Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Опасная самоуверенность эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему мы не можем перестать сомневаться, что все создано Творцом и нам во благо?

Ответ: У меня нет на это ответа. Представьте, что я начну спорить с маленьким ребенком 3-6 лет, который абсолютно уверен, что прав и хочет чего-то. Ведь согласно его детскому разумению, его логике, должно быть именно так, а не иначе. И что же я могу ему объяснить - он просто еще не дорос, чтобы понять.

Высшее управление создает нас после самого глубокого падения по всем 125 ступеням сверху вниз. После всех этих ступеней уменьшения и сокрытия света, которые называются "мирами" (мир/олам, от слова скрытие/алама), рождается человек (Адам), разбивается, опускается еще ниже и падает до особого состояния, которое называется этим миром.

Из этой самой низкой точки, из материи, в которую помещена лишь крохотная искра света, все творение начинает развиваться и подниматься снизу вверх. Появляется неживая, растительная и животная природа, затем человек этого мира, который тоже развивается по неживой, растительной и животной стадии, и наконец достигает уровня человека в человеке, то есть духовного развития.

И на всех этих ступенях снизу вверх, никогда невозможно понять то, что находится выше тебя. То, что ниже нас, мы еще как-то можем исследовать и то, довольно ограничено. Ведь творение - это интегральная, замкнутая, аналоговая система, в которой невозможно изучить ни один самый маленький элемент, не получив знание обо всей системе, словно в голографической картине.

Поэтому мы не можем выяснить и правильно судить ни об одной самой крохотной частице мироздания. И мы видим, что проникая даже в самые мелкие,  элементарные частицы, мы обнаруживаем там бесконечность: в квантовой физике, молекулярной химии, биологии клеток. Казалось бы, что может быть в такой маленькой частице? Но начиная ее изучать и проникая внутрь, мы обнаруживаем там целый мир, которому не видно конца. Его границы просто исчезают. 

Даже на огромной Вселенной это не так явно заметно, как на маленьких частицах, в которых мы теряемся и пропадаем - наш разум не способен понять таких вещей. А как же мы можем понять духовную информацию, которая выше нашего восприятия? Мы только видим, что она пока нам недоступна и не знаем, сможем ли хоть когда-нибудь это понять.

Как только мы постигаем что-то новое, нам тут же раскрывается еще большее неизвестное пространство, полное вопросов и бесконечных возможностей. Но на основе того образования, которое мы получаем на этом пути выяснения, понимания и раскрытия, нам видно, что мы не способны судить о том, что еще не постигли и что находится выше нас.

Мы - всего лишь творения, и только гордость не позволяет нам увидеть себя в истинном свете. Мы не понимаем насколько мелки и ограничены, даже не отдаем себе отчета в том, насколько гордыня застилает нам глаза и не дает увидеть правду. Ведь, в сущности, кто такой человек? Такое существо, которому дали чуть больше ума, чтобы оно могло исследовать себя и свою жизнь, раскрыть свою мелкость и ничтожность, и захотеть вырасти.

А вместо этого, мы кричим, словно маленькие дети: "Нет, мы уже взрослые!" Как сказано: "Гордыня унижает человека". Неужели мы не понимаем, что обладаем лишь единственным свойством получения, без свойства отдачи. А без двух свойств получения и отдачи, присутствующих во всей природе, без взаимодействия, впитывания и выделения - нет жизни. Человек же стремится только все захватить себе.

Мы обладаем единственной силой, и хотя знаем, что существует еще одна - сила отдачи, но не желаем ее. Поэтому, нас невозможно назвать живущими. Ведь жизнь и развитие во всей природе происходит лишь путем взаимодействия двух сил, находящихся в равновесии друг с другом и развивающихся одна за счет другой: то происходит впитывание, то выделение, получение-отдача.

У нас же такого нет, мы постоянно умираем в духовном смысле из-за своего эгоистического характера. Вот если бы мы приобрели еще одно свойство - отдачи, и начали действовать из двух этих свойств, то получая, то отдавая - мы создавали бы такой работой жизнь. Мы сами превратились бы в живые клетки, как те биологические клетки, из которых состоим, и умели бы получать и отдавать, то есть получать ради отдачи. А это означает, что ты продвигаешься и творишь жизнь, формируешь из себя человека.

Но если у нас этого нет, а есть лишь одно эгоистическое свойство, то что мы можем сделать? Разумом мы понимаем, что без второго свойства нельзя, ведь так устроена вся природа, но гордость ослепляет нас, превращая в маленьких, несмышленых детей.

Только посмотрите, что сейчас творят, так называемые, сильные мира сего. Они уже даже не слушают советы ученых. Наполеон, отправляясь на войну всегда брал с собой ученых советников и помещал их в самый центр лагеря, под охрану всей своей армии, как самую большую ценность. То же самое делал Александр Македонский во время своих походов. Мудрость - всегда почиталась человечеством, как самое ценное достояние. Каждый правитель способствовал развитию науки, открывал подле себя университеты.

