Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Как изучать каббалистические тексты? (клип)

Как правильно работать с каббалистическими текстами?

Дожидаясь оплаты

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что мы можем понять из книг каббалистов, если они повествуют о духовных ступенях?

Ответ: Сказано, что учится не тот, кто умен. Понимаешь ты или нет – это никак не связано с продвижением.

Допустим, рядом с тобой сидит умный человек, прочитавший за свою жизнь целое море книг. А с другой стороны от тебя сидит человек, не блещущий разумом, но с большим сердцем. Некоторые не отличаются ни чувством, ни разумом, а другие наделены вдоволь и тем, и другим, но всё это не относится к продвижению. Неважно, понимаешь ты изучаемый материал или нет.

Понимать надо лишь одно – принципы. Способен ли ты хоть в чем-то расслышать их? Можешь ли побудить себя к этому?

Иногда бывает так, что ты и хочешь их услышать, но не слышишь. Тогда помогают терпение и упорство. Пускай даже все уже вышли в духовное, а человек запаздывает на десять лет – зато и "зарабатывает" он больше, обретая глубину анализа, видение глобальной картины. Короче говоря, нужно постоянство и терпение. Главное – не сходить с пути, склонять себя, что бы ни приходило свыше. Ведь в конечном итоге, всё решает Творец. И хотя это непросто, тем самым человек удостаивается намного большего. 

Бааль Сулам пишет об этом в статье "Общий характер науки каббала": "Человек, не развитый в полной мере, не может долго ждать вознаграждения". Ему, как ребенку, не терпится получить награду сейчас, и он не в силах выждать даже мгновение. "Он выбирает такую работу, которая оплачивается немедленно, даже если оплата будет меньше". Можно выучиться на водителя такси и получать плату с пассажиров без промедления. И можно посвятить годы учебе, чтобы стать, допустим, музыкантом. "Человек более развитый может сдержаться и выбрать работу, оплата за которую выше, хотя и производится гораздо позже. Это и есть истинный критерий, который зависит от степени материального развития человека. Кто способен отдалить момент вознаграждения, тот может добиться более высокой оплаты".

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 06.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Расширение души материальными средствами

Терпение – самое важное свойство

Разум тут не помощник

Книги с духовным подтекстом

каббалист Михаэль ЛайтманМы привыкли к традиционному образу литературы. Бывают книги занимательные, приключенческие, научно-популярные и т.д. В целом, открывая книгу, я хочу почерпнуть от нее какие-либо сведения либо впечатления.

Однако каббалистические книги действуют совершенно иначе. В каббале книга – это средство, соединительный элемент, адаптер, с помощью которого я могу подключиться к автору. Именно так я должен рассматривать труды каббалистов: они помогают мне подключаться к огромной духовной системе, залитой светом Бесконечности, наполненной Творцом.

Система эта состоит из душ, т.е. из исправленных желаний исполинов духа, которые большими усилиями достигли подобия Творцу и удерживают Его раскрытие в своих сосудах – в своих желаниях. А некоторые из них к тому же провели от себя ко мне тоненькую "трубочку" – канал, посредством которого я могу соединяться с ними и получать воодушевление, весточки, исправления, всё то, что сделает меня причастным к этой системе.

Таким образом, чтение каббалистических книг в корне отличается от чтения всей прочей литературы. И потому книги эти, в целом, называются "учением" (Тора) – ведь в них заложен свет (ор), возвращающий к Источнику. Они содержат особую силу, и я могу получить ее, если жду перемен, если хочу стать таким же, как авторы. 

Если же я ищу в этих книгах просто знания и отношусь к ним так же, как к любым другим, то брезгую усилиями каббалистов и, соответственно, терплю от этого большие убытки. В целом, такой подход, разумеется, не несет никакой пользы ни мне, ни кому бы то ни было.

Итак, очень важно подключиться к наследию каббалистов, использовать возможность для единения, которую они мне предоставили. И здесь всё решает правильное намерение. Если в их книгах своим "животным" разумом я ищу разного рода премудрости, чтобы как-то улучшить жизнь в нашем мире, – это совершенно негодный подход, называющийся "смертельным ядом". Лучше уж никак, чем так.

А если подключаться, если браться за эти книги, то лишь видя в них "эликсир жизни", когда я просто распахиваю себя и готов получать то, что они призваны мне дать. Никаких хитростей и отговорок: всё, что дает высший, – к лучшему. Так я и двигаюсь вперед, что называется, "веря мудрецам".

Это непростое, но обязательное условие. Мое намерение определяет разницу между "эликсиром жизни" и "ядом смерти", между "летучей мышью", живущей в ночи, и "петухом", воспевающим рассвет. И если я не сохраняю правильный подход, то могу топтаться на месте или еще хуже – откатываться назад. Пускай даже я посвятил этому всю жизнь – если в главном допущен промах, она пройдет без пользы, а то и наоборот, повергнет меня в силы скверны (клипот), очищение от которых займет, возможно, еще несколько кругооборотов.

И потому человек обязан постоянно проверять себя на духовном пути.

Вопрос: Что мне сделать со своим "материальным" разумом и чувством, чтобы подключиться к этому "адаптеру" – к каббалистической книге?

