Записи в разделе 'Развитие эгоизма'
Европа – центр мира и современный Вавилон

каббалист Михаэль ЛайтманЕвропейский конгресс. Урок №1

Наука каббала говорит о том, что вся природа – это желание насладиться, желание получить наполнение. Это желание развивается в течение многих миллиардов лет – от неживой природы к растительной, к животной и к человеку. Причем человек в течение своей стадии развития, по ходу своей эволюции, проходит такие же этапы развития – неживого, растительного, животного и человеческого.

На протяжении всех этих этапов человечество переходило из одной стадии в другую, из одной площади в другую. Жизнь зародилась где-то в Африке, потом кочевала где-то на востоке, потом перебралась в Европу…

И вот, сегодня мы с вами подошли к определенному, особенному этапу. Сейчас Европа находится в центре мира и, по своему смешению, по интеграции, представляет собой современный Вавилон. Она задает миру тон: культурный, научный, технический, технологический. Несмотря на то, что Америка вроде бы отделена от Европы, на самом деле это одна и та же цивилизация. Так что мы должны говорить о Европе как о центре мира. То, что происходит в Европе, в общем-то, сказывается по всему миру.

Когда-то человечество разошлось по всей Земле из Древнего Вавилона. Там оно представляло собой общность огромного количества всевозможных племен, которые были объединены общей площадью, относительно общей культурой, уровнем существования. И сегодня то же самое происходит в Европе. 

Это огромное количество людей, народ, если можно так сказать, состоящий из огромного количества племен, народов, государств, которые, в целом, объединены одной определенной культурой, одним уровнем, пониманием мира, ментальностью. Хотя они и разнятся между собой, но, в целом, платформа у них одна и та же. И эта платформа постепенно распространяется по всему миру.

Европа представляет собой источник современного существования, дух. Но сама она переживает очень болезненные изменения, поскольку меняется весь наш мир – причем не только технически, технологически, но и потому, что те желания, которые имеются в нас, в базисной системе, меняются в последнее время особенно резко и качественно.

На протяжении тысячелетий человечество развивалось простым путем увеличения желаний. Человек хотел больше: больше зарабатывать, больше получать, больше расширяться, наслаждаться. Он просто хотел больше наполнить эти желания. Они развивались, в общем-то, количественно и, практически, очень мало развивались качественно.

Но сегодня происходит очень сложный переход к новым желаниям. Мы потихоньку отходим от традиционного вектора развития, ведущего к богатству, к славе, к власти, к знаниям. Человечество уже не стремится ко всему этому – к тому, что раньше наполняло и занимало его. Сегодня оно переходит к пассивному, "аморфному" существованию, потому что находится на переходной стадии.

В наших духовных изменениях мы тоже пребываем иногда в большом подъеме, а потом оказываемся в падении и даже в отчаянии, равнодушии. Тогда мы не в силах ничего делать – нам ничего не хочется. А потом изнутри снова происходит некий "взрыв", и снова нас тянет куда-то, и снова мы полны энергии. Так вот, у нас эти состояния сменяются очень быстро, а в человечестве, в его развитии, они сменяются очень медленно.

И сегодня мы переживаем такой этап. Он идет уже давно: это отношение нигилизма, отрешенности, апатии берет свое начало где-то после Второй мировой войны, в пятидесятых, шестидесятых годах. Потом оно приняло новые формы: участились разводы, люди перестали интересоваться семьей, не хотят создавать семью, не хотят рожать детей, желают быть одни, бросают родителей. Нет той общности, которой когда-то была семья – общность людей, связанных родственными чувствами. Это тоже пропадает.

В итоге человек находится в растерянном состоянии. И особенно это чувствуется именно в Европе как в наиболее развивающейся части человечества.

Однако в принципе, этот процесс является всего лишь переходом к той ступени, к тому состоянию, когда мы ищем смысла. Человек потерял наслаждения, потерял желания, потерял интерес к прошлым наполнениям. И тут ничего не сделаешь. Ну не хочется! Трудно заставить людей.

Вы и сами на работе, дома, на различных мероприятиях наверняка сталкиваетесь с такими людьми – немножко разочарованными, пустыми, не интересующимися. Через различные средства массовой информации, путем рекламы их все время пытаются побудить к чему-то: спорт, футбол, покупки и т.д. Всё это вроде бы возбуждает, а на самом деле – нет. Человек тянется к этому только потому, что должен хоть чем-то заполнять себя.

К тому же этот процесс в Европе накладывается на остальные процессы. Ведь в принципе, на всех нас действует единая сила света. Она в равной степени сказывается на ментальной и на моральной сфере – на всех наших уровнях. И в результате мы ощущаем такой вот общий упадок.

Однако кризис затронул не только семью, образование, воспитание, культуру. Самое главное для нас сейчас – это кризис экономический, финансовый. Ведь экономика, финансы всегда связывали людей между собой. Если бы люди не были зависимы друг от друга финансово, в необходимости зарабатывать, жить, существовать, то они не организовывались бы в города, в народы, в государства, во всевозможные союзы – у них не было бы стимула к этому.

В принципе, чем стимулируется связь между нами? Необходимостью совместно заработать, прокормиться, насладиться, развиться. А когда происходит кризис, финансовый, экономический разрыв между нами – это уже базовое, фундаментальное разделение, и оно символизирует собой серьезный переход к следующему уровню.

И здесь роль Европы очень важна: находясь сегодня в эпицентре событий, она может продемонстрировать всему миру правильный подход к решению тех проблем, с которыми рано или поздно столкнутся все.

Из 1-го урока Европейского конгресса, 22.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как объединить континент?

Будущее Европы

Европа – общий дом, общая проблема

В соку забродившего эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Зоар", п.29-30: Задача сил скверны – расширить и увеличить получающее желание, сделав его непомерным, чтобы показать человеку весь находящийся в нем материал, с которым он должен работать, и который должен исправить.

