Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Не сказка, а подлинная правда

каббалист Михаэль ЛайтманВ первую очередь, нужно изучить, какие силы нами управляют: какие пробуждают в нас мысли, желания, отношение к ближнему. В конце концов, мы поймем, что эгоизм приносит нам зло и необходимо выйти из своей эгоистичной природы.

Ведь я – раб своего эгоизма, недоброго отношения к ближнему. Внутри меня скрывается негативная сила, все время заставляющая меня критически смотреть на всех. Я осуждаю все, кроме того, что принадлежит мне, моим детям, моей семье, в лучшем случае, еще нескольким ближайшим друзьям.

Это называется рабством, потому что я не могу из него выйти. У меня нет никаких шансов вырваться из своей эгоистичной природы. Я не смогу поменять свое отношение к другим с плохого на хорошее при всем желании, хотя моя жизнь стала бы приятнее и спокойнее. Я бы спокойно ехал по дороге и слушал музыку, вместо того, чтобы обгонять всех и подрезать.

Вопрос: Так спокойно ездят только старики?

Ответ: Старые люди ведут себя так, потому что их ограничивает сила природы. Но меня сила природы еще не ограничивает, а заставляет вести себя так, как все, поэтому я всех обгоняю и не пропускаю никого вперед себя. Это называется злом, рабством у своего эгоизма. 

Если мы обратим внимание на то, как относимся друг к другу, то обнаружим, что все время стараемся взять власть над другими, насколько только возможно. Это выражается даже без слов – одним движением, отношением, позой. Каждый обязан чувствовать, что он больше других и не зависит от них, что он особенный, не такой, как все.

И это – зло, ведь я так не думаю относительно своих детей. Это очень простая проверка. Именно поэтому мир делится для нас на семью и на все, что вне ее. Нужно понять, что у нас не будет хорошей жизни до тех пор, пока мы не почувствуем всех родными людьми, своей семьей.

Именно об этом рассказывает Пасхальное Сказание, и это не сказка, а подлинная правда, которой мы обязаны достичь. Это будет новым рождением, при котором человек выходит из рабства эгоизма на свободу от него, становясь свободным народом в своей стране, то есть в своем желании.

Мы уже не будем находиться внутри своего эгоизма, все время пробуждающего в нас ненависть к остальным. А потому мы собираемся вокруг горы Синай и при виде этой разделяющей нас горы ненависти соглашаемся соединиться в одного человека с одним сердцем.

Вопрос: Что значит, быть свободным человеком?

Ответ: Стать свободным человеком – значит освободиться от своего эгоизма и относиться к другим так же хорошо, как к собственным детям. И таким путем мы достигаем спокойствия и мира, полного добра. Это дает ощущение хорошей жизни, успеха, прекрасного настроения. Человек чувствует себя словно в Раю и понимает, что ради этого стоит жить.

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Возможно ли наслаждаться успехами соседа?

Раб не поймет свободного человека

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Беседа о Песахе, ч.2

Беседа на тему "Песах", в рамках ТВ программы "Беседы".

Мой собеседник - режиссер, сценарист и постановщик Семен Винокур.

001 - Тайны вечной Книги

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседа о Песахе, ч.1

Свобода в несвободе от любви

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Большинство людей воспринимают Песах как неделю праздника. И вдруг Вы говорите, что в этом состоянии можно находиться каждый день.

Ответ: Как только я обнаруживаю в себе, что нахожусь во власти фараона (эгоизма), и мне необходимо каким-то образом подняться над ним, выйти из него, я сразу же пытаюсь прикладывать все возможные усилия, чтобы преодолеть его.

Но сам я не могу превозмочь эго, я с ним не воюю и даже люблю его. Это самое главное, что должен понять человек! Ведь эгоизм помогает мне подняться. Сказано, что человек должен одинаково благодарить как за хорошее, так и за плохое. Тот из нас велик, кто может обратить своего ненавистника в любимого. 

Если правильно смотреть на эгоизм, то мы нуждаемся в этой силе. Потому и говорится, что фараон приблизил народ Израиля к Творцу. Если бы в нас не было злых побуждений, если бы мы не испытывали страдания, то никогда бы не ощутили потребность в связи с Высшей силой, с Творцом.

Но сейчас мы рассматриваем этот вопрос на земном, практическом уровне. И если мы находимся в постоянном эгоистическом росте, то Песах для нас – пример возвышения над эго. Не зря сказано, что в каждом поколении человек должен видеть себя, как будто он выходит из Египта. 

