Записи в разделе 'Праздники и особые даты'
Пять запретов на использование эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если важно исправить не действия, а намерения, то непонятно, как это возможно? Ведь действие можно выполнить через силу, а над намерениями мы не властны?

Ответ: Так в этом и заключается вся суть исправления. Именно этого требует от нас Тора: исправить свое сердце. Все заповеди даны только для того, чтобы очистить ими свое намерение.

Действия ничего не стоят без правильного намерения. Вся общая система природы, называемая Творцом, весь этот огромный механизм творения, учитывает только наши намерения, а не желания.

Вопрос: Как с этим связан пост, который принято соблюдать в Йом Кипур?

Ответ: Пост Судного дня напоминает нам о том, что нужно прекратить эгоистическое получение и начать отдавать ближнему поверх собственной выгоды.

Желание человека состоит из пяти слоев: Кетэр, Хохма, Бина, Зэир Анпин, Малхут, поэтому как символ сокращения этих эгоистических желаний, в Йом Кипур действует пять запретов: на еду и питье, умывание, использование крема, ношение кожаной обуви, интимную связь. 

Так мы перестаем получать, а потом еще нужно будет перейти к отдаче. Но для того, чтобы начать отдавать ближнему, сначала нужно полностью сократить свои эгоистические желания, намерения о собственном благе и перестать заботиться о самом себе. Это значит, перестать пользоваться всеми черными областями, которые проявились на рентгеновских снимках моего сердца в десять дней раскаяния, предшествующих Йом Кипуру.

В этом и заключается суть Судного дня. Я еще не могу совершать действия ради отдачи – в этот день я только сокращаю свой эгоизм, чтобы ничего не получать ради себя. Если и разрешено получать, то лишь для того, чтобы пропустить через себя и передать дальше другим.

Но это случится уже позже, а в Йом Кипур действует полное сокращение – пять запретов. Это символ того, что человек не пользуется даже самыми необходимыми ему желаниями. В итоге мы делаем такое же открытие, как пророк Йона, выясняя, что же является самым главным в жизни человека.

Хотя Йона был не простым человеком, а пророком, но посмотрите, какие трудные задачи ставит перед нами Творец. Сначала Йона хотел сбежать от своей миссии отдавать другим. Но в конце концов, он был вынужден продолжить и выполнить ее, передав науку объединения, отдачи и любви всему миру, который олицетворяли жители города Нинве.

Поэтому в Йом Кипур нужно забыть о самом себе и полностью направить себя на благо других: прежде всего, своего народа, а затем всего мира. В этом заключается предназначение народа Израиля, как его объясняют каббалисты.

Согласившись на такую работу, мы выходим из Судного дня и начинаем уже исправлять свои действия на отдачу, что символизируют праздники, идущие вслед за Йом Кипуром.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Доброта под рентгеном

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

Доброта под рентгеном

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Судный день (Йом Кипур) – самый значительный день в году для народа Израиля. В чем духовный смысл этого особого дня? Как нужно относиться к нему, чтобы соответствовать его духовным корням и перевести свою жизнь на новый уровень?

Ответ: Судный день (Йом Кипур) – это не просто традиция. Он отражает особое духовное состояние в развитии человека. Нужно рассматривать этот день не отдельно, а как часть всего годового цикла.

По окончанию года, то есть цикла внутренних изменений, мы оцениваем все пройденное, что называется "покаянием". Так мы решаем, что необходимо подняться на новую ступень – начать новый год (Рош а-Шана), перейти в новое состояние, более высокое, чистое, возвышенное. Поэтому мы коронуем Творца, силу отдачи и любви, устанавливая царствовать нам нами, как самое великое свойство.

И тогда мы начинаем судить сами себя: действительно ли находимся в свойстве отдачи? Все наши свойства разделяются на десять частей, десять сфирот. И мы выясняем, какие желания в этих десяти частях можно исправить, а какие нет.

В сущности, нужно исправить человека, его душу. А душа – это все наши желания, которые пока испорчены и нуждаются в исправлении. 

Вопрос: Что именно нужно исправлять: свои действия или душу?

Ответ: В нашем мире действия совершают руками, ногами или на словах. Но наука каббала объясняет, что главное – это исправленное намерение, то есть истинное желание человека.

Недостаточно одних действий, ведь я могу выполнять их просто по привычке. И тогда мне даже труднее не делать их, чем делать. И это могут быть такие действия, которые я иначе никогда в жизни не совершил бы, если бы меня не приучили к ним с детства.

В таком случае, это уже не выполнение заповеди, а привитые с детства традиции, которые выполняются автоматически. Если для кого-то тяжело их выполнять, то для другого – тяжело не выполнять. 

Поэтому речь идет не о действии, а о намерении. Ведь действие не изменяется: как мы его делали, так и продолжаем. Но в намерении, в отношении человека к производимому действию, всегда есть изменение.

