Записи в разделе 'Древний Вавилон'
Методика объединения общества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С какого момента можно считать методику Авраама подлинной религией?

Ответ: С того момента, как она стала силой обобщения, силой построения общества, которое проникается этой идеей, берет ее на вооружение, принимает как образ своего существования.

Это произошло в то время, когда группа Авраама, некогда вышедшая из Вавилона, стала формировать себя у горы Синай. Понятно, что в Торе эта история изложена чисто аллегорически. На самом деле люди не стояли у горы – это просто внутренние ощущения, которые они перенесли.

После этого можно уже говорить, что у них появилась религия, т.е. началось внедрение в народ строения по десяткам, сотням, тысячам, оформление в них правильного взаимодействия между собой, в котором  проявляется Творец – свойство любви, отдачи, поручительства.

Отсюда начинается социальное движение выходцев из Вавилона, которые таким образом постепенно становятся народом. 

Иными словами, точкой переворота был тот момент, когда потребовалась инструкция, чтобы подняться над взаимной ненавистью. Отсюда берет свое начало религия – методика объединения народа в одно единое целое в подобие высшей силе.

Мы называем эту методику "религией", потому что народ в своем строении все время нацелен на подобие высшей силе, на стремление делать всё, чтобы высшая сила проявлялась среди них.

Из ТВ программы "Последнее поколение", 03.07.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Источник верований и учений

Каббала и мировые религии

Революция, совершенная Авраамом

Мир на перепутье, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманНачиная с самого первого разбиения, так называемого "прегрешения первого человека, Адама", которое было запланировано заранее, человечество постепенно начинает осознавать, что причина всех его бед – разобщение, вызванное человеческим эгоизмом.

Хотя эгоизм тогда был относительно небольшой, но все же потребовалось много времени, до самого прихода Авраама, пока они не начали объединяться в один союз, чтобы выйти из кризиса, разразившегося в Древнем Вавилоне.

Прорвавшийся эгоизм, разделивший людей, показал им, насколько разрушительно разобщение, и что нет другого выхода, как только объединиться.

После того, как Авраам раскрыл, что объединение – это путь исправления, и начал объяснять это другим, те, кто его понял, образовали группу, названную впоследствии "народ Израиля", что означает "прямо к Творцу" (яшар-эль). Эта группа держалась за объединение, как за единственное спасение всего человеческого рода и вообще всего творения.

Потребовалось много времени от первого человека, Адама, и до Авраама, пока человечество созрело до того, чтобы усвоить, что спасение – в соединении. Сначала соединение было естественным, и весь народ жил сообща, как одно целое. Но потом вдруг началось разделение, и они почувствовали, как оно разрушительно.

Они смогли сравнить, насколько лучше было жить при естественном соединении, существовавшем между ними, пока эгоизм был маленький, и к каким проблемам приводит большой эгоизм, к разобщению и ссорам, что закончилось настоящим крушением. Поэтому они согласились работать ради объединения, чтобы "все преступления покрыла любовь".  

Однако нужно понять, что преступления тогда были маленькими, и эгоизм – маленький, поэтому им было не так сложно соединиться, как нам сегодня. Но с того времени уже выяснилось, что есть два пути к окончательному объединению, которого человечество в итоге обязано достичь.

Ведь это цель творения,   заложенная уже в изначальном замысле. Но прийти к нему можно двумя путями: путем света или путем страданий. Им тогда удалось это понять и начать реализовывать методику Авраама. 

Всем ясно, что эгоизм портит нам жизнь и с ним нужно что-то делать. Для этого у всех народов есть свои способы. Есть методы уменьшения эгоизма путем особого воспитания, всевозможных восточных практик, конфуцианства, морали. Религии тоже призывают человека к смирению и спокойствию, и стараются укротить эгоизм, обещая ему рай или ад.

Все эти методы какое-то время работали, но в итоге люди начинают выходить из религии. Эгоизм вырастает настолько, что его уже не удержать моралью и религией. А метод Авраама – это общая методика исправления эгоизма, направленная не на его уничтожение, а на правильное использование. Эта методика принадлежит всем, как призывал Авраам: "Кто за Творца – ко мне!"

То есть нам нужно объединиться и внутри этого соединения мы раскроем высшую силу, которая поддержит нас и поведет вперед, возвратив к цели творения и его основам. Это совершенно особая методика, которая реализуется, если есть люди, готовые к ней. А в конце развития все станут к ней готовы.

Из урока на тему "Европа на распутье", 21.08.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на перепутье

Два пути выхода из кризиса

Рождение в муках нового человечества

Язык без слов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Недавно исполнилась очередная годовщина со дня рождения языка эсперанто. Это была попытка создать язык, объединяющий всех людей. Попытка хорошая и мысль великолепная, но в результате ничего не получилось. Почему? Ведь намерения были правильные: чтобы все говорили на одном языке.

Ответ: А зачем? Это противоестественно.

Когда-то, будучи близкими друг к другу, мы разговаривали на одном языке. Это было в Древнем Вавилоне. А потом, в мере взаимного отторжения, мы вдруг стали разговаривать на разных языках. Это называется "Вавилонское столпотворение", когда люди изнутри перестали понимать друг друга.

Они внутренне отдалились друг от друга – по своим чаяниям, по своим включениям друг в друга стали просто чужими и поэтому перестали понимать, вплоть до того, что заговорили на разных языках. Оттуда и пошли все языки мира. И поэтому они разошлись в разные стороны. До сегодняшнего дня мы так и живем.

Вопрос: Тогда почему бы не возникнуть языку, который соединит всех? Кстати, на эсперанто все-таки говорят два миллиона человек.

Ответ: Никто из них не говорит. Эти два миллиона общаются как любители обычного кружка. 

Ничего из этого не получится до тех пор, пока люди не почувствуют, что они снова должны стать чем-то единым, что у них есть какая-то общая база, общее устремление. Тогда они обнаружат, что существует общий язык, на котором они смогут говорить.

Раскроется внутренний язык человека, люди будут просто понимать друг друга, даже без слов, внутренне транслируя мысли друг другу. Такой язык обязательно появится! Но только после того, как человечество захочет быть вместе. 

Корнем разбиения, произошедшего в Вавилоне, был эгоизм. Если мы будем подниматься над ним, мы снова соединимся в понимании друг друга. Для этого не надо никакого языка.

