Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Желание, за которое стоит попотеть

каббалист Михаэль ЛайтманКрепкий орешек

Чтобы продвигаться к цели творения, мы должны прилагать множество усилий. Ведь этот путь представляет собой нечто большее, чем естественное развитие.

Природа толкает нас вперед, развивает в нас всевозможные желания, потребности – и естественно, мы рыскаем в поисках недостающего. А недостает нам наслаждений, связанных с едой, сексом, семьей, деньгами, почестями и знаниями.

Так же обезьяны постоянно заботятся о своих потребностях, список которых примерно совпадает с нашим. По сути, у нас с ними общий жизненный уклад: мы формируем ту же социальную иерархию в человеческом обществе, мы тоже любим силу, а вдобавок – деньги. К этому принуждает нас Природа, и так мы движемся вперед.

Однако на естественном пути мы ни на йоту не продвинулись качественно, не внесли в социум принципиальных перемен за последние пять или пятьдесят тысяч лет.

Если же говорить о цели творения, то она состоит в уподоблении Творцу, в слиянии с Ним. "Творец" – это сила, противоположная нашей природе. В нас лишь слегка проявляется склонность к этому, плотно "закутанная" во множество "одеяний", глубоко утаенная, покрытая "скорлупой", подобно ореху. 

Чтобы достичь цели творения, нам нужно вооружиться новым желанием, которого Природа нам не обеспечивает. Это желание, устремленное к цели, не прорастет в нас само собой, мы должны развить в себе собственными усилиями – разумеется, при помощи тех средств, которые имеются в нашем распоряжении: группа, методика, учитель.

Отсюда проблема: очень мало людей хотят этого, еще меньше тяготеют к реальному поиску, и еще меньше достигают желаемого.

Выйти из джунглей

Правда, в наши дни ситуация изменилась. Ведь мы стоим перед глобальными бедствиями, грозящими всему человечеству. И бедствия эти уже заставляют нас задуматься о новом социуме, упорядоченном не в виде иерархии, не по рангам, которые всегда возвышают тех, кто богаче и сильнее.

Аналогично обстоят дела в животном мире. В целом, такова естественная, природная структура группы, народа, общества, человечества: самый большой "бабуин" бьет себя в грудь и требует от остальных повиновения. Так уж мы устроены: живем в общих "джунглях", разбитые на "стаи".

Однако новая природа, цель творения требует от нас реорганизации, переформирования в круг, в единое сообщество. Она требует новых ценностей, базирующихся даже не на желании знаний, которые тоже придают силу немногим, а на отдаче и любви, на общей взаимной заботе.

Она требует, чтобы все были наравне между собой, а не стремились возвыситься друг над другом. В противоположность старой парадигме, чем дальше человек выбирается из себя наружу в заботе о ближних, тем больше он приходит в соответствие с подлинной целью нашего развития, которой мы и должны достичь.

Пришло время вооружиться этим новым желанием, обращенным на круг, на единение, наружу из себя – туда, где у меня нет никаких корыстных интересов.

Рождение Человека

Но чтобы во мне проросло и раскрылось нечто под названием "Человек" (Адам), нужно другое окружение, подающее соответствующие примеры в контексте новых ценностей.

Откуда же мне взять такую потребность? Природа не снабдит меня ею – ведь иначе я так бы и остался "бабуином", пускай другого вида.

Однако "Человек" – суть не только иное социальное устройство, не только равенство в заботе о других. Нет, это отношение, тяготение, эта взаимосвязь, с моей стороны, должна быть сознательной, так чтобы я желал отдачи по причине ее особой значимости – притом что во мне нет никакой предрасположенности, никакой силы, побуждающей, обязывающей к этому.

Здесь мы должны каким-то образом обрести желание, направление нового типа, неподвластное нашим инстинктивным началам. И для этого Высшая сила, Природа, программа творения готовит нам подмогу "от противного": так чтобы в процессе осознания зла я все-таки смог осознать, ктó я и что я, – и постепенно, поэтапным, далеко не простым, причинно-следственным путем понял, какое желание мне надо в себе развивать, строя на нем продвижение.

Когда я понимаю стоящую передо мной проблему построения из себя Человека вместо "бабуина", тогда в этом новом желании я вижу настоящее сокровище. Если оно хоть немного проявится во мне, я буду очень рад – ведь это рождается Человек, готовый к подъему над творением.

С точностью наоборот

Так мы должны относиться к желанию, возникающему в нас посредством злого начала, которое создал Творец. Оно называется по-разному: "Фараон", "Билам", "Балак", "Амалек"… Семьдесят имен есть у злого начала: на каждой ступени, в каждом состоянии оно поставляет мне подмогу "от противного", противостоящую цели, но позволяющую продвигаться к ней.

Подмога эта пробуждает во мне некий импульс, порыв, направленный в точности на цель. Она помогает качеством – чтобы каждый раз я чуть больше, еще и еще понимал, насколько эта цель нова и отлична от моего нынешнего чувства и разума.

И потому надо с большой чуткостью относиться ко всем помехам, которые в нас пробуждаются.

Красные дни календаря

То же касается всех еврейских праздников и "красных дней календаря". Новый год (Рош а-шана), Судный день (Йом кипур), Суккот, Симхат Тора, Ханука, Новый год деревьев, Пурим, Песах, Лаг ба-омер, Шавуот, девятое ава – во всех этих состояниях на пути кроется новое желание, новое раскрытие зла, позволяющее правильно, осмысленно и осознанно использовать его.

Оно проявляется в нас так, чтобы мы были свободны в своем продвижении к цели – как Человек, а не "бабуин", которым движет собственное естество, одна лишь сила эгоизма. Мы обнаруживаем несколько сил и равновесие, баланс между ними.

Главное, чему мы учимся из этих праздников, – это то, какие особые желания нам надо раскрывать, чтобы восходить на каждую из ступеней, символизируемых праздниками. Они требуют запастись желанием, устремленным к цели.

Желание это происходит с Человеческой ступени, которой в нас нет. И если мы правильно, целеустремленно смотрим на возникающие проблемы, то именно в них распознаём созидательную силу, подмогу "от противного".

Из урока по статье Рабаша, 02.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Поезд идет к цели творения со всеми остановками

От дремучих инстинктов к уровню "Человек"

Потребность стать человеком

Пурим – призыв к объединению

каббалист Михаэль ЛайтманПурим – это великий праздник освобождения, праздник выхода из изгнания.

Наука каббала объясняет нам историю развития человечества, начиная от Адама и далее. До него тоже существовали люди и цивилизации, но Адам олицетворяет собой начало новой истории – истории духовного развития человечества.

Он первым ощутил, что живет не просто для того, чтобы просуществовать на плоскости нашего мира, а чтобы подняться из этого мира на следующий уровень – в мир духовный, и в течение этой жизни трансформироваться в совсем иное существо – в Адама.

Адам ("эдамэ́") в переводе с иврита означает "подобный Творцу", существующий в иных координатах, в ином измерении. И поскольку он первым раскрыл возможность подъема с животного состояния на уровень "Человек" – уровень подобия Творцу, он именуется "Адам".  

Однако реализовать подобие высшей силе, подняться по ступеням неживой, растительной, животной природы до уровня "человек", ощущая себя в новом измерении, смог только Авраам. Это произошло через 20 поколений после Адама. 

