Записи в разделе 'Древний Вавилон'
Мои мысли в Twitter, 05.12.18

каббалист Михаэль Лайтман ТвиттерЕсли я отменяю себя перед группой, то раскрываю, что это не товарищи, а духовные свойства, которые только казались мне людьми с разными проблемами и недостатками. А на самом деле – это девять ангелов, посланные мне в помощь, поднимающие меня на своих крыльях.

 

Творец привел меня в группу и сказал: "Выбери ее, это твоя добрая судьба".

А я должен отмениться перед ними – и тогда смогу подняться с ними. И так на каждом этаже, ступени, я должен отмениться перед десяткой, которая мне видится все худшей...

 

Каббалистическая группа, десятка, работает как лифт.

Если человек вкладывает в нее меру сил, подъемник начинает поднимать его на следующий этаж – духовный уровень. И так, каждый раз, человек через группу поднимает себя, вызывая высший свет. Я – группа – свет (Творец).

 

Мы способны разглядеть, узнать и раскрыть свойства света Творца лишь в той мере, насколько постигаем противоположные свойства тьмы.

А потому обязаны пройти все состояния тьмы, обратные свету. Опыт позволяет, уже проходя тьму, предчувствовать предстоящее раскрытие света.

 

Все "плохие" состояния в течение дня приходят лишь для того, чтобы на их фоне дать нам возможность разглядеть свет. Свет – это свойство отдачи, хорошее отношение к товарищу ради общей цели, не для корысти. Тьма для меня – это фон, который оттеняет свет, соединение, Творца. 

 

Если бы не было темноты, мы не ощущали бы света. Поэтому тьма и свет обязаны существовать одновременно, как две противоположные стороны одного явления. Иначе мы не различали бы реальность, не чувствовали себя существующими. Наше существование основано на контрасте света и тьмы.

 

Духовная работа – не против нашей животной природы, а поднимаясь над ней к высшим целям, к иному состоянию. Не бороться против эго-природы, а обретать свойство отдачи над ней. Строить новый уровень, а не заниматься разрушением старого. В этом отличие каббалы от религий!

 

Продвижение к совершенному состоянию – в исправлении помех.

Работа над помехами продвигает нас к цели. Надо осознать, что это не помехи, а "помощь от противного". Продвижение возможно лишь путем добавки эгоизма, от которого мы "падаем" и, прося Творца, делаем еще шаг к Творцу.

 

3500 лет назад в Вавилоне из враждующих племен образовалась группа, решившая не воевать, а достичь единения. Поднявшись над узким эгоизмом, они ощутили общую силу природы – Творца. Сегодняшний вавилон должен повторить их путь и достичь раскрытия высшего мира и Творца.

 

После обретения отдающих желаний (ГЭ, Бина, хасадим, Ханука) мы переходим к достижению цели творения, получению света хохма в Душу (АХАП, Кетэр, хохма, Пурим). Поэтому Ханука праздник духовный, а Пурим "материальный", т.к. использует получающие желания, конец исправления.

 

Все еврейские праздники, радостные и скорбные, – указывают на развитие особой группы "Исраэль" (Исра-Эль – прямо к Творцу), от Древнего Вавилона и до достижения полного раскрытия Творца этой группе (народу) и всему человечеству, объединением всех, к чему и ведет наша эволюция.

@Michael_Laitman

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мои мысли в Twitter, 04.12.18

Мои мысли в Twitter, 03.12.18

Мои мысли в Twitter, 02.12.18

Отрывки из утреннего урока 29.11.2018, ч.2

каббалист Михаэль ЛайтманИз урока по газете Бааль Сулама "Народ"

В каждом народе заложена естественная, "биологическая" основа, доставшаяся от общих предков, от той малой группы, которая положила ему начало. Однако народ Израиля, в отличие от других, произошел не от этнических родоначальников. Он был собран из представителей самых разных племен и народов, населявших Древний Вавилон.

Люди откликнулись на призыв Авраама, и их соединение не было основано на общем этносе, придающем каждому из остальных народов свой характер и подход к жизни – отличительные черты, которые мы можем наблюдать по сей день.

Евреев скрепляет лишь одно – духовная связь, происходящая не из этого мира. Иными словами, принцип любви к ближнему, как к себе, которому Авраам обучил своих последователей, соединив их в народ. Он назвал этот народ "Исраэль", что означает вектор "прямо к Высшему", к Творцу (яшар-Эль). Лишь это позволяет народу объединиться – помощь Высшего.

Если же Высшей силы в нем нет, то это уже не Исраэль, да и вообще, не народ, а просто сборище людей. Ведь они не устремляются к Творцу, их и группой-то не назовешь.

Несмотря на долгую историю, ситуация эта сохраняется и сегодня: в отсутствие своей основы народ Израиля похож на "груду орехов в мешке". Пока есть "мешок" – враги и ненавистники – внешнее давление прижимает "орехи" друг к другу, и они кое-как держатся вместе, чтобы спастись. Но если внешнее давление спадает, "орехи" раскатываются в разные стороны из прорех в мешке. 

За тысячелетия евреи вобрали в себя части, свойства всех народов – и по-прежнему должны достичь единства, чтобы тем самым показать всему миру пример доброго, правильного объединения. Прочие народы представляют собой потомков древних вавилонян, которые не пошли с Авраамом.

С другой стороны, его последователи получили методику объединения и должны реализовать ее, а затем научить всех тому же. К этому ведет нас эволюция, человеческое развитие.

Раз уж в нас заложено устремление к Творцу, то мы и есть народ Исраэля, вне зависимости от записей в различных графах. Именно мы должны показать всем народам методику и обучить их – благодаря чему мир придет к исправлению.

Ну а до тех пор, пока мы не выполняем свое предназначение, всевозможные проблемы, включая растущий антисемитизм, будут сдавливать и подталкивать нас к этому.

 

* * *

Народ Израиля назван в Торе "жестоковыйным", "упрямым". Суть здесь в том, что свыше мы призваны для исправления, а снизу сопротивляемся ему. И так должно быть. Это вовсе не бессмысленное детское упрямство – его определяет баланс сил Природы. Встающие перед нами помехи всегда соответствуют тому, на что мы способны.

Вот почему нас "не берут" тяжелейшие испытания. Что нам какая-нибудь интифада, если в прошлом веке жертвы Катастрофы даже перед погрузкой в вагоны верили, что их везут в "дом отдыха". Они уже видели отношение властей и охранников, но до последнего цеплялись за иллюзии. Такая вот завеса, из-за которой человек неспособен осознать, уяснить себе происходящее.

Вот что такое "упрямство" – сокрытие свыше. И изменить его сможет только наше послание, распространение знаний науки каббала. Ведь это не просто знания, а внутренняя, духовная сила, которая свыше через нас получает возможность распространяться по миру. Мы несем людям не слова, а духовные искры, и только они сделают дело.

Из утреннего урока 29.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 29.11.2018, ч.1

Отрывки из утреннего урока 28.11.2018

Отрывки из утреннего урока 26.11.2018

Духовный союз для всего человечества

каббалист Михаэль ЛайтманВся эволюция человечества – это развитие связей между людьми. Вид этих связей все время меняется. Сначала связь была естественной, инстинктивной, как у животных: мужчина, женщина и их потомство. Затем семьи все больше разрастались, расширялись, превращаясь в небольшие племена и народы, как рассказывают о Древнем Вавилоне.

Именно там произошла первая революция в человеческом обществе, когда они почувствовали, что не могут жить спокойно, в мире. Прежде они существовали как один народ, у которого все общее. Но потом между ними проявилось разобщение, вплоть до ненависти. Им требовался клей, который свяжет их вместе и позволит жить в мире.

В результате возникли две формы развития, позволяющие справиться с этим разобщением. Одна часть решила разойтись в разные стороны. А другая часть пошла за своим духовным лидером, Авраамом, нашедшим методику, позволяющую соединиться поверх всех различий и покрыть все преступления любовью.

