Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Близость духовная и физическая

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Дети – это как бы следующая ступень, результат ваших производных. Как может быть, что человек не содержит данные, которые получили родители, например, вы?

Ответ: Как он может это получить? При чем тут материя? Ее вообще не существует. Это самый минимальный слой, который нам представляется. А все наши остальные уровни намного выше. Наш мир самый низкий. А все решимот исходят из миров Асия, Ецира, Брия, Ацилут. Так что, ничего такого здесь даже не может быть.

Вопрос: Но ваш материальный ребенок присутствует на духовном уровне?

Ответ: У него есть решимо, не более того! Если он будет стремиться, то войдет в эту систему. Здесь я ему помочь особо ничем не могу, даже если он мой любимый ребенок.

А другому, совершенно постороннему физически, я помогу, потому что у него есть огромное желание сблизиться с Творцом, раскрыть Высший мир. Я естественным образом помогу ему, исходя из моих новых данных. То есть духовная близость – это не физическая близость.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Генетическая каббала"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала не передается по наследству

Духовный геном, ч.1

Передается ли духовное по наследству?

Проблемы духовного роста

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Допустим, человек впервые сталкивается с ненавистью к другим, например, к товарищам, и это застилает ему глаза. Он ничего не понимает, не знает, как действовать. Пройдя несколько раз такое состояние, он понимает, что здесь не надо делать ничего лишнего, лучше молчать и не мешать никому, иначе ты можешь навредить.

Но в то же время это ускользает из-под его контроля, он всё равно хочет выплеснуть свою агрессию. Бывают моменты, когда разум понимает, а чувства испытывают иное.

Ответ: Так ты проходишь эти состояния. Поверь мне, ты их пройдешь и не будешь вспоминать.

Вопрос: Каков следующий этап работы каббалиста? Вы же, наоборот, как-то реализуете эти состояния?

Ответ: Я пытаюсь определить погрешности, помехи, возможности исправления в состояниях. Это является моей работой: где я могу добавить, не потерять стремление к сближению с Высшей силой. Это, в принципе, является заботой, страхом, внутренней тревогой – как бы мне не потерять любую возможность еще чуть-чуть продвинуться вперед. 

Вопрос: Но каково ощущение человека, который находится на другой ступени? Если взять ваше каббалистическое прошлое, тот пласт, который вы наработали, – вы же совершенно иначе воспринимаете эти состояния.

Ответ: Я воспринимаю их как состояния роста, без которых я не смог бы быть тем, кем стал сейчас. Поэтому сегодня я смотрю на других, как взрослый на маленьких детей.

Вопрос: Но когда вы находились в этих состояниях, вы же помните эту силу?

Ответ: Да. Поэтому я спокойно переживаю это всё в других. Я знаю, что они должны это пройти, и терпеливо жду: еще 10 лет, еще 15 лет. Они, конечно, в нетерпении, как маленький ребенок, который хочет быть большим. А я понимаю, что для этого надо еще 10 лет. 

Вопрос: А как это можно терпеть?

Ответ: Как при общении с детьми.

Реплика: Но многие не терпят детей в их проявлениях.

Ответ: Значит, это неразумные, невоспитанные родители, их не обучали философии, пониманию того, что значит рост. Это проблема воспитания.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Когда не можешь контролировать ненависть"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вырасти из "коротких штанишек"

Проблемы роста

Сложный процесс духовного роста

Вырасти из "коротких штанишек"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что происходит в промежуточном состоянии, когда человек не до конца ощутил силу отдачи, не до конца завершил работу со своим эгоизмом? Он еще ни тут и ни там.

Ответ: Ни тут и ни там – это самое сложное, подвешенное состояние. Тогда надо поскорее делать все, чтобы его пройти – ничего другого не остается.

Вопрос: Но весь этот путь – это все-таки переход между двумя мирами?

Ответ: Я понимаю, что этот путь неприятный, но от него никуда не уйдешь.

