Записи в разделе 'Учитель и ученик'
Первопроходцы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы находили силы, для того чтобы учиться у Рабаша "пэ эль пэ" (из уст в уста)?

Ответ: Я не думаю, что я был самым удачливым или сильным, как это происходило с Йеошуа относительно Моше, или с другими каббалистами. У меня были очень большие срывы.

То есть идешь-идешь вместе с учителем и вдруг срываешься. И ничего не можешь сделать, возникает противоречие: "Ну как же это может быть?! Не так он делает! Не так он думает! Не так поступает! Я должен по-другому! Я… Я… Я…"

Это невозможно исправить. Наверное, нужно было идти именно так. На то, что прошло, мы должны сказать: "Это всё так должно было случиться".

Но надо, конечно, пытаться делать так, чтобы все это происходило в абсолютном внутреннем слиянии. Это и называется "пэ эль пэ" – "дух к духу".

Дело в том, что сейчас мы говорим о таких отношениях, которых сегодня нет между учеником и учителем. Во-первых, я не вижу, чтобы это было возможным между мной и кем-то из учеников. 

Во-вторых, глобальная волна, поднимающаяся сегодня, направлена не на то, чтобы слиться с учителем и таким образом воспринять от него духовное "пэ эль пэ", а чтобы найти духовное между собой, но скрупулезно выполняя все указания преподавателя.  

Тогда учитель становится не Учителем с большой буквы, не духовным отцом, а руководителем, инструктором в пути, – то есть как бы сбоку сопровождает группу учеников.

Мы находимся в таком состоянии, когда мы – первопроходцы. Так что, трудно сказать, как должно быть на самом деле. Уже после меня мои ученики раскроют дальше в себе то, что в них заложено, и увидят, как дальше себя вести. Но все равно, то, что сейчас происходит, будет в них говорить и двигать ими.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единым духом

Учеба "из уст в уста"

Из книги "Всегда со мной. О моем учителе РАБАШЕ", ч.81

Из общего замысла творения

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Допустим, вы вступаете в диалог с одним учеником и можете разговаривать с ним целый час. А вы говорите, что это на благо группы.

Ответ: Но я же не с ним разговариваю. При чем здесь он? Он только возбуждает эту тему, это желание, но это не он сам, и я как бы не ему отвечаю.

Я говорю о группе, о Творце, о мире, об исправлении, объединении, интегральности, о том, как привести это всё к одной общей системе, в которой раскроется все мироздание всему человечеству. При чем тут ученик? Просто через него пришло соответствующее возбуждение, и он озвучил вопрос, на который я должен дать ответ.

При этом я вообще не смотрю на ученика. Через него мне приходит откуда-то вопрос, из общего замысла творения, из общей системы. Я должен сейчас немного подстроить эту систему – повернуть каких-то пару резисторов, какой-то конденсатор, катушку, колебательный контур, сделать какую-то настройку. Это я и делаю.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Критерий ответов на вопросы

Поймать момент

Каждому вопросу – свое время

Единым духом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каково было ваше отношение к Рабашу? Как сына к отцу, что это близкий, родной вам человек? Или это было больше ощущение, что за годы учебы вы должны взять от него все, чтобы передать дальше? Что превалировало: отношение сына к отцу или ученика к учителю?

Ответ: Конечно, сына. Между нами было очень серьезное, очень явное ощущение родства. Он чувствовал, что мой дом – его дом. Моя жена готовила ему еду, стирала белье, вязала вещи. Это была очень близкая связь.

Когда я только пришел к нему, то как-то вечером перед занятиями увидел, что его ученики передают из рук в руки какое-то письмо Бааль Сулама. Это была статья, вошедшая впоследствии в сборник "Шамати".

Когда я спросил у него: "Где же мне это взять и как понять?", – он ответил: "Самое главное для тебя – это достичь учебы "пэ эль пэ" (из уст в уста)".

Я долгое время не понимал, что значат эти слова. То есть я слышал, что это якобы состояние учебы, а какое оно, что это такое, не знал.

