Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Повернуться лицом к высшему

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Статья в завершение Книги Зоар": В духовном время дарования отделено от времени получения. Вначале Творец дарует нечто получающему, но этим ему предоставляется лишь возможность получить.

Вопрос: Как разглядеть эту возможность и как правильно использовать ее?

Ответ: У такой возможности есть несколько признаков, и первый из них – когда меня не оставляют в покое. Ведь если я не просыпаюсь, то какая же это возможность? А просыпаюсь я обычно только в кафе, или в баре, или во время футбола по телевизору… Разве могу я пробудиться к исправлениям, если вся моя природа – это эгоистическое желание наслаждений? И потому меня будят бедами – направленными, особыми, качественными.

Простых ударов судьбы за тысячи лет развития человечество получило предостаточно. Если бы все они пришлись на одно поколение долгожителей, можешь себе представить, какое жалкое зрелище они бы собой представляли. Вот почему мы кругообращаемся из поколения в поколение – чтобы прийти именно к качественным ударам. 

Сегодня у меня есть пища, одежда, жилье. Каждый из нас живет лучше чем жили короли пятьсот или тысячу лет назад. Холодильник, кондиционер, микроволновка, мобильник, автомобиль или, на худой конец, общественный транспорт – таковы атрибуты современной жизни. Весь мир передо мной. А ведь еще недавно, в историческом масштабе, даже Европа выглядела совсем иначе: люди жили в ужасных условиях и практиковали невообразимые сегодня социальные отношения.

Вот и выходит, что мы, относительно, обеспечены. Но все же чего-то недостает. Чего?

Радости, цели в жизни. Для чего я живу? Вот такой парадокс: у меня есть все блага, но я едва ли получаю удовольствие от жизни.

Раньше всё было наоборот: дай человеку килограмм хлеба на каждый день, и он не захотел бы ничего больше. Имея такое "счастье", он лежал бы весь день без дела. Ну а сегодня люди лежат, опустошенные изобилием. Вот что такое качественные удары. Отбившиеся от рук дети, разваливающаяся семья, страхи и волнения, путаница – чего только человек ни делает, чтобы сбежать от этого, но бежать-то некуда.

А с другой стороны, весь мир сегодня "стягивают" единой сетью, и вот уже мне приходится переживать за Нью-йоркскую биржу, за европейский урожай, за дожди в далеких регионах, за конфликты в чужих странах… Будучи связан со всеми и зависим от всех, я постоянно испытываю давление и беспокойство, я просто вынужден заботиться о том, что происходит с другими людьми.

В итоге все мы испытываем особые, направленные несчастья, которые формируют в нас один вопрос: "Для чего я страдаю?" Бааль Сулам сформулировал этот вопрос несколько иначе: "Кто наслаждается происходящим, или кого я наслаждаю?" И ответа нет – вот в чем беда.

А вообще, текущий период представляет собой "обратную сторону" эпохи Машиаха. Ведь прежде всего, надо раскрыть желание, потребность, и потому свет приходит через "черный ход", сзади – а я должен обратить его так, чтобы он светил спереди. Рабаш пишет об этом в статье "Включение свойства милосердия в свойство суда": высший кажется мне чем-то мрачным и отталкивающим – до тех пор пока я не поднимаюсь "выше знания" и не начинаю раскрывать его, приобщаться к нему. Я обращаю в противоположность себя (или его в своих глазах), и тогда мы с ним обращаемся лицом к лицу.

Однако пока что он светит мне через обратную сторону, и она вызывает беды, от которых я постепенно перехожу к верному подходу, выстраивая в себе сосуд.

Так мы проходили все ступени, все исторические этапы. Любое состояние, как пишет Бааль Сулам, сохраняется, пока не станет нестерпимым, – тогда мы разрушаем его и строим что-то новое.

Только на этот раз нам не надо ничего разрушать и строить в плоскости этого мира, а надо осознать, "переварить" происходящее, изучить текущую ситуацию, понять, постигнуть ее, а главное – уразуметь, что все изменения должен осуществлять высший. И не потому, что сами мы бессильны. Ведь и раньше всё делал он – но без нашего ведома. А сегодня от нас требуется осознание, и потому я должен отдать себе отчет в каждом действии свыше, я обязан сам вызвать его, попросить о нем, поблагодарить за него – и так постоянно сопровождать все шаги высшего.