Поэтому эсперанто ничего не даст. Это тот же Вавилон с разнообразием языков. Из этой мешанины сделали "салат", который только напоминает о прошлом разбиении, отдалении.

Вопрос: Если люди действительно захотят соединиться, стать одним целым, то язык возникнет сам?

Ответ: Да. Они должны заботиться о том, чтобы духовно, душевно приближаться друг к другу, и тогда поймут, на каком языке общаться.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 27.07.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конец вавилонского столпотворения

Возвращение обратно к одному языку сердца

Почему не прижился язык эсперанто?

Конец вавилонского столпотворения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Современные новшества и исследования говорят о том, что заканчивается время Вавилонского столпотворения, то есть вавилонского языкового непонимания. Скоро появятся наушники, которые будут переводить с любых языков, и мы будем спокойно общаться.

Что даст такое общение?

Ответ: Это даст возможность ощутить весь мир как одно глобальное целое, не в полном смысле слова, а хотя бы частично – что он существует без границ. Ведь язык – это все-таки очень сильное ограничение в общении между людьми.

Вопрос: Когда на самом деле закончится вавилонское разбиение?

Ответ: Когда люди почувствуют, что им необходимо подняться на следующий уровень осознания себя.

Вопрос: Там есть языки или нет?

Ответ: Там уже нет языков.

Представь себе, что над нами навис огромный космический корабль, который окружает всю Землю, весь наш маленький шарик, и мы все находимся под ним. 

Как при этом мы будем себя вести? Будем ли мы драться, устраивать прения в парламентах, думать о том, куда кто переселяется? Станем ли мы думать, кто против кого что-то затевает тут, на Земле, если над нами нависла черная махина, которая закрыла от нас солнце, и мы находимся в абсолютном неведении, что же с нами происходит? Смотрите, как это может объединить людей…

Никто не будет против другого ничего затевать. Какое мне дело до другого? – Я вижу, что всё, конец.

Вопрос: Тогда и языки исчезнут?

Ответ: Исчезнет все. Мы станем искать выход из положения. А "инопланетяне" заявят: "Мы будем разговаривать с вами, когда вы все вместе станете как одно общее целое. Объединяйтесь, мы подождем. Мы пока над вами повисим".

Подождем – но сколько? "Может, еще пятьсот лет, неважно. Но мы – над вами. И с каждым годом вашего не объединения мы будем все ближе и ближе приближаться, устраивать вам такие фокусы, которые будут подстегивать вас. Так мы будем вам помогать".

Вопрос: Но этот сценарий идет от страдания. А что такое на самом деле отсутствие языков, никакого языкового разделения?

Ответ: Как нам пользоваться в хорошем ключе тем, что мы ближе друг к другу, т.е. действительно объединиться так, чтобы все были как братья в одной семье: нет ни языков, ни расстояний. В таком случае, может быть налажена коммуникация, стирающая все разграничения.

Только я не думаю, что для этого нужно вставлять в ухо наушники, мы будем чувствовать друг друга, слова не нужны. Мы станем говорить сердцем.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 12.07.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Возвращение обратно к одному языку сердца

Вавилон 21-го века

Дорога из Вавилона и обратно

Новости: Конец вавилонского столпотворения (клип)

Современные технологии позволяют преодолевать языковые барьеры и свободно общаться с кем угодно. Это здорово, но и это еще не предел. Средства коммуникации передадут наши слова, сделают нас ближе. А потом, сблизившись сердцами, почувствовав друг друга, мы обнаружим, что слова не нужны…

Авраам. Религии, каббала и современный кризис (клип)

Учение Авраама вечно, потому что говорит об исправлении общей природы человека… Как только это учение будет реализовано в наше время, наш мир практически поднимется до уровня Высшего мира…

На каком языке говорили вавилоняне?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: На каком языке говорили люди в Вавилоне, и на чем они писали?

Ответ: Вавилоняне разговаривали на арамите. Этот язык мы используем в каббале одновременно с ивритом. На иврите говорили только те, кто постигал Высший мир, потому что иврит – это язык света, а арамит – язык кли/сосуда, т.е. желаний, которые раскрывают свет. 

Оба языка абсолютно идентичны, и в то же время абсолютно обратны друг другу. Допустим, "свет" на иврите "ор", а "ночь" на арамейском "орта". То есть в обоих языках используется одно и то же слово, но с противоположными значениями.

Вопрос: На каком языке говорил Тэрах, отец Авраама?

Ответ: Тэрах говорил на арамите, а Авраам перешел на иврит. Они знали оба языка.

Как подтверждают современные публикации, из этих двух древнейших языков, дополняющих друг друга, произошла мировая письменность. Ведь оба языка построены на совпадении двух сил природы: отдачи и получении, плюсе и минусе. Именно оттуда пошли горизонтальные и вертикальные элементы букв, которые являются основой письменности любого языка.

Из урока на русском языке, 22.01.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Неразлучная пара – иврит и арамит

Два языка – один корень

О чем рассказывают буквы

Воспитание определяет судьбу

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с Facebook: Вы постоянно говорите, что воспитание решит все проблемы человека и мира. Но об этом говорят уже многие десятки лет. И, несмотря на множество организаций, занимающихся воспитанием, жизнь идет по своим законам.

Ответ: Жизнь идет по законам эгоизма. А надо сделать, чтобы она текла по законам альтруизма: отдачи, любви, объединения. Этого не делает и не может сделать никто.

Единственный, кто преуспел в этом три с половиной тысячи лет назад, – Авраам, когда призвал из Вавилона всех, кто хотел разрядить вспыхнувший там гуманитарный, общечеловеческий, общественный кризис. Из примкнувших к нему людей он создал группу, которую назвал "Исраэль" или еврейский народ.

Авраам стал родоначальником новой системы воспитания, объединения. С тех пор эта группа существует вот уже три с половиной тысячи лет, и не может разъединиться и никуда деться! Она противопоставляет себя всем остальным народам мира – тем вавилонянам, которые расселились по всему миру, и они видят, что это что-то особенное.

Нам остается взять эту методику и приложить ее ко всему миру, потому что мир уже осознал, что ему некуда деваться, главное – объединение, иначе люди "съедят" друг друга. 

Вопрос: Когда вы говорите о группе, которая существует и знает эту методику, вы имеете в виду весь еврейский народ?