Главное – это отношение человека к ближнему. Ведь любовь к ближнему как к самому себе – это великое правило Торы. С этой точки зрения и нужно проверить себя, чтобы увидеть, насколько я способен любить ближнего.

Высшая сила – это сила отдачи и любви, и наша цель – уподобиться ей. Поэтому нам нужно достичь ступени человека, Адама, что означает "подобный" (домэ) Творцу. Но как это проверить? Где тот врач, который просветит меня рентгеном, и скажет, насколько я подобен Творцу?

Нет такого врача – человек должен проверить себя сам. Для такого рентгеновского аппарата нужен особый свет, проверяющий нас. Он называется светом, возвращающим к источнику.

Если я изучаю истинную Тору, то есть науку каббала, то благодаря ей, начинаю видеть истину. Я вижу, насколько эгоистичен, что именно во мне плохо и что надо исправить – как будто просвечиваю себя рентгеном.

Это видно только мне, а остальные могут этого не замечать. И после того как я увидел себя на рентгеновском снимке, мне стало ясно, что надо исправить. Тора организовывает мне снимок так, что я вижу только намерения и лишь на такую глубину, какую способен исправить. А всего остального я не вижу, оно может остаться на следующий год.

Сразу после наступления Нового Года я попадаю на такие рентгеновские просвечивания, которые называются десятью днями раскаяния. Я просвечиваю свое сердце, выясняя свои намерения в отношении ближнего в каждом действии, и получаю эти снимки.

Каббала объясняет, что Малхут поднимается в Бину и сравнивает себя с ней. Малхут – это наше эгоистическое желание, которое поднимается в Бину, в желание отдачи, выясняя, насколько отличается от нее, насколько мы далеки от заботы о ближнем, от добрых отношений, и думаем только о своей пользе.

Вопрос: Что показано на этих рентгеновских снимках? 

Ответ: Этот снимок – черно-белый. Он показывает, сколько в тебе есть белого, то есть намерений на благо ближнему. А черный цвет указывает на намерения ради собственной выгоды, которые мы можем исправить.

Так нам открывается поле работы. Это личная работа, предстоящая каждому, но она направлена на общность, на отдачу всем, а через них Творцу – от любви к творениям, к любви к Творцу. Творец – это сила, обобщающая всех вместе, а не находящаяся где-то извне. Сказано, что "Творец пребывает среди своего народа".

Поэтому если я стремлюсь соединиться со всеми и хочу превратиться с ними в одно целое, то раскрываю общую, интегральную силу, "обобщающую" наше единство, которая называется Творцом. Так она раскрывается в нашем восприятии.

Поэтому в Йом Кипур нужно стремиться к любви к ближнему и как можно более шире, даже за пределы народа Израиля, распространяя ее на все человечество. И по этой причине в Йом Кипур принято читать рассказ о пророке Йона, которому Творец поручил привести к исправлению город Нинве, олицетворяющий весь мир.

Из 438-й беседы о новой жизни, 30.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Путь к состоянию "Йом Кипур"

В праздничном круговороте

Судный День – это День Радости

5775 лет тому назад

2014-09-28_broshura-glavnyi-sekret_100Первый из нынешней череды осенних праздников – Рош а-Шана ("Голова года") – еврейский Новый год. Символизируя начало духовного пробуждения, он восходит к тому дню, когда впервые у человека на Земле пробудилось устремление к чему-то более высокому, более ценному, к тому, что даст нечто большее, чем дают будни.

Имя этого человека – Адам. И задумался он, как мы понимаем, о смысле жизни. Так вот, первый день, когда у Адама появилось столь необычное желание и связанные с ним вопросы, отмечен в еврейском календаре праздником Рош а-Шана. Возможно, это единственное событие древней истории, о котором мы точно знаем, когда оно произошло, – 1 тишрея (сентябрь-октябрь) 5775 лет тому назад.

В судьбоносные моменты жизни мы тоже, подобно Адаму, задумываемся о чем-то большем. О том, что реально поможет, а не успокоит в очередной раз обещаниями – политическими, религиозными, какими угодно.

Совсем недавно наш народ встал как раз перед такими вопросами.

Полный текст брошюры - здесь.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Послание из прошлого

Главный секрет еврейского нового года

В праздничном круговороте

Судьба и жребий

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Частица "пур" (жребий) есть в словосочетании Йом Кипур (День Искупления) и в слове Пурим, означающем конечное исправление. Почему и там, и там фигурирует понятие "жребий"?

Ответ: Под жребием подразумевается состояние, когда я сам ничего не выбираю. Я пробую, требую, прошу, чтобы Творец выбрал вместо меня. Пур – от слова "гораль", "судьба".