Ответ: Надо склонять себя перед группой и учителем – таково средство, позволяющее подсоединяться к автору. Отменяя себя перед группой и учителем, который ею руководит, человек словно подключается к "разъему" и налаживает связь с каббалистом, написавшим книгу. Группа играет роль "переходника" между ними.

А вообще, понятие "группы" олицетворяет связующее звено между Творцом и человечеством.

Из урока по "Статье в завершение книги Зоар", 30.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Книги, в которых есть свет

Живая вода из первоисточника

Эти особенные книги...

Достаточно ли я умен, чтобы не быть умным?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Сказано, что в каббале учится не тот, кто умен. Почему тогда при изучении ТЭС вы спрашиваете, понятно нам или нет? Не достаточно ли одной лишь Книги Зоар, где действительно нужно чувствовать и только чувствовать? А может быть, учится не тот, кто глуп?

Ответ: Любопытно то, что духовное продвижение на самом деле не зависит от приобретенных знаний. Это ясно и несомненно. Всё дело в постижении, а постижение приходит, когда я вкладываю усилия в единство, в желание отождествить себя с ближним, выйти из самого себя, убедить себя в том, что видимая картина – это мой мир, части моей души, что вся реальность – это моя душа, а вредители и ненавистники как раз наиболее полезны и близки мне.

Выходит, всё наоборот. И, с одной стороны, от этого зависит продвижение.

Но с другой стороны, мы видим, что Ари начал объяснять каббалу как науку в современном смысле этого слова. А ведь именно Ари открыл для нас эпоху исправления, с него она берет свое начало. Так вот, уже в 16-м веке он придал каббале научный характер, научную подачу, впервые четко описав строение духовных миров, парцуфим, сфирот, светá, сосуды, законы, градации и пр. 

После Ари еще несколько каббалистов написали подобные труды, а затем пришел Бааль Сулам и взял тот же курс, создав на основе книг Ари "Учение Десяти Сфирот" в виде полноценного учебника с точными определениями и ответами на вопросы. Кроме того, он написал комментарий к Книге Зоар, опять-таки прибегнув к той же научной терминологии.

Зачем нам всё это? Может быть, и вправду достаточно читать Пятикнижие Торы – рассказы о выходах из Вавилона и Египта, а также о других событиях древней истории? Однако выясняется, что мы совершенно не понимаем, о чем там идет речь на самом деле. При научной подаче ясно, что мы изучаем процесс сближения с Творцом, а в Торе я совершенно не могу найти себя, почувствовать необходимость внутренних перемен, определиться со средствами…

Однако эта подача была хороша для того периода, когда люди постигали Творца посредством страданий. Нельзя забывать, что в эпоху Торы, Пророков и Писаний можно было постигать Творца благодаря простым усилиям, как сказано: "Хлеб с солью ешь, воды немного пей, на земле спи, страданиями живи и в Торе трудись". В таких условиях ты читаешь первоисточник – Танах, – желая с помощью этого чтения прийти к Творцу. И приходишь к Нему.

Но затем эгоистическое желание подскочило на следующий уровень, и прежний способ постижения оказался неосуществим. Тогда каббалисты стали писать иначе – в форме Мишны и Талмуда. Эти книги говорят о тех же вещах, что и Танах, но уже в контексте законов. То, что Тора объясняет как будто с позиций морали, Талмуд вводит в жесткие рамки: ты берешь и отдаешь, если ты взял столько-то, то должен столько-то, и тебе причитаются такие-то страдания, либо такая-то оплата.

В принципе, наука каббала говорит о законах взаимосвязи сосудов и светов. Мощь света Бесконечности (Эйн Соф – Э"С) неизменна, однако существует пять духовных ступеней. На первой ступени свет проходит напрямую и называется Йехида. На второй ступени свет пропускается через особый "фильтр", который понижает его до уровня хая. На третьей ступени два фильтра ослабляют свет до уровня нэшама. И так далее до света нэфэш.

 2013-01-22_rav_bs-tes-09_lesson_n21_01

В этой системе действует еще множество законов, но главное здесь – взаимосвязь светов и сосудов. В этом вся наука каббала, и ничего больше в ней нет. Однако описывается она по-разному, и авторы Книги Зоар тоже использовали свою подачу – язык нравоучения. Ну а далее, с эпохи Ари в мире началось научно-техническое развитие, и новое поколение потребовало нового, научного языка. Однако в сущности, Ари писал о том же – о связях между светами и сосудами, о законах, действующих в этой системе. Мы изучаем миры, парцуфим, ступени – иначе говоря, желание с экраном и соответствующим ему светом. Ведь больше ничего нет.

 2013-01-22_rav_bs-tes-09_lesson_n21_02

Итак, продвигаясь к исправлению, мы становимся внутренне всё более дотошными к законам. Например, если у меня плохо работает телевизор, я объясняю это на чувстве: у него нарушилась цветность, красного чуть больше, зеленого чуть меньше, а синего нет вообще. Но вот приходит специалист и говорит: нужно поставить лампу с такими-то характеристиками, на столько-то люменов и ватт, а еще – запаять такое-то реле…

Вдаваясь всё дальше вглубь, мы начинаем, что называется, "играться с цифрами", с техническими характеристиками. Если ты хочешь поговорить со мной о духовных ступенях, разъясни в точности, о каком состоянии идет речь, о какой ступени, каком желании, каком экране, каком свете. Ты должен изъясняться со мной цифрами, по которым я пойму, о чем ты говоришь. Расплывчатые формулировки не годятся. Так же современная техника требует от нас всё большей точности в измерениях и настройках. И потому, хотим мы того или нет, научный язык каббалы более близок нам, хотя мы еще не можем распознавать, чтó за ним стоит.

