Записи в разделе 'Язык каббалы'
Язык раскрытия Творца

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Наука каббала и ее суть": Имена названия и гематрия полностью относятся к науке каббала. А в других языках постижения они фигурируют потому, что все языки также включены в науку каббала. Все эти обозначения являются особыми частными определениями, к помощи которых обязаны прибегать остальные языки.

Язык каббалы – основной язык раскрытия Творца. В принципе, для этого и предназначены все четыре языка постижения. Однако остальные три языка (Танах, Алаха и Агада) являются "сопроводительными" – они включены в язык каббалы, но существуют сами по себе, чтобы добавлять те или иные штрихи своим изложением.

Таким образом, есть один язык для раскрытия Творца, содержащий четыре грани, из которых важнейшая – это язык каббалы. Он включает все, он выше всех, он включен во все. Все обозначения, все формы изложения, всё, что мы читаем в книгах каббалистов, написано языком, который они создали для объяснения раскрытия Творца человеку. И только для этого всё предназначено.

А потому, как пишет Бааль Сулам в "Предисловии к ТЭС", кто открывает одну из книг, написанных каббалистами разных поколений, т.е. людьми, обладающими духовным постижением, и использует ее не для этой цели, тот вызывает на себя пагубные последствия. Вместо того чтобы воспевать близящийся рассвет, подобно петуху, – он уподобляется летучей мыши, живущей лишь в ночной тьме и решительно противящейся свету дня, который уже брезжит для нас.

Из урока по статье " Наука каббала и ее суть ", 21.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Секрет жизни в самом простом толковании

Зашифрованные тексты каббалистов

Каббала говорит самым точным языком

Богатство русского языка (клип)

Все-таки, как ни крути, а на русском вы намного чувственней передаете каббалу, впечатления, понятия.

Два языка – один корень

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли мы ощутили, что нам чего-то не хватило на конгрессе, то только потому, что мы еще не были подготовлены к этому, а сейчас должны над этим работать, т.е.  вызывать в себе ощущение связи между нами, чтобы раскрыть в этой связи Творца (свет). Чтобы и средство (группа), и Тора (свет) привели нас к Творцу  по принципу "Исраэль, Орайта (Тора), Куд ше-Бриху (Творец)" (арамит). 

Дело в том, что в Древнем Вавилоне пользовались арамейским языком, и с тех пор он остался параллельно ивриту. Иврит и арамит исходят из одного корня – это два обратных языка. Только один передает информацию через келим/сосуды, а другой через орот/света: арамит – через желания, а иврит – через наполнения. Кроме этих двух свойств ничего другого нет, и потому эти два языка существуют параллельно. 

Допустим, Вавилонский Талмуд, который все изучают по сей день, написан на арамите, потому что в нем говорится, как исправлять келим/сосуды. Весь Талмуд – это система исправления желаний, только она описывается в таком виде, как неживое, растительное и животное состояние этих желаний. А Тора (от слова "ор", "свет") написана на иврите, потому что она идет сверху. То есть Талмуд идет снизу, а Тора – сверху.

Из урока на русском языке на тему "Вера выше знания", 21.07.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Операция "Вера выше знания"

Железные правила духовной грамматики

О чем рассказывают буквы

Восхитительный язык альтруизма

каббалист Михаэль ЛайтманА если человек продаст свою дочь в рабство, не выйдет она на свободу так, как выходят рабы. Если она неугодна господину своему, который предназначал ее себе  в жены, то пусть он предоставит ей возможность выкупить себя; чужому же продать ее он не властен, изменив ей [Тора, Исход, Мишпатим, 21:7-21:8]

"Дочь" имеет право выкупить себя, т.е. обратить женское желание в мужское – самостоятельное. И таким образом продолжать поиск другого желания. 

Есть желания, которые относятся к Малхут, а есть, которые относятся к Малхут, включенной в Бину, и, наоборот, к Бине, включенной в Малхут. И тут на пересечении этих желаний и происходит эта игра.

А если он предназначит ее сыну своему, то должен поступить с ней по закону как с дочерью Израиля. [Тора, Исход, Мишпатим, 21:9]

Вполне возможно, что у человека из его свойств появится экран более низкого уровня, который сможет подходить желанию, называемому "дочь", и работать с ним. Ведь мы рассматриваем нашу душу со всеми 613 желаниями, их взаимное исправление  и взаимосвязь, как у клеток нашего организма.