Это состояние, когда я не рассчитываю на свои силы и иду с закрытыми глазами, полностью полагаясь на следующую ступень, на свет, на Творца, ведущих меня.

Ведь подняться по духовным ступеням и достичь состояния "как кипур" и "пур", "пурим" можно, только если мы идем верой выше знания. Только так это работает.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления: скорбь или радость?

День Искупления

Пурим – рождение исправленного мира

Благословение вместо суда

каббалист Михаэль ЛайтманК Йом Кипуру заранее готовили человека, который отведет козла, предназначенного для Азазеля, в пустынную землю и сбросит его там со скалы. Творец обещал, что через это служение будут искуплены грехи всей общины Израиля. 

Тот, кто отводил козла в пустыню, обычно не доживал до конца года, и потому это поручение давали тому человеку, которому суждено было умереть в этом году…

Первосвященник до тех пор не мог покинуть внутренний двор и продолжить службу, пока козел не оказывался в пустыне…

Во времена, когда еврейский народ был народом праведников, о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых становилась белой. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

Человек от имени всей общины, то есть от имени всех своих желаний, выявляет в себе такие из них, которые невозможно исправить и умерщвляет их.

Он сбрасывает козла (неисправленные желания) с вершины в своих ощущениях, в своих оценках, по шкале своих ценностей, и умирает, потому что не может их исправить. При этом он возносится еще выше.

В каждом из нас выбираются такие свойства, которые называется "животное в нас". Человек не исправлен и козел не исправлен – они могут дополнять друг друга. Состояние "животное в нас" исправляется тем, что мы сбрасываем его с вершины и разбиваем эти желания.

Благодаря этому состояние "человек в нас" умирает. То есть неисправленная часть в нас должна умереть в течение этого года. Ее смерть – благо для нас, награда. И поскольку состояние "животное в нас" умирает, мы таким образом возвышаемся. 

Это – радость, ощущение исправления, освобождения от таких эгоистических желаний, от которых иначе нельзя было бы избавиться.

Сказано, что "…о прибытии козла в пустыню узнавали еще и по тому, что багряная нить, привязанная ко входу в Святая Святых, становилась белой". Это значит, что теперь все свойства суда обращаются в свойство милосердия, т.е. происходит искупление грехов народа – он освобождается от неисправленных желаний.

Ведь козла в пустыню посылает весь народ, поэтому сбрасываются и разбиваются все их желания животного уровня. Таким образом вместо Божьего суда народ получает Божье благословение.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Козел отпущения"

"Два козла" в духовной работе

А козла отпущения отправь в пустыню…

Путь к состоянию "Йом Кипур"

каббалист Михаэль ЛайтманДа будет Твоя воля, Творец, чтобы сей год благословлен был многими дождями, солнцем, тенью и росой. Да будет он годом благоволения Небес, годом благословения, дешевизны, достатка, успеха в делах; годом, когда люди Твоего народа, Израиля, не будут ни зависеть друг от друга, ни господствовать друг над другом. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

На первый взгляд эта молитва воспринимается как общепринятая молитва народа: дай мне всё, что нужно для меня, для моей скотины, для всего народа, чтобы были мир и благополучие.

Но к Творцу не возносятся молитвы, заклинающие, чтобы наш эгоизм чувствовал себя комфортно. К нему возносятся молитвы, в которых мы поднимаем просьбу о своем исправлении. Оно и подразумевается под получением всех вышеперечисленных  благ. Ведь высший свет распростерт над нами и готов наполнить нас до краев: больше, чем теленок желает молока, корова хочет его накормить, разрываясь от избытка молока.

Но дело в том, что мы не готовы получить это изобилие света. Поэтому, когда мы просим, дай нам того или этого в духовном мире, во внутреннем свойстве, мы имеем в виду исправление: "Дай нам возможность сделать экран, чтобы мы могли получить наполнение высшими светами ради Тебя".

Ведь День Искупления (Йом Кипур) – это выявление желаний не на отдачу ради отдачи, а на получение ради отдачи. При этом реализацию "отдачи ради отдачи" символизирует праздник Ханука, а "получение ради отдачи" – Пурим. 

Для того чтобы подойти к состоянию "Йом Кипур", мы должны выполнить все условия, данные нам при получении Торы, то есть выяснить все 613 наших желаний, исправить их и подняться до уровня Великого Коэна.

Это значит, раскрыть в себе самые низшие желания, получить на них самый высший свет и поднять их до уровня Великого Коэна, когда Малхут мира Ацилут поднимает свои желания до ГАР мира Ацилут – Арих Анпина. Это состояние называется "Йом а-Кипурим" и символизирует выявление всех желаний, которые потом проявятся и получат свое наполнение в Пурим (кепури́м – ке-пу́рим, как Пурим).

