Записи в разделе 'Свобода воли'
В поисках свободы

каббалист Михаэль ЛайтманВсемирный конгресс "We!", Нью-Джерси, урок №3

Каббалисты очень стараются объяснить основной момент нашей работы – как мы приходим к свободному выбору.

Их объяснения начинаются с того, что мы совершенно несвободны. Это становится очевидно из данных биологии, зоологии, психологии, генетики и прочих наук. Мы несвободны.

Каждый человек рождается в семье, которую не выбирал, в обществе, которого не выбирал, в народе, которого не выбирал, со свойствами, которых не выбирал. Учится он тоже в месте, которого не выбирал. Да и как он смог бы выбрать? Семья, детский сад, школа – вот окружение, под воздействием которого он растет.

Очень редко, как будто случайно, человек попадает под некое стороннее воздействие – например, книг – и тогда развивается немного не так, как окружение. Таких людей очень мало, и направляются они свыше.

А в остальном, как пишет Бааль Сулам в статье "Свобода воли", я не самостоятелен, когда сижу, ем, сплю, одеваюсь, говорю… Вообще, я – это не я. Всё внесено в меня окружением, приоритеты которого заставляют меня держаться и вести себя именно так, даже когда я один. Я впитал от окружения все ценности и проникся ими.

Изначально я был каплей семени, а всё остальное получил от окружения: от родителей, от близких, от воспитателей и учителей, от товарищей, от двора, от города и т.д. Да и сама капля семени – это тоже был не я, а наследственный набор, переданный родителями.

Выходит, у человека нет свободы, нет ничего, что можно было бы приписать ему лично. С одной стороны, очень трудно с этим согласиться, а с другой стороны, ученые уже обнаружили это и абсолютно с этим согласны. И только в рамках человеческого общества мы все-таки судим о человеке по тому, что он собой представляет, хотя в действительности он представляет окружение, которое его "вылепило".

С духовной точки зрения, условия в которых мы находимся, вообще не позволяют говорить о нас как таковых. В духовном каждый из нас берет начало с капли семени, которая называется "точкой в сердце". Когда человек начинает ощущать в себе эту точку, его приводят в соответствующее окружение.

Из 3-го урока конгресса "We!", Нью-Джерси, 01.04.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Как распорядиться своей свободой

Центральная точка свободы творения

Me vs. We

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: По сути, у меня нет свободы выбора. Природа управляет мной. Так неужели всё зависит от меня?

Ответ: Творение начинается с неживого уровня. Далее следуют растительный, животный и человеческий.

Человеческий уровень опять-таки начинает развиваться с неживого и проходит те же стадии. Так шла эволюция на Земле в течение миллионов лет.

В итоге мы вышли на ступень "человека в человеке" – и теперь с нас спрос. До сих пор мы жили, как животные под палкой, но теперь к нам предъявляют требования. Хотим мы того или нет, сегодня нам необходимо приступить к определенным действиям.

Спустя несколько тысячелетий после Древнего Вавилона, мы вновь получили в руки методику исправления. Свободный выбор и сопряженная с ним ответственность начинается именно с "человека в человеке" – с того уровня, на котором мы сейчас и находимся. И потому мы говорим об абсолютном добре, о цели творения и о том, как удерживать верный курс, чтобы продвигаться вперед без катаклизмов.

Осмысленное развитие начинается сейчас, а до сих пор эгоизм развивался, пришпориваемый страданиями. Без этих "уколов" он не двигался бы с места.

У неживой, растительной и животной природы нет выбора. У человека, находящегося на неживом, растительном или животном уровне, тоже нет выбора. Выбор появляется лишь теперь. Ведь теперь у тебя есть точка в сердце, с которой ты можешь присоединиться к товарищам и найти в вашем единстве Бесконечность.

2011-03-25_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n8_02

Без внутренней борьбы нет возможности для выбора. Ты выбираешь, с кем быть: с товарищами или с самим собой. Или мы, или я.

В конце пути всех ждет абсолютное добро, но ты получил возможность выбирать, и потому уже сейчас можешь нацеливаться на него. Для этого ты постоянно держишься средней линии, используя свое "Я" и окружение вместе.

2011-03-25_rav_ikronot-hinuch-globali_lesson_n8_01

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 25.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человеческая территория

Исправленный – значит объединенный

Красная линия: осторожно - человек!

