Записи в разделе 'Духовная работа'
"Сильной рукой и изливающимся гневом"

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи "Сильной рукой и изливающимся гневом" ("Шамати" №70): Кто истинно желает прийти к работе ради Творца, чтобы слиться с Ним подобием свойств, войти в чертог Творца, тот не сразу получает такую возможность. Проверяют его, быть может, есть в нем и иные желания, кроме желания слиться с Творцом.

Создают ему помехи тем, что дают посторонние мысли и подсылают к нему посторонних людей, чтобы помешать и заставить его оставить свой путь и пойти в жизни, как все. И если человек преодолевает все возникающие перед ним препятствия и прорывается через них, и невозможно остановить его и свести с пути обычными помехами, то Творец посылает ему армады нечистых сил, отталкивающих человека именно от слияния с Творцом и ни от чего другого. И это называется – сильной рукой Творец отталкивает его.

Требуется много времени для того, чтобы наконец понять, что всё ощущаемое человеком приходит от Творца и только ради того, чтобы направить его на цель. Нет ни одного действия, поступка, происшествия, которое не вело бы его к цели, то есть к слиянию с Творцом. Человек не может на это никак влиять, всё происходит согласно информационным генам (решимот). Только мощность, характер раскрытия этих решимот определяется тем, как мы отработали предыдущие решимот. 

Но все идет согласно программе, по которой человек должен раскрыть сильное желание к слиянию – подобающее духовному желанию, то есть постоянное, в полную силу и направленное лишь к единственной цели. В духовном не бывает ничего "чуть-чуть", а только по максимуму, и таким же непоколебимым должно быть желание человека.

Поэтому Творец проявляет свою сильную, властную руку, ставя человека перед  трудными вопросами, проблемами, всячески его запутывая, чтобы человек укрепился за счет преодоления всех этих препятствий. Он должен выяснить все свои направления и оставить лишь одно, и укрепиться так, чтобы уже было невозможно столкнуть его с пути.

Для этого Творец посылает ему все более и более трудные проблемы, как в притче о человеке, взбирающемся на гору к дворцу Царя, и встречающем все более жестоких стражников на своем пути. И все это ради того, чтобы в человеке осталось только одно сильное желание, и он просто взрывался от стремления прорваться в духовный мир, то есть достичь отдачи, отмены самого себя, выйти из своих стен.

Это подобно родам, в которых участвуют две силы: сила, выталкивающая изнутри, и сила, преграждающая выход наружу. И напряжение между этими силами усиливается до тех пор, пока не станет достаточным для того, чтобы двери раскрылись, и произошел прорыв. Тогда новорожденный выходит наружу.

Две эти силы противостоят друг другу: сила Творца и сила творения, и в итоге достигают такого давления, которое достаточно для прорыва. Как сказано: "В том же месте, в то же время, в ту же женщину – создается такая концентрация напряжения, которая приводит к реализации.

Из подготовки к уроку, 19.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Танго вдвоем с Творцом

Что значит "идти путем Творца"

Трудности – это помощь свыше

Страдания каббалиста… (клип)

Что означает "во всём надо видеть проявление Творца, кроме "уходи"?

Один большой плюс поверх мелких частных минусов

конгресс, группаВопрос: Как проверить истинность своей работы?

Ответ: Истинная работа – это когда я использую окружение, группу, всеми своими силами желая раскрыть наше сильное, взаимное соединение. Я должен обнаружить со стороны группы доброе, прямое отношение ко мне, и воспринять его как отношение ко мне Творца, который облачается в группу. А со своей стороны, я должен проявить такое же отношение к группе: прямое, теплое, доброжелательное, полную открытость к связи согласно своей ступени.

У нас нет другого места, где мы могли бы встретиться и реализовать свою связь, кроме как в группе. А группа – это значит не завязать особые отношения с каждым персонально, а относиться ко всем наравне, желая раскрыть Творца в связи между нами.

2013-02-17_rav_bs-igeret-27-1927-pg-091_lesson_pic-1  

Мы все разные, и каждый приносит в группу свои особенности, все свои претензии и проблемы, все проходимые им негативные состояния. Со всеми этими различиями, со своими минусами (-) мы приходим в группу, но работаем наоборот так, чтобы каждый превратил это в плюс (+). Все наши плюсы объединятся в один большой "плюс", и таким образом  мы строим Творца, ведь этот плюс получился поверх наших минусов.

В минусе я достигаю своей независимости и остаюсь самим собой, мое "я" (алеф--нун-йуд) не стирается. А в нашем плюсе мы достигаем "нет меня" (алеф-йуд-нун), ведь там человек хочет раствориться и исчезнуть внутри группы. Так мы проходим полное изменение: от полюса до полюса и включаем в себя обе силы. То, что мы имеем, называется знанием, но выше него есть вера, которая выше знания. То есть мы все время предпочитаем отдачу, ставя ее выше получения.

В этом и состоит работа, которую можно реализовать только в группе. Дельта между "я" и "нет меня" будет всегда определять высоту моей ступени, на которой я почувствую свой свет НАРАНХАЙ.

Из урока по письму Бааль Сулама, 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Точка "Нет-меня"

Перевести все минусы в плюс

Хорошее место на верхнем этаже

Зона высокого напряжения в центре группы

каббалист Михаэль ЛайтманМы можем найти Творца только внутри сосуда, который создаем сами. Поэтому сказано, что творения создают Творца. Что же это значит, ведь это звучит каким-то святотатством? Но то, что мы сами строим сосуд, внутри которого хотим раскрыть свойство отдачи, это и означает создание Творца.