Под "поколением" имеется в виду каждый момент времени, потому что каждое изменение во мне считается новым поколением. Я всегда должен чувствовать себя выходящим из Египта, хотя сразу же попадаю в новый Египет и вновь выхожу из него, и снова попадаю – и так очень быстро заканчиваю все свои исправления и дохожу до цели.

Как она достигается? Наука каббала дает очень простое объяснение: объединением! Конечная цель, к которой мы должны прийти – "возлюби ближнего, как себя", и достичь ее можно за счет всех возможных усилий по сближению между нами.

Каббала объясняет, каких именно. Ведь наш мир полон всяких идей, теорий, практик. Всё, что выдумали люди, взято из различных философий, религий, верований и психологических ухищрений взамен науки каббала.

Человечество искало, как укротить свой эгоизм, потому что он разрывает его: не позволяет жить в семье, общаться с друзьями, правильно взаимодействовать друг с другом. Что делать с самой природой? Почему она настроена против нас? И не только она, но и сам человек настроен против себя!

У людей не было правильной методики воспитания. Поэтому они вводили законы, подавляющие, сжимающие, уменьшающие эгоизм, пытаясь подчинить его себе. Подавление – основа всех религий. А нам нужна методика, которая уравновешивала бы эгоизм, и тогда каждый мог бы им правильно пользоваться, но не подавлять!

Революционность науки каббала заключается в свободном развитии эгоизма и в последующем возвышении над ним.

Каббала приводит человека к состоянию свободы. Ты не стесняешься, не порицаешь себя, не обвиняешь других. Ты лишь должен постоянно стремиться раскрывать методику дополнения эгоизма противоположной ему силой, чтобы они взаимно правильно работали.

Эгоизм поднимал бы альтруистическую силу – силу любви, и вместе они работали бы в гармоничном симбиозе, перекатываясь: пе-сах, пе-сах.

Невозможно обойтись без изгнания из доброго свойства любви в свойства, которые олицетворяет собой Египет: жесткость, ненависть, власть. Но вдруг, когда они покрываются любовью, ты уже не ощущаешь их таковыми, и выполняешь их из любви, хотя и кажется, что вроде бы ты жестко ограничен.

Ведь, чтобы "возлюбить ближнего, как себя", ты должен заботиться обо всех! Где же в таком случае твоя свобода? Наоборот! Ты постоянно думаешь только о том, чего кому не хватает и как бы им чем-то помочь. В итоге, где же "я"?

Парадокс, но благодаря любви ты забываешь о себе, и тогда ты абсолютно свободен. Ты находишься в постоянном движении, в постоянной заботе, однако она сладка и нет ничего более радостного. Как у матери, которая заботится о младенце, и это доставляет ей огромное наслаждение.

Поэтому нам надо просто понять, каким образом эгоизм начинает действовать вместе со свойством любви в таком дополнении, что мы его уже не ощущаем как эгоизм. Он нужен нам, ведь без него мы не испытывали бы никаких положительных чувств.

Я могу почувствовать другого именно благодаря тому, что не хочу этого, но инверсно "оборачивая" его на новый объект, получаю новые чувства. Иными словами, чем больше ненависть, тем больше любовь. 

Сказано в Книге Зоар, что ученики рабби Шимона, написавшие ее, перед началом каждого занятия ощущали глубокую ненависть друг к другу, а затем, начиная объединяться, создавали любовь. Именно так они смогли постичь это духовное свойство и описать его в Книге Зоар.

Они должны были ощутить испепеляющую ненависть, чтобы потом подняться над ней и раскрыть вместо уничтожающего огня ненависти огонь любви. Только из противоположности двух свойств они смогли описать постигнутое ими огромное сияние.

Из ТВ программы "Беседы о Песахе" №2, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – праздник, который всегда с тобой

Замысел Природы: предпосылки к Песаху

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Песах. Я люблю свой эгоизм (клип)

Написано, что человек должен благодарить как за хорошее, так и за плохое, и что герой среди героев тот, кто своего ненавистника обращает в любящего. Мы продвигаемся за счет чужих, жестоких, ненавидящих нас сил, вынуждающих нас приложить свои силы для их преодоления, и когда в итоге мы поймем, что ничего нельзя сделать, и иного выхода нет, тогда обратимся к Творцу и так найдем Его.