В Торе говорится об очень общих принципах, для общего описания картины. Но когда человек проходит эти состояния, он не может подобрать соответствующие слова. Точно так же зачастую мы не можем выразить наши самые глубокие земные чувства – у нас не хватает слов. 

Если толковать Тору земными понятиями, то по аналогии с нашим миром получается, что я полностью привязан к другому человеку – я называюсь его рабом. На эгоистическом языке это звучит отвратительно, а на альтруистическом языке – восхитительно.

Раб Творца называется "рабом Божьим". Есть такая аллегория. А если бы ее не было, как нет, например, у понятия "продал, купил раба/дочь"? Ведь человек понимает все буквально, потому что смотрит на это через свое эгоистическое "я". А мы раскрываем ему глаза, и он начинает воспринимать все по-другому.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 11.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Два уровня желаний: отец и дочь

Ступени возвышения: от раба до хозяина

Выкупить семью из рабства

Имена, которые мы даем

каббалист Михаэль ЛайтманРабаш, письмо 41: Тора – это имена наслаждений, и у каждого наслаждения свое имя.

Вопрос: Кроме наслаждений, есть страдания, беды. Какие же им дать имена?

Ответ: Мы даем имена согласно сосудам-желаниям. Ведь мы всё сознаём, воспринимаем в сосуде, в том числе и свет. Он не существует сам по себе, в отрыве от нас – подобно электричеству, о котором мы судим лишь по его следствиям. Точно так же мы различаем в себе явления, вызванные светом, результаты его действия.

Наслаждения – это добавка света, наполнение светом. А беды, страдания – это недостаток света. Так или иначе, всё проявляется в сосуде. Отсюда и имена, названия, которые мы даем. Каждое из них указывает на начало и конец действия, а также на то, что случилось в процессе.

Имя выражает действие, совершенное той Силой, что за ним скрыта. У нас, творений, нет другой возможности описывать что-либо. Ведь мы не имеем связи с самим светом. Мы ограничены материалом желания и формой, которую он принимает, меняясь от первичного состояния до подобия Творцу.

Из урока по письму Рабаша, 14.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Святые имена отдачи

Внутреннее зрение и мир сил

Слова - указатели наверх

Гармония образов и фактов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем должны различаться намерения, когда мы изучаем Книгу Зоар либо Учение Десяти Сфирот?

Ответ: Принципиально – ничем. Ведь обе книги написаны с высоты трех первых сфирот мира Ацилут. Просто два этих языка дополняют друг друга и тем самым помогают нам.

Если читать только книги, написанные образным языком Мидраша, то нам непонятно, к чему их относить. Кто-то "цеплялся" бы за отдельные детали и искал бы в них смысл, кто-то пытался бы проводить аналогии, и т.д.

А потому, чтобы упрочить, утвердить нас в правильном подходе и не обречь Книгу Зоар на участь Торы, в которой каждый находит что его душе угодно: психологию, социологию, историю, юриспруденцию и пр. – Бааль Сулам привнес в нашу учебу "физику", "механику" духовных взаимодействий, благодаря которой мы знаем, о чем на самом деле идет речь. Его книги описывают духовную систему на системном языке терминов, и пускай даже я еще не нахожусь в ней чувственно, но уже представляю себе суть – десять сфирот, их взаимосвязь, их действия по отношению к свету, который находится над ними, их приобщение к свету и наполнение им. 

Тем самым я изначально беру верный курс, а далее начинаю разбираться: почему автор набрасывает такие штрихи, передает такие чувства, использует такие слова нашего мира? Бааль Сулам связывает для меня высшую систему, где всё измеряется свойствами, с нижней, где я вижу неживую, растительную, животную и человеческую природу во всем ее многообразии и во всей взаимосвязи. Мои чувства проистекают из мира, в котором я нахожусь, но параллельно с этим Бааль Сулам описывает для меня высший мир: "Взгляни, как он устроен". Как следствие, я волей-неволей начинаю получать некие впечатления, начинаю связывать отдельные детали – и так двигаюсь вперед.