Группе Авраама удалось реализовать методику объединения и просуществовать в этом особом союзе около полутора тысяч лет. А все остальные вавилоняне разбрелись по всей земле и превратились в малые и большие народы, государства. Этот метод позволял существовать, держась на отдалении друг от друга. А если они и заключали союзы, то только во внешней форме, как взаимовыгодные сделки.

После всех промышленных и культурных революций современное человечество в итоге становится интегральным. Высокие технологии связывают нас вокруг всего земного шара, и мы видим, что снова возвращаемся в Древний Вавилон, к той же самой проблеме, то есть к множеству народов, которые не способны на совместное существование. 

Видимо в ближайшее время нам придется понять, что необходимо соединение между людьми, которое даже сильнее естественных, кровных связей, иначе нам не выжить.

Здесь и появляется наука каббала и пытается научить нас тому, как достичь такого правильного соединения. Союз "соли", который мы должны будем заключить между собой, не возникает сам, естественным путем или в результате обычных человеческих, понятных нам отношений.

Это духовный союз. Нам придется осознать, что мы существуем в одной системе, связывающей нас вместе, называющейся "душа первого человека, Адама". Хотя мы начинаем строить эту связь на материальном уровне, но она доходит до самых костей, до внутренней сути нашего существования, связывая нас в одно тело, в одного человека с одним сердцем, с общей душой и общим разумом, в единую систему.

Союз заключается между всеми при полном понимании и осознании, общем согласии с процессом и целью. И поскольку мы принимаем его конечную форму как необходимую, вечную, неизбежную и обязательную, он называется союзом соли в знак того, что не может быть нарушен ни в каком виде ни одним из нас. Это система общей души, которую мы обязаны воссоздать.

Поэтому нет выбора, надо научиться, как это сделать. Человечество приближается в такому состоянию, когда просто вынуждено будет учиться, как соединить вместе разбитые души, оживить связи между нами и построить единую систему общей души.

Из урока по подготовке к виртуальному конгрессу, 30.11.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Какая история наиболее важна?

Сюрпризы эволюции, ч.4

Два пути выхода из кризиса

Какая история наиболее важна?

каббалист Михаэль ЛайтманКруглый стол независимых мнений. Берлин. 2006г.

Вопрос: Какая неопубликованная история является наиболее важной на сегодняшний день?

Ответ: Человечество начало свое развитие в Древнем Вавилоне. Там впервые в человечестве вспыхнул эгоизм. Тогда вместе со вспышкой эгоизма начала раскрываться и наука каббала, которая говорит о том, как обуздать эгоизм и привести его в равновесие с природой.

Однако поскольку человечество не пошло на это, а продолжило развиваться эгоистически, постольку наука каббала была сокрыта до конца человеческого развития. Так было написано о ней уже пять тысяч лет назад в древних источниках.

А в наши дни, когда человечество через всевозможные формации и различные проблемы пришло к концу развития эгоизма, – мы видим, насколько это развитие с тех времен, с Древнего Вавилона, было ошибочным, неверным.

И теперь мы снова удостаиваемся увидеть крайнюю точку того пути, который начали тогда, в начале нашей эволюции, в начале человеческого развития, но не захотели принять на вооружение методику достижения равновесия с природой. 

Теперь, через пять тысяч лет, мы достигли максимального эго и видим, насколько ошибались по ходу всего пути. Сейчас мы снова находимся в том же состоянии, наука каббала снова раскрывается, и вновь мы можем с ее помощью достичь равновесия с природой – но уже на максимальном уровне нашего эгоистического развития.

Когда-то у нас была возможность сбалансировать свое развитие и начать постепенно развиваться вместе с растущим эгоизмом, уравновешивая себя с природой в любви между людьми. Но люди не захотели пойти этим путем, они выстроили "Вавилонскую башню".

Источники аллегорически повествуют о том, как мы в своем эгоизме хотели "достичь небес", и тогда люди перестали понимать друг друга, они пошли в ненависти друг к другу, и рассеялись по всем странам, по всему миру.

Сегодня они видят, что это не помогло. Мы все равно принадлежим одному человечеству, одной группе, которая просто рассеялась по всему земному шару. Однако это всё та же маленькая система, та же вавилонская цивилизация, только выросшая до семи миллиардов людей.

Но это неважно, ведь все равно мы обязаны выполнить закон равновесия с природой, о котором говорит наука каббала. Поэтому наука каббала столь востребована сегодня и раскрывается сейчас перед всеми – чтобы показать человечеству, каким образом в действительности можно достичь равновесия с природой и прийти к реализации.

Вся история человечества раскрыта в науке каббала. Уже тысячи лет назад было сказано о нашем времени, о том, что именно так всё произойдет. И сейчас это происходит.

Круглый стол независимых мнений. Берлин.09.09.2006

О пользе испытаний

В жизни каждого человека настает период, когда детские иллюзии уступают место реальности. В жизни человечества это происходит прямо сейчас.

2017-11-10_o-polze-ispytany

История человеческой цивилизации насчитывает тысячи лет. И хотя "декораций" за это время было множество, сцены действа каждый раз похожи. Рождался человек, жил, как уж выходило, и умирал.

У многих выходило так себе – они довольствовались малым, по желанию или поневоле. Других "цепляло" что-то, и они пускались в погоню за деньгами, за славой, за властью. Кто-то завоевывал сердца, кто-то подчинял умы, кто-то знал меру, кто-то "шел по трупам". Кого-то прельщала философия, кому-то требовались знания о мире и ради них он отказывался от прочих благ.

Но в каждом поколении были единицы – особенные, странные люди, в которых срабатывал другой контур, горел другой огонь. Костью в горле стоял у них вопрос: "Зачем живем?" 

Нет, они были нормальными людьми, жили как все, не чурались "прописных" услад. Но даже при деньгах, даже во власти внезапно останавливались, внутренне замирали – и задавали этот проклятый вопрос…

А может, не проклятый, а счастливый? Как проверить? В чем он, смысл жизни?

Под взглядами истуканов

Авраам – знатный священник в Древнем Вавилоне, сын самого придворного жреца – вдруг отворачивается от идолов, на которых отличный спрос в его лавке, и задумывается о жизни, о чем-то большем.

"И стал раздумывать день и ночь: как может вращаться это колесо без управителя? Кто крутит его? Ведь не может же оно крутиться само? Никто не учил его и не вразумлял, и был он ввергнут в Ур Халдейский, в среду глупых идолопоклонников". (Рамбам)

Духовные открытия не происходят сами собой. Им предшествуют вопросы, сомнения, страдания. Сначала надо выйти из уютной ниши, разбить в себе идолов – общепризнанные "истины" – и пуститься в поиск, в исследование, в тернистый путь познания.

По сути, это "бунт на корабле", восстание против привычного образа мысли, против "правильного" взгляда на мир, и даже против собственной природы, которая боится таких вопросов и шарахается от них.

Одним словом, Авраам вступил в противостояние с царем Нимродом. И именно благодаря этому стал Авраамом.

Ведь Нимрод для вавилонян – не просто царь, диктатор. Он "бог на земле", олицетворение абсолютной силы и власти. Никто не мог сравниться с ним в могуществе и коварстве. Его боялись, пред ним благоговели. Бросить ему вызов значило заранее обречь себя на гибель.

Однако Авраам уже вышел из-под влияния испорченной человеческой взаимосвязи с ее божками. Он не был наивен, не витал в облаках и вовсе не шел на верную смерть – он шел к жизни в отдаче и любви, изучал свойства духовной системы координат.

Он прорывался к новому, и старое было не властно над ним. Собрав единомышленников, он увел их прочь из Вавилона, из закоснелого мировоззрения – и в итоге "повернул" всю историю человечества.

Так наука каббала впервые открылась миру и продемонстрировала свой колоссальный потенциал. Мало кто мог оценить и реализовать его, но с тех пор появилась альтернатива эгоистическому пути, и он перестал быть единственной опцией по умолчанию.

