Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
С Творцом рай в шалаше

каббалист Михаэль ЛайтманКогда человек отправляется на поиск Творца, тот словно играет с ним "в прятки", скрываясь и в то же время направляя по пути. В этом поиске праздник Суккот несет с собой некое ощущение тепла, как будто кто-то говорит нам: "Теплее, еще теплее, горячо!.." Что-то проступает, что-то намечается в тумане – контуры новой ступени, лежащей меж нами и Творцом.

Давайте же разберем символы Суккота и их значение в процессе наших исканий.

Прежде всего, надо понимать систему, в которой мы находимся. Любые замеры в ней мы производим относительно некоего эталона, аналогично измерениям параметров физических систем. К примеру, литр воды весит один килограмм, и это мерило позволяет нам взвешивать на весах различные предметы, поместив литровую емкость на одну из их чаш. Так или иначе, мы всегда соотносимся с некоей шкалой, выстроенной на известных величинах.

Однако духовный путь начинается с пустоты, с безвестности. И, идя навстречу Творцу, надо обращать тьму в свет, скрытие в раскрытие, бесчувствие в ощущение. Поначалу я даже не знаю, что мне чего-то недостает, – а затем ощущаю недостаток, словно пробую на вкус этот недобор.

Скажем, когда я сыт, мне просто не хочется есть, я даже не думаю об этом. А потом возникает желание перекусить – и всё растет во мне. Выражаясь иносказательно, если раньше жизнь была безоблачна, то теперь передо мной появляется скрытие, завеса. 

В каббале отсутствие голода называется "двойным скрытием", поскольку при этом из моего поля зрения выпадает не только объект желания – пища, но и оно само. А затем, испытав первые признаки голода, недостатка в чем-то, я приступаю к поискам, чтобы удовлетворить его.

Вот и на духовном пути нам, прежде всего, надо почувствовать скрытие, "голод". И потому наша работа с началом осенних праздников – в месяце элуль и далее на новый год (Рош а-шана), в течение десяти дней "покаяния", в Судный день – призвана раскрыть недостачу, потребность в Творце.

А затем наступает Суккот, праздник шалашей. "Шалаш" – словно купол мира: над ним разлит свет, а внутри мы находимся в относительной тени. Таким образом, "шалаш" – это символ того, что мы сами создаем "тень". Не Творец скрывается от нас, а мы скрываем Его, чтобы проявлять постепенно, по мере сил. Пребывание в "шалаше" означает, что мы уже приближаемся к раскрытию, хотя это пока что самая первая ступень.

Такому состоянию свойственны окружающие светá (макиф́им): Творец ощущается еще на отдалении, наши "объятия" с Ним еще не явны, не прояснены. В каббале это называется также "светом хасадим", "объятием правой руки". "Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня", как сказано в Песни Песней. Слева – объятие суровых свойств суда (гвурот), а справа – объятие милосердия (хасадим).

Пребывая за "занавесью", я стараюсь распознать Того, кто ее набросил, – иными словами, веду скрупулезную работу по обращению скрытия в раскрытие. И в той же мере Творец сближается со мной.

Работа эта начинается "с нуля", когда я еще не чувствую, что от меня кто-то скрыт. Где Он? Во мне? В моих желаниях, мыслях? Всё это надо искать, раскрывать, постепенно погружаясь всё глубже, – и тогда Он проявляется.

Из 442-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творец играет в прятки с творением

Жилище, соответствующее строению души

Под сенью временного жилища

Чем непрогляднее тьма, тем ярче свет

каббалист Михаэль ЛайтманШалаши в праздник Суккот символизируют наше "объятие" с Творцом. К связи с Ним мы приходим при помощи особой окружающей "подсветки", которая и называется "сукка" (шалаш).

Мы работаем перед Творцом, адаптируя себя к Нему, и эти отношения описываются как действия человека с четырьмя видами растений (арба миним) в "шалаше", т.е. в окутывающем нас окружающем свете (ор макиф).

Чтобы привести себя в соответствие с Творцом, я держу в одной руке этрог (плод цитрона), а в другой – лулав, адасим и аравот (пальмовая ветвь, три ветки мирты и две ветки речной ивы). Последние три вида символизируют те мои свойства, которые я должен согласовать с Творцом:

  • "три ветки мирты" – сфирот Хэсэд, Гвура и Тифэрэт;
  • "две ветки речной ивы" – сфирот Нэцах и Ход;
  • "пальмовая ветвь" – сфира Йесод;
  • "этрог" – Малхут.

Складывая их вместе, на протяжении семи дней праздника Суккот я держусь этого единства в мыслях и желаниях, соединяясь таким образом с Творцом в льющемся свете. Ведь светá приходят тоже поэтапно, и называются теми же именами: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, йесод и малхут. 

В итоге, если я правильно использую всё, что мне дано, то исправляю себя и прихожу к полному "объятию" с Творцом, которое называется "радостью Торы" (Симхат Тора). Ведь я использовал весь окружающий свет, который на меня воздействовал, помогая достичь слияния. Свет, исправивший и приведший меня к слиянию с Творцом, называется теперь "Торой".

