Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Эгоист, ценящий силу отдачи

каббалист Михаэль ЛайтманСила отдачи – это сила соединения. Без нее, у меня нет соединения в семье, контакта с другими людьми, с детьми, нет соединения во всем человеческом обществе. Мы просто убиваем себя и свое общество тем, что не используем силу отдачи.

И поэтому обретение этой силы – сегодня, для нас становится совершенно необходимым. Это просто вопрос жизни и смерти. Потому приходит кризис, который показывает нам, где мы находимся. Мы сами загнали себя в это состояние, и теперь нам нужно только исследовать его, рассмотреть, проверить, чтобы понять, чего нам не хватает? Не хватает силы отдачи. Как же ее получить? Только за счет построения хорошего окружения.

Такого окружения в природе не существует! Нам надо построить его искусственно, чтобы оно служило нам примером, давило на нас, подгоняло, помогая стать хоть немного отдающими. Это общество будет относиться к каждому так, будто предупреждает: "Если не будешь отдавать – ничего не получишь. И не просто не получишь, но и лишишься всего уважения, которое у тебя сейчас есть, чтобы ты почувствовал себя нулем, полным ничтожеством, которое все презирают".

Общество будет воздействовать на тебя через твоих детей и других людей, мнением которых ты дорожишь. Оно подорвет чувство собственного достоинства и самоуважения в каждом, кто не будет стремиться к отдаче, показывая, насколько он низок и нечистоплотен в глазах общества. От него все просто отвернутся и не захотят с ним быть.

В такой форме мы обяжем человека задуматься об обретении силы отдачи – пусть изучит, что это такое, пусть захочет стать таким. И тогда он получит от общества обратное отношение - уважение и высокую оценку.

У нас нет другого выбора, ведь нам надо научиться, что значит быть отдающими. Приходя учиться, я заинтересован в том, чтобы окружение работало надо мной в двух этих плоскостях: палкой, против моего эгоизма – наказывая меня своим презрением, а с другой стороны – восхваляя меня за мою отдачу. Таким образом, за счет своего эгоизма я начну ценить силу отдачи, направленную против него. 

Если я буду действовать с отдачей, то получу наполнение – одобрение общества. Общество приблизится ко мне и не будет задевать мой большой эгоизм, оно не будет меня стыдить.

То есть мы видим, что таким образом действуем над эгоизмом, который вырос и достиг в каждом гипертрофированных размеров. Именно с его помощью и за счет окружения, мы можем так воспитать человека. Это называется интегральным воспитанием, ведь мы учим его быть интегральным – связанным со всеми.

Человек начинает чувствовать ценность силы отдачи, благодаря которой он приобретает уважение окружения, почет, ему начинают завидовать, насколько он вырос, как ценит его окружение. Получается, что эгоист начинает ценить силу отдачи – посмотрите, что можно сделать за счет правильного окружения!

Окружение выступает здесь в роли воспитателя – словно отец и мать относительно младенца, воспитатели и учителя по отношению к ребенку, или преподаватель по отношению к студенту. Так же действует и большое человеческое общество относительно каждого взрослого человека. Окружение относится к нему в зависимости от его продвижения, и тогда благодаря использованию двух этих сил: получения и отдачи обществу, он получает средство копать вглубь себя, вглубь общества и вглубь природы. Он начинает понимать, что происходит в области сил – внутреннюю психологию себя самого, окружения и природы.

За счет этого он начинает чувствовать, как две эти силы действуют во всей реальности: как они работают в неживом камне, в растениях, в животных, внутри человека, в окружающей среде и внутри семьи – во всем. Он работает с этими двумя силами, как хозяин, и с их помощью исследует и узнает все.

Он входит в сеть, связывающую всю реальность - сеть, которая создается переплетением этих двух сил. И поэтому он понимает всю программу творения, весь пройденный нами процесс и куда он ведет.

Ведь все подчиняется определенному процессу, только сейчас мы не видим его, потому что действуем лишь с одной силой. А когда человек начинает сам использовать две эти силы, это дает ему научный инструмент для исследования, с помощью которого он может проверить все, что происходит в природе. Таким образом, он становится подлинным хозяином своей судьбы и всего происходящего. И все это за счет подъема сознания на новый уровень.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Использовать свой эгоизм на благо ближнему

Равновесие на уровне мыслей

Грамм наслаждения

Грамм наслаждения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Неужели человек действительно готов убить всех ради того, чтобы получить всего один грамм наслаждения?

Ответ: Возможно, это покажется преувеличением, но на самом деле, это правда. Если бы мы поставили человека в такие особые условия, когда бы ему за это ничего не грозило, и он был уверен, что получит грамм наслаждения без всяких неприятных для себя последствий, то он бы непременно это сделал.

Человек устроен так, что достигает такого эгоизма, при котором не способен считаться ни с кем. Это не говорит о том, насколько он добрый или злой – это просто закономерный итог нашего эгоистического развития.

Это верно по отношению к любому человеку, но не стоит ждать, когда мы до такого дойдем. Если мы уже видим тенденцию развития и процесс, как положено "умному человеку" или "мудрецу, видящему новое, только зарождающееся состояние", то можем заранее предположить, чем окончится этот процесс.

Зачем же нам доводить человечество до такого состояния, когда мы начнем поедать друг друга и безжалостно уничтожать? Мы можем уже сейчас, после  маленького удара, понять, как умный ребенок, что не стоит так поступать, и изменить свое поведение.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Использовать свой эгоизм на благо ближнему

Эгоист, ценящий силу отдачи

Равновесие на уровне мыслей

Люди, кто мы такие?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорите, что все наше развитие призвано вырастить в нас сознание того, кто мы такие. Кто же мы такие?

Ответ: Во-первых, мы не животные, существующие внутри своего тела и заботящиеся лишь о том, как его наполнить.

Во-вторых, мы не просто эгоистические существа, обязанные ублажать свое эго, которое играет нами и толкает к разным лживым целям, доставляющим нам одни страдания всю нашу жизнь. Как сказано: "Человек умирает, не достигнув даже половины желаемого". То есть ни один не остается доволен своей жизнью, и,  умирая, ничего не забирает с собой. А сейчас мы приходим к такому состоянию, когда останемся ни с чем даже еще и до смерти.

Но мы такие создания, в которых есть совершенно уникальный потенциал, и находимся на самой вершине природы, создавшей всю Вселенную и развившей жизнь на Земле и нас самих, как следствие этого чудесного процесса. В этом и состоит цель развития человека.

Это развитие, добрым или насильственным путем, должно закончиться тем, чтобы каждый постиг всю всеобъемлющую природу, отождествил себя с ней и достиг с ней равновесия, совершенной связи - того, что в каббале называется "слияние". Все свойства человека должны быть использованы ради отдачи, служения силе отдачи, словно вся природа.