Помыслы о свободе – ложь на лжи

каббалист Михаэль ЛайтманИз материалов о принципах воспитания: Даже когда мы вступаем во взрослую, самостоятельную жизнь, наше мировосприятие представляет законченное изделие, изготовленное из трех компонентов: из нашего "материала", т.е. врожденных свойств и наклонностей каждого из нас, а также из факторов, формирующих этот материал на свой лад, – из полученного нами воспитания и воздействия окружения. Ни у кого из нас нет свободы воли – ни в принятии решений, ни в оценке чего-либо в жизни.

Вопрос здесь в том, насколько мы сознаём это. Чувствуем ли мы, что замкнуты в сетке сил? Мы не свободны ни в мысли, ни в намерении. Даже в понимании самого этого факта у нас нет никакой свободы. Отсутствие свободы воли мы также раскрываем по безвыходности.

Это не хорошо и не плохо, ведь речь идет о природе. Но что можно обнаружить сверх того?

Во-первых, для чего нам дали осознать свою несвободу? По-видимому, для того, чтобы мы все-таки захотели выбраться из этого состояния. Вероятно, у нас есть такая возможность.

Тут важно, до какой степени человек чуток к свободе, насколько он понимает, что им управляют всевозможные порывы, в какой степени желает освободиться от них, обрести какую-то новую силу, объективно взглянуть на себя снаружи и подняться над своей природой. И опять-таки, подняться к чему? К другой природе, которая будет над ним властвовать?

Это вопросы не для всех. Немногие в мире задаются и интересуются ими, восприимчивы к ним. По этому критерию мы можем провести абсолютно четкую границу между "человеком" и "животным".

"Животное" – это не упрек, а уровень развития: человек живет так, как диктует ему общество, которое, в свою очередь, тоже несвободно. У детской воспитательницы, у школьных учителей, у родителей, у СМИ, которые формируют мое мнение, тоже нет свободы воли. Все системы, внутренние, и внешние, не действуют сами, а задействуются. А потому и говорить о них не стоит. 

Если я ищу собственную миссию, возвышающуюся над этим принужденным течением, то бесполезно искать смысл в его излучинах и водоворотах. Они не имеют значения, я не найду в нем ничего, кроме сил природы, которые управляют всем человечеством и всем мирозданием, включая все его части, на протяжении всего исторического процесса. Ни у кого здесь нет свободы воли.

Жаль тратить время на изучение того, что не несет никакой пользы. Так, в целом, наука каббала относится к нашему миру. Это не презрение. Действительно, нам кажется, что мы приводим в действие какие-то силы и законы, мы насаждаем правила поведения, чтобы жизнь была комфортнее. Мы полагаем, что введение новых законов и создание новых машин сделает мир лучше.

И мы делаем это, не чувствуя, что нами управляют. Ведь само желание быть свободными и как-то улучшить свою жизнь – это не свобода воли, а внутренние порывы, которые вызывает в нас процесс, осуществляющийся свыше.

Вот и выходит ложь на лжи. Даже констатируя собственную несвободу, мы вынуждены производить определенные действия, кажущиеся свободными, но не являющиеся таковыми.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Откуда взяться свободе?

Между Творцом и Фараоном

Центральная точка свободы творения

Откуда взяться свободе?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Большинству людей отвратительна сама мысль об отсутствии свободы воли в нашем мире. Как же к ним обращаться?

Ответ: Верно, ведь если нет свободы воли, то нет и человека. Выходит, он не человек, а заводная кукла, марионетка на ниточках.

И неважно, что ты имеешь в виду и себя тоже, – человек видит в этом твое отношение к нему. Вы словно ведете разговор о собственном небытии. Ведь я существую, если у меня есть свобода воли, собственное мнение, собственное действие.

Но мы говорим о всеобъемлющей природной системе, в которой всё управляется абсолютными законами. Даже если не привлекать науку каббала и рассудить по нашей логике: откуда здесь взяться свободе? С глобальной точки зрения, что такое свобода? Действия, кажущиеся человеку спонтанными, хотя на самом деле это не так? Или внезапные желания, которые в действительности обусловлены силой, несущей ему жизнь?

Всё дело в том, откуда проистекают мои действия. Но я не вижу причин происходящего, причин своих мыслей и желаний. Из каких глубин всплывают во мне те или иные позывы? Внезапно мне захотелось чего-то – откуда взялся этот импульс?

Если бы я обнаружил его источник, мне стало бы ясно, что решаю не я, что подобные импульсы вызываются во мне природой. Но человеку не дано видеть ниже уровня принятых природой решений. Он получает уже готовые мысли, желания и проистекающие из них действия.

