Записи в разделе 'Древний Вавилон'
На узких перекрестках мирозданья

Статья моего ученика Олега Ицексона:

На узких перекрестках мирозданья

2017-02-20_statia-olega_rtx301s6

Порой река истории разливается столь широко, что не видно конца-края, и кажется, возможностей не счесть. Но в ключевые моменты поток сужается, подобно горной речке, бурлящей меж теснин, и оставляет очень скудный выбор. Вправо или влево? Времени в обрез и куда ни вырулишь – против течения уже не повернуть.

Теснина

Еще недавно мы уверенно направлялись в светлое будущее "вместе со всем прогрессивным человечеством". Да, встречались препятствия на пути, но сам путь был ясен и понятен.

А потом что-то пошло не так. Политику лихорадит, экономические судороги, начавшиеся в 2007 году, не ослабевают. Течение ускоряется, впереди пороги, по сторонам скалы, и мы вынуждены пролагать курс в русле сужающихся возможностей, среди ненадежных ориентиров и очень туманных перспектив. 

Но и это, очевидно, было лишь прелюдией. Сегодня, после выборов в США, перед нами внезапно обозначилась развилка из двух основных направлений движения, двух глобальных тенденций. Ту, что слева, давайте условно назовем "неолиберализм", а ту, что справа, – "консерватизм".

Каким-то образом эта альтернатива оказалась стержневой: от нее зависит макроэкономика и макрополитика, она решает исход войн и конфликтов, ставит отцов и детей по разные стороны идеологических баррикад, сталкивает культуры, определяет состояние бюджетов и кошельков. Все карты перемешаны этой новой парадигмой, от которой напрямую зависит наша дальнейшая жизнь.

И в то же время все, наконец, встает на свои места. Легкими движениями руки история выстраивает перед нами Новый Вавилон – по образцу того, Древнего, который запустил в свое время предыдущий виток.

Все смешалось в доме Нимрода

Три с половиной тысячи лет назад человечество оказалось точно так же рассечено надвое в своей колыбели на равнине Междуречья. Воцарился разлад, все восстали против всех, брожение поразило империю, разобщило народы и племена, еще вчера чувствовавшие себя неразрывным целым. Началась борьба за власть. Большая "гражданская" война замаячила на горизонте.

И обрисовались впереди два пути:

  • разойтись, рассеяться по Земле – благо, места вдоволь;
  • преодолеть разногласия.

За первым подходом стоял царь Нимрод, человек мудрый и дальновидный. Дав толчок к расселению, он действительно предотвратил катастрофу. Ведь если части целого больше не могут взаимодействовать, необходимо разобрать, разнять, отделить их друг от друга, прежде чем процесс выйдет из-под контроля.

Так и произошло с Вавилонским царством.

На второй путь указал Авраам. Он тоже был мудр, но смотрел глубже и видел дальше. Он понимал, что решение Нимрода приведет к той же самой ситуации, только в глобальных масштабах. Так зачем ждать? За тысячи лет эгоизм окрепнет, человеческая природа станет еще ненасытнее, и не будет реального компромисса, реальной надежды на добрый исход. Не смогут противоборствующие лагеря поделить между собой то, чего каждый из них жаждет целиком. Любое решение останется половинчатым, ущербным, временным, любые соглашения будут лишь сильнее затягивать узел грядущей войны…

И все же вавилоняне отложили проблему на потом. В глазах большинства путь Нимрода выглядел легче и удобнее. Тем не менее, как пишет Рамбам, за Авраамом пошли десятки тысяч человек.

Так была пройдена первая развилка истории.

Рывок в глобальность

Дальнейшее оказалось вполне закономерно: поколениями люди рассеивались, расселялись по планете, пока не уперлись в то, что современные ученые назвали пределами роста.

Тысячелетия пролетели в нескончаемой экспансии. За последние пятьсот лет мы окончательно захватили глобус. За последние пятьдесят лет международная торговля, финансы и средства массовой коммуникации глобализировали человечество. Земля стала маленьким шариком, мир – глобальной деревней.

Нам больше некуда бежать друг от друга, а противоречия обостряются. Мы не в состоянии договориться, наши альянсы зыбки, соглашения несправедливы и ненадежны. Чем больше мы твердим о необходимости взаимопонимания, тем меньше готовы действительно понимать друг друга. Нам тесно в бесчисленных путах взаимосвязи, и хотя рвать их больно, скоро мы решимся на это.

Подход Нимрода исчерпан. Нам больше некуда деться друг от друга, и потому впереди у нас – Война.

Почему не договориться?

Прежде чем разойтись, вавилоняне испробовали аналоги современных "объединений" типа ООН или ЕС. И потерпели неудачу.

Нам тоже не на что рассчитывать в рамках нынешних союзов, поскольку человеческая природа с давних пор не изменилась. Вражда – ее хлеб. Неслучайно разговоры о большой войне стали в наши дни "салонной модой". Эгоизм не может без этого. И словами он не ограничивается.

По сути, мы играем с огнем и не приемлем очевидного, хотя у нас есть верное, проверенное средство, чтобы избежать беды. Во времена вавилонского столпотворения, не обладая никакими особыми ресурсами, Авраам проложил курс через века, создал тренд развития, не иссякший до сих пор и многократно возрождавшийся, несмотря на все старания уничтожить, замять, дискредитировать его. Потомки сторонников Авраама живы до сих пор, его идеи вдохновляли человечество тысячелетиями.

Какой же смысл игнорировать саму суть его методики? Особенно сейчас, когда мы окончательно разучились сосуществовать, сопереживать, уважать друг друга. Вместо того чтобы отвергать возможность нормальных, добрых отношений между людьми, сообществами, странами, мы можем, наконец, приоткрыть для себя принципы второго пути и воспользоваться им.

Что же предложил Авраам?

Основы мира неизменны. Человеческое естество пронизано эгоизмом, и потому на самом деле мы боремся не с чужими мнениями, принципами, нравами, амбициями, идеологиями – мы боремся с собственной природой. И как бы она себя ни проявляла, итог всегда один – конкуренция сильных за счет остальных, стяжательство, раздор.

Таков путь Нимрода, внутренне разобщающий, а внешне сковывающий узами взаимовыгоды. Чужие друг другу, мы наживаемся друг на друге.

До недавнего времени на Западе это выглядело пристойно. Но правила игры переписываются у нас на глазах, и спокойное течение постепенно превращается в стремнину.

Путь Авраама – это, прежде всего, отказ от иллюзий. Нет, нам не совладать со своей природой "лоб в лоб". Она властвует над нами, и попытки пойти против нее инспирируются ею же.

Однако мы способны подняться над собой иначе – не подавляя собственный эгоизм, а правильно работая с ним. И если мы действуем, "рулим" в этом направлении, то находим подмогу, компенсируем негатив позитивом.

Все в нашем мире состоит из противоположностей. У каждой монеты две стороны. Человеческое восприятие основано на контрастах, на борьбе и сочетании противоречий. Наша следующая ступень развития тоже представляет собой сочетание, равновесие двух полюсов, двух природ, меж которыми, над которыми мы вольны быть собой.

В этом суть методики Авраама, этому он обучил своих последователей, это его дар человечеству.

Смена пользователя

Методика Авраама, даже реализуемая крохотным меньшинством, дала миру многое. Ее достижения настолько грандиозны, что человечество, не понимая этого пути, все равно завидует ему и черпает из него силы. Философия, культура, образование, интеллектуальный багаж, мировосприятие, современный гуманизм – все проистекает оттуда.

Но до сих пор, проходя через всевозможные формации, мы надеялись, что в конечном итоге сами достигнем гармонии. Пока не настал XX век и две Мировые войны не показали наглядно, чем может кончиться дело.

А с другой стороны, все этапы на пройденном пути – пути Нимрода – были неизбежны. Мы неверно представляли себе их суть как медленное, но неуклонное движение человечества к свободе. Но нет, в итоге они показали нам, насколько мы несвободны от себя самих. И вот теперь, на излете эпохи, на гребне тщетных надежд проявляется простая истина: чтобы справиться с собой, нам нужна лишь сила единства. Без нее все прочее неэффективно, вредно, подчас разрушительно. И наоборот, с ней мы сумеем правильно воспользоваться всем остальным.