Это путь, когда ты одновременно обнаруживаешь и падения, и подъемы, и еще не можешь их уравновесить, дополнить одно другим, не можешь оправдать. Поэтому годы внутренней борьбы и адаптации к новым духовным условиям – очень непростые. Я вижу это по своим ученикам, но, к сожалению, ничем не могу им помочь больше того, что делаю.

Точно так же, как учитель в школе. Разве он может что-то сделать за ученика? Ученик обязан пройти на себе школьные годы, абсорбировать в себе весь материал, выполнить необходимое количество заданий, контрольных, экзаменов, иначе вообще ничего не будет знать и не сможет выйти в жизнь. 

Хоть что-то он должен делать? В противном случае у него появятся огромные пробелы. А так он оканчивает школу и хотя бы имеет представление, что такое биология, зоология, ботаника, география, история, математика, хоть как-то, хоть что-то.

Ты можешь окончить школу, университет, и, в общем-то, ничего не знать. Может быть, тебе в жизни это и не понадобится, кроме общего понимания, что происходит.

А в духовном это не так. Если ты не будешь знать законов мироздания, не сумеешь применять их на себе, то тебе не раскроется Высший мир. Ведь ты постигаешь его в мере твоего понимания, твоей силы адаптации. Ты раскрываешь только то, с чем ты в состоянии реально работать.

Как ребенок, которому раскрывается только маленькая, окружающая его часть мира. Он не понимает, что там – выше него. Ему интересны его игрушки, его мама, вот эта машина, что-то большое движущееся, и это его мир. А все остальное, нечто большее, особенно по качеству: связи между людьми и тому подобное, он совершенно не понимает. Он знает, что это няня, это мама, это бабушка, а то, что между ними есть какая-то связь, что там, за ними происходит еще какая-то жизнь, – это все пока не для него.

Если мы не вырастем из этого состояния, то ничего не раскроем. В духовном мире, если ты не развил в себе силы понимать, осознавать, взаимодействовать, то остаешься на том же уровне. Ты не можешь расти автоматически. Ты растешь только в мере того, как ты своими знаниями и способностями раскрываешь мир.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. У всех страданий есть цель"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Падения и подъемы на духовном пути

Когда одолевают сомнения…

Когда закончатся твои подъемы и падения

Все перемещения – внутри человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если, согласно каббале, времени, движения и пространства не существует, что происходит на самом деле, когда человеку кажется, что он идет по городу или едет куда-то? Он же все-таки двигается.

Допустим, каббалист уезжает в Лондон от своих учеников. Он фактически меняет свое состояние? Что происходит относительно них и относительно него самого?

Ответ: Физическое перемещение подразумевает под собой внутреннее, векторное перемещение в свойствах. Поэтому, приезжая в Лондон, человек чувствует себя по-другому, воспринимает все немного иначе и относится ко всему по-другому. Это и называется "перемещением в Лондон". Никакого перемещения, кроме как внутри, в своих чувствах, нет.

Реплика: Но когда вы едете в другую страну, вы же летите на самолете.

Ответ: И что? Какая разница? Самолет – это проявление наших эгоистических желаний, которые вот таким образом развились и реализовались.

Вопрос: А существует ли какое-то место, которое отдаляет или приближает человека к его сути? Где он должен находиться? Например, кто-то живет в Чикаго, кто-то в Китае.

Ответ: Конечно, есть разница, где живет человек. Мы видим, что и в нашем мире существует огромная разница. 

Вопрос: В чем отличие моего нахождения там и здесь? Что меняется? Допустим, я иду в аэропорт, сажусь в самолет и лечу куда-то.

Ответ: Ты приземляешься, и сразу – совсем другой. Происходит изменение внутреннего состояния человека.

Есть люди, которые не чувствуют этих перемещений, потому что для них все равно, где находиться. А есть люди, которые переносят это плохо. Каббалист переносит все внутрь себя.

