Записи в разделе 'Свобода воли'
Кто меня тормошит?

каббалист Михаэль ЛайтманЧеловек рождается с заранее заданными свойствами. За них с него не спрашивают, вне зависимости от того, дурны они или хороши, – если среди них вообще есть что-то хорошее, кроме точки в сердце, ждущей своего пробуждения. Сказано в Торе: "Побуждение сердца человека дурно с юности его".

Но, так или иначе, все его свойства скомбинированы и предназначены для духовного подъема. В этом мире у человека есть лишь одно дело – с животной ступени подняться на человеческую. А потому всё, что в нем есть, включая внутреннюю духовную точку и внешние материальные качества, все параметры, всё, что его формирует, – разумеется, выстроено так лишь для устремления на цель. Из этой цели, из этой финальной точки конца исправления всё ниспускается сюда, и отсюда всё восходит обратно к концу исправления.

Случайностей, безусловно, нет. Всё отвечает одной лишь этой высокой задаче. А потому к злу мы должны относиться так же, как к добру, принимая любые вещи как необходимые компоненты, соединяющиеся, чтобы сложиться для нас в наше вечное, совершенное состояние.

Часть своих качеств мы наследуем от отца и матери, другую часть прививает нам воспитание, а затем мы добавляем к этому качества, полученные от окружения, привычки, становящиеся второй натурой, и прочее. Все они оседают в нас так, словно мы с ними родились.

Здесь надо понимать, что ничего не приходит случайно, как полагают люди в нашем мире. Напротив, всё поступает через систему, которая последовательно воздействует на нас, сообразно программе, согласующейся с общим комплексом системных взаимодействий.

В таком случае, мне не так уж и важно, какие именно факторы меня формируют, будь то родители, сверстники в детском саду и школе, соседи, радио и телевидение, книги или что-то еще.

По сути, с нами происходит следующее: мы получаем от Творца точку желания, созданного как сущее из ничего. Далее, эта точка подвергается различным воздействиям света, которые Бааль Сулам подразделяет по уровням: наследственные качества, внутриматочные факторы, влияние ближайшего окружения, влияние общества, привычки и т.д. В целом, все они идут от Творца – так я и должен к ним относиться. 

Отсюда вопрос: что же возложено на меня самого? Я начинаю понимать, что всё в моей жизни проистекает из одного, единственного Источника, облачающегося в различные одеяния. На самом деле это не одеяния, они лишь представляются мне такими, а в действительности это всё тот же высший свет, пропущенный через различные фильтры и рисующий в моем восприятии те или иные образы, которые складываются для меня в картину мира, включая неживую, растительную, животную природу и людей. Посредством этого Творец постоянно "тормошит" меня, подталкивая всё дальше вперед.

Так вот, когда человек собирает воедино все эти виды воздействий, связывая их с правильной целью, тогда он имеет дело с Творцом.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Повсюду Он. А где же я?

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

Зри в корень

Повсюду Он. А где же я?

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Мы преданы власти четырех факторов воздействия точно так же, как глина в руках гончара.

Со всех сторон мы окружены воздействием свыше. Творец тотально и жестко властвует над нами, контролируя все каналы, внутренние и внешние, в желаниях и помыслах, в привычках и естестве. У нас нет ничего своего, и даже эти мои слова организованы Им.

Тогда в чем же состоит наш свободный выбор? Ведь мы не можем приписать свободу ни одному объекту, ни одному действию и ни одной мысли, ни одной частичке получающего желания. Творец создал его, Творец всеобъемлюще воздействует на него – что же в нем может быть свободного?

Именно поэтому люди пришли к теориям двоевластия и многобожия, о которых Бааль Сулам пишет в статье "Мир". Трудно примириться с единой властью, которая "накрывает" всё. Если Творец един, если кроме Него ничего нет, если всё зависит от Него, тогда я нахожусь в Его абсолютной власти и словно бы не существую, растворяюсь в Нем. Пускай уж лучше будет две власти: хорошая и плохая. Это уже понятно, между ними есть место и для меня, есть возможность повлиять на что-то.

И тем не менее, на каком-то этапе я понимаю, что за всеми воздействиями на меня кроется один Источник. Это не образ, который можно себе представить, а разум, чувство, нечто единое. И мне надо раскрыть, с какой целью Он оказывает Свое воздействие, чего хочет от меня. Каким я должен стать, сообразно с Его воздействием?

Познавая, чего Он от меня хочет, я буду познавать Его самого. Зачем? Чтобы просто познакомиться или чтобы выполнять Его волю?

Что Он задумал, создав меня? Чего желает, управляя мною таким образом? Если всё дело в повиновении, то лучше уж ничего не знать, а просто действовать согласно полученной инструкции. Но если Он действительно хочет, чтобы я познал, раскрыл Его, тогда все свои действия я должен использовать для этой цели, а не выполнять их автоматически. 