В своей эволюции мы проходим четыре ступени желаний этого мира: неживую, растительную, животную и человеческую. Каждая из них как бы "круче" предыдущей.

2013-03-20_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n17_01 

Ну а затем начинается совсем иной этап развития, когда получающее желание устремляется к исправлению. Чем больше я прилагаю усилий, чем больше стремлюсь к единству, к любви, тем больше раскрываю в себе зла. 

 2013-03-20_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n17_02

Это уже более "качественный" процесс, по ходу которого я обретаю всю "толщу" желаний в четырех мирах АБЕА, сообразно с вложенными усилиями. Тем самым я дохожу до вершины, и теперь у меня есть полностью проявившееся злое начало.

А пробуждение наступает не ранее, чем через "тринадцать лет". И тогда человек начинает вступать во власть системы чистых миров.

У меня уже есть огромное, непомерное эгоистическое желание, а в нем – точка в сердце, которая взаимосвязана со светом и потому начинает действовать. Таким образом, спустя "тринадцать лет", когда я обрел всё желание наслаждаться ради получения, тогда пробуждается точка в сердце (•) и связь с окружающим светом. Я словно до конца надуваю "воздушный шарик" своего желания, добираюсь до своей точки через нечистые миры АБЕА – и тогда она просыпается.

2013-03-20_rav_bs-akdama-zohar_lesson_n17_03 

А до тех пор, она не подает голоса из глубины. И это естественно – ведь исправить можно лишь те изъяны, которые во мне проявились. И наоборот, пока я их не раскрыл, зачем моей точке пробуждаться и выказывать себя?

Обретая непомерное духовное желание, человек хочет поглотить себе в усладу всё благо и богатство будущего, вечного мира, который становится для него непреходящим обретением.

Устремляясь к единству, мы обнаруживаем, насколько мы дурны. Стараясь быть приветливым и дружелюбным, я раз за разом раскрываю в себе безразличие, забываю, пренебрегаю, равнодушно отворачиваюсь, а иногда даже ловлю себя на наслаждении от того, что кому-то плохо. Бывает?

Таково наше естество, наше обычное эгоистическое желание, природа, с которой мы родились и живем. Раньше она оставалась в тени, а теперь проявляется, если я хочу быть добрым, объединиться с другими. Причем это еще не духовный мир, не подлинная отдача, я только стремлюсь к ней.

Но затем наступает следующий этап. Раньше, до "тринадцатилетия", я только пытался выйти из эгоизма – и раскрывал в себе зло, т.е. нежелание меняться, постоянные падения во всё больший эгоизм. Теперь же от попыток я перехожу к действиям по отдаче – и в них раскрываю величие Творца, вечность, совершенство мироздания, свет.

И вот тогда-то во мне пробуждается эгоистическое желание, стремящееся "урвать" всё это себе: "Как украсть вечность? Как воцариться самому?" В моих действиях на отдачу проявляется большой свет – и я оступаюсь.

Это уже особенное, весьма "сочное" состояние. И желание, которое я в нем обретаю, устремляется за высшим светом, в миллиарды раз превышая всё то, что открывалось мне раньше…

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 20.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

"Тринадцать лет" в силах скверны

Знакомство со злым началом

Исправление зла: дойти до конца

Мы переоцениваем своё

каббалист Михаэль ЛайтманИсследование: Когда вещь становится нашей, она преображается. И если
кто-нибудь захочет её выкупить, то мы оценим её выше, чем человек
готов предложить. Как только вещь становится нашей, мы начинаем оценивать её стоимость выше, чем другие люди. Поэтому нам трудно расстаться со старыми вещами.

Поэтому, некоторые магазины позволяют взять какую-либо вещь "на время" – они знают, что как только вы почувствуете вещь своей, её цена покажется вам не такой уж высокой.

В обычной жизни торговля происходит под давлением, ведь продавцы вынуждены продавать по, как им кажется, заниженной цене, – иначе продукт испортится и нечем будет оплатить аренду. Но если такого давления на них не было бы, им было бы трудно уступить в цене, расстаться со "своим" товаром.

Реплика: Таково действие нашего эгоизма. Намного болезненней ощущается потеря, чем упущенная возможность равнозначного обретения. Потому что эгоизм включает вещь в "свои" владения, а "свое" имеет большую ценность, чем "вне себя".

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обрести то, что невозможно потерять

Какая правильная форма торговли? (клип)

Квартира в мире Бесконечности

Человек, от которого зависит все мироздание

каббалист Михаэль ЛайтманЗлословие – это нарушение, разрыв связи, коммуникации между людьми на человеческой ступени. Но то, что происходит с человеком, проецируется на все другие формы природы, находящиеся ниже него. Поэтому поведение всей общей системы, включая высшие миры со всем, что в них есть, и наш мир со всеми его уровнями вниз от человеческого: животным, растительным и неживым, зависит лишь от единственной свободы выбора, существующей во всем мироздании. Все зависит от единственного свободного действия: правильной связи между частями на том уровне, где ее возможно установить по воле самих творений.

Эта связь не может быть установлена элементарными частицами или молекулами, ни животными, которые ниже нас, ни ангелами, которые выше, то есть высшими силами. Она устанавливается только на нашем, человеческом уровне – лишь он является определяющим из всей иерархии сил и форм. Только люди обладают свободой воли, и она относится лишь к тому, как установить между ними правильную связь. Вместо изначально заданного, естественного отношения: природной ненависти и эгоистического отторжения – к исправленному отношению, которое называется "любовь к ближнему как к самому себе". Таким образом, мы достигаем совершенного поведения всех частей творения как единой интегральной системы.

Вся Тора говорит лишь об исправлении отношений между людьми, потому что благодаря этому все мироздание возвращается в исправное состояние. Кроме этого, ничего не нужно исправлять. 

