Записи в разделе 'Заповеди'
Свет Торы и действие заповеди

каббалист Михаэль Лайтман"Огонь постоянный зажжен будет на жертвеннике, не угаснет". Это Тора, которая называется огнем. [Книга Зоар с комментарием Сулам. Глава "Цав", п.50]

Есть Тора, и есть заповедь. Торой называется общий свет, который действует на нас и ведет нас вперед. Это – вся общая система.

Допустим, в материальном мире физика и ее законы, внутри которых мы существуем, помогают нам исследовать какое-то пространство. Так и свет Торы. Он постоянно поддерживает нас на духовных ступенях, где бы мы ни находились: внизу, наверху, в падении или подъеме.

А падения и подъемы – постоянны, потому что мы должны все время погружаться в эгоизм и переводить его в альтруизм до тех пор, пока не переправим на другую сторону реки весь свой эгоизм, исправляя его по пути на альтруизм. 

При этом эгоистические намерения остаются на одной стороне реки, а к другому берегу мы доставляем свои желания уже с альтруистическим намерением. 

Погружение в эгоизм и подъем из него напоминают поршневые движения вверх-вниз из самой низшей критической точки в самую высшую, когда мы находимся в прямо противоположных состояниях: либо в полностью альтруистическом намерении, либо в полностью эгоистическом.

Для того чтобы выйти из этого состояния существует общая сила, называемая Тора, свет которой движет нас вперед.

Погружение в низшее состояние называется прегрешением. Подъем в высшее состояние – заповедью, исправлением. Мы все время находимся между прегрешением – исправлением, прегрешением – исправлением. Поэтому сказано: "Нет праведника, который бы не прегрешил", – и только после этого стал праведником, исправляющим прегрешение.

Состояние, когда, исправив прегрешение, я нахожусь в верхней точке, называется "мицва" (заповедь). Тогда во мне возникает возгорание. Как поршень, достигая высшей точки своего состояния, сжимает горючую смесь, и она вспыхивает, так и у меня появляется дополнительный свет, дополнительная сила движения, благодаря которой я иду вперед.

Благодаря этой же силе движения я начинаю больше понимать, осознавать, видеть, включаться во все. Именно это помогает мне и заставляет спуститься на следующий этап, в низшую мертвую точку, в еще больший эгоизм. Ведь, имея серьезный запас полученной энергии, я могу спуститься вниз, захватить свое эгоистическое желание, погрузиться в абсолютную тьму, пройти мертвую точку и снова подняться наверх.

Заповедь – это верхнее состояние, дополнительный свет, который возникает из сжигания моей эгоистической силы, переводя ее в альтруизм. То есть к общему свету Торы добавляется свет, называемый заповедь. При этом и Тора, и заповедь существуют только в верхней части.

Дополнительный свет позволяет мне спуститься в самую низкую эгоистическую часть. Но по мере моего снижения, снижается и сила света заповеди. Поэтому достигнув низкой части, я могу пройти ее только потому, что у меня есть общий слабый окружающий свет, называемый светом Торы. Он приходит ко мне от окружения, от группы, словно перетекая из одной емкости в другую.

Вопрос: Почему мы не объясняем это людям?

Ответ: Дело в том, что человек должен сам родить из себя все эти состояния. Иначе мои слова останутся для него лишь красивым примером. Через день-два, даже через пару минут он все забудет. А он все-таки должен искать, вымучить из себя эти состояния, как ребенок, которому специально дали задания, чтобы он потел, старался и таким образом развивался. Готовый пример ничего не дает.

Вопрос: Но разве один человек может с этим справиться?

Ответ: Нет, только с помощью группы. Куда я буду отдавать полученный свет, спускаясь вниз? – В группу, как в резервуар-накопитель.

К примеру, поршень приводится в действие крутящим моментом коленного вала. Вот этот крутящий момент, запасающийся энергией, и есть группа. Поэтому относительно нее я все время могу идти вверх-вниз возвратно-поступательными движениями.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 27.11.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповеди и законы

Общая программа и каждый ее шаг

Заповеди - ступени единства

Не вари козленка в молоке матери его

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Каков духовный смысл разделения молочного и мясного?

Ответ: Сказано в Торе: "Не вари козленка в молоке матери его". Мясное и молочное нельзя употреблять одновременно в пищу, потому что при этом ты замыкаешь самое главное: правую и левую линии.

