Записи в разделе 'Заповеди'
Пища человека

каббалист Михаэль ЛайтманНачало – в посте "Сноп, собранный из общей взаимосвязи"

Ни хлеба, ни сушеных зерен, ни свежих колосьев не ешьте до того самого дня, пока не принесете этой жертвы Всесильному вашему; это вечное установление для всех поколений ваших, во всех местах поселения вашего. [Тора, "Левит", "Эмор", 23:14]

Хлеб олицетворяет собой свойство милосердия (хасадим), поэтому исправление человека происходит именно вокруг этого состояния.

В своем духовном исправлении до омера мы имеем дело с чем угодно, только не с хлебом. Хлеб – это уже пища человека. Те, кто исправляют в себе омер, т.е. косят, собирают, связывают урожай и затем превращают его в мучные изделия, достигают ступени полной отдачи.

Под мучными изделиями подразумевается добывание эгоистических желаний, произрастающих из земли – из самого низкого состояния, когда человек может взрастить их и преобразовать в свойство отдачи.

Как правило, в каждом из нас находятся неживые эгоистические свойства, поэтому мы можем беспрепятственно исправлять их. А здесь говорится о том, что мы взращиваем в себе эгоистические свойства, которые преобразуем в пищу для духовной ступени "человек".   

При этом мы производим свой собственный внутренний анализ, зная, как выращивать в себе эгоизм, как им управлять, как он будет расти в левой и в правой линии, и мы будем исправлять его, сопоставляя и двигаясь вперед в средней линии.  

Все, о чем говорится в Торе, направлено только на наше объединение и указывает, на каком уровне, при каких условиях, какие части нашего желания соединяются между собой и взаимно дополняют друг друга в подобии Творцу. Это всё, что надо делать человеку в этом мире, кроме минимального обеспечения своих насущных потребностей.

Когда мы завершаем духовное исправление, обеспечивая себя на неживом, растительном и животном уровне "плодами земли", то этот мир исчезает. И мы остаемся существовать в исправленном, вечном состоянии. Попытаемся достичь его еще при жизни в нашем мире – для этого нам дана каббала.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сноп, собранный из общей взаимосвязи

Основная работа человека

Хлебный дар

Сноп, собранный из общей взаимосвязи

каббалист Михаэль ЛайтманИ говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Говори с сынами Израиля и скажи им: когда придете в страну. которую Я даю вам, и будете жать жатву, то приносите омер из начала жатвы вашей к коэну. И вознесет он омер перед Богом вам в благоволение; во второй день празднования вознесет его коэн".

И отсчитайте себе от второго дня празднования, от дна принесения вами омера возношения семь недель; полными должны они быть. [Тора, "Левит", "Эмор", 23:09-23:11; 23:15]

Омер – это сноп, собранный из колосьев, которые срезают и связывают  вместе.

В духовной работе под омером подразумевается отсчет достигаемых нами ступеней – семи стадий последовательного соединения. На каждой ступени соединение становится все более и более интенсивным, и поэтому мы все время отсчитываем свои семь сфирот: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.

А каждая из них в свою очередь состоит еще из семи сфирот: хэсэд дэ-хэсэд, гвура дэ-хэсэд, тифэрэт дэ-хэсэд, нэцах дэ-хэсэд, есод дэ-хэсэд и т.д. Семь, умноженное на семь = 49 сфирот, т.е. 49 дней, семь недель, о которых говорится в Торе

В это время мы проверяем все свои внутренние свойства на связку в один "сноп" со всеми остальными. Но это не то соединение, что было в Египте и позволило народу выйти из него. Исчисление омера начинается со второго дня Песаха, когда каждый проверяет себя: "Этим я исправляю то-то, на такой-то сфире, в таком-то состоянии".

То есть между нами начинает осуществляться все бо́льшая и бо́льшая связка, пока мы не достигаем такого состояния, когда именно в этой связке проявляется огромный эгоизм, называемый "гора Синай" (гора взаимной ненависти). К этому мы приходим в процессе своего исправления на пятидесятый день исчисления омера.

