Записи в разделе 'Изучение каббалы'
Приглашение на свидание

каббалист Михаэль Лайтман22 буквы еврейского алфавита своим начертанием отражают свойства 22-х духовных сфирот: 9 в Бине, 9 в Зеир Анпине и 4 в Малхут. Каждая буква символизирует какую-то сфиру и показывает, чем она отличается от других. Поэтому читая текст Зоара, мы можем впечатлиться от этого текста, будто попали внутрь этих духовных сфирот.

К такому чтению нужно стремиться, ведь его буквы - словно ноты для наших внутренних струн - свойства Творца, проникающие внутрь желания творения и вызывающие в нем ощущения. Желание начинает настраивать себя, словно музыкальный инструмент, согласно духу (руах) Зоара, тому ветру (руах), который касается струн твоей души и играет на ней, как на скрипке царя Давида.

Именно так мы хотим ощущать книгу Зоар, чтобы приходящий из нее свет достигал нас и наполнял, заставлял вибрировать наши желания. Эти буквы - приглашение к свиданию и взаимным переживаниям с Творцом. Давайте же попробуем!

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 27.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Буква "нун" – прекрасная и бессильная

Буква "самех" – убежище

Сила высшего благословения

Почему так клонит в сон

каббалист Михаэль ЛайтманКонгресс в Нью-Джерси. Урок №1

Вопрос: Почему, при том, что я так много сил вкладываю в учебу и распространение, мне требуются такие огромные усилия, чтобы не заснуть на уроке?

Ответ: Я раскрою вам тайну: люди, которые тянутся к духовному, хотят раскрыть Творца - не любят учиться... Потому что они хотят почувствовать! Они кажутся даже немного глуповатыми, заторможенными. Они могут десять раз читать какой-то отрывок и не понимать, что там написано. Я это испытал на себе.

А дайте прочитать этот отрывок кому-то постороннему, и он тут же "поймет", о чем написано. Такое свойственно именно науке каббала, потому что у человека при чтении пробуждается точка в сердце - точка ощущения, а не сухой рассудок. А посторонний человек воспринимает прочитанное чисто умственно и потому у него не возникает проблем с пониманием текста.

Поэтому мы порой видим, как в группу приходят новые люди и с легкостью воспринимают и усваивают материал. Им просто понять написанное, они сразу же начинают изучать "Учение Десяти Сфирот", и через месяц-два уже вовсю обсуждают самую сложную теорию. А люди с точкой в сердце, проучившись десять лет, не могут понять, что там написано, ведь они ищут ощущения, а не умозрительное понимание, как у умного осла. 

Это очень важно понимать - это два основных препятствия для учеников. Первое препятствие - это когда мы раскрываем проблемы в группе, в отношениях между всеми, но не понимаем, что именно они являются трамплином для прыжка вперед, и сбегаем.

А второе препятствие состоит в том, что человек читает, читает, уже выучил текст наизусть, но чувствует, что не понимает смысла. И это относится не только к изучению теории по "Введению в науку каббала" или "Учению Десяти Сфирот", но даже к статьям "Шамати" и другим статьям. Некоторые статьи иногда вдруг заставляют нас расчувствоваться, но большинство кажутся какими-то сухими и не трогают сердце.

Но это как раз хороший знак! Сказано: "Учатся не умом". Это не значит, что я даю вам разрешение спать на уроках, но на самом деле, я отношусь к этому с большим пониманием.  Я никогда не предъявлял никаких претензий ученикам, которые спят, ведь я их понимаю. Это не простая усталость, а следствие того, что они хотят чувствовать духовное. А если нет ощущения, то им не понятно, зачем они сидят на уроке.

Об этом сказано: "Того, что не сделает разум" - ведь ум тут действительно не поможет, - "сделает время!" То есть с течением времени, на нас воздействует свет: когда мы находимся в группе или даже спим на уроке. Нужно лишь дать свету работать над тобой, и ощущение придет.

Из 1-го урока конгресса в Нью-Джерси " От Я к Мы и вместе к Единству", 10.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Достаточно ли я умен, чтобы не быть умным?

Учатся не умом

Восприятие материала – сердцем или разумом?

Войдите в мир Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему чтение Предисловия Книги Зоар более эффективно, чем другие тексты?

