Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Песах: Под властью разобщения

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте Песах – напоминание о будущем

Добрый Фараон всегда уступает место тирану.

Группа Авраама переселилась в Ханаан. Сменялись поколения, в каждом человеке возрастало эго, и главное было – сохранять общую связь, духовное братство.

А затем конфликты усилились до такой степени, что даже братья – сыновья Яакова – не смогли их преодолеть. В Торе этот процесс описывается как наступление голода. Братья продают Йосефа в рабство в Египет (Мицраим), что означает "средоточие зла" (миц ра). Упав со ступени братской любви, они оказались во власти эгоизмаФараона.

Поначалу эта власть была доброй: Фараон возвысил Йосефа, жизнь изобиловала различными благами. Но затем ситуация изменилась, и люди почувствовали, что материальные блага – не все в этой жизни.

Им стало не хватать духовной связи, против которой и выступал Фараон. Теперь все усилия словно уходили в песок, доставались эгоизму и не позволяли сохранять даже крупицу внутреннего единения.

Казалось, выхода нет. Однако именно отчаяние порождает силу, влекущую к единству, – Моше. Он взращен в доме Фараона-эгоизма и поэтому готов противостоять царю египетскому. В каждом из нас жива эта искра, сохранившая суть еврейской души, универсальный взгляд на единый мир, в котором нет места разобщению.

Продолжение следует...

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах: Братья по духу

Песах – напоминание о будущем

Короткие истории. Переход "египетской границы"

Беседы о новой жизни, ч.538

Беседа на тему "Фараон, который между нами", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.537

Беседы о новой жизни, ч.534

Беседы о новой жизни, ч.533

Современное израильское общество

Как выглядит современное израильское обществоРеплика: Современное израильское общество страдает взаимным отчуждением. Люди чувствуют себя чужими друг другу – на полную мощь, вплоть до отвращения и ненависти. Иногда хочется, чтобы кто-то просто исчез, сел на самолет вместе с семьей и улетел навсегда.

Ответ: Именно это мы и ощущали во времена египетского изгнания. Это и есть рабство – когда эгоизм властвует над нами, жестко "играет" с нами и создает между нами такие отношения.

В результате мы оказываемся в состоянии, из которого просто некуда деться. Сегодня некоторым еще кажется, что они могут сбежать куда-нибудь в другую страну. Однако ничего не поможет. Наоборот, там прокатятся такие волны антисемитизма, что беглецы вернутся к нам. Пускай сейчас они брезгуют смотреть в нашу сторону, но завтра у них просто не будет другого выхода.

Вопрос: Не станет ли тогда Израиль кипящей "скороваркой", в которой заперты люди, категорически не выносящие друг друга?

Ответ: Верно. Так было в прошлом, так случится и в будущем – когда у нас не останется другого выхода, кроме объединения. И в этой безысходности мы согласимся с тем, что единство возможно только поверх ненависти. 

Мосты над бездной

Вопрос: Пропасти, разделяющие народ, формировались годами. Сегодня складывается такое впечатление, что мосты над ними уже не перекинуть. Разве можно забыть все распри и обиды? Разве можно совладать с отрицательным потенциалом?

Ответ: Можно. Я не спрашиваю тебя, кто ты и что ты, к какой части народа, общине или партии ты относишься. Ничего такого. Я знаю лишь одно: мы с тобой, мы с любым другим гражданином должны быть вместе. И я иду на это.

Безусловно, мы разные, противоположные, мы даже ненавидим друг друга – всё это совершенно неважно.

А важно только одно – нам необходимо начать объединяться между собой.

Мы демонстрируем это объединение на семинарах, где сидят самые разные, чужие друг другу люди, отражающие весь социальный спектр. Возьмем по одному представителю от каждой партии, усадим их вместе, проведем семинар – и ты увидишь, что даже в таком разношерстном составе они внезапно обнаружат пути к соединению.

Обнаружат при условии, если никто не попирает других и не взращивает на этой почве свою ненависть. Напротив, каждый готов объединиться с другими поверх всех прошлых мыслей и желаний.

Тогда мы осуществляем это на деле, и внезапно в центре круга нам раскрывается некая новая сила – тепло, взаимопонимание, способность поддерживать взаимосвязь.

Это вторая базовая сила, заложенная в самой Природе, – сила любви. Не той любви, которая вспыхивает между мужчиной и женщиной, а той, которая пронизывает межчеловеческие узы.

Шаги навстречу

Сегодня мы пребываем в измерении ненависти, эгоизма. Я не терплю других, я всегда ищу превосходства над ними, всегда хочу видеть их внизу, под моей властью.

