Записи в разделе 'Духовная работа'
План создания самого себя

каббалист Михаэль ЛайтманТворением называется нечто существующее в духовном мире, ведь наш земной мир существует только в нашем воображении.

Творение рождается из средней линии – из точки, в которой присутствуют две противоположные силы: получения и отдачи.

А оно умеет соединять эти силы вместе так, чтобы использовать силу получения, противоположную Творцу, которая специально создана такой, чтобы дать творению самостоятельность и возможность свободно стоять против Творца. Так мы можем построить свою независимую личность, включающую обе эти силы вместе.

Каждый раз творению нужно соединить две эти силы правильно, проверить этап за этапом, для каждой новой порции раскрывающегося в нем эгоистического желания. Таким образом, творение растит самого себя – строя себя из своего материала с помощью силы отдачи, которую требует из правой линии.

Вся работа, по сути, производится силой отдачи, силой света, Творца – но творение должно само все для этого подготовить. Как в нашем мире, мы пользуемся всеми данными нам средствами на неживом, растительном, животном и человеческом уровне, всеми силами своего чувства и разума – но все же говорим, что сами сделали работу, ведь именно мы выполняем эти действия, используя материалы этого мира и свои способности.

Материальное и духовное строительство проходят одинаково: сначала задумывается план, а потом из имеющихся у нас материалов мы начинаем строить какие-то формы. Так и в духовном мире, мы в силу своего желания и понимания сами строим "формы Творца" – свое отношение к Нему, подобное Его отношению к нам.

С одной стороны, это наша собственная работа – как сказано: "Прилагал усилия и нашел!". Но с другой стороны, это – работа Творца, ведь мы учимся у Него, на Его примерах, и просим Его выполнить ее. Мы с Ним настоящие партнеры, ведь сами точно знаем, чего хотим и должны подготовить все необходимое!

То есть мы ведем "среднюю линию" – в своем замысле, в соединении желания и намерения, сами решая, как правильно соединить силы святости и нечистоты, левой и правой линии. 

Мы также строим "среднюю линию", соединяясь с группой за счет света. Ведь мы хотим включиться в нее и найти там свое желание отдавать, а это желание может создать только свет, Творец, скрывающийся там внутри, с другой стороны. Получается, что мы включаем внутри себя две эти силы: силу группы и силу Творца – сами оставаясь в средней линии.

И на многих других примерах мы тоже видим, что действуем в средней линии, потому что обязаны включать две эти силы: получения и отдачи, чтобы получить свободу выбора и самостоятельно построить себя из них.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 28.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Средняя колонна

Обретение независимости

На нейтральной полосе

Остановка означает падение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что значит постоянно находиться в ускорении относительно духовной цели, и как сейчас перед конгрессом можно посильнее "надавить на газ"?

Ответ: В духовном пространстве ускорение – это и есть движение. Ведь если ты сейчас не делаешь какое-то действие, то тебе не засчитываются никакие прошлые заслуги, и ты теряешь всю набранную до этого скорость, от всех прошлых действий.

Духовное пространство – это будто пустой космос, где нет другой системы отсчета, и если ты не ускоряешься – то совсем не двигаешься.

Постоянное состояние – равнозначно нулю, и даже если ты летишь со скоростью 10 км в секунду, это не считается движением, и ты будто завис в воздухе. В духовном смысле – ускорение означает скорость, и по сути, оно и является действием.

Поэтому между духовными действиями не бывает "промежутков". Там, где заканчивается одно действие, тут же начинается следующее, как при рождении духовных парцуфим. Это говорит о том, что отношение человека к группе и отношение группы к нему обязано быть таким, чтобы постоянно пробуждать его к действию и все время обновлять в нем желание.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 28.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Средняя колонна

Поднажми!

Ускорение, а не скорость

Глубина точки

каббалист Михаэль ЛайтманТворец создал получающее желание как точку и желает последовательными действиями привести это желание к самопознанию. А познать что-то можно только из противоположности.

Следовательно, получающее желание должно познать себя и познать Творца – одно из другого. Иными словами, оно должно познать первичную, базовую природу дающего желания, а также природу творения – получающего желания, которое намеренно создано противоположным отдаче.

Изначально творение лишено всякого понимания и познания той или иной природы. Оно представляет точку, которая лишь немного отличается от Творца, и потому называется "сущим из ничего", тогда как Творец – это "сущее из сущего". Больше в творении ничего нет. Всё остальное оно может постичь, исходя из этой точки – в сравнении с Творцом. Развиваясь относительно Творца, высшего света, свойства отдачи, творение в итоге видит себя максимально противоположным Творцу.

Его рост – это всё более глубокое познание, понимание, постижение. Точка остается той же, она не меняется ни в чем, кроме того, что всё глубже осознаёт свою противоположность свету. Постигая эту глубину, она становится ужасным "чудовищем", злым началом, достигающим величины света в своем противостоянии ему.

Всё это точка постигает в глубину, раскрывая бездонный разрыв между собою и Творцом. Над этой бездной невозможно перекинуть мост. По сути, точка постигает, насколько она отрезана от света. Это и значит, что она растет в своем ощущении, понимании, постижении – растет негативно, выявляя собственную противоположность отдаче.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Обретение независимости

Познакомиться с собой, познакомиться с Творцом

Мы - существующие из ничего

Обретение независимости

каббалист Михаэль ЛайтманТворению необходимы две грани, два свойства, без которых оно не сможет проводить различие между собою и Творцом. Оно ощущает лишь то, что находится в нем самом, – и потому нет Творца вне творения.

Лишь первое действие – создание "сущего из ничего" – было как будто бы внешним, исходящим от вечной, совершенной сущности. Так каббалисты раскрывают это послание: свойство отдачи создало черную точку творения – нечто вне себя.

Все остальные действия совершаются уже в творении, в той самой точке. В ней начинает распространяться свет, начинает проявляться свойство отдачи, и, в сравнении с ним, она познаёт себя, постигает различие между получением и отдачей.

Постигнув свою природу, творение, конечно же, испытывает сильнейший порыв к исправлению, к достижению максимального равенства, подобия изначальному свойству отдачи.

Часть этого процесса осуществляется принудительно. Два противоположных свойства, воздействующих друг на друга, вызывают нисхождение миров, пока их взаимоотношения не порождают нечто особенное – среднее свойство, нейтральное, не относящееся ни к получению, ни к отдаче, ни к свойству Творца, ни к свойству творения.

Внутри творения, между скверной и святостью возникает клипáт нóга – нейтральная часть. Эта новая реальность придает творению независимость, способность выражать себя. Более того, теперь творение не только способно, но и обязано решить: чтó оно собой представляет, к чему относит себя.

Это требует особой работы. Ведь обе противоположные силы творение должно принимать наравне. Но как же тогда решить, чтó хорошо, а что плохо?

Эта дилемма отражается и на нас, она проявляется как свет и тьма, как помутнение чувств, как вера выше знания, как нечто возникающее и ускользающее. Это среднее свойство выражается в наших мыслях и желаниях, пока, в конец концов, мы не обретаем независимую позицию, чтобы раскрыть в ней свою самостоятельность по собственному решению. 

Это очень непросто: природа готовит нас к тому, чтобы мы стали самостоятельными вне ее, вне творения. Тогда и на Творца, и на творение, на всё мироздание мы будем смотреть извне. Вот к чему готовят нас две противоположные силы.

На основе среднего свойства мы включаем в себя и святость, лежащую над ним, и скверну, лежащую под ним, – чтобы отстроиться в виде полноценного духовного парцуфа. В нем Творец и творение сливаются воедино – благодаря тому, что мы правильно используем обе эти силы и объемлем в себе всё мироздание.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глубина точки

Равновесие между небом и землей

Встать перед Творцом, стать как Творец

Тонкая настройка

каббалист Михаэль ЛайтманИз материалов по принципам глобального воспитания: "Суть нашего развития заключается в осознании зла".

Мы способны совершать действие за действием только по мере осознания зла, в мере восприимчивости к добру и злу. Всё зависит от того, в какой степени наши свойства позволяют нам замерять различие между ними.

