Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Это будет другая жизнь

Мнение (С.Капица): Человечество переживает время, когда после взрывного роста население мира круто меняет характер своего развития и переходит к ограниченному воспроизводству.

Ноосфера — это концепция о примате сознания в развитии человечества. Мы пьем, едим, размножаемся - как животные. А сознание - это то, что отличает нас от животного, возможность накопления и передачи информации.

Коллективное, объединенное действие существенно больше, чем сумма отдельных слагаемых, это икс в квадрате. Оказывается, что рост человечества пропорционален не сумме действий отдельных людей, а квадрату их действий, а развитие пропорционально квадрату населения Земли. Кривая уходит на бесконечность в наше время, мы на пике - этот закон квадратичного роста был неизменен на протяжении миллионов лет, мы имеем дело с квадратичным, коллективным взаимодействием.

Масштаб времени в истории меняется, эпохи надо изображать не на линейной, а на логарифмической шкале. Тогда 10 тыс. лет неолита и миллион лет палеолита можно рисовать на одном графике, хотя они отличаются в тысячу раз. Взрыв населения связан с уплотнением развития. Но теперь мы не можем дальше уплотнять время, оно уплотнено до предела, определяемого уже самой длительностью жизни человека. В результате наступает кризис роста - фазовый переход. 

Вы греете воду, и пока вы ее греете, вы ничего не замечаете. Когда же она закипела, все коренным образом изменяется. Ее температура больше не растет — все уходит в пар. Мы стали уходить в пар: мы меняем наше состояние. Так же, как тает лед. Люди купаются в 20 градусов мороза, а вода-то - нулевая. В воде теплее, чем на воздухе - на 20 градусов.

Будет 50 градусов мороза, а в воде все равно будет ноль. Потому что на границе льда и воды происходит фазовый переход. Нам надо либо подвести тепло, чтобы растаял лед, либо отнять тепло, чтобы вода превратилась в лед. То же самое с человечеством. Оно претерпевает такой фазовый переход. Когда вещество проходит фазовые переходы, его свойства внезапно качественно меняются.

То же происходит с человечеством, только с человечеством это занимает около ста лет и касается основных явлений, происходящих в обществе. А дальше мы переходим в качественно новое состояние. Прекращается рост населения Земли. Это колоссальное изменение во всей истории человечества, гораздо большее, чем все революции в истории. Отказ от семьи, потому что семья связывает целые поколения. То же в искусстве, в идеологии.

Разрыв между развитыми странами и развивающимися - не больше 50 лет.

Мы переходим на нулевой рост населения. Если бы факторы, которые регулируют рост человечества, были бы только биологические, лишенные роли сознания, то мы были бы как животные - также размножались и были бы в равновесии с природой. Это регулируется просто: сколько тебя едят, и сколько ешь ты. Это равновесие экосистемы. Экосистема устанавливает количество каждого вида – а далее мор, катастрофические процессы – чтобы в целом живая природа, как система, находилась в динамическом равновесии.

В палеолите население удваивалось за миллион лет, в средние века - за тысячу лет, т.е. в 1000 раз быстрее, в ХХ веке - за 30 лет! Автономность от окружающей среды была всегда: в палеолите человечество пережило десяток ледниковых периодов - и выжило при примитивном уровне развития. Мы постоянно развивались по гиперболической траектории квадратичного роста. И биологически человечество с тех пор почти не изменилось.

Наше время - период фазового перехода человечества, менее чем за 100 лет, а дальше будет другая жизнь. Был стремительный рост, кризис приводит нас будто к вымиранию. На самом деле через 50 лет мы выйдем на новый уровень.

Человек будет освобожден от труда. Производительность труда позволяет работать каждому час в сутки. Сельским хозяйством в развитых странах занимается 1% населения. Питания сейчас в мире достаточно, а люди умирают от голода - не от кризиса продовольствия, а кризиса с его распределением. Потребление будет сокращаться - это будет другой режим жизни. Человечество будет развиваться не количественно, а качественно.

Энергопотребление росло гораздо быстрее населения, но будет расти пропорционально населению.

А главное - должна формироваться другая традиция. Но это занимает долгое время. Это самый важный процесс, который должен сейчас происходить.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последние конвульсии старой цивилизации

Кризис - точка перехода к новому обществу

Поиски разумной цивилизации

От натурализма к многобожию

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек не знает, в каком мире он находится. А находится он в Природе, которая бросает его из состояния в состояние. За свою короткую жизнь в несколько десятков лет он ничего не успевает понять. А ведь еще каких-то полтораста лет назад люди доживали не до семидесяти, а лишь до сорока лет. И вот, несмотря на почти двойную прибавку, мы видим, что по-прежнему неспособны понять суть жизни. В своих поисках человечество все еще не знает, что и где искать.

Неясен даже сам вопрос о смысле жизни. Откуда и куда она ведет? Есть ли у нее цель? Что с нами происходит? Всё в тумане.

Итак, люди находятся под властью Природы. Никто не получает свыше книгу с откровениями. Мы всё раскрываем в своем мире – эти открытия и составляют наше понимание и осознание реальности. Помимо собственного естества с его пятью органами чувств, в человеке заложена способность раскрыть нечто большее. Однако это в потенциале, а на деле мы выстраиваем отношение к жизни и Природе на основе того, что видим. Так возникают простые теории мироздания, обусловленные жизнью в этом мире.

Поначалу человек относился к миру просто как к природе. Он видел единую конструкцию, единую картину, в которой всё взаимосвязано, в которой близок природе и он сам. Это очень древний подход, в рамках которого человеку, в принципе, всё ясно, поскольку всё на виду.