И вот мы на этом уровне приписываем человеку некую самостоятельность – ведь это он захотел, он подумал. На этой зыбкой основе, мы относимся к человеку как к самостоятельному существу.

Разумеется, это совершенно неверно. Если бы мы видели общую картину, у нас не было бы ни малейшего предлога, чтобы судить человека или, наоборот, проявлять к нему милосердие. Все мы чувствовали бы себя шестеренками под управлением общей силы. О том же говорит и наука каббала.

Где же тогда свобода воли? Она состоит в том, что я могу перехватить управление у Высшей силы, которая приводит систему в действие. Я могу действовать вместо нее, в согласии с ней. В мере своего согласия я беру у нее управление и начинаю сам активировать систему. 

Что это дает мне? Тем самым я обретаю свободу, независимость. Я беру пример с Высшей силы, требую от нее помощи – и тем самым участвую в просьбе. Эта возможность имеется у меня благодаря разбиению: оно предоставило мне свободу выбора в средней трети Тифэрэт, посередине, в очень деликатном, промежуточном состоянии. Именно оттуда я могу сам потребовать встать на место Творца.

Так я и обретаю самостоятельность. Всё прочее – не мое.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помыслы о свободе – ложь на лжи

Между Творцом и Фараоном

С чего начинается человек?

Между Творцом и Фараоном

каббалист Михаэль ЛайтманВ природе не бывает свободы, взявшейся ниоткуда. Ведь природа – это система законов, и ничто в ней не может стоять вне закона.

Мы всегда находимся под воздействием двух сил: получающей и дающей. Свобода означает, что мы можем добавить к действию одной силы действие другой силы – и тогда, стоя между ними, понять реальность, которая включает их обе.

Каждый раз мы будем принимать решение: какому воздействию подвергаться, под чьей властью находиться. Или одна сила, или другая: или получающая, или дающая.

При этом, чтобы обрести независимость, я не хочу доминирования какой-либо из них. С одной стороны, Фараон говорит мне: "Кто такой Творец, чтобы Его слушаться?" И я должен сохранить этого Фараона в целости, хотя и в отдалении. Я сбегаю от него, чтобы обрести и вторую силу. Раньше я был рабом Фараона, а теперь становлюсь рабом Творца.

Всё это затем, чтобы в итоге достичь срединной точки между ними. Она называется: средняя треть Тифэрэт, клипáт нóга. Здесь приходят в равновесие чаши весов, на которых лежат добро и зло. Я стою посередине, надо мной не властен ни Творец, ни Фараон – я властвую над ними обоими. Сказано об этом состоянии: "Победили Меня сыновья Мои".

Именно такое тончайшее равновесие человек должен создавать на каждой ступени. Мы выравниваем две силы, две линии: правую и левую, суд и милосердие – и так продвигаемся в средней линии.

Таким образом, моя работа состоит в том, чтобы из нынешнего "животного", "слепого" состояния раскрыть силу Фараона, злое начало, и силу Творца, доброе начало. Я ставлю их друг перед другом – ведь Творец говорит: "Пойдем к Фараону, ибо Я отягчил его сердце". Когда дурная сила возрастает, Творец тоже может вырасти в моих глазах и проявить Себя на фоне Фараона. Тогда оба они наравне раскрываются моей точке в сердце, и эта точка получает свободу – власть над ними обоими. 

Вот что нам дано сделать. В этой своей точке между добрым и злым началом, в средней трети Тифэрэт, я и нахожу свободу. Это и есть я. Из таких точек, проявляющихся на каждой ступени, я выстраиваю среднюю линию, линию человека, – пока не достигаю Бесконечности.

В мире Бесконечности мы создаем независимое состояние, в 620 раз более мощное – благодаря тому, что используем обе эти силы полностью. Таков правильный способ применения сил Творца и Фараона, которые действуют в природе. И человек способен на это.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 17.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Помыслы о свободе – ложь на лжи

Откуда взяться свободе?

Может ли человек постичь мысль Творца

Что такое СВОБОДА ВОЛИ? (клип)

Что такое СВОБОДА ВОЛИ?

"620" мостиков от меня к тебе

каббалист Михаэль ЛайтманВся свобода выбора, которой обладает каждый из нас – кусочек многомерного "лего" творения, в том, чтобы раскрыть свою тотальную связь со всеми остальными, насколько он только сможет вытерпеть.