Если я приезжаю куда-нибудь с группой учеников, то практически не ощущаю, где я нахожусь. Конечно, разные языки и все прочее, но это практически ничего не меняет. Я сижу со своими учениками в Риме, в Мадриде, в Южной Америке, неважно где, и не ощущаю разницы. А в стране, где я живу, если я даю лекции для чужой публики, я чувствую себя по-другому.

Для меня лучше дать занятия в нашей итальянской или испанской группах, находясь там, чем в Израиле давать лекцию посторонним людям. Ведь мои ученики – итальянцы, испанцы и другие – мне гораздо ближе. Находясь среди них, я как будто никуда не выезжаю. Они меня понимают, а местные, посторонние – нет.

Вопрос: Но когда вы улетаете куда-то, вы совсем другой?

Ответ: Нет. С каждым разом чувствуется все меньше, что, приближаясь к ним, я разговариваю по-другому. Сейчас это постепенно пропадает, потому что везде происходят очень близкие процессы: общественные, экономические, групповые – мы все изучаем одно и то же.

Раньше я был с ними немного другим, поскольку их группы были молодыми, новыми, и я разговаривал с ними, как с людьми, которые еще не в курсе нашей методики.

А теперь я могу говорить с ними абсолютно тем же языком. Ведь они присутствуют на всех наших занятиях, трапезах, читают мой блог в переводе на свой язык, а значит, находятся в непрерывной связи с нами и со мной. Поэтому с ними я такой же, как с моими учениками в Израиле.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Пространства не существует!"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вне времени, пространства и скорости

Расстояние в духовном

Средства духовного передвижения

Как слиться с разумом и сердцем учителя?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как правильно вести себя ученику, чтобы прикрепляться к вашему состоянию, в котором вы находитесь? 

Ответ: Это непросто, я знаю по себе.

Ученик должен пытаться использовать сердце и разум учителя, вклеиться в них, как будто нет своих.

Когда ты пытаешься это сделать, у тебя появляются огромный разум и огромное сердце, противоположные учителю, и ты начинаешь действовать. Твои разум и сердце – с левой стороны, учителя – с правой стороны. И посредине между ними ты пытаешься создать нечто, соединяющее оба этих объекта. Это непросто.

Таких людей в нашем мире мало и среди наших учеников мало. Их и не должно быть много, но в общем, есть. Они пытаются так поступать, а это многое значит. Главное – пытаться! Если таких людей будет много, то они количеством покроют качество.

Вопрос: Как правильно слиться с разумом и сердцем учителя?

Ответ: Только лишь просьбой к той же высшей силе, которая соединяет нас вместе, чтобы она помогла тебе отмениться перед учителем. И тогда он смог бы тебя воспитывать, как маленького ребенка. А так, твой эгоизм поднимает тебя выше, ты чувствуешь себя выше учителя, более знающим, понимающим, сильным, и в итоге не можешь от него ничего получить. 

Вопрос: Но как ученику проанализировать, правильно ли он включается в учителя?

Ответ: Надо начинать ощущать это, а иначе никак не сможешь понять.

Вопрос: Это не может быть ложным ощущением?

Ответ: Неважно. Попытки приведут к правильному результату.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лучший ученик Лайтмана"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Довериться учителю

Преданность Учителю

Связь с Учителем

Проводник в духовной цепи (клип)

Проводник в духовной цепи

Духовная лаборатория

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Иногда вы говорите своим ученикам: "Ребята, вы экспериментальная группа, на вас прорабатывается методика".

Ответ: Я с ними работаю. Они меняются, и таким образом мы можем выяснять всё более и более высокие, глубинные слои природы.

А я позволяю себе раскрыться в той мере, в которой они меняются. Так же, как любой преподаватель: если у него есть более продвинутые ученики, он может говорить с ними на более высокие темы.

Вопрос: Что лучше для вас, для вашей лаборатории?

Ответ: Я хотел бы, чтобы они были на моем уровне! Это было бы лучше всего. Мы вместе ставили бы опыты.