Чтобы обновить систему, надо обновить связь между нами. Причем уже сейчас. Новой версии Вавилона просто некуда инсталлироваться. Настало то время, когда Нимрод должен передать права администратора Аврааму.

Один Трамп, две Америки

Теперь давайте наложим эту картину на современность. Совпадает ли путь Нимрода с агонизирующим неолиберализмом, а путь Авраама– с консерватизмом? И какое место на сцене занимает Дональд Трамп?

Начнем с последнего вопроса. В действительности, Трамп не совсем консерватор. Скорее он – связующее звено и одновременно буфер между двумя антагонистичными лагерями. С ним они сохраняют достаточную дистанцию друг от друга, без него – столкнутся в битве лицом к лицу.

Для неолибералов новый президент – просто спасение, поскольку позволяет им уйти с высоко поднятой головой, в показной борьбе за свое "левое дело". С другой стороны, если они "свергнут" Трампа, то быстро обнаружат, что история уже списала их со счетов и былой блеск больше не вернется. Тенденция сломлена, и против течения не выгребешь ни за какие миллиарды. Более того, попытки сохранить власть левых любыми недемократическими способами в итоге качнут общество намного правее и создадут условия для формирования правительств фашистского толка.

Но Трамп – спасение и для правых. Ему удалось отвоевать у ангажированных СМИ общественное мнение и осуществить "законный переворот" сверху, избежав тем самым коллизий, связанных с переходным периодом.

На самом деле Америка была недалека от "первых ласточек" гражданской войны. Ведь антилибералы – что называется, "соль земли", – это люди идеологически подкованные, обладающие реальной силой, твердо верящие в традиционные американские ценности, мало того, готовые отстаивать их с оружием в руках. И оно у них есть. Эти круги прочно стоят на ногах, обладают огромными возможностями, и за последние восемь лет их терпение истощилось. Особенно их тревожит спайка левых элит с исламом.

А по ту сторону "линии фронта" стоят ослепленные пропагандой слои населения, польстившиеся на обещанную неолиберализмом свободу делать что угодно. И они уже начали делать что угодно, активно протестуя на улицах и в кампусах. Недовольные результатами законных выборов, они охотно и наглядно демонстрируют готовность нарушать закон, а главное – неприятие демократии, если она не играет им на руку.

Так вот, теперь перспектива столкновений несколько отодвинулась. И, возможно, со временем левые поймут, что чуть было не разбудили медведя в берлоге, тяжелого на подъем, но грозного в ярости. Против него бессильны голливудские звезды, поп-дивы, нью-йоркская богема и офисные гуру из Силиконовой долины.

Тогда многие посмотрят на Трампа другими глазами. Ведь, по сути, он представляет умеренную, серьезную, деловую Америку, настроенную сейчас очень решительно.

Трамп и Израиль

Отношение Трампа к еврейскому наследию поистине удивительно. Он не просто уважает его, он видит в Израиле ключ к решению конфликтов и проблем – и потому именно Израиль ставит во главу угла на Ближнем Востоке. Новый президент понимает, что Израиль должен быть силен, что здесь нет места для псевдогосударства палестинцев, что мы сами должны твердо пролагать свою политическую линию. Трамп намного более серьезен и решителен в этом, чем наше собственное правительство!

Разумеется, такой подход вызывает сильнейшую ответную реакцию, в том числе среди антиизраильских кругов в Америке, где евреи опять-таки на первых ролях. Однако в результате мы наконец-то докапываемся до истины, до вавилонской подоплеки современных событий. А правильный диагноз позволит найти правильное лечение.

Вторая развилка истории

И все-таки, где же сегодня Нимрод? И где Авраам?

Не стоит искать их среди конкретных персонажей. Ведь речь идет о двух подходах к развитию, двух направлениях движения. Один из них означает продолжение распрей, другой – подъем к единству.

На данном этапе мы всего лишь выявили картину противостояния, которое грозит войной. В каком-то смысле, Трамп выиграл время, чтобы мы успели проанализировать ситуацию "в мирных условиях". Но сам по себе он не панацея.

Решение по-прежнему лежит в методике, водворяющей природную силу единой системы над порывами человеческого естества. Эту методику евреи получили после "египетского изгнания" – после того как с головой окунулись в эгоизм и ощутили потребность в подъеме. "Гора Синай" – это ненависть (синá), которая их разобщала. И в противовес ей они получили "Тору" – методику соединения.

Так происходит всегда: проявляется минус, возникает нужда в плюсе, и их правильное сочетание создает новую ступень – для человека, общества, государства, человечества.

Этот период нам и предстоит пройти в ближайшее время: осознание зла и поиск решения. Озираясь посреди бурного потока, мы обнаруживаем, что сидим в одной лодке, такие разные, такие непримиримые и такие взаимосвязанные. Впереди развилка, и новый капитан наконец-то начинает притормаживать, выруливая на середину. Но это максимум, что он может сделать, да и то, если получится. А далее нам потребуется методика.

Методика в наших руках

Лучшее, что можем сделать мы, евреи, – это показать пример. Мы занимаем важное место в обоих лагерях: и у неолибералов, и у консерваторов. И задача сейчас в том, чтобы приподняться над собой ради общей, более высокой цели. Ведь в этом и есть наше предназначение – повести мир к единству, согласно методике Авраама.

Готовы ли мы к своей миссии? Нет. Сказано об этом у пророка Йешайау:

"Я вознесу к народам руку мою, и перед племенами подниму знамя мое, и они принесут сыновей твоих в поле и дочерей твоих понесут на плечах".

Только не представляйте себе образцово-показательную идиллию с праведниками, пользующимися всеобщим уважением, если не обожанием.

Нас "понесут на плечах" потому, что сами мы не хотим брать на себя ответственность и играть свою историческую роль. Нас "понесут" упирающихся и отчаянно взывающих к благоразумию: "Чего вы от нас хотите!? Оставьте нас в покое! Ведь мы как все!…"

Если бы мы были как все, нас оставили бы в покое еще тысячи лет назад. Но вместо этого нас постоянно вырывают из иллюзий и волокут на лобное место – как правило, чтобы пригвоздить к позорному столбу. "Вы не как все, – говорят нам. – Вы у нас в долгу. Вы нам заплатите".

При Обаме эта тенденция уже начала приобретать опасный характер, но Трамп придал ей форму намного более верную, и у нас появился реальный шанс сделать свое дело. Да, с подсказки народов мира, "на их плечах", но сделать уже сейчас, в условиях, о которых потом можно будет только мечтать.

Само развитие подводит нас к этому моменту. Люди на Западе разуверяются в былых ценностях, теряют ориентиры, ребячатся до четвертого десятка, женятся в позднем возрасте либо не женятся совсем, впадают в депрессию, все реже находят профессиональное призвание – и совсем не находят себя.

Тем временем научно-технический прогресс, казавшийся избавлением, вдруг стал угрозой из-за автоматизации труда. Уже начались разговоры о всеобщем базовом доходе, о подоходном налоге на роботов…

Одним словом, все идет к тому, чтобы высвободить человека для главного дела всей его жизни, для подъема на ту ступень, где он найдет свое подлинно человеческое призвание в доброй взаимосвязи с другими. Если человек обеспечен всем необходимым, если он живет среди братьев и их жизнь осмыслена, то он счастлив. Они счастливы.

Вот куда надо держать курс сегодня, в "бутылочном горлышке" истории, на "узком перекрестке мироздания", где все человечество оказалось в одной связке. Перед лицом фактов вопрос уже не в том, верить или не верить в это. Этого надо просто захотеть.

Конгресс ради объединения человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В сегодняшнем мире уже ясно видно, что началось серьезное осознание зла: в отношениях с ближними, в семьях, хаос в промышленности. Эгоизм просто не позволяет человечеству продвигаться дальше, и очевидно, что дальнейшее продвижение таким путем приведет к трагическим последствиям.