Сначала человечество должно развиться до такого уровня, когда сможет понять, что оно испорчено. Тогда оно начинает ощущать, что нет выбора и нужно что-то делать с самим собой, чтобы исправить это несоответствие и нестыковку своих отдельных частей, иначе оно просто исчезнет с лица земли. И тогда раскрывается методика исправления.

Сейчас мы находимся именно в таком времени, когда желания человека и его свойства изменились и развились за время эволюции настолько, что мы уже начали чувствовать, что не способны привести в порядок мир, то есть построить правильные отношения между нами. А с другой стороны, мы просто обязаны это сделать, иначе у нас вообще нет будущего. И поэтому раскрывается методика исправления, позволяющая наладить правильную связь между людьми, чтобы все человечество находилось в соответствии с природой, в гармонии.

Из всей огромной природы – только люди вносят дефект в прекрасную общую гармонию и интегральное единство всех частей, где каждый поддерживает остальных и чувствует себя элементом аналоговой, неразрывной системы, работающей в полной взаимности. В наши дни мы достигли такого развития, что наконец начинаем осознавать, что у нас нет выхода, и мы обязаны познакомиться с методикой исправления. Иначе у нас нет никаких шансов продолжать историю человечества, и наше состояние очень опасно.

Из урока по статье Рабаша, 19.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Волдырь на прекрасном лице творения

Маленький шаг человека – гигантский шаг человечества

Измени свои мысли, и увидишь мир другим!

Волдырь на прекрасном лице творения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Приравнивается ли злая мысль к злословию?

Ответ: Человечество – это словно раковая опухоль внутри здорового тела всей природы. Тело это состоит из неживого, растительного и животного уровней нашего мира, находящихся в полной гармонии с общей природой, под ее управлением, не предоставляющим им никакой свободы выбора. И потому с них нечего спрашивать, они полностью подчиняются природным инстинктам.

Внутри человека действует эгоистичная природа и движет нами. Этим мы отличаемся от всех остальных существ, ведь желаем причинить вред другим. Ни одно из созданий этого мира: камень, растение, животное не вредит другим – только человек. Человек наслаждается, когда другому плохо – это и называется человеческим злом.

Мы не убиваем друг друга в целях пропитания, чтобы не умереть с голода. Ведь тогда бы я насытился, и больше никого не тронул, как делают звери. Человек же желает проглотить весь мир, даже если ему не нужно – лишь бы не досталось другому.

Желание повредить ближнему, использовать его, почувствовать удовольствие от того, что плохо другому – это и называется злом эгоизма, которое нам нужно исправить. Ведь из-за него мы вкрапляемся как инородное тело во всю общую картину природы, включая высшие миры. 

Только в этом мире и только человечество является раковой опухолью, которая хочет пожрать всех, все свое окружение. А в итоге, оно убивает самого себя за счет того, что уничтожило свою окружающую среду, и среда уже не может его кормить. Так действует рак в теле человека, поедая все, что находится вокруг него. А когда уже остается нечего есть, когда тело умирает, умирает и сама эта опухоль. И в наши дни мы видим, что человечество ведет себя именно таким образом, с огромной скоростью приближаясь к летальному исходу.

Для того, чтобы научиться лечить такое заболевание, нужно понимать, как относиться к самому этому явлению. Мы можем производить механические, физические действия, а также действовать на уровне желания и мысли. Телом мы можем производить механические действия даже без желания и бездумно. Тело способно на такие движения либо по уговору, либо под внешним давлением. 

Или же мы можем исправлять связь между нами по своему желанию, то есть от сердца, которое олицетворяет чувства. А можем еще добавить к этому мысль, замысел, намерение, то есть разум. Человек имеет лишь эти три возможности для того, чтобы исправить свое отношение к окружающей среде: действие, желание и мысль.

Если посмотреть, какой же из этих трех путей самый эффективный, то получается, что самое сильное – это мысль. Она воздействует на желание, а желание действует на тело.

Хотя можно активизировать себя и по-другому, ведь сказано, что "Вслед за действиями тянутся сердца", то есть желания. А вслед за желаниями изменяются мысли. То есть это гибкие средства и мы можем их использовать по-разному.

Связь между людьми определяет всю форму, которую примет мироздание. И если эта связь испорченная, то она называется злословием. Это мое плохое отношение к другому человеку, нежелание находиться с ним в правильной связи, во взаимной коммуникации, словно органы одного тела, во всем помогающие друг другу, при котором тело считается здоровым. Все параметры: давление, температура, количество жидкости – все находится в равновесии. А если какие-то органы тела не могут поддерживать правильную связь с остальными, то это немедленно отражается на результатах медицинских проверок.

По такому же принципу устроено все: экология, политика, финансы, отношения между людьми. Разводы, депрессия, наркотики – все это последствия дисбаланса в системе нашей связи. Не так страшно, если человек сам по себе испорчен – главное это испорченная связь между нами. В ней причина всех наших проблем. А неправильная связь называется "злословие".

Из урока по статье Рабаша, 19.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Человек, от которого зависит все мироздание

Проблемы конечного развития

Красная линия: осторожно - человек!

В авангарде исторической сцены

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Если нет стремления к духовному, как пробудить его?

Ответ: Мы находимся в таком состояния, что или мы пробуждаем себя к духовному развитию, или развитие пробуждает нас. На протяжении всей истории, от Большого Взрыва, с которого началось образование Вселенной, и до сегодняшнего дня, мы развивались за счет силы природы, толкающей нас вперед страданиями. Это называется эволюцией. Каждый раз, от безвыходности, мы оставляли текущее состояние и продвигались в следующему, которое казалось нам лучшим. В этом лучшем состоянии мы развивались до тех пор, пока не начинали ощущать его уже не столь хорошим, и продвигались к тому, что казалось еще лучше.