Молоко олицетворяет правую линию – свет Хасадим, исходящий из желания отдавать. Поэтому на физическом уровне молоко – это питание младенцев. А левая линия, мясо – олицетворяет собой получение, жесткость, эгоизм.

Нельзя замыкать эти две линии вместе, ведь они могут соединяться только в средней линии, когда ты получаешь от левой, эгоистической линии столько, сколько может вместить правая, альтруистическая линия, и формируешь из них среднюю линию.

Для того чтобы создать среднюю линию, необходимо снизойти с десяти сфирот до шести: с ГАР к ВАК, т.е. большое состояние парцуфа привести к малому состоянию, потому что до конца исправления невозможно получать ради отдачи во всем желании, а лишь в малом количестве. 

Малхут можно использовать только при подъеме в Бину. Подъем Малхут в Бину – это малое состояние или шесть сфирот. Поэтому молочное можно употреблять после мясного через шесть часов.

В нашем мире шесть часов – это условное измерение, поэтому в разных общинах время разделения мясного и молочного принято по-разному. В некоторых общинах перерыв между их употреблением равен трем часам, в других – часу. Но, как правило, большинство общин придерживается шести часов.

Что же касается мясного, то его можно употреблять через полчаса после молочного (кроме твердого сыра, который приравнивается к мясу).

Хотя законы, запрещающие совмещать молоко и мясо, не очень удобны, они исходят из малого состояния духовного парцуфа. 

Вопрос: Должны ли наши товарищи во всем мире соблюдать эти законы?

Ответ: Нет, мы никому ничего не диктуем. Это касается и духовного пути, целью которого является получение ради отдачи. Можно с утра до вечера убеждать человека в необходимости достижения любви к товарищу, но требовать от кого-то выполнения этого – нет.

Более того, один может выполнять традиции, другой – нет. Мы никогда ничего не требуем от остальных, только от себя.

Но с другой стороны, тот, кто не выполняет традиции, не должен мешать тому, кто их соблюдает. Следует уважать обычаи других, какими бы они ни были.

Из урока на тему "Вопросы и ответы" на русском языке, 17.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кошерный – годный для служения Творцу

Отделяй милосердие от строгости, отдачу от получения, молоко от мяса

Заповеди и исправляющий свет

Источник традиций

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Новичок, попадая на пасхальную трапезу, видит много религиозных обычаев и не понимает, что происходит.

Ответ: Это не религиозные обычаи. Все обычаи народа Израиля построены на каббале, и носят трансцендентальный, иррациональный характер – ничего этого в природе нет, поэтому не надо слепо следовать им.

Допустим, 18 минут, в течение которых надо готовить мацу, складываются из 9 сфирот прямого и 9 сфирот отраженного света. Если мы в них не уложимся, значит, начнется процесс брожения, т.е. эгоистическое желание начнет разбухать и подниматься. Поэтому в Песах не едят квасного, ведь "перебродившее" желание не в состоянии принять свет Хохма. 

Что значит "бегство из Египта"? Это очень быстрый переход, когда человек выходит из эгоизма в альтруизм, из нашего мира в ощущение Высшего мира, в ощущение Творца.

Ведь тут, как при родах – ты не можешь задержаться, потому что прекращаешь питаться от предыдущей системы, снабжавшей тебя кислородом и питательными веществами. Она запускала тебя через пуповину, и твой организм работал. 

А сейчас тебя будет запускать совершенно другая система. Твои легкие станут получать кислород через воздух, и ты начнешь самостоятельно дышать, функционировать, у тебя изменится температурный режим, включатся совершенно новые системы – другой мир, другие органы ощущения. Все это происходит мгновенно.

Все еврейские обычаи идут из духовного мира, и не имеют под собой никакого материального обоснования. Постепенно они перешли в обычаи других религий, каждая из которых приняла их в своем виде и преобразовала под себя.

У арабов это знаменитый Курбан Байрам, когда они закалывают козленка или барана. Курбан – от слова "каров" (жертва). Есть небольшое различие во внешних обычаях разных народов, но все они все равно исходят из древних духовных традиций.

Из урока на тему "Вопросы и ответы" на русском языке, 17.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Хлеб с 0% Малхут

Загадка пасхальной ночи

"Седер" – порядок рождения мировой души

Духовные действия в аллегориях Торы

каббалист Михаэль ЛайтманКаждый, кто приносится в жертву всесожжения (олá), – все они мужского пола, а не женского, потому что жертва всесожжения поднимается (олé) над сердцем – это мысль, которая выше сердца. Известно, кто стоит над сердцем – помысел.