Как мы можем использовать международный каббалистический конгресс, который соберет в Тель-Авиве 21-23 февраля несколько тысяч участников со всего мира, чтобы предотвратить трагическое развитие событий в мире и повести его добрым путем объединения?

Ответ: Действительно, чем дальше будет продвигаться человечество, тем больше проблем будет с огромной скоростью раскрываться в мире, одна другой страшнее и непонятнее. И главный вопрос: как нам сейчас продвигаться самым быстрым и добрым путем?

Это возможно только за счет силы объединения, которая не находится среди обычных людей, а имеется лишь среди евреев, получивших эту методику в Древнем Вавилоне от праотца Авраама.

Международный каббалистический конгресс похож на Древний Вавилон, где собрались вместе представители всех народов, для того, чтобы изучать науку каббала: достичь объединения и через него постичь высшую силу природы, Творца. То же самое происходило 3.5 тысячи лет назад в Древнем Вавилоне. Там разразился кризис, и люди не знали, что делать от отчаяния и беспомощности. 

И тут появился Авраам, который сказал: "Я знаю, что надо делать!" Авраам был известным человеком, он служил священником в Вавилонском храме. Часть людей послушала Авраама и пошла за ним. Авраам собрал из них группу и начал объяснять, что значит "объединение".

Так возник народ Израиля, как пишет Рамбам, что "Авраам обратился с громким призывом, и к нему присоединились тысячи людей, ставших одним народом". В сущности, это не народ, а группа каббалистов. Народ Израиля – это каббалистическая группа, которая когда-то достигла духовного уровня, а потом         упала с него. В таком состоянии этот народ и существует по сегодняшний день.

Поэтому сегодня нам нужно пробудить тех, в ком есть духовная искра, "точка в сердце" – потомков тех, кто принадлежал этой группе, ведь это те же самые души. А также присоединить представителей всех народов, в которых духовные искры пробуждаются сегодня.

Вся эта группа должна работать и соединиться между собой с большой силой. Надо привлечь к себе, насколько только возможно, в первую очередь евреев, народ Израиля, поскольку они уже были в духовном постижении и несут в себе его искры. Хотя именно поэтому в них есть самый большой эгоизм. Своим объединением мы должны показать пример всем народам и научить их объединяться.

В мире есть полное изобилие и не хватает только силы объединения. Поэтому человечеству так недостает методики объединения: и в Европе с ее Общим Рынком, который превратился в базар, и в Америке, и в Азии. Наша работа – показать миру пример объединения.

Я очень надеюсь, что по мере развития событий мир осознает, как необходимо ему объединение и насколько оно невозможно при всех наших противоположных различиях. Тогда люди поймут, что методика каббалы действует именно поверх противоположностей. Она не отменяет никакие личные качества и не заставляет всех стать одинаковыми.

Наоборот, каждый остается таким, как есть, но соединяется с другими поверх всех различий. А объединение выше различий – это уже духовная ступень, в которой раскрывается высший свет. Вот такого объединения мы должны достичь между собой на конгрессе и тогда сможем передать эту методику миру. Это уже будет гораздо проще. В этом цель конгресса.

Из урока по статье "Дарование Торы", 10.02.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Напутствие перед конгрессом

Что такое каббалистический конгресс?

Госпожа Вальстрем, приглашаем на конгресс!

Духовные корни стран и народов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каковы духовные корни стран и народов?

Ответ: Дело в том, что духовный человек состоит из семи сфирот: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.

Семь сфирот, каждая из которых состоит из десяти подсфирот, дают семьдесят духовных корней для людей в нашем мире, именуемых "семьдесят народов мира". А та группа людей, которая отделилась от семидесяти народов, чтобы подниматься выше себя к Творцу, называется "Яшар-Кель" ("Исра-Эль") – "прямо к Творцу".

Но, в принципе, это не народ, а сборная команда разных племен, которые в Вавилоне оторвались от семидесяти проживающих там народов.

Все семьдесят народов разбрелись по земному шару, и сегодня даже невозможно сказать, к каким древневавилонским кланам относятся современные народы. Из тех, что некогда жили в Вавилоне, в чистом виде не осталось ни одного.

Все они перемешались между собой. Пробудившийся в них огромный эгоизм развел их в разные стороны, и каждый народ потянулся к тому месту, которое соответствует его душе. А затем произошло смешение и переселение народов. 

В Книге Зоар пишется, что если Землю Израиля географически правильно сопоставить с ее духовным корнем, то она четко соответствует пяти духовным частям парцуфа. Хермон – это Кетэр, Галилея – Хохма, Иордан, соединяющий Иерусалим с озером Кинерет – это Бина, Иерусалим – Зеир Анпин и Мертвой море – Малхут. 

Это говорит об отпечатке на географическом рельефе страны ее высших корней.

Вопрос Может ли человек, посещающий эти места, ощутить что-то вроде "синдрома Иерусалима"?

Ответ: Да, некоторые люди, переезжая из одной части страны в другую, действительно испытывают такие ощущения. К ним относятся либо каббалисты, либо тонко чувствующие люди.

Вопрос: Это можно как-то использовать для духовного продвижения?

Ответ: Нет. Наш мир, словно открытая карта. Если у тебя есть к нему определенные ощущения, то ты чувствуешь, где находишься.

Из урока на русском языке, 14.08.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Соответствие духовных и земных границ

Исраэль и народы мира

Тайны вечной книги. 70 народов (клип)

Сотни кругов, тысячи растопленных сердец

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вечером 7 января тысячи людей собрались на демонстрацию единства на площади Рабина, откликнувшись на призыв Зива Шилона, бывшего офицера ЦАХАЛа, потерявшего обе руки при взрыве снаряда на границе Газы четыре года назад.

Зив Шилон опубликовал пост на фэйсбук, где написал о своей боли за израильский народ, за разобщение и ненависть, царящие в обществе, которые так ярко проявились после обвинительного приговора солдату, застрелившему террориста.

Зив призвал всех, кто хочет показать свое стремление к единству и солидарности, собраться в этот вечер на площади. Тысячи людей откликнулись на этот призыв. Движение "Арвут" приняло участие в митинге и организовало там сотни "круглых столов". Насколько важным вам видится эта акция?

Ответ: Разумеется, это было очень важное событие. Ведь народ Израиля был создан из группы, выбранной Авраамом из всех жителей Древнего Вавилона, то есть из всей человеческой цивилизации того времени, 3.5 тысячи лет назад. И эта группа поставила своей целью объединение, как свою идеологию. Полторы тысячи лет до разрушения Храма им удалось прожить в единстве, насколько это возможно.

Но затем это объединение разрушилось, и они упали в эгоистические желания, в которых мы находимся и по сей день. Ощущение высшей реальности, воспринимаемое лишь в силах отдачи, в желании соединиться, исчезло из наших органов чувств, из нашей жизни. Но мы обязаны возобновить и пробудить это ощущение. С каждым днем в этом все больше нуждается мир и каждый из нас. 

Поэтому нам так важно все, что направлено на объединение. В этом состоит миссия организации "Бней Барух". Мы хотим стать тем связующим звеном, которое объединяет народ и ведет к единству, принося ему правильную форму объединения.

Ведь, к сожалению, есть много методов, которые только запутывают людей. А мы хотим принести правильную методику объединения, о которой пишет Бааль Сулам. Изначально, мы все эгоисты и не способны объединиться. Никакие попытки не увенчаются успехом, что видно из всего пройденного человечеством пути.

Единственный способ – это привлечь на помощь позитивную силу единства, скрытую в природе, чтобы она облачилась в нас и реализовала наше объединение.

Мы все ссоримся друг с другом, как драчливые дети. А эта сила, словно облако, вдруг опускается на нас и дает нам возможность хорошо думать друг о друге, относиться по-доброму. Вдруг все успокаиваются и видят друг в друге товарищей, с которыми стоит быть в дружбе.