Вопрос: Допустим, рядом с вами есть 10-20 человек, находящихся в духовном постижении. Что это дает?

Ответ: Это дает совершенно иное исследование мира. Я бы очень хотел, чтобы было 10-20 таких учеников. Чтобы всё человечество поднялось! Мы были бы уже совершенно на другом уровне! Это другое измерение!

Это не наш мир, не ощущаемое нами самое низкое состояние. Для чего жить?! Не ради нашего бренного тела, а для того чтобы существовать на духовном уровне, в постижении, во взаимности!

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Духовная лаборатория"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Анализ духа

Цель каббалиста

Эксперименты каббалиста

Дозированное наполнение

каббалист Михаэль ЛайтманКаббалистическая методика строится на вопросах и ответах. А что еще есть в жизни? Вопрос и ответ, кли и ор, сосуд и свет, наполняющий его, плюс-минус, тьма-свет. Только из этих двух элементов состоит все вокруг и мы сами.

Вопрос: У начинающих учеников возникает огромное количество вопросов, и они получают огромное количество ответов. А те, кто учатся давно, на часть вопросов могут ответить сами, поскольку понимают, о чем речь, внутренне, исходя из самой методики, и им нет смысла задавать вопрос.

Но насколько все-таки важен вопрос, и насколько его нельзя гасить? Ведь чем больше человек учится, тем, наверняка, у него меньше вопросов?

Ответ: У него вопросы более тонкие, как у любого специалиста. Они касаются уже таких вершин, которые простому человеку непонятны, неинтересны, он не понимает их – они где-то там далеко, за облаками.

Со специалистом, конечно, разговариваешь по-другому. Ты с ним можешь говорить о каких-то мелких вещах, а он видит огромное наслаждение в их раскрытии, в их ощущении так же, как например, два биолога говорят о каких-то жучках, червячках или системах. Это естественно, ведь для специалиста это совсем другой мир. 

А начинающие приходят с широко открытыми глазами. Им, как новорожденному, нужно давать очень-очень дозированное наполнение, иначе они не смогут ничего воспринять. Это, кстати говоря, непросто.

Реплика: Порой бывает, что человек сваливает на новенького весь свой опыт, и тот просто в шоке.

Ответ: Нет. Преподаватели для начинающих проходят специальные курсы. Они знают, что делать: у них есть методика, книги, методички, как преподавать людям, и опыт, накопленный годами.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Ответ на любой вопрос"

Предыдущие сообщения на эту тему:

В соответствии с подготовкой

Вопрос – это стремление к наполнению

Дать человеку порцию света

Довериться учителю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек – это неисправленный механизм. Что нужно добавить в него, чтобы он изменился в вашем восприятии?

Ответ: Я над ним работаю – еще немножко, еще немножко, еще… А он пока кричит, скачет, что-то делает за/против, чего-то хочет/не хочет, вдруг падает, спит, что-то еще… Другого пути нет. Я терпеливо жду.

Реплика: Но вы тоже непосредственно работаете над учеником. Это же не просто его работа.

Ответ: Конечно. Естественно.

Вопрос: Как ученик может позволить вам работать сильней?

Ответ: Тем, что он пытается плыть со мной, не сопротивляться внутренне, насколько можно. Это очень сложно!

Вопрос: Относительно Рабаша вы были таким же?

Ответ: Намного хуже. Это очень трудно! 

В одной из своих книг я описал рассказ Давида Лейкеса о беспрекословном доверии его учителю-каббалисту. Как-то вечером они сидели за трапезой, и в кармане ни у кого не было ни гроша, все они были очень бедные. И вдруг учитель сказал ему: "Давид, дай денег купить медовухи". Ученик засунул руку в карман и вытащил оттуда золотую монету. 