Это огромная ступень, великий высший свет, который начинает светить на все наши желания, просвечивает душу каждого. Мы начинаешь понимать, что должны с этим сделать.

Такая серьезная работа производится под воздействием высшего света в группе, во время учебы, правильно направляемой учителем. Это подготовка к духовной ступени.

Но, в принципе, ни в коем случае нельзя представлять себе какой-то день, храм, гору, Иерусалим. Это всё – внутренние свойства человека, которые таким образом он должен постичь в себе, раскрыть, овладеть ими и взойти на ступень Великого Коэна.

Самое главное, к чему приводят все исправления, – это к точке единства. Поэтому сказано: "когда люди Твоего народа, Израиля, не будут ни зависеть друг от друга, ни господствовать друг над другом". Именно в этой точке единства ощущается связь с Творцом. Только достигнув единства, мы начинаем ощущать: единый раскрывает Единого.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложная работа

Подготовка ко Дню Искупления

День Искупления: скорбь или радость?

Вкусить "каплю света" и умереть

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Второго Храма большинство первосвященников умирало в течение года после Йом Кипура.

Чтобы быть достойным войти в Святая Святых, первосвященник должен был сперва очиститься, достигнув отрешенности от всех земных устремлений.

Большинство первосвященников, служивших во Втором Храме, покупали свою должность взятками. Они никогда не достигали того духовного уровня, который требуется для входа в Святая Святых, и поэтому происходившая там встреча с Божественным проявлением была для них смертельной. ("Мидраш рассказывает", "Ахарей мот", "Служение в Йом Кипур")

Падение, произошедшее во время Второго Храма, – это то, что мы называем разбиением сосудов.

Присутствие высшего света, свойства отдачи и любви, входит в контакт со свойством эгоистического получения ради себя (хотя на самом деле никакого контакта быть не может), и происходит аннигиляция. Свет исчезает, а то желание, которое так страстно эгоистически желало света (пусть даже неосознанно), не могло устоять перед ним и погибало – Великий Коэн умирал. Его вытаскивали из святилища за веревку, привязанную к ноге, поскольку остальным было запрещено входить в Святая Святых. 

Но ему было всё равно, лишь бы на мгновение вкусить этой сладости. Человек не может отказаться от наслаждения светом, ведь без этого вся его жизнь ничего не стоит! Он открывает рот, получает каплю яда – на самом деле это капля света, но для него, эгоиста, капля яда – и умирает.

Такое случается и в нашем мире, когда за каплю удовольствия человек может отдать свою жизнь: пусть я умру, но зато смогу ощутить наслаждение. Так мы устроены: сердце и мозг, наслаждение и разум. Если наслаждение превышает разум, то разум не работает, человек буквально теряет рассудок.

Поэтому первосвященник не мог удержаться от наслаждения и погибал. Ведь если он покупал свою должность за деньги, а не за свои усилия, значит, ему не хватало экрана – инструмента для получения света ради отдачи. Если бы вместо денег он приложил усилия, то выполнил бы свою духовную работу, поднялся на этот уровень и соединил себя с высшим светом.

Сейчас, после крушения Второго Храма, когда мы упали до нашего мира, путь наверх может быть только один: если ты недостоин подняться на следующую ступень, ты ее не достигнешь. 

А во времена Первого и Второго Храма это можно было сделать, потому что человек мог "коснуться" света, ведь нисхождение происходило сверху вниз. В нашем же случае, при подъеме снизу вверх, существует запрет: мы не взойдем на духовную ступень, пока не будем к этому готовы.

Поэтому сегодня науку каббала можно раскрывать кому угодно. Он все равно ничего не узнает, пока не придет к постижению.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

С праздником достижения единства с природой!

каббалист Михаэль ЛайтманВнутренние изменения, необходимые человеку для соединения с другими, вплоть до полного слияния в единстве, объединении, взаимном участии, которое уравновешивает нас с природой – это не простой процесс. Этапы таких изменений складываются в цикл, в итоге замыкающийся в начальной точке.

Весь этот цикл нам нужно пройти для того, чтобы исправить себя и стать полезной частью природы, а не раковой опухолью внутри нее, которая пожирает все вокруг себя и разрушает Земной шар. Человек должен стать источником  здоровья, комфорта, добра и равновесия в природе.

Каждый год эти состояния возвращаются словно по спирали, повторяясь на все более высоких ступенях. В сущности, год – это количество этапов, которые нам необходимо пройти в своем объединении для того, чтобы достичь цели.

Такой цикл этапов исправления был раскрыт в древности Авраамом, который научил ему своих учеников, давших впоследствии начало еврейскому народу. И потому он отражен в годичном цикле еврейских праздников.