Но сегодня все ученые мира говорят правителям о том, что мы живем неправильно и приближаемся к самоуничтожению, а они не хотят слушать. Впервые в истории, мы дошли до того, что не хотим прислушиваться к мудрости. Эгоизм говорит: "Я сам буду править!", и в таком случае, мы обречены.

Ты не хочешь соглашаться с Творцом? Не соглашайся! Достигнешь Его состояния, Его ступени, и тогда решишь. Тебя сейчас никто не заставляет соглашаться, ведь какое может быть согласие через силу?

Из урока по статье Рабаша, 11.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зло – это наша неспособность ощутить добро

Пристально изучая себя со стороны

Для кого Он добрый и творящий добро?

Как развить законсервированный эгоизм?

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Предварительный урок

Вопрос: Если существует два сценария развития эгоизма: один – когда эгоизм превращается в полную войну, а второй – когда эгоизм заставляет нас систематически учиться и развиваться, не может ли возникнуть третий сценарий, когда эгоизм приведет всех к полному отупению, к зомбированию?

Ответ: Нет. Дело в том, что развитие эгоизма в интегральном обществе предусматривает его подъем на следующий уровень, на котором он становится еще больше, т.е. продолжает развиваться.

То, что мы сегодня наблюдаем в обществе – это консервирование эгоизма. Он дальше не растет, не желает расти. А зачем мне больше расти, если у меня от этого только проблемы?... Когда у человека возникают проблемы, он ничего не желает. Лучше отвлечься какой-то книжкой или чем-то еще, или вообще уснуть, чтобы ничего чувствовать. Он не желает ничего другого, потому что хочется спрятаться от проблем, ничего не видеть и не знать. Поэтому, если ты не даешь эгоизму правильного ответа, он начинает затухать, и ты превращаешься в растение.

Когда ты входишь в интегральную среду, и вместе со всеми начинаешь развивать не свой личный эгоизм, а общий, тогда ты получаешь совершенно новые возможности наполнения – вместе со всеми. Наш общий эгоизм, "WE", начинает развиваться. И тогда у тебя появляется возможность все время расти, то есть все время наполняться, ощущать себя получающим жизнь.

На данный момент существуют только два варианта, данных нам от природы. Либо наш эгоизм будет затухать, понижать свой уровень – именно это происходит с безработными, с теми, кто страдает и уходит в депрессию. Либо мы будем его развивать и наполнять в связи с остальными.

Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Лидер – самый большой эгоист

Прогрессивная форма эгоизма

Эгоизм – порок или преимущество?

Центральная сила природы

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Предварительный урок

Вопрос: Чем отличается эгоизм от большой самоуверенности?

Ответ: Вообще эгоизм – это неплохая вещь. Это центральная сила природы, которая развивает любую материю и движет всё вперед.

Дело в том, что только в наше время, когда мы противостоим природе, он становится отрицательным.

До нашего времени сам по себе он не был отрицательным. Мы двигались, развивали науку, технологию, жизнь, общественное государственное устройство. Все это было положительным для нас. Чем большее желание было у человека, тем он был выше: ученым, изобретателем, поэтом – неважно кем, но он двигал развитие вперед.

Однако сейчас эгоизм становится, наоборот, помехой, поэтому всё притормаживается, ничего не развивается, а только сокращается. Поскольку природа становится интегральной, эгоизм обращается в помеху. И здесь он тоже должен стать интегральным.

Ведь если в организме какая-то часть начинает думать только о себе, она становится раковой опухолью, поглощая всё в себя и начиная поедать всё вокруг. Именно это происходит сегодня в нашем обществе, с землей, с окружающей средой.

Мы должны быть, наоборот, в интегральной взаимосвязи, как существует наше тело. Когда все части общества собираются, как части тела, в одно интегральное сообщество, они обязаны научиться взаимодействовать, иначе съедят сами себя, как раковая опухоль.

Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Признаки переходного периода

Раскрыть единство природы

На финишной прямой эгоизма

Мир, уставший работать на жадного Фараона

каббалист Михаэль ЛайтманДо того, как умирает царь Египта, все работают эгоистически. А потом этот властитель умирает, теряет свою важность, то есть я достигаю такого состояния, когда перестаю ценить свой эгоизм и больше не желаю прожигать ради него свою жизнь.

Я понимаю, что нет смысла работать на него. Я все еще остаюсь привязан к нему, но даже получая в нем какое-то наслаждение, в то же время своим возросшим сознанием понимаю, что оно ничего не стоит. Я понимаю, что могу продолжать так еще 10 и 20 лет, и никогда не вырвусь из этого рабства.

Поэтому, когда человек доходит до предельной точки, он задается вопросом: а что же дальше? И мы всегда можем заранее прийти к этому итогу, нужно лишь поднять свое сознание, чтобы стать тем мудрецом, который видит новое состояние в самом его зародыше.