Этот помысел, то есть Хохма, относится к мужской категории, а сердце – женская категория, Бина (понимание). И "сердце понимает" – когда она получает от Хохмы. Поэтому жертва всесожжения поднимается наверх, и все эти жертвы – мужского пола. [Книга Зоар с комментарием Сулам. Глава Ваикра, п. 73]  

Нет смысла воображать все аллегории Торы (жертва всесожжения, огонь, дым и т.д.) в материи нашего мира. Ведь всё должно подняться к мысли, а мысль абсолютно не материальна.

Здесь говорится о чисто внутренних эмоциональных исправлениях человеком своих желаний и намерений, и не более. Тора не требует от нас выполнения этих действий на физическом уровне.

Мы знаем, что в конце периода существования Второго Храма люди с огромным рвением выполняли все предписания Торы, сжигая несчастных животных, а внутренним исправлением не занимались. Поэтому Второй Храм был разрушен. То же самое произошло и с Первым Храмом, который находился на еще более высоком духовном уровне.  

Так постепенно произошло полное падение человечества на материальный уровень, и внутренние исправления уступили место механическим действиям.

Поэтому все указания Торы не следует понимать буквально, ведь если в ней сказано, что надо поедать жертвоприношения, имеется в виду, что надо принимать свет Хохма, свет мудрости в исправленные желания, а не употреблять мясо в прямом смысле.

Аллегории Торы настолько путают неподготовленного человека, что вызывают в нем совершенно иные представления и эмоции, привязанные к материи нашего мира. Большая проблема перейти с этого языка на истинный смысл Торы, говорящей только о духовных действиях.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 24.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Понять смысл Торы

Особый язык Торы

Суть Торы

Жертвоприношения – этапы приближения к Творцу

каббалист Михаэль ЛайтманИсконная суть творения – это желание. Само по себе желание нейтрально и может быть направлено в любую сторону: для себя, для других – неважно, куда и как. Но когда к нему присоединяется эгоистическое намерение, оно становится злым, потому что настраивается не только на обеспечение самого себя, но еще и на стремление не дать другим.

Вся природа человека – это злое начало. Как сказано: "Я создал зло и дал Тору для его исправления". Злым началом называется наше желание, которое всегда идет с намерением ради себя.

Если же мы отказываемся от эгоистического применения желаний, тогда это духовное действие называется "жертвоприношением". Иными словами, мы жертвуем своим эгоизмом, но не уничтожаем его, а уничтожаем эгоистическое использование желаний.

Жертвоприношение – это способность человека буквально отрезать куски от своих желаний неживого, растительного и животного типа.

Все желания разбиваются на четыре части: неживой, растительный, животный и человеческий уровни. Каждая часть имеет свой стиль исправления эгоизма на альтруизм, на отдачу

Самое простое – это работа с неживыми желаниями. В Торе их олицетворяет строительство Скинии, изготовление различных предметов из золота и драгоценных камней, употребление в пищу соли, воды и всего, что мы добываем из земли.

К растительным желаниям относится все, что произрастает в природе: зелень, зерна, злаки, а также пища, приготовленная из них, например, хлеб, выпекаемый из муки и пр.

Различные категории животных желаний, описываемых в Торе в виде птиц, рыб и животных – это уже очень высокие эгоистические желания, которые надо "убивать" ритуально, освежевывать туши особым образом.

Каждое из животных желаний человека должно быть обработано по-своему, чтобы его можно было перевести из эгоистического использования на альтруистическое. Об этом говорят законы так называемого кашрута, то есть очищения от эгоизма.

Последний уровень желаний – это человеческие желания, когда мы уже должны работать над собой. Самое высшее намерение называется Коэн, более низшее – Леви, еще ниже – Исраэль (массы).

Приносить желания в жертву – значит, изменять их с эгоистического уровня на альтруистический. С другой стороны, это не жертва, ведь на иврите слово "курбан" (жертва), означает "приближение", то есть действие, приближающее к Творцу.

В принципе, все законы и правила, установленные Торой, говорят только об исправлении эгоизма. Самая главная их часть – курбанот (жертвы) – это этапы приближения человека к Творцу в исправлении эгоизма на альтруизм: с ненависти к другим – на любовь к ним.

Все духовные действия производятся внутри человека в группе, когда он вместе с единомышленниками обсуждает и анализирует элементы своего внутреннего и внешнего поведения: как правильно взаимодействовать между собой, как группа воздействует на каждого из ее участников.