Ответ: Предисловие Книги Зоар требует подготовки. Человек должен немного отчаяться от своей работы. Он должен как-то представлять себе систему миров, распространяющихся сверху вниз, хотя бы в очень схематичной, упрощенной форме: течение светов, соотношения между светами и сосудами/келим, сокращение, экран, отраженный свет, НАРАНХАЙ, КАХАБ-ЗОН.

А главное – чтобы у него было желание из множества различных примеров и описаний понять, что он должен просто войти в Зоар – и все. Будто ты попадаешь в какую-то страну и тогда, находясь внутри, изучаешь ее: ты учишь язык, знакомишься с людьми, изучаешь их поведение, характерные особенности этих мест и все прочее – при условии, что находишься там. Ты впитываешь это через все свои органы чувств.

Так Зоар желает обязать нас, ведь тем самым он должен сломать в нас внутренние барьеры, чтобы ты вошел вовнутрь – и все. Для чего он приводит всевозможные примеры – допустим, "кубок благословения", который "должен быть на пяти пальцах"? Разве нельзя было привести какой-то один пример и все или обойтись совсем без примеров, только описанием сфирот и парцуфим?

Дело в том, что давая тебе множество подобных впечатлений, он создает в тебе общее впечатление, будто ты входишь всем своим телом вовнутрь. Ты начинаешь воспринимать Зоар не как текст, находящийся перед тобой, а как целый мир, окружающий тебя со всех сторон. Так действует Зоар. Начните это ощущать.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Ключ к постижению Книги Зоар

Какой он – мир книги Зоар?

Зоар обращается к чувствам человека

Пусть Зоар работает надо мной

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Вы говорили, что при чтении Книги Зоар надо дать Книге работать надо мной. Как это сделать?

Ответ: Просто читать, читать и читать – с надеждой, что это подействует на меня. Это не книга, которую я читаю, а текст, написанный каббалистами, находящимися за махсомом, и не просто за махсомом, а в ГАР (три высшие сфирот) мира Ацилут.

Поэтому я с помощью этих букв связываюсь с ними. Мое желание насладиться, мой разум и сердце каким-то образом устанавливают связь с их разумом и сердцем. Их разум и сердце уже пребывают в слиянии с Творцом.

Таким образом я с помощью Книги обретаю связь с Высшей силой. Теперь все зависит от того, что я желаю от Нее. Может, я хочу за счет ее особого воздействия (сгула) заработать на бирже, или поправить здоровье, или получить еще какую-то выгоду, чтобы мне было хорошо. Или же я хочу, чтобы "мои действия достигли деяний Праотцов", - это желательное намерение.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зоар – система связи с совершенством

По следам авторов книги Зоар

Пробивая небосводы

Тайны каббалистического текста… (клип)

Открываешь книгу в любом месте и читаешь отрывок, пытаясь слиться с источником. Такому методу Вас научил Ваш учитель. Что это за принцип и как он работает?

Ключ к постижению Книги Зоар

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем разница между самой Книгой Зоар и ее Предисловием, которое мы начали изучать?

Ответ: В Предисловии Книги Зоар есть более обширные, более яркие комментарии для людей, желающих познакомиться с самой Книгой Зоар, даже для тех, кто еще не начал постигать ее. В любом случае это Предисловие продвигает человека. Если он изучает Предисловие, то впоследствии сам сможет продолжить изучение Книги Зоар, хотя она гораздо сложнее, чем Предисловие.

В Предисловии есть более мощные вспомогательные силы. Оно построено таким образом, что человек, проходящий его, размягчается, приобретает некую форму, подходящую для того, чтобы проникнуть вглубь Книги Зоар. Образ человека начинает более соответствовать самой Книге. Ведь все требует подготовки, и Предисловие дает нам ее.

Я изучал его с Рабашем, и он говорил, что Предисловие включает в себя всю Книгу Зоар. Что это значит  - нам предстоит раскрыть.