Почему это удалось Аврааму? Потому что малочисленное человечество, населявшее в то время Древний Вавилон, вдруг оказалось в эгоистическом тупике.

Хорошие, добрые отношения между вавилонянами, жившими как одна семья, внезапно сменились недоверием, воровством, жестоким обращением друг с другом – такими эгоистическими взаимоотношениями, от которых они не знали, куда деваться. И они думали: "Мы должны подняться до Неба и раскрыть, почему и что с нами происходит".

В это время в Древнем Вавилоне выделились две ведущие личности с различными точками зрения: идеолог и ученый своего поколения Авраам и вавилонский царь Нимрод.

Согласно идеологии Авраама человечество существует для того, чтобы объединиться над своим эгоизмом, который отдаляет людей друг от друга. Объединяясь, они могут достичь следующей ступени своего развития.

Эгоизм специально загоняет их в тупик, чтобы они не поддавались ему, а иначе эго приведет их к взаимному уничтожению. У них нет иного выхода, как просто соединиться над ним. К тому же в природе есть такая сила, которую можно привлечь, чтобы она помогла им это сделать.

Нимрод же считал, что надо идти по другому пути: разъехаться по всей Земле, как семье, которая не может ужиться между собой. Нужно тихо, спокойно разойтись и тогда всем будет хорошо.

Тысячи людей пошли за Нимродом и лишь небольшая часть – за  Авраамом. Как пишет знаменитый историк Иосиф Флавий, вавилоняне разбрелись по миру и стали заселять Индию, Китай, Африку, Россию и Европу. В дальнейшем из них образовались народы, давшие начало нынешней всемирной цивилизации.

А Авраам собрал своих адептов, которые согласились с ним, поняли его мировоззрение и пошли за ним в землю Кнаан, место современного Израиля.

Народы, разъехавшиеся по всей Земле, стали именоваться по своему происхождению, семье, клану или по месту их оседлости: германцы, русичи и т.д. А последователи Авраама стали называть себя "Исраэль" - "прямо к Творцу" ("исра" – прямо, "Эль" – Творец). Это значит, что они были направлены прямо к высшей силе, высшей программе природы, объединяющей и собирающей всё вместе.  

Группа Авраама состояла из представителей разных общин, которые почувствовали, что его идея верна и присоединились к нему. Так образовался народ, собранный на основе общей идеи. В этом была разница между евреями и другими народами.

Последователями Авраама были Ицхак, Яаков, Йосеф, которые представляли собой следующие ступени развития этой группы – ступени все большего соединения.

Постепенно группа, вышедшая с Авраамом из Вавилона, оказалась в сильнейших противоречиях между собой, называемых "египетское изгнание". Следует отметить, что речь идет об исторических событиях в свете духовных действий, поэтому мы называем географические и исторические категории по их духовному состоянию. 

Сказано, что в земле Израиля начался большой голод, и евреи спустились в Египет. Это значит, что в народе возник духовный голод, вызванный разбродом и ослаблением связи межу собой. Томас Манн в книге "Иосиф и его братья" хорошо описывает все внутренние идеологические разногласия между сыновьями Яакова.

Состояние "Египет" ("Мицраим") означает "концентрацию зла" ("миц ра"). В нем евреи ощутили огромную власть эгоизма, который называется "фараон", и попытались от него оторваться.

Они решили, что не могут оставаться в состоянии взаимной вражды, ненависти, власти фараона (эгоизма), ведь оно не дает им возможности сблизиться друг с другом. Осознав, что они упали с постижения даже того маленького духовного уровня, который был у них ранее, они поняли, что для них нет другого выхода, как убежать из состояния "Египет". Это произошло ночью, в потемках, впопыхах.

Но прежде они прошли десять египетских казней, которые ощущали на себе, освобождаясь с их помощью от власти эгоизма, от власти фараона.

Выйдя из Египта, т.е. из взаимной вражды, они постепенно консолидировались между собой, и пришли к состоянию "гора Синай" от слова "сина́" – ненависть. Чтобы достичь Творца, они должны приподняться над ней.

В народе Израиля есть свойство, называемое Моше (от слова "мошех" - "вытаскивать"), являющееся олицетворением их небольшого соединения между собой, которое вытаскивает их из Египта и может подняться над ненавистью, соединиться с Творцом и получить от Него методику дальнейшего становления народа. Эта методика называется "Тора".

Тора – это свет, исправляющий эгоизм всей массы людей и создающий из него одно единое желание, которое связано уже не с раздором, ненавистью и взаимными претензиями, а стремлением построить над ними добрые связи.

Когда связь людей становится гомогенной, ровной, и все прежние желания перемешиваются, образуя одно единое общее желание, в котором не один человек отдает и любит другого, а все вместе, взаимно, тогда это единое желание во взаимной любви обращается к высшему состоянию – Творцу, то есть к Природе. Творец ("Элоким") означает высшую силу, высшее свойство, высшую власть.

Так они устремляются к отдаче высшей силе, к любви к ней, взаимному слиянию с ней, и достигают этого состояния. Теперь они уже называются "народ Израиля" и начинают ощущать следующий уровень своего существования, поднявшись с уровня неживой, растительной и животной материи на уровень Творца, уровень высшей силы природы, которая скрыта от нас.

Они проходят барьер скрытия, раскрывают его для себя и умозрительно начинают ощущать и жить в нем настолько, что для них уже не имеет значения существование тела. Ведь тело – это животная субстанция, и человеку совсем неважно - умирает оно или нет, потому что на этом уровне он существует в вечном, совершенном состоянии.

Сегодня такого состояния может достичь каждый, как в свое время наши праотцы. О нем они и написали в Торе, называя его "Первый Храм". В этом состоянии раскрывается все мироздание, высшая сила, беспредельное существование человечества вне времени и пространства.

В нем они просуществовали несколько сот лет. А затем эгоизм вновь начал подтачивать их снизу, и они снова стали отдаляться друг от друга, обуреваемые взаимными претензиями. Они понимали, что это нужно для того, чтобы еще выше приподняться над эго и перейти на следующую ступень, но не смогли его преодолеть и упали в беспричинную ненависть.

Это состояние называлось "вавилонское изгнание". Через тысячу лет они вернулись в тот же Вавилон, из которого их вывел Авраам. Но теперь это уже не маленькое государство в Междуречье, а огромная империя царя Навуходоносора, который владеет 127 государствами.

Будучи умным правителем, царь разбрасывает евреев по всем  странам, поддерживая тем самым отсутствие взаимосвязи между ними. Но для них пока это даже лучше.

Прошло немало лет, прежде чем в Вавилоне, которым правил уже царь Ахашверош, появился злодей Аман, задумавший уничтожить евреев. Он стал порочить их в глазах царя: "Есть такой народ, который разбросан между всеми народами в твоем государстве. Они держатся отдельно от всех, не общаются с другими…". И тогда царь ответил: "Делай с ними, что хочешь".

Но в то же время в Вавилоне жил мудрец, иудей по имени Мордехай, родственник царицы Эстер, любимой жены Ахашвероша. Он решил через нее предупредить заговор, чтобы все стало известно царю. Но Эстер сказала, что ни она, ни царь ничего не смогут сделать, потому что евреи слишком разъединены между собой.

