Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Когда война покажется избавлением

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время я часто бываю в больнице и наблюдаю у некоторых больных отсутствие элементарного жизненного инстинкта. Люди не цепляются за жизнь. Что случилось с этим базовым желанием?

Ответ: Оно исчезает – и у больных, и у стариков, и у молодых. Таков естественный ход эволюции: эгоистическое желание растет не только количественно, но и качественно.

Мы всё еще судим по количеству, стремимся к бóльшим масштабам, к большей роскоши – однако внутри тем временем меняется качество. И внезапно мы обнаруживаем, что развитие требует от нас чего-то более высокого – таких ценностей, которых нет в нашем мире. Во мне появляются новые запросы, на которые мое окружение не может ответить. И тогда выходит, что мне просто нечего здесь делать, нечего искать, не для чего существовать, нечем наслаждаться. Ведь я уже не просто ищу наслаждения, а хочу раскрыть нечто более сокровенное.

Но постойте, какая там сокровенность? Люди и сами не знают, чего хотят. 

Это потому, что нашему миру больше нечего им предложить. И тогда защитные механизмы тела толкает многих, особенно молодое поколение, к всевозможным прихотям и безрассудствам, а также к суициду, наркотикам, террору и прочему негативу. Они ищут чего-то – но ничего не находят. Сегодня проявляется новое эгоистическое желание, которое видит перед собой стену: "К чему я пришел? Весь мир безжизнен. Почему я здесь?"

Люди, еще не достаточно развившиеся разумом и чувством, становятся экономистами, адвокатами – короче говоря, ищут успеха в жизни. Их еще манит что-то, еще прельщает некая выгода. Ну а те, кто развился чуть больше, уже неспособны найти для себя что-то стоящее. У них изначально нет вкуса к жизни, и это порождает намного больше тяжелых явлений, чем мы видим на поверхности. Ведь СМИ и интернет спасают многих от самоубийства. Общее мнение заставляет каждого участвовать в этих "играх", отвлекает от главного вопроса. Однако скоро это закончится, через полгода-год волна схлынет, и мы увидим, как теряют свою популярность ресурсы медиа-мира и виртуальной реальности.

И вот тогда возникнет проблема – чем занять людей? Ведь тем временем повысится количество безработных, возрастут масштабы лишений. Человеку некуда будет податься, исчезнут даже те средства, которые были раньше…

Вопрос: Известно, что статистика депрессии и опустошенности растет. Откуда же на этом перепутье человечества возьмется новое желание, которое поведет людей по духовному пути?

Ответ: На самом деле, без "подсветки" свыше тут не обойтись. Разумеется, мы не сможем пробудить их, если не получим свет – и для себя, и для них, по принципу "первенец берет вдвойне". Лишь так мы сумеем показать им путь, показать искру света, которой хватит на всех. Будем надеяться, что нам это удастся. Ведь в конечном счете, это наш долг.

А если нет, то альтернатива – мировая война. Люди почувствуют, что лучше так, чем продолжать жить по-старому. Никто не воспротивится войне. Напротив, уже в этом месяце многие с интересом ожидали конца света, предвкушая хоть какое-то разнообразие. "Не наступил? Ну что ж, подождем следующего…" Люди будут рады войнам, пускай неосознанно…

Из урока по статье "Тело и душа", 30.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всё против нас

Проблемы конечного развития

Когда нет жизненных сил…

Эгоизм нового типа

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Человек не может постоянно находиться в одном ровном состоянии. Люди, которые занимаются в группах интегрального обучения, тоже будут испытывать колебания состояний?

Ответ: Они постоянно находятся в колебаниях.

Я включаюсь в группу, растворяюсь в ней, получаю от нее новые чувства, новый разум, новую ступень, уровень, который называется "человек". Раньше я был животным, а сейчас, допустим, человек. И что дальше? Разве я на этом останавливаюсь? Я включен в других, растворяюсь в них, они влияют на меня, я влияю на них. И все на этом? А где же рост?

Рост появляется именно тогда, когда вы включаетесь в группу: и здесь в вас начинает развиваться эгоизм против группы. Это совершенно новый вид эгоизма – человеческий! До этого у вас развивался животный эгоизм, ведь до настоящего времени вы проходили животный уровень эгоистического развития, а когда вы начинаете включаться в группу, в вас начинает расти эгоизм нового типа – против включения в группу! 

Это эгоизм на уровне "человек" – духовный эгоизм. Он проявляется в том, что вы начинаете ненавидеть всех, а сегодня у вас нет особой ненависти. Вы не понимаете, что значит ненависть, так же как и любовь.

А когда вы входите в группу и начинаете с ней соединяться, - здесь и начинают возникать разрывы между всеми ее членами: жуткая взаимная ненависть, готовность сделать что угодно. Это природа возбуждает в вас настоящий огонь: вы не можете приблизиться, не можете смотреть друг на друга. 

Тогда вы начинаете ощущать свои падения, по сравнению с теми включениями в общность, которые вызывают подъем. Вам есть как расти дальше совершенно в других качествах. Ни в коем случае не надо спускаться с нового уровня, который мы называем "человек", объединенная система, на разобщенную систему – она полностью мертва.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 26.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм – сила противодействия объединению

Созидательный материал – наш эгоизм

Эгоизм – порок или преимущество?