Убить египтянина

Огромной силой обладают одиночки, задумавшиеся о смысле. Моше, как и Авраам, имел в жизни "все". Он был ближе к Фараону, чем Авраам к Нимроду. Но однажды словно проснулся, потребовал сути, огляделся по сторонам, разглядел себя самого и обнаружил, что вся его жизнь подчинена Фараону, эгоизму, корысти, выгоде за счет других. Он думал, что властвует над египтянами, а оказалось, он служит им, этим жрецам себялюбия и эгоцентризма. Оказалось, они вокруг него и в нем. Да-да, в нем самом – подкупают его хорошей жизнью в клетке эгоизма.

Тогда Моше убил в себе египтянина – и тотчас оказался в "оппозиционерах", ступил на путь сопротивления. Ему пришлось сбежать к Итро и начать все с начала, с нуля, чтобы добраться до истины. Запинающийся, сомневающийся, он вовсе не планировал стать предводителем народа. Но понял, что это веление времени, что дело даже не в Фараоне, а в человечестве, которое, под пятой эгоизма, вечно выбирает кровавую стезю.

И Моше встал против царя египетского, который шепчет человеку: "Нет никого, кроме меня". Встал против власти эгоизма, гордыни, вечного разобщения, чтобы с этой точки прочертить в человеческой истории новую линию, путь целого народа, названного "Исраэль".

Только так и можно развиваться – в подъеме над собой, в противоборстве с противниками. Они придают нам сил, заставляют работать, дерзать, тянуться вверх. А на самом деле – даже не они сами, а единый закон Природы, ее фундаментальная диалектика, посылающая нам тернии, за которые следовало бы благодарить…

Дорога сквозь века 

Моше придал народу мощный импульс, перевел его в новое состояние, позволяющее вступить в землю Израиля, иными словами, в желание отдачи – и поселиться, обосноваться, отстроиться в нем. И народ Израиля пошел дальше: строил Храмы любви, падал в ненависть и междоусобицы, навлекал на себя внешних врагов: вавилонян, греков, римлян. Цивилизации, империи раз за разом сжимали кольцо, разоряли страну, убивали, изгоняли из внутреннего союза сердец – и вызывали ответный порыв к единству. Каждый раз они возвращали евреев к корню, к наследию Авраама, к горе ненависти (Синá), под которой они стояли станом, готовые погибнуть, но не сдаться.

Это наследие заложено в еврейском народе очень глубоко: в генах, в эпигенетике, в системных параметрах, на уровне BIOS. И порыв этот неистребим, потому что служит противовесом разрушительных сил для всего человечества. Испокон веков оно колебалось меж двух тенденций: к разобщению и сплочению. Их амплитуда росла тысячелетиями, пока мир не собрался, наконец, в единый глобальный клубок, раздираемый непримиримыми противоречиями.

А народ Израиля тем временем переживал самое долгое свое изгнание из единства – две тысячи лет, пропитанных страданиями и болью. За это время евреи рассеялись по всей земле, по всей "территории" человеческого эгоизма, и, сами того не сознавая, развернули в общей системе сеть, готовую к приему новых, альтруистических позывных.

Ведь то, что начал Авраам, не должно навеки оставаться уделом немногих. Человечество – единый организм, и мы уже начинаем это понимать.

Эпоха конца иллюзий

Если отсюда, из XXI века, оглянуться на пройденный путь, мы увидим, что история вела нас к тупику. Точнее, к исходному конфликту Авраама и Нимрода, в котором они уже не могут просто расстаться, разойтись, чтобы двигаться дальше своими путями.

Ведь Нимрод в свое время стоял за прогресс, за новые технологии (особенно в строительстве Вавилонской башни), даже за свободу – в его понимании. Да, пускай человек будет хозяином своей жизни, пускай строит башню до небес, чтобы даже они обслуживали его запросы.

А Авраам, как будто наоборот, задерживал "движение к счастью", объясняя, что за ним кроется разрушительный потенциал, что никакое это не созидание, потому что эгоизму всего будет мало и в итоге, на руинах своих "свершений", он останется ни с чем.

Строить можно только на твердом фундаменте нерушимой доброй взаимосвязи между нами. И вот тогда это – подлинный прогресс, движение вперед, любовь к ближним, а не использование друг друга…

Однако мировоззрение Нимрода, конечно же, преобладало, и его последователи, тоже со временем расселившиеся по всему миру, достигли в наши дни пределов развития. Сегодня на глобусе больше не осталось места. Человеческий эгоизм исчерпан и впервые начинает давать сбои. Раньше он бурными всплесками разрывал оковы – теперь, пресыщенный, доваривается в собственному соку.

Мы, конечно, строим планы на будущее, но это тактика, а не стратегия. Решаем проблемы по мере поступления, но слишком многое откладываем на потом – своим детям. Не видим впереди чего-то высокого, стоящего больших усилий, манящего.

Свобода вырождается в потребительство, мечты скукоживаются, мир сжимается. Современные технологии показывают его весь, как на ладони. Впечатление такое, что планета "вывернулась наизнанку" и теперь мы живем не на ней, а в ней. Вместо горизонта у нас – закуклившаяся, замкнутая на себя "картинка", обозримая, понятная, динамичная, но не способная ничем удивить. Глобальная, но не сближающая людей по-настоящему.

За Авраамом

К этому нас привело наше эго и никто другой. Привело страданиями, бедствиями, буераками, минными полями, кривыми путями бесконечных амбиций, стяжательства, раздора. Все это время человечество отвергало прямой вектор Авраама к единению, надеясь, что сможет как-то обойтись без него. Но сколько ни строило идиллию на слоганах и лозунгах, все равно получалось на чьих-то костях и совсем не идиллия…

Эта экспансия человеческого естества не могла длиться вечно. Как только мир стал "круглым", линейный путь закончился. И встал во весь рост вопрос Авраама: что приводит в движение эту сферу наших страстей? Что там, за ней? В чем ее смысл?

Подобно Алисе, мы вырастаем из сказки, из своих фантазий и былых чаяний. Нимрод еще держит нас железной хваткой, требуя "вернуться в реальность", но Авраам пробуждается, и он не подвластен старым догмам. Все возвращается к нему, к открытому им закону всеобщего единства, с которым мы так и не научились работать.

И потому каббала становится в наши дни достоянием миллионов людей во всем мире. Они понимают, что путь Авраама – это не обычаи и традиции, не обещание загробных благ, а именно путь, которым можно идти! Более того, уже нет времени кружить вокруг да около.

Каббала нужна тогда, когда обостряются внутренние противоречия, а они обостряются и еще как! Она нужна, когда исчезают привычные ориентиры и нам требуется помощь, руководство, чтобы пройти "меж теснин". Она нужна тем, кто уже реально или пока что подсознательно чувствует тупик – и принимает это не как проклятие, а как шанс, которым необходимо воспользоваться.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Mignews: Вечное сопротивление: каббала и ее недруги

Устремленные вдаль

Дотянуться до неба

Почему африканские страны менее развиты?

каббалист Михаэль ЛайтманКруглый стол независимых мнений. Берлин. 2006г.

Вопрос: Если Дарвин был прав в том, что жизнь началась в Африке, то почему африканские страны менее развиты, чем западные?

Ответ: Возможно, жизнь зародилась в Африке, но наша цивилизация начала развиваться с проявления в человеке эгоизма, силы нашего прогресса.

Это произошло в Месопотамии, в Древнем Вавилоне примерно 4500 лет назад. Исторические источники повествуют о всплеске эгоизма в человечестве – в этом смысл Вавилонской башни, о которой рассказывает Тора. Люди в своей гордыне хотели достичь небес – выражаясь аллегорически, построить "башню до неба".

Вследствие развившегося в них эго они возненавидели друг друга и потому перестали друг друга понимать. Это называется "смешением языков". И тогда они разбрелись друг от друга, потому что не хотели, уже не могли быть вместе, как один человек, в цивилизации тех времен.

