Тора была дана людям. Прежде всего, это должна быть группа людей, которые хотят стать как один человек с одним сердцем. Пережитые страдания не оставляют им выбора – они видят, что необходимо бежать, но бежать осознанно. Это не слепое бегство от боли, ведь страдания приходят к ним от особой Силы, от Творца, согласно Его программе, и здесь кроется определенная цель.

Творец намеренно дал им страдания. Сказано: "Я создал злое начало" – иными словами, создал Фараона, который приближает сыновей Исраэля к Творцу. И потому злое начало называется "подмогой напротив" – оно побуждает человека познать Силу, которая им управляет. Человек задается вопросами: "Откуда ко мне приходит всё это зло? Почему я страдаю?" В итоге поиски подводят его к главному вопросу: "В чем смысл моей жизни?", и более того: "В чем смысл нашей жизни?" И тогда человек находит науку каббала.

Так он и приходит к получению Торы – начинает понимать, что здесь надо что-то изменить. Вместо того чтобы менять мир, стараясь "прогнуть" его под себя, человек понимает, что мир – это проекция его внутренних свойств. Измени себя – изменится и он.

Именно это мы и говорим сегодня всем: надо исправлять человека, а не мир. Разумеется, мы не рассказываем о восприятии реальности, о том, что внешняя картина определяется тем, каковы мы внутри. Этого пока что не объяснишь, хотя научные доказательства уже поступают. Однако в принципе, человек сегодня уже понимает, что ему надо исправить себя. И тогда он готов получить Тору как приправу – "приправить" злое начало этой методикой, чтобы оно обрело хороший вкус. 

В конечном итоге, мы должны придать форму отдачи изначально получающему желанию. Если человек готов к этому, он получает Тору, т.е. методику исправления, и начинает работать. И понимает тогда суть поставленного ему условия: что такое поручительство, всеобщее единство, что означает его конечная цель – возлюбить ближнего, как себя. На пути к этой цели человек раскрывает свое предназначение, которое определяется в первоисточниках как "царство священнослужителей" и "святой народ". Иными словами, он должен не только реализовать сказанное на себе, но и быть в ответе за весь мир. Тем самым человек склоняет себя и мир к чаше заслуг и правильно применяет свой потенциал на благо других, делая то, что должен, – т.е. распространяя по всему миру методику исправления.

И тогда он исправляет себя – ведь ему не нужно ничего, кроме этого. Достаточно жить в работе на нужды общего исправления – это и значит быть "царством священнослужителей". У коэнов нет никакой материальной доли, их владение – Творец, т.е. ступень чистой Бины. Так и человек должен видеть себя на возвышенной ступени, где благо ближнего – его единственная забота над всеми заботами и единственная цель над всеми целями. Пускай в нем всплывают самые неожиданные желания, пускай помехи разрастаются до мировых масштабов – всё это затем, чтобы над ними он заботился обо всем мире. Ведь иначе у него не будет материала для работы.

Так человек и реализует задачу "царства священнослужителей" и "святого народа" – претворяет в жизнь поручительство. Ведь дело не в том, чтобы мы поручились между собой и удерживали друг друга на пути к исправлению. Нет, мы идем к поручительству со всем миром, мы отвечаем за всех, и пока мы не поможем их исправлению, нельзя считать свою работу законченной.

Из урока по статье "Поручительство"", 13.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Собери урожай и накорми страждущих

Прямой путь – для нас и для всего мира

Мир не прогнется сам

Собери урожай и накорми страждущих

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Творец хочет, чтобы мы служили примером всему миру, чтобы сами разрабатывали методику и были переходным звеном. Какие изменения нам надо произвести в нашем желании, чтобы постичь то, о чем мы читаем в книгах каббалистов, и действительно стать примером для всех?

Ответ: Прежде всего, мы должны быть "головой". Ведь буквы слова "Исраэль" (ישראל) раскладываются на выражение "моя голова" (לי ראש). Надо проверять, чтó происходит в мире, какова воля Творца, как мне стать "адаптером" соединяющим Его планы и желания с миром, как приближать мир к реализации. Пускай Творец определяет новое состояние мира, а тот движется вперед, чтобы захотеть принять это состояние. Для этого я должен находиться посередине как посредник, наставник, воспитатель, помощник.