"Если вы вновь объединитесь, я расскажу царю о заговоре. Вы начнете молиться сверху, а я – действовать снизу, и мы уничтожим злодея Амана и всех, кто затевает против нас интриги. Более того, это послужит началом нашего возвращения на родину, в землю Израиля".

Мордехай сообщил об этом евреям, жившим в городе Шушан, столице вавилонской империи. Он призвал их поститься и сближаться друг с другом, объединяясь согласно иудейскому закону, принятому у горы Синай: быть как один человек с одним сердцем.

Так, поднявшись над эгоизмом и полностью соединившись между собой, они вернулись к своим корням и заслужили возвращение в землю Израиля, т.е. стали подобными свойствам этой земли. Ахашверош отпустил их на родину. А впоследствии сын Эстер и  Ахашвероша, помог им отстроить Второй Храм. На этом закончилось вавилонское изгнание.

Через несколько сот лет Второй Храм был разрушен из-за ненависти, вновь вспыхнувшей между евреями, и они опять были изгнаны из земли Израиля. Сегодня мы выходим из этого изгнания. Однако по всему миру в каждом государстве, особенно вокруг Израиля, есть свой Аман.

Но спасение абсолютно то же, что и во времена царицы Эстер. Если мы объединимся, то с легкостью избавимся от всех ненавистников. Они освободят нас от своего злого присутствия и помогут нам, как раньше, восстановить Храм. Так и сказано у пророка Йехезкеля, что народы мира принесут израильтян на своих плечах в их землю и построят вместе с ними Третий Храм.

А сейчас, вернувшись из материального изгнания и проживая на земле Израиля, мы находимся в духовном изгнании, и должны выйти из него, т.е. подняться на уровень духовного освобождения от раздирающего нас эгоизма и соединиться между собой так, чтобы взойти на уровень вечности и совершенства. К этому призывает нас Пурим – праздник объединения. И у нас есть все условия, чтобы выполнить это здесь и сейчас.

Из беседы о празднике Пурим, 18.02.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Больше не будет театрального представления

Праздник Пурим в свете духовного исправления

Пурим – Конец исправления

Праздники, ведущие к совершенству

каббалист Михаэль ЛайтманИ говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Говори с сынами Израиля и скажи им: праздники Бога, которые вы должны назвать священными собраниями, вот праздники мои…" [Тора, "Левит", "Эмор", 23:01-23:02]

Священное Собрание на разных уровнях – это и есть праздники.

Прежде чем собраться вместе, люди серьезно занимаются духовной работой, стремясь к объединению. Этот период называется расстоянием между праздниками. А приход сплотившихся масс к новому более высокому уровню единения между собой олицетворяет собой праздник.

В Торе рассказывается, какие при этом приносились жертвы, т.е. над каким эгоизмом возносились люди, для того чтобы создать определенный стиль священного собрания, который называется Песах, или Шавуот, или Суккот и т.д.

Вопрос: К чему ведет человека цепочка праздников с духовной точки зрения?

Ответ: К тому, чтобы он достиг полного совершенства. 

Среди всех праздников есть два самых незаметных: Шавуот и Пурим.

Казалось бы, что особенного в празднике Шавуот (получение Торы)? Он длится всего один день, в течение которого читают совсем небольшие дополнения к молитве и едят молочную пищу. Но получение Торы – это же огромный праздник! Что может быть важнее этого?! А обычай употреблять в этот день молочную пищу исходит из того, что она символизирует свойство отдавать, свойство распространять Тору.

Так же и к Пуриму мы относимся как к какому-то детскому празднику. То есть это два самых скрытых праздника, потому что их надо достичь очень серьезными собственными усилиями.  Как правило, чем выше, глубже, духовно мощнее какое-то состояние, тем оно более незаметное, скрытое, скромное.

Реплика: Мы всегда очень много говорим о празднике Песах, о выходе из Египта, но ведь это только начало…

Ответ: Это начало всех духовных состояний. И, кроме того, это начало года, начало месяцев, начало любого исчисления в духовной работе.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Каббалистические праздники

Праздник дарования Торы

Пурим – Конец исправления

По ступеням духовного восхождения

каббалист Михаэль ЛайтманЧитая главы Торы, нужно стараться не упускать из виду общую картину, ведь Тора говорит о том, как прийти к всеобщему полному объединению.

На пути к единству нам все больше и больше раскрывается эгоизм, а мы, в соответствии с его ростом, раскрываем над ним необходимость во все большем объединении.

Эгоизм является нашим помощником, действующим против нас и в то же время выявляющим все изъяны, все миазмы наших состояний.

Эго проявляется в потребительском отношении людей к неживой, растительной и животной природе, но особенно в отношениях между нами. Зависть, ревность, власть, стремление к славе и почестям – самые главные наши проблемы.

Поэтому привести человека к состоянию целостности, когда он сможет гармонично соединить себя со всеми остальными в одну единую систему, является целью нашего исправления. Для этого дана Тора – свет, исправляющий все изъяны. А изъяны исправляются в той мере, в которой мы их таковыми определяем, т.е. в том ракурсе, в котором мы их видим. 

Поднимаясь над изъянами к все большему единению между собой, мы таким образом поднимаемся по ступеням, которые называются "праздники", "будни", "дни недели", "суббота", "новомесячье", "народы мира", "левиим", "коаним", "исраэлим" и т.д. На этих же ступенях мы видим всех остальных столпов духовного восхождения, находясь то на уровне царя Давида, то на ступени царя Соломона, то на уровне Моше, Аарона, Йосефа или Яакова.

Каждый раз, проходя эти ступени, человек ощущает, что восходит с самой низшей ступени до самой высшей, вступает во все состояния, которые только возможны. Таким образом, все дни, праздники, будни словно проходят по нему. Он входит в состояния каждого из этих столпов, состыковываясь со всем человечеством. В итоге, он интегрирует в себе весь мир и становится Адамом (от слова "домэ" – подобный), что значит "подобным Творцу".

Поэтому все, что сказано в Торе, надо воспринимать как необходимые ступени развития каждого из нас до заранее заданного совершенства.

Вопрос: Соблюдается ли в ощущениях человека последовательность праздников, начиная с Рош аШана (еврейского Нового Года) и далее, и в соответствии с этим его ощущение себя как Ноаха, Авраама и т.д.? 

Ответ: Для каждого человека эти ощущения индивидуальны.

Если бы общая душа не была разбита и представляла собой одну душу, которая исправляла бы себя по определенной целенаправленной траектории, предназначенной только для нее, тогда она проходила бы все ступени в четком порядке.

А поскольку мы все взаимосвязаны и можем исправляться только в связке между собой, получается, что мы должны пройти все состояния. Но они взаимно включены между нами и между формами, которые в Торе называются Авраам, Ицхак, Яаков и т.д., ведь все эти персонажи – духовные ступени и их внутреннее наполнение, которое на каждой ступени называется "человек". А сами ступени называются суббота, будни, праздники, месяцы, годы.

Это целая система, состоящая еще из неживой, растительной и животной частей – целый мир, который развивается в интегральном единстве, каждый раз достигая все большей гармонии.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уровни восприятия Торы

Рассказ об идеальной семье

Тора рассказывает о моем пути

Качества первосвященника, ч.2

каббалист Михаэль Лайтман3. Физическая крепость.