Это и есть "работа на Творца": я позна́ю Его, начинаю сливаться с Ним. Таков последний период нашего развития: на всех его этапах мы познаём Творца, больше и больше, пока не объемлем всё. Говоря иначе, мы увидим в итоге, что изначально все события, включая "негативные", Он приготовил и осуществил лишь затем, чтобы мы познали Его. Это познание невозможно без моего предварительного участия – и именно относительно этого участия я пребываю в сокрытии

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 11.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Получайте инструменты и не ждите поблажек

О вручении и получении

Милосердие непреклонного суда

Бизнес на пороге крутых перемен

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как вы можете охарактеризовать современный бизнес?

Ответ: Дело в том, что бизнес уже не может оставаться таким, каким был раньше, когда и работник, и работодатель стремились заработать, и обоюдно помогали друг другу – они знали, что их совместное предприятие принесет им прибыль. Даже если эта прибыль была для них неравнозначна, они оба все-таки были заинтересованы в ней.

Сегодня работодатель хотя и думает о прибыли, но уже не получает от нее того удовольствия и наполнения, которое было раньше. Это больше связано с давлением окружения, с потерей былого интереса к работе, с тем, что в наше время вообще пропадают какие-либо внутренние наполнения.   

То же самое происходит и с работником. Он крутится, делает все, что нужно, но не чувствует, что сама работа приносит ему удовлетворение. Раньше большинство людей были довольны своей работой и занимались ею с вдохновением и энтузиазмом, ведь человек не был настолько эгоистичен.

Все мы развиваемся в общей струе человечества в соответствии с ростом эгоизма, который из века в век постоянно увеличивается в нас. 

Человек – это особенное животное, в котором из поколения в поколение проявляется новый эгоизм. И поэтому дети не понимают родителей, а родители – детей, чего нет у животных. В животном мире развитие эгоизма практически отсутствует. Сравните любое животное с тем, каким оно было тысячу лет назад – разница невелика, в то время как люди все больше и больше не понимают друг друга, даже в соседних, сопрягаемых поколениях. 

Причем рост эгоизма происходит скачкообразно, по экспоненте. От медленного развития, продолжавшегося в течение тысяч лет, он внезапно резко пошел вверх в эпоху средневековья.

Пока эгоизм просто поднимался вверх, всем было хорошо – была общая заинтересованность в том, чтобы его наполнять и как-то с ним работать. А начиная с 50-х годов прошлого века, интерес стал убывать: закрыли космические программы, наметился кризис во всех областях науки, техники, кризис в семье, в культуре, в образовании – во всех сферах деятельности человека. То есть наш эгоизм вдруг стал нам совершенно непонятным. Неожиданно мы потеряли точные ориентиры в жизни.

Это объясняется тем, что эгоизм стал интегральным. Вместо того, чтобы расти линейно, он вдруг закруглился, и мы не понимаем, как с ним работать.

Из ТВ программы "Кадровые секреты", 03.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Интегральность, от которой никуда не уйти

Без интегральности нет гармонии

Бизнес в интегральном мире

Интегральность, от которой никуда не уйти

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что такое "круглый" эгоизм

Ответ: В настоящее время все человечество стало общей глобально взаимосвязанной системой. Во всем проявляется наша зависимость друг от друга: в бизнесе, культуре, общении, политике, экономике. Но мы не умеем с этим работать, потому что сами по себе мы – маленькие индивидуальные эгоисты. И сейчас, когда мы входим в эту новую систему, мы не понимаем ее законов, потому что переходим из линейной, дискретной системы в аналоговую.

В дискретной системе все зависит только от меня, от моих действий, а во взаимно замкнутой, взаимозависимой системе от меня мало что зависит. Получается, что, относясь линейно, прямо, дискретно к моему предприятию, к бизнесу, я вижу себя зависящим от множества факторов и не могу их все просчитать.

Поэтому собираются всевозможные саммиты G8, G20 – политики, экономисты, финансисты – и не могут найти никаких действенных решений для продолжения нормальной работы всей системы. Ведь законы, с которыми мы вдруг столкнулись в нашем развитии, стали интегральными. 

Аналоговая система отличается от дискретной системы тем, что в ней все факторы зависят друг от друга. А мы не умеем принимать во внимание такое множество данных, потому что внутри себя мы не такие, мы еще не взошли на этот уровень. Поэтому мы потеряли вожжи, руль, возможность управления, и мир вокруг нас становится неуправляемым, – мы не знаем, куда нас точно несет. Нет четкого входа-выхода, есть только какие-то совершенно не предусмотренные нами следствия. И жить в таком мире, конечно, очень тяжело.