Позже началось деление явлений природы на хорошие и плохие. Человек стал более эгоистичен, он уже не чувствовал себя интегральной частью природы и тогда обнаружил в ней различные грани, представлявшиеся в его глазах положительными либо отрицательными. Он рассортировал элементы воздействия окружения, поделил их на полезные и вредные и сформировал тем самым представление о добрых и злых силах.

Поначалу это было обобщенное противостояние добра и зла, а затем они начали дробиться на множество частных сил, пока не возникли сонмы и пантеоны божеств. Так в своем эгоизме человек всё дальше отходил от картины единой природы.

Из урока по статье "Мир", 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

По ту сторону "капризов" природы

Нюансы теории двоевластия

Во власти идолов

По ту сторону "капризов" природы

каббалист Михаэль ЛайтманЧего человек хочет в конечном итоге? Он хочет знать, чтó на него воздействует. Одна сила или две? А может быть, по тысяче с обеих сторон? "Неважно, главное – поддерживать с ними связь, чтобы они благоволили мне. И тогда мне будет хорошо".

К этому обязывает нас эгоизм. Сообразно с его развитием, мы меняли свое отношение к судьбе, обуславливая ее теми или иными внешними причинами. На этой основе выстраивались всевозможные верования и религии.

Деление на добро и зло субъективно. Не внося в картину себя, мы не расставляли бы над всеми предметами и явлениями плюсы и минусы. В таком случае, всё было бы к лучшему. Однако любые явления природы я воспринимаю по отношению к себе и потому не могу не проводить разграничения.

Так в моем представлении возникают тысячи деталей позитивного и негативного характера. По мере роста эгоистического желания, мне необходимо выявлять факторы, влияющие на каждую из его новых граней, и приписывать этим факторам некую высшую, божественную суть. Ведь я завишу от них – на радость или на беду.

Так развивалось наше отношение к собственной судьбе, к тому, кто порождает нас, ведет нас по жизни, а потом умерщвляет, забирая неизвестно куда. В итоге единая прежде природа раздробилась в наших глазах на отдельные части и силы.

Если не приписывать им желание, чувство, власть, то речь идет просто о природе. В таком случае тот или иной фактор не облекается в человеческий наряд, не обладает каким-либо желанием – это "слепая природа", и не более. Она не "капризничает", проявляя к нам положительное или отрицательное отношение, а действует согласно четким законам. Однако мы еще не знаем этих законов, еще не разобрались в общей картине, которую они вырисовывают, и потому то и дело сталкиваемся с неожиданностями. Вся загвоздка – в незнании объективных законов природы, которые не зависят ни от чего, кроме нее.

Отсюда у нас возникает проблема: мы не видим причин происходящего. Ну, допустим, всё идет с более высокой ступени, которая нам неведома. По крайней мере, что касается явных вещей, они проистекают из законов слепой природы. 

Однако человек неспособен жить с таким подходом. Ведь он зависит от множества факторов, которые в его глазах обладают самостоятельностью и властью над ним. И потому он начинает приписывать их капризам природы. Он не знает своих начал, не видит источника своих действий, суждений и ощущений, не догадывается, что и в него заложена программа. Перед ним проступает только явная часть, и потому он приписывает независимость, произвольность себе и другим. Как следствие, он переносит эту концепцию на природу, полагая, что и в ней заложена некая воля, которая может меняться в зависимости от обстоятельств.

В таком случае, стоит проявлять к природе хорошее отношение, задабривать ее, платить ей, платить людям, которые, возможно, близки к ней и могут обеспечить протекцию. Теперь человек уже не обезличивает природу, а приписывает ей собственные желания, помыслы и свойства. Отсюда произрастают верования и религии.

В наши дни мы видим, что росшее с веками эгоистическое желание провело нас через все эти теории, через различные виды отношения к божеству. В итоге все они потерпели крах. Некоторые склонны фанатически держаться за какую-то из них, искусственно отгородившись от всего остального ради мнимой устойчивости, пускай даже вопреки развитию. Это проявляется в религиозном фанатизме, а также в фашизме – т.е. в узко-эгоистичных видах сплочения, которые поначалу вносят в общество стабильность, а в итоге разбиваются, поскольку противостоят развитию.

С ростом эгоизма люди останутся "нагими": у них не будет никакой возможности справиться с природой, установить с ней взаимосвязь. Они почувствуют себя в плену абсолютной, неотступной власти, охватывающей все сферы жизни, в подчинении случаю и судьбе, к которой невозможно сформировать никакого субъективного отношения. Это и станет поворотным моментом, который обратит человечество к науке каббала.

Из урока по статье "Мир", 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

От натурализма к многобожию

Теория двоевластия и истоки человеческой культуры

Во власти идолов

Любовь, протертая до дыр

каббалист Михаэль ЛайтманЕсть много путей, по которым человек приходит к вопросу о любви, о единении. Как правило, под словом "любовь" мы подразумеваем нечто совершенно иное: наполнение наших эгоистических желаний пищей, сексом, семьей, богатством, почестями, знаниями.

"Я люблю" – подразумевает "я хочу". Хочу получить – это значит, что я люблю что-то, я хочу чтобы это было моим, желаю приблизить его к себе, наполниться им. Это называется "люблю". То есть внутреннее толкование слова "любовь" – "я хочу это заполучить".

Все это потому, что мы находимся в нашем мире, образовавшемся после разбиения, как объясняет наука каббала. Весь наш мир – полностью эгоистический, и потому так мы расшифровываем понятие "любовь" – полностью направленную для себя. Я люблю что-то – значит я это хочу: хочу приблизить к себе, ощутить, наполнить им себя. Наполнить свое желание насладиться чем-то приятным – это называется "я люблю".