Сказано об этом: "Я создал злое начало и создал Тору ему в приправу, ибо кроющийся в ней свет возвращает человека к Источнику". "Злое начало" – это тот самый "пласт" сокрытия. Я же использую все приходящие ко мне светá, благодаря чему именно это скрытие они обращают в раскрытие. И там, где скрытие было больше, глубже, темнее, раскрывается затем больше света.

Так я и прихожу к празднику Симхат Тора, к всплеску радости, который наступает сразу после Суккота.

Из 442-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Больше тени, чем света

Темные буквы, несущие свет

Арба миним

Беседы о новой жизни, ч.440

Беседа на тему "Суккот. Настроиться на волну Творца", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.439

Беседы о новой жизни, ч.438

Беседы о новой жизни, ч.437

Временное жилище под открытым небом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему во время праздника Суккот положено выйти из своего дома, в котором жил весь год, и перейти во временное строение, в Сукку? Что это означает в духовном смысле?

Ответ: Выход во временное жилище, символизирует начало духовного продвижения, при котором мы все время выходим из предыдущего состояния, попадая под влияние высшей ступени. Для того, чтобы попасть под влияние высшего, нужно постоянно менять место, ступень.

Семь дней Суккота – это семь ступеней подъема из состояния в состояние, из одного духовного парцуфа в другой. Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут – это семь сфирот, отделяющих мое текущее состояние от следующего.

Сфирот – это меры исправления души, определяющие, насколько мое желание насладиться исправляется ради отдачи: еще и еще немного – до тех пор, пока я не войду на следующую ступень.

Это называется семью сфирот – переходом от получения ради себя к отдаче ближнему, а затем от достигнутой отдачи ко все большей и большей. Все семь дней я все выше продвигаюсь по ступеням отдачи и любви. 

Вопрос: Почему Сукку нужно строить под открытым небом?

Ответ: Потому что я не желаю использовать отдачу Творца для собственного удовольствия, а хочу получить от Него лишь силу для своего исправления. Именно это символизирует кровля Сукки.

Если я еще не исправлен, то получаю свет Творца для своего исправления, а если исправлен – то для передачи другим. Чем больше света я получу, тем больше смогу передать дальше.

В течение всего года свет воздействует для того, чтобы показать мне мои эгоистические свойства. Потом, в Рош а-Шана, он показывает мне доброту Творца.

Затем в десять дней раскаяния, свет приходит, чтобы отделить во мне Малхут от Бины: желание получить от желания отдачи, "хей" от "вав". Затем настает Суккот, в который мы получаем то же свечение, но уже исправляющее нас.

Все семь дней Суккота мы получаем свет, исправляющий нас на отдачу ради отдачи, и по окончанию этих исправлений, отмечаем праздник радости Торы (Симхат Тора). Мы использовали силу, которая называется Торой, и поднялись на ступень праведника.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сукка во дворе и в сердце

Приглашаю в гости свет исправления

Больше тени, чем света

Приглашаю в гости свет исправления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Меня испугало, что тень Сукки символизирует необходимость  удовлетвориться малым, ведь я хочу ощутить себя в бесконечном мире, полном любви и сил отдачи. О каком ограничении идет речь?

Ответ: Перед тобой открыт весь мир – пожалуйста, возвращайся прямо к Творцу! Суккот – это только начало года.

Тебе еще предстоит много состояний преодоления, где ты будешь тяжело работать. После Суккота наступает праздник радости Торы (Симхат Тора), а потом Ханука – праздник света, когда начинается наше реальное исправление на отдачу.

Свет Хануки  олицетворяет полное нахождение в отдаче, поэтому ханукальные свечи нельзя использовать для освещения, а только любоваться. Сказано, что "эти свечи святы", святость – это отдача. После этого мы достигаем еще большего исправления и приходим к празднику Пурим.

Пурим находится прямо против Судного Дня (Йом Ки-пур, то есть "как Пурим"). В Йом Кипур мы решили, что ничего не можем сделать со своими ужасными, полностью эгоистическими желаниями. А в Пурим все они исправляются до такой степени, что мы перестаем их анализировать: можно сколько хочешь есть и пить, и это наверняка будет ради отдачи, все получится хорошо. 

Вопрос: Каким же образом Сукка, построенная во дворе, символизирует нам Сукку, которую надо построить в сердце?

Ответ: Построить Сукку в сердце – это значит, создать условия, в которых наше желание насладиться получит исправление окружающим светом, то есть все наши намерения будут направлены на пользу ближнего.

Поэтому в Сукку принято приглашать гостей и принимать особо почетных посетителей (ушпизин): Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа, Давида – это символы светов, приходящих и исправляющих человека.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сукка во дворе и в сердце

Временное жилище под открытым небом

В праздничном круговороте

Больше тени, чем света

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы сказали, что праздничный шалаш – Сукка символизирует душу человека. Как это понимать?

Ответ: Человек, сидящий в Сукке, олицетворяет желание. Размеры Сукки символизируют меры человеческой души, а ее кровля – экран.