Пока мы не ощущаем текущее состояние невыносимым, мы не оставляем его, потому что наше эго стремится к покою. Зачем мне что-то менять, если мне хорошо? Если моей руке сейчас удобно, то я не сдвину ее с места. Но если я чувствую, что в другом положении будет лучше, а тут не очень комфортно, то эти силы движут мной.

То есть я никогда не двигаюсь сам – на меня всегда воздействуют силы, приводящие меня в движение. Какие это силы? – Та же рука, как часть животного тела, чувствует, что здесь ей плохо, а если передвинется немного – будет хорошо, и потому движется. 

И так – все в жизни. Это ничем не отличается от того, как дует ветер: в одном месте есть давление, в другом – его недостаток, вакуум, и потому воздушные массы перемещаются. Всегда должны быть две силы: одна – выталкивающая, другая – притягивающая.

Так всегда было и в развитии человеческого общества, которое переходило от одной формации к другой, от одного состояния к другому: сзади толкала негативная сила, а впереди манила добрая сила, надежда на лучшее.

Сейчас мы находимся в очень особом состоянии. В чем же его отличие от всех предыдущих?

Раньше было одно состояние (1) и другое (2). Во втором состоянии я обнаруживал плюс (+), а в первом – минус (-). В первом состоянии на меня действовала выталкивающая сила, а ко второму влекла притягивающая. За счет двух этих сил я переходил из одного состояния в другое. Это естественное развитие, без выбора.

 2013-03-19_rav_zohar-la-am-vaetchanan_lesson_n3_pic10

Состояние, в котором я нахожусь сейчас, отличается тем, что у меня есть свобода выбора. В своем нынешнем состоянии я раскрываю огромный минус (-), но в нем  не проявляется негативная сила – я просто чувствую, что мне плохо. А также не проявляется притягивающая сила, она почти не манит меня вперед. И тогда во мне возникает большой вопрос (?) – это называется состоянием выбора.

Как я могу получить здесь какое-то указание, определить направление - что делать, куда идти, что со мной будет? – Только  с помощью науки каббала.

 2013-03-19_rav_zohar-la-am-vaetchanan_lesson_n3_pic15

Иначе невозможно понять, что надо делать, потому что во всех предыдущих состояниях мы переходили с одного человеческого уровня развития на другой, а теперь необходимо перейти с человеческого уровня на Божественный, духовный. И потому мы не способны воспринять своим разумом, куда должны продвигаться, и действительно пребываем во тьме. В этом – проблема.

2013-03-19_rav_zohar-la-am-vaetchanan_lesson_n3_pic24 

Поэтому, с одной стороны, это свобода выбора, поскольку не мое животное тело диктует мне, куда стоит двигаться, а я ощущаю беспомощность, и выбор – на самом деле выше знания.

И потому без распространения науки каббала – нечего делать. Здесь народ Израиля должен выполнить свою миссию, и потому мы находимся в особо опасном состоянии. Сейчас мы выходим на передний план исторической сцены. И хотя мы всегда были "на прицеле", но сейчас – как никогда прежде.

Из урока по  Книге Зоар, 19.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эпоха осознанных действий

Поскорее вернуть все злое к доброму и полезному

Решающий момент истории

Восприятие реальности: от древности до наших дней

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек, стремящийся к духовному постижению, начинает видеть, что весь мир – это одна система. Это постоянная, радостная работа, и к ней постепенно привыкаешь. Она становится необходимостью, потребностью. Ты уже существуешь именно на этом уровне.

А остальные уровни - очень плоские, одномерные, на них уже невозможно думать по-прежнему. Человек начинает привыкать думать в n-мерном пространстве, которое сжимается в одну единую силу, цель, и поэтому здесь совсем не сложно ощущать весь мир связанным с единой целью, с единой мыслью, с единой силой.  Вплоть до того, что ты смотришь на звёздное небо и видишь, что связывает все звезды.

Здесь возникают очень интересные вопросы: "Как древние астрологи связывали звезды в созвездия?". Ведь если я смотрю на звезды, то не могу связать их во все эти знаки зодиака - Орион, Большая Медведица и прочие. У меня нет такой буйной фантазии как у древних греков или астрологов Вавилона, т.к. звезды находятся далеко друг от друга и в разных плоскостях.

Скажем, одна звезда на сотни миллионов лет ближе к Земле, а другая – на миллионы лет дальше. Но они видели их связанными друг с другом как на одной плоскости. Что это: просто примитивные представления? Наведённая фантазия людей? Где там медведица: четыре-пять звёзд, образующих квадратик с хвостиком? Как можно это вообразить?! 

Получается очень интересная вещь: мысль, которая связывает звезды в знаки зодиака, начинает постигаться человеком своим влиянием на него.

У древних звездочетов было ощущение связности этих звёзд. Вследствие развития эгоизма мы сейчас оторвались от всей Вселенной, от восприятия её как единого целого, а у них было ощущение относительной связанности, потому что они воспринимали это как сонм богов, высших сил, влияющих на них. И не от того, что они были маленькие или примитивные – это просто не искореженное, не огрубленное восприятие человека, без большого количества фильтров как у нас. То есть у них было гораздо большее ощущение света.

Но сейчас, если мы начнём исправлять свой эгоизм, то ощутим свет во много раз больше, ведь мы намного грубее их.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 04.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Восприятие реальности: сон или явь?

Постижение реальности: от Ньютона – до каббалы

Реальность восприятия (клип)

Интегральный эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Есть ли разница, для кого мы проводим интегральное обучение: для студентов бизнес-школы с высоким эгоизмом или, допустим, для аптекарей, которые ничего не хотят. Существует ли какая-то специфика в нашем подходе к ним?

Ответ: Специфика может заключаться в парочке вопросов, которые помогут ковырнуть, расшевелить людей и дать им раскрыться.

