Записи в разделе 'Свобода воли'
Следовать за большинством

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Сказано, что надо "следовать за большинством", – т.е. всегда в случае разногласия между личностью и большинством мы обязаны принимать решение по желанию большинства. Тем самым разъясняется, что у большинства есть право ограничивать свободу личности… "Следовать за большинством" – это закон Высшего управления и природы.

Как такое может быть? Ведь массы не обладают полетом мысли – потому они и массы. Высокие материи не каждым постигаются и нелегко даются. Чем выше, тоньше, специфичнее предмет рассуждений, тем меньше людей может в нем разобраться. Именно эта специфика постижения и выстраивает общечеловеческую пирамиду. И потому разумение масс, по определению, лежит ниже разумения одиночек.

О чем же говорит Бааль Сулам? По его словам, выходит, что если где-то собралось больше людей, то правда на их стороне? И наоборот, особенные, самобытные личности неправы просто потому, что их совсем мало? Неужели миллиарды всегда правы, и я должен следовать за ними?

Это большой вопрос, ведь речь идет о самореализации человека в жизни, о том как осуществить свободный выбор и найти то "игольное ушко", через которое я выйду в духовный мир. Возможно ли, что на пути к нему я должен "следовать за большинством"? А ведь это сказали мудрецы, т.е. люди, уже постигшие Творца и знающие законы высшей природы.

Чтобы разобраться, давайте посмотрим, в какой части мироздания мы наблюдаем непосредственно "руку Творца"? Разумеется, в неживой природе, на неживом уровне. Там ничто не противится Ему, там нет желаний даже слабой, растительной силы. Растительному уровню уже свойственно свое, особое развитие, а на животном уровне эта самобытность проявляется еще ярче. Если растение лишь прорастает из земли, то животные могут передвигаться. Ну а человек заходит еще дальше – он противится высшему управлению и словно говорит Творцу: "Подвинься-ка в сторонку, я хочу занять Твое место".

Вот и выходит, что лишь в основании пирамиды царит непререкаемая власть Творца – среди тех, у кого нет ни разумения, ни чувства, кто живет просто потому, что живет. Их жизнь протекает на неживом уровне развития. 

А значит, реализовывать всю нашу уникальность мы должны именно на службе неживому уровню. Тем самым мы не подавляем себя, не опускаемся в мыслях и чувствах. Нет, следуя за большинством, мы следуем нормам и распорядкам неживого уровня, чтобы нести ему свои богатства и обслуживать его "на дому".

Широко известна поговорка "глас народа – глас божий". Разумеется, уровень масс невысок, однако именно в них должна реализоваться цель творения. Все остальные уровни, лежащие выше, обязаны служить неживому. Сказано в Писаниях: "Всё произошло из праха, и всё в прах возвратится".

Как десять сфирот прямого света и десять сфирот отраженного света восполняют друг друга, так и здесь. А потому, если наше развитие не соответствует нуждам неживого уровня, т.е. всего человечества, то мы развиваемся неправильно.

Вопрос: Значит ли это, что мы должны давать людям то, чего они в данный момент хотят?

Ответ: Нет. Ты должен давать им то, что для них полезно. Так же врач дает горькое лекарство несмышленому ребенку. Вот и тебе нужно со своего, духовного уровня понимать, чтó полезно для людей. Тогда ты спускаешься к ним и обслуживаешь их, чтобы вести всю систему в единой связи к Источнику, пока в общей интегральности не исчезнет всякое различие между уровнями – все включатся во всех, и всё вернется к единому желанию. Сказано об этом: "Творец един и имя его едино".

Из урока по статье "Свобода воли", 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Любовь и вред несовместимы

Следовать за большинством

Следовать за большинством или за одним?

Любовь и вред несовместимы

каббалист Михаэль ЛайтманЛюди, обладающие духовным постижением, знают законы мироздания и понимают природу масс. У них есть не только знания, но и опыт собственного развития, которое также началось с нижнего, неживого уровня. Они прошли внутренние исправления, научились участию, уступкам, любви и обрели необходимый "инструментарий", чтобы заботиться о массах. Они гарантированно действуют на благо народа, а не себе на пользу, поскольку живут в иной, духовной природе.

Вопрос: На что же направлена их забота о мире?

Ответ: Они хотят, что называется, "воспитывать отрока согласно его пути". Именно согласно его пути – но воспитывать, т.е. постепенно продвигать его вперед не через страдания, а посредством учебы, объяснений и примеров. Эти мудрецы осуществляют основную работу, они привлекают свет, а пользу от этого получают массы.

Сегодня массы страдают: кто-то остался без работы, кто-то голодает, у кого-то плохо со здоровьем, с семьей, с детьми и т.д. А мудрецы привлекают свет, возвращающий к Источнику, и обучают людей на простом, доступном уровне, благодаря чему свет перетекает в массы и исправляет их.

В итоге люди получают светá нэфеш и руах, а нэшама, хая и йехида остаются у мудрецов на их высоких ступенях – согласно обратному порядку светов и сосудов.