Нужно понять, что еврейские  праздники – это не традиция какой-то страны или одного народа, а символы особых духовных состояний, в которых мы достигаем взаимной отдачи, любви друг к другу на все более высоких ступенях и с большей глубиной вовлечения в это соединение нашего сердца и разума. 

Это не празднование каких-то исторических событий, пережитых отдельным народом, не относящихся к общей программе природы. Эти праздники отражают  духовные состояния народа как общности людей. Они уже заложены в природе как определенные ступени нашего подобия ей на пути продвижения к равновесию и гармонии с природой.

Отождествляя себя с народом и соединяясь между собой в какой-то мере, мы достигаем некой ступени единства, заложенного в природе – и празднуем именно это событие. Поднявшись еще немного, на следующую ступень единства в природе и тождественности ей – мы снова празднуем это достижение.

Человек сам не устанавливает праздники по своему решению, а празднует  достижение подобия, слияния, уже существующего в природе. Поэтому эти праздники невозможно изменить.

В нашем сегодняшнем состоянии мы абсолютно противоположны интегральной природе. Все части природы связаны в единую систему, на все сто процентов. И только человеческий род находится в полном разрушении и обратен природному единству.

Но если человечество или сначала хотя бы его часть сделает себя подобной природе, приблизившись к ее единой, общей форме, то достигнет некой степени единства. Прежде всего, нам нужно осознать, что мы ненавидим друг друга. Такова наша природа, с которой мы рождены.

Это называется осознанием зла, нашей противоположности природе, не позволяющей нам достичь гармонии с ней, гомеостазиса. Для этого необходимо внутреннее выяснение, суд над самим собой. Такое покаяние, предшествующее началу Нового Года, и называется месяцем Элуль.

В это время мы выясняем свое истинное положение относительно того доброго и прекрасного состояния единства, к которому обязаны прийти. То есть мы раскрываем, каким должно быть исправленное состояние, сравниваем его со своим текущим состоянием, видим огромный разрыв между ними, и поэтому вершим суд над собой.

Мы понимаем, какими преступниками являемся и что нам нужно с собой сделать. Тогда мы начинаем организовывать свою работу, чтобы начать продвигаться к соединению. Мы провозглашаем силу, присутствующую в природе и объединяющую все ее части – царем над собой! Эта сила, удерживающая вместе всю эту систему, становится нашей целью. Мы желаем стать подобными ей.

Это называется началом Нового Года (Рош Ашана) – началом наших изменений, нового цикла, в конце которого мы хотим стать точно такими же, как общая сила, царствующая в природе.

Из 434-й беседы о новой жизни, 14.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый год – новое начало

Не отставать от календаря исправлений

Праздничный календарь подъема и единения

Собрание исправленных свойств

каббалист Михаэль ЛайтманВо времена Второго Храма в канун Йом Кипура (Дня Искупления) каждый год повторялась одна и та же горестная сцена. Перед уходом мудрецы восклицали: "Досточтимый первосвященник, мы посланцы Верховного Суда, а ты — наш и его представитель. Заклинаем тебя Тем, Кто обитает в этом Доме, ни на йоту не менять порядок, которому мы обучили тебя!" ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Частные желания человека уже готовы к тому, чтобы собраться вместе и выдвинуть свою сумму, свое общее желание, как единое устремление к единению с Творцом.

Вхождение общего желания в место, которое называется Святая Святых, в состоянии, называемом Великий Коэн, происходит в день, который называется Днем Искупления (Йом Кипур).

Когда человек включает все эти три состояния, соответствующие духовному понятию "мир, год, душа" (олам, шана, нэфэш), и происходит полное собрание всех исправленных свойств, тогда и возникает его контакт с Творцом – раскрытие Творца человеку. Этого состояния должен достичь каждый из нас.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сложная работа

Духовные состояния в образах нашего мира

Вход в Святая Святых

Духовные состояния в образах нашего мира

каббалист Михаэль ЛайтманСанедрин посылал к первосвященнику мудрецов, чтобы они дали ему наставления о служении в Йом Кипур (День Искупления). Они читали ему отрывки из раздела "Ахарей Мот" ("После смерти"), в которых говорится о служении в Йом Кипур и о законах Йом Кипура. ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

В чем заключается наша проблема, когда мы читаем эти строки? В том, что мы представляем их в картинах материального мира: сидит Великий Коэн, вокруг него ходят его прислужники, обмахивают опахалами, читают о служении и законах Дня Искупления.

Дело в том, что самая последняя ступень духовного мира преобразилась в такой отпечаток, который мы ощущаем нашим миром. Поэтому нам рассказывается о духовных состояниях в образах нашего мира.

А теперь переведем их в духовную картину. Речь идет не о людях, а о свойствах, которые начинают образовываться в центральной точке души, как центр группы, и поднимают качество этой группы до уровня, когда ее центр может контактировать с Творцом.