Допустим, вчера ты пребывал в одном состоянии, а сегодня – в другом.

– В чем различие между ними? – спрашиваю я.

– Вчера мне было немного лучше, хотя не совсем…

– Не понимаю. Дай точные показатели, кодировку, которую я смогу воспроизвести в себе и ощутить то же самое. Передай данные, а не впечатления.

Ведь все мы должны соединиться с общей системой. Но как, если между нами не будет канала связи, работающего на беспредельной частоте и обеспечивающего идеальный обмен информацией?

И потому тебе придется стать специалистом, разобраться в "своем" телевизоре, а потом – во всей системе. Ведь она – твоя. Она – это ты.

Здесь возникает вопрос: посредством чего мы обретаем это разумение? Посредством того, что отменяем свое собственное – что называется, "верой выше знания".

Вопрос: В школе учитель говорит мне, что один плюс один равняется двум. Я ему верю, а потом начинаю проверять. Это та же самая методика.

Ответ: Нет. Ведь в каббале человек обретает новые свойства и взвешивает всё на новых "весах", используя уже не тот разум, который был у него раньше. Меняясь внутренне, он переходит в другую сферу, в другое пространство, в другое измерение, к другой, духовной арифметике. Теперь он всё измеряет и сравнивает по качеству, а не по количеству, и для него один плюс один далеко не всегда равняется двум. Это противоположный мир с совершенно иной "системой исчисления".

Человек начинает действовать в совсем другом "срезе реальности", неразличимом для нас. Почему он скрыт? Потому что не соответствует чувству и разуму, которые свойственны нам сегодня. Из-за этого невозможно применять нынешнюю математику к духовному миру.

А значит, учится не тот, кто умен, а тот, кто меняет собственные свойства и, как следствие, обретает новый разум, "облачающийся" в них. Человек исправляет желание и в новом желании получает "прозрение". Это открытие – и есть разум более высокого порядка.

Не надо быть умным – наоборот, человек аннулирует свой нынешний разум, не соглашается с ним – чтобы получить новый. Нужно быть достаточно умным лишь для того, чтобы отменить свое разумение.

Как же это сделать? Здесь надо понимать только одно: мне необходимо зависеть от правильного окружения и раз за разом получать его интегральный разум вместо своего собственного.

В нашем мире такой подход совершенно неприемлем. Но в духовном всё именно так: я объединяюсь со своей особенной группой. Творец привел меня в нее и сказал: "Присоединяйся к товарищам". Тогда я нейтрализую в себе разум и чувство – и начинаю подключаться. Казалось бы, как можно согласиться на такое? Очень непросто склонить голову, отменить, "потерять" себя в группе. Меня подводят к этому свыше, но осуществляю ли я самоотмену? Вот в чем вопрос. Принимаю ли я эту судьбу, предложенную Творцом? Не бегу ли от нее? Вступаю ли внутрь силой, несмотря ни на что, отложив разум в сторону?..

Каббала – это работа. Работа над своими нервами, над своими привычками, над своим желанием. И она никак не связана с количеством знаний.

Из урока по "Учению Десяти Сфирот"", 22.01.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Учатся не умом

Возможно ли понять Учение Десяти Сфирот?

Лучше быть прилежным, чем умным

Сердце понимает

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Когда мы читаем Зоар, некоторые отрывки я понимаю разумом, а в некоторых предложения вовсе не связываются между собой. Как с этим работать? Стараться понять или полностью отменить разум?

Ответ: Верно, что в книге Зоар есть и понятные, и непонятные отрывки. Надо искать ощущение – это сосуд восприятия/кли. Если разум может привести тебя к воодушевлению, чувственному впечатлению, то он работает правильно.

Если же он работает лишь как холодный разум, - это неверное направление. И это не потому, что мы не уважаем науку или рациональный, разумный подход, а поскольку разум раскрывается в сосудах/желаниях/келим ощущения. Ведь желания – первичны, они являются основой. А разум может лишь анализировать то, что имеется в них.

Поэтому прежде всего я должен беспокоиться о том, чтобы ощутить, и тогда из ощущения понять то, что чувствую. Это называется "сердце понимает". Сначала – сердце, сосуд/желание. Внутри желания мы ощущаем, а не понимаем. После того, как есть желание, оно раскрывает свет. Но что оно раскрывает, на что производит расчет? – Оно рассчитывает, какие исправления совершило, чтобы раскрыть текущее ощущение. 

Исправления, которые я совершил, действия, которые я произвел, чтобы раскрыть нынешнее ощущение, называются моим разумом. А то, чего я достиг, – это мое ощущение. Выходит, что сердце понимает. Та мера исправлений, которые я совершил в сердце, - это мозг, потому что я прошел через них, произвел их, в них я совершаю всевозможные действия сравнения, компиляции, сложения, вычитания, как в математике. И все это произвел в сердце, в моих сосудах ощущения.