Здесь кроется множество вещей, о которых мы не знаем. Проникаясь, пускай даже подсознательно, чуть бóльшим чувством, мы получаем подсветку, которая нас развивает…

Из урока по  Книге Зоар, 29.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

О физике и поэтике души

Уже не сухая формула

Волнующий язык парцуфим и сфирот

На руках у каббалистов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Будет ли мое восприятие материального мира постоянно обновляться до тех пор, пока я не обрету душу, т.е. духовное восприятие?

Ответ: Со временем ты обнаружишь, что этот мир намного более сложен, чем представляется тебе сегодня на поверхностный взгляд. Ты ощутишь силы, стоящие за действиями, и увидишь, что все находятся под влиянием этих сил, как фигурки на игровом поле, управляемые невидимыми глазу импульсами.

Вопрос: Но почему всё так запутано?

Ответ: Вовсе нет. Расчет прост: или ты живешь "животным" существованием, или ты живешь, постигая всю реальность. На пути возникает путаница – но для того лишь, чтобы ты прояснял для себя всё, что непонятно. Тем самым ты и начинаешь охватывать общую картину.

Без этого обучения тебе не познать Высшую силу. Неувязки возникают только в "придаточной" системе коммуникации между тобой и ею. Но глубже, там, где вы сливаетесь духом, нет никаких вопросов. Там ты становишься подобен ей, и миры (оламот), т.е. сокрытия (аламот), исчезают.

Учебный процесс всегда сопряжен с путаницей. Когда человек приступает к учебе, ему всё непонятно. И чем дальше, тем больше у него вопросов. Неслучайно ведущие мировые ученые не стесняются признаться в том, как мало они еще знают о мире. И наоборот, несведущим "специалистам", которые видят не дальше своего носа, всё "ясно как день"… 

Вопрос: И все-таки, почему каббалисты пишут таким языком, который я не могу понять? Почему бы им не разложить всё по полочкам? Зачем вся эта "символика"?

Ответ: У них нет другого выхода. Поверь, они не хотят тебя путать. Наоборот, они, как любящие родители, заботятся о своем малыше, которого "выстрадали" в позднем возрасте. Понимая твое внутреннее устройство, а также духовную структуру, они связуют, коммутируют тебя с внутренней сутью мира, с истинной реальностью. Им надо на руках перенести тебя, младенца, комочек "животной плоти", еще не ставший Человеком, в следующее состояние. И пока они тебя несут, ты растешь – набираешься впечатлений, испытываешь духовные действия и отклики, пока они не опустят тебя на "траву" духовного мира…

Из урока по статье "Мир", 08.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Гематрии – язык ощущений

Язык каббалистов: с ним трудно, без него невозможно

Как рассказать о духовном?

Кого притягивает земля Израиля?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": Каждого, имеющего тягу к тайнам Торы, притягивает земля Израиля.

Это происходит согласно законам ветви и корня. Все миры выстроены согласно одному "шаблону", и различие между ними – не в системе, а в "материале". К примеру, можно выстроить дом из деталей детского конструктора или из частей более сложной конструкции, предназначенной для выставочного павильона, из пластика или из дерева, из камня или из железобетона… По сути, всё мироздание – наш дом.

Вот и в духовных мирах действует тот же самый принцип. Их части разнятся по материалу, но одинаково соотносятся между собой. Структура высшего мира такая же, как у низшего. В обоих мирах мы сидим и занимаемся наукой каббала.

И соответственно, подобно тому как в духовном мы стремимся к желанию отдачи, в нашем мире люди с точкой в сердце устремляются именно на землю Израиля, а не куда-то еще. Им хорошо в этом месте. То, что осуществимо для них здесь, они не смогли бы сделать ни в каком другом месте. Разумеется, в общей работе мировой группы мы стараемся возобладать над расстояниями, которые нас разделяют, над языковыми и прочими различиями, и все-таки людей тянет на эту землю.

Что же касается остальных жителей Израиля, они оказались тут не по зову сердца, а в результате многочисленных перестановок на мировой "шахматной доске". Они пробудятся с нашей помощью, но собственной тяги у них нет. Дай человеку достаточную сумму, и он уедет отсюда. В целом, как пишет Бааль Сулам, народ Израиля подобен орехам в мешке: он живет здесь по воле внешних обстоятельств, а не внутреннего порыва.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 12.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желание, точка и свет

Особая миссия народа Израиля

Страна света

Единство определяет всё

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Шамати", статья 66, "Дарование Торы": Дарование Торы, произошедшее у горы Синай, не означает, что Тора была вручена один раз и больше не вручается. Ничто не исчезает в духовном, ведь духовное – категория вечная и непрерывная. Но поскольку, с точки зрения Дающего, мы непригодны для получения Торы, постольку мы говорим, что ее дарование было прекращено высшим.