Иными словами, нам раскрывается наше естественное эгоистическое состояние, которое не позволяет нам объединиться между собой. Но, с другой стороны, в нас раскрывается огромное желание, называемое движением к взаимному поручительству (арвут).

Мы хотим быть связанными друг с другом в одном "снопе", однако не в силах нивелировать свой эгоизм. Поэтому мы согласны на условия Торы: получить ее методику, для того чтобы постепенно исправлять эго, а не умерщвлять и не уничтожать его.  

В итоге омер является лишь началом нашего правильного движения к объединению. Мы понимаем, что будущее – в единстве, рядом с которым стоит наш огромный эгоизм, не позволяющий нам объединиться. Поэтому нас терзают большие внутренние противоречия: наша внутренняя точка может забраться на гору Синай, а сами мы – нет.

Гора Синай – это практически та же Вавилонская башня. Но теперь она приобретает совершенно другой вид, потому что люди, которые уже прошли выход из Вавилона и Египта, начинают понимать, что если они взберутся над эго, то там, на его вершине, в своем единстве найдут Творца.

Таким образом, мы достигаем очень серьезного состояния. С одной стороны, нам раскрывается наш эгоизм: гордость, заносчивость, невозможность властвовать над собой. С другой стороны, мы соглашаемся пригнуть голову и принять на себя исправление на тех условиях, на которых оно будет нам даровано.

Это и есть десять основных заповедей, десять сфирот, десять инструментов, с помощью которых мы обретаем десять так называемых "несмываемых" имен Творца. Ведь достижение имени Творца – это не что иное, как достижение Его свойств. Выше этого находится только одно единое имя: "юд-кей-вав-кей".

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Основная работа человека

Радостный праздник дарования Торы

Десять заповедей объединения

Праздник, который мы не замечаем

каббалист Михаэль ЛайтманШесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это – суббота Бога во всех местах поселения вашего. [Тора, "Левит", "Эмор", 23:03]

В материальном мире суббота приходится на конец каждой недели, поэтому мы в силу привычки, чисто психологически, не относимся к ней как к духовному состоянию.

На самом деле это – самое мощное средство развития. На седьмой день малхут получает всё, что было сделано за шесть дней, и если я не буду выполнять условия субботы, то не поднимусь выше. Я не смогу достичь новых духовных ступеней, которые уже характеризуются как праздники.

Суббота – словно поворот в духовной работе, потом еще поворот, и еще. После определенного количества таких поворотов я достигаю праздничной ступени, к которой невозможно подойти без субботы.

Поэтому суббота в духовном мире – это самый большой праздник. Ведь прикладывая усилия в работе над эгоизмом, я достигаю такого состояния, когда все они реализуются во мне и приносят свои плоды. В таком состоянии я ничего не должен делать, только дать высшему свету сформировать меня. 

Допустим, я неоднократно производил усилия по работе в течение так называемых шести дней (шести ступеней): хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод – прикладывая шесть последовательных, определенных, четко оформленных усилий. А седьмое усилие приходит свыше, потому что я не в состоянии сделать его над собой. Это может сделать только высший свет, который приходит и изменяет меня.

Если в духовном мире я не выполню это условие, то не сформирую никаких других состояний.

В материальном мире это можно представить в виде жизни человека, который все время стремился к чему-то и в какой-то момент пришел к раскрытию. Иными словами, так называемые шесть дней могут занять несколько лет.

В принципе, вся жизнь человечества от Адама, который первым постиг систему духовного исправления, и до последнего, кто замкнет ее и на нем она закроется, длится семь тысячелетий, то есть семь дней, где каждый день – это тысяча лет.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 28.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Субботнее исправление

"Помни день субботний"

День слияния с Творцом

Беседа "Узнать о себе. Почитай отца твоего и мать твою"

Беседа "Почитай отца твоего и мать твою" в рамках ТВ программы "Узнать о себе".