Но сейчас я беру эти исправления и углубляюсь в них разумом, чтобы раскрыть большую глубину ощущения. Тем самым я умножаю свои чувственные сосуды в 620 раз с помощью разума – за счет того, что теперь понимаю, какие исправления прошел, чтобы раскрыть нынешнее состояние.

Это говорит о том, что ощущение без разума остается на неживом уровне. А за счет того, что я привношу разум в ощущение, я поднимаю ощущение по ступеням: от нэфеш – к руах, нэшама, хая и йехида.

В самом свете нет изменений. Только за счет того, что я углубляюсь в него со своими новыми сосудами восприятия/келим, я раскрываю в нем НаРаНХаЙ. А сам по себе свет – нэфеш.

Из урока по  Книге Зоар, 26.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

На уроке Зоар: вопросы и ответы. ч.1

В духовном нет легких учебников

Как понять Зоар

Уважать каждого прилагающего усилия на этом пути

каббалист Михаэль ЛайтманИз статьи Бааль Сулам "Предисловие к ТЭС", п.102: Сказано, что для каждого, кто учится ло лишма, Тора становится смертельным ядом. Мало того, что он не выходит из сокрытия лика в раскрытие, поскольку не приложил усилия, чтобы удостоиться этого – к тому же Тора, которой он много занимается, добавляет ему скрытие Творца в огромной мере, пока человек не падает в скрытие внутри сокрытия, означающее его смерть, так как он совершенно отрывается от своего корня.

Так происходит, если человек за счет окружения, учебы, всех имеющихся средств не прилагает усилия достичь раскрытия Творца – то есть раскрыть внутри себя свойство отдачи и любви к ближнему, чтобы через любовь к ближнему прийти к любви к Творцу. Ведь ему надо направить себя на то, чтобы следствием его учебы было раскрытие свойства отдачи ближнему, насколько бы это ни казалось ему поначалу искусственным и бессмысленным, противным его природе.

Поначалу он не готов услышать это и согласиться. Но если каждый раз, несмотря на все преграды, он снова и снова возвращается к этому и выполняет все требования как обязательные и установленные со стороны природы, со стороны Творца, общества, в результате кризиса и всех раскрывающихся ему условий, то постепенно соглашается с тем, что целью учебы является отрицание себя самого. 

Это совершенно особое действие, совсем не такое, как мы представляем себе в начале пути. Но по мере происходящих в нас по дороге изменений, мы каждый раз раскрываем новые определения: что называется сокращением, ближним, соединением, поручительством, Творцом, свойством отдачи и любви. Мы уже начинаем понимать, что называется "смертельным ядом" и "эликсиром жизни", и почему Тора может приводить к таким противоположным последствиям. Именно она, а ничто другое. Так мы постепенно начинаем выяснять для себя правильное направление и путь.

Очень часто человек попадает в такие состояния, в которых ему не видно,  насколько он ошибается. Но "то, что не делает разум – делает время". Единственный выход – это двигаться "словно вол под ярмом и осёл под поклажей",  день за днем продолжая свои занятия, как сказано: "Всё что угодно, только не сбегай!" В конце концов, он не понимает, что происходит, эгоизм дан ему свыше и все условия тоже заданы, все совершается высшей силой.

Он прилагает усилия, что-то делает, но до сих пор не понимает, что происходит. Однако главное, не бросать, по крайней мере, механически выполнять самые простые, обязанности. Если он как-то может это продолжать, то уже должен радоваться, что хотя бы это сумел выполнить.

Поэтому нужно уважать любого человека, который прилагает усилия, чтобы приходить каждый день и участвовать, насколько он способен, насколько дают ему свыше. Это необходимое условие: прийти в это место, в это состояние. А сверх этого уже начинается работа по выяснению: почему, для чего, что это даст мне, зачем я в этом участвую, какого результата жду.

Следует взять пример с учеников Рабби Шимона, ведь мы хотим соединиться и стать такими, как они, сидеть между ними. А они чувствовали или смертельную ненависть, или любовь друг к другу. Вот к таким контрастным состояниям нам и нужно прийти.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 24.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нежелательно идти вслепую в темноте

"Приди и увидь" нового себя

За знаниями или за светом?

Нежелательно идти вслепую в темноте

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему неправильное изучение Торы может стать вредным, вплоть до смертельного яда? 

Ответ: Неправильное изучение Торы – это неправильное  использование системы, призванной произвести постепенное исправление желания насладиться. А вместо этого, оно отдаляет от исправления ту часть, которая должна была исправиться. Таким образом, оно удлиняет путь и наполняет его страданиями, что доставляет очень много огорчений любящему нас Творцу. Потому этот путь нежелателен.

С точки зрения эгоизма человека, этот путь тоже нежелателен, так как обрекает его на страдания. Но если мы говорим о форме отдачи и оцениваем относительно Творца, то должны смотреть, сколько Он страдает.

Если бы мы сами не участвовали в системе исправления, а исправлялись ею неосознанно, инстинктивно, как неживая, растительная и животная природа, то для нас не существовало бы вознаграждения и наказания. Система не менялась бы относительно нас, а двигала бы нас в одном направлении своими жесткими, непреложными законами, словно поезд, идущий по рельсам. 

Но поскольку на человеческой ступени развития, творение само участвует в этом процессе, оно должно получить особую дополнительную чувствительность к воздействию на него системы. И потому в творении развиваются чувства и понимание этой системы, то есть Творца, находящегося по другую сторону от нее. "По действиям Творца мы познаем Его" и объединяемся с Ним.