Таким образом, на человека возложена большая работа по отношению к Первопричине всего. И это единственная наша работа – постоянно очищать, "отполировывать" отношение к Нему. "Кто Он? Чего хочет от меня? Почему придал мне такие реакции?" Я все время поднимаюсь по ступеням отношения и разбираюсь в том, что Он хочет дать мне, предъявляя Свои требования. А хочет Он, чтобы, благодаря отдаче Ему, я понял Его.

Я продолжаю эту цепочку, все время поднимая планку Его требований ко мне. На этом пути мне нужно оправдывать зло так же, как и добро. Ведь они исходят из одного Источника. Я должен понимать, зачем Он расщепляет надвое Свое воздействие, – благодаря этому я могу поверять себя, выверять свой курс. Для Него не существует этой двойственности, а моя реальность делится на отдачу и получение.

В итоге, мы должны постоянно выявлять понятие Единого, и ничего более. Если бы я обратил внимание, то увидел бы, что в моей жизни нет ничего, кроме этого. Даже в материальном мире всё сводится к этому анализу, выявляющему единство, раскрывающему Творца.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто меня тормошит?

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

Тонкая настройка на верную частоту

Лавируя между "ангелами" и "демонами"

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Хотя наши силы слабы для того, чтобы устоять перед первым фактором воздействия – основой, однако у нас есть возможность и свобода воли, чтобы защититься от остальных трех факторов, под воздействием которых частично изменяется основа, иногда даже в более общей части. Осуществляется это посредством привычки, которая становится второй натурой.

Я испытываю разные виды воздействия, и хотя противостоять им невозможно, я могу "играть" на их сочетаниях, "лавировать" между ними и решать что-то. Что именно?

Пускай мои действия принудительны, но вызывать их могут различные факторы. С одним фактором я ничего не смог бы сделать, а когда их два, я могу регулировать их соотношение, влиять на баланс сил. Тем самым у меня появляется возможность влиять на свою судьбу, на перемены в себе. Ведь теперь существует мое Я, принимающее решения.

2011-12-22_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n8_01

Здесь кроется большая философская проблема. Именно она заставила людей поделить реальность на добро и зло. Единая сила неуловима, непостижима – и только множество сил, хотя бы минимальное, позволяет действовать, "маневрируя" между ними. Даже если признать существование Высшей силы, то пускай под ней обособленно правят "ангелы" и "демоны" разных сортов.

Однако мы с вами видим, что в духовной природе эта проблема решается совершенно иначе: человек подвергается различным видам воздействия Творца и среди них может предпочитать одно другому. Нам еще не ясно, как это происходит, но мы видим, что здесь заложено решение проблемы нашего самостоятельного участия в процессе. 

Вопрос: Выходит, что я пытаюсь играть с причинами, хотя на самом деле не обладаю над ними властью, поскольку сам являюсь следствием.

Ответ: Я могу изменить некое воздействие на себя и тем самым становлюсь дополнительным фактором. В законы природы я вношу собственный параметр и хочу знать, чтó я этим вызываю. Так я действительно могу что-то решать и изучать новые явления. Это возможно в научном исследовании и возможно в исследовании духовном: при помощи собственного фактора я начинаю исследовать Высшую силу.

Для этого я сам должен состоять из двух сил. И они у меня есть: с одной стороны, эгоизм – большая подмога, а с другой стороны, группа, в которой скрыт Творец, высший свет. Между ними, на сопоставлении, и зарождается мое Я. Так я раскрываю Творца – в мере того, насколько мне удается соединить в себе две эти силы. В одной из них мне Его не раскрыть – необходимо их сочетание.

Дело в том, что понятие Единого постигается над материей и над светом. Свет – это мера отдачи, материя – это мера получения, а Творец выше их – это осознание, замысел творения, а не двойственность сил добра и зла, света и тьмы, отдачи и получения. Это даже не отдача, а предшествующее ей желание отдавать.

В этом желании есть части, оторванные от самой отдачи, – я хочу прийти и к ним, познать, кто такой Творец не по отношению ко мне, а сам по себе. В каббале это называется Ацмуто – сущность Творца, к которой сегодня у нас нет доступа, хотя и ее мы тоже хотим постичь. Туда тянется наше любопытство.

Так вот, я должен выстроить все условия, как в лаборатории, – создать поле для эксперимента. Всё идет от Творца, но Его воздействие охватывает меня со всех сторон. И я ищу свое место, ищу возможность с помощью этого эксперимента раскрыть Творца. В сущности, мы всегда поступаем так, исследуя что-то новое. Нужно только расставить всё по местам, понять, чем мы занимаемся, с чем имеем дело и как проявляем результат.