Служение в Храме требовало больших усилий. Например, труднейшую службу Йом Кипура (Судного Дня), ему (коэну) приходилось выполнять, постясь.

Аарон был невероятно силен: при посвящении левитов Аарон поднимал каждого в воздух и размахивал им взад и вперед, вверх и вниз.

В один день он проделал это с двадцатью двумя тысячами мужчин. Сила Аарона была исключительной, но и все коэны известны были крепостью своих мышц. ["Да будет свет", Книга Ваикра, "Эмор"]

Поднять левитов – значит поднять желания на следующий уровень, дать им правую и левую линию, а затем опустить так, чтобы они уже знали, как правильно взойти на эту ступень.

У высшей Бины, которую символизирует коэн, есть очень интересное свойство: она так глубоко находится в свойстве отдачи, что ты не знаешь, как к ней подняться, как подойти. И сверху тебе словно протягивается рука, поднимающая тебя на этот уровень. 

Это и есть работа коэна, которую он мог осуществить именно в Йом Кипур, потому что все пять эгоистических желаний уже отменены, и человек становится "пустым" – годным к тому, чтобы с ним произвели все, что необходимо.

Он как бы готов к "смерти" – к полному исправлению на данной ступени, олицетворяемому белыми одеждами, одеваемыми в День Поминовения. В таком случае высшая ступень может делать все с отменившей себя низшей ступенью.

Коэн для левитов – высшая ступень. Он вводит их в ее состояние, и они подключаются к нему, отменяя себя. Ознакомившись с этим состоянием, они возвращаются обратно и уже сами просят силы отдачи и любви, чтобы теперь самостоятельно подняться на эту ступень вопреки эгоизму, который начинает возвращаться к ним после Йом Кипура.

Вопрос: Кто такие левиты?

Ответ: Левиты – это связь с народом, низшая часть Бины. Через них коэны контактируют с Исраэль.

Коэн – высшая ступень управления, связанная с Творцом, а левиты связаны и с коэнами, и с Исраэль (народом).

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 14.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Качества первосвященника, ч.1

Родоначальник всех коэнов мира

Самые упорные и целеустремленные

Праздник фруктовых деревьев

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сегодня наступает еврейский праздник "Ту Би-шват". В чем заключается его духовный смысл с точки зрения каббалы?

Ответ: Каббала занимается развитием человека до уровня самой высшей силы природы. Эта сила пока скрыта от нас, но по мере нашего роста, мы можем ее раскрыть. Самый лучший символ роста – это дерево.

Поэтому 15 числа месяца Швата ("ту би-шват") по еврейскому календарю празднуется "Новый год деревьев". В это время деревья начинают заново расти, цвести, то есть природа поворачивается от осеннего увядания к лету, начинает раскрываться и расцветать.

В этот день на земле Израиля происходит поворот на новый рост, и потому мы его празднуем. Этот праздник связан с фруктами, со всеми дарами земли, и в основном деревьев. То есть не с тем, что производит сама земля, не с овощами, а со всевозможными видами фруктов. Люди пьют вино и закусывают фруктами.

Этот праздник олицетворяет рост человека, потому что человек называется деревом в поле. Сказано в Торе, что человек в своей жизни – это словно дерево в саду. А поэтому за ним надо следить, ухаживать, если мы хотим, чтобы он принес плоды, а не рос, как дикое дерево. 

Здесь подчеркивается, что "Ту Би-шват" – это праздник не просто деревьев, а культурных, плодоносящих деревьев, то есть тех, за которыми следят, ожидая от них плоды, как от человека, который духовно развивается. В таком случае, за деревом надо ухаживать: окучивать его, поливать, окуривать плоды, закрывать их от заморозков, обрезать на дереве листья, ветки.

Насчитывают 39 работ, которые производятся над деревьями. И все они являются подобием духовной работы, которую человек должен произвести над собой, внутри себя. Тогда он вырастет и будет правильно плодоносить.

Праздник "Ту Би-шват" напоминает нам, чтобы мы не забывали, что являемся фруктовым деревом, которое обязано дать хорошие, сладкие плоды. И нам надо об этом думать и правильно за собой ухаживать.

Вопрос: А что такое "плод"?

Ответ: "Плод" – это то, что человек в нас, выросший таким образом, может уже сорвать с дерева, произвести на него благословение и съесть. Плод совмещает в себе совместную работу Творца и человека. Человек ухаживал за деревом, всячески прилагал усилия, а Творец давал для этого свет, все минералы земли, и в итоге они получили плод.

Вся работа человека заключалась в том, что теперь он может съесть эти плоды ради отдачи, ради Творца.

Поздравляю всех с праздником "Ту Би-шват" и желаю вам вырасти в хорошее дерево!

Из ТВ программы к празднику Ту Би Шват, 04.02.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник Нового года для деревьев

Вехи на пути

Плоды Древа познания

Сегодняшний мир – это часовая бомба

каббалист Михаэль ЛайтманИсправление заключается только во всеобщем соединении. Мир сегодня находится в таком положении, что можно говорить об этом совершенно открыто и конкретно,  без всяких реверансов.

Весь мир и Израиль дошли до такого критического состояния, что речь идет о будущем человека, его семьи, страны и мира. Невозможно продолжать развиваться прежним путем, мир находится на грани страшного взрыва.

Мы не понимаем, что наша связь друг с другом – это мощное оружие, с которым можно все изменить. Это словно "четыре символа праздника Суккот" – соединенные вместе ветви разных деревьев и прекрасный цитрусовый плод, символизирующие единство еврейского народа – связь между всеми: всего народа и мудрецов.

С помощью этого инструмента соединения мы можем управлять всей своей жизнью, нужно только взять его в руки и начать работать. Нет никакой другой возможности. Объединение – это средство достижения общего желания, такого же мощного, как остро заточенный меч.

Любые положительные изменения придут только благодаря связи между нами. Если мы все начнем так думать, то это обяжет каждого, потому что общество внушает нам все наши мысли. Так мы повлияем друг на друга и объединимся в одну силу взаимной отдачи, в которой начнем раскрывать свое будущее, лучшее состояние. 

Изменения могут произойти очень быстро. Исправление мира заключается уже в самом устремлении к этому единству, даже если мы пока его не достигли. Мир настойчиво требует этого. Стоит только начать, и мы увидим, как продвигаемся.

Вся мировая система находится в страшном внутреннем напряжении, ей необходимо уже соединиться. Мы видим, что в мире происходят ужасные события. Весь мир завязан в одну систему и связи между всеми чрезвычайно напряженные.

Это настоящая часовая бомба, которая непрерывно тикает. Мы находимся на грани взрыва и в экологии, и в обществе, во всех областях. Напряжение достигает такой критической отметки, что мы уже не знаем, как из него выйти – такое состояние бывает только перед войной.

Поэтому мир требует от нас хотя бы небольшого усилия для объединения. Стоит только начать, и мы сразу продвинемся к лучшей жизни.

Из урока по статье Рабаша, 04.02.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пробудившийся ген единства

Сражаются идеологии, а не танки

Самая ответственная в мире работа

Неугасающее пламя единства

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как Ваш учитель Рабаш относился к празднику Ханука?