Из урока по Книге Зоар. Предисловие, 01.05.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Взгляд человека, видевшего будущее человечества

Человек, пришедший, чтобы вывести нас наверх

Лучшее средство для исправления души

От внешнего слуха ко внутреннему

каббалист Михаэль ЛайтманВ той мере, насколько человек ощущает важность цели, он способен поступиться всем тем, что мешает ему прийти к ней. Но требуется время, пока он не начнет слышать то, о чем говорится, ведь слышат сердцем, а не ушами. Он может множество раз возвращаться к статьям и не слышать. Потом он начинает слышать, но не понимает. Потом начинает что-то понимать, но не впитывает. Потом начинает впитывать, но пока это еще не затрагивает его желания.

Когда же это, наконец, проникает внутрь его желаний, он начинает сопоставлять то, что у него было, и то, что сейчас входит в его желание. Тут он начинает производить расчеты и решать, что делать, выяснять, какое желание перевесит: какое из них более значительное, стоящее, вечное. Тогда он и решает, может ли отказаться от самого себя сегодняшнего, от своего эго, освободить внутри себя место для ближнего - обязан ли он это сделать, желает или нет?

А затем он уже начинает действовать, согласно своему выбору, желая, чтобы внешнее окружение оказало на него максимальное влияние и позволило ему сделать внутри своего сердца расчет на благо ближнему, а не в собственных интересах. И все это должно быть по его согласию, по собственной воле, выше прежнего эгоистичного желания. Таким путем он продвигается к цели. 

Поэтому мы видим, что многие учатся, как будто находятся вместе со всеми, но пока еще слушают только "внешним слухом". А пока это войдет вовнутрь могут пройти годы. Есть такие, кто начинает слышать лишь через 10-15 лет, а другие гораздо быстрее. Существуют всевозможные реакции со стороны души, ведь речь идет о ее исправлении.

Пока человек не осознает необходимость заменить свою личную внутреннюю суть на общественную, пройдет много времени, и в этом заключается самая трудная часть работы, самая тяжелая первая ступень. Потом человек уже только увеличивает желание отдачи, но сначала ему нужно основать его, поставить на вершину горы, выше своего эгоизма, а это требует большой работы. Тут можно пожелать лишь терпения и немного смирения - это то, что нам поможет.

Поэтому нет никакого основания сердиться на кого-то, кто услышал об этой методике, но не умеет ее реализовать, объяснить людям. Еще не пришло их время для ее внутренней адаптации. Есть разница между возможностью услышать и способностью реализовать.

Из подготовки к уроку, 21.04.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Как из простого возникает сложное

Те же самые слова, но очищенные от кожуры

Учись понимать сердцем

О физике и поэтике души

каббалист Михаэль ЛайтманВ своем комментарии на Книгу Зоар, написанную языком Мидраша, Бааль Сулам подключил к ней язык "Учения Десяти Сфирот" – и тем самым дал нам ключ к этой книге. Его комментарий – не просто толкование, а именно ключ к шифру, к запертой ранее двери.

Например, в Зоаре и в первоисточниках сказано: "Прошел Творец пред его лицом и возгласил". А Бааль Сулам объясняет, что речь идет о подъеме Малхут к Бине. Сначала он осуществляется в малом состоянии (катнýт), т.е. в свойстве суда, а затем Малхут может спуститься от Бины до уровня Йесода – задействовать те получающие сосуды, которые уже способны относиться к дающим и называются "АХАП на подъеме". Тогда Творец "проходит пред его лицом и возглашает". "Возглашение" – это раскрытие.

Тем самым Бааль Сулам предоставляет нам возможность увидеть за языком Мидраша духовные действия. Это неизмеримо облегчает путь и открывает возможности для самоотчета на пути, для углубления в Книгу Зоар.

В ней тоже есть части, написанные языком каббалы, но в целом, язык Мидраша богаче, выразительнее, поэтичнее, красочнее, тогда как ТЭС повествует о "физике" духовных взаимодействий, о психологии души, свойства которой поддаются замеру. Ведь "душа" – это общий сосуд, Малхут мира Бесконечности. Ее словно поделили на части, а их "простучали", проверили, взвесили, изучили их взаимосвязь, способ и порядок их наполнения – и отсюда пошла наука каббала. 

Описывать эти вещи можно по-разному: схематически, по образцу системных исследований, либо чувственно. Речь в любом случае идет об одном и том же – о том, как нам исправить и наполнить разбитый сосуд, который мы получили. Но способы описания, в целом, подразделяются на два вида подачи: эмоциональный и рассудочный.