Мой собеседник - Аркадий Духин, известный израильский автор и исполнитель песен.

019 - Узнать себя, с Аркадием Духиным

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие сообщения на эту тему:

Беседа "Узнать о себе. Не укради"

Беседа "Узнать о себе. Другой мир"

Беседа "Узнать о себе. Я и Творец"

Беседа "Узнать о себе. Не укради"

Беседа "Не укради" в рамках ТВ программы "Узнать о себе".

Мой собеседник - Аркадий Духин, известный израильский автор и исполнитель песен.

019 - Узнать себя, с Аркадием Духиным

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие сообщения на эту тему:

Беседа "Узнать о себе. Другой мир"

Беседа "Узнать о себе. Я и Творец"

Беседа "Узнать о себе. Между материей и духом"

Сила Книги Зоар. Духовная заповедь (клип)

Есть десять заповедей, исправлений эгоистических свойств человека – десять критериев, по которым надо построить модель внутреннего духовного образа, называемого "Адам" – подобный Творцу…

"Поля твоего не засевай зерном разнородным..."

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано в Торе: "Скота твоего не своди с другой породой; поля твоего не засевай зерном разнородным, и одежду из смешанной ткани не одевай". Что это значит с духовной точки зрения? В чем должна состоять внутренняя работа человека?

Ответ: Речь идет о правой и левой линии, которые ты не имеешь права соединять. Каждый свой поступок, каждую свою мысль или желание ты должен выполнять так, чтобы они были направлены или на отдачу, или на получение. Здесь должен быть правильный анализ свойств человека, осознание, что это получение ради отдачи или отдача ради получения.

"Скот", "поле", "одежда" символизируют разные уровни желаний человека: животный, растительный, неживой. Все это находится в человеке! Человек – маленький мир. Это наша первая установка. Согласно восприятию мира все находится внутри нас, а мы своими чувствами проецируем это вне себя.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Переплетение двух линий

Кошерный – годный для служения Творцу

Внутренний поиск

О вреде генно-модифицированных (ГМ) продуктов

каббалист Михаэль ЛайтманУстановления Мои соблюдайте; скота твоего не своди с другой породой; поля твоего не засевай зерном разнородным, и одежда из смешанной ткани – шерстяной и льняной – да не покрывает тебя. [Тора, "Левит", "Кдошим", 19:19]

В наше время мы все делаем с точностью наоборот, выпуская генно-модифицированные продукты. Это явление входит в общую неисправность человечества. Мы очень сильно изменились и даже не представляем, как на нас влияет употребление таких продуктов.

Если я купил килограмм помидоров, держу их длительное время на кухне при тридцатиградусной жаре, и они остаются такими же, как месяц назад, – значит, это неживое. Это то, в чем нет жизни!

Такие помидоры не относятся ни к растительному, ни к животному состоянию, и представляют собой пищу, которую, в принципе, организм воспринимать не должен, ведь на самом деле это – скопище различных химических элементов.

И хотя мой организм, питаясь ими, здравствует, но это совсем не то, что должно быть от природы. В итоге, мы только сейчас начинаем раскрывать, каким образом эти действия влияют на нас, есть ли связь между ними и нашим нравственным, общественным поведением, нашим восприятием мира. 

При этом во мне могут меняться не только внутренние программы, но и сами элементы моего тела. Когда-то, 10-15 лет назад, мы думали, что хакеры, которые вводят в компьютеры вирусы, могут повредить только компьютерные программы, но не само устройство. А в итоге убедились, что они могут повредить и сам компьютер.

Мы не представляем себе последствий употребления генно-модифицированных продуктов.

Ничего в мире нельзя менять просто так! Но с другой стороны, удаляясь от природы, мы начинаем понимать, в какой тупик мы зашли. То есть, это закон отрицания отрицаний. И хотя наше "животное" особо не страдает, но "человеку в нас" становится все хуже. И так во всем! Осознание зла не может быть другим.