Младенец или маленький ребенок не видит будущего, он требует все немедленно, прямо сейчас. Но немного повзрослев, он уже понимает, что сейчас нужно потерпеть, а потом получишь. Если же человек еще умнее, он уже делает всевозможные сложные расчеты.

Можно подумать, что мы ограничены только сроками своей жизни - теми 70-80 годами, которые каждый надеется прожить, и у нас впереди еще масса времени. Но в ходе истории, мы становимся все умнее, и время для нас словно сжимается, мы начинаем очень явственно его ощущать. Мы перестаем быть животными и становимся людьми, ведь животное не думает о том, что случится завтра, не загадывает даже на несколько мгновений вперед.

Оно живет лишь в то самое мгновение, которое сейчас ощущает. И хотя в этот миг животное способно ощущать такое, что человек возможно не почувствует и через неделю: например, приближающееся землетрясение или цунами, но оно живет лишь теми ощущениями, которые в нем сейчас есть. 

Человек же смотрит далеко вдаль и видит признаки, зарождающегося состояния. Поэтому, когда он убеждается на опыте своей жизни, что нет смысла надрываться ради своего эгоизма, это повергает его в отчаяние. И мы сейчас видим, что полмира находится в депрессии, и неуклонно растет число самоубийств. Все это признаки того, что люди больше не хотят работать на Фараона - просто не видят в этом смысла.

Такое происходит в самых благополучных - Скандинавских, Европейских странах, где у человека есть все материальные блага, но ему не понятно, ради  чего жить.

Если бы люди не чувствовали финального итога и могли удовлетвориться сегодняшней сытой жизнью, то не задавали бы никаких вопросов. Человеку бы не о чем было спрашивать, ведь вопросы всегда возникают от неудовлетворенности: либо от того, что счастья нет сегодня, либо от того, что я вижу, что оно скоро закончится.

Поэтому, когда умирает "добрый" Фараон, начинают появляться вопросы: зачем нам эта тяжкая работа на свой эгоизм? Так спрашивает уже все человечество в общем, а также отдельный человек по поводу своей частной жизни. Тут и начинаются все выяснения: для чего мы хотим работать: для получения или отдачи?

Из урока по статье Рабаша, 09.04.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Умер царь Египта!

На финишной прямой эгоизма

Из мира потребления – в мир отдачи

Особенность XXI века

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Предварительный урок

Вопрос: Почему именно поколение XXI века должно решить все проблемы? Почему XXI век, а не XXV? Чем он такой особенный?

Ответ: Во-первых, здесь нет ничего нового. В принципе, это то же самое развитие эгоизма, когда он переходит от неживого уровня к растительному, а от растительного к животному. Ведь там тоже всё основано на интеграции.

Была элементарная частица, и вдруг она начала образовывать ассоциацию с остальными частицами – атом. Затем эти атомы соединились между собой в определенные химические элементы, а химические элементы – в растительные образования.

Все это – рост эгоизма, основанный на том, что элементы входят во всё большую интеграцию между собой. И эта интеграция построена именно на соединении всех элементов.

Возьмем, например, биологические элементы огромной сложности. Мы даже не знаем и во многом не понимаем, что происходит в нашем организме, какие там протекают процессы. Но все построено на интеграции, на всеобщем взаимодействии, на все более укрупненной и все более сложной связи между клетками и т.д.

А сейчас то же самое происходит с нами, только проблема в том, что это осуществляется уже не на уровне неживой, растительной и животной материи, а на нашем сознательном уровне – не более того. Но, в принципе, это идет по тому же направлению к большей и большей интеграции.

В общем, природа подгоняет все свои части к все большему объединению в одно единое целое и ничего нового в этом нет. Если предыдущие ступени развития проходили неосознанно для человека и всех остальных существ, то сейчас система интеграции вышла на уровень осознания нами – людьми. В любом случае, она должна быть нами осознанна, принята, абсорбирована и реализована. 

В принципе, в этом и заключается особенность этой ступени развития, но тенденция та же самая – к укрупнению, к объединению, к большему проявлению ассоциации и взаимодействия.

Почему это произошло именно в ХХI веке, а не в ХХV или XV?

Есть определенные расчеты. Все происходит по пирамиде. Допустим, неживая природа развивалась в течение 10 миллиардов лет, растительная начала развиваться пару миллиардов лет назад, животная – миллиард или пол миллиарда лет назад, человек, скажем, – 150 тысяч лет назад.

Существует определенная градация сжатия времени, интенсивность развития, всевозможные формулы, но никто не знает насколько они верные. Это все предположения, в большей мере основанные на догадках, на том небольшом материале, который вытекает из наших исследований природы. Так что, здесь нельзя говорить о серьезной науке, о базе данных, поскольку это – научные данные на сегодняшний день, а завтра они могут измениться. Поэтому нельзя точно ответить, почему это происходит именно сейчас, на переходе между ХХ и ХХI веком.