2013-02-17_rav_bs-igeret-27-1927-pg-091_lesson_pic-2 

Мы ощущаем только форму, облаченную в материал, которая называется "приди и увидь" (бо-рэ), то есть Творца (борэ), а не что-то вне этого. Разумеется у этого облачения есть свой первородный корень, о котором мы не говорим и который не постигаем. Наше постижение возможно только до этой границы: "приди и увидь". 

Поэтому на прошедшем семинаре по теме "Нет никого кроме Него" я пытался объяснить, что это понятие постигается в центре группы. Нет другого места для его постижения и невозможно иначе доказать это себе. Только если мы все вместе, при всем своем отрицательном эгоизме, стремимся раскрыть наше положительное соединение, то создаем такое большое напряжение между этими двумя противоположными силами, имеющимися в каждом: "минусом" и "плюсом", какого возможно достичь только в группе. Тогда оно становится достаточным для высоты духовной ступени, и мы можем на нее подняться.

У Творца не было возможности, предварительно не разбив сосуд, дать этому сосуду способность сформировать чувствительность к свойству отдачи. Невозможно это сделать без ощущения внутри сосуда ненависти и желания получать.

Творец – это лишь одна сила отдачи. Творение изначально – это одна сила получения. Поэтому, для того, чтобы уподобиться Творцу, ему необходимо включать в себя обе эти силы: отдачи и получения, одна над другой. А такое состояние мы можем построить только внутри группы. Именно это я хотел дать прочувствовать на семинаре, чтобы вы поняли, что это невозможно реализовать без группы.

Пока что баланс сил складывается так, что мы остаемся в большом минусе. Мы еще не вошли внутрь границ группы. Каждый находится где-то по пути к ней, бережет себя и не хочет заходить внутрь.

И нам нужно сохранить эти свои минусы, они должны быть большими. Они будут и дальше расти, ведь минус складывается из информационных генов, решимот. Как только тебе удается какое-то соединение, тут же сами проявляются новые решимот. Но пока ты не пробудишь себя к работе, не реализуешь предыдущее решимо, не раскроется следующее.

Решимот раскрываются по цепочке, одно за другим, согласно программе. Но проблема в том, что мы не развиваем свои "плюсы", и потому остаемся пока на уровне абстрактного знания, а не практической реализации. Для того, чтобы это стало ощутимой реальностью, необходимо создать группу – общую территорию между нами, на которой мы будем строить Творца ("приди и увидь").

А Творец в нас строится из того, что внутри остается желание насладиться, которое принимает снаружи форму отдачи: то есть это получение ради отдачи. Получение – снизу, а отдача – сверху, и вместе они называются Творцом.

Для этого нужно склонить голову, убить свою гордыню. Придется приползти в группу на четвереньках, признав, что ты такое животное, у которого голова ценится даже ниже тела, ведь постоянно озабочена лишь его обслуживанием. Вот когда ты склонишь свою голову даже ниже тела, то есть осознаешь, что большего она сейчас не стоит, тогда и сможешь стать человеком.

Из урока по письму Бааль Сулама, 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Один большой плюс поверх мелких частных минусов

Что рождается в центре группы?

Творец в центре группы

Очерчивая границы между получением и отдачей

каббалист Михаэль ЛайтманКак только человек выходит с претензиями к Творцу, тут же возникает скрытие, и он уже не направлен точно на Творца, а отклоняется на другую цель. Ведь Творец – это единственная сила, добрая и творящая благо. И если ты устремлен прямо на Него, то у тебя не может быть никаких претензий. А как только ты чуть отклоняешься от правильного направления, в тебе тут же появляется недовольство и жалобы.

Вернись к правильному пути и продолжай сколько сможешь, пока снова не собьешься с пути и начнешь жаловаться. Так за счет недовольства и его преодоления всякий раз, ты продвигаешься к Творцу, словно корабль, идущий галсами. Ведь ты не можешь направиться прямо на Творца, в тебе нет свойства отдачи, нет качеств доброго и творящего благо. Ты должен построить этот образ поверх своего свойства получения, из противоположности. Ты создаешь отпечаток этих свойств, а не сами свойства. 

Известно, что изваять статую, можно либо исходя из недостатка, либо из избытка. Можно взять большую глыбу и отколоть от нее все лишнее так, чтобы осталась нужная форма. А можно взять гипс и из него вылепить скульптуру. Но в любом случае, главное – это граница, внешняя форма. Эту внешнюю форму мы строим поверх желания получить, каждый раз выясняя, где проходит его граница с желанием отдачи.

Поэтому наша работа всегда состоит именно в том, чтобы уподобиться, и по этой причине человек зовется "Адам", то есть "подобный" (домэ) Творцу. Работа в том, чтобы оправдать Творца. Я не могу настроить себя на то, чтобы самому стать добрым и творящим благо, кроме которого никого нет. Но оправдывая Его, я уравниваю свою форму с Ним, отношу себя к Его форме.

Из урока по письму Бааль Сулама, 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Добро – это константа, не подлежащая изменению

Скрипка, настроенная по камертону Творца

Отпечаток света

Слейся с Ним по свойствам

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам. "Статья в завершение Книги Зоар": Как можно слиться с Творцом? Разве Он не "огонь пожирающий"? И ответили мудрецы: слейся с Ним по свойствам. Как Он милосерден, так и ты милосерден.