Однажды в истории человечества родился малыш, которого родители называли Адам. Почему именно Адам, они и сами не знали, это обусловлено высшим управлением. Малыш вырос, стал взрослым и, очевидно, задался вопросом о смысле жизни: "Почему и для чего я живу?" Тогда, где-то в возрасте 37 лет, Адаму раскрылся Творец, и он начал обучать людей, положив начало цепочке событий, которую описывает Тора: поколения до Авраама и последующие этапы развития.

В целом, мы изучаем историю, географию и духовную суть вместе. Так чему же верить? Или, точнее, как представлять себе события? Происходят ли они одновременно в духовном и в материальном? Допустим, характеризовался ли переход группы Авраама из Древнего Вавилона в ханаанскую землю аналогичным внутренним подъемом? Сопровождался ли он осознанием зла и добра, объединением? Скажем, если я крепче объединяюсь с товарищами, то выхожу из Вавилона, а если еще крепче, то вступаю в землю Ханаана. Схожу ниже по ступеням единства – оказываюсь в Египте. Объединяюсь по-другому – перехожу из Хеврона в Беэр-Шеву… 

Выходит, всё измеряется по типу и мощи нашего единства. Вот о чем говорит наука каббала: дело вовсе не в этом мире, я смотрю не на него, а внутрь, зная, что там, во мне, все детали восприятия зависят от меры моего единения или разобщения с товарищами.

Но вместе с тем, говорят каббалисты, необходима также реализация на уровне материальной "ветви" – параллельно с происходящим в духовном корне. Один раз корень обязательно должен коснуться ветви – при своем первом раскрытии. Ведь раскрытие это приходит сверху вниз. И потому всё, о чем повествует Тора, в определенном смысле осуществилось и в нашем мире.

Мы знаем, что это действительно было: Первый и Второй храм, пуримская история, описанная в свитке Эстер, войны народа Исраэля и его изгнания. До наших дней сохранились могилы Йосефа и Ривки, пещера Махпела, другие святые места… Иными словами, в людях той эпохи действительно раскрывались духовные ступени, и одновременно они жили в нашем мире.

Первоначально процесс нисхождения прокатывается из мира Бесконечности до самого "дна" – что называется, от края до края. Ну а затем мы должны лишь реализовать потенциал, обретенный на ступенях праотцев, при разрушении Храма и в изгнании.

Сегодня мы пребываем в такой тьме, что не знаем даже, о каком, собственно, изгнании идет речь. Учитывая нынешний кризис, многие, скорее, чувствуют, что изгнаны из страны богатства, славы и прочих земных наслаждений. Мы опустились так низко, в такие глубины, на которых мрак скрывает саму суть изгнания из духовного мира, из свойства отдачи и любви. Для нас отдача – это, наоборот, нечто нежелательное.

И вот теперь мы должны начать подъем, причем именно внутренний. Разумеется, он повлияет и на материальный мир, однако от нас не требуется никаких внешних действий. Ведь именно духовное определяет то, какие формы мы будем принимать по отдельности и вместе, каким будет человечество и весь мир.

Итак, дарование Торы у горы Синай произошло и на духовной, и на материальной ступени. Это "не означает, что Тора была вручена один раз и больше не вручается. Ничто не исчезает в духовном". Не так обстоят дела в материальном: на горе Синай нет никакой святости, она не привлекает ни светских, ни религиозных людей. С другой стороны, "духовное – категория вечная и непрерывная. Но поскольку, с точки зрения Дающего, мы непригодны для получения Торы", не достигаем нужного уровня, "постольку мы говорим, что ее дарование было прекращено высшим".

В действительности, прерывание осуществлено не с его стороны. Вся духовная лестница по-прежнему существует, все условия сохранились, духовное вечно, и потому если ты приходишь к определенному состоянию, то получаешь Тору. Поднимешься еще выше – окажешься в пустыне, потом – в земле Исраэля и т.д. Всё это – суть ступени духовного возвышения.