Они перестали понимать друг друга, и тогда всё человечество начало развиваться посредством своего эго. Так по ходу всей истории мы и развиваемся посредством заложенного в нас эго, из поколения в поколение. 

Лишь в человеке, в этом особом создании природы, эго развивается даже на протяжении его жизни. Однодневный бычок подобен взрослому быку, он уже является животным, которое подготовлено ко всему и понимает, что надо делать. А в человеке эго растет в течение всей жизни, а потому он не знает, что делать и нуждается в обучении, в поддержке от общества.

Так что, мы очень далеки от Африки и даже от того же Вавилона. Сегодня мы погружены в развивающийся эгоизм, который требует быстро обуздать себя. Если мы сделаем это, то придем к исправленному обществу, а если нет, тогда мы действительно подходим к концу своей цивилизации.

Круглый стол независимых мнений. Берлин.09.09.2006

Предыдущие сообщения на эту тему:

Генетическая карта человечества, ч.1

Эффекты Древнего Вавилона

Откуда наше тело и душа?

День Памяти неотделим от Дня Независимости

каббалист Михаэль ЛайтманДень Памяти и День Независимости следуют прямо друг за другом, потому что День Памяти говорит о том, кто мы такие и откуда взялся этот особый народ. Сказано, что народ Израиля не относится ко всем остальным народам, возникшим естественным образом, а создан из группы, которую собрал один человек – праотец Авраам.

Это люди, между которыми нет никакой другой связи, кроме их готовности объединиться вместе ради общей духовной идеи.

Эта идея как бы абстрактная, не материальная, не принадлежащая этому миру, но мы видим, что она удерживает народ Израиля вместе и не дает ему раствориться среди других народов. А с другой стороны, она противопоставляет ему все народы мира и держит его сильнее, чем любой другой народ.

Идея эта настолько сильная, что дает всему человечеству основы культуры, просвещения, духовности, морали – такое сильное влияние, какого не смог оказать ни один самый многочисленный народ.

Влияние народа Израиля продолжается по сегодняшний день, и кто знает, насколько важнее оно еще станет в будущем. Это явление кажется очень странным и уникальным. И на самом деле, сам народ Израиля, а тем более народы мира, не знают с чем в действительности имеют дело. 

День Памяти – это не только память о людях, которые отдали свои жизни за установление государства Израиля в наши дни. Он также посвящен тому, откуда возник этот народ и государство, что является основой его независимости, почему он называется народом, хотя не имеет обычной биологической основы, как все другие народы. 

Нужно исследовать свои корни, на основе их знания, осознать всю свою историю и почтив память всего пройденного нами пути, мы может быть поймем, что происходит с нами сегодня и куда мы идем. 

Рамбам пишет в книге "Яд хазака":  "В сорок лет познал Авраам Творца и начал  провозглашать во всеуслышание всему народу, что есть один Творец для всего мира, и во имя Него стоит работать. И ходил он и собирал народ из города в город, из государства в государство, пока не пришёл в Эрец Кнаан...

И оповещал он каждого из них, пока не вернулись они на путь истины, и не собрались возле него десятки тысяч. И это люди дома Авраама. И вложил он в их сердца этот великий принцип, и написал о нем книги… И образовался в мире народ, познавший Творца".

Мы видим, что произошло совершенно особое событие: один человек, "сорока лет", раскрыл духовное послание и продолжил распространять его, призвав к себе всех, кто захотел к нему присоединиться, независимо от пола, расы, национальности. Каждый, кто услышал и принял эту идею, присоединился к группе Авраама, и так "образовался в мире народ, познавший Творца".

В этом состоит вся суть этой идеи: собрать вместе людей, у которых есть стремление познать Творца мира. Из этого нам следует понять свои корни, свое предназначение, силу, которая удерживает нас вместе. Именно на этой основе мы объединяемся как народ.

А без постижения Творца как цели нашего существования, нет никакой надобности в народе Израиля. В таком случае, мы не получим ни возможности снизу в материальном мире, ни разрешения и силы свыше для существования, и сами не найдем никакой причины быть вместе.

Изначально, народ Израиля был образован на духовной основе, а не на биологической общности, как все другие народы, вышедшие из одного родового клана, одной деревни, одной территории. В народе Израиля объединяются совершенно разные, противоположные люди. Так было всегда, и так будет в конце поколений, когда все присоединятся к одной этой цели раскрытия Творца.

Эти "странные", необычные условия, относящиеся к народу Израиля, не похожи на те, по которым существует любой другой народ. Очевидно, что наша история, законы, судьба, действующие на нас силы должны совершенно отличаться от всех других народов. Из этого можно понять, в чем причина возникновения народа Израиля, в чем его миссия, основа, какие силы на нас действуют и в чем наша судьба.

Из урока, посвященного Дню Памяти и Дню Независимости, 18.04.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ради памяти павших и во имя жизни

День памяти: всё остается в семье

День Независимости: парадокс, ведущий к полной независимости

Почему был разрушен Вавилон?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если конечная цель изучения каббалы – стать подобным Творцу и даже подняться над Ним, то не за это ли желание был разрушен Вавилон?

Ответ:  Для того чтобы правильно трактовать Тору, надо знать, что происходит в узловых точках развития человечества.

Вавилон был разрушен потому, что оттуда ушла группа Авраама, в которой люди объединились между собой, и Вавилон остался во власти абсолютных эгоистов, не сумевших найти между собой общий язык. Как сказано в Торе (Библии), люди перестали понимать друг друга. Это и послужило причиной падения Вавилона, поскольку там остались одни эгоисты.

Реплика: По легенде они строили башню до неба, которая должна была заменить высшие силы.

Ответ: В своей гордости они думали, что смогут построить такую башню, т.е. своими эгоистическими действиями заменить альтруистические, но только разрушили все.

Из урока на русском языке, 26.11.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Долгий путь к Храму, ч.2

Задача народа Израиля

Закат Вавилона, ч.5

Созданные, чтобы управлять светом

каббалист Михаэль ЛайтманСвет создал желание насладиться и наполняет его, поэтому желание полностью находится под властью света. Но цель творения в том, чтобы желание начало управлять светом, а не свет желанием, как сказано: "Победили Меня сыновья мои". Это значит, что желание совершенно сравнивается своими свойствами со светом.

Путь этот не простой и требует множества действий, за счет которых желание постепенно исправляется и становится подобным создавшему его свету: своей силой, постижением, действиями. Творец хочет, чтобы творение стало равным Ему и управляло светом. Так родители хотят, чтобы дети выросли и были больше родителей, что следует именно из программы творения.

Творец желает не просто поднять творение на руки и сделать его выше, а чтобы творение на самом деле выросло и стало большим, сильным, умным, понимающим и принимающим решения, как его Создатель. 

Прийти к такому состоянию можно только постепенно, поступенчато исправляя себя. Сначала духовные ступени спускаются от Творца сверху вниз до самого этого мира, где свет и желание принимают формы материального тела и наполняющего его света жизни.

А от этого мира начинается путь обратно наверх, через неживой, растительный, животный мир и человека, который развивается до высоких уровней и достигает полного подобия Творцу, как задумано в замысле творения. 

Свет изначально создал творение в четыре стадии АВАЯ, и поэтому творение тоже должно пройти четыре стадии снизу вверх, чтобы уподобиться свету: от Малхут до Кетэра. Сначала развивается человек этого мира.

Потом на каком-то этапе Творец впервые раскрывается в творении, в человеке, которого звали Адам. А затем через 20 поколений от Адама через его учеников – до Авраама: от Адама до Ноаха – 10 поколений сверху вниз, и от Ноаха до Авраама – 10 поколений снизу вверх.

Авраам был первым, кто получил четкое понимание, что исправление должно идти во всем человечестве того времени, то есть в Древнем Вавилоне, но  поступенчато. Поэтому Авраам призвал: "Кто за Творца – ко мне!" и собрал группу. Он как будто снял сливки со всех вавилонян, представлявших собой 70 народов, которые затем распространились по всей земле.