Невозможно достичь ни одного самого маленького постижения на этом пути, если сначала не ошибешься. Вопрос лишь в том, чтобы все время стараться ошибиться только в потенциале, а не на практике.

Если написано, что "нет такого праведника на земле, который творил бы добрые дела и никогда не грешил", то мне уже уготованы ошибки на каждом шагу и я обречен согрешить. Но я готовлю себя, опасаюсь и боюсь ошибиться, то есть боюсь отключиться от ощущения, что "нет никого кроме Творца, доброго и творящего благо". Я боюсь, что перестану стремиться к любви и отдаче, не смогу подняться выше своих желаний, своих инстинктивных мыслей, то есть животной ступени в себе.

Мне нужен такой непрерывный самоконтроль, самоосознание. Я все время сижу верхом на своем осле (хамор), своем эгоистическом желании (хомер) и сравниваю, что чувствует и о чем думает этот осёл, и что бы я хотел чувствовать и как думать. Таким образом, я раскрываю своего осла вместе с человеком в себе.

"И человека, и животное спасает Творец" – в такой форме я продвигаюсь. Тогда мои ошибки, как раз приводят к моим успехам и помогают мне продвинуться. Ошибки и успехи раскрываются во мне как левая и правая линии. В таком случае, они обе легитимны и правильно дополняют друг друга, ведь без ошибок я бы не раскрыл новых определений и не понял, где нахожусь.

Я обязан совершать ошибки, как и заповеди, потому что одно без другого не существует. Все начинается с раскрытия зла. Но хорошо, если это зло я раскрываю уже в свете. Приходит свет и помогает мне увидеть темноту - а не тьма раскрывается сама собой, когда я сначала не понимаю, что это тьма, и длинным путем страданий начинаю продвигаться к свету.

Поэтому каббалисты и Тора дают нам советы, как следует подготовить себя к правильному раскрытию прегрешения, раскрытию зла.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 24.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уважать каждого прилагающего усилия на этом пути

Повернуть маятник вспять

Раскрыть ядовитую ложь эгоизма

"Приди и увидь" нового себя

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Что подразумевается под словами: "Благодаря усилиям, приложенным в Торе, удостоишься раскрыть лик Творца"?

Ответ: Торой называется методика исправления эгоистического начала, как сказано: "Я создал злое начало и в придачу ему, Тору, как средство для его исправления". Я учусь для того, чтобы притянуть к себе с высших ступеней скрытый там свет - свет, возвращающий к своему источнику, который заключен в Торе. Ведь я надеюсь, что этот свет изменит меня: даст мне новый разум и новое сердце - всё новое до такой степени, чтобы я вообще не узнал себя.

Но главное в этом новом "Я" будет то, что мне раскроется Творец. Это значит, что во мне начнет властвовать сила отдачи и любви. И для этого я "прикладываю усилия в Торе". Но не для того, чтобы получить абстрактное знание, а желая связаться с изучаемым материалом. "Узнать" - означает установить связь.

И тогда во мне раскрывается сила отдачи и любви - свойство Творца, через которое я узнаю Его, как сказано: "По Твоим действиям мы узнали Тебя". Мы не познаем саму Его Суть, как не знаем сути электричества, самих себя, воздуха. Нам известны лишь наши впечатления от этих явлений, которые мы называем электричеством, воздухом, окружающим миром. 

Поэтому высшая сила называется Творцом (борэ), то есть "приди и увидь" (бо-рэ) - некое свойство, раскрывающееся во мне. Эту форму, раскрывающуюся внутри моего желания насладиться, я называю Творцом, ведь "пришел и увидел" ее. А моей целью было - доставить Ему наслаждение этим раскрытием.

"Прилагать усилия в Торе" - это значит сделать все, что в твоих силах, выполняя советы каббалистов: учиться и работать в группе. Само действие заключается в том, чтобы собрать группу и организовать внутри нее учебу. Все же остальное - относится к намерению.

Все это вместе и называется приложением усилий в Торе, следуя правилам: "Не делай другому того, что ненавистно тебе самому", а потом: "Возлюби ближнего, как самого себя" для того, чтобы достичь любви к Творцу.

И эти принципы описывают не только изучение Торы, но вообще направление движения всего мироздания - всех высших миров и нашего мира, вместе со всеми его обитателями: человечеством, неживой природой, растениями и животными. Это не просто Тора, которой кто-то занимается, а тенденция развития всего творения.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 19.12.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Аквариум

Пациент мертв, но чувствует себя хорошо!

Прилагай усилия день и ночь

Учатся не умом

каббалист Михаэль ЛайтманРаскрывая высший мир, мы начинаем понимать, о чем пишут каббалисты. Все изучаемые тексты становятся нам абсолютно ясными. Они воспринимаются как потрясающий роман огромных чувств, огромных постижений, огромного раскрытия бесконечного мира. Мы приобретаем чувства и разум в миллиарды миллиардов раз больше, чем есть у нас сегодня, и поэтому начинаем ощущать высший мир. Наш мир вообще не считается существующим относительно всех высших состояний.

С одной стороны, нет иной возможности достичь цели творения, кроме как изучением науки каббала.