Такова наша работа. Всё, что возложено на Исраэль, это подавать пример, "играть" с миром, помогая ему в обретении правильной формы, объяснять происходящее, рассказывать о причинах бед. Ведь в духовном смысле люди – "малые дети", и мы должны терпеливо заботиться об их развитии, проникаясь тем, что их тревожит.

Раньше я был далек от этого и не понимал, зачем мне нужна связь со всем человечеством. Всю свою прежнюю жизнь я предполагал, что буду замкнут в милой мне научной среде, обеспечивая себе необходимые материальные нужды. Я хотел познать, понять, соткать картину реальности и не собирался обращать взор на то, что лежит ниже этого уровня. Зачем исследователю мироздания все те, кто лишь путается в этом вопросе или кому это вообще неинтересно? Такой была моя позиция.

Однако затем я отошел от горделивого эгоистического презрения к окружающим и теперь, наоборот, готов постоянно "менять им пеленки". Ведь всё зависит от осознания важности, а на духовном пути выясняется, что в этом-то и состоит наша работа, что так мы способствуем исправлению мира и именно этим доставляем удовольствие Творцу. 

Нет работы более высокой, чем эта. Неслучайно сказано, что человек, вспахивающий свое поле, чтобы накормить голодных, выполняет духовную работу священнослужителей. Мы просто не понимаем, какова задача коэнов. Под внешней "парадностью" скрывается нечто совершенно иное – забота о малых. Ведь дети в семье – главные, и всё вращается вокруг них. Так должны действовать и мы, это и называется "царством священнослужителей" – когда, кроме этой работы, у нас больше ничего нет: мы создаем соответствие между Творцом и творениями, адаптируем их желания для Его раскрытия.

Вопрос: Чего нам сейчас для этого недостает?

Ответ: Нам нужно множество подготовленных людей. Все наши товарищи должны пройти курсы наставников и организаторов. У нас есть ресурсы, и мы должны реализовывать их, еще и еще, всё шире, глубже и выше. Нам необходима массивная работа по воспитанию, в рамках которой потребуются усилия всех без исключения. А затем, подготовившись, надо подумать о том, как выходить на широкую аудиторию.

Сделать это требуется срочно, мы уже отстаем. Жаль, что не все меня слышат, – это рождает во мне страх за то, что может случиться в стране в ближайшем будущем. Ведь всё в мире жестко взаимосвязано, и только мы своей работой способны "подслащать" происходящее.

Из урока по статье "Поручительство"", 13.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поручиться за всех

Должники

Слуги народа

Внутреннее зрение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое личное желание и общее?

Ответ: Личного желания в духовном не существует, ведь речь идет не об обычных материальных желаниях. А из духовных желаний у человека есть лишь одна точка в сердце, которую он пока никак не реализовал.

Общее желание - это уже способность отключиться от самого себя и присоединиться к обществу. То есть человек уже понимает и чувствует, благодаря учебе, участию в группе и распространению, что духовный мир раскрывается лишь в совершенном желании. Совершенное желание - это значит уже собранное и соединенное хотя бы в своей минимальной форме, позволяющей ему воспринимать определенное число духовных понятий.

А до того, я ничего не вижу, как будто вечером, в сумерки, когда все становится неразличимым. Сказано, что вечер наступает тогда, когда ты не можешь узнать лицо товарища с определенного расстояния (четыре амот), настолько все сливается. Если же я могу различить товарища, то это еще не вечер.

Вечер означает, что я что-то вижу, но не понимаю, что именно. Так мы начинаем постепенно приближаться к пониманию, что в месте раскрытия существует определенное число характерных деталей, которые нам нужно разглядеть, подобно тому, как узнаем лицо товарища на расстоянии "четырех амот", то есть четырех минимальных уровней желания насладиться.

Для этого, мне надо соединить свое желание с желаниями еще нескольких товарищей так, чтобы между нами возникла связь, и я получил от них впечатления относительно добра и зла, света и тьмы. Я должен выяснить, что значит получение и отдача, "ради себя", "ради них" или "для всех вместе, между нами".

Я уже начинаю различать внутри нашего соединения все эти понятия: что такое "ради себя" и что такое "ради отдачи". В этом построенном мною месте, в желании, позаимствованном от других, я уже немного понимаю, что такое эгоизм и альтруизм. Это еще самое первое, самое слабое понимание, но я уже могу отличить одно от другого.