И тогда мы увидим, к чему вело нас наше развитие, в форме, существовавшей еще до того, как образовался Земной шар, и после, в периоды становления неживой, растительной, животной природы, а затем развития человека. Все эти формы, вплоть до сегодняшнего дня, когда мы начинаем вступать в новый мир, в мир отдачи, все прошлое развитие в своем эгоизме, в мире потребления, где мы искали только, как больше получить – было лишь подготовкой к человеческой ступени, которую мы сейчас должны развить в себе.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равновесие – означает здоровье

Коренное отличие новой жизни

Из мира потребления – в мир отдачи

Из мира потребления – в мир отдачи

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Развитие приводит нас из мира потребления – в мир отдачи. Тысячи поколений жили в мире, движимом силой эгоизма. Если следующий шаг человечества должен привести его к миру отдачи, то, что это такое?

Ответ: Он лишь называется миром отдачи, но в нем существуют обе эти силы. В мире потребления тоже существовала сила отдачи, только ее использовали ради получения. Мир не может существовать, если в нем есть только одна сила – всегда присутствуют две. Вопрос лишь в том, какая из них определяющая – кто стоит во главе?

Если все решает сила получения, то сила отдачи находится у нее в услужении. Я готов немного отдать, чтобы больше получить. Я готов вложить в какое-то дело, чтобы больше заработать. Я все развиваю лишь для того, чтобы получить все большую прибыль для себя.

Во всем неживом, растительном, животном мире и в человеке, как части животной природы, происходило развитие за счет власти силы получения над силой отдачи. И особенно это заметно на человеке, как большом эгоисте, пользующемся этой силой во вред ближнему. В нем сильно выделяется эта власть силы получения над силой отдачи, хотя она властвует и в более примитивных формах – на всем неживом, растительном и животном уровнях.

При взгляде на человека просто более очевидно, что все, что мы делаем, предназначено для собственного наслаждения, для выигрыша. Если я не вижу выгоды, то не способен ничего делать. Я так устроен от природы, что у меня нет никаких шансов сделать хоть какое-то движение, если я не получаю от него наслаждение, то есть выгоду – избыток наполнения относительно своих затрат. Мое вложение – это отдача, а получение обязано быть больше отдачи. Это означает, что сила получения властвует над силой отдачи.

И в итоге, мы приходим к такому гипертрофированному использованию силы получения, властвующей над силой отдачи, что хотим заработать на всех без всякого стеснения. Человек готов всех убить, всех продать, все разрушить, лишь бы получить один грамм наполнения, удовольствия, и при этом не считается ни с кем, ни в какой форме. 

До такой степени выросла сила получения относительно силы отдачи. Разница между ними стала просто огромна. И когда мы приходим к таким огромным ножницам между силой отдачи и получения, между ними вдруг вообще прерывается связь, и тогда мы ощущаем кризис и невозможность дальнейшего существования.

Ведь сила отдачи больше не приближается к силе получения, и не помогает ей развиваться дальше. Эгоизм вырос до такой высоты, что не позволяет мне даже немного отдавать другим, чтобы выиграть. Я хочу все получить себе!

Эгоизм уже не позволяет мне вытерпеть другого человека рядом со мной, чтобы построить семью. Он не позволяет мне терпеть, чтобы у меня были дети – ведь за все это мне придется платить: уступать, считаться с другими, взаимно помогать друг другу. Я на такое не готов – настолько сила получения превысила силу отдачи!

И мы видим это в сегодняшнем мире, в любом месте, на всех уровнях жизни человека. Во всем я думаю только о том, как максимально выиграть. Настолько, чтобы даже вообще не платить – а украсть.

Поэтому мы создаем всевозможные системы, позволяющие нам красть на законном основании. Мы извращаем законы, создаем коррумпированные отношения в правительстве и в обществе, и все ради того, чтобы получить по максимуму. В итоге мы приходим к такому состоянию, когда человек не может считаться ни с кем: ни в семье, ни в обществе, ни в государстве, ни с детьми, ни со всем человечеством.

И потому наступает общий кризис: в образовании, в культуре. С природой мы вообще перестаем считаться и готовы делать с ней все, что нам хочется, выбрасывая ядовитые отходы в океан и замусоривая все вокруг своего дома. Меня ничего не волнует, кроме того, что находится внутри моих четырех стен. А до озоновых дыр мне нет никакого дела, пусть другие об этом волнуются.

Мое эго не позволяет мне делать расчет ни на один день вперед! Ведь оно всегда проверяет только то, что есть у меня сейчас здесь, в руках. Если я не вижу немедленной выгоды, то меня не волнует, что будет. Не говорите мне про завтрашний день – я ничего не вижу и не слышу.

Когда-то, лет 50 лет назад, экономисты и финансисты готовили перспективные программы развития государства – на 5, 10, даже 20, 25, 50 лет. Сегодня нет ничего подобного, и никто не знает, что случится даже на следующий день. Нежелание считаться друг с другом, приводит нас к потере ориентиров. Эго разбивает нам все существующие системы. Оно уничтожает последнее минимальное равновесие между силой получения и отдачи, даже не равновесие, а хотя бы какую-то связь - и та теперь пропадает. И потому мы не знаем, как жить дальше.

Решение в том, чтобы сейчас создать внутри нашего общества такую систему, которая поможет нам, подтолкнет нас, научит, как увеличить силу отдачи, без которой нет жизни!

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Коренное отличие новой жизни

Люди, кто мы такие?

Равновесие – означает здоровье

Мы - дети, непохожие на свою мать природу

каббалист Михаэль ЛайтманМы надеемся, что знание, которые вы получите на курсе интегрального воспитания, очень поможет вам в понимании всех сторон нашей жизни и ее порядка – и даже больше, чем мы думаем. Давайте об этом и поговорим: что дает нам сила отдачи, которую мы хотим обрести?

Под отдачей понимается – помощь, внимание, участие, вплоть до любви – самой большой силы из всех других. Все эти силы человек может развить в себе по своему собственному выбору за счет создания хорошего окружения, которое будет все время показывать ему пример, и таким образом, изменять человека.

В течение всей эволюции мы развиваемся за счет силы эгоизма, которая толкает нас вперед. Она развивает в нас желание насладиться, благодаря которому мы стремимся все больше завоевать, понять, узнать, властвовать, завидуем другим, желая получить все то, что есть у них, и так развиваемся. Благодаря этой силе мы обретаем знание о нашем мире, устраиваемся в нем и даже начинаем им управлять.

Но проблема в том, что без уравновешивания нашей эгоистической силы получения со второй силой, находящейся в природе – силой отдачи, мы все время находимся во власти злой, разрушительной силы. Ведь если мы постоянно стремимся только получать, то приводим в неравновесие среду, человека, природу, человеческое общество.

Если посмотреть на наше развитие, то видно, что первую часть своей жизни, начиная от рождения, мы получаем все знание о мире от своих родителей или  близких людей, стоявших у нашей колыбели и воспитывавших нас в детстве. Затем, в подростковом возрасте, мы продолжаем получать знание и примеры того, как вести себя и устраиваться в жизни – от воспитателей, учителей.