То есть я не хочу получать свет для собственного удовольствия – поэтому в Сукке должно быть больше тени, чем света. Это символизирует мою готовность удовлетвориться самым необходимым, а все остальное обратить на отдачу.

Такова ступень праведника, отдачи ради отдачи, к которой нужно прийти прежде всего, чтобы достичь первого подобия Творцу. Есть несколько этапов приближения к Творцу, и это самый начальный.

Душа – это наше желание насладиться, которое уже так организовано за счет правильного окружения, сочетания сил, подготовки, будто находится внутри Сукки. Разумеется, речь идет не о материальном шалаше, а о таком включении своих желаний внутрь окружения, которое позволяет мне постепенно исправлять их на благо ближнему. 

Каждый день Суккота мы получаем новый свет, с помощью которого выясняем свои желания и исправляем. Это приходящее к нам свечение называется "гости" (ушпизин). Мы по очереди принимаем в своей Сукке почетных гостей: Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа, Давида – семь светов, каждый из которых исправляет в нас определенную часть души:  Хэсэд (свойство Авраама), Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут.

Так в течение всего праздника Суккот мы исправляем себя, проводя праздничные трапезы "Ушпизин". Положено есть и пить только в Сукке, потому что только в ней возможно произвести исправление.

В Суккот совершают благословения с четырьмя символами: лулав, этрог, адасим, аравот, форма которых отождествляет корневые свойства четырех частей души человека: Хохма, Бина, Зеир Анпин, Малхут, вместе составляющих полную АВАЯ.

Поэтому существует традиция тщательно выбирать этрог (цитрусовый плод), чтобы в нем не было никаких пороков, ведь он символизирует Малхут – основу творения, основу души. Все эти символы нужно объединить вместе и тогда можно совершать благословение, то есть притягивать свет.

Со стороны этот процесс может показаться каким-то языческим обрядом: человек по нескольку раз встряхивает символические ветви, собранные вместе, перемещая их в направлении всех сторон света,  вправо, лево, посередине, вверх, вниз, вперед, назад. Но если прочитать объяснение Ари в книге "Врата заповедей, то становится понятным, что за этим скрываются высокие духовные действия.

И на самом деле, человек должен произвести их внутри себя. Внешние действия – это только традиция, а главное – это те "сотрясения", которые он производит внутри своей души, исправляя ее. Исправление души – это цель жизни человека.

В каждый из семи дней Суккота нужно выполнять такие внутренние действия в построенной внутри нас Сукке, притягивая туда окружающий свет. И если мы организуем все части своей души подобно четырем символам Суккота и умеем благословлять их во все стороны нашего желания: вправо, влево, в отдаче, в получении, то по окончанию Суккота приходим к празднику Радости Торы.

Из 440-й беседы о новой жизни, 02.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жилище, соответствующее строению души

Под сенью временного жилища

Чтобы быть готовым родиться

Творец играет в прятки с творением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Праздники народа Израиля представляют собой последовательность этапов, которые проходит человек, решивший идти путем любви к ближнему. Каждый праздник – это остановка на этом пути в процессе полной реализации этой цели. Какое место в этой цепочке занимает праздник Суккот?

Ответ: Трудно объяснить суть праздников, а также любого явления, с точки зрения науки каббала, ведь речь идет о том, что человек пока не ощущает. Ему еще нужно развить чувствительность к таким понятиям. 

В самом начале творения мы находились в прямом, постоянном, открытом  контакте с создавшей нас высшей силой. Но в этом состоянии мы не понимали и не осознавали ее, словно зародыш в материнском лоне, который прилепляется к матери и существует благодаря ей.

Для того же, чтобы сделать из нас взрослые создания, понимающие Творца и знающие Его, изучившие Его свойства и сами ставшие подобными Ему, относящиеся к Нему так же, как Он к ним – происходит сокращение и скрытие. Творения вдруг отделяются от Творца.

Выходит, что есть творение – человек, человечество, и напротив него – Творец, сила, управляющая всем, единственная действующая в мироздании. Нет ничего, кроме силы Творца и созданного Им человека, которого Он хочет вырастить до своей ступени. 

И для того, чтобы дать человеку возможность расти, Творец помещает между собой и ним завесу скрытия, толстую перегородку. За этой перегородкой я не вижу Творца, но обязан, словно играя в прятки, пытаться разглядеть Его во всем происходящем со мной и внутри меня.

В сущности, в мире нет другой работы, кроме постоянного представления Творца перед собой. Я обязан стараться выявить Творца во всех своих мыслях, желаниях, ощущениях, во всем происходящем вокруг меня. Все нужно воспринимать как завесы, скрывающие за собой Творца.

Кроме точки моего "я", я должен чувствовать лишь одного Творца, заполняющего весь мир и действующего во всем, разумеется, включая меня самого. В этом заключается вся моя работа: отодвинуть скрытие и вновь вернуться к состоянию открытого контакта с Творцом, при котором я понимаю, знаю, чувствую Его на всю глубину бывшего скрытия, превратив всю толщину перегородки в площадь для Его раскрытия!