Получается, что у меня появляется сосуд, инструмент восприятия (кли), с помощью которого я могу видеть духовный мир - ощущать его и различать некоторые детали. Так у меня открывается внутреннее духовное зрение, а не такое внешнее, как сейчас в этом мире, где мы воображаем себя зрячими.

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре шага к Кетэру

Этапы движения к Творцу

В сумерках зло становится неразличимым

Четыре шага к Кетэру

каббалист Михаэль ЛайтманКогда в нас раскрывается духовное зрение, мы начинаем действительно видеть и постепенно все яснее понимать, что все зависит от "места", желания, то есть количества и глубины деталей, раскрывающих мне духовную реальность и показывающих, насколько я связан с другими.  Все зависит от числа этих деталей, и главное - от их мощности, от силы соединения.

Каждый из нас вдруг раскрывает разные детали своего эгоистического восприятия, но поступается своим эгоизмом ради того, чтобы соединиться с другим. Получается, что в моем желании появляется выемка относительно выступающей части желания другого, а выступающая часть моего желания  соответствует его выемке. И так мы соединяемся, каждый отменяя себя по отношению к другому.

Выходит, что я отказался от собственных интересов ради того, чтобы соединиться с ним. Но он, в своем восприятии, раскроет эти выступающие зубцы моего эгоизма и отменит себя, чтобы соединиться со мной. Таким образом, мы не уничтожаем свой эгоизм, а все время используем его, чтобы соединиться через еще больше выступающих зубцов и выемок. От количества таких связей зависит чувствительность, тонкость нашего восприятия и его мощность - поэтому мы раскрываем в нем все больше деталей.

Так строится общий сосуд ради интересов общества. Чем больше я раскрываю общие потребности, тем больше могу отменить себя и соединиться с другими. Но затем я должен подумать, а для чего я это делаю? Ради раскрытия Шхины. И здесь мне нужно достичь еще одного, более внутреннего соединения ради более высокой цели, раскрывая, что это Творец.

Творец - это не какая-то личность, а свойство, проявляющееся в итоге моих выяснений. Словно высшая сфира Кетэр, которую я раскрываю после того, как выяснил все предшествующие ему сфирот. Словно заповедь любви, к которой мы обязаны прийти, но с другой стороны, не способны это сделать. Она раскрывается нам сама, если мы выполняем все предшествующие ей заповеди. 

То же самое касается соединения. Если я со своей точкой в сердце работаю в группе и соединяюсь с товарищами, то внутри этого соединения на все четыре уровня раскрываю их внутренний корень, который называется Шхина. Шхина означает раскрытие Творца.

Я сам не могу построить этот последний уровень - Кетэр, отдающего. Он раскрывается за счет того, что я сделал свои четыре шага к нему.

Получается, что я сделал все, что от меня зависело, раскрыл четыре уровня и формы соединения своими силами, и тогда раскрываю уровень Кетэр, над которым не могу сам работать. Это и есть Шхина. С моей стороны я завершаю всю работу, а потом меня ждет находка, как сказано: "Прилагал усилия - и нашел".

Из урока по статье из книги "Шамати", 13.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Внутреннее зрение

Место в сердце для товарищей

Ходя кругами вокруг заветной точки

Этапы становления разума. От ощущения к пониманию

каббалист Михаэль ЛайтманВсе происходит внутри желания насладиться - единственного творения. А оно находится во власти света, который воспитывает и учит его посредством всего  происходящего с этим желанием. Этот процесс начинается с 4-й стадии прямого света, из которой мы видим, что кроме того, чтобы наполнить созданное им творение, свет приводит его к ощущению своего создателя. В итоге, творение (бхина далет) начинает ощущать, что кто-то создал его и теперь наполняет - то есть существует что-то еще, кроме него самого и наполнения.

Мы в своей жизни этого не чувствуем, ощущая себя так, как в 1-й стадии (бхина алеф) - в самом начале творения: есть у меня жизнь, и я живу. Но мы не чувствуем, что получаем эту жизнь от кого-то, и поэтому не развиваемся выше самого первого, неживого уровня.

Растительная ступень уже ощущает, что ее жизнь определяется чьим-то желанием, какой-то программой, ведущей к конкретной цели. То есть она чувствует, что существует: причина->процесс->цель. Так в ней развиваются два отношения: к своему состоянию и тому, кто дает это состояние.

Творение может чувствовать себя хорошо или плохо и одновременно ощущать, что это добро и зло приходит от кого-то. Соответственно, у него развивается отношение к этому кому-то. Инстинктивно, оно любит того, кто доставляет ему удовольствие, и не любит того, кто заставляет его страдать. 