Ответ: Нет! С тех пор все евреи утратили эту методику, кроме каббалистов, которые из поколения в поколение ведут ее и осваивают на собственном опыте. Если они введут эту систему воспитания и будет курировать ее, тогда человечество придет к своему доброму завершению – к полному объединению.

Вопрос: Вы думаете, люди это услышат?

Ответ: Если они не услышат, то будет несколько серьезных войн, которые принесут им такие страдания, что они будут вынуждены услышать. Но мудрый заранее видит эти страдания издали и не входит в них.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 13.03.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два пути выхода из кризиса

Дать человечеству методику любви

Любить ближнего на словах и на деле

Все дороги ведут в "дом Авраама"

каббалист Михаэль ЛайтманНачиная с первого человека, Адама, и далее через 20 поколений до Авраама раскрывается разбиение. Все это время человечество искало связь с высшей силой, с целью творения.

Двадцать поколений потребовалось на то, чтобы из точки разбиения, проявившейся в первом человеке, прийти к подлинному раскрытию высшей силы, которое совершил Авраам.

Авраам открыл правильную методику работы, позволяющую найти Творца, а также реализовать себя – стать подобным высшей силе и прилепиться к ней.

Вопрос: В какой момент Аврам из обычного человека становится праотцем Авраамом?

Ответ: В тот момент, когда он начинает постигать программу творения, он превращается в основу, из которой и далее стартует новый этап развития в человеке. 

Человек искал цель творения, своей жизни, и находил какие-то обманные ценности, что называется "создавал идолов и продавал их". Он искал, в какой форме можно продвигаться, ради чего стоит жить. Но потом он разбивает все свои фантазии, одного идола за другим, понимая, что они неправильные, и ради них не стоит жить.

Так он продвигается, пока не находит правильную, окончательную методику и форму продвижения. То есть у него уже появляется понимание своих основ: доброго начала и злого начала. Он знает, как соединять их в средней линии и приводить к исправлению, к слиянию с Творцом за счет объединения, отдачи ради отдачи, а затем получения ради отдачи.

Когда он находит все эти основы для своей духовной работы, это означает, что он раскрыл Авраама в себе, отца народа (ав а-ам). С этого момента и далее, он начинает строить в себе новую форму – духовную. 

Авраам – это символ духовной работы, сила, способная вывести часть желаний из-под власти Нимрода, эгоизма. А все остальные вавилоняне остаются в Вавилоне, и потом нам придется исправить все эти желания. Сегодня, как и во времена Авраама, человечество должно разбить всех фальшивых идолов, которых сотворило себе, низвести их ценность до праха, а затем построить из них новую форму – правильную.

Мир постепенно продвигается к этому исправлению. Вся история человечества разворачивалась только ради конечного исправления. Людям кажется, что события происходили по воле случая, но нет – так раскручивались информационные гены, "решимот", начиная от первого человека, Адама, и далее.

Одни и те же процессы идут внутри каждого человека и внутри народа Израиля, "дома Авраама" по отношению ко всему миру, и во всем мире в общем. Это словно матрешки, вложенные одна в другую. Главное, что есть одна высшая сила, несущая добро.

И зло, поднимающееся против нее, тоже исходит из того же источника и создано для того, чтобы научить нас различать между добром и злом, светом и тьмой. Когда мы сможем соединить две эти противоположные формы, то именно между ними найдем себя и контакт с Творцом.

Средняя линия соединяет Творца – наверху, с человеком – внизу. А две другие линии: правая и левая, нужны лишь для того, чтобы построить среднюю линию – связь между нами и высшей силой.

Каждый человек должен найти Авраама внутри себя – основу для духовной работы, позволяющей раскрыть Творца и слиться с Ним, что является целью творения. А также нужно привести весь мир, все человечество к такой связи в одно целое, чтобы эта сила, эта идея объединила всех вместе.

Из урока на тему "Подготовка к Песаху", 28.03.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Дом Авраама

Короткие истории. Духовный отец человечества

Авраам – свойство отдачи

Возвращение обратно к одному языку сердца

каббалист Михаэль ЛайтманМы живем в особое время, когда весь наш мир проходит очень большие и стремительные изменения. Столько событий, сколько происходит за один год, какие-то пятьдесят-сто лет назад не происходило и за десятилетие. Каждый человек чувствует себя так, будто попал в круговорот: все постоянно изменяется, движется.

Сегодня в мире почти нет людей, которых бы не коснулись происходящие изменения. Они дошли даже до самых отдаленных мест и маленьких деревень. Это знак того, что мир приближается к общему исправлению, как объясняют каббалисты.

И поэтому мы проводим международные каббалистические конгрессы, которые являются символом всего мира, желающего объединиться. Приезжают тысячи людей со всех концов света, всевозможных национальностей и культур, для того чтобы соединиться вместе.

Единственная преграда, которая у нас пока есть – это язык. Если мы не говорим на одном языке, то трудно общаться, ведь мы еще находимся в Вавилоне. Древние вавилоняне начали с одного языка, а потом заговорили на разных и потому перестали понимать друг друга. Нам же нужно пройти обратно и от многих языков прийти к одному языку.

Именно когда я сижу с незнакомыми мне людьми, далекими мне по ментальности, еще ярче проявляется разбиение, произошедшее в Древнем Вавилоне, но раскрывающееся только сегодня. Это еще сильнее подтолкнет нас к объединению. Ведь мы обязаны вернуться в Вавилон, чтобы весь мир стал одной деревней. 

На конгрессе мы чувствуем себя так, словно бывшие вавилоняне собрались со всех концов света для того, чтобы обратно объединиться в один народ, одно человечество. Нам сейчас надо проделать ту самую работу, которую Авраам хотел сделать в Древнем Вавилоне. Тогда ему это не удалось, потому что зло еще должно было раскрыться.

Но с тех пор и до сегодняшнего дня прошло три с половиной тысячи лет, в течение которых зло постепенно раскрывалось все больше и больше. В итоге оно достигло таких масштабов, что весь мир начал осознавать, в каком болоте он оказался. И поэтому теперь он готов для того, чтобы начать объединяться.

Из урока по статье Рабаша, 13.02.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Конгресс ради объединения человечества

Что такое каббалистический конгресс?