Таким образом массы получают наполнение, в точности соответствующее их желаниям. Люди хотят хороших детей, семейного благополучия, гарантированной пенсии, здоровья, занятости, хорошего жилья, приятного отпуска, безопасности и т.п. Желаний другого уровня нет, да они и не нужны.

Лишь потом, по ходу общего процесса, массы начнут присоединяться к мудрецам – и тогда произойдет взаимовключение. Но опять-таки – пассивное с их стороны.

Таким образом, великие опускаются ради служения народу, но не скатываются внутренне. Именно высокая ступень позволяет им тянуть массы вверх, ступенька за ступенькой. 

Вопрос: Нет ли здесь опасности невольно причинить вред?

Ответ: Может ли любящая мать навредить своему малышу? Мы же не приставляем к каждой матери по полицейскому. Такова материнская природа – заботиться о ребенке. Мама не просто заботится, она проникается его желаниями. Разве может она после этого нанести ему вред? Ведь все ее помыслы сосредоточены на том, что доставит ему удовольствие, что пойдет ему на пользу. Кашица, температура в комнате, бутылка с водой – мама ни на мгновение не отключается от этой волны любви.

Так и высший не имеет своих желаний – он получает желания низшего и работает над ними. Любовь обязывает делать то, что хорошо для любимого. Ведь я могу любить или его, или себя. И если я люблю ближнего, то поднимаюсь над себялюбием – и тогда всё, что имею, ставлю ему на службу, а себе оставляю только необходимое.

Из урока по статье "Свобода воли", 03.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Следовать за большинством

Закон "следовать за большинством"

Духовное разделение труда

Свет в кристалле

каббалист Михаэль ЛайтманЧто представляют собой наши свойства и как они связаны с желанием? Ведь желание наслаждаться – это единственное, что у нас есть.

Прежде всего, оно варьируется по своей мощи (P). Но существует ли еще параметр, по которому его можно измерять? Да, существует – это лимит (H). Помимо различных степеней мощности, оно подразделяется также на степени ограничения.

Изначально ни одно из моих желаний не ограничено. Но когда я беру одно какое-то желание и начинаю накладывать на него ограничение – возникающая при этом форма придает мне то или иное свойство. Таким образом, каждое свойство создается из определенного ограничения силы какого-либо желания. Мои желания распределены по шкале мощности, но этого мало – именно их лимитация создает во мне формы, свойства.

Представим нашу общность в виде одного большого кристалла, состоящего из множества малых кристалликов. На этот кристалл льется окружающий свет. Как же он проникает внутрь и доходит до каждого кристаллика? Как распространяется, рассеивается среди них? Как наполняет общую структуру? В этом участвуют все: каждый ограничивает других, каждый формирует товарища и передает ему свет, каждый сам получает от товарища свет, прошедший через остальных.

2012-01-02_rav_bs-maamar-herut-1_lesson_n15_01

Возможно, на примере структуры кристалла будет легче понять, как свет проходит через всех и растекается по всем осям. Это обусловлено полным взаимным соответствием наших свойств. Разумеется, каждый кристаллик обладает собственной внутренней структурой. 

Изменить ее мы не можем, но можем деформировать, исказить связь – и тогда нам потребуется много времени на исправление. А значит, мир нуждается лишь в оптимизации связи между людьми. Наша связь – самое главное, и потому мы постоянно призываем к объединению над всеми различиями.

На самом деле все мои свойства в точности соответствуют свойствам всех остальных, являясь незаменимым сегментом общей системы. И потому нельзя пытаться изменить что-то в человеке: подавить какую-то его часть, отсечь какой-то кусок или, наоборот, отрастить что-то лишнее. Нужно лишь заботиться о том, чтобы он развивался в правильной взаимосвязи с другими, – а всё остальное в нем молча сохранять до поры.

И потому мы не притрагиваемся к духовным граням человека. Отчаяние, восторг, путаница, что бы ни владело им, мы оказываем только общую поддержку, окутываем его теплом, но неизменно придерживаемся принципа "воспитывай отрока согласно его пути". Ведь все его свойства сообразуются с общностью человечества, и если повредить в нем что-то, всей системе будет нанесен ущерб. Это очень важный аспект воспитания.

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Не покушаясь на уникальность

Семь миллиардов вложенных вселенных

Стволовые клетки души

Рабы не мы?

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В нашем послании плохо прописана самореализация. Услышав про объединение, человек боится потерять в нем свое Я…

Ответ: Напротив, это сегодня человек – раб современного разрушительного окружения, на фоне которого мы предлагаем вполне разумные вещи: давайте работать согласно возможностям каждого и обеспечивать всем нормальные базовые потребности. Тогда нам не придется растрачивать ресурсы на войны, противостояния и банковские пузыри. И к тому же, у нас наконец-то появится свободное время.

Правда, здесь возникает проблема: что делать с этими часами досуга, неожиданно свалившимися на голову? Как теперь реализовывать себя?