Но то, что происходит, имеет именно такую природу.

Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

XXI век: шаг к вечности

Время качественных изменений

Эволюция сознания

Прогрессивная форма эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Сначала человеческий эгоизм был движущей силой прогресса, а потом стал тормозом развития. Что теперь станет движущей силой нашего развития?

Ответ: Человеческий эгоизм не против развития.

Надо понимать форму, которую он сейчас принимает. Мы и дальше будем продвигаться с эгоизмом, но так чтобы пользоваться им в связи с другими: не мелко единолично для себя, отталкивая остальных, а приобретая другую, интегральную форму.

Вы видите: мы отторгаем семью, отторгаем детей, отторгаем соседей. Мы создали такое общество, где мне ничего не надо! Я захожу в супермаркет, потом разогреваю полуфабрикаты в микроволновой печи, и мне не нужна жена. У меня есть стиральная машина, микроволновая печь, у меня есть всё. Мы создали для себя такое замкнутое окружение, потому что наш эгоизм сделал нас индивидуалистами.

А сейчас, наоборот, эгоизм принимает "круглую", интегральную форму. И если мы поймем, что это – его следующий уровень, то эта сила, если мы будем соответствовать и помогать ей, приведет нас к новому уровню развития – интегральному. Тогда мы начнем ощущать следующий уровень природы.

Дело в том, что сейчас мы воспринимаем всё только через наши пять органов чувств. Это – пять материальных органов чувств в моем теле. А мое тело – это животный уровень развития материи, и только через него я воспринимаю информацию и получаю впечатления от того, что меня окружает.

На самом деле, согласно научным данным, нас окружает намного больший объем информации. Мы просто этого не постигаем, потому что наши органы чувств индивидуальны – они не способны воспринимать глобальную природу!

Но когда мы выйдем на уровень, на котором наш эгоизм станет более интегральным, мы начнем чувствовать природу в ее истинном интегральном виде.

Нам раскроются совершенно новые поля, взаимодействия, силы управления! Мы начнем чувствовать то, что, по крайней мере сегодня, мы еще не понимаем и не знаем:  откуда появляются все - причины и следствия, т.е. наше причинно-следственное развитие. 

Мы сможем увидеть это в природе, потому что все это заложено в ней. В ней находится огромный объем информации, который мы пока еще не можем воспринять именно потому, что не соответствуем ей. Мы представляем собой неправильные сенсоры восприятия, понимания и осознания природы.

Интеграция между собой открывает нам путь к созданию нового инструмента познания. Но это уже относится к теории познания.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Извечный вопрос

Движение к интеграции

Четыре этапа развития человека

Признаки переходного периода

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция в Шяуляйском университете

Вопрос: Вы говорили, что человек – как раковая опухоль в теле природы. Сколько лет назад это произошло?

Ответ: Дело в том, что эгоизм в нас развивается постепенно. Мы прошли несколько стадий развития.

Начиная с 5-го века до н.э. по 5-ый век н.э. человечество развивалось в стремлении к богатству. С 5-го по 15-ый век – в стремлении к власти, к могуществу. И последние века, начиная с 15-16 века и до конца 20-го века – в стремлении к знаниям. Это превалирующие тенденции.

Уже в начале 20-го века академик Вернадский определил наше развитие, как конечное, ведущее к ноосфере – к равновесию с природой. Затем эта идея была подхвачено многими другими учеными.

Далее эти разработки продолжил всем известный "Римский клуб", а после него появились еще и другие ответвления.

Но, в принципе, эгоизм закончил свое развитие в 60-х годах прошлого века, когда появились так называемые новые признаки культуры у молодежи: отрешенность от жизни, поколение "Битлз", хиппи, "дети цветов", и прочее. Это зародыш внутреннего нигилизма, который означал, что новое поколение не желает и не считает нужным всё время рваться вперед, потому что чувствует себя опустошенным.

Мы постоянно развиваемся под воздействием наших желаний. Ведь человек – это желание.  Когда наши желания к богатству, к славе, к знаниям истощаются, и мы вдруг ощущаем, что не получаем в них нужного наполнения, тогда мы не знаем, что делать.

Тогда и возникает всеобщая депрессия – то, что сейчас мы видим в обществе: рост самоубийств, разлад семьи, отрешенность от детей и т.д. Это – переходной период. Но, в общем, он довольно быстр. Мы находимся в такой серьезной акселерации развития.

Из лекции в Шяуляйском университете, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Современный мир и интегральная наука

На финишной прямой эгоизма

Четыре этапа развития человека

Эволюция эгоизма (клип)

На финишной прямой эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Предварительный урок

Мы всегда в какой-то степени знали, что делать, куда идти. Всегда нас природа подгоняла сзади: мы хотели развиваться, делать больше, шире, развивать технику, технологию – всё, что только можно.