Лидер, ведущий к свету

каббалист Михаэль ЛайтманМоше и великий переворот

Вопрос: В современном мире ярко проявляется кризис руководства. Оглядываясь назад, мы видим лидеров большего масштаба по сравнению с нынешними. В этом контексте, особое значение принимает персонаж наступающих пасхальных праздников – Моше.

Причем сегодня нас интересует не Моше сам по себе, а та модель руководства, которая выведет народ на твердую почву, к новой жизни и процветанию.

В свое время Моше удалось произвести настоящий переворот в народе и провести его через тяжелейшие невзгоды, несмотря на все сложности и сопротивление.

Каким образом он совершил это "чудо"? Сегодня, когда общество ищет целеустремленного лидера с багажом настоящих ценностей, можем ли мы почерпнуть что-то, научиться чему-то у Моше?

Ответ: Прежде всего, мы не понимаем, на каком уровне находился этот человек. Речь идет о духовной ступени, раскрывшейся в нашем мире как Моше. По свойству отдачи, по любви к ближним, он стоит выше любого другого. 

У него не было никаких способностей к лидерству. Вообще, у предводителя народа Израиля не должно быть каких-то особых лидерских дарований. Есть достаточно людей, умеющих вести дела и манипулировать другими согласно своим эгоистическим устремлениям. Манипулировать можно как в дурном, так и в хорошем ключе, – однако все равно эгоистически.

С другой стороны, настоящий лидер, устремленный "прямо к Высшему" (яшар-Эль) и именующийся "Исраэль" – т.е. ведущий нас к свойству отдачи и любви, – не должен блистать интеллектом, умничать, хитрить и, тем более, обманывать. Наоборот, ему как раз надо быть бесхитростным. Ведь именно в мере этой бесхитростности высший свет через него воздействует на других.

Такой лидер желает лишь одного – максимально приобщаться к свойству отдачи и любви, которое называется "Творец", или "Высшая сила". И если человек следует этому принципу, то "высший свет", сила отдачи и любви через него воздействует на весь народ.

Тем самым лидер обучает народ и постепенно, поэтапно, терпеливо ведет его через все перипетии – пока не приводит людей к исправлению.

Тогда и они обретают ту же меру терпения, готовности к взаимным уступкам, взаимному единению – и так становятся народом Израиля. Народом, в котором все объединены для того, чтобы в них раскрывалось свойство отдачи и любви, зовущееся "Творец".

Без поблажек

Вот что олицетворяет Моше. Он несет в себе качества великого каббалиста, постигающего Божественное, – так что через него проходит свет, и тем самым народ обучается единению.

Роль такого лидера очень трудна для него самого и для народа, которому он ни в чем не может уступить. Ведь со своей высоты он видит, что никаких уступок быть не может – или продвижение, или смерть.

А народ тем временем постоянно получает добавки эгоизма. Это касается и нас: наше эго раз за разом усиливается, и над ним мы должны снова и снова исправлять себя. Себялюбие укрепляется в левой линии, и задача Моше – помогать человеку в уравновешивании эгоизма любовью, жалостью, милосердием, единением. Снова и снова, на каждой ступени.

Учитель Природоведения

Вопрос: Чего требует такой лидер? Куда он направляет народ?

Ответ: Он объясняет народу законы Природы, называющиеся также "законами Торы", "духовными законами" или "волей Творца".

Всё это – одно и то же. Ведь "Бог" (אלקים) по гематрии – "Природа" (הטבע). "Творец" – это сила Природы, творящая, формирующая, поддерживающая и развивающая всё.

Соответственно, Моше – словно "большой ученый", объясняющий нам всё, что происходит в человеке, в обществе, в Природе. Он объясняет, откуда мы и куда идем, как развиваемся, какие силы нами движут, как можно вмешаться в их действие и как переходить из состояния в состояние.

Все состояния предопределены в Природе – и Моше объясняет нам, каким будет следующее. Достичь его можно двумя способами: путем страданий или путем света, "путем Торы". И Моше старается направить нас на верный путь.

Оступаться, но не отступать

Идя за Моше, народ каждый раз сталкивается с очередной неприятностью – но не из-за того, что что-то пошло не так. Просто людям раскрывается еще большее эгоистическое желание, и вот они уже снова не согласны с Моше.