Аптекарям со слабой мотивацией можно сказать: "Символ вашей эмблемы – змей. Где же этот змей, который висит над вами? Попытайтесь раскрыть его в себе! Где ваш спящий эгоизм, или он только в лекарствах?".

А для других, которые и так эгоисты, и рвутся вперед, наоборот: "Высшая форма эгоизма – это интегральный эгоизм. Давайте найдем его. Для того чтобы достичь любой высшей цели надо быть сколоченными в хорошую группу. Сегодня мы видим, как природа обязывает нас к этому. Так что, самый наивысший эгоизм – интегральный. Давайте придем к нему".  

Вопрос: Как объяснить людям, что такое интегральный эгоизм?

Ответ: Интегральный эгоизм – это когда все ставят перед собой только одну задачу: вместе достичь цели, и ради этого готовы быть как один человек. 

Люди постепенно начинают понимать, что их взаимодействие определяет эту цель. Как только взаимодействия нет, цель исчезает. Они не могут ее достичь, ведь она обретается только в новом общем желании.

Реплика: Выходит, что благодаря интегральности, эгоизм может быть очень высоким?

Ответ: Высоким до бесконечности. Интегральный эгоизм не ограничен земными рамками.

Из ТВ программы "Кадровые секреты", 10.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эгоизм нового типа

Созидательный материал – наш эгоизм

Как развить законсервированный эгоизм?

Аномалия альтруизма

каббалист Михаэль ЛайтманМнение: Существование альтруизма, то есть бескорыстной и, казалось бы, немотивированной помощи ближнему, долгое время ставило ученых в тупик. Если индивиду и самому не всегда хватает еды, пищи или других ресурсов, зачем делиться с товарищем? А если и хватает, то почему не запасти впрок? Эволюционисты предполагали, что помощь ближнему оказалось полезной для группового выживания особей, а потому стала одобряться социально. 

Но альтруизм может быть заложен в мозге на уровне рефлексов. Оказалось, что есть в нас "центр помощи ближнему", помощь другим едва ли не потребность организма. Психологи заметили, что люди любят чувствовать себя щедрыми и добрыми, а потому поддержка ближних фактически удовлетворяет их собственную потребность "быть хорошим". Нейрофизиологи обнаружили, что во время альтруистических поступков в мозге активируется система, отвечающая за удовольствия.

"Альтруистичные" нейроны не запрещают получать удовольствие от собственной выгоды — однако указывают альтернативный источник такого удовольствия в виде добрых поступков.

Альтруизму неосознанно способствуют мысли о смерти. Рядом с кладбищем желающих помочь другим оказывалось на 40% больше, близость кладбища подсознательно настраивала людей на сочувствие и помощь ближнему.

Реплика: Конечно, это не более, чем эгоистический "альтруизм", а не истинный, когда человек вообще не принимает в расчет выгоду, а действует вопреки ей. Такое невозможно, не изменив нашу природу, а изменить ее можно только с помощью высшей альтруистической силы – света, свойства отдачи. Его можно привлечь по специальной методике, называемой каббала.

Хотя свойство отдачи является основным свойством и силой мироздания, питает все сущее, мы его явно не обнаруживаем, оно называется Творцом и скрыто от нас. Раскрыть его можно только в той мере, в которой оно начнет проявляться в нас самих. Это и называется раскрытием Творца.

В наше время это свойство все сильнее раскрывает свое проявление в нашем мире, и поэтому мы ощущаем себя потерянными, в депрессии, не умеющими управлять жизнью. Таким образом это свойство отдачи подталкивает нас к его раскрытию.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Альтруизм – не более 10% или все 100%

Случайный сверхорганизм – сверхэгоизм!

Эгоистический альтруизм – к сверхорганизму и фашизму

Один против всей Природы

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.1: Глядя на себя самих, мы чувствуем себя испорченными и низкими настолько, что некого клеймить позором так, как нас. Когда же мы смотрим на Того, кто нас создал, выходит, что мы обязаны находиться на вершине ступеней, достойной прославления, как ничто другое. Ведь от совершенного Создателя должны исходить совершенные действия.

Действительно, мы видим, что Природа совершенна и всё в ней устроено намного лучше, чем у нас. Отношение человека к ближним сводится к тому, чтобы принуждать, убивать, пожирать, эксплуатировать, побеждать их во всем. И мы видим, что такой подход вреден. Для нормальной жизни было бы лучше, если бы мы сосуществовали по-доброму, на принципах взаимности, оберегая природу и друг друга. Так же мы учим детей не драться, не жадничать, а играть вместе. Однако выясняется, что дети на это неспособны и взрослые – тоже. Выходит, наша природа дурна. Вот что мы обнаруживаем, глядя на себя самих.

С другой стороны, в Природе всё выстроено замечательным образом. Многочисленные исследования всё лучше обрисовывают эту картину гармоничного равновесия и взаимодействия. В конечном счете, Природа порождает жизнь, что требует скоординированной работы сложнейших и тончайших механизмов. Мы видим, как многолик и сложен мир, как мудро он устроен. Откуда же всё это взялось? Из некоего крохотного "зерна", потревоженного Большим взрывом

Так или иначе, это сложное, стройное многообразие, которое мы видим, не может не впечатлять. И когда с него мы переводим взгляд на человека, на "венец природы", нам открывается лишь одна тяга – к разрушению всего.

Это заставляет задуматься: как такое может быть? Самая сложная, самая "качественная" часть – и в то же время наихудшая?

Какой-нибудь муравей или жук никому не причиняет зла, действует согласно велениям Природы и помогает другим в общей взаимосвязанной системе. В ней каждый живет для того, чтобы обеспечивать остальных, у каждого есть своя ниша, и он честно "отрабатывает" свои взаимосвязи с тысячами других созданий. Все вместе они составляют совершенную мозаику, нераздельное сплетение штрихов общей картины. Удали хотя бы одну деталь – и сразу всё искажается, разрушая цельность.