Ответ: О Хануке очень мало сказано. Мы немного читали о ней из книги Ари "Врата намерения" ("Шаар а-Каванот").

Дело в том, что этот праздник не исходит из самой Торы. Ханука олицетворяет типовой случай, который со времен Авраама и далее должен постоянно повторяться. Она символизирует неоднократные исправления, которые ждут нас на духовном пути.

Мы все время находимся в войне против наших внутренних эгоистических противников и всегда должны объединяться между собой вопреки им. Тогда в нашем объединении проявляется чудо – Высшая сила любви.

Вопрос: Поэтому мы говорим "ха-ну-ка", что значит "остановка в пути"?

Ответ: Остановка в пути – это только половина исправления эгоизма до уровня отдачи. Но нам нечего отдавать, и поэтому Ханука символизирует подъем над эго. Этот подъем словно пламя свечи, которое колышется над эгоизмом. 

Масло, впитываемое фитилем, олицетворяет наш эгоизм, который надо исправить так, чтобы вопреки своей природе он дал из себя свет. Это происходит под внутренним давлением, когда мы идем на соединение между собой вопреки эго в сторону полной отдачи. В этом и заключается суть праздника Хануки.

Таким образом, сгорание масла символизирует нашу отмену друг перед другом в соединении между собой. Фитиль – это общее усилие объединиться, зажигающее огонь.

Чудо заключается в том, что приходит свет, который связывает Малхут (наши эгоистические желания) с Биной (свойством отдачи). Через восемь дней (восемь ступеней) Малхут достигает свойства Бины и начинается рост нового эгоизма, с которым мы работаем в том же ключе.

Вопрос: Так или иначе, путем света или путем страданий, мы должны прийти к состоянию единства. Что тогда произойдет с праздником Хануки?

Ответ: Все праздники, кроме Пурима, исчезнут. В Хануку мы только поднимаемся над эгоизмом, а в Пурим используем его, чтобы работать на отдачу. Здесь мы до конца используем весь наш бывший эгоизм, который полностью идет на отдачу и любовь. Поэтому такое состояние как Пурим – вечное.

Это состояние высшей радости, поглощающей все остальные состояния и соответствующие им праздники, и потому они исчезнут.

Пурим – самый высший праздник, олицетворяющий собой полное исправление человечества.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 17.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ханука: чудо объединения

Ханука: переход в новый режим

Для чего я зажигаю свечу

Ханука: чудо объединения

каббалист Михаэль Лайтман170-й год до нашей эры. Греки под предводительством Антиоха IV Епифана захватили Храм. Среди евреев произошло разделение на приверженцев греческой философии и религии и тех, кто остался верен концепции единого Творца.

Некоторые священники, включая первосвященника (Коэн Ришон), поддержали греков. Иерусалимский Храм был осквернен и превращен в святилище Зевса. Жестокие гонения и насильственная эллинизация населения привели к восстанию Маккавеев под руководством Матитьягу Хашмонай, бросившего клич: "Кто за Бога – за мной!".

Восстание закончилось победой Маккавеев. Войдя в Храм, они увидели, что чистого масла для зажигания свечей Меноры хватит лишь на один день. Но совершилось чудо – свечи горели восемь дней. Это называется чудом Хануки.

Вопрос: Что олицетворяет праздник Ханука с духовной точки зрения?

Ответ: История, ведущая к этому празднику, начинается с Авраама, как основателя еврейского народа. Именно он еще задолго до Маккавеев первым бросил клич: "Кто к Творцу – ко мне!". Под этим девизом он собрал вокруг себя большую группу вавилонян, которых обучал своему подходу к мирозданию, к цели жизни, цели творения, к высшему предназначению человека и т.д. 

Но самое главное, Авраам начал объединять тех, кто примкнули к нему, под лозунгом "единение во имя единения", потому что именно в стремлении к единству мы раскрываем ту Высшую силу природы – Творца, которая сплачивает нас. Она формирует из нас одно единое целое, и мы становимся непобедимы ни внешним, ни внутренним эгоизмом. То, что начал Авраам, продолжили Маккавеи, сплотившись между собой. 

В принципе, это одно и то же действие – восстание против эгоизма, только на разных уровнях, и потому оно произошло в разные моменты истории.

Маккавеи, объединив народ, пришли к такому же состоянию, что и Авраам, и победили. В мере единения с всё бо́льшими группами людей, присоединявшихся к ним, они выявляли всё бо́льшую духовную силу – силу единения, Высшую силу отдачи и любви. Поэтому они были непобедимы эгоизмом, олицетворяемым в данном случае греками, в Вавилоне – вавилонянами, в Египте – фараоном и египтянами, а позже – римлянами.

В общем – это одна единственная борьба, война во всех поколениях. И даже когда у нас нет явного внешнего противника, в нас всегда восстает наш внутренний враг, который снова и снова тянет нас в сторону поклонения различным идолам в нашей жизни, и мы обязаны воевать с ним.

Нетрудно провести параллель этих войн с сегодняшним днем, потому что современные идолы полностью разоблачили себя как совершенное ничтожество, ведущее нас к какому-то концу. Нам больше нечего с ними делать. С одной стороны, мы пока еще тянемся к ним, а с другой стороны, понимаем, что все это временно, пагубно и не дает никаких хороших результатов.

Поэтому наше поведение напоминает поведение человека, который напивается, только бы ничего не знать, не слышать, забыться, отключиться от происходящего. Мы погружаемся в бизнес или другие дела, лишь бы быть занятыми, подражая при этом какому-то киногерою, или литературному персонажу, или просто знакомым, которые якобы преуспели в жизни – именно этот идол так притягивает нас.

Вопрос: Вы считаете, что эти желания исчерпали себя?

Ответ: Нет, но я знаю, что все это очень временно и ограниченно. Сама жизнь демонстрирует нам это. Мир, как театр, и мы постоянно играем в ней какую-то роль.

Есть люди, которые никуда не стремятся: главное, прожить тихо, спокойно, чтобы никто их не трогал, – но таких мало. В большинстве же, нас затягивает конкуренция, борьба за место под солнцем, и мы начинаем изображать из себя деловых людей, бегая с кейсом и пересаживаясь из самолета в самолет. И так до гробовой доски.

Вопрос: Может ли в наше время произойти чудо Хануки?

Ответ: В жизни всегда есть место чуду. Каждый раз, когда мы сплачиваемся между собой, проявляется сила, которая выше всех остальных сил, препятствий, условий, и тогда перед нами возникает чудо. Мы и сегодня можем вызвать его.

Чудо – это сверхъестественное явление, но мы в состоянии вызвать его сами, когда пожелаем. Если сегодня мы захотим приподняться над эгоизмом в своем единстве, то в нас вдруг проявится совершенно новая высшая сила, и мы с ее помощью сможем успокоить весь мир, расставить все по местам, и всем будет хорошо и просто.

Вопрос: Какое же чудо произошло при зажигании свечей Маккавеями?

Ответ: Своим объединением Маккавеи вызвали свет, который дал им возможность держаться в состоянии отдачи, любви и связи до тех пор, пока они не начали подтягивать к себе все новые и новые массы народа.