Эта область, прежде создававшая скрытие, обращается в область раскрытия,  называющуюся высшими мирами, посредством которых я начинаю понимать и ощущать Творца. Ведь в каждом сокрытии я прилагал усилия Его раскрыть, и за счет этого вырос большим, научился понимать и чувствовать, словно Он сам.

Творец хотел научить меня, раскрыть мне свои свойства, и мне удалось это сделать. Теперь мы знакомы и понимаем друг друга. Я ощущаю все, чему Он хотел научить меня с помощью скрытия. После того, как я исправил сокрытие на раскрытие, между нами воцарилась взаимная любовь, открытость, и мы достигли полного слияния. Такой процесс нам необходимо пройти, и в этом заключается вся программа творения.

В скрытии есть ступени, начиная с легких к все более трудным. В итоге, я оказываюсь за пятью слоями скрытия (элем), которые называются мирами (олам). Для того, чтобы приблизиться к Творцу и узнать Его, мне нужно проявить Его в каждом слое.

Пять уровней скрытия делятся на пять частей и каждая еще на пять, итого 125 ступеней, отделяющих меня от Творца. На каждой ступени, я обязан обратить скрытие в раскрытие, непонимание в понимание, бесчувственность в ощущение, и так обретаю свойства Творца. За счет этого я сам меняюсь на каждом этапе.

Это не похоже на научное исследование в этом мире, где физик, совершая открытие, сам остается таким же, каким был. Этапы духовного раскрытия меняют самого исследователя.

Ведь свойства Творца противоположны моим свойствам: я весь получающий, а Он – весь отдающий. Поэтому для Его раскрытия я обязан переделать скрывающую завесу с получения на отдачу. Из-за своих обратных Творцу свойств она скрывает Его. А обращая ее в отдачу, я продвигаюсь все ближе к Творцу.

Из 441-й беседы о новой жизни, 05.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дни духовного подъема

В праздничном круговороте

Малыш, играющий у подножия лестницы

Радость излечения от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманЖелание реализовать цель своей жизни – равнозначно тому, чтобы "исполнить Тору", обрести душу или реализовать методику каббалы. Это все одно и то же. Согласно науке каббала, человеком, Адамом, называется тот, кто подобен Творцу. Творец – это абсолютная отдача и любовь.

Начиная изучать каббалу и работать в  группе, я проверяю себя и вижу, что думаю только о себе. Так эгоистически я устроен. И это нормально, потому что Творец создал злое начало в человеке.

А если я это раскрыл – это уже постижение, самосознание, ведь я понял, что являюсь полным эгоистом. Обычный человек с этим не согласится – для этого необходимо учиться и привлекать к себе свет исправления.

Когда я раскрываю свой эгоизм, то раскаиваюсь в своих преступлениях, что означает период покаяния перед началом нового года. Я вижу, что полностью испорчен. Таким образом, я постигаю первую часть предложения: "Я создал злое начало". А дальше сказано: "И в придачу к нему – Тору, как средство его исправления" – и поэтому я начинаю искать, как измениться.

Мое намерение измениться и называется началом Нового года (Рош а-Шана). Вместо Фараона я ставлю царствовать Творца и использую Его силу отдачи и любви для своего исправления. Новый год – это мое желание исправиться и достичь новой ступени, научиться любить. 

Для этого мне необходимо проверить и разобрать все свои 613 желаний, что называется десятью днями раскаяния между Новым годом и Судным днем. Естественно, что проверяется мое отношение к другим людям, а не простые телесные желания к еде, сну, прогулкам.

Я проверяю, есть ли во мне хоть какое-то стремление на благо ближнему, и вижу, что нет! Даже если я отдаю другому, то только ради собственной выгоды. Так я прихожу к десяти дням раскаяния, в которые произвожу специальные действия, притягивающие ко мне каждый день особый свет. С помощью света я сортирую свои желания, отделяя те, которые возможно исправить, от тех, которые не подлежат исправлению.

Сказано, что смысл раскаяния (тшува) – возвратить "хей" к "вав", то есть Малхут (пятую сфиру, "хэй") к Зеир Анпину. Малхут – это мое желание насладиться, а Зеир Анпин – означает Творца. Я проверяю в себе, какие желания и насколько я могу использовать для отдачи другим, а не для себя самого. Это и называется настоящим раскаянием, то есть проверка моего сердца в отношении к другим людям, показывающая, насколько я подобен Творцу.

Поэтому сказано, что раскаявшиеся грешники стоят так высоко, куда не могут подняться полные праведники. Ведь полный праведник уже достиг определенной высоты своего исправления, а грешник при раскаянии каждый раз поднимается все выше и выше навстречу Творцу.

Десять дней раскаяния и Судный День – это постановка диагноза самому себе, проверка всех своих десяти сфирот (613 желаний), после которой я готов к исправлению, всеми силами желая уподобиться Творцу. Я полностью раскаялся в своем эгоизме, и теперь мне ясно, какие желания я могу исправить, а какие – нет. С этим диагнозом я прихожу к Суккоту – к светам, которые исправляют во мне все зло на добро.