Позже я понял, что "пэ эль пэ" – это "единым духом", когда ученик подстраивается под учителя во всем.

Прийти к этому очень трудно, поскольку существуют огромные силы противодействия. Тут не просто как в спокойной обстановке – мы вместе и всё. Это работа против огромных помех.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Схожая ментальность

Передача знаний из "уст в уста"

Связь с Учителем

Критерий ответов на вопросы

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Иногда во время урока вам задают бредовые вопросы, совершенно не относящиеся к теме, и вы терпеливо отвечаете.

Ответ: Потому что я вижу, что это пойдет на пользу группе. Только это является моим критерием. Ничего другого.

Сам по себе я сидел бы у себя в комнате и никуда не выходил, ни с кем не разговаривал. Абсолютно ни с кем в мире. Меня не интересует популярность, известность. Я не заинтересован кричать на весь мир, чтобы на меня оборачивались.

Меня приглашают на какие-то выступления, в какие-то известные места – не хочу. Только лишь когда в этом есть необходимость, и это поможет распространению учения. Только так. Поэтому если я начинаю говорить на уроке или где бы то ни было, то только когда уверен, что это послужит исправлению.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поймать момент

Каждому вопросу – свое время

Как каббалист отвечает на вопросы?

Лучший подарок

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какие подарки нужно делать товарищу?

Ответ: Оказывать ему такие знаки внимания, чтобы он понял, что ты это делаешь ради продвижения с ним к Творцу. Подниматься вместе с ним.

Это может быть какой угодно подарок: дорогой, дешевый, маленький, просто какой-то знак внимания, совершенно нематериальный, невещественный. Это неважно.

Вопрос: А какой лучший подарок для вас?

Ответ: Мне не нужно ничего материального. Нет того, что бы я хотел. Самое лучшее, когда ученик понимает, какую работу я желаю видеть от него, и выполняет ее. Вот и всё.

Вопрос: Должен ли он получать обратную связь, что это как раз то, что надо?

Ответ: Да, я ему скажу.

Вопрос: Но вы ведь можете сказать ему совсем противоположное, чтобы человек не возгордился?

Ответ: Как правило, я говорю, что мне это действительно нужно, и я не кривлю душой, не заигрываю. Он должен быть рядом, чувствовать или даже спрашивать меня, когда что мне необходимо. Например, что-то перевести, собрать, исправить – что-то такое из материала, который нужен миру. А больше ничего!

Если ученик хочет сделать мне приятное, он должен сам успевать в своем движении – быть преподавателем, организовывать группы, заниматься распространением.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Лучший подарок Лайтману"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подарок для каббалиста

Порадовать учителя

Успех в распространении – подарок учителю

Самостоятельность группы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что физическое нахождение в группе совершенно не означает, что человек там находится. То есть это не критерий?

Ответ: Конечно. Стремление к связи – вот критерий.

Вопрос: Как тогда относиться к товарищам в группе? Я же не знаю, стремятся они к связи или нет? Человек может молча сидеть и всё.

Ответ: Да, это трудно понять. Но у него есть различные признаки, включается ли он в работу вместе с остальными.

От природы мы все разные: флегматики, холерики и т.д. Разве можно сказать, что холерик по сравнению с флегматиком более устремлен вперед? Просто у них такое внешнее выражение. Внутренне оба могут быть с одинаковым желанием, но один будет медленно говорить и что-то делать, а другой носиться из угла в угол. Ну и что? Как ты можешь это оценить?

Вопрос: Но сама оценка не в том, чтобы подвести их под какую-то категорию. Допустим, существуют критерии: внутренняя группа, молодежная группа, еще какие-то слои. Кто вообще принимает решения, и как судят о готовности человека? 

Ответ: Не знаю. Это не мое дело, потому что это – группа. У них есть учитель – это я, который вместе с ними разбирает источники, статьи Рабаша, написавшего очень много на эту тему. Они знают эти источники, неоднократно проходили все статьи. А теперь пусть их реализуют.