При этом мы совершенно не думаем о второй половине – второй силе, существующей в реальности, – силе отдачи, в которой существует то же самое слово "любовь", но там любить кого-то означает наполнять его, преподнести ему то, что он желает, а не то, что я хочу. Это полностью противоположно нашим представлениям о любви.

Люди, которые в давние времена были близки к природе, естественным образом ощущали, что в природе существует также вторая сила – отдача, и там любовь означает, что я считаюсь с ближним, отдаю ему.

Каббалисты, как и множество других людей, наделенных тонкой чувствительностью к природе, раскрыли эти силы. И было много людей кроме каббалистов, которые ощущали и раскрывали для себя во всевозможных формах, что сила отдачи не меньше силы получения, и в этой второй половине реальности – в отдаче существуют все те же действия, что и в силе получения, но их толкования там иные, обратные принятым здесь, в нашем мире.

А мы находимся только в одной половине реальности – в получении, в желании наполнить себя, поскольку являемся следствием разбиения желаний/келим. И в основном в разбиении пребывает человек. А вся неживая, растительная и животная природа, как пишет Бааль Сулам во "Введении в науку каббала (Птиха)", – поднимаются и опускаются вместе с человеком, без всякого расчета с самими по себе – только в той мере, в которой они должны помочь изменениям, которые человек должен пройти. 

Религии и верования, с момента их основания, также выросли из того, что раскрыли вторую силу, существующую в природе, – силу отдачи, и все они в своей основе говорят о любви, объединении. Так было, пока они являлись уделом малого количества людей. А затем, когда они уже распространились в эгоистическом большинстве народа, менее развитом чувственно, – то превратились в набор церемоний, различных действий и обрядов. И тогда они стали использоваться в эгоистических целях наполнить себя, а не для того, чтобы привести людей к объединению, любви, отдаче, равновесию между двумя системами.

С течением времени, пока на протяжении всей своей истории человечество продвигалось за счет непрестанного роста эгоизма в каждом человеке и в целом, мы намного удалились даже от того естественного понимания, которым обладали люди когда-то, – понимания отдачи и толкования любви, присущих второй половине природы.

Из урока по статье Рабаша, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Здесь любовь не принимается, готовьте наличные

Неведомая эгоистам любовь

Улица с двусторонним движением

Здесь любовь не принимается, готовьте наличные

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня, когда мы приходим к вопросу "В чем смысл нашей жизни?" и вдруг находим науку каббала, мы находим ее не по той причине, что желаем отдавать, достичь связи и любви, взаимной заботы.

Нет. Мы приходим именно через вопрос: "В чем смысл моей жизни? Почему мне плохо?! Я хочу властвовать над своей жизнью! Я хочу подняться над ней, постичь вечность и совершенство, присущие природе!" Я хочу, хочу, хочу… Именно через эгоистические вопросы мы приходим к науке каббала, а не за счет тонкой чувствительности души. Напротив, нами движет желание приобрести, взять жизнь в свои руки.

Поэтому, когда мы приходим к науке каббала и начинаем слушать, о чем она говорит, многие не понимают: "С чего вдруг тут говорят о любви, о единении? Куда мы попали?! Это что, детский сад, где нас воспитывают быть добрыми? Или общество прекраснодушных? Что они вообще хотят? О чем рассказывают?!"

Или же человек приходит к науке каббала через религию, и тогда вообще не понимает, о чем идет речь: "Кто в религии говорит о любви? Верно, что есть несколько подобных красивых фраз, но в сущности речь идет об исполнении привычных с детства действий". Где сегодня основа религий, которые когда-то говорили о любви и связи между людьми, о взаимопомощи и равенстве между всеми?.. Уже давно каждая из них в эгоистическом облачении говорит о том, что хорошо для людей, использующих религии для наполнения своих эгоистических потребностей.

Выходит, что мы совершенно забыли и также естественным образом на протяжении тысячелетий уже отдалились от мнений людей, которые от природы ощутили наличие силы отдачи. Мы также отдалились от основ религий, заложенных тысячи лет назад, которые также говорили о силе отдачи.

К тому же наше эго настолько развилось, что мы даже не задумываемся об этом, и все наши системы направлены на то, как заработать больше, чтобы не быть зависимым от других и отдалиться о них, будто бы их не существует. Каждый готов вместо близких, любящих и поддерживающих его людей, вместо своей семьи заполнить свой дом прислугой или различной домашней техникой и не зависеть ни от кого. 

Поэтому, когда мы приходим к науке каббала, нам очень трудно начать прислушиваться к словам о любви и объединении. Ведь мы привыкли, что так учат маленьких детей. Мы эгоистически хотим, чтобы они были более защищены, в большей безопасности, чтобы никто не мог им навредить. И потому им не стоит никому причинять вред.

Поэтому мы учим их: ты должен любить другого, быть ему товарищем. Мы видим, что пока человек маленький и зависит от других, ему стоит быть хорошим и любящим, и тогда все любят его. Но по мере того, как дети растут, мы уже говорим им: "Ты должен выиграть, быть выше всех! Больше показывай свою силу, свою власть – ты будешь большим!" Мы начинаем поощрять в нем его эго, а вовсе не любовь. Наше воспитание также противоположно любви.

Вот и выходит, что к каббале нас ведет эгоизм, пресытившийся и потому страдающий.

Из урока по статье Рабаша, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь, протертая до дыр

Сила, светящая в тебе

Каббала – это наука о любви

Парадигма равновесия

каббалист Михаэль ЛайтманЛюбовь, которую раскрывает наука каббала, – это принцип природы. Мы должны относиться к ней как к основной силе, существующей в природе, без которой не возникла бы ни одна форма жизни.