Но постойте, а где, собственно, мы реализуем себя сегодня? Неужели на рабочем месте, вкалывая по десять часов на хозяина? Наоборот: получив время и возможность распоряжаться собой, человек сумеет, наконец, прийти к самореализации, развивая в себе Человека.

Сегодня, следуя извращенным канонам, мы не знаем, чтó делать со свободным временем. Мы просто запрограммированы, мы роботы: возвратившись после многочасового общения с компьютером, мы усаживаемся… за другой компьютер. Взгляните, с какой ловкостью общество инсталлировало в нас программу рабства. Я ем то, что все едят, я сплю, когда все спят, я делаю то, что все делают, и это – моя "свободная" жизнь.

Ты полагаешь, что без удовлетворения эгоистических желаний жизни нет. Разве можно проснуться утром и не побежать за новой порцией услад?

Но кто тебе сказал, что в новом обществе поутру ты будешь сидеть на месте? Беги, действуй, только не используй свой эгоизм.

Раз уж мы поняли, что эгоизм разрушителен, что он ведет нас к краху, к лобовому столкновению с Природой, – тогда что нам остается? Нам остается лишь уравновесить его. Сегодня он горит в тебе неправильно – скорее коптит, чем греет. Ведь с самого утра ты думаешь, как "растолкать" других, как "расставить" их себе на пользу. Однако свое желание можно использовать и иначе – никому не мешая. Если ты не намереваешься нести вред другим, если мыслишь позитивно, это уже не эгоизм в его нынешнем виде. 

Здесь мы вплотную подходим к коммунистической концепции. Советская Россия сделала коммунизму дурную рекламу, прикрыв его именем свою неудачную попытку построить новое общество. И тем не менее, коммунизм в его подлинном смысле – наилучшая, наиболее прогрессивная социальная формация.

"Что же я буду делать со своей коммунистической свободой? – спрашиваешь ты. – На что потратить десять часов в день?" Тем самым ты сознаешься в собственном рабстве. Ведь только раб не знает, чтó делать, если хозяин ничего не сказал.

На самом деле мы хотим освободить тебе эти часы, чтобы ты формировал образ Человека. А ты говоришь: "Не хочу! Разве это самореализация? Вот если выскочить бегом на работу – тогда понятно…" Карусель рабочих дней и вечеров перед экраном, пока жизнь не кончится – это тебе понятно. Ты привык к этому рабству.

Однако свободное общество намеренно освобождает для тебя время и говорит: "Дай телу всё необходимое, а в остальном – строй в себе Человека".

"Человек" как понятие – это любовь к ближнему, и именно ее ты не хочешь в себе растить. Часы, которые можно было бы освободить для этого, ты используешь на разрушение мира. Ведь помимо базовых нужд, бóльшая часть наших ресурсов уходит на вооружение, спекуляцию и прочие деструктивные "игрушки".

Маркс, основоположник коммунизма, понимал это. Он был настоящим исследователем, экономистом, и очень глубоко разобрался в системе. Мы, к сожалению, не понимаем его. Однако в итоге даже отрицательный пример России сослужит нам хорошую службу, позволит оттолкнуться от противного. Уже сейчас люди начинают понимать, что не всё так просто с "триумфом капитализма".

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Уроки о новом мире. Рабы по собственному желанию

На что потратить свободное время?

Новая парадигма Вселенной

Хозяева мира

каббалист Михаэль ЛайтманМы почему-то боимся, что, отказавшись от эгоизма, наше желание прекратит развиваться. В действительности всё наоборот: это сейчас мы не развиваем его, а используем самым низменным образом.

Эти тенденции разрушают человека и разрушают мир. Их намеренно разработала маленькая мировая элита – с таким расчетом, чтобы человек подчинялся и соглашался на эту гонку без финиша. Всё устроено так, чтобы он был доволен, чтобы считал это "хорошей жизнью". Один верхний процент человечества морочит его и превращает тем самым в своего раба. "Какой хороший мальчик, – говорят ему, – работай еще больше, получишь добавку". И он с удовлетворением горбатится дальше.

Человек не понимает, как обработали его посредством общества, воспитания, средств массовой информации… Неслучайно элиты не желают менять эти механизмы – ведь они заинтересованы в том, чтобы ты оставался дурачком. В итоге весь мир у них на побегушках.

Очнувшись, люди поймут, что их загнали, что они живут хуже животных. Ведь животные повинуются Природе, пускай неосознанно, зато непосредственно. А тобою вертит жалкий процент человечества, и ты довольно улыбаешься на этом "вертеле". Ты даже не подозреваешь, что выполняешь их приказы, которые десятки лет вбиваются в тебя с экранов, с газетных полос и по прочим каналам. Ты хуже дрессированной собачки. Посмотри, как и что они заставляют тебя покупать, какими развлечениями пичкают. И ты преданно повинуешься их командам – с утра до вечера. Ты абсолютно несвободен, у тебя в голове программа, полностью подчинившая и поработившая тебя.