Я задаю только общие линии или вдохновляю учеников на какие-то действия. А как это точно выполнить, я не могу им сказать. Они должны всё делать сами.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Как принимают в группу каббалистов?"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Устойчивая основа группы

Фильтруй всё лишнее

Духовное руководство группы

Ради ученика

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: В фильме "Диалоги о каббале", вы сказали, что в какой-то момент ученик и учитель становятся как один кровеносный сосуд.

Ответ: Да, конечно. В принципе, учитель существует ради ученика. Это однозначно.

А для чего существуют родители? Они рожают детей, воспитывают и умирают. Следующее поколение рожает, воспитывает и умирает. Все существует для какой-то определенной цели.

На уровне нашего мира этой цели нет. Цель – она выше нашего мира, в душах.

В духовном мире, естественно, то же самое – ни одна ступень не существует ради себя. Все существует только ради достижения конечного состояния, конечной цели: слияния всех душ с Творцом.

Поэтому вся жизнь учителя направлена только на подготовку ученика.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учитель и ученики

Боль и чаяния Учителя

Радость и боль учителя-каббалиста

Поймать момент

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как узнать, когда какой вопрос вам можно задать?

Ответ: Это невозможно! Для этого ты должен понимать, в каком состоянии я нахожусь: что можно раскрывать, что нельзя и так далее. Ответы на вопросы даются в соответствии с потребностями общества: общими, частными, отдельных групп, мировой группы, всего человечества.

Все это меняется, как вода в бушующем море: переливается, движется в разные стороны. Все непредсказуемо. 

Реплика: Бывает так, что можно подготовиться к уроку и тупо идти по вопросам. Но когда подстраиваешься под ваше состояние, то ответ может быть намного эффективнее. 

Ответ: Конечно. Но ты не покупай меня тем, что можешь подстроиться под меня, и будешь эффективным, и так далее. Для этого надо ощущать то, что я ощущаю, и быть в таком же состоянии, направлении, ритме, движении. Тогда ты будешь чувствовать, что сейчас самое время задать вопрос.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каждому вопросу – свое время

Один вопрос, два ответа

Как каббалист отвечает на вопросы?

Каждому вопросу – свое время

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бывают моменты, когда задаешь вам вопрос, и вы на него очень скупо отвечаете, а порой даже не хотите дать ответ. А бывает так, что задашь тот же самый вопрос, и вы просто изливаете душу, открываете такие просторы. Как поймать этот момент, когда вы можете о чем-либо сказать?

Ответ: Если я не могу прямо ответить на какой-то вопрос, но у меня есть возможность ответить на него в другом ключе, то я отвечаю.

У каббалистов есть очень большие ограничения в том, что они могут сказать, а что – нет. Кроме того, вполне возможно, что к тому времени, когда ты задаешь вопрос во второй или в третий раз, состояние группы уже изменилось. И поэтому я могу говорить на интересующую тебя тему. То есть существуют очень разные условия. Разница может быть даже в несколько дней.

Реплика: Но иногда вы говорите, что нельзя вообще говорить об этом, а в другой момент вы сами же подхватываете эту тему и очень широко ее развиваете.

Ответ: Потому что пришло время. Это зависит не от меня. Я тут трансмиттер.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Задать вопрос каббалисту"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Один вопрос, два ответа

Ответ – это свет

Вопросы не бывают старыми…

Воздействие будущего света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы почувствовали, что нашли своего Учителя? Как это происходит?

Ответ: Это невозможно описать. Я вижу, что люди, которые находятся со мной на беседах, тоже начинают что-то чувствовать, потому что это – воздействие высшего света.

Когда он действует на еще не полностью раскрытое кли/сосуд, то вызывает в человеке растроганность, повышенную чувствительность – малое состояние, что называется. Как ребенок, который начинает плакать, потому что не может осознать свое состояние или вместить в себя то, что должно произойти в нем. То же самое происходит и с нами.

Вопрос: Значит, ощущение, что это обязательно произойдет здесь, с этим учителем, на этом месте, зависит от влияния света? Будущий свет действует на человека так?