Такая сила существует в природе, надо только ее пробудить, что возможно с помощью определенных действий по объединению. Но это не простое объединение, ведь в мире уже было сделано множество таких попыток. Для того, чтобы притянуть эту специальную силу, которая может нас соединить, нам необходима особая методика. И такая методика существует! Она называется "наука каббала".

Методика каббалы или методика объединения способна привлечь к нам позитивную силу природы, которая поселится в нас. В наши дни это просто необходимо. Судя по демонстрации, прошедшей на площади Рабина, и по причине, вызвавшей ее, видно, насколько срочно это требуется.

Только притянув свет, возвращающий к источнику, позитивную силу объединения, нейтрализующую отрицательную силу нашего эгоизма, мы сможем продвинуться к доброму будущему. Иначе наше состояние может стать очень опасным, угрожающим самому существованию народа Израиля.

Поэтому так важно проводить подобные мероприятия, организовывая на них круглые столы, которые дают человеку почувствовать, что возможно реализовать объединение, возможно сидеть вместе в кругу и соединяться.

Я бы посадил в один круг людей с обеих противостоящих сторон, с правой и левой, чтобы постарались говорить о чем-то таком, что их объединяет, а не о своих разногласиях: "Как можно достичь объединения? Возможно ли это? За счет каких сил? Какое будущее нас ждет в том случае, если мы не достигнем объединения или если достигнем?"

Человек должен последовательно пройти весь путь и найти ответ. Это не просто, ведь не зря народ Израиля назван "жестоковыйным". Но надо над этим работать, поскольку только от этого зависит наше доброе будущее. Это наша единственная надежда.

Реплика: В этот вечер на площади я повстречал двух молодых людей из США, которые уже в семнадцатый раз приезжают в Израиль. И они сказали, посидев в кругу, что всегда мечтали увидеть именно такой Израиль, и это первый раз, когда их мечта наконец осуществилась. Именно этого они искали каждый раз, приезжая в Израиль.

Многие люди в этот вечер говорили о том же, удивляясь, как они прежде не слышали о движении "Арвут" и о круглых столах, которые дают ощутить совершенно необыкновенное теплое чувство единства. Огромное спасибо всем участникам движения "Арвут", съехавшимся на эту встречу со всей страны и организовавшим круги для того, чтобы растопить и соединить сердца народа Израиля.

Из урока по статье "Дарование Торы", 08.01.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

От объединения выиграют все!

Круг – форма существования исправленного общества

Своим объединением мы защищаем солдат

Метод Нимрода и метод Авраама

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам. "Свобода воли": Разъединение между людьми является источником всех несчастий и бед. Однако наше знание и наука говорят о прямо противоположном.

Единство взглядов и отсутствие критики является источником всех неудач и мешает прогрессу и плодотворному творчеству. Чем больше разногласий, противоречий, чем сильнее критика, тем больше знание и разум, и проблемы становятся возможными для разъяснения и разрешения.

Таким образом, очевидно, что основой успеха на материальном уровне является как можно большее объединение общества. А основа успешного продвижения в области разума и идей – в споре и разногласиях между ними.

В обычном человеческом обществе тем лучше, чем больше в нем мира, согласия, как среди хороших детей. Но если мы хотим расти, то этот рост возможен только при усилении противоречий, взаимной критики, несогласия – и при этом, все преступления должна покрыть любовь.

Мы должны понимать, что споры возникают из-за того, что в нас проявляются большие желания, которые уже не позволяют нам соединиться друг с другом. И тогда мы требуем объединения поверх всех разногласий. 

Простое соединение возможно лишь в семье или у тех примитивных народов, которые существовали до Вавилонского разбиения. В Древнем Вавилоне жило много народов как одна семья, и все говорили на одном языке.

И вдруг эгоизм вырос, и выяснилось, что их желания противоречат друг другу. Они начали ссориться, тогда и началось "вавилонское столпотворение". С тех пор возникло два метода исправления этой проблемы. Первый метод предложил Нимрод, который сказал: "Давайте разделимся и разойдемся в разные стороны, подальше друг от друга".

А потом эгоизм в нас вырастет еще больше, и в каждой группе начнутся споры – тогда мы еще раз разделимся. Опять споры – новое разделение. И так мы приходим к современному миру, где каждый живет сам по себе и не желает никого видеть около себя. Есть мобильный телефон, компьютер – больше ничего не нужно. Он хочет остаться один в своей квартире, и чтобы никто ему не мешал.

Скоро нам будут сбрасывать с вертолета еду – биомассу с любым вкусом по желанию, чтобы вообще не нужно было выходить из дома. Это и есть метод Нимрода, который воплощался, начиная с Древнего Вавилона, а сегодня достигает своей окончательной реализации.

Но был еще метод Авраама, который учил, что надо объединиться поверх всего этого разлада. То есть разногласия должны остаться, и чем больше они будут, тем лучше, ведь над ними можно построить сильное объединение.

Последователям Авраама, назвавшим себя народом Израиля, удалось такое объединение, которое называется строительством Первого Храма. Но они не смогли в нем удержаться. Это было невозможно, ведь они были обязаны разбиться и рассеяться между народами мира, чтобы передать им готовность к объединению.

По методике Авраама, разногласия остаются, но "все преступления покрывает любовь". Так мы приходим к подлинной свободе, когда уже не находимся во власти ангела смерти, а поднимаемся выше него. Именно за счет своего эгоизма мы соединяемся с другими на все большей и большей высоте.

Благодаря соединению поверх разногласий, мы начинаем понимать, чувствовать, постигать разницу между тьмой и светом, что дает нам ощущение духовной реальности, хотя мы сами полностью материальные.

В этом суть методики Авраама. Нет других методов, кроме этих двух: либо отдалиться друг от друга, согласно методу Нимрода, либо объединиться поверх разногласий по методу Авраама.

Из урока на тему "Воспитание умения уступать", 03.01.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна десяти колен, ч.1

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

Устремленные вдаль

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.3

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Находясь внутри узкого семейного круга, человек чувствует тепло и защиту, ведь между родными людьми нет эгоистической борьбы. Что будет, если такой круг расширится и охватит много людей, не связанных родственными узами?

Ответ: Между такими людьми раскроется позитивная сила природы. Если они будут стараться сохранить добрые взаимосвязи, то раскроется сила, скрытая в природе. Ей уже будет где раскрыться, ведь они захотят соединиться выше своего эгоизма.

Дистанция между силой такой связи и эгоизмом, который ей сопротивляется, и будет тем местом, где может раскрыться позитивная, анти-эгоистичная сила природы.

В природе есть две силы: негативная, которая нас разобщает, и позитивная, которая нас соединяет. Если мы стремимся объединиться, то проявляется позитивная сила. Мы становимся ее детектором, создавая условия для ее раскрытия.

Семья – это слишком маленькая группа, в которой трудно ощутить проявление этой силы. Но племя, в котором соединяется много семей, обеспечивает место для раскрытия позитивной силы природы. 

Именно об этом говорил праотец Авраам в Древнем Вавилоне три с половиной тысячи лет назад. Он сказал тогда, что у нас нет другого выхода, как только объединиться, несмотря на прорвавшийся эгоизм и вызванный им общественный кризис, на взаимное непонимание, так называемое "смешение языков".

Мы обязаны подняться над этим непониманием, то есть взаимным неприятием, чтобы все преступления нашего эгоизма покрыла любовь.

Если мы покроем эгоизм любовью, то раскроем силу добра, скрытую в природе, в той мере, насколько смогли превозмочь свое злое начало. Эгоизм будет все больше расти во всевозможных видах и формах, а нам надо будет все больше преодолевать его.

Ведь зло проявляется лишь для того, чтобы мы смогли еще крепче соединиться над ним и еще больше раскрыть позитивную силу, пока не почувствуем себя живущими в океане добра.

А кто помог нам? Тот самый злой эгоизм, который все время рос в нас. И потому он называется "помощником против себя самого". Так мы оказываемся в мире абсолютного добра, но он построен над нашим эгоизмом, злыми силами. Теперь две эти силы начинают работать вместе, помогая одна другой. Злая сила  помогает доброй силе, в которой мы живем.