Таким образом, каждый индивидуально внутри себя, но с общей силой устремления к отдаче и любви, проявляющейся между всеми, постепенно выявляет такие альтруистические свойства, которые действительно могут приподнять группу над эгоистической плоскостью. Это и есть переход из нашего мира в Высший мир.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 24.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Всеобщее братание

Жертвы, которые сближают нас с Творцом

Жертвоприношение – это приближение к Творцу

Беседы о новой жизни, ч.155

Беседа на тему "Ночь праздника Песах", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.154

Беседы о новой жизни, ч.142

Беседы о новой жизни, ч.141

Символы отделения от эгоизма

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему во время праздника Песах так важно выполнять материальные действия в этом "воображаемом мире"?

Ответ: Это важно для того, чтобы мы выполняли их так, будто работаем над духовными свойствами. Символы Песаха означают, что мы хотим совершенно отделиться от желания насладиться, оторваться от Фараона. Потом мы начнем исправлять его, строить золотого тельца, уже выйдя из Египта.

Мы бежим и отделяемся от него, но берем с собой золотые и серебряные сосуды. В пустыне снова пробуждаются все наши желания, и мы сожалеем о мясе, луке, чесноке, которые ели в Египте. Все это будет потом, но пока мы просто отрываемся от Фараона.

Отделиться можно от того, что тебе известно. У нас нет такого ощущения нашего желания насладиться, которое бы позволило от него отделиться - ведь мы его не чувствуем. Как можно отделиться от каменного сердца, если я его не ощущаю и не понимаю, что это такое?

Мы находимся в такой ситуации при выходе из Египта, когда должны раскрыться 49 нечистых врат, но нам неизвестно, какие они. Поэтому мы выполняем упражнение за счет символических действий в нашем мире, показывающих наше желание отделиться от всего эгоистического желания, которое называется "хамец". 

Во время выхода из Египта запрещено находиться в связи с желанием насладиться. Поэтому нам нужно пунктуально выполнить условие: в любом месте, где ты можешь видеть свое эгоистическое желание, ты должен от него отделиться. Сделай это действие также в материальном мире и посмотри, насколько это трудно, зависит от тебя и ставит тебя в особое состояние.

Символы, связывающие ветвь с корнем, особые времена - каббалисты всегда трепетно относились к этим условиям.

Из урока по  Книге Зоар, 31.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последние, 50-е врата

Загадка пасхальной ночи

Из низшего мира познаем высший

Сейчас выходим!

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулама "О Егуде": "Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской" (Пасхальная агада) – ибо заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Израиля еще до их выхода из Египта в олицетворение избавления, которое предстоит пройти в спешке. Получается, что заповедь о вкушении мацы была дана им еще тогда, когда пребывали в рабстве.

Заповедь о вкушении мацы была дана заранее, так как исход из Египта происходит внезапно, в спешке. Вдруг приходит указание: "Через секунду выходим!" А что же с хлебом, как можно идти без него?

Поэтому заранее была дана заповедь приготовить все, чтобы в момент бегства у нас было все необходимое. И сейчас мы так делаем, поскольку очень рады тому, что все освобождения происходят внезапно. А потому мы все время пребываем в надежде, что в любой момент может прийти спасение.

Как им когда-то сказали в Египте: "Сейчас выходим!", так и нам скажут сегодня – вот-вот раздастся призыв, и мы все выйдем, начнем подниматься на ступень освобождения. Поэтому мы так рады этому празднику, каждый год вспоминая об этом чуде.

А кроме того, мы едим мацу, "скудный хлеб", еще находясь в Египте, с намерением ускорить свое освобождение и побыстрее выйти из Египта.

Из урока по статье "О Егуде", 27.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

В любой момент будь готов к бегству

"Скудный хлеб"

Будь готов к побегу

ТВ передача "Каббалисты пишут": Книга "Шульхан арух"

Беседа о книге "Шульхан арух" ("Накрытый стол", свод законов), в рамках ТВ программы "Каббалисты пишут".

Мой собеседник - Бен-Цион Герц - писатель, редактор нескольких моих книг на иврите.