А в принципе, за результатами каждого эксперимента мы раскрываем отношение, формулу, взаимосвязь явлений. Более того, мы раскрываем кроющуюся за ними логику. Перед нами не просто голые факты, которые оставляют нас на том же уровне, где мы их открыли. Нет, мы всегда ищем причину: почему они сопряжены именно так? Что их к этому обязывает? В чем тут резон? За любым явлением, раскрывающимся мне в материи, я хочу разглядеть то, что его породило, верхнюю часть парцуфа. Я хочу знать причину полученных данных – именно эта причина и является подлинным результатом эксперимента.

Так вот, в своей духовной работе я вырабатываю такое "лабораторное" отношение к реальности. "Лабораторией" в данном случае служу я сам, однако подход остается абсолютно научным.

Из урока по статье "Свобода воли", 22.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Кто меня тормошит?

Повсюду Он. А где же я?

Только группа фокусирует на главном

Не тревожьте меня в моей комфортной темнице!

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Термин интегральность более-менее понятен с глобальной точки зрения, но, что означает "быть интегральным" отдельному человеку или семье?

Ответ: Классический пример интегральности – связь в виде шестеренок. Мы взаимосвязаны как  механизм, который состоит из шестеренок, замкнутых между собой. Любое движение каждой из них обязывает к аналогичному движению всех остальных в ту или иную сторону.

Причем на сегодняшний день эта связь еще не полная: мы пока находимся, как в коробке сцепления, на каком-то расстоянии друг от друга, постепенно входя в связь между собой. То есть существует какое-то касательное движение относительно друг друга, которое начинает уже серьезно сцепляться.

В ближайшие годы мы достигнем такого сцепления, когда шестеренки будут вращаться между собой абсолютно согласованно.

Представьте, что вы находитесь под таким жестким прессингом на всех уровнях жизни, и ваши мысли, желания, действия, решения полностью зависят от общества, от окружающих вас обстоятельств. Вы будете чувствовать себя как в тюрьме, как в абсолютном рабстве! 

Состояние невыносимое. Человек пожелает вырваться из него, просто вылететь куда угодно, даже умереть, только бы не ощущать постоянного, страшного прессинга на всех уровнях: ментальном, духовном и чувственном.

Мы должны подготовить человека к тому, чтобы он чувствовал свой контакт со всеми  как нечто прекрасное и приятное. Это состояние в принципе абсолютно противоположно нашей природе, но оно неумолимо приближается, и я со страхом думаю, как человечество начнет в него входить.

Мы постепенно приближаемся к этому состоянию. Я вижу, как оно провоцирует всевозможные революции, государственные перевороты, здесь – крушение семьи, там – крушение  монетарной или экономической системы и т.д. И это с каждым месяцем и годом будет нарастать. Если человек в таком состоянии не будет чувствовать себя комфортно, он просто "взорвется" до мировой войны. Ему неважно будет все, он будет обязан освободиться от этих пут! Поэтому здесь необходима внутренняя психологическая компенсация этого невыносимого состояния.

Современный человек ни с кем не хочет иметь дело: он как бы закрылся в своей квартире, со своим компьютером. На работе он тоже один на один с компьютером. После работы заскакивает в супермаркет, покупает какой-то полуфабрикат, разогревает в микроволновой печи, съедает, потом опять компьютер и спать. Иногда, может быть, он встречается с любовницей или, возможно, с несколькими друзьями, и всё.

Эту жизнь человек создал согласно своему внутреннему запросу. Но если он почувствует, что в его внутреннюю жизнь – в эту комфортную темницу, из которой некуда бежать, врываются другие, желает он того или нет, у него возникнет ощущение, что его все больше и больше к чему-то обязывают.  И тут, конечно, будут очень серьезные взрывы.

Я представляю себе такое состояние. Но и психологи могут его понять. Это все равно, что человек прыгает из окна пятидесятого или сотого этажа горящего здания. "Но ты же точно разобьешься!" "Да, но в этот момент для меня огонь страшнее, чем секунда в воздухе без пламени". Он не думает, что будет потом. Боюсь, что такие состояния приближаются к нам неумолимо.

Из беседы об интегральном воспитании, 11.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В интегральном воспитании нуждаются все

Залог здоровья человека, семьи, общества

Возмутительное возмущение

Возмутительное возмущение

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Современный человек действительно спасается в стенах своей квартиры. Он и информацию начинает искать такую же безликую, ненавязчивую, смотрит какие-то веселые сериалы. Поэтому непонятно, как эта всеобщая взаимосвязь будет воздействовать на человека? Если я заперся в своей квартире, как меня достанут все эти заботы, о которых вы говорите?

Ответ: Они достанут вас через неприятные состояния. Если бы все продолжалось по-прежнему, то ничего страшного не было бы. Вы закрыли себя в некий кокон и в нем существуете – это ваше комфортное состояние. Вы не хотите его менять: не хотите жениться, размножаться, не хотите иметь тесных отношений с товарищами, так как зачастую это воспринимается как обязанность. Родители вообще "сидят на голове": вы обязаны им звонить, не говоря уже о том, чтобы навещать и т.д.