Группа Авраама включала в себя представителей всех 70-ти народов, которые достигли любви к ближнему как к самому себе, несмотря на то, что изначально между ними не было никакой связи, кроме самой примитивной, бытовой.

Строительство Вавилонской башни привело к взрыву беспричинной ненависти, и тогда Авраам призвал к себе тех людей из всех 70-ти народов, которые уже созрели для исправления, собрав из них группу первопроходцев. Здесь в первый раз видно, что исправление должно быть поступенчатым.

И действительно, они реализовали свое исправление и поднялись на вершину объединения, которая названа Первым Храмом. А потом происходит разбиение этого большого общего сосуда, и группа Авраама рассеивается среди всех народов мира, то есть по всему Вавилону, распространившемуся к тому времени по всей земле.

И все это ради их взаимного включения друг в друга, как  сказано: "Народ Израиля выходит в изгнание для того, чтобы присоединить к себе души народов мира", то есть передать им знание об исправлении.

Мы не видим явных результатов этого процесса, потому что он протекал скрыто. Это влияние привело к постепенному духовному развитию народов мира в течение двух тысяч лет, которое закончилось уже во времена АРИ.

Сегодня мы начинаем выполнять ту же миссию, распространяя знание о необходимости исправления в современном Вавилоне, на фоне кризиса, раскрывающегося в наши дни. И главное исправление  происходит в небольших группах, в десятках, собранных из тех, кто отозвался сердцем на этот призыв, а оттуда исправление  широко распространится в человечестве.

Из урока по статье Рабаша, 12.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Система, в которой раскрывается Творец

Миссия выполнима

Вавилон: тогда и сегодня

Народ – первопроходец

каббалист Михаэль ЛайтманВсе творения обязаны прийти к объединению – это конечное состояние развития всего творения. Эволюция все время движется вперед, проводя нас по этапам  осознания зла.

Но в конце концов, все должны постичь преимущество света из тьмы, и пройдя все формы разобщения, захотеть подняться над своей эгоистичной природой. Осознание зла приводит нас к объединению.

Какая-то часть людей всегда понимала пользу объединения, будучи от природы альтруистами. Но в наше время природа дает этому практические доказательства, становясь интегральной и завязывая весь мир в одну сеть. Эгоизм становится глобальным и связывает нас всех друг с другом. Желаем мы того или нет, но приходится соединяться, не позволяя безраздельно властвовать силе разобщения.

Изучая каббалу, мы выясняем, что обязанность объединения исходит из самой природы, из прегрешения с Древом Познания. Все творение было создано как одна душа, а потом нарочно разбито на множество частей, удаленных друг от друга. Нет выбора – мы обязаны восстановить и соединить все творение.

Это желательное состояние и со стороны Творца, и со стороны человека. И люди, понимающие это, называются Исраэль (яшар-кель – "прямо к Творцу"), Ведь высшая сила, Творец – это природа, которая вся замкнутая, соединенная, интегральная, глобальная. А для того чтобы прийти к слиянию с Творцом, подобию свойств, мы должны быть такими как Он, то есть подняться выше разделяющего нас эгоизма и начать соединяться. 

Мы не социалисты, не коммунисты, не гуманисты и не биологи, видящие примеры объединения в живых организмах. Доказательства необходимости объединения предоставляет нам наука каббала, и мы постепенно раскрываем в нашем разуме и чувствах, что обязаны это сделать.

По своей природе мы самые большие эгоисты, ведь к каббале приходят люди с самым большим желанием. Но вместе с тем мы понимаем, что для достижения смысла жизни нужно быть подобными высшей силе.

Поэтому Авраам выбрал из всего человечества группу, ставшую народом Израиля, в основе которого лежит любовь к ближнему как к самому себе – великий закон всего человечества, всей природы и Торы. Мы должны рассматривать себя как группу первопроходцев из всего человечества, которая старается выяснить этот великий закон природы о любви к ближнему и реализовать, чтобы затем передать всем.

Обязанность народа Израиля – первым прийти к объединению, потому что это народ, призванный реализовать закон любви к ближнему и послужить примером для всего человечества, то есть "светом для народов мира". Философы и основатели государства Израиль тоже говорили об объединении. Но они вынесли это мнение не из науки каббала, то есть не из строения природы, а из своего внутреннего инстинктивного понимания.

Каббала же говорит, что единство – это закон природы, и в первую очередь он возложен на народ Израиля. Бааль Сулам пишет, что мы получили право вернуться на землю Израиля, выйдя из-под власти народов мира, только для того, чтобы выполнить свое предназначение: прийти к единству и показать эту методику всем народам мира, стать светом для других народов.

В преддверии семидесятилетия государства Израиль, будем надеяться, что народ Израиля, особенно живущий на земле Израиля, поймет, в чем заключается цель его существования. Ведь если мы не реализуем закон любви к ближнему как к самому себе, чтобы послужить примером для всего мира, то у нас нет права на существование.

Это очень важная точка. Только ради этого должен существовать человек на земле Израиля. Иначе он не имеет права называться Исраэль и не относится к народу Израиля.

У государства Израиль будет право на существование только в том случае, если мы будем работать над реализаций нашей обязанности стать одним человеком с одним сердцем, "все Исраэль – товарищи", вплоть до выполнения закона любви к ближнему, как основы всей природы.

Из урока на тему "Миссия народа Израиля", 07.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Миссия евреев

Как стать народом Израиля?

Право называться народом Израиля

Отрывки из утреннего урока 07.02.2018

каббалист Михаэль ЛайтманАвраам раскрыл, что существует лишь один закон, один принцип, заключающийся в связи между всеми частями творения поверх эгоизма и выше всей природы: неживой, растительной, животной, человеческой. Авраам открыл этот закон на фоне кризиса, разразившегося в Древнем Вавилоне.

Это были условия очень похожие на то, что происходит сегодня. С одной стороны, имелось полное материальное изобилие, а с другой стороны, был серьезный кризис в отношениях между людьми.

Это помогло Аврааму раскрыть внутренний закон природы: все в природе связаны друг с другом, кроме людей. Человеческая природа противоположна объединению, и так сделано нарочно, чтобы человек мог подняться выше своей эгоистической природы.

В таком случае люди смогут исследовать глубины природы и познать ее вторую часть, то есть не связываться с природой инстинктивно эгоистически или инстинктивно альтруистически, а подняться выше природы желания насладиться, своими усилиями обрести природу желания отдачи.

Это поднимет человека над всеми частями творения и над всеми ограничениями: временем, движением, пространством, и даст постичь вечность и совершенство природы. 

Авраам раскрыл это и обучил этому всех примкнувших к нему. С этого началась группа, называющаяся Исраэль ‒ "прямо к Творцу", то есть прямо к принципу любви к ближнему как к самому себе. Ведь высшая сила – это любовь.  

* * *

В примитивных обществах тоже действовал закон любви к ближнему, но инстинктивно. Они чувствовали обязанность так поступать. Но мы приходим к нему из-за осознания зла и хотим реализовать, несмотря на свой большой эгоизм, отдаляющий нас друг от друга.

Каждый хотел бы жить в своей клетке и общаться с другими только по мобильному телефону. Эгоистическая природа изолирует человека от всех остальных, и тогда он обнаруживает себя в кризисе. Поэтому он начинает искать смысл жизни и ее цель, чтобы выбраться из отчаянного состояния – а это возможно только за счет соединения с другими.

Путем объединения мы постигаем всю природу: ее внутреннюю силу и гармонию. Человек проходит через осознание зла своего эгоизма и понимает, что невозможно ничего достичь в одном желании насладиться – необходимо сопроводить его намерением отдачи. И тогда человек сможет наполнить свое желание, постигнув всю суть творения.