003 - Каббалисты пишут

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

ТВ передача "Каббалисты пишут": Молитвенник

ТВ передача "Каббалисты пишут": Зоар ла Ам, ч.12

ТВ передача "Каббалисты пишут": Зоар ла Ам, ч.11

День отдыха чтобы был у вас

каббалист Михаэль ЛайтманИ созвал Моше все общество сынов Израиля, и сказал им: "Вот что повелел Бог сделать: шесть дней может совершаться работа, а седьмой день да будет свят для вас, день полного покоя, посвященного Богу; всякий, кто совершает в этот день работу, будет предан смерти. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний". [Тора, "Исход", "Ваякель", 35:1-35:3]

Изначально мы имеем дело с эгоистическими желаниями человека или общества.

Тора говорит о том, что все, что мы должны сделать – преодолеть свой эгоизм и собраться над ним вместе в одно единое целое. Потому эта глава называется "И собрал" ("Ваякель").

Речь идет о сборке всех разрозненных, отдаленных, антагонистических частей общей души, которые находятся в каждом из нас, и которые мы должны собрать, как пазл, в одну единую душу.

Соединяя части общей души, мы начинаем выстраивать их под воздействием окружающего света (ор макиф) – свойства отдачи и любви Творца. Если мы постараемся быть подобными Ему, то Он в мере нашего усилия окажет на нас воздействие и поможет собраться в интегральную взаимосвязь.

Тогда мы увидим, как наши взаимные свойства создают нечто цельное, некий цельный образ, который в науке каббала называется "парцуф", то есть блок, строение. 

Этот парцуф состоит из сфирот: Хесэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод и Малхут. В первых шести сфирот, символизирующих шесть дней недели, мы должны работать, собирая разрозненные части души. Если мы преуспеем в этом, то полную сборку завершит свет, воздействующий на наши усилия в течение шести дней работы. И тогда нам больше ничего не надо делать – на седьмой день наша работа заканчивается.

Мы даем свету возможность завершить спайку между ними, и тогда получается законченный блок души, который мы собрали из разрозненных частей.

Завершается неделя – начинается следующая. Еще одна часть, еще одна часть – и так мы собираем всю общую душу. За определенное количество подобных операций мы достигаем того, что духовное собрание всех частей становится одним единым целым, образом человека, Адама, что значит "подобного Творцу". Этим и достигается полное исправление человечества. К этому нам надо прийти.

Поэтому суббота – это самый святой день, ведь в этот день свет воздействует на наши усилия и заканчивает их. Мы словно поставляем ему работу в течение шести дней, и на седьмой день он ее выполняет.

Если же в седьмой день мы продолжаем эту работу, то этим словно подтверждаем разбиение души Адама, ведь мы делаем попытки работать вместо света, а это огромнейшее нарушение всей системы исправления.

Обычно часть работы делаем мы, а часть – свет. Если же мы выполняем всю работу сами, то вносим в систему еще большее разрушение, еще сильнее взаимно отталкиваем все части, которые собирали в течение недели. Лучше вообще ничего не делать, чем всю неделю выполнять сборку и продолжать ее еще и в седьмой день. Этим мы отрицаем всю методику исправления системы, все движение вперед.

Поэтому к седьмому дню надо завершить свои усилия, т.е. остановиться на шестом месте и дать возможность свету спаять все части, склеить их. Сказано: "День отдыха чтобы был у вас". На самом деле это работа человека, а не просто отдых.  В это время мы, наконец-то, ощущаем постепенное объединение всех шести частей в одно общее целое и заканчиваем исправление данной духовной ступени. А потом исправляем следующую ступень, и следующую – и так неделя за неделей.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Духовная суббота

Путь к седьмому тысячелетию

Суббота как итог исправлений

Духовная суббота

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Внутреннее понимание субботы отличается от религиозного понимания в иудаизме, основанном на материализации заповедей.

Ответ: Те материальные действия, которые религиозные евреи производят в повседневной жизни – это отражение в нашем мире духовных действий, которые призывает делать каббала.

Но она призывает не просто выполнять в нашем мире физические действия и в субботу сидеть, сложив руки, и ничего не делать, а в течение шести дней производить исправления своего эгоизма, своей связи с другими. Когда мы налаживаем явную связь, то понимаем, что в седьмой день не в состоянии самостоятельно соединить людей вместе.

Мы видим, что никакие коммунизмы, социализмы, коммуны, кибуцы ничего не могут сделать. Это возможно только лишь, если мы действуем по схеме, дающей возможность в течение шести дней правильно собрать и объединить все части, в результате чего в седьмой день все наши желания и устремления к сборке настолько накопятся, что склеятся под воздействием той Высшей силы, которая их когда-то разрушила. Поэтому, собирая вместе части общей души, мы даем возможность свету, некогда разбившему их, склеить их заново.