То же самое происходит и с каждым человеком в отдельности: в нем тоже есть "Исраэль" и "Моше". Свойство народа Израиля усиливается в левой линии – и тогда ему противостоит свойство Моше. "Исраэль", возобладав слева, не согласен, а "Моше" поднимается и опять наводит порядок.

Сказано об этом: "Человек не выполнит заповедь, пока не оступится на ней", "Кто возвышается над другим, над тем возвышается его злое начало". Иными словами, мы постоянно растем в своем эгоизме и каждый раз должны "покрывать" его любовью, отдачей, взаимным единением.

Из 542-й беседы о новой жизни, 26.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Переход "египетской границы"

За кем пойдет народ?

Духовная вершина мира

Беседы о новой жизни, ч.540

Беседа на тему "Песах: Рабами мы были?", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.539

Беседы о новой жизни, ч.538

Беседы о новой жизни, ч.537

Песах: Шаг через бездну

каббалист Михаэль Лайтман 0-группаНачало – в посте Песах – напоминание о будущем

Выход всегда один – в единство между нами.

Вот о чем говорит нам Песах – праздник, символизирующий рождение народа Израиля из единства вопреки отторжению. Пока между нами царит рознь, мы не народ, мы в изгнании. И только доброе единение создает из нас ту общность, которая по праву зовется "Исраэль".

Готовясь к этому подъему, мы проводим в доме уборку – очищаемся от розни между нами. Пасхальный седер означает порядок обновления наших расстроенных взаимосвязей.

Избавившись от этой эгоистической "закваски", мы семь дней едим мацу – как символ восхождения на ступень взаимной отдачи, которая в Египте казалась нам "пресной". Рабами разобщения, рабами собственной природы мы начинаем этот путь, а завершим его свободными людьми, единым народом.

И вовсе не удивительно, что каждый раз надо заново отрекаться от поклонения тем ценностям, которые разобщают нас, где бы мы ни жили. Каждый такой порыв становится этапом выхода из Египта – ведь "Песах" означает, что мы перешагиваем (пасах) через рознь на ступень любви.

Продолжение следует...

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах: Ночь исхода

Песах: Под властью разобщения

Песах: Братья по духу

Беседа о Песахе, ч.1

Беседа на тему "Песах", в рамках ТВ программы "Беседы".

Мой собеседник - режиссер, сценарист и постановщик Семен Винокур.

001 - Беседа о Песахе

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 

Возможно ли наслаждаться успехами соседа?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Должен ли я искать самого себя в Пасхальном Сказании, рассказывающем о выходе из египетского рабства, и проводить аналогии со своей сегодняшней жизнью?

Ответ: Сказано, что "деяния отцов – пример для сыновей", а также, что человек должен каждый день видеть себя выходящим из Египта.

Вопрос: Что значит быть рабом в Египте?

Ответ: Раб – это очень высокая ступень. Ощущать себя рабом – это значит, осознавать, что находишься внутри своего эгоизма, который властвует над тобой и не позволяет тебе из него выйти, даже если захочешь.

Мы смотрим в окно на соседа, выходим на улицу, выезжаем на шоссе, приходим на работу – везде мы действуем согласно своей эгоистической природе. Как бы мы ни старались быть дружелюбными и вежливыми, но через несколько минут все равно взрываемся и раздражаемся.

Авраам в первую очередь объяснял человеку те силы, которые им управляют. Он учил, что мысли, желания, которые в нас пробуждаются – это следствие нашей эгоистической природы. 

Нужно постоянно анализировать свои мысли и отношение к другим, познавая самого себя, чтобы понять, кто я такой и кто мной управляет. В итоге я выясняю, что движим злой силой, ведь она все время противопоставляет меня остальным, заставляя завидовать их покупкам, делам, успехам.

Но давайте сравним это с отношением к своему ребенку. Как бы мы относились к соседям, если бы это были близкие нам люди – наши дети? Тогда и выяснится, что наше отношение – это зло. К своему ребенку мы естественным образом относимся иначе, чем к чужому человеку, ведь чувствуем инстинктивную, животную любовь.

Вопрос: Зачем мне любить чужих людей, как собственных детей?

Ответ: А иначе, эгоизм не даст мне существовать, отравляя всю мою жизнь. Он все время ставит меня в противостояние с другими, превращая всю мою жизнь в нескончаемую войну. Достаточно посмотреть на то, что происходит в израильском обществе и вообще в человеческом обществе во всем мире.