Но продолжать так дальше невозможно. В своем развитии мы дошли до того, что этот эгоизм пожирает нас изнутри. Он не даст жить по-старому ни народу Израиля, ни человечеству в целом.

И потому впервые в истории миру раскрывается наука каббала. Ее задача – обучить нас тому, как в новых условиях, несмотря на антагонизм, удерживать добрую взаимосвязь.

Из программы на радиостанции 103FM, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Над пропастью в любви

Встречаемся на мосту над ненавистью

Выборы продолжаются

Египетское рабство в свете сегодняшнего дня

Египетское рабство картинкаВопрос: В первый вечер праздника Песах принято проводить особую трапезу, на которой читают Пасхальное Сказание – рассказ о выходе евреев из египтского рабства. Является ли эта история простым историческим рассказом или в ней есть более глубокий смысл, применимый к сегодняшнему дню?

Ответ: Египетское изгнание относится к эпохе праотцев, после которой идет эпоха сыновей. Праотец Авраам начал собирать к себе учеников со всех концов Древнего Вавилона. Он учил, что невозможно дальше продвигаться и сблизиться, пока все находятся в такой междоусобной борьбе и эгоизме, как это происходило тогда в Вавилоне.

Строительство Вавилонской башни символизировало максимальную форму эгоизма, выросшего до небес. Весь Вавилон был раздираем взаимной ненавистью и непониманием, что называется "смешением языков".

Авраам рассказал ученикам, что существует единственная методика для всего человечества, но невозможно насильно насадить ее в народе, поскольку она требует от человека зрелости. Суть этого метода: "покрывало любви над всеми преступлениями".

Каждый из нас находится внутри своего эгоизма, но мы должны построить связь между нами поверх него. Эгоизм – это беспричинная ненависть к ближнему. Если я вижу, что у соседа зеленее трава на газоне или он купил машину, лучше, чем у меня, то начинаю его ненавидеть. 

Это ненависть без причины, ведь если бы мой сын купил красивую машину, я только радовался бы. Чем успешнее мои дети, тем я счастливее. Но каждая удача  соседа портит мое настроение.

Так происходило в небольших масштабах: внутри района, двора, дома. Но сегодня весь мир превратился в такой Вавилон: богатые люди и бедные – все спорят, отстаивая свои мнения и не соглашаясь друг с другом.

Мы не знаем, что значит хорошая, спокойная жизнь, когда не чувствуешь никакого давления на себя. Это жизнь словно в раю: нет времени и пространства, все идет гладко и легко. Все помогают друг другу, пропускают вперед. Если тебе что-то нужно – все бросаются тебе на помощь. Можно быть спокойным, что тебя всегда поддержат в нужную минуту.

Мы не привыкли к такой жизни и не можем себе ее представить. Авраам объяснил вавилонянам, что невозможно продолжать жить, находясь в своем растущем эгоизме, ссорящем нас друг с другом. 99% всех наших сил уходит на выживание в условиях этой междоусобной борьбы.

Но что делать, если эгоизм так огромен и властвует над нами, заставляя каждого воевать за свое мнение и считать себя самым умным? Невозможно бороться со своей природой, да это и не требуется – надо лишь подняться выше нее.

Каждый остается при своем мнении, как бывает между родными людьми, но всех нас объединяет семья, о которой мы все обязаны заботиться вместе. Нужно взять этот пример из жизни. Допустим, мои дети не разделяют мои политические взгляды: у одного более консервативные, "правые" взгляды, у другого "левые", третий стал ортодоксально религиозным и т.д. – каждый голосует за свою партию.

Но если мы одна семья, то несмотря на это, мы любим всех и помогаем всем. Нам важно, что это близкий нам человек, член нашей семьи. Вот так же мы должны заботиться обо всем народе словно об одной семье.

Тогда мы не будем обращать внимание на различие взглядов. Кто-то хочет жить иначе – пусть живет. Каждый может остаться со своим эгоизмом, если поверх него считает себя обязанным любить остальных. Другие думают иначе, чем я, но я не давлю на них и не переубеждаю силой. Каждый волен оставаться таким, как есть – это значит, что все преступления покроет любовь, как в хорошей семье.

Я отменяю себя перед другим и не диктую ему свое мнение, а наоборот готов включиться в его желания и помочь ему. И так делает каждый относительно остальных, благодаря чему мы создаем особое, теплое общее поле, которое называется ощущением семьи или одного народа.

Нас окутывает облако любви, взаимного участия, объединения, тепла, взаимности. Это нечто совершенно новое, не существовавшее прежде, построенное именно по этому принципу "любви, покрывающей все прегрешения".