Желания людей, собирающихся между собой в единое целое, символизируют масло, а собрание их вопреки своему эгоизму – фитиль. Они горят в своем желании сблизиться, и когда таким образом объединяются, изнутри их возникает свет, который поддерживает огонь их желаний.

Если при этом они начинают заниматься еще бо́льшим распространением и притягивать к себе всё бо́льшие массы народа, тогда светильник может гореть беспрерывно.

Проявление в объединении людей света, высшей силы, Творца – это и есть чудо. Причем кроме этого никаких чудес нет, потому что суть всех чудес заключается в том, что наше единство приводит к проявлению внутренней силы, называемой свойством любви/Творцом, и она творит чудеса. Переход через Конечное море, чудо Хануки, чудо Пурима – это всегда проявление Творца в нашем объединении. Поэтому техника – одна, и в ней нет ничего сложного. Она пришла к нам от Авраама, который первым показал, как она реализуется.

Дело в том, что мы можем объединяться как угодно, но объединиться так, чтобы в нас возникло новое высшее свойство, которое не проявляется ни в каких других действиях, и поднимает нас на следующий уровень осознания, ощущения, ви́дения, существования – это и есть чудо.

Вопрос: Как люди поверили в то, что одна свеча сможет гореть восемь дней, ведь они знали, что ее должно хватить только на день?

Ответ: Если мы стремимся единству, нас ничего не интересует, кроме того, чтобы прийти к этому состоянию, внутри которого раскроется Творец. Тогда мы достигаем условия бесконечности и выходим на следующий уровень существования, где нет ни времени, ни пространства. А восемь дней – это всего лишь аллегория, поскольку от уровня Бины до уровня Малхут восемь сфирот.

Вопрос: Как же человек может не думать о том, что будет завтра?

Ответ: Если ты работаешь на отдачу, для тебя завтра не существует! Не существует следующего мгновения! Главное – отдать!

Завтра исчезает из твоего поля зрения, разума, замысла, расчета! Его нет! Ты включаешься в действие на отдачу и словно растекаешься во всех! В тебе ничего не остается. Твое "я" просто исчезает. 

Затем, на следующем этапе, появляется новое эгоистическое состояние. И вновь повторяется то же самое, как колесо, которое движется вперед, но одновременно вращается вокруг себя.

Вопрос: При каких обстоятельствах это возможно?

Ответ: Это приходит постепенно, через много лет и только свыше. Но оно придет. Я могу обещать всем моим ученикам, что это сбудется, и они достигнут такого состояния.

Думаю, что и я вместе с ними смогу еще пройти их первые шаги в этом подъеме. Это желание любого духовного учителя, который не может бросить своего "ребенка" на полпути. Учитель хочет провести учеников через  пустыню, чтобы они достигли полной отдачи, и у них не осталось бы никакой возможности двигаться назад, потому что во всех их желаниях будет царствовать свойство отдачи.

А потом уже они будут осваивать духовный путь самостоятельно, со следующими предводителями, так же как Моше и Йеошуа. Но пустыню нам желательно пройти вместе.

Вопрос: Как Вы рассматриваете чудеса с материальной точки зрения? Допустим, археологи много лет ищут подтверждение выхода евреев из Египта, но практически не находят никаких следов. Ведь должны были остаться какие-то вещи. Кроме того, не найдены доказательства 40-летнего скитания народа Израиля по пустыне. 

Ответ: Археологи находят подтверждение тем или иным историческим событиям тогда, когда приходит время. Поэтому в свое время они вдруг найдут артефакты истории на том самом месте, где ранее ничего не могли найти. Так что, эти открытия еще впереди.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 17.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавеи и греческая идеология, ч.1

Жить по уму или по любви

Пробитые стены

Жить по уму или по любви

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Начинается праздник Ханука, напоминающий нам о победе Маккавеев в войне с греками. Что означает их противостояние в более глубоком смысле?

Ответ: "Греки" – это мое желание наслаждений, мой эгоизм, который говорит мне:

– Послушай, тебе нужно опираться на логику и природное чутье. Жить нужно по уму, а он у тебя есть. Ты можешь рационально налаживать жизнь, по делу оценивая и взвешивая каждую возможность. Будь как все.

Таков "греческий" подход – очень верный и здравый. Всем он по душе, и возразить тут нечего. Правда, мир не может его реализовать, и потому жизнь наша – далеко не рай. Однако у нас просто нет других инструментов – ясных, верных, логичных, подкрепленных наукой и психологией, базирующихся на твердой основе, укладывающихся в чувстве и разуме.

Но есть и другой подход – "маккавейский".

– Нет, – говорят Маккавеи, – мы не хотим так жить. Мы хотим жить по тем законам, которые Авраам заложил в основу еврейского народа, – по принципу любви к ближнему, как к себе. Именно этого мы должны достичь. 

На это "грек" во мне отвечает:

– Скажу честно: вы на сто процентов правы.

Но постойте, как же так? Ведь только что он утверждал обратное. Выходит, правы и те, и другие?

– Да, – продолжает мой "грек", – хотелось бы, конечно, жить по любви. Но это же недостижимая утопия. Разве есть у вас таблетка, проглотив которую, все люди Земли полюбят друг друга? Разве вы можете насадить повсюду единство, взаимопомощь, взаимную заботу, поручительство и всеобщее равенство? Разве можете всех сделать настоящими товарищами?

Таким образом, проблема "Маккавеев" в том, что они иррациональны, нереалистичны. То же самое говорят о науке каббала: "Зачем она нужна? Лучше добейся реальных успехов в жизни. Легкий интерес к высоким материям, возможно, и не помешает, но отдавать им всю свою жизнь – это уже чересчур. В этом нет никакой логики".

Вот почему "Маккавеи" изначально малы, слабы. Им просто нечем убедить меня. Во мне притаился крохотный, как лилипут, "маккавей" и вольготно расположился здоровенный "грек". Что же мне делать? Какая между ними может быть война?

На это мне отвечают: и все же, если, отрешившись от внешней картины, внутренне ты понимаешь, что другого выхода нет, что нам необходимо достичь полного единства, которое и есть любовь, тогда начинай выстраивать соответствующую группу. В ней вы будете привлекать свет – особую силу, которая заложена в природе и которую вы можете использовать. У тебя есть только маленькая искра, а в природе кроется огромный свет, и ты можешь привлекать его к ней.

И тогда ты увидишь, что весь этот мир был просто "театром иллюзий". Он поблекнет и растворится, как в голливудских фильмах, – развеется, и нет его. Ведь вся эта картина была воображаемой.

Однако произойдет это при условии, когда ты соединяешь свою "искру", свою "свечу" с большим светом, который наполняет весь мир. И для того чтобы чувствовать необходимость в этом, ты должен прилагать усилия вопреки собственному разуму.

Вопрос: Как я могу объяснить это своим близким, которые далеки от подобных раздумий во время зажигания ханукальных свечей? Как приобщить их, хоть немного, к этому пониманию?

Ответ: Маккавеи победили в войне против завоевателей, потому что объединились. Они вышли в народ и сумели привести его к единству.

Поэтому нам сегодня не стоит доводить дело до призывов к объединению во время войны, когда она уже гремит над нами. Нет, уже сейчас мы должны объединиться – и тогда не будет никаких войн. Ведь тем самым мы нейтрализуем все дурные силы.