Пока элиты не почувствуют, что стоят на пороге провала, нам будет очень трудно что-то донести до мира. Они знают, что делают. У них в руках все нити, которые держат в узде человечество. А демократию они бросают тебе, как кость, чтобы ты играл с ней у своей будки. "Хозяева мира" настолько поражены гордыней, что не понимают: тем самым разрушают и себя.

Из урока по статье "Свобода воли", 02.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между молотом и наковальней

Кто я: хозяин жизни или заводная игрушка?

Как распорядиться своей свободой

Единство противоположностей – только в духовном

каббалист Михаэль Лайтман

Бааль Сулам, "Свобода воли": В получающем желании мы различаем две силы: притягивающую и отталкивающую…

Две эти силы всегда сочетаются в нас и никогда не действуют поодиночке. Более того, вся сущность, все свойства разного рода созданий на всех уровнях материального и духовного мира, в конечном счете, зависят от соотношения отталкивающей и притягивающей силы.

В нашем мире мы видим, что взаимодействие субатомных частиц определяет состояние и вид материи: газы, жидкости, металлы, скальные породы, минералы и пр. Человеческие взаимоотношения также оцениваются по комбинации двух этих сил: от ненависти и отторжения до любви и единства. То же относится и к нашим взаимоотношениям с Творцом.

Мы приходим к совершенству, когда раскрываем всю свою силу отторжения и на ее фоне – всю притягивающую силу. Говоря иначе, работая в средней линии, мы используем обе эти силы, пока не достигаем их идеального объединения. Ну а все остальные факторы служат нам вспомогательными средствами на промежуточных этапах.

Итак, человек становится Человеком, когда может использовать две противоположные силы – притягивающую и отталкивающую – как одно целое. И сочетает он их именно в средней линии.

В нашем мире это невозможно, тем более, что здесь обе они действуют на эгоистической стороне. А в духовном мире они действительно противостоят друг другу: одна – за объединение, а другая – против.

Наука каббала говорит о духовной спайке этих сил, о том, как эффективно использовать их вместе и добиваться положительных результатов, когда ни одна из них не нейтрализует другую и не "перетягивает одеяло" на себя, как это происходит в нашем мире. 

К примеру, сила трения и тяжесть груза тормозят вращение колес вагона, и потому нужна энергия, чтобы двигать его вперед. Если тянущая сила мощнее тормозящей, то вагон едет вперед, а если нет – он стоит на месте. Таким образом у нас всегда результат зависит от вычитания, от того насколько одна сила мощнее другой.

В духовном же они, наоборот, складываются: жесткость экрана (кашиют) и  толща желания (авиют) действуют как одно. Они производят между собой ударное взаимодействие, а потом объединяются. И в мере этого единства сосуд достигает духовной реализации, обретает духовную форму. Только так можно добиться правильного результата. Он обусловлен материалом сопротивляющегося желания, заложенного внутри, и его внешней формой, которая тянет нас вперед.

Из урока по статье "Свобода воли", 01.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Свобода между молотом и наковальней

"Плюс" и "минус", соединенные общей работой

Идем на конфликт противоположностей

Свобода между молотом и наковальней

каббалист Михаэль ЛайтманВсё в нашем мире строится на противоборстве двух противоположных сил. Любое наше взаимодействие основано на преобладании одного фактора над другим, любой успех достигается за счет чего-то.

Как же установить между нами правильную взаимосвязь? Сегодня у нас есть только одно решение – уступки. Я бы хотел завладеть всем миром, но меня ограничивают: "Бери лишь то, что находится не далее, чем в десяти сантиметрах от тебя". Каждый лимитирован подобным образом, но мы не в состоянии соблюдать эти нормы, и потому испокон веков ведем войны, либо применяем другие методы, чтобы возобладать друг над другом. Каждый раз зависть, страсть и честолюбие вытягивают нас из текущего состояния в более комфортное.

Однако сегодня все мы взаимосвязаны между собой. Никто уже не может отдалиться от других или перейти на самообеспечение. Современные условия не позволяют достичь даже минимальной самодостаточности. Я неизбежно нахожусь в зависимости от других – до такой степени, что они проникают ко мне в салон, в разум и чувство. Наши узы протянуты повсюду, и они определяют всю мою жизнь.

Раньше человек чувствовал себя свободным после работы и не тяготился тотальной сетью взаимного воздействия. Но сегодня все мы скованы общей цепью, а потому и две противоположные силы, действующие в каждом, тоже взаимосвязаны на глобальном уровне. С собственными проблемами я бы справился или смирился, но в наш век и это невозможно – я настолько завишу от других, что их воздействие разрывает меня на кусочки, бросает во все стороны сразу.

А потому нам необходима новая методика, позволяющая каждому лично жить спокойной жизнью, а всем вместе – по-новому, правильно объединяться. 

В противном случае человеку всегда будет казаться, что другие используют, эксплуатируют его. К лучшему или к худшему – неважно, ведь он при этом ни над чем не властен и лишен всякой свободы.