Я не могу сказать, как будет меняться наш мир в соответствии с этим подъемом, однако он, безусловно, изменится. Ведь ветвь все-таки действует сообразно с корнем. И если мы изменяем корень своим подъемом и участием в нем, то, конечно же, он будет уже по-другому воздействовать на мир. И тогда мир изменится.

Из урока по статье из книги "Шамати", 10.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Великое собрание перед горой

Выйти из Египта, не сходя с места

600.000 - высота окончательного исправления

Гематрии – язык ощущений

каббалист Михаэль ЛайтманКнига Зоар. Глава "Насо", п.180: Благословение коэнов. "Благословит тебя Творец", "озарит Творец", "обратит Творец". … "Благословение" – это АВАЯ. Есть три имени АВАЯ в благословении коэнов, соответствующие трем линиям, т.е. трем буквам "йуд י" имени АВАЯ с наполнением САГ, "йуд-вав-далет יוד" "хэй-йуд הי" "вав-алеф-вав ואו" "хэй-йуд הי". То есть три "йуд י" наполнения САГ являются тремя начальными буквами этих трех имен АВАЯ.

У каббалистов существует проблема. Во всех науках нашего мира, таких как физика, химия, биология, зоология, ботаника, есть свой язык. Но нет языка для ощущений, поскольку в нашем мире мы не можем проградуировать их, измерить, взвесить, разложить на всевозможные оттенки и так далее.

Когда мы начинаем раскрывать желание насладиться и внутри него – различные наполнения, согласно величине желания и его характеру, в трех линиях, на всех уровнях его авиюта/толщи, - тогда нам нужен язык для описания того, как это сделать. 

Допустим, нотная запись в музыке – это не язык. Я всего лишь рисую некий символ, который кто-то должен еще сыграть и ощутить – и тогда он, возможно, понимает, какое чувство я хотел ему передать, хотя для него это может быть нечто иное. Есть тут очень большая проблема.

По той же причине психология и психиатрия не считаются точными науками, поскольку они основаны лишь на том небольшом опыте, который мы можем накопить в нашей жизни, и не более того. Ведь нет у нас возможности измерить ощущения в наших органах чувств, упорядочить их с помощью таблиц, графиков, чтобы это было железным правилом.

Каббалисты изобрели запись духовных постижений с помощью гематрий (числовых значений букв и слов), - и это действительно стало очень лаконичным языком, способным включить в себя множество точных деталей, которые можно передать друг другу. Причем, в отличие от музыкальных произведений, где каждый может воображать себе, о чем думал композитор,  здесь ты не можешь ошибиться. Ведь чтобы раскрыть гематрии, ты обязан достичь того же места, того же явления, включиться в ту же душу, которая написала эту запись, - и тогда ты ощущаешь в точности то же состояние, поскольку сливаешься с ней и потому уверен, что действительно получил ее посыл.

Из урока по  Книге Зоар, 08.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Язык каббалистов: с ним трудно, без него невозможно

Как рассказать о духовном?

Услышать высшую музыку

Терминологический ликбез

каббалист Михаэль ЛайтманВся наша жизнь, вся наша история, всё, что мы проходим с начала творения и до конца, делится на две части: изгнание и избавление. Нет ничего более, кроме двух этих состояний:

  • или я оторван от Высшей силы и пребываю в изгнании, в некоей иллюзии, в "сновидении" под названием "этот мир", под влиянием своего эгоистического желания, которое отключает меня от в́идения и ощущения духовного мира;
  • или посредством определенных действий, которым обучает нас наука каббала, я прихожу к раскрытию Высшей силы и требую от нее, чтобы она вывела меня из изгнания, чтобы подняла над этим миром в мир высший, – и когда это, наконец, происходит, удостаиваюсь избавления.

Различие между изгнанием (галут – גלות) и избавлением (геула – גאולה) – в букве алеф (א), которая символизирует Творца, Властелина (אלוף) мира. Так подразделяется вся наша реальность, весь процесс развития. И разумеется, мы не знаем об этом, пока внезапно не получаем пробуждение, которое позволяет прервать период изгнания, тьмы, ощущения этого мира, наихудшего до нестерпимости состояния – и перейти к новому периоду, на новый уровень, в новое состояние, которое называется "избавлением". Ради этого мы и учимся.

Находясь в этом мире, мы используем его слова для описания высшего мира, духовного состояния. При этом никогда нельзя забывать, что их содержание, их смысл отличается от привычного.