Общество – единый духовный организм

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос:  Говоря об интегральном состоянии, мы имеем в виду общество или, согласно каббале, единый духовный организм?

Ответ: Это одно и то же. Мы говорим об обществе, которое начинает ощущать себя как одно общее целое. В нем появляется коллективный разум, коллективное чувство, коллективные потребности, коллективный взгляд на все. То есть все общество становится одним единым целым и начинает ощущать все уровни природы полностью взаимосвязанными. И когда человек включает в себя всю эту огромную природу, видит ее, ощущает внутри себя, он начинает проникаться ее программой. 

Являясь частью этой программы, он начинает воспринимать ее целиком. Он как бы видит себя зарождавшимся миллиарды лет назад и продолжающим свое развитие на миллиарды лет вперед, ведь он начинает включаться в весь этот огромный организм интегральной природы. Он начинает ощущать все силы, внутри которых находится, и понимать, как это работает, как воздействует на него, как он может повлиять на себя, на свою судьбу, на свое будущее, будучи единственным в природе активным элементом – не инстинктивным, а сознательным.  

Но он получит это только тогда, когда будет интегрально включен во все уровни природы. Тогда он взойдет на самый высший уровень природы – на уровень Творца, если можно так сказать. Творца нет, сама природа является Творцом. Но человек достигает такого уровня.

Вопрос: Как определить само понятие общества, ведь общество и организм воспринимаются как разные вещи. Общество иногда сравнивают с организмом, но это метафора, образ.

Ответ: Эти понятия воспринимаются как разные вещи для общества, в котором все элементы не взаимосвязаны. Если это организм, разбитый на части, на куски, как больной, который находится в жутком состоянии, когда все его системы вышли из равновесия, то тогда вы правы. В таком состоянии находится наше сегодняшнее общество, которое мы пытаемся как-то спасти от гибели, от полного разложения всех его систем. А когда все системы находятся во взаимной поддержке, в равновесии, каждая из них и все вместе, подобно человеческому организму, – тогда это просто интегральное общество.

Реплика: То есть мы должны провести четкую границу между представлениями об обществе, которое господствует в социологии. Там все очень просто: есть простое общество – первобытная община, племя, и есть сложное общество, которое должно быть очень сильно дифференцированным.

Ответ: Первобытные общины, кстати говоря, были практически интегральными сообществами. У них это базировалось на инстинктивном уровне, как в животном мире.

Но мы отличаемся от животного мира тем, что в нас вырос эгоизм. И теперь мы начинаем соединяться на другом уровне. 

Животные инстинктивно объединены в интегральное сообщество. Так их держит природа, ее общий закон. А затем над нашим животным телом вырастает эгоизм, и мы должны начинать интегрироваться уже над ним, вместе с ним. То есть эгоизм и дает нам новый уровень интеграции.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 26.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Растущая взаимозависимость

Чувство интегральности не имеет границ

Поглотить все мироздание

Почему наши желания отстают от жизни?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Мы говорим о конце потребительского общества. Почему потребительство должно завершиться?

Ответ: По двум причинам:

1. Внешняя причина: истощаются природные ресурсы.

2. Внутренняя, главная причина: меняется желание, основа человеческой природы.

Можно разбирать экономические теории, анализировать рекламные акции, "рыть носом землю", придумывать всевозможные трюки, изобретать новые технологии наподобие трехмерного кинематографа – всё это не поможет. Человек просто перестанет этим интересоваться, как кошка, которой безразличен телевизор, на котором она лежит. Вместо этого мы устремим свой взор на общество, на окружающих. И всё потому, что сменилось желание. Ну что тут поделаешь – ведь именно желания движут человеком.

Разумеется, произойдет это не сразу. Сегодня спрос еще можно стимулировать различными скидками и "особыми предложениями". И все же, по сравнению с прошлым, ситуация меняется. Растет статистика суицидов и разводов, ширится разочарование, отчаяние. В целом, начинается новая тенденция. Само собой, человеку по-прежнему нужна будет пища, жилье и прочие насущные вещи. Но проблема не в них, а в тех желаниях, которыми мы злоупотребляем. 

Так или иначе, желание меняется очень медленно. И здесь возникает вопрос: почему оно отстает от внешних перемен, которые ограничивают его? Почему мы сталкиваемся с кризисными проблемами, если вместо этого можно было бы гладко перескочить на новую ступень путем быстрой смены желания? Почему бы людям добровольно не перейти от потребительства к более социальному времяпрепровождению? Почему они всё еще хотят покупать как раньше, хотя старая система рушится?

Это происходит для того, чтобы они осознали зло, чтобы нынешняя ситуация оставила в них привкус горечи. Иначе они не обретут сосуд, желание чего-то другого. Они должны почувствовать себя разбитыми – когда мир полон и в то же время скуден. Если же прежние желания просто исчезнут, человек не извлечет уроков из происшедшего, не осознает проблемы.