Если мы изменяем в себе некоторые свойства, обращая их с эгоизма на альтруизм, каким образом это позволяет нам понять, кто такой Творец? И более того, каким образом помогает уподобиться Ему? Как обрести это подобие? Как слиться с Ним? Ведь притронуться к Нему невозможно. Каким же образом некие внутренние "манипуляции" придают нам подобие с Тем, кого вообще не увидишь и не разглядишь? Как понять принцип "из действий Твоих познаем Тебя"? Как внутренние перемены ведут меня к Нему? Как можно полюбить ближнего, если это не свойственно моей природе?

Вот почему меня не обязывают к любви непосредственно. Однако я могу исправить 611 своих желаний, и тогда 612-м исправлением станет обретение свойства хасадим (милосердия) в полном объеме, а 613-м – получение ради отдачи. Так или иначе, обязать к любви невозможно, но предварительные исправления позволяют достичь ее. 

Так же достигается и подобие с Творцом. Мы производим и выстраиваем в себе все необходимые действия, но важны не они сами, а анализ, осуществляемый в каждой детали. Накапливаясь и сопрягаясь, эти выяснения и становятся духовными сосудами.

Таким образом, в нашей работе нет пробелов, мы не можем одним скачком перенестись к окончательному исправлению. По сути, мы уже там, однако у нас нет инструментов, сосудов, чтобы ощутить это. И потому мы должны собирать их на пути, чтобы в итоге прийти к этому раскрытию.

Вопрос: Что сегодня значит для нас "слиться с Творцом"?

Ответ: Во всевозможных деталях восприятия я делаю из себя, выстраиваю в себе Его подобие. Речь идет не о внешних признаках, а о внутренней сути. Творец – это дух отдачи, рождающийся, веющий, наполняющий меня. Это отношение, которое я способен создать, отдавая или получая ради отдачи. Это эманация, которую я изливаю из себя наружу…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 19.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Предоставь себя Творцу

В слиянии исчезают слова

Из действий Твоих познаем Тебя

Израиль: шанс подняться или пропасть

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": По сравнению с теми временами, когда земля Израиля еще находилась под властью чужаков, ничего не изменилось, и нынешние нравы никак не отличаются от прежних – ни в законах, ни в экономике, ни в духовном развитии.

Давайте поговорим о государстве Израиль и о том, к чему оно пришло. Наш народ возвратился сюда после двухтысячелетнего изгнания. Однако, по сути своей, мы так и не вернулись из стран рассеяния. Мы пытаемся устроить здесь Америку, Европу, мы привозим сюда чужую культуру, привносим чужие нравы, насаждаем чужие законы… А хуже всего то, что мы культивируем разобщенность.

В результате здесь собрались "продукты изгнания", насмехающиеся друг над другом, ненавидящие и презирающие друг друга. Мы видим, как вскипела эта клоака в период выборов: даже лидеры крупных секторов населения позволяют себе беззастенчивые выпады в сторону "других", не понимая, что подобные нападки унижают самих обидчиков.

Это противоречит самой основе народа. Даже за рубежом далеко не везде можно столкнуться с подобными нравами. Мало того, что местные элиты настраивают огромные части населения друг против друга, чуть ли не стравливают их между собой, – многие к тому же гордятся своей враждебностью. 

Эгоизм полностью затмил нашу исконную культуру, дискредитировал принцип любви к ближнему, как к себе, лежащий в фундаменте нашего народа. Сегодня мы потеряли всякую связь с корнями. Мы уже не тот народ Исраэля, которым были когда-то, а нечто совершенно иное. Собственно говоря, мы ли это? Если люди так отзываются о своих собратьях, разве могут они относиться к Исраэлю?

Первый закон наших взаимоотношений гласит: "Не делай другому того, что ненавистно тебе". Второй закон: "Возлюби ближнего, как себя". Удосуживается кто-нибудь сегодня хотя бы посмотреть в ту сторону?

В итоге на этой земле нет ни настоящей страны, ни настоящего народа, а есть то, что называется "собранием изгнаний" (кибуц галуйот). Сгрудились в одном месте несчастные люди, которым некуда деться. После всех исторических перипетий, после политических игр, силовых акций и обманов они оказались здесь – и теперь их просто используют в своих интересах те или иные группы.

Сложилась неприглядная, извращенная ситуация. Наше существование здесь ничем не напоминает даже того, что рассчитывали увидеть народы после знаменитой резолюции ООН 1947 года. Если рассматривать взаимоотношения между нами, никогда и нигде за всё время изгнания они не были столь скверными, как сегодня. Так зачем всё это? Какая нам от этого польза?

Мы словно взяли обратный курс, выбрали "тренд", противоположный тому, в котором нуждаемся. Наша Декларация независимости провозглашает еврейское государство, ценности народа Израиля, живущего в земле Израиля. Однако ни того, ни другого нет и в помине. Мы – горстка людей, стиснутая на узкой полоске земли и ведущая нескончаемую борьбу за существование, за физическое выживание. И для этого мы здесь? Стоит ли оно того?

Настало время дать себе отчет в происходящем и разобраться, есть ли смысл продолжать этот "проект" в его нынешнем виде. Ведь текущий его формат не сулит выгоды никому из нас. Если мы хотим, чтобы наши дети унаследовали культуру народа, прониклись его духом, – лучше сделать это за рубежом. Здесь люди удостаивают друг друга иного отношения, здесь между ними ведется постоянная борьба, здесь царит напряжение и недоверие, здесь нередко мы сталкиваемся с полнейшим невниманием и ненавистью. Заграницей, по крайней мере, мы "держим дистанцию", стараемся не задевать друг друга, а здесь взаимное трение – норма. И всё это вдобавок переносится на "воспитание" детей.