А с другой стороны, таков закон Природы: во всех нас действуют две противоположные силы – притягивающая и отталкивающая, – и сегодня мы уже видим, что они составляют единый механизм. Осталось только научиться управлять им.

И потому впервые в нашей истории перед нами встает вопрос о свободе индивидуума: какой она должна быть в сложившихся условиях?

Из урока по статье "Свобода воли", 01.01.2012

Предыдущие сообщения на эту тему:

Единство противоположностей – только в духовном

Вырасти, чтобы сблизиться

От разрозненных эгоистов к единому целому

Желания, которые я не выбираю

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Насколько подробным и объемным должен быть базовый курс " Эволюция, как развитие эгоизма"?

Ответ: Насколько только можно, потому что из него исходят остальные курсы, которые являются частными в развитии основного курса.

После этого идет курс о свободе воли: существует ли она, в чем она заключается. Этот курс очень обширный, в нем много тем, потому что мы не только изучаем, есть ли свобода воли, в чем и как ее реализовывать, а в каких именно элементах природы она существует, есть ли она у человека, на каком этапе развития, как отличить свободу воли от неволи и т.д.

Ведь мы не знаем, откуда в нас возникают желания. Мне кажется, что они мои, – а на самом деле, это просто наводки со стороны. Откуда? Почему? Во мне возникают желания под влиянием окружающего общества: я смотрю телевизор и вдруг начинаю желать того, что мне показывают, и это неосознанно воспринимается  мной, как мое собственное желание. Назавтра я уже хочу приобрести то, что вчера увидел по телевизору, и считаю, что реализую свое желание. Мы все понимаем, что таким образом нас покупают и нам продают.

Это всё надо объяснять, потому что это завязано на принятие решений, на осознание того, в чем моя свобода воли, могу ли я быть свободным от навязанных мне всевозможных идей и ценностей, которые на самом деле и не ценности, и не идеи, а просто бизнес.

Каждая тема, которую мы развиваем и преподаем, дает человеку огромное поле деятельности, поэтому передача информации должна быть широкой, с большим количеством примеров, обсуждений. Иногда, когда человеку преподносишь материал фронтально, "в лоб", он его не воспринимает, а через какие-то объяснения, игры, ситуации он начинает понимать, о чем ему тогда говорилось.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Подневольная "свобода воли"

В поисках свободы

Как распорядиться своей свободой

Подневольная "свобода воли"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: В чем заключается свобода воли?

Ответ: У человека в нашем мире нет свободы воли. Он появляется на свет в уже законченном состоянии и под влиянием окружающей среды развивает те исконные данные, с которыми родился, которые сам не выбирал. Ни внутренние его параметры, ни внешние, воздействующие на него, не являются избранными им, поэтому в этом нет свободы.

Свобода есть только в выборе определенной окружающей среды, чтобы она сформировала меня таким, каким я хочу быть. В соответствии с тем, какой личностью я желаю стать, я и выбираю окружающую среду.

Здесь тоже есть проблема: на основании чего я думаю, что мне подойдет именно эта окружающая среда, а не другая? В общем, тут есть еще очень много внутренних выяснений, пока человек дозреет и поймет, что ему нужно. В принципе, это понимание чувственное, сердцем: где же находится на самом деле моя свобода воли. И это непросто. Но мы должны до этого состояния довести практически каждого.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Желания, которые я не выбираю

Как распорядиться своей свободой

Где таится наша свобода?

Не покушаясь на уникальность

каббалист Михаэль ЛайтманРодившись с врожденными свойствами, мы неизбежно перенимаем ценности и стандарты окружения. Каждый по-своему вбирает его воздействие: даже младенцев тянет к разным вещам, хотя мы не всегда обращаем на это внимание. Так на первичные внутренние свойства накладываются вторичные внешние – всё новыми и новыми добавками.

Любой человек в этом смысле уникален, и мы должны беречь самобытность каждого. Не соглашаться можно лишь с внешним воздействием, проявляющим эту самобытность. Например, если человек пять лет провел в дурном обществе, которое плохо повлияло на реализацию его задатков и направило их в антисоциальное русло, тогда мы можем вступить в конфликт с этим воздействием.

Однако нельзя конфликтовать с естественными, изначальными качествами, поскольку в них кроется корень человека, его свобода. К ним мы не вправе прикасаться, ведь никто другой не заменит этот фрагмент общей мозаики творения.

А потому нужно лишь позаботиться о влиянии хорошего окружения – и тогда все естественные задатки человека будут развиваться к лучшему, даже если до сих пор ему недоставало правильных воздействий.

Из урока по статье "Свобода воли", 29.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Тьма перед рассветом

Кому и чему служит моя исключительность?

Власть окружения

Философия моего "Я"

каббалист Михаэль ЛайтманВопрос: Говоря об интегральном обществе, Вы все время подчеркиваете, что человек отказывается от своего мнения ради общей идеи. Не могли бы Вы несколько подробней остановиться на этом?