Вот почему желание меняется намного медленнее, чем внешние условия. Они должны давить на нас, постепенно вызывая внутри нужный эффект.

И тогда на сцену выступит интегральное воспитание, которое объяснит, что наши желания излишков над "животным", т.е. базовым, рациональным уровнем мы можем удовлетворять лишь в рамках человеческих взаимоотношений. Нынешний кризис как раз и призван показать человеку, что удовлетворить свои запросы он может только новым, интегральным способом. При этом его желания не уменьшаются, а совершенствуются, модернизируются, поднимаясь на качественно новую ступень. Теперь он желает не чего-то преходящего, сиюминутного, а чего-то более весомого в эмоциональном смысле. Он развивается, становится чутче и хочет наслаждаться другими переживаниями, которые уже ближе к духовному.

Вот почему именно в человеческих взаимоотношениях, в семье, в воспитании детей и проявляется кризис.

Из урока по статье "Каббала и философия", 13.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что происходит с нашим миром?

Тупик эгоизма

Что-то ничего не хочется…

Дыхание следующей ступени

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 2

Почему наш мир особенный? С одной стороны, он является последним, наихудшим из миров, а с другой стороны, он для нас необходим, поскольку здесь, находясь в абсолютно неодушевленном состоянии, т.е. без души, мы можем начать двигаться вперед, "играясь" между собой – между телами, а не между силами, которыми еще не можем управлять.

Поэтому наш мир называется призрачным, воображаемым. На самом деле его нет, он ощущается таким лишь в наших эгоистических желаниях. Как только мы над ними приподнимаемся, мы начинаем ощущать его как абсолютную копию, обратную Высшей ступени, и тогда этот мир просто теряет для нас свое значение. Вот этого нам надо достичь.

А для начала нужно усвоить, что душа – это общий сосуд, единственно созданный, находящийся в постоянном контакте, в постоянном слиянии со светом. Мы находимся в этом же состоянии, внутри этого сосуда, внутри этого желания. Представьте себе его послойным – так вот, мы находимся в самом "грубом", самом затемненном его слое, а над нами лежат 125 ступеней к истинному, настоящему состоянию. И эти 125 ступеней нам надо постепенно пройти в отторжении своего эгоизма, каким он в нас заложен, в постоянном постепенном соединении между собой.

Имеются ли в этом мире души у растений, животных и неживых объектов?

Любое маленькое желание, если оно существует в природе, – это уже часть общей души, только без всякой свободы воли. Она полностью зависит от нас – от тех, кто реализует исправление души.

В душе есть множество всевозможных уровней. Есть люди, которые, как Адам, еще много тысяч лет назад, задолго до нас начали свое исправление и постигли, где они находятся на самом деле, увидели, что всё является одной душой, одним светом. Есть люди, которые продолжили эту миссию, и есть такие, как мы, которые сейчас приходят к ней. 

Но мы являемся особенными. Развитие нашего мира – это развитие того же эгоизма на самой нижней ступеньке. В течение тысяч лет он развивался эгоистически и, в конечном итоге, пришел к "круговому" состоянию, максимальному по величине, и в то же время глобальному, интегральному (∫) по своему качеству. Этот эгоизм сейчас и представляет собой то состояние, в котором мы находимся. Он уже не может расти дальше, он стал глобальным, замкнутым. И поэтому мы совершенно не понимаем, чтó с нами происходит. Это "круглое" состояние нам, эгоистам, индивидуалистам, непонятно.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_04_0 

Мы всегда росли устремляясь вперед. Каждого из нас толкала эгоистическая сила, и мы пытались ее реализовывать. Нам было нормально и хорошо. Еще где-то 50-60 лет назад мы кричали об обществе потребления, о пользе конкуренции и называли это всеобщей демократией.

А сейчас тот же самый эгоизм, достигший огромных размеров на последней ступеньке своего развития, схлопнулся. Он больше не работает так, как раньше, и мы оказались в ловушке. И выход – только в том, чтобы мы поняли, как работает эта интегральная система, эта общая душа.

Что сегодня ощущает человечество в этой замкнутой системе, которая начинает проясняться? Оно ощущает, в общем-то, предчувствует первую ступень общей души, которая здесь должна нам светить, на которой мы уже должны осознать себя соединенными между собой.

Всего на этом подъеме 125 ступеней, и сейчас самая первая из них как бы светит нам издали. Вот почему мы ощущаем наш мир глобальным, интегральным и не в состоянии с ним ничего сделать.

Мы с вами изучаем это в науке каббала: когда два объекта, состоящие из десяти сфирот от Кетэра (К) до Малхут (М), находятся друг под другом, тогда свечение возникает из одного в другой. Когда же один объект "одевается" на другой, рядом стоящий, тогда он светит сквозь него.

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n2_05_0

С одной стороны, мы получаем фактические данные о нашем мире, который сегодня находится в кризисе, и ничего не можем с ним сделать – ведь это светит нам высшая ступень, первая ступень нашей души, то есть общего сосуда. А с другой стороны, мы вдруг оказываемся взаимосвязанными, сопряженными через весь мир: что думают в одном месте, знают и в другом, и в третьем, и т.д. Мы взаимозависимы. Желаем мы того или нет, вдруг обнаруживается, что ни одно звено нельзя выкинуть. В целом же, эта взаимная сеть проявляется или в наложении состояний друг на друга, или в расположении одного под другим.