Если бы так всё продолжалось, то, ничего лучшего и быть не могло: вот я родился, оторвался от родителей, создал для себя ячейку в этом улье, и всё – в ней я существую.

Но дело в том, что задача природы – привести нас к равновесию с ней с самой, то есть сделать нас интегральными, абсолютно взаимосвязанными, как элементы одной аналоговой системы. Все части этой системы зависят друг от друга, и если происходит всплеск, возмущение какого-то одного элемента, оно передается всей системе – она тоже приходит в возмущенное состояние, затем постепенно уравновешивается по своим законам и снова замирает. 

И в любом из этих состояний - равновесия или неравновесия – все элементы воздействуют друг на друга. Это абсолютная взаимосвязь! И эту взаимосвязь человек чувствует, особенно в нестатическом состоянии.

В статическом состоянии всё успокаивается. И когда все связи одинаковы, то я нахожусь в их центре, как паук в середине паутины, и чувствую себя в равновесии. Я обязан сосуществовать в этих рамках, но поскольку они со всех сторон уравновешены, и я нахожусь в центре, то я не ощущаю их давления. Так чувствует себя каждый.

Но система-то живая, природная. Природа всё время ведет нас к определенному состоянию, заданному как цель ее развития. Поэтому мы будем чувствовать постоянные возмущения, перекосы, отсутствие равновесия, нарушение гомеостазиса. Именно поэтому нам будет очень плохо.

Из беседы об интегральном воспитании, 11.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

В интегральном воспитании нуждаются все

Залог здоровья человека, семьи, общества

Не тревожьте меня в моей комфортной темнице!

О силе привычки

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Многое из того, что человек унаследовал от предков, меняется к лучшему. А иногда ему удается полностью искоренить в себе дурную наклонность благодаря привычке, которая способна сформировать для него вторую природу.

Итак, привычка становится второй натурой. Для этого, прежде всего, нужна тонкость в реализации. Ведь речь идет о том, что я могу осуществлять особые, целенаправленные действия, которые изменят мою природу.

Так же мы поступаем с детьми, снова и снова задавая им одну и ту же задачу, пока они вдруг не начинают выполнять ее сами. Попробуй отучить ребенка от того, к чему он успел привыкнуть, – не получится. Привычка уже отождествилась для него с наслаждением. Раньше он делал это под нашим давлением, из страха, что иначе ему будет плохо, – а теперь видит от этого пользу: отмену наказания или даже награду.

В итоге изначально нежеланное действие соединилось для него с выгодой, и эта связка запечатлелась в его мозгу. Теперь, даже если я не наблюдаю за исполнением, он чистит зубы по утрам и вечерам, хотя никто не даст ему за это конфетку. В его разуме уже заложена модель конфетки, и она успешно срабатывает.

Это и есть привычка – не просто обыкновение, а мысленная связка действия и бессрочно отмеченной "галочки за вознаграждение". Более того, если я не сделаю то, к чему привык, то словно бы получу наказание, хотя, казалось бы, ничего особенного не произошло. 

Наши привычки связаны с курением, с приемом пищи, с одеждой и со многими другими вещами. Они действуют постоянно, замечаем мы их или нет.

Такова непростая "механика", целиком относящаяся к желанию, в котором какое-либо действие или какая-либо мысль сопряжена с памятью о наслаждении. Это наслаждение вечно, оно регистрируется и остается во мне довеском к первичному фактору. Пускай оно проявляется не в настоящем, а как будто в прошлом, т.е. не во внутренних светах, а в окружающих, – и все равно я его испытываю.

Так на взаимодействии света и сосуда выстраивается привычка. Мы создаем ее сами или получаем извне: от родителей или кого-то еще. Множество действий в человеческом роде базируется на этой схеме. С ее помощью мы дрессируем животных, воспитываем детей, приучаем себя самих… Даже знакомство с человеком и выработка отношения к нему стоит в том же ряду.

Итак, привычка становится второй натурой – таков один из штрихов общей картины.

Из урока по статье "Свобода воли", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

По новой привычке

Хорошая привычка - стремление к отдаче

Беглые мысли по "Шамати" – Что значит "привычка становится второй натурой"

По новой привычке

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Почему так трудно избавиться от привычки?

Ответ: На самом деле не трудно. К примеру, я курю. Если бы каждый раз, поднося сигарету ко рту, я получал удар током, то хватило бы нескольких попыток. Затем я бросил бы курить и не вернулся бы к этой привычке, даже зная, что "кара" отменена. Ведь сигарета для меня теперь сопряжена не с наслаждением, а с электрошоком. Эта связка уже "зарегистрирована" в желании, и потому отныне сигарет для меня не существует, я их боюсь.