Чем больше мы становимся связанными в интегральном мире, тем сильнее ненавидим друг друга. Наш эгоизм проявляется все больше, ведь мы становимся ближе и вступаем в трения. Вот здесь мы и постановляем, что наша природа злая.

Проще, конечно, заметить это в других, видя распри в правительстве, чем в самом себе – но нужно учиться, чтобы в итоге осознать, что наша природа несет нам зло. Ведь она не дает нам наслаждаться жизнью.

Если бы я смотрел на мир и радовался чужим успехам и продвижению, словно успехам моих собственных детей, мне было бы приятно жить. Я всегда был бы в прекрасном настроении. А сейчас я смотрю на новую машину соседа и страдаю от зависти – разве это хорошая жизнь?

Мы даже не представляем себе, сколько удовольствия получали бы, глядя на соседа и восторгаясь, будто это наш сын купил новую машину.

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб не поймет свободного человека

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Свободный человек или раб своей природы?

Песах – праздник, который всегда с тобой

каббалист Михаэль ЛайтманЧтобы прийти к состоянию "Песах", мы должны достичь такого уровня развития, когда не в состоянии работать с эгоизмом – нам необходимо подняться над ним.

Впервые скачок эгоизма произошел в Вавилоне. На фоне этого всплеска, взыгравшего в небольшом по численности человечестве, древневавилонский жрец Авраам раскрыл систему подъема над эгоизмом.

Эту методику приняло несколько тысяч человек, которые ушли вместе с ним в землю Ханаан – нынешний Израиль. Авраам обучал своих приверженцев, что значит быть в любви между собой, поднимаясь над эго и постоянно перешагивая через свой эгоизм – пе-сах, пе-сах (от слова "пасах" – переходить).

Наше эго все время растет, а мы растем над ним, покрывая его по закону "все прегрешения покроет любовь". Прегрешения остаются, но чем они больше, вплоть до огромной ненависти, тем между нами возникает большая любовь.   

Мы не скрываем своей ненависти, не стесняемся ее, поскольку понимаем, что она исходит из природы человека, и наша задача – выявить в природе следующую, положительную силу, которая дала бы нам возможность покрыть ненависть любовью. 

Тогда мы будем находиться в состоянии постоянного духовного возвышения. А ненависть будет определять высоту той любви, которой мы ее покрываем.

И выходит, что мы можем постоянно расти. То есть каждый переход со ступени на ступень, это и будет Песах (пе-сах) – праздник, который всегда с тобой.

Из ТВ программы "Беседы о Песахе" №2, 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Раб не поймет свободного человека

Праздник освобождения от пут ненависти

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Песах. Как стать свободным (клип)

Каббала приводит человека к состоянию свободы. Ты не стесняешься, кто ты и что ты, ты не порицаешь себя, ты не обвиняешь других. Ты должен лишь все время стремиться практически еще больше раскрыть методику дополнения эгоизма противоположной ему силой любви, чтобы они правильно работали вместе. И таким образом ты будешь подниматься по ступеням духовных миров.

Песах: Ночь исхода

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте Песах – напоминание о будущем

Подлинное единство куется в борьбе с эгоизмом.

Возмужание свойства Моше в человеке и в народе ведет к прямому противостоянию с Фараоном. Тора описывает эти состояния как "десять египетских казней", десять ударов по эгоизму с требованием: "Отпусти народ мой". Они разворачиваются на фоне бессилия и в то же время отчаянной потребности освободиться.

Вот об этой внутренней "ночи" и повествует Пасхальная агада: "Чем отличается эта ночь от всех других ночей?.." В Египте нам надо выбраться из трясины себялюбия, и мы устремляемся наверх, еще не имея сил на единство, но имея силы на побег.

Все вместе, во взаимном поручительстве, мы стараемся уйти от преследования, от внутренних распрей – и тем дальше оказываемся от Египта, пока не приходим к горе Синай, чтобы завершить начатое.

Так Фараон, эгоизм, подталкивает нас к новой ступени любви. В конечном итоге взойти на нее должно будет все человечество, но первыми это делаем мы. Египет – кузница еврейского народа, необходимый этап его становления.

Продолжение следует...

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах: Под властью разобщения

Песах: Братья по духу

Песах – напоминание о будущем

Беседы о новой жизни, ч.539

Беседа на тему "Песах", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Яэль Лешед-Арэль, консультант по трудоустройству и инструктор групп.