* * *

Мы не способны принять закон любви к ближнему, потому что вся наша природа протестует против него. Мы изначально  исходим из его противоположности, из эгоизма. Поэтому ничто не может помочь, кроме Торы, света, возвращающего к источнику, и особой группы, которая стремится достичь этого закона и понимает  важность исправления себя и мира.

После того, как эта группа исправит себя, она сможет послужить примером другим и передать методику исправления через специальное образование и, главное, внутренний дух, став светом для народов мира. Тогда высший свет просочится сверху со ступени на ступень, от народа Израиля ко всем остальным  народам.   

* * *

Если народ Израиля, живущий на земле Израиля, получив свыше возможность вернуться на эту землю, не выполнит программу творения: не объединится, чтобы передать методику объединения миру – у него нет права на существование, как говорит Бааль Сулам. Тогда нам придется снова оставить эту землю и разбежаться на все четыре стороны, если еще будет такая возможность. Земля Израиля просто выбросит нас.   

* * *

Эгоизм понимает, что объединение выгодно. Но главное – для чего мы стремимся объединиться? Во главе всех наших действий должно быть объединение ради наслаждения Творца. Это очень деликатный момент. Если мы соединяемся не ради цели создания места для раскрытия Творца, так как именно от этого Он получает наслаждение, значит, мы достигаем противоположного результата и приходим к разбиению.

В этом вся разница. Можно совершать прекрасные поступки, но если они не сопровождаются правильным намерением, то вызывают только еще большее разрушение. Поэтому так важно, что идет во главе: есть ли намерение доставить радость Творцу.

Никто не будет возражать против самого принципа любви к ближнему: ни ЮНЕСКО, ни ООН, никакие народы. Все скажут, что они за объединение, и фашисты, и социалисты. Но вопрос, для чего это объединение: чтобы властвовать над своим или чужим народом? Объединение не может быть заперто внутри эгоизма – это приводит к большому кризису, к краху.

Объединение должно быть направлено вне общества, действительно ради отдачи, то есть ради Творца. Поэтому необходима небольшая группа, которая знает, как использовать правильное намерение. Вот почему Исраэль называется "Мне голова" (ли-рош), то есть правильное намерение, во главе с которым мы объединяемся.

И тогда мы можем как "голова" воздействовать на весь мир, у которого нет намерений, но он готов объединиться, чтобы ему было хорошо. Народам мира проще объединиться, у них меньше эгоизма, чем у народа Израиля.

Народ Израиля нуждается в дополнительном эгоизме, чтобы сформировать намерение – это не земной эгоизм, а духовный. У нас всегда есть сомнения и сопротивление Творцу, которого нет в других народах, и потому мы называемся "жестоковыйным народом". Наше предназначение - сформировать намерение.

Из урока на тему "Миссия народа Израиля", 07.02.2018

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отрывки из утреннего урока 06.02.2018

Отрывки из утреннего урока 05.02.2018

Отрывки из утреннего урока 04.02.2018

Почему боятся каббалы, ч.2

каббалист Михаэль Лайтман3500 лет назад в Древнем Вавилоне была образована группа под руководством Авраама, члены которой называли себя "Исраэль" от вектора своего направления "Исра-Эль" – "прямо к Творцу".

Какое-то время они существовали в этом ключе, затем окунулись в эгоизм и прошли период эгоистического утяжеления – так называемого "египетского изгнания".

Позже они вышли изгнания, но не очень удачно, разделенными на две части. Одна часть включала народ Израиля, т.е. тех, кто был готов выйти из Египта, приподняться над эгоизмом, соединиться между собой и, насколько возможно, уподобиться Творцу в свойстве отдачи и любви, которую они культивировали между собой во взаимных исправлениях.

Вторая часть называлась "эрев рав" ("великий сброд"). Это люди, которые не смогли выйти из эгоизма и считали, что, в общем-то, это и не нужно. Достаточно лишь удовлетвориться обычным эгоистическим общежитием, с соблюдением всевозможных внешних формальностей.

Они готовы были делать все, что человек должен выполнять на физическом уровне относительно других в добром виде, но при этом не были готовы внутренне изменять себя: "Я могу быть приличным, милым человеком для других людей и в нашем сообществе, но изменить себя, свою природу – не могу". 

Такие люди после выхода из Египта остались среди народа Израиля, и поэтому все последующие проблемы возникали только лишь вследствие их присутствия в гуще народа.

Читая Тору, мы должны понимать, что все происходящее затем: литье золотого тельца, поклонение медному змею, все неприятности, - исходили от этой группы, которая внешне была похожа на остальных, но внутренне не могла изменяться, оставаясь глубоко эгоистичной. В них шла постоянная идеологическая борьба: надо себя менять или нет.

Они разработали свою идеологию, говорящую о том, что нужно оставаться обычными людьми, выполняя при этом все традиции и предписания на физическом уровне, т.е. вместо того чтобы изменять себя внутри, делать это снаружи.

Все сказанное в Торе они понимали буквально и считали, что это надо выполнять в связи между другими в общественном обиходе.

Начиная со строительства Первого Храма и далее, происходило разделение народа на две части, шла непрерывная жуткая борьба между ними, когда люди убивали друг друга в полном смысле слова.

Особенно это проявилось в результате возведения Первого Храма, который стали строить физически, чего, в принципе, не должно было быть. Сказано, как Творец обращался к народу через Пророков, говоря: "Зачем вы строите Мне храм? Мне не нужны эти камни и доски".

В итоге, идеологическое разделение народа привело к постепенному понижению духовного уровня также у тех, кто старался возвысить себя духовно и приблизить к Творцу, – они не смогли этого сделать. 

И так весь народ низошел до уровня беспричинной ненависти, которая разрушила в их сердцах то, что называлось "Второй Храм". С тех пор народ находится в полном изгнании из духовного. У него уже не осталось никакой внутренней связи с Творцом, кроме чисто внешних, условных действий, называемых традициями.

Продолжение следует…

Из урока на русском языке, 10.09.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Почему боятся каббалы, ч.1

Предназначение "большого сброда"

Противодействие науке каббала, ч.2

За что фашисты ненавидели евреев? Ч.1

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Нацизм возрождается в США и Европе, вынуждая нас снова искать ответ, как такое могло случиться в истории и как избежать этого в будущем. По утверждению Гитлера, основная битва шла между немцами и еврейским народом.

Он как будто так боялся евреев, что сказал, что если останется даже один еврей, не получивший еврейского образования и никогда не ходивший в синагогу, даже ребенок, но в его душе есть нечто такое, что его следует уничтожить.

Ввиду того, что проблема нацизма в наше время становится очень актуальной, стоит разобраться, почему именно евреи оказались под центральным прицелом этой теории?

Ответ: В основе человеческой природы лежит эгоизм. И на самом деле, самым первым фашистом был царь Древнего Вавилона, Нимрод, который воевал против Авраама – первого еврея. С того времени началась эта борьба, и разошлись два разных пути.

Те, кто был с Нимродом, пошли, руководствуясь своим эгоизмом, и развивались согласно ему. Какое-то время им удавалось вместе уживаться в Вавилоне, а когда это не получилось, они разошлись по всему миру, по всей земле. 

А маленькая группа была собрана Авраамом на почве другой природы, другой методики: соединения не ради эгоизма, а ради любви, покрывающей все преступления. Эта методика обратна эгоизму, ведь я должен любить каждого, кто хочет и может со мной соединиться на основе взаимных уступок.

Эти две группы все время существовали параллельно. Группа Авраама прошла египетское изгнание и в итоге пришла на землю Израиля, превратившись в немногочисленный еврейский народ. А группа Нимрода, все остальные жители Вавилона, тем временем росла и заселила весь Земной шар.

Они оказались противоположны друг другу. Это противостояние проявлялось во времена Первого и Второго Храмов, хотя народы мира, в частности греки,  приходили к евреям учиться. А затем это противостояние между двумя подходами стало очень обостряться.