При этом неважно, насколько те или иные фрагменты кажутся нам понятными или наоборот. Читая Зоар, мы должны думать только о свете, возвращающем к Источнику. Так день за днем, грошик за грошиком накапливаются в большое достояние.

Вообще, пока мы еще не достигли "прозрения", т.е. раскрытия Творца на первой ступени после махсома, – до тех пор действует правило, описывающее работу эгоизма: "Поглотил изобилие – и исторг его" (Писания, Иов). Пока что мы "поглощаем изобилие" – иначе говоря, плоды всех наших усилий попадают к силам скверны. Проявляется это в усталости, бессилии, бесчувствии, но на самом деле всё это – видимость. Если бы нам сейчас предложили что-то стоящее, соблазнительное для эгоизма, усталость сразу бы как рукой сняло.

Всё зависит от внутренней энергии, от сосудов-желаний, которые не видят важности в духовном пути – либо из-за недостаточной подсветки свыше, либо из-за добавочного отягощения эгоизма снизу. По сути, это одно и то же – отдаление, увеличение дистанции между светами и сосудами, в результате чего мы чувствуем себя "подвешенными между небом и землей", как будто некое бремя тянет нас вниз, не позволяя воспарить.

В таком случае все наши достижения падают в эгоизм, в скверну. Но мы уже провели анализ, уже выявили это и не должны повторять прежних ошибок. А потому теперь нам дают новое отягощение, над которым снова надо работать. Как?

Прежде всего, не разглядывать лица товарищей, которые выглядят такими же опущенными. Ведь каждый судит согласно собственному изъяну, а на самом деле все они на подъеме. Свет, приходящий в период праздника Песах, поднимает их наверх. Но они не чувствуют этого, и как раз наоборот, испытывают бóльшую усталость, бóльшую тяжесть.

А значит, мне надо относиться к ним так, словно они пребывают уже в конце исправления, – и тогда через них я смогу привлекать всё необходимое. Ведь это я нахожусь на ступенях лестницы и могу определять, где и как притягивать светá. Моя работа не зависит ни от кого другого.

Вопрос: Значит, перейдя махсом, мы сможем "течь" вместе с Книгой Зоар, не испытывая больше отягощения?

Ответ: Там мы ведем другую работу, намного более трудную. Ведь там мы уже способны работать против желания…

Из урока по  Книге Зоар, 29.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Гармония образов и фактов

Уже не сухая формула

Формулой бриллиант не заменишь

Гармония образов и фактов

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Чем должны различаться намерения, когда мы изучаем Книгу Зоар либо Учение Десяти Сфирот?

Ответ: Принципиально – ничем. Ведь обе книги написаны с высоты трех первых сфирот мира Ацилут. Просто два этих языка дополняют друг друга и тем самым помогают нам.

Если читать только книги, написанные образным языком Мидраша, то нам непонятно, к чему их относить. Кто-то "цеплялся" бы за отдельные детали и искал бы в них смысл, кто-то пытался бы проводить аналогии, и т.д.

А потому, чтобы упрочить, утвердить нас в правильном подходе и не обречь Книгу Зоар на участь Торы, в которой каждый находит что его душе угодно: психологию, социологию, историю, юриспруденцию и пр. – Бааль Сулам привнес в нашу учебу "физику", "механику" духовных взаимодействий, благодаря которой мы знаем, о чем на самом деле идет речь. Его книги описывают духовную систему на системном языке терминов, и пускай даже я еще не нахожусь в ней чувственно, но уже представляю себе суть – десять сфирот, их взаимосвязь, их действия по отношению к свету, который находится над ними, их приобщение к свету и наполнение им. 

Тем самым я изначально беру верный курс, а далее начинаю разбираться: почему автор набрасывает такие штрихи, передает такие чувства, использует такие слова нашего мира? Бааль Сулам связывает для меня высшую систему, где всё измеряется свойствами, с нижней, где я вижу неживую, растительную, животную и человеческую природу во всем ее многообразии и во всей взаимосвязи. Мои чувства проистекают из мира, в котором я нахожусь, но параллельно с этим Бааль Сулам описывает для меня высший мир: "Взгляни, как он устроен". Как следствие, я волей-неволей начинаю получать некие впечатления, начинаю связывать отдельные детали – и так двигаюсь вперед.