Как бы то ни было, состояние у нас особое: мы сейчас переживаем этап решения вопроса об общей душе.

Из 2-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек с пистолетом

Тупик эгоизма

Милосердие непреклонного суда

Отличие духовного эгоизма от материального

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 1

Вопрос: При изучении науки каббала растет общий эгоизм. Получается, что мы как бы ускоряем рост эгоизма. И чем дольше мы не объединяемся, тем эгоистичнее становится все человечество.

Ответ: Эгоизм не передается от нас человечеству. Он, действительно, развивается круто, но именно в нас. В той мере, в которой ты стремишься к любви к товарищам, у тебя возникает к ним ненависть и отторжение. А у тех, кто не стремится, ничего не возникает, у них обычные эгоистические земные животные побуждения, не более того.

Если я устремляюсь вперед к плюсу с товарищами и достигаю, допустим, уровня "плюс один", то тут же у меня появляется "минус один". Но если я нахожусь только на материальном, первоначальном, нулевом уровне, – здесь я просто животное. То есть это обычный земной эгоизм.

Духовный эгоизм – это совершенно другое. Он появляется только для того, чтобы подтолкнуть меня к еще большей связи с товарищами в группе. Сначала всё вроде бы нормально, хорошо: "Ребята, объединяемся!" Снимаем помещение, все кипят, все работают. И вдруг, мы не можем смотреть друг на друга. Значит, это уже начинается отрицательная духовная ступень. Это хорошо.

Теперь надо над ней возвышаться, снова подниматься на следующий уровень "плюс два". И появится "минус два". И так постоянно. Без этого зигзага ничего не получится. 

 2012-12-07_rav_lesson_congress_n1_03

Представляете, какой эгоизм есть у людей, которые поднимаются, как ученики Рабби Шимона, которые писали, что готовы сжечь друг друга.

Когда добираешься до этой ступени, то в тебе возникают такие свойства. Поэтому необходимо создавать окружение. Ты не сможешь достичь этой ступени, если вокруг тебя не будет сильной группы, которая станет все это демпфировать, поддерживать и направлять тебя. Она "трясет" тебя, когда надо, чтобы ты опомнился, где находишься, заставляет тебя выполнять свои обязанности в группе, тащит на распространение, будит ночью и т.д. А ты – других. Без этого невозможно.

В самом начале в группе возникает маленький эгоизм. Но если товарищи не слышат этого, если нет рядом с ними кого-то, кто мог бы им помочь – группа рассыпается. Таких много. Я слышу и там, и тут.

Поэтому, с одной стороны, нужно радоваться тому, что появляется серьезный признак духовного продвижения. Это уже духовный эгоизм.

Из 1-го урока конгресса в Новосибирске, 07.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм эгоизму – рознь

Два типа эгоизма

Добраться до настоящего эгоизма

Нет - эволюции в Израиле!

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: В Израиле, на курсах повышения квалификации, преподавателям естественных наук, по распоряжению Министерства просвещения, запретили преподавать школьникам теорию эволюции и развития биологических видов.

Эти темы нужно оставить для самостоятельного изучения, а учащиеся сами должны решить, как им относится к теории эволюции, якобы противоречащей библейской.
"На курсе по ДНК и генетическим цепочкам, нам говорили, что наши гены похожи на гены обезьян и других животных, но при этом подчеркивали, что пользоваться при объяснениях словом "эволюция" нельзя", - рассказывает учительница, побывавшая на курсе.

"Нам рассказывали о генетическом сходстве между гориллой, человеком и бактерией, и даже объясняли, что горилла - наш биологический предок, но при этом открыто говорили, что в классе на уроке говорить об этом нельзя, нельзя использовать слово "эволюция", нельзя приводить в пример сравнение с гориллой. Нам объясняли, что это правило, и постоянно об этом напоминали", - говорит она.

Реплика: "Между каждыми двумя ступенями есть промежуточная, включающая их обе. Например, как говорят исследователи природы, между неживым и растительным уровнями – это кораллы. А между растительным и животным – это некий антропоид, упоминаемый в трактате Талмуда "Килаим", который подобен собаке, растет в земле, его пуповина прикреплена к земле, он питается из земли, а если ему перерезают пуповину, он умирает. А между животным и человеком – это обезьяна".

Это отрывок из книги "Древо Жизни" великого каббалиста АРИ, также приводится в Учении 10 сфирот (ТЭ"С ч.3, гл.5).

Все "святые книги" говорят не о нашем мире, наших свойствах, а о Творце, Его свойствах и как их постичь. Иначе бы эти книги не назывались святые (кадош), т.е. отделенные (от нашего мира, наших эгоистических свойств). 

Человек рождается животным и развивается в своих эгоистических свойствах. Если в нем возникает истинное стремление постичь смысл жизни, это увлекает его к раскрытию Творца, как источника жизни.