Методика Нимрода была эгоистичной и учила объединяться по законам человеческого эгоизма. От Нимрода она затем перешла в Древний Рим. Согласно этой методике, каждый существует в своем эгоизме и пользуется им, чтобы преуспеть в жизни.

Однако есть государство, общественный строй, законы, соединяющие их вместе над эгоизмом. Не любовь связывает людей поверх эгоизма, как в методике Авраама – а силовой режим, не дающий им поубивать друг друга.

А методика Авраама учила соединению поверх эгоизма. Несмотря на то, что эгоизм заложен в нашей природе, но мы стараемся поменьше принимать в расчет свои эгоистические наклонности. Тогда отношения между людьми будут строиться по законам любви.

Так возникло это противостояние: с одной стороны – философия Древнего Рима и Древней Греции, а с другой стороны – законы науки каббала, истинной Торы.

Продолжение следует...

Из 901-й беседы о новой жизни, 22.08.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Мир на перепутье, ч.3

Корни антисемитизма, не стареющего веками, ч.1

В день рождения Гитлера

Mignews: Вечное сопротивление: каббала и ее недруги

Крупнейший новостной портал Mignews опубликовал мою новую статью "Вечное сопротивление: каббала и ее недруги":

Вечное сопротивление: каббала и ее недруги

Движение вперед – это всегда преодоление. Если ничто не препятствует вам на пути, значит, вы катитесь вниз.

2017-11-08_protivniki-kabbaly

Вся наша жизнь – война и мир противоположностей. Куда бы мы ни шли, к чему бы ни стремились, всегда что-то помогает нам, а что-то мешает. Каждый человек, как и человечество в целом, развивается под воздействием двух сил, в динамичном противостоянии позитива и негатива, поддержки и сопротивления.

Называют их по-разному: Инь и Ян, добро и зло, вдох и выдох. Но обе эти силы – неотъемлемые части процесса, две стороны целого. Именно вместе они обеспечивают развитие – рывками и откатами, расширением и сжатием, расцветом и упадком. Только так и можно двигаться вперед: на контрасте, на конфликте, на спайке противоположностей. Когда колесо вращается, разные его части движутся в противоположных направлениях. И если жизнь человека не пульсирует взлетами и падениями, то он скорее мертв, чем жив. 

Мятежники

История каббалы – во многом история сопротивления ей. Иначе и быть не могло, ведь наука эта испокон веков помогала брать новые высоты, вторгаться в неизведанное, менять себя. Изучать каббалу начинают люди, которые испытывают потребность в раскрытии цели творения, познании Природы и мироздания. Они стремятся к подъему над обычной жизнью, над собой, им необходимо добраться до сути, до смысла, до той высоты, где открывается подлинная картина единого мира, единого человечества.

Мы только сейчас начинаем оперировать такими понятиями, привыкаем к "глобальности", к всеобщей взаимосвязи – а каббалисты изучают ее уже тысячи лет и понемногу тянут за собой весь мир.

Вот потому их и "гасят". Желание, которое в них горит, чуждо человеческой природе, противоположно ей. Они как пришельцы из другого мира.

"Пришельцем стал я в земле чужой…" (Шмот, 2.22)

Восставшие против раздробленного восприятия, против раскола между людьми, они там – в авангарде внутреннего развития, на острие атаки. Жизнь их тяжела, полна препятствий – но все-таки она прекрасна!

Великое смешение

Родоначальник еврейского народа, личность, оставившая неизгладимый след в истории человечества, Авраам первым из каббалистов начал широкое распространение науки каббала. Он не выступал против власти, не подстрекал, не нагнетал, но ответ, конечно же, был суров. Его отринули придворные жрецы во главе с собственным отцом Терахом. Он сидел в тюрьме, подвергался унижениям. Дети бегали за ним по улице, показывая пальцами, бросая камни и крича, что он сумасшедший…

Разумеется, только сумасшедший мог говорить в те времена о едином Законе и призывать к разрушению идолов, подрывая "божественный" имидж вавилонского царя  Нимрода. Но не будь сопротивления, стал бы жрец Аврам праотцом Авраамом? Ушел бы он из Древнего Вавилона со своими последователями? Заложил бы основы народа, сделавшего целью "любовь к ближнему"?

На этом тернистом пути порой шагу нельзя было ступить без боя. Однако сопротивление придавало людям сил, падения вели к подъемам, на ненависти ковалась любовь.

И вот что показательно: труднее всего оказалось бороться с самими собой.

Тяготы Моше начались не тогда, когда он убил египтянина, избивавшего еврея, а тогда, когда его "сдали" собратья. Кто знает, стал бы он лидером народа, если бы этого не случилось?

Когда Моше повел народ прочь из Египта – иными словами, из эгоизма к отдаче – кто бросился за ними в погоню "на шестистах колесницах"? Ведь сказано в Торе, что скот египтян целиком вымер во время казней.

Каббалисты объясняют, что евреев преследовали "те из слуг Фараона, кто боялся Творца". Говоря иначе, те, кто знает о едином Законе, но хочет использовать его на собственные нужды – "служит Фараону". Они же примкнули к беглецам в виде "смешанных сил", которые Тора называет "эрев рав".

В результате два лагеря вышли из Египта: за Моше и его приверженцами, не отступая, двинулись и те, кто по-другому видел жизнь – в служении Творцу, но для себя. С этого момента "великое смешение" не отступит, не отстанет от каббалистов, они станут его мишенью, вся ненависть его будет направлена на них.

Так и сформировался народ Исраэль – единство людей, устремленное к духовному подъему и в то же время несущее в себе зерна эгоизма, которые будут прорастать внутри, сводя на нет успехи, воспламеняя междоусобицу и призывая внешние силы, другие народы, к "решению еврейского вопроса". Эта диалектика – наш рок, но одновременно – и наш стимул к развитию.

Чужие друг другу

Достигнув высокой ступени Храма, народ Израиля начал опускаться, пока не окунулся в эгоизм "с головой". Тогда возникла религия в ее нынешнем понимании с правилами поведения в материальном мире, которые символизируют духовные действия, но не заменяют их.

За две тысячи лет изгнания народ рассеялся по "новому Вавилону" – создал себе "идолов", "святыни", "ритуал". Тягу к высотам духа подменила вера в "загробный мир". Материя поглотила нас, и постепенно народ раздробился, распался на клочки, порой совершенно оторванные друг от друга.

Ведь подлинная связь – это любовь. А подлинной любви не учит никто, кроме каббалы. Хотя принцип любви к ближнему, как к себе, – главное правило Торы, но сама "Тора" – руководство по единению, наука света, полученная от Авраама, – больше не живет в народе. Мы в изгнании из своего надела, отлучены от собственной сути. Исчезло понимание того, что такое Природа, кто такой народ Исраэль, в чем его миссия, цель его развития… Смешанные силы в действии.

"Приходят мелкие ограниченные люди и равнодушно пичкают нас всевозможными снадобьями, а самое главное – эликсир жизни – убирают подальше от глаз. Дело доходит до того, что духовная жизнь для нас и для всего мира, который от нас зависит, омрачается конвульсиями и ужасным обмороком…" (Рав Кук)

Таков самый тяжелый период в истории каббалы и народа. "Конвульсии" – это не просто чужбина и гонения. "Конвульсии" – это когда мы сами начинаем ненавидеть друг друга так, как никто другой.

Кто как не "собратья" заложил римлянам рабби Акиву, а затем – рабби Шимона Бар Йохая, который с группой учеников написал Книгу Зоар? Говорится в Талмуде:

"Рабби Йехуда, рабби Йоси, рабби Шимон и Йехуда бен Герим обсуждали вклад римлян в развитие страны. Рабби Йехуда сказал, что римляне сделали много хороших вещей: основали рынки, мосты и бани. Рабби Йоси промолчал. Рабби Шимон сказал, что все, что сделали римляне, – сделали для собственной пользы. Рынки – чтобы было место для проституток, бани – для ублажения собственного тела, мосты – для сбора пошлин. Йехуда бен Герим разболтал содержание разговора. Это дошло до властей, и они решили, что рабби Йехуда должен получить повышение за то, что возвеличил римское правление, рабби Йоси должен быть сослан в Ципори за то, что промолчал, а рабби Шимон должен быть казнен за то, что порицал правящий режим".