А по окончанию Суккота настает праздник Радости Торы. Ведь Торой называется свет, возвращающий к источнику, и я использую этот свет, возвращающий меня к добру. В дни раскаяния я пожелал "вернуть хэй к вав", то есть себя к Творцу, и в Суккот я реализую это решение – выполняю всю Тору и становлюсь подобным Творцу.

Восьмой день Суккота называется "Шмени Ацерет", когда я "останавливаю" (ацарти) свое исправление, ведь мне больше нечего исправлять, и полностью исправленным вхожу в праздник Радости Торы (Симхат Тора).

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Жилище, соответствующее строению души

Доброта под рентгеном

В праздничном круговороте

Жилище, соответствующее строению души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему ваше объяснение смысла праздника Суккот – как исправления желания окружающим светом, так отличается от того, чему нас учили в школе? Нам всегда говорили, что Суккот напоминает о бегстве из египетского рабства и жизнь в палатках в пустыне.

Ответ: Разве это противоречит одно другому? Египет (мицраим) – это нахождение внутри своей злой природы (ецер-ра), в изгнании, согласие подчиниться власти Фараона, царствующего над нашим эгоистическим желанием. Творец сам и создал эгоизм, и потому Он каждый раз говорит: "Я ожесточил сердце Фараона!"

А потом мы выходим из-под власти Фараона и начинаем исправлять себя. Именно это исправление и олицетворяет праздник Суккот. Тора рассказывает только об исправлении сердца, а не об исторических событиях. Нам нужно сегодня осуществить весь этот рассказ.

Каждый праздник народа Израиля и событие, упомянутое в Торе – это подъемы и падения относительно силы отдачи и любви, отступления от выполнения Торы. Ведь вся Тора основана на законе любви к ближнему как к самому себе. И достичь этой любви, исправив эгоизм, можно только с помощью Торы – света, возвращающего к источнику. Именно этим мы и занимаемся.

Вопрос: Почему в Суккот положено сидеть в специальном шалаше, который называется Сукка? 

Ответ: Размеры Сукки точно соответствуют мерам нашей души. Только в душе измеряются желания и света, а в Сукке им соответствуют размеры в "Ама" (в локтях). Поэтому к Сукке предъявляются специальные требования: как нужно ее строить, какими должны быть стены, кровля из "отходов гумна и винодельни".

Все это соответствует духовным корням – особому сочетанию сил получения и отдачи, которые необходимы нашей душе (желанию насладиться) для того, чтобы уподобиться Творцу. Душа работает и на получение, и на отдачу, словно сердце или легкие, которые то сжимаются, то расширяются.

Сукка строится в точном соответствии с частями нашей души: десятью сфирот прямого света и десятью сфирот отраженного света, а потому она не может быть выше, чем 20 Ама. Из этого же следует, когда можно строить Сукку и какие материалы для нее использовать, чтобы они были "чистыми", то есть ради отдачи.

Душой называется желание, полностью направленное на отдачу ближнему, то есть противоположное злому началу, нашей исходной природе. А пока человек не начал исправлять себя, у него нет души. Сукка символизирует нашу душу, то есть желание, исправленное на любовь к ближнему.

Поэтому при строительстве Сукки нужно учесть так много условий, ведь в душе имеется 613 желаний: 248 желаний отдачи ради отдачи и 365 желаний получения ради отдачи. Все эти желания находятся внутри меня, и мне нужно начать их исправлять.

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дни духовного подъема

Под сенью временного жилища

"В тени его сидел я и наслаждался…"

Беседы о новой жизни, ч.438

Беседа на тему "Йом Кипур", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.437

Беседы о новой жизни, ч.436

Беседы о новой жизни, ч.435

Дни духовного подъема

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается внутренний смысл праздника Суккот?

Ответ: Суккот – это очень важный праздник, потому что он посвящен духовному подъему. По окончанию года мы подводим итоги своего критического самоанализа.

Если мы хорошо работали в течение прошедшего года: искали, как исправить себя для того, чтобы вернуться к Творцу, то обнаружили себя виновными во множестве преступлений.

И это именно результат хорошей работы, нашего исследования себя, своего отношения к товарищам, которое показало, сколько еще в нас есть злого начала, ненависти к другим, отторжения, эгоистических расчетов.

После такого суда над  самими собой мы выносим решение, которое называется началом нового года – Рош а-Шана (голова года). Мы хотим, чтобы Творец – сила отдачи и любви, был нашей головой, нашим царем.

Рош а-Шана – это коронование Царя как самого великого из всех, олицетворяющего отдачу, любовь, тепло, наполнение. Мы высоко ценим эти качества, а потому возвеличиваем эту силу природы и хотим ей уподобиться, вплоть до полного слияния с ней. Такое решение мы принимаем в Рош а-Шана, чтобы дальше ему следовать. 

Поэтому в Рош а-Шана есть два суда: суровый и мягкий, после которых приходят десять дней раскаяния. В это время нужно проверить себя в работе над своим объединением и выяснить, как возможно достичь единства. Ведь чем больше мы исправляем себя, соединяясь в одного человека с одним сердцем, тем более походим на Творца – одного и единственного.