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 09.04.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

ГМО может стать причиной исчезновения жизни на Земле

Следствие высших корней

Синтезатор обеда

Вознаграждение за заповеди

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Считаете ли вы залогом внутренней гармонии, то есть равновесия между альтруизмом и эгоизмом, те заповеди, которые Моше передал евреям?

Ответ: Конечно. Самая главная из них "возлюби ближнего, как себя" является основой всей Торы, которая представляет собой методическое пособие по достижению этого условия. К сожалению, те, кто считают себя адептами, верующими, исполняющими Тору, не всегда преследуют эту цель.

Вопрос: Заповеди, которые передал Моше, предусматривали только добрые дела и предостерегали делать плохие. Но там не говорилось о том, что за это будет...

Ответ: За исполнение заповедей вообще нельзя требовать какого-либо вознаграждения. Если ты хочешь любить ближнего, относиться к нему хорошо – делай это абсолютно безвозмездно. Тогда то внутреннее удовлетворение, которое ты получишь от этого, и будет для тебя вознаграждением.

Из ТВ программы "Особое мнение", 17.08.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Заповедь почитать парцуфим Аба вэ-Има

Пройти через вопрос, на который нет ответа

Цель – любовь к ближнему

Сила Книги Зоар. Духовная заповедь: непроизносимое имя (клип)

Почему нельзя произносить четырехбуквенное имя Творца?

Дело вместо намерения

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Внешнее выполнение Торы – это падение или нет?

Ответ: Внешнее выполнение Торы – это результат изгнания народа Израиля. До того он вел только внутреннюю работу – ведь все пребывали в постижении Творца. Да, были проблемы, беды, войны, но всё это являлось частью мощного внутреннего анализа.

А затем, во времена рабби Акивы, народ Израиля пал со ступени братской любви в беспричинную ненависть. Если раньше все понимали Тору в духовном смысле, поскольку их сосуды-желания пребывали в раскрытии, то теперь, упав на материальную ступень, они и Тору начали понимать в материальном смысле. Как следствие, выполнять ее стали так, как мы видим сегодня, – укрепляясь лишь делом, а не намерением.

В сосудах Исраэля есть Гальгальта вэ-Эйнаим – часть, занимающаяся намерениями, и АХАП – часть, занимающаяся действиями. Так и вышло, что есть две Торы:

  • для сосудов Гальгальты вэ-Эйнаим это наука каббала, названная истинной, а также скрытой наукой, поскольку она раскрывается лишь тому, кто приподнимает завесу над ней;
  • наука явных материальных действий, выполняемых частью народа Израиля, относящейся к АХАПу.

 

Мы никому не собираемся выносить оценки, ни о ком не собираемся судить. Нет умных и глупых, нет хороших и плохих. Никого не надо наказывать или презирать. Просто таковы факты. К этому мы и должны были прийти после разбиения сосудов и изгнания. Так выстраиваются сосуды-желания в процессе своего исправления.

Но теперь встает вопрос: как нам всем вместе пробудиться к подлинной работе на Творца?

Из урока по статье "Предисловие к Книге Зоар", 12.11.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пробуждение светом

Намерение как удел Исраэля

Духовное разделение труда

Беседы о новой жизни, ч.159

Беседа на тему "Израильское общество: десять заповедей", в рамках ТВ программы "Новая жизнь".

Мои собеседники - Орен Леви, зав. издательским отделом на иврите,

Ница Мазоз, ведущая семинаров по коучингу.

002 - Беседы о новой жизни, с Ницей и Ореном

icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программ:

Беседы о новой жизни, ч.158

Беседы о новой жизни, ч.157

Беседы о новой жизни, ч.156

Заповедь почитать парцуфим Аба вэ-Има

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что с точки зрения каббалы означает каждая конкретная заповедь из десяти: "не укради", "не убий" и т.д.?

Ответ: Мы не понимаем истинного смысла десяти заповедей, которые кажутся просто моральными указаниями.

