Записи в разделе 'Душа и тело'
После воскрешения мертвых

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.3: "Тело" презренно настолько, что сразу же с момента своего рождения осуждено на смерть и погребение. Мало того, сказано в Книге Зоар, что пока "тело" не разложится полностью, душа не сможет подняться на свое место в райском саду. Но раз так, почему "тело" обязательно должно снова восстать при "воскрешении мертвых"? Разве не сможет Творец насладить дýши без него?

Действительно, зачем снова оживлять "тело"? И что будет с душой? Она снова опустится вниз из райского сада?

А еще более непонятны слова мудрецов о том, что "мертвым" предстоит воскреснуть в своих пороках, дабы не сказали: "Это другое тело". А затем излечит Творец их пороки.

После разложения от "тела" ничего не осталось. Для чего же оно должно вернуться к жизни? И какая разница, если кто-то что-то скажет?

Следует понять, почему Творцу важно, если они скажут: "Это другое тело". Важно до такой степени, что из-за этого Он заново создаст их пороки и должен будет излечить их. 

"Тело", т.е. получающее желание, изначально всегда было чистым, всегда пребывало в слиянии. А весь тот виток, который мы проходим, нужен лишь затем, чтобы получить дополнительный подъем к Творцу, прочувствовать 125 ступеней, отточить, утончить свою восприимчивость в ощущении Творца и поднять себя со ступени творения на Его ступень.

Вот почему получающему желанию необходимо пройти весь этот кругооборот, а в конце исправления заново обрести свои пороки. Тогда мы сможем сравнить то, каким оно было в начале творения и каким стало в конце, после прохождения всех ступеней и тлена.

Всё это осуществляется посредством нашей работы, в итоге которой, после "воскрешения мертвых", мы обретаем новую грань желания и благодаря ей можем слиться с Творцом.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 27.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этапы большого пути

Триста десять миров в награду

Поминовение или благодарность?

Чего ждать от Мессии?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Миллионы людей в мире ждут Мессию. Почему каббалисты изначально не объяснили понятие "Машиах"?

Ответ: Невозможно объяснить это людям. Давай я объясню тебе, а ты попробуй передать другим.

Мы находимся в большом мире, в огромной реальности, но улавливаем из нее лишь крохотную часть, которую называем "этим миром". Жизнь и смерть – всё происходит в этой маленькой сфере под названием "Вселенная".

И всё зависит от осознания. Наше тело относится всего лишь к животному уровню, но сегодня мы ассоциируем себя с ним: кормим и поим, моем и укладываем спать – короче говоря, все время заботимся о нем.

Так уж я устроен: тело живо и здорово – мне хорошо, тело болеет – мне плохо, тело умирает – и я вместе с ним. Ведь мне кажется, что кроме него, ничего нет.

Но приходит время, когда мы можем развить свое осознание и возвысить его над телом, чтобы не в нем ощущать жизнь и не через него видеть мир. Это новое, расширенное, более высокое осознание, не ограниченное пределами тела, называется "интегральным". Посредством объединения с другими я приподнимаюсь над своим физическим телом и в нашем единстве через других начинаю ощущать более широкую реальность. Она воспринимается не только в моем теле, а в нескольких телах вместе, в связи между нами. Всех нас я ощущаю как одно новое тело. 

Раньше был просто я, а теперь мы формируем между собой различные виды связей – до такой степени, что начинаем жить общей жизнью в единой системе – все вместе. Вместо обособленной и ограниченной сферы собственного бытия, каждый ощущает жизнь целого – нашего общего духовного тела, или души.

Путь к такому ощущению открывается всем только сегодня. Если то, что в душе, я чувствую сильнее (V), чем то, что в материальном теле, тогда я ощущаю себя в новом, духовном теле. На самом деле в обоих случаях речь идет о желаниях, но в душе они объединены и лежат "выше знания" – это уже желания отдачи. Ведь я, как и все остальные, нахожусь над своим телом, которое покрыто экраном.

Тем самым мы выходим в новую реальность, в новый мир, обретаем новые ценности и уже иначе поверяем жизнь и смерть, здоровье и болезнь, и т.д.

2013-02-07_rav_bs-maamar-le-sium-zohar_lesson_n7_01 

Этот переход от самоощущения внутри себя к самоощущению снаружи очень-очень непрост и осуществляется с помощью особой силы. Она вытягивает (мошэх) меня из внутреннего самоосознания во внешнее и потому называется "Машиах". Чтобы вызвать ее, надо действительно вложиться…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 07.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Там, за горизонтом исправлений

Отделить свое "Я" от бренного тела

Царство Машиаха – идеи исправления

Предвкушение смерти… (клип)

Вы боитесь смерти?

Жизнь как мгновение или мгновение как жизнь

каббалист Михаэль ЛайтманСказано: "Сделай себе учителя и купи друга". Речь идет о том, к какому типу связи мы можем прийти между нами самими и между нами и Творцом. От этой связи зависит наше исправление от разбиения. В той мере, насколько мы соединяемся и переступаем через разбиение, исправляем его, в этих исправленных желаниях, в связи между ними мы раскрываем духовную реальность.

В материальном мире мы живем внутри своего желания до тех пор, пока не реализуем все материальные информационные гены с животного уровня. И когда один ген (решимо) исчерпывает себя и сменяется другим, мы ощущаем это как свою смерть. А рождение с новым решимо называется новым круговоротом жизни.

Но духовные решимот мы можем постоянно обновлять, каждый раз исправляя связь между нами. Если человек понимает, что способен реализовать эти духовные решимот: выяснить их и исправить, то в исправленных решимот ощущает следующий уровень своего существования, то есть духовную жизнь. 

Материальная жизнь осуществляется благодаря одному гену (решимо) животного уровня, и когда он полностью реализуется, то есть проходит стадии: зародыш, вскармливание и зрелость (ибур, еника, мохин), то умирает. Но на человеческой ступени мы можем реализовывать множество решимот, сменяя их каждое мгновение, и чувствовать в них свое продвижение к постижению духовного мира.