А сегодня – нет, мы ничего не хотим. Мы как-то заглохли, притихли. Наш эгоизм, который на протяжении всей истории человечества являлся его движущей силой,  перестал работать. Он не вызывает в нас никаких побуждений, не подталкивает нас вперед. Мы прошли много формаций в обществе, мы развивались, строили, создавали, делали революции. Человечество всё время пыталось что-то сделать, идти вперед. Мы были в поиске.

А сегодня поиска нет. Мы не имеем никакой парадигмы, никакого уверенного четкого плана – что мы хотим, куда развиваться. Это то, что характеризует наше время.

И самая главная проблема, что это касается абсолютно всех. Такого в мире никогда не было. Все страны и континенты: Океания, Азия, Северная и Южная Америка, Европа, Дальний Восток, Япония, Китай, Африка – развивались каждая по-своему, каждая в своем темпе и не так уж зависели друг от друга.

И вдруг мы оказались настолько зависимыми, что эта проблема стала глобальной. Мы очутились в мире, где всё взаимосвязано. Мы не желаем этого, но взаимосвязь такая четкая, что проявляется каждый день и касается буквально каждого из нас. Если где-то в мире что-то происходит, то это обязательно и очень быстро сказывается на нас. Мы видим, что происходит с биржами в Нью-Йорке, в Токио, в Германии, во Франкфурте, что происходит с нефтью, с металлами… Если где-то произошло землетрясение, ураган или "проснулся" вулкан – всё это отзывается на всех. Мы находимся в таком зыбком мире, что даже не представляем, что делать дальше. 

Если мы начертим простой график - развитие эгоизма по оси времени, то увидим, что все время мы развивались более-менее равномерно, и только в ХХ веке наше эго резко выросло. Мы рванули вперед во всех областях жизнедеятельности: в технологии, в образовании, в воспитании, в покорении земли, в освоении космоса. И вдруг мы очутились на "прямой". Мы достигли эгоистического максимума, и он нас больше никуда не толкает. К этому состоянию мы пришли, начиная с конца прошлого века.

2012-03-22_rav_lesson_congress_lesson-0_pic1

Это очень серьезная проблема, которой занимаются большие люди и большие умы. Но сегодня мы уже приходим к ее исследованию, пониманию, начинаем осознавать, что же произошло.

Из предварительного урока Европейского конгресса, 22.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на перепутье

Несоответствие двух систем

Решение кризиса

Религия – на грани исчезновения

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (Д.Палмер, эксперт): Данные переписи населения, проведенной в девяти странах, указывают на то, что религиозные взгляды их жителей постепенно сходят на нет. Статистика показывает стабильное увеличение доли респондентов, указывающих, что они не принадлежат ни к одной из религий. Речь идет об Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии. Впрочем, это лишь те страны, в которых во время переписи задавался вопрос о религиозной принадлежности.

В своем исследовании ученые использовали математическую модель, призванную объяснить взаимосвязь между количеством верующих людей и социальными мотивами, побуждающими человека обратиться к религии. Результаты работы, представленные на конференции Американского физического общества в Далласе, демонстрируют, что религия в ряде стран обречена на практически полное исчезновение. 

Команда ученых использовала данные переписей за последние 100 лет в тех странах, где респонденты отвечали на вопрос об их религиозных убеждениях: Австралии, Австрии, Ирландии, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Финляндии, Чехии и Швейцарии.

В современных светских демократических странах очевиден тренд, показывающий, что люди все менее склонны причислять себя к приверженцам какой-либо религии. Изучив эти статистические данные, ученые построили нелинейную динамическую модель, выстраивая ее параметры исходя из социальных и других "преимуществ", которые получает человек, не принадлежащий ни к каким религиозным группам.

В результате выяснилось, что эти параметры одинаковы для всех девяти стран, а, следовательно, статистические изменения в обществе с течением времени продиктованы одной и той же моделью поведения.

И во всех девяти странах математическая модель со всей очевидностью указывала на то, что рано или поздно религиозные взгляды исчезнут совсем. Я полагаю, что эти результаты заставляют задуматься, – считает профессор Винер. – Интересно, что довольно простая математическая модель объединяет в себе статистические данные, и если лежащие в ее основе идеи верны, то она подсказывает нам траекторию нашего движения. Безусловно, в случае каждого конкретного человека все может быть значительно сложнее, однако оперировать средними величинами намного проще.

Реплика: Поскольку мы находимся в динамическом процессе постоянного роста эгоизма в нас, то человек постоянно спрашивает себя, насколько ему выгодно то или иное его поведение, и если его эгоизм не находит в этом выгоды для себя, то такое поведение отбрасывается. Так мы постоянно выбираем (сортируем) в себе все новые действия, цели, среду и пр..

