"Капитал": возвращаясь к недосказанному

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, газета "Народ": Закон поэтапного развития… распространяется на всё мироздание, и на нем выстроены все природные системы, как неорганические, так и органические, вплоть до человеческого рода со всеми его свойствами, как духовными, так и материальными.

Речь идет о фундаменте, на котором базируется доктрина Карла Маркса. По сути, он изучал силы, действующие в природе. Ведь экономика – это слепок нашего эгоизма.

Нас связывают всевозможные взаимоотношения, и мы хотим взвесить, измерить, упорядочить их. Сказано в Торе: "Идите и зарабатывайте друг у друга". Чтобы обеспечивать себя, мы устанавливаем между нами различные виды связи, – и измеряются они наукой под названием "экономика". Ее критерий: сколько ты даешь мне, а я – тебе.

"На деньги всё не пересчитаешь", – говорим мы пренебрежительно. Однако другого мерила у нас нет. Как проверить, до какой степени мы любим или ненавидим друг друга? Если бы мы могли измерять свое отношение в золоте, серебре или национальной валюте, в амперах или на килограммы, это было бы замечательно. Тогда мы знали бы, как выстраивать общество, придавая верный характер личным взаимоотношениям каждого и глобальным отношениям в социуме. Но проблема в том, что такие расчеты невозможны, – и сегодня это обнаруживается.

Человечество всегда искало критерии, по которым можно было бы оценивать чувства и разум, любовь и ненависть, отношение к детям, к соседям, к незнакомцам… Мы находимся в сетке сил, она и есть желание, которое постоянно дробится между нами на тысячи векторов и направлений. Этим занимаются различные дисциплины – например, психология, социология, – и хотя они базируются на чем-то, четких критериев у нас все равно нет. И потому мы очень страдаем в жизни.

Действительно, не всё измеряется деньгами, но если что-то можно замерить, это хорошо и полезно, это помогает оценить силы и способности человека. Даже несмотря на эгоистические искажения, в этом есть здравое зерно. К примеру, американцы так и говорят: "Этот человек стоит три миллиона долларов". Пускай мерилом выступают деньги, но это уже замер, и пренебрегать им не стоит. В человеческом обществе очень важна возможность давать оценку. 

И потому за трудами Маркса кроется глубокая философия. Он писал не просто о "капитале". Когда индустриальное развитие повлекло людей из деревень в города, когда усилились взаимосвязи, когда фабриканты приступили к разработке промышленных технологий, когда завязалась широкая торговля – тогда появилась возможность как-то измерять новые взаимоотношения. Маркс провел серьезнейшую работу в этом направлении. В чем он ошибался – отдельный вопрос, но его подход очень основателен и глубок.

Как измерять взаимоотношения между нами – эта установка лежит в основе экономической науки. Нужно понять, как мы обеспечиваем себя и других средствами к существованию, как связуемся, чтобы "наполнять" друг друга ради собственного наполнения, как сплетается сеть нашей взаимосвязи. Когда же она начинает разрастаться, это значит, что скоро в ней проявится большой эгоистический изъян, который нам придется исправить.

Так всё и произошло. Тысячи лет каждый заботился о себе и своем ближайшем окружении, без особой связи с остальными. Но затем общая взаимосвязь начала крепнуть, в особенности посредством еврейского народа, вышедшего в изгнание. Разбросанный по разным уголкам земли, он сохранял свой язык и поддерживал контакты между различными общинами, протягивая всё новые нити через весь мир. И наконец, каких-то три века назад началась Промышленная революция, сопровождающаяся широкой торговлей на международном уровне.

Процесс этот направлен на исправление – на то, чтобы мы стали одним целым и раскрыли духовный мир в правильной взаимосвязи между нами. Однако сперва нужно выявить ее порочность на текущем этапе. Мы обнаружим между собой варварское состояние разбившегося парцуфа Адам Ришон – глобальную пагубную взаимосвязь, которая ведет нас к гибели.

Так же и в древности Адам первым раскрыл это, а через двадцать поколений, в Вавилоне, человечество впервые разглядело ужасные узы, которые его опутали.

Так вот, Маркс хотел показать нам всю степень нашей взаимосвязи и измерить ее. Он стоял буквально у истоков развития современной промышленности и торговли, в начале процесса глобализации, который превратил нас в единую мировую "деревню". Неслучайно "Капитал" снова так популярен в наши дни – мы возвращаемся к недосказанному и переоцениваем роль Маркса. Пускай он строит расчеты на мануфактурах 19-го века, которые стали для него своего рода "лабораторией", и тем не менее, он верно уловил тенденцию, которая сегодня принимает очень скверные формы.

Из урока по газете "Народ", 09.09.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Марксизм: не то, что мы думали

Карл Маркс и каббала

Карл Маркс - о влиянии окружения

Комментариев нет »

Настоящий блог модерируется. Предлагается писать только в рамках темы блога "Каббала, наука и смысл жизни". Комментировать и задавать вопросы могут только зарегистрированные пользователи.

Если Вы зарегистрированный пользователь, то войдите в систему.

Если нет - зарегистрируйтесь.