Ответ: Конечно! Окружающий свет (ор макиф) – это и есть будущий свет. Поэтому он окружающий, ведь он еще не может войти в тебя. Поскольку ты слишком маленький, то относительно него ты чувствуешь, что что-то нашел! А что – не знаешь.

Вопрос: То есть свет словно говорит: держись за меня, здесь что-то будет?

Ответ: Конечно, да. При этом человек уже не может пропасть. Оторваться от этого источника уже невозможно.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Схожая ментальность

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Рабаш выбирал именно вас?

Ответ: А это не зависит от человека. Это не зависит ни от кого, только от общей системы.

Реплика: Вы, человек с двумя высшими образованиями, родившийся в России, приходите к старику, который ничего не закончил…

Ответ: Это совершено не имеет значения.

Кстати говоря, у нас с ним была общая ментальность. Я родился в Витебске, он – в Варшаве. В то время Польша и эта часть были как-то соединены. У моего отца вообще было польское подданство, поскольку эту территорию присоединили к России только перед войной.

Так что я хочу сказать? Даже названия еды, питья, домашней утвари были очень близки, понятны Рабашу. Ему нравилась еда, которую готовила моя жена. В этом отношении мы хорошо понимали друг друга. Наша ментальность была очень похожа.

Я не знаю, как с Бааль Суламом – это, конечно, совсем иной духовный уровень, но на физическом уровне я уверен, было бы то же самое.

Это помогает. Все-таки ментальность для ученика, находящегося на маленьком уровне, очень существенна.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прозорливость учителя

Зарождение вопросов

Учеба у Рабаша: как это было

Прозорливость учителя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чувствовал ли Рабаш, когда он должен ответить вам на вопрос, а когда – нет? Вы это ощущали?

Ответ: Конечно! Он был откровенен. Прежде всего, он хотел дать понять, почему он дает или не дает ответ. Ведь когда ты объясняешь ученику, как отвечать и как спрашивать, этим ты готовишь будущего преподавателя.

В этом и заключается искусство общения учителя с учениками, когда он должен обучать их правильно задавать вопросы, чтобы была какая-то коммуникация.

Вопрос: А он знал, что готовит из Вас методиста?

Ответ: Это, по-моему, знали все. Как-то я был у моего товарища из прошлого, и он мне рассказывал: "Я вспоминаю, как один раз я поехал вместо тебя с Рабашем на пляж, потому что ты не захотел ехать. Было такое состояние – ты не хотел, не мог ехать.

Рабаш сказал: "Давай позвоним Михаэлю". Я позвонил тебе: "Рав хочет с тобой поговорить". А ты ответил: "А я с ним разговаривать не хочу!" Передав твои слова Рабашу, я сказал: "Как такое может быть?!" Рабаш ответил: "Вы не знаете, какое у него за состояние, и, вообще, какая душа".

Это я говорю к тому, что, конечно, он готовил меня к преподаванию.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зарождение вопросов

Духовное воспитание каббалиста

Учеба у Рабаша: как это было

Зарождение вопросов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Требовали ли вы от Рабаша ответы на вопросы?

Ответ: Нет. Дело в том, что есть времена, когда ученик не может сформулировать вопрос, в нем нет соответствующего требования. Этот процесс – аккумулирующийся, постепенный. Бывает так, что проходят месяцы или даже годы, пока в нем возникает требование через учителя к Творцу.

Кроме того, у него бывает много вопросов, которые он не может выразить. Иногда что-то в нас стоит, а выразить это нельзя. Эти вопросы остаются в ученике, и он не хочет задавать их учителю. Что-то сдерживает его.

Существует много состояний, когда к Творцу нет вопросов. Что-то как бы скрывается от нас. Есть какая-то защита, изоляция, дистанция, и ее нельзя никак пробить. Такие состояния могут остаться у ученика на годы.  

Тем временем учитель может уйти в мир иной. Вопросы остаются. От ученика зависит, как он сможет подать их Творцу.

Но серьезные ежедневные занятия подготавливают его к тому, чтобы двигаться самостоятельно и выявлять эти вопросы и после ухода учителя.