Наш эгоизм когда-то привел нас в религию, а сегодня перерос ее и выводит нас из необоснованных действительностью, верований. Он требует доказательств, а если их нет, неспособен удерживать себя в подчинении без явной выгоды для себя. Поэтому, несомненно, все религии отомрут и их место займут культуры. По сути уже и сегодня каждая религия – это в основном культура того или иного народа, его обычаи, а не вера.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не ставь препятствия перед слепым

Религия уходит вместе с детством человечества

От потустороннего мира – к реальности

Зачем изучать прошлое?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Курс эволюции эгоизма человека можно изучать на примере четырех этапов развития природы. Должны ли мы рассматривать другие предметы в таком эволюционном контексте?

Ответ: Нет. Эволюция, история с точки зрения развития эгоизма – это исторические формы и формации, которые постепенно накапливаются и меняются именно благодаря эгоизму, причем меняются внезапно, рывком.

Один вид общественной деятельности, взаимоотношений, техники, технологии сменяется в течение нескольких лет или нескольких десятков лет – на другой, ведь одно обязывает другое. Изменились общественные отношения, значит, появились почта, телеграф, телефон, нотариусы, взаимодействие парламента и прочее. То есть все меняется на целом уровне, на целом пласте человеческих взаимоотношений.

Мы проходим не просто историю, а социальное, политическое, экономическое, общественное, технологическое развитие, орудия труда и производства, сельское хозяйство. Потому что от сельского хозяйства зависит миграция, от этого зависит демография, от того – что-то еще. В общем, все настолько взаимосвязано!

Причем с этим увязываются еще и фазы: ледниковый, малый ледниковый период, период расцвета и т.д. Мы увязываем с этим экологию, включая климат. Мы видим, что это все – одна целая система.

Вопрос: Зачем человеку нужно ощущать эти этапы?

Ответ: Если я не знаю того, что было вчера, я не могу думать правильно назавтра. Я должен видеть всю огромную систему, которая все время двигалась и довела нас до сегодняшнего состояния. И хотя она продолжает двигать нашим неживым, растительным и животным состояниями, но вместе с тем оставляет нам, как свободу воли, четвертый уровень развития, потому что мы должны его дополнить сами. 

Получается, что я уже могу делать какие-то аппроксимации, я уже вижу, что мы будем двигаться дальше. Но если я не добавлю своего личного участия свободным выбором, правильным взаимодействием с остальными, правильной добровольной перестройкой себя и общества, заранее, до получения ударов сзади, – если я этого не добавлю, то тогда мои неживая, растительная и животная составляющие грубо толкнут меня вперед и вызовут во мне соответствующие действия. Это могут быть и ужасные болезни, и землетрясение, и революционные потрясения и т.д.

У нас еще нет четкого взгляда на этот процесс, поскольку пока не накоплен необходимый эмпирический материал. Но мы уже можем примерно предположить, какие будем испытывать виды ударов, понуканий сзади, так сказать, "палкой к счастью", если не предвосхитим это нашим объединением, взаимным участием, устремлением к гармонии, к единству.

Поэтому очень важно изучать прошлое.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прощание с животным уровнем развития

Теория внутреннего контакта между людьми

Начало прозрения

Четыре этапа развития человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как охарактеризовать неживой, растительный и животный уровни развития человека?

Ответ: Неживой уровень – это период, когда человек обладает очень маленьким эгоизмом, который еще никак не побуждает его к связи с другими. Он пассивно существует в природе, не меняя практически ничего вокруг себя, а только немного обрабатывая землю своими руками или примитивными орудиями труда (практически еще нет даже и этого) и добывая себе пищу.

Это неживой уровень развития, т.е. не совершенствующийся, находящийся все время на одном уровне, еще не растущий, как следующий уровень.

Растительный уровень характеризуется тем, что человек уже "растет", но, как мы говорим: "Еще растение". То есть у него еще не хватает движения – он не способен на большие завоевания, на всевозможные преобразования. Он преобразует вокруг себя пространство, но как растение, которое пускает корни и понемногу берет от всего: завоевывает что-то, но в очень ограниченном виде, поскольку его эгоизм, его возможности не позволяют ему "проглотить", то, что завоевал. Поэтому нет смысла рисковать,  вкладывать силы, страдания.

Животный этап – это, в первую очередь, развитие технологий: того, что находится вне человека. Мы начинаем развивать инструменты, с помощью которых можем завоевывать мир вплоть до космоса. Этот этап начался в средние века с изобретения печатных станков и других новшеств.

На самом деле, средневековье – непростой уровень развития, довольно бурный период, который зарождался в неком внутреннем виде. Но сегодня, исследуя процесс эволюции, мы понимаем, что в то время происходили очень интересные, мощные, хотя и скрытие  процессы зарождения следующего этапа.

Следует подчеркнуть, что на предыдущих этапах этого не наблюдалось, потому что между землей и растением очень маленькая разница и слишком большая связь, – они содержат друг друга, превращаются друг в друга и т.д.