Раскрытие возможно только если человек разовьет в себе свойство отдачи и любви к ближнему. Это свойство - подобие Творцу, и в нем человек начнет ощущать Творца. Это свойство и называется душа. Исходя из этого, все люди – животные, кроме исправивших себя с эгоизма (свойство получать, ецер ра) на свойство отдавать (ецер тов). Это исправление достигается правильным изучением и применением Торы. Только для этого она и дана, как сказано: "Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления".

Каббалисты, из раскрываемого ими высшего мира, утверждают, что Тора говорит только о душе. Душа называется Адам, а наши тело, желания, разум – животного уровня. Если мы занимается Каббалой, то развиваем в себе свойство отдачи, подобное Творцу, и эта часть в нас называется "человек". Все прочее в нас – животное, о котором Тора не упоминает вообще.

Эгоизм эгоизму - рознь

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается отличие эгоизма в духовных мирах  от эгоизма, который мы ощущаем в нашем мире?

Ответ: В духовном мире эгоизма нет. Это совершенно другой "эгоизм", не идущий в сравнение с нашим. Там эгоизм является силой, противоположной силе любви, связи, соединения, и проявляется именно в той мере и для того, чтобы человек использовал его как основу для еще большего соединения, еще большей связи.

Тогда как в нашем мире эгоизм является единственной силой всего творения. Это просто материальный эгоизм – как у животных, только более развитый.

Из виртуального урока, 02.12.2012

Мутация эгоизма, убивающего самого себя

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли в нас есть одно желание насладиться и ничего, кроме этого, то мы действуем, как роботы. В тот миг, как нам посветит какое-то наслаждение, мы тут же устремляемся за ним в погоню, а как только ощущаем страдания,  пытаемся от них скрыться. Таково естественное поведение любого создания: неживого, растения или животного.

Обычный человек нашего мира не отличается в этом от животных, так как в нем тоже действует лишь желание насладиться. Только его желание более сложное и запутанное, ведь человек не понимает, откуда оно вдруг приходит.

Животные подчиняются своим природным инстинктам и не поддаются ни на какое внешнее влияние. Человеком же движут такие качества, как зависть, сладострастие, честолюбие. Он впечатляется от окружения, которое может внушить ему всевозможные ценности, идущие против его естественной природы и разрушающие его.

Общество действует не на благо отдельного человека, а на пользу всего эгоистического, изломанного общества. Если один человек – эгоист, то он действует, просто как животное, со своим личным маленьким эгоизмом. Он пытается как можно лучше устроиться в этом мире: построить себе дом получше, с более здоровыми условиями и комфортом. Он старается сделать то, что полезно для его тела.

Так развивались люди в древности. Но после того, как их эгоизм вырос и заставил объединяться друг с другом, чтобы еще больше заработать друг на  друге, это эгоистическое соединение породило такое явление, как "мнение общества". И это влияние окружения стало вредным для каждого отдельного человека, потому что от такого соединения эгоизм не только увеличился, но и приобрел всевозможные искаженные формы, далекие от природы

Это было не естественное, а искривленное соединение желаний. Ведь когда соединяется много эгоистов, их желания противоречат друг другу, и непонятно,  как они вообще могут соединиться. А потому влияние окружения на каждого привело их к таким извращениям естественного природного желания: как зависть, сладострастие, жажда власти и славы.

Так развивалось человечество. С одной стороны, в каждом росло его эго. А в результате искривленного соединения этих эгоистов вместе и под отрицательным влиянием этой общественной системы на каждого, общество развивалось в направлении, обратном от духовного, исправленного состояния, к которому мы в итоге должны прийти в будущем.

Ценности нашего общества уже давно отдалились от естественных человеческих потребностей на миллионы световых лет... В результате, мы все действуем согласно этим искусственным, эгоистическим ценностям, идущим нам только во вред. Но мы вынуждены к ним стремиться, потому что подчиняемся закону влияния окружения на человека.

И вся проблема в том, что это окружение не доброе, а наш совокупный огромный и извращенный эгоизм, прошедший мутации из поколения в поколение. И потому мы даже не понимаем, что он влияет на каждого и воспитывает его в таких направлениях, которые противоположны естественной, правильной форме.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 29.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек с пистолетом

Чем хорош эгоизм?

Объединенные ненавистью

Человек с пистолетом

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли бы мы оставались на неживом, растительном или животном этапе развития, то инстинктивно выполняли бы все законы природы. Однако в нас заложены желания более высокого уровня, и в них мы не чувствуем строго императива, предписывающего действовать именно так, а не иначе. Ясность исчезает.

И особенно это чувствуется в наше время. На протяжении истории человек, живя в обществе, поднимался по тем же уровням: неживому, растительному и животному. Мы развивались постепенно, поэтапно и не очень задумывались над тем, кто мы и что мы, куда мы идем. Различные позывы толкали нас вперед, и все они подводили к одному простому анализу: как извлечь из текущего состояния максимальную пользу для себя? Говоря иначе, человек выполнял законы природы, хотя несколько сумбурно по сравнению с животными, – из-за более сложных условий. Соответственно, умные люди умели использовать эти условия в интересах своего эгоизма, а другие довольствовались "малым наделом".