Ведь только за счет взаимной отдачи, взаимного участия, равновесия между двумя объектами согласно подобию свойств, притяжению друг к другу, возможно их существование. Даже в неживой природе противоположные частицы – протоны, электроны – существуют вместе в одной системе, называемой атомом, молекулой и так далее.

При большем объединении начинается обоюдная работа на растительной ступени с присущим ей фотосинтезом и другими механизмами. Возникает обмен веществ и сопутствующие ему системы, а между ними – взаимный учет интересов. Ведь и они не могут существовать без двух сил: притяжения и отталкивания, получения и отдачи.

Далее, на животной ступени, эти системы получения и отдачи сосуществуют уже не в одном объекте, а между разными телами, которым приходится объединяться для продолжения рода. Они зависят друг от друга, помогают друг другу, и благодаря этому жизнь течет дальше.

Пускай это пока что происходит инстинктивно, по велению природы, но мы уже видим, как две противоположные силы взаимодействуют в равновесии между собой. Да и в целом весь комплекс неживой, растительной и животной природы целиком сбалансирован, а все его части зависят друг от друга.

Однако же человек очень отличается от этих систем: в нем резко выделена притягивающая сила получения – дурная сила, которую он не уравновешивает с доброй. Этим человек обособлен от животного мира. Мы выросли из него именно посредством заложенной в нас дурной силы, которая хочет еще и еще поглощать, обретать, властвовать. Как следствие, мы становимся сильнее природы, хотя на самом деле это грошовое преимущество.

Ведь природа мудра, и две противоположные силы в ней сбалансированы. В целях общего продвижения она по очереди задействует то одну, то другую, чтобы развивать их, сохраняя общее равновесие. С другой стороны, человек одним лишь своим чрезмерным эгоизмом, как шпиль, возносится над животной ступенью, над равновесием – всё выше и выше по экспоненте. 

В итоге к периоду, отмеченному как "1995 год", эгоизм достигает пресыщения и уже не растет дальше. Отныне он только приносит нам осознание собственных бед. Мы ощущаем зло своего эгоизма, своей силы получения – и, хотим мы того или нет, нам придется самим уравновесить ее силой отдачи. Предыдущие уровни уже находятся в равновесии, а мы должны будем создать его своими силами.

Тем самым мы обретем силу Творца – силу отдачи, наряду с собственной силой творения – силой получения. Мы постигаем одно напротив другого: из себя, из противоположной Творцу силы, постигаем Его. Ведь Он всё создал в равновесии и только скрывает от нас вторую половину, силу отдачи. Мы обретаем ее благодаря тому, что просим и требуем равновесия. По мере того как в нашем сосуде-желании раскрывается зло, мы хотим, чтобы над ним раскрылся экран, чтобы возник баланс двух сил.

2011-12-13_rav_kitvey-rb-1984-02-beinyan-ahavat-haverim_lesson_02

Отсюда мы видим, что человек – это единственный в природе несбалансированный элемент. И по сути, вся его цель состоит в том, чтобы прийти к равновесию. Благодаря этому он сам становится подобным Творцу, восполняет творение, которое Творец намеренно "обделил", чтобы предоставить человеку возможность раскрыть Его силу, силу отдачи и уравновесить всю природную систему.

Таково наше предназначение, и в ближайшие годы человечеству придется приступить к его реализации. Она начинается с равновесия в человеческом обществе. Тогда вместе с человеком к ступени абсолютного баланса поднимутся и более низкие ступени природы. Этот баланс – и есть любовь. Ну а сейчас наш дисбаланс, напротив, приводит к дисбалансу и на остальных уровнях.

Сегодня новичок еще не понимает, о какой любви мы говорим в науке каббала. "Что за детский сад? Ведь речь идет об огромных, глобальных, системах, о скрытых от нас силах, управляющих всей реальностью, всей Вселенной, всеми мирами. Так причем тут любовь? Мы же не дети, которых приходится разнимать нравоучениями, и не парочка влюбленных, чувства которых продиктованы выгодой".

Мы не придаем этому слову серьезного смысла, не понимаем, что это основа творения – сила отдачи, уравновешивающая силу получения. Именно в балансе этих сил, в правильном соотношении между ними и кроется наша жизнь. Она возможна только там, посередине.

Из урока по статье Рабаша, 13.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Развитие за пределами теории Дарвина

Природа не терпит дисбаланса

Эволюция сознания

Общий предок всех организмов - гигантская биомасса

Мнение (Г. Каэтано-Анольес, университет Иллинойса): Общим предком всех форм жизни на Земле было огромное существо, заполнявшее собой едва ли не весь доисторический океан. Универсальный общий предок (в английской аббревиатуре LUCA) был первым, на котором жизнь разделилась на три главные ветви - археи, бактерии и эукариот 3 млрд. лет назад.

Это был огромный мегаорганизм, занимавший всю биосферу планеты. Его многоклеточное тело было погружено в океан, причем разные клетки не конкурировали друг с другом, а находились в отношениях взаимопомощи, как клетки нашего тела, только в меньшей интеграции и взаимозависимости.

В какой-то момент общий предок разделился на трех "потомков" - бактерий, архей и эукариот; последние затем разошлись на растения и животных.

Исследователей ищут общие белки, принадлежащие всем трем ветвям жизни этого "тела". Таких белков существует от 5% до 11%, все они консервативны, распространены во всех формах современной жизни, и соблюдают одинаковую пространственную структуру. Все они имеют отношение к энергетическому обмену, к добыче энергии из какого-либо субстрата.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единый организм

Вначале сотворил Бог сообщество!