А между растительным и животным состоянием – огромная разница: в свободе воли, в передвижении, в собственном пространстве, в завоевании пространства и т.д. 

В соответствии с этим происходило внутреннее развитие человека – люди буквально ринулись завоевывать природу, пространство, открывать новые земли. Изменилась вспашка земли, сельское хозяйство, ремесла, города, разделение людей на группы, на кланы – в общем, все. Затем началось движение за парламент, за свободу и т.д.

Человечество стало более активным на всех уровнях по сравнению с прошлым состоянием, причем эта активность росла и росла.

В прошлом XX веке она достигла объединения: мы пришли к интеграции, к эгоистическому взаимодействию. Это стало предпосылкой к зарождению нового уровня, который начал проявляться с середины XX века. "Римский клуб", академик Вернадский в России, различные международные организации начали замечать, что проявляется холистический уровень природы, который соответственно оказывает воздействие на общество. Если мы не будем ему следовать, то будем страдать от неравновесия с природой.

Многие тогда уже начали писать и говорить об этом – каждый на своем уровне: на уровне биологии, социологии, политологии, минералогии, общественного развития или даже экономического и финансового (экономика и финансы – это две разные функции человека).

Все это постепенно накапливалось и вело к возникновению предпосылок для перехода на следующий уровень. Но проявление этих предпосылок, как любое движение в развитии, начинается с малых возмущений, которые все возрастают, пока не достигают состояний, когда уже невозможно остановиться, пребывать в прошлом состоянии, и тогда рывком происходит рождение на новом уровне.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Проблемы переходного периода

Когда наступит покой?

Движение к интеграции

Проблемы переходного периода

каббалист Михаэль ЛайтманВсе побуждения к переходу на новый уровень начинались с кризисов, но кризисов небольших: немного стала "барахлить" педагогика, немного общественные отношения, немного финансы, затем понемногу остальные системы. Начали распадаться брачные связи, постепенно появились наркотики. До этого был алкоголизм, но наркотики пересилили, перебили его. Вдруг появился террор.

Так человечество стало проявлять нервозность вследствие неудач во всех системах жизнедеятельности, потому что мы создали эти системы по эгоистическим, дискретным правилам, зацикленными на каждого из нас: это – твое, это – мое, и не лезь. Каждый сохраняет свою свободу, свое личное пространство. Но природа начинает показывать, что она рушит все границы между нами, разбивает стены, и мы входим снова в какое-то общежитие, которого не хотим и к которому не готовы.

Когда-то, будучи совсем "маленькими" эгоистами, мы были готовы к нему. Тогда нам было все равно: одна семья, одна деревня или одно поселение. Люди не запирали двери, и жили очень дружно. У огромной семьи (родители, дети, внуки) была одна комната, и они не стеснялись друг друга.

Сегодня все совсем по-другому. Нас разделяет огромный эгоизм: каждый хочет уединиться в отдельной квартире, скрыться за компьютером, за телефоном и как можно меньше контактировать с другими. Люди не объединяются в семьи, а только сходятся на какое-то время ради секса и разбегаются.

И вдруг природа начинает рушить все наши перегородки, отдаления друг от друга. Нынешний кризис, конечно, самый большой. Мы пытаемся любыми путями его оттянуть, исказить, но он проявляется и на низших ступенях, там, где мы все равно взаимосвязаны между собой.

Сегодня уже нет кризиса в семьях, потому что они разбиваются. Больше половины семей все равно уже не семьи и строить их не хотят. Процент нежелающих создавать семьи доходит до 70%. Но сегодня это нормально, а дружная семья, когда выходят замуж, женятся, создают семью, рожают детей и все это красиво катится вперед – наоборот, какой-то анахронизм. 

Вторая проблема: наркотики. Мы как-то соглашаемся с этим явлением, потихоньку приближаемся, вроде бы боремся с ним, но мягко. Мы понимаем, что это бич, от которого никуда не денешься, потому что само общество и сама жизнь вынуждают нас к какому-то бегству.

Следующая проблема – это проблема воспитания, поскольку падает демографический рост населения и все меньше проявляется забота о детях.

Родители согласны оставлять где-то детей на круглые сутки. Дети не испытывают никакого влечения к родителям. Пропасть между ними становится все больше и больше. Однако ощущение того, что мы теряем следующее поколение, – очень маленькое: "Хорошее воспитание мы дадим ему или плохое – ну, что можно сделать?". Вот так мы отталкиваемся от этого в своих рассуждениях, не замечая сути проблемы.

Получается, что все прошедшие кризисы не ощущаются нами как большие удары, заставляющие понять, что мы просто банкроты во всех областях жизнедеятельности.