Однако сегодня мы теряем возможность продвигаться дальше таким образом. Я бы и хотел, как обычно, выбирать для себя лучшее из имеющегося, но эти попытки систематически терпят крах. В моей картине мира словно появился еще один фактор, пока скрытый – как будто кто-то невидимый постоянно вставляет мне палки в колеса. Я хочу наладить финансы, экономику, образование, семью – но ничего не получается. Я в высшей степени рационален, я вооружен научными данными, я прибегаю к помощи специалистов и консультантов – и ничего не могу добиться. Что же происходит?

А происходит то, что нам раскрывается некая новая власть, новый закон, доселе неведомый. И надо бы изучить его, но он "окутан туманом" и не дается в руки. Более того, те его грани, которые постепенно проявляются, мы не хотим принимать. Мы хотим, как и прежде, "делать бизнес" на всем и преуспевать – а вместо этого нас вынуждают согласиться на условие, противное нашей эгоистической природе. И условие это таково: вы взаимосвязаны, и если вы принимаете решение, оно должно идти во благо всем. Здесь мы останавливаемся, не зная, как быть, и поднимаем руки. 

Вот такая ситуация сложилась сегодня. Подобно египетским изгнанникам, над которыми "встал новый царь", мы чувствуем, что над нами установилась новая власть. Раньше эгоизм вел нас вперед "через тернии к звездам", мы покоряли природу и космос, угождали себе множеством разных способов – и вдруг отчаялись во всем этом. Уже несколько десятков лет былые цели нас не влекут. Почему? Потом что какое-то чутье подсказывает нам: здесь не будет компенсации нашему эгоистическому желанию.

Я словно собираюсь заработать миллион, но на пути у меня стоит человек с пистолетом.

– Ты заработаешь миллион, – говорит он мне. – Но себе оставишь только тысячу, а всё остальное принесешь сюда.

Я должен приложить усилия на миллион, а получу жалкую тысячу – "на покрытие расходов". И мое желание не дает мне достаточно энергии для работы.

Что же делать? Или меня принудит страх, или в человеке с пистолетом я должен увидеть своего лучшего друга, самого дорогого, самого близкого. Тогда я буду готов получить тысячу на покрытие базовых нужд, а всё остальное с радостью оставлю ему. Более того, я скажу ему:

– Спасибо! Без твоего пистолета я бы и дальше продолжал тешить свою корысть. А так я пришел к чему-то новому и рад передать тебе заработанное – ведь тем самым я становлюсь еще ближе к тебе и к новым целям, которые мне открываются.

Человек должен многое пройти, чтобы осознать эту ситуацию…

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 22.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желаю нам легкого рождения!

Всё против нас

Проблемы конечного развития

Будущее в сверхчеловечности

каббалист Михаэль ЛайтманМнение (С. Фуллер, проф. социологии, универ. Уорвик): Теоретически марксизм выдвинул светскую материалистическую концепцию становления человечества: сложное, прогрессирующее и бесконечно продолжающееся взаимодействие труда, сознания и общественных отношений, которые уходят своими корнями во взаимоукрепляющее совместное развитие рук, мозга и языка.

Стремления миллионов простых людей, которые верили в социализм, были довольно скромными: занятость, соцобеспечение, бесплатное образование и здравоохранение.

Реплика: Впервые в истории человечества, мы можем сами заранее выбрать один из двух путей нашего развития к установленному природой состоянию полного равновесия. Нам дано увидеть наше будущее состояние, именно потому, что оно противоположно нашей эгоистической природе. Если бы оно было согласно нашей природе, мы бы просто автоматически двигались вперед, как в течение всей нашей истории, подталкиваемыми нашим растущим эгоизмом.

Именно противоположность нашей эгоистической природы следующему альтруистическому состоянию человечества останавливает нас в переходе к этому состоянию. Давления на нас, эгоистов-индивидуалистов, со стороны интегральной, единой, альтруистической природы будет неумолимо возрастать, рождая кризисы и катаклизмы, которые подтолкнут нас разобраться в причинах страданий и принять достижение равновесия с природой, достижения единения между собой и с ней, как вершину нашего развития.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рождение нового

Будущее – за доброй взаимосвязью

В тисках всеобщей взаимосвязи

Эгоизм в помощь любви к ближнему

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Что бы вы выбрали:

- заработок в 50.000 долл./год, при том, что окружающие зарабатывали бы по 25.000, либо заработок в 100.000, но с тем, что у других доход поднялся бы до 200.000?

- среднее образование для себя и неполное среднее для окружающих, либо колледж для себя и университет для других?

- IQ 110 для себя и 90 для других, либо 130 для себя и 150 для остальных?

В подавляющем большинстве случаев люди выбрали вариант, который давал бы им лучшие позиции по сравнению с другими.