К примеру, человек относится к категории "Исраэль" не по рождению, а по духовному устремлению.

"Религия" (дат) в духовных терминах науки каббала – это сфирот Даат, Тифэрэт и Йесод, средняя линия. Иными словами, человек, который уже работает в трех линиях и приходит, или хотя бы стремится к слиянию с Творцом, называется "религиозным". Ну а "светским" зовется тот, кто находится под властью эгоистического желания. 

"Святость" – это свойство отдачи и любви.

Таким образом, все наши термины и определения характеризуют лишь одно: какая сила действует в человеке, определяя его намерение при каждом действии. Или это намерение ради отдачи, по принципу любви к ближнему, как к себе, и с прицелом на любовь к Творцу – или, наоборот, намерение ради себя. В этом всё различие между людьми.

У человека, который не изучает науку каббала, чтобы привлекать свет, возвращающий к Источнику, нет никакой надежды привлечь этот свет как-то иначе. А без света он остается "светским", т.е. пребывает в эгоистическом намерении. Он оторван от Творца и даже от света, который также называется "Торой".

И потому, читая труды каббалистов, мы всегда должны понимать и помнить, что они изъясняются духовными терминами.

Из урока по статье "Изгнание и освобождение ", 03.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не создай себе идолов и изображений богов"

Правильный взгляд на святые книги

Научная система общих законов природы

Секрет жизни в самом простом толковании

каббалист Михаэль ЛайтманЕдинственное, что нам нужно – это исправить свои отношения с высшей силой, властвующей надо всем и управляющей всей жизнью, как сказано: "Нет никого кроме Него". Существует четыре языка, говорящих об отношениях человека с высшей силой: простое толкование, намек, иносказание, тайна (Тора, Мишна, Талмуд, Каббала).

Они относятся к четырем ступеням желания: неживой, растительной, животной, человеческой, каждая из которых предполагает свой характер выяснения. И в таком случае, получается уже обратное деление, при котором каббала означает как раз не тайну, а простое толкование, при котором все открывается человеку.  А потому нам необходим именно язык каббалы для того, чтобы быть уверенными, что мы правильно продвигаемся.

Это необходимое, но еще не достаточное условие. Ведь и язык каббалы можно воспринять неправильно. Но по крайней мере, человек занимается по правильным первоисточникам, обеспечивающим верный подход к написанному. Хотя бывают люди, которые даже из каббалистических книг пытаются извлечь какие-то тайны, мистику, абстрактное знание или благословения и чудеса.

Но все же очень важно придерживаться каббалистического языка, подхода и условий учебы. Ведь тут существует отличие от обычного обучения наукам. Здесь мы полностью зависим от источника, передающего нам это духовное знание. И если этот источник истинный и преданный, то мы постепенно продвигаемся, в мере своих усилий и благоприятности внешних условий, чтобы в итоге достичь открытия глаз.

Мы изучаем себя и свою природу, понемногу начиная ощущать, что такое отдача – обратная нам сила. И тогда из баланса двух этих сил: получения и отдачи - мы начинаем чувствовать творение. Так по действиям Творца над самими собой, мы познаем Его.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

От тайны к простому толкованию

Неразбавленный свет в максимальных дозах

Четыре языка каббалы (клип)

Знай мир, в котором живешь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда человек начинает видеть высшие корни "ветвей", находящихся в этом мире?

Ответ: Прежде всего, надо сказать, что, постигая корни, человек не отрывается от ветвей. Просто его "картинка" начинает волнами расширяться из точки этого мира в окружность всё большего размера. И по мере расширения человек всё теснее связует происходящее с корнем, всё лучше понимает явления нашего мира. Поднимаясь снизу вверх, он сначала понимает то, что происходит с ним здесь, а затем в более отвлеченной форме понимает высшего.

С другой стороны, постижение отличается от понимания: сначала человек постигает высшее явление, а затем, исходя из этого, понимает его аналог в нашем мире.

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Суть науки каббала": "Низший учится у высшего. Сначала надо постичь высшие корни, как они есть в духовном, выше всякого воображения – но чистым постижением. А после того как человек своим разумом основательно постигнет высшие корни, он сможет, глядя на конкретные ветви в нашем мире, знать, как каждая ветвь соотносится со своим высшим корнем во всех количественных и качественных параметрах". А также человек видит, как связаны все ветви между собой.