Поскольку развитие идет всегда от слабых, малых воздействий к большим, то этот процесс похож на то, как мы наказываем ребенка – сначала потихоньку, убеждениями, а потом чем-то более вменяемым, внушаемым. Поэтому сейчас мы попали под очень серьезный пресс, и речь уже идет о нашей жизни.

Дело в том, что мы вышли на два очень серьезных уровня нашего несоответствия природе. Оно заключаются в нашей общей интегральности, когда мы раскрываем, что противоположны природе, противоположны заданной ею системе – быть полностью связанными между собой, – но стараемся от этого как-то уйти.

Мы понимаем, что это было бы для нас хорошо, но не знаем, как это сделать. Все  понимают, что если люди во всем мире соединятся в воспитательных, учебных, технических, педагогических, культурных рамках, то нам будет лучше, легче. Но как это сделать вопреки нашему эгоизму? Мы не в состоянии!

И тут возникает проблема. Если вы не в состоянии, то вам нечего будет кушать. Очень просто! Вы не сможете обеспечить себя самым необходимым, а самое необходимое – это питание, безопасность, тепло, жилье и физическое здоровье. Это пять непременных условий для нормальной жизни, для выживания.

Сейчас мы находимся под таким прессингом природы, что если не будем ей соответствовать, то не сможем обеспечить себя этими пятью требованиями.

В понятие безопасности входит так же экология. Поэтому, в первую очередь, мы ощущаем, что терпим поражение в борьбе за пропитание и экологию, а они взаимодействуют между собой, потому что одно влияет на другое.

Эти переживания, страхи, тревоги все-таки заставят человечество что-то предпринять. Если же мы ничего не предпримем, то наше противодействие, противостояние природе приведет нас к страданиям, войнам, к уничтожению и разрухе. Тогда после них мы уже правильно оценим, что другого выхода нет, мы обязаны объединиться и достичь четвертого уровня развития – уровня Человека.

Из 12-й беседы об интегральном воспитании, 16.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Четыре этапа развития человека

Когда наступит покой?

Движение к интеграции

Что такое эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманПод эгоизмом понимается не желание обычного человека достичь наполнения своих телесных желаний (пища, секс, семья) и общественных желаний (богатство, власть, знания), а его сопротивление к единению, отдаче и любви к людям.

Такое отторжение проявляется только при его участии в группе интегрального воспитания, в мере его усилий к единению с участниками группы.

Предыдущие сообщения на эту тему:

В плену эгоизма

Эгоизм – порок или преимущество?

Что такое эгоизм? (клип)

Ловушки, расставленные эгоизмом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Где находится место группы в событиях Пурима, в истории с Аманом и Амалеком?

Ответ: В группе ты и выяснишь, где находится твой Мордехай, а где Аман и все, кто мешает тебе к ней присоединиться, чтобы через нее доставить удовольствие Творцу.

Прежде всего, нужно, что называется, найти направление на север – выяснить, есть ли в тебе такое, самое внутреннее отношение, с которым ты стремишься доставить удовольствие Творцу? Открываешь ли ты в себе такую точку, самое слабое и очень тонкое внутреннее желание. Есть ли оно у тебя?

Но если нет, то не страшно, оно еще придет – раскроется за счет света, возвращающего к источнику, и в итоге, человек начнет ощущать себя как-то относящимся к Творцу. И прежде всего, нам нужно найти в себе это стремление, определяющее главное направление – а это возможно только с помощью группы.

Поэтому, все, что мы делаем в группе, с товарищами, все наши собрания –  все должно проводиться с целью, хотя бы приблизиться к тому, чтобы доставлять удовольствие Творцу. А если мы действуем не ради этого, то все это будет "собранием насмешников".

Ведь само объединение в группе еще ничего не значит. Известно, что при подготовке всевозможных групп: в армии или в футбольной команде, проводятся такие психологические тренировки, что человек будет готов отдать жизнь ради своей группы. Он начинает ощущать, что группа – превыше него. И дальше действует простой расчет, он сравнивает себя с группой и видит, что она имеет большую ценность, а потому готов убить себя.

Это ложный альтруизм, который позволяет человеку пожертвовать собой просто потому, что у него сложилась новая шкала приоритетов, определяющая, что, по его мнению, более важно, а что – менее. Но это не имеет отношения к отдаче, а просто результат психологической манипуляции.

И это опасная ловушка, ведь многие считают себя идущими по пути отдачи, а на самом деле, участвуют в собрании лицедеев – то есть в такой группе, которая внушает важность отдачи группе. По сути, это еще больший эгоизм – ведь это общее, групповое эго, которое влечет тебя вперед. Оно находится выше человека – но не ведет в направлении Творца. И это ошибка многих людей. Именно в результате такой ошибки, сделанной когда-то в самом начале, развились все религии.

Из урока по статье Рабаша, 08.03.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник победы намерения

Не верь сладким обещаниям Амана

Что можно дать Творцу?

Страница 72 из 94« Первая...7071727374...Последняя »