002 - Беседа о новой жизни, Яэль Лешед-Арэль  

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.538

Беседы о новой жизни, ч.537

Беседы о новой жизни, ч.534

Раб не поймет свободного человека

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Песах, выход из египетского рабства, представляется как новое рождение? Эта история начинается с рассказа о рождении Моше, а заканчивается египетскими казнями, похожими на родовые схватки, после которых происходит переход через Конечное море, будто рождение в новом мире.

Ответ: Новая жизнь зарождается и варится внутри этого огромного котла, называемого Египет. Она формируется за счет наших выяснений и попыток понять, как справиться со своей эгоистической природой.

В конце концов, мы выясняем, что не способны сопротивляться своему эгоизму, и обязаны от него сбежать – подняться над ним. Это требует качественных изменений: замены всех наших привычек, форм отношений, прежнего воспитания, полученного в Вавилоне.

Когда мы начинаем объединяться благодаря методике Авраама, то обретаем новые привычки и отношение друг к другу, новый взгляд на жизнь, все воспринимая через очки единства.

Это означает новое рождение, ведь из меня получается новый человек, который научился смотреть только сквозь наше объединение на самого себя, свою семью, народ, мир, всю жизнь.

Если бы я повстречался с собой прежним, которым был до того, как получил воспитание по методике Авраама и объединился с  другими – это были бы два разных человека, не понимающих друг друга. Один из них – раб, а другой – свободный человек, независимый от своей эгоистической природы. Ведь он получил новую природу – природу любви вместо природы ненависти.

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободный человек или раб своей природы?

Чистый дом и чистое сердце

Ближайший к нам духовный корень – "Песах"

Замысел Природы: предпосылки к Песаху

каббалист Михаэль ЛайтманПесах – праздник, который всегда с тобой

Песах – это праздник, который всегда с тобой, потому что на духовном пути мы все время должны быть в состоянии перехода ("пе-сах" от слова "пасах", переходить), т.е. в постоянном движении вперед.

Праздник Песах - не фрагмент нашей истории или точка на эволюционной оси, а ежедневное, ежечасное, ежесекундное развитие творения во всех его частях на неживом, растительном, животном и человеческом уровне.

Чтобы понять суть этого праздника, мы должны глобально взглянуть на историю развития творения.

Творение, свободное от Творца  

Человек создан противоположным Творцу. Творец – это свойство добра, отдачи и любви, поэтому его можно создавать, расширять, объединять, оживлять. Это – мысль или сила, задачей которой является создать творение, подобное ей.

Но для того чтобы творение существовало в единении с Творцом, надо определить, какая между ними разница. Если творение такое же, как Творец, то оно просто сливается с Ним. 

Что же тогда в нем противоположно и в то же время подобно Творцу? Ведь именно в этом случае оно может ощущать себя, ощущать Творца, постигать Его, находиться с Ним в слиянии. Это очень сложные понятия. Поэтому можно принять их пока априори, а потом они прояснятся.

Чтобы у творения была возможность развиваться, оно должно выйти из Творца, отдалиться от Него, не ощущать Его влияния – оно должно чувствовать себя свободным.

Как же можно стать свободным от великой силы, единственно существующей в мироздании? Ведь кроме нее ничего нет, все заключено внутри нее. Нет ни объема, который бы она занимала, ни чего-то вне этого объема. В нашем мире существует ограничение по месту, действию и времени, а в духовном мире этого нет. Там безгранично властвует только одна единственная сила вне времени, пространства, движения.

Как сделать так, чтобы творение появилось, имело какое-то место, и можно было говорить о ком-то или о чем-то, что имеет свою свободу воли, понимание, ощущение, желание, действие, влияние, начало и конец? Возникает проблема: как вывести творение из Творца. 

Поэтому появляется необходимость создать творение иным, отличным от Творца, противоположным Ему. Иначе никак! Или ты полностью слит с Ним, и тогда тебя нет. Или ты абсолютно оторван от Него, и тогда ты существуешь.

Но в этом случае ты полностью противоположен Ему и совершенно не чувствуешь Его, потому что у вас нет никаких подобных свойств, мыслей, чувств. Вы будто находитесь в разных плоскостях и не соединяетесь вместе. Именно к такому состоянию надо привести творение.