Ответ: Я скажу об этом пару слов. Это целая, можно сказать, философская система.

Во-первых, человек должен понимать, что он сам себя не создал, он родился таким –  таким его создала природа. Отчасти он получил какие-то свойства от родителей, отчасти – от окружающей среды в процессе взросления, и отчасти – вообще неизвестно откуда, почему и как.

Все, что в нем есть – не его личное, а передалось ему от каких-то внутренних генов, которые реализовывались бесчисленными поколениями его предков. Конкретно в создании человека участвуют исконные гены и стволовые клетки его родителей. Как сказано в Библии: отец, мать, и Бог между ними. Они втроем и участвуют в этом процессе.

Затем человек развивается под влиянием окружающего общества, которое навязывает ему свои ценности. То есть, в человеке нет ничего своего.

А где же его личное "Я"? Непонятно вообще, что это такое? Откуда оно возникает у меня? Даже если мы возьмем маленького ребенка, мы видим – это просто автомат, маленькое животное, в котором постепенно начинает откуда-то проявляться свое "я", нечто самостоятельное, структурированное, личностное. А что это такое – мы не знаем.

Вот когда человек отделяет все, что не его, от этого "Я", тогда он начинает действительно ощущать, что не проблема оторваться от его качеств, которые он получил от окружающей среды, от воспитания, от своих родителей, или вообще непонятно откуда – из тьмы веков.

Самое главное – это мое "Я". Если я буду думать только о том, как бы его приподнять и реализовать, тогда мне неважны все существующие во мне свойства и качества. То есть они – не мои. Если человек правильно себя позиционирует, то понимает, что приподняться над всем этим не составляет особого труда.

Эти наши "Я" мы и должны соединить между собой. А все остальное – оставить, потому что это сугубо случайные, сопутствующие нам параметры. 

Реплика: Выходит, что развитие этого "Я" и является задачей курса интегрального воспитания?

Ответ: Из всей этой наносной оболочки, шелухи мы должны достать и развить именно это ядрышко – исконную стволовую клетку каждого из нас. Ее можно развить только соединением между собой всех стволовых клеточек. Когда мы их соединим в один общий организм, он будет действительно равен и совершенен, как сама природа.

Из беседы об интегральном воспитании, 12.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Специфика интегральной реальности

Власть окружения

Общая "стая" человечества

Где таится наша свобода?

каббалист Михаэль ЛайтманМы уже понимаем, что свобода воли – понятие непростое. Мы рождаемся со свойствами, которых не выбирали, в семье и условиях, которые не выбирали, получаем образование, которого не выбирали… Короче говоря, нас растят и формируют без нашего выбора.

В итоге, человек в нашем мире "изготовляется" – родителями, окружением, обществом… Поэтому у него нет никакой свободы, и спрашивать тут не с кого, ведь он – машина. Ему кажется, что это его мысли, его желания, его действия, но в действительности они навязаны и неизбежны.

В таком случае, зачем нужно всё это творение? Ведь мы говорим о замысле, заложенном в Природе, о желании, намерении, большой мудрости. И вправду, Природа, или Творец, или Высшая сила, по определению, обладает колоссальной мудростью, намного большей, чем всё творение, лежащее ниже.

Исследуя мир, мы обнаруживаем в его устройстве мудрость, не доступную нашему пониманию. Нам удается лишь "соскрести" верхний слой, на котором и зиждется вся наша наука. На самом деле мы еще не начали раскрывать подлинные силы, отношения, формы и взаимосвязи, имеющиеся в этой реальности.

Так для чего Творец создал мир? Чтобы Его создания действовали по программе? Ведь начало и конец известны, и всё существует в абсолютном виде, без нашего выбора и расчета. Всё творение перед Ним как на ладони, полностью прозрачное и предсказуемое. Да и вообще, для Творца не существует времени.

Но в этом же нет никакой пользы. Так способны ли творения на некое самостоятельное действие в некоей форме на некоем этапе? Действие, ради которого их стоило создавать вместе со всей реальностью?

Здесь-то мы и подходим к основному вопросу: где лежит свобода воли, ради которой Творец сотворил всё? Духовные миры, мириады форм и явлений, да еще и материальная Вселенная – всё для того, чтобы, возможно, человек совершил самостоятельное действие в одно краткое мгновение своей жизни? Мгновение, придающее смысл всему остальному.

Пока оно ускользает от нас, оставляя с безответным вопросом, но если мы отыщем эту точку, в которой можно добавить собственную крохотную лепту, то вся действительность озарится, проявив свое чудесное, бесконечное наполнение… 

Итак, мы должны выяснить, где лежит наш свободный выбор. Логически рассуждая, не может реальность существовать без этой возможности. Ведь иначе мудрой Природе не было бы резона создавать что-то. В таком случае ее действия не имели бы никакого смысла.

Нам необходимо отыскать свою свободу. Без нее вся наша жизнь остается запрограммированной последовательностью, предрешенной пьесой, в которой мы играем свои марионеточные роли. Мы должны отыскать точку свободного выбора и реализовать ее – в этом всё предназначение человека.