Конгресс по методике праотца Авраама

Что каббала говорит о гоях

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с Facebook: Что каббала говорит о неевреях (гоях)?

Ответ: Человек считается неевреем не по национальности, а по тому, что у него нет устремления к постижению Творца в истинном виде, т.е. в мере подобия свойств Творцу, в мере обретения свойства отдачи. Если у него нет такого внутреннего движения, он называется "гой", что в переводе означает "народ".

Те жители Древнего Вавилона, которые ощутили это стремление и собрались вокруг Авраама, научившего их объединению и в этом единстве постижению Творца, стали называться "гой кадош", то есть святой народ. Святой – значит работающий на отдачу и любовь между собой, чтобы постичь Творца.

Поэтому в слове "гой" нет ничего презрительного – это просто народ. А "гой кадош" – это особые люди, у которых есть природная тяга к постижению Творца. Так говорит каббала.

А религия нас совершенно не касается, она является отходом от каббалы в материальный мир, неким приложением к нашему миру.

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 01.03.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Правда о евреях и гоях

Отправить гоев в Саудовскую Аравию

"Мы должны изгнать гоев из Израиля в Саудовскую Аравию"

Вавилон 21-го века

каббалист Михаэль ЛайтманКризис современного общества – это самая актуальная проблема, каждый день  заявляющая о себе через газеты, радио и телеканалы. Началась она с Европы, а теперь перекинулась и на Америку.

Весь мир входит в новую эпоху и стоит на пороге больших перемен. Будем надеяться, что эти изменения осуществятся за счет государственных и финансовых реформ, а не мировой войны.

Впервые за всю историю наука каббала выходит из скрытия и вмешивается в процесс, проходимый миром, потому что каббалисты – единственные, кто понимает, что происходит, в отличие от всех остальных, пребывающих в смятении. Мир признается, что не способен понять ни текущую ситуацию, ни какие у него есть перспективы на будущее и возможные пути для дальнейшего продвижения и развития.

И действительно, все это не просто осознать, если речь идет о таких огромных массах людей, настолько разных и далеких друг другу. Весь Вавилон, в котором когда-то начал работу Авраам, в наши дни начинает все больше связываться во всевозможных эгоистических формах, одна пламеннее другой.

Вавилон – это символ огромного эгоизма – "анти-Творца", раскрывшегося между всеми творениями. Поэтому человеку очень трудно понять, как такой эгоизм может вообще подлежать какому-то исправлению. Но раскрывается наука каббала и объясняет, что его возможно исправить, и мы обязаны это сделать. 

Если не по доброй воле, так путем страданий, но человечеству придется вернуться к тому состоянию, когда оно снова станет одним телом, одной душой, одной системой, как первый человек, Адам. Эта система вберет в себя весь высший свет бесконечности, и все творение достигнет слияния с Творцом.

Конечное состояние нельзя изменить, тут не может быть никаких компромиссов. Разница лишь в том, насколько человечество вложит свои силы в его достижение, поймет суть процесса и захочет в нем участвовать.

Часть людей должна возглавить этот процесс, и она называется "Исраэль", что означает "Мне голова". А все остальные действуют по отношению к голове как тело и получают  от нее уже готовое, то есть от них не требуется такой тяжелой работы. Разумеется, по пути возникнет много вопросов и проблем, которые должны быть разрешены с помощью интегрального образования.

Невозможно произвести ни одного изменения силой, а только путем внутреннего изменения человека. Нечего изменять в мире – не помогут никакие внешние изменения вне человека, поскольку внешний мир – это отражение наших внутренних свойств.

Поэтому единственное, что нужно – это исправить человека, и этим мы исправим мир. В этом и заключается вся наша работа: построить такие системы, через которые "свет, возвращающий к источнику" дойдет до самого последнего человека. В голове этой системы будут находиться каббалисты, имеющие связь с Творцом, которые делают из себя канал для передачи света всему человечеству, всем народам.

Этот процесс начал реализовываться в мире, и потому мир очень быстро принимает новые очертания. Желаем мы того или нет, но высшее управление готовит человечество к получению интегрального образования. Это зов времени.

Из урока по брошюре "Кризис и его решение" (форум в Аросе, 2006г.), 02.02.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два пути выхода из кризиса

Основной еврейский продукт

Дать человечеству методику любви

Возможен ли нацизм в Америке?

В моей постоянной колонке в газете Jerusalem Post опубликована моя новая статья "Возможен ли нацизм в Америке?".

Перевод статьи на русский язык:

Возможен ли нацизм в Америке?

2017-03-08_rus_jpost_nazi-usa1_w

Начнем с простого перечисления последних случаев проявления антисемитизма в Америке.

  • Около семидесяти случаев угроз взрывов в еврейских общинных центрах по всей стране.
  • Два оскверненных еврейских кладбища в Сент-Луисе и Филадельфии.
  • Школьный учитель из штата Техас, уволенный за призыв убивать евреев в социальных сетях.
  • Автомобили, здания и даже детские площадки в пригороде Буффало, разукрашенные свастиками и расистскими лозунгами.
  • Администратор Нью-Йоркского Университета, жалующийся на то, что среди сотрудников "слишком много евреев".

 

Этот список вы можете продолжить сами, фактов более чем достаточно.

У лидеров еврейских организаций США есть все основания, чтобы говорить о всемирной эпидемии антисемитизма, и США вовсе не исключение из общей картины.

Усиление антисемитизма не случайно.  Это закономерный процесс, когда развитие эгоизма обязательно приводит к все более острым проявлениям ненависти к евреям. Каббала подробно обосновывает неизбежное открытое проявление антисемитизма как явления на определенном уровне развития эгоизма и тщетность любых попыток его избежать. Вместе с тем, каббала дает ключ к решению этого вызова времени – методику объединения и взаимного поручительства.

Эгоизм против закона единства

Каббалистические источники повествуют о том, что первый всплеск эгоизма описывал еще патриарх Авраам, когда наблюдал за строителями Вавилонской башни. Он заметил, что строители башни становились все более эгоистичными, ожесточенными и враждебными друг к другу. Это побудило его искать объяснение. Книга "Пирке де Рабби Элиэзер" (гл. 24) описывает, как вавилоняне "хотели договориться, но не знали языка друг друга. Что они сделали? Каждый взял свой меч, и они воевали друг с другом до смерти. В результате половина из них была убита, а остальные разбрелись по всему миру".