В противоположность материальному миру, воспринимаемому в материальных решимот, духовный мир ощущается в исправленном, духовном решимо, то есть в связи между нами. Получается, что мы живем одновременно в двух мирах: внутри материального решимо, в ощущениях своего тела, и в неисправленном духовном решимо, ощущая нарушенную связь между нами.

Если же мы исправляем эту связь, то в исправленном решимо раскрываем духовную ступень: вместо разбитого мира ощущаем исправленный мир. Соответственно, мы чувствуем новые исправленные желания, а внутри них свет,  наполняющий их согласно ступени их исправления.

Поэтому, единственное, что нам нужно, это обеспечить необходимое, минимальное существование для решимо животного уровня и насколько только возможно, с максимальной скоростью продвигаться, исправляя решимот человеческой ступени.

Из урока по статье Рабаша, 23.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Либо я займусь проблемами, либо проблемы займутся мной

Когда всё на пользу

Свобода от смерти

Сосуд души

каббалист Михаэль ЛайтманВ каббале "телом" парцуфа называется желание наслаждаться ради отдачи, а "душой" – свет, который его наполняет. Чтобы обрести душу, мы выстраиваем объединение между нами, т.е. из получающего желания формируем дающее. Для этого мы связуемся с группой над эгоизмом, отказываемся от эгоистического желания и обращаем его на противоположные действия. Тем самым получающее желание работает ради отдачи.

Преображение с эгоизма на отдачу осуществляется Творцом, если я обязываю Его к этому своей работой в группе, в окружении – как сказано: "Победили Меня сыновья Мои". Он воздействует на меня, и тогда мое получающее желание может работать на отдачу. Соответствующим образом я теперь отношусь к товарищам, и мы формируем связь между нами, выстраивая формы отдачи из "толщи" эгоистического желания, которая становится чистотой желания альтруистического.

Получающее желание подразделяется на пять пластов "глубины", или авиюта – с нулевого по четвертый. А еще в нем есть "духовный зародыш" – точка в сердце (•), которая постоянно беспокоит, "трясет" меня. Чтобы реализовать ее, я вступаю в группу и вызываю на себя свет, возвращающий к Источнику, – окружающий свет (ор макиф – О"М). 

Прежде всего, он производит во мне Первое сокращение (Цимцум алеф – Ц"А), благодаря чему я могу не принимать в расчет свое получающее желание. А затем я смогу даже работать с ним ради отдачи, только уже не в толще (авиют), а в чистоте (закут), которая также подразделяется на пять ступеней. И соответственно, я обретаю пять светов: нэфеш, руах, нэшама, хая и йехида – снизу вверх: НаРаНХаЙ.

Таким образом, мое дающее желание формируется из получающего, которое было у меня раньше. Это дающее желание называется сосудом души (нэшама). Почему именно нэшама? Потому что до этого уровня мы получаем свет на постоянной основе, используя авиют нулевой, первой и второй степени (НаРаН), а светá хая и йехида для нас непостоянны и приходят лишь в виде подсветки (ХаЙ).

2013-01-06_rav_bs-guf-ve-nefesh_lesson_n6_01 

Итак, сосуд души – это чистое дающее желание, а наполняющий его свет называется светом нэшама. В целом, это и есть моя душа, которая постепенно переводит на свою сторону весь эгоизм. А значит, получающее желание не исчезает – мы лишь меняем способ его применения.

Из урока по статье "Тело и душа ", 06.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уход от умозрительности

Что такое душа?

Вопрос, который есть у всех

Формула перемен

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я, по роду службы, общаюсь с несколькими профессорами, и в числе прочего мы говорим о каббале. Надо сказать, что они понимают ее положения – но не верят…

Ответ: Верно. Их подход рационален: "Мы столько всего изучили в нашем мире при помощи различных науки и их разделов, что картина, в принципе, ясна. Но вот приходит некий человек, с виду не сумасшедший и адекватный, и начинает излагать некую концепцию, невесть откуда взятую. Он говорит, что это основа всех наук, и всё связывает со светами и сосудами.

Однако нам ни о чем таком не известно. Мы не наблюдаем в мире реальных проявлений того, о чем он рассказывает. Пускай его объяснения звучат очень логично, но он выстраивает свою мудрость на воображаемом постулате. "Давайте предположим, что это так", – говорит он и на этом допущении воздвигает хорошо слаженную конструкцию, целую философию.

Но почему мы должны принимать ее за науку, если, согласно нашим установкам, она таковой не является? Наука – это то, что можно изучать и осмысливать. Он же говорит, что его наука требует жить ею, меняясь внутренне. О таком мы никогда не слышали. Что значит "изменить человеческую природу"? У нас есть культура и воспитание, мы учим людей доброте и отзывчивости – чего уж больше? И какое отношение это имеет к науке?" 

Ученые не в состоянии осознать относительность собственного восприятия. Они не понимают, что перемены в человеке меняют его реальность, поскольку вся она создается внутренними откликами.

Наука каббала объясняет четкую взаимосвязь: по мере того как я меняю себя, меняется мир, который я ощущаю. Такова ключевая формула с постоянным коэффициентом и переменным параметром, отражающим мои сосуды-желания, мою восприимчивость, мои намерения, мысли и т.д. Меняются они – меняется мир:

2013-01-02_rav_bs-guf-ve-nefesh_lesson_n4_01 

X – это я, K – неизменный коэффициент, а y – это мир. И я говорю с теми, кто готов это услышать.

Однако у ученых такой готовности нет. Им недостает нового, дополнительного желания, которое влечет наружу из этого мира. И если они не разовьются до него, то не услышат. Здесь нужна чувствительность к явлениям не только нашего мира, но и мира духовного.