Поэтому надо думать о том, как мы сможем все-таки приспособить себя к этому новому состоянию, к новой системе, в которой мы вдруг оказались. Ведь это следующий уровень нашего развития, которого никогда не было в истории человечества. Но сейчас – это уже данность.

Из ТВ программы "Кадровые секреты", 03.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Бизнес на пороге крутых перемен

Без интегральности нет гармонии

Разрозненные части в целостной системе

Хотели как лучше, а получилось…

каббалист Михаэль ЛайтманСовременные проблемы упираются в наши взаимоотношения. Нет сомнений, что мы правильно выстраиваем системы человеческого общежития, и нет сомнений, что мы неправильно их используем. И причина – в нашем неверном отношении друг к другу.

Казалось бы, созданы такие замечательные и необходимые всем системы: здравоохранение, образование, национальное страхование и пр. Но итоги плачевны. Например, чем больше мы потребляем лекарств, тем лучше здравоохранению и фармацевтической индустрии. Прибыли растут, государственная казна получает больше налогов. "Желаем тебе болеть побольше".

Не отстает и пищевая промышленность: чем больше мы будем есть, тем ей выгоднее. А обилие нездоровой пищи опять-таки ведет к болезням. "Так будь же обжорой и лакомкой, покупай больше продуктов, помогай экономике".

Системы хороши, но применяем мы их во зло человеку. Банки, по идее, должны гнать "кровь" по всей системе, но вместо этого они высасывают кровь из системы. Военная промышленность обеспечивает рабочие места и научно-техническое развитие, но всё это реализуется в вооружениях, которые когда-то, в конце концов, надо пустить в дело. Как следствие, не прекращаются войны и конфликты. 

Вот и выходит, что мы создали нужные вещи, правильные системы и механизмы, но используем их всё более разрушительным образом. Возникают круги, которые, по сути, заинтересованы в том, чтобы человек страдал, болел и влачил жалкое существование. Сама система словно обязывает к этому.

– Надо увеличивать спрос, а не то всё остановится! – пугают нас экономисты. Но человек-то уже не хочет продолжать эту гонку, внутренне он отчаялся в такой жизни, и не находит удовольствия в покупках, даже если у него есть деньги.

Наше эгоистическое желание уже перешло на следующую ступень, и трава на лужайке соседа больше не кажется нам зеленее. Желание переменилось, пускай и не у всех, но процесс идет. Мода, соблазны, стимулы, наживки – всё это проходит.

Что же дальше? Неужели мир и вправду остановится? Нет. Просто завершается капитализм, он больше не работает, и в ближайшие годы мы увидим это. Речь идет о естественном, неотвратимом процессе.

Вопрос: Как такое может быть: система выстроена правильно, а используем мы ее неверно?

Ответ: Сказано: "Творец создал человека прямо, но люди пустились в многочисленные расчеты". Прямота оборачивается разбродом во всех направлениях. Однако и это, разумеется, включено в программу Природы – для того чтобы мы осознали зло и сами выровняли, "выпрямили" себя.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 07.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Инерция мышления

В капкане индустриального рабства

"Капитал": возвращаясь к недосказанному

Эйнштейну и не снилось

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как в интегральном обществе достигается сохранение индивидуальности?

Ответ: Эгоизм не умирает, он все время подпитывает "мы", и ваше "мы" постоянно растет. Тогда вы и обнаружите, что ваш эгоизм продолжает расти.

В итоге общего эгоистического развития в течение тысяч лет мы вышли на определенный уровень насыщения и закруглились. И вот мы уже общество, которое не хочет ни о чем думать; общество, где властвуют наркотики и развлечения, и ничего нам больше не надо.

Как только вы начинаете ощущать интегральное общество, включаться в него, возникает новый вид эгоизма – "круглый" эгоизм, который развивается от того, что ваш индивидуальный эгоизм подталкивает его наверх, на следующий уровень.

Сегодня многие ощущают утрату своей индивидуальности, потому что природа ее аннулирует, и в итоге получается, что люди растеряны, не знают, кто я, что я, для чего и зачем. Сегодня они уже не могут себя реализовать, как это было в прошлом, до закругления эгоизма – сегодня им не в чем себя реализовывать. 