Мое желание – как измерительный прибор. Его стрелка сдвигается на деление, если я, допустим, меняю внутреннее напряжение или взвешиваю что-то на внутренних весах. Бывают весы для автомобилей с делениями по 50 кг и точные весы, отмеряющие миллиграммы.

Вот и у меня всё зависит от чувствительности: как только я ощущаю в себе некий разрыв между двумя силами, он побуждает меня к действию, к отклику. Мне плохо от этого разрыва, я чувствую неудовлетворенность, беспокойство, и тогда во мне рождается импульс, толкающий назад, к точке равновесия, от которой мы и происходим.

Вот почему всё зависит от осознания зла. Мне нужно обострять это чувство еще и еще, нажимая на "кнопку" всё более тонкой настройки, всё более высокой чувствительности. Подобно первоначальной точке творения, которая почувствовала, что отличается от света, пока это отличие не стало чернотой полной противоположности, – так и я повышаю в себе восприимчивость к свету, чтобы в итоге достичь исправления.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Этикет – еще не развитие

Что же вы сразу не сказали, что надо объединиться?

Чтобы больше не увидеть зла в мире

Этикет – еще не развитие

каббалист Михаэль ЛайтманИз материалов по принципам глобального воспитания: "Человек более развитый ощущает даже небольшое зло в себе как непереносимое. Ощущение этого зла обязывает человека избавляться от него, как от всего вредоносного.

Отсюда следует, что уровень развития человека определяется его чувствительностью к противоположности между ним и общим законом природы – любовью и отдачей".

Мы учим детей прилично вести себя в обществе, хорошо выглядеть в глазах окружающих. К примеру, для ребенка естественно пачкаться за едой и во время игры, но мы объясняем ему, что это некультурно. Говоря иначе, мы повышаем его эгоизм, чтобы презрение других людей стало для него важным фактором. Внутри человека сидит все тот же дикарь – зато снаружи все очень пристойно.

Вопрос стоит так: должны ли мы улучшать нашу внешнюю взаимосвязь? Тем самым наше эго вырастает еще больше: мы выглядим солидными и уважаемыми. Есть целые школы хороших манер, где человека обучают правилам приличия. В нашем мире воспитанный человек называется "развитым". Ведь у нас речь идет не об исправлении эгоизма, а о том, чтобы лучше выглядеть.

Разумеется, всё это ложь, которую наука каббала не принимает в расчет. Пускай человек живет в африканских джунглях и ест руками из общего котла – это еще не значит, что он менее развит, чем лондонский джентльмен, филигранно обращающийся со столовыми приборами.

Разумеется, в человеческом обществе должны соблюдаться хорошие манеры, и мы вовсе не  пренебрегаем ими, однако они не относятся к внутреннему исправлению человека.

Внутреннее исправление строится на осознании зла – это уже вопрос намерений. Здесь человеку нужно не смотреть на внешнее, а проникать внутрь: насколько внутренне он любезен другим в своем намерении ради отдачи? Хорошо ли он относится к ближнему в душе? Тут уже не помогут внешние подарки, за которыми стоит желание использовать других. Наоборот, всё определяет именно внутренний подход, а внешнее может стать его проекцией. 

Хотя может быть и так, что, несмотря на всю свою любовь к маленькому сыну, внешне я проявляю строгость и даже наказываю его, потому что у меня нет другого выхода – иначе он навредит себе. Моя любовь к нему требует иногда суровых мер. И мне нужно еще усилить эту любовь, чтобы снаружи в чем-то ограничить, огорчить его.

По отношению к Природе, к Творцу, все мы – маленькие дети, и относится она к нам точно так же. Внутри Природы царит сила любви и единства всех частей. Эта сила способна создать даже живое тело, все части которого пребывают в гармонии между собой. Они не просто живут, но развиваются, поднимаясь над животным состоянием – на ступень самой Природы, на человеческий уровень.

Именно любовь, заложенная в основе силы Природы, проявляется в гармонии всех ее частей.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тонкая настройка

Что же вы сразу не сказали, что надо объединиться?

Рождение в новый мир

Что же вы сразу не сказали, что надо объединиться?

каббалист Михаэль ЛайтманС одной стороны, Природа относится ко мне с любовью. Пускай этого не различишь обычным взглядом, и все же, проникнув чуть глубже, я могу увидеть ее истинное отношение. Люди, близкие к природе, чувствуют, что вся она – добро.

И вместе с тем, внешне она очень строга, подобно любящему, но требовательному отцу, который скрупулезно проводит ребенка по этапам развития. Так мы и должны рассматривать происходящее. Иначе мы не поймем добра и зла и будем только путаться.

Если я хочу ощутить природу как таковую, то должен оттолкнуться от внешнего и погрузиться внутрь. Именно с ее внешнего отношения, кажущегося мне отрицательным, я должен начать развивать себя, базируясь на осознании зла. Ведь нас самом деле природа демонстрирует мне мой собственный негатив. Исправив его, я опущусь вглубь и почувствую ее любовь.

Все внешние отрицательные проявления призваны показать, чтó я должен исправить, чтобы достичь любви. Точно так же родители воспитывают ребенка: отец глядит со строгим видом, мать нервничает. До чего же трудно разглядеть их любовь. И вот к этому различию я обязан быть очень чуток, развивая в себе чувство осознания зла.

Возможно, я не замечаю негатива. Родители только делают намеки, а я не понимаю, чего они от меня хотят, или вообще не чувствую, что им от меня что-то нужно. Вместо этого я продолжаю свои выкрутасы. Тогда они говорят открытым тестом – но я по-прежнему не слушаю. В итоге, после всех уговоров и предупреждений, начинаются беды – и вот их я очень хорошо понимаю: "Что же вы сразу не сказали!?"

Это проблема всех нас и каждого в отдельности – недостаток чуткости. Если бы я почувствовал сейчас, чего мне недостает, чтобы разглядеть любовь со стороны природы, то сразу же исправил бы себя. А потому заботиться нам нужно лишь об одном – о восприимчивости к осознанию зла между нами и любовью, идущей от Творца.

У нас нет недостатка в примерах – открой глаза и увидишь. Что же нам мешает? Дело в том, что мир не придает нам базового отношения к добру. Мне нужно общество, окружение, в котором я буду раскрывать добро и соизмерять его с собственным злом. 

Осознание зла начинается с того момента, когда человек чувствует, что он хуже окружающих. Все они в его глазах взаимосвязаны и объединены в любви друг к другу, а он не может присоединиться к ним, не может ощутить себя в том же единении. Этот разрыв – и есть зло, которое человек должен раскрыть и исправить.

Осознав зло и попытавшись приступить к его исправлению, человек обнаруживает, что у него нет ни малейшей зацепки, ни малейшего подступа. Он отчетливо видит: товарищи объединены, а он оторван от них, и не находит никакой возможности примкнуть, никакой лазейки в их единство. Для этого ему необходим свет, возвращающий к Источнику. Его спасет только помощь Творца.

Здесь-то мы, наконец, и соприкасаемся с единством Исраэля, Торы и Творца.

Из урока на тему " Принципы единого воспитания ", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тонкая настройка

Этикет – еще не развитие

Держать мир на правильном расстоянии

Совершенство, в котором не хватает меня

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: С одной стороны, мы говорим, что система душ совершенна и полностью исправлена, кроме меня. С другой стороны, сказано, что Шхина находится во прахе, и человек должен молиться, чтобы поднять ее. Как разрешить это противоречие?

Ответ: Я нахожусь против системы. Эта система – совершенна, кроме одной составляющей – меня. Я – тот самый элемент системы, который должен войти в нее и дополнить до абсолютного совершенства.

Ведь если я вхожу в нее, то дополняю не только свое личное место внутри этой системы, а восполняю во всех ее действиях свою недостающую часть.

Тогда, с одной стороны, я вижу, насколько ей недостает меня, и оцениваю свою испорченность не по самому себе, а в той мере, в которой нарушаю совершенство всей системы, не дополняя ее. Я все проверяю относительно общей системы.

С другой стороны, я считаю ее полностью совершенной – но без моего включения в нее, без моего участия в ней. То есть система совершенна – кроме меня. Это я раскрываю на практике.