А с другой стороны, не требуется никаких предварительных условий для того, чтобы изучать эту науку. Поэтому изучать ее может каждый независимо от предварительного образования, характера, происхождения – все это не имеет значения, включая знание иврита.  

В принципе, эта наука приходит к человеку с такого уровня, что ему надо только вызвать ее воздействие на себя. То есть сама наука заключается в Высшем свете. Он приходит с определенной частотой, он воздействует на тебя. Ты должен подставить себя под его воздействие и тогда он создаст в тебе нужные пустоты, которые начнет заполнять чувствами и разумом.

Поэтому все твои сегодняшние земные характеристики ничего не значат: ты можешь быть умником или особо одаренным человеком – в каббале тебе это не поможет.

В каббале помогает только одно – наивность, когда ты напрямую идешь к цели и не делаешь никаких других расчетов. Вот это для меня – главное, все остальное – второстепенное. Если ты так устремлен, то достигнешь цели.

Из виртуального урока, 25.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Прямота в пути

Восприятие материала – сердцем или разумом?

Лучше быть прилежным, чем умным

Эликсир, снимающий с глаз пелену

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли человек приходит в науку каббала и все время изучает ее ради себя, а не для того, чтобы достичь высшего свойства, тогда она закрывает ему абсолютно все. Он не понимает ничего, что в нем происходит, если не настраивается на связь с группой, если не стремится к исправлению, к изменению себя с помощью Высшего света, если в нем нет настоятельной необходимости изменить себя.

Причем поначалу он осуществляет все действия абсолютно искусственно, и только постепенно под воздействием Высшего света это становится необходимой потребностью. Но если у него нет правильного направления, и он не хочет в этом участвовать даже искусственно, как ребенок в игре, тогда занятие каббалой вместо "эликсира жизни" становится ядом.

Почему? Потому что он становится еще большим эгоистом. С помощью каббалы он желает зарабатывать деньги. Он думает, что уже стал большим, великим и больше ему ничего не надо. Такие люди обычно уходят в сторону или открывают свои группы. Но и это хорошо. Пусть всё в итоге постепенно прояснится.

Из виртуального урока, 18.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пациент мертв, но чувствует себя хорошо!

Двойное действие – одно предназначение/a>

Соблазнишься маленькой искрой света – потеряешь все

Спрашивали? – Отвечаю… - 106

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос с английского блога: Недавно Вы сказали, что когда Вы учились у Рабаша, то прослушивали записанный урок три раза в день. Рекомендуете ли Вы по возможности делать то же самое своим ученикам?

Ответ: Хотя бы один раз.

Продолжение вопроса: Кроме того, стоит ли тем, кто участвует в семинарах, повторно прослушивать запись фокус-групп, если позволяет время?

Ответ:  Нет.

 

Вопрос с английского блога: Уважаемый м-р Лайтман. Пройдя несколько курсов ББ и читая в течение двух лет Ваш блог, у меня возник следующий вопрос: почему Вы всегда говорите "Я так не думаю… Я думаю, этого не произойдет… Я думаю, что это неправильный путь… Я думаю, что Творец не примет это…" и т.п.

Среди стольких размышлений внутри Вас, осталось ли где-то место для знания?

Ответ: Все исходит из осознания Природы-Творца – это и есть истинное знание.

 

Вопрос: Профессор, "меня терзают смутные сомнения". Вы – ученый, факт?! Идете эмпирическим путем. Не является ли распространение науки Каббала данным способом Вашим научным изысканием? Сам вопрос более обширный, а это его теза. Согласна на ответ-тезу.

Ответ: Что в наших действиях не соответствует сказанному в наших источниках?

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сколько может дать один день учебы

Повторяемость опыта - критерий истины

Где же истина? (клип)

Вклад каббалистов прошлого в общее исправление

каббалист Михаэль ЛайтманВ "Предисловии к Учению Десяти Сфирот"  Бааль Сулам пишет, что для того чтобы заниматься наукой каббала, не требуется никаких особых земных свойств, особого ума, особых способностей – ничего. Если у тебя есть только зачаток желания, который в тебе горит, зовет к цели, тянет вперед, устремляет к себе – этого достаточно, чтобы ты уже смог из группы, вместе с ней, начинать свой путь.

И если ты займешься собой, то достигнешь этого. Но для этого надо выполнить изначально заданное природой сложное условие: приподняться над своей животной природой.

Можно, конечно, полностью ограничить себя во всем излишнем, буквально спать на земле, жить впроголодь, ходить в рубище и одновременно заниматься работой над собой, изнуряя себя и свой эгоизм. У тебя появляется возможность выбраться из своего эгоизма таким прямым образом, когда ты будешь его бить, и выйдешь наверх.

Но дело в том, что такой путь нам совершенно неприемлем, потому что чересчур тяжел для нас. Мы – не те каббалисты, которые жили несколько тысяч лет назад, и приняли этот закон, это условие выхода из эгоизма, как закон природы.

Две тысячи лет назад произошло неожиданное событие:  каббалисты того поколения совершили очень серьезный вклад в развитие духовной системы.

Что значит "духовная система"? Все уровни природы – неживой, растительный, животный и человеческий – связаны между собой. Когда мы говорим о нашем мире, то имеем в виду только неживую, растительную и животную природу, ведь мы – люди, в общем-то, относимся к животному миру.