Здесь кроется множество вещей, о которых мы не знаем. Проникаясь, пускай даже подсознательно, чуть бóльшим чувством, мы получаем подсветку, которая нас развивает…

Из урока по  Книге Зоар, 29.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

О физике и поэтике души

Уже не сухая формула

Волнующий язык парцуфим и сфирот

Как почувствовать ТЭС? (клип)

Что значит ваше высказывание "Тот, у которого есть точка в сердце, не поймет ТЭС"?

Проникновение в Зоар… (клип)

Что открывает для себя человек, когда он входит внутрь книги Зоар? Что он начинает чувствовать?

Как из простого возникает сложное

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Я сижу на уроках и жду чего-то. Но пока что у меня нет никакой ясности в том, что вы преподаете…

Ответ: Человеку, приступившему к учебе, требуется несколько лет, прежде чем он начинает что-то слышать. Но и тогда он еще не двигается, в нем еще нет отклика. Слова уже входят в разум и даже в сердце, уже отзываются немного внутри, но еще не проникают в глубину ощущения, не пронизывают четыре уровня, свойственные каждому желанию, еще не вызывают реакции.

Затем наступает следующий этап: человек уже и хотел бы отреагировать, но не знает, как. Ему надо провести специфический анализ ощущения, которое из общей абстракции постепенно фокусируется в нечто более четкое и направленное, подобно вектору.

Потом человек начинает всё более откликаться на происходящее в группе и видит: дальнейшие события будут происходить вне его, в ней. Ведь группа – это не лица товарищей, а поле, в котором осуществляется развитие. И человек всё пристальнее вглядывается в него, придает ему всё больше важности, переживает за свою связь с общностью, а потом осознанно старается в любых состояниях не терять этой связи. 

Теперь он видит, что группа – это общий дух, царящий среди товарищей, принадлежащий им всем. Постепенно в их поле он начинает различать различные силы, детали восприятия. Прежде гомогенная картина расцвечивается, обогащается различными штрихами и очертаниями – иначе говоря, взаимоотношениями сил. Так же в быстро крутящемся велосипедном колесе проступают отдельные спицы…

Таково наше продвижение, ключевую роль в котором играют время, терпение и усилия.

Вопрос: Если я уже различаю отдельные "спицы", отдельные связи – что мне с этим делать?

Ответ: Существуют различные силы, посредством которых мы взаимосвязаны друг с другом. Вступая в систему, я вижу, как использовать их, чтобы приносить ей пользу, я изучаю наши связи, понимаю и улучшаю их с помощью более детальных исправлений. И разумеется, я всё отношу к Творцу.

В конечном счете, сила – вещь простая и в действии своем сходная с двухфазным переключателем. Однако взаимосвязи создают для нас сложнейшую картину реальности. Материя нашего мира состоит из элементарных частиц, но взгляни на Вселенную, которая из них сложена.

Всё богатство и разнообразие происходит из комбинации связей. Простейшие элементы таблицы Менделеева, по-разному сочетаясь, составляют вещества самых разных свойств и с самыми разными характеристиками. Варианты взаимного сопряжения трех частей – протона, нейтрона и электрона – порождают бесчисленные формы сложных соединений. А значит, объединение – основа всего.

Из урока по "Предисловию к Книге Зоар", 21.03.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Нарисуем мир, какой нам хочется!

Долгий путь от Тайны к Простоте

Связанные единой сетью

Те же самые слова, но очищенные от кожуры

каббалист Михаэль ЛайтманМы приходим из места разбиения, начиная с желания, которое не понимает, что такое отдача, святость, духовное. Мы строим это понимание постепенно, в течение долгого времени. В итоге, слова не меняются - и в начале, и в конце пути остаются все те же слова: отдача, любовь, но каждый раз по мере продвижения человек чувствует в этих словах большую глубину, более точную форму.