Эволюция живых систем - к Творцу

Размер мозга коррелирует с общительностью

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Быстрое увеличение мозга в эволюции гоминид было связано с развитием социального интеллекта, то есть умственных способностей, направленных на понимание поступков и мотивов соплеменников и эффективное взаимодействие с ними. Социабельность человека положительно коррелирует с размером мозга.

Увеличение мозга в эволюции приматов неразрывно связано с общественным образом жизни. У приматов между особями в группе формируются сложные взаимоотношения и связи, которые у других животных, как правило, бывают только между матерью и детенышами, реже между брачными партнерами.

Для поддержания этих отношений общественному примату необходимо понимать поступки и мотивы соплеменников, а это крайне сложная вычислительная задача. Ведь соплеменники, чье поведение нужно научиться моделировать у себя в голове, сами являются высокоорганизованными приматами со сложным поведением, предки которых тоже находились под действием отбора на социальный интеллект.

Реплика: Именно объединение, альтруизм, а не индивидуальный эгоизм, ведет к более полному развитию на уровне "Человек разумный". Эгоист индивидуалист может достигать хороших показателей в соревновательном обществе, но при переходе к обществу глобальному, интегрально связанному, его исключительность становится помехой, которую будет обязан преодолеть в рамках нового общества.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прощание с эгоизмом

Будущее – за доброй взаимосвязью

Изменение природы человека в наше время

Прости, дорогой, но лафа закончилась…

каббалист Михаэль ЛайтманКогда-то к каббале приходили только те, кто хотел узнать о смысле жизни, ее сути: для чего мы рождаемся и умираем, для чего проходим такую нелегкую жизнь. Человек хочет это знать, и даже если его жизнь будет материально полностью благополучной – у него все равно останутся эти вопросы, потому что они исходят с человеческой ступени, а не с животной. Человек – не собака, посели его в пятизвездочную гостиницу – а ему все равно плохо и он хочет еще что-то для души.

Это хорошо видно по Европе – до того, как разразился кризис, в самых развитых и благополучных странах был самый высокий процент самоубийств. Сейчас, когда эти страны переживают проблемы, процент самоубийств снизится. Люди будут больше ценить жизнь, у них появятся желания: чуть-чуть какое-то улучшение – и это уже дает ощущение жизни.

Неважно, каков уровень твоего благосостояния – вкус всегда ощущается от разницы. Люди любят вспоминать прошлые страдания от голода и вкус, который был в кусочке черствого и грубого хлеба. Потому что вкус зависит от недостатка.

Но сегодня, к каббале приходят все – не только ради высшей идеи и познания, а просто стремясь улучшить свою жизнь. Ведь кризис распространился по всему миру. Зло стало уже глобальным, а не локальным, как во всех предыдущих поколениях. И потому люди стремятся раскрыть причину этого зла.

И в прошлых поколениях люди очень страдали – однако это были страдания неживого, растительного и животного (телесного) уровня. Но сегодняшние проблемы опоясывают весь Земной шар – они общие для всех, и потому заставляют искать на них ответ.

И поэтому люди приходят к науке каббала, чтобы улучшить свое положение. Но здесь они встречаются с объяснением, которое все умещается в одном предложении: насладиться можно только от отдачи, только от любви к ближнему! 

Ты хочешь насладиться от тысячи разных вещей в этом мире, но тебе говорят: Прости, дорогой, но эта лафа закончилась… Ты больше не сможешь этим наслаждаться. И в действительности, прежде тебе позволяли это лишь для того, чтобы тебя раздразнить, подогреть, вырастить твое желание. Для этого тебе давали развлечения, машины, путешествия, разные приманки – чтобы ты все больше и больше желал наслаждаться.

Но сейчас – все закончилось. У тебя не будет ни возможности насладиться – кризис лишит тебя всех бывших материальных приобретений, и ничего не останется. Но с другой стороны, ты уже перестанешь ощущать во всем этом удовольствие. Даже если будешь в состоянии заплатить и насладиться от всего, чем только возможно – а ни к чему не будет вкуса.

Такого этапа развития мы достигаем, сами того не ведая, и в итоге получается, что мы ничем не можем насладиться. В этом настоящая проблема мира! Пусть все будет в полном изобилии, и мы сможем достичь такого материального благополучия, чтобы у каждого было все необходимое: "квартира, отпуск, творог". Но люди не почувствуют в такой жизни никакого вкуса.

Мы приближаемся к состоянию, когда удовлетворение может быть только коллективным, глобальным. Наша взаимная связь, которая сейчас раскрывается – она не в деньгах, а в наслаждении! Я не смогу получить наслаждение, пока не наполню тебя.

Но ведь я тебя ненавижу и готов разорвать на части? Как же возможно, чтобы я наполнял тебя раньше самого себя? Получается, что мне прежде нужно начать тебя любить?! Это просто ужасно…

Но без этого я не смогу наслаждаться жизнью и вообще хоть немного ощущать, что у меня есть какая-то жизнь, кроме собачьей жизни. Собачья жизнь – это та, при которой я только удовлетворяю свое желание, но без всякого вкуса. Я всем обеспечен – с утра до вечера, но чувствую себя так, будто у меня ничего нет.

Такие состояния нам откроются, ведь раскрывается желание человеческой ступени в нас, которое выше неживого, растительного и животного уровней. То есть я могу получить в материальном мире все – и почувствовать, что лучше смерть, чем такая жизнь.

Из урока по статье Рабаша, 25.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раскрытие созидающего разума

Альтернатива страданиям

Кто я: хозяин жизни или заводная игрушка?

Прощание с эгоизмом

каббалист Михаэль ЛайтманОбучение взаимному поручительству, взаимосвязи дает человеку возможность относиться к другим как к своей семье, к своей интегральной части, ведь неспроста наш мир называется сегодня интегральной системой взаимодействия.