А между тем, именно этим человек, как правило, и занимается. Его деятельность противоположна природному совершенству. Все животные и растения, всё что ни на есть проникнуто чудесным согласием, а главное, взаимным восполнением. Все взаимосвязаны, взаимозависимы и нуждаются друг в друге. Всё в Природе построено на равновесии, в котором ни одно звено нельзя удалить или перенести, – это единый "пазл". Но вот, приходит человек и начинает разрушать его, понемногу приближаясь к катастрофе. До сих пор мы не осознали, что, помимо нас, вся Природа совершенна, а вещи, которые кажутся нам несовершенными, свидетельствуют о "кривом зеркале" нашего восприятия либо о результатах нашей разрушительной деятельности.

Человек неспособен вписаться в совершенство, поскольку он испорчен. Это единственное создание, противоположное Природе. А значит, ключ к исправлению ситуации находится в нас самих.

Из урока по "Предисловию к книге Зоар", 26.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Понять законы природы

Единство природы и общества

Погоня за миражом

"Перезагрузка" желаний на этапе развитого эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Согласно статистическим данным хорошие взаимоотношения в коллективе увеличивают преданность сотрудников компании, и даже предупреждают риск преждевременной смерти. Однако сотрудники продолжают воевать, злиться друг на друга, отстаивать свои интересы и убеждения. Почему невозможно нейтрализовать эти конфликты?

Ответ: Все попытки современного мира за последние 20-30 лет – это попытки как-то соединить его в единое целое, дать человеку ощущение мягкости, гармонии, взаимодействия; привести коллектив к какому-то общему знаменателю, общим планам и решениям, то есть зажечь искорку в работе. Но все безуспешно.

Если раньше руководитель "забрасывал" какую-то идею, люди "загорались" и шли за ним, то теперь никто ничего не хочет даже за деньги.

Люди приходят на работу, как "зомби", только по необходимости, чтобы заработать на жизнь, иначе завтра станут бомжами. Они не могут контактировать между собой. В полусонном состоянии отрабатывают свое рабочее время и уходят.

Люди потеряли вкус к работе, у них нет цели. Зажигать нечего и некого – нет былых комсомольских коллективов, выдающих идеи, ведь в те времена эгоизм еще только развивался. 

А сейчас наступил этап развитого эгоизма, который переходит в интегральный. И потому у нас пропадают цели, наполнения, увлечения, которые были раньше. Сегодня ничего этого нет.

Поэтому руководителям и менеджерам очень трудно заинтересовать работников. Да они и не могут, поскольку сами работают через силу. И все это изо дня в день, из года в год падает, регрессирует.

У человека нет мотивации, чтобы что-то делать: ради чего? – Я работаю через силу. Конечно, я с удовольствием получал бы свои "несчастные" копейки, а остальное меня не волнует. Меня не интересует продукция, коллектив, не интересует сама работа, звания, призвание. У человека пропала какая-либо мотивация работать, его не привлекает даже денежное вознаграждение. 

Просто наши желания, являющиеся нашим самым внутренним материалом, сейчас проходят очень серьезную "перезагрузку". Они меняются из личных на коллективные. А как наполнять коллективные желания – мы не знаем.

Более того, мы не чувствуем, что это – коллективные желания, но ощущаем постоянно возрастающую друг от друга зависимость, и пытаемся от нее убежать – каждый в свою нишу. Ко мне кто-то подходит, и я уже готов испепелить его взглядом, как гиперболоидом. Я уже заранее готовлюсь к тому, чтобы оттолкнуть его от себя.

Это всеобщая проблема, но мы в этом не виноваты. Руководители должны это понимать, и сами, в свою очередь, бороться с такими же проблемами в себе.

Единственный выход - объяснить сотрудникам компании это состояние, показать им статистику и немного разъяснить метод интегрального воспитания. Ведь когда мы приобщаем людей к семинарам, в них возникают совершенно новые желания: коллективные, круглые, а не индивидуальные, линейные; интегральные, а не дискретные. И тогда мы получаем совершенно другого человека.

Этот человек воспринимает себя и коллектив как одно единое целое. Он начинает видеть, что, включаясь в коллектив, у него вдруг появляется дыхание, открываются глаза, светлеет ум, слышат уши, все становится острее – он пробуждается. Он начинает чувствовать, что в жизни есть искра, есть задор.

Когда мы объясним человеку, что единение с другими необходимо для выявления нового общего, коллективного желания, в котором будет чувствоваться задор, общая жизнь, общее наполнение, то, несмотря на свою зависимость от коллектива, ему это будет приятно, потому что такая зависимость – круговая, всесторонняя. Она необходима всем, ведь мы будем чувствовать, что нам легко и свободно, что нам приятно, и мы почувствуем себя окрыленными.

Сегодня ради этого человек готов на все, потому что это самая главная проблема в мире. Самоубийства, наркотики, депрессии, разводы, бандитизм, террор и все прочее происходит из-за пустоты – нам некуда деться от самих себя. Дайте людям наполнение, и все это пройдет.

Из ТВ программы "Кадровые секреты", 08.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как пробудить жизненную силу?

Секрет удачи

Интегральность, от которой никуда не уйти

Эпоха осмысления

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Бааль Сулам пишет, что в нашу эпоху появилась возможность ускорить процесс развития и подняться к Творцу. Как разглядеть этот шанс и реализовать его?

Ответ: Мы живем в особое время, которое действительно предоставляет нам шанс. Прежде всего, потому, что раскручивающиеся внутри решимот побуждают нас раскрыть знание о Творце, о сути жизни. Ведь это и есть тот главный вопрос, который пробуждается в людях. Спустя тысячелетия развития человек по-настоящему начинает искать смысл в своей жизни, а не просто пытается прожить ее покомфортнее.