И это не фокус, а подлинная история: облачение света хохма в свет хасадим. Мы этого не понимаем, поэтому рассказ кажется нам сказкой или интересной притчей. Но на самом деле это так.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лайтман – до и после постижения"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Золотая монета в пустом кармане

Доверяю свою жизнь проводнику

Довериться старшему

Вечно молодая душа

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: У вас есть старые ученики, которые раньше были вспыльчивыми, нахальными, а потом изменились, стали более терпеливыми.

Ответ: Характер не имеет никакого отношения к духовному.

Душа не имеет возраста, она всегда молодая. Если она постоянно обновляется, то человек до самой последней минуты – ребенок. Он удивляется миру и смотрит на всё широко открытыми глазами, потому что для него мир всегда новый!

Иногда смотришь на людей: тяжелые, наполненные всякой информацией, – знай, что перед тобой пустой человек, ничего в нем нет! Если он каждую минуту не освобождается и не ощущает мир новым в своих обновляющихся свойствах, то он мертвый, у него нечему учиться, нечего спрашивать. Он только строит из себя важного, поскольку вобрал в себя мертвые знания и боится их расплескать.

Реплика: Бывает, что поначалу некоторые из учеников полны критики, а когда они проходят определенные состояния, то становятся более терпимыми и понимающими.

Ответ: Да, революцию тут делать не надо. Надо самим постичь, в чем проблема, и самим под нее подстроиться. 

Проблема в том, что в духовном не надо исправлять кого-то, надо исправлять себя. В духовном надо стремиться не к тому, чтобы что-то раскрыть, что-то получить, а к тому, чтобы у меня было желание к получению, желание к раскрытию! И тогда духовное проявится во мне.

В принципе, я нахожусь в океане бесконечного наслаждения и бесконечного знания. В той мере, в которой у меня есть к нему желание, я наполнюсь. Значит, нам надо работать не над тем, чтобы наполниться, а над тем, чтобы захотеть наполниться.

Это очень серьезная психологическая проблема, не очень понятная людям в нашем мире, потому что это другой мир.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильный самоанализ"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жизнь – это постоянное обновление

Каждый миг человек должен быть новым

Родиться каждый день заново

Анализ духа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы чувствуете, насколько продвинулся ваш ученик?

Ответ: Провожу анализ и вижу. Анализ не медицинских показателей, а духа.

Духовное – это такое же материальное, только не для всех. Как ты мог бы сделать, допустим, анализ различных волн, радиоактивности, газов или каких-то еще природных явлений, так и я могу замерить параметры духа, а другой не может.

Вопрос: Но за счет чего это измеряется? За счет того, что человек делает какие-то определенные действия, либо у него всё-таки происходят внутренние изменения?

Ответ: Конечно, в нем происходят внутренние изменения. Я включаю его в себя, как бы в свою лабораторию, и измеряю по своей линейке. Раньше он доставал, допустим, до 20 делений, а сейчас – уже до 25.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Правильный самоанализ"

Предыдущие сообщения на эту тему:

От учителя к ученикам: на общей волне

Каббалист и его ученики

Контакт в силовом поле

После ухода Рабаша

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Ваш учитель Рабаш был уже пожилой человек. Вы знали, что, так или иначе, он уйдет. Вы готовили себя к его смерти?

Ответ: Мне было совершенно ясно, что в том окружении, в котором он пребывал, я не смогу прожить ни одного дня после того, как его там не будет. Я находился в этом месте и с этими людьми лишь ради него. Только лишь! Как только его не станет – не будет там и меня.

Рабаш ушел. Он умер у меня на руках, в больнице. Рядом никого не было, кроме меня. Это была пятница. Я позвонил и сообщил ребятам, что нашего учителя больше нет. В больницу стали съезжаться люди. В тот же день состоялись похороны, в 11 утра. Поехали в Иерусалим... Все это я помню, как во сне.

И все-таки я подумал, что мне нельзя так просто отрываться от остальных, хотя и понимал, что должен буду это сделать. Я думал, что надо как-то реорганизоваться в той же системе, в том же обществе. Ведь в каббале говорится об обществе, о группе – надо что-то делать. И я пытался.