Неслучайно сказано, что, восходя, народ Израиля достигает высот, а опускаясь, скатывается в пропасть. Это действительно так. Ничто здесь не напоминает подлинную картину жизни сплоченного народа Исраэля на своей земле. Наши предки, увидев происходящее, не разглядели бы в нас ничего настоящего.

Государство Израиль пошло по стопам Советской России, которая не подготовила людей к коммунистическому строю, и Евросоюза, который хотел создать "объединенный рынок", но, за отсутствием подготовки, получил "объединенный базар". Вот и мы, еврейский народ, оказались совершенно не готовы к возвращению на свою землю. Мы не ввели в своей среде интегральное образование, не позаботились о том, чтобы научить людей объединению. И этой "кривой стежкой" мы зашли намного дальше остальных.

Людей, прибывавших в Израиль со всех концов света, учили не объединяться, а насмехаться над другими. Когда я приехал сюда в 1974 году, меня поразили развлекательные программы по телевидению. Почти все они строились на том, как выходцы из разных стран высмеивают друг друга. Я не мог понять, почему это доставляет людям такое удовольствие. В России тех времен между людьми не было подобной ненависти, а здесь передо мной развернулась картина детских дворовых разборок с их бахвальством и взаимными унижениями.

Одно дело – добрая шутка, и другое дело, когда такой подход становится нормой на долгие годы, пока не сменяются поколения. Да и это не решает проблему – просто ненависть принимает теперь другие формы и поднимается на новые "высоты", выплескиваясь из уст тех, кто наделен властью. Мы безмерно далеки от своих истоков, и как бы ни хотелось нам похвалиться достигнутыми "успехами" – чудесной страной и замечательным народом, действительность опровергает эти мечты.

Прогнила сама основа народа, и мы утратили всякую связь с тем "Исраэлем", которым были когда-то, пускай даже в изгнании. К примеру, раньше любая еврейская община принимала собратьев, откуда бы они ни приезжали. Но сегодня, к сожалению, всё не так. Страну никак нельзя назвать "плавильным котлом", из которого выходит единый народ. Напротив, разобщение, расслоение только усиливается и перекидывается на идеологическую сферу. Если раньше мы разнились по "внешним признакам", то теперь границы проходят глубже, разделяя нас по убеждениям, по религиозным секторам, по образу жизни… Мало того, к этой розни приучают детей. Так что, вместо "котла" мы получили "сепаратор".

Всё это проистекает из первоначального разрушительного подхода, заложенного в основе государства. В свое время его лидеры не пожелали прислушаться к Бааль Суламу, не провели в народе подготовительную работу – и вот результат. Дело дошло до того, что религиозная часть населения, вместо того чтобы демонстрировать единство, находит всё новые причины для взаимной изоляции и преуспевает в разобщении чуть ли не больше, чем светский сектор. То, что должно было послужить базой для объединения, стало "центрифугой", разбрасывающей всех в разные стороны…

В прежние времена дела обстояли иначе, но, к несчастью, мы настолько оторвались от корней, что совершенно не понимаем собственную историю, не видим за внешними описаниями суть всего того, что пережил наш народ в древние времена. Тогда все проблемы вращались вокруг главного, исконного стремления объединиться. Со времен Авраама и до разрушения Второго храма среди нас возникало множество конфликтов, и все они были частью постоянного поиска, постоянных попыток сплотиться над тем, что нас разделяло.

Это было вечное преодоление, война против силы раскола, и именно о ней рассказывают первоисточники. Вся наша история в те времена была борьбой за связь с Творцом. Люди прилагали гигантские усилия, стараясь возобладать над эгоистическим желанием, которое то и дело вспыхивало в каждом по отдельности и во всех вместе. Вспыхивало так, что сегодня мы просто не можем себе этого представить. В тяжелейших условиях, раздираемые жесточайшими порывами к раздору, люди вопреки всему старались держаться вместе.

Это был трудный и в то же время прекрасный путь. Спокойствия мы никогда не знали, да и нельзя успокаиваться. Сказано, что человек сам должен пробуждать зарю, не дожидаясь, пока она пробудит его. Пробуждать, чтобы быстрее выявлять решимот и приступать к исправлениям. Всё тогда было устремлено в верном направлении, все знали, что должны объединяться. Вражда саддукеев и фарисеев, борьба с Грецией и Римом – на самом деле это были внутренние, идеологические войны в народе не за материальное, а за духовное наследие, ради единства, как можно более крепкого. Все тогда находились на духовных ступенях скверны и чистоты, все стояли перед внутренним выбором, а не перед нынешним "выбором" из числа нескольких политических партий, результаты деятельности которых безнадежно предсказуемы…

И самой трудной, самой низкой вехой на этом пути стало преддверие краха Второго храма, когда любовь обернулась ненавистью. Рабби Акива кричал тогда о любви к ближнему, но даже его ученики больше не могли удерживаться на этой ступени. Тогда-то и началось последнее изгнание.

Нам сегодня не понять перипетий и вызовов той эпохи, мы видим лишь внешнюю канву и можем истолковывать ее как угодно. На самом же деле народ Исраэля шел особым путем развития, поднимаясь над эгоистическим желанием, над собой, в неустанной тяге к единству. И нет ничего удивительного в том, что именно единства нам недостает сегодня, когда весь мир столкнулся с глобальным кризисом, охватывающим все сферы жизни людей. Ведь именно в нас, на уровне генной памяти, заложен отголосок былого сплочения, и именно у нас имеется четкая методика объединения, которую мы пока что отказываемся применять.