Вопрос: Но почему же сказано в Зоаре, что Шхина находится во прахе, и человек должен молиться, чтобы поднять ее? То есть он относится к системе как к разбитой…

Ответ: Разумеется, относительно меня она разбита! Ведь каждый судит в меру своей испорченности. Это я вижу, что она разбита. И она разбита в той мере, в которой я не дополняю ее. Я не смотрю больше ни на кого другого. Все остальные находятся в совершенстве.

Вопрос: Но чем я дополняю совершенную систему?

Ответ: Она не совершенна - потому что я еще не нахожусь в ней совершенным!

Вопрос: Тогда что значит, что я должен относиться к ней как к совершенной?

Ответ: Она совершенна – кроме меня! Ведь если считать, что все пребывает в полном исправлении (Гмар Тикун), тогда тебе нечего делать. Ты не постигаешь это состояние и не можешь к ней так относиться. Ты считаешь ее совершенной во всем, кроме твоей части. Так мы должны относиться к ней в нашей духовной работе

Сама по себе эта система совершенна – ведь есть исходное (1) и конечное (3) состояние. Но мы находимся в промежуточном (2) состоянии, и в нем мое отношение к системе таково, что все совершенно, кроме меня.

Я должен дополнить ее правильным образом. Мне нужно раскрыть свое зло – где именно я нарушаю совершенство общей системы. И тогда я обнаруживаю во всей этой системе, где не хватает меня – в каждой ее клетке, в каждой частице.

То есть я раскрываю не свое "я" в этой системе, а обнаруживаю, насколько вся система испорчена без меня, без моего правильного участия. Ведь я не выхожу из этой системы, а нахожусь внутри нее - но как ее испорченная часть, как раковая клетка, которая пожирает всю систему, не позволяя ни всей системе в целом, ни любой ее части быть совершенной.

Выходит, что сейчас я раскрываю свой неисправленный образ Человека/Адама – не меру своей личной неисправности, а меру испорченности системы из-за меня. Тогда я постигаю Человека/Адама, противоположного Творцу, - себя. И это побуждает меня к исправлению.

Так с каждым разом я раскрываю этого Человека, противоположного Творцу, - все более худшую, испорченную систему, ведь у меня есть силы все больше исправить ее.

Всегда раскрывается левая линия, будто ужасный монстр, все больше растущий в моих глазах, и против него у меня есть сила правой линии, чтобы я мог это исправить.

Вопрос: Но кто такой я, если я исправляю лишь себя относительно системы?

Ответ: Я – это точка разбиения, которая чувствует себя оторванной от всей системы. Эта точка разбиения включает в себя все мои формы, противоположные Творцу, - формы испорченной системы. Ведь сама точка не имеет формы. Своим неучастием в общей системе она нарушает ее, и тогда формы неисправной системы – это и есть я. Когда система будет исправлена – это тоже буду я.

Из урока по  Книге Зоар, 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Глобальна зависимость… от самого себя

От меня зависит мир

Все зависит только от меня!

Как эгоист может молиться об отдаче

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Как эгоистическое сердце может попросить отдачи?

Ответ: Конечно, эгоистическое сердце не способно попросить отдачи. Оно молится о чем-то, что считает лучшим для самого себя. По-другому оно не умеет молиться.

Но одно дело – это природа, в которой находится человек, а другое – как он использует этот механизм. Несмотря на то, что он эгоист, его молитва и отношение к другим эгоистическое – но он устраивает весь этот механизм так, чтобы с его помощью привлечь к себе свет, возвращающий к источнику.

Ведь, как действует Тора – свет, возвращающий к источнику? Я эгоист, собираюсь использовать ее эгоистически, но этим я включаю механизм, который привлекает ко мне свет, превращающий меня в противоположность тому, чем я являюсь сегодня. Это значит, что этот свет возвращает к своему источнику.

Если бы я сам уже просил отдачи, меня не нужно было бы возвращать к источнику, все бы уже было ясно. Но все устроено так, что даже когда я кричу об отдаче – это еще скрытое получение.

И так происходит на каждой ступени. Когда я поднимаюсь на нее и проверяю: о чем я молился, что делал, о какой любви к ближнему говорил – выясняется, что все это было эгоистически. То, что казалось святостью на нижней ступени, при взгляде сверху, кажется "отходами".

Но существует специальный подъемный механизм – связь между АХА"П высшего и Г"Э низшего. Если я стою против темноты и непонимания и склоняюсь перед обществом, которое помогает мне склониться, то притягиваю к себе свет, возвращающий к источнику. Я смешиваю Малхут с Биной – милосердие, царящее в высшем, с силой суда, которая есть во мне. И так я достигаю своего исправления.

То есть от нас не требуется быть изначально святыми – а только организовать все в меру своих сил, чтобы привлечь к себе святость. А до того, я ей противоположен! Иначе, как возможно исправить себя после разбиения

И каждый раз, когда мы получаем какое-то новое состояние, все прежние состояния стираются из памяти, чтобы нас не запутывать. Текущее состояние нам тоже не очень понятно, и нам нужно из этой тьмы начать все устраивать так, чтобы привлечь к себе воздействие высшей силы – более высокой ступени, свойства отдачи, которого в нас нет. Мы каждый раз получаем новую силу и становимся новым творением.

Этому и посвящена общественная молитва – молитва о том, чтобы обрести силу включиться в общество и почувствовать заботу о ближнем.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Фараон сам поможет от него убежать

Зерно, вверяющее себя доброй земле

Одеяние, усмиряющее эгоизм

Фараон сам поможет от него убежать

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что не дает человеку достичь молитвы за общество, если он уже видит, что все его намерения ради себя?

Ответ: Проблема в том, что человек понимает, что его намерения эгоистичные, но готов с этим смириться. Он просто видит, насколько они некрасивые, но не понимает, какой они наносят ему вред. В этом все дело!

А если я просто соглашаюсь с тем, что я эгоист – ну так что? Я должен почувствовать, как это меня убивает – только тогда я смогу отделиться от своих эгоистичных намерений. Мое собственное эго отдалит меня от того, что мне во вред.

То есть сначала я отдаляюсь от своих эгоистичных мыслей за счет самого эгоизма. Это значит, что Фараон приближает сыновей Израиля к Творцу.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как эгоист может молиться об отдаче

Зерно, вверяющее себя доброй земле

Одеяние, усмиряющее эгоизм

Зерно, вверяющее себя доброй земле

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Какими действиями можно избавиться от мыслей о самом себе?

Ответ: Единственное действие, которое поможет мне отделиться от мыслей о самом себе – это включение в группу. Я должен сделать все, что в моих силах, пока я не раскрою внутреннюю силу окружения, к которому прилепился – а до того, мне ничего не поможет.

Сначала я воспринимаю окружение, словно зерно, попавшее в сухой песок. Но потом я начинаю видеть, что это почва, в которой есть какие-то минералы и влага, которая может быть полезна для моего роста. Эта "влага" может размягчить мой эгоизм, чтобы я захотел свойства отдачи. А "минералы" – это уже свет Хохма, который может дать мне питание для моего роста. Так я начинаю получить из окружения свет Хасадим и Хохма и расти, в той мере, насколько отменяю себя перед ним.

И тогда я уже понимаю, что моя отмена себя перед окружением – это эгоистически полезное и правильное решение. Пока это следует из моего эгоизма, и я не собираюсь им бескорыстно отдавать. Я хочу отменить себя перед ними, чтобы питаться от их окружения и расти. Если расти можно только от отдачи, то я готов о ней думать – но пока это расчет в своих собственных интересах.

Я хочу получить свойство отдачи и стать отдающим – это такой особый вид эгоизма, но уже по дороге к духовному миру. Нам еще много раз придется менять такие облачения, пока мы не достигнем подлинной отдачи без расчета на самого себя. А пока мы не знаем, что это такое – только свет, возвращающий к источнику, может придать нам такую форму. А по пути мы еще сменим множество форм, обратных окончательной форме, все более и более хитрых и эгоистичных.

Сначала нам кажется, что мы хорошо продвигаемся, совсем приблизились к отдаче и почти входим в духовный мир. А потом вдруг раскрывается, что все это еще скрытое получение – и так мы развиваемся. Главное, все время получать поддержку от окружения, отменяя себя перед ним, и не бояться никаких состояний – ведь ты находишься в пути. 