В итоге я получил отторжение от остальных, а они от меня, и все раскололось на множество частей. Одна группа осталась в Бней Браке, другая в Иерусалиме, третья еще где-то. Как я полагал, так и произошло. 

Вопрос: То есть Вы прокручивали для себя "фильм", что будет после смерти Рабаша?

Ответ: Абсолютно точно. Нет сомнений. Я даже намеками говорил об этом с Рабашем. А почему нет?

Точно так же я сегодня могу говорить, что будет после того, как меня не станет: должна быть группа, такая же как сейчас. Ядро группы – те люди, на которых я и сегодня могу положиться. Я даже могу назвать их имена. Они могут вместе правильно вести группу и ни в коем случае не поддаваться никаким другим мнениям, которые выскакивают здесь и там. 

То же самое случилось и после ухода Рабаша. Сразу же появились выскочки. При учителе они сидели тихонько в углу, а сейчас почувствовали, что все равны. Ничего подобного! Нет равных.

Есть люди, которые не в состоянии, не понимают, не осознают, внутренне еще недоразвиты, чтобы быть внутри системы управления, ядра. И есть такие, которые по своей внутренней подготовке, по связи со мной, впереди. Для них характерна внутренняя самодисциплина, они могут дальше вести это дело. Поэтому, я думаю, так оно и сорганизуется.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наследие духовного учителя

Учеба у Рабаша: как это было

После ухода учителя

Рабаш: между двумя полюсами

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В свое время Рабаш взялся обучать молодых, нерелигиозных ребят. Что он доказывал этим? Что каббала – это не религия? Или ему был важен прорыв?

Ответ: Я думаю, он увидел на моем примере, что тут возможен следующий шаг, и не мог сдержаться. Он совершил духовную революцию.

Конечно, Бааль Сулам мог бы сделать то же самое. Он пошел бы на все! Этот человек был готов разрушить все рамки. А Рабаш не мог себе этого позволить. Он не чувствовал себя на такой высоте. Он всегда был под отцом. Даже на фотографиях у Бааль Сулама взгляд направлен вверх, а у Рабаша, стоящего рядом, голова опущена. Это выглядит очень символично.

Но по работе со мной он увидел, что есть во что вкладывать, если я приведу других учеников, и поэтому согласился.

Вопрос: Наверное, многим трудно понять, что такое для Рабаша, прожившего всю жизнь в религиозном окружении, вдруг решиться и принять в ученики тех, кто вообще не имел к этому отношения. 

Ответ: И да, и нет. С одной стороны, духовный путь ставит человека в состояние постоянного страха, т.к. опускает его до самого низа, а с другой стороны, поднимает до самого верха.

Ты находишься между двумя полюсами, и у тебя не остается другого выхода. Ты буквально трясешься от каждой пылинки, от каждого листика, как зайчик под кустом, и одновременно понимаешь, что другого выхода нет: ты обязан.

Я это потом почувствовал. Думаю, что и мои ученики постепенно начинают понимать разрыв, который существует в подходе к миру в каждой душе.

Таким образом мы и должны состоять из страха, что называется, трепета перед Творцом, и из величия и силы. Эти две противоположности должны быть в каждом из нас. Чем больше они разнятся, тем человек мощнее.

Я уверен, что в Рабаше было и то, и другое. Это постоянно сопровождает тебя, ты не можешь от этого уйти. Причем обе противоположности должны слиться вместе – и страх, и сила, что дает возможность идти вперед, постоянно сомневаясь и все равно реализуя себя. Потому он пошел на это.

Надо было срочно менять обстановку, приводить ее к общему знаменателю. У меня была большая работа. Но я быстро от нее отошел, потому что понял, если я в этом увязну, то мне не видать себя. Поэтому мы с ним продолжили нашу личную линию связи.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рабаш: духовный переворот

Рабаш: распространение каббалы

Нелегкий путь распространения каббалы

Обмануть учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Восприятие материальной жизни вашего ученика для вас так же открыто, как и духовное?