Методика эта позволяет сблизиться, понять, в чем состоит свобода воли, разобраться в том, как окружение воздействует на человека, и планомерно выстроить оптимальные условия для счастливой жизни – не только в отдельно взятом народе, а во всем человечестве.

Но мы глухи к позывным истории. Сколько же мы еще сможем прожить здесь, пока свыше нас не выгонят отсюда? Как говорит Бааль Сулам, такая угроза существует. Или в конце концов мы все-таки осознаем происходящее и начнем меняться? Одна из двух этих альтернатив – таков наш выбор сегодня. Ведь по сути, вернувшись на свою землю, мы всего лишь получили шанс, окно возможностей, и открылось оно не навечно, а на короткое время.

Угрозы, с которыми сталкивается наша страна, постоянно растут. Нынешний хаос на Ближнем востоке, в долгосрочной перспективе, не сулит нам ничего хорошего. Неслучайно в мировых СМИ появилась утечка о докладе американских спецслужб, согласно которому, через десять лет Израиль прекратит свое существование. Видимо, такие у Америки планы. Вообще, американцы строят планы касательно всего мира – только не знают, какие планы есть на их собственный счет.

Но так или иначе, уже создается ощущение, что весь "израильский проект" носит временный характер. Да, у нас есть материальный шанс и шанс на духовном уровне: ведь если мы не реализуем себя на пути ускорения, то пойдем тяжелым путем, на котором всё вершится в свой срок. Сама по себе возможность, которая нам сегодня предоставлена, еще не обещает позитива – она обращена в обе стороны. Мы представляем ее себе, как возможность достичь лучшего либо остаться с тем, что есть. Но нет, она двунаправлена: если мы не реализуем себя в позитивном направлении, то автоматически откатимся к негативному сценарию. И если мы не умеем правильно действовать в такой ситуации, то лучше бы нам и не получать свой шанс вовсе.

Первоисточники рассказывают о мудрецах, которые семьдесят лет обсуждали вопрос о том, что лучше для человека: рождаться или не рождаться на свет? И в итоге постановили: лучше не рождаться, поскольку страдания велики, но если уж родился – делай что нужно.

Без смены текущего подхода, без подлинного возвращения к тому, что зовется "землей Исраэля", мы проиграем по-крупному. Народ еще не понимает этого, однако нет худа без добра. В итоге всё подводит нас к "осознанию зла" – т.е. к честному анализу болезни и правильному диагнозу. Дело тут не в каких-то конкретных людях. Ни на кого нельзя указать пальцем как на источник проблем. Мы все отвечаем за свое будущее. И именно это вселяет надежду – ведь вместе всегда легче взяться за то, что две тысячи лет тяжелым грузом лежало на плечах одиночек.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Регулировщики духовного трафика

Народ Исраэля: летопись подъемов и падений

Особая миссия народа Израиля

Тень, льнущая к свету

каббалист Михаэль ЛайтманНичтожность заключается не в том, что у меня нет сил что-то реализовать, а как раз в том, что я думаю, будто сам что-то сделаю. Ничтожный – это не тот, кто не может быть героем, а тот, кто считает, будто он герой. Если в человеке просыпается его эго, то всё, что оно говорит, свидетельствует о его ничтожности.

Ведь все управляется высшим светом. Но человек заблуждается, будто обладает какой-то собственной силой, чувством, разумом сам, в своем эгоизме – в этом и состоит вся его низость. Она именно в том, что он не понимает, не чувствует, не постигает, что его желание насладиться – это лишь отпечаток света. Он только тень света, и у него ничего нет кроме этой тени.

Если человек чувствует это и понимает, если борется с этой низостью, которая всякий раз пробуждается в нем, чтобы раскрыть ему разницу между ним и Творцом, то переходит к другой ничтожности, означающей не низость, а преданность. Он хочет преданно служить не своему желанию – не тени, обратному отпечатку света, который воображает себя самостоятельно существующим лишь из-за того, что отделен от источника – а самому свету. И таким путем он приходит к слиянию с источником. 

Тогда он наполняется гордостью, силой, всем, что есть у света, за счет того, что отменил свое желание насладиться перед Творцом. Он благодарит Творца за то, что тот создал это желание, посредством которого у человека есть возможность почувствовать, как он может прилепиться к Творцу.

Так выяснение собственной ничтожности помогает человеку все время приближаться к истине, к источнику. Поэтому, в том месте, где мы ощущаем приниженность, там же нам раскрывается скромность Творца и величие.

Из подготовки к уроку, 18.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единственный повод для раскаяния

Творец властвует любовью

Принизить себя – значит возвысить отдачу

Обман кино… (клип)

Когда мы смотрим кино, почти всё, что мы видим в кадре, либо снято в павильоне, либо графика. Но при этом кино вызывает в человеке настоящие переживания. Как обстоят дела с каббалистическими текстами, которые также пробуждают чувства?

Знание, не отнимающее свободу

Вкаббалист Михаэль Лайтманопрос: Сегодня люди по-прежнему возлагают надежды на то, что их правительство решит экономические проблемы…

Ответ: Правительства ничего не решат, кого бы мы ни выбирали. Ведь это не зависит от премьер-министра или президента. Кем бы он ни был, ему неоткуда взять деньги на хорошую жизнь своего народа. Мы вступили в глобальную, целостную систему, где все связаны друг с другом и зависят друг от друга. Однако многие всё еще надеются на протекционистский подход, на то, что смогут выплыть в одиночку. На самом деле этот путь только приближает их к краху.