Но за счет прохождения множества состояний, творение начинает, кроме чувственных переживаний, понемногу приобретать разум. Разум рождается благодаря анализу процесса, связи причин и следствий, их сопоставления. Оно словно начинает собирать мозаику или лего из разных кусочков-состояний, сравнивая и соединяя между собой всевозможные причины и следствия.

После того, как оно переживает множество приятных и неприятных состояний и замечает, что они связаны между собой, то понимает, что нельзя судить лишь на основе своей первой эмоциональной реакции, ведь в воздействии на него есть некая программа. Есть определенная формула, связывающая причину и следствие. И поэтому, возможны какие-то неприятные состояния, но они полезны, и в итоге приводят к лучшим ощущениям.

Так в нас начинает развиваться мышление, появляется мыслительный процесс. Рядом с чувствами начинает формироваться механизм разума, позволяющий получить независимое от ощущения отношение к проходимому нами процессу. То есть мы уже можем отделить себя от своих эмоций, проверить умом свои чувства, и отнестись к ним объективно, как бы со стороны, начиная таким образом анализировать свои состояния.

Благодаря этому, в творении появляется свойство Бины - "понимание" (авана), отделенное от 1-й стадии - чистого ощущения. Человек начинает с помощью разума подниматься  над своими чувствами, заранее видя новое, зарождающееся состояние.

Из урока по статье из книги "Шамати", 12.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы становления разума. Пробуждение жизни в камне

Этапы становления разума. Включение в высшую программу

Неразлучная пара: желание и разум

Этапы становления разума. Пробуждение жизни в камне

каббалист Михаэль Лайтман2-я стадия, Бина характеризуется именно своим пониманием. Поэтому, достигая ее в своем развитии, человек начинает по-другому относиться к тому, что ощущает. Даже когда он чувствует, что находится в темноте, и ему неприятно, тяжело на сердце, словно он попал в туман или в черную тучу, он вместе с тем начинает мобилизовать силы, чтобы отделиться от своего ощущения, объективно проанализировать его.

Это дает ему возможность согласиться с действием, которое Творец сейчас совершает с ним и оправдать его. Ведь этим Творец хочет поднять человека выше ощущения и дать посмотреть на него со стороны. И наоборот, именно благодаря тому, что он попал сейчас в такое тяжелое состояние и ощущает страдания, но вместе с тем, может анализировать их разумом, выше своего ощущения - он может принимать это свое двоякое состояние с радостью. Ведь на основе двух этих отношений он может построить новое состояние, которое на ступень выше прежнего, выше его желания.

Так человек достигает 2-й стадии (бхина бэт), вместо 1-й (бхина алеф). Он поднимается на растительную ступень: у него появляется собственное движение. Он уже не просто ощущает приходящее к нему добро и зло, как неживой камень, не в силах никак реагировать - а сам начинает судить о своем состоянии.

Он оправдывает действия, помогающие ему продвигаться, и установить отношения с Творцом, добрым и творящим добро во всех состояниях: плохих в нашем эгоистическом восприятии и хороших. Теперь у него есть связь с Творцом, которая выше всех этих состояний.

Но я хочу развиваться дальше, и достичь такого состояния, чтобы сделать сокращение поверх всей этой тьмы. Это значит, что мне не важно, что я ощущаю внутри своего эгоизма - это не влияет на мое отношение к Творцу, к источнику. Я уже не воспринимаю свет только как наслаждение, словно 1-я стадия, чувствующая лишь наслаждение или его отсутствие. Я отдаю свету, как 2-я стадия - поднимаю отраженный свет выше, не ради приятного ощущения, а ради слияния с Творцом поверх этого ощущения.

То есть я объединяюсь с процессом, через который ведет меня свет, обучая, что мне нужно всегда быть в соединении с Ним, с его программой - выше любого добра и зла. И тогда я прилеплюсь к Нему поверх своего ощущения.

Из урока по статье из книги "Шамати", 12.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы становления разума. От ощущения к пониманию

Этапы становления разума. Включение в высшую программу

АВАЯ - стадии роста разума и сердца

Этапы становления разума. Включение в высшую программу

каббалист Михаэль Лайтман3-й этап развития настает, когда я начинаю искать: для чего Творец все это делает со мной? И тогда я понимаю, что это для того, чтобы развить во мне разумное отношение - на основе разума, а не чувства.