Приходящие к первосвященнику мудрецы – это части души, желания человека (коаним),  которые исправляются и поднимают центральную точку души, называемую Великий Коэн, к Творцу.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Подготовка ко Дню Искупления

каббалист Михаэль ЛайтманГотовиться к этому самому святому дню года (Дню Искупления) начинали за неделю, и все это время первосвященник жил в Храме, в особой палате.

За семь дней он должен был очиститься и подготовиться к службе. ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Вопрос: Почему подготовка первосвященника ко Дню Искупления (Йом Кипур) начиналась за неделю до этого? За семь дней он должен был очиститься и подготовиться к службе.

Ответ: Семь дней символизируют семь ступеней, когда ты поднимаешься до верхней части системы – до уровня ГАР. Сверху вниз к нам нисходят Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод, Малхут. И ты должен подняться снизу вверх от Малхут до верхней ступени Хэсэд.

На третий и седьмой из этих подготовительных дней первосвященника окропляли водой, в которой был растворен пепел рыжей телицы (красной коровы) — на тот случай, если он, сам того не зная, сделался нечистым, прикоснувшись к трупу (к чему-то нечистому). ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Третий день – это Хэсэд, Гвура, Тифэрэт или средняя линия. Седьмой день – то же самое: Нэцах, Ход, Есод – средняя линия, переходящая в Малхут. 

Вопрос: Что такое "красная корова" и ее пепел?

Ответ: В материальном мире корова – травоядное, мирное, доброе животное, дающее молоко и мясо. Люди не отдают себе отчета, что именно благодаря этому животному человечество смогло освободиться от огромного количества проблем – забот о пище. Ведь каждая корова – это целый "завод" по производству продуктов питания.

С духовной точки зрения корова олицетворяет собой свойства левой и правой линии (красное и белое) и их правильное сочетание, когда ты можешь использовать их для исправления частей своей души.

Под коровой подразумевается свойство Бины – красное свойство суда (диним), которое, поднимаясь вверх, белеет и становится свойством милосердия (рахамим).

Пепел (офар) – это самое низшее свойство. Когда бывшие высшие свойства падают на самые низшие, тогда они могут исправиться. Поэтому первосвященника окропляли водой, в которой был растворен пепел красной коровы.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления

"Возвращение к ответу"

В поисках рыжей коровы и колодца воды

Раскаяние – это первый этап исправления

каббалист Михаэль ЛайтманПеред началом нового года принято читать специальные покаянные молитвы, прося прощение за все ошибки и преступления, совершенные в прошедшем году. Обычно человек просит прощения за причиненное кому-то зло – и не потому, что таким образом можно его исправить. Но раскаяние – это осознание того зла, которому мы умышленно или не умышленно стали причиной.

Известно, что даже в суде учитывается раскаяние в своем поступке и извинения перед противоположной стороной. Иногда суд постановляет, что обидчик должен попросить прощения у обиженного, и если тот простит его, то это смягчит наказание.

То есть просьба о прощении – это уже своего рода исправление, ведь я признаю, что причинил вред. И хотя я еще не исправил его, но расписываюсь в том, что обязан исправить. Раскаяние – это уже первый этап исправления, и потому нам нужно ценить его и принимать во внимание.

Просят о прощении – в конце года, в конце цикла, при завершении духовной ступени. Мы заканчиваем духовную ступень в хорошем состоянии, ведь Тора всегда говорит о возвышении – и при этом, мы переживаем крушение. В конце года приходит день 9 Ава, со всеми связанными с ним несчастьями: разрушением Первого и Второго Храмов и другими.

А вслед за этим наступает период "Покаяния" (Слихот), когда мы раскрываем итоги разбиения, осознаем, насколько разбиты, низменны, презренны, и тогда просим прощения. 

Интересно, что именно этот месяц, в который мы пребываем в раскаянии, в слезах, с разбитым сердцем от осознания своего зла, называется "ЭЛУЛЬ", что по первым заглавным буквам расшифровывается, как "Я к Любимому, а Любимый ко мне".

Но если я обнаруживаю себя во зле, значит, виноват Творец, который создал мое злое начало. Почему же я должен просить за это прощение? "Я к Любимому, а Любимый ко мне" – Он организовал все мои преступления, а я обязан в них раскаяться.

Выходит, что желанный итог проделанной работы, обретенной новой ступени – в том, чтобы раскрыть заключенное в нас зло. Мы обнаруживаем это зло и относим себя к нему, признавая, что оно внутри нас, и мы хотим избавиться от него. Иначе бы это не было осознанием зла.

Ведь если человек чувствует зло своего эгоизма, то немедленно желает освободиться от него. Раскаиваясь в содеянном, я таким образом подписываюсь, что хочу избавиться от таких свойств в себе, но только пока не знаю, как это сделать. Я пока на это не способен – мне не хватает сил, понимания. Но я уже вижу, что это – зло. То есть я констатировал свое состояние.