Вопрос: Но как быть, если надо не покончить со старой привычкой, а наоборот, создать новую? Например, привычку вставать на урок по утрам.

Ответ: Очень просто. У тебя свой бизнес – так давай мысленно воспользуемся этим. Представь: каждый раз, когда ты проспал, к тебе приходит инспектор из Налогового управления. И наоборот, когда ты встаешь вовремя, клиенты текут к тебе рекой, и все сделки – как на подбор. В таком случае, хочешь ты этого или нет, успех в бизнесе сопрягается для тебя с определенным действием – с утренним подъемом. И вот уже ты не можешь не встать. Так привычка становится второй натурой.

Это хорошо видно на примере религиозных традиций, к которым человек приучается с детства, глядя на отца. К примеру, он привык читать определенные строфы молитвы нараспев. Предложи ему проговорить их – он не сможет. Только запутается, не понимая, чтó произносит.

Вся наша жизнь складывается из привычек. Желание – просто "сырье", оно – как незапрограммированный компьютер, "железо", которое нужно заполнить данными, программами. Именно этим и занимается воспитание – оно использует силу привычки.

Работая внутренне, я тоже должен "регистрировать" в желании неестественные для него действия. Это стоит мне энергии, я осуществляю это поневоле – и здесь тоже надо играть на страдании и вознаграждении. 

Вопрос: Как это делать?

Ответ: Проси помощи у товарищей. В одиночку не сможешь. От себя самого ты всегда увернешься. И потому проси у других. Без окружения тут не справиться.

Допустим, я решил похудеть. Тогда я иду туда, где все рассказывают друг другу о том, как ужасно быть толстым и как здорово быть худым. Я слушаю их, еще и еще, пока это послание не отпечатывается во мне. И если уж мне удалось проставить возле него внутреннюю "галочку", то я гарантирован от повторного ожирения, если, конечно, меня не "совратят" новой усладой, превышающей достигнутый порог.

Желание – "болванка", пустой компакт диск. Что ты на нем запишешь, то и станет его естественным звучанием. И потому всю жизнь ты можешь приучать себя к тому, что считаешь нужным.

Из урока по статье "Свобода воли", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

О силе привычки

Экран – расчет для работы с желанием

Как победить вес привычного эгоизма

Как узнать свою судьбу

каббалист Михаэль ЛайтманТворец приводит нас в то место, где мы можем достичь цели. И для этого нам нужно сделать лишь небольшое исправление. Словно у меня есть большая машина, которая вся в полном порядке, кроме какого-то маленького винтика. Мне нужно лишь подкрутить его на пол оборота – и двигатель заработает, машина поедет.

Но без этого пол оборота – ничего не случится. Или, допустим, мне надо только вставить предохранитель в электрическую цепь, свечу зажигания в двигатель. Вот и все, что от меня требуется, не больше!

Поэтому мне не нужно изучать этот двигатель и всю эту большую машину. Мне сейчас надо лишь знать, где вставить эту свечу зажигания точно на место.

Творец приводит меня прямо на это место и указывает мне на него. Он точно настраивает мое чувство и разум, показывая, что там мне было плохо, а здесь – будет хорошо. Все это я чувствую внутри себя, в своем желании.

И теперь, когда у меня есть направление, я должен сделать выбор. Либо побежать просто из плохого места в хорошее – и это уже не будет по свободному выбору, а просто согласно природе. Каждый бы сделал так же и убежал от плохой жизни к хорошей - любое животное или человек, самый глупый, и самый умный. Ведь наш материал – это желание насладиться.

Но я обязан поверх своей природы построить свой свободный выбор – подняться над своим ощущением, чтобы мое движение было не к приятной жизни, а ради наслаждения Творца. Только в этой точке, в этой работе и заключена моя свобода воли. Мне нужно как можно глубже проникнуть в эту точку, и не отвлекаться ни на что, кроме этого, чтобы выяснить, что же называется моей судьбой.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Белый островок на карте

Луч света сквозь тучи

Плавающая кнопка

Свободная плоскость для намерения

каббалист Михаэль ЛайтманМы не изменяем реальность – лишь свое отношение, восприятие этой реальности. Нужно заботиться о своем внутреннем ощущении, чтобы всякий раз обращать каждое состояние в радость.

И не потому, что я чувствую себя хорошо – мне может быть плохо. Но из-за того, что оно приходит от Творца и этим я приношу радость Ему. В каждом своем исправлении, в результате которого я ощущаю добро – мне хорошо от того, что я доставляю удовольствие Ему.

Первое исправление – это подняться выше добра и зла, чтобы мне было не важно, как я себя ощущаю. Это значит, подняться над своим желанием насладиться. Попробуйте что-то съесть с намерением отдачи, и увидите, что самая вкусная еда потеряет вкус. Так я сейчас поднимаюсь над своим плохим и хорошим ощущением – для меня оно становится безвкусным, словно трава.