Сегодня любая страна, пытающаяся действовать только в своих интересах, разрушает себя. Когда-то такое было возможно, когда-то одни могли властвовать над другими. Однако в наше время всё меняется, и даже Соединенные Штаты наталкиваются на сопротивление своим мировым амбициям. Сегодня рушится прежняя система власти человека над человеком, страны над страной. Она не работает потому, что внутри уже действует новый закон природы. Всё теперь взаимосвязано, и что бы я ни делал другому, мое отношение бумерангом возвращается назад, усиленное в несколько раз. 

Вопрос: И все же, пока я не увижу воочию, что являюсь частью общего целого, – я не изменюсь…

Ответ: Ты хочешь, чтобы Творец прямо сейчас раскрыл тебе всю программу творения и тем самым низвел в разряд "животного"?

Допустим, я увижу, что все мы зависим друг от друга, что если я собираюсь позавтракать, не позаботившись о завтраке для своего окружения, то получу отравление желудка и, возможно, умру. Так вот, это отнимет у меня свободу выбора, и я уподоблюсь животному, собаке, которая по запаху заранее знает, чтó можно есть, а что нет. В таком случае я уже не смогу быть человеком.

Тут нужна другая ситуация. Мы не животные, мы не можем быть взаимосвязаны на материальном уровне ощущения и знания, поскольку это не человеческая ступень.

Скажем, кто-то дает мне миллион долларов. Брать или не брать? Если я чувствую, что тем самым нанесу себе вред, то не возьму. Однако это будет логическим, эгоистичным решением, и так я не вырасту. Ведь мне надо уподобляться Творцу.

Сказано: "Все познают Меня от мала до велика". Это значит: каждый будет знать, что такое свойство чистой отдачи, – знать сердцем и действовать соответственно. Вот к чему мы идем.

Если бы польза от единства была явной, нам бы не составило труда эгоистически объединяться между собой. Но нет, объединяться надо не на основе знания, а верой выше знания, в отдаче, которая противоположна ему. Я вовсе не вижу заранее, что единство пойдет мне на пользу.

Это называется "родовыми схватками" – когда во мне действуют две противоположные силы. Только так и можно двигаться вперед, а иначе, не выполняя своего предназначения, мы оставались бы на "животной" ступени. И потому мы должны осознать, где взять силы, чтобы раскрыть сначала себе самим, а потом и другим людям это качественно иное знание о работе вопреки фактам эгоистического желания, о "движении против ветра", которое позволяет мне родиться в новом измерении.

Мы немного почувствовали это на конгрессе в пустыне Арава, когда открылась возможность прорваться наверх, подняться над телом и всем, что с ним связано, абстрагироваться от него. Это психологическая проблема, и все же можно передать людям эту весть. У всех нас есть соответствующий потенциал, который надо лишь пробудить к жизни, извлечь наружу, чтобы эта искорка всплыла наверх…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Антиглобализм и мировое правительство

Выгода – в единстве

Большое начинается с малого

Добро – это константа, не подлежащая изменению

Ккаббалист Михаэль Лайтманонечно, у нас есть множество претензий к Творцу и к своему состоянию, условий, которые мы хотели бы выставить Хозяину, ответственному за все происходящее с нами. Но это не поможет. Либо мы соглашаемся с теми условиями, в которые поставлены, либо будем вынуждены продвигаться путем страданий.

Ведь для того, чтобы ставить условия, нужно знать весь процесс, всю систему, нужно понимать, что они действительно на пользу и их возможно реализовать. А если мы не знаем системы и находимся в постоянном скрытии на всем пути продвижения снизу вверх, то нам остается лишь верить, что вся наша работа должна быть выше всякой критики и претензий.

Смотря на всё из своего эгоизма, мы не можем сделать никаких правильных выводов, потому что продвижение оценивается не относительно желания насладиться – а относительно желания отдачи. Поэтому мы никогда не сможем в своем состоянии понять, как продвигаемся. 

Сказано: "Раскройте передо Мной крохотное отверстие, с иголочное ушко", то есть приложите немного усилий, "и Я распахну перед вами все врата". Но это маленькое игольное отверстие мы обязаны раскрыть сами, а это необычайно трудно сделать. Ведь для этого нужно склонить свою голову, убить всю свою гордость, понять, что мы ничего не сможем понять и оценить в своем эгоизме, а  именно при ощущении своей ничтожности, пригнув голову, мы начинаем понимать, что происходит.

Ведь за счет того, что мы заводим свое эго в скрытие – мы начинаем узнавать Творца, который тоже находится в скрытии, становимся чем-то похожими на Него. Мать, ухаживающая за младенцем, также находится в скрытии, ведь младенец не знает, сколько она хлопочет. А ему и не требуется это знать, главное, чтобы в нем реализовался результат всех этих усилий, условия для роста.

Но если у нас есть стремление к Творцу, то нам нужно раскрыть Его действия по отношению к нам и самим повторить их. И для этого нужно принизить себя, словно мать, забывающая о себе ради младенца, или как Творец относительно творений. Мы чувствуем лишь результат заботы Творца о нас, но нам просто так не раскрываются все Его действия, ведь мы младенцы, не способные ничего понять.   