Он соединяется со всеми  ними своей  верхней частью (Г"Э) и нижней частью (АХА"П), а у него самого остается лишь точка, в которой он решает осознать эту свою преданность тем, кто вверху от него и внизу.

Такое осознание своего состояния нам нужно пройти постепенно, по ступеням пробуждающегося в нас желания, на всю его глубину (авиют) и во всех видах. И каждый раз нам открывается возможность новой, более многогранной связи с высшими и с низшими.

То пустое пространство, которое каждый раз раскрывается нам в связи с высшим или низшим – это желание, которое нам нужно исправить. Само желание всегда состоит из "620" частей, и потому их исправление называется "исполнением 620 заповедей" с помощью света, возвращающего к источнику, который называется Тора.

Поэтому сказано, что человек должен каждый день исполнять "620 заповедей", благодаря изучению "Торы". То есть он учится, как использовать эти "620" желаний ради отдачи, чтобы совершенно соединиться со всеми высшими и низшими, относительно себя, частями творения.

Так мы постигаем свое состояние, в котором изначально находимся, и лишь постепенно раскрываем его для себя. А силу для этого мы получаем от окружения – то есть от тех самых "кусочков лего", с которыми мы связаны: от высших частей своей души, АХА"Пы которых соединяются с нашими Г"Э, или от нижних, к Г"Э которых мы присоединяемся своим АХА"Пом.

Творец всегда предоставляет нам возможность найти силы для продвижения в таком "многомерном" соединении. Всегда можно найти пустую область, в которой раскроется "Тора", свет и "620" желаний, которые мы сможем исправить и связаться через них друг с другом. Так устроена вся эта система.

Из урока по статье Рабаша, 15.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Многомерное "лего" Творения

Почему сцеплены шестеренки душ

Заложи желание и получишь свет

Следовать за большинством

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, статья "Свобода воли": "В обществе действует закон подчинения меньшинства большинству. Однако на каком основании большинство взяло на себя право подавлять свободу личности и лишать ее самого дорого в жизни – свободы? На первый взгляд, здесь нет ничего, кроме принуждения силой?"

Мы видим это повсюду. С давних времен и до сегодняшнего дня любое социальное устройство вокруг человека представляет собой, по сути, систему угнетения. Я, может, и хотел бы не слушаться, но не могу. Общество устанавливает законы и объясняет мне, как я должен себя вести. "Если выйдешь за рамки дозволенного, будешь приговорен к наказанию, – говорят мне. – Причем наказание будет таким, чтобы ты почувствовал, как нехорошо нарушать наши законы". Таким образом, общество просто-напросто делает со мной что хочет.

Правильно ли это, с точки зрения природы, в ракурсе духовного развития? Ведь окружающие ограничивают меня и делают из меня всё, что им угодно.

Я уже не говорю о том, что родился не по собственному желанию и не выбирал родителей, среду и воспитание. Я всё получал от окружения – скажем, до 20-летнего возраста. Меня отправляли в школу и в различные секции, вразумляли различными способами, воспитывали, прививали те или иные навыки, показывали определенные фильмы, подставляли под воздействие СМИ.

Да и потом мне некуда от них деться. Короче говоря, вокруг всё крепко схвачено, я ничего не делаю самостоятельно. Я всегда руководствуюсь чужими вкусами и ценностями. Следовательно, я совершенно несвободен.

И к тому же, мне ставят четкие границы: "Не хочешь одну газету – купи другую. Не хочешь футбол – переключись на боевик. Досюда можно, но не далее. Если ты не такой, как мы, – пострадаешь от санкций". И так во всех обществах на протяжении всей истории человечества. Правильно ли это? Можно ли назвать это свободой личности?

Такие вопросы обычно прикрываются доводами о благополучии общества и заботе об общем благе. "Как ты можешь пойти против всех? Их много, а ты один. Так кто важнее? Разумеется, масса таких же, как ты, людей. Их интересы на первом месте". 

Но для человека всё это – не доказательства.

А теперь поднимемся выше: если Творец добр и творит добро, если Он совершенен – обязывает ли это меня подчиняться обществу? Ведь что оно собой представляет – особенно если рассуждать в нынешних глобальных масштабах? Что за воспитание? Что за культура? Что за ценности? Неужели я обязан находиться среди этих людей, питаться от них и склоняться перед ними? Неужели так действует общий закон? Совсем непонятно…

Почему же Бааль Сулам пишет о законе следования за большинством? Почему я обязан всё делать другим во благо? Кто представляет это большинство? Кто говорит от его имени? Если тысячи людей кричат на улицах – это большинство или управляемые массы?