Но например, заповедь "почитай отца и мать свою" – относится к связи парцуфим ЗО"Н (Зеир Анпин и Нуква) и Аба вэ-Има (Высшие Отец и Мать).

Заповедь "Не укради" – это запрет на использование желания насладиться ради себя, что называется воровством. У кого ты крадешь? У света, у Творца.

Все десять заповедей касаются правильного использования желания насладиться. Речь идет об ограничениях, которые необходимо сделать на Малхут. Эти ограничения называются: экран и отраженный свет. За счет того, что Малхут принимает на себя эти ограничения, она может стать облачением на десять сфирот, и потому это называется десятью речениями.

Речь – это то, что рождается во рту парцуфа (в пэ дэ-рош). Все эти действия производятся в мире Ацилут. 

Только после того, как мы становимся одним человеком с одним сердцем, мы получаем эти десять заповедей, речений. Иначе мы не можем их услышать. Нужно находиться на ступени Бины, чтобы обладать ухом, способным услышать десять речений с горы Синай.

Сначала нужно пройти период подготовки и достичь соединения в одного человека с одним сердцем, и лишь затем изучать заповеди. Иначе у нас не будет инструментов для того, чтобы их понять.

По мере учебы у тебя каждый день происходит новая путаница и новое понимание. Ты задаешь вопрос, и после этого может быть сто раз должен запутаться и сто раз понять, чтобы привести себя к тому состоянию, о котором спрашивал. Все зависит от сосудов.

Вопрос: Но эти заповеди также действуют в материальном мире: "не убий", "не укради"?

Ответ: Конечно, в нашем мире нужно делать то же самое, что написано в  духовном смысле. Но исправление души происходит в духовном мире. Однако мы обязаны создать правильное окружение в материальном мире для того, чтобы внутри него достичь духовного исправления.

Прежде всего, нужно понять, что основа всех исправлений – это главное правило Торы: "возлюби ближнего, как самого себя". То есть все исправления, все детали, описанные в Торе – это объяснение того, как нам достичь выполнения этого условия любви к ближнему.

Мое отношения к чему бы ни было: к товарищам, к внешнему миру и всем духовным мирам, должно быть только любовью – в той мере, в какой я люблю самого себя. Вот и всё! Каждое мое действие должна сопровождать эта мысль, что я делаю это ради любви к ближнему. И эта любовь не на словах, а действительно во мне есть желание, которое обязывает меня так поступать – иначе это не называется заповедью.

Из урока по статье из книги "Шамати", 03.06.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Непростые духовные правила

"Чти отца своего и мать свою"

"Не убивай"

Чтобы Творец явился нам

каббалист Михаэль ЛайтманИ было, на восьмой день призвал Моше Аарона, и сыновей его, и старейшин Израиля, и сказал Аарону: "Возьми себе бычка молодого для грехоочистительной жертвы, и барана без порока для всесожжения и представь перед Богом.  [Тора, "Левит", "Шмини", 9:1-9:2]

Человек должен взять в себе оба желания (бычка и барана) и начать их очищать от эгоистического намерения, т.е. поднять свое желание к правильному использованию: из своих низших грешных недр – наверх, к свету.

И так скажи сынам Израиля: "Возьмите козла для жертвы грехоочистительной, и бычка, и ягненка однолетних без порока для всесожжения. И быка, и барана в жертву мирную, чтобы зарезать пред Богом, и хлебный дар, смешанный с маслом, ибо сегодня Бог является вам". [Тора, "Левит", "Шмини", 9:3-9:4]

Если человек не принесет "жертву", Творец не явится.

Для этого, во-первых, необходимо обязательно все подготовить: день, место, время. Во-вторых, жертвоприношение должно быть выполнено не народами мира, не народом Израиля, не левитами и даже не Моше, а только коэнами. И из коэнов – только Аароном.  

Все должно быть приготовлено именно в том виде, как перечисляется. Приготовить – значит, выбрать из своих желаний место и время. То есть движение, время, желание, намерение – все они в итоге должны давать исправленное желание на отдачу, на связь с ближним. 