А когда мы достаточно вырастаем и выходим в жизнь, то продолжаем получать знание и учиться искусству жизни в этом мире, благодаря окружению и на опыте  всех переживаемых событий. И тогда мы твердо встаем на ноги, вооруженные силой и знанием, полученными в детстве и юношестве, а также сами воспитываем других. Когда у нас рождаются дети, мы воспитываем их и тоже готовим к жизни. 

Так всегда развивался человек. И нам ясно, что без знаний об этом мире, мы не сможем в нем выжить. А чем больше мы будем о нем знать, и сможем все с большей пользой использовать это знание в своей жизни, тем большего успеха добьемся. В сущности, весь наш успех зависит от количества знаний о нашем мире, которыми мы сегодня располагаем.

Поэтому мы стараемся передать эти знания своим детям, чтобы они тоже обеспечили им силу для существования. Ведь качество жизни зависит от количества знаний.

Но после всего своего развития на протяжении нескольких тысяч лет, в последние 50-60 лет мы вдруг начинаем замечать, что приходит конец нашему эгоистическому росту, под управлением одного желания, единственной силы: получить, захватить, забрать себе все блага, не обращая внимания на других и на природу.

В такой форме невозможно долго продвигаться, а кроме того, мы желаем все больше понять и почувствовать, глубже проникнуть в наш мир. И мы видим, что наших сил на это недостаточно. Мы только разрушаем себя и свою среду, и в итоге, всю окружающую нас природу. А поэтому мы все чаще спрашиваем себя о второй силе, которой нам, видимо, не хватает – силе отдачи и любви.

И на самом деле, это та сила, которая управляет всем миром – огромная сила матери природы, которая и осуществляет развитие. Ведь все оно происходит благодаря силе отдачи. Точно так же, как мы поступаем по отношению к своим детям – так и природа действует по отношению ко всем нам.

Получается, что нам не хватает этой второй силы природы. Мы только пользуемся ею, все получаем от нее, но сами на нее совершенно не похожи. И когда мы задумываемся о себе, о сути свой жизни, о своем развитии, о проходимом нами процессе, то понимаем, что видимо должны достигнуть какой-то цели, ведь у всего развития природы есть какая-то цель.

И если мы хотим узнать ее, нам нужно лучше познать природу – исследовать ее, понять действующие в ней силы. Тогда мы возможно сможем понять, что происходит с нами и как дальше развиваться, чтобы прийти действительно к хорошей и полноценной жизни.

Из 12-й беседы о новой жизни, 10.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Окружение воспитает каждого из нас

В прозрачном мире сил

Две силы, породившие Вселенную

Наука на службе у эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманМы должны правильно использовать наш эгоизм – обращать его в добро. Это относится к любой сфере нашей деятельности. Ведь на самом деле в Природе нет позитива и негатива – всё зависит от того, как ты ее используешь.

Когда-то, сто тысяч лет назад, мы были братьями. Мы жили в лесу, всё у нас было общее, и всё было хорошо: никто не считал себя выше или ниже других.

Затем стал расти наш эгоизм, и вместе с ним – разум. Тогда мы начали использовать разум на службу эгоизму. Если я в чем-то преуспевал, то отделялся от своего племени и действовал в одиночку: например, строил себе дом получше, брал больше жен, обзаводился живностью…

Таким образом, во мне начали усиливаться эгоистические позывы к тому, чтобы быть выше других. И я начал реализовывать их, применяя весь свой рассудочный арсенал, все свои способности, чтобы возвышаться над другими. Дело заходило всё дальше: когда другим нечего было есть, я предлагал им еду в обмен на рабство, и они соглашались, чтобы не умереть с голода. Став князьком, я собирал своих подданных в маленькую армию и шел набегом на соседей, присваивая себе их людей и имущество по праву сильного. И вот уже я царь…

Каждый раз я использовал свой разум, свои способности, свое умение обращаться с людьми – использовал для того, чтобы возвышаться над ними. И так до сегодняшнего дня поступали все, каждый в меру своих сил и возможностей. Те, кого я завоевал, тоже находили свое призвание: кто-то становился жестянщиком, кто-то – плотником и т.д. Так каждый двигался вперед, а я – над ними, и все вместе мы формировали человеческое общество. В нем каждый использует свой разум для достижения желаемого – чтобы выделяться из других, властвовать над другими и т.д. Разум всегда работал в прислужниках у эгоизма. Эгоизм – хозяин, а разум – его верный помощник.

Далее, в античные времена, разум и наука получили дополнительный мощный толчок. Тогда-то Платон с Аристотелем и сказали, что нельзя передавать научные знания недобросовестному ученику, поскольку он найдет им неправильное применение. Он будет разрабатывать новые виды оружия, а также всевозможные системы, позволяющие удерживать власть над людьми, – и это пойдет во вред всем. 

Однако это предупреждение не было услышано. Правда, поначалу наукой действительно почти не торговали, но с течением времени всё так и случилось. Ведь и ученые тоже стремились к богатству, силе и славе. Да и оборудование стоит немалых денег. Скажем, чтобы наблюдать звезды, нужен телескоп. И вот ученый продает свою мудрость за деньги, чтобы сделать себе тот или иной прибор. Так были подточены научные устои: ученый пользуется телескопом, а кто-то другой пользуется его знаниями. Заказчик не смотрит на звезды, он обращает окуляр на своих врагов, видит их издалека, получает преимущество и развязывает войну.

Как следствие, наука превратилась в служанку злого начала. Позже властители поступали проще: они требовали от ученых конкретных результатов под угрозой смерти, либо, напротив, открывали университеты, чтобы обучать для себя специалистов. Короче говоря, наука начала всеми силами обслуживать человеческий эгоизм. И так продолжается по сей день. Куда направляется львиная доля научного потенциала, мозгов, денег, ресурсов? На разработку вооружений.

На самом же деле всё должно быть наоборот. Давайте последуем совету великих ученых древности и с помощью науки будем направлять злое начало на добрый путь.

Сегодня мы не должны работать так много часов каждый день. Хватит, и можно ограничиться. В сущности, кризис уже подводит нас к этому. А значит, мы должны провести полный учет, ревизию, анализ себя самих, своей природы, своей жизни и применения нашего эгоизма во зло. Давайте постараемся, наоборот, обратить его в благо.

Мудр тот, кто видит результат заранее, до того как столкнуться с ним лоб в лоб. Я развиваю науку, чтобы оценивать ситуацию в развитии. Скажем, если я заболел, то заранее вижу проблему и останавливаю болезнь на ранней стадии, пока она еще излечима.

Как же нам заблаговременно разглядеть ту пропасть, к которой мы приближаемся, двигаясь прежним путем? Как найти лекарство, которое позволит нам жить спокойной жизнью? В этом вся проблема.

Так вот, та же самая наука должна сегодня предоставить нам понимание и ощущение кризисной ситуации с наглядными примерами того, чтó с нами происходит и куда устремлено наше развитие. Это послание должно быть столь эмоциональным, а подкреплять его должно столь сильное мнение окружения, чтобы я не захотел использовать свое зло в отношениях с ближним, чтобы я понял: благо ближнего – это и мое благо. Ведь все готовы пожрать меня. Как же сделать из них хороших людей? Чем их купить? Что им дать, чтобы они хорошо ко мне относились?