Вопрос: Что же выходит? Интеллигентные люди с высшим образованием не в состоянии нас понять?

Ответ: Они как раз наиболее "непробиваемы". Ведь они уверены, что у них уже есть твердая основа.

Вопрос: К кому же тогда обращаться?

Ответ: Каббалистическая притча рассказывает, как в один город пришел некто по имени Патхия, забрал оттуда всех "пустых" людей и ушел с ними в пустыню. Ведь человек, задавшийся новым вопросом о смысле, чувствует себя жалким и опустошенным. И наоборот, если человек нечувствителен к этому, если у него нет соответствующего сосуда-желания, значит, он еще не вышел на нужную ступень восприятия.

Разумеется, мы не отказываемся от распространения, однако расслышать послание науки каббала может лишь тот, у кого есть точка в сердце. Альтернатива этому – почувствовать себя загнанным животным, не знающим, куда деться от града ударов. Тогда оно будет готово пойти за нами, лишь бы избавиться от бед…

Из урока по статье "Тело и душа", 02.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за занавесью?

Все пути познания ведут к каббале

Золотая середина между мистикой и схоластикой

Что там, за занавесью?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В статье "Тело и душа" Бааль Сулам пишет, что всё явное и скрытое находится в человеческом сознании. Скрытое от меня сегодня – раскроется завтра. Сейчас, на подготовительном этапе, что для нас является "скрытым"?

Ответ: Прежде всего, здесь имеется в виду не абстрактная область неведомого, а реально существующая действительность, которую мы пока не можем изучать. Я знаю, что она есть, и знаю, что она скрыта от меня. Говоря иначе, Творец там, за занавесью – об этом говорят все мои расчеты, весь мой опыт.

Это тоже своего рода знание, но еще не ясный факт, который я мог бы засвидетельствовать сам и продемонстрировать другим. У меня есть доказательства, обоснования, но суть еще не проявилась. Бааль Сулам пишет в той же статье, что знания, еще не осознанные полностью, относятся к "скрытой" области. Речь идет именно о знаниях, а не о "философии".

К примеру, эксперименты на коллайдерах и ускорителях позволяют физикам выдвигать различные теории о структуре микромира. Пускай ее элементы еще скрыты, однако полученные данные позволяют делать предположения и дискутировать, поскольку уже ясно: за этой "занавесью" что-то есть. Факты могут оказаться несколько отличными от теорий и даже противоположными научным догадкам, однако такой подход полностью "легитимен". 

В нашем случае, точка в сердце говорит человеку: "Существует некая Сила, управляющая всем, охватывающая и замыкающая всё в единый комплекс, – и я хочу раскрыть ее". Это желание уже выстраивает некую модель того, что мы ищем, – смысла жизни, ее источника, ее причины, ее программы. "Кто крутит, кто управляет мною и всем вокруг?" Человек угадывает, "чует" Творца и потому приходит к науке каббала – за ответом на уже возникший вопрос. И наоборот, у кого нет этого вопроса, тот видит в каббале лишь умозрительные построения.

Далее мы обнаружим, что "Творец" – это сила объединения, что кроме единства ничего нет, и именно оно проявляет все прочие силы и элементы реальности.

Что же касается исследования в "скрытой" области, мы исследуем не самого Творца, а Его действия. В каббале этот принцип четко сформулирован: "Из действий Твоих познаем Тебя". Мы никогда не говорим о Творце как таковом – ведь это уже абстрактная форма и суть, т.е. непостигаемые области. Наши исследования относятся к форме, облаченной в материал, она-то и есть "Творец" (Борэ) – буквально: "приди и узри" (бо-рэ). Материал – это я, а форма, которую я принимаю, – это Он. С каждым разом я всё больше соответствую Творцу, и Он раскрывается во мне, "облачается" в меня.

Вопрос: Как же я исследую Его действия?

Ответ: На себе. В этом и заключается вся наша работа. Только сначала надо принимать Его формы, Его "отпечатки", подготавливая  для этого место внутри и исправляя всё необходимое, – а затем ты получаешь форму отдачи и переносишь это отношение на окружающих, на товарищей. Это и есть форма Творца, которую ты изучаешь, познавая тем самым Его, т.е. постигая, что такое отдача, единение.

Вопрос: Но сегодня я еще не могу относить действия Творца на Его счет…

Ответ: В исследовании отрицательный результат – тоже результат. Отрицание в данном случае – это подготовка к раскрытию Творца. Ты отвергаешь Его, ты не согласен с Его существованием – так и должно быть. Всякое явление познается из противоположности.

Из урока по статье "Тело и душа", 02.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Формула перемен

Философия: дом без фундамента

На пороге неожиданных открытий

На горизонте – запредельный мир

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Т.Черниговская, проф. СПбГУ): Большая часть того, что происходит в психике, не поддается нашему контролю, более того, мы об этом ничего не знаем. Степень свободы мозга огромна, и если говорить грубо, он что хочет, то и делает.

Мозг принимает решения за несколько секунд до того, как человек это осознает. Но встает неизбежный вопрос о свободной воле. Получается, что мы зависим от генов, от врожденных особенностей психики и организма, от того, как мозгу больше нравится решать задачи, от социальных условий.

Большинство естественных задач человек решает в содружестве с другими людьми. Распределенный интеллект (distributed cognition) можно воспринимать как взаимодействие людей, как распределение когнитивных функций между человеком и нарастающим количеством умных устройств.

Появятся люди, у которых будут вживлены чипы, улучшающие память и реакции. Но где я кончаюсь и где начинаюсь? Я – это кто? Мое тело или мое сознание? А если мое тело или сознание имеют какие-то дополнительные устройства, буду ли это я? 