Но главное – даже не то в этом. Неужели высшее управление, добрый и творящий добро Творец посредством этих масс хочет привести меня к совершенству, поднять в духовный мир? Каким образом, включаясь в большинство, я выхожу в духовное?

Ответ смотри в посте: "Следовать за личностью".

Из урока по статье "Свобода воли", 11.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за личностью

Духовная свобода личности

Следовать за большинством или за одним?

Следовать за личностью

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, статья "Свобода воли": "Поскольку природа обязала нас жить в обществе, само собой разумеется, что каждый обязан заботиться о нем и его процветании.

Это возможно, только если мы установим порядок следования за большинством. А во всех тех случаях, когда не затрагиваются интересы материальной жизни общества, нет никакого права и оправдания у большинства отнимать и ущемлять в чем-либо свободу личности".

Наша жизнь делится на две части: материальную и духовную. В материальной жизни действует закон следования за большинством. Иными словами, в плоскости этого мира я обязан соблюдать все законы, которые ввело общество.

Оно определяет нормы моего поведения дома и на работе, устанавливает, какой должна быть система здравоохранения, банковская система, продовольственное обеспечение и т.д. Здесь нельзя курить, здесь нельзя сидеть, здесь нельзя шуметь, здесь нельзя ездить – и все эти законы ты обязан соблюдать.

Для каббалиста это значит, что тем самым он выполняет закон природы – закон следования за большинством – в материальной жизни. Неслучайно Рабаш был против любых "закулисных схем".

Ну а в духовной жизни – наоборот: никто не может повелевать моей душой, включая членов семьи. Они могут требовать от меня заботы, и я обязан давать им всё то, что принято в обществе. Однако никто в мире не может указывать мне, как поступать со своей душой. Это решаю только я сам.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Духовная свобода личности

Закон "следовать за большинством"

Духовная свобода личности

каббалист Михаэль ЛайтманСуществует закон: следовать за большинством на материальном уровне и следовать за личностью на уровне духовном. Допустим, я вступаю в группу.

Представляет ли она для меня большинство? Обязан ли я слушать товарищей? Я вижу перед собой триста мужчин – это уже сила.

Если они предъявляют мне требования на материальном уровне – это одно, но что если они диктуют мне условия на духовном уровне? Понимают ли они больше меня? Умнее ли они все вместе? И как мне вести себя с ними?

Вправе ли я оказывать на группу воздействие? Ведь если считать ее большинством, я должен склонить голову и принять мнение товарищей.

А с другой стороны, речь идет о духовной жизни, а значит, нужно следовать не за большинством, а за личностью. И эта личность – я?

Непростые вопросы. И касаются они любой группы.

В материальном смысле, с большинством всё более-менее ясно. Хотя и здесь есть множество фракций и течений, партии, правительства, мафия… У мира нет единого мнения.

Однако на самом деле для нас это просто. Я устанавливаю себе границу между материальной и духовной жизнью – и тогда материальное существование сводится для меня к насущно необходимым вещам.

Я довольствуюсь ими, обеспечивая себе нормальную жизнь: дом, работа, семья, магазины, банк, национальное страхование, больничная касса, отпуск, пенсия… Здесь я, по сути, слушаюсь большинства, поступаю как принято – на уровне нормальной необходимости. И на этом мои обязанности по отношению к обществу заканчиваются. В нашем мире я устроен.

Тем самым я проявляю понятие "следования за большинством" – речь идет о выполнении обязательных общепринятых условий.

А помимо этого, всё мое внимание, все силы обращены на духовное развитие. В духовной жизни я работаю с группой, перед которой, как пишет Рабаш, человек обязан склонить себя полностью. Иными словами, я склоняюсь перед духовным обществом, как перед большинством.

Где же тогда моя свобода? Ведь в духовной жизни я должен следовать собственному мнению. 

В действительности, именно так я и поступаю: я сам определяю для себя меру моего включения в группу. Этого у меня никто не отбирает. Вот что означает закон следования за личностью: каждый из нас – личность, и он принимает свободное решение быть частью группы. В этом над ним не довлеют никакие законы, и никто не оказывает на него нажим.

По тому же принципу мы распространяем науку каббала: кто хочет – пожалуйста, кто не хочет – свободен.