Что же это за свобода? Свобода от кого? От Творца и Его велений? Разумеется. Ведь пока я подключен к Нему, меня как такового нет, мною движет Он. Вот и выходит, что освободиться мне нужно не от других людей и даже не от себя, а прежде всего от Него. Творец создал некое состояние, в котором я могу быть отключен от Него, от Его управления. И тогда я свободен.

Далее возникает вопрос: что мне делать с этой свободой? Какие возможности я обретаю? Каким помыслом, каким чувством, каким действием заполняю ту пустоту, которая внезапно разверзлась, раскрылась для меня? Об этом мы поговорим в другой раз.

Из урока по статье "Свобода воли", 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Полюса моего выбора

Повсюду Он. А где же я?

Мерило свободы

Подставь под свет свое начало

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Ученые не могут отыскать какого-либо мостика, достаточного для того, чтобы перейти широкую и глубокую пропасть, разделяющую духовную сущность и материальные атомы. А потому все метафизические теории бесполезны для науки.

Человек получает врожденные свойства от родителей. Эти свойства, сами по себе, неизменны, но общество воздействует на них и придает им различные формы. Таким образом, в итоге человек выражает не себя, а внешнее окружение.

Способности бывают разные, всё дело в форме, которую им придают: человек может стать большим мафиози или большим ученым, мясником на бойне или мясником в уголовном мире. Дистанция между полицейским и вором на самом деле мала, и оба они понимают друг друга.

Итак, общество делает из человека то, что сочтет нужным. Хотя в основе его и заложено изначальное зерно, однако факторы воздействия делают с ним что хотят. Так обстоят дела на материальном уровне, и потому здесь мы ничего не решаем.

С другой стороны, на духовном уровне мы должны выявить в человеке корень его души, точку в сердце – и поместить ее в окружение, которое обеспечивает свет, возвращающий к Источнику. Надо выстроить материальное окружение так, чтобы оно несло человеку этот духовный свет, который будет воздействовать на точку в его сердце и развивать ее.

Человек же, со своей стороны, должен склоняться перед правильным окружением, нейтрализуя собственное эго, чтобы снимать эгоистические покровы с точки в сердце. Ему нужно извлечь свою точку и соединить ее с другими точками, чтобы это действительно выглядело как устремление к отдаче.

Хотя их намерение все еще эгоистично, однако между ними уже возникает тяга к взаимной отдаче – сила, хотя бы в чем-то подобная свету, возвращающему к Источнику. Только так можно его привлечь. Этот свет воздействует на те эгоистические силы в нас, которые все-таки стараются поддерживать связь, несмотря на царящую меж нами ненависть. 

Таким образом, есть первоначальная точка в сердце, корень души человека, и есть свет, возвращающий к Источнику, – сила, развивающая корень души. Все эгоистические условия в человеке и окружении, т.е. группе, предназначены для того, чтобы он, насколько это возможно, развивал силу отдачи, намерение достичь отдачи.

Именно для этого мы видим себя облаченными в эгоистическую оболочку, клипу, а также видим группу, которая вызывает в нас отторжение. Это позволяет нам извлечь изнутри свою точку и поместить ее перед светом, возвращающим к Источнику. Иначе мы просто не сможем этого сделать.

Вот и выходит, что клипа – суть "подмога напротив Него", позволяющая мне подставлять свою точку под свет.

Из урока по статье "Свобода воли", 28.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Полюса моего выбора

Покоряя свою природу

Духовное окружение – хранилище души

Полюса моего выбора

каббалист Михаэль ЛайтманМы рождаемся и развиваемся в человеческом обществе – со своими врожденными свойствами и с теми свойствами, которые укореняет в нас окружение: родители, детский сад, школа, двор и т.д. Все качества, которыми мы обзаводимся на протяжении жизни, и вся наша деятельность, обусловленная изначально заложенной внутренней программой, – это не мы. В этом нет ничего личного, самостоятельного, ничего такого, что человек выращивает и определяет сам, будучи истинным хозяином положения. В конечном итоге, речь идет о комбинации врожденных свойств, которые в нем развиваются, и внешних воздействий.

Всё катится своим чередом, за исключением одного момента, который нам до конца не ясен. Выясняется, что человек может выбрать себе окружение, которое будет развивать его в определенном направлении.

Прежде всего, возникает вопрос: что в этом необычного? Почему это зовется свободным выбором?

К примеру, мне захотелось научиться музыке, и я вступаю в среду музыкантов. Есть ли в этом Я? Является ли это моим свободным выбором?

Я завязываю всё новые знакомства в среде музыкантов и продвигаюсь вперед благодаря им. Реализую ли я при этом свою свободу воли?

Нет, говорят мне, тобою движет зародившееся изнутри желание. Ничего от тебя тут нет. Просто первый порыв направил тебя в соответствующее окружение, вот и всё. С каждым такое бывает.