Нужна общественная молитва – то есть чтобы мои мысли и желания стали такими же, как внутренние мысли и желания группы, когда я докапываюсь все глубже внутрь группы и хочу плыть вместе с остальными в одном течении. До такой степени, что куда они – туда и я, без всякой критики с моей стороны. Это называется общественной молитвой – что все хотят, того и я тоже.

Ведь для меня общество – это внутреннее желание группы, а не кто-то снаружи. Хотя потом я раскрою, что и внутри внешних людей действует та же сила.

Подводя итог: если я хочу правильно продвигаться, я должен сделать все возможное, чтобы включиться в группу. И смотреть не на внешние лица – а на внутренние мысли и желания, стремясь с ними объединиться. Это означает общественную молитву: что хочет это общество, к чему оно стремится – я присоединяюсь к ним и стремлюсь к тому же!

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как эгоист может молиться об отдаче

Фараон сам поможет от него убежать

Одеяние, усмиряющее эгоизм

Забота об обществе

 

каббалист Михаэль ЛайтманМы с вами созданы не случайно. Творец хотел, чтобы творение стало таким же, как Он – и все, что происходит с нами, ведет к достижению этой цели.

Поэтому,  на этом пути мы должны пройти осознание того, что разделены, оторваны, ненавидим друг друга. Однако, мы получаем силу соединиться выше этой ненависти, которая поэтапно нарастает все больше и больше. Ведь мы не можем за один раз переступить и подняться надо всей ненавистью, царящей в нас.

Но если мы сможем так постепенно, шаг за шагом ее преодолеть, то обретем свойства отдачи – взаимное внимание, заботу, свойство Бины, не позволяющее делать другому то, что ненавистно тебе самому, а потом любовь к ближнему, "как к самому себе".

Поэтому вся наука каббала, которая называется наукой истины, говорит только о соединении. Ведь в соединении мы, люди, постигаем свойства Творца.

Если люди собираются вместе или объединяются в одном желании для того, чтобы умножить силы каждого и заручиться друг перед другом, что общими усилиями они достигнут желанной цели, получат большую уверенность – это называется "обществом клоунов-лицедеев". Ведь они думают, что за счет своего соединения, смогут больше выиграть эгоистически. И поэтому их общая молитва действует просто разрушающе и отдаляет их от цели.

Человек должен понять, что он соединяется с другими только для того, чтобы выяснить то, как подняться над своей природой. Не для того, чтобы получить от общества еще большую силу, удовлетворить требования своего эгоизма – а чтобы войти внутрь этого общества и начать ему отдавать. Только такую силу нам нужно искать.

Сила отдачи обществу приходит от света, от Творца – от того, что скрывается внутри отношений человека и общества, группы. То есть эта группа должна состоять из людей, которые соединяются именно для того, чтобы достичь Творца – общего свойства отдачи. 

Не существует Творца отдельно от творения. Свойство общей отдачи не существует, если нет того, кто раскрывает его. Поэтому, если человек включается внутрь группы, стремящейся к свойству отдачи, и желает найти там эту силу, постичь это свойство, он начинает понимать из своего соединения с остальными, что забота об обществе, внутри которого находится свойство отдачи, или забота о Творце, что одно и то же – это и есть общественная молитва.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Отдача щедрой рукой

Одеяние, усмиряющее эгоизм

Как эгоист может молиться об отдаче

Отдача щедрой рукой

каббалист Михаэль ЛайтманМолитва за общество – это стремление к отдаче ближнему, рождающееся внутри человека. Вначале, он ощущает "ближними" только свою группу, ее внутренние желания.

Но потом он увидит, что весь мир находится в единстве, и весь он заполнен Шхиной, Божественным присутствием. И тогда ему раскрывается духовный мир, высшая реальность.

Теперь он начинает понимать, почему был вынужден пройти через ненависть. Так был устроен свыше процесс его развития, чтобы посредством общества он не усиливал свой эгоизм, и не использовал других для своей корысти – а пришел туда, чтобы принизить себя, склониться перед той силой, которая скрывается в этом обществе. Для того, чтобы он захотел включиться в эту силу отдачи, соединиться с ней и просто утонуть внутри нее.

Это и есть общественная молитва, ведь он просит мира для этого общества, то есть стремится достичь свойства отдачи – пока не соединяется с этим обществом так, что между ними не остается никакого отличия, и они сливаются в одно целое.

Когда человек обретает форму общества, полностью соединяясь с ним – это означает их единство, "ударное слияние" (зивуг дэ-акаа) – ведь это соединение, работающее против его эгоизма. Он бьет по своему эго, чтобы соединиться с другими – и в этой мере строит свои духовные парцуфим, формы соединения, и обретает свойства Творца.

Эта форма, которую он задумал в своей голове, теперь осуществляется в нем - распространяется в его "теле", наполняет его, и он получает форму Высшего. Желание насладиться, получая намерение "ради отдачи" и одеваясь в свет Хасадим, становится пригодным для получения наполнения, света Хохма – формы Творца.

У света Хасадим нет формы, он распространяется вширь, как дары "щедрой руки" – всем и без всякого ограничения. Но когда в желание начинает облачаться свет наслаждения, Хохма – он придает ему определенную форму отдачи, которое называется "именем Творца" – формой Высшего. Так благодаря ударному слиянию (зивуг дэ-акаа), человек постигает Творца.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Молитва за общество

Одеяние, усмиряющее эгоизм

Как эгоист может молиться об отдаче

Одеяние, усмиряющее эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманВсе зависит от того, с каким намерением человек с самого начала подходит к окружению: к учителю, книгам и группе. Приходит ли он для того, чтобы на них эгоистически заработать и получить знания, статус, удовлетворить свою гордыню. Или же он хочет получить от общества свойство отдачи, форму Творца, который скрывается внутри общества.

Если человек правильно подходит к окружению, к обществу, он находит там свойства Творца. Это называется: "Творец обретает внутри своего народа". Это самая главная проверка отношения человека.

Естественно, что когда мы только начинаем свой путь, то приходим с обычными эгоистическими желаниями, принятыми в этом мире. И хотя мы готовы слушать красивые слова о любви к ближнему и отдаче, мы все еще рассчитываем что-то с этого получить для своего эгоизма.

И только при условии, что человек долгое время находится в правильном окружении и впитывает от него внешние формы отдачи, преклонив себя перед учителем, книгами, группой, он постепенно получит от них силу для понимания и ощущения, силу соединения. Для того, чтобы он понял, что соединение осуществляется не через внешние действия: кричать, прыгать, веселиться, а требует непрерывной, скрытой внутренней работы – невидимой глазу.

Это работа, которую делают, что называется "ночью". И тогда он постепенно начинает обретать свойство отдачи. А переход происходит в тот момент, когда он начинает видеть в окружении, в его внутреннем потенциале – силу, которая может его исправить. Он понимает, что без этой силы, он пропадет. Отсюда начинается его "общественная молитва".

Когда он понимает, что молиться нужно за общество – это значит, он обретает намерение ради отдачи, облачение света Хасадим – правильное одеяние на свое желание насладиться.

Из урока на тему "Подготовка к конгрессу в Нью-Джерси", 27.03.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как эгоист может молиться об отдаче

Фараон сам поможет от него убежать

Зерно, вверяющее себя доброй земле

Быть человеком

каббалист Михаэль ЛайтманЛекция  в аудитории "Каббала народу", 22.03.2011

По мере нашего ежедневного развития и под влиянием происходящих с нами событий, нам становится все более и более ясно, что мы стоим перед вызовом, перед совершенно особым изменением.

Может быть, люди еще не осознают этого и им кажется, что все нормально, просто события происходят с большей интенсивностью, а время стало более насыщенными, но это не так.

Политологи, социологи и экономисты, с которыми я связан по всему миру и которые звонят мне все чаще и чаще, осознают, что у них отсутствует понимание внутренней сути происходящих изменений.

Они знают, как с помощью общества, правительства, биржевой политики, банков и законов изменить нынешнее состояние, чтобы достичь определенной цели, но если раньше они думали, что у них есть ясная цель, то теперь она куда-то исчезла.