Из ТВ программы "Тайны Вечной Книги", 12.02.2010

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потребность задавать вопросы

Вопрос – это стремление к наполнению

Что такое "вопрос" в духовном?

Вечное совершенство

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Вы как-то сказали, что ученики должны слушать учителя, выполнять его рекомендации, и что если мы сможем сделать этот шаг, то духовное поле готово, и нам раскроется огромное пространство. И вы сказали, что вы тоже слушаете советы Рабаша, как будто бы он в реальном времени вам что-то дает, а вы словно сами себя преодолеваете.

Ответ: Конечно, ведь тело здесь абсолютно ни при чем.

Это – десять сфирот, которые существуют на самом низком уровне и обновляются со своим решимо, с информационной записью. Поэтому тебе кажется, что тело рождается, живет и умирает, рождается, живет и умирает. На самом деле в таком виде меняются десять сфирот.

Человек духовный ценится не по низким десяти сфирот, а по своим альтруистическим десяти сфирот. В них он существует вечно, владея и управляя собой.

Что значит, умер Рабаш или Бааль Сулам? Никто не умирает. И вообще смерти нет, просто в нас возобновляются решимот, и так мы видим их превращение. Поэтому контакт с Бааль Суламом и Рабашем остается таким же простым, как и был раньше.

Реплика: Но вы говорите, что вам так же, как и вашим ученикам, приходится преодолевать то, что исходит от Рабаша. То есть вы не всегда согласны с этим…

Ответ: Всегда не согласен! И должен себя постоянно менять. И слава Богу, что я это ощущаю, понимаю, осознаю и меняю. 

Разве мой эгоизм согласен с духовным? Не согласен. Каждую минуту он обновляется и "против", "против". Каждую минуту я его исправляю – "за", "за".

Вопрос: То есть ваша работа абсолютно идентична нашей, даже если вы находитесь в понимании системы?

Ответ: Конечно! И так до полного исправления.

Но моя работа проводится в большем объеме информации, в ощущении системы, в ощущении этого движущегося потока, взаимосвязей.

Это потрясающее ощущение! Ты живешь внутри системы, которая дышит, управляет всем. Это совсем другие состояния и силы.

Происходит слияние противоположностей, когда они соединяются и дополняют друг друга вместо невыносимого противоречия. И когда происходит клик, правильное замыкание между ними, и от этого состояния возникает ощущение совершенства, дополнения совершенно невероятных противоположных явлений, свойств, качеств – это и есть духовный экстаз.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Вселенский оргазм"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вечность духовного контакта

Ученик и учитель: связь через миры

Контакт с великими каббалистами

По той же цепочке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли у вас такие ученики, которые были с вами в коротком контакте, но вы в них вложили то, что должно раскрыться дальше?

Ответ: Нет, в коротком контакте это сделать невозможно. Ни в коем случае. Ученик все-таки должен быть в определенной мере в отмене перед учителем. Он должен желать и пытаться аннулировать себя. Ты не можешь взять любого человека с улицы и одним взглядом, светящимися желтыми глазами направить на него какую-то энергию – и он станет оборотнем, как в кино. Нет такого.

Вопрос: Но при этом вы же сами не понимали, что с вами делал Рабаш. Вы же не знали, что такое правильная отмена и все эти вещи, о которых вы говорите?

Ответ: Я этого не знал, но, с другой стороны, я надеялся, что такая работа идет. И, к сожалению, был не в состоянии оценить ее. В конце концов, то, что было, то было.

А сегодняшний контакт совершенно другой – когда я вместе с группой как бы прихожу к своему учителю и прошу, чтобы он помог мне работать с ними, через них с остальным миром, продолжить нашу общую миссию.

Я к нему обращаюсь – с одной стороны, я связан с группой, с другой стороны, группа связана с миром нашим распространением и так далее. То есть все идет по той же цепочке.

Из беседы "У меня зазвонил телефон. Участь каббалиста"

Предыдущие сообщения на эту тему:

Материя, энергия, информация

Духовное воспитание каббалиста

Отмена ученика перед учителем

Страница 11 из 67« Первая...910111213...Последняя »