Что при этом мы достигаем? Работая в течение шести дней, мы начинаем понимать, каким образом эти части сходятся, подходят ли люди друг другу, каким образом они должны воздействовать друг на друга, помогать друг другу, отменять себя друг перед другом, соединяться между собой над своим эгоизмом. 

Но все это только попытки! Человек не может ничего сделать сам. Именно это хотели осуществить в советской России и в других местах мира, а некоторые общества пытаются сделать сейчас.  

Однако это невозможно, поскольку у нас нет той силы, которая может все изменить, ведь мы находимся только лишь в эгоистическом свойстве. Но если мы будем делать все правильно, вызывая постепенное накопление Высшего света, то после того, как мы завершим создание этой структуры, свет воздействует на нее и закончит работу.

Если же мы бросим все на самотек, то не постигнем связи со светом. Ведь для чего произошло разбиение, и сейчас мы из разбитого "корыта" должны склеить новое, цельное? – Для того чтобы понять свойства света, соединиться и подняться на его уровень. В этом заключается цель творения – всего происходящего с нами и со всей Вселенной.  

Поэтому день субботний является краеугольным и называется "шаббат" от слова "швита" – освобождение от работы. Мы даем свету работать вместо себя и включаемся в него. Причем шесть дней – это не дни, а действия, которые можно сделать, допустим, в течение пятнадцати минут, а можно и за два месяца.

Каждая седьмая ступень всегда должна быть такой, когда в дополнение к своим усилиям ты смотришь на действия света и начинаешь постигать его свойства. То есть эти свойства входят в систему взаимной связи с другими людьми, которую ты создал. И тогда получается, что ты поднялся на следующий уровень и обрел свойства света согласно тем усилиям, которые приложил в течение шести дней.  

Так мы работаем неделя за неделей, пока из все бо́льших и бо́льших частей не достигаем полного объединения всех элементов общей души в одну единую душу и не постигаем действующий в ней свет, то есть Творца – созидающую силу всего мироздания. В этом и заключается наша работа, цель и движение вперед.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 10.10.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

День отдыха чтобы был у вас

Путь к седьмому тысячелетию

Субботнее совершенство

Оживление каменного сердца

каббалист Михаэль ЛайтманИ написал Бог на скрижалях слова союза, десять заповедей [Тора, "Исход", "Ки тиса", 34:28]

Желания человека, поднявшегося до сороковой ступени – уровня Бины, теряют свою эгоистическую основу и обретают возможность принять на себя духовную форму. Поэтому камень, из которого сделаны скрижали, т.е. эгоистическая основа человека, принимает форму десяти заповедей.

Постепенное превращение нашей исконной сути в свойство отдачи и любви, выраженное в десяти заповедях, происходит под воздействием света/Творца. Не мы это делаем, но мы желаем, чтобы это случилось, и приводим себя к такому состоянию. Так Творец пишет заповеди на каменном сердце человека. 

Когда мы осознаём, что наше сердце – каменное, и согласны, чтобы Творец сделал с ним все, что пожелает, тогда оно размягчается. Мы хотим, чтобы Творец переформировал его только на свойство отдачи и любви, и тогда Он производит над нами такое действие. Это называется, что Он пишет на моем сердце (на камне) десять заповедей, и сердце оживает, превращается в скрижали.

Процесс осознания происходит постепенно. Человеку не сразу раскрывается его каменное сердце, а только в той мере, в которой он может это пережить, осознать, согласиться с тем, что это его естественная, нормальная основа, так необходимая ему. Мы благодарим Творца за то, что Он создал его таким, потому что именно с этого состояния мы и можем подняться до вершин Творца, до подобия Ему. 

Осознание и понимание приходит к нам только благодаря свечению Высшего света. Иначе ничего не происходит! От нас ничего не зависит, кроме устремления, причем, в большинстве случаев, устремления в виде неосознанного, неоформленного порыва.

Не надо забывать, что по дороге к этому состоянию, человек ощущает себя как властелин мира, как сын фараона. Он чувствует, что все принадлежит ему, что он может и хочет все, что он имеет на все право, как Моше во дворце фараона. Так образно описывается в Торе. Но в нашем мире это не должно повторяться в овеществленном виде.