В целом, постижение и понимание влияют друг на друга. При этом связь между ветвями и корнями очень важна, и неслучайно великие каббалисты уделяли также время изучению нашего мира – это помогало им в исследовании мира высшего. Они были эрудитами, "энциклопедистами". Рав Кук штудировал книги в библиотеке, Бааль Сулам изучал волновую теорию и т.д.

Не просто так мы помещены в материальный мир и именно отсюда восходим по духовным ступеням. Знания этого мира, выявленные и сформулированные учеными, пускай не служили напрямую духовному постижению, однако помогали человеку связывать воедино части общей картины.

Однако сегодня мы и без того крепко "стоим на земле", и нам, наоборот, нужно лишь "высунуть голову над облаками"…

Из урока по статье "Суть науки каббала", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

От ветви к корню

Золотая середина между мистикой и схоластикой

каббалист Михаэль ЛайтманУ меня проблема: если я раскрываю что-то, то раскрываю, подобно всем созданиям – в таких же, как у всех, сосудах, таким же, как у всех, разумом.

Допустим, я открыл новое явление в квантовой физике. Разумеется, я не могу поговорить о нем с какой-нибудь домохозяйкой, однако есть круг людей, в котором меня поймут. Мы разработали специальный язык, чтобы описывать подобные вещи, и, в принципе, каждый может изучить его. В целом, у всех есть база, а если чего-то и недостает, то лишь чувственного и рассудочного развития.

С другой стороны, на духовном пути мне не поможет дальнейшее развитие чувства и разума. Можно вооружиться хоть тысячью очков, подключить радары к ушам, микроскопы и телескопы к глазам – никакие приборы, датчики и сенсоры не принесут пользы. Ведь мы говорим о восприятии, даже зачатки которого не укоренены ни в одном создании на земле. Многим животным свойственен более широкий диапазон ощущений, по сравнению с человеком, но здесь речь не об этом. Есть очень умные и проницательные люди, чьи способности к восприятию и анализу намного превышают мои, но и это к делу не относится.

Мы говорим о том, чего нет в нашем мире, – о создании нового ощущения, о несуществующем здесь восприятии и анализе. Этот орган чувств называется "частью Творца свыше". Человек, обретающий его, должен быть подобен Творцу – единому, единственному и исключительному. Тогда в этом органе чувств, который чем-то подобен Творцу, он ощущает, расшифровывает, выявляет Его, себя самого, связь между ними и т.д. И сообразно этому совместному с Творцом ощущению, человек может рассказывать о том, что от Него приходит, – о замысле и цели нашего сотворения, о процессе, который мы проходим, а также обо всех событиях и ситуациях в этом мире. 

Сегодня мы способны изучать свое бытие на неживом, растительном и животном уровне, однако о человеческой ступени мы ничего не можем знать, пока не узнаем Творца, хотя бы в какой-то степени. И потому каббалист не в силах нам рассказать о своем духовном постижении. Ведь оно воспринимается в другом органе чувств, несравнимом с теми, которыми обладаем мы. Об этом не расскажешь так, как я рассказываю о гранях нашего мира.

Здесь у нас, даже если человек лишен какого-то органа чувств, мы все-таки можем объяснить ему что-то по аналогии. Но духовному ощущению нет никакой аналогии, никакого подобия. Пока не постигнем – не узнаем. Даже на подготовительном этапе, еще не вступив в духовное, мы видим, как меняются наши детали восприятия, как всё внезапно переворачивается с головы на ноги и снова на голову…

Но тогда зачем каббалисты все-таки дают объяснения?

Чтобы приближать людей, чтобы предоставлять им хотя бы первичный правильный контакт. И пускай это еще не настоящее соприкосновение, и все-таки оно позволяет им вызывать на себя свет, возвращающий к Источнику. Так люди могут направленно продвигаться к раскрытию.

Некоторые "просто" свыше получают это раскрытие. Как и почему – не наше дело. К нам оно приходит не внезапно, а методически: в человеке проявляется некое скрытое желание, в ответ он прикладывает усилия и продвигается вперед.

Ну а если он хочет передать свое постижение тем, у кого пока ничего нет, он должен наладить с ними связь. И связь эта – суть язык, код, с помощью которого мы можем говорить между собой о вещах, которые постигает лишь один из нас, либо не постигает никто, и мы базируемся на том, что читаем в книге.