Речь идет о том, что в каждом человеке должно быть свойство "Аарон", который берет какое-то желание (козла, барана), определенным образом его зарезает, определенным образом приготавливает и подает так, чтобы его мог вкушать Творец.

В таком аллегорическом виде описывается подъем желаний ради отдачи и любви. Ведь в нашем мире нет других слов, чтобы иначе нарисовать человеку картину подъема его желаний к отдаче обществу и через это – Творцу. При этом ощущение Творца нисходит и в общество, и на самого человека, который находится в роли Аарона.

Реплика: В Торе говорится о большом количестве отличий! Например, козленок-одногодок и прочие…

Ответ: Когда ты начнешь работать, тебе не хватает этих отличий. Поэтому сначала появилась Мишна (свод законов), где объясняется, как точно выполнять все действия.

А потом Мишна перестала быть понятной, потому что эгоизм вырос, и стало не ясно, как с ним работать. Если с эгоизмом в один килограмм человек знал, как поступать, что отрезать и взвешивать, то теперь его эго возросло до ста килограмм. В нем появились новые возможности: жадность, ревность, зависть и пр. И стало непонятно, как свежевать "мясо", что из него годно, что – нет, и в каком виде его готовить. Именно тогда, когда возникла проблема с выполнением этих законов, появился Вавилонский Талмуд (учение).

Таким образом, все началось с книги Торы. Но по мере роста эгоизма появилась необходимость в пояснениях – в Мишне. А когда эгоизм вырос настолько, что стал неуправляемым, появился Талмуд. И тогда людям ничего не оставалось, как просто изучать его. Это состояние называется "изгнание" ("галут").

Из ТВ программы "Тайны вечной Книги", 18.12.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следствие высших корней

На службе Творца

Жертвоприношения – этапы приближения к Творцу

О чем думать перед исправлением и после него

каббалист Михаэль ЛайтманИз письма Бааль Сулама №16: Перед выполнением заповеди человек не должен думать о личном управлении, а наоборот, обязан сказать: "Если не я себе, никто не поможет мне".

Заповедью называется исправление желания человека.  В том состоянии, где человек находился, его желание было отделено от Творца.

А теперь он хочет присоединить это состояние к Творцу, как к единственной высшей силе, кроме которой ничего нет, доброй и творящей добро. Таким образом, он возвращает это желание в то же состояние, в котором оно находилось до разбиения.

Так он раз за разом собирает эти состояния, пока "грош к грошу не накапливаются в большой капитал", и завершает исправление своей души.

Изначально нам даны 613 неисправленных желаний, которые мы стараемся возвратить к слиянию с Творцом. До совершения заповеди, когда я понимаю, что мое состояние испорченное, так как я не нахожусь в единстве, в слиянии с высшей силой, нельзя думать о личном управлении, а наоборот, надо сказать: "Никто не поможет мне кроме меня самого". 

Но после совершения заповеди обязан разобраться и поверить, что не своими силами выполнил заповедь, а только силой Творца, который заранее все продумал за него, а потому обязан был человек совершить это действие.

Я исполнил заповедь и прилагал все возможные усилия, используя все средства: учителя, группу, учебу, распространение, ради того, чтобы найти благоволение Творца и связать себя с Его управлением, кроме которого ничего нет. И при этом, я рассчитывал только на свои силы, думая, что никто не поможет мне, кроме меня самого, и я сам обязан выполнить все действия.

Но после того, как я добился какого-то успеха, я должен сказать, что он был заранее запланирован Творцом и подготовлен. Если с самого начала я держусь принципа "никто не поможет мне, кроме меня самого", а в конце прилепляюсь к "нет никого кроме Творца", то это совершенное средство для достижения слияния.

Из урока по письму Бааль Сулама, 15.05.2014

Предыдущие сообщения на эту тему:

Работа не ради хлеба

Выполнение заповеди или вера выше знания

Заповеди - ступени единства

Страница 13 из 27« Первая...1112131415...Последняя »