Авраам был очень обеспокоен этой трагедией и, прежде всего,  причинами бурного всплеска эгоизма, охватившего людей.  Выдающийся  талмудист, раввин, врач и разносторонний ученый своей эпохи Рамбам (Маймонид) в своей книге "Мишне Тора" писал, что в результате долгих размышлений и исканий Авраам обнаружил объединяющую силу, которая лежит в основе всего творения, и назвал эту силу "Творец".

Авраам понял, что людям не нужно поклоняться Богу и задабривать его, как это было принято в то время по отношению к многочисленным божкам. Единственное, что им нужно было сделать, чтобы стать счастливыми и избавиться от взаимной ненависти, – это подняться над ней и объединиться. И тогда Авраам предложил вавилонянам объединиться, вместо того чтобы сражаться, но был изгнан за это царем Нимродом.

Далее Маймонид описывает, как изгнанный из Вавилона Авраам пришел в Ханаан, где вокруг него постепенно собрались десятки тысяч людей, которым он рассказывал о едином Творце. Слушали Авраама многие, но оставались с ним лишь те, кто ощутил отклик в своем сердце. После смерти Авраама людей продолжал учить его сын Ицхак. Так была создана общность людей, познавших закон единства. И к ним сразу же вспыхнула ненависть со стороны остальных людей.

Спустя несколько веков Моше предстояло сделать то же самое, что и Аврааму. Он стремился объединить свой народ, но столкнулся с ожесточенным сопротивлением Фараона.  Так же, как когда-то Авраам, Моше увел людей от их повелителя. Однако теперь беглецов было уже несколько миллионов. Соответственно, методика объединения требовала обновления.

Новым руководством для объединения стала Тора – свод законов, который в итоге сводится к одному простому правилу: "Не делай ближнему то, что ненавистно тебе". Под руководством Моше еврейские общины объединились "как один человек с одним сердцем", и лишь тогда они стали одним народом. Они получили имя "Исраэль", что означает "Яшар Эль" — "прямо к Творцу". Тогда все они достигли такой же высокой степени единства, которую впервые раскрыл Авраам.

Важно было реализовать мечту Авраама – достигнуть единства народа над всеми различиями, которые разделяют людей, в том числе над ненавистью, вспыхивающей вследствие роста эгоизма. Более того, народу Израиля предстояло стать светом, то есть  показать пример единства всем народам мира.

При каждом всплеске эгоизма всегда обвиняют евреев

На протяжении своей истории еврейский народ пережил много взлетов и падений. Мы всегда процветали, когда были едиными.  Мы всегда страдали, когда эгоизм брал верх, и мы оказывались разобщенными. Был в нашей истории и такой период, когда эгоизм вспыхнул настолько мощно, что люди не могли переносить друг друга вовсе.

Они чувствовали беспричинную ненависть друг к другу, и эта ненависть привела к слабости и разобщенности народа. Тогда римский наместник в Иудее Тиберий Юлий Александр разрушил Храм и изгнал евреев из земли Израиля. Ему не помешало и то, что сам он был евреем, а его отец в свое время покрывал золотом ворота храма.

По словам  крупнейшего раввина, мыслителя и ученого 16 в. Махараля из Праги (известного также как Йехуда́ Ли́ва бен Бецале́ль), "Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, так как сердца людей были разобщены, и они стали недостойны Храма, который является вечным символом единого Израиля". (Нецах Исраэль)

Ненависть, ставшая причиной разрушения Храма, существует и сегодня. Единственным источником силы народа остается семя единства, которое по-прежнему является нашим внутренним свойством. На протяжении веков наши мудрецы утверждают, что именно единство - ключ к нашему спасению.

В книге "Маор ва шемеш" рабби Клонимуса Кальмана Леви Эпштейна сказано:

"Главная наша защита от всех бед – это любовь и единство. Когда воцарится в Израиле любовь, единство и дружба между людьми, никакие беды нам не страшны".

Рабби Элиягу Ки-Тов в "Книге нашего наследия" пишет:

"Каждое поколение народа должно укреплять единство, чтобы не оказаться во власти наших врагов".

Вернемся к проблемам сегодняшним. Хотя семя единства по-прежнему является нашим внутренним свойством, но оно не востребовано нами. Мы разобщены и не несем свет народам, не демонстрируем единство всему миру, как заповедано нам Авраамом и Моше.

В то же время человечество становится все более эгоистичным. Наш эгоизм вырос настолько, что, даже осознавая, что мы губим будущее наших детей, загрязняя планету, мы не делаем ничего, чтобы это предотвратить. Хорошо понимая важность таких ценностей как плюрализм и либерализм, мы настолько эгоцентричны, что просто не слышим друг друга, не говоря уже о том, чтобы попытаться подняться над разногласиями.

А раз так, то стоит ли удивляться, что ненависть к евреям усиливается? Ведь у нас есть ключ для преодоления эгоизма, но этот же эгоизм не дает нам им воспользоваться. Естественно, что ситуация становится для евреев предельно опасной.

Как тут не вспомнить, что в период расцвета монархии в Испании евреи подвергались жесточайшим гонениям и преследованиям.  Несмотря на то, что евреи были глубоко и разносторонне включены во все сферы жизни испанского общества и даже отдалились от собственной религии и традиций, они были обвинены во всех бедах. Евреев беспощадно пытали и убивали инквизиторы под руководством Торквемады, который, как прежде Тиберий, был евреем по происхождению.

Другой пример: в прошлом веке Адольф Гитлер, создавая великую Германию, после нескольких попыток изгнать евреев, попросту варварски уничтожил несколько миллионов из них, не жалея ни стариков, ни женщин, ни детей.

Балансируя между нацизмом и единством

Сказано в Книге Зоар: "Как хорошо и приятно сидеть братьям также вместе. Речь идет о товарищах, когда они сидят вместе и неразлучны. Поначалу кажется, что они воюют и готовы истребить друг друга, но затем возвращаются к братской любви".

Комментируя Книгу Зоар, Бааль Сулам пишет, что народ Израиля выполняет роль промежуточного звена, при помощи которого мир может понять благо любви к ближнему.