Человек может потеряться в новом мире, потому что он не будет знать, как себя в нем расположить. Речь идет уже не о компьютерных играх, а о том, что весь мир может оказаться виртуальным. Расстояние между живым и неживым может стереться. Сейчас всерьез обсуждается вопрос о технологическом бессмертии: разберем мозг до наночастиц, а потом воссоздадим ту же личность, только из железа. Я считаю, что это кончится очень плохо, но идея уже находится внутри науки. Вопрос о технологическом бессмертии перед человечеством никогда не стоял так реально. Процесс создания искусственного интеллекта и срастания живого с неживым движется с очень большой скоростью, и ускорение, которое современная цивилизация приобрела, пугающе нарастает.

Нет одного определения сознания. Можно считать, что у всего живого есть сознание. Есть ли сознание у котов или собак? А если мы понимаем под сознанием только самое высшее, то у 80% людей сознание даже не появлялось.

Английский физик Роджер Пенроуз говорит, что сознание – это квантовая аномалия. Квантовая физика показала, что мы живем не в том мире, в котором мы предполагали. В нем один и тот же объект может одновременно находиться в двух разных местах. Там непонятны отношения причины и следствия: обязательно ли причина по времени предшествует следствию? В утешение нам всегда говорили, что это бывает только в микромире. Но крупные ученые говорят тоже о мире, в котором мы живем. Мы участники, а не наблюдатели бытия, субъект одновременно и объект. Это серьезный перескок из квантового мира в этот.

Кант говорит, что мы не выводим законы из природы, мы навязываем природе законы. Мы так видим эти законы, но это не значит, что они есть. Квантовая физика говорит ровно это: наблюдатель не является субъектом, который находится в зрительном зале, в то время как мир находится на сцене. Он на той же сцене, и когда наблюдатель со сцены уходит, он должен замолчать, потому что он не знает, что там происходит в его отсутствие. Мы оказались в неком неньютоновском мире.

Про 95% материи ничего не можем сказать. Создатель положил нам определенные границы слуха, зрения и кожной чувствительности. Магнитные поля и ультразвук мы не чувствуем, но это не значит, что этого нет.

Кант писал, что наш мозг позволяет нам такой мир. Все наши сенсорные системы позволили войти в наш мозг только определенной доле информации. Уже после этого дозирования мозг как хотел, так и обработал эти данные. Поэтому, когда говорят: "Мой мозг", - я, на месте мозга, засмеялась бы от души: Кто чей? Это череп твой, а ты – мозга. Как нам это осмыслить?

Вопрос о соотношении веры и науки. Ученые пытаются узнать, как Создатель устроил мир, по каким законам. Если Вы атеист, то скажете вместо Создателя – Природа. Но это ситуацию не меняет. 

Гейзенберг, лауреат Нобелевской премии по физике, один из создателей квантовой физики, писал, что начало раскрытия естествознания делает нас атеистами, но затем приводит к Богу. А когда человек добирается до такого уровня сложности как космология или мозг, он может только развести руками.

Реплика: Именно наука и приведет человечество к раскрытию высшего мира, к осознанию, что следующая ступень познания раскрывается в науке каббала.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мозг: тайна, недоступная науке

Изменить сознание массового человека

Британский ученый: мы живем в воображаемом мире

Не стесняйтесь меняться

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Тело и душа": Тело можно представить как исправную электрическую машину с проводами, протянувшимися к мозгу. Они задействуются через контакт с внешними факторами, и направляют в мозг свои отклики: боль или наслаждение. А мозг указывает определенному органу, чтó делать.

Вопрос: Выходит, все ощущения тела, вся его жизнь – словно "фильм", который ему показывают?

Ответ: Тут сплетаются два подхода: субъективный и объективный. В принципе, раз уж ты видишь, воспринимаешь некую картину мира, то не можешь перечеркнуть ее и произвольно отнести на счет игры воображения. Да, возможно, речь идет о фантазии, но эта "фантазия" – наша жизнь, и мы должны принимать ее как данность.

Вопрос: Где же тогда истина?

Ответ: Нет истины, всё относительно, всё оценивается человеком. На земле живут семь миллиардов, и у каждого своя правда. Ведь у нас нет абсолютных критериев, по которым можно было бы поверить истину. Все мы висим в пустоте, как Земной шар, как вся Вселенная, – кто знает, где она "подвешена"? Сейчас ты жив, но в какой-то момент умрешь – и кто над этим властен? В чьих руках ниточки?

В нашем нынешнем состоянии, за неимением базовых эталонов, мы неспособны делать абсолютные замеры. Мы установили множество относительных шкал и единиц измерения: Гринвич, килограмм, метр, кулон, ом – но это условные величины для сравнительных измерений. Они лишь подтверждают тот факт, что на самом деле ухватиться нам не за что и по-настоящему мы ничего не можем измерить. 

Мы не знаем, что такое истина, и согласуем между собой определенные рамки условных сопоставлений. Ведь для нормальной жизни необходим общий язык – а иначе как мы будем реализовывать свою взаимосвязь и зарабатывать друг от друга?

Итак, истины нет. Да никто в ней и не нуждается. Ведь если обнаружится нечто непреложное, мне придется принять это за факт – а я предпочитаю свою "правду". Да, мы можем достичь абсолютных величин, но эгоизм не позволяет нам этого, и потому мы погружены в относительность, в переменчивость.

Надо привыкнуть к такому положению дел, согласиться с ним, принять за факт. Это нормально, если я демонстрирую, что изменился со вчерашнего дня. Именно в продвижении вперед человек понимает, что нет ничего определенного, надежного, незыблемого. Если вчерашнее благо кажется мне благом и сегодня, значит, я застыл – даже не на растительном, а на неживом уровне. И наоборот, на человеческой ступени я каждый день вижу "опрокинутый мир". Ведь каждая следующая ступень противоположна предыдущей.

На духовном пути я не просто добавляю новое к имеющемуся, а с каждым разом преображаюсь – и стесняться тут нечего. Не надо представляться "несокрушимой скалой" – все мы постоянно меняемся, и это хорошо. Только дети, вечно беспокойные и неугомонные, могут расти.