Мы уже сейчас видим, до чего доведет нас дальнейшее скатывание. Уже сейчас нам не нужна семья и дети, мы ничего не желаем и проявляем друг к другу полнейшее равнодушие, а то и отторжение, ненависть. Если так пойдет и дальше, я окажусь во враждебном мире. И зачем мне это нужно?

Так давайте уже сейчас начнем исправлять положение.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгомобиль: кто за рулем?

Сюрпризы хорошей конкуренции

Не торгуй мудростью

Мозаика желаний

каббалист Михаэль ЛайтманВ каждом из нас есть три типа желаний:

1. Телесные, свойственные также и всей животной природе. Мы хотим поддерживать себя в наилучшей форме, одеваться, защищаясь от непогоды, быть чистыми, быть здоровыми, обеспечивать себя пищей и всем, что требуется телу, давать себе отдых – короче говоря, содержать себя в целости и сохранности. На животном уровне действует инстинкт самосохранения.

2. Человеческие, эгоистические желания. Так уж мы развиваемся над животной природой – жаждая власти и славы, стремясь возвыситься над другими. Эти желания относятся только к человеческому роду. У животных такого нет.

Здесь обычно указывают на то, что животные пожирают друг друга. Однако этим они не желают навредить ближнему, не хотят возвыситься и воцариться над ним, не изводят свою жертву. Они поедают ее лишь для пропитания. Такими инстинктами наделила их природа. Лев, поедающий лань, не причиняет ей зла, а просто выполняет заложенное в нем веление природы. Между ними нет ненависти – просто так всё устроено.

Мы и сами поступаем аналогично с животными, которых разводим на убой, – без всякой ненависти к ним. Нам необходимо пропитание, и ничего тут не поделаешь. Обычно мы стараемся причинять как можно меньше боли тем животным видам, которые используем в пищу.

И только в человеческих взаимоотношениях каждый использует свой эгоизм. Я все время смотрю на траву соседа, на его машину, я сравниваю его детей со своими, его зарплату со своей… Только так я измеряю наслаждение, наполнение в своей жизни.

На этот счет есть очень любопытные статистические данные. Например, люди предпочитают зарабатывать меньше, если их зарплата всё еще превосходит зарплату соседа или коллеги, и не соглашаются на повышение оклада, если окружающим достанется еще больше. Ведь мы всё оцениваем на сопоставлении. Именно в сравнении с другими мы проверяем, насколько нам хорошо. Говоря иначе, я сужу о своей жизни не по состоянию тела, а по состоянию личности – насколько она выше других. 

Такие желания присущи только человеку, тогда как животное не сравнивает себя с другими, ему нужно удовлетворять лишь свои естественные позывы.

Итак, все человеческие желания дурны, потому что требуют от нас быть эффектнее, уважаемее, выше других.

3. Над телесными и человеческими желаниями лежит желание, обращенное к науке, к мудрости. Оно тоже свойственно только человеку. Я хочу знать, почему и для чего живу, как течет моя жизнь, как действует природа, что происходит вокруг, как одно связано с другим… Мне нравится кроющаяся в природе логика, мудрость, которую мы постоянно исследуем.

В действительности, я нахожусь в некоей сфере под названием "природа" и потихоньку "соскребаю" с нее частички информации, а затем проверяю накопленный материал. Это и есть моя "наука". Завтра я открою новые законы природы. Существуют ли они и сегодня? Конечно, существуют, только я недостаточно умен, чтобы обнаружить их. Шаг за шагом, развивая науку, мы открываем всё новые закономерности, свойственные природе.

Таким образом, мы состоим из трех видов желаний: животного, человеческого и научного. Во всех людях мира эти желания составляют различные комбинации. Одного больше привлекает наука, другого – богатство или сила, а третьему вполне достаточно обычной жизни: футбол, банка пива – и голова ни о чем не болит. Каждый устроен по-своему, нет ни хороших, ни плохих, в любом человеке присутствуют все три вида желаний, и он тянется за теми из них, которые доминируют над остальными.

Так мы и идем по жизни: каждый занимает в обществе то место, которое соответствует его комбинации свойств. Люди, которые заботятся только о потребностях тела, как правило, составляют бóльшую часть общества – и мы это видим. Людей, стремящихся обрести власть и мощь, меньше – и они движутся наверх, оставаясь однако в социуме, чтобы получать от него наслаждение.

Итак, если во мне преобладают телесные желания, я использую то, что находится вокруг, на одном со мной уровне. В отличие от этого, если центр тяжести моих желаний лежит в человеческих свойствах, то я хочу возвыситься над всем человечеством, хочу обрести власть над людьми, быть сильнее, умнее, лучше, успешнее их.

И наконец, если меня влечет наука, то я стремлюсь подняться и над животными, и над человеческими желаниями – к желаниям, зовущим понять природу, увидеть, почему и для чего всё так устроено. Я тянусь к философии, к мудрости, мне уже неважно, чем питаться, я не сравниваю себя и свое достояние с другими, я могу закрыться в своем уголке на минимальном рационе и почти не контактировать с другими людьми. Мне важно протянуть связь наверх – к законам мироздания.

В итоге разные люди находят себе в обществе подходящие им занятия, соответствующим образом выстраивая семью, окружение и быт.

Из 10-й беседы о новой жизни, 08.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Равенство, от которого невмоготу

Равновесие во всем

Анализ природы человека

Братья - соперники

каббалист Михаэль ЛайтманС одной стороны, мы видим, что если будем правильно и хорошо относиться к окружающим, и вместе построим красивое, совершенное общество, в котором человеку будет хорошо – то это было бы неплохо.

Ведь до рождения человек находился в материнском лоне, после рождения он тоже был в своего рода теплице, в окружении своей семьи, затем - в детском саду, в школе, - жизнь относительно оберегала его. Так почему же мы не можем создать такие взаимоотношения между нами, чтобы все и дальше продолжалось так же? Что нам портит возможность такого здорового, прекрасного продолжения? А было ли так когда-либо?

Если мы обратимся к истории самых древних поколений, то увидим, что они, действительно, жили таким образом: как один род, группа, одна деревня. Все заботились обо всех. Это можно назвать коммунизмом, или примитивной формой существования - но это то, что было раньше. Мужчины все вместе выходили добывать пропитание, женщины оставались с детьми, готовили еду, вместе заботились обо всех детях. Даже сегодня в разных уголках мира можно обнаружить такие формы жизненного уклада.

А что же произошло потом? Почему мы не росли в такой же форме, только в более широком объеме, развивая технику, технологии, культуру, воспитание, но при этом сохраняя такое же красивое окружение? Что плохого было в тех отношениях между нами, чтобы они испортились? Что изменилось?

В каждом из нас выросло его личное эго, и это отдалило нас друг от друга. Мы стали смотреть друг на друга не как на братьев, а как на соперников. Человеку захотелось властвовать над другими, купить их и сделать своими рабами или работниками, украсть и завладеть имуществом другого, - ведь людей уже перестало объединять ведение общего хозяйства. Иными словами, когда эго начало нас разделять, мы ушли от этой примитивной, коммунистической, первобытной формы существования. Именно эгоизм испортил наше положение.