Все остаются при своем эгоизме, но мы знаем, как совладать с ним. Ведь эгоизм дан нам от природы, и нам сегодня очевидно, что мы ничего не можем с ним сделать. Но от Авраама нам досталась методика, позволяющая преодолеть этот эгоизм и объединиться. 

Те, кто умеет соединяться поверх эгоизма, называются евреями (егудим), от слова "ехуд" (единство) или народ Израиля – "Исра-эль", то есть "прямо к Творцу". На этой основе создавался народ Израиля.

Уйдя из Вавилона, от мелких раздоров, Исраэль попадает в период так называемого "египетского изгнания" – рабства у своего эгоизма. Эгоизм властвует над нами и не дает нам соединиться. Сколько мы ни стараемся, как тяжело ни работаем, ничего не получается.

Это называется рабством, изнурительной работой над своим материалом. Мы пытаемся что-то построить из него между нами, но ничего не выходит, пока мы не понимаем, что надо подняться над своим эгоизмом. Это случается после многих ударов и тяжкой работы.

В итоге мы решаем, что невозможно так дальше существовать. Это та самая ситуация, в которой мы оказались сегодня. Иначе мы просто уничтожим друг друга в междоусобной войне.

Нам нужно действительно осознать, что наша жизнь – это рабство. Сила зла, живущая в нас, съедает нас и распоряжается нами. Тогда мы согласимся подняться над эгоизмом, как уже сделали когда-то. Мы не знаем, как это осуществить, но, по крайней мере, мы бежим от взаимной ненависти, желаем выйти из-под власти фараона.

Это значит, что мы оставляем Египет, бежим в темноте неведомо куда. Мы лишь понимаем, что в нем больше нельзя существовать. И тогда мы приходим к горе Синай, видя какая ненависть (сина) существует между нами.

Мы соглашаемся подняться над этой ненавистью и соединиться в одного человека с одним сердцем, достичь взаимного поручительства, принять Тору, то есть методику объединения. Главное правило Торы – это любовь к ближнему как к самому себе. Тогда мы и рождаемся как народ Израиля, как сказано: "Сегодня вы стали Мне народом".

Из 537-й беседы о новой жизни, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – напоминание о будущем

Ежедневная уборка в сердце

Поиски последнего обломка эгоизма

Песах. Начало создания человека (клип)

Все праздники народа Израиля символизируют различные этапы нашего духовного развития. Праздник Песах, который в нашем мире отмечается как освобождение от египетского рабства, отражает первую духовную ступень – выход из эгоизма, освобождение от него, подъем над ним – наше рождение в духовном.

Песах: Братья по духу

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте Песах – напоминание о будущем

Основа еврейского народа – не этническая общность, а идейное родство.

Начать придется издалека. Давным-давно, когда человечество было сосредоточено в Древнем Вавилоне, люди жили просто, зато дружно.

Однако время шло, и начались трения: вчерашние добрые соседи стали косо посматривать друг на друга и постепенно превратились в чужаков.

Представьте себе эту ситуацию в призме нашего времени: трава соседа кажется мне зеленее, у него роскошный Кадиллак, у него стиральная машина новейшей марки, а вчера я видел, как к нему вносят новый холодильник.

Его жена мозолит глаза моей, меняя платья каждый день, его дети ведут себя вызывающе, а еще у него появились две страшно породистые собаки, которые смотрят на мою с откровенным презрением… 

Одним словом, в Древнем Вавилоне вырос эгоизм, и люди перестали чувствовать себя единым народом. Они словно бы заговорили на разных языках.

Тогда-то и заявил о себе Авраам – мудрец, который раскрыл внутреннюю суть происходящего и нашёл подлинное решение конфликта. Для того, чтобы сохранить теплые, дружелюбные отношения, необходимо было преодолеть этот возросший эгоизм.

Однако большинство не было согласно с таким подходом, и дело кончилось всеобщим разобщением – племена и народы рассеялись по всей Земле.

Лишь немногие пошли за Авраамом. Они-то и заложили основу еврейского народа – создали общество, которое, несмотря на постоянно возраставший эгоизм, сохранило в себе чувство близости друг к другу, теплые, семейные отношения.

Продолжение следует...

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – напоминание о будущем

Возрождение избранности

Откуда мы?

Беседы о новой жизни, ч.537

Беседа на тему "Праздник Песах", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Таль Мандельбаум, консультант по организационным вопросам.

002 - Беседа о новой жизни, Таль

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.534

Беседы о новой жизни, ч.533

Беседы о новой жизни, ч.532

Над пропастью в любви

каббалист Михаэль ЛайтманЛоскутная страна

Вопрос: Израильские выборы оставили горькое послевкусие: мы словно дошли до точки в своей нетерпимости друг к другу. Выяснилось, что мы диаметрально противоположны и не можем найти никакого общего знаменателя.