Итак, мы не можем определить ничего абсолютного, и потому должны руководствоваться лишь тем, что видим, принимая эту картину как истинную. Истина одна – нет ничего постоянного, всё меняется относительно человека.

Из урока по статье "Тело и душа", 31.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Где находится бессмертие?

Многосериал под названием "Моя жизнь"

Где же истина? (клип)

Когда война покажется избавлением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я часто бываю в больнице и наблюдаю у некоторых больных отсутствие элементарного жизненного инстинкта. Люди не цепляются за жизнь. Что случилось с этим базовым желанием?

Ответ: Оно исчезает – и у больных, и у стариков, и у молодых. Таков естественный ход эволюции: эгоистическое желание растет не только количественно, но и качественно.

Мы всё еще судим по количеству, стремимся к бóльшим масштабам, к большей роскоши – однако внутри тем временем меняется качество. И внезапно мы обнаруживаем, что развитие требует от нас чего-то более высокого – таких ценностей, которых нет в нашем мире. Во мне появляются новые запросы, на которые мое окружение не может ответить. И тогда выходит, что мне просто нечего здесь делать, нечего искать, не для чего существовать, нечем наслаждаться. Ведь я уже не просто ищу наслаждения, а хочу раскрыть нечто более сокровенное.

Но постойте, какая там сокровенность? Люди и сами не знают, чего хотят. 

Это потому, что нашему миру больше нечего им предложить. И тогда защитные механизмы тела толкает многих, особенно молодое поколение, к всевозможным прихотям и безрассудствам, а также к суициду, наркотикам, террору и прочему негативу. Они ищут чего-то – но ничего не находят. Сегодня проявляется новое эгоистическое желание, которое видит перед собой стену: "К чему я пришел? Весь мир безжизнен. Почему я здесь?"

Люди, еще не достаточно развившиеся разумом и чувством, становятся экономистами, адвокатами – короче говоря, ищут успеха в жизни. Их еще манит что-то, еще прельщает некая выгода. Ну а те, кто развился чуть больше, уже неспособны найти для себя что-то стоящее. У них изначально нет вкуса к жизни, и это порождает намного больше тяжелых явлений, чем мы видим на поверхности. Ведь СМИ и интернет спасают многих от самоубийства. Общее мнение заставляет каждого участвовать в этих "играх", отвлекает от главного вопроса. Однако скоро это закончится, через полгода-год волна схлынет, и мы увидим, как теряют свою популярность ресурсы медиа-мира и виртуальной реальности.

И вот тогда возникнет проблема – чем занять людей? Ведь тем временем повысится количество безработных, возрастут масштабы лишений. Человеку некуда будет податься, исчезнут даже те средства, которые были раньше…

Вопрос: Известно, что статистика депрессии и опустошенности растет. Откуда же на этом перепутье человечества возьмется новое желание, которое поведет людей по духовному пути?

Ответ: На самом деле, без "подсветки" свыше тут не обойтись. Разумеется, мы не сможем пробудить их, если не получим свет – и для себя, и для них, по принципу "первенец берет вдвойне". Лишь так мы сумеем показать им путь, показать искру света, которой хватит на всех. Будем надеяться, что нам это удастся. Ведь в конечном счете, это наш долг.

А если нет, то альтернатива – мировая война. Люди почувствуют, что лучше так, чем продолжать жить по-старому. Никто не воспротивится войне. Напротив, уже в этом месяце многие с интересом ожидали конца света, предвкушая хоть какое-то разнообразие. "Не наступил? Ну что ж, подождем следующего…" Люди будут рады войнам, пускай неосознанно…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё против нас

Проблемы конечного развития

Когда нет жизненных сил…

Отгораживаясь от мира

каббалист Михаэль ЛайтманКогда люди были ближе к природе, они чувствовали ее так, что нам это кажется чуть ли не мистикой. Однако на самом деле им раскрывались реальные природные явления. К примеру, амазонские племена понимают лес намного лучше нас, они чуют его запахи на километры, читают следы и знаки, расшифровывают звуки…

Ведь у них нет ничего другого. Человек живет в этом, от этого зависит его жизнь, и потому он всё больше развивает свою связь с окружением. По полету птицы, по дуновению ветра он узнаёт о многих вещах. Всю неживую, растительную и животную природу он связует воедино и воспринимает комплексно.

Ну а мы, наоборот, чуждаемся окружения, закрываем двери и окна, лишь бы не видеть городской сутолоки и не слышать гула машин. В итоге мы блокируем свои инструменты восприятия, полностью отгораживаемся от жизни, от Вселенной.

Вопрос: Однако люди часто путают близость к природе с чем-то сверхъестественным…

Ответ: Всё это – чувства, ощущения, которые можно развить в себе. Некоторые люди могут взять тебя за руку и рассказать, кто ты и каковы твои планы. Некоторые предсказывают будущее, читают мысли. Это естественные ощущения, которые мы утратили на пути развития цивилизации, а никакая не "экстрасенсорика". Природа заложила в человека чувства намного более острые, чем нынешние. И она не оставляет сомнений в том, что чудес не бывает…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда Природа меняется в лице

Прицел в будущее

На "ты" со вселенским разумом

Что такое душа?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "душа" в науке каббала?

Ответ: "Душа" (нэшама) – это сосуд, наполненный светом со ступени Бины. Если над своим материальным, "животным" получающим желанием я развиваю отношение к ближнему и хочу быть привязан к нему, то чувствую отторжение, неприятие. Протягивая эту связь дальше, я начинаю презирать ближнего, а затем – ненавидеть его.

Всё начинается с нулевого, нейтрального уровня. Каждый раз, стремясь хорошо отнестись к ближнему (+), я проявляю вместо этого негатив (–). И чем больше мои старания (↑), тем больший негатив мне раскрывается (↓).