Поэтому постепенный отказ от эгоистического получения приводит нас к подъему до уровня противоположного свойства – полной отдачи.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 30.09.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подъем на сорок ступеней

Мудрость сердца

Тот, кому смешны мои усилия

Тора эпохи изгнания и эпохи освобождения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему Тора написана таким языком, что не тянет нас к соединению? Наоборот, она рассказывает о каких-то преступлениях, отведении от себя кары, что противоречит правилу не думать о самом себе?

Ответ: Получается, что этот язык отдаляет тебя от правильных действий. Тора рассказывает обо всем в такой форме, что нам трудно сосредоточиться на исправлении. Прежде всего, она вообще не упоминает о группе, соединении, любви. Написано: "Возлюби ближнего как самого себя – основное правило Торы" в одной из книг, но не везде повсеместно.

Не написано перед каждой заповедью, что сначала надо достичь любви к ближнему, как к самому себе, от нее перейти к любви к Творцу, а потом выполнить законы кашрута или возмещения ущерба. Это упоминается где-то в одном месте и немного учат этому детей в самом начале учебы, но больше об этом не говорится.

Дело в том, что мы пока учим Тору периода изгнания, говорящую о традициях, о материальных заповедях, выполняемых в нашем мире. Нас не учат намерениям – человек должен просто наивно выполнять предписания Творца. Было запрещено учить намерению во время изгнания, поэтому учили просто во внешней форме.

Нужно понять, что в течение всей нашей истории были мудрецы-каббалисты, находящиеся на высоких духовных ступенях и обладавшие постижением. И они стояли во главе народа, но им было запрещено выходить к народу и обучать его тому, как выйти из изгнания прежде того, как оно окончательно не завершилось. 

Египетское изгнание должно было продолжаться 400 лет, но поскольку они вышли оттуда раньше времени, через 210 лет, оставшиеся 190 лет разделились на все последующие изгнания.

И здесь то же самое. Эта проблема возникает еще с Яаковом, который хотел раскрыть сыновьям тайну срока конца исправления, и не смог этого сделать. Нельзя раскрывать, когда настанет конец исправления. Человеку дают увидеть только то, что ему нужно, и "не ставят препятствие перед слепым".

Поэтому ты можешь соблюдать дома все традиции, молиться – это Тора периода изгнания. Но Рав Хаим Виталь очень резко отзывается о механическом изучении Талмуда в своем предисловии к книге "Врата предисловий". Это ни в коем случае не означает пренебрежения к самой книге, которая была написана великими каббалистами из духовного постижения. Но нельзя принимать и изучать ее так, как сегодня делают. Эпоха изгнания закончилась, и мы должны начать изучать Тору эпохи освобождения, то есть науку каббала.

Мы видим, насколько нам самим трудно. Мы затрачиваем на это годы, трудимся, выполняем всевозможные действия, пока в нас постепенно не начнет проясняться на чувственном внутреннем уровне правильное отношение, что кроме соединения в группе и раскрытия правильной формы связи, называющейся Творцом, у человека больше ничего нет. Все, что он делает кроме этого, называется "идолопоклонство".

Даже необходимые действия, выполненные без намерения на соединение, тоже называются идолопоклонством. Так надо относиться к жизни. Это уже подход эпохи освобождения, перед раскрытием буквы "алеф" (Творца) внутри слова "изгнание" (гула), переводящее его в "освобождение" (геула).

Мы - первое поколение эпохи освобождения, но насколько нам трудно раскрыть это перед всеми.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 13.03.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто может услышать Тору?

Эпоха последнего поколения

Открытая тайна

Большое желание – большое намерение

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к Книге Зоар", п.65: Существует обратный порядок светов и сосудов. Среди сосудов первыми вырастают высокие, и потому в практических заповедях первые поколения исправились больше последних. А среди светов низшие входят вначале, и потому последние поколения исправляются ими больше, чем первые.

Вопрос: Что здесь подразумевается под "практическими заповедями"?

Ответ: Это заповеди, которые мы выполняем между собой на физическом уровне, поскольку наши намерения еще не достаточно проявлены. У нас нет достаточной глубины желания.

То же самое характерно и для развития человечества: со временем мы всё больше переходим от физической работы к умственной, к сферам более деликатным, будь то тонкая механика, нанотехнологии, биология и т.д.

Это уже – работа "тяжелых" сосудов с большой "толщей" желания. Когда ты сопротивляешься ей, в твоем распоряжении оказывается целый спектр светов, соответствующих текущим "глубинам" эгоизма. И ты начинаешь работать со светами, с намерениями, с тонкими и мощными инструментами, словно с лазерными лучами вместо подручных средств. Даже сама мысль становится средством, позволяющим менять мир, – мы уже близки к этому.