Нам словно недостаточно одной страны – внутри нее обособляются друг от друга несколько стран, уже окончательно осознавших, что между ними нет связи.

Если бы это было возможно, некоторые с удовольствием разрезали бы Израиль ножницами на отдельные лоскутки – лишь бы изолироваться от других. Что же с нами происходит?

Ответ: Говоря по правде, я рассматриваю это состояние в позитивном ключе. Разумеется, оно меня не радует. Однако, понимая из науки каббала общий процесс, часть которого нашему народу еще предстоит пройти, я могу сказать, что всё рассчитано и спланировано заранее. Нам действительно надо полностью осознать беспричинную ненависть, царящую меж нами.

В сущности, мы возвращаемся к ситуации, возникшей две тысячи лет назад, когда евреев "от края до края" раздирала непримиримая ненависть, нетерпимость и непонимание. Они больше не могли жить вместе и потому позволили внешней силе – римлянам – изгнать их из земли Израиля. 

Сегодня, в преддверии праздника Песах, напоминающего о выходе из египетского рабства, мы можем понять, когда же наконец наступит освобождение, – когда изгнание нам надоест. Когда мы почувствуем, что другого выхода нет, что необходимо объединиться над всеми разногласиями.

Именно это и рекомендует нам сделать наука каббала. Ведь иначе между нами нет и быть не может никакой связи – и тогда мы вообще не достойны существования как народ. В таком случае, разделенные эгоизмом и неспособные справиться с ним, мы оказываемся в столь тяжелом и незавидном положении, что выносить его больше невозможно.

Эта мука и подводит нас к избавлению. Иными словами, теперь мы готовы на единство над всеми разногласиями.

В нашем мире нет этому примера. Ведь каждому ясно, что он никогда ни с кем не согласится. Как следствие, человек лишен всякой связи с оппонентом и ненавидит его, как никого другого. В противоположность братской любви, нет ничего хуже ненависти между братьями.

И вот из этой лютой ненависти, из несогласия, из противостояния и взаимной нетерпимости мы начинаем понимать решение. А решение действительно особенное, духовное: как сказано в "Мишлэй", "все преступления покроет любовь".
Несмотря на то, что все мы такие разные, чуждые, далекие, не согласные друг с другом, тем не менее, мы решаем протянуть между нами связь над всеми пропастями, над ненавистью. Такую связь, когда я принимаю другого как брата, близкого мне человека, как часть себя – хотя мы антагонистичны друг другу.

Двухэтажные отношения

Вопрос: Если нас разделяет антагонизм, с какой стати я приму другого как брата?

Ответ: Во-первых, потому что это средство дано нам для выхода из изгнания и подъема над нашей природой.

А во-вторых, тем самым мы подаем всему миру пример того, как приподняться над конфликтами. Ведь повсюду постепенно обрисовывается то же самое состояние неразрешимых противоречий. Мы первые, а за нами к такой же ненависти придут все. Взгляните хотя бы на европейские дрязги. Скоро подобные конфликты вспыхнут везде.

Уже сегодня в Западном мире разрушается институт семьи: мы не в силах уживаться друг с другом, не в силах налаживать отношения с детьми. Сказано у пророков, что даже "домочадцы станут врагами человеку".

И лекарство от этого лишь одно – научиться подъему над ненавистью, чтобы поверх нашего взаимного отторжения создать сеть взаимосвязи, "зонтик любви", "купол единства". Каким бы нереальным ни казалось такое решение, оно возможно. И тогда мы выходим в иное измерение бытия.

При этом всё зло остается. Мы ничего с ним не делаем, не сражаемся, поскольку против зла не повоюешь. Невозможно справиться с постоянными взаимными столкновениями между нами. Люди наивно полагают, что они "излечимы". На самом же деле надо подниматься выше и налаживать связь поверх розни.

Да, мы не согласны друг с другом, не можем выносить, ненавидим друг друга – но вместе с тем на "втором этаже" мы прокладываем между нами связь, основанную на любви. Прокладываем, не закрывая глаз, с полным пониманием того, что мы делаем.

Это и есть наука каббала – мудрость объединения. Реализуя ее на деле, мы увидим, что можно совмещать две силы:

  • дурную силу разъединяющего нас Фараона, силу ненависти (синá), которую символизирует гора Синай;
  • высшую силу, которую мы получаем, стоя вокруг горы Синай, – силу, способную объединить нас.