Рав Кук продолжает: "Народ Израиля обладает секретом единства мира". (Орот кодеш)

Хотим мы или нет, но мы являемся носителями методики Авраама, методики исправления эгоизма, который разделяет людей и приводит к разрушению мира. Если мы не будем использовать эту методику объединения над всеми различиями по отношению к себе, люди по праву будут обвинять нас во всех своих бедах и оказывать на нас жесткое давление.

Если же мы применим эту методику сами, весь мир будет учиться у нас, как это сделать. Генри Форд, известный антисемит, в своей книге "Международное еврейство" дает, тем не менее, высокую оценку роли евреев: "Современным реформаторам, конструирующим социальные системы, следует пристально присмотреться к социальному устройству древних евреев".

В последние десятилетия в Америке наблюдается бурный рост эгоизма, отчуждения и социальной изоляции. Депрессия стала главным фактором роста заболеваемости в общем и продолжает быстро распространяться. Если такая книга, как "Эпидемия нарциссизма: жизнь в эпоху права" становится главным бестселлером, а символом культуры нового тысячелетия становится "Я, Я, Я", то страна находится на грани социального взрыва, после которого общество легко может принять форму нацизма или крайнего фашизма.

Принято считать, что с нацизмом покончено с разгромом фашистской Германии. Но недостаточно провозгласить: "Никогда больше!", чтобы помешать истории повториться. Напомню, что отнюдь не немцы изобрели желтую нашивку, чтобы отличать евреев от остального населения. Впервые это сделали британцы еще в 1218 году.

В начале 50-х годов прошлого века в книге "Последнее поколение" Бааль Сулам пишет: "Мир ошибочно считает нацизм особым явлением, свойственным Германии. В действительности все народы равны в этом. Не стоит надеяться, что с победой союзников во Второй мировой войне нацизм будет повержен. Следующими нацистами станут англосаксы".

Если американские евреи не возьмут свою судьбу в собственные руки и не заставят себя объединиться над взаимной неприязнью и разобщенностью, то американцы вынудят их это сделать, даже если случится  кровопролитие.

У нас больше нет времени, чтобы бездействовать. Евреи должны объединиться, отбросив все различия, потому что именно в единстве еврейского народа его спасение. Ведь когда мы объединяемся, мы несем свет всем народам, даем миру пример такого жизненного устройства, которое Авраам предложил человечеству около четырех тысяч лет тому назад и в чем мир так сильно нуждается сегодня.

Источник

"Я", "мы" и общественные формации

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раньше люди не ощущали своего "я", а чувствовали только "мы"?

Ответ:  Это было в Древнем Вавилоне до кризиса и так называемого смешения языков (строительства Вавилонской башни), но не от того, что люди были объединены, а потому что их эгоизм был очень маленьким – нулевого уровня.

Они жили, как в коммунистическом обществе. Ведь первобытные общества, где всё было общим, представляли собой примитивный коммунистический строй.

С ростом эгоизма появились пять формаций вплоть до капитализма. Сейчас пришло время социализма, а затем и коммунизма.

Из урока на русском языке, 30.10.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Мы" лучше, чем "я"

Дорога из Вавилона и обратно

Новый Вавилон

На узких перекрестках мирозданья

Статья моего ученика Олега Ицексона:

На узких перекрестках мирозданья

2017-02-20_statia-olega_rtx301s6

Порой река истории разливается столь широко, что не видно конца-края, и кажется, возможностей не счесть. Но в ключевые моменты поток сужается, подобно горной речке, бурлящей меж теснин, и оставляет очень скудный выбор. Вправо или влево? Времени в обрез и куда ни вырулишь – против течения уже не повернуть.

Теснина

Еще недавно мы уверенно направлялись в светлое будущее "вместе со всем прогрессивным человечеством". Да, встречались препятствия на пути, но сам путь был ясен и понятен.

А потом что-то пошло не так. Политику лихорадит, экономические судороги, начавшиеся в 2007 году, не ослабевают. Течение ускоряется, впереди пороги, по сторонам скалы, и мы вынуждены пролагать курс в русле сужающихся возможностей, среди ненадежных ориентиров и очень туманных перспектив. 

Но и это, очевидно, было лишь прелюдией. Сегодня, после выборов в США, перед нами внезапно обозначилась развилка из двух основных направлений движения, двух глобальных тенденций. Ту, что слева, давайте условно назовем "неолиберализм", а ту, что справа, – "консерватизм".

Каким-то образом эта альтернатива оказалась стержневой: от нее зависит макроэкономика и макрополитика, она решает исход войн и конфликтов, ставит отцов и детей по разные стороны идеологических баррикад, сталкивает культуры, определяет состояние бюджетов и кошельков. Все карты перемешаны этой новой парадигмой, от которой напрямую зависит наша дальнейшая жизнь.

И в то же время все, наконец, встает на свои места. Легкими движениями руки история выстраивает перед нами Новый Вавилон – по образцу того, Древнего, который запустил в свое время предыдущий виток.

Все смешалось в доме Нимрода

Три с половиной тысячи лет назад человечество оказалось точно так же рассечено надвое в своей колыбели на равнине Междуречья. Воцарился разлад, все восстали против всех, брожение поразило империю, разобщило народы и племена, еще вчера чувствовавшие себя неразрывным целым. Началась борьба за власть. Большая "гражданская" война замаячила на горизонте.

И обрисовались впереди два пути:

  • разойтись, рассеяться по Земле – благо, места вдоволь;
  • преодолеть разногласия.

За первым подходом стоял царь Нимрод, человек мудрый и дальновидный. Дав толчок к расселению, он действительно предотвратил катастрофу. Ведь если части целого больше не могут взаимодействовать, необходимо разобрать, разнять, отделить их друг от друга, прежде чем процесс выйдет из-под контроля.

Так и произошло с Вавилонским царством.

На второй путь указал Авраам. Он тоже был мудр, но смотрел глубже и видел дальше. Он понимал, что решение Нимрода приведет к той же самой ситуации, только в глобальных масштабах. Так зачем ждать? За тысячи лет эгоизм окрепнет, человеческая природа станет еще ненасытнее, и не будет реального компромисса, реальной надежды на добрый исход. Не смогут противоборствующие лагеря поделить между собой то, чего каждый из них жаждет целиком. Любое решение останется половинчатым, ущербным, временным, любые соглашения будут лишь сильнее затягивать узел грядущей войны…

И все же вавилоняне отложили проблему на потом. В глазах большинства путь Нимрода выглядел легче и удобнее. Тем не менее, как пишет Рамбам, за Авраамом пошли десятки тысяч человек.