Если бы эгоизм не рос, а развивался только разум, было бы хорошо! Но дело в том, что именно возрастающий эгоизм подталкивал нас к знаниям, научным открытиям, исследованию природных ресурсов – продвигал нас вперед. 

Само развивающееся эго, желание получить как можно больше – это хорошее желание, но только в том случае, если бы оно стремилось к новым достижениям не просто ради себя самого, а ради своего окружения. Вот если бы мы знали об этом и сразу смогли "взять себя в руки", не дав своему эгоизму разобщить нас - чтобы все его действия по взращиванию  наших желаний были только на благо окружения! Было ли такое возможно?

По своей истории мы видим, что нет. Ведь до сих пор, мы развивались таким образом, что эгоизм, растущий между нами, поднимался, словно гора ненависти и зависти, начинал требовать наслаждений, почета и огромной власти над всеми. И так мы дошли до сегодняшней жизни, когда переживаем большой кризис.

У нас есть все, но из-за плохого отношения друг к другу, мы не можем установить ни одного доброго закона и живем в состоянии дискомфорта, можно сказать плохой жизнью. У нас нет ни безопасности, ни здоровья. Своим непрекращающимся соперничеством мы разрушаем природу, экологию. Чем больше мы используем свое эго в плохую сторону, чисто инстинктивно, бесконтрольно - тем в большей мере ощущаем, что наша жизнь становится все хуже и хуже.

Выходит, что природа, которая нас развивает, выражает к нам свое отношение через свои законы, через окружение - с двух сторон. С одной стороны, она развивает в нас эгоизм, а с другой стороны, показывает, насколько эта растущая в нас злая сила, которая разделяет нас все больше и больше, и противопоставляет друг другу, - вызывает все зло в мире, а человек несет за это наказание.

Так что же здесь можно сделать? В моих руках, внутри меня, находятся сейчас две противоположные силы. С одной стороны, желание извлечь для себя выгоду за счет всех других, и в этом я ощущаю своего рода удовлетворение. С другой стороны, используя это свое желание, я не получаю удовлетворения, а привожу к тому, что разрушается общество, наука, воспитание, культура, моя личная жизнь, - все рушится под воздействием той самой силы развития. И опять-таки, возникает вопрос: способны ли мы по-другому использовать свое эго? И если – да, то, каким путем?

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лекарство для лечения интегральной близорукости

Чтобы не завидовать своему коту

Почему природа любит только детей?

Чтобы не завидовать своему коту

каббалист Михаэль ЛайтманИсследуя природу и поведение человека, мы видим, что влиять на него можно только через общество, учитывая его эгоистическое желание властвовать над окружением. Известно, что после обеспечения своих жизненных потребностей человек хочет властвовать над окружением, использовать его якобы в свою пользу, подмять под себя. И потому, он зависит от общества.

Поэтому если мы противопоставим ему такое окружение, которое потребует от него хорошего отношения, а иначе не примет его, то такие свои качества, как ревность, страсть к наслаждениям и почестям, желая или нет, он будет вынужден переделать согласно требованиям общества.

Именно существующее в нем эгоистическое начало требует связи с обществом - связи, в которой он властвует. А общество, не разрывая эту связь, может в ответ дать ему противоположное понимание: ты хочешь быть великим, гордиться собой, якобы возвышаться над всеми - пожалуйста! Но делай это добром, а не злом!

То есть желание, которое человек использовал во вред обществу и в свою пользу, постепенно, исходя из зависимости от общества, начинает меняться. Таких примеров из нашей жизни можно привести много.

Скажем, человек выставляет свою кандидатуру на выборах. Чего он хочет? - Властвовать, доказать свои возможности! Он хочет издавать новые законы, установить новый порядок, возглавить правительство. А что он говорит? - Нечто прямо противоположное: я буду всем служить, действовать ради общей пользы, я отнесусь к вам со всей добротой и буду любить, как родной отец.

Выходит, что связь человека с обществом заставляет его, хотя бы на словах, относиться к нему альтруистически, пусть на самом деле он имеет абсолютно эгоистические намерения. Поэтому если мы противопоставим человеку правильное общество, которое его воспитает, то проблемы исчезнут.

Как тот человек, который, желая из эгоистических побуждений стать Президентом, обещает народу выполнить все требования - обеспечить работой, жильем, безопасностью и т.д., - так и общество должно отнестись к нему в ответ.

Ты хочешь признания? - Работай для нас, делай нам добро, и тебя будут ценить. Тогда ты получишь то, что тебе полагается согласно добрым делам, которые ты для нас делаешь. 

Получается, что мы не предъявляем претензий, не обвиняем, не требуем от человека измениться – это требование бессмысленно и неразумно. А вот косвенным образом, через окружение, мы можем так повлиять на него, что он примет все, что нужно, без усилий.

Человек будет расти, как в теплице, обретая согласно теплу, влажности, атмосферному давлению и другим внешним условиям соответствующую форму. Ему будет приятно это делать в процессе игры, как дети, играя, растут и умнеют.

Поскольку все зависит от воздействия окружения на человека, то нечего размышлять о том, как должен измениться каждый из нас. Нужно просто играть, как в театре. Это будет игра -  жизненная, судьбоносная, но все же игра, которой  настолько приятно заниматься, что свободное время, которое наше эго освободило нам от жизненных забот, мы посвятим формированию доброго окружения.

При поддержке воспитателей и учителей мы вырастем без особых усилий и размышлений, как в процессе игр растут дети, и без труда изменимся. Нужно лишь знать, как правильно использовать свободное время и знания, которые мы сейчас получаем, чтобы правильно себя изменить.

Но почему мы не сделали это раньше? Что нам мешало поступить так тысячу лет назад, когда мы жили в неразвитом обществе, в предыдущих поколениях?  Тогда мы не знали и не могли осознать в себе зло. Мы думали, что эго помогает нам развиваться, и не чувствовали в нем ничего плохого. Эго толкало нас вперед, к прогрессу и развитию, и мы не считали его злом.

Ну, отдалились друг от друга, создали отдельные семьи, обозначили границы общества и государства - все это было хорошо. Мы никак не думали, что это приведет нас к такому большому и общему разрушению.

Только в самые последние годы мы начали осознавать, в каком безнадежном состоянии находимся, и что только построение нового общества может сформировать нового человека.

Это общество словно инкубатор, теплица или руки мастера готовит из нас новых людей, которые используют всю силу, данную им сверх животного уровня, не во зло, а ради добра – вместо злых людей станут добрыми.

Мы постараемся так по-доброму использовать силу, существующую в группе, в обществе, в человечестве, чтобы каждый человек, соединяясь с другими, почувствовал, что близок им сердцем и душой, в одной мысли и как будто в одном теле -  настолько, что будет ощущать и понимать мысли и чувства,  наполняющие мир.