Эта методика называется "наука каббала". Она учит, как правильно использовать раскрывающийся злой эгоизм, каждый раз поднимаясь над ним силой добра. И это невозможно сделать в одиночку – как сказано: "Да поможет человек ближнему". 

Поэтому нам стоит возвратиться к той братской любви, когда мы все чувствовали себя одним племенем.

Из 794-й беседы о новой жизни, 29.11.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.2

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.1

Все мы – одна древневавилонская семья

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какая особая притягательная сила есть в "племени"?

Ответ: "Племя" – это материнское лоно, мать, место, где я могу чувствовать себя уверенным, защищенным. Мы так устроены от природы, что находясь между родными людьми, не волнуемся ни о чем. Даже если нечего есть, и будущее неизвестно, даже если идет война, но общая сила природы, внутри которой я нахожусь, хранит меня.

Это и психологическая защита, понятная любому. Она ощущается даже если приехать из большого города в маленькую деревню. Но кроме этого, ощущение защищенности исходит не от людей, а от общей природы. Природа словно большая мать, а я нахожусь внутри маленькой матери – своего племени.

Самое маленькое племя – это семья. Человек приходит домой от всех бед и проблем большого мира, и попадая в теплую семейную атмосферу,  успокаивается. Хотя бы на один вечер он может забыть обо всех своих проблемах и наслаждаться семейным уютом и общением. Он был весь на нервах, но здесь он попадает словно на воздушную подушку, в теплое, спокойное, мягкое облако.

Это чувство необходимо человеку, особенно мужчине. Женщина, поскольку она ближе к природе, умеет спокойнее воспринимать проблемы, чем мужчина. Мужчины храбрятся и рвутся в бой, но это от страха перед проблемами, от неуверенности. 

Женщина в семье, как бы она внешне ни переживала, на самом деле источник стойкости и спокойствия. Мужчины получают ощущение спокойствия именно в семье от женщины, что помогает им уравновесить свою жизнь и снять давление и стресс.

Племя – это именно та оболочка, рамки, которые специально предназначены для того, чтобы человек жил внутри и не выходил из них. Выход из одного племени и разделение на многие народы произошло в Древнем Вавилоне, после того, как в них прорвался большой эгоизм, и они перестали понимать друг друга. Тогда они стали расходиться по всей земле и отдаляться, потому что начали враждовать.

Но если бы тогда они смогли превозмочь свой выросший эгоизм, то сохраняли бы свои племенные связи на все более высоком уровне, над все больше растущим эгоизмом. Так они раскрыли бы в себе внутреннюю силу – позитивную силу природы, уравновешивающую отрицательную силу эгоизма.

В том и состоит секрет материнского лона, что в нем имеется позитивная сила, которую нам еще предстоит раскрыть. Если бы люди последовали совету Авраама в Древнем Вавилоне, то раскрыли бы высшую силу – положительную силу природы.

Но поскольку мы пошли за своим эгоизмом, то разошлись из Вавилона во все  стороны и по сегодняшний день каждый народ чувствует себя обособленным. Да и внутри народа, который сначала жил, как одно племя, тоже не осталось единства.

Чем больше рос эгоизм, тем больше человек инстинктивно отдалялся от остальных, чтобы наши эгоистические интересы не сталкивались друг с другом. Так и получился современный мир, в котором мы сегодня находимся.

Но в последние 30-40 лет мир сделался глобальным и интегральным, словно маленькая деревня, и снова сталкивает наши эгоизмы. Чего же мы добились за эти три с половиной тысячи лет? Мы думали, что делаем свою жизнь лучше и удобнее, но вышло так, что мы вернулись к тому же, от чего ушли, и стало даже еще хуже.

Вместо нескольких миллионов вавилонян, сегодня на земле миллиарды людей, которые не в состоянии ужиться друг с другом. Наш эгоизм не позволит нам жить в мире. Выходит, что придется все же принять совет, данный Авраамом в Древнем Вавилоне, и построить между нами "племя", которое обязано было существовать и не разрушаться еще тогда, три с половиной тысячи лет назад. 

Продолжение следует...

Из 794-й беседы о новой жизни, 29.11.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.1

Два пути выхода из кризиса

Рождение в муках нового человечества

Вавилонское столпотворение – второй виток, ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Слово "племя" носит примитивный, первобытный оттенок, но в то же время оно говорит об особой связи между людьми, которая была утеряна в современном западном мире.

Недаром стали так популярны книги Себастьяна Юнга – американского журналиста, который путешествовал по самым опасным, горячим точкам мира, жил в Афганистане во время войны, в Сараево.

И вернувшись, он рассказывал, что самое сильное чувство, вынесенное им оттуда – это ощущение родного "племени", взаимной поддержки. Больше всего его поразило то спокойствие и уверенность, которые он ощущал там, несмотря на войну и обстрелы.

И именно когда он вернулся домой, в Нью-Йорк, его начали мучить страхи и посттравматический синдром. Он понял, что находясь в опасной зоне, испытывал особое чувство единства, которое оберегало его, а вернувшись домой, впал в депрессию от его потери и ощущения внутренней пустоты.   

Что мы, люди, потеряли, отдалившись от "племенного клана"?

Ответ: Человечество вышло из материнского лона природы. Мы все – потомки одной пары родителей, которая впоследствии произвела еще и еще. Все пары, которые вышли из самой первой, не отрывались друг от друга. Сохранялась связь между поколениями: родителей с детьми, с внуками. Родители любят своих детей, а еще больше внуков, и это очень связывает нас вместе. 

Мы уже не замечаем этого в современное время, но люди чувствовали большую близость к своим родственникам: дядям, тетям, двоюродным братьям и сестрам и т.д. Со стороны природы мы устроены так, что продолжали бы жить в связи, если бы не наш эгоизм, который отдалил нас и разобщил.

Когда между нами вклинивается выросший эгоизм, он разрывает наши естественные связи, заменяя их на бизнес-отношения "идите и зарабатывайте друг у друга". И тогда вместо того, чтобы быть связанными сердцами, мы ищем, как связать наши карманы, чтобы побольше выиграть.

То есть нас интересует не  тепло в наших взаимоотношениях, а лишь размер выигрыша или проигрыша, собственная примитивная, прямая, эгоистичная выгода.

Поэтому не удивительно, что в наши дни дети не испытывают привязанности к родителям, а вспоминают о них лишь в той мере, насколько их можно использовать.

А родители, от своего большого эгоизма и под влиянием общества, тоже не уделяют слишком много влияния детям, а передают их на воспитание школе, разным кружкам. Когда же ребенок вырастает, его выпускают в жизнь, и в лучшем случае, общаются с ним по телефону.

Выходит, что мы потеряли не только чувство родного "племени", большой семьи, но и вообще семьи, даже самой маленькой. Человек приходит с работы домой, где никого больше нет. Он сидел на работе один в своем кабинете, и дома он один. Он общается с миром через экраны: телефона, телевизора, компьютера, и не нуждается ни в ком около себя.

Мы не понимаем, насколько этим отделяемся от родственных, "племенных"  связей, от семьи, от человеческого общения, тепла, участия, помещая себя в четыре холодные стены, как в "железную клетку".

Это началось тогда, когда наш эгоизм стал нам важнее естественных связей между нами. Началось это еще тысячи лет назад, в Древнем Вавилоне, и оттуда распространилось по всему миру. Люди начали терять ощущение единства, связи.

В Древнем Вавилоне проживал один народ, который понимал друг друга и чувствовал. Но когда там вспыхнул эгоизм, он начал разделять людей на семейные кланы. Так появилось много разных народов. Эгоизм начал демонстрировать свою силу разобщения. Сначала он отделял друг от друга семьи, а в наше время он разрывает связи даже внутри семьи, разделяя людей.

Мы сейчас находимся на втором витке Вавилонского столпотворения. В Древнем Вавилоне люди чувствовали себя запертыми в одном городе, а в наши дни мы заперты на одном Земном шаре. Те же самые явления возвращаются, только на более глобальном уровне.