Так была пройдена первая развилка истории.

Рывок в глобальность

Дальнейшее оказалось вполне закономерно: поколениями люди рассеивались, расселялись по планете, пока не уперлись в то, что современные ученые назвали пределами роста.

Тысячелетия пролетели в нескончаемой экспансии. За последние пятьсот лет мы окончательно захватили глобус. За последние пятьдесят лет международная торговля, финансы и средства массовой коммуникации глобализировали человечество. Земля стала маленьким шариком, мир – глобальной деревней.

Нам больше некуда бежать друг от друга, а противоречия обостряются. Мы не в состоянии договориться, наши альянсы зыбки, соглашения несправедливы и ненадежны. Чем больше мы твердим о необходимости взаимопонимания, тем меньше готовы действительно понимать друг друга. Нам тесно в бесчисленных путах взаимосвязи, и хотя рвать их больно, скоро мы решимся на это.

Подход Нимрода исчерпан. Нам больше некуда деться друг от друга, и потому впереди у нас – Война.

Почему не договориться?

Прежде чем разойтись, вавилоняне испробовали аналоги современных "объединений" типа ООН или ЕС. И потерпели неудачу.

Нам тоже не на что рассчитывать в рамках нынешних союзов, поскольку человеческая природа с давних пор не изменилась. Вражда – ее хлеб. Неслучайно разговоры о большой войне стали в наши дни "салонной модой". Эгоизм не может без этого. И словами он не ограничивается.

По сути, мы играем с огнем и не приемлем очевидного, хотя у нас есть верное, проверенное средство, чтобы избежать беды. Во времена вавилонского столпотворения, не обладая никакими особыми ресурсами, Авраам проложил курс через века, создал тренд развития, не иссякший до сих пор и многократно возрождавшийся, несмотря на все старания уничтожить, замять, дискредитировать его. Потомки сторонников Авраама живы до сих пор, его идеи вдохновляли человечество тысячелетиями.

Какой же смысл игнорировать саму суть его методики? Особенно сейчас, когда мы окончательно разучились сосуществовать, сопереживать, уважать друг друга. Вместо того чтобы отвергать возможность нормальных, добрых отношений между людьми, сообществами, странами, мы можем, наконец, приоткрыть для себя принципы второго пути и воспользоваться им.

Что же предложил Авраам?

Основы мира неизменны. Человеческое естество пронизано эгоизмом, и потому на самом деле мы боремся не с чужими мнениями, принципами, нравами, амбициями, идеологиями – мы боремся с собственной природой. И как бы она себя ни проявляла, итог всегда один – конкуренция сильных за счет остальных, стяжательство, раздор.

Таков путь Нимрода, внутренне разобщающий, а внешне сковывающий узами взаимовыгоды. Чужие друг другу, мы наживаемся друг на друге.

До недавнего времени на Западе это выглядело пристойно. Но правила игры переписываются у нас на глазах, и спокойное течение постепенно превращается в стремнину.

Путь Авраама – это, прежде всего, отказ от иллюзий. Нет, нам не совладать со своей природой "лоб в лоб". Она властвует над нами, и попытки пойти против нее инспирируются ею же.

Однако мы способны подняться над собой иначе – не подавляя собственный эгоизм, а правильно работая с ним. И если мы действуем, "рулим" в этом направлении, то находим подмогу, компенсируем негатив позитивом.

Все в нашем мире состоит из противоположностей. У каждой монеты две стороны. Человеческое восприятие основано на контрастах, на борьбе и сочетании противоречий. Наша следующая ступень развития тоже представляет собой сочетание, равновесие двух полюсов, двух природ, меж которыми, над которыми мы вольны быть собой.

В этом суть методики Авраама, этому он обучил своих последователей, это его дар человечеству.

Смена пользователя

Методика Авраама, даже реализуемая крохотным меньшинством, дала миру многое. Ее достижения настолько грандиозны, что человечество, не понимая этого пути, все равно завидует ему и черпает из него силы. Философия, культура, образование, интеллектуальный багаж, мировосприятие, современный гуманизм – все проистекает оттуда.

Но до сих пор, проходя через всевозможные формации, мы надеялись, что в конечном итоге сами достигнем гармонии. Пока не настал XX век и две Мировые войны не показали наглядно, чем может кончиться дело.

А с другой стороны, все этапы на пройденном пути – пути Нимрода – были неизбежны. Мы неверно представляли себе их суть как медленное, но неуклонное движение человечества к свободе. Но нет, в итоге они показали нам, насколько мы несвободны от себя самих. И вот теперь, на излете эпохи, на гребне тщетных надежд проявляется простая истина: чтобы справиться с собой, нам нужна лишь сила единства. Без нее все прочее неэффективно, вредно, подчас разрушительно. И наоборот, с ней мы сумеем правильно воспользоваться всем остальным.

Чтобы обновить систему, надо обновить связь между нами. Причем уже сейчас. Новой версии Вавилона просто некуда инсталлироваться. Настало то время, когда Нимрод должен передать права администратора Аврааму.

Один Трамп, две Америки

Теперь давайте наложим эту картину на современность. Совпадает ли путь Нимрода с агонизирующим неолиберализмом, а путь Авраама– с консерватизмом? И какое место на сцене занимает Дональд Трамп?

Начнем с последнего вопроса. В действительности, Трамп не совсем консерватор. Скорее он – связующее звено и одновременно буфер между двумя антагонистичными лагерями. С ним они сохраняют достаточную дистанцию друг от друга, без него – столкнутся в битве лицом к лицу.

Для неолибералов новый президент – просто спасение, поскольку позволяет им уйти с высоко поднятой головой, в показной борьбе за свое "левое дело". С другой стороны, если они "свергнут" Трампа, то быстро обнаружат, что история уже списала их со счетов и былой блеск больше не вернется. Тенденция сломлена, и против течения не выгребешь ни за какие миллиарды. Более того, попытки сохранить власть левых любыми недемократическими способами в итоге качнут общество намного правее и создадут условия для формирования правительств фашистского толка.

Но Трамп – спасение и для правых. Ему удалось отвоевать у ангажированных СМИ общественное мнение и осуществить "законный переворот" сверху, избежав тем самым коллизий, связанных с переходным периодом.