Изначально созданное творение все время находится вместе с Творцом, под Его властью, и все противоположные Творцу свойства не проявляются, приглушены в нем. А затем Творец скрывается, делает на себя ограничение (цимцум), и творение начинает чувствовать себя свободным от Него, единственно существующим в своей природе, в своем желании получать, наслаждаться.

Если Творец – это свойство отдавать, любить, то творение, чтобы почувствовать себя самостоятельным, становится другим – свойством получать, ненавидеть. В таком состоянии оно разрывается на части, каждая из которых противоположна другим. Это происходит подобно тому, как внутренняя энергия разрывает в космосе огромные массы небесных тел. В принципе, именно так из точки Большого взрыва появилась наша Вселенная. 

С этого начинается развитие неживой, растительной, животной и человеческой природы, протекающее в антагонизме между собой, за счет поглощения друг друга и борьбы противоположностей.

Основа человека – борьба противоположностей

С каждым поколением люди раскрывают, что становятся все более эгоистичными, противоположными друг другу. И хотя они понимают, что им надо бы взаимодействовать друг с другом, но не могут – в них существуют две полярные силы. Одна из них характеризуется тем, что они исходят от Творца, вторая – тем, что они противоположны Творцу.

Эта борьба противоположностей является основой человека и отличает его от неживой, растительной и животной природы, потому что обе силы развиваются в нем параллельно, дополняют друг друга, и хотя находятся в постоянном антагонизме между собой, но все-таки в определенном симбиозе.

Мы, как маленькие дети, не можем дружно играть вместе. Нам надо обязательно что-то отобрать у другого: и ему не дам, и сам не буду играть. Иными словами, мы не можем преодолеть свою эгоистическую природу.

Мы не созданы равными в этих двух характерных для нас свойствах, мы не созданы умными, чтобы с помощью разума покорить свои эгоистические порывы. Мы можем это понять, если речь идет не о нас, но как только уходим в себя, в нас начинают работать эгоистические инстинкты, которые сильнее разума.

Говоря о дружбе и единстве, мы искренне верим, что нужно быть вместе, но как только доходит до дела, забываем об этом. Если я работаю только разумом, то могу фантазировать и представлять город солнца и всю Вселенную, полную блаженства, единения, любви. Но как только немного касаюсь своего маленького эгоистического желания, все мгновенно улетучивается, и я хочу стереть другого с лица Земли, чтобы вообще не видеть его перед собой.

Мы созданы такими, и наши желания не могут уравновеситься разумом. То, чего бы хотели все философы, гуманисты, левые, правые невозможно достичь в рамках нашей природы.

В жестоких тисках эгоизма

Природа человека – это зло, и чем дальше мы продвигаемся, тем сильнее отталкиваемся от добра, от всякой связи между нами. В нас все больше развивается взаимный антагонизм, и мы не можем ладить друг с другом ни в семье, ни на работе, ни в быту – нигде и никак.

Расширяясь в своем эгоизме, мы отдаляемся друг от друга и достигаем состояния, когда пространство вдруг схлопывается, становится ограниченным. Долгие годы мы развивались в разные стороны и вдруг обнаружили, что нам некуда лететь. Мы будто оказались в огромном замкнутом помещении, из которого не можем выбраться.

Но эгоизм отталкивает нас друг от друга, и мне хочется убежать подальше от остальных, потому что максимальный комфорт я испытываю, только когда не завишу от них, не имею к ним никакого отношения, и мне, в принципе, наплевать на всех. Мне не важно, буду ли я их подавлять. Я изначально не хочу никого и ничего – я хочу быть один! 

У меня есть свой телефон, компьютер, холодильник, микроволновая печь, машина, квартира, в которой я один… И всё, больше мне ничего не нужно. Если бы у меня была еще возможность зарабатывать без связи с другими… Мне не надо друзей – разве лишь тогда, когда я испытываю желание немного пощекотать нервы. Мне не нужна жена – я могу привести кого-то на один вечер и достаточно. Мне не нужны дети – я не чувствую в них потребности. 

В общем, всё идет к тому, что человек становится одинок. И вместе с этим в нем растет ощущение, что мы находимся в одном помещении, в одном ограниченном пространстве, зависим друг от друга и не можем никуда от этого деться. Это ужасное ощущение, которое на некоторое время может быть разорвано либо войной, либо большими всплесками агрессии.