Поэтому поколение последних 40-50 лет считается потерянным поколением. Оно называется так, потому что эгоизм не развивается – люди не испытывают необходимости заводить семью, рожать детей. Зачем мне куда-то стремиться, строить какие-то планы, осваивать другие планеты – что там есть? Пропало желание, эгоизм перестал развиваться, он стал круглым. 

Начните адаптировать себя в этой новой форме эгоизма – и вы увидите, как он станет расти в вас, но в круглой форме, т.е. круг начнет расширяться или подниматься. Это следующий наш этап. Иными словами, форма эгоизма стала другой – глобальной, интегральной, но дальнейший рост будет продолжаться, и он будет прекрасным.

Мы начнем видеть в природе совершенно новые силы, новые взаимосвязи, постигать природу, и вдруг обнаружим такие поля, такие законы, такие формы, которые Эйнштейну даже не снились.

Через новый аппарат чувства и разума человек начнет ощущать всю природу холистически, видеть ее во всем многообразии, ощущать в ней управляющие всем силы, т.е. ту сеть сил, которую обнаружит через себя. Ведь внутри себя он создаст ее аналог общей природе, начнет проникать во все ее слои. Это совершенно новая наука, о которой немного пишут сейчас, как о следующем внутреннем этапе развития. 

А дальше человечество раскроет для себя этот этап развития. И когда оно начнет альтруистически развиваться, все больше укрепляя взаимосвязь между собой, внутри которой происходит постепенное объединение, взаимопроникновение, понимание, продолжающееся до тех пор, пока эта общая сеть взаимосвязи не превратится в абсолютно аналоговую связь, – тогда мы потеряем чувство времени.

Это выход в силовое пространство – туда, где существуют разум и чувства, а материи нет. Она и сейчас ощущается нами только в наших эгоистических органах восприятия. Как только эгоизм полностью перейдет в альтруизм, в полную взаимосвязь между нами, исчезнет ощущение существования материи.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд на мир сквозь очки интегральности

Личность, которой не было в природе

Индивидуальность – во включении во всех

Новый тип эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сейчас формируется новый тип человека с новым типом эгоизма?

Ответ: Да, потому что человек начинает понимать, осознавать, что одному ему дальше не прожить, что он зависит от всех. Так же как в семье. Внутри семьи мы эгоисты-альтруисты или эгоисты-интернационалисты.

Но разве это плохо?! Мы нашу природу не меняем, а ставим ее на службу семье. Или на службу человечеству. Назовите это "общечеловеческий эгоизм".

Я расширяю свои чувства, свои органы постижения до размера семи миллиардов людей. Я начинаю их ощущать как самого себя, видеть сквозь них, из них, изнутри них. Я начинаю ощущать их, как своего больного дедушку, как маленького сына, которому нужны учебники и ботинки, как жену, которая хотела купить себе платье или необходимые продукты питания и т.д., – я всё это ощущаю как свое. То есть я соединяюсь с их желаниями, с их надеждами, с их болью. Я становлюсь обобщенным образом человечества – я один. И так каждый.

Вопрос: Оставаясь при этом эгоистом?

Ответ: Исходя из эгоистической необходимости существования. Иначе мир прекратится.

Из ТВ программы "Интегральный мир", 27.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Понять законы природы

От интегральности в ковчеге не уплывешь

В диссонансе с новой реальностью

Компьютеры затмили интерес детей к традиционным игрушкам

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Американские психологи бьют тревогу. Современные детишки все чаще отказываются от традиционных игрушек в пользу компьютеров, причем начинается этот процесс уже в самом раннем детстве, такая тенденция наблюдается во всех развитых странах. Такая тенденция разоряет производителей традиционных игрушек. Надо ли так рано приучать детей к компьютерным технологиям, погружать их в виртуальный мир?

Психологи предупреждают, что счастье заключается в нормальном общении с ребенком, совместном с ним времяпрепровождении и потому советуют родителям больше времени проводить с ним.