На самом деле Америка была недалека от "первых ласточек" гражданской войны. Ведь антилибералы – что называется, "соль земли", – это люди идеологически подкованные, обладающие реальной силой, твердо верящие в традиционные американские ценности, мало того, готовые отстаивать их с оружием в руках. И оно у них есть. Эти круги прочно стоят на ногах, обладают огромными возможностями, и за последние восемь лет их терпение истощилось. Особенно их тревожит спайка левых элит с исламом.

А по ту сторону "линии фронта" стоят ослепленные пропагандой слои населения, польстившиеся на обещанную неолиберализмом свободу делать что угодно. И они уже начали делать что угодно, активно протестуя на улицах и в кампусах. Недовольные результатами законных выборов, они охотно и наглядно демонстрируют готовность нарушать закон, а главное – неприятие демократии, если она не играет им на руку.

Так вот, теперь перспектива столкновений несколько отодвинулась. И, возможно, со временем левые поймут, что чуть было не разбудили медведя в берлоге, тяжелого на подъем, но грозного в ярости. Против него бессильны голливудские звезды, поп-дивы, нью-йоркская богема и офисные гуру из Силиконовой долины.

Тогда многие посмотрят на Трампа другими глазами. Ведь, по сути, он представляет умеренную, серьезную, деловую Америку, настроенную сейчас очень решительно.

Трамп и Израиль

Отношение Трампа к еврейскому наследию поистине удивительно. Он не просто уважает его, он видит в Израиле ключ к решению конфликтов и проблем – и потому именно Израиль ставит во главу угла на Ближнем Востоке. Новый президент понимает, что Израиль должен быть силен, что здесь нет места для псевдогосударства палестинцев, что мы сами должны твердо пролагать свою политическую линию. Трамп намного более серьезен и решителен в этом, чем наше собственное правительство!

Разумеется, такой подход вызывает сильнейшую ответную реакцию, в том числе среди антиизраильских кругов в Америке, где евреи опять-таки на первых ролях. Однако в результате мы наконец-то докапываемся до истины, до вавилонской подоплеки современных событий. А правильный диагноз позволит найти правильное лечение.

Вторая развилка истории

И все-таки, где же сегодня Нимрод? И где Авраам?

Не стоит искать их среди конкретных персонажей. Ведь речь идет о двух подходах к развитию, двух направлениях движения. Один из них означает продолжение распрей, другой – подъем к единству.

На данном этапе мы всего лишь выявили картину противостояния, которое грозит войной. В каком-то смысле, Трамп выиграл время, чтобы мы успели проанализировать ситуацию "в мирных условиях". Но сам по себе он не панацея.

Решение по-прежнему лежит в методике, водворяющей природную силу единой системы над порывами человеческого естества. Эту методику евреи получили после "египетского изгнания" – после того как с головой окунулись в эгоизм и ощутили потребность в подъеме. "Гора Синай" – это ненависть (синá), которая их разобщала. И в противовес ей они получили "Тору" – методику соединения.

Так происходит всегда: проявляется минус, возникает нужда в плюсе, и их правильное сочетание создает новую ступень – для человека, общества, государства, человечества.

Этот период нам и предстоит пройти в ближайшее время: осознание зла и поиск решения. Озираясь посреди бурного потока, мы обнаруживаем, что сидим в одной лодке, такие разные, такие непримиримые и такие взаимосвязанные. Впереди развилка, и новый капитан наконец-то начинает притормаживать, выруливая на середину. Но это максимум, что он может сделать, да и то, если получится. А далее нам потребуется методика.

Методика в наших руках

Лучшее, что можем сделать мы, евреи, – это показать пример. Мы занимаем важное место в обоих лагерях: и у неолибералов, и у консерваторов. И задача сейчас в том, чтобы приподняться над собой ради общей, более высокой цели. Ведь в этом и есть наше предназначение – повести мир к единству, согласно методике Авраама.

Готовы ли мы к своей миссии? Нет. Сказано об этом у пророка Йешайау:

"Я вознесу к народам руку мою, и перед племенами подниму знамя мое, и они принесут сыновей твоих в поле и дочерей твоих понесут на плечах".

Только не представляйте себе образцово-показательную идиллию с праведниками, пользующимися всеобщим уважением, если не обожанием.

Нас "понесут на плечах" потому, что сами мы не хотим брать на себя ответственность и играть свою историческую роль. Нас "понесут" упирающихся и отчаянно взывающих к благоразумию: "Чего вы от нас хотите!? Оставьте нас в покое! Ведь мы как все!…"

Если бы мы были как все, нас оставили бы в покое еще тысячи лет назад. Но вместо этого нас постоянно вырывают из иллюзий и волокут на лобное место – как правило, чтобы пригвоздить к позорному столбу. "Вы не как все, – говорят нам. – Вы у нас в долгу. Вы нам заплатите".

При Обаме эта тенденция уже начала приобретать опасный характер, но Трамп придал ей форму намного более верную, и у нас появился реальный шанс сделать свое дело. Да, с подсказки народов мира, "на их плечах", но сделать уже сейчас, в условиях, о которых потом можно будет только мечтать.

Само развитие подводит нас к этому моменту. Люди на Западе разуверяются в былых ценностях, теряют ориентиры, ребячатся до четвертого десятка, женятся в позднем возрасте либо не женятся совсем, впадают в депрессию, все реже находят профессиональное призвание – и совсем не находят себя.

Тем временем научно-технический прогресс, казавшийся избавлением, вдруг стал угрозой из-за автоматизации труда. Уже начались разговоры о всеобщем базовом доходе, о подоходном налоге на роботов…

Одним словом, все идет к тому, чтобы высвободить человека для главного дела всей его жизни, для подъема на ту ступень, где он найдет свое подлинно человеческое призвание в доброй взаимосвязи с другими. Если человек обеспечен всем необходимым, если он живет среди братьев и их жизнь осмыслена, то он счастлив. Они счастливы.

Вот куда надо держать курс сегодня, в "бутылочном горлышке" истории, на "узком перекрестке мироздания", где все человечество оказалось в одной связке. Перед лицом фактов вопрос уже не в том, верить или не верить в это. Этого надо просто захотеть.

Страница 4 из 22« Первая...23456...Последняя »