Интегральная система – это взаимообязывающая система. Как я завишу от своих детей? Я никуда не могу от них деться, меня инстинктивно привязывает к ним забота и любовь. Если я сделаю им плохо, в итоге я сделаю плохо себе, т.к. всё равно буду переживать.

Такое же отношение я начинаю ощущать ко всем людям в мире. Передо мной проявляется абсолютно явная картина нашей полной эгоистической взаимозависимости. Я вижу, каким образом отсутствие внутренней заботы о других косвенно влияет через них на меня, возвращаясь ко мне в отрицательном виде.

Мы все еще пытаемся существовать по нашим эгоистическим законам, которые установили в прошлом, когда были эгоистически связаны между собой: ты мне, я тебе, кто сколько может украсть, выиграть, использовать других.

Сегодня системе эгоистической взаимосвязи приходит конец, и начинает проявляться совершенно новая система – альтруистическая, взаимообязывающая, глобальная, интегральная. И, если я хочу преуспеть в мире, я должен ей соответствовать. А поскольку мы пока не соответствуем новой системе, наше состояние в мире ощущается как кризис. Но это кризис, не в том смысле, в котором мы привыкли его понимать.  Кризис в переводе с греческого – это рождение нового, т.е. решение, а не проблема.

Так что, необходимо понять, что мы находимся в точке перехода из одного состояния в другое. Если мы это поймем как можно быстрее, решимся действовать в унисон с теми шагами, на которые толкает нас эволюция, и не будем упираться, тогда мы легко и приятно пройдем все изменения.

Мы должны достичь такого состояния, когда все мы вместе – одна семья. Я должен относиться к другим, как к своим детям, родителям, к своей любимой женщине, любимому котенку или собачке, т.е. относиться ко всем, как к чему-то своему. Природа нас к этому ведет независимо от нашего желания. 

Это чувственное познание. Надо создать такую окружающую среду, которая бы показывала это человеку, влияла и изменяла его.

По мере того, как он будет меняться, будут меняться наши семейные, общественные, социальные, политические, промышленные и другие взаимоотношения. Все наши связи претерпят изменения в соответствии с уровнем нового развития.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 30.10.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Работа над собой

Будущее – за доброй взаимосвязью

Власть окружения

Выше скорости света?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Новейшее открытие физиков-ядерщиков о возможности движения частицы нейтрино быстрее скорости света пока даже не комментируется, настолько оно застало нас врасплох и угрожает законам мироздания, угрожает человечеству?

Ответ: Все существующее – в нас, ощущается в человеке, существует в человеке, в его органах чувств. Это не означает, что существует снаружи и ощущается нами в наших органах чувств, согласно их возможностям, в человеке - как ощущает человек, а в животном, - как оно способно и устроено, по-разному  каждым.

Нет, еще дальше: ничего вне нас вообще не существует, а все ощущаемое нами, я и мир вокруг меня, существует только в моем воображении, является картиной, строящейся в моем желании. Желание – моя материя, и я в нем ощущаю себя и все, что мне видится, как существующее кроме, вне меня.

Мое желание непрерывно растет, расширяется в своем количестве и качестве – поэтому мне видится мир развивающимся, количественно и качественно. Поэтому я все время открываю в нем новые явления и их связи. Со времен Ари (16 век) мое желание начало постепенно двигаться к подобию свету, его создавшему. Оно, из раздробленного и эгоистического, начало объединяться – и поэтому началась эпоха великих открытий, технического и духовного развития, мир (во мне) начал свое движение/изменение.

С начала 20-го века это движение ускорилось и постоянно ускоряется – поэтому мы ощущаем стремительно меняющийся мир. С середины 20 века материя мира, наше желание, начало следующий этап своего объединения из отдельных разбитых частей (индивидуального эгоизма). Как правило, такие этапы происходят после осознания эгоизма как зла (во 2-ой мировой войне). И началось движение молодежи к духовности, Римский клуб и пр.. – и постепенное раскрытие Каббалы Бааль Суламом.

С начала 21 века желание стало толкать нас на еще более эгоистические поступки, поскольку стало более интегральным (собираться из разбитых частей) - стало осознаваться нами, как еще более эгоистическое. Мы же в нем стали ощущать мир глобальным и интегральным, взаимосвязанным, причем, с каждым днем, более взаимозависимым. Так изменяется наше желание и ощущаемое в нем, называемое "мир". 

Начинают проявляться законы интеграции желания, а мы обязаны им следовать. Но не инстинктивно, а, по замыслу природы (Творца, что одно и то же), осознано! Т.е. с нашего понимания и согласия. Этим мы входим в понимание природы/Творца и сближаемся с нею/Ним. Цель развития желания/эгоизма – привести нас к полному пониманию, подобию Природе/Творцу. В таком случае мы достигаем наивысшего возможного состояния.

В начале понимания и осознания этого процесса мы сейчас находимся. Поэтому ощущаем кризис – кризис нашего непонимания происходящего. Поэтому раскрывается наука каббала – без нее мы не сможем понять следующего этапа нашего развития, потому что оно происходит в новой плоскости – не в эгоизме (дискретном мышлении), а в интегральном (аналоговом) мышлении, которого у нас нет.

Чтобы оно появилось, мы все (100%) должны двигаться к объединению. А часть из нас (1%), по своему желанию, изучать следующее состояние и устремляться быть ему подобным. Остальным (99%) достаточно стремиться к объединению между собой, справедливости, милосердию, взаимному дополнению. А общий союз 1 и 99 % приведет нас к цели творения.