Реплика: Мы сделали свою жизнь такой, что у нас нет времени на детей, мы толкаем их к компьютеру. Если бы не угроза разорения производителей и продавцов обычных игрушек, никто бы этот вопрос не поднимал. В интегральном воспитании, которое предлагает каббала, основной упор делается именно на общение между детьми и на беседы с воспитателем, экскурсии, игры – и только вспомогательная роль отводится работе с компьютером.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимосвязь, влияющая на счастье

Компьютеры вместо учителей

Кризис семьи

В диссонансе с новой реальностью

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Раньше человечество как-то регулировало свое зло, а в наше время складывается впечатление, что зло выпущено на свободу…

Ответ: Мы развивались по восходящей, наш эгоизм рос с годами, пока не "закруглился". Раньше мы всегда знали, чтó с ним делать, как компенсировать. Раз за разом он подталкивал нас вперед, к новым достижениям. Мы всегда уживались с ним: строили, придумывали, добавляли что-то. Желание толкало нас всё дальше – и мы приходили к наполнению. А если не могли достичь его напрямик, то устраивали революции.

Текли века, рабовладельческий строй уступил место феодальному, средневековье сменилось капитализмом, и в итоге мы подошли к последнему этапу – коммунизму. Ведь в "закругленном" состоянии не может быть ничего, кроме взаимосвязи на основе поручительства.

2012-12-21_rav_bs-ashalom_lesson_n3_01_0  

Здесь надо сказать, что желание каждый раз пробуждает Творец – и творения каждый раз получают от этого желания силы и разум для реализации. Стыки эпох и особые моменты характеризуются революциями, поскольку такие переходы возможны только посредством бед, драматических перемен.

Так вот, сегодня, на текущем рубеже, мы должны поступать сообразно с новым управлением. Все наши старые подходы и методы не сработают – они были хороши до того момента, пока мы не начали "закругляться", а теперь мы будем получать удары, поскольку не приводим себя в соответствие с происходящим.

Это не чьи-то инсинуации, а естественный ход вещей: если ты не соответствуешь внешним условиям, нечего винить кого-то в последствиях. Например, какой смысл упрекать других, если ты вышел на зимний холод без теплой одежды? Точно так же сегодня мы вступаем в новый мир, не адаптировавшись к нему.

В современную эпоху уже на научном уровне ясно, что нам требуется более высокий уровень единства, сплочения, сотрудничества. Но мы остаемся какими были и потому не годимся для новой реальности, для силы управления, замкнувшей нас в "круглую" систему. Вот уже больше ста лет ученые и специалисты пишут об этом – так кто же виноват, если мы не слышим?

Это расхождение с изменившимися условиями будет стоить нам глобального банкротства, системного краха, а то и мировой войны. А как иначе, если мы упрямо не желаем настраиваться на единение, которого требует сложившаяся ситуация? Мы похожи на человека, который, убив своих родителей, просит суд о снисхождении, поскольку он круглый сирота.

Так вот, пора адаптироваться к глобальному миру, тем более что он будет "закругляться" всё больше и больше. Невозможно и дальше продолжать жить по-старому. Единственный путь сегодня – объединение, сообразно с миром, который на глазах становится единым целым.

Из урока по статье "Мир", 21.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что происходит с нашим миром?

Все стремится к интегральности. А человек?

Кризис несоответствия Природе

История эволюции эгоизма (клип)

Эпоха осознанных действий

каббалист Михаэль ЛайтманНовосибирский конгресс, урок 5

Мы прошли очень интересный этап общечеловеческого развития.

Эволюционируя на протяжении десятков и даже сотен тысяч лет, человечество подошло к концу своего развития. В наше время мы ощущаем это как глобальный кризис, который является не просто отдельным переходом с одной технологической, политической или общественно-экономической формации на другую, а чем-то совершенно новым!

Поэтому у нас нет никаких предположений, что это за новый мир, новый строй, новое состояние. Их невозможно увидеть в нашем эгоизме, поскольку они должны проявиться уже в совсем другом свойстве – свойстве отдачи. Впервые в истории человечества над нами будет произведено такое изменение, такой фазовый переход, и мы должны будем его пройти. 

Развиваясь в течение сотен тысяч лет, человечество дошло до полного эгоистического созревания, и если плод вовремя не употребить, он начнет гнить, – к этому этапу, называемому в каббале "осознание зла",  мы сейчас подошли.

Отрицательные состояния вынудят нас перейти к исправлению либо страданиями, либо осознанным путем.

Если до сегодняшнего дня человечество развивалось автоматически, инстинктивно подгоняемое изнутри эгоизмом, и не было со стороны людей, практически, никаких свободных действий, а каждый действовал неосознанно в силу своих желаний и возможностей, раскрывающихся под давлением внешних сил, то сейчас – нет.