Так давайте же сплотимся. Что в этом может быть плохого? Ничего. Нужно лишь приложить немного усилий.

Вот о чем говорит нам Ханука: объединившись мы одержим свою величайшую победу.

Из урока по письму Рабаша, 16.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единство – залог победы, ч.2

Единство – залог победы, ч.1

Маккавейская война

Единство – залог победы, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какой раскол произошел в народе Израиля во время Маккавейской войны, с которой связан праздник Ханука?

Ответ: Это был очень тяжелый период. Наш эгоизм постоянно растет, и нам приходится преодолевать его. В то время нам не удалось побороть свой эгоизм на нескольких этапах, и потому пришло это "греческое" ощущение, что  не стоит все время вести внутреннюю борьбу и соединяться с высшей силой, а можно жить простой земной жизнью, как удобнее для моего тела и как это делают все остальные народы.

Это называется греческим подходом. Греки в человеке говорят ему: "Главное – эта земная жизнь! Мы построим красивые дома, будем праздновать и наслаждаться жизнью. Присоединяйся к нам!"

Греки не собирались порабощать народ Израиля, они только хотели, чтобы этот народ, бывший тогда большим и сильным, стал таким же, как все другие народы. Греки представляли собой все человечество того времени, его самую передовую часть. 

Но как только евреи разрывают свое соединение, они навлекают на себя всевозможные неприятности, в том числе и от греков. Если мы принадлежим народу Израиля, то не можем разорвать связь между нами и связь с высшей силой и начать жить, как греки. Нам этого не позволят, и обязательно что-то произойдет. 

Мир вдруг почувствует, что в нем иссякла внутренняя энергия, внутренний свет. Такое ощущение возникнет у всех народов, а не только в народе Израиля, ведь все перестанут получать через него особую силу. Поэтому придут всевозможные проблемы и беды, и народы мира обвинят в них народ Израиля.

Это заставит народ Израиля вновь объединиться, сбиться вместе, как овец при виде волков. А как только мы объединяемся, через нас снова начинает протекать высший свет в мир, и все успокаивается.

Становится спокойно, давление на Израиль пропадает, внутри Израиля спадает напряжение, и возвращаются раздоры. Мы опять перестаем заботиться о своем соединении и единстве, разобщаемся, и вызываем новую волну несчастий.

Так эти волны накатываются одна за другой. Одно время мы объединяемся, делая хорошо и себе, и всему миру. Но потом опять отдаляемся друг от друга, от чего становится плохо и нам, и остальному миру. А потому возмущенный мир приходит к нам и добавляет нам страданий, вновь вынуждая нас объединиться.

Мы сетуем, что эта история повторяется в течение всего нашего пути, все тысячи лет, во всех поколениях – а причина скрывается в нас самих. Война разгорается из-за того, что сталкиваются два подхода: исконный подход народа Израиля и подход всех остальных народов, которых в рассказе про Хануку представляют греки.

Проникая в народ Израиля, этот "греческий" подход производит внутри него раскол, и это – то состояние, в котором мы находимся сегодня! Вроде бы есть народ Израиля на земле Израиля, но это не народ – ведь если между нами нет объединения, то мы просто собрание изгнанников.

И потому мы не только самим себе не можем провести свет, внутреннюю энергию, безопасность, здоровье, силу, свет, которым все определяется в нашей жизни – но и не проводим через себя этот свет в мир, чтобы осветить все остальные народы.

Сегодня у нас нет силы, потому что между нами нет единства. А потому мы не можем ни притянуть свет себе, ни распространить его через себя по всему миру. В нас нет того света, который мы должны раздать другим народам, а потому они обвиняют нас во всех своих несчастьях.

Ведь все переживаемые ими страдания вызваны тем ощущением, что они должны были получить от народа Израиля что-то хорошее, и не получают. Нужно прислушаться к тому, что они говорят. Нет народа в мире, который бы не предъявлял претензий к народу Израиля, начиная от стран латинской Америки и до Японии, от Австралии и до Исландии. И мы видим, насколько настойчиво они требуют. А чем хуже будет становиться миру, тем сильнее станут эти требования к Израилю.

Из 470-й беседы о новой жизни, 11.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единство – залог победы, ч.1

Жить по уму или по любви

Стрелочники на пути света

Единство – залог победы, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что именно мы празднуем в Хануку, чему так радуемся, и как сделать так, чтобы наша сегодняшняя жизнь стала радостной не только в праздник?

Праздник Ханука посвящен событиям, произошедшим в 167 до н.э., Маккавейской войне. Но война шла не только с греками.

В самом народе Израиля произошел глубокий раскол, разделив общество надвое: на тех, кто сопротивлялся греческому нашествию, и тех, кто поддерживал его. Светская элита приняла новые ценности, привнесенные греками в народ Израиля.

А другая группа, назвавшая себя Маккавеи, сопротивлялась проникновению чуждой, греческой культуры в еврейский народ. Таким образом, в народе произошел раскол, внутренняя, идеологическая война. И все это в условиях серьезной внешней угрозы.

Можно ли просмотреть тут какие-то параллели с тем, что происходит в наше время в израильском обществе, и сегодня живущем в условиях внутреннего раскола и внешней угрозы?

Ответ: Разумеется, сегодняшняя ситуация сильно отличается от Маккавейской войны. Ведь греки не собирались завоевывать государство Израиль, они только хотели насадить в нем свою культуру, отношение к природе, науку, уклад жизни.

В этом состояла внутренняя суть этих войн, призванных распространить везде греческий материализм. Греки соглашались, что есть высшие силы природы, но они очень простые. Главное, чтобы человек поклонялся им, а в остальном может жить, как хочет. 

Они не требовали от человека жить по законам единства, как это было принято в народе Израиля. Поэтому многие народы добровольно приняли власть греков.  Если человек принимал греческую культуру, их статуи, стадионы, то он становился таким же, как они. С такими же целями позже англичане и французы колонизировали африканские страны, принеся им свою культуру.

То есть это была война культур. И в Израиле разгорелась война, потому что он не хотел перенимать от греков их сугубо материальный подход к жизни. Это привело к внутреннему расколу в народе Израиля: между теми, кто принял греческий подход, и теми, кто ему сопротивлялся.

Материальный подход к жизни приветствовался именно элитой, военачальниками,  богачами, управляющими – самым верхним слоем общества.

Вопрос: А какой в то время была культура Израильского народа, которую он так защищал от греков?

Ответ: Это была та самая культура, которая сложилась в группе Авраама на основе любви к ближнему как к самому себе. Она связывала всех узами взаимной любви и отдачи. Каждый понимал, что соединен со всеми и существует только благодаря этому единству.

А реализовав такое соединение между собой, они ощутили свою связь с высшей силой природы. Ведь во всей природе действует лишь одна высшая сила, которую можно назвать Творцом.

Эта сила подсвечивает человеку согласно закону соответствия свойств. Когда мы соединяемся между собой, то тоже становимся как один, как и эта сила. А потому она начинает нам светить, и мы ее чувствуем. Мы ощущаем это свечение, присутствие светлой силы между нами, приносящей нам благословение и успех во всех наших делах.

Это словно добрая энергия, проявляющаяся в каждом человеке из народа Израиля и во всем этом народе.