Как же пробудить нас к тому, чтобы мы захотели постичь работу Творца? Невозможно понять ее, пока сам не станешь родителем, и только тогда оценишь, что родитель сделал для нас. А для того, чтобы мы смогли вырасти, высоко подняться в духовном мире и тоже стать духовными родителями, Творец сегодня не угождает всем нашим младенческим желаниям на сто процентов. Он не подносит нам сладкую кашку, как заботливая мать, не заворачивает нас в сухие пеленки и не развлекает погремушками, чтобы из нас не вырвалось ни одного недовольного писка. Он не ублажает наше эгоистическое желание, а наоборот, пробуждает в нас всевозможные вопросы, страдания, неприятные переживания, над которыми мы вынуждены работать, чтобы раскрыть их причину. Ведь таким образом, мы сможем раскрыть Его работу.

Если я не получаю приятного ощущения, то вынужден проверять, почему? Понятно, что прежде всего во мне вспыхивает недовольство – это моя первая естественная реакция. Я возмущаюсь, почему мне плохо! Вторая мысль уже направлена к Творцу: "Почему Ты так делаешь? Ты плохой, поменяйся!" Но если неприятность не проходит, и я не могу выбраться из этой проблемы, то удары вынуждают меня стать терпеливее. Я уже не возмущаюсь просто так, а спрашиваю: "В чем смысл такой жизни?" Это приводит меня к необходимости исследовать действия Творца.

Мне говорят, что я сам виной всему происходящему. А разве я что-то делаю? Все это делает Творец! Но оказывается, все не так, как мне видится: нет никого, кроме Творца, доброго и творящего добро, а все благо, которое Он мне делает, трансформируется во мне во множество чужих, противоречащих сил. Я не вижу, чтобы все это исходило от Доброго и творящего добро. Хотя иногда действительно происходит что-то хорошее, но чаще всего – плохое.

Я же должен зафиксировать это как непреложный факт: все, что я получаю – приходит ко мне от Творца, доброго и творящего добро. А затем я должен привести себя за счет собственных изменений к такому состоянию, когда увижу и раскрою этого доброго и творящего благо, кроме которого никого нет. Если я сделаю это в данном мне сейчас состоянии, то достигну своей первой духовной ступени.

А потом мне предстоит такая же работа, но все более качественная и высокая. То есть наша работа всегда состоит в том, чтобы прежде всего увидеть себя виновником проблемы, а не Дающего, и после этого исправить себя так, чтобы проблема исчезла, а Дающий, Его действие и я сам соединились в одно целое, что называется слиянием. Это будет свидетельством того, что я уравнялся с Ним свойствами.

Из урока по письму Бааль Сулама, 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скрипка, настроенная по камертону Творца

Держи удар!

Посмотреть со стороны Творца

Чем нас "кормят"?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему каббалисты не написали книгу инструкций к жизни, чтобы каждый человек мог ею воспользоваться?

Ответ: Если бы в этой книге было написано, как зарабатывать и извлекать личную выгоду, ее бы читали. Но в этой книге говорится, что надо лишь уступать, отдавать. Кому же ее предложишь? Если бы мне было чем увлечь обычного человека, я давно бы это сделал. Все ведущие телеканалы приглашали бы меня на интервью: "У него есть рецепт всеобщего нескончаемого наслаждения!"

Однако здесь, наоборот, стоит психологический барьер: нам надо приподняться над своей природой, перейти на следующую ступень – и тогда мы получим наслаждение.

Какое же средство позволит мне поднять себя над "порогом удушения", над смертью? Люди полагают, что они попадут в мир грядущий, т.е. в духовный мир, после смерти тела. Уж не знаю, чем им мешает плоть, но так они это видят: тело ложится в землю, а душа устремляется "наверх". Как же представить себе такое состояние, когда я умертвляю свой эгоизм? Сказано: "желающий жить – да умертвит себя". Лишь после этого я заживу по-настоящему. Как это осуществить? Как объяснить это людям? 

Здесь мы предлагаем лекарство, упреждающее обострение болезни. Прежде всего, мы доносим до людей саму весть о том, что они больны, – иными словами, поступаем так же, как Творец, раскрывающий кризис в человечестве. Сегодня недуг в той или иной степени ощущают все. Каков же диагноз? Мы больны своим эгоизмом.

Однако этого мало. Должен прийти врач-специалист, который поговорит с больным так, чтобы тот услышал. Ведь если люди не прислушиваются, болезнь продолжает развиваться, пока боль не обострит их слух.

В принципе, человечество должно расслышать главное: вся проблема кроется в неправильной взаимосвязи между людьми. Именно поэтому они не знают, как уживаться в интегральном мире, как воспитывать детей, как налаживать правильные отношения. Им надо увидеть, что всё дело в эгоизме. А далее мы сможем продолжить разговор и объяснить, как надо объединяться при помощи интегрального воспитания.

Тогда люди, наконец, поймут, чтó происходит, поймут, почему их оболванивают всеми возможными средствами, почему хотят, чтобы они работали по 14 часов в день, – чтобы у них не оставалось времени задуматься о чем-то. Детей со школы намеренно подвергают такому воспитанию, телеканалы транслируют убийства и насилие – всё это нацелено на то, чтобы низводить человека до нуля, чтобы делать из него "животное", чтобы он не знал, как отыскать решение своей жизни.

Вопрос: Почему бы каббалистам не провести кампанию против эгоизма – наподобие кампаний борьбы с курением? Почему бы не написать книгу о профилактике "эгоистической лихорадки"?

Ответ: Каббалисты не пользуются в обществе тем же авторитетом, что врачи. Бааль Сулам уже пробовал предупредить людей, но никто его не услышал.