Ответ: Нет, материальная жизнь моего ученика не находится в том поле, в котором я с ним контактирую. Совершенно нет. Мне не обязательно знать, что делает человек. Я чувствую, что с ним происходит именно в его духовном развитии, но не в материальном.

Вопрос: И даже можете не знать, где сейчас он находится, например, в дороге или в каком-то определенном месте?

Ответ: Я этого не знаю.

Вопрос: Значит, ваш ученик может обмануть вас, сказав: "Я сейчас был там", – а на самом деле?..

Ответ: Физически? Конечно, может! Ведь это не его низшая духовная ступень, которая находится во мне. Во мне находится только его духовная ступень.

Вопрос: Совершая какой-то обман по отношению к учителю, ученик тем самым влияет на свою духовность?

Ответ: Несомненно, влияет. 

Вопрос: И вы чувствуете, как это меняется?

Ответ: Я не знаю, от чего, но то, что происходит его падение – это я вижу, ощущаю.

Вопрос: А что такое обман сам по себе? 

Ответ: Обман – это специальное несовпадение между низшим и высшим, или между тобой и товарищем, когда ты можешь сблизиться и намеренно не идешь на это. Это очень нехорошее действие, потому как оно вызывает двойное удаление.

То есть ты ставишь связь, которую мог бы сделать между собой и другими, не просто в отдаление, а в противоположность друг другу. Это и есть коварство змея.

Вопрос: Но как человек может себя обезопасить, чтобы не осуществить этот обман?

Ответ: Только лишь величием цели.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Обмануть учителя"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как ученик должен относиться к учителю?

Опуская учителя, ты падаешь сам

Внутреннее несогласие с учителем ведет к внешнему отдалению

Как младенец на руках матери

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где грань, когда вы, как учитель, не можете вмешиваться и забирать свободу выбора ученика?

Ответ: В нашей духовной работе постоянно есть такие проблемы, когда мы буквально каждую минуту решаем, как правильно поступить, каковы наши мысли, намерения. В это нельзя вмешиваться.

Я вижу, в каких состояниях находятся мои ученики и иногда очень сочувствую им, переживаю, мне больно, так же как матери за сына, когда он тяжело болеет и она ничем не может ему помочь, кроме как дать лекарство. Но, в принципе, он должен принять даже самые горькие пилюли и пережить эту болезнь.  

Когда я приходил со своими проблемами в духовной работе к Рабашу и спрашивал: "Как быть, что делать?", – он смеялся мне в лицо, потому что я должен был решать их сам.

Вопрос: То есть человек пытается успокоить себя, придя к учителю. А учитель говорит: "Извини, ничего не могу сказать". Насколько учитель знает, как нужно правильно поступить ученику, но не говорит ему?

Ответ: Конечно, знает. Высшая ступень прекрасно облачается в низшую. Все, что существует в низшей ступени, ощущается в высшей без всяких проблем. Именно она чувствует то, что происходит в ученике. Учитель ощущает духовное содержание ученика, в то время как ученик сам по себе не знает и не понимает, что с ним происходит. 

Вопрос: То есть мы перед вами, как голенькие младенцы?

Ответ: Да, как младенец на руках матери. В духовном смысле, конечно, так.

Но что я могу сделать? Этот младенец должен развиваться по своим законам. Я могу только лишь минимально чем-то помочь ему, потому что все духовное развитие человека осуществляется его усилиями.  

Я должен сделать так, чтобы были подходящие условия для этого развития, как мать, которая дает ребенку питание, тепло, моет, укладывает спать и т.д. А все остальное – это уже он сам.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Манипуляция людьми"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Видеть будущее человека

В чем свобода учителя и ученика?

"Учитель-товарищ"

Страница 9 из 67« Первая...7891011...Последняя »