Речь идет о нашем соединении, ведь только в нем все исправление. Значит, все зло раскрывается против единства, которого мы не хотим, отталкиваем, избегаем любыми способами. В этом и заключается все наше зло, весь эгоизм.

Разумеется, эгоистическое начало дано нам свыше, от Творца. И плачем мы не о том, что оно в нас есть – а о том, что не хотим освободиться от него! Мы плачем от того, что солидарны с этим эгоизмом и готовы оставаться с ним навечно! Мы сожалеем не о самом зле, а о том, что согласны жить в нем.

Все претензии нужно предъявлять Тому, кто создал меня с таким эгоизмом. А в чем же состоит мое собственное прегрешение? Моя вина в том, что я не проделал достаточной работы за счет данных мне Творцом средств, чтобы освободиться от этого греха. Об этом я и плачу, о своем бездействии, о нежелании выбраться из эгоизма.

Выходит, что мы плачем о своей неспособности выйти из эгоизма и просим Творца помочь нам, обнаруживая свою слабость перед раскрывающимся злом.

Из урока по книге "Слихот", 07.09.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Готовясь к началу Нового Года

Покаяние в недоданном

Время покаяния – "Слихот"

День Искупления: скорбь или радость?

каббалист Михаэль ЛайтманМоше, который занимал наивысшую духовную ступень, было даровано особое положение. Творец сказал ему: "Ты можешь входить в Святая Святых всякий раз, когда пожелаешь говорить со Мной. Когда бы ты ни вошел, жаждая услышать Мое слово, Мой Глас раздастся между херувимами и дойдет до ушей твоих. ("Мидраш рассказывает", глава "Ахарей Мот")

Моше было разрешено заходить в Святая Святых в любое время, потому что он находился на средней линии между двумя херувимами (крувим) – между правой и левой линией.

Уровень "Моше" – это такой уровень, когда человек постоянно находится в состоянии "Святая Святых" – в состоянии Йом Кипур (День Искупления).

Конечно, можно возразить: "Йом Кипур – это состояние скорби, когда человек плачет над тем, что обнаруживает в себе". Но разве Моше все время плакал и просил? Наоборот, он находился в радости, ведь на самом деле Йом Кипур – это день веселья, а не плача. Просто народ не понимает истину, поэтому страдает и плачет по полной программе.

В действительности, если я иду вперед и горю желанием раскрыть в себе отрицательные свойства, изначально созданные во мне Творцом, и заранее прошу Его об этом: "Исправь меня, чтобы я стал ближе к Тебе. Этим я хочу сделать Тебе приятное: отдача, всеобщая любовь…", – тогда для меня это восхождение, вдохновение. 

В таком случае День Искупления превращается в слезы радости, в состояние постоянного восторга! Это день двойной святости, двойной отдачи, когда не только мои отдающие, но и получающие желания работают на отдачу. Это и есть уровень "Моше".

То есть на уровне "Аарон" такое состояние достигается только раз в год, а для уровня "Моше" оно постоянно. Поэтому каждый человек должен достичь уровня Моше.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления

Наивысшее желание – "Моше"

Как обратить грусть в радость

"Возвращение к ответу"

каббалист Михаэль ЛайтманВ главе Торы "Ахарей мот" ("После смерти") говорится о Дне Искупления (Йом Кипур). Что такое "искупление"?

Допустим, приходит вор с повинной и говорит: "Каюсь, так получилось. Ну, отрубите мне руки, я не знаю, что делать". То есть человек ощущает, что он действительно в чем-то провинился и, чтобы решить мучающую его проблему, приходит с повинной.

В духовном такое состояние может проявиться в любое время, не обязательно в День Искупления, который приходится на сентябрь или на начало октября каждого года. Ведь в результате большой внутренней работы, самоанализа, человек переворачивает всего себя и видит, какие страшные пласты всплывают наверх в его внутреннем "болоте".

Он смотрит на это уже другими глазами, ведь в повседневной жизни он постоянно оправдывает себя, не видит за собой ничего плохого. А когда он смотрит на свои внутренние свойства истинным, сторонним взглядом, то видит, что лучше умереть, чем искать себе оправдания.

Такое ужасное состояние повторяется поэтапно в тех людях, которые желают взойти в своем постижении до уровня раскрытия Творца. Каждый раз в них происходит осознание зла, полное его раскрытие, а затем понимание того, как работать с эгоизмом, как искупить и исправить его. 

Почему этот процесс называется "возвращение к ответу"? – Потому что по оси времени можно вернуться назад к неисправленным желаниям. Мы работаем с желаниями, а не с действиями, ведь действия уже сделаны, проявлены и закреплены, как готовая фотография. Мы берем все те желания, свойства, с которыми раньше произвели неправильное действие, и исправляем их. В них мы получаем новую духовную ступень.