Вопрос: Разве нельзя обойтись без высшей силы? К примеру, есть немало супружеских пар, живущих в настоящей, крепкой любви и в то же время постоянно препирающихся между собой.

Ответ: Чтобы поддерживать и разжигать любовь, они "оттеняют", акцентируют ее противоречиями – словно добавляя немного перца и соли. Это другая работа, пускай двоякая, но ведущаяся в одной плоскости. Мы же говорим о работе в двух качественно разных плоскостях.

Из программы на радиостанции 103FM, 22.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Встречаемся на мосту над ненавистью

Есть предел терпению природы

Единство как спасение

Песах – напоминание о будущем

каббалист Михаэль ЛайтманПраздник Песах напоминает нам не только о прошлом, но и о будущем.

Пасхальный вечер испокон веков объединяет еврейские семьи вокруг праздничного стола. Трапеза "прописана" до мелочей, однако чужда формализма, и в ее неспешном церемониале заново оживает исход из египетского рабства.

Но если мы вышли из Египта, то почему каждый раз заново повторяем: "В этом году – рабы, в будущем году – свободные люди"?

В наших источниках говорится, что за известными всем событиями и перипетиями лежит еще один слой информации – не столько об истории, сколько о взаимоотношениях между людьми. А точнее, о том единстве и взаимопонимании, которых достиг еврейский народ и которые так необходимы не только евреям, но и всему человечеству, особенно сегодня.

Продолжение следует...

Предыдущие сообщения на эту тему:

Весь мир в изгнании, вся земля – Египет

Ежедневная уборка в сердце

Выйти из Египта чистыми

Свободный человек или раб своей природы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не чувствую себя в рабстве, мне кажется я свободный человек. Как же ко мне относится указание каждый год в праздник Песах представлять себя  выходящим из египетского рабства?

Ответ: Мы кажемся себе свободными, потому что не чувствуем, что зависим от других. Мы стараемся так устроить свою жизнь, чтобы ни с кем не быть связанным, только чтобы нас никто не трогал. Такова наша природа.

Ради этой независимости мы изобретаем новые компьютеры, мобильные телефоны. В каждом доме есть столько домашних приборов, чтобы как можно меньше нуждаться в помощи других. Так удобно нашей эгоистической природе, и мы выполняем ее требование: я никого не трогаю, и пусть меня никто не трогает.

Но на самом деле, мы все связаны и зависим друг от друга. Выясняется, что вся неживая, растительная и животная природа тоже представляет собой одну интегральную систему, где все связано одно с другим. Поэтому наука каббала предупреждает нас, что мы зависим друг от друга, и нам еще предстоит раскрыть эту зависимость.

Если же мы не достигнем объединения, то нам будет очень плохо. Пока мы не очень чувствуем в этом необходимость, и потому наука кабала не раскрывалась в прошлых поколениях, тысячи лет находясь в скрытии. Она была нам не нужна, ведь мы были не способны раскрыть, что зависим друг от друга. 

Но сегодня весь мир ощущает эту взаимную зависимость. По мере того, как он будет раскрывать эту негативную связь, он будет обращаться к еврейскому народу, ведь только этот народ обладает методикой, позволяющей объединяться поверх всех различий.

Эта методика очень востребована в мире в наши дни. А потому, если мы не предоставим эту методику другим народам, то почувствуем сильное давление. Антисемитизм будет расти, и народы мира будут предъявлять еврейскому народу все больше претензий, обвиняя нас во всех своих бедах.

Они не будут точно знать причину своей ненависти к нам, но она состоит именно в этом. Это давление может проявляться в разных формах, как мы видим, что отношения Соединенных Штатов к Израилю портится день ото дня.

Вопрос: Когда вы смотрите сегодня на мир, вы определяете наше состояние как рабство?

Ответ: Разумеется, мы находимся в рабстве у своей природы. Я все время выполняю приказы своей внутренней природы и подчиняюсь ей без всякого выяснения, критики или сопротивления. Я просто не способен идти против нее.

Мое эгоистическое желание приказывает мне добиваться успеха, получать выгоду, не считаясь ни с кем другим. А  если я нахожусь в интегральной связи с другими, то как могу не считаться с ними? Я ограничен во всех своих действиях.

Вопрос: То есть проблема не в том, что я преуспеваю, а в том, что делаю это за счет других?

Ответ: Я даже не могу преуспеть таким путем. Сегодня даже целое государство не может преуспевать, если изолировано от других. Все раскрывают необходимость связи друг с другом, но только не умеют сделать ее правильной. Никто не знает, как установить между собой добрые связи: Америка, Россия. Китай,  Европа, евреи и арабы.