Ну а раньше, при малой глубине желания, мы не могли проникать во внутреннюю часть мира и проявлять его составляющие. Не имея большого злого начала, мы не могли подразделять, сортировать и упорядочивать его. 

Таким образом, есть работа в действии, и есть работа в намерении. Первая ведется в Гальгальте вэ-Эйнаим, а вторая – в АХАПе. Пока сосуды "прозрачны" в нулевой, первой и второй степени авиюта, практика превалирует – иными словами, намерение в таких условиях называется "действием", и об этом сказано: "Всё, что в твоих силах сделать, – делай". Это дело – тоже не для рук, но намерение пока мало, не подкреплено большой глубиной желания и не выстроено на сопротивлении. Я еще не строю намерений, противоположных тому, что во мне раскрывается.

С другой стороны, подлинное намерение "седлает" мощное получающее желание третьей и четвертой степени авиюта. Там кроется настоящий эгоизм, против которого я должен работать – уже не "по мелочам", как раньше.

Одно дело – когда малыш, пускай нехотя, повинуется матери, и другое дело – если предложить это пятнадцатилетнему подростку, который уже чувствует себя достаточно взрослым и сталкивается с сильнейшим внутренним сопротивлением. Таково различие между действием и намерением, а также между запрещающими и повелевающими заповедями.

Вопрос: Что, в этом смысле, представляют собой наши физические действия в группе: дежурства и пр.?

Ответ: Эти действия все равно взвешиваются по намерениям. Сказано, что заповеди не нуждаются в намерении – т.е. в правильном намерении на отдачу. И тем не менее, всё оценивается согласно намерениям, еще эгоистическим, но целенаправленным.

"Я хочу прийти к Творцу".

"Что это значит?"

"Не знаю. Стать добрым".

"Но быть добрым – значит действовать на отдачу".

"Хочу действовать на отдачу!"

Вообще-то, я понятия не имею, что такое отдача, и хочу ее только на словах – но этого уже достаточно для того, чтобы быть причастным к исправлению.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 27.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тайна тонких натур

Действие без намерения

Главное, держаться в круге света

Повернуться в сторону добра

каббалист Михаэль ЛайтманКаждый человек должен раскрыть в себе 613  желаний и исправить их. Только к этому стоит стремиться в распространении, в общественной жизни, во всем. Все, что направлено на эту цель, нужно принять. А все, что против нее - отменить. В этом не может быть никаких компромиссов - только высший закон, слияние сосуда и света должно определять, что нам делать.

Будем надеяться, что мы раскроем все 613 частей своего желания насладиться, за счет соединения в группе сумеем разобраться с ними, увидим всю их эгоистичность и начнем работать над их исправлением на отдачу.  А это можно сделать только с помощью света, возвращающего к источнику, который называется Тора.

Поэтому, все наше существование возможно только за счет Торы и заповедей, то есть мы должны раскрыть 613 желаний беспричинной ненависти и исправить их на отдачу, любовь, что и является исполнением заповеди. Заповедь означает, что с помощью высшего света, называющегося Тора, мы прилепляемся к Творцу и этим доставляем Ему наслаждение.

Ведь сегодня мы похожи по отношению к Нему на неблагодарных детей. Представьте себе, что ваши дети не желают вас знать, презирают и ненавидят вас, противореча вам абсолютно во всем, не хотят даже смотреть в вашу сторону.

Так мы сейчас ведем себя по отношению к Творцу. И даже это не достаточный пример, потому что мы не любим своих детей так, как Творец любит нас. 

Поэтому мы доставляем Творцу огромное наслаждение тем, что начинаем приближаться к Нему, любить, проявлять свое доброе отношение, открываем Ему свое сердце и душу. Все это приносит Ему большую радость.

Попробуйте представить и ощутить это состояние: какое страшное страдание мы вызываем наверху своим сегодняшним поведением! Творец ждет, чтобы мы повернулись к Нему лицом и начали приближаться, узнавать Его и согласились принять все то добро, которое Он хочет нам дать. И возможно, мы наконец поймем, что это действительно вечное добро.

Из беседы на трапезе, 21.02.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пока не станет человеком

Как зародыш в чреве матери

Заложи желание и получишь свет

Страница 14 из 27« Первая...1213141516...Последняя »