А "человек в нас" – это не тот, кто в нашем мире ходит на двух ногах и владеет компьютерами и различными технологиями. "Человек в нас" – "Адам" от слова "домэ" – подобный Высшей силе, то есть Высшему миру, следующему состоянию, следующему измерению, следующей ступени. 

Эта абсолютно альтруистическая ступень построена на отдаче и любви, вне себя. Если я нахожусь внутри себя, я называюсь животным, если я выхожу из себя и начинаю действовать на благо других, тогда я называюсь "Человек" – "Адам".

Что сделали великие каббалисты 2000 лет назад? Они впустили в эту общую систему немного света и сделали огромное исправление в том слое системы, которая называется "Адам" – "Человек". То есть они исправили, приподняли выше всю эту систему, в результате чего получился огромный выигрыш для нас и для всего человечества – для тех, кто занимается каббалой, и кто ею не занимается. 

Являясь частью общей системы (неживой, растительной, животной, человеческой), частью всего общего творения, они в процессе занятий каббалой притягивали на себя Высший свет, свойство Высшей силы, и это свойство отдачи и любви постепенно растворилось, проникло, продиффундировало во все слои общего желания.

Этим они облегчили всем нам работу. Нам не надо спать на земле, жить впроголодь и ходить в рубище. Нам достаточно выполнять только два условия: заниматься наукой каббала и работать в группе. Если мы будем их выполнять, то быстро, качественно и очень легко пройдем в следующее измерение, выйдем из себя, и начнем ощущать Высший мир.

Конечно, при этом наш мир не пропадает. Наши земные неживые, растительные и животные свойства остаются, но при этом мы приобретаем еще дополнительные ощущения, дополнительную часть, которая находится вне земной жизни.

Поэтому, когда наше тело, включающее в себя неживую, растительную и животную материю, умирает, мы все равно остаемся существовать в той части, которую раскрыли и в которой уже существуем.

Те же, кто не раскрыл еще следующее измерение, существуют там в виде зачатка, так называемого корня души, который вновь возвращается в наш мир, облачается в тело и дает человеку возможность охватить, вобрать, взойти на тот высший уровень, на котором мы достигаем вечного существования.

Из виртуального урока, 18.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пуховая перина не помеха в духовном пути

Наследие каббалистов: не только книги

На руках великих каббалистов

Единственное средство исправления

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Предисловие к ТЭС", п.25: Люди считают себя способными выполнять всю Тору без знания науки каббала. И я говорю им: хорошо, если вы сможете изучать Тору и соблюдать заповеди как положено лишма, т.е. ради доставления удовольствию одному лишь Творцу. Тогда вам действительно не нужно изучение каббалы, потому что тогда о вас сказано: "Душа сама научит человека"

Однако если ваше занятие Торой в ло-лишма заняло более трех лет, согласно рабби Йоси, или более пяти лет, согласно Тана Кама, то больше вы не увидите доброго знака на том пути, по которому ступаете. И зачем вам обманывать свои души тщетными надеждами, в то время когда есть у вас такое близкое и надежное средство, как изучение науки каббала.

Исправить наше желание, так, чтобы оно целиком было устремлено на отдачу, можно только объединившись, как один человек с одним сердцем. Тогда мы станем сосудом, желанием, готовым к отдаче, и в итоге достигнем цели – слияния с Творцом.

Вопрос в том, возможно ли это без изучения науки каббала? И, как мы знаем, ответ отрицательный – невозможно. Ведь свет, приходящий, чтобы исправить человека, раскрывается только посредством изучения каббалы. Именно она приносит свет нашим грубым, дурным душам, и никакая другая наука нам в этом не поможет.

А кроме того, без каббалы мы не знаем даже, для чего учимся. Ведь она содержит в себе вступительные части, объясняющие, для чего создан человек, для чего нужна Тора и как именно использовать ее по назначению – только для исправления человеческой природы и сближения людей, чтобы они стали единым целым и тем самым уподобились свету, чтобы разбилась та стена между каждым и каждым, что зовется "Фараоном" и властвует над ними. 

Изучая науку каббала, мы поймем, в чем состоит наш выбор и где именно надо приложить все свои усилия. Если же человек просто изучает Писание: Танах, Талмуд и т.д., этого недостаточно, чтобы понять, чтó от него требуется.

В конце изгнания мы пришли к столь скверным желаниям, что даже с помощью науки каббала нам трудно выносить правильные оценки и верно толковать термины и определения, обращая их на самого человека, на то, что происходит в нем. Из раздела "Восприятие реальности" мы знаем, что на самом деле всё находится в нас. И тем не менее, нам очень трудно "перевернуть ракурс", перевести взгляд снаружи внутрь и увидеть, что там – весь мир, и там – место, требующее исправления.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 22.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Пора меняться

Беды второгодников

Жизнь хороша, если понимаешь ее смысл

Без вводных лекций, как без таблицы умножения

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Грузии. Урок №4

Вопрос: Если человек не прошел вводный курс, мы не должны принимать его в группу. А что делать, если он уже попал на утренний урок и у него есть колоссальный жизненный опыт?

Ответ: Жизненный опыт ни о чем нам не говорит. Представь себе, что все живущие на этой земле, на этом шарике – просто животные. У них нет иного жизненного опыта! И для того чтобы подобраться к тому, о чем мы говорим, им необходимо определенное количество знаний. Какой есть у них жизненный опыт?! В чем?!