Продолжение следует...

Из 794-й беседы о новой жизни, 29.11.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рождение в муках нового человечества

Община как вызов капитализму

Дорога из Вавилона и обратно

Прогнозы Маркса начинают сбываться, ч.7

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем сегодняшний кризис отличается от Вавилонского столпотворения, где тоже взорвался эгоизм?

Ответ: Разбиение в Древнем Вавилоне произошло по причине кризиса эгоизма, разбившего общество на множество частей и кланов. Авраам тоже призывал к равенству, как Маркс и Бааль Сулам.

Но это еще не была реализация окончательного эгоизма, и поэтому у людей был выход. Они решили просто разойтись на все четыре стороны, как описывает Тора. 

Сегодняшний кризис совершенно другого уровня, хотя принцип его тот же. И всем понятно, что решения этому кризису нет: нам уже некуда расходиться и невозможно вернуться к старой промышленности. Невозможно сменить отживший строй на новый эгоистический, как было при смене рабовладения  феодализмом, а потом капитализмом.

Больше нечего менять, мы исчерпали все возможности. Наш эгоизм в результате своей работы опустошил человечество, довел его до отчаяния, оболванил, и поделил на "преуспевающую элиту" и "массы". Но и у элиты, на самом деле, ничего нет. Если финансовый пузырь лопнет, то все останутся ни с чем. 

Элита должна понять, что если дело дойдет до взрыва, то мы окажемся в полной пустыне. Вся жизнь остановится, ни один не сможет заключить с другим ни экономические связи, ни сделки. Банки и инвестиционные компании, которые крутят эту игру, доводят мир до красной черты.

Почему этот финансовый пузырь до сих пор не лопнул? Почему Китай и Россия скупают американские гособлигации? Почему все соглашаются с ее долгом? Да потому, что если долларовая система рухнет, то застынет вся мировая торговля и производство. Нам нечего будет завтра есть. Невозможно будет ничего купить ни в одном магазине – все остановится: никто ничего не будет привозить, получать, поставлять другому.

Мы оказались в очень непростой ситуации. И поэтому не случайно люди строят для себя склады с продовольствием, бункеры на случай войны, где можно будет  пересидеть несколько лет. Ведь при плохом исходе, мы можем остаться ни с чем.

И мы уже не сможем вернуться обратно к "золотому стандарту" (привязке валюты к золоту) при той раскидистой структуре связей, которая выросла уже после его отмены.

Останавливается даже негативное развитие, потому что нашему эгоизму больше некуда развиваться. Все замирает. Ведь для того, чтобы дать эгоизму развиваться, нужно подбросить ему топлива, которое полностью выгорело. Эгоизм сможет развиваться только если параллельно с его ростом, развивать позитивную силу.

Продолжение следует...

Из беседы на тему "Об актуальном положении в мире", 02.12.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прогнозы Маркса начинают сбываться, ч.6

Прогнозы Маркса начинают сбываться, ч.5

Прогнозы Маркса начинают сбываться, ч.4

Был ли Адам финикийцем?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Некоторые ученые считают, что еврейский алфавит произошел от финикийского, который появился задолго до него. Мог ли Адам быть финикийцем?

Ответ: Не могу сказать, был ли Адам финикийцем, но это человек, который первым в нашем мире раскрыл высшую силу и описал ее. Я не знаю, существовал ли финикийский народ 6000 лет назад, мне не попадались такие исторические документы. Я опираюсь на то, о чем повествует каббала и Тора.

Может быть, для вас мои слова звучат недостоверно и бездоказательно, но каббала все это подтверждает, и я опираюсь именно на нее.

Вопрос: То есть мы не знаем национальность Адама?

Ответ: Во времена Адама не было национальностей. Они появились три с половиной тысячи лет назад после исхода человечества из Вавилона. А до этого, как сказано в Торе, существовал один народ, состоящий из множества различных племен, но все они жили вместе в Древнем Вавилоне.

И только после того, как вавилоняне разошлись в разные стороны и расселились по Земному шару, появились разные народы и национальности. 

Реплика: Ученые исследовали геном евреев и установили, что он полностью идентичен иракцам. Практически, это выходцы из того же Вавилона, из Ирака.

Ответ: Ирак – это и есть территория Древнего Вавилона. Но, в принципе, это не имеет значения. Тут дело даже не в национальностях, ведь евреи – не национальность. Это люди, которых Авраам призвал к себе в ученики, и они объединились вокруг него по принципу "возлюби ближнего". Они должны были это сделать, чтобы постичь высший мир. 

Те люди, которые начали выполнять закон "возлюби ближнего как себя" и через это постигать высший мир, высшую систему управления, стали называть себя иудеями – "еуди" от слова "ихуд", "объединение". А еврей означает "переход" ("эвер") из ощущения нашего мира в ощущение высшего мира. Поэтому евреи – не народ, а идеологическая группа.

Что же касается иракцев, то они, в каком-то смысле, могут быть бывшими евреями, которые либо остались там, либо потерялись по дороге. Но это не имеет значения! В этом отношении каббала никого не относит к национальностям.

Из урока на русском языке, 17.07.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Короткие истории. Озарение Адама

Еврей – принадлежность свойству отдачи и любви

Буквы – модели управления нашим миром

CNN: Являются ли евреи людьми?

MIGnews.com: Американская телестудия CNN в эфире телешоу 21 ноября высветила подпись "У основателя альтернативных правых спросили, являются ли евреи людьми". Этот графический элемент вызвал волну возмущения в интернете.

Проходила передача The Lead крайне-правой организации "Альтернативные правые", а оскорбительный вопрос задал ведущий программы Ричард Спенсер.

Сама телесеть назвала решение показать титры ошибочным.

каббалист Михаэль ЛайтманРеплика: Евреи на самом деле не обычный народ, как все – и поэтому вопрос имеет место, правда совершенно в ином смысле, чем его задают антисемиты. Конечно же, евреи – необычная группа среди народов мира – активная, прогрессивная, развитая, предприимчивая. Но их необычность более глубокая!

Евреи вообще-то не народ, а собрание от многих народов, населявших 3500 лет назад Древний Вавилон. В то время практически все человечество было сосредоточено в этом месте. В то время, говоря современным языком, в вавилонском обществе произошел кризис, люди стали эгоистическими, как сказано в Библии, перестали понимать друг друга.

Их духовный предводитель Авраам советовал им сближаться, вопреки растущему и разъединяющему их эгоизму. Он собрал группу в несколько тысяч вавилонян, пожелавших объединяться над их растущим эгоизмом, в призыве "Возлюби ближнего как себя" – и увел их в землю будущего Израиля. Израиль: от слов Исра – прямо и Эль – к Творцу

Т.е. их целью было, поднимаясь над своим эгоизмом в общей любви, достичь и раскрыть Творца – положительную силу природы.

Эта группа развивалась в течение 1500 лет, когда 2000 лет назад резко возросший эгоизм сбросил их с уровня любви на уровень ненависти, на котором находится все человечество. Так эта группа и существует по сей день среди народов мира. И хотя она сама уже не знает, в чем ее особенность, но это всеми ощущается.

Замысел природы – привести все человечество к состоянию полной взаимной связи и любви. Пример этому и должны показать евреи, снова возвратившись к той форме жизни. Поэтому человечество находится в ожидании и требовании к ним, ненавидит их, само не зная причины.

Дело тут вовсе не в религиях. Ненависть к евреям испытывают и нехристианские и немусульманские народы (Корея и пр.). Дело лишь в увлечении за собой всех народов к общему единению, при котором раскрывается следующий уровень нашего развития.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему мир ненавидит евреев?

Антисемитизм в США поднимает голову

Почему евреев не оставляют в покое?

Последний подъем

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Праге. Предварительный урок

Вопрос: Если группа выходцев из Вавилона уже находилась на том уровне, когда каббала была методикой жизни, то почему ее снова низвергли в эгоизм?

Ответ: Общечеловеческий эгоизм состоит из пяти уровней.