Исправление должно быть осознанным. То есть сначала идет осознание действия, причем действия против себя, иначе это будет опять автоматическим эгоистическим действием без нашего участия, ведь дальнейшее наше развитие строится только выше эгоизма, вопреки ему. Здесь мы должны развивать свою вторую надэгоистическую, альтруистическую составляющую, и двигаться вместе.

Мы прошли определенный путь в нашем эгоистическом развитии, и сейчас этот этап завершился. Начиная с XXI века, эгоистическое и альтруистическое развитие должны идти параллельно. 

Верхняя составляющая (см. рис.) – это наши усилия, нижняя – путь, по которому Творец толкает нас вперед, вызывая в нас строго определенные действия, и совершенно не обращая внимания на наши реакции.  Так мы развиваемся.

2012-12-07_rav_lesson_congress_n5_01 

И дальше природа/Творец будет толкать нас вперед, только уже с учетом наших усилий.

Из 5-го урока конгресса в Новосибирске, 09.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Решающий момент истории

Рождение нового

Что из нас произрастет?

Изменения климата создали человека

каббалист Михаэль ЛайтманСообщение: Климат создал человека за 200 тысяч лет. Пять резких изменений климата, произошедшие в течение всего 200 тысяч лет, заставили наших предков покинуть "колыбель человечества" в Восточной Африке, в знаменитом ущелье Олдувай, где возник человек. По сути, ученые нашли своего рода климатический календарь. Леса сменялись саваннами, а саванны – лесами.

Смены климатических зон происходили очень быстро, в течение 1-2 тысячи лет. Это быстрое чередование климата резко ускорило эволюцию человека и его расселение по территории Африки. Частые смены климата и переходы от одного вида пищи к другой заставили людей приспосабливаться,  выработать механизмы адаптации – появление большого мозга, прямохождения, усложнение социального устройства, использование орудий труда.

Реплика: Вместо того, чтобы пойти по пути своего внутреннего развития, одевать на себя одежду из отраженного света, О"Х, – действуя анти-эгоистически, человек предпочел развитие внешнее, создавать вокруг себя среду, которой он отгораживается от Природы-Творца домами, одеяниями, дворами и стенами.

Сегодня мы обнаруживаем, что такая тактика не привела нас ни к свободе, ни к комфорту, ни к безопасности, а Природа становится все более агрессивной и нам не помогут никакие укрытия. Наоборот, вместо отгораживания от Природы, мы должны изменять себя в подобие ей, изменяя свои желания с эгоистических на отдачу, связь.

Этим мы войдем в гармонию с основным законом Природы, Творцом, и будем воспринимать все Его воздействия на нас, как благо. Т.е. если до сего времени воздействия Природы/Творца приводили нас к отгораживанию от Него, то сегодня мы должны начать приводить себя самих в соответствие с Ним.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хватит грабить планету!

На Земле начинается эра супербурь

Мировую историю творит климат

Коснуться дна – и сразу наверх

каббалист Михаэль ЛайтманНаше продвижение в последние две тысячи лет изгнания носило обратный характер. Народ Исраэля утрачивал то, что было у него на духовной ступени, в Гальгальте вэ-Эйнаим, и всё больше перемешивался с "народами мира", опускаясь на материальный уровень. В каббале этот процесс называется "нисхождением поколений". Речь идет о спуске по ступенькам нашего мира из состояния, в котором еще есть определенная подсветка из духовного, до самого дна, где царит тьма.

Таковы законы Природы: всё зависит от взаимоотношений между светом наверху и решимот внизу. Сегодня, когда спуск закончился и нам предстоит подъем, мы определяем эти отношения, меняя коэффициент в постоянной формуле – иначе говоря, внося между решимот и светом связующее звено – меру подобия свойств.

В изгнании мы не могли это делать, и потому всё происходило в свой срок. Неслучайно каббалисты заранее знали и писали, когда должен завершиться этот этап. Решимот опускались всё ниже, всё глубже в эгоистическое желание, а оно "огрублялось" по мере отягощения сердца

Но сегодня погружение завершается, и мы видим это по окружающему миру: все сферы человеческой деятельности оказались на грани банкротства. Семья, образование, культура, экономика, бизнес и даже религии – всё теперь проникнуто "матерым", "чистопробным", необузданным эгоизмом.