Это вызывает большое беспокойство и ощущение беспомощности, и от отчаяния и неизвестности они совершают случайные, непоследовательные, иногда бессмысленные действия, частично или даже полностью неверные. Все это происходит регулярно в течение последних лет.

Это удивительно, но оказывается, что на протяжении тысяч лет мы развивались на животном уровне и не развивали в себе человека. В каждом из нас раскрывались внутренние информационные данные – решимот, склонности, желания и мысли, а мы их реализовывали. Я желаю – и делаю, я думаю о чем-то и таким образом приближаюсь к этому или отдаляюсь. Мы поступали по указанию природы, которая заставляла нас действовать по своей программе.

Но сейчас весь мир как будто вступил на новый путь развития. Природа словно оставила нас и не дает нам четких указаний. Я не нахожу в себе ни желания развиваться, ни мысли о том, как это сделать. Великие философы, политологи были уверенны в своей позиции, отстаивали свою точку зрения, говорили куда идти и как продвигаться.

И вдруг все исчезло. Пустота! Мы не генерируем новые идеи, мы опускаемся до уровня общества простого потребления. Поэтому сегодня человек начинает думать: "Что со мной происходит? Как развиваться дальше?" 

Ведь должна же быть какая-то программа, тенденция, желание общества, желание правительства, с которым мы соглашаемся или против которого боремся, совершаем революции… Ничего этого нет! Никто не чувствует в себе никакого стремления к развитию!

Все это признаки того, что наше эгоистическое развитие, при котором нами управляет природа, подошло к концу. Природа больше не толкает нас вперед, и мы подобны маленьким детям, которых оставили дома одних. Я стою посреди комнаты, плачу и не знаю, куда идти – в таком беспомощном состоянии находятся все люди, от которых зависит принятие решений, и которые понимают и правильно оценивают ситуацию.

Развитие нашего желания исчерпало себя. В каждом из нас в отдельности и во всех вместе постоянно пробуждались решимот – внутренняя информация и поэтому мы организовывались в народы, заселяли материки и создавали все то, что называется человечеством. Решимот развивали наши мыслительные способности, и мы учились реализовывать свои желания.

Мы хотели быстрее двигаться и изобретали автомобили и самолеты. Наше желание способствовало нашему умственному развитию, и мы осуществляли свои мечты. Но если желание отсутствует, то мы не знаем, в каком направлении развиваться. Сегодня закрываются даже космические проекты! Самая высокая мечта человечества – выйти в космос, освоить космическое пространство…

И вдруг все закрывается просто потому, что в это не стоит вкладывать деньги, мы спрашиваем "Что нам это даст?" Исчезают самые естественные желания, которые всегда тянули нас к чему-то новому, а сегодня мы стоим на месте. Мы оказались в новом состоянии, и не знаем, что делать.

На фоне этого в человеке начинает развиваться новое, неизвестное желание. Что это за желание, откуда оно и как его реализовать? Это желание находится не на уровне этой жизни, а над ней, на уровне вечной жизни. Я хочу большего, чем эта жизнь может мне дать. Вопрос вечности, вопрос смысла жизни начинает серьезно волновать человечество.

Поэтому сегодня мы перестаем думать даже о своих детях, а все что происходит на Земле, теряет свою важность по сравнению с вопросом, что делать с этим новым желанием, которое вызывает во мне вопросы, стоящие над этой жизнью. В  чем смысл, в чем суть жизни? Существует ли вечная жизнь?

Если ее нет, человек начинает чувствовать, что все что ему остается, это кое-как просуществовать оставшееся время, просто потому, что инстинкт самосохранения не дает ему прекратить свою существование. Это приводит к отчаянию, наркотикам, разводам и так далее.

Мы видим, что у человечества нет никакого ответа, и за последние 20 лет стало ясно, что у него нет никакой системы развития. Если раньше каждые 10 лет появлялись новые направления в философии, искусстве, образовании и мы видели перед собой какие-то цели, то сегодня их нет.

В нас раскрывается точка нового желания, и мы должны понять, как ее реализовать. Что за желание мы раскрываем в себе? Желание вечной жизни, это действительно возможно? С одной стороны, если желание раскрывается, значит, его на самом деле можно реализовать, в человеке не возникает неосуществимых желаний. Если есть желание – все возможно.

Не случайно мы достигли реализации нашего эгоизма и закончили развиваться на животном уровне. Развитие на животном уровне означает, что мы естественно и последовательно развивались под влиянием природы. Нам было понятно, что мы хотим лучшей жизни, более наполненной, более спокойной, мы стремимся к благосостоянию, уважению, образованию, власти, каждый в соответствии со своими склонностями. А новое желание говорит нам, что мы можем найти жизнь за пределами нашей жизни, но она существует в другой тенденции, не в получении, а в отдаче.

Существует две силы природы, сила получения и сила отдачи. В нашей природе есть только одно желание: получать ради себя и отдавать ради себя. Я готов отдавать ближнему, но чтобы это тоже было для меня. Я притягиваю все к себе, это называется получать ради себя и я готов отдавать ближнему, при условии, что это снова вернется ко мне. Таким образом мы существуем, и это называется, что мы существуем в рамках этого мира.

И есть совсем другая форма существования, в которой я  отдаю или получаю, для того чтобы отдавать. Эти две силы, сила отдачи и сила получения, дают нам четыре возможных варианта взаимодействия. В рамках получения есть возможность получения ради себя и отдачи ради себя, а в рамках отдачи – отдача ради отдачи и получение ради отдачи.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_01Рис.1

Первая модель существования называется "этот мир". Сначала мы действуем под влиянием простого инстинкта, это видно на примере детей, которые все хватают и тянут в рот. Здесь работает только желание. Когда мы начинаем расти, нам говорят: "Дай ему, а он даст тебе, начните делиться друг с другом". У нас начинает развиваться разум, появляется мысль, мы используем определенный план. Я готов отдать, чтобы получить – это уже не простой уровень, это уровень развитого человека и чем больше человек развит, тем он больше готов к такому виду отдачи.

Бааль Сулам приводит в пример хозяина продуктовой лавки, который дает товар и взамен получает оплату, он видит прибыль и может сразу положить ее в карман. А человек с более развитым мышлением покупает товар и продает его через несколько лет, или строит другие далеко идущие планы. Его доход значительно больше, но он должен хорошенько поразмыслить, составить план, вложить деньги, потратить время… это отличает одного человека от другого.

А другая модель существования – это высший мир, мир отдачи. Мы не знаем, что значит отдать другому, но предположим, что это возможно. В мире отдачи я использую свой разум и работаю, желая получать для того, чтобы отдавать.

В наше время мы с вами должны сделать переход от одной формы существования к другой. Этот переход происходит только за счет особой силы, мы не способны сделать его сами. Мы созданы и существуем только в этом мире, в ограниченном квадрате, из которого не можем выйти. Но, находясь в нем, мы получаем желание выйти за его пределы, это желание возникает в одной точке, которая называется точкой в сердце.

Эта точка тревожит нас вопросом: "Почему ты живешь? Зачем ты живешь таким способом? Твой образ жизни просто отнимает у тебя жизнь, пока ты не умираешь". Эта точка в сердце влечет нас к другой парадигме, которую мы приобретаем с помощью света, возвращающего к источнику. Свет должен подействовать на нас и произвести в нас действие перехода от этого мира к высшему миру.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_02Рис.2

Вот в такой исторический момент мы с вами существуем.

Мы с вами переживаем такой исторический момент, когда, желая того или нет (да никто нас, в общем-то, и не спрашивает), под воздействием внутренних и внешних изменений, с каждым днем все больше продвигаемся к переходу из нашего мира в духовный мир. В Торе это называется пересечением Красного моря или духовным рождением.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_03Рис. 3

Это очень особое состояние, которое может оказаться очень сложным. Женщинам доподлинно известно, что такое родовые схватки, и как вообще происходят роды. Но в нашем мире мы проходим их относительно мягко: природа, желая нас продвинуть, проявляет к нам милосердие.