Еще каких-то пятьдесят лет назад мы полагали, что материальным благам не будет конца, и экстраполировали перспективы потребительского общества до бесконечности. "Всё возможно: мы полетим к звездам, овладеем силами природы, будем купаться в изобилии…" Таким был вектор нашего эгоизма.

Но вдруг мы словно насытились, а точнее, наше желание начало меняться. Мы не удовлетворили все свои запросы, не обеспечили каждого яхтой, дворцом, личным самолетом, личным островом, личной планетой, в конце концов. Нет, мы не удовлетворили свои желания – просто они сменились. Так же они меняются у маленького ребенка: только что он просил сладкий творожок, но пока ты бегал в магазин, ему уже захотелось колбасы. 

Сегодня в мире есть множество голодных, больных, бедствующих людей, однако желание меняется, и, наряду с лишениями, им становится понятно: даже если они получат всё недостающее, это их не удовлетворит. Одно дело – насыщение, наполнение, и другое дело – удовлетворение. Так же в примере Бааль Сулама гость говорит хозяину: "Даже если ты дашь мне весь мир в подарок, мне будет мало, поскольку это не моя заслуга". Наполнение придет, удовлетворение – нет.

Мы говорим о двух очень деликатных моментах, вследствие которых на последнем этапе развития, несмотря на неудовлетворенность и необеспеченность, человек пускается на поиски смысла в своей жизни. Появляется новое желание, и именно от него человек ожидает удовлетворения, даже если прошлым надеждам не суждено сбыться. Пускай у него останутся лишь простейшие блага – он ищет удовлетворения в том, что важно ему сейчас.

Так после денег, после власти, после технологического расцвета, после информационной эры мы взошли на новую ступень – ступень смысла. Люди отчаиваются, кончают жизнь самоубийством, поскольку не находят смысла в своем существовании. Таков первый признак эпохи избавления.

А второй ее признак – пробуждение всего мира, а не только тех, кто ищет смысл. Мир погружается в кризис, который, по сути своей, является психологическим, внутренним. Человек больше не способен управлять обществом и своей личной жизнью. Всё разрушается, выходит из-под контроля, потому что наш эгоизм завершил развитие, закончил работу, замечательно выполнив свою задачу.

Скоро обнаружатся новые, очень неприятные болезни, вызванные тем, что мы эгоистически переусердствовали в использовании вредных веществ, добавляя их в пищу и в другие потребительские товары. Вообще, раскроются все отрицательные явления, свойственные применению эгоизма во вред человеку. Мы боимся атомной бомбы, столкновения с астероидом, а между тем, один вирус способен покончить со всем миром.

В итоге, и мир, нуждающийся в исправлении, и мы сами, стремящиеся к тому же, и средства, которые проявляются, – всё изнутри и снаружи показывает, что эпоха предоставила нам шанс для подъема.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 17.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда бензин на нуле

Эпоха осознанных действий

Когда всё исчерпано

О каббале, Марксе и большой лжи

каббалист Михаэль ЛайтманСегодня завершается тенденция, которая сопровождала нас на протяжении всех тысячелетий развития. Эгоизм заставил нас спуститься с деревьев и начать человеческую эволюцию. Мы прошли многочисленные этапы и формации: рабство, мнимую свободу, средневековье, капитализм – и всегда мы работали ради прибыли, успеха и продвижения. Однако в наши дни это "сотрудничество" с эгоизмом подходит к концу.

Тому есть несколько причин, и одна из них состоит в том, что само эгоистическое желание больше не испытывает удовлетворения. Чего только мы ни получаем, но это не наполняет нас. Даже богачи всё чаще чувствуют себя так, словно остались ни с чем, поскольку наполнение без потребности в нем ничего не дает.

Вообще, элиты видят мир как свое достояние и обустраивают его по собственному вкусу. Посредством СМИ они запутывают нас, уверяя, что мы должны работать с утра до вечера, следовать за криками моды, покупать определенные вещи и услуги – и опять-таки работать. Постоянно внедряется путаница, постоянно ведутся войны, вызываются беспорядки по типу "Арабской весны". Зачем? Затем, чтобы спокойно властвовать над миром, извлекая из него для себя миллиарды. Эта нескончаемая работа ведется через правительства и прочие каналы, и стоит за ней маленькая горстка людей. 

Однако и они уже чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля. Согласно законам эгоистического развития, мир в своем нынешнем виде подходит к концу, погружается в глобальный кризис. Никто в этом не заинтересован, включая элиты, которые хотели бы и дальше бесконечно поддерживать потребительское общество. Но не получается.

И теперь надо определиться с тем, куда держать путь. Вот почему, с одной стороны, идет пересмотр учения Маркса, а с другой стороны, раскрывается наука каббала.

В наши дни начинаются разговоры о другом применении эгоистического желания. Безусловно, следующий этап – это объединенное общество, в котором люди работают, скажем, по часу в неделю. Ведь уже сейчас мы не нуждаемся во всем том, что производим. Единство сегодня – обязательная модель человеческого общества. Без этого нам не видать даже хлеба насущного. Если мы не объединимся, то останемся даже без базового минимума, необходимого для существования.

Однако человечество не знает, как объединиться, хотя именно это от него требуется. В итоге, столкнувшись с, казалось бы, непосильной задачей, оно идет к погибели, не видя никакого выхода.

Здесь-то мы и выводим на свет науку каббала, "размахивая" ее флагом на фоне "Капитала" Маркса и надеясь, что нас услышат.

Вопрос: Какие доказательства мы можем привести?

Ответ: Доказательства у нас имеются с двух направлений:

  • Есть рассудочные доказательства – как сказано: "Мудрый видит новорожденного". Не дожидаясь больших бед, можно на примерах убеждать людей в правильности и действенности нашего подхода.
  • А альтернатива этому – доказательства, которые придут в результате бедствий.