К этому подвели нас два тысячелетия очень тяжелой работы. Мир шел вперед, а Исраэль опускался со своей духовной ступени – и вот, когда мир обрушивается под ударом кризиса, они оказываются "лицом к лицу". Возникла правильная связь, правильное смешение между "народами мира" и Исраэлем, и теперь можно начинать подъем. Нынешняя ситуация в высшей степени желательна и продуктивна.

Из урока по статье Рабаша, 14.01.2013

Шаг влево, шаг вправо – попытка к бегству от реальности

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Изучая природу и себя самого, человек обнаруживает, что он целиком и полностью зависит от генов и окружения. Неопровержимые факты свидетельствуют о том, что реальной свободы воли нет, что все смертны. Однако мы не готовы мириться с фактами, мы игнорируем результаты собственных исследований и предпочитаем жить иллюзиями того, что нам нравится. Как же разрешится этот конфликт?

Ответ: Действительно, мы исследуем многие явления, однако вовсе не обязательно руководствуемся полученными результатами. Ведь есть еще такие вещи как сомнения, верования, убеждения, эгоизм, в конце концов. Пускай даже я неправ, но стою на своем – просто потому, что мне так хочется. Мы знаем это по детям, однако взрослые часто занимаются тем же.

Одним словом, наша жизнь сложна. Но в любом случае, данные честных, обоснованных, проверенных научных исследований надо принимать как факты. Иначе в итоге ты навредишь себе и другим.

С другой стороны, концепции, не проверенные или не подтвержденные наукой, нельзя принимать ни в малейшей степени. 

Вопрос: Выходит, человек – это эгоистическое, нерациональное создание, готовое верить в сказки, если они ему подходят?

Ответ: Действительно, как же так? Неужели я готов идти на поводу у приятных ощущений, даже если они ошибочны? Скажем, я люблю курить, чревоугодничать, заниматься другими нездоровыми вещами. Мне нет дела до пользы и вреда здоровью – пока что я наслаждаюсь, и это главное. Я хочу делать то, что доставляет мне удовольствие; а если потом придется расплатиться за него – так это когда еще будет…

Да, такой подход нерационален. Логически, я должен принимать законы природы и, как машина, соблюдать их, подчиняться им – однако мое желание "всё портит", и вместо этого я делаю то, что мне приятно. Так человек устроен. В противоположность представителям неживой, растительной и животной природы, мы – существа испорченные.

Если бы не наш эгоизм, мы были бы животными, в которых заложена четкая программа, соответствующая внешней природе и не оставляющая им выбора. У них не бывает дилемм: "Сделать или не сделать? Так или иначе? Приятно это будет или нет?" Ими в приказном порядке движут неукоснительные команды – вот и всё.

А вот мы хуже их, мы худшие из всех. Ведь наш эгоизм сбивает нас с курса, заданного законами природы, мешает соблюдать их как должно, не отклоняясь ни на шаг ни вправо, ни влево и точно ступая по тончайшей линии маршрута. Эти законы непреложны, незыблемы, всё осуществляется с бесконечной точностью, однако нас разрушает, сокрушает добавка эгоизма. Мы делаем то, что хорошо для него, – и это всегда против разума.

Так человек и становится "испорченным животным". Все наши надстройки над животным уровнем, с виду такие замечательные – культура, воспитание и т.д. – базируются именно на нашей испорченности. Литература, музыка и прочие вершины духа проистекают из изъянов человека, уже переставшего быть животным. Птицы выводят свои трели не ради прекрасного, а инстинктивно. Но мы – другое дело…

В конечном итоге, все наши дополнения к здравому смыслу, к науке в чистом виде – это дурные добавки. По сути, нам нельзя использовать что бы то ни было, кроме науки. Однако мы используем и другое – что поделаешь. На самом деле, даже воспитание и культура, всё, что не проистекает из инстинктов, как у животных, – это изъяны, или попытки компенсировать их. Мы просто не сознаём, насколько отклоняемся от курса, проложенного Природой, и становимся чуждым элементом, "раковой опухолью", развивающейся в общем теле. В итоге она разрушает сама себя и свое окружение – мы хорошо видим это по своему отношению к экологии. Раковые клетки пожирают тело и умирают вместе с ним. Они не могут остановиться, такова форма их существования. Вот и эгоизм в нас действует точно таким же образом.