Однако это была только прелюдия.

По наклонной – в пропасть

Апогей братской ненависти пришелся на XVIII век, когда восточноевропейское еврейство было буквально расколото противостоянием митнагдим и хасидов. Вот факты, которые нас обличают.

Хасиды, последователи лурианской каббалы, вызвали протест у ортодоксальных митнагдим, проповедовавших аскетический образ жизни и усиленные занятия Торой и Талмудом. В Литве и Белоруссии начались жестокие преследования: синагоги хасидов закрывали, а их самих изгоняли.

Магид из Межерича, возглавивший движение хасидов после смерти Бааль Шем Това, направил двух своих учеников – рабби Менахема-Мендла Шнеерсона и рабби Шнеура Залмана (Альтер Ребе) на переговоры с Виленским Гаоном. Однако тот дважды захлопывал перед ними двери, чем вызвал недоумение даже у собственных приближенных. Когда гости начали настаивать на встрече, Гаон уехал из города.

Осенью 1797 года борьба между хасидами и их противниками вновь обострилась. После кончины Виленского Гаона его последователи объявили, что хасиды не только "отлучаются и отвергаются от еврейской общины, но и вовсе не признаются сыновьями Израиля". Ученики Магида не растерялись и объявили встречный "херем" (бойкот).

Тогда литовские раввины попытались устранить Альтер Ребе с помощью российских властей. В Петербург был направлен донос.

Год спустя, после смерти Виленского Гаона, Альтер Ребе был арестован вместе с двадцатью двумя своими "сообщниками". Но следствие было быстро свернуто. Император Павел I повелел освободить рабби Шнеура Залмана и других арестованных хасидов.

Два года спустя вследствие нового доноса, поступившего от противников хасидизма, Альтер Ребе был вторично арестован и привезен в Петербург. Но в 1801-м дело пересмотрели, и рабби Шнеур Залман был окончательно освобожден.

Все эти меры привели лишь к распространению хасидизма и тесной сплоченности его приверженцев. Молодежь покидала родительские очаги, полуголодные юноши приходили в хасидские общины.

Этот раскол между хасидами и митнагдим не преодолен и по сей день, несмотря на то, что современный хасидизм утратил свою прежнюю идеологию. А в то время, по сути, была объявлена война каббале – науке, которая лежит в сердце народа Израиля и без которой он не народ.

Как такое могло произойти?

Как случилось, что Рамхаля – одного из великих каббалистов – объявили сектантом? Его ученики "приняли на себя обязательство любить друг друга и обращаться друг с другом по-братски, с добрым сердцем"… Но его осудили и запретили заниматься каббалой. Его книги жгли, как и книги хасидов. И так же ненавидели.

А в первой половине XX века Бааль Сулам – один из "великанов" – слышал на иерусалимских улицах примерно то же, что Авраам в Уре Халдейском. Он писал, взывал, предостерегал о близившейся Катастрофе. Он пытался организовать массовый переезд из Польши в Эрец Исраэль – но собратья "вытурили" его с семьей, после чего сами сгорели в пламени Второй мировой войны.

"Я уже высказывал свои принципиальные соображения в 1933 году. Кроме того, я общался с руководителями поколения, и слова мои не были приняты. Хотя я кричал во весь голос, предупреждая тогда о мировом крахе, – это не произвело впечатления…" (Бааль Сулам)

Как же соединить каббалистов с народом и водворить мир между противоположностями?

Обновление

Две тысячи лет назад народ Израиля был изгнан не просто из земли Израиля – он был изгнан из братских отношений, из внутреннего единства. В свою землю он вернулся, но в единство – еще нет.

В такие времена у каббалиста, действующего в поколении, нет шансов быть признанным современниками. Они не могут его понять. У них другие ценности, другие критерии, другая "система координат". Обновление, которое каббалист приносит в мир, необязательно "инсталлируется" для всех одновременно, и потому многим трудно, невозможно с ним согласиться.

Однако спустя время ситуация смягчается. Кто-то начинает принимать каббалиста прошлого поколения, некоторые даже вдаются в азы духовной работы, хотя все еще неспособны понять его последователей…

Наша эпоха – не исключение. И все же она особенная – ведь сегодня все мы вернулись в Древний Вавилон. У нас та же удивительная картина: расцвет и параллельно с ним тупик в развитии. У нас тоже идолы, точнее идеологии, правят бал. У нас божки продаются с телеэкранов и онлайн. У нас агонизирует неолиберальная эзотерика. У нас растет вавилонская башня непомерного эгоизма.

Только масштабы теперь другие, и это кардинально меняет дело.

Раньше племена охотно следовали за фетишами, за прогрессом, за посулами эгоизма. Потому Нимрод и изгонял каббалу – чтобы не отвлекала от "главного". Да что там, еще Фараон сказал: "Завалите евреев работой, чтобы Моше и Аарон их не отвлекали".

Но сейчас круг замкнулся на новом витке. Мир стал маленькой деревней, и постепенно становится ясно: экспансия эгоизма достигла пределов, а его базовые противоречия так и не разрешены. Невозможно жить всем вместе на этом шарике, когда все пытаются выгадать и разжиться друг на друге, когда хрупкое равновесие то и дело нарушается вспышками, набегами, переделами, стонами жертв и злорадными возгласами сиюминутных триумфаторов.

Вроде бы есть и ресурсы, и свобода, и возможности, но нет общего языка, согласия, доверия. Много красивых слов, обещаний, высокотехнологичных игрушек – и мало тепла, заботы. А смысла – высокого смысла – нет совсем.

Вот почему наука каббала заявляет о себе в полный голос. Это зов времени – миру нужно единство, доброе сосуществование. За Нимродом больше некуда идти. Его путь исчерпан. А путь Авраама, напротив, готов для всех.

Разумеется, некоторые все еще принимают каббалу в штыки или предпочитают ее суррогаты. Но миллионы уже интересуются ею, начинают понимать ее, видят в ней зерно истины.

Благодаря противникам она окрепла настолько, что ей больше не нужно скрываться. Она предлагает единство сердец как ключ к решению проблем человечества. Она объясняет, что такое человеческое естество, что такое единая Природа и как привести их в соответствие, чтобы они гармонично взаимодействовали и дополняли друг друга, создавая качественно новое общество. Такое общество, о котором сказал пророк:

"Волк будет жить рядом с ягненком, тигр будет лежать с козленком, и телец, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик будет управлять ими".

Хватит мучиться. Ни идеологии, ни технические новшества не обеспечат нам спокойствия и счастья. "Волк не съест ягненка", только если сам станет другим, если в корне изменится его мотивация, его отношение к окружающим. И тогда маленький мальчик – наше новое, юное единство, едва-едва оперившееся – обретет силу, чтобы вести всех добрым путем.

Движение вперед – всегда преодоление. И оно может быть прекрасным, если мы исправляем себя, а не мир, и действуем сообща.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Противодействие науке каббала, ч.1

Противодействие науке каббала, ч.2

Противодействие науке каббала, ч.3

На ступени "Авраам"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С какими эгоистическими желаниями мы встретимся на ступени "Авраам"?

Ответ: С очень большими, серьезными желаниями, которые называются "Нимрод".

Бойтесь их, с ними надо правильно общаться. Царь Нимрод был очень великим и в то же время очень недобрым правителем, олицетворяющим большие злые силы природы. А Авраам напротив него – это следующее, противоположное ему свойство.

Из урока на русском языке, 04.06.2017

Предыдущие сообщения на эту тему:

Метод Нимрода и метод Авраама

Устремленные вдаль

Авраам и Нимрод: спор, затянувшийся до наших дней

Страница 6 из 25« Первая...45678...Последняя »