Мы, со своей стороны, стараемся достучаться до людей заранее. Однако это нелегко. СМИ не в наших руках, элиты сформировали для себя армию экономистов, финансистов и прочих профессионалов, задача которых – запутывать людей и культивировать большую ложь. И всё для того, чтобы несколько десятков, находящихся на вершине пирамиды, держали власть. Над чем? Сегодня они и сами не точно знают. Это уже вне их "компетенции"…

Из урока по статье "Мир", 15.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взаимное поручительство или коммунизм?

В диссонансе с новой реальностью

Марксизм: не то, что мы думали

Конец эры информации

каббалист Михаэль ЛайтманМы вступаем в новое состояние, когда сменяется "верхняя планка", поставленная человечеству. В уходящую эпоху это была информация: кто владеет ей, тот правит миром. Неслучайно банки стали чем-то вроде промышленных предприятий – они тоже генерируют прибыль, только напрямую, на "информационном" уровне. И это соответствует законам природы: действительно, если я обладаю информацией, то большего мне и не нужно. Информация сама по себе превратилась в объект, который мы производим, оформляем и продаем, так же как материальные товары.

Но сегодня этот период завершается, и осведомленный больше не может "двигать горы". Ведь раньше информация была простой, "линейной", она состояла из цепочки битов, складывающихся в эгоистический канал. Теперь же мы вступаем в "круглый" мир, в эпоху интегрального человечества, и состояния сменяются не плавно, а через кризис. Он вызван тем, что мы не контролируем этот переход, не знаем, к чему идем.

Когда-то всё было ясно, и даже революции вполне укладывались в логическое восприятие. Люди знали, как ускорять научно-техническое развитие и действовали со всей энергией. Но сегодня нам ничего не ясно. 

А между тем, следующий этап общечеловеческой миссии, следующий ключевой принцип, следующий основной критерий общества, его мощи и развития – это постижение. Постижение новой системы. Кто постигнет ее, тот и станет "великим".

На деле это означает, что в наше время требуется изменить человека, а не мир. Впервые мы обязаны привести себя в соответствие с раскрывающейся нам системой. На этот раз не мы формируем ее согласно своим эгоистическим побуждениям. Творец больше не подстегивает нас изнутри, Он лишь проявляет желание и показывает впереди пример, чтобы мы выстраивали себя сообразно с ним.

Человечеству необходимо стать таким же интегральным, как и вся Природа. И чем быстрее мы это поймем, тем меньше будем страдать.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 12.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Когда бензин на нуле

Там, за горизонтом исправлений

Конец истории

Когда бензин на нуле

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В последнее время, встречаясь с людьми, я вижу, что они уже не ищут успеха, как раньше, не пытаются добиться чего-то. Эгоизм словно останавливается и даже обращается вспять – люди согласны на меньшее. Почему?

Ответ: Непростой вопрос. Почему эгоизм перестал расти? Более того, почему он "сдает позиции", снижает свою мощь? И снижает ли в действительности?

Дело в том, что эгоизм стал другим – "круглым", интегральным. Мы расстаемся с индивидуалистическим типом эгоизма, с простым, "линейным", прямым подходом: "Бери от жизни сколько можешь" – и переходим к другому типу, которого еще не понимаем. Он пока не раскрылся в нас по-настоящему – этот интегральный эгоизм, сопровождаемый всеобщей взаимосвязью, но мы уже чувствуем ее на себе и не знаем, как с ней справиться.

До сих пор мы развивали технологии, науку, информационную сферу, но вот, настала эпоха постижения, которой свойственно желание нового вида. Раньше миром правили посредством силы, потом – с помощью технологий, потом настала очередь науки, потом ключевым моментом стала информация, а теперь главное – понимание. Все прошлые методы больше нам не помогут, они перестают работать. 

Такого еще никогда не было. Всегда предыдущие ступени ложились в основу последующих и служили им опорой. Но сегодня ситуация иная: как будто всё, чего мы добились ранее, исчезает, утекает сквозь пальцы, перестает вызывать внутренний отклик. И это действительно так. Ведь "мир" – суть сосуды-желания со светами в них. И вот, они исчезают, постепенно обращаясь в сосуды другого типа. Впервые в них раскрывается не одиночная атрибутика, а связь с первыми десятью сфирот, первая духовная ступень.

Как следствие, мы не можем осознать, разглядеть это состояние. У нас еще нет нужной матрицы восприятия, нужного "сенсора", чувства, которое позволило бы увидеть черты новой реальности. И потому люди останавливают бег – их ничего не влечет. Таково следствие происходящего: сосуд-желание начинает "закругляться", подключаться к десяти полным сфирот.

Впервые нам раскрывается первая ступень высшего мира – пока что с обратной стороны, и тем не менее. Не соответствуя ей, мы сталкиваемся с опустошенностью, и страдания будут очень велики, если мы не научимся приходить в соответствие с реальностью. Дело может дойти до того, что люди останутся беспомощными. Когда ничего не хочется, когда работа опротивела, когда в душе царит безнадежность, человек опускает руки.

Линейное продвижение позволяло находить замены тому, в чем мы разочаровывались и отчаивались. Защитная сила эгоизма все-таки толкала нас вперед. Но сегодня у многих просто нет сил, чтобы вставать по утрам и начинать новый день: "Не надо ничего. Будь что будет". Это вызвано именно растерянностью, смятением в раскрывающейся глобальной сети взаимосвязи. Человек еще не ощущает ее саму, но уже видит, что прежние желания бесполезны. Поистине печальное состояние…

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 12.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Эйнштейну и не снилось

Что происходит с нашим миром?

Что-то ничего не хочется…

Страница 66 из 94« Первая...6465666768...Последняя »