Так я прохожу пять стадий – с нулевой по четвертую, на которой обнаруживается ненависть – причем обнаруживается именно тогда, когда я хочу достичь любви. Это происходит в целом при подъеме и в частности на каждой ступени. Пока я не доберусь до "дна", пока не проникну в желание на всю его глубину (авиют) – ненависть мне не раскрывается. И на каждом этапе имеются пять этих стадий, составляющих конструкцию АВАЯ. 

Итак, душа – суть духовный сосуд отдачи ближнему, или Творцу. На нулевой, первой и второй стадии этот сосуд постоянен, и его наполнение называется "светом нэшама". А на третьей и четвертой стадии вплоть до конца исправления я раскрываю его на непостоянной основе, и потому он называется "нэшама" – по уже достигнутому постоянному состоянию.

2012-12-17_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n6_01 

Таким образом, всё происходит в наших взаимоотношениях, в раскрытии ненависти и любви, между ними. Я все время стремлюсь проявлять, выстраивать эти отношения, я иду, как бык под ярмом, как осел под поклажей, зашоренный, "зацикленный" на этом направлении, – и тогда обретаю душу.

А значит, души нет ни у меня, ни у тебя – но между нами мы можем прийти к таким отношениям, которые назовутся "нэшама". И тем самым мы завершим свое исправление, поскольку оставшиеся два уровня – хая и йехида – проявятся иначе, на других условиях, в тех измерениях, где мнимый мир уже исчезает…

И потому Бааль Сулам говорит, что у всех нас одна душа. То поле, та связь, что пролегает между нами, называется "душой", и она едина. Сейчас она зовется "нэшама", а в конце исправления назовется для нас "йехида".

Само слово "нэшама" пришло из каббалы: оно означает разновидность света, наполняющего исправленный сосуд на этапах, предваряющих конец исправления. В этот период мы лишь отчасти присоединяем светá хая и йехида на непостоянной основе, и в Бине льется лишь малая подсветка от света хохмá – снизу вверх.

Из урока по статье "Каббала и философия", 17.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббала как высшая психология

Душа на всех одна

Душа уходит в ночи…

Что там, за стеной?

каббалист Михаэль ЛайтманСовременные научные воззрения сближаются с тем, что наука каббала говорит о восприятии реальности. Сто лет назад подобные концепции казались немыслимыми. Полвека назад об этом заговорил физик Хью Эверетт. Сегодня это уже полноправная "теория". Ученые поняли, что реальность намного более сложна, чем представлялось раньше, и что она совершенно не такая, какой мы ее воспринимаем. Наше восприятие относительно и не отражает действительность. Оно зависит от наблюдателя. Для нас эта картина мира истинна, а для какого-нибудь другого создания она будет выглядеть иначе.

И здесь на сцену выходит наука каббала, занимающаяся основами мироздания и объясняющая нам их вне контекста нашего получающего желания. Тем самым она занимает наиболее объективную позицию, безотносительную к кому-либо.

Допустим, существуют инопланетяне, которые видят то, что мы не улавливаем в пяти своих органах чувств. Однако наука каббала говорит не о них, она выступает с более общих позиций, поднимается выше, над творением, и рассматривает только формы, подобные Творцу. Это поистине "чистая наука", изучающая основу всего, неизменную до самого конца исправления. 

Каббала объясняет, что в основе творения лежат света и сосуды, что всё состоит из них. "Сосуд" – это "материал", а "свет" – его форма. Говоря иначе, "сосуд" – это получающее желание, принимающее различные виды, а "свет" – это облачающаяся в него форма, ощущение, которое оно испытывает при наполнении.

К примеру, я получаю огромное удовольствие при виде любимого человека. Соответственно, здесь есть сосуд и наполнение – желание, наполненное ощущением. Кто дал мне это ощущение? Не я и не он, а мое отношение к нему. Вот что такое "свет". И если я буду относиться так ко всему, то наполню свои сосуды, свои желания. Следовательно, я должен любить всё и всех: неживую, растительную, животную, человеческую природу и Творца. Для этого я исправляю свой сосуд, т.е. веду работу над желанием, а затем наполняю себя, т.е. проявляю в нем свет.

В этом отличие каббалы от традиционной науки, которая объясняет, как лучше использовать наш эгоизм. По большому счету, наука не служит благу человека. Неслучайно каббалисты, а также древние ученые, такие как Платон и Аристотель, считали, что нельзя передавать науку в "общее пользование". Ведь в человеке властвует злое начало. А значит, сперва надо исправить его – иначе наука будет применяться на нужды эгоизма, в разрушительных целях. Что, собственно, и происходило на протяжении всей истории.

Но дело даже не в этом, а в том, что традиционная наука неточна. На нее нельзя полагаться во всем. Она верна лишь в материальных рамках нашего мира, в границах нашего эгоизма. Но если приподняться над ним – она уже не соответствует действительности, не описывает того, что происходит с душой. Законы души изучает именно наука каббала, которая представляет всеобъемлющий подход и потому является истинной во всех случаях, в том числе и в нашем мире.

Разве мир станет лучше, если у каждого будет телевизор, встроенный в очки, и мобильник, вживленный в ухо? Напротив, именно сегодня мы, наконец, понимаем, что наука оказалась в кризисе, и начался он еще 30-40 лет назад. Кризис не в том, что мы давно не делали великих открытий, а в том, что нам больше нечего открывать. То же самое происходит в педагогике и в других сферах: нам больше некуда податься. Сколько ни крути – не выйдет, да и желание иссякло.

И здесь важно провести ревизию, пересмотр базовых принципов. Мы уперлись в стену, а наука каббала предлагает нам узнать, чтó там за стеной, предлагает помощь, чтобы пройти эту стену. Так или иначе, нам придется это сделать:

  • или под напором бедствий, через силу, не имея возможности даже умереть "в сторонке", – это будет очень тяжело;
  • или добрым и коротким путем.