Итак, мы должны четко сознавать, где пролегает тонкая линия, грань, перегородка между наукой и "научной фантастикой" – т.е. религиями, верованиями, философскими концепциями, психологическими конструкциями и т.д. Научную сферу нам можно использовать: если мы делаем это точно, "без затей", то не ошибаемся, подобно животным, которых ведут инстинкты. И хотя мы сами открывали всевозможные явления и разрабатывали всевозможные средства на их основе, однако они существуют в природе. Поэтому, если мы подчиняемся законам природы – всё в порядке. В рамках науки – пускай раскрываются.

Если же мы обращаемся к умозрительной сфере, к искусственным теориям и практикам, там всё мнимо и ложно. Нельзя применять их в жизни.

В таком случае, как же нам относиться к душе? Мы не нашли ее научными методами и не воспринимаем ее в органах чувств. Так существует ли она?

Возможно, завтра на этот вопрос ответит наука? Ведь она постоянно выводит из сокрытия нечто новое, а также исправляет изъяны, модернизируя и совершенствуя уже найденное. Однако пока что нельзя базироваться на догадках.

А с другой стороны, как же тогда относиться к книгам каббалистов, которые повествуют о душе? Можно ли полагаться на них? Ведь вера здесь не годится, она ненаучна.

Так вот, пока мы не проявим эти явления в себе, никаких доказательств у нас нет – одни сомнения…

Что же делать?

Выверять свое естественное продвижение в виде "биомашины на кислотно-электрической тяге", сознавать, что у нас нет свободы выбора ни в чем, за исключением смены окружения, и стараться поставить себя в правильные условия посредством этого выбора.

Всё это должно быть строго научно, и всё необходимо сознавать и осмыслять исключительно в терминах законов природы, сводящихся к двум направлениям, которые мы называем "путем Торы" и "путем страданий".

Из урока по статье "Тело и душа", 03.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Что там, за занавесью?

Не стесняйтесь меняться

Подневольная "свобода воли"

Счастье дарят не вещи, а впечатления

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование (группа психологов из Корнельского ун-та): Опросив участников эксперимента, психологи пришли к выводу, что впечатления от танцевальных курсов, путешествий или концертов давали участникам больше счастья, чем материальные приобретения. События сильнее влияют на личность, чем материальные достижения.

Радость от покупок кратковременна, поскольку их сравнивают с другими вещами и начинают хотеть других вещей, в то время как воспоминания со временем становятся только краше.

Реплика: Желания обретать вещи начинают остывать в людях и заменяются желанием ощущать – это надо учесть бизнесменам! А из желаний ощущать уже начнут развиваться желания к высшим ощущениям – и человек поневоле обратится к Каббале.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хочешь быть счастливым – будь им!

Ощущением счастья можно управлять

Счастливыми нас делает ощущение, а не достаток

Я существую, потому что мы существуем

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Антрополог предложил детям из африканского племени игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил: "Кто первым добежит до дерева, получит всё". Когда он сделал знак, дети крепко сцепились руками и… побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались сладкими фруктами.

Удивленный ученый спросил у детей, почему они так сделали, ведь каждый из них мог получить приз единолично. На что дети ответили: "Обонато! Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустные?" "Обонато" (или убунту) на их языке означает "я существую, потому что мы существуем". 

Убунту — это африканское этическое учение, гуманистическая философия, мировоззрение, опирающееся на доверие людей и их взаимосвязи. Это учение устное, его проживают, а не рассказывают в прессе. Слово "убунту" может быть переведено как "человечность по отношению к другим", "вера во вселенскую силу участия, объединяющую все человечество". Понятию "убунту" сложно найти эквивалент в западных языках. Когда в Африке говорят, что "Этот человек имеет убунту" – это означает, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания, делится всем, что у него есть.

Реплика: Это естественное отношение к себе, окружающим, миру исходит из ощущения полной взаимосвязи мира. Такое ощущение было в мире до проявления в нем эгоизма, как повествует Тора, до строительства Вавилонской Башни.

А далее люди перестали понимать друг друга – появились языки, эгоизм, возросший до небес, как башня, удалил их, и они расселились по всей земле.

Сегодня идет обратный процесс – тот же эгоизм за прошедшие 3,5 тысячи лет соединил нас настолько, что мы вынуждены исправлять его, чтобы развиваться дальше, иначе он нас погубит.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Это непонятное слово "Природа"

Вся природа – единый организм

Сотрудничество - свойство, присущее природе

Страница 67 из 94« Первая...6566676869...Последняя »