А затем я начинаю чувствовать вкус важности Дающего – от того, что приношу наслаждение Ему. Ощутив важность Дающего, я возвращаюсь к самому себе и наслаждаюсь во всех своих желаниях. Но это уже другое наслаждение – из-за того, что им я доставляю удовольствие Творцу.

Получается, что я меняю не реальность, а свое отношение к ней. Основной фактор во всех этих действиях – это величие Творца, которое все для меня меняет. Я работаю в плоскости, которая выше той, где я ощущаю себя хорошо или плохо в своем животном теле. Мне необходимо это животное, но я работаю выше него.

И потому это считается моим свободным выбором – ведь я получаю свободную плоскость, в которой могу делать все, что угодно. Я не вторгаюсь в ту низшую область, где Творец управляет мной и проводит через разные состояния. А моя свобода воли в том, чтобы над всеми этими состояниями, построить отношение, которое называется отдающим намерением.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Точка подъема над собой

Луч света сквозь тучи

Мир наших намерений

Точка подъема над собой

каббалист Михаэль ЛайтманЕсли нам нужно подняться над этой жизнью к намерению ради отдачи, то какой бы плохой ни была жизнь в плоскости этого мира, мы можем поверх нее установить самые добрые отношения с Творцом. Это условие уже показывает начальную точку подъема с уровня животных, телесных ощущений – на уровень духовных намерений.

2011-12-20_rav_bs-akdama-tes_lesson_n3_pic06

Есть две плоскости: плоскость ощущения в желании и плоскость намерения, которая тоже чувственная, но соединена с Дающим. В чувстве, в желании я могу ощущать добро или зло. А намерение может быть ради меня самого или ради Творца.

Если я хочу достичь свободного выбора, то должен работать в области намерения.  Не важно, что будет происходить в плоскости моего желания – я должен волноваться только о намерении. Внизу может быть очень плохая жизнь – а наверху, в области намерения я достигаю добра и благодарен Творцу. Если я смогу так сделать, значит я достиг намерения отдачи, "лишма".

Я поднялся над своим желанием, отключился от него, сделал на него сокращение, перестал относить к себе все плохое и хорошее – а смотрю на себя со стороны, вижу, как чувствует себя эта машина, ее параметры и условия, и понимаю, как она должна работать ради кого-то другого.  То есть я нахожусь в отрыве от самого себя.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свободная плоскость для намерения

Луч света сквозь тучи

Промежуточная форма между человеком и Творцом

Белый островок на карте

каббалист Михаэль ЛайтманТворец кладет руку человека на добрую судьбу и говорит: "Возьми ее себе!" Он дает человеку желание, пробуждает в нем вопрос о смысле жизни, впечатления - устраивает для него все, приводя его в такое место, где он может реализовать себя, то есть получить ответы на свои вопросы.

Но спрашивается, а где же здесь сам человек? Ведь все уже предопределено тем, как я устроен, какое воспитание получил, как меня направляли вплоть до этого момента. Если я оглянусь на свою жизнь, то увижу, что вся она как-то крутилась, словно заведенная. И хотя я явно не вижу Того, кто ее крутил, но кто-то все устраивал для меня: дал мне вопрос о смысле жизни, организовал группу, которую я нашел, книги.

Все уже организовано свыше, а меня будто взяли за ухо и привели в нужное место. Но где же тут мой свободный выбор?

Оказывается, свобода выбора начинается намного позже всего этого. Уже после того, как тебя приводят в группу, изучающую каббалу, и ты начинаешь учиться, вдохновляешься, переполняешься ощущениями и тебе кажется, что наконец ты нашел свое место. Но на самом деле, ты еще ничего не понимаешь, и все это пока не то, к чему тебе надо прийти.

Место твоего свободного выбора, то белое пятно, которое тебе надо заполнить, пустая область – она все еще впереди, ты еще не открыл ее. Пока ты учишься и перебрасываешься из состояния в состояние, не имея выбора. Приходит плохое состояние – ты впадаешь в уныние, приходит хорошее – ты радуешься.

То у тебя появляется понимание, потому что возникает желание все узнать, то рождаются ощущения, от того, что просыпается желание почувствовать – так тебя проводят через разные состояния вместе с группой, окружением. Но пока тебя просто несет течением, без всякого свободного действия с твоей стороны.

И так, пока ты не достигаешь пустого места, которое тебе нужно распознать и сконцентрировать на нем все свое внимание. Ведь именно в нем ты реализуешь самого себя. И если там ты не используешь своей свободы воли, то ничего не произойдет.

Все, что в руках Творца, – безусловно случится. Но с этим пустым местом никто не сможет ничего сделать, без твоего правильного участия. О нем и говорит наука каббала!