Вывод: То есть человек готов отказаться от денег, образования, ума – чтобы только у других их было ещё меньше! Такова наша природа – мы все воспринимаем и оцениваем в сравнении с окружением. Поэтому, чем лучшее окружение мы выбираем, тем лучшим параметрам мы завидуем, тем к большим достижениям мы можем прийти. Против природы идти бесполезно. Надо только научиться правильно использовать все, что она в нас вложила.

Как возможно с такими эгоистическими свойствами достичь интегрального взаимодействия, братского участия, любви к ближнему – того, что требуется от нас сегодня на раскрывающемся новом этапе развития человечества?

Именно поэтому каббала обучает нас, как организоваться в небольшие группы и создавать из них интегральные сообщества, подобно соединению групп клеток в органы тела, а затем соединения между группами в системы, как в живом организме, вплоть до соединения всех в единый организм – Адам.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Источник бесконечных ресурсов

Почему зло привлекает

Анатомия эгоизма

Даже дети держат репутацию

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (Йельский университет, США) : Дети не демонстрируют принципиальных отличий от стратегий поведения взрослых. Детям раздали наклейки и разрешили отдать часть сверстникам. Когда рядом никого не было, дети вели себя прижимистее, они оставляли себе больше наклеек, когда подарок можно было передать в непрозрачной коробке.

В целом все показали себя крайними эгоистами. Только когда детсадовцы видели своих партнёров и отдавали им наклейки в прозрачных коробках, они делились по максимуму. Дети выглядели более великодушными, когда видели, что за ними наблюдают.

Реплика: Ну что ж, дети как люди, природа не меняется, а только развивается и приспосабливается. Осознавая ее зло разумом или страданиями, исправить ее, в любом случае, нам придется самим! Каббала призывает сделать это быстро и легко – методом "Ахишена".

Давайте обсуждать нашу природу, раскрывать ее порочность, обнажать свои естественные мысли и желания. Вплоть до осознания их как единственное зло в мире. Настолько большое, что оно именно убивает нас. В осознании нашего общего зла мы обнаружим его создателя – Творца, раскроем, как к Нему обратиться, чтобы Он исправил то, что создал. Знакомству с нашей природой, как со злом, помогает изучение основных статей Бааль Сулама.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Скорость распространения альтруизма и эгоизма в обществе одинакова.

Эгоистическое противоборство

Анатомия эгоизма

Чем хорош эгоизм?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем хорош эгоизм и как его использовать на благо?

Ответ: Эгоизм хорош тем, что это единственная имеющаяся у нас энергия. Это то, что подталкивает нас вперед, растит нас. Это то, что в течение эволюции всё время поднимало нас от животного уровня к нынешнему.

А сегодня мы находимся в такой точке конвергенции, когда мы, в общем-то, меняемся. Мы начинаем понимать, что эгоизм в прошлом виде, в котором мы его применяли, себя отжил. Мы не можем больше с ним работать, вот он и показывает нам сегодняшний кризис.

Это кризис бывшего эгоизма, когда мы им пользовались, и казалось, что всё хорошо, всё нормально, и можно так продолжать до бесконечности. Но вдруг обнаружилось, что он замкнулся, свернул нас в одну единую систему – полную взаимозависимость.

А если мы полностью зависим друг от друга, как же мы можем использовать свой эгоизм? Мы постепенно становимся, как одна семья, где  все зависимы друг от друга, и я уже должен использовать свой эгоизм, принимая во внимание мою зависимость от всех остальных. Значит, в таком виде я должен его использовать по-другому, то есть уже интегрально – в соответствии с эгоизмом всех остальных.

Получается, что мы должны начинать использовать наш общий эгоизм: складывать его вместе и приподниматься над ним, чтобы наша общность, связь, поддержка были выше, чем наш личный эгоизм, – делать его общим, общественным, групповым.

То есть у нашей группы должна быть какая-то общая цель, и эту общую цель мы должны достигать, подталкиваясь к ней каждый своим индивидуальным эгоизмом. Тогда мы всегда будем нацелены на общую цель, на общую связь, и в итоге начнем измерять свой успех мерой нашего соединения. Это очень важно. Поэтому эгоизм не отменяется, а просто используется таким образом, каким сегодня он и проявляется в человечестве, то есть интегральным.

Из виртуального урока, 21.10.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желательная цель

Интегральное обучение и другие методики

За пределы эгоизма

Объединенные ненавистью

каббалист Михаэль ЛайтманЧтобы избавиться от бед человечества, нам надо установить связь с общим, изначальным помыслом, который приводит в действие всю природу. И осуществляем мы это "внутренними инструментами", через правильную взаимосвязь между людьми.

Сегодня своим разумом, направленной силой своего желания мы излучаем вокруг себя "волны" дурного влияния – настоящие "вирусы" властолюбия, эксплуатации других и пр. Переходя от одного к другому, эти "вирусы" вызывают различные негативные явления. Я заражаю других, а потом эта зараза возвращается ко мне, многократно преумноженная. В итоге все страдают в общем "холерном бараке" – в человечестве, пронизанном сетью взаимной ненависти.

Такова система в ее нынешнем виде: ненависть, соперничество, зависть, вожделение, тщеславие, властолюбие, вечный позыв использовать что бы то ни было себе на пользу.