Где же тогда свободный выбор? Понятно, что я проникаюсь желаниями окружения, зажигаюсь от него, подвергаюсь его воздействию и хочу расти как музыкант. Но всё это не говорит о свободе.

Подлинная свобода появляется тогда, когда я сопротивляюсь окружению, противлюсь тому, что оно собой представляет, не желаю реализовывать свое желание именно в нем – и все-таки, по безвыходности, понимаю, что только там могу реализовать его. Я обязан включиться в товарищей, чтобы достичь цели, и в то же время ненавижу их, испытываю к ним отторжение, не желаю действовать через них. При наличии двух этих полюсов и рождается мой выбор – ничейная территория между двумя противоположностями. 

И возможно это, только если у меня есть точка в сердце, если Творец передо мной, а злое начало против меня. В таком случае группа – это та территория, где я должен себя реализовывать.

Если всё расставить по местам, тогда действительно в группе, в единстве товарищей, благодаря которым я поднимаюсь к Творцу, – там лежит мой свободный выбор, средняя треть Тифэрэт. Ну а если человек просто живет в нашем мире, то никакого свободного выбора у него нет.

Начиная с этой точки, каждый раз совершая свободный выбор, мы поднимаемся по ступеням духовной лестницы и обретаем конструкцию под названием "Человек" (Адам), пока не выстраиваем ее в полном объеме на ступени Малхут мира Бесконечности, в конце исправления.

Всё это осуществляется путем выбора лучшего окружения: каждый раз мы погружаемся в группу еще глубже, спаиваемся с ней еще крепче – и так растем.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Новый прорыв: сжигая мосты

Покоряя свою природу

В поисках свободы

Скачок в будущее

каббалист Михаэль ЛайтманБааль Сулам, "Свобода воли": Что если больной          не желает выполнять советы врача до тех пор, пока не поймет, как они действуют, и для этого начинает изучать медицину? В таком случае он может умереть от болезни, прежде чем успеет изучить ее.

Допустим, я живу на краю Земли, в глухой деревушке, шалаши которой приютили несколько семей. Мы занимаемся охотой и собирательством, и, кроме этой жизни, ничего не знаем.

Но внезапно к нам приходят цивилизованные люди из развитой страны с различными инструментами и приборами. Для меня они – кудесники, спустившиеся с небес.

Возникает вопрос: должен ли я пройти весь тот путь, который проделали они? Или у меня есть возможность уже сейчас обрести у них мудрость, разум и чувство, помимо технических продуктов прогресса, и перескочить в своем развитии на две тысячи лет вперед? Возможно ли такое?

Понятно, что я могу научиться использовать их аппаратуру. Для этого большого ума не надо. Но здесь речь идет о внутреннем развитии – чувственном и рассудочном: могу ли я покрыть разделяющую нас пропасть и перескочить через тысячелетия, пройденные их страной, их народом?

Так вот, это возможно при помощи объединения между нами, но не внешнего, не напускного, а внутреннего, настоящего. Тем самым мы действительно способны передавать друг другу разум и чувство. Как следствие, нет необходимости в том, чтобы каждый преодолевал все ступени, пройденные другими. Мы начинаем не с нуля, а зависим от общества – от того, что можем обрести у него.

И в этом – наше спасение. Так мы сокращаем путь и ускоряем развитие. Вместо того чтобы учиться на бедах, мы учимся у других людей – и набираемся мудрости. Правда, в нашем мире мы далеко не всегда передаем друг другу позитивный потенциал. Ведь люди, которые теснее связаны с природой, на самом деле более развиты: они тоньше, чутче, они ближе к духовному по сравнению с "цивилизованным" миром. 

Однако главное остается неизменным: мы перенимаем разум и чувство у тех, к кому присоединяемся. Это верно даже на материальном уровне нашего мира. И потому каждый скачок в нашей коммуникации, в связях между нами, отражается и на внутреннем взаимодействии. В результате человечество развивается намного быстрее – особенно ярко это проявилось в 20-м столетии с его взрывным ростом после сравнительно "неспешных" тысячелетий. Всё это – следствие протянувшейся между людьми взаимосвязи, по нитям которой передаются чувство и разум.

Соответственно, и мы, объединяясь в правильную группу, можем обретать разум и чувство товарищей, восполняя то, что не прошли сами. На самом деле, неважно, кто из нас "мал", а кто "велик". Я перенимаю у них то, чего сам не достиг бы никогда. Ведь я – всего лишь точка в силовом поле общей системы. И всю эту интегральную систему я обретаю у них. Если я не объединяюсь с ними, мне вообще негде ощущать новое измерение.

Итак, если в нашем мире обмен мудростью сулит определенную выгоду, то в духовном он играет решающую роль: лишь благодаря ему я обретаю духовный сосуд.

Из урока по статье "Свобода воли", 27.12.2011

Предыдущие сообщения на эту тему:

Давайте все вместе навалимся на Фараона

Сердце, в котором растворяются все

Развитие по экспоненте

Страница 52 из 76« Первая...5051525354...Последняя »