Что касается "полезных кампаний", и у них тоже имеется эгоистическая подоплека. Возможно, производители сигарет теряют прибыль, зато ее наращивает какая-то другая группа – например, продовольственные корпорации, выпускающие нездоровую пищу. Им как раз нужно, чтобы люди не курили и не умирали преждевременно от рака, а наоборот, долгие годы покупали их продукцию. А продукция эта такова, что вызывает всевозможные заболевания и заодно обогащает фармацевтические компании.

Главное же – удерживать людей в "загоне", в рамках современной жизни, не позволяющей чересчур много думать о главном.

Всё сводится к чьей-то прибыли, извлекаемой из потребительского общества. И так бы всё продолжалось до бесконечности, если бы не программа Природы. Мы оставались бы рабами, поневоле потребляя то, чем нас "кормят" супермаркеты и средства массовой информации, однако у Творца несколько иные планы. И потому мы близимся к краху текущей капиталистической тенденции.

Из урока по статье "Мир", 15.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

О каббале, Марксе и большой лжи

Волевое усилие человечества

Болезнь ясна – дело за лекарством

Как наслаждаться жизнью? (клип)

Как обустроить свою жизнь? Надо ли получать от неё удовольствие?

Вечное наслаждение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как можно представить себе вечное наслаждение?

Ответ: От Творца мы получаем желания и наполнения. Желания ощущаются как голод, страдания, а наслаждения ощущаются как постижения совершенства, в точной мере ощущения желания к нему.

В жизни мы не можем получить непрекращающегося наполнения, потому что не раскрываются в нас одновременно желания и наполнения. Но если человек правильно готовит себя к получению наполнения, в намерении отдачи, то получает от Творца желание одновременно с наполнением. Подобно тому, как вкушающий пищу, ощущает в себе не уменьшающееся чувство голода, вместе с непрекращающимся ощущением насыщения. И так во всех своих желаниях.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пустота и полнота

Наполнение от ощущения любви

Наполнение – это экран и отраженный свет

Эпоха осмысления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам пишет, что в нашу эпоху появилась возможность ускорить процесс развития и подняться к Творцу. Как разглядеть этот шанс и реализовать его?

Ответ: Мы живем в особое время, которое действительно предоставляет нам шанс. Прежде всего, потому, что раскручивающиеся внутри решимот побуждают нас раскрыть знание о Творце, о сути жизни. Ведь это и есть тот главный вопрос, который пробуждается в людях. Спустя тысячелетия развития человек по-настоящему начинает искать смысл в своей жизни, а не просто пытается прожить ее покомфортнее.

Еще каких-то пятьдесят лет назад мы полагали, что материальным благам не будет конца, и экстраполировали перспективы потребительского общества до бесконечности. "Всё возможно: мы полетим к звездам, овладеем силами природы, будем купаться в изобилии…" Таким был вектор нашего эгоизма.

Но вдруг мы словно насытились, а точнее, наше желание начало меняться. Мы не удовлетворили все свои запросы, не обеспечили каждого яхтой, дворцом, личным самолетом, личным островом, личной планетой, в конце концов. Нет, мы не удовлетворили свои желания – просто они сменились. Так же они меняются у маленького ребенка: только что он просил сладкий творожок, но пока ты бегал в магазин, ему уже захотелось колбасы. 

Сегодня в мире есть множество голодных, больных, бедствующих людей, однако желание меняется, и, наряду с лишениями, им становится понятно: даже если они получат всё недостающее, это их не удовлетворит. Одно дело – насыщение, наполнение, и другое дело – удовлетворение. Так же в примере Бааль Сулама гость говорит хозяину: "Даже если ты дашь мне весь мир в подарок, мне будет мало, поскольку это не моя заслуга". Наполнение придет, удовлетворение – нет.

Мы говорим о двух очень деликатных моментах, вследствие которых на последнем этапе развития, несмотря на неудовлетворенность и необеспеченность, человек пускается на поиски смысла в своей жизни. Появляется новое желание, и именно от него человек ожидает удовлетворения, даже если прошлым надеждам не суждено сбыться. Пускай у него останутся лишь простейшие блага – он ищет удовлетворения в том, что важно ему сейчас.

Так после денег, после власти, после технологического расцвета, после информационной эры мы взошли на новую ступень – ступень смысла. Люди отчаиваются, кончают жизнь самоубийством, поскольку не находят смысла в своем существовании. Таков первый признак эпохи избавления.

А второй ее признак – пробуждение всего мира, а не только тех, кто ищет смысл. Мир погружается в кризис, который, по сути своей, является психологическим, внутренним. Человек больше не способен управлять обществом и своей личной жизнью. Всё разрушается, выходит из-под контроля, потому что наш эгоизм завершил развитие, закончил работу, замечательно выполнив свою задачу.

Скоро обнаружатся новые, очень неприятные болезни, вызванные тем, что мы эгоистически переусердствовали в использовании вредных веществ, добавляя их в пищу и в другие потребительские товары. Вообще, раскроются все отрицательные явления, свойственные применению эгоизма во вред человеку. Мы боимся атомной бомбы, столкновения с астероидом, а между тем, один вирус способен покончить со всем миром.

В итоге, и мир, нуждающийся в исправлении, и мы сами, стремящиеся к тому же, и средства, которые проявляются, – всё изнутри и снаружи показывает, что эпоха предоставила нам шанс для подъема.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда бензин на нуле

Эпоха осознанных действий

Когда всё исчерпано

Страница 1 078 из 1 655« Первая...1 0761 0771 0781 0791 080...Последняя »