Что же делать? Искать способы обратить эту систему в противоположность – по принципам: "не делай другому того, что ненавистно тебе" и "возлюби ближнего, как себя". С помощью правильного учителя и правильного окружения ты начнешь менять свои мысли, обращая их на добрую взаимосвязь, на благо мира. И эти мысли волнами начнут расходиться вокруг – на этот раз в качестве полезных "вирусов".

Почему "вирусов"? Потому что они проникают в других без их ведома. Ты словно управляешь окружающими своим добрым мысленным настроем, и он меняет их к лучшему, а не к худшему.

Так ты оздоровляешь мир. Ведь в тебе теплится частица той "искры", которая дала начало Вселенной, – и ты становишься ее "представителем", ты приводишь ее в действие. Она задействовала человечество – а теперь человечество задействует ее, использует этот свет, эту Высшую силу. 

Вопрос: Способны ли полезные "вирусы" пробить мою эгоистическую защиту и превратить меня в альтруиста?

Ответ: Нет, это только полдела. Никто не лишает тебя свободы воли. Внешние мысли, подкрепленные другими факторами нашей взаимосвязи, такими как СМИ, родственники, знакомые и т.д., не принуждают тебя, а только помогают прийти к решению. Они несут положительное влияние, и постепенно, из разных мест, доносят до тебя весть о том, что корень всех наших проблем, будь то экономика, экология, финансы, здоровье, разводы, наркомания, самоубийства, кровяное давление, диабет и т.д. – кроется в человеческой взаимосвязи. Она разбалансирована: все хотят обирать друг друга, хотя должны, наоборот, поддерживать равновесие между собой.

Эта весть исподволь проникает в тебя, а затем ты получаешь какой-то удар – скажем, проблему с личным бизнесом или болезнь. А может быть, твои дети запутываются в сетях наркотиков и проституции. Есть достаточно возможностей затронуть тебя за живое. Причем, как правило, такие проблемы деньгами не решишь.

И тогда ты задумываешься о своей жизни: "Как же мне ее исправить? Чем сбалансировать нагрянувшие беды? Как подсластить ситуацию?" Постепенно ты начинаешь понимать, что истинная причина происходящего – общий дисбаланс в человеческом обществе. А значит, надо формировать равновесие.

Вопрос: Допустим, вы "бомбардируете" меня полезными "вирусами". Но ведь я и сам произвожу "вирусы" – эгоистические. Так почему же ваши окажутся сильнее?

Ответ: Потому что мы заодно с Природой. Существует общая программа – и мы реализуем ее, способствуем ей. Нам легко, ведь мы действуем сообразно с высшим механизмом. А ты, наоборот, идешь против него, против течения. И потому с каждым днем твои проблемы "крепчают", пока ты полностью не обанкротишься.

В конечном итоге, если выражаться терминами этого мира, мы должны прийти к целостной системе, к равновесию между нами и всей         природой – неживой, растительной и животной. Две силы – негативная и позитивная – должны объединиться во мне на всю свою высоту, в равновесии и взаимной поддержке. Они не нейтрализуют друг друга, оставляя меня посередине – нет, я использую их обе во благо, на отдачу ближнему. Это и есть настоящее равновесие.

Тогда я стану подобным изначальной "искре", осознанно включусь в общую программу природы и вернусь к корню – к отдаче и любви.

Вопрос: Может ли эта любовь уже сейчас помочь нам справиться с бедами и проблемами?

Ответ: Конечно, ведь она содержит в себе ненависть – не устраняет, а именно содержит.

Сначала я раскрываю в себе эгоизм, зло во всю его высоту – т.е. желание использовать ближнего ради собственной выгоды. Я хочу извлечь из других максимум возможного, и это помогает мне понять, прочувствовать их в полном объеме. В идеале, я должен узнать их досконально, до последней клеточки – чтобы мастерски высосать из них все соки, исчерпать до дна, а затем выбросить за ненужностью. Вот, оказывается, к чему стремится эгоизм. Если бы не он, я не мог бы налаживать связь с кем бы то ни было. Он помогает мне "проглатывать" других, познавая их полностью.

Теперь же я, наоборот, хочу помогать тебе, делать тебе подарки. И разве мог бы я в этой отдаче обойтись без эгоизма, который обеспечил столь близкое знакомство с тобой? Фактически, я продолжаю использовать все "вирусы", но уже обращая их в добро. Злое начало становится добрым.

Тот же процесс мы наблюдаем сегодня в масштабах всего мира, который стал интегральным именно посредством эгоизма. Мы обнаруживаем неразрывную и в то же время негативную взаимосвязь, которая буквально разрушает, убивает нас. Евросоюз разрывается на части, но не может распасться. Мы хватаемся за голову, но деться уже некуда: оборвать нити не получается. И выход только один – исправить нашу взаимосвязь, раз уж от нее не уйдешь.

Из 81-й беседы о новой жизни, 10.10.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Неужели микробы умнее нас?

Корень всех болезней

В унисон с миром

Страница 68 из 94« Первая...6667686970...Последняя »