И здесь человек чувствует, что обязан достичь такой же отдачи высшему, какая есть у высшего по отношению к нему. Ему уже не достаточно лишь принимать от Творца все приятные и неприятные состояния с пониманием, что они ему на благо. Он ищет возможности со своей стороны тоже отдавать Творцу и передать ему свою любовь.

Для этого ему нужно развиться еще больше и глубже постичь Отдающего, поняв, с какой целью Он это делает, то есть, что именно хотел построить в человеке. Так развивается 3-я стадия (бхина гимел), которая желает получить от Отдающего. Она продолжает 1-ю стадию (бхина алеф), чтобы ощутить наслаждение - но ощутить его ради того, чтобы понять, какую программу заложил внутри него Дающий. В этом смысл 3-й стадии.

Бина сначала отказалась получать свет, но когда она захотела понять Отдающего, то выяснилось, что это возможно лишь за счет того, что получаешь от Него. И теперь в 3-й стадии, человек воспринимает получаемое добро и зло - только как добро. Он уже не разделяет на хорошее и плохое, поднявшись выше этого.

И благодаря тому, что он считает высшую программу превыше своих хороших и плохих ощущений, он начинает постигать ее саму, а не только ее воздействие, от которого ему становится чуть светлее или темнее.

Ощущая программу дающего, человек включается в нее и объединяется с ней. Это означает, что он достиг слияния на 4-й ступени (далет). И все это начинается с самого первого действия, когда человек за счет окружения, учебы, света, возвращающего к источнику, достигает такого исправления, что принимает все происходящее: и хорошее, и плохое как одно неразрывное целое.

Над всеми этими состояниями он прилепляется к Творцу для того, чтобы чувствовать Его, почитать, ценить, понимать и объединиться с Ним на как можно более высокой ступени.

Из урока по статье из книги "Шамати", 12.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы становления разума. От ощущения к пониманию

Этапы становления разума. Пробуждение жизни в камне

АВАЯ - стадии роста разума и сердца

Благие намерения и правильное Намерение

каббалист Михаэль ЛайтманС одной стороны, заповеди, регулирующие взаимоотношения между людьми, важнее заповедей, регулирующих взаимоотношения человека с Творцом, – ведь от любви к творениям он устремляется на любовь к Творцу. Но с другой стороны, нельзя забывать о конечной цели: мы обязаны правильно выстраивать взаимоотношения между нами лишь затем, чтобы установить связь с Творцом.

Иначе мы просто демонстрируем "прекраснодушие": пытаемся победить кризис, улучшить систему образования, сделать людей лучше и счастливее… Всё это несет миру зло и чревато еще бóльшим крушением. Ведь мы сбиваем человечество с заложенной в него программы, уводим его в сторону. Как следствие, люди испытают еще больше страданий, чтобы оставить эти попытки, какими бы замечательными они ни были.

Мы хотим покончить с голодом, сделать всех здоровыми, наполнить всех радостью… Но если при этом мы не задаем курс на слияние с Творцом, на цель творения, если не намереваемся доставить Ему удовольствие и позволить раскрыть Себя, если вместо прямого пути наверх выбираем дорогу, уходящую куда-то вбок, тогда нам понадобятся дополнительные страдания, чтобы вернуться на верный маршрут.

Таким образом, своими как будто бы хорошими действиями мы вызываем дурные последствия. Сказано об этом: "Лучше уж сиди и ничего не делай".

Из урока по статье "Поручительство"", 12.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

"В народе своем я живу"

Любовь к Творцу - финал марафона развития

Не создавай себе кумира

О пользе и вреде вирусов

каббалист Михаэль ЛайтманХорошее образование – это когда люди получают знания вместе с объяснением, которое они готовы усвоить. Ведь многие факты, которые мы, особенно в детские годы, получаем без объяснений, остаются в нас, подобно вирусам, и избавиться от них уже невозможно. Подсознательно мы используем этот багаж фактов, считая их верными, хотя на самом деле они ложны и часто "ставят нам подножку".

Всё это из-за того, что в детстве и юношестве нас пичкали всевозможными "непреложными" истинами, не объясняя их. С тех пор они отпечатаны внутри, и деться от них некуда. Как ни старайся, ты не властен над тем, что в тебе отпечатано.