Вопрос: Что же там, за стеной?

Ответ: Там мы будем использовать свою природу, свое получающее желание, свой эгоизм, противоположным образом. Раньше мы развивали всё то, что поддерживало и наполняло его. Наука, образование, культура, экономика – все наши "разработки" проистекали из эгоистического желания. Исключение составляют лишь насущные потребности "животного" уровня – рациональный минимум. Почти всё что мы видим в продуктовых магазинах, выходит за эти рамки. Бóльшая часть современных продуктов была разработана не для обеспечения нормальной, здоровой жизни, а для того, чтобы кто-то зарабатывал на нас. Такова испорченная ступень человеческих взаимоотношений, использующая науку в своих целях.

Научные достижения за последние 200 лет (см. второй чертеж) отражают экспоненциальный рост эгоизма и, по сути, идут нам во вред. Мы развиваем только те области науки, которые помогают нам обогащаться, усиливаться, властвовать друг над другом современными изощренными способами. Человека заставляют работать по десять часов в день, чтобы обеспечивать чью-то прибыль и покупать всевозможные товары. И наша наука работает на нужды этой системы.

Но теперь пришло время поставить на ней крест и приступить к развитию науки каббала. Ведь человеческая часть желания относится к душе, а мы использовали ее для удовлетворения материальных запросов.

Сегодня наступает крах старого подхода. Будем надеяться, что у нас останутся ресурсы для насущных нужд и над ними мы выстроим новую, замечательную конструкцию – духовную жизнь.

2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_01 

Ведь я живу для того, чтобы над рациональным обеспечением базовых нужд развивать душу. Весь избыток своего эгоистического желания я должен исправить – а "животный" оптимум пускай остается, ведь он не хорош и не плох, он просто необходим.

До сих пор наука понукала той моей частью, которую я должен был посвящать исправлению души. Наука буквально украла у нас эту область желания и пичкала ее безделицами, пока не начался кризис. Этот кризис – признак того, что настало время для исправления. После того как "научный прогресс" безмерно раздул наши материальные притязания, мы должны заняться духовным развитием.

Старый подход заканчивается осознанием кроющегося в нем зла. Скоро это произойдет. Уже сегодня люди начинают понимать, что невозможно вечно производить товары и потреблять их по нарастающей. Потребительское общество подошло к концу – и из-за внутренних противоречий, и по причинам внешнего характера. Наше желание насытилось и принимает новую форму, "закругляется". Ему больше не нужны излишки. Скоро люди почувствуют это – когда зайдут в супермаркет и не захотят выбирать из двухсот видов разных сыров. Человеку будет достаточно простого сыра, простого творога. Несколько сортов – более чем достаточно.

 2012-12-13_rav_bs-kabbala-ve-filosofia_lesson_n4_02

Вот в чем подлинный кризис – когда сменяется желание внутри. Сегодня львиная доля себестоимости товаров уходит на их рекламу – однако новое желание разобьет эту систему. Наука и промышленность, выстроенные нами, просто обязаны завершить свое существование в нынешнем виде и принять интегральную форму. Даже наши насущные покупки станут интегральными – обратятся лишь на пользу человеку.

Вот и представь, какое банкротство ждет мир. Отсюда ясно, что если мы не приступим к внутреннему исправлению, мировая война вспыхнет непременно. Ведь это единственная надежда власть имущих сохранить хоть что-то в своих руках. Так что, дело за интегральным воспитанием. Людям придется намного меньше работать, и у них высвободится время для главного – для развития души ради слияния с Творцом. Не начинать же новый виток научно-технического "беспредела"…

В целом, по всем признакам мы видим, что стоим, как пишет Бааль Сулам, на пороге эпохи Машиаха.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Так ли точны точные науки?

Наука на службе у эгоизма

Да бросьте же свои костыли!

Душа на всех одна

конгресс, группаНовосибирский конгресс, урок 2

Поговорим о душе.

Что такое душа? Где она? Есть ли она у кого-то, или ее нет ни у кого? Как обрести душу? Можно ли ее потерять? Вселяется ли она и выселяется ли из человека?

Если мы опросим всех людей в мире, думаю, ни один не ответит точно так, как другой. И откуда нам знать, кто прав? Определений – тысячи! Философия тоже внесла свою лепту в общий сумбур. У психологии отдельное мнение на этот счет. А в принципе, каждый человек думает, что он ощущает в себе душу.

В действительности, есть всего одна душа – одно, единое, единственное желание, созданное светом. В это желание получать (Ж.П.) свет начал вводить свои свойства, и таким образом оно прошло десять стадий развития: Кетэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод и последняя стадия – Малхут.

Первая стадия – Кетэр – это свойство отдачи, желание насладить творение. А насладить творение можно, сделав его таким же, как ты сам по себе. Ведь если в мире существует одна-единственная Сила, значит, она абсолютна. Свойство ее – отдача и любовь. Значит, надо сделать таким же и творение – чтобы оно пребывало в тех же свойствах.

Поэтому свет вселяет, как бы вталкивает восемь свойств в желание, которое создал, и оно становится получающим. Малхут обладает свойством получения – она желает получить всё, что исходит от света.

Однако смысл действия этим не ограничивается – теперь надо привести Малхут к подобию свету. Она включила в себя все его свойства в обратном виде – в виде своего эгоизма, в виде своего желания. Созданная просто как точка в начальном виде, она постепенно, под воздействием света, пришла к абсолютно полному, большому, огромному желанию. Это и есть зародыш души – единственного творения, которое существует. 

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_01_0 

А затем это творение проходит всевозможные состояния: сокращения, появление экрана, разбиение на множество частей и падение всех этих разбитых частей в самое низшее состояние – в наш мир.