А духовное рождение – это очень трудный, мучительный процесс. Это переход из одного мира в другой, полная трансформация в человеке. Так и плод, находящийся в материнском лоне, полностью получает все необходимое для своего существования от матери, а, родившись, вдруг начинает получать все это из другого мира, извне: питание, воздух, воздействие температур, и т.д. Все его процессы поглощения и выделения происходят во взаимодействии с внешней средой. Иными словами, в одно мгновенье он начинает жить внутри нового мира.

Каббалисты описывают нам подготовку к духовному рождению и сам весь этот сложный процесс в 12-й части Учения Десяти Сфирот. А в 11-й его части мы изучаем света, искры и келим, которые находятся в духовном зародыше. И этот зародыш – мы. То есть нам рассказывают, как из капли семени, из точки в сердце мы продвигаемся к тому, чтобы родиться в духовном мире, а также о том, какие действия мы должны там пройти.

И если мы экстраполируем на все человечество все то, что каждый из нас изучает о себе, то получается очень напряженная, непростая картина. Ведь этот процесс рождения должны пройти люди разной ментальности, находящиеся на разных уровнях развития. К тому же, эти тяжелые состояния, предшествующие духовному рождению, накладываются на обстановку в мире с его страшной гонкой вооружения. Человек ощущает безнадежность, испытывает всякого рода внутренние давления.

Этот мир давит на него как матка, вынуждая его родиться духовно, но, кроме того, подобно плоду, он сам должен прилагать к этому усилия. Ему нужно перевернуться вниз головой. А это означает полную трансформацию всех его желаний, мыслей, восприятия окружающего мира. Человек переживает драматические изменения: меняется вся его шкала ценностей. Все, что казалось ему раньше хорошим, теперь ощущается плохим, а то, что он прежде отвергал, - должен сейчас принять. Ведь духовный мир – это полная противоположность нашему миру.

Но если мы говорим о своем духовном рождении, - о духовном рождении людей, которые изучают каббалу, то этот процесс происходит в группе, при ее полной поддержке. Вместо всего мира, группа должна стать для нас материнским лоном. А мы должны соединиться между собой и построить себе это окружение, помогая друг другу. Ведь мать всегда заботится о том, чтобы схватки происходили в определенные периоды, о том, чтобы это не причинило вреда плоду. Иными словами, это относительно мягкий процесс, хотя тоже не простой.

Что же касается всего человечества, - если мы не будем распространять каббалистическую методику, то может осуществиться предсказанное Пророками: на мир обрушатся страшные беды и несчастья.

Поэтому мы должны понимать, что получили большой подарок, ведь нам известно, что нам предстоит, и что нам нужно делать. У нас буквально есть инструкция, которая описывает, как мы должны продвигаться, построить правильное окружение – смягчить наш мир.

Иными словами, вместо нашего мира, мы должны создать вокруг себя некую мягкую среду. Это и будет окружением, которое поможет нам пройти из матки через узкий проход в духовный мир. На иврите слово "узкий" – "цар", однокоренное слово со словом "царот" – беды, несчастья. Это очень тяжелый переход – отсутствие света Хасадим, проявляющееся как колоссальные внутренние и внешние давления, удары природы. И чтобы все это пройти, мы должны быть непоколебимы в своем желании выйти из этого мира в духовный мир.

Но духовного мира мы не видим. Поэтому те состояния, которые при рождении плод проходит естественным образом, то есть, на него оказывают давления, и он продвигается, - нам предстоит пережить душевно. Отсюда становится понятно, что развитие говорящего уровня происходит иначе, чем развитие на животном уровне, как мы развивались до настоящего момента.

Теперь от нас уже требуется понимание, чувственное восприятие, самостоятельное участие. Иными словами, если я хочу как-то смягчить эту ситуацию, я должен ее понять и выстроить некий вспомогательный механизм, подобный повитухе, которая помогает женщине родить. Так мы должны видеть группу, которая поможет каждому из нас родиться духовно.

Если же мы останемся в окружении глобального мира, который не понимает весь этот сложный процесс, то выйдем в духовное под огромным давлением: в результате войн, больших проблем, бед и несчастий. Но, организовав для себя это мягкое, приятное окружение, мы комфортно пройдем этот "узкий мост" и выйдем в мир, полный добра.

Иными словами, мы должны приобрести противоположное желание. То есть все девять месяцев, предшествующих рождению, мы находились в положении "вверх головой", а перед родами переворачиваемся "головой вниз". Все, что было плохим, становится хорошим, и наоборот. Меняется все наше восприятие мира, жизни, себя. Все переворачивается. Мы даже не понимаем, насколько этот переворот полностью нас изменяет. Мы переворачиваемся и затем рождаемся.

Пройдя этот процесс, мы встаем с "новой" головой, поднятой вверх. Иными словами, если раньше хорошим для меня было эгоистическое наполнение себя, то теперь этим становится отдача. И соответственно, через эту призму я начинаю оценивать остальных и проявлять к ним свое отношение.

Осознав, что в духовном отдача – вверху, а получение – внизу (рис.4), я могу подготовить себя к этому переходу, чтобы он не оказался таким острым, таким ударом для меня, чтобы "ребенок не родился мертвым". И здесь на помощь приходит наука каббала.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_04Рис. 4

Если мы правильно ее используем, то она помогает нам сделать эту подготовку, подобно тому, как в нашем мире готовят женщину к родам. Наука каббала рассказывает человеку о том, что такое духовный мир, как правильно к нему относиться, что означает построить окружение.

Ведь окружение – это не просто среда, где я ощущаю себя хорошо. Создавая себе окружение, я строю духовный мир, - только делаю это искусственно, понарошку. Но я к нему привыкаю, говорю о нем, как-то продвигаюсь к нему, хотя пока еще там не нахожусь. Я все еще здесь, мое внешнее окружение – это все еще этот мир. Но в нем я хочу построить некое окутывающее меня пространство, которое будет называться духовным окружением. Я хочу, чтобы это случилось!

Я проверяю свое отношение к товарищам, их отношение ко мне, вместе мы изучаем свой духовный путь развития. Мы как бы строим модель духовного мира. И, в сущности, эта модель станет средством для превращения из просто точки в сердце в окружение. В той мере, в которой это окружение будет готово, - мы перейдем в духовный мир. По сути, само это окружение станет здесь же, в том же самом месте, духовным миром.

Во всем этом, конечно, присутствует элемент игры. Мы, как дети, должны играть в некую игру, называемую "духовное окружение", развивать и выполнять его законы, нормы поведения. Мы должны представить себе будто бы находимся в духовном мире, выстраивая соединение между собой. И тогда сможем перейти в этот противоположный мир. В сущности, это и называется стать Человеком.

На протяжении миллионов лет своего развития мы продвигались от неживого уровня развития, который происходил 15 миллиардов лет, к растительному – несколько миллионов лет, и далее к животному уровню, который продолжался также миллионы лет. Человек также относится к животному уровню, и его развитие происходило несколько сотен тысяч лет.

А сейчас мы подошли к некой границе, за которой должны достигнуть говорящего уровня  развития.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_05Рис. 5

Но это пока еще не мы, - мы находимся на уровне животного, только более развитого.

Между всеми этими этапами развития, которые мы прошли (неживой, растительный, животный) – нет никакой разницы. Их общность состоит в том, что там всегда выполнялись законы природы, которые в них пробуждались. Это же относится и к людям.

Если мы бросим взгляд на всю историю своего развития и спросим ученых: генетиков, биологов, то они с уверенностью смогут сказать, что все наше развитие происходит под воздействием генов и гормонов. Чем больше исследуют человека, тем яснее становится, что все его свойства заложены у него внутри.

Это та же форма, которая присуща неживым объектам, растениям и животным, только в них не происходит обновления желания. Они просто развиваются до животного уровня, живут, производят потомство и заканчивают свою жизнь.

А человек, помимо этого, желает взрастить свой уровень. Не просто родиться в этом мире, просуществовать в нем, родить детей и умереть, а каждый раз подниматься на более высокий, более качественный, более усовершенствованный, - в сущности, более сложный уровень жизни.