Этим решением мы притягиваем к себе окружающий свет, особое свечение, и видим, какие желания в нас не подлежат исправлению, ведь их невозможно исправить на отдачу и посредством них соединиться с ближним. А другие желания возможно исправить и принести ими добро ближнему, любовь, соединение, единство.

Десять дней раскаяния отделяют во всех моих желаниях такую часть, которая пока неисправима, от той, которую возможно исправить. Это разделение называется: "Его левая рука под моей головой" – левое объятие, оставляющее вне его те желания, которые нельзя обнять.

А затем настает Суккот,  когда "Его правая рука обнимает меня". Во время Суккота, приходит особое свечение к человеку, желающему соединиться со всеми творениями и прилепиться к Творцу – к высшим свойствам отдачи и всеобщей любви.

Праздник Суккот длится семь дней, в соответствии со светами, которые нам необходимо получить: Хесэд, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Есод, Малхут или  гостями, поочередно посещающими ежедневные праздничные трапезы: Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф, Давид.

Написано: "Я создал злое начало и в придачу ему Тору, свет которой возвращает к источнику". Творец создал плохие свойства, а не хорошие: злое начало, наш эгоизм, не дающий нам объединиться, хорошо относиться друг к другу и отдавать ближнему.

Любовь к ближнему – это великое правило Торы, но мы не хотим его выполнять. Зло в нас – это все то, что против нашего соединения с другими. Именно о нем написано: "Я создал злое начало и в придачу к нему Тору". Тора – это не книга, стоящая на полке, а особый метод использования силы природы, который называется светом. Если я пользуюсь этим светом, подставляя себя под его влияние, то превращаю все зло, намеренно созданное Творцом, в добро.

Из эгоиста, отталкивающего и без всякой причины ненавидящего остальных, я превращаюсь в любящего, пока не сливаюсь со всеми в одного человека с одним сердцем.

До Суккота мы занимались судом над самими собой, выясняя, что можно исправить, а что нет. И оказалось, что мы полны зла, словно гранат, который полон зернышек, но весь прогнил.

В Рош а-Шана мы решили, что хотим стать отдающими и воцарить над нами Творца – силу любви. В следующие десять дней раскаяния мы проверяем десять сфирот своей души, десять частей желания, выясняя, что можно исправить, а что нет. Ведь есть в нас такие нечистые желания (клипот), которые не подлежат исправлению, и потому мы просто их сокращаем, отделяем, замораживаем.

А те желания, которые возможно, исправляются в дни Суккота. Это первое исправление желания, и происходит оно за счет приходящего к нам окружающего света. Символ окружающего света – это Сукка, специальный шалаш, навес.

Мы создаем тень, поскольку не хотим получать свет ради себя, для своей пользы, а желаем своего изменения, связи с Творцом, свет, лишь для того, чтобы отдать ближнему. Это значит, быть праведником, который берет себе только необходимое для пропитания, а все остальное отдает другим. Такое исправленное получение символизирует Сукка.

Из 439-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В праздничном круговороте

Под сенью временного жилища

Праздничный календарь подъема и единения

Начало перемен

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Последний в осенней серии праздников – Суккот – несет информацию о том, в какой последовательности строится взаимосвязь между нами.

Подготовка к празднику начинается со строительства сукки – особого шалаша, главным элементом которого является кровля. Для ее изготовления используют отходы с гумна и виноградника. Понятие "отходы" выражает наше пренебрежительное отношение к единству.

Построить сукку и накрыть ее кровлей – значит поднять ценности объединения над эгоистическими и сделать их самыми важными в жизни. Разумеется, это дело непосильное для одиночки. Для него необходима взаимная поддержка, взаимопомощь товарищей, окружения.

Осенний праздничный "церемониал" включает еще множество деталей. Но важно не забывать, что за всеми праздничными традициями стоит призыв к объединению народа, к переменам в отношениях между нами. А в итоге к такому состоянию должно прийти всё человечество.

Нам это понять очень трудно, практически невозможно. Как объединиться не силой страха, безысходности или лживых идеалов, но силой любви? Как почувствовать себя единой семьей не на войне, когда мы поневоле жмемся друг к другу, а в мирное время, по собственному желанию? 

Но, с другой стороны, косвенным образом, под давлением обстоятельств мы постепенно приходим к такому пониманию, начинаем задумываться об этом.

Действительно, тяжело представить себе единство между нами, когда его нет. Зная это, каббалисты описали не только цель, но и путь к ней. Они объяснили, как можно быстро и легко прийти к тому состоянию, когда чужие для нас становятся ближними, когда ненависть, безразличие уступают место заботе и любви.

Это не просто верные социальные взаимоотношения – это также пример другим, разительный и неоспоримый. Ведь учитель не может вечно прятаться среди учеников – его все равно найдут. Так пускай делает свое дело, и он по праву заслужит их уважение.