Итак, твоя свобода состоит в том, что ты без всякого нажима склоняешь себя перед окружением. В материальном мире окружение принуждает тебя к этому, а в духовном тебя никто ни к чему не обязывает, в том числе и Творец. Ты сам должен созреть и прийти к решению.

Из урока по статье "Свобода воли", 11.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Следовать за личностью

Как распорядиться своей свободой

Творение, плывущее в океане света

каббалист Михаэль ЛайтманВ мироздании есть лишь две силы: сила отдачиТворец и сила получения – творение. И начинают они с такого состояния друг против друга, когда сила Творца – бесконечна, как океан света, пребывающий в вечном покое. А сила творения начинается с маленькой точки в этом свете Бесконечности.

Цель Творца – вырастить эту точку так, чтобы она стала такой же большой, как свет, и во всем равной Ему, и по величине, и по качеству. Это будет означать, что добрый и щедрый Творец исполнил свое доброе и благое действие – действие отдачи.

Поэтому Творец дает творению все те свойства, которые есть в желании получить наслаждение, в противоположность тому, что есть в Творце, в желании отдачи – чтобы творение само решило и свободно выбрало состояние Творца, отдачу, как самое высокое и желанное свойство, по сравнению со всем, что есть в творении. И даже если ему дадут возможность получить бесконечное наполнение ради себя – оно предпочтет остаться пустым, только бы оказаться ближе к свойству отдачи.

На этом пути творению нужно пройти огромное множество выяснений, но все их можно разделить на две части: количественное понимание и качественное. И вся работа творения – в осознании своего зла. Оно должно понять, как плохо его эгоистическое свойство получения по сравнению со свойством Творца отдавать.

И плохо оно не потому, что доставляет страдание творению – тогда бы оно выбрало отдачу эгоистически. Но эти выяснения добра и зла не должны зависеть от желаний самого творения, то есть нельзя выбирать то, от чего бы сам мог естественным образом насладиться.

Нужно сделать свой выбор из такой точки, которая независима от твоих собственных желаний, и предпочесть отдачу ради самого этого свойства, как самого возвышенного. А вовсе не потому, что рассчитываешь получить от нее какое-то наполнение и выгоду.

Поэтому, на этом пути творение всегда начинает с того, что спрашивает: "Кто такой Творец, чтобы я слушался Его голоса?!" и "Что я получу за всю эту работу?" То есть оно раскрывает все свое желание, весь сосуд (кли) - и его величину, и качество, познавая самого себя, и требуя себе естественного наполнения, согласно своим эгоистическим свойствам. 

Потом оно работает, анализируя свои желания изнутри, и понимает, что совершенно ограниченно и стремится лишь к собственному наслаждению, а потому - лживо. Ведь при таких условиях, оно не может объективно оценить правду.

И когда оно пытается прийти к истине, чтобы не зависеть от своих желаний, как бы повиснуть между небом и землей, то видит себя "наполовину грешником"/"наполовину праведником" – словно на весах правосудия. Отсюда творение уже начинает работать над своим свободным выбором.

Из урока на тему "Что такое молитва", 10.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Может ли человек постичь мысль Творца

Тот, чье сердце разбито

Удивительный путь в неизвестность

Может ли человек постичь мысль Творца

каббалист Михаэль ЛайтманНачиная выяснять, в чем свобода выбора, творение видит, что если свойство отдачи находится в нем выше свойства получения, то оно приводит его к истине и к свободе! Тогда оно выбирает отдачу, ведь понимает, что только она дает совершенство и независимость от своих желаний, то есть абсолютную правду, которая выше и Творца, и творения.

Такого высокого состояния достигает человек. Ведь Творец тоже находится лишь в своем определенном свойстве Творца, а творение – в своем свойстве творения. Но человеку нужно сделать выбор, который не зависит от обоих этих свойств.

Получается, что сила Творца и сила Творения стоят друг против друга, а человек совершает особое действие, которое называется "молитвой". Он делает выбор, который лежит выше двух этих сил. И тогда рождается его новое желание/кли, в котором свойство получения и свойство отдачи, свойство Творца и свойство творения, соединяются вместе и поверх самих этих свойств.

Так человек достигает особого результата – он раскрывает Кетер Творца. Это уже не действия Творца, которыми он сам создан – а Его мысли, замысел, который предшествует творению.

Это следствие из средней линии, которая поднимается выше первых двух: правой и левой, свойств Творца и свойств творения, которые доходят до него в действии. Но в средней линии он поднимается выше начала Творения.