Поскольку наше желание становится поневоле все более интегральным, мы будем раскрывать в нем все большие пограничные эффекты и законы – между миром индивидуальным и интегральным, между эгоизмом и альтруизмом. К таким явлениям и относится явление "выше скорости света". Ведь весь наш мир, по утверждению Рамбама (12 век), существует ниже скорости света. А когда перейдем в ощущение мира интегрального, в мир исправленного эгоизма, ощутим там совершено иные законы – законы высшего мира, о которых повествуется в Учении Десяти Сфирот.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новые правила игры

Перед прыжком

Время качественных изменений

Эгоизм величиной с планету

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему высшая ступень посылает нам сигналы именно через экономику?

Ответ: Высший знает, где наше сердце. Ведь экономика – это проекция наших эгоистических взаимоотношений. Мы с тобой связаны по принципу "дай-бери". Если мы близки, то жесткий расчет подслащается, но в итоге остается всё тем же. Экономические связи буквально скопированы с нашего эгоизма.

Раньше всё было очень просто: мы с тобой жили в одной деревне и по-соседски помогали друг другу. Потом началось усложнение, появились новые технологии, новые социальные отношения, банки, ссуды, всевозможные виды купли-продажи, учетные ставки… Говоря иначе, по мере своего развития наше получающее желание искало всё бóльших выгод. Ведь чем желание сложнее, тем больше в нем открывается пустот, требующих наполнения.

Неслучайно Талмуд так много занимается деловыми отношениями. Ведь речь идет о древнем народе с развитым желанием, который пережил подъем и разбиение. Другие пришли к тому же спустя тысячи лет.

Так вот, в прошлом столетии мы выстроили мировую экономическую сеть в соответствии со своим возросшим эгоизмом, который, что называется, стал "круглым". Мы и не заметили, как это произошло, а между тем, процесс начался еще во времена Ари: географические открытия повлекли за собой торговлю с колониями и заложили основы современной глобализации.

К этому побуждал нас эгоизм, несмотря на то что подобные предприятия стоят огромных денег. Представь себе, как сложно и дорого снарядить корабль в Америку, даже не зная, каковы его шансы на успех.

И все-таки страсть к наживе толкала людей всё дальше. И вот, наконец, наш эгоизм окончательно "округлился", охватив всю Землю. Человек хочет владеть миром, расширить свой бизнес на весь мир. Самый распространенный торговый знак – Земной шар с теми или иными добавками. Поистине, символ эгоизма. 

Сами того не сознавая, по велению собственной природы, мы выстроили всеобщую взаимосвязанную интегральную сеть эгоистических взаимоотношений. Но сегодня эта сеть противоположна тому, какими мы должны быть. Пока не возникла глобальная связь, мы уживались по отдельности, однако теперь настал новый этап, требующий исправления и объединения в единую душу. Сеть уже готова, и мы не в силах вырваться из нее.

Единственный выход из создавшегося положения – объяснить всему миру, в чем заключается проблема и каково ее решение. На самом деле есть лишь один путь – выполнить то, что на нас возложено.

Из урока по статье "Мир", 11.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Деньги – товар – деньги – пустота…

В тисках всеобщей взаимосвязи

Добровольная тюрьма человечества

Эволюция продолжается

каббалист Михаэль ЛайтманНа каждом этапе развития я получаю "укол" и по безвыходности ищу спасения. Беды очищают меня, смиряют "плоть" эгоистического желания и ведут к добру – т.е. к правильному решению, к правильному действию. Но всё это – под градом болезненных ударов, путем страданий.

Однако я могу также прибегнуть к альтернативным средствам, силам и ситуациям, к "помощи со стороны", которая позволит мне обратиться к исправлению, не дожидаясь бед. Различие тут – в моем осознании, понимании, в моей готовности, а в конечном итоге, в моем отношении к Творцу.

Или я неохотно бреду вперед под ударами, пока они не пробуждают во мне желание раз за разом на каждой ступени, или, помимо всего прочего, я стараюсь самостоятельно вызывать в себе потребность в продвижении и ищу привлекательность, очарование в сближении с Творцом, с отдачей.

Пускай это очарование потянет меня вперед сильнее, чем понукания, которые я получаю сзади. Тогда я сам буду определять темп своего развития, стремясь двигаться быстрее, чем это прописано в программе творения, которая сзади постоянно пришпоривает меня. Сказано об этом, что тогда я сам пробуждаю зарю, а не она – меня.

Здесь-то мы и приходим к единственному имеющемуся у нас свободному выбору. Он состоит в том, чтобы искать добавочные силы продвижения, помимо света и сосуда. Где же их взять?

В любом случае, мне ясно, что если не прибегнуть к помощи этих альтернативных сил, то не будет и меня самого, моего подлинного Я, а будет лишь зверек, развивающийся под ударами естественных сил эволюции.

В принципе, так и шло наше развитие до сих пор. Мы почему-то полагаем, что только неживая, растительная и животная природа эволюционирует, подчиняясь естественным законам, а человек развивается сам. С чего бы это? Неужели эволюция больше не действует?

Не успела обезьяна превратиться в человеческое существо, и оно сразу выпало из законов природы? Возможно ли, чтобы нас развивал собственный разум? Нет. Пускай мы и разумны, но по-прежнему выполняем веления природы и вовсе не идем против нее. Ведь наш хваленый разум – такая же ее неотъемлемая часть. 

Современная наука открывает чудеса приспособленности и взаимодействия у самых разных созданий, включая насекомых, птиц, рыб… Однако мы всё списываем на инстинкты и продолжаем кичиться своим разумом. В действительности разум лишь реализует наши инстинкты еще более инстинктивным образом, в результате чего мы разрушаем себя. Животных охраняют защитные механизмы, а мы, лишенные "предохранителей", идем вразнос.