Вопрос: Если эта сила несет такое благо, то почему же греки были против нее?

Ответ: Дело в том, что для раскрытия этой силы в нашем соединении, нужно вести борьбу со своим эгоизмом. Ведь эгоизм отталкивает нас друг от друга, и приходится постоянно сражаться с ним и стараться тянуться к другим.

Поэтому нам необходимо пробуждать силы окружения, чтобы оно обязывало каждого и притягивало к себе, распространяло это знание и призывало всех заботиться обо всех. Это называется взаимным поручительством. Самое важное – это наше единство. Только благодаря ему мы существуем и побеждаем.

Из 470-й беседы о новой жизни, 11.12.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Современная Маккавейская война с глобальным эгоизмом

Маккавейская война

Стрелочники на пути света

Ханука в человеке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я начал читать о Хануке, о войне макабим против яваним (греков), и не понимаю, как связать происходящее с нашим миром?

Ответ: Для начала надо принять условие: все, что говорит каббала, она говорит

1) о происходящем в духовном мире,

2) происходящем в одном человеке.

Война макабим с яваним – это борьба сил отдачи с силами получения в человеке, идущем к единению с Творцом. Кто не занимается каббалой, не ощущает в себе ни макабим, ни яваним, а также Фараона и  всех прочих персонажей Торы. Все они возникают в самом человеке и только при правильном изучении каббалы.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Маккавейская война

Война философов и каббалистов

И значит, нам нужна одна победа

Каббалистические праздники

каббалист Михаэль ЛайтманВсе праздники народа Израиля исходят из каббалы и символизируют различные этапы нашего духовного развития.

Поднимаясь по  лестнице духовных миров, от полного отсечения от Творца до полного сближения и единения с Ним, человек проходит множество определенных ступеней. Но среди них есть особые ступени, которые называются праздниками или добрыми днями (на иврите "йом тов").

Праздник Песах, который в нашем мире отмечается как освобождение от египетского рабства,  отражает первую духовную ступень – выход из эгоизма, освобождение от него, подъем над ним.

Затем следует ступень дарования Торы, которую олицетворяет праздник Шавуот.

Разбиение скрижалей, то есть временное возвращение обратно в Египет (падение в эгоизм) символизирует Тиша бэ-Ав. Сейчас эта дата считается днем скорби, но в будущем это будет особый, радостный день.

За Тиша бэ-Ав следует Рош а-Шана (Новый год) – очень серьезный поворот к новому духовному исправлению. 

Через десять дней после Нового года наступает День Искупления (Йом Кипур), когда проверяются все состояния человека, а затем раскрываются и исправляются все его прегрешения.

После Йом Кипура человек начинает получать особый исправляющий свет, так называемый свет Суккот – ор макиф (окружающий свет), возвращающий его к Источнику.

В течение семи дней Суккот человек приходит к состоянию, называемому праздник Симхат Тора – радость Торы, ведь тот свет, который нисходил на него и дал ему общее исправление, приводит к сближению с Творцом. 

Следующий праздник Ханука – это праздник света, который поднимает нас над эгоизмом и делает свободными от него. Возвышаясь над эго, человек ощущает выход на свободу. Но это еще не полное исправление.

Полное исправление наступает тогда, когда мы окончательно преображаем эгоизм в состояние отдачи и любви. Это происходит в Пурим. 

Так человек проходит весь цикл праздников, олицетворяющих собой историю народа Израиля. Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем мы, наконец, достигнем Пурима – полного исправления, и на этом закончится наша земная сага – история пребывания человека в этом мире.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2, 22.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В праздничном круговороте

С праздником достижения единства с природой!

Приглашаю в гости свет исправления

Короткие истории. Подъем на гору Синай

каббалист Михаэль ЛайтманПройдя все этапы жизни в Египте и выхода из него, народ Израиля приходит к состоянию, которое называется "гора Синай". Он начинает осознавать, что стоит перед огромной горой зла, ведь "Синай" – это взаимная ненависть, глубокое отторжение между людьми, во много раз большее, чем в Египте.

И если, находясь в Египте или в Древнем Вавилоне, они до конца не осознавали этого, то сейчас зло полностью раскрывается перед ними.

Поэтому народ в смятении и даже не представляет, что делать. Но Моше успокаивает их, обещая наладить контакт между ними и Творцом. В этом заключается его роль, ведь он представляет собой соединяющее звено между народом Израиля и высшей силой. Без его указания и помощи, без его связи с Творцом, люди ничего не смогли бы сделать.

Он поднимается на гору Синай. А народ не ощущает этого контакта и потому готов вернуться в Египет. Главное для него – почувствовать, что в его руках что-то есть, уцепиться за что-то! Маленького человечка пугает ненависть.

Представьте, что вы живете в многоэтажном доме, в котором все люто ненавидят вас. Вы боитесь выйти из квартиры, открыть окно, чувствуете со всех сторон флюиды такой ненависти, что теряете сон и аппетит. Это страшное состояние! То же самое ощущают люди, стоящие у горы Синай. Им раскрывается истинная природа их эгоизма, и они видят, что никак не могут справиться с ним, ведь некогда помогавшей им связи с Творцом уже нет.  

Но Моше обещает им, что поднимется до уровня этой связи, создаст контакт между ними и выведет их из этой ненависти. Ведь только он в состоянии подняться над горой эгоизма. Но это – всего лишь одно маленькое свойство в нас.

Как только оно отрывается от народа, у них пропадает надежда связаться с Творцом, и единственное спасение они видят в создании золотого тельца, который, как им кажется, свяжет их между собой. Им не за что больше держаться.

Они готовы снять с себя все золотые украшения и пожертвовать ими, только бы что-то объединило их. Ведь по сравнению с огромной ненавистью этот маленький эгоизм, олицетворяемый золотым тельцом, хотя бы отчасти, эгоистически связывает их между собой.

Спустившись с горы, Моше приближается к народу, желая через себя закоротить их на Творца и создать между ними контакт, но видит, что они вновь поклоняются своему эгоизму (золотому тельцу). Тогда он разбивает скрижали завета – инструкцию, полученную на горе Синай, которая сейчас непригодна для народа, ведь он упал на совершенно другой уровень.

Моше вновь поднимается на гору, т.е. выше эгоизма, и, соединяясь над ним с высшей ступенью отдачи и любви, получает от Творца вторую инструкцию. Спускаясь с этой духовной ступени вниз, он передает народу программу объединения: раскрытие Творца в их постепенном сближении и единении между собой.

Программа включает все основные законы Торы, самый главный из которых – "возлюби ближнего, как себя". И народ готов выполнить это и объединиться.

День, когда Моше второй раз спускается с горы Синай, называется Днем Искупления (Йом Кипур). Он приносит народу скрижали, то есть десять условий против десяти египетских казней. Выполняя эти условия на духовном уровне, они достигают такого объединения, когда между ними проявляется Творец, и они сливаются с Ним в полном единении. Это и является целью их исправления.

Из ТВ программы "Короткие истории", ч.2, 22.10.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Переход "египетской границы"

Короткие истории. Каббалистические школы

Короткие истории. Развитие группы Авраама: "Йосеф"

Страница 65 из 71« Первая...6364656667...Последняя »