А потому всякая вещь должна сопровождаться ясным объяснением. Не надо путать человека витиеватыми построениями, основанными на высшей математике, – он должен получить понятную, доступную трактовку, а иначе знания превращаются в лозунги, в аксиомы и не продвигают его вперед. Развиваться надо посредством здравого смысла, когда человек хорошо усваивает объяснения. А кроме того, надо поддерживать адекватный темп, чтобы избыток информации не блокировал способность к усвоению.

Правильное образование лишено бездоказательных фактов. Ведь люди не смогут верно применять их, а избавить их от этого балласта очень тяжело. Невозможно работать с фактами, если тебе неизвестны их причины и следствия. В таком случае они не позволяют составлять общую картину реальности. Вместо этого человек относится к ним как к незыблемым законам.

А между тем, в реальности вообще нет законов – мы сами создаем их в себе. Рождаясь, я, по необходимости, начинаю формировать картину мира, связывая друг с другом его части. Ведь мы происходим из разбиения, и вся наша действительность состоит в том, чтобы собирать мозаику ее частей – на всех уровнях, на всю глубину, от этого мира до Бесконечности, постоянно добавляя всё новые качественные и количественные штрихи. Ведь картина эта многомерна. 

Так вот, ультимативно диктуя человеку, как складывать те или иные части, я ставлю его на ложный путь, и он продолжает действовать по указке, поскольку не умеет сам проводить анализ и находить связь. Вместо готовых ответов и голых фактов, я должен дать ему учение, методику, руководство к действию.

Вот почему современное образование терпит крах. Ведь мы штампуем "солдат", умелых "работников", а не по-настоящему творческих людей, умеющих собирать кусочки мозаики.

Вопрос: Нельзя ограничиваться одними фактами, даже если они верны?

Ответ: Дело не в фактах. Человеку нужны не просто знания – он должен развивать свой разум, складывать вещи, которые до него еще никто не сложил. Ему нужно привить подход, новую программу, позволяющую самостоятельно, в себе формировать картину реальности.

Ребенок не научится на действиях, к которым его принуждают, – это дает очень ограниченный эффект. Если я что-то говорю ему, то обязан объяснить, почему это так. Иначе я вношу в него еще один "вирус", и он не сможет рационально использовать эту "истину", отчеканенную внутри. До конца его жизни она будет всплывать в подсознании, вызываемая соответствующим контекстом, и только смерть тела положит этому конец.

Вопрос: В период сокрытия мы тоже используем "лозунги", которых еще не понимаем. Почему же для нас они не являются "вирусами"?

Ответ: Всё верно, в науке каббала есть свои "девизы": "Нет никого, кроме Него", "Добрый и Творящий добро", "Возлюби ближнего, как себя" и т.д. Однако они проистекают с более высокой ступени и просто не могут прийти к нам иначе. Мы "глотаем" эти "вирусы", стараемся искусственно формировать себя в соответствии с ними и тем самым привлекаем свет, возвращающий к Источнику. А он уже исправляет и поднимает нас, обеспечивая новым миропониманием, новым разумом и новым чувством.

С другой стороны, в нашем мире мы "глотаем" ложные факты, вместо того чтобы обретать здравый смысл, и это не позволяет нам двигаться вперед, сочетая все части, изучая верную картину мира и развиваясь на ее основе.

Ведь в нашем мире я могу действовать самостоятельно, тогда как вступить в духовное собственными силами мне не удастся никогда. Напротив, я должен стараться реализовывать на себе законы духовного мира, включаться в них по мере сил – и тогда высший свет поднимет меня туда.

Таким образом, в духовном действуют положительные, а не отрицательные "вирусы": сидеть рядом с великими, возвышать товарищей в своих глазах, постоянно тянуться к свету, о котором не имеешь никакого представления… Всё это – не факты для меня, и тем не менее, полезно получать их из духовного мира.

Даже книги каббалистов – "вирусы" в нашем восприятии. Ведь они говорят о вещах неосязаемых, невиданных и неслыханных. Однако я изучаю эти тексты, чтобы захотеть подняться с их помощью. Пускай меня поразят их "вирусы", и я заболею любовью. Тогда-то я и приду к ней.

Из урока по статье "Поручительство"", 12.06.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путешествие к основам мироздания

Шаблонное образование

От оценок к ценностям

Страница 1 192 из 1 656« Первая...1 1901 1911 1921 1931 194...Последняя »