Никто не может преуспеть и выйти на первое место, если не делает это из доброй всеобщей связи. Выходит, что самый успешный – это тот, кто точнее всех учитывает наши взаимосвязи и согласно этому действует. Это и означает выход из рабства на свободу. Этому обязаны научиться все – все человечество.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ежедневная уборка в сердце

Глобальная тьма перед глобальным рассветом

Есть предел терпению природы

Ежедневная уборка в сердце

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему так важно праздновать Песах и соблюдать его условия?

Ответ: Еврейский праздник – это не воспоминание о каком-то дне в истории, а надо чувствовать себя так, будто каждый день заново выходишь из Египта.

Исход из изгнания – это не событие далекой древности, которое больше не повторится. Каждый день нужно понемногу подниматься над своим эгоизмом и соединяться добрыми связями друг с другом.

В Песах мы празднуем именно то, что у нас есть такая возможность. Ни у одного народа, кроме народа Израиля, нет возможности подняться над своим эгоизмом, объединиться и начать действительно чувствовать, как мы поднимаемся над своей природой.

Вопрос: Праздники – это как напоминание?

Ответ: Праздники – это программа, согласно которой нужно работать день ото дня. Все зависит от того уровня, на котором находится человек. Мы все время перемещаемся в особые внутренние состояния, называемые Песах, Суккот, Шавуот, Тубишват, 9 Ава. 

Вопрос: Почему же из поколения в поколение передается традиция проводить праздничную пасхальную трапезу, на которой отцы рассказывают сыновьям об исходе из египетского рабства?

Ответ: Потому что нам надо научиться самим и научить других, в каком порядке выходят из Египта, то есть в каком порядке поднимаются над своим эгоизмом и объединяются с другими, достигая в итоге взаимного поручительства, единства вокруг горы Синай (горы взаимной ненависти). Отец должен научить своего сына именно тому, как правильно соединиться с другими.

И отец, и сын (мое вчерашнее и сегодняшнее состояния) – оба находятся во мне каждый день. Все происходит внутри человека и внутри народа.

Вопрос: Что можно рассказать современному человеку, не видящему в этом мире ничего, кроме себя и своего мобильного телефона, о связи между людьми, о других отношениях? Какую новую жизнь можно ему пообещать?

Ответ: Это всеобщая гармония, такая связь между людьми, словно в сыгранной футбольной команде или даже в мафии, повязанной тесными узами. Такая связь всегда дает человеку уверенность, хорошее чувство единства, радости, взаимного включения в желания других. Он может достичь такого соединения, что изнутри него будет знать все, что известно другим.

Если мы все находимся в одной системе, то между нами могут перетекать знания и ощущения всего мира, без всяких ограничений. Ученые открывают, что наш мозг – это модем, связывающий нас с общим хранилищем информации, находящимся в воздухе.

Вопрос: Почему дети сегодня не очень радостные?

Ответ: Потому что они достигли такого уровня эгоизма, который не может наполниться. В прежние времена, если у семьи была комната, они уже были счастливы. Но сегодня каждому нужна отдельная квартира, машина, в которой он будет ездить один. Мы все время уединяемся, человек закрывается в себе.

Никто не чувствует себя счастливым, а причина именно в этой изоляции. Радость можно почувствовать только от того, что ощущаешь, как внутри нашей связи друг с другом перетекает энергия, сила, тепло.

Уединение – это египетское рабство и стоит выйти из него.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Чистый дом и чистое сердце

Встречаемся на мосту над ненавистью

Праздник освобождения от пут ненависти

Глобальная тьма перед глобальным рассветом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему сказано, что в каждом поколении нужно видеть, будто вновь выходишь из Египта?

Ответ: Речь идет не об исторических событиях, а о состояниях, которые нам надо пройти в каждом поколении.

Пусть мы уже прошли через некий процесс, приближающий нас друг к другу, к обществу, и в чем-то исправили себя, а также наши предки сделали это в своих поколениях, но наши дети обязаны повторить то же самое.

Все рождаются в эгоизме и взаимной неприязни. Ведь природа человека – зла от его рождения, и нам нужно все время преодолевать ее и сближаться друг с другом. Но этот процесс не бесконечен, поскольку мы находимся уже в последних поколениях, обязанных завершить исправление.

Этот процесс шел в прошлом от поколения к поколению, и осталось лишь несколько поколений для того, чтобы закончить его, связав все поколения вместе в одно "поколение Машиаха". Оно называется последним поколением, потому что подводит итоги всех действий, приближающих нас друг к другу. Тогда мы достигаем самого лучшего состояния. 