Иными словами, на всех предыдущих уровнях своего развития мы продвигались под давлением Природы. На говорящем уровне в человеке раскрывается новое решимо, точка в сердце. А все остальное, то есть духовную цель, мы должны представить себе сами на основе методики, полученной нами от наших великих учителей - мудрецов каббалы. Нам необходимо реализовать эту методику, соединившись между собой внутри группы и только так продвигаться.

А если не выполним этого, - нас вынудит Природа, обрушив на нас очень тяжелые удары. И если на неживом, растительном и животном уровне природа давила на нас, проявляя милосердие, то на говорящем уровне это давление станет для нас страшными муками духовного рождения.

Вопрос: Существует ли в духовном мире рождение с помощью кесарева сечения? Какие процессы могут вызвать появление мертворожденного ребенка? Что означает понятие "выкидыш" в духовном мире?

Ответ: В процессе нашего развития в прошлом было несколько случаев, когда могло свершиться рождение в духовном мире, но происходил как бы "выкидыш", и плод рождался мертвым. Такие изменения случались в группе Авраама, прошедшей различные состояния. Но на этом путь развития не заканчивается. Нам необходимо вновь пройти процесс зарождения в духовном мире только в другой форме и в иных условиях.

Бааль Сулам говорит в статье "Сзади и спереди Ты объемлешь меня", что Творец устраивает человеку некое особенное состояние, необходимое для его развития. И если человек не принимает это, то Творец будто бы подбирает для него особую букву, но если и с ее помощью он не развивается, то свыше словно стирают эту букву, забирают ее у него, а вместо нее ставят другую. И это тоже нечто похожее на неудачные роды.

Например, сейчас все мы вместе в общемировой группе Бней Барух находимся в состоянии плода на этапе, предшествующем рождению – переходу махсома (духовного барьера). Для этого нам нужно открыть проход из нашего мира в духовный, а это тяжелый процесс, который мы также наблюдаем в природе.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_06Рис.6

Вопрос: К какой категории вы относите людей, находящихся в отдаче в этом мире, помогающих бедным, подкармливающих кошек? И как вы относитесь к людям, которые оставляют после себя человечеству не только потомство, но и произведения искусства, картины или прекрасную музыку?

Ответ: Наш мир – это сплошной обман, и с этим ничего не поделаешь. Мы отмечали, что существует желание отдавать с намерением получать. И если бы существовало только желание получать наслаждение, то ты был бы прав. Тогда я открыто брал бы для себя, как это делает ребенок. Он подходит, видит у тебя что-то, и ничего не спрашивая, берет себе – это инстинкт, присущий нам от природы.

Но, начиная с 3-х летнего возраста и старше, дети уже действуют осознанно, и мы учим их, что можно играть с другими детьми. Суть игры состоит в том, что ребенок дает что-то другому, а тот в свою очередь делится чем-то с ним, или они могут играть вместе.

Но это путает нас, потому что, если я отдаю и лишь затем получаю, то это считается использованием ближнего для собственного блага. Скажем, при встрече с тобой сначала я буду рассыпаться комплиментами в твой адрес, а затем, как бы невольно попрошу сделать мне одолжение. Другими словами, я извлекаю пользу, делая тебе что-то приятное или одаривая подарком.

И это сбивает нас с толку, как будто таким путем мы приносим пользу и даем что-то хорошее миру. Однако в таком поступке нет никакой отдачи. И даже более того – это использование мира во благо себе. Тем, что ты раздаешь еду бедным, с одной стороны, ты будто бы спасаешь их от голода и смерти, а с другой – используешь их, чтобы успокоить себя тем, что ты – добрый человек. Ведь единственное, что побуждает тебя дать глодающим людям еду, - это самоуважение.

И если принять во внимание общую картину, то это не способствует исправлению в мире. Когда ты даешь что-то человеку, тем самым ты не поднимаешь его еще выше, а унижаешь этим действием еще больше.

А в отношении вопроса об искусстве, всем нам известно, что еще не более 50-ти лет назад искусство считалось духовностью. Да и сейчас, заходя в Интернет, под рубрикой "духовность", обнаруживаешь, что ее там связывают с певицей Мадонной или с какими-то танцами.

У творческого человека есть абсолютно эгоистическое внутреннее побуждение выразить себя. Это подобно родовым схваткам. Он должен произвести свое творение на свет, поскольку без этого ему не жить – он начинает задыхаться.

И, когда ему удается реализовать это желание, он чувствует, что словно дал кому-то жизнь, и от этого ему становится хорошо. Но, кроме того, самовыражение возвышает человека, вселяет чувство собственного достоинства, потому что это – созидание, творчество.

Вопрос: Но люди наслаждаются его творчеством!

Ответ: Действительно, поклонники искусства получают от этих шедевров наслаждение, но мастера создают их, движимые очень большим эгоистическим желанием. Оно не идет ни в какое сравнение с эго тех людей, которые не имеют отношения к искусству.

Людям искусства в целом присуща зависть и ненависть, их жизнь сопровождается огромной борьбой, - и это реальная необходимость. Иначе не было бы великих людей. Большим людям характерно иметь большое эго. Им свойственно не желание отдавать, а желание выразить себя. Иначе говоря, чтобы люди наслаждались тем, чем они желают их "накормить".

Они готовы даже умереть ради этого. И, разумеется, поклонники получают наслаждение от их творчества. Оно успокаивает человека и наполняет его эгоистические желания. Он удовлетворяется, ему становится хорошо, - и значит, один эгоист наполнил другого.

Не подумайте, что я с пренебрежением отношусь к произведениям искусства, - напротив, они меня очень впечатляют. Но необходимо отделить тот мир, в котором находимся мы, т.е. все человечество, от высшего мира, с которым у нас нет связи. В нем действуют другие законы.

Вопрос: Выходит, что такой вид искусства не может исправить мир?

Ответ: Нет, и мы это видим. Многие произведения искусства такого уровня хранятся в сейфах у богатых людей и служат им хорошим вложением капитала. Вот, к сожалению, во что превратилась так называемая "духовность" в нашем мире.

Вопрос: В материальном мире плод знает, как выйти из лона матери наружу и как действовать…

Ответ: Он это чувствует инстинктивно. А нам нужно учиться этому лишь на своем собственном опыте, как духовно родиться. Поймите, что здесь происходит: существует период, называемый "три дня прикрепления семени в матке" – правая, левая и средняя линии.

В первый день каплю семени мы воспринимаем, как само собой разумеющееся, данное от природы. А на второй день я уже должен определиться со своим желанием, абсорбироваться в группе, "прилепиться к стенке матки". Это и называется абсорбцией.

А теперь ответьте, кто-нибудь из вас чувствует, что он уже абсорбировался в группе (в матке), что она начинает питать его, и он готов отказаться от всего, ради того, чтобы быть связанным с ней и получать питание от нее? Такое состояние называется завершением трех дней абсорбции семени.

После этого на протяжении 40 дней формирования плода происходит развитие. Число 40 соответствует букве "мэм" ивритского алфавита, свойству Бины. В этот период я занимаюсь тем, что непрерывно черпаю из группы силы отдачи. Желая расти, я наполняю свою единственную точку, и она увеличивается и становится все больше.

И тогда после 40 этих действий я впервые начинаю немного чувствовать и понимать, что такое отдача, хотя я все еще нахожусь в окружающей меня среде, и пока не родился в духовном мире и не вышел наружу. Но я организовал для себя искусственное окружение и развиваюсь в нем.

Так что, прежде всего, давайте прикрепимся к стенке кли (сосуда), и отдадим ему всю власть над собой, чтобы окружение все больше и больше влияло на нас. Таким образом проходят три месяца, - и это первый мадор (отдел), затем следующие три месяца - второй мадор и еще три месяца - третий мадор. Этим заканчивается формирование девяти сфирот, а затем происходит переворачивание плода, поскольку малхут не может находиться в этих сфирот.

Ведь девять сфирот мы получаем от окружения, а малхут принадлежит нам, но оставлять ее внутри невозможно. Если мы останемся внутри, произойдет отравление всего организма, и исход родов будет неблагополучным. Мы должны понять, что нельзя медлить ни минуты. И тогда окружение оказывает на нас давление и изгоняет нас.