В том виде, в каком он существует, эгоизм невозможно исправить, поэтому природа разделяет его на две части. Верхняя часть называется Гальгальта Эйнаим, нижняя – АХАП.

2016-09-09_congress_praga_01

Гальгальта Эйнаим – эгоистически слабая часть, поэтому она исправляется первой. В свое время, исправившись до определенного уровня, она упала всем своим исправленным состоянием и разбилась, сообщив при этом второму состоянию – АХАПу, свои свойства. 

А теперь можно поднимать и исправлять обе части вместе: и Гальгальта Эйнаим, и АХАП.

Поэтому Авраам создал маленькую духовную группу, которая поднялась до уровня "Первый Храм", а потом разбилась, затем поднялась на уровень "Второй Храм", после которого последовало очередное падение, и сейчас мы начинаем последний подъем.

Из предварительного урока конгресса в Праге, 09.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

История человечества – взгляд изнутри, ч.4

История человечества – взгляд изнутри, ч.3

"Инопланетяне" из Древнего Вавилона

Два пути выхода из кризиса

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Праге. Предварительный урок

Вопрос: Человечество переживало кризисы и в Древнем Вавилоне, и позднее. По каким признакам можно сказать, что назрел острый момент его преодоления?

Ответ: Человечество пережило всего два кризиса. Первый кризис произошел в Древнем Вавилоне, где общество больше не могло существовать в прежнем виде, и должно было либо подняться на следующую ступень, либо разбежаться. 

В этих условиях возникла каббалистическая методика Авраама, призывающая людей собираться и соединяться над всеми раздирающими общество противоречиями. Но только маленькая часть, несколько тысяч человек, присоединилась к Аврааму, который вывел их из Вавилона и создал из них свой народ, хотя это не народ, а собрание представителей разных кланов Вавилона.

Второй раз кризис возник сейчас, поскольку общество пришло к состоянию, когда не может больше существовать в линейном виде, оно обязано стать интегральным. Это мы видим, в частности, и по тому, что происходит в Европе.

Наш эгоизм противоположен общей природе, он не позволяет нам объединиться. А природа заставляет нас это делать: мы видим, как Земной шар становится маленькой деревней, и мы настолько начинаем зависеть друг от друга, что обязаны думать об общем производстве, общем обеспечении, общей безопасности. 

Развитие человеческого общества толкает нас к объединению, а иначе мы входим в кризис. Ведь эгоизм тоже закругляется, становится подобным окружающему его миру, окружающей силе, и поэтому входит с ней в конфликт.

Происходит развал семей, чего раньше никогда не было, отторжение детей от родителей, погружение в наркотики, невозможность управления государствами и миром, торможение развития эгоистического человечества. То есть мы упираемся в тупик: научный, общечеловеческий, культурный – тупик цивилизации.

Сегодня мы не можем назвать ни одну область человеческого существования, которая бы видела перед собой какой-то прогрессивный путь, по которому могла бы дальше развиваться. Состояние абсолютно безнадежное. Каббала писала об этом много лет назад.  Теперь это реально происходит.

Решение выхода из тупика очень простое: либо путем мировой войны, и это не исключено, потому что мы не можем больше оставаться в таком угрожающем состоянии, нам надо выйти из него; либо путем объединения – одно из двух.

В свое время вавилоняне предпочли расползтись по всему Земному шару, а мы этого сделать не можем, нам уже некуда отдаляться друг от друга. Поэтому мы должны или понять, что идем к войне, или идти к связи между собой, к подобию высшей Природе.

Из предварительного урока конгресса в Праге, 09.09.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Методика выхода из глобального кризиса

Основной еврейский продукт

Дать человечеству методику любви

Революция, совершенная Авраамом

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Можно ли сказать, что Авраам изменил историю мира?

Ответ: Да, потому что Авраам первым начал призывать вавилонян не идти на поводу их растущего эгоизма, который тогда расцвел в Древнем Вавилоне.

Эгоизм не давал им возможности развиваться и постепенно привел государство к огромному кризису – к тому, что сейчас мы называем древневавилонским столпотворением.

В те времена в Древнем Вавилоне, расположенном между Тигром и Евфратом жило около трех миллионов человек – в принципе, небольшое население для современного мира, но для древнего мира достаточно многочисленное, практически вся тогдашняя цивилизация.

Люди жили мирно, спокойно. У них всего было вдосталь. Они сеяли злаки, пшеницу, рожь, гречку, сажали лук и чеснок, разводили овец, ловили в изобилии рыбу. Историческое подтверждение этому можно найти на сохранившихся фресках с дарственными надписями: "Дарю тебе килограмм чеснока…" – и так далее. 

Люди жили обычной простой жизнью, все было хорошо. Но вдруг между ними вспыхнула конкуренция, и они начали "взвешивать" друг друга по эгоистическим меркам: я ему – столько-то, а он – столько-то. Если раньше один другому был как брат, знакомый, сосед, то теперь появились совсем другие критерии отношений друг с другом.

Так вавилоняне вошли в дикий, жуткий кризис, из которого не смогли выйти. Они начали строить Вавилонскую башню – символ эгоизма, желающего достичь неба, – потому что верили, что так они смогут покорить Творца, и Он будет работать на них.

Вера в то, что небо имеет свою твердь, держалась в человечестве в течение тысячелетий. Я даже читал в русских рукописях, что если люди живут у горизонта, они могут высушивать за горизонтом свои хлеба, чтобы те не портились. Такое было у них представление, которое стало потихоньку рассасываться только в средние века, с появлением в XVII-XVIII веке различных наук.  

Итак, вся наша цивилизация взяла начало с Древнего Вавилона. И Авраам произвел там очень большую, можно сказать, единственную революцию в мире. Все остальные революции совершались с "броневика", а он произвел настоящую революцию – дал человечеству ключ к влиянию на наш мир, на свою судьбу, и через наш мир – на остальные миры. Он совершил невероятное!

Конечно, и до него были каббалисты, ведь он жил в двадцатом поколении после Адама. Но именно его поколение смогло привнести в наш мир методику влияния на все человечество, которая так необходима миру именно в состоянии кризиса, и мир может ею воспользоваться.

Вопрос: В десятом поколении жил Ноах, и все-таки революционером стал не он, а именно Авраам?

Ответ: Ноах сделал свою революцию. Он, можно сказать, спас человечество, но сделал это сам. Ему не понадобилась группа, как Аврааму.

Он выполнил свою миссию, взяв в ковчег своих близких. На самом деле они не были между собой родными людьми, а просто жили вместе как одна огромная дружная семья. В те времена все так жили.

Ноах поднял всю эту группу людей выше земного эгоизма, т.е. спас их в ковчеге, олицетворяющем свойство Бины, от потопа эгоизма.

То же самое сделал Авраам, но уже в другом состоянии, в другой цивилизации, через десять поколений после Ноаха. Он раскрыл, что можно действовать по-другому – не благодаря родственным и все-таки эгоистическим связям, проявившимся во времена Ноаха.

Дело в том, что во времена Авраама эгоизм уже разъел все тогдашнее человечество. И хотя оно состояло из множества разных больших кланов, характерных для древнего мира, Авраам сумел убедить их в том, что именно сближение в одну единую семью вопреки властвующему над ними эгоизму и является спасением.

Они были еще недалеки от того, чтобы понять это, поскольку совсем недавно жили в мире и дружбе, как вдруг между ними вспыхнул эгоизм, и они возненавидели друг друга. Поэтому они с легкостью поверили ему, собрались вместе и осознали, что в этом заключается спасение от тех проблем, которые они создали сами себе.

Для того чтобы снова вернуться к нормальной жизни, Авраам объединил их в группу, в которой они стали выявлять между собой правильные взаимоотношения.

Из урока на русском языке, 29.05.2016

Предыдущие сообщения на эту тему:

Устремленные вдаль

Короткие истории. Нелегкий путь Авраама

Дотянуться до неба

Ynet: Простите, в чем мы провинились?

На крупнейшем портале Ynet размещена моя новая статья.