Реплика: К сожалению, не похоже, чтобы наше общество сегодня приближалось к исправленному состоянию. Каждый день мы слышим в новостях о новых случаях насилия. Я бы скорее назвал наше положение катастрофическим, а не исправленным. 

Ответ: Это верно, и все же я настроен очень оптимистично. Мы видим такое же развитие событий в египетском изгнании. Начинается оно тоже очень замечательно – с семи "тучных лет", когда евреи прекрасно живут в Египте. Они занимают самые высшие, лучшие посты. Моше становится приемным сыном Фараона и растет у него во дворце, на его коленях, как принц египетский.

Казалось бы, лучшей жизни невозможно пожелать – и вдруг наступают семь голодных лет. Сыны Израиля стонут от тяжелой работы. Над Египтом встает  новый Фараон, и они начинают чувствовать, как темнота сгущается все больше и больше, пока не приходят десять египетских казней.

Все эти удары обрушиваются на нас – на Фараона, то есть на наш эгоизм. И именно это помогает нам сбежать – заставляет нас изменить свое отношение к жизни: объединиться между собой.

Сегодня мы снова ощущаем, что настает период тьмы египетской, но уже общей, глобальной, во всем мире. Эта тьма призвана приблизить нас к освобождению, но сначала будет очень темно.

Мы можем понять, что темнота предвещает новое, прекрасное, светлое  состояние. Она говорит о том, что мы хотим сблизиться друг с другом, но не можем. И тогда нам не требуются сильные удары, ведь мы уже сейчас чувствуем, что нам недостает силы любви и отдачи.

Но если мы пренебрегаем друг другом, тогда действительно придут казни египетские. То есть все зависит только от нас. Если мы понимаем с полуслова, как ребенок, которому достаточно родительского предупреждения, чтобы исправиться, то не требуется ударов.

Если же ребенок не слушается, то приходится его наказывать, шлепать, и в итоге он все равно сделает то, что от него требуют. Все зависит от того, насколько мы сможем прислушаться к тому, что говорит нам наука каббала. Будем надеяться, что мы услышим ее предупреждение.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть предел терпению природы

Под гнетом эгоизма

400 лет подготовки к исходу

Есть предел терпению природы

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть какая-то общая причина у всех наших проблем?

Ответ: Если у нас возникает конфликт с женой, с детьми, с соседями, на работе и даже с самими собой, это значит, что над нами властвует наш эгоизм, называемый фараоном.

Вопрос: Но ведь египетское рабство, о котором рассказывает Тора, существовало в глубокой древности и давным-давно закончилось?

Ответ: Фараон властвует над нами все время, прямо сейчас. Описанные в Торе события не привязаны к определенному времени – это не исторический рассказ. Мы до сих пор находимся в рабстве у того же эгоизма, своей эгоистической природы, не дающей нам нормально жить.

Сегодня мы живем в особом мире, в особой эпохе. Мы все связаны в одну сеть интегральным миром, интегральной экономикой и зависим друг от друга. Если мировое сообщество применяет санкции против какой-то страны, перерезает с ней связи, как, например, с Ираном, то эта страна падает. Ведь все зависят от всех. 

Это показывает нам, в каком интегральном мире мы находимся, где все завязаны друг с другом. Если мы не поддерживаем хорошие отношения с остальными в таком взаимозависимом мире, то этим вредим себе.

Поэтому, если мы не сможем наладить отношения между собой: все народы, все государства, все партии внутри страны – мы просто разрушим себя. Нам ничего не поможет, ведь мы будем противоречить общему закону природы.

Вопрос: Но это факт, что мы не ладим друг с другом и все же как-то живем?

Ответ: Есть предел этому противостоянию: до каких размеров оно может расти, и до каких пор продолжаться. Причина этого противостояния – наша природа, заставляющая каждого думать только о себе.

Он не понимает, что его благо зависит от всех. Так примитивно действует наш глупый эгоизм. Человек не способен понять, что если соединится добрыми связями с другими людьми, то только выиграет.

Вопрос: Казалось бы наоборот, в древних примитивных обществах были более сильные связи между людьми, а по мере своего развития мы все больше разобщаемся?

Ответ: Не считайте древние общества более примитивными. Они понимали, что зависят друг от друга, связаны, и без этой связи не могут выжить.

Проблема современного общества в том, что за счет развития технологии мы достигли такого уровня, когда нам кажется, будто мы можем жить независимо друг от друга. И потому каждый запирается внутри своей квартиры со своим мобильным телефоном и компьютером, не желая никого видеть. Главное, чтобы его не трогали.

Недостаток связи между нами или негативные связи называются Фараоном, нашим эгоизмом. Мы не желаем считаться с другими и не понимаем, что взаимосвязаны, завязаны в одну сеть – и особенно, народ Израиля. Мы всегда должны оценивать себя только по этой шкале: насколько мы против других или за них.