Из урока по статье "Дарование Торы", 07.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Личное участие обязательно

Третья сила

Эволюция сознания

Прыжок в новую вселенную

каббалист Михаэль ЛайтманМы не понимаем, что означает наше исправленное состояние. Нам кажется, что все останется, как и сегодня – только нам будет немного получше.

И потому мы никак не можем постичь цель творения и удивляемся, зачем Творцу потребовалось создавать желание насладиться, со всеми его неуемными потребностями и ощущением зла. Зачем было проводить человека через все страдания и проблемы, чтобы потом дать ему за это какую-то компенсацию? Мы думаем: "Если для этого нужно столько страдать, то не нужно нам никакой награды".

Мы не понимаем конечного состояния и зачем требуется пройти весь этот предшествующий ему путь. Но как сказано: "Каждый незаслуженный подарок сопровождается горечью стыда".

Рабаш пишет в статье "Необходимость обучения вере": "Для того, чтобы мы не ощущали стыда от получения дармового хлеба, то есть почувствовали все совершенство подарка Творца, без всякой горечи, Творец дал нам возможность работы – свободы выбора. Ведь пока существует скрытие и человек работает, не ощущая никакого вкуса в работе, он действует только силой своей веры.

Так нам предоставляется свобода: отстраниться от зла и выбрать добро. И поскольку, мы приучаем себя работать даже без вознаграждения - потом, когда удостаиваемся света наслаждения и раскрытия Творца, мы способны получить его только ради отдачи".

Нам трудно понять сказанное, ведь наука каббала говорит о такой ступени, которая совершенно отрезана от нас и абсолютно не имеет связи с нашим сегодняшним состоянием. Это все равно, что представить себе растение, которое вдруг ожило и стало животным.

И даже это не показательный пример, ведь растение и животное находятся в одном мире, и лишь желание насладиться у одного больше, чем у другого – поэтому оно из растительного превращается в животное, относительно своего поглощения и выделения.

Мы же должны перевернуть свою природу. Вся наша Вселенная построена на основе одной природы, а нам нужно сделать из нее некий прыжок во времени и пространстве, чтобы подняться надо всем этим миром и войти совсем в другое измерение. При этом, наше тело все равно продолжает относиться к этому сегодняшнему миру. А новый сосуд, новое духовное тело, называемое "душа", относится уже к новой вселенной. 

Все это нелегко понять. Нам дана лишь самая начальная зацепка – через точку в сердце, чтобы суметь начать этот путь. Но когда каббалисты объясняют нам законы духовной реальности и как в нее перейти, мы не способны это достоверно себе представить.

Материя остается – мы остаемся в нашей Вселенной, в нашем мире, и наслаждаемся в нем своей жизнью. Это действительно наслаждение.

Лишь для того, чтобы вытолкнуть нас из него, нас заставляют ощутить в своем земном желании пустоту, и даже страдание, и даже еще хуже – боль,  разочарование, вплоть до смерти. Через такие ощущения проходит наше желание насладиться, лишь для того, чтобы мы задумались о своем состоянии и начали искать, где сможем себя наполнить и зажить новой жизнью.

Как сказано: "Свой будущий мир увидишь еще при этой жизни". Ведь цель исправления человека реализуется именно при жизни в этом мире.

Из урока по статье Рабаша, 07.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Деньги – товар – деньги – пустота…

Личное участие обязательно

Духовный мир – это не мистика

Деньги – товар – деньги – пустота…

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание насладиться дано нам как материал для работы. А нам нужно использовать две силы, существующие в природе: желание и наслаждение - для того, чтобы "переформатировать" свое желание и построить из него то, что мы хотим.

В нашей земной реальности, мы ни над чем не властны. Наслаждение воздействует на желание и развивает его, выращивая все больше и больше. И так продолжается, пока мы не приходим к нашим дням, когда в нас появляется чувство, что мы никогда не сможем себя наполнить.

Не удивительно, что человечество приходит в отчаяние от своей жизни, ощущая кризис во всем: в отношениях с детьми, на работе, в семье, в науке. И сегодня разочарование становится таким глобальным, что мы понимаем, что вообще никогда не сможем удовлетворить свое желание насладиться. Даже деньги, которые были символом любого наполнения, которое можно было за них купить – и те не наполняют и переживают кризис.

В этом суть экономического кризиса, в который мир сейчас начинает входить. Его развитие еще займет какое-то время, но в итоге, он должен утвердить разочарование так окончательно, чтобы мы увидели, что наше эгоистическое желание, в том виде, как оно сегодня существует, вообще не создано для наполнения. А все наши прежние попытки его наполнить – были лишь иллюзией.

Мы были малыми неразумными детьми или слепцами, пытаясь его безуспешно наполнить. Сейчас же к нам, наконец, приходит прозрение. И теперь, все прошлые разочарования, горький опыт всей пройденной истории человечества соединяются вместе, чтобы привести нас к одному огромному, окончательному разочарованию, от которого весь мир громко и отчаянно закричит.

Это будет крик в один голос - обо всей истории развития эгоистического желания и той огромной работе, которая была ради него проделана. И все лишь для того, чтобы понять, что это желание изначально не предназначено для наполнения.

Так мы приходим к той точке, начиная от которой и далее, мы можем перестать слушать свой эгоизм и начать его исправление – для того, чтобы получить в него наполнение! Ведь конец всего нашего развития – в добре и наслаждении. Цель творения – насладить сотворенных.

Из урока по статье Рабаша, 07.11.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прыжок в новую вселенную

Раскрытие созидающего разума

Потерянные надежды

Страница 75 из 94« Первая...7374757677...Последняя »