Отсюда надо понимать, как трудно каббалистам обращаться к людям, еще не вступившим в духовный мир, и объяснять им что-то. По сути, даже не объяснять, а продвигать вперед. Вот почему мы называем нашу учебу "особым средством". Ведь дело тут не в разумении и даже не в чувстве – мы должны думать только о том самом средстве, как сказано: "старался и нашел".

Здесь возникает еще один вопрос: какой язык наиболее подходит для этого? Как каббалисты должны обращаться к нам, чтобы мы не просто учились, получая абстрактные знания, и одновременно не скатывались в мистику? Как удерживать нас от естественного зова разума или чувств? Как уберечь от красных нитей и благословений, а также от погружения в схоластику? Как провести нас через "золотую середину" – через среднюю линию, чтобы мы правильно учились, проникались чувством и действовали в группе?

Такое возможно только с помощью особого средства, которое мы иногда называем "игрой". Это понятие, на самом деле очень серьезное, чуть лучше иллюстрирует наши отношения с высшим: мы очень хотим оказаться на его ступени, но еще не достигли этого.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Непередаваемая сложность

Духовный мир – это не мистика

Разночтения исключены

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Суть науки каббала": Для передачи знаний ученикам каббалист должен пользоваться абсолютно точными определениями. Если ученый ошибется даже в одном неудачном слове, этим он приведет к путанице, и другие не поймут сказанное. Поэтому сначала необходимо изучить закон корня и ветви, определяющий отношения между мирами.

Отсюда мы можем понять стопроцентную истинность науки каббала.

В химии, например, используются длиннейшие формулы, обозначающие состав веществ. Название описывает материал, его компоненты и взаимосвязь между ними. Однако сами формулы и названия – это только внешнее выражение. Чтобы понимать их, надо сперва выучить язык, на котором они написаны. Ведь если какой-то другой ученый, не знакомый с принятыми в современной химии наименованиями и результатами проведенных исследований, начнет изучать те же явления, он опишет их на своем языке и назовет совсем иначе.

Таким образом, в нашем обычном языке нет истинности. Пускай и он тоже дан свыше, как и всё в нашем мире, – но это уже отдельный аспект.

С другой стороны, когда каббалисты исследуют некую причину, некое явление или некий результат, они добираются до его корня. Высший свет своим воздействием на желание сделал из него черную точку и продолжил эту точку в двух направлениях: к хасадим и к хохма. Иными словами, вверх и вниз, вправо и влево, спереди и сзади. Отсюда ты видишь те или иные явления, следствия, а также слова, буквы и их комбинации. Ты начинаешь с одной лишь точки творения, и тогда всё для тебя определяется связью светов и сосудов – форма и комбинации букв, сочетания слов и даже их прочтение.

Вот почему каббала – это идеальная, безошибочная наука, не зависящая от субъективных факторов, связанных с тем или иным человеком. Здесь не бывает одинаковых лекарств с разными названиями, выпущенных на разных предприятиях. Ты постигаешь истину, подлинные внутренние явления, а также способы их выражения, неизменные и ни от чего не зависящие. 

Говоря иначе, ты постигаешь Абсолют – в мере исправления своих желаний. Лишь это тебя ограничивает. И насколько ты отождествляешь себя с Творцом, уподобляешься Ему по свойствам, согласно единственному закону, действующему в природе, настолько ты и распахиваешь для себя мир, раскрываешь всё новые вещи и можешь описывать их устно и письменно в истинных выражениях.

В целом, это называется "языком ветвей". У этого языка своя специфика. В нем есть наименования, которые мы складываем из духовных элементов, но в основном названия берутся из этого мира. Почему? Потому что на духовном пути я обнаруживаю, что миры воздействуют друг на друга по цепочке сверху вниз, и это воздействие доходит до "дна", до самой низкой ступени. Соответственно, с этой ступени я черпаю подлинные названия, прослеживая их связь с корнем и именуя его согласно ветви.

Естественно, что сделать это может только человек, изучивший связь между корнем и ветвью.

Из урока по статье "Суть науки каббала", 19.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Постичь, чтобы понять

Названия с подтекстом

От ветви к корню

Страница 20 из 29« Первая...1819202122...Последняя »