"Альтруистическое общество противно человеческому духу, а потому… народ Израиля, должен взять на себя обязанность быть примером всему миру. Причина в том, что мы пригодны для этого более, нежели другие народы; не потому что мы идеалистичнее их, а потому что мы страдали от деспотии более их всех. Поэтому мы больше всех народов готовы просить средство для истребления деспотии с лица земли". Бааль Сулам

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пора подводить итоги

5775 лет тому назад

Послание из прошлого

Пора подводить итоги

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Еврейские праздники – больше, чем просто история. В свое время их учреждали каббалисты. Таким образом, преодолев временной барьер, они передали нам, потомкам, свой посыл. Посыл, который прямо касается судьбы народа Израиля. Под внешней оболочкой праздничных традиций скрыта внутренняя, актуальнейшая сегодня информация.

Праздник Рош а-Шана олицетворяет стремление к высшим ценностям, к доброму сосуществованию, к человеческому участию и заботе друг о друге. Именно эта задача кажется нам настолько утопичной, что мы предпочитаем закрывать на нее глаза.

Судный день (Йом Кипур) напоминает о том, что бегство не может длиться вечно, что эти ценности мы все равно должны передать другим народам, даже если до смерти не хотим этого, как Йона.

Действительно, с одной стороны, на протяжении истории еврейский народ всегда обвиняли во всех смертных грехах, а с другой стороны, от него ожидают некоей особенной "отдачи", которую никто другой дать миру не может.

И сегодня мы видим, что мир нуждается лишь в одном "даре". Ничто другое не решит его проблем. Как бы пафосно это ни звучало, всем народам не хватает сейчас простой человеческой любви. 

"Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность". Андрей Сахаров

Ненависть человека к человеку, одного народа к другому всё больше заражает нашу планету. Всё, что мы делаем – от новейших технологий до социальных революций, – в конечном итоге, ведет к новым разрушениям и обостряет вражду между людьми.

И в то же время над Израилем сгущаются тучи. Казалось бы, какое отношение к происходящему в других странах имеет маленькая, почти незаметная на карте мира точка? Но с фактами не поспоришь. Соседи нас ненавидят и хотят уничтожить, а в странах, которые соседями не являются, свирепствует антисемитизм, явный и скрытый.

"Антисемитизм, без ущерба для себя, перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и ручных прялок – в эпоху реактивных двигателей, атомных реакторов и электронных машин". В.И. Гроссман, советский писатель

Хотим мы того или нет, нам, как и Йоне, не уйти от своей задачи – передать людям мира то, что мы когда-то реализовали, – идею объединения и взаимного поручительства.

Мы можем сказать, что сами не в силах, не знаем, не умеем... Но поможет ли нам эта отговорка? Йоне не помогло ничего.

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мы на одном корабле

Побег

В праздничном круговороте

Пять запретов на использование эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если важно исправить не действия, а намерения, то непонятно, как это возможно? Ведь действие можно выполнить через силу, а над намерениями мы не властны?

Ответ: Так в этом и заключается вся суть исправления. Именно этого требует от нас Тора: исправить свое сердце. Все заповеди даны только для того, чтобы очистить ими свое намерение.

Действия ничего не стоят без правильного намерения. Вся общая система природы, называемая Творцом, весь этот огромный механизм творения, учитывает только наши намерения, а не желания.

Вопрос: Как с этим связан пост, который принято соблюдать в Йом Кипур?

Ответ: Пост Судного дня напоминает нам о том, что нужно прекратить эгоистическое получение и начать отдавать ближнему поверх собственной выгоды.

Желание человека состоит из пяти слоев: Кетэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин, Малхут, поэтому как символ сокращения этих эгоистических желаний, в Йом Кипур действует пять запретов: на еду и питье, умывание, использование крема, ношение кожаной обуви, интимную связь. 

Так мы перестаем получать, а потом еще нужно будет перейти к отдаче. Но для того, чтобы начать отдавать ближнему, сначала нужно полностью сократить свои эгоистические желания, намерения о собственном благе и перестать заботиться о самом себе. Это значит, перестать пользоваться всеми черными областями, которые проявились на рентгеновских снимках моего сердца в десять дней раскаяния, предшествующих Йом Кипуру.

В этом и заключается суть Судного дня. Я еще не могу совершать действия ради отдачи – в этот день я только сокращаю свой эгоизм, чтобы ничего не получать ради себя. Если и разрешено получать, то лишь для того, чтобы пропустить через себя и передать дальше другим.

Но это случится уже позже, а в Йом Кипур действует полное сокращение – пять запретов. Это символ того, что человек не пользуется даже самыми необходимыми ему желаниями. В итоге мы делаем такое же открытие, как пророк Йона, выясняя, что же является самым главным в жизни человека.

Хотя Йона был не простым человеком, а пророком, но посмотрите, какие трудные задачи ставит перед нами Творец. Сначала Йона хотел сбежать от своей миссии отдавать другим. Но в конце концов, он был вынужден продолжить и выполнить ее, передав науку объединения, отдачи и любви всему миру, который олицетворяли жители города Нинве.

Поэтому в Йом Кипур нужно забыть о самом себе и полностью направить себя на благо других: прежде всего, своего народа, а затем всего мира. В этом заключается предназначение народа Израиля, как его объясняют каббалисты.