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Последняя скрипка в оркестре

Луч света сквозь тучи

Как узнать свою судьбу

Последняя скрипка в оркестре

каббалист Михаэль ЛайтманВся прошлая история и моя прежняя частная жизнь составляет 99.9%, которые сделаны Творцом. А 0.1% - это то, что осталось сделать мне. Но для меня эти 0.1% моей жизни – в сущности, 100%! Поскольку они на все 100% зависят от меня, и только об этом я должен волноваться, и больше ни о чем. Ведь все остальное – не в моей власти.

Эту крохотную область, в которой я должен сделать что-то сам – мне и нужно выяснить. Это подобно большому оркестру, в котором играют самые лучшие в мире музыканты, идеально исполняя все партии, со всем чувством, и не ошибаясь и не запаздывая ни в один миг.

А мне нужно лишь пропиликать несколько своих нот во всей этой большой симфонии. Но если я не сыграю их вовремя – это испортит всю музыку. Если же я сделаю то, что мне положено – то получится абсолютно совершенная симфония. Вот так же устроена моя жизнь.

И потому человек должен сконцентрировать свое внимание и все свои усилия на том, чтобы добавить эти несколько точек, проиграть несколько своих нот так, как положено.

Поэтому наука каббала не говорит ни о чем, кроме этого. В духовном мире есть бесконечное множество всего, это огромная реальность, словно симфонический оркестр со множеством разных инструментов и сложнейшей партитурой. Но мы не изучаем всего этого и ничего в нем не понимаем, не чувствуем.

Каббалисты нам об этом не рассказывают, несмотря на то, что, достигнув своей правильной реализации, уже ощущают всю эту общую гармонию. Они объясняют  лишь то, как нам сыграть свою крохотную партию, свои несколько нот.

Из урока по "Предисловию к Учению Десяти Сфирот"", 20.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Белый островок на карте

Луч света сквозь тучи

Как узнать свою судьбу

Оптимизация развития

каббалист Михаэль ЛайтманЧтобы разобраться в факторах нашего развития, надо сперва понять, что значит "развиваться".

В газете "Народ" Бааль Сулам приводит в пример инкубатор, который мы создаем, чтобы курицы несли яйца не когда им вздумается, а когда это нужно нам. Инкубатор в требуемые сроки поставляет нам яйца нужного качества и количества.

На то же направлены и прочие наши технологии. В конечном итоге, с их помощью мы хотим адаптировать под себя законы природы, включая растительный и животный мир, который используется нами для пропитания. Мы стараемся вывести процессы из их естественного русла – так, чтобы они отвечали нашим желаниям. Мы можем вмешиваться в законы природы, ускорять их действие и манипулировать ими, извлекая из этого пользу для себя.

Так же обстоят дела и с нашим естественным желанием. Оно развивается в темпе, заданном природой, и претерпевает соответствующие пертурбации. Но мы хотим, чтобы плоды его развития поступали в наше распоряжение, подобно яйцам из инкубатора. Яйца нужны нам ежедневно, вне зависимости от того, что происходит с курицей. Желая обеспечить себе пользу и удобство, мы создаем для этого необходимые системы и механизмы. Так вот, можно ли проделать то же самое и с собой? Могу ли я растить себя, как выращивают овощи в теплицах?

Пока что наше развитие идет просто ужасно. При этом темпы нарастают, и если в прошлом фазы длились сотни тысяч лет, то к нашему времени они сократились до значений, близких к периоду человеческой жизни. Начало последней фазы можно отнести к 60-м годам прошлого столетия, а сейчас уже начинается новая. Развитие идет не просто экспоненциально, а логарифмически: его коэффициент не умножается, а возводится в степень.

Итак, передо мной лежит исторический период, скажем, в двести лет – и я могу пройти его "экстерном". При этом я сам буду выбирать путь и контролировать процесс, вместо того чтобы болтаться между жизнью и смертью под воздействием неизвестных мне сил. Почему бы не завершить всё в минимальные сроки? Возможно ли такое? 

В этом-то и вопрос. Иначе зачем вообще мне нужна наука об отдаче? Меня волнует только одно: как поместить себя в "инкубаторные" условия, чтобы обеспечить оптимальный эффект. Я хочу быть уверен, что по пути со мной не случится ничего плохого и что мое развитие не пойдет наперекос. Заложена ли в природе возможность, благодаря которой я смогу ускорить и улучшить свое развитие, чтобы расти в уверенности, спокойно и комфортно?

Это принципиальный вопрос. Ведь если ответ на него отрицателен, то лучше уж устроить напоследок "пир во время чумы". Сказано об этом: "будем есть и пить, ибо завтра умрем", "каждый делает что ему вздумается".

Нам нужно средство оптимизации своего развития. В этом и кроется наша свобода воли, выбор, позволяющий "взять власть в свои руки". Мы выявляем важнейший фактор, без которого нам остается лишь подчиняться диктату различных сил. Благодаря этому единственному в своем роде фактору мы сможем влиять на себя, каждый раз отыскивая наилучшее состояние из всех возможных.