Вся Тора рассказывает лишь о любви к ближнему как к самому себе – великом правиле Торы. Это правило включает в себя все – нет ничего другого, кроме достижения правильного объединения.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Был ли переход Красного моря?

Праздник освобождения от пут ненависти

Под гнетом эгоизма

Был ли переход Красного моря?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Действительно ли было в истории такое чудо, когда расступилось Красное море и пропустило сквозь себя народ Израиля, спасающийся от Фараона?

Ответ: Тора не рассказывает о событиях нашего материального мира. Она говорит лишь о том, что происходит между нашими душами. В этом смысле, мы прошли такое состояние, которое называется пересечением Красного моря.

Исход из Египта и свобода от египетского рабства – это освобождение от власти своего эгоизма, "ангела смерти". И по пути к этой свободе мы проходим некий переход, называющийся пересечением Красного моря. Он означает конец Египта, конец нашего эгоизма, после которого мы можем стать свободным народом.

В природе скрывается особая сила единства, которая называется Творцом. И если мы прикладываем усилия объединиться, сблизиться друг с другом против своего желания, то внутри этих усилий раскрываем высшую силу, которая создает состояние "пересечения Красного моря". Она переводит нас из эгоистической природы в природу отдачи и любви.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Есть предел терпению природы

Прыжок в Конечное море

Рождение – это прорыв в новый мир

Праздник освобождения от пут ненависти

каббалист Михаэль ЛайтманНе так давно мы праздновали Пурим, и вот уже приближается праздник Песах. Все праздники народа Израиля символизируют связь, которая должна быть между нами, только указывают на разные ее уровни, разную мощность.

Самая мощная связь за всю историю Израиля достигается в Пурим. А впервые мы достигаем соединения между нами в Песах, праздник освобождения из египетского рабства.

Освобождением называется избавление от своего эгоизма, от беспричинной ненависти к другим, отторжения, от тех неприглядных отношений, которые проявляются между нами, когда мы подрезаем друг друга на дороге или в любом другом месте, где сталкиваются наши интересы.

Когда же нам удается обуздать свою злую природу и достичь объединения, благодаря ему мы вдруг обнаруживаем, что можем исправить всю свою жизнь: снизить цены на квартиры и продукты питания, наладить отношения в семье, сделать чистыми наши города, прекратить насилие в школах.

Это и называется исходом из Египта, из изгнания. Мы тонули в своем эгоизме и больше ничего не хотели слушать, и вдруг мы понимаем, что возможно построить добрые отношения между нами, сблизиться. Это не только возможно, но просто необходимо, потому что больше так нельзя продолжать. 

Перед последними выборами все партии обещали наладить нашу жизнь во всех сферах. Но на самом деле, согласно науке кабала, это никому не удастся, если только мы не поднимемся над всеми различиями и не соединимся между собой поверх них, чтобы "все преступления покрыла любовь". Когда мы начнем объединяться, не обращая внимания на личную выгоду, эта новая форма единства начнет влиять на нашу жизнь.

Праздник Песах и рассказ об исходе из Египта – это метафора, намекающая на выход из эгоистических отношений между людьми и создание более высоких отношений. Это освобождение от своего внутреннего фараона, эгоизма, властвующего над нами. Если мы выходим из-под его власти и можем любить ближнего – это называется освобождением.

А после исхода из Египта и странствий по пустыне народ Израиля приходит к горе Синай и получает Тору. Их спрашивают, готовы ли они стать одним человеком с одним сердцем, жить во взаимном поручительстве, единстве, в любви к ближнему как к самому себе. Это и называется спасением, ведь внутри нашего объединения мы раскрываем особую силу, скрытую в природе.

Это настоящее чудо, и потому исход из Египта называется чудом. Уже в самом начале нашего объединения мы внезапно обнаруживаем, что внутри нашего единства заключена особая сила, которой мы прежде не ощущали. Эта сила объединения существует в природе, но мы о ней даже не догадывались.

Разумеется, мы не способны сами раскрыть ее в себе, а только пытаемся это сделать. Но своими стараниями мы призываем эту силу проявиться между нами и соединить нас, и тогда придет конец всем нашим бедам и проблемам. Все наши несчастья вызваны только тем, что мы находимся в противоборстве друг с другом.

Из программы на радиостанции 103FM, 15.03.2015

Предыдущие сообщения на эту тему:

Песах – ступень выхода из Египта

Каббалистические праздники

Чак!

Страница 64 из 71« Первая...6263646566...Последняя »