Каждый из нас включит в себя все человечество, и тогда мы увидим, что в результате развития природа привела нас к такому чудесному состоянию, когда каждый ощущает себя совокупностью всех. Тем самым человек вообще выходит за рамки ощущения своей краткой и незначительной жизни и начинает чувствовать через все человечество наш интегральный мир.

Так мы реализуем главную силу нашей жизни - эгоизм, который выделяет нас и поднимает над животным уровнем. Он нас именно возвышает, а не опускает до несчастной, презренной жизни в страхе и бессилии, которая хуже уровня животного – ведь когда я иногда наблюдаю за своей кошкой или собакой, то завидую их жизни.

Из 9-й беседы о новой жизни, 06.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему природа любит только детей?

Братья - соперники

Лекарство для лечения интегральной близорукости

Две стороны одного эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В процессе нашей сегодняшней беседы, вы несколько раз, в разных ракурсах упоминали понятие "эго". Иногда вы говорите об этом, как о причине, способствующей нашему развитию, и, в таком случае, я воспринимаю это, как положительный фактор, двигатель развития. А иногда вы говорите, что мы слишком эгоистичны и что новое развитие означает  уменьшение нашего эгоизма. Не могли бы объяснить ваше отношение к понятию "эгоизм"?

Ответ: Человек – единственное создание, в котором эгоизм развивается из поколения в поколение, из года в год и даже изо дня в день на протяжении всей его жизни, и по характеру своего развития мы все очень разные. Ничего подобного нет ни у животных, ни, тем более, у растений.

Мы должны видеть в этом созидательную силу, как в любом явлении природы.

Но если человек начинает использовать эгоизм для собственного блага и во вред другим, мы должны забеспокоиться и остановить это с помощью воспитания! Мы должны показать ему, что он не сможет насладиться своим желанием, окружение с этим не согласится, поскольку своим поведением он причиняет зло обществу и, в конечном итоге, самому себе!

Наш эгоизм – это положительная сила, полезное качество, благодаря которому мы развиваемся. Если раньше, чтобы накормить семью, я должен был с утра до вечера в поте лица работать на участке земли, разводя овец, коров и кур - то сегодня, благодаря нашему эгоистическому развитию, мы создаем такие механизмы, такие агрономические, сельскохозяйственные и биотехнологии, что мне достаточно работать два часа в день, чтобы обеспечить себя продуктами, одеждой, крышей над головой – всем, что мне нужно.

Население земли выросло до семи миллиардов человек, и если каждый будет работать час-два в день, он сможет обеспечить нас всем необходимым, и уж конечно мы будем жить никак не ниже черты бедности. Каждая семья сможет иметь дом, достойный заработок, одежду, медицинское обслуживание, пенсию, отпуск, воспитание и образование для детей, то есть все, что нужно нормальному человеку. 

Всем, что мы достигли до сегодняшнего дня, мы обязаны своему эгоизму – честь ему за это и хвала. Честь и хвала нашему желанию, которое заставило нас развиваться!

Но сейчас мы пришли к такому состоянию, когда начали использовать свои возможности для производства оружия массового уничтожения, для власти человека над человеком, для порабощения одних народов другими. Мы боимся настоящего и будущего, отравляем себя, уничтожаем планету, на которой живем.

И здесь, мы должны определить границы, где кончается хорошее желание, благодаря которому мы развиваемся, и начинается плохое? Мы видим, что проблема в использовании желания. Если я направляю свое желание на благо ближнему - это, конечно, хорошо! В таком случае я наверняка использую его только в той мере,  в какой это полезно миру.

А миру хорошо тогда, когда он сбалансирован с природой. Когда он не использует больше,  чем надо природных ресурсов, а оставляет их для следующих поколений, и не загрязняет землю так, что становится невозможно существовать: нет ни чистой воды, ни воздуха.

Инструмент, с помощью которого я могу направить свой эгоизм и всех остальных в направлении добра, а не зла, это намерение на благо ближнему!

Допустим, у  меня дом – полная чаша, в нем есть всевозможные устройства, различные электроприборы, много разных вещей, и в доме растет маленький ребенок. Что я делаю? Я ставлю барьеры безопасности, оборудую для него детскую комнату и слежу за тем, чтобы он не упал. Я проверяю, нет ли острых предметов, чтобы он не навредил себе, и острых углов, о которые можно удариться. Я покупаю ему круглые игрушки из пластика, чтобы они не были тяжелыми, если он уронит их на себя. Я специально создаю вокруг него такую "оболочку", чтобы он мог расти в безопасности и правильно развиваться. И чем больше он понимает и учится пользоваться тем, что его окружает, тем большую свободу я ему предоставляю, ведь я знаю, что он сможет использовать ее с пользой для себя.

Что касается общества, я должен подготовить его таким образом, чтобы каждый использовал свое желание не только для личной пользы, но и для пользы других. Мы понимаем, что наш эгоизм привел нас к нежелательному развитию. Вместо того чтобы использовать плоды своего развития на благо людям, мы в первую очередь производим оружие, стараемся подчинить себе другого.

Поэтому только воспитание, которое дает человеку намерение на благо ближнему, на пользу окружению, может спасти нас и правильно настроить человека, его отношение, его работу, его использование себя.

А где проходит граница между хорошим и плохим эгоизмом - каждый человек решает для себя, в соответствии с уровнем воспитания, которое он получит. А мы должны раз за разом показывать ему все больше и больше примеров и вариантов развития, пока он не сможет правильно и безошибочно управлять всем своим эгоизмом с пользой для всех.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

В плену эгоизма

Зло, облаченное в добро

Мой самый верный помощник – эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если желание приходит от общества, а свет – от Творца, то что тут зависит от меня?

Ответ: Я – это тот, кто организует все это. А иначе, где будет мое "Я", если я просто останусь таким, каким создал меня Творец? "Я" человека не находится внутри него, а зависит от того, насколько он вбирает, впитывает то, что есть снаружи.

Я сам – это не мое "Я", а то, что создано Творцом. А кроме того, Он дал мне точку, благодаря которой, я могу притягивать к себе, впитывать желания из окружения, а через окружение – из Творца. И если я делаю это за счет собственных усилий, то все это считается моим.

Но я должен сам это получить от окружения, а не просто ждать, когда окружение мне это обеспечит. Если я прихожу на собрание товарищей, и они радуются, плачут, поют, танцуют – я этим впечатляюсь. Но желание было дано мне Творцом, внешнее влияние на это желание – оказало общество, и в результате,  я сижу и плачу со всеми вместе или радуюсь и смеюсь. Но где тут я?

"Я" начинаюсь там, где сам начинаю извлекать вдохновение - из всего, чем воздействует на меня общество, и что сделал для меня Творец. Я влияю на общество, включаюсь в него с тем желанием, которое дал мне Творец, и вдруг раскрываю там свое эго – нежелание соединяться.