Согласившись на такую работу, мы выходим из Судного дня и начинаем уже исправлять свои действия на отдачу, что символизируют праздники, идущие вслед за Йом Кипуром.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доброта под рентгеном

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

Доброта под рентгеном

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Судный день (Йом Кипур) – самый значительный день в году для народа Израиля. В чем духовный смысл этого особого дня? Как нужно относиться к нему, чтобы соответствовать его духовным корням и перевести свою жизнь на новый уровень?

Ответ: Судный день (Йом Кипур) – это не просто традиция. Он отражает особое духовное состояние в развитии человека. Нужно рассматривать этот день не отдельно, а как часть всего годового цикла.

По окончанию года, то есть цикла внутренних изменений, мы оцениваем все пройденное, что называется "покаянием". Так мы решаем, что необходимо подняться на новую ступень – начать новый год (Рош а-Шана), перейти в новое состояние, более высокое, чистое, возвышенное. Поэтому мы коронуем Творца, силу отдачи и любви, устанавливая царствовать нам нами, как самое великое свойство.

И тогда мы начинаем судить сами себя: действительно ли находимся в свойстве отдачи? Все наши свойства разделяются на десять частей, десять сфирот. И мы выясняем, какие желания в этих десяти частях можно исправить, а какие нет.

В сущности, нужно исправить человека, его душу. А душа – это все наши желания, которые пока испорчены и нуждаются в исправлении. 

Вопрос: Что именно нужно исправлять: свои действия или душу?

Ответ: В нашем мире действия совершают руками, ногами или на словах. Но наука каббала объясняет, что главное – это исправленное намерение, то есть истинное желание человека.

Недостаточно одних действий, ведь я могу выполнять их просто по привычке. И тогда мне даже труднее не делать их, чем делать. И это могут быть такие действия, которые я иначе никогда в жизни не совершил бы, если бы меня не приучили к ним с детства.

В таком случае, это уже не выполнение заповеди, а привитые с детства традиции, которые выполняются автоматически. Если для кого-то тяжело их выполнять, то для другого – тяжело не выполнять. 

Поэтому речь идет не о действии, а о намерении. Ведь действие не изменяется: как мы его делали, так и продолжаем. Но в намерении, в отношении человека к производимому действию, всегда есть изменение.

Главное – это отношение человека к ближнему. Ведь любовь к ближнему как к самому себе – это великое правило Торы. С этой точки зрения и нужно проверить себя, чтобы увидеть, насколько я способен любить ближнего.

Высшая сила – это сила отдачи и любви, и наша цель – уподобиться ей. Поэтому нам нужно достичь ступени человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) Творцу. Но как это проверить? Где тот врач, который просветит меня рентгеном, и скажет, насколько я подобен Творцу?

Нет такого врача – человек должен проверить себя сам. Для такого рентгеновского аппарата нужен особый свет, проверяющий нас. Он называется светом, возвращающим к источнику.

Если я изучаю истинную Тору, то есть науку каббала, то благодаря ей, начинаю видеть истину. Я вижу, насколько эгоистичен, что именно во мне плохо и что надо исправить – как будто просвечиваю себя рентгеном.

Это видно только мне, а остальные могут этого не замечать. И после того как я увидел себя на рентгеновском снимке, мне стало ясно, что надо исправить. Тора организовывает мне снимок так, что я вижу только намерения и лишь на такую глубину, какую способен исправить. А всего остального я не вижу, оно может остаться на следующий год.

Сразу после наступления Нового Года я попадаю на такие рентгеновские просвечивания, которые называются десятью днями раскаяния. Я просвечиваю свое сердце, выясняя свои намерения в отношении ближнего в каждом действии, и получаю эти снимки.

Каббала объясняет, что Малхут поднимается в Бину и сравнивает себя с ней. Малхут – это наше эгоистическое желание, которое поднимается в Бину, в желание отдачи, выясняя, насколько отличается от нее, насколько мы далеки от заботы о ближнем, от добрых отношений, и думаем только о своей пользе.

Вопрос: Что показано на этих рентгеновских снимках? 

Ответ: Этот снимок – черно-белый. Он показывает, сколько в тебе есть белого, то есть намерений на благо ближнему. А черный цвет указывает на намерения ради собственной выгоды, которые мы можем исправить.

Так нам открывается поле работы. Это личная работа, предстоящая каждому, но она направлена на общность, на отдачу всем, а через них Творцу – от любви к творениям, к любви к Творцу. Творец – это сила, обобщающая всех вместе, а не находящаяся где-то извне. Сказано, что "Творец пребывает среди своего народа".

Поэтому если я стремлюсь соединиться со всеми и хочу превратиться с ними в одно целое, то раскрываю общую, интегральную силу, "обобщающую" наше единство, которая называется Творцом. Так она раскрывается в нашем восприятии.

Поэтому в Йом Кипур нужно стремиться к любви к ближнему и как можно более шире, даже за пределы народа Израиля, распространяя ее на все человечество. И по этой причине в Йом Кипур принято читать рассказ о пророке Йона, которому Творец поручил привести к исправлению город Нинве, олицетворяющий весь мир.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к состоянию "Йом Кипур"

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

Страница 66 из 71« Первая...6465666768...Последняя »