Невозможно подняться на любую духовную ступень без анализа и раскрытия в себе диких желаний, без видения того, что я прошел их неправильным путем. Сколько я якобы наделал глупостей в мире и готов за них сгореть от стыда. Но постепенно я начинаю понимать, что это делал не я, а Творец специально подставлял мне подножку, и я благодарю его за это, потому что этим Он раскрыл во мне зло.

Я прошу воздействия высшего света на это зло. Свет исправляет мои свойства и желания, с которыми я якобы грешил, и с новыми исправленными свойствами я начинаю правильно действовать. Это и называется "возвращение к ответу".

То есть на вопрос: "Что я наделал?", – я получаю ответ, что Творец специально подстроил мне это, чтобы я прошел все состояния, и оценил разницу между нынешним и первоначальным состоянием, которое Он создал во мне, как сказано: "Я создал злое начало". А теперь я прошу переделать это злое начало в доброе. 

Потенциальная разница между этими двумя уровнями и есть мощь моей новоявленной, новорожденной души. В нее я получаю раскрытие Творца.

День Искупления заканчивается тем, что я раскрываю в себе эти свойства, не исправляя их. После этого начинается так называемое объятие слева, справа и начало взаимодействия со светом, которое мы называем "духовным соитием".

Свет, входя в меня и работая надо мной, начинает постепенно улучшать меня, возвышая до уровня "Ханука", когда я становлюсь "хафэц хэсэд", т.е. не желаю работать со своими прошлыми желаниями и свойствами, поскольку вижу, что все они пагубны. Начиная с Хануки до Пурима, я исправляю их, чтобы злое начало не оставалось нейтральным, а обратилось в добро. 

Все вышеперечисленные праздники символизируют действия в душе каббалиста, поскольку тот, кто действительно исправляет свои желания и свойства, делает это с помощью каббалы – методики притяжения света. Поэтому каббала называется внутренней частью Торы или Торой света, ведь только высшая энергия, называемая светом, может изменить все наши свойства.

Сказано, что по мере всеобщего исправления все праздники постепенно отойдут, кроме праздника Пурим, который символизирует окончательно исправленную душу, наполненную высшим светом – явлением в себе Творца.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 12.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

День Искупления

Грозные "Дни трепета"

Судный День

Радостный праздник дарования Торы

каббалист Михаэль ЛайтманПервое решение о принятии поручительства происходит в праздник Шавуот. Праздником Шавуот он называется со стороны желаний, поскольку мы постепенно исправляем себя в 50 дней, проходящих от праздника Песах до праздника Шавуот, называющиеся днями отсчета омера.

"Омер" (сноп) символизирует соединение. Все эти 50 дней мы собираем и собираем себя, насколько это возможно, и выясняем, что мы способны исправить, а  что - нет. Собрав все желания, на 50-й день мы приходим к решению о том, что теперь можно сделать со всем этим.

Каждый день мы просим исправления в одной из сфирот и благодарим за него: всего 7х7=49 сфирот, составляющих связь между нами: Малхут с Биной. А на 50-й день мы стоим со своими исправленными, то есть соединенными желаниями, и тогда уже можем получить свет, возвращающий к источнику.

Таким образом, мы превращаемся в одного человека, один сосуд, и тот же свет, вместо исправляющего и возвращающего к источнику, приходит к нам как свет наполнения. Это уже начало получения Торы.

Все это символизирует праздник Дарования Торы – Шавуот. Праздник этот особенный, очень важный и большой. Нет для Исраэль более радостного дня, чем день получения Торы. 

Но в народе этому празднику не придается должной важности – известно лишь, что нужно есть молочные изделия. Этот праздник еще называется праздником урожая, первой жатвы. Как корова дает нам молоко, так и Творец дает нам урожай.

Но народ Израиля, находящийся на земле Израиля, как материальная ветвь духовного корня, обязан понять истинный смысл Дарования Торы. Нет более великого праздника. Понятно, что выход из Египта – это начало пути, но все это для того, чтобы потом получить Тору.

Неважно, что мы получаем первые скрижали завета и разбиваем их. От этого искры Торы входят в наши желания. Ведь эти желания пока перемешаны с египтянами, и потому мы выплавляем золотого тельца. Потом мы получаем вторые скрижали завета уже в Йом Кипур, и после всех праздников приходим к Пуриму. Так завершается год. Будем надеяться, что мы сможем, по крайней мере, начать этот процесс, который завершится только в конце исправления.

Из урока по статье из книги "Шамати", 03.06.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Десять заповедей объединения

Основная работа человека

Светлый праздник Шавуот

Страница 67 из 71« Первая...6566676869...Последняя »