Как будто ты берешь фрукт, покрытый многими слоями кожуры, и постепенно счищаешь, слой за слоем. И только в самой сердцевине, внутри, за десятками оболочек, находится сам плод. Вот так же ты счищаешь кожуру со слов, все сильнее чувствуя, что означает каждое понятие, что стоит за каждым словом.

А когда проясняется одно слово, одно понятие, благодаря ему и другие становятся яснее. Ведь все связано вместе. Так человек постепенно начинает хоть немного понимать, о чем пишут каббалисты.

Он уже как-то понимает это в разуме, но еще реально не ощущает. И от этого в нем рождается очень сильная потребность постичь! Он глупеет по мере своего продвижения. Ведь, если бы он не стремился раскрыть духовный мир, если бы не имел ярко выраженной, горящей точки в сердце, он учился бы умом и хорошо разбирался бы в теории. Ему даже казалось бы, что он что-то чувствует. В нем не возникала бы внутренняя неразбериха, противостояние между чувствами и разумом, и потому он продвигался бы по этому четкому, "одностороннему" пути, ведомый разумом. 

Если же в нем одновременно действуют и сердце, и разум, и он развивает свой духовный сосуд, то всегда будет запутанным. Он будет чувствовать, что теряет остроту восприимчивости, и его разум не увеличивается сам по себе по мере учебы, а растет только пропорционально чувствам.

Разум становится следствием чувств. Чем больше развиваются чувства, духовный сосуд, который определяется ощущениями, желанием, лишь в этой мере работает разум человека. То есть он становится очень "примитивным", а не высоким интеллектуалом, любящим умно рассуждать и философствовать. Он умен лишь в тех пределах, насколько чувствует сердцем. И это называется быть мудрым сердцем, ведь именно сердце обязывает человека быть умным, и только на уровне сердца и не больше.

Что же в этом хорошего, ведь человек теряет остроту ума и весь поглощен своими внутренними переживаниями, стремясь развить только чувства? Но тогда можно не сомневаться, что он побеспокоится о развитии своего сердца, иначе останется затуманенным и ограниченным. Ведь он все получает через свой духовный сосуд, через ощущения. А человек, руководствующийся ощущениями, не считается в нашем мире большим интеллектуалом.

В итоге, это смутное состояние вынудит его поторопиться и развить свои чувства, ведь он понимает и ощущает свою большую ограниченность. Он осознает, что понимает лишь то, что ощущает сердцем. А сердце чувствует совсем немного и только в очень эгоистичной, примитивной, односторонней, узкой форме.

Поэтому у человека не остается выбора - он понимает, что обязан раскрыть свое сердце. Он попадает под огромное давление, которое усиливается благодаря его зависти, страсти, честолюбию, толкающим его к духовному раскрытию сердца. Его положение безвыходное, ведь Творец перекрывает ему все другие формы развития.

Он как будто глупеет: теряет способность слышать, чувствовать. Есть люди с острым умом, хорошо разбирающиеся в политике, в науке, в разных сделках, но он становится очень простым, руководствующимся только движением сердца. В нашем мире это называется животной ступенью, а человеком называется тот, кто руководствуется разумом. Но эта ограниченность вынуждает человека любыми средствами и любой ценой раскрыть свое сердце, развить духовный сосуд. Иначе он чувствует себя потерянным от того, что не понимает, что такое отдача.

Из урока по письму Бааль Сулама, 27.02.2013

Предыдущие сообщения на эту тему:

Сердце понимает

Восприятие материала – сердцем или разумом?

Учись понимать сердцем

Беседа "Урок"

Беседа "Урок" в рамках программы "Ступени возвышения".

Мой собеседник - Нив Навон, интернет-маркетолог.

214 - Ступени возвышения, Нив Навон
icon for podpress  Видео (рус.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (рус.): Открыть | Скачать
 
icon for podpress  Видео (ивр.): Открыть | Скачать
 
  icon for podpress  Аудио (ивр.): Открыть | Скачать
 
Предыдущие выпуски программы:

Беседа "Корень и ветвь"

Беседа "Чудесное свойство (сгула)"

Беседа "Совершенная реальность"

Как задавать вопрос каббалисту? (клип)

Почему когда вы отвечаете на вопрос, вы два раза повторяете один и тот же ответ в одном объяснении?

Страница 59 из 106« Первая...5758596061...Последняя »