И речь идет не о чем ином, как о воздействии окружения. Или я созреваю в нем, как в инкубаторе, или полагаюсь на естественное течение событий со всеми его невзгодами. Намного лучше оказаться в надежном месте, в среде с идеальными параметрами – и гарантированно созреть.

Из урока по статье "Свобода воли", 19.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Зри в корень

Человек ускоряющийся

Вывести духовных птенцов

Обворуй свой эгоизм

каббалист Михаэль ЛайтманНаши основы неизменны – меняется только отношение, применение. Ведь в конечном счете, у меня есть желание с заложенными в него решимот, и я могу использовать их так или иначе: ради получения или ради отдачи. Это зависит от меня.

От рождения мне достались определенные качества. Допустим, у меня есть естественная наклонность к воровству, или к убийству. Кстати, часто жестокость проявляется у детей – просто потому что в них еще не проснулось ощущение ближнего. Так вот, "обесточить" и не использовать свои наклонности – это не исправление. Исправление – это когда я гордо и свободно проявляю их у всех на глазах, и все получают от этого удовольствие. Никто меня не бьет, не сажает в тюрьму – напротив, все говорят: "Какой самобытный человек!"

Возможно ли такое? Всё зависит от способа применения. Если человек хочет убивать, говорит Тора, сделай из него скотобойца. Другой, увидев бойню, получил бы травму на всю жизнь, а этот, наоборот, будет там на своем месте.

Если же человек склонен к воровству – ему осталось лишь направить эту тягу на себя самого: пускай ворует у своего эгоизма и переносит добычу на добрую сторону. Речь идет об особых методах, которые позволяют добиться успеха самому и наставить на добрый путь других. Ведь воровство – это далеко не только рука в чужом кармане. Воровство – это ложь, обман, мошенничество, в результате которого ты обделяешь кого-то.

Таким образом, любую наклонность можно обратить в нужном направлении. А в итоге, меняя собственные параметры, мы можем избавиться от опасностей долгосрочного развития и "прогнать" этот процесс наилучшим образом.

Именно на этом перепутье и стоит сейчас человечество.

Из урока по статье "Свобода воли", 19.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Только изучая других – поймешь самого себя

Без самокопания

Почему необходима свобода личности

Возможен легкий бриз, переходящий в ураган

каббалист Михаэль ЛайтманНаша цель – подобие свойств с Творцом. Нет в реальности другого закона. Мы обязательно достигнем этого, вопрос только: как?

Ведь я представляю собой желание, и на меня воздействуют силы, обязывающие двигаться в нужном направлении. У меня нет никакой возможности сопротивляться им.

Однако это – силы отдачи, они ведут меня к отдаче. Я же, по своей природе, хочу лишь получения и внутренне противостою им. В итоге различие между моими свойствами и силами Природы возрастает и набирает большую мощь.

Маленький перепад давления создает приятный ветерок, но мере того как перепад усиливается, усиливается и ветер. В какой-то момент от него приходится укрываться, а то и спасаться, когда налетает ураган или торнадо.

Всё зависит от того, насколько мои свойства отличаются от свойств Природы. Лучше всего в этом смысле – равновесие.

Как же я могу преодолеть себя, чтобы уже сейчас это различие несло мне боль?

Ведь я всё ощущаю на контрасте между собою и чем-то. К примеру, я ощущаю мобильник на ладони, потому что он давит на пальцы, вызывая мизерный дискомфорт, который, по сути, является болью в ее минимальном проявлении. Я всегда чувствую то, что давит, воздействует на мое получающее желание. Разумеется, двухсотграммовый мобильник – совсем не то, что стокилограммовая гиря.

Как же мне всегда испытывать хорошее ощущение без страданий?

Тут всё дело в сравнении моих внутренних параметров и внешнего воздействия. Если оно слáбо отличается от меня, если только обозначает себя в моем ощущении, тогда мне не больно. Если же разница растет – дискомфорт увеличивается. 

А кроме того, важна тенденция. Если она устремлена к подобию, к постоянному выравниванию различий, тогда мне комфортно – ведь я могу все время вносить коррективы в происходящее, где-то добавляя, а где-то убавляя. Если же перепад создает сильное давление – во мне оно откликается болью, и бежать некуда.

Так и программа Природы постоянно наращивает мощь, превращаясь из легкого ветерка в ураган. Чтобы справиться с этим, мне необходимо лишь одно – менять себя изнутри. Тем самым я уменьшаю разницу и поддерживаю ее на уровне приятного весеннего дуновения. Всё зависит только от перемен во мне.

Из урока по статье "Свобода воли", 19.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Научиться жить в равновесии с природой

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: "Прекрасен мир!"

Легко плыть по течению природы

Страница 53 из 76« Первая...5152535455...Последняя »