2012-02-16_rav_zohar-la-am-bereshit_lesson_n64_pic05

И тут мы понимаем, какую помощь оказывает нам наш эгоизм. Ведь если бы не он, я бы не мог через силу идти против него, и ничего бы не заработал на свой счет. Но когда я иду против своего эгоизма, стараясь соединиться с товарищами и извлечь из них желание, вдохновение, то, чем больше эго сопротивляется, а я, все же, вхожу в группу и требую - тогда то, что я получу, будет считаться моим духовным сосудом. 

Меня приводят в группу, и Творец через нее дает мне пробуждение. Это еще не "я", как бы я ни горел желанием к духовному и ни плакал. Это все пока одно воздействие (1). Я получил пробуждение свыше, от Творца, точку в сердце, и она привела меня в правильное окружение, где я начинаю впечатляться от остальных.

Все, что я делаю в группе согласно своему природному желанию – это  эгоистично, ради использования других в моих интересах. Но если я сейчас, на основе всего услышанного, начну соответственно относиться к окружению (2) – то почувствую тут свое сопротивляющееся эго. Эгоизм восстает и просто не дает мне продвигаться.

И хотя я работаю с желанием, полученным от окружения и от Творца. Но из-за того, что эгоизм мешает мне, а я иду против него и, несмотря ни на что, включаюсь в общество, то все, что я теперь получаю от окружения (3) считается моим!

Эгоизм – это моя "помощь против себя". Если бы не он, у меня бы не было возможности проявить свое "Я", и я бы действовал, как марионетка, как кукла, которую двигает рука, находящаяся внутри.

Из урока по  Книге Зоар, 16.02.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нам нужна новая точка единства

Путь к Добру: шаг за шагом

Помощь против тебя

Не быть слепыми рабами своей природы

каббалист Михаэль ЛайтманВ процессе тысячелетнего развития, к которому нас обязывала природа, мы достаточно развили свой разум, чувства и аналитические способности для того, чтобы теперь  самостоятельно построить окружение, которое будет развивать нас дальше.

Ведь единственный свободный выбор человека, в сущности, состоит в том, чтобы войти в особое окружение и под его воздействием принять форму, которую это окружение ему диктует. И если мы таким образом используем силу окружения, то сможем исправить свою природу.

Пора перестать быть слепыми рабами своего эгоизма, не замечая, куда он нас ведет (хотя мы уже даже и видим, что не к процветанию, не к спокойной и безопасной жизни). Мы должны использовать это эго для создания вокруг себя хорошего окружения, и тогда под его влиянием эгоист превратится в хорошего человека. Нам нужно применить для этого все современные технологические возможности, знание окружающей среды и общества, достижения психологии, развившейся в последние сто лет.

Нам не нужно ничего, кроме построения правильного окружения. Точно так же, как для своих детей мы подбираем окружение других детей и воспитателей, под руководством которых они получают правильное воспитание, узнают, как надлежащим образом использовать свои  внутренние побуждения и качества, - так мы сможем сделать нечто подобное по отношению к каждому человеку.

Ведь неспроста развитие современных технологий, экономики, торговли высвобождает нам много времени и сил, которые мы можем направить на создание нового окружения. Возможно, 80% от всех людей, которые могут работать, на самом деле должны работать над построением такого окружения. И только 10-20% работоспособного населения в возрасте от 20 до 60 лет должно заниматься производством насущного для нашей жизни. 

Согласно исследованиям, приблизительно 10% населения мира – это люди, которые по своей природе устроены так, что стремятся помочь ближнему. Они создают различные благотворительные организации, помогают бедным, посещают больницы, раздают бесплатную еду голодающим, ездят по миру, помогая нуждающимся. Число этих людей не велико. Они – идеалисты, их цель – нести добро другим, но это тоже один из видов эгоизма, который толкает их к таким поступкам. Они готовы даже пожертвовать жизнью во имя блага общества, ради прекрасного будущего человечества.

Но речь идет не о них, а об изменении воспитания обычного человека, о том, что все люди должны будут пройти это доброе изменение, и мир станет другим. Все те огромные силы, которые пока что направлены на массовое уничтожение, мы сможем высвободить на благо человека.

Единственным средством для этого является система воспитания, которая складывается из интегрального образования до определенного уровня, а затем, передачи человека под воздействие окружения, что является самым главным. Мы обязаны обеспечить такое влияние СМИ, виртуального окружения, культуры: театра, музыки, фильмов, песен, книг, чтобы все это рассказывало о новом мире. Давайте, организуем такую систему воспитания для самих себя, подобно тому, как делаем это для своих детей.

Давайте, поднимемся над собой на более высокую, взрослую, серьезную ступень, по сравнению с той, где мы находимся сегодня, и оттуда будем строить воздействующую на нас систему. Человек должен заранее знать, что это нужно сделать, и другого выхода нет: на него должно влиять окружение, ведь мы знаем, какая мощная сила в нем заключена.

Человек постоянно находится под такой мощной, обширной "промывкой мозгов", во всех возможных формах, какими окружающий мир только способен на него повлиять. До такой степени, что я привыкаю к тому, что вижу и слышу отовсюду, и принимаю за эталон, показываемые мне примеры. И мне даже не важно, что окружающие делают все это искусственно – на меня это влияет по-настоящему.

И хотя многие примеры, из тех, что я вижу, не совпадают с моими желаниями, но, как говорится: сначала из-под палки, а потом самому понравится. Человек постепенно принимает все эти вещи, ведь привычка становится второй натурой, да и сам он готов их принять ради своих детей, безопасности, доброго будущего. Так или иначе, мы должны начать готовить себя к новой форме жизни.

Из 8-й беседы о новой жизни, 05.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свет, манящий в конце тоннеля

Давайте представим этот сон!

Окружи себя добром

Чудесная метаморфоза отъявленного эгоиста

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меня очень привлекает картина новых, исправленных отношений между людьми, которую вы описываете. Особенно меня, как отца, впечатлили ваши примеры про детей и тяжелую обстановку в школе.

Я бы очень хотел жить в таком мире, как вы обрисовали. Но одновременно с этим, меня одолевает сомнение: ведь написано, что "сердце человека – зло от рождения". А вы хотите, чтобы человек вдруг стал хорошим? За счет чего этот отъявленный эгоист вдруг переживет такую метаморфозу?

Ответ: Человек будет наслаждаться тем, что использует свое эго в обратной форме. Он будет видеть вокруг себя примеры и делать то же самое.

Для того, чтобы привести человека к использованию своего эгоизма в добром направлении, нужна поддержка со стороны общества – воздействие добром и злом, то есть вознаграждение и наказание. Нужно сформировать поддержку со стороны детей, чтобы они уважали/не уважали родителей – в зависимости от этих качеств.

Мы играем с эгоизмом человека во всевозможных формах, организуя вокруг него окружение. В этом окружении есть несколько уровней. Ведь в самом человеке существуют эти четыре уровня, и столько же кругов необходимо построить вокруг него. Нужно влиять на него через его детей, чтобы он почувствовал, что дети оценивают и проверяют его по тому, насколько он отдает обществу. Детское мнение очень важно для человека.