В целом, этот процесс подразделяется на три состояния:

  • Первое – состояние в мире Бесконечности, возникшее вместе с созданием Малхут.
  • Второе состояние – нисхождение до нашего мира и наше существование в нем.
  • Третье состояние, которое мы сегодня начинаем реализовывать, – это подъем назад к тому же к состоянию, но уже самостоятельный.

Вначале, мы полностью отрываемся от Создателя – от той Силы, которая создала нас, Силы отдачи и любви – и существуем здесь, во Вселенной, насчитывающей миллиарды лет с момента Большого Взрыва (а). Ну а сегодня мы с вами находимся в состоянии выхода из нашего мира (б) перед обратным подъемом к третьему состоянию. Как мы спустились по ступенькам пяти миров – Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия, – так же мы должны по ним и подняться.

На чертеже я отдельно обозначаю ветви спуска и подъема, потому что это совсем другие миры – как бы расширенные. Они расширяются благодаря нашему участию, когда мы сами поднимаемся наверх.

Процесс идет следующим образом. Мы разбиваемся и смешиваем в себе во втором состоянии свойства получения и отдачи: получение + отдача – вместе. В нас они образуются в результате разбиения, и в нашем мире мы тоже продолжаем это разбиение, уже на "местном" уровне.

Сегодня мы это разбиение заканчиваем – иными словами, заканчиваем смешивание всех желаний получения и отдачи в единый "салат", или "кашу". В итоге создается такая консистенция, в которой невозможно определить, чтó получение, что отдача, что зло, а что добро. Абсолютно всё перемешано.

И вот из такого состояния мы сейчас с вами начинаем подниматься. Почему? Потому что к этому обязывают действующие на нас силы. Это и нынешний кризис, и наше непонимание, как существовать, которое вызывает в нас всевозможные вопросы, и вопрос о смысле жизни. Всё это просто выталкивает нас из второго состояния – и мы снова поднимаемся наверх.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_02_1 

Что мы выигрываем при этом? Дело в том, что первое состояние отличается от третьего. В третьем состоянии мы существуем самостоятельно, и в то же время мы подобны или равны Творцу.

Достижение этих двух состояний, двух, в общем-то, взаимоисключающих условий, является целью творения. Высшая сила природы, одна и единственная, желает создать творение, наполнить, насладить. Чем? Только лишь подобием себе. Но так, чтобы это подобие было осознано творением – как наилучшее состояние. Развивая в себе это свойство, мы развиваем свою душу. Когда в человеке есть эгоистическое желание снизу и устремление от себя, мера этого желания и называется душой.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_03_0 

Так существует ли в каждом человеке отдельная душа? Нет, душа одна, общая. Ведь мы говорим о свойстве отдачи, а в отдаче нет разделения, она происходит над нашим эгоизмом. И поэтому говорится, что на всех на нас существует одна единая душа. Она действительно такова, только во втором состоянии эта душа делится на огромное множество разделенных между собой, рассеченных частей.

Однако это временное состояние, и эти части испорчены. Соединяясь между собой, они образуют группу – всё бóльшую, бóльшую, бóльшую – пока не достигают полного соединения. Так мы возвращаемся к одной душе.

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как обрести свою душу?

Душа - одна на всех

Душа: не то, что вы думали

Воспитание светом

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 2

Вопрос: Вы говорили, что душа – это альтруизм, то есть свойство, доступное немногим. Когда мы занимаемся исправлением и с собой поднимаем мир, мы делимся с миром той душой, которую заработали, или взращиваем миру душу светом исправления, который на нас нисходит?

Ответ: Мы не создаем ничего нового. У нас есть очень маленькие, животные, эгоистические желания  и свет, с которым мы можем манипулировать, если становимся подобны ему. Мы вызываем на себя воздействие света, а свет вызывает в наших эгоистических желаниях еще большие эгоистические желания, которые мы каждый раз исправляем.  

Допустим, желание получать – маленькое, точечное, с минимальной мощностью, равной единице.  В нем существует свет, свойство отдачи.

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_01

Свет входит в это желание: свойство отдачи накачивает эту точку своим желанием отдавать, теплом, любовью, сочувствием, нежностью. Эта точка разбухает, в ней возникает огромное желание. И тогда мощность Малхут становится равной, допустим, тысяче. Отчего она получила такую огромную мощность желания получать? От того, что свет наполнил ее таким образом. 

Мы говорим, что в свете есть авиют (толща желания). Что это значит? Я предложил тебе пирожное, угостил конфеткой, подложил подушечку, посоветовал что-то теплое. Я тебя накачиваю своими отношениями так, что ты начинаешь все это желать. Мое хорошее отношение в тебе преобразуется в желания, и если ты затем не получаешь от меня, ты уже начинаешь страдать. Таким образом я воспитываю в тебе желания. Именно это делает с нами свет, как, допустим, с балованным  ребенком. Так он нас строит при нисхождении сверху вниз.

А затем, при подъеме снизу вверх, он делает обратное, но практически то же самое. Он воздействует на наш эгоизм и, раздражая его, как бы раздавливает. От воздействия света эгоизм набухает и становится все больше и больше. Таким образом мы растем.

При этом эгоистическая и альтруистическая составляющие растут параллельно, и на каждой ступени, в каждом мире они противоположны и должны дополнять друг друга до тех пор, пока мы ни достигаем уровня Бесконечности.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_04 

Все делает свет, который все больше развивает в нас отрицательные желания. Когда ты начинаешь заниматься – у тебя маленькие желания. А завтра ты начинаешь ненавидеть других, потом еще что-то и т.д. И с Творцом то же самое – сегодня ты что-то боишься сказать против Него, завтра будешь Его ненавидеть, а послезавтра – кричать на Него. Придет время, повзрослеешь,  и убедишься, что это так.

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уздечка для эгоизма

Высекая искры из отдачи и получения

Вести желание к свету

Страница 71 из 91« Первая...6970717273...Последняя »