Здесь скрывается особая возможность, данная творению – подняться выше всех существующих сил и свойств. Ведь все силы, свойства, желания, информационные гены – все, что есть в мироздании и раскрывается нам: материал получения, сила отдачи - это только средства для того, чтобы привести творение к более высоким понятиям, предшествующим акту Творения.

Поэтому в каждом состоянии, где творению нужно сделать правильный выбор, оно ощущает свое полное бессилие – относительно этой точки, которая предшествует всему его рождению. Ему нужно выяснить сосуды и света, желание насладиться, находящееся в его распоряжении, и желание отдачи – а выбор лежит выше них. 

Молитва рождается тогда, когда творение понимает, что в состоянии, к которому оно пришло в конце всех своих выяснений, у него нет, и не может быть никакой возможности подняться выше этого равнозначного выбора и принять решение. Здесь может решить только Творец!

Нам кажется, будто Творец нужен нам только для того, чтобы победить своей силой отдачи силу эгоизма, повергнуть Фараона. Но тут заключен более высокий смысл, чем простое противоборство, когда человек находится между двух сил: Творца и Фараона. Вся суть не в том, чтобы выяснить, кто сильнее и победит – а  соединить эти две силы вместе, в средней линии, и подняться над ними.

Из урока на тему "Что такое молитва", 10.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Творение, плывущее в океане света

Поднимаясь в самый корень корня творения

Желающий заглянуть в лицо Творца

Лазерный прожектор души

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я не могу стремиться к отдаче, потому что совершенно не представляю, что это такое. Что такое отдача?

Ответ: Любое духовное свойство: отдача, любовь – раскрывается из противоположного ему состояния. Потому что мы не знаем, что это такое. Ведь если бы я знал, что такое отдача – я бы уже обладал этим свойством.

Но у меня его нет… Так как же мне возможно его раскрыть? Только такими механическими действиями: я воздействую на группу, а группа на меня. И все эти действия совершенно не связаны с духовным, потому мы и ощущаем себя, находящимися сейчас в этом мире.

Это воображаемая мною реальность, в которой есть какие-то желания и даже физические тела, то есть не желания, а нечто не проявляющее собственной воли. Ведь в духовном мире действуют желания, стремления, силы: любовь, ненависть, страсть – проявления волеизъявления творения. А без этого проявления воли – нет духовного мира, он не существует.

Это словно какая-то лазерная картина – я включил лазер, и она появляется в воздухе. А не включу – ее не будет. Так же и духовный мир в нашем восприятии.

Но материальный мир существует даже без моего волеизъявления. И в этой реальности я прохожу жизненные кругообороты, и она меня изменяет, практически подневольно, не требуя моего участия. Поэтому эта реальность видится мне такой "материальной", ведь все изменения в ней происходят без моего осознанного участия, без моего стремления к отдаче. А просто разворачиваются естественным путем под управлением высшей силы, толкающей все к развитию.

Но когда я в этом материальном мире достигаю такого состояния, когда уже сам хочу принять участие в своем развитии – во мне это просыпается в виде вопроса о смысле жизни. И с этого момента я начинаю искать.

Но все это для того, чтобы я начал сам приводить в действие эту реальность. В тот миг, когда я буду к этому готов, мне раскроется та часть, которую я задействовал. Она и является моей первой духовной ступенью. 

Поэтому все наши действия должны начинаться с материального – с того, что я заставляю себя воздействовать на окружение, а окружение – на меня, во всевозможных формах, используя все имеющиеся в моем распоряжении силы и возможности. Как написано: "Сделай все, что только в твоих силах!" – лови любую возможность, неважно какую.

Ведь если ты выполняешь все эти действия в материальной форме, то есть без правильного сознательного участия – ты все же пробуждаешь эту реальность. Так она устроена.

Из урока на тему "Что такое молитва", 09.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тишина натянутой струны

Склони голову – и бери сколько хочешь

Тут без света не разберешься

Уникальный копирайт

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Мецукей Даргот, урок 3

Мы видим, что разговоры о воспитании, ведущиеся во всем мире, оставляют нас беспомощными. Фактически, никто не знает, чтó с этим делать.

Все поднимают руки. А потому мы должны укрепляться и акцентировать эту тему, подчеркивая ее важность в наших глазах, показывая, что у нас есть позиция и понимание, что у нас есть методика, проистекающая из самой Природы.