Другой круг – соседи, третий – сотрудники на работе, и четвертый – государство, и все оценивают его по одному принципу. Такую среду нужно построить вокруг человека – и не как тюрьму, из которой он хотел бы сбежать, а с учетом нашего эгоизма. Ведь это наша природа.

Но мы должны также понимать, как много выигрываем от того, что учимся не подавлять свой эгоизм, а правильно его использовать.

Например, если я могу со своим большим эгоизмом заработать целое состояние для своих детей – я этим пользуюсь, и от этого всем хорошо. То есть проблема не в самом эгоизме – он может принести большую пользу всем. Вопрос только в том, как я его использую. Если общество обязывает меня использовать его на благо всем, то я так и делаю. А если не получается, то стремлюсь его исправить. Все зависит от общественных рамок, человек – продукт своего окружения. Поэтому, нужно действовать без всякого давления и насилия.

Из 6-й беседы о новой жизни, 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Потрясающее влияние среды

Зло, облаченное в добро

Альтруистическая "рубашка" для эгоизма

Люди замыкаются на себе

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос уверенным в себе человеком. Детей ориентируют на достижение успеха, в них воспитывают честолюбие, чувство превосходства. Ребенок – отражение нашей системы ценностей.

В 2011 родители хотели бы развить у своих детей умение добиваться своих целей, чувство ответственности и умение постоять за себя. А в 1998 году это были хорошие манеры, умение вести себя в обществе, умение общаться с людьми.

Сейчас эти качества не входят даже в первую пятерку. Эти данные говорят о том, что мир становится гораздо жестче, а люди – более зацикленными на себе. Раньше мы говорили "мы", а сейчас – "я". Но тяжело жить, когда у тебя только "я" - ты один!

Реплика: Наша система ценностей - следствие нашего растущего эгоизма. И он будет расти до тех пор, пока мы не ощутим его убийственные свойства, и не начнем искать средства его обуздания – тогда мы ощутим необходимость в методике его исправления и начнем выходить из общего кризиса. Приблизить этот момент возможно распространением методики взаимного поручительства.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Размышления об этике

Философия моего "Я"

Этикет – еще не развитие

С милым человечеством рай и в шалаше

lкаббалист Михаэль ЛайтманСегодня мы обнаруживаем, что оказались в особом состоянии – в первый раз за всю историю, приходя к общему кризису. Множество ученых, философов, социологов, политологов раскрывают, что проблема заключается именно в отношениях между людьми. От нас не требуется менять общественный строй и строить какие-то новые внешние формы.

Мы думали, что за счет развития технологий и новых материалов сможем подняться над сегодняшними проблемами. Казалось, что стоит только навести побольше порядка в экономике, в государственном устройстве, наладить связи между странами – и мы сможем достичь хорошей жизни. Но мы видим, что не помогают ни международные связи, сколько бы мы ни пытались их построить, ни новые технологии.

Допустим, мы совершим сейчас какой-то прорыв и начнем новую эпоху, создавая любые материалы по заказу, и из них сможем с легкостью производить товары – отпечатывая автомобиль, словно картинку на принтере. Но чем это нам поможет? Сегодня мы понимаем, что проблема не в этом.

Можно устроить самые лучшие материальные условия для семейной пары, которая не хочет быть вместе – но ничего не поможет, посели их хоть во дворце. Если же они любят друг друга, то могут жить в маленьком и тесном помещении, и будут чувствовать себя там хорошо.

Можно привести множество подобных примеров. Мы видим по детям, что они не тянутся к чему-то экстраординарному – а просто к такому, что интересно и удобно. Человек следует за своим желанием, и нам надо проверить: куда развиваются наши желания?

Из поколения в поколение мы развивались благодаря своему эгоизму. Прежде всего, он заставил нас обеспечить себе самое основное для жизни: пропитание, семью, продолжение рода. Без этого человек не может существовать, это ясно. И вся наша жизнь была посвящена заботам о своем существовании, чтобы поддержать его насколько это возможно. 

Затем выросли достижения технологии, которая помогла нам освободить часть трудового дня для других занятий. Тогда мы получили возможность развивать промышленность, торговлю, производить одежду, обувь, начали развивать науку. Уже не все люди были привязаны к земле для добывания хлеба насущного, и кто-то смог заняться наукой, литературой, культурой, на благо всего остального народа.

Затем человечество начало организовываться в разные государства, создавать более крупную и развитую промышленность, открывать новые материки. Человек развивался от того, что развивалось его желание и стремилось завоевать все больше и больше. В итоге, мы начали смотреть уже даже на звезды, думая, как до них достать.

Действительно, в 20-м веке мы уже смогли выходить в космос, проникать далеко вглубь земли и погружаться в глубины океана. Но вдруг наш энтузиазм ко всем этим занятиям стал остывать, и мы начали в них разочаровываться. И в 60-е годы прошлого века приходит особое поколение – Хиппи, которое начинает пренебрегать всеми этими материальными ценностями.

Мы думали, что это просто отголоски Второй мировой войны и избалованность от сытой, хорошей жизни. Но они начали думать о другом отношении к жизни, потому что получили новое желание, которое заставило их задуматься: "Для чего мы существуем, зачем проходим через эту жизнь, как через мясорубку, чтобы упасть куда-то в пропасть и исчезнуть без остатка? А из нас еще делают роботов, чтобы мы выполняли чьи-то прихоти – мы с этим не согласны!"

Наши желания разрастались все дальше и дальше, пока мы не достигли всеобщего разочарования во всех своих занятиях. И это даже больше, чем простое разочарование – мы видим, что есть какая-то общая тенденция в природе человечества, приводящая нас в упадок, в состояние, когда мы начинаем спрашивать: а что у нас есть в этой жизни?

Мы живем, потому что живем, стараясь чем-то наполнить себя – ведь больше нечего делать. Но человек не ощущает радости от такой жизни, не видит перспективы развития, расцвета. Он просто пытается как-то наполнить себя, за неимением выбора.

Он знает, что выхода нет, и приходится так жить. Все больше людей впадает в депрессию, и именно в поколении, у которого, казалось бы, есть все! Чего еще не хватает? Можешь идти работать кем угодно, получить любую специальность, заниматься искусством, музыкой. Существует возможность иметь любое хобби,  путешествовать по всему миру, отдыхать.

Но мы видим, что наше развившееся желание – больше не толкает нас ни к чему. Вроде у меня всего достаточно и больше меня ни к чему не тянет. Это особенность нашего поколения, и так мы пришли к общему кризису. Уникальность его в том, что его можно преодолеть, только одним очень необычным способом, который позволяет найти радость и смысл жизни – в связи между людьми.

Мы вообще этого не ждали, не искали и не ожидали такого решения. Но общее отчаяние, пренебрежение всем, что у нас есть в этой жизни, кризис в каждой частной жизни и жизни всего общества, приводит нас к тому, что это становится единственным возможным решением всех проблем.

Из 6-й беседы о новой жизни, 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Наша жизнь превратилась в бизнес

Как растопить холодный расчет

Обезьяны умеют любить, а человек – нет?

Страница 73 из 94« Первая...7172737475...Последняя »