Перевод статьи на русский язык:

Простите, в чем мы провинились?

Элуль, последний месяц еврейского календаря, подводит итог прошедшему году. И отчего-то требует от нас покаяний. Почему мы должны каяться, как будто сделали что-то ужасное?

2016-10-02_ynet_mendy-hechtman-flash90-miniat

Начнем с общей схематики. 14 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, породивший Вселенную. Огромное количество энергии, сосредоточенной в крохотной точке, выплеснулось во все стороны и положило начало стремительному расширению. Возникшие при этом частицы группировались в атомы, атомы – в небесные тела: звезды и планеты, а те – в галактики.

Спустя миллиарды лет появился Земной шар, на котором развилась флора и фауна, а затем родился человек. 

Долгое время человек жил спокойно и размеренно – не без эксцессов, конечно, но в строгих рамках естественных процессов, в гармонии и равновесии с собратьями и с силами Природы.

Но внезапно случился еще один взрыв – Большой взрыв человечества, разметавший пасторальное, племенное, по сути, единство и разбросавший людей в разные стороны. Впервые они почувствовали себя чужими, обособленными, ненавистными друг другу.

Новую силу разобщения, негативную, эгоистичную и до тех пор неведомую, распознал человек по имени Адам. Именно он понял, чтó нужно противопоставить расколу, чтобы заделать бреши между людьми. И поскольку он первым инспирировал принципиальные изменения в испорченной системе человеческих взаимоотношений, мы отмечаем его открытие праздником Рош а-шана (“Голова года”). “Рош” – это первенство, начало. А “шана” – это перемены (шинуй). Начало перемен.

Вот почему Адам зовется также Первым Человеком (Адам Ришон) – он первый поднялся на тот уровень, откуда можно разглядеть человечество как единое целое и отследить вектор его развития.

С тех пор прошло 5777 лет по еврейскому календарю. И каждый год народ Израиля традиционно переосмысливает, переоценивает свою жизнь, свою задачу в этом мире и ее реализацию. Один из ключевых вопросов здесь: сблизились ли мы друг с другом, несмотря на естественное взаимоотторжение? А может быть, наоборот, дистанцировались еще больше?

Этот самоотчет и называется покаяниями (слихот). Чтобы понять его суть, давайте отправимся в небольшое путешествие во времени.

Против течения

Спустя двадцать поколений после Адама бóльшая часть человечества проживала в центре цивилизациитой эпохи – Древнем Вавилоне. Тогда в обществе уже серьезно конфликтовали две противоположные силы:

позитивная сила единения, вносящая в социум принципы взаимного поручительства;

негативная сила разобщения, проистекающая из эгоистичной человеческой природы.

В какой-то момент вторая сила возросла до небывалых масштабов, вышла из-под контроля и посеяла среди жителей вражду. Люди, что называется, потеряли общий язык, стали нетерпимыми, возненавидели друг друга. Это вызвало тяжелейший кризис, метафорически описанный в притче о Вавилонской башне. Однако как росток произрастает из разлагающегося в земле семени, так из раздора между людьми родился зачаток нового человечества.

Обостряющийся социальный распад заставил отколотые от Вавилона племена рассеяться по миру. Это представлялось им единственным выходом из положения. Но одна маленькая группа людей бросила вызов человеческому естеству и открыто выступила против ненависти.

В ключевой момент нашлись бунтари, вопреки всему свернувшие не в индивидуализм, а в единство. То был не спонтанный порыв и не акт отчаяния. Они действовали осознанно, по системе, с расчетом на будущее. И назвали они себя “Исраэль” (ישראל) – согласно своему устремлению к следующей, более высокой ступени развития — “прямо к Высшему”(יָשָרלאל).

Кроме того, в первоисточниках их зовут также евреями (עברים), поскольку они перешли (עברו) к новым принципам сосуществования; а также иудеями (יהודים), поскольку жили и действовали в гармонии и единстве (ייחוד) с Природой.

Во главе этой группы стоял Авраам – исследователь, открывший те фундаментальные законы Природы, которые провели его идейных потомков через века. Выделив эгоизм как причину вавилонского кризиса, Авраам обучил своих учеников методике, позволяющей приподниматься над собственным естеством и взаимодействовать с единой, неделимой Природой мироздания.

Методика эта может послужить каждому, она не ограничена возрастом, религией, происхождением. И сегодня, спустя тысячи лет, адаптированная к современности, она готова помочь всему человечеству. Ведь вавилонский кризис вернулся, а расселяться нам больше некуда.

Поворотный момент

На протяжении истории народ Израиля знал подъемы и падения. Сплоченный — он процветал на своей земле. Разобщенный – слабел и терял ее. “Храм” был высшей точкой его объединения, рывком наверх, к единству над всеми противоречиями. Затем эгоизм брал верх, и Храм разрушали завоеватели. Необыкновенная, трудная судьба, но она предопределена нашими истоками, самой нашей основой.

А тем временем остальные вавилоняне стали народами мира и развивались своим путем. Экспансия эгоизма каждый раз предоставляла им новые возможности, открывала новые горизонты. Росла ненависть, множились войны, но это казалось в порядке вещей. До тех пор пока не грянули две Мировые.

Но и они не образумили человечество. Ведь эгоизм ненасытен, ему всего мало, и любая цена становится для него однажды допустимой.

Так мы и вступили в 21-й век: после двух тысяч лет смешения с народами евреи посеяли в них свои зерна и сами пропитались “вавилонским” мировоззрением. И теперь это всеобщее столпотворение, окончательно оформленное глобализацией и бурлящее в поисках дальнейшего пути, подходит к повторной точке в истории человеческого рода. Ведь планета обжита, ресурсы эгоистической экспансии иссякли, и только методика Авраама способна вывести человечество из тупика, уже проступающего из тумана истории.

Покаяние как погрешность между желаемым и действительным

Итак, в современном глобальном мире все народы, включая евреев, вместе увязли в общей беде. Примерно так же, как при Адаме 5777 лет назад и при Аврааме 3500 лет назад. Однако намного драматичнее. Ведь нынешний уровень эгоистического развития и дисбаланса с Природой не сравнить с древностью. Сегодня каждому человеку нужна своя планета или хотя бы астероид, как у Маленького принца. И в то же время экономически мы не можем друг без друга: люди и государства неразрывно связаны в один “клубок нервов”.

И снова сталкиваются две силы: раскол и единение, себялюбие и самоотдача, индивидуализм и братство. Кризис охватывает человечество, и задача народа Израиля становится жизненно важной – показать, как все могут жить вместе. Не поневоле, не "на ножах", не в страданиях, а в радости, в сближении сердец, в гармонии с собой и с Природой.

Все возвращается к исходной точке: мир не может без евреев, поскольку спасение – в единстве, а евреи не могут без мира, поскольку изначально призваны служить ему и в то же время сами не готовы вернуться к своему наследию. Кризис давит на мир, мир давит на Израиль – и мы начинаем отдавать себе отчет в происходящем. Начинаем проверять себя, насколько мы отвечаем вызовам времени и что делаем, чтобы ответить на них.

Вот и выходит, что наше "покаяние" есть не что иное, как осознание разрыва между единством Природы и нашим нежеланием объединиться. Перед Новым годом, перед Началом перемен мы обнаруживаем в себе неготовность к ним, выявляем негатив, констатируем горькую истину – и тем самым открываем дорогу к подъему. Ведь без диагноза невозможно излечиться. Без самоотчета невозможно измениться к лучшему и показать добрый пример миру.

Мы сожалеем обо всех упущенных возможностях объединения и, не довольствуясь этим, начинаем действовать. Действовать вместе ради единства.

Желаю всем года добрых перемен. Начала новых, братских отношений между нами.

С праздником тебя, народ Израиля!

Источник: ynet от 26.09.16

Предыдущие статьи:

Ynet: Побег из теснин

Ynet: Древо нашей жизни: когда ждать плодов?

Ynet: Как отстроить Иерусалим, если в сердцах разруха?

Страница 1 из 1812345...Последняя »