С одной стороны, мы можем доказать, что все наши принципы исходят от Природы, а с другой стороны, мы демонстративно отстраиваемся на этом фундаменте, желая, чтобы каждый пришел к определенному подобию и чтобы всё общество в целом стало собирательным образом Человека, подобного Творцу.

Если мы будем открыто, серьезно и смело демонстрировать это всем – перед этим никто не устоит. Ведь здесь кроется наш единственный свободный выбор, и потому человечество так запутано и растеряно в этой области. Творец оставил ее нам. Всё остальное мы можем как-то наладить – за исключением того, как дать человеку свет в жизни, чтобы он наилучшим образом нашел в ней свое место. А для этого в наши дни надо знать уже всю систему и понимать, чего требует от нас Высшая сила.

Мы рассчитываем, что методика воспитания откроет нам дорогу на различные каналы СМИ и интернет-порталы, что мы достучимся до правительств, до ООН, до ЮНЕСКО.

И процесс уже пошел, поскольку этот "копирайт" никто не может у нас своровать, даже если будет повторять слово в слово. Ведь у него нет методики, посредством которой он смог бы реализовать воспитание детей и взрослых, методики, которая годится для всех людей в мире. Каждый может воспользоваться ею, потому что на деле воспитание человека идет от высшего света прямо к его душе.

И потому мы присоединились к Международному году молодежи, объявленному ООН. Будем надеяться, что это продвинет вперед нас самих и что благодаря нашим группам и наставникам мы распространим методику исправления по всему миру. Каббалистическую методику, безусловно, можно называть методикой воспитания, методикой формирования Человека.

Из 3-го урока конгресса в Мецукей Даргот, 25.02.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Много методик, мало прока

Воспитание Человека

Мы стараемся, свет действует

Душа научит человека

каббалист Михаэль ЛайтманВ материальном мире наши представления о красоте все время меняются, и мы вынуждены следовать за мнением большинства.

Ведь мы живем в человеческом обществе и желаем того или нет, почитаем его ценности – так устроена наша природа. Каждый в итоге будет уважать то, что почитаемо большинством в его окружении.

Мы даже не осознаем, насколько безосновательны все эти ценности. Уже столько раз менялась мода – в воспитании, культуре, промышленности, творчестве, даже в пище. И мы видим, что она приходит и уходит, не имея под собой никакой истинной ценности. Все, что выходит за рамки нашего животного необходимого существования, требуемого телу: простого жилища, семьи, пропитания –  все остальное ценится нами только потому, что это ценит общество.

Но духовное отличается тем, что никто не тянет нас в него за собой. Нам нужно самим построить для себя общество и самим его пробуждать, чтобы оно влекло нас за собой и через себя – к духовному. То есть в духовном развитии нам предоставлена свобода воли, и никто не будет нас тянуть насильно!

Конечно, Творец стимулирует нас и устраивает нам в этом мире нелегкую жизнь и лишает наполнения. Но с другой стороны, жизнь не так сложна, как когда-то в прошлом, и мы не умираем с голода. Но мы ощущаем внутреннюю пустоту, которая толкает нас к развитию. И когда мы обнаруживаем эту пустоту в себе, задумываясь: для чего жить, в чем смысл и тайна жизни – и не можем на это ответить, то выясняется, что никто не может нам это сказать и объяснить, никто не тянет нас за собой.

Мы смотрим вокруг себя и не видим никаких примеров. Во всем остальном в жизни, мы получаем примеры: какую профессию получить, какой построить дом, что купить, как устроить, быть на кого-то похожим. Человеческое общество подает нам пример во всем. И только духовное остается без примеров, как будто ты находишься в пустом вакууме и каждый день, или даже каждое мгновение вновь встаешь перед вопросом, что делать – куда идти, где взять образец, духовные ценности, цель? 

Это большая проблема. Но с другой стороны, нужно понять, что это следствие данной нам свободы! Ведь человек, входя в духовное – сам строит свою душу. Никто не учит его. Есть множество советов и книг, но все это лишь общие объяснения вокруг этой темы, которые лишь немного нас поддерживают.

А в конце концов, все зависит от самого человека. И если он не строит для себя окружение, которое даст ему духовные ценности, направление, такое же основательное, как в нашем мире, показывающем нам столько примеров – то он конечно не будет знать, как продвигаться.

В этом главное отличие духовного продвижения от материального.

Из урока по статье Рабаша, 04.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как распорядиться своей свободой

Как я сам воспитал себя

Развиваться – значит меняться

Страница 60 из 76« Первая...5859606162...Последняя »