Человек может быть прекрасным бизнесменом, политиком, философом, ученым, неважно кем, но если ты спросишь у него: "В чем заключается свобода воли? Как мы познаём мир? Как мы его ощущаем? Из каких элементов состоит мир? В чем заключается воздействие человека на него? Управляемы мы или нет? Высшая сила – единая или множественная?" – то никакой жизненный опыт не поможет ему ответить на эти вопросы.

Вопрос: Но если человек ходит на базовые занятия, и у него параллельно появляется потребность быть в группе и посещать утренние уроки, а мы его не  пускаем, то он может уйти?

Ответ: Я думаю что, если у него есть серьезное понимание величия науки каббала, то он не уйдет, – это первое. Я бы всё равно делал так. Я бы сказал: "Извините, но у нас такие законы".

В университете, допустим, существует особая программа, когда ты не можешь перескочить через определенное количество знаний, которые получаешь! А у нас человек, приходящий на занятия, не получает систематических знаний. Что он изучает? То "Учение Десяти Сфирот", то вдруг читает Зоар. Как объяснить ему за пять минут, для чего он читает Зоар?  

Каббалистическая методика основана на постепенной абсорбции материала в человеке, в его желании, в его сознании, в сердце и в разуме, и через это невозможно перепрыгнуть. Серия ступеней не меняется. Обязано быть последовательное, поступенчатое движение, и мы ничего с этим сделать не можем, мы только можем ускорить наше движение.

Поэтому без десяти вводных лекций никак не обойтись. Это всё-таки база, без которой, как без таблицы умножения, ничего не сделаешь.

Если человек занимался много по интернету, слушал наши занятия, участвовал в них, и потом приходит в группу, – тоже проблема, потому что мы говорим о базисных знаниях, а на утренних уроках базисные знания мы не проходим. Мы их касаемся и тут и там, мы постоянно всё время возвращаемся к материалу, поэтому вполне возможно, что у него будет чего-то не хватать.

Из 4-го урока конгресса в Грузии, 08.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Будьте терпимы к новичкам

Вводная лекция: курс на понимание

Постоянство методики

От тайны к простому толкованию

каббалист Михаэль ЛайтманВся Тора подразделяется на так называемые: Пшат (простое толкование),  Ремез (намек),  Друш (иносказание) и Сод (тайна). Это не просто четыре части, а четыре способа выражения методики исправления человека в этом мире.

На таких четырех языках каббалисты излагают нам тот же самый метод, словно на четырех уровнях. А от человека зависит, удовлетворится ли он остаться на ступени тайны, иносказания, намека или захочет открыть все в явном виде и объяснить просто, как есть.

В нашем мире эти ступени трактуются в обратном смысле и считается, что "простое толкование" - это просто читать текст, воспринимая его буквально. А тайной называется, если ты читаешь и не понимаешь его. Но дело в том, что мы вообще не понимаем ничего из написанного в Торе. И на самом деле, под Пшат-Ремез-Друш-Сод имеется в виду как раз обратное. Пшат (простое толкование) - это наука каббала, а Сод (тайна) - это когда эта методика исправления скрыта от человека за множеством облачений.

Тайна - это именно то, что люди привыкли считать простым толкованием, то есть восприятие текста в буквальном смысле, в то время, как Тора говорит лишь о путях исправления, духовных ступенях и этапах возвышения человека.  Как сказано: "Я создал злое начало и средство для его исправления - Тору, свет которой возвращает к источнику".

Поэтому свет Торы воздействует в соответствии с этими четырьмя ступенями. Максимальный свет заключен в "простом толковании", то есть в науке каббала, когда все открыто перед человеком и объясняется просто, в обычной форме.

Речь идет о желании человека, которое эгоистично и его нужно исправить, а для этого нужен свет, возвращающий к источнику. Исправлением называется приведение этого желания к отдающему намерению, для чего нам нужно быть в группе, соединиться с товарищами, учиться, чтобы притянуть к себе свет. 

Мы притягиваем свет самым эффективным образом, если работаем в группе, стараясь отменить каждый свой эгоизм и соединиться поверх него в одного человека с одним сердцем, когда мы думаем про воздействующий на нас свет и изучаем по книгам его действия, его работу над желаниями.

Сама изучаемая нами тема, наши действия, которыми мы стремимся исправить себя, и наша молитва во время урока - все это соединяется вместе. И потому, это самый легкий метод для привлечения света исправления для таких грубых эгоистов, как мы, находящихся в самом конце поколений, на пике эгоистического развития.

Если человек не собирается притягивать свет, возвращающий к источнику и исправлять себя, то есть изучает просто теорию, а не Тору, то он не тянется к науке каббала. Как сказано: "Верь, что есть мудрость у народов мира, но не верь, что у них есть Тора". Народами мира считаются те, кто стремится к знанию, но не к исправлению себя.

Каждый человек сначала проходит этап народов мира - до тех пор, пока, пусть не в этом круговороте жизни, так в следующем, наконец ни почувствует, что обязан исправить себя.

Из урока по "Предисловию к ТЭС", 20.11.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Неразбавленный свет в максимальных дозах

Как вода просачивается в песок

Когда тайное становится явным

Страница 60 из 106« Первая...5859606162...Последняя »