Как сделать, чтобы человеку было удобно и комфортно в этом мире? Если мы изучим программу нашей эволюции, то увидим, что созданы такими специально, чтобы, развив свои эгоистические желания, мы начали работать над их объединением.

И здесь мы приходим к состоянию, которого совсем не понимаем. Как можно объединить наши эгоистические усилия, порывы, свойства, движения? Человек не представляет этого.

К примеру, в Европе - тридцать с лишним стран. Все они – эгоистические, у всех огромные проблемы. Возможно, эти проблемы можно решить вместе, но никто не может преодолеть свой эгоизм и соединиться с другими так, чтобы совместно решать и решить. Они съезжаются на конференции, саммиты, о чем-то говорят, выносят какие-то постановления, но ничего не получается. Ничего!

У них нет методики, способной преодолеть всеобщее разъединение. Нам надо найти не центробежные, а центростремительные силы, направляющие нас к точке объединения между нами. Мы видим, что наш разум способен только отчасти осознать эту проблему, но преодолеть нашу природу он не может – он не создан для этого.

Мы в чем-то уподобились маленьким несчастным существам, которые сами ведут себя на заклание. Ведь сейчас мы уже совсем спокойно говорим о третьей мировой войне, как о чем-то неизбежном и близком. Мы не хотим иметь детей, а если и рожаем, то только потому, что это дает нам какое-то наслаждение, заботу, наполнение – надо же что-то иметь в жизни.

Но есть люди, которые считают, что и это лишнее.  Они отказываются от потомства, и мы соглашаемся с ними. С одной стороны, зачем нам столько населения на земном шаре? Нет смысла. Не будем рожать, и все. Обычно мы страдаем по человеку, который умирает, а если он не родился, то нечего и страдать.

Сила, способная нас объединить

Нынешнее состояние человечества приводит нас к очень интересной точке эволюции. Нам необходимо раскрыть силу, которая бы связывала нас между собой над нашим эгоизмом. Иначе мы не сможем дальше существовать как цивилизация.

Причем эта сила должна объединять нас вопреки эгоистической природе, которую мы не можем изменить, и которая будет продолжать развиваться так, как развивалась всегда: изнутри нас, инстинктивно, естественно. Сегодня она толкает нас на всевозможные новые действия, расставляет нас по местам в наших проблемах и взаимоотношениях. Нам надо найти еще одну силу. 

Можно ли прийти к этому разумом? – Вряд ли. Я вижу, что даже философы, ученые, экономисты, политологи, обществоведы недопонимают это. Хотя они и видят, что мы зашли в тупик, но подсознательно чувствуют, что нам неоткуда взять эту силу. Так зачем же тогда заниматься фантазиями?

Они не понимают, что другой природы нет. Есть человеческая природа – зло, с которым мы не можем совладать. Мы пытаемся создать всевозможные организации, круги, "восьмерки", "двадцатки" и пр., но видим, что ничего не помогает – то там, то тут вдруг вспыхивает агрессия.

Эти объединяются против тех, те – против этих, причем играют на всех уровнях: против нефти, за нефть и т.д. Сюда замешаны и религии, и прошлые проблемы, и всевозможные исторические накладки и пласты старых взаимоотношений, особенно в Европе.

Поэтому нам очень трудно. Мы просто должны признать констатацию факта, что человечество не видит иного пути, потому что в наших земных рамках и постижениях его нет. И вдруг впервые в истории человечества неожиданно раскрывается и выходит на сцену наука каббала, которая утверждает, что такая методика есть.

Она объясняет, что нет иного пути, кроме как подъем над эгоизмом. Пусть эго развивается, ведь мы не в состоянии диктовать условия, виды и скорость его развития. Мы не можем подавить его, потому что это будет вопреки природе, а нам нужно действовать в соответствии с ней.

Мы должны только извлечь из нее еще одну силу – положительную, которая будет покрывать эгоизм, и тогда сможем правильно использовать его для связи между нами.

Наука каббала объясняет, что это за сила, как извлечь ее из самой природы, каким образом она покрывает эгоизм и приручает его, как укротитель приручает диких зверей. Тогда эго начнет работать в унисон со второй, альтруистической силой. 

И вся эта методика исходит из состояния, называемого "Песах".

Из ТВ программы "Беседы о Песахе", 18.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Праздник освобождения от пут ненависти

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Ежедневная уборка в сердце

Страница 63 из 71« Первая...6162636465...Последняя »