Теперь в человеке происходит определенное изменение относительно среды, проявляющееся в его самостоятельности. Это означает, что он не противостоит ей, а способен осмысленно и осознанно действовать вместе с ней, чувствуя в себе силы для этого.

То есть в его мышлении происходит переворот, он больше не отменяет себя, как в то время, когда он находился в окружении (в матке). Там он отменял свое эго, чтобы подставить себя под влияние среды, и его эго росло: из точки оно разрасталось, скажем, до трех килограмм. Человеку постоянно приходилось отменять его, чтобы не стать чужеродным телом в среде (матке). Потому что инородное тело в организме вызывает отравление, и тогда его тотчас изгоняют.

Вот почему ему приходилось непрерывно отменять свое "я", ведь только при этом условии он мог получить от своего окружения, от группы, все, что ему нужно для того, чтобы развивать свое желание отдачи. И хотя его природа – желание получать, он получает в него желание отдачи. И тем самым обретает уже три килограмма отдачи, если сопоставить это с нормальным весом новорожденного.

И вот он родился в духовном мире, а значит, у него есть девять сфирот, три периода и еще много процессов, которые предстоит пройти. В нашем учебнике "Учении о Десяти сфирот" только развитию души в период внутриутробного ее развития, т.е. развитию духовного зародыша - отводятся более трехсот страниц, а теме "роды" посвящена еще одна часть. Затем мы проходим катнут и гадлут (малое и большое состояния), т.е. все состояния, присущие жизни в этом мире, нам предстоит проходить и в мире духовном.

Только с одним отличием, что наше пребывание в материальном мире когда-нибудь завершится, а в духовном мире все мы достигаем 70–й ступени (ЗАТ – семь нижних сфирот), затем приобретаем ГАР – три первые сфиры: кетер, хохма, бина и обретаем все десять сфирот.

Тем самым мы завершаем свое личное конечное исправление и ожидаем, пока все не завершат общее конечное исправление. А потом нам предстоит еще одно рождение, и куда оно нас приведет, - не известно. Из этого мира есть некий выход в еще один мир, но о нем я вам пока не расскажу.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_07Рис.7

Вопрос: В физическом мире после рождения у человека остаются родители, а в духовном мы переходим в новый мир. Как же можно сравнить этот процесс с родами? Где здесь "родители"?

Ответ: Справедливый вопрос: кто же позаботится о нас затем? - Окружение, в котором мы рождаемся, одно: это и группа, и матка. Я был точкой в этом окружении, а затем вырос, обрел 10 основных сфирот и стал "новорожденным".

Этот новорожденный связан со всем окружением и различает в нем две высшие силы: Аба (Отец) и Има (Мать). Так и в нашем мире в поле отношений между всеми я отличаю отца и мать. Я их так определяю, потому что чувствую связь с ними.

Таким же образом я вижу себя после рождения в духовном мире: есть Аба и Има, а я – ЗОН – получаю от них, и все мои связи реализуются через них. Аба находится над Има и действует через нее. Как правило, так происходит и в нашем мире, особенно сразу после рождения.

Только когда мы вырастаем, то начинаем связываться с Аба, а изначально чувствуем только Има. Има – это Бина, группа, связь со всем миром, в которой мы чувствуем высшую силу – силу любви. Это называется "Возлюби ближнего, как самого себя". Раскрывая эту силу, мы развиваемся.

2011-03-22_rav_lecture_havaya-veshma-kabbalah_leiyot-adam_08Рис. 8

В духовном мире поддержка очень большая - от окружения, от духовных "родственников". Мы обнаруживаем, что вся плеяда каббалистов, которые в течение тысячелетий постигали духовное и осуществляли связь между частями, светят нам, как звезды на небосводе. Каждый из них помогает, поддерживает, укрепляет. Но силу Има я чувствую как самую большую в реальности. Это не просто некая система – ее можно сравнить с ощущением доброго, теплого отношения к тебе всего мира. Так что не волнуйтесь – у вас будет поддержка!

Вопрос: Что же такое "Возлюби ближнего, как самого себя", если не помощь? Неужели весь институт пожертвований является эгоистической фикцией?

Ответ: Вы правы!

Вопрос: А что сказать о японцах, которые жертвуют собой ради человечества, устраняя аварию на атомной станции?

Ответ: Эти вопросы возвращают нас к начальному рисунку: или мы получаем напрямую, ради себя, или отдаем, чтобы получить. Когда у нас нет выбора, то мы даже готовы пожертвовать собой – многие люди умирают вследствие своих расчетов, но это все равно ради получения, т.е. в рамках этого мира.

Если не воздействует свет, если человек не вырастил себя в группе, как в чреве, до состояния рождения, не связался с окружением, чтобы раскрыть в отношениях с ним духовные силы отдачи, то не о чем говорить. Все его действия исключительно эгоистические, и у него нет ничего другого. "Все их милосердиелишь для собственной выгоды": без сущностного изменения человека даже проявление им милости в этом мире исходит из его эго.

Разумеется, отношение общества к человеку, который помогает другим, отличается от отношения к убийце – различие огромное. Но и то, и другое действие исходит из эгоистического расчета каждого. Так устроен весь наш мир, и тут нечего стесняться: мы такими рождаемся и лишь сейчас обретаем способность перейти к иной реальности, в новое измерение.

Вопрос: Где и в каком смысле можно все-таки увидеть отдачу в нашем мире?

Ответ: Нигде. Ведь это вся наша природа! Весь наш мир так создан: в полном скрытии, целиком ради получения! Можно изменить этот мир, связь между нами – не надо никуда улетать, - превратив ее в "ради отдачи", и это будет духовный мир. Наше животное тело умрет, а мы продолжим жить в этой связи между нами.

Вопрос: Я думаю, что большинство вопросов указывает на то, что людям не удается распознать свой эгоизм. Сделать это очень трудно, но, как мне кажется, как только человек узнает свой эгоизм, рождается свойство отдачи.

Ответ: Распознать эгоизм можно только при условии, что мы работаем в правильной среде, желая превратить ее в матку, а себя - в зародыш. Так должен работать каждый – другого выхода нет. Мы обязаны сделать все человеческое общество средой, которую превратим в матку, чтобы каждый чувствовал себя в ней зародышем.

Сейчас мы находимся на этапе продвижения к этому состоянию. Я бы не сказал, что доволен нашим положением. На самом деле мы можем двигаться намного быстрее. Все зависит от нашей подготовки и всеобщей помощи. Поймите, мы все находимся в одном чреве, у его стенок, и должны его выстроить. Насколько это окружение на нас повлияет, настолько каждый будет быстрее развиваться. Давайте станем удачными зародышами!

Вопрос: В последнее время активизировались политические столкновения и природные катаклизмы, хотя казалось, что по мере приближения людей к науке каббала беды уменьшатся и исчезнут. Свидетельствуют ли эти признаки о близких "родах"?

Ответ: Верно. Бывает, что женщина узнает о своей беременности не сразу, а спустя месяц или два. Но затем плод растет, становится тяжелее, и появляются различные проблемы. Именно это происходит с нами. В группе начинающих все пребывают в приподнятом настроении, а затем возникают проблемы, отторжение: включаться или нет?

Если абсорбция человека в группе - укрепление в стенке матки - происходит даже в течение многих месяцев или даже нескольких лет, то считается успешной. Ведь только представьте, какое неисчислимое количество внутренних действий мы должны пройти! Мы их не знаем, но наши внутренние информативные частицы должны работать.

Сейчас мы достигли состояний, когда матка более или менее готова, зародыши находятся внутри и могут начать правильно развиваться. Я очень надеюсь, что и внешнее давление на нас мира, со всеми событиями, которые происходят сейчас и неизбежно проявятся в ближайшем будущем, ускорит наше развитие. Все это заставит нас как можно быстрее раскрыть духовный мир. У нас нет иной возможности избавиться от бедствий, кроме как перейти в следующий, духовный мир.

Предыдущие сообщения на эту тему:

Рождение в новый мир

Ребенок, ищущий духовных родителей

Невеста в ожидании свадьбы

Начало нового мира

Первопроходцы

Страница 1 396 из 1